Занятие доп о по квиллингу. Квиллинг — увлекательное занятие для больших и маленьких. Заключительное слово учителя

Мастер-класс

Тема: Изготовление поздравительной открытки с элементами квиллинга.

Материалы: бумажные полоски для квиллинга (розовые, зеленые, желтые), лист цветного картона А 4 , клей ПВА, ножницы, карандаш, зубочистки.

Наглядное пособие: образцы элементов квиллинга, образцы готовых различных открыток, изготовленных в технике квиллинга. Готовый образец открытки.

1. Организационная часть. Сообщение темы. Вступительная беседа.

История возникновения квиллинга

Искусство квиллинга, известное также под названием «бумажная филигрань», зародилась в XV веке в Европе. В то время французские и итальянские монахи и монашенки начали украшать предметы религиозного культа бумажными бахромчатыми оборками, сделанными из длинных и узких бумажных полос; эти полосы нарезали из старых книг с золотыми обрезами.

Когда в начале XIX века в Англии изобрели бумагоделательную машину, искусство квиллинга достигло рассвета. На рубеже XVIII-XIX веков оно было популярным домашним занятием среди женщин Англии и Новой Англии.

Квиллингу обучали в первых женских пансионах. Им увлекались юные аристократки, особенно в викторианской Англии. В лондонском музее Виктории и Альберта представлены многочисленные шкатулки, шкафчики, доски для настольных игр и ширмы, украшенные квиллингом.

К сожалению, бумага – хрупкий материал, поэтому до нас дошло лишь немного бумажных украшений прежних времен.

С середины 20 века квиллинг стал возрождаться с появлением в широкой продаже узких бумажных полос, специально предназначенных для квиллинга и открывающих бесчисленные возможности для творчества. Искусство бумаговерчения переживает свое второе рождение.

2. Практическая часть занятия

а) вспомогательные линии

б) изготовление цветов методом квиллинга из 5 лепестков

свободная капля

в) серединки цветов

тугой рулон

г) приклеивание цветов на открытку

д) изготовление лепестков

свободная глаз

е) бутоны

3. Подведение итога мастер-класса

Рассматриваем выполненные изделия, анализируем качество выполненных работ.

Этот мастер-класс помог участникам овладеть некоторыми техниками квиллинга, которые помогут создавать уникальные и долговечные поделки.

Под квиллингом понимают создание различных художественных композиций из фрагментов цветной бумаги. Это могут быть как обычные аппликации или картинки, так и трехмерные, сложные конструкции или игрушки. Увлекаться таким занятием могут как взрослые, так и дети. Для малышей – это, прежде всего, прекрасный и в то же время безопасный способ развить свои способности, научиться работать с различными материалами, приобщиться к созданию прекрасного.

Для того, чтобы начать работу по созданию композиции, необходимо запастись некоторыми материалами. Впрочем, никаких особо хитрых и сложных приспособлений для этого не нужно.

Итак, для квиллинга понадобится:

  • Бумага разного цвета и текстуры;
  • Клей и ножницы;
  • Зубочистки.

Для того, чтобы сделать основную заготовку-спираль, на основании которой базируются многие фигурки, необходимо проделать следующие действия:

  • Сделать небольшую прорезь на конце зубочистки;
  • Разрезать цветную бумагу на небольшие полоски нужной длины с шириной примерно 3 – 5 мм;
  • Один конец полученной полоски вставить в созданный пропил зубочистки и там его зафиксировать, а остальную часть ленточки просто намотать на палочку, заставляя приобрести ленту форму спирали;
  • Когда ленточка закончится, на ее свободный конец нужно нанести капельку клея и закрепить его к спирали, чтобы деталь не раскрутилась.

При занятиях с маленькими детками, которые только начали свое знакомство с квиллингом, не нужно делать акцент на точные и четкие размеры деталей. В этом случае позволительно сделать композицию, опираясь «на глаз».

Мастер класс по квиллингу для детей: создание основных элементов

Создание любой композиции в квиллинге подразумевает использование различных заготовок. Именно они в итоге складываются в четкую и понятную картину.

Одними из основных элементов в квилленге являются:

  • Спираль – как ее сделать было написано выше. Этот фрагмент может быть закрученным или свободным. Для того, чтобы сделать последний вариант, нужно снять ленточку с зубочистки и дать ей возможность немного раскрутиться.
  • Капля – создается путем сжатия одной стороны свободной спирали. Сжимать элемент нужно всего несколько секунд.
  • Глаз – спираль слегка растягивается, после чего зажимается с обеих сторон и отпускается.
  • Лист – получается, если изогнуть уголки «глаз», один – вправо, другой – влево.
  • Завиток – основывается на спирали. Чтобы его сделать, нужно просто не приклеивать свободный кончик к зубочистке.
  • Полукруг – также образовывается из спирали. Для этого нужно нажать на нее так, чтобы нижняя часть осталась ровной, а верхняя слегка закруглилась.
  • Полумесяц – создается из «глаза», уголки которого выгибаются в виде буквы «С».

Практически все создаваемые фрагменты выполнятся на основе спирали. Именно она представляет собой основную деталь композиции в квиллинге.

С чего начинаются занятия по квиллингу в детском саду

Развивать ребенка необходимо с самого детства. Именно поэтому воспитатели в различных дошкольных учреждениях уделяют так много времени различным аппликациям и поделкам.

С помощью квиллинга малыш:

  • Учится внимательности и усидчивости;
  • Развивает свой глазомер и память;
  • Познает окружающий его мир;
  • Улучшает мелкую моторику рук.

Начинать такие занятия следует с самых простых элементов, переходя постепенно к более сложным. Вначале это обычные спиральки, созданные «на глаз», а затем уже красивые капельки, сердечки, листики.

Количество, создаваемых композиций в стиле квиллинг очень велико. Можно создавать цветы, картины, новогодние игрушки, насекомых и даже животных. Все зависит от фантазии и желания ребенка, а также того, кто с ним занимается.

Квиллинг в детском саду: программа занятий

Одна из основных задач педагогов – развить способности ребенка и научить его пользоваться основными инструментами, соблюдая при этом технику безопасности.

Программа занятий с малышами в детском саду выглядит таким образом:

  • Введение. Дети учатся работать с ножницами и клеем, узнают историю этого увлекательного занятия.
  • Создание самых простых элементов квиллинга. Освоение «свободной спирали», наклеивание ее на основу и созданий таких аппликаций, как «яблоня», «божья коровка».
  • Освоение «капельки» и работа с этим элементом. Создание различных цветочков, березок, дождика.
  • Переход к более сложным формам – «глаза» и «треугольника». Создание простенькой пальмы.
  • Закрепление пройденного материала. Создание композиций с помощью изученных элементов. Изготовление снежинок, новогодних елочек, открыток.
  • Освоение «завитка» и создание с его помощью морозных узоров.
  • Понятие о «стрелке», создание цветочных аппликаций.
  • Закрепление пройденного материала и переход к созданию более сложных, объемных композиций. Например, бабочек сидящих на цветах.
  • Коллективная работа с применением всех полученных знаний.

Главное при этом понимать, что каждый ребенок развивается в свойственном только ему, индивидуальном темпе. Поэтому если что-то у него не получается – не нужно торопить малыша. Всему свое время!

Поделки в стиле квиллинг цветы для детей

Наиболее простыми поделками в квиллинге считаются цветы. Научить их созданию деток легко и несложно. Такие поделки подойдут даже для только начинающих свой путь в искусстве квиллинга.

Для создания цветочков понадобится иголка, бумага разных оттенков, клей.

Пошаговая инструкция по выполнению этой работы такова:

  • Цветная бумага режется на полоски, а затем скручивается с помощью иголочки.
  • Свободный конец ленточки обрабатывается клеем и фиксируется к полученному кругу. Собственно, это и есть лепесток будущего цветочка.
  • Далее нужно сделать необходимое количество лепестков и сердцевинку цветка. Для ее изготовления нужно взять полосу бумаги другого оттенка.
  • Листики для цветочка делаются по такой же схеме, только в конце одна сторона круга сжимается, приобретая форму капельки.

Остается приклеить на бумагу стебелек из зеленой бумаги и вокруг него закрепить лепестки, сердцевину и листики. Цветочек готов!

Квиллинг для маленьких детей: простейшие аппликации

Маленькие дети, только делающие первые шаги в искусстве квиллинга пока еще неспособны создать что-то сложное, требующие много сил и умений. Поэтому начать лучше с простеньких и легких в исполнении изделий. Например, прорисовки веточки с осенними листиками.

Для того, чтобы создать такую осеннюю композицию понадобится:

  • Цветная бумага (желательно красного, желтого и зеленого оттенков);
  • Обычный карандаш;
  • Клей;
  • Картонный трафарет вазы;
  • Ножницы;
  • Специальный гребень;
  • Зубочистка.

Начинается все с выбора подходящей картинки и обведения ее карандашом. Далее с помощью трафарета вырезается ваза. Бумага нужных оттенков нарезается на полосочки и накручивается на зубочистки, создавая тем самым спираль. С помощью фломастера закрашиваются веточки, после чего на рисунок наклеиваются скрученные полоски таким образом, чтобы получился яркий рисунок. Вот и все. Аппликация готова и ее можно оформить в рамочку.

Но создавать можно не только веточки. Попробуем сделать бабочку.

Техника ее создания будет выглядеть так:

  • На листе бумаги необходимо нарисовать бабочку и раскрасить ее самыми разными цветами;
  • Далее делаются спиральки из голубой и красной бумаги (ширина полосочек при этом должна быть примерно полтора сантиметра);
  • Конец спиральки нужно закрепить с помощью клея, так как это будет не «свободная» спираль;
  • После того, как клей высохнет, можно прикрепить полученные элементы на бабочку. Картинка готова.

Квиллинг для детей 4-5 лет: более сложный вариант

Для деток постарше есть более сложные композиции для выполнения. Например, куст смородины.

Для того, чтобы создать такой кустик понадобится:

  • Лист формата А4;
  • Полосочки для квиллинга;
  • Клей.

Вначале работы нужно выложить будущие веточки на лист А4. Затем с помощью приготовленных скрученных полосочек из красной бумаги сделать ягоды. Из зеленой бумаги нужно вырезать листики будущего кустика.

Во время работы не нужно сильно закручивать полоски. Должна получиться вполне свободная капелька.

Квиллинг для детей 5 лет: открытка на 8 марта

Очень часто детки сами хотят преподнести своим близким людям сувениры, сделанные своими руками. Как правило, именно такую работу они выполняют с большим удовольствием и старанием.

Чудесную открытку маме к празднику можно сделать с помощью квиллинга. Инструменты для ее выполнения такие:

  • Двусторонняя бумага ярких оттенков;
  • Фоторамка, формата А4;
  • Клей, иголки;
  • Зубочистки;
  • 30 – сантиметровая линейка;
  • Ножницы.

Процесс создания открытки будет выглядеть так. На бумаге чертятся, а потом вырезаются полоски по 0,5 см в длину. Далее купленная рамка раскрывается и на ее заднюю стенку приклеивается белый или цветной лист, который будет служить фоном композиции. Именно сейчас можно сделать подпись или написать поздравление для мамы.

В случае, если есть желание подписать работу, то делать это нужно именно сейчас, пока аппликация не готова. Потом будет сложно написать поздравление, и сохранить целостность картины.

Стекло вынутое из рамки также крепится на заднюю стенку. Оно поможет предотвратить выпадение рисунка.

Далее карандашиком легонько нужно нарисовать восьмерку и начать ее украшать. Желательно начинать это делать снизу. В этом случае можно начать с листиков, созданных из зеленых спиралек. Они выкладываются на восьмерку.

Рядом с цифрой можно сделать какой-то цветок. Это может быть тюльпанчик или одуванчик. Красиво и солнечно смотрятся подсолнухи, которые тоже можно прикрепить в уголочке.

Не стоит забывать про листики. Для них понадобиться всего одна зеленая полосочка.

После того, как все детали будут сделаны, ими нужно украсить восьмерку, постепенно все соединяя воедино. Для того, чтобы соединить цветы, можно использовать обычные полоски.

В результате получится красивая, солнечная и сделанная с любовью открытка.

Квиллинг для детей 6-7 лет: схемы для создания композиций

Детки, которым уже исполнилось 6 или 7 лет могут создавать красивые и объемные изделия. Например, бабочку. Причем не просто нарисованную, а такую, которую можно использовать в качестве игрушки.

Для ее выполнения нужно приготовить:

  • Бумагу разных цветов и оттенков;
  • Иголки для шитья;
  • Клей и ножницы;
  • Доска для квиллинга.

Процесс создания бабочки выглядит так:

  • Начинается все с создания крыльев. Для этого нужно вырезать три разных по длине полосочки бумаги. После чего склеить их, начиная с короткой и заканчивая длинной. Скрутить крылышки так, чтобы самая маленькая полосочка оказалась с внутренней стороны.
  • Далее с помощью доски полученные кружочки раскручиваются и прижимаются центром к одной из сторон бабочки и там же приклеиваются полосы.
  • Остается сделать туловище насекомого. Для этого берутся два круга и закручиваются, а затем создаются конусы, которые с помощью клея фиксируются между собой.
  • Далее все фрагменты соединяются, и бабочка дополняется усиками из небольших спиралек.

Вариант попроще представляет собой довольно эффектную картину в виде веточки рябины. Набор инструментов для нее стандартный.

Веточка рябина изготавливается таким способом:

  • Вначале делаются ягоды. Для этого из красной или терракотовой бумаги делаются закрученные спиральки, концы которых фиксируются клеем.
  • Далее делаются листики. Полоски зеленого цвета скручиваются, а затем сдавливаются, чтобы принять форму листа.
  • Затем вырезается ветка и клеится на основу аппликации. После чего листики и ягоды раскладываются вокруг ветки так, чтобы получилась пышная гроздочка.

Новогодний квиллинг для детей 10 лет

Сами по себе снежинки ничего сложного собой не представляют, но техника их выполнения может быть самой разной. Рассмотрим одну из них. Согласно этой инструкции можно создать очень красивые снежинки, которые украсят дом в новогодние праздники и их с радостью можно будет повесить на елку.

Набор инструментов для создания этого украшения стандартный. А сам процесс выполнения выглядит так:

  • Из бумаги нарезаются тонкие полосочки, которые затем скручиваются при помощи зубочисток;
  • Получившееся колечко немного выпрямляется до нужного размера;
  • Кончик ленточки приклеивается;
  • После этого колечко зажимается с разных концов и делается в нескольких экземплярах, которые склеиваются потом в форме цветка;
  • Далее полосы туго скручиваются и фиксируются клеем;
  • Полученные колечки приклеиваются между лепестков полученной снежинки;
  • Затем создаются 6 завитков и крепятся по две штуки через один лепесток.

Вот и все. Работа непростая, но вполне осуществимая. В центре снежинки можно приклеить обычное скрученное колечко.

Каким бывает квиллинг для детей (видео)

Квиллинг – это очень увлекательное и полезное занятие не только для детей, но и для их родителей. С помощью простых инструментов можно создать потрясающие оригинальные поделки, научить ребенка видеть прекрасное, а также просто с пользой провести время. Для всеобщего развития детям рекомендовано посещать специальные уроки творчества. Кружок поможет вашему ребенку быстрее научиться технике квиллинг. Не придется писать конспекты, а будут, в основном, занятия, где будет показан определенный проект и шаблоны с детальным описанием к нему. Занятие квиллингом может быть полезным для объединения деток в дружные группы.

Анна Лата
Конспект занятия по квиллингу для детей старшей группы

Конспект занятия по художественному развитию детей старшей группы

Цели :

Обучающая :

Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинг .

Ознакомить детей с техникой выполнения квиллинга .

Развивающая :

Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка;

Развивать интерес к предмету;

Развивать у детей навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук. Воспитывающая :

Воспитывать у детей качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.

Методическое оснащение урока :

Плакаты

Образцы объектов труда

Инструкционные карты

Оборудование и инструменты : бумажные полоски шириной 5-7 мм, стержни для шариковой ручки с расщепленным концом, картон, клей, ножницы, зубочистки.

Методы обучения :

Рассказ

Демонстрация готовых работ

Беседа с объяснением нового материала

Показ трудовых приемов самостоятельная работа

Формы организации урока :

Работа в малых группах ,

Защита и презентация своих работ.

Словарная работа :

Квиллинг ,

Бумагокручение,

Бумажная филигрань,

Бумажное кружево.

Тип занятия :

Изучение нового материала, занятие - творчества .

Ход урока:

Организационная часть

Сообщение темы занятия :

Интересный материал для творчества ребенка - это бумага. Бумага - необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее распространенными видами бумажной пластики являются : японское искусство складывания фигурок из бумажного листа - оригами, торцовая, скульптурная, ленточная пластики. Сегодня я познакомлю вас еще с одной, пока малоизвестной у нас техникой - искусством бумагокручения или, как ее называют на Западе квиллинг .

Изучение нового материала :

Квиллинг - основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

На английском языке данный вид рукоделия называется "quilling" - от слова "quill" или "птичье перо". В отличие от оригами, родиной которого является Япония, и других видов пластики искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение - это искусство получило, когда оно "переехало" на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластинки новую жизнь.

В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества.

В 15 веке это считалось искусством. В 19 - дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.

В Англии принцесса Елизавета всерьез увлекалась искусством квиллинга , и многие ее творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение - на филигранную объемную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелый фолиант, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать ее по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Начнем с азов :

Инструмент для квиллинга представляет собой пластмассовую или металлическую палочку с расщепленным концом. Он продается в специализированных магазинах. Можно и самим сделать подобный инструмент. А некоторые так и вообще обходятся обычной зубочисткой. Мы в своей работе будем использовать стержень для шариковой ручки, на конце которой сделана прорезь.

Бумага. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно полоски нарезать самим. Ширина полосок для квиллинга 3 мм , но это необязательное условие, полоски могут быть и чуть шире (до 7мм) .

Клей. Используется для приклеивания деталей на основу. Лучше всего использовать клей ПВА.

Зубочистка. Используется для нанесения клея.

Пинцет. Для укладывания мелких деталей.

Трафарет с окружностями. Для контроля размера кругов.

В квиллинге существует достаточно большое количество базовых элементов, причем на изготовление каждого элемента требуются считанные секунды.

Расположите конец бумажной полоски между расщепленными концами инструмента. Начинайте скручивать полоску бумаги, пропуская ее между большим и указательным пальцами, сохраняя одинаковое натяжение. Продолжайте накручивать бумагу до конца. Потом поверните инструмент вверх ногами и снимите завитушку.

Завитушка немного раскрутится. Теперь с помощью зубочистки приклейте кончик полоски к завитушке. Клея нужно совсем чуть-чуть. Вот она, наша исходная форма - круг.

Для того чтобы лепестки цветка были одинакового размера желательно контролировать размер исходных кругов с помощью трафарета с окружностями.

Можно придать бумаге различные двухмерные и трёхмерные формы : квадраты, овалы, звёзды, конусы, полусферы. Выступая элементами композиции, эти фигуры могут представлять листья деревьев, цветы, подсвечники и многое другое. Существует множество типовых фигур, но вы всегда сами можете придумать новые (Приложение 1) .

Для чего же можно использовать полученные капельки и листочки? Ими можно украсить альбом, рамку для фото, открытку, сделать елочную игрушку, подставку под горячее, декоративную посуду, картину. Интересный эффект получится, если в работе будут смешаны рисунок и квиллинг .

Полученные заготовки мы выкладываем на заранее приготовленную основу (картон) и приклеиваем.

Сердцевина цветка может быть махровой. Для создания такой сердцевины используется полоса бумаги, мелко надрезанная, с одной стороны. Далее используем все ту же технику кручения, как и для лепестков. Можно использовать и несколько цветов бумаги. Тогда полоса склеивается из полосок двух цветов.

Тренировочные упражнения.

Из полосок белой бумаги скрутить спираль, попробовать сделать "каплю", "глаз" и другие формы.

Практическая работа.

Инструктаж по технике безопасности.

Правила работы с ножницами : Храните ножницы в определённом месте. Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя. Передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд.

Самостоятельная работа детей .

Дети работают парами, выполняют работу по образцу или придумывают композицию самостоятельно.

Текущий инструктаж воспитателя (по ходу выполнения детьми самостоятельной работы) проверка организации рабочих мест детей ;

проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;

инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционно - технологической картой; оказание помощи слабо подготовленным детям.

Уборка рабочих мест.

Подведение итогов урока.

Выставка работ детей .

Заключительное слово воспитателя.

Вот и подошло к концу наш необычное занятие . Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.

Что нового для себя вы узнали на занятии ? Чему учились? Что понравилось на занятии ?

На занятии учащиеся знакомятся с новым видом творчества - квиллингом, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы в данной технике. У учащихся формируется представление о новом виде декоративно-прикладного искусства - квиллинге, развивается интерес к предмету. Дети осваивают процесс изготовления основного базового элемента "свободная спираль", собирают композицию в виде грозди рябины, у учащихся развиваются навыки и умения работы с бумагой, аккуратность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования

Администрации г.Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Центр развития детей и юношества «Досуг»

Конспект открытого занятия

По программе дополнительного образования

«Вдохновение»

Тема: «Квиллинг. Будем знакомы!»

Евдокимова Н.В.

Должность: педагог дополнительного образования детского клуба им.А.Х.Бусыгина

Г. Нижний Новгород

2014 год

План-конспект занятия.

ФИО педагога: Евдокимова Наталья Владимировна.

Название и направление деятельности коллектива: «Фантазия», декоративно-прикладное (квиллинг).

Название программы: Дополнительная образовательная программа «Вдохновение».

Место учебного занятия в программе: раздел – введение в образовательную программу.

Тема занятия: «Квиллинг. Будем знакомы!»

Место проведения: в рамках городского фестиваля открытых занятий и мероприятий «Новые вершины».

Дата и время проведения: ____________________________________ .

Краткая характеристика группы: 10 лет, 10 человек (девочки).

Цель: формирование представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге; знакомство с понятием «квиллинг», вызвать интерес детей к художественному способу конструирования из бумаги.

Задачи: Образовательные:

Поз накомить с понятием «квиллинг», вызвать интерес детей к художественному способу конструирования из бумаги;

- ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга.

Развивающие:

- развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка;

Развивать интерес к предмету;

Развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, мелкую моторику рук.

Воспитывающие:

Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда;

Материалы и оборудование:

Для обучающихся: двусторонняя цветная бумага (полоски), картон, трафарет окружностей разного диаметра, специальный инструмент для накручивания бумаги, клей ПВА, зубочистки, клеёнка на стол;

Для педагога: интерактивная доска или мультимедиаустановка для показа слайдов презентации, наглядное пособие «Рябинка», плакат для рефлексии «Дерево».

Тип занятия: комбинированное занятие.

Форма занятия: учебное занятие.

Методы, используемые на занятии: репродуктивный, словесный (объяснение), метод практической работ.

Дидактические средства: схема грозди рябины, выставка работ в технике квиллинг, мультимедийная презентация.

План занятия.

  1. Организационный этап – 3 мин.
  2. Основная часть – 35 мин.
  1. Новый материал. Введение в тему – 7 мин.
  2. Практическая часть. Выполнение работ – 25 мин.
  3. Контрольный этап. Проверка – 3 мин.
  1. Общий анализ продуктивности занятия (рефлексия) – 7 мин.

Ход занятия.

Этап занятия.

Задача этапа

Основная деятельность педагога.

Прогнозируемая деятельность обучающихся.

1.Организа-ционное начало учебного занятия

Сообщение темы занятия. Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие.

Здравствуйте, ребята. Проходите. Садитесь за столы.

Я рада вас приветствовать. Меня зовут Наталья Владимировна. Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным видом творчества, название которого вы узнаете, разгадав кроссворд. (слайд №2-10).

Как вы думаете, чем мы сегодня займёмся?

Действительно, ребята, сегодня я хочу познакомить вас с техникой квиллинг. (слайд №11).

Дети заходят в кабинет. Садятся за столы.

Разгадывают кроссворд.

Квиллингом.

2.Основная часть

2.1.Новый материал. Введение в тему.

Знакомство с новым материалом. Понятия «квиллинг», базовые элементы.

Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге.

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Это очень интересная техника выполнения композиций из бумажных полосок.

На английском языке данный вид рукоделия называется "quilling" - от слова "quill" или "птичье перо". Еще в средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. В 15 веке это считалось искусством. В 19 - дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. (слайд №13-15).

Приглашаю посмотреть выставку работ моих учеников.

Вы видите, что владея техникой квиллинга можно красиво оформить поздравительную открытку, создать картину или небольшой сувенир.

Дети слушают рассказ педагога. Просмотр слайдов с образцами.

Дети рассматривают экспонаты выставки.

2.2.Практи-ческая часть. Выполнение работ.

Развивать воображение, творческие способности.

Охрана здоровья ребенка.

Развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой

Развивать мышление.

Инструктаж по технике безопасности на занятиях.

Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда.

Воспитывать коммуникабельность, аккуратность, культуру труда.

Ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга.

Развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, мелкую моторику рук.

В квиллинге всё очень красиво. Базовые элементы квиллинга – могут выполнить любую работу: и цветок, и дерево, и причудливых птиц. Сегодня предлагаю сделать композицию в виде грозди рябиновых ягод. (слайд №16).

Стройную рябину вижу во дворе,
Изумруд на ветках утром на заре.
Много ягод красных,
Спелых и прекрасных
Гроздьями висят,
Их красив наряд.

Посмотрите, какая красота! (рассматривание наглядного пособия «Гроздь рябины») Скажите, из каких частей состоит композиция?

Обратите внимание, что ягоды круглой формы, а листочки - вытянутой. Сколько ягодок в грозди?

Их вы скрутите самостоятельно, а вот листочки приклеите, которые я вам приготовила. Листочки одного размера?

Правильно! И перед началом работы предлагаю немного размяться.

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Вместе с ребенком имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.

Предлагаю вам попробовать свои силы в этом виде творчества.

Для работы нам понадобятся:

  • двусторонняя бумага (полоски бумаги);
  • клей ПВА;
  • зубочистки;
  • картон;
  • линейка с шаблонами окружностей разного диаметра;
  • специальный инструмент для накручивания бумаги.

Будьте внимательны при работе. Кто знает, как работать с данными инструментами?

  1. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
  2. В процессе работы следует следить за осанкой.
  3. Для работы на стол постелить клеенку.
  4. Передавать колющие и режущие предметы (инструмент для квиллинга, зубочистка, линейка) осторожно.
  5. Избегать попадания клея в глаза, в рот, в нос.
  6. По окончании работы инструменты, бумагу, клеенку убрать на место, вымыть посуду для клея (или выбросить).

Молодцы. У вас отличные знания ТБ.

Приступим к выполнению нашей работы.

Рассмотрите трафарет окружностей и найдите окружность диаметром 12 мм. Такого размера будут наши ягодки.

Возьмите полоску бумаги и инструмент, скрутите тугую спираль, положите её в отверстие трафарета.

Вы видите, что спираль распустилась до нужного нам размера. Аккуратно вынимаем её и подклеиваем. Вот одна ягодка готова! Такой базовый элемент называется «свободная спираль».

Трафарет окружностей необходим для того, чтобы ягоды получились одного размера.

Педагог показывает. Оказание индивидуальной помощи ребятам.

Сделайте 12 таких ягодок.

Отлично! Ягоды готовы. Теперь приступим к сборке композиции и приклеим на картон листья и ягоды.

Обратите внимание, что ягоды расположены рядом друг с другом и образуют гроздь, а листья на веточке попарно.

По схеме приклеиваем. Замечательно!!!

Ягоды, листочки.

12 ягодок.

Нет, есть побольше и поменьше.

Выполнение упражнений физкультми-нутки.

Дети рассматривают инструменты для выполнения работ.

Клей нельзя везде мазать, пробовать.

Зубочистки использовать осторожно, можно уколоться.

Выполнение базовых элементов квиллинга при помощи педагога или самостоятельно.

Выполнение итоговой работы.

2.3. Контроль-ный этап. Проверка выполненных работ.

Развивать мышление ребенка.

Воспитывать коммуникабельность.

Посмотрите на свою работу.

Сравните с работой на экране. Поднимите руку, у кого получилось так же. Отлично!

Скажите, в какой технике мы выполнили композицию?

Какие базовые элементы квиллинга нам в этом помогли?

Чем мы пользовались?

Сравнение детьми своей работы с образцом.

В технике квиллинга.

Свободная спираль.

Использовали полоски бумаги, картон, клей, инструмент, зубочистку, трафарет.

3.Анализ занятия, Подведение итогов.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели.

Рефлексия.

Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка.

Развивать интерес к предмету.

Воспитывать коммуникабельность, аккуратность, культуру труда.

Что вы сделали в технике квиллинг?

Молодцы! Думаю, что с таким же успехом вы справитесь и с другими работами в технике квиллинг.

Посмотрите на плакат. Здесь вы видите дерево рябину.

Давайте украсим его нашими гроздями.

Чудесная рябинка у нас получилась!

А теперь давайте дополним нашу картину листочками. Выберите жёлтые и оранжевые, если вам понравилось заниматься квиллингом, красные, если нет.

Спасибо! Надеюсь, вам было интересно.

До свидания! До новых встреч!

Рябинку.

Грозди приклеивают на плакат.

Приложения.


Разделы: МХК и ИЗО

Техника : квиллинг, аппликация «поросёнок».

  1. История квиллинга
  2. Техника квиллинга
  3. Инструменты для квиллинга
  4. Бумага для квиллинга
  5. Техника квиллинга

Цели:

  • Обучающая: Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге. Ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга.
  • Развивающая: Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.
  • Воспитывающая: Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.

Методическое оснащение урока:

  • Плакаты
  • Образцы работ в данной технике
  • Фильм об ознакомлении с техникой «Квиллинг»

Оборудование и инструменты: бумажные полоски шириной 5-7 мм, цветная бумага, заготовки шаблонов, простые карандаши, стержни деревянные с расщепленным концом, картон, клей, ножницы, зубочистки, баночки для клея, салфетки.

Методы обучения :

  • Рассказ
  • Демонстрация готовых работ
  • Беседа с объяснением нового материала
  • Показ трудовых приемов
  • Самостоятельная работа

Форма организации урока: Работа в группе, презентация своих работ (мини-выставка).

Словарная работа:

  • Квиллинг
  • бумагокручение
  • бумажная филигрань
  • бумажное кружево.

Тип урока: Изучение нового материала, урок - творчества.

Ход урока

Организационная часть

  • Приветствие
  • Проверка явки учащихся
  • Пальчиковая гимнастика (мини-игра «Поросята» см. приложение 1)
  • Проверка готовности учащихся к уроку

Сообщение темы урока: Первый материал для творчества ребенка – это бумага. Бумага - необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа - оригами. Сегодня я познакомлю вас еще с одной, пока малоизвестной у нас техникой - искусством бумагокручения или, как ее называют на Западе квиллинг.

Изучение нового материала: Квиллинг – основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

1. История квиллинга

На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. В 15 веке это считалось искусством. В 19 - дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.

В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также, у детей хорошо получается накручивание на зубочистку.

Бумага. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах.

Если же такой возможности нет, то можно полоски нарезать самим. Ширина полосок для квиллинга, обычно, 3-7 мм.

Техника квиллинга

Возьми полоску бумаги двумя пальцами.

Оттяни с нажимом конец полоски двумя пальцами другой руки, проводя по нему ногтем так, чтобы конец немного изогнулся.

Загнутый кончик легче наматывается на «шило». Плотно накрути несколько витков.

Когда диаметр валика станет 3-4 мм, его уже можно снять с шила и дальше крутить вручную.

Скручивай плотный диск двумя руками, всё время перехватывай его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась.

Вся полоска свёрнута.

А теперь слегка расслабь пальцы, позволяя бумажной спирали немного распуститься.

Приклей конец полоски клеем ПВА.

Теперь сожми заготовку двумя пальцами. Получилась заготовка «капля».

Заготовкам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

Это заготовки «капля» и «лепесток».

2. Инструменты для квиллинга

Для освоения техники бумагокручения не требуется, какого либо специального инструмента. На начальном этапе вполне достаточно посещения обычного универмага. Вот краткий список самого необходимого для начала обучения:

Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.

Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.

Ножницы. Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.

При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертёжные инструменты: циркуль, линейка, карандаш.

3. Бумага для квиллинга

Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах, где продаются товары для открыток и т.д. Если же такой возможности нет, то пропустите листы цветной бумаги через уничтожитель документов (paper shredder) или нарежьте. Стандартная ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие. Еще очень важный момент. Если вы сами делаете полоски, то важен вес бумаги - самое меньшее 60 грамм на квадратный метр (обычно на упаковках бумаги указан вес), иначе она не будет аккуратно скручиваться и держать форму.

4. Техника квиллинга

На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура.

Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

Всего существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию Вы всегда сами можете придумать новые элементы квилинга.

Инструктаж по технике безопасности

Правила работы с ножницами:

  • Храните ножницы в определённом месте.
  • Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
  • Передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд.

Тренировочные упражнения

Из полосок белой бумаги скрутить спираль, попробовать сделать “каплю”, “глаз” и другие формы.

Практическая работа

Самостоятельная работа учащихся

Учащиеся работают парами, выполняют работу по образцу или придумывают композицию самостоятельно.

Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы)

  • Проверка организации рабочих мест учащихся;
  • Проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;
  • Инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционно-технологической картой; оказание помощи слабо подготовленным учащимся.

Уборка рабочих мест

Подведение итогов урока

Выставка работ учащихся

Заключительное слово учителя

Вот и подошёл к концу наш необычный урок. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.

Что нового для себя вы узнали на уроке? Чему учились? Что понравилось на уроке? Как проявились творческие способности на уроке? Какое у вас сейчас настроение?

Я считаю, цели, поставленные в начале урока, были достигнуты.

Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на уроках изоискусства, но и в жизни.

На занятии – дети в возрасте 5–6 лет.