Игры по сенсорному воспитанию для детей. Волшебное развлечение для наших детей. В какие сенсорные игры мы играем? Система Марии Монтессори

«Загадочные пуговки»

Цель игры: Игровой материал:

Представлено полотно, разделенное на 4 сектора, разного цвета, к нему прилагается 4 пуговки и 4 ленточки, каждая из которых соответствует определенному цвету сектора.

Ход игры:

Воспитатель показывает ребенку панно разделенное на 4 сектора разного цвета, он рассказывает, что это домики для пуговок. Воспитатель обращает внимание на то, что каждая пуговка живет в домике своего цвета, и просит детей помочь найти пуговкам домик.

Взялись цвета мы изучать
Ну и с чего же нам начать?
Есть чудо пуговки у нас
Помогут нам они сейчас
Мы в руки пуговки возьмём
И дом по цвету им найдем.

«Волшебное поле»

Цель игры:
  • Развитие умения узнавать и называть цвета.
Игровой материал:

Круг с изображением 4 основных цветов, и стрелкой в верху, карточки основных цветов.

Ход игры:

Воспитатель показывает ребятам круг с изображением основных цветов. Поясняя при этом, что это волшебное поле, на котором живут цвета. Далее детям раздаются карточки соответствующих цветов. Воспитатель поворачивает волшебное поле, стрелка находящаяся на нем указывает на какой либо цвет, а дети в свою очередь должны поднять карту этого цвета.

Есть у нас игра одна
Очень круглая она
Тот кружок наш разделен
Четыре цвета включает он
И ребята с ним играют
Все цвета, там изучают
Зеленый, красный
Желтый, синий
Все известны нам отныне.

«Радуга»

Цель игры: Игровой материал:

Плоское панно, состоящее из двух частей, одна часть скреплена между собой, а другая разрезана на разные по цвету и размеру лучи.

Ход игры:

Воспитатель кладет перед ребенком радугу одна половина лучей радугу целая, а вторая разрезана между собой на лучи. Задача ребенка подобрать лучи по цвету и размеру.

Радужная арка
У нас сияет ярко
Вот беда случилась с ней
Потеряла часть лучей
Лучи ребятки соберут
Все в порядок приведут
Станет радуга опять
Пуще прежнего сиять.

«Шарики»

Цель игры:
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:

Плоские шарики 4 основных цветов, и 4 ленты аналогичных цветов к ним.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям четыре воздушных шарика основных цветов и четыре ленточки таких же цветов к ним. Детям предлагают попробовать к каждому шарику подобрать ленточку того же цвета.

Красный, желтый, голубой,
Шар выбирай себе любой.
Чтобы шарик удержать
Нужно ленту привязать,
Мы в руки ленточки возьмем
И шар по цвету им найдем.

«Бабочка»

Цель игры:
  • Развитие умения узнавать и называть цвета,
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:

Плоское панно с изображением бабочки, крылья бабочки разделены на 4 основных цвета. В них проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок к которым прикручиваются крышки подходящего цвета.

Ход игры:

Воспитатель показывает бабочку, крылья которой четырех основных цветов, в них проделаны отверстия в которые вставлены горловины от бутылок. Нужно украсить крылья бабочки, прикрутив крышки лежащие в предлагаемом детям поддоне к горловинам. Цвет крышки должен соответствовать цвету крыла бабочки.

Появилась перед нами
Бабочка - красавица.
Будем с бабочкой играть,
Цвет крышек к крыльям подбирать.

«Карусель»

Цель игры:
  • Развитие умения узнавать и называть цвета,
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук,
  • Развитие различать предметы один – много.
Игровой материал:

Внешний вид шпульки из под ниток, верхний и нижний сектор разделены на 6 цветов: 4 основных, черный и белый. К верхнему сектору прикреплены мешочки (цвет мешочков соответствует цвету сектора к которому он прикреплен), в мешочках находятся кубики.

Ход игры:

Детям предлагается дидактическое пособие «карусель», верхний сектор которой разделен на 6 цветов. К каждому из которых прикреплен мешочек, в котором лежат кубики (цвет кубиков и мешочка соответствует цвету сектора). Задача детей развязать мешочки, вынуть кубики, и поставить их на сектор соответствующего цвета.

Закрутилась карусель,
Ну давай играть скорей.
Кубик ставим на свой цвет,
Будет правильный ответ?

«Занимайка»

Цель игры:
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:

Пособие представлено в виде ширмы, на деревянный каркас которой прикреплены различные игры на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям многофункциональное дидактическое пособие «занимайка», которое состоит из различных дидактических игр.

«Гусеница» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики;
«Мешочки» на развитие тактильного восприятия;
«Колечки» на развитие мелкой моторики;
«Ленточки» на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия;
«Разноцветные палочки» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики;
«Осьминог» на развитие мелкой моторики.
Чудо ширма есть у нас,
Поиграем с ней сейчас!

«Яблонька»

Цель игры:

  • Развитие сенсорного восприятия,
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:

Пособие представлено в виде игрового панно с изображенной яблонькой, в панно проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок, к которым прикручиваются крышки (яблочки).

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям панно с изображенной на ней яблонькой, и контейнер с крышками разных цветов, ребенку предлагается подобрать яблочки определенного цвета (красные, желтые). Дети берут крышки и прикручивают их к горловинам.

Будем с крышками играть,
Разные яблочки собирать.

«Волшебные колпачки»

Цель игры:
  • Развитие сенсорного восприятия,
  • Развитие слухового внимания,
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:

Представлены панно с изображением снеговиков, цветов, и т.д. В нем находятся отверстия, в которые вставляются горловины от бутылок. К дети прикручивают крышки.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает, что снеговик спешил в гости, но споткнулся и потерял один комочек. Нужно помочь снеговикам, воспитатель обращает внимание на то, что комочки у него белого цвета.

Воспитатель с детьми рассматривают картинку с изображением цветов, и обращают свое внимание на то, что у цветов нет серединки, он предлагает ребятам подобрать крышку, соответствующую по цвету каждому цветочку, и прикрутить ее к горловине.

«На что похожа фигура?»

Цель: Игровой материал:

Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.

Ход игры:

Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).

«Спрячемся от дождика»

Цель:
  • Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Игровой материал:

Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.

Ход игры:

Игровая ситуация: “В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?”

«Выбери пуговки»

Цель:
  • Воспитывать умение группировать предметы по величине.
Игровой материал:

2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие)

Ход игры:

Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей.

«Найди домик»

Цель:
  • Воспитывать умение различать предметы по величине.
Игровой материал:

Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона зайчики разной величины.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает ребятам, что зайчики потерялись и не могут найти свой домик. Педагог предлагает ребятам помочь зайчикам, найти каждому домик.

Развитие сенсорики – основополагающая задача в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Именно в этот период жизни сенсорный опыт, получаемый из окружающей среды, имеет первоочередное значение для малыша и влияет на формирование процессов мышления, мелкой моторики и речи. для дошкольников позволяют развивать все типы восприятия и обогатить сознание ребенка новой информацией о мире.

В возрасте 1-3 лет у мальчиков и девочек происходит формирование так называемых сенсорных эталонов. Ребенок усваивает базовые понятия, что позволяют ему в дальнейшем успешно классифицировать сенсорные раздражители, что поступают с органов чувств. К эталонам относятся высота звуков, различные тактильные ощущения, основные цвета, понятия количества, величины, геометрической формы.

Познавательные дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов широко используются в дошкольной педагогике. Такие методики позволяют в игровой форме донести до каждой крохи знания о разнообразии большого мира вокруг.

Воспитание и развитие детей посредством дидактических игр в один-три года приводит к положительным результатам в учебе в старшем возрасте, когда малыши идут в школу. Развитие сенсорных способностей, начиная с того момента, как ребенку исполнился один год, напрямую влияет на уровень интеллекта человека во взрослой жизни.

Существуют такие виды дидактических игр :

  • Игра, направленная на различение основных цветов, геометрических фигур, понятий количества и величины – для стимуляции зрительных сенсорных способностей;
  • Игра, что развивает распознавание высоты звуков и их дифференциацию – для стимуляции слуховых сенсорных способностей;
  • Игра для стимуляции тактильных сенсорных способностей;
  • Игра, созданная для развития вкусовых сенсорных способностей;
  • Игра для стимуляции нюховых сенсорных способностей;
  • Игра на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики и т.д.

Яркие и веселые игровые заготовки можно сделать своими руками, к ним не останется равнодушен ни один малыш. Создавайте игры, стимулирующие различные типы сенсорик, интроверт и экстраверт, какими в зависимости от психотипа могут быть дети, обрадуются такому подарку.

Игра подбери по цвету

Созданные дидактические игры по сенсорике для детей 2-3 лет своими руками позволяют собрать свой уникальный комплект развивающих пособий. Рассмотрим, как сделать игру «Подбери по цвету», которая помогает закрепить знания базовых оттенков, улучшить логическое мышление, навыки сортировки по цвету, и влияет на развитие мелкой моторики.

Вам понадобятся :

  1. Самоклеящаяся бумага красного, зеленого, желтого и синего цветов;
  2. Прямоугольная картонная коробка;
  3. Листы плотного картона;
  4. Баночки из под питьевого йогурта четырех базовых оттенков, крышки от йогурта.

Нарисуйте на самоклеящейся бумаге небольшие кружки и вырежьте их по контуру. Полученными кругами оклейте картонную коробку, чтобы она была покрыта ими полностью.

Прямоугольные листы картона формата А4 разделите на половину. Каждую половинку формата А8 расчертите на 6 ровных прямоугольников. На одну картонку наклеивайте по 6 цветных кружков одного из базовых оттенков.

Оставшиеся картонных листов тоже разделите на половину, и прямоугольники формата А8 расчертите на 3 ровных части. Наклейте на каждую по три разных цветных круга, используя базовую палитру оттенков.

Ребенку предлагается расставить разноцветные баночки в соответствии с образцом (карточки первой группы), или построить узор из крышек и баночек по принципу «цветового домино», используя карточки второй группы.

Игра будет незаменима в ясельной группе, ею также заинтересуется средняя группа. И даже старшая группа найдет для себя что-то полезное и необычное, если использовать вместо обычных кружков стеклянные бусины или усложнить правила игры. В этой интересной игре задействованы разные виды сенсорик (интроверт и экстраверт одинаково увлекаются игровым процессом).

Развитие сенсорики у детей 2-4 лет

Игра “Спрячь мышку”

Игра «Спрячь мышку» – дидактическое пособие, цель которого посредством создания игровой ситуации научить детей различать четыре базовых цвета и улучшить навыки мелкой моторики. Если вы готовите занятия по сенсорике, первая младшая группа будет безумно рада использовать такой развивающий набор.

Детям нужно спасти разноцветных мышек от кошки, спрятав в домике соответствующего цвета. Стимулируйте визуальный тип сенсорик, интроверт или экстраверт в маленьком возрасте одинаково нуждаются в правильном сенсорном воспитании.

Дидактические игры изготавливаются по сенсорике «Спрячь мышку» из следующих материалов :

  • Ткань флис красного, зеленого, желтого и синего цветов;
  • 8 черных бусинок;
  • Липучки для ткани (12 шт.);
  • Поролон.

Сначала пошейте подушечку – сенсорный коврик. Верх сделайте из сшитых вместе квадратов 4 базовых цветов, низ сделайте одноцветным. Внутрь подушечки положите поролон. Сверху на каждый квадрат нашейте по 3 половинки липучки.

Чтобы изготовить мышку, нарисуйте на бумаге выкройку – тело каплевидной формы. Приложите заготовку к ткани, вырежьте две детали, которые затем сшиваются вместе. Наполните внутреннюю часть мягкой игрушки разными сыпучими наполнителями или ватой. На животик каждой мышке пришейте вторую половинку липучки. На мордочке мышонка сделайте глаза из черных бусин, хвост пошейте из тонкой полоски флиса, прикрепленной к туловищу.

Игра, благодаря которой развивается зрительная сенсорика и мышление, готова.

Развивающие игрушки

Сенсорное развитие детей невозможно представить без использования качественных развивающих игрушек. Их можно изготовить в домашних условиях из подручных средств. Используйте аудиальные дидактические игры, звук дети научаться анализировать с их помощью намного лучше, чем прежде. Этот нужный тип сенсорик, интроверт или экстраверт – ваши мальчик или девочка, каждому он пригодится.

Рассмотрим, какие игрушки и игры по сенсорике для детей, направленные на стимуляцию слухового анализатора, можно сделать самостоятельно. Предлагаем сделать «Осьминожка-шумелку».

Для этого из разноцветных ниток вяжется осьминог, на щупальцах которого крепятся капсулы от «Киндер-сюрпризов». Внутри у каждой размещены различные сыпучие материалы, что издают разные звуки, если капсулу потрясти. Эти коробочки тоже обвязываются разноцветными нитками. Можно использовать базовые оттенки, или расширенную палитру.

Определи на ощупь

Полноценное сенсорное развитие у детей возможно только при достаточной стимуляции тактильной чувствительности. Особенно связано это с формированием мелкой моторики, так как на кончиках пальцев находится максимальное количество нервных окончаний.

Для игры «Определи на ощупь» используйте «волшебный мешочек» – красивую коробку или мешочек из ткани, внутри какой находятся мелкие предметы различной текстуры. Ребенок должен положить руку в мешочек и, не подглядывая, определить, что он держит в руках, и словами описать тактильные ощущения, что вызывает у него этот предмет – сказать какая поверхность (гладкая, шершавая, пупырчастая, пушистая и т.д.).

Нужно развивать все типы сенсорик, интроверт или экстраверт – ваш ребенок, это не имеет значения. В этом вам помогут оригинальные дидактические игры, сделанные своими руками с любовью к детям.

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Майя Бондини

Цели и задачи.

Цель - показать влияние дидактических игр на развитие сенсорных способностей.

Задачи:

1) Обогащать чувственный опыт детей.

2) Учить обследовать предмет, выделяя форму, цвет, величину.

3) Упражнять в умении устанавливать сходство и различие между предметами.

4) Формировать умение называть свойства предметов.

5) Содействовать развитию элементарной самостоятельности и инициативности деятельности.

Сентябрь.

1. Мышки в норках. (цветовое восприятие)

Задачи: учить детей узнавать и называть цвет, развивать и корректировать цветовое восприятие путем соотнесения мышек и норок по цвету. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2. Кто меньше. (форма и величина)

Задачи: учить детей применять умение сравнивать предметы, выбирать предметы меньше (больше)по величине предмета-образца. Активировать в речи соответствующие понятия.

3. Что из чего сделано. (тактильные ощущения)

Задачи: закреплять умение детей узнавать и называть материал, из которого сделаны предметы, определять его на ощупь.

4. Гусеница. (мелкая моторика)

Задачи: развивать мелкую моторику руки, формировать у детей умение соотносить предметы по величине. Активировать в речи и уточнять названия цвета.

Октябрь.

1. Накорми птенцов. (цветовое восприятие)

Задачи: учить различать и называть цвета. Развивать мелкую моторику.


2. Разложи предметы (форма и величина)

Задачи: формировать у детей умение соотносить предметы по форме, классифицировать их по данному признаку. Активировать в речи и уточнять названия геометрических фигур.

3. Угадай на вкус. (тактильные ощущения)

Задачи: развивать вкусовые рецепторы, развивать умение различать и называть вкусовые ощущения.

Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис и т. д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.

4. Мозаика, вкладыши. (мелкая моторика)

Задачи: развивать мелкую моторику руки, формировать у детей умение соотносить предметы по форме, активировать в речи и уточнять названия цвета.

Ноябрь.

1. Игры с прищепками. (цветовое восприятие)

2. Собираем урожай. (форма и величина)

Задачи: закреплять умение детей различать однородные предметы по размеру, учить объединять их в группы по величине.

3. Чудесный мешочек. (тактильные ощущения)

Задачи: учить детей узнавать игрушки на ощупь, правильно называть их, четко произносить названию, давать их краткое описание, подбирать характерные действия.

4. Сухой аквариум. (мелкая моторика)

Задачи: развитие мелкой моторики, массаж кончиков пальцев, развитие их чувствительности, скоординированности движения.


Декабрь.

1. Разноцветные крышки. (цветовое восприятие)

Задачи: учить детей узнавать и называть цвет, развивать и корректировать цветовое восприятие путем соотнесения деталей по цвету. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2. Учимся различать геометрические фигуры. (форма и величина)

Задачи: учить детей применять знания о геометрических фигурах, находить предметы заданной формы в окружающей обстановке. Развивать зрительное восприятие, воображение, формировать умение сопоставлять, сравнивать.

3. Рисование манкой. (тактильные ощущения)

Задачи: развивать тактильное восприятие, рецепторы кончиков пальцев, воображение.

4. Расстегиваем пуговицы, молнии, кнопки. Шнуровка. (мелкая моторика)

Задачи: учить детей самостоятельно расстегивать и застегивать пуговицы, молнии, кнопки, учить шнуровать. Развивать мелкую моторику рук, способствовать формированию навыков самообслуживания.

Январь.

1. Красные флажки поднять вверх. (цветовое восприятие)

2. Больше - меньше. (форма и величина)

Задачи: упражнять детей в различении и сравнении предметов по величине, продолжать знакомить с различными способами сравнения, учить использовать знакомые способы.

3. Свойства предметов. (тактильные ощущения)

Задачи: познакомить детей с такими свойствами материалов, как твердость и мягкость. Показать, что твердый предмет (камень) трудно разбить, а из мягкого материала (пластилин, глина) можно лепить, менять его форму.

4. Сделаем бусы из соленого теста. (мелкая моторика)

Задачи: учить детей раскатывать тесто круговыми движениями, сплющивать его. Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения, цветовое восприятие.

Февраль.

1. Найди свой цвет. (цветовое восприятие)

Задачи: закреплять и использовать знания детей об основных цветах, учить соблюдать правила игры, ориентироваться в пространстве.

Дайте малышу в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т. д.).

Предложите ему пройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.

2. Найди предмет такой же формы. (форма и величина)

Задачи: учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки.

3. Узнаем предметы на ощупь. (тактильные ощущения)

Задачи: предложить детям узнать на ощупь различные предметы, учить называть их качества. Развивать тактильное восприятие.

4. Играем с пирамидками, лабиринтами. (мелкая моторика)

Задачи: учить детей применять в игре умение ориентироваться в однородных предметах, подбирая их в определенной последовательности. Развивать мелкую моторику, обогащать чувственный опыт детей при действии с предметами определенной формы и разной величины, учить познавать их физические свойства.

Март.

1. Разложи яички в свои домики. (цветовое восприятие)

Задачи: формировать умение различать и правильно называть основные цвета; учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.

2. Половинка к половинке. (форма и величина)

Задачи: учить подбирать картинку бытовых предметов определенной геометрической формы по образцу.


3. Тактильный мешочек. (тактильные ощущения)

Задачи: находить предметы, одинаковые по текстуре.

4. Собери картинку (мягкий конструктор, пазлы.) (мелкая моторика)

Задачи: учить детей ориентироваться в предметах разной геометрической формы, составлять из них картинку. Обогащать чувственный опыт детей при действии с предметами разной формы и разной величины, учить познавать их физические свойства. Развивать мелкую моторику руки.

Апрель.

1. Спрячь листок. (цветовое восприятие)

Задачи: упражнять детей в различении цветов, учить действовать по инструкции, понимать правила игры. Развивать внимание, цветовосприятие.

Приготовьте лист бумаги, одна половина которого окрашена в зеленый, а другая – в желтый цвет. Объясните ребенку, что бумага двух цветов. Дайте малышу 6-8 вырезанных из бумаги листиков (одни желтые, другие - зеленые).

Положив желтый листик на желтую половину листа бумаги, объясните, что листик «спрятался», его не видно. Затем положите желтый листик на зеленую половину и подчеркните, что теперь его очень хорошо видно. Попросите ребенка «спрятать» листики так, чтобы их не было видно.

Если малыш затрудняется, можно дать ему более контрастные цвета – красно-синий лист бумаги и аналогично раскрашенных рыбок, цветочки и т. д.

Постепенно усложняйте задачу, стоящую перед ребенком, давая ему предметы близких цветовых тонов (синего и фиолетового, оранжевого и желтого и пр.).

Можно также «спрятать» предметы трех-четырех цветов. Каждый раз обсуждайте с ребенком ход выполнения задания.

2. Заплатки. (форма и величина)

Задачи: учить детей применять знания о геометрических фигурах. Развивать зрительное восприятие, воображение, формировать умение сопоставлять, сравнивать.


3. Платочек для куклы. (тактильные ощущения)

Задачи: учить определять предметы по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани.

4. Нанижи бусы из соленого теста, зверушек, цветок. (мелкая моторика)

Задачи: развивать мелкую моторику рук, учить нанизывать предметы разной и одинаковой формы и величины.


Май.

1. Какого цвета не стало? (цветовое восприятие)

Задачи: упражнять детей в различении цветов, учить действовать по инструкции, понимать правила игры. Развивать внимание, память, цветовосприятие.

2. Играем с матрешкой. (форма и величина)

Задачи: закреплять умение детей различать предметы по величине, сравнивать их различными способами.

3. Игры с песком. (тактильные ощущения)

Задачи: учить детей лепить из мокрого песка куличи, обыгрывать свои действия, уточнять представления детей о свойствах песка. Обогащать сенсорный опыт детей.

4. Игры с прищепками. (мелкая моторика)

Задачи: учить детей узнавать и называть цвет, соотносить по цвету прищепки с рисунком, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Публикации по теме:

«Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Цель: Учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним.

Игра "Спрячь зайку" Существует множество разновидностей игры "Спрячь зайку". Её делают из цветной бумаги, из дерева, шьют из материала.

Сборник

дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей раннего возраста

Стр.

Предисловие

    Дидактические пособия

    1. «Волшебные макароны»

      «Хула-Хуп»

      «Чудесные пуговицы»

      «Сенсорная сумочка»

      «Протяни дорожку»

    Дидактические игры

    1. «Спрячь зайку»

      «Разноцветные жуки»

      «Бутылочки»

      «Разноцветные коврики»

      «Чудесные мешочки» и «Корзиночка с цветами»

Развивающая среда

Предисловие

Раннее детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые. Нет еще навыков, отсутствуют представления, знания. Но велика предрасположенность к усвоению, высока обучаемость, так как имеются врожденные механизмы, служащие основой формирования психических качеств, свойственных только человеку. Если не уделять внимание тем или иным направлениям, которые наиболее успешно могут быть реализованы именно на конкретном возрастном этапе, то в ближайшем будущем почти неизбежна задержка значимых умений.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Ведь недаром ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест.

Сегодня в магазинах огромный выбор развивающих игр и игрушек. И все же многие педагоги создают свои, которые не менее, а иногда даже и более любимы детьми.

Дидактические пособия


«Волшебные макароны»

Цель: обеспечение накопления представлений о цвете, форме и величине предметов; развитие мелкой мускулатуры рук.




«Хула-хуп»

Цель : развитие эстетического восприятия и восприятия цвета у детей раннего возраста; повышение эмоционального тонуса.

«Чудесные пуговицы»

Цель: обеспечение накопления представлений о форме и величине предметов; развитие мелкой мускулатуры рук.


Данное пособие можно использовать как для индивидуальной работы с ребенком так и для самостоятельной деятельности детей, побуждать называть форму и размер пуговиц.

«Сенсорная сумочка»

Предназначено для детей и родителей.

Задачи:

    Развивать тактильную чувствительность пальцев рук, мелкую моторику пальцев при застегивании, расстегивании, прикладывании;

    Знакомить с формой предмета, цветом, размером;

    Знакомить с различными материалами (ткань, металл, бумага и т.д.).

Ход:

1 взрослый показывает божью коровку, рассматривает вместе с ребенком, называет цвет, форму, обращает внимание на пятнышки, предлагает потрогать, расстегнуть ее. Рассматривает геометрические фигуры, называет цвет, форму, обследуют их.

Вопросы: какого цвета треугольник? Покажи красный квадрат? И т.д.

2 взрослый предлагает рассмотреть цветы. «Какая красивая поляна», Покажи красный цветок? Какого цвета? Возьми красный цветок и пристегни к красной серединке и т.д.



«Протяни дорожку»

Цель: Формирование у детей представления о сенсорных эталонах, умение группировать предметы по цвету, форме, величине, развитие мелкой мускулатуры рук.

Оборудование: Наборное полотно из картона с карточками по правой и левой сторонам и с отверстиями для цветных шнурков.

Игра рассчитана на совместную деятельность воспитателя и ребенка в возрасте от 2-4 лет.

Ход игры: Воспитатель вместе с ребенком рассматривают карточки, педагог обращает внимание на их сходство и отличие. Затем воспитатель открывает карточки с двух сторон на дифференциацию цвета и при помощи шнурка соединяет одну пару. Далее предлагает ребенку подобрать следующую пару картинок, используя шнурок другого цвета. Затем эти же действия производятся с карточками на величину и форму предметов.

Данное пособие полифункциональное может быть использовано для занятий не только по сенсорному развитию.

Варианты игр: «Кто где живет?», «Угости зверюшек», «Найди маму детенышам», «Найди контур предмета», «Оденем кукол».


Дидактические игры

«Спрячь зайку»

Цель: формирование представлений о цвете.

Материал: домики красного, желтого, зеленого, синего цвета (плоскостное изображение). В каждом домике, в окне – зайчик; лиса (плоскостное изображение); окна по цвету домиков.

Ход игры: воспитатель предлагает детям спрятать зайчиков от лисы – подобрать окна по цвету домиков.

«Разноцветные жуки»

Цель: Совершенствовать восприятие детей, обогащать непосредственный чувственный опыт детей, помогать обследовать предмет, выделять его цвет. Побуждать детей включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить и т.д.

Ход игры: В данную игру может играть группа детей 1 – 3 чел. Воспитатель предлагает детям украсить божьих коровок цветами определенного цвета.


«Бутылочки»

Цель: закрепить с ребенком выполнение целенаправленных действий (открыть, закрыть), упражнять в составлении целого из двух частей, продолжать учить называть основные цвета.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку, с оединив части бутылочки, сложить половинки рисунков; назвать: получившийся рисунок, цвет предметов


«Разноцветные коврики»

Цель: Закреплять с детьми цвет, форму, величину, развивать мелкую моторику пальчиков рук.

В эту игру дети могут играть, как самостоятельно, так и под руководством воспитателя.

Если игра проходит совместно, то воспитатель следит за правильностью выполнения задания.

А если дети играют самостоятельно, то развиваем их творческие способности.

«Чудесные мешочки» и

«Корзиночка с цветами»

Цель: Закреплять основные цвета, учить проводить простейшие ассоциации по цвету, выбирать нужный по цвету предмет, развивать мелкую моторику пальцев рук.



Воспитатель вместе с детьми, рассматривают, что в мешочках, какие предметы, какого цвета, размера.

В каждый мешочек складываются предметы определенного цвета, таким образом закрепляются основные цвета.

На корзиночку размещают цветы в соответствии с цветом пуговички. С помощью этой игры закрепляются основные цвета, развивается мелкая моторика пальцев рук.

Развивающая среда

Детский сад – это особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, непохожим на другие. Стремление позаимствовать для дома что-нибудь с работы – в нашей стране, увы, не вызывает особого удивления. А вот в детских садах наблюдается абсолютно противоположный процесс: воспитатели и заведующие несут вещи из дома в детский сад, да еще привлекают к этому родных и близких.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.

Можно смело утверждать, что в нашем городе руками педагогов и родителей созданы уникальные варианты развивающей среды. Парадоксально, но факт – нехватка материальных средств на приобретение различного оборудования, игр способствует развитию творчества.

Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, а малыши вообще нечасто покидают ее пределы. Значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Здесь имеет значение: цвет стен и потолка, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек и соответствие их возрасту детей, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.

В данном сборнике мы предлагаем познакомиться с предметно-развивающей средой по сенсорному воспитанию на примере МДОУ д/с № 117 «Электроник» комбинированного вида.


Дидактические пособия «Божья коровка» и «Гусеница».


Дидактические пособия на обогащение сенсорного опыта детей в процессе знакомства с предметами разной формы, величины и цвета; развитие мелкой мускулатуры рук




Дидактическая игра

«Положи шарик, «киндер – яйцо» в свой домик»

Цель: обращать внимание на цвет предметов, группировать однородные объекты по цвету, учить сопоставлять по цвету разнородные объекты. Закреплять понятие цвета: красный, синий, желтый, зеленый.

Материал: лотки из-под яиц, выкрашенные в красный, желтый, синий, зеленый цвет, пластмассовые шарики такого же цвета, собранные в мешочек.

На первом этапе обучения игре детям предлагают только два цвета: синий и красный, или желтый и зеленый. По мере запоминания цветов игру проводят с тремя, четырьмя цветами.



Многофункциональное панно


Физкультурный уголок

Дидактическая игра

«Подари слоненку цветок»

Цель: обогащение сенсорного опыта; развитие мелкой мускулатуры рук

Ход игры : воспитатель предлагает ребенку найти и «подарить» слоненку (игрушке) цветок синего (красного) цвета.


Дидактическая игра

«Украсим елочку»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев, умение пользоваться прищепкой; развитие внимания, наблюдательности, величины объекта.

Материал: трёхгранные елочки из картона, разноцветные прищепки.

Воспитатель предлагает взять прищепку любого цвета или взять прищепку только синего, красного, желтого, зеленого и укрепить на елочку.



Дидактическая игра

«Ловкие ручки» или «Волшебные кубики»

Цель: научить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать и расшнуровывать, застегивать замок, развитие внимания, усидчивости.


Дидактические пособия

«Солнышко» и «Ёжик»

Цель: формирование представлений о сенсорных эталонах.


Данные пособия используются для развития мелкой мускулатуры рук. Ребенку предлагается из разноцветных прищепок выбрать лучики для солнышка и иголки ежику.


Важный период для формирования правильного восприятия окружающего мира у детей – 3-4 года. Главный кирпичик в «здании» формирования интеллекта закладывается именно в этот период. Ребенок уже хорошо умеет общаться, его словарный запас весьма обширный. Теперь ему легче на этой основе узнавать о формах, структурах и величинах предметов, понимать их положение в пространстве. От родителей зависит, насколько своевременно будет оказано воздействие на совершенствование детского организма, его психических и физических навыков, а также полноценное раскрытие заложенных потенциалов.

Для воспитания сенсорного восприятия и воображения дорогие игрушки не обязательны - иногда подручные материалы даже удобнее и интереснее

Важно вовремя показать широкую дорогу, ведущую к познанию. При помощи сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста это сделать проще всего. Путь к практической деятельности открывается именно посредством совершенствования системы ощущений и восприятий. Самый оптимальный способ для этого – обучающие и развивающие упражнения и занятия. Материал для таких игр можно найти абсолютно везде - и дома, и на улице. Небольшой кусочек материи, с помощью которого ваша дочка одевает свою принцессу, представляя, что это бальное платье – тоже способ познания мира. Это может быть и бутылочная пробка, в которую кроха посадил жука для путешествия по ручейку-реке у дома.

Развитие сенсорики у детей

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста подразумевает комплексные обучающие и развивающие меры по улучшению органов чувств, способствующие более быстрому и эффективному познавательному процессу. С помощью тактильного, слухового или зрительного воздействия предметов на ребенка осуществляется процесс, называемый ощущения. Ощущения являются основным источником получения информации в этом возрасте. Они помогают лучше познать себя и мир вокруг.

Перечислим 4 вида ощущений:

  1. Слух – ощущение звука.
  2. Обоняние – способность различать запахи.
  3. Вкус – умение чувствовать разнообразные вкусы: сладость, горечь, кислоту и соленость. Остальные вкусовые вариации будут являться их всевозможными сочетаниями.
  4. Осязание – чувства, помогающие различать осязательные характеристики предметов, а также способность кожи чувствовать различные воздействия (болевые, тепловые, холодящие, давящие).

Есть ли разница между ощущениями и восприятиями? Их отличие в том, что в основе восприятий лежат ощущения. Действуя целенаправленно на органы чувств, они помогают понимать целостность каждого предмета и в то же время осознавать разницу свойств.

Перечислим задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста: обучение ребенка основным навыкам познания предметов - осязанию, синтезированию, сравниванию и обобщению. Детям крайне важно освоить базовые сенсорные знания, которые подразумевают под собой весь опыт, накопленный предыдущими поколениями. Благодаря этим знаниям сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста будет осуществляться более согласованно.


Осязание - очень важный для ребенка навык, который дополняет картину целостного восприятия мира через физический контакт

Сенсорные эталоны

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Что подразумевают под собой сенсорные эталоны? Перечислим основные из них, которые следует освоить детям старшего и младшего дошкольного возраста:

  1. система мер веса;
  2. система величины;
  3. система цвета;
  4. система геометрических фигур (подробнее в статье: );
  5. система мер длины;
  6. система направлений;
  7. система звуков;
  8. система запахов;
  9. система фактуры.

Осваивание данных знаний требует длительного времени. Процесс воспитания должен совершенствовать юный организм во всех сферах. Главное, на что ориентировано данное дидактическое развитие – улучшение деятельности мозга и речевых навыков.

Этапы освоения эталонов

К особенностям сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста причислим тот факт, что сенсорные знания будут осваиваться следующими этапами:

I. Освоение предэталонов – понимание величины и формы предметов, расстояний и т.д. Продолжается это освоение с 6 месяцев и до 2,5-3 лет.


Освоение понятия «расстояние» начинается сразу после того, как ребенок учится перемещаться самостоятельно

II. Свойства предметов понимаются посредством сравнения. Ребенку проще усвоить понятия цветов с помощью сравнительного анализа, сопоставляя новую вещь с уже знакомым предметом, имеющим легко узнаваемый цвет. К примеру: красный как яблоко, желтый как солнышко или голубой как небо. Геометрические фигуры познаются через сравнение с привычными вещами. К примеру, крыша похожа на треугольник, мяч - на круг, окно - на квадрат. Продолжается этот этап с 3-4 до 7 лет.

III. Качество предметов анализируется в сравнении с эталонами. Например, яйцо – овальное, разноцветная бабочка - как радуга. Эталонами в данном случае выступают ноты, звучание звуков языка, семицветный спектр со всевозможными оттенками. Продолжается данный этап от 6 до 7 лет.

Что должен знать дошкольник?

Каким образом ребенок может усвоить все общепринятые эталоны? Разумеется, через игру и активное взаимодействие с предметами. Какими знаниями должен обладать ребенок до школы? Перечислим основные из них:

  • цвета;
  • величины (толстый, худой, узкий, средний, широкий и т.д.);
  • основные геометрические формы;
  • вкусовые различия (сладость, горечь, кислота, соленость);
  • запах;
  • фактура (теплый, мягкий, гладкий и т.д.);
  • вес (легкий – тяжелый);
  • звук (громкий, тихий, высокий, низкий);
  • время (сначала – утро, день, вечер, ночь, затем более сложные моменты, такие как временные интервалы - 1 минута, 5 минут, 1 час, умение определять время по часам);
  • речевой слух (уметь различать гласные и согласные звуки языка, умение сочетать их и составлять слова);
  • музыкальный слух (различие звуков по высоте, тембру, мелодии, ритмике);
  • пространственное ориентирование (впереди – сзади, внизу – вверху, под – над).

Направления развития

На сегодня в практике педагогического воспитания существует несколько систем сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Наиболее распространенные из них две: система Марии Монтессори и система Фридриха Фребеля. Родители имеют возможность отдать свое чадо в детский сад, где применяется та или иная методика (см. также: ). Чем отличаются данные системы дидактического развития от общепризнанных, стоит ли их так отделять? Разберем каждую из них, чтобы понять, стоит ли отдавать малыша в особый детский сад.

Система Марии Монтессори

В основу системы воспитания Марии Монтессори заложена мысль о том, что ребенок должен познавать окружающий мир с помощью всевозможных предметов вокруг себя. Важно наполнить место пребывания ребенка различными вещами для манипуляций. Должна быть возможность выбора, чтобы хотя бы что-то из предложенного вызвало у него интерес.

Мария Монтессори была убеждена, что главное в развитии дошкольника помочь развить его силы и способности: слух, зрение, мускулатуру. Сама основательница системы разработала для развития детей массу упражнений, каждая группа которых направлена на развитие одного конкретного органа чувств.

Создательница метода предполагала научить ребенка тактильному восприятию через работу с различными видами тканей, дощечек, металлических пластин - гладких и шершавых. Все действия с предметами ребенок должен осуществлять самостоятельно.


Обучение тактильному восприятию по Монтессори включает в себя взаимодействие с предметами различных фактур и форм

Система Фридриха Фребеля

Фридрих Фребель заложил в основу своей системы воспитания цель развить у детей познавательные и творческие способности посредством практической деятельности. Развивающие занятия имеют своей целью совершенствование моторики, а также они попутно рассказывают ребенку о свойствах предметов. «Дары Фребеля» - материал для занятий, разработанный лично автором системы, который состоит из шести даров. Особенностью дидактических сенсорных пособий является то, что большинство из них создано по принципу «от целого – к части и обратно». Крупные детали «разбираются» на множество маленьких.

Поняв суть и значение каждой из систем, вы сможете выбрать наиболее подходящую и использовать ее в домашнем воспитании. Каждая мама в состоянии сделать такую сенсорную среду у себя дома своими руками.

Игра будет полезной и эффективной, если в ее основе лежит развитие и воспитание ребенка, его комплексное совершенствование в физическом и психическом плане. Полезной и эффективной игра будет тогда, когда ее целью ставится воспитание личности ребенка, его комплексное развитие в физическом и психическом плане. Игры с предметами подразумевают сенсорное воспитание детей-дошкольников. Любая из них призвана быть развивающей. Приведем примеры дидактических упражнений и игр.

Играем с младшими дошкольниками

Необходимо подготовить разнообразный набор пуговиц. Среди них должны быть большие и маленькие, разноцветные и разноформенные варианты. Сначала педагог выкладывает некий узор из данных пуговиц, затем просит ребенка воспроизвести его. В начале занятий следует помогать крохе составлять узор. Освоив технику повторения, просим карапуза придумать свой собственный рисунок. С помощью такого упражнения руками малыш получает представление о форме, размере и цвете.


Чтобы облегчить малышу задание, мозаику из пуговиц можно выложить на уже готовый рисунок или раскраску

«Солнечный зайчик»

Главный инструмент игры – зеркало. Обязательно при этом наличие безоблачной погоды, когда солнечные лучи проникают в помещение. Покажите малышу, как пускать солнечного зайчика, а затем помогите ему сделать это самостоятельно. Предложите поймать зайчика или дотронуться до него. Цель занятия – развить зрительное чувство.

«Разложи по цвету»

Для забавы вам понадобятся фигуры или предметы разных цветов. Это может быть мозаика, конструктор или кубики. В задание малыша будет входить сортировка этих предметов по цветам. Благодаря этой игре ребенок учится различать цвета, сравнивать их и уметь видеть разнообразие.

«Где звонят?»

Для упражнения понадобится платок для завязывания глаз и колокольчик. Крохе нужно повязать платок, закрыв обзор, а затем позвонить в колокольчик. Повязку снимают и просят малыша показать, с какой стороны производился звук. В такой игре ребенок учится контролировать свое слуховое внимание, понимать, откуда идет звук и уметь ориентироваться в пространстве. Также полезно давать простые музыкальные инструменты ребенку в руки, чтобы он лучше научился различать их.

«Что звенело?»

Для занятий подготовьте любые предметы, которые могут воспроизвести звук (барабан, ложки, дудочка, свисток, ксилофон, бумага, колокольчик). В начале упражнения покажите крохе, как звучит каждый из предметов. Затем малышу нужно завязать глаза, и воспроизвести звук одним из объектов. Глаза развязываем и просим указать предмет, звучавший только что. Направлена данная забава на совершенствование слухового внимания и музыкального слуха.

«Собери игрушки»

Для игрового процесса вам нужно подготовить две коробки и игрушки. Одна из коробок дается ребенку, вторая – взрослому. По команде оба начинают складывать игрушки в коробки. Каждый при этом наполняет именно свою коробку. Надо складывать игрушки так, чтобы у крохи в итоге получилось бы больше. Ребенку объясняем разницу между много и мало.


Самостоятельное взаимодействие с музыкальными инструментами помогает ребенку научиться различать их на слух

Играем с дошкольниками

«Угадай цифру». На спине карапуза рисуется пальцем цифра. В задачу ребенка входит отгадать, какую именно цифру написал взрослый. Занятие помогает развить тактильные ощущения. Позже можно писать буквы алфавита.

«Найди лишний предмет». Для упражнения необходимо подготовить разные по цвету геометрические фигуры. В качестве задания можно положить перед ребенком фигуры одного цвета, при этом только один из них отличен по форме. Попросите найти лишний предмет. Забава учит соотносить предметы между собой и сравнивать их.

«Большой – маленький». Для игровой деятельности будут нужны различные вещи, предметы или игрушки, а также носовой платок. Попросите ребенка спрятать поочередно вещи под платочком. При этом следует комментировать, что те предметы, которые были маленькими сумели спрятаться, а большие – нет. Задание направлено на знакомство с величинами.

«Что в мешочке?». Из необходимых материалов подготовьте мешочек небольшого размера и предметы, способные в нем поместиться. Важно, чтобы вещи эти были разными по форме, фактуре и размеру. Маленький первооткрыватель должен попытаться определить, что же именно попалось сейчас ему в руку. Направлена такая игровая деятельность на формирование тактильных ощущений.

Заключение

Ребенок раннего и дошкольного возраста способен развивать свои органы чувств с небывалой быстротой. Сенсорное развитие у детей дошкольного возраста является приоритетной задачей, переоценить которую крайне сложно. Благодаря обучению в форме игры малыш учится познавать мир вокруг себя. Кроха получает огромный поток информации о различных понятиях: цвет, величина, форма. Сенсорика направлена на гармоничное и целостное развитие личности ребенка.