Как играть с малышом от рождения до года. Как живется малышу в мамином животике

Мы выполняем назначения врачей, правильно питаемся, не забываем принимать витамины. И так хочется пообщаться с ребенком, но не все из нас знают как - и поэтому просто гладят свои животики. Да и вообще, услышит ли, поймёт ли нас малыш? А к тому же что о нас подумают окружающие, глядя, как мы беседуем с частью своего тела?

Но, несмотря на то, что многие люди не верят в возможность общения со своим ещё находящимся в утробе малышом, будущие мамы и папы, не стесняясь, что-то шепчут и приговаривают ему.

Девочки, а я вот интересуюсь, кто-нибудь разговаривает со своим малышом? Ведь после 18 недель они все слышат, до 18 недель только различают интонацию и громкость голоса. Мы купили недорогие народные сказки, и я иногда по вечерам читаю. Так малышка перестает брыкаться и внимательно слушает. Да картинки показываю. Конечно, она не видит, но слышит что нарисовано. Мне даже свекровь советовала почаще разговаривать с животиком. Нам также пришлась по вкусу классическая музыка. Я вообще верю в пренатальное воспитание. Да и удовольствия куча, когда на твои слова малышка реагирует. По-крайней мере, папку мы слушаем. Если о-очень толкается, он руку положит, поговорит, и она у меня всю ночь спит.

Вот у корейцев, например, когда ребенок рождается, считается, что ему уже годик, то есть по паспорту один возраст, а по традициям - на год старше, то есть в то время, когда он еще в пузике, он все равно уже ЖИВЕТ. Мне эта традиция нравится, я с ней согласна. Уже по-другому разговариваешь с животиком - как с живым человеком, и обращаешься по имени, и шутишь как-то целенаправленно, что ли…

Мы не знали, кто будет, - муж говорил мальчик, а я девочка. В итоге, девочка - на двух УЗИ сказали. Но он все равно счастлив, говорит: «Ну и ладно, главное, что наша малюточка будет». Разговаривает с животиком, говорит: «Анюточка, девочка наша любимая, мы тебя ждем, любим. Положит ухо на живот, а она его как пинанёт, он аж весь сияет потом от радости...

У нас вообще хитрюга, вот лягу я полежать вечером, он вроде спит, только папа рядом сядет и начнет со мной разговаривать и животик целовать, так он сразу активизируется, начинает с отцом общаться, я уже смеюсь, что ребенок ещё во мне, а у мужчин моих уже своя тусовка.

Мой муж часто разговаривает с животиком. По вечерам постоянно спокойной ночи желает.

А все-таки она существует...

Начиная писать эту статью, я была уверена, что разговоры с животиком - это не более чем приятное развлечение, способ сблизиться «беременной» паре друг с другом. И если спросить своего гинеколога: «Марь Иванна, скажите, а как разговаривать с животиком?», то внятного ответа не получишь.

Но, оказывается, еще с 1971 года в мире существует такая необычная наука о человеке, как пренатальная и перинатальная психология. В нашей стране эта наука только начинает развиваться, но с 1996 года и у нас есть Российская ассоциация перинатальной психологии и медицины.

Специалист в пренатальных технологиях Наталья ПОДОБЕД, врач акушер-гинеколог высшей категории, кандидат медицинских наук, доцент кафедры акушерства и гинекологии ВолгМУ пишет («Вестник Военно-медицинской академии», 1999, N5, С. 89-91):

Основой перинатальной психологии является теория перинатальных матриц. Особенно много для их изучения сделано американским психиатром Станиславом Грофом. По Грофу, перинатальные матрицы — это стойкие функциональные структуры («клише»), которые являются базовыми для многих (если не для всех) психических и физических реакций в течение всей последующей жизни человека. Учение о формировании матриц при беременности и в родах стало уже стройной теорией. ...Активация сформировавшихся матриц является основой реакции человека в его повседневной жизни.

А пока медицина проводит исследования, составляет теории и разбирается во всех этих сложных понятиях, мы должны понять - а как можем мы, беременные кто в первый-второй, а кто и в шестой раз, просто пообщаться со своим малышом. Что пойдёт ему на пользу, а от чего его надо оградить?

О чём следует говорить животику в первую очередь?

Все знают о существовании установки «беременным нельзя волноваться», но мало кто знает, что и в этой области проводились исследования, показавшие, что в подсознании взрослого человека остаётся информация о происходившем с его матерью, пока она его вынашивала. Результаты этих работ были представлены ещё в 1983 году на I Американском конгрессе про пренатальному и перинатальному воспитанию. Выяснилось, что ребенок еще до рождения способен определять мамину реакцию на все хорошее и плохое, происходящее с ней. Пульс мамы и сердцебиение малыша тесно взаимосвязаны. Если вы только что пребывали в стрессе и сердце ваше стало биться учащеннее, ребенок непременно это почувствует. Чтобы малыш был эмоционально стабилен и устойчив, очень важно уметь быстро успокаиваться самой. Как только вы станете ровнее дышать - положите руку на животик, словесно успокойте и ребенка. Такое сознательное отношение к малышу чрезвычайно важно для того, чтобы психика его сформировалась здоровой, а также тем самым улучшится и ваша психологическая готовность к отношениям с ребенком.

Но не только в горести, как говорится, надо уметь «общаться с животиком», но и в радости. Эндорфины, выделяемые нами в период особенного счастья, малыш также ощущает. Поговорите, объясните ребенку, что с вами происходит, отчего вы радуетесь... Поверьте, это только на пользу и вам, и вашему малышу!


«Музыка нас связала»...

Давным-давно еще наши пра-прабабушки знали русские народные наговоры и напевы для беременных, которые передавались из поколения в поколение:

Как во утро птичка певчая

Звоном радости зарю поет,

Так душа моя зачуяла,

Что под сердцем зреет дитятко.

Ты дитя мое моленное,

Божьим даром воспринятое,

По молитве мне даровано,

Для любви, для ласки-радости.

Ты для матушки, для батюшки

Светом свет покрыл,

Стал надеждой, утешением.

Ждем тебя, тобою светимся,

Ко Христу идем с молитвою,

Чтобы милость на тебя послал,

Чтобы рос для нас наградою,

А для Господа - утехою.

В 1983 году Михаил ЛАЗАРЕВ, доктор медицинских наук и профессор Международной академии наук и искусств, заведующий отделением пре- и перинатального здоровья детей Научного центра здоровья детей РАМН, создал метод пренатального музыкального обучения при помощи музыки «Сонатал». Этот метод основан на безусловном влиянии музыки на сенсорные системы человека, на воздействии песен на оба полушария головного мозга. Метод рекомендован Минздравом РФ.

В своём интервью газете «Владивосток» (2002 год) Лазарев говорил:

В дородовом периоде формируется сам мозг, и чем его сформируют, таков он и будет. Он лепится физически. Даже числом нейронов, которые при рождении у большинства людей угасают из-за невостребованности. Не допустить это - одна из задач моей методики...

Если всё так серьезно, то наверняка не всякую музыку можно включать своему «животику»? Вот что пишет в своей книге «Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях» президент Французской национальной ассоциации пренатального воспитания (ANEP), педагог Андрэ БЕРТИН:

Плод также воспринимает музыку, которую слушает мать во время концерта. Он избирательно реагирует на программу. Так, Бетховен и Брамс действуют на плод возбуждающе, тогда как Моцарт и Вивальди успокаивают его. Что касается рок-музыки, то здесь можно сказать только одно: она заставляет его просто бесноваться. Было замечено, что будущие матери часто вынуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых от бурного движения плода. Таким образом, они должны слушать иную, более структурированную музыку.

Помимо формирования мозга, музыка помогает воздействовать на малыша и физически, и эмоционально - через мамины чувства. Достаточно пару раз в день включать хорошую музыку на 10-15 минут, когда захочется вам самой, и наслаждаться ею!

Я точно знаю, что внутриутробное развитие ребёнка не бред. Во-первых, доказано на практике (среди родивших подруг большинство - музыканты), что музыка, которая нравилась ребёнку в пузе, нравилась ему и после рождения, и он откликался на неё. Ребёнок любит сказки и колыбельные, которые мама читала беременной. У малыша закладываются навыки музыкальные\слуховые\эстетические при прослушивании живой музыки (классика).

Наука доказала, что уже в утробе матери ребенок слышит музыку, речь, интонации голоса. Когда мамочка общается с малышом через специальную мелодику, то между ними возникает полное взаимопонимание. А какое это счастье для уже родившегося малыша - услышать от мамы ту самую мелодию, которую она ему пела, когда он находился еще в утробе. Мамин голос напоминает ему о том состоянии покоя и умиротворенности и ребенок скорее забывает о своих беспокойствах и засыпает в хорошем настроении.

Учиться никогда не рано?

Все мы появляемся на свет с неким числом мозговых клеток, но самое главное - развить межклеточные связи. Стимулирование роста межклеточных связей музыкой ли, чтением или даже играми еще до рождения повышает вероятность того, что ваш ребенок будет более развит интеллектуально. Считается даже, что малыш будет узнавать язык, на котором вы разговаривали с ним. Так, может, стоит поговорить с ним не только на русском?

В своей статье («Внутриутробное воспитание плода. Вариант лекции-беседы с беременными как методический материал для инструктора», Перинатальная психология и акушерство, Волгоград, 2001) Наталья Подобед пишет:

Логическое мышление и способность к языкам формируется с 16 недель беременности и длится до 3-х лет. Чем больше слов на различных языках будет услышано ребенком в этот период, тем легче малыш сможет в дальнейшем осваивать трудности иностранной речи.

С этим соглашается журнал «Счастливые родители», где Дженнифер Боулбрен пишет: «Звук голоса передается малышу через околоплодные воды, и к тому времени, когда он родится, он сможет узнавать не только ваш голос, но и язык, на котором вы говорите. Исследования показали, что маленькие французы проявляют больший интерес к людям, говорящим по-французски, в то время как русские дети явно предпочитают родной язык» .

«Животику» можно не только петь колыбельные, приговаривать русские народные потешки, читать простые детские книжки, но и обсуждать прочитанное, и даже !

Такое общение не только пойдёт на пользу будущим родителям и позволит им отдохнуть и «потренироваться» в общении с ребенком, но и позволит укрепить духовную связь с малышом. Это подтверждает и Ольга АНТОНОВИЧ, педагог-психолог, кандидат психологических наук, которая после четырехгодичного исследования «Формирование психологической готовности родителей к взаимоотношению с будущим ребенком» среди 200 будущих мам сделала вывод:

Специальные занятия теоретического и практического плана, включенные в медицинское сопровождение беременных женщин, могут оказать существенное влияние на формирование психологической готовности родителей к взаимоотношению с будущим ребенком.

Мы с дочкой много «играли». Муж, например, складывал руку на животик со словами «ку-ку», дочка сразу ему в руку толкалась. Разговаривали, сказки читали - вот те сказки, которые в пузе ей читали, она потом с явным вниманием слушала уже месяца в 3. А голоса близких уже в роддоме узнавала - даже врачи отмечали, что она сразу головку поворачивала к папе! ...С пузом просто надо научиться общаться и не комплексовать перед близкими. Ребенок не «когда-то там будет», а он УЖЕ есть, и ему уже необходимо ваше внимание! И это незабываемые ощущения, когда находишь контакт со своим еще нерожденным ребенком!

Как уговорить малыша родиться?

Говорят, что даже такое «невозможное возможно»! Если на протяжении всей беременности мама разговаривает с ребенком, у нее в любом случае сформируется особенная связь, пусть и на ментальном уровне. Удивительно, но врачи иногда советуют мамам самим договориться с малышом в неправильном положении, чтобы он перевернулся, или даже уговорить ребенка родиться поскорее или попозже.

Лариса Свиридова, практикующий психолог, руководитель школы для родителей «Мама Лара» пишет о таком разговоре:

Невозможно переоценить разговора родителей с ребенком о предстоящих родах. Конечно, не нужно рассказывать ребенку о механизме родов, о том, сколько это будет продолжаться, - здесь более важно говорить с ребенком о том, как ждут его рождения родители, что приготовлено к его рождению, какие пеленки и распашонки нашиты для него мамой, какая люлька и коляска куплены папой, как заждались его бабушки и дедушки, братья и сестры. Этот разговор нужно продолжать в течение всех родов, и в этом смысле очень важным становится присутствие папы, поскольку в родах бывают такие моменты, когда с ребенком проще говорить отцу. Необходимо понять, что ребенок - активный участник процесса, поэтому в случае затянувшихся родов, перед тем как использовать медикаменты для стимуляции схваток, необходимо поговорить с ребенком, попросить его о помощи. Когда ребенок двигается, он стимулирует силу сокращений рожающей матки, и ему проще пробраться по родовым путям во время потужного периода. Это может показаться несколько нереальным и надуманным, но те люди, которые непосредственно принимают роды, говорят, что все дети ведут себя в родах по-разному: кто-то из них занимает активную позицию, а кто-то очень пассивен, и тогда всю работу выполняет мама.

Общайтесь с «животиком», пойте и читайте, включайте ему музыку и играйте с ним, и потом подрастающий ребенок будет с огромным интересом, радостью и гордостью слушать ваши рассказы о том, как мама с папой ждали его.

Пренатальная дородовая педагогика направлена на стимулирование активности малыша и налаживание связи с ребенком еще в животике у мамы. Исследования этого направления все еще продолжаются, имея своих сторонников и противников.

Одни специалисты осторожны, обращая внимание будущих мам, что излишние усилия по обучению ребенка еще в утробе матери могут негативно сказаться на его нервной системе.

Другие приводят в свою защиту ряд экспериментов, доказавших, что в будущем дети, которым уделяли персональное внимание во время беременности (бондинг), способны развиваться и налаживать эмоциональные связи с родителями быстрее.

Если тебе близка эта идея, бери на вооружение несколько вариантов, как поиграть с малышом еще до его рождения.

Тактильные игры

Американских будущих родителей учат легонько постукивать по животу беременной именно в том месте, где они почувствовали толчок будущего малыша. Если ты знаешь детские потешки, проговаривая их, ты включаешь еще больше каналов вашего взаимодействия.

После 30 недель ребенок уже активно двигается. С ним можно по-настоящему поиграть. Дождись времени, когда кроха бодрствует. Почеши любое место на животе, и через несколько секунд ты почувствуешь ответный толчок.

Можно при этом произносить мотивирующие слова, поощряющие активность карапуза.

Игры со светом

Деткам нравятся игры с огоньками.

Дождись шевелений крохи, чтобы поиграть с ним, установи мысленный контакт с малышом. Включи фонарик или подсветку на телефоне, направь луч в ту точку живота, где, как ты предполагаешь, находиться головка маленького. Подержи на одном месте несколько секунд и потихоньку перемести в сторону. Ты почувствуешь, когда малыш заметит огонек: он замрет, а потом постарается поймать его или будет двигаться следом за ним.

Такая игра подарит позитивные эмоции, такие важные для эмоциональной взаимосвязи между вами.

Можно предложить карапузу и разновидность пряток. Надень плотную одежду, не пропускающую лучи, приготовь яркую лампу. Спроси: «Где же мой родной спрятался? Ку-ку!», затем подними свитер, подставляя живот под источник света: «Вот мой любимый!»

Трудно передать чувства женщины, узнавшей о зародившейся внутри нее новой жизни. Радость, смятение, тревога, гордость… И все же у будущей мамы есть счастливая возможность показать окружающим свои чувства (как знакомы мамочкам ручьи слез и приступы смеха), рассказать близким о своих переживаниях. А как же малыш? Он еще совсем кроха, но это не значит, что он ничего не чувствует. Что же происходит с малышом в такой прекрасный период жизни женщины, когда она с трепетом ощущает, как растет и развивается внутри нее маленький человечек? С самого момента зачатия ребенок (а для счастливых будущих мамочек это уже их любимый малыш, а вовсе не эмбрион или плод!) без устали развивается, растет, адаптируется к своей новой жизни. Впереди столько всего интересного, приходится начинать учиться еще в животике у мамы! Тактильная, или кожная, чувствительность возникает примерно на 8 неделе внутриутробной жизни и дальше совершенствуется с каждым днем. Еще никто не догадывается о Вашей беременности, малышу исполнилось только 9 недель внутриутробного развития, а с помощью ультразвука уже можно увидеть, как малыш двигает ручками и ножками, сжимает кулачки, открывает ротик, глотает и даже пробует сосать свой пальчик. А это что? Какой-то интересный канатик! И его потрогаем! Он такой толстенький и упругий. Игра с пуповиной тоже помогает развивать кожную чувствительность. Давление на животик, при котором происходит изменение объема матки, также не остается незамеченным. Если будущая мама задумается и положит во время чтения книжку на свой живот, часто следует незамедлительная реакция - малыш начинает толкаться! Будущие родители могут пообщаться со своим чадом путем прикосновений. Во время бодрствования малыша, когда он начинает двигаться, можно тихонько погладить или нежно постучать по животику мамы в том месте, где ощущаются движения. Ребенок скорее всего ответит Вам, толкнув Вашу руку своей ножкой или ручкой. Ласковые прикосновения мамы очень важны для развития крохи. Мама делает массаж своего округлившего животика, смазывая его кремом или маслом?- Малыш при этом тоже получает свою порцию нежных поглаживаний. Малыш по мере "взросления" становится чувствительным к эмоциям, которые испытывает будущая мамочка. Если мама чем-то взволнована, то ребенок тоже переживает похожие чувства - стресс, возбуждение, радость. Гормоны, появляющиеся в крови матери во время таких переживаний, передаются и малышу. Например, мама испытывает страх, в кровь выбрасывается гормон адреналин, часть которого через плаценту передается малышу и вызывает у ребенка сердцебиение, возбуждение и резкие движения. Мамочка включила любимую музыку, отдохнула, успокоилась - малыш успокоился тоже. Такие стрессы, если они не постоянные, а происходят только иногда, даже полезны для развития крохи - он узнает разные эмоции и учиться реагировать на них. Поэтому, если Вы расстроены, устали или даже пережили очень сложный эмоциональный момент, нужно постараться расслабиться самой, погладить животик и поговорить с Вашим чадом, уверив его (и себя!), что все будет хорошо, а горести проходят, и вы вместе со всем справитесь. Так и будет! Научные исследования показали, что чувство слуха у малышей начинает развиваться уже на 15-20 неделе после зачатия. Если на живот женщины положить какой-нибудь источник звука, то у ее ребенка, достигшего 25 недель внутриутробного развития, возникает учащенное сердцебиение, и он начинает активно толкаться. Можно попробовать представить, какие звуки слышит Ваш еще не рожденный малыш. Приложите ухо к груди кого-нибудь из ваших близких (хорошо подойдет могучая грудь любимого мужа!). Что можно услышать? - удары сердца, урчание в животе, бульканье, шелест. Подобные звуки слышит и Ваш ребенок, только они приглушены околоплодными водами. И после рождения такие звуки будут утешать и успокаивать малыша, ведь они сопровождали его 9 месяцев! Известно, что многие новорожденные успокаиваются, если слышат сердцебиение мамочки, записанное на кассету! Голос любимой мамы особенно привлекает внимание крохи. Он учится различать интонации, тембр голоса и после рождения выделяет ее голос из множества других. Также малыш может слышать голос папы, особенно если будущий папа будет "разговаривать" с животиком. Может быть, это выглядит немного забавно, но дает возможность и папе, и малышу наладить контакт еще до момента рождения ребенка. Старшие дети тоже могут поучаствовать в таком общении. Моя дочка в возрасте 1 год 3 месяца ложилась ухом на мой округлившийся живот, где, как она знала, "живет ляля" и кричала "да-да-да", как она обычно разговаривает по телефону! Конечно, звуки, доносящиеся до ребенка в животике мамы, звучат по-другому, чем снаружи, так как приглушаются жидкостью, в которой плавает малыш - околоплодными водами. Когда мы находимся под водой, например, в бассейне, то можем слышать голоса и звуки, но они доносятся до нас немного искаженными, глухими. Примерно так воспринимает звуки внешнего мира и ребенок. Нельзя не отметить, что малыши в животиках очень музыкальны, при этом они имеют свои пристрастия. Обычно классическая музыка успокаивает малышей, а громкая ритмичная может вызвать возбуждение. Если будущая мамочка будет часто слушать определенную мелодию, допустим, перед сном, или напевать колыбельную, то родившийся малыш узнает эту мелодию или песенку, и она поможет ему быстрее заснуть. И все звуки, которые малыш слышит еще до рождения, стимулируют развитие ребенка, служат для познания внешнего мира. Может ли видеть еще не родившийся ребенок? По-настоящему зрение ребенка начнет "действовать" только после его рождения, а примерно до 25-26 недели глазки малыша еще прикрыты веками. Да и что рассматривать в полости матки? Вот если мамочка решила позагорать на солнышке и животик греется под прямыми солнечными лучами, то меняется уровень освещенности в "домике" малыша, и он может забеспокоиться - увеличится частота сердечных сокращений, он будет больше двигаться. Но глазные мышцы все равно нужно тренировать: уже с 16 недели беременности можно зафиксировать движения глазных яблок, которые постепенно становятся интенсивнее. С 25 недели кроха может приоткрывать веки и моргать. Такие навыки пригодятся после рождения, когда придет время увидеть мир во всем его многообразии. Питается малыш пока еще с помощью мамочки - через пуповину, но прекрасно умеет различать вкус предлагаемой пищи. Уже на 10 неделе происходит закладка вкусовых рецепторов языка, а к шестому-седьмому месяцу внутриутробного развития их становится даже больше, чем у взрослого человека. Такие детки способны уже различать соленое, горькое, кислое и сладкое. Малыш, плавая в околоплодных водах, не забывает иногда глотать немножко, но не для того, чтобы покушать. Околоплодные воды содержат гормоны, белки, другие вещества, а также соль и сахар, а через плаценту поступают еще различные "вкусовые добавки" (в зависимости от того, что поела мамочка!). Малыш, пробуя околоплодную жидкость, обучается различать вкусовые оттенки и формирует свой вкус. Если мамочка любит острые приправы и будет часто употреблять их во время беременности, вполне возможно, что малыш после рождения разделит ее вкусовые пристрастия. Как мы видим, все 9 месяцев беременности малыш уже вовсю готовится к новой жизни, учится, развивается, общается с нами. Жизнь нашего любимого крохи начинается не в момент рождения, она началась еще в момент зачатия, и важно как можно раньше наладить близкую связь с малышом, и уже сейчас, когда он еще в животике, говорить ему слова любви, дарить ему ласковые прикосновения и петь колыбельные. И тогда мы сможем радостно сказать новорожденному крошке "Здравствуй! Вот мы и встретились, наконец! Я так тебя люблю!"

Раньше, когда говорили о беременности, о ребенке упоминали лишь как о плоде. А плод, он что – растет, развивается, шевелится… С конца 80-х г.г. о ребенке стали активно говорить как о человеке. Врачи иногда говорят не плод, а ребенок, психологи считают, что ребенок у мамы в животе еще не личность, но и рождается он не «чистым листом» – это тоже давно известно. Во многих центрах (а скорее всего во всех), где супружеским парам помогают подготовиться к рождению ребенка, большое внимание уделяют установлению контакта и общению с ним.

Отношение людей к этому очень разное: одни считают саму постановку вопроса полным абсурдом: «С кем там еще общаться?», другие каждый день поглаживают животик и так общаются с малышом, третьи утверждают, что чувствовали ребенка и общались с ним еще до зачатия.

Давайте же разберемся, можно ли общаться с ребенком до рождения, как это можно делать, и что это дает ребенку и будущим родителям.

Для того, чтобы ответить на вопрос «С кем там общаться?» достаточно обратиться к исследованиям внутриутробной жизни младенца, которые проводились различными специалистами в разных странах с самого начала ХХ века.

Сейчас доподлинно известно, что, начиная с 6 недель, можно зафиксировать мозговые импульсы ребенка, он начинает реагировать на свет. 10 – 11 недель – время, когда малыш начинает чувствовать прикосновение, тепло, вибрацию, боль, давление и не только чувствовать, но и реагировать. Если ощущение ему «не нравится» – он отстраняется или отворачивается. 18-20-недельный ребенок уже проявляет свой характер. Там, где «тихоня» слыша громкие звуки, пугается, более активный – может рассердиться. Мимика ребенка выражает удовольствие, гнев, крик, плач, появляется улыбка. Ребенок уже хорошо слышит и «запоминает» отдельные слова и фразы, различает голоса, имеет музыкальные предпочтения. Известно, что детям больше нравится мелодичная музыка, особенно любят малыши Моцарта и Вивальди. На шестом месяце развивается вестибулярный аппарат – это значит, что ребенок начинает различать положение своего тела в пространстве и переворачиваться. В это же время появляется вкус, а обоняние разовьется только к девятому месяцу.

Так что сомнений не остается – общаться есть с кем. Более того, это маленькое существо ждет общения, а иногда активно добивается. Очень часто приходится слышать от будущих родителей, что пока папа руку на живот не положит, ребенок не угомонится и маме заснуть вечером не даст. Детка может требовать вечернюю прогулку, купание перед сном или любимую песенку, а иногда душевный разговор.

И вот мы уже говорим о том, как общаться. Поскольку слух у ребенка развивается раньше всего, а к моменту рождения малыш уже может узнавать маму и папу по голосам и интонациям, то конечно, с ним можно разговаривать. Не просто мысленно общаться или что-то тихонечко нашептывать, а именно говорить.Одно исследование показало удивительную связь такого общения с развитием ребенка после рождения. В семьях, где ожидался ребенок, папы в одно и то же время дня должны были похлопывать по животу и говорить одни и те же слова: «Я твой папа!». Когда детки родились, то выяснилось, что они меньше плакали, дольше и внимательнее слушали, когда родители с ними разговаривали, и раньше начали говорить сами, чем те дети, с которыми родители до рождения не общались. А ведь это только эксперимент, в жизни общение может быть и более разнообразным и более эмоциональным. Расскажите ребеночку, как вы его любите и ждете, какой он у вас замечательный, умный, добрый, любящий и талантливый, что чувствуете в своем сердце нежность и теплоту, и как вы счастливы, что он пришел к вам. И еще многое, и многое, что вам захочется сказать ему от самого сердца.

Еще один прекрасный способ общения – это пение. Когда женщина поет, она соединяется со своими чувствами и эмоциями и переживает их гораздо полнее. И, конечно же, ребенок тоже ощущает более сильные импульсы от своей мамы – не только голос говорит ему теперь о любви и нежности, но и ее дыхание и все тело как бы пропитывается этими вибрациями.

Вы можете вместе слушать музыку. Малыш узнает, что нравится вам, а вы по его поведению вскоре начнете чувствовать, что нравится ему. Вкусы детишек очень разнообразны: одним нравится спокойная мелодичная музыка, другим – более динамичная, ритмичная музыка, третьи не прочь «потанцевать» и немного подвигаться в такт. Наверное, в этом они схожи с нами – у них разные вкусы, и они любят, чтобы музыка соответствовала настроению. Есть свидетельства, что ребенок может запоминать ту музыку, которая воспринималась мамой наиболее эмоционально. Например, описывался случай, когда один музыкант по памяти сыграл музыкальное произведение, которого прежде не слышал. Оказалось, что его мама, во время беременности исполняла это произведение, и это было единственное время, когда молодой человек мог его услышать. Эта музыка как бы звучала внутри него, было похоже, что он помнил ее всем телом.

Мы говорим об общении с ребенком до рождения. Но разве здесь речь не о воспитании? Ведь очевидно, что хороший музыкальный вкус, манеру разговора, тон и преобладающую эмоциональную окраску общения с людьми ребенок впитывает не только с молоком матери, но и гораздо раньше.

Образ жизни современной женщины часто бывает малоподвижным, особенно если работа связана с компьютером. Давно известно, что маленький человечек хорошо развивается, когда мама много двигается: ходит, совершает разнообразные движения, меняет положение тела. Все это способствует развитию мозга ребенка. Уже упоминалось, что во время беременности развивается вестибулярный аппарат ребенка, для этого и нужно движение. Когда мама ходит, ребенок ощущает покачивания, когда наклоняется – пространство ребенка тоже меняет положение, когда переворачивается – малыш тоже переворачивается. Все это готовит ребеночка к появлению на свет, ведь здесь, в условиях гравитации, очень важно уметь координировать свое тело, чувствовать верх и низ для того, чтобы научиться переворачиваться, ползать, а потом ходить. Делая упражнения, вы наверняка заметите, что одни из них ребенку нравятся, другие – не очень, и, выполняя их, вам придется приспособиться к малышу – когда-то делать чуть медленнее, может быть выбрать меньшую амплитуду движения, больше расслабиться и т.п. Все это тоже общение, потому что гимнастику вы делаете вместе.

С какого момента можно общаться с младенцем? А что говорят об общении в народе? «Друг сердечный», «сердцем чувствую», «сердечная связь»… Вот и ответ. Общаться можно еще до того, как ребенок начинает слышать, ощущать прикосновения и видеть, еще до того, как мы почувствуем его первые еле заметные движения.

С 18 дней бьется сердечко ребенка и отвечает на импульсы наших чувств и эмоций. В этом и парадокс, и объяснение того, что многие женщины чувствуют свое дитя в утробе еще до того, как появились какие-либо признаки беременности. Когда мы поем ребенку, говорим о своей любви и нежности к нему, когда кладем руку на живот, когда видим красивую природу или творения человеческих рук – наши сердца общаются, и устанавливается та самая сердечная связь, которая помогает родителям и дальше понимать своего ребенка без слов.

Итак, общение с ребенком до рождения безусловно для него и хорошо, и полезно. Но что оно дает нам, его будущим родителям?

Природа удивительно мудра: у нас есть целых 9 месяцев, чтобы привыкнуть и освоиться с мыслью о родительстве. Даже если беременность желанная и запланированная, даже если это не первый ребенок, все равно ничего нельзя знать наперед, все равно жизнь внесет свои коррективы. Время ожидания ребенка – это урок длиной в 9 месяцев – урок безусловной любви. Нам не дано знать наверняка, кто родиться – мальчик или девочка, каким будет этот ребенок – талантливым математиком, мудрым философом или веселым менестрелем, мы не знаем его характера, привычек и предпочтений, цвета глаз и волос, тембра голоса. И все-таки это уже наш ребенок – частичка нас обоих – мамы и папы, плод нашей любви. Общаясь с ним, мы учимся быть чуткими и внимательными, учимся понимать свои чувства и ощущения (ведь именно этот язык используют все новорожденные и все детки, особенно те, что не умеют говорить), мы учимся быть терпеливыми и открытыми, потому что беременность – это ожидание – таинство вынашивания и созревания нового человека. Иными словами у нас есть уникальная возможность развить в себе качества, нужные родителям, и приблизиться к тому, чтобы стать хорошими родителями именно для этого ребенка.

В этой статье мы рассмотрим разные виды развивающих игр для малышей от рождения до одного года.

От 0 до 3-х месяцев

В это время между мамой и малышом устанавливается эмоциональный контакт , они привыкают друг к другу. Кроха учится воспринимать мир через ощущения: постепенно обостряются зрение и обоняние, малыш начинает выделять отдельные голоса и звуки из окружающего его звукового шума, а также воспринимать различные поверхности на ощупь. Для развития зрения и фокусировки взгляда показывайте ребенку яркие картинки или предметы: сначала близко, а затем медленно удаляя их на расстояние до 60-80 сантиметров от глаз. Развить слух и внимание помогут песенки. Пойте крохе колыбельные, подходя к нему с разных сторон детской кроватки . Совсем скоро вы заметите, что малыш прислушивается к вашему голосу, поворачивает головку в вашу сторону, реагируя на звук. Для развития тактильной чувствительности предлагайте малышу игрушки с разными фактурными поверхностями, повесьте над кроваткой погремушки и мобили , до которых малыш может дотянуться в любой момент.

От 3-х до 6-ти месяцев

В этот период ребенок учится выполнять крупные моторные движения: переворачиваться, сидеть, тянуть ручки к интересующим предметам. Чаще укладывайте малыша на живот, постелив под грудь свёрнутое валиком , чтобы освободить руки малыша для игр. Также детям в этом возрасте полезны упражнения на фитболе и занятия плаванием для самых маленьких. Для развития мелких моторных движений кроме привычных и любимых погремушек, колец и кубиков предложите малышу . Яркие крупные картинки привлекут внимание ребенка, а необходимость переворачивать странички поможет в развитии мелкой моторики.

От 6-ти месяцев до 1-го года

Предлагайте малышу больше игр на развитие глазомера и координации движений рук. Крохе понравится строить башни из , нанизывать кольца на пирамидку и складывать мячики в корзину. Отодвигая желаемую игрушку от крохи, вы будете стимулировать в нем желание подползти к ней. А чтобы малыш быстрее научился вставать и ходить, любимого плюшевого зайца нужно положить повыше. Предложите ребенку , которая привлечет внимание ярким цветом, подвижностью элементов и забавными звуками. И, конечно, не забывайте о музыке! Детские песенки сделают игры веселее, а спокойная колыбельная поможет малышу быстрее уснуть. Задавайте волнующие вас вопросы о развитии и воспитании детей нашему эксперту по детской психологии с помощью