Как увлечь разновозрастных детей? Идеи совместных занятий с детьми разного возраста. Подвижная игра со скакалкой «Удочка»

Сценарий любого веселья должен быть легким для восприятия, увлекать маленьких зрителей и радовать их.

Игры и развлечения должны быть доступными (правила понятны для всех детей, учтены возможности их исполнения), содержательными, занимательными , познавательными, интригующими , содержать сюрпризы .

При написании сценария лучше придерживаться следующих правил:

Ин тересный сюжет;

Основа праздника - игра;

Единая игровая тема;

Чередование зрелищных моментов с активными действиями детей;

Построение программы на хорошо знакомом материале;

Включение двигательных и общеразвивающих, подвижных игр;

Продолжитель ность праздника, соответствующая возрасту детей.

Кроме того, при выборе детского сценария для праздника необходимо учитывать не только количество приглашенных гостей, увлечения и особенности детей, особенности места проведения, но и обязательно возраст аудитории.

До года

Первый праздник малыша (до 1 года) не стоит организовывать очень бурно, ведь он очень маленький и быстро устает.

Можно просто украсить комнату воздушными красочными шарами. На этот праздник лучше пригласить не много гостей, достаточно будет самых близких людей и нескольких сверстников.

Праздник должен быть ярким и насыщенным, но длиться не дольше 2-3 часов.Так же важно не вносить изменения в обычный режим ребенка.

Этот праздник намного важнее для мамы и папы, чем для самого именинника.

Важно! Важнейшая задача такого праздника - не переутомить малыша .

2-3 года

Для деток 2-3 лет характерна бóльшая выносливость, но свое берет капризность и конфликтность таких малышей. На день рождения такого ребенка очень важно приглашать минимум гостей, которых он хорошо знает, чтобы не испортить праздник.

Подбирая игры для праздника, рассчитанного на детей в возрасте2-3 лет,особый упор следует делать на развитие координации движений, в том числе мелкой моторики рук. Именно в этом возрасте очень быстро идет развитие речи и резко возрастает число употребляемых слов, начинает формироваться воображение. Играя, расширяется кругозор ребенка, увеличивается словарный запас, развивается речь и память.

Однако в 2-3 года,конечно же не следует ждать от малышей, что они поймут смысл всего происходящего вокруг и будут принимать активное участие в играх. Не настаивайте, пусть ребенок сам проявит инициативу. В качестве подарка для деток такого возраста можно приобрести, к примеру, паровозик или машинку, мячик, книжки или паззлы, конструктор или кубики.

Для деток до 3-хлет лучше всего организовывать такие мероприятия до обеда, пока они бодры и веселы. Время празднования не должно превышать больше2-3 часов,чтобы дети не перевозбудились и не начали капризничать.

4-5 лет

С детьми от 4 до 5 лет чуть посложнее, ведь они уже имеют друзей и мнения на некоторые вещи. Важно перед праздником посоветоваться с ними по поводу приглашенных. Можно совместно сделать некоторые приготовления к празднику - выбрать торт, разукрасить открытки, подготовить место праздника и так далее.

Для деток дошкольного возраста нужно организовать праздник, который получится радостным и запоминающимся. Для этого можно пригласить на торжество веселых аниматоров, которые проведут этот праздник. Это могут быть забавные клоуны или сказочные персонажи, которые будут не только играть с детьми в подвижные игры, а показывать различные фокусы и шоу мыльных пузырей.

Дошколята с удовольствием играют не только в подвижные игры, но и в те, где нужно подумать. Упор в играх рекомендуется делать на развитие наблюдательности, запоминания, логики, воображения и навыков речи, а в подвижных играх - на совершенствование координации, скорости, ловкости и внимательности.

Идеальное время для деток этого возраста - это обеденное или послеобеденное время. Подвижные конкурсы очень выматывают детей, и они быстро устают, поэтому не стоит устраивать подвижные праздники дольше, чем на 2 часа.

Важно! Дети дошкольного и младшего школьного возраста не могут долго фокусировать внимание на повествовании.

6-9 лет

К 6-9 годам дети , как правило, уже определились, с кем дружат, и кого пригласить на праздник выберут сами. Сценарий в детском саду могут помочь составить воспитатели или родители приглашенных друзей ребенка.

В возрасте6-7лет можно все большее внимание уделять спокойным играм, развивающим логику, математические способности, память и расширяющим кругозор. При этом не забывайте и активные игры на развитие скорости реакции, выносливости и силы.

Для школьников можно устраивать подобные торжества ближе к вечеру.

Важно! Не забывайте, это праздник для детей , а не родителей, поэтому все силы и внимание должны быть сконцентрированы на развлечения и игры с детьми.

10-12 лет

Для ребят 10-12 лет оптимальным вариантом будет включение в детский сценарий для праздника энергичных, спортивно-эстафетных игр, а также квест-программ, интерактивных, музыкальных или театрализованных программ, тимбилдинга.

Можно устроить настоящее приключение. Например, в первобытных временах, с динозаврами, охотой, дикарями и т.д.

Важно! Обязательно выберите единую тему и идею для такого сценария.

Для детей разных возрастов

В домашних условиях бывает, что на праздник могут прийти друзья и родственники с детьми разных возрастов от 1 года до 12 лет . И тогда перед взрослыми встает проблема: «Как сделать этот праздник интересным не только для именинника, но и для всех его гостей?».

В таком случае, рекомендуется проводить программы с игровыми упражнениями под разные возрастные группы детей. При этом упражнения необходимо чередовать: сначала задание для маленьких детей, следующее - для более взрослых и т.д. Также необходимо чередовать спокойные игры с подвижными. На некоторых этапах детского праздника можно привлекать старших детей в помощь младшим. Если же весь праздник будет подчинен определенной увлекательной идее, например «Поиск сокровищ» или «Волшебное путешествие», интересно будет детям любых возрастов.

1. При проведении праздника и в процессе подготовки необходимо использование совместной деятельности, т.к. участие в общем деле формирует у детей чувство общности. Только при этом условии праздник пройдет успешно и оставит яркие воспоминания у всех его участников

2. Начать праздник можно «издалека», то есть задолго до самого торжества. Например, вместе с ребенком или детьми нарисовать красочные авторские приглашения и разбросать их по почтовым ящикам тех, кого вы хотите пригласить.

3. Помощь в украшении комнат, стола, создании костюмов способствует развитию творчества детей.

4. Речевой материал к празднику нужно подбирать, ориентируясь на активный словарь детей. При этом важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, состояние его устной речи.

5. Основной принцип подбора игр и викторин на праздник: «участвовать должны все» . Конечно, бывают исключения, когда кто-то из приглашенных детей отказывается принимать участие в конкурсах, но при грамотно организованном празднике, это скорее исключение, чем правило.

6. Для того чтобы поддерживать внимание детей, важно дать им возможность в нужный момент расслабиться, поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес ребенка.

7. В ходе праздника взрослые должны помогать детям ориентироваться в происходящем действии, если возникает необходимость, разъяснить то, что непонятно кому-то из детей.

8. И не забудьте заранее приобрести призы и подарки для игр.

На что еще следует обратить внимание:

Праздники для мальчиков должны отличаться от праздников для девочек.

Большое внимание стоит уделить характеру и увлечению ребенка.

В сценарии в зависимости от возраста детей можно включать:

Подвижные игры, подходящие данному возрасту;

Веселые конкурсы;

Театрализованные представления;

Шоу мыльных пузырей;

Шарикомоделирование (изготовление фигурок из воздушных шариков);

Незатейливые фокусы;

Загадки, шарады;

Тимбилдинг;

Аквагрим;

Эстафеты, спортивные состязания;

Творческие мастер-классы:

Песочная мастерская (картины цветным песком и рисунки на песке)

Художественная мастерская (картины на холсте, бумаге, картоне)

Работа витражными красками (любые стеклянные поверхности)

Рисунки на воде (марморирование)

Лепка из полимерной глины.

Создание праздничных открыток (скрапбукинг)

Мастерская гримера

Дорогой друг, через 5-6 дней мы поговорим о заданиях, которые дети любят выполнять все вместе, конкурсах, а также Вы сможете скачать и распечатать раздаточный материал.

Подобная ситуация может повториться и дома, где среда обычно сильно отличается от среды в детской группе. У родителей нет ни возможности, ни необходимости покупать такое количество материалов, какое присутствует в классе. Мамы и папы приобретают материалы и игрушки, которые подходят ребёнку именно сейчас, в нынешнем возрасте, но что делать, если детей несколько? Если у детей разница всего в 1–2 года, этот вопрос не встаёт так остро, но если разница у детей в три или даже шесть лет? Как организовать среду, чтобы дети занимались и играли вместе?

Даже при достаточно большой разнице в возрасте для детей будет полезно совместно заниматься некоторыми делами.

  1. Упражнения практической жизни.

Такие упражнения являются основными для детей от двух до четырёх лет, но их могут выполнять и старшие дети, немного усложняя. Организовать подобные общие занятия проще всего – предложите детям выполнение любых повседневных дел.

Для начала не забудьте обучить малышей основам: как правильно носить стул и ставить его тихо, как использовать скамеечку, если малыш не достает до чего-то, как аккуратно переносить предметы (используя поднос, если предметов несколько), как наливать воду (всегда держа сосуд двумя руками). Эти упражнения вам придётся показать младшему ребенку индивидуально, или вы можете попросить старшего научить малыша.

Вы можете предложить детям вместе:

– Готовить.

Младший: моет и чистит руками овощи, фрукты, яйца, режет мягкие фрукты и овощи, намазывает хлеб мягким маслом или сыром, взбивает яйца, выжимает апельсиновый сок, заваривает травяной чай, накрывает на стол.

Старший: помогает младшему, записывает и читает рецепты, чистит овощи ножом, режет твёрдые продукты, пользуется при помощи взрослых бытовой техникой: духовкой, плитой, чайником.

– Убирать за собой.

Младший: смахивает крошки со стола, моет тряпочку, помогает мыть стол, пытается подметать пол.

Старший: помогает младшему собрать крошки в совок (такая помощь лучше воспринимается малышами, чем помощь взрослого), моет пол, стол.

– Чистить ботинки (этим могут заниматься дети любого возраста).

– Мыть посуду. Старшие дети могут ополаскивать посуду, следить, чтобы не оставалось следов моющих средств.

– Стирать. Старшие помогают полоскать, проверяют, не остаётся ли мыло.

– Одеваться. Старшие помогают младшим, показывают, как надеть тот или иной предмет одежды.

  1. Занятия с крупами и водой.

Занятия с крупами и водой обычно нравятся детям любого возраста. Они прекрасно развивают моторику, снимают возможный стресс и тревожность.

Младший ребёнок может заниматься простыми пересыпаниями и переливаниями с множеством сосудов. Старшие дети могут показывать младшим как пересыпать ложкой, половником, перекладывать щипцами, переливать через воронку, использовать шприц и пипетку. Для этого лучше взять большой таз или миску, наполненную водой или крупой.

Дети также могут:

– Вместе вылавливать игрушки или шарики из таза с водой.

– Взбивать мыльную пену – у каждого ребёнка должен быть свой венчик для взбивания.

– Играть с сенсорной коробочкой (коробочка должна быть достаточно большая, чтобы детям было удобно играть вместе).

– Искать в крупе мелкие предметы.

– Просеивать крупу через сито – у каждого ребёнка должно быть своё сито.

  1. Развитие моторики, подготовка руки к письму.

Развитие моторики очень важно для детей с двух лет. Занятия для двухлетнего будут отличаться от занятий ребёнка, который уже учится писать, но всё же многие материалы подходят для детей всех возрастов.

Вот чем дети могут заниматься вместе:

– Вырезание ножницами.

Младшие дети уже с полутора лет учатся резать ножницами. Заготовьте полоски бумаги, чтобы малыш разрезал их на квадратики. Старший ребёнок пусть вырезает по более сложному контуру геометрические фигуры или картинки. Фигуры можно наклеивать на листы бумаги, что тоже обычно нравится как старшим детям, так и малышам.

– Нанизывание на нитку.

Младшим предложите толстую нить с большой пластмассовой иголкой и большие деревянные бусины (существует множество таких наборов для малышей). Старшие могут делать бусы и браслеты из всё более тонких нитей и мелких бусин, вплоть до нанизывания бисера на леску.

– Выкалывание.

Малышам нравится выкалывать фигуры на бумаге! Нарисуйте простую фигуру, расставьте карандашом точки по её периметру (на расстоянии примерно 1 см друг от друга), дайте ребёнку старую ручку без чернил и предложите выкалывать по точкам. Старшие дети также могут заниматься выкалыванием, только контур должен быть гораздо сложнее (а ещё ребёнок может сделать рисунок для выкалывания самостоятельно).

– Вышивание.

Вышивать могут дети с полутора–двух лет, особенно, если видят иголку с ниткой у старшего ребёнка. Для малышей выберите большую пластмассовую иголку и предложите им вышивать по уже выколотым по линии точкам на картоне. Старшим детям понравится вышивание на бумаге, ткани, пяльцах.

– Рисунки и письмо на манке.

Когда старший ребёнок начнёт изучать буквы, приготовьте ему песок с манкой, где бы он мог тренироваться в написании, легко исправляя неудавшиеся буквы. Малышу тоже сделайте подобный поднос, и он с удовольствием будет рисовать и чертить линии, тренируя свои пальчики.

– Рисунки и письмо мелом на доске.

Дети с удовольствием будут вместе использовать доску: старший – пробовать писать буквы и фразы, младший – рисовать и чертить фигуры.

  1. Сенсорное развитие и введение в математику.

Сензитивный период сенсорного развития детей продолжается до пяти лет, однако и после этого развитие органов чувств не прекращается, хотя и перестаёт быть приоритетным. Поэтому многие занятия сенсорной зоны с удовольствием выполняют и старшие дети. Некоторые занятия в сенсорике для старших детей можно заменить занятиями в математике.

Вот что вы можете предложить обоим детям:

– Волшебный мешочек.

Любимая игра детей, в которой несколько предметов кладут в небольшой мешок и достают их из него, пытаясь на ощупь определить, что же это такое. Эта игра для детей с четырёх лет, но малышам очень понравится просто трогать предметы в мешочке, а потом рассматривать их. Поэтому вы можете играть все вместе, не настаивая, чтобы малыш угадывал и называл предметы.

– Музыкальные игры.

Любые музыкальные игры подходят для всех возрастов, а раннее обучение музыке способствует не только развитию слуха, но и общему развитию ребёнка.

– Упражнения на развитие обоняния, вкуса.

Мария Монтессори говорила, что лучший способ развить вкус и обоняние – это хороший обед. С самого раннего возраста учите ребёнка пробовать разные новые вкусы, готовить вместе с вами, бережно относиться к еде.

– Упражнения в сортировке и в подборе пар.

Упражнения в сортировке или подборе пар (сортировка природных материалов, разных предметов, сортировка на твёрдое и мягкое, тяжёлое и лёгкое и т. п.) старшие дети могут проводить с завязанными глазами, что значительно усложняет задачу. Малыши же могут работать с открытыми глазами, хотя иногда они всё же просят завязать глаза и им – вы можете предложить им попробовать, однако маленькие дети обычно быстро теряют к этому интерес.

Маленькие дети любят сортировать предметы: особенный интерес к процессу появляется в 2–3 года. Обязательно предлагайте малышам различные сортировки именно в этом возрасте (кстати, дети как раз начинают изучать цвета, поэтому сортировки в цветах становятся основными). Старших детей такие сортировки уже не увлекут, однако любые предметы для сортировок старшие дети могут считать. Пока малыши раскладывают кружки на красные и синие, старшему можно предложить положить в одну коробочку 10 красных кружков, а в другую – 8 синих.

– Работа с розовой башней, коричневой лестницей и материалами, заменяющими их в домашних условиях.

Малышам можно предлагать классическую работу в построении башни или лестницы от большего к меньшему. Старшим детям – различные упражнения. Вы можете предложить построить башню по образцу или самим, соблюдая гармоничную последовательность.

  1. Творчество.

Совместные занятия творчеством для детей разных возрастов организовать не сложно. Дети могут вместе:

– Рисовать.

Для малышей лучше использовать большие листы и предлагать рисовать на легко моющейся поверхности. Стоит начинать с пальчиковых красок и штампов, которые можно сделать самим из половинки картошки. Старшие, обычно уже привыкшие рисовать карандашами и красками, с удовольствием поучаствуют в рисовании пальцами или штампами: это разнообразит их творчество.

– Клеить.

Дайте малышу клей-карандаш и кусочки цветной бумаги или ваты – такое занятие развлечет его надолго. Старший ребёнок может делать в это время аппликацию: клеить кусочки цветной бумаги на рисунок-заготовку.

– Лепить из пластилина.

Младшие дети учатся отрывать кусочки пластилина и приклеивать их на бумагу, например, на заготовку в виде мухомора или божьей коровки, делать колбаски и шарики, раскатывать пластилин и вырезать формочками. Старшие дети делают полноценные поделки: фигурки или картины из пластилина на заготовках. Отличный вариант – лепка из солёного теста. Этот экологичный вариант лепки лучше подойдёт для совсем маленьких детей.

– Создавать поделки из природных материалов.

Если вы решили сделать со старшим ребёнком поделку из шишек, ракушек, жёлудей, но боитесь, что малышу будет это не под силу, предложите младшему покрасить материалы гуашью. Непривычная работа с красками обычно надолго развлекает малышей, пока старший ребёнок спокойно делает поделку.

Что же делать, если младшему ребёнку ещё нет и полутора лет? Ведь тогда он обычно упражняется на коврике на полу: оттачивает движения, учится держать головку, ползать, сидеть, пока старший занимается своими делами. Однако даже для таких случаев мы предлагаем вам несколько идей занятий вместе с совсем крохотными малышами:

Сенсорные игры: мешочки или ткани.

Предложите детям парные мешочки, наполненные различными крупами, или кусочки разной ткани. Старший будет искать пары, а малыш просто ощупывать мешочки.

– Игры с водой: переливания.

Игры в ванной с переливанием доступны детям с момента, когда они научатся самостоятельно сидеть.

– Музыкальные игры: песенки и потешки.

Музыкой можно заниматься с самого рождения. Малыш с удовольствием поучаствует во всех ваших музыкальных играх вместе со старшим ребёнком.

– Коробочки с сокровищами.

Коробочки с сокровищами – основной материал для детей от шести месяцев – это коробочки или корзинки с несколькими предметами окружающей среды, которые малыш может рассматривать и изучать. Старшим же детям будет интересно подбирать подходящие для коробочки предметы. Если старшему ребенку 2–3 года, то с помощью таких коробочек вы можете увеличивать его словарный запас, вводя новые слова трёхступенчатым уроком.

– Самодельные мобили и игрушки.

Предлагайте старшим детям самостоятельно делать подарки-игрушки для малыша. Старшие дети легко сделают мобили из бумаги или солёного теста, а совсем взрослые братья и сестры помогут вам сшить сенсорные мешочки или сделать сенсорный коврик.

После появления второго или третьего малыша в семье времени у мамы для индивидуальных занятий с каждым ребенком становится резко меньше -­ малыши требуют много внимания и энергии, и не мне вам про это рассказывать.

И если в первое время, пока малыш много и часто спит, еще можно как-­то ухитриться выкроить время на спокойное занятия со старшим ребенком, а затем найти индивидуальное время и для самого малыша, то по мере того, как малыш будет подрастать и становиться активнее ­- времени и возможностей будет становиться все меньше и меньше. А значит рано или поздно обязательно встанет вопрос о том, как совмещать их занятия. Давайте попробуем подумать над тем, что можно сделать в этом направлении и немного систематизировать опыт в этом вопросе.

Мне кажется, что ключевые вопросы должны быть такие:

  1. Когда заниматься?
  2. Чем заниматься?
  3. Где заниматься?

Когда?

Первый вопрос, который нужно рассмотреть ­ время — «когда заниматься?» В первую очередь, когда вы никуда не спешите. И свободны в своей деятельности. Когда вы совершенно расслабленны и довольны жизнью, даже если что-­то пойдет не так, как планировалось, это не выбьет вас из колеи, а наоборот — зарядит новым опытом и новыми знаниями.

Во-вторых, когда оба ребенка настроены дружелюбно и не пытаются тянуть «одеяло» на себя. Когда они оба сыты, никто не капризничает, никто еще не хочет спать.

Почему это так важно? Потому, что, положа руку на сердце, мама, проводящая занятия с 2 разновозрастными маленькими детьми, в этот момент напоминает циркового акробата, пытающегося удержать много тарелочек на нескольких пальцах. И, как если бы акробат начал одновременно дрессировать тигра, то его тарелочки начали бы падать, так и если в ваше занятие будет вклиниваться еще что-­то и это что-­то исходит от настроения – заниматься не получится.

Такое вот несложное правило, которое на деле может стать или серьезным препятствием или, при удачном планировании и внимательном подходе, поможет проводить успешные занятия.

С какого возраста младшего ребенка? Наверно это во многом зависит от характера детей – и старшего, и младшего. И если со старшим еще как-­то можно договориться, что малыш просто посмотрит и будет делать что­-то свое, то с младшим такой договор возможен далеко не сразу. Поэтому разброс в возрасте может быть очень и очень большой – у кого-­то и новорожденный сразу принимает участие в занятиях мамы и старшего, а кому-­то и в 2 года рано.

Поэтому вопрос когда можно начинать, должен решаться совершенно индивидуально:

  • когда дети готовы (мы это можем понять из наблюдения и анализа);
  • когда между ними нет ревности (зависит от того, как мы встраиваем отношения между детьми в семьи и насколько они справедливые);
  • нет попыток завладеть маминым вниманием целиком и полностью;
  • младший ребенок преодолел ограничение наглядного мышления и уже может не хватать то, что делает старший в первую же минуту.

Если они уже могут относительно спокойно поделить маму, могут чуть-­чуть подождать, пока мама не закончит с братом или сестрой и при этом не потеряют целиком внимание и интерес к теме, если могут увидеть, что то, что у них в руках, ничуть не менее интересное чем то, что у брата (сестры) – значит время уже пришло и можно спокойно начинать совместные или параллельные занятия.

Дети разного возраста будут разное по продолжительности время заниматься одним делом ­- ясно, что старший скорее всего окажется более усидчивым, и для него занятие будет более продолжительным, чем для малыша. Значит при планировании такого занятия, где детей будет 2 или даже 3, нужно учесть этот момент – что будет, когда малыш устанет и начнет требовать внимание к своей персоне ? Чем мы сможем его отвлечь или что мы сможем ему предложить? Сможет ли он отойти в сторону на минутку и поиграть еще во что-­то? Или он будет требовать внимания только к себе? Желательно знать ответы на эти вопросы до того, как вы вместе окажетесь на коврике или за столом, занимаясь.

Как мы уже говорили, мышление маленьких детей наглядное. Чем меньше ребенок, тем сложнее ему удержаться от соблазна схватить, отобрать, забрать себе тот предмет, который держит в руках старший ребенок. Даже если у него в руках то же самое. Но познавательная потребность детей такова, что они хотят узнать и получить все. И в руках другого тот же предмет выглядит другим предметом. Чем меньше младший ребенок, тем важнее иметь про запас как нужное количество одинаковых предметов (каждому по кисточке и своей палитре для рисования красками, одинаковые кубики или помпоны и т.п.), а если это невозможно,­ желательно держать под рукой коробочку с «сокровищами». Разумеется, крайне важно, чтобы эти сокровища представляли собой действительно интересные для ребенка предметы.

Чем?

Чем могут вместе заниматься дети разного возраста? Играть, конечно. В ролевые игры, в настольные (типа лото или домино). В этом случае мама играет вместе с малышом и помогает ему, а старший играет за себя. Только существенный момент – старший должен понимать, что эта игра – не соревнование «кто умнее», а просто веселое времяпровождение. И возможно, для такой игры вам придется упростить правила, чтобы со стороны старшего не было попыток заниматься махинациями.

Дети, занимающиеся одновременно, могут заниматься или какой-­то параллельной деятельностью, или совместной. Параллельная :­ дети в одном месте, мама рядом, но у каждого свое занятие, и они не пересекаются по сути и содержанию. Совместная: дети вместе работают над какой­-то задачей. Понятно, что чем больше разница в возрасте, тем больше будет параллельных занятий, чем ближе дети друг к другу и чем они старше (возраст младшего не менее 1,5-­3 лет), тем больше будет занятий именно совместных.

Дети могут одновременно заниматься в тетрадках или какими-то спокойными занятиями. Старший может учить уроки, а младший, сидя рядом, – рисовать. А мама посредине между ними. Занятия иностранным языком ­ мама: дает старшему задания на письмо или чтение, а с малышом занимается устной речью или раскрашиванием картинок по теме. Главное, чтобы малыш не мешал старшему ребенку. А старший не задирал и не дразнил малыша.

Вместе дети могут заниматься активными физическими играми. Например, прыжками и кувырками, вместе проходить полосу препятствий (особенно хорошо в таких играх стимулировать помощь и заботу со стороны старшего ребенка малышу). Для совместных занятий отлично подходят игры по книжкам или тематические дни.

Только маме в этом случае нужно хорошо продумать роль для каждого из детей. И заранее придумать хотя бы несколько заготовок с идеями, что делать если что-­то пойдет не так, как планировалось. Кроме того, занятия по книжкам или тематические дни отлично подходят для создания ситуаций взаимопомощи детей, для их кооперации над общим решением задачи.

На кого нужно в таком занятии ориентироваться в первую очередь? Традиционно мамы ориентируются на старшего ребенка. И не потому, что с ним занятия более важны. Скорее потому, что, если старшему ребенку предложить ориентироваться на малыша – он все очень быстро сделает и так же быстро убежит.


И совместного занятия как такого не получится, и пользы для старшего ребенка окажется немного. Кроме того, как мы помним, каждый ребенок развивается в своей ЗБР (зоне ближайшего развития). Это значит, что для настоящего развития нужны такие задачи, которые для ребенка будут на грани самостоятельного выполнения. Следовательно, ориентироваться нужно на того, чье задание должно быть сложнее . А малышу вы всегда можете или хорошо помочь, или упростить его задание (а это всегда проще, чем усложнять), или дать что-­то свое. Однако, в некоторых
случаях бывает разумно подключить старшего ребенка к вашим занятиям с малышом. Во-первых, старший может показать малышу пример, а это очень полезно – дети учатся у других детей гораздо быстрее, чем у взрослых. Во-­вторых, старшему бывает полезно почувствовать себя все знающим и умеющим, а заодно вспомнить, что и он тоже когда­-то чего-то не умел.

Где?

Это очень своеобразный вопрос, который редко возникает в индивидуальных занятиях. В индивидуальных занятиях мы можем заниматься в любых условиях – хоть на коврике, хоть за столом, хоть на кухне, стоя рядышком и готовя еду.

А вот когда детей больше одного, сразу возникают многочисленные вопросы:

  • Как сделать так, чтобы они не отвлекались – вместе или по ­очереди?
  • Что будет делать и куда пойдет один из детей, когда он устанет или закончит, чтобы не мешать другому?
  • Как поступить и разделить детей, если один из детей начнет баловаться и кривляться, а другой будет из­-за него отвлекаться? Балуются и кривляются дети которым скучно и не интересно и они хотят развлечь себя.
  • Как посадить младшего рядом со старшим, чтобы он не мешал и ему не бросалось в глаза что старший делает? Может быть развернуть его стульчик спиной к старшему?

Решения у этих вопросов сугубо индивидуальные и зависят от возможностей вашей домашней среды. Но еще до начала совместного занятия вы должны точно знать ответы на эти вопросы, чтобы в случае, когда проблема наступит, вы были к ней готовы.

Опыт

Опыт является вашим самым главным помощником в теме совмещений занятий. И если есть области, где можно легко и приятно использовать чужой опыт и чужие наработки, то тема совместных занятий целиком и полностью должна строиться на вашем собственном опыте.

Не бойтесь пробовать, экспериментировать, ошибаться. Опыт именно так и рождается – из наблюдения за детьми, за их возможностями, за тем, как они приспосабливаются к друг другу и как они работают в паре. И из анализа, который желательно делать после каждого занятия – что сработало, что нет, почему получилось так, как нужно поступить в следующий раз? Этот анализ – залог будущей плодотворной работы обоих детей.

Чем хороши совместные занятия? Такие занятия, помимо экономии времени для мамы, обладают еще рядом преимуществ. Тем, что дети учатся взаимодействовать не только в чисто игровых ситуациях, но и в ситуации учебного взаимодействия со взрослым. Учатся немного подождать своей очереди, учатся работать самостоятельно, без постоянной поддержки взрослого. Малыши учатся у старшего новым приемам работы (например с пластилином), старшие, видя возможности малыша, учатся лучше понимать младших братьев или сестер. Но главное – совместные занятия дают детям возможность дружить и находить не только точки соперничества, но и точки соприкосновения, что очень важно в жизни семьи вообще и жизни братьев и сестер в частности.

Индивидуальные занятия. Несмотря на то, что совместные занятия могут быть вполне эффективными, мы не должны прекращать индивидуальных занятий с каждым ребенком. Чем меньше ребенок получает внимания во время общего занятия, тем важнее для него получить свое личное время. И не только потому, что в общем занятии у детей разного возраста сложно одновременно ориентироваться на ЗБР (зона ближайшего развития) каждого ребенка, а значит кто-­то из детей окажется или в зонах уже знакомых им вещей, или в зонах дел, пока далеких от их реальности. Дело еще в том, что для ребенка крайне важно само по себе индивидуально общение с взрослым. Именно в общении со взрослым (а не с другим ребенком, особенно, младшим), ребенок получает образцы поведения, культурные шаблоны и так необходимую ему индивидуальную поддержку и внимание.

  1. Даже если у вас пока только 1 ребенок, продумайте свой маршрут, последовательность действий, что и как нужно брать с собой, если вы вместе с малышом поведете старшего на тренировку, на занятия и т.д. Обратите внимание на то, где ребенок больше всего «зависает», на что нужно время, какие моменты надо подготовить заранее.
  2. Подумайте, удобен ли ваш режим дня. Не хотите ли вы в нем что­-то изменить? Достаточно ли для детей физической нагрузки? Достаточно ли сна? Какие проблемы вы видите, а главное, знаете ли как их преодолевать.

Здравствуйте, дорогие читатели моего блога!
Сегодня, я хочу продолжить делиться с вами пособиями и играми для детей разного возраста. Как Вы знаете возраст моих дочек от 2 до 7 лет, поэтому мне приходится придумывать игры-занятия, которые будут интересны и самой младшей и старшим одновременно. Сегодня я продолжаю математические занятия.


Первая игра: КОРМИМ КРОЛИКОВ

Нам понадобится:
-степлер
-Листы формата А4 с изображениями кролика/зайца от 1 до 20 штук
-Малярный скотч
-Липкая лента
-Вырезанные изображения морковки.

Как мы играем:
На лист с кроликом снизу, степлером приклеиваем липучку (одну часть). Вторая часть будет приклеена на изображения морковок. Для экономии, отмерьте сколько морковок войдет на часть ленты и прикрепляйте именно эту длину ленты.

На стену с помощью малярного скотча приклеиваем 10(20) листов формата А4 с изображениями кроликов (и липучками). Предлагаем детям покормить кроликов, приклеить морковки в соответствии с цифрами у кролика.
Я делала 20 зайчиков, первые 10 для младшей и остальные для старших. Пока старшие кормят зайцев сами, я помогаю младшей справиться с заданием. Затем проверяем количество морковок все вместе.
При печати нужного количества морковок нужно выбрать режим «бумажник».

Вторая игра: ИГРА НА ВНИМАНИЕ

Нам понадобится:
-Листы формата А4 с таблицей, в которой в определенном порядке расположены изображения животных, цифр и букв
-Вырезанные изображения этих же животных в увеличенном размере.

Как мы играем:
Кладем перед детьми лист с таблицей. По краям таблицы сверху находятся цифры, сбоку буквы. На одном листе все изображения одного цвета, кроме шести. Например, все изображения желтые и шесть красных.
Наши варианты: 4 листов с изображениями (желтые и 6 красных, красные и 6 желтых, синие и 6 зеленых, зеленые и 6 синих).
Задания для детей (все дети выполняют задания по очереди): младшей нужно найти шесть картинок другого цвета, старшие показывают картинки заданные в определенной последовательности. Например: покажи картинку, которая находится в квадрате 5Б, в каком квадрате находится синяя картинка.
Если листы заламинировать или обклеить скотчем можно обводить фломастером нужные изображения.
Для младшей можно дополнить игру: когда ребенок по очереди будет находить изображения одного цвета, рядом с таблицей класть по очереди увеличенные картинки животных, а затем их посчитать и обвести фломастером в таблице.

Проблема воспитания здорового поколения были и остаются актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания и диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма- одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития.

Игра в детстве имеет высокое развивающее значение. Л.С. Выготский отмечал, что в детском возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность. Он видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».

Подвижные игры — одно из основных средств физического воспитания и развития детей. Огромную потребность детей в движении необходимо удовлетворять посредством таких игр. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.

Вообще, трудно переоценить значение подвижных игр для малышей, особенно в настоящее время. Во время активного движения активизируются обменные процессы в организме, дыхание и кровообращение. Кроме того, развиваются такие качества, как: внимание, пространственное восприятие, координация движений, быстрота реакции, тренируется сила и выносливость, снимается импульсивность, эмоциональное и мышечное напряжение. Так же во время проведения таких игр малыши развивают и совершенствуют коммуникативные навыки.

В одну и ту же игру можно играть несколько раз подряд, в зависимости от настроения детей и характера двигательной нагрузки. Общая продолжительность подвижных игр составляет от 5 до 15 минут (в зависимости от возраста малыша и физической нагрузки).

Итак, начинаем играть?

Мишка бурый

Для этой игры необходимо участие двух взрослых. «Медведь» (один из взрослых) сидит на стульчике в углу комнаты «в берлоге». Другой взрослый вместе с ребенком (или детьми) ходит по лесу, собирает «грибы», «ягоды», они перекликаются: «Ау! Ау!». Затем взрослый и дети, взявшись за руки, начинают приближаться к «медведю» со словами:

Мишка бурый, Мишка бурый,

Отчего такой ты хмурый?

А «медведь» отвечает:

Я медком не угостился,

Вот на Вас и рассердился. Р-Р-Р!…

На последнем слове «медведь» рычит (нежно!, чтобы не испугать малышей) и бежит за играющими, ловя их.

Змеейка

Когда звучит веселая музыка, дети бегают, прыгают, веселятся. Музыка смолкает, и дети приседают на корточки и затаиваются (чтобы змея их «не заметила») . Змея (игрушечная) ползает мимо детей, а детям надо удержаться и не броситься убегать от змеи. В этой игре у детей развивается выдержка.

«Кошка и мышки»

Дети — «мыши» — водят хоровод, в середине «спит кот» (один из детей)

Кошка мышек сторожит,

Притворилась будто спит,

Тише, мыши, не шумите!

Кошку вы не разбудите!!!

На последних словах «кот» просыпается и ловит «мышей». Спрятаться дети могут, если сядут на стульчики (заберутся в норки).

Блин и оладушки

В центре комнаты кладётся большой обруч (это «блин») , а вокруг несколько маленьких обручей («оладушки») . Дети бегают по комнате, затем взрослый говорит: «Блин», — или, «Оладушки». Детям надо встать в соответствующий обруч.

Зоопарк

Водящий говорит: Представьте, что мы гуляем в зоопарке; когда я хлопну 1 раз в ладоши- вы (ты) превратитесь в лягушку и присядете на корточки, если я хлопну два раза- превратитесь в слона и разведете руки в стороны, а если хлопну три раза – вы превратитесь в цаплю и будете стоять на одной ноге, как настоящие цапли.

Светофор

Каждый из игроков назначается «автомобилем». Для игры потребуются три круга (красный, желтый, зеленый).

Водящий говорит: Вы автомобили (ты- автомобиль) , будете ездить по комнате, но обращая внимание на цвет круга, который я буду показывать вам.

Красный свет- дороги нет, вы останавливаетесь

Желтый приготовиться, заводите моторы, готовитесь к движению

А зеленый говорит-можно ехать, путь открыт! продолжаете свой путь».

Паровоз

Дети встают друг за другом в колонну и кладут руки на плечи впереди стоящему ребенку. Получается «паровоз», который медленно двигается по комнате со словами:

«Паровоз, паровоз,

Новенький, блестящий,

Он вагоны повез, будто настоящий!

Кто едет в поезде?

Разные детишки: девочки красивые и смелые мальчишки!»

На последних словах дети разбегаются и могут делать вид, будто собирают грибы – ягоды. По сигналу взрослого они опять встают друг за другом, изображая вагончики.

Найди свою пару

Предварительно надо приготовить разрезанные на две части открытки (картинки) по количеству детей.

Дети встают в пары. Каждой паре детей выдается по одной из двух частей открытки.

По сигналу взрослого дети разъединяются и произвольно бегают по комнате. По второму сигналу каждый ребенок должен как можно быстрее найти свою пару. Проигрывает пара, дольше всех искавшая друг друга.

Поймай пузырь

Приготовить мыльные пузыри.

Открываем колпачки,

Выдуваем пузыри,

Вот такие – посмотри!

Все они воздушные

И очень непослушные.

Как бы нам их поймать?

На ладошке подержать!

Взрослый и дети выдувают пузыри, наблюдают за ними, ловят их. Можно использовать варежки (для того, чтоб удержать мыльные пузыри).

Пузырь

Все берутся за руки и встают в маленький круг. Взрослый рассказывает стишок и отступает маленькими шагами назад, говоря такие слова:

Раздувайся, пузырь!

Раздувайся большой!

Оставайся такой

Да не лопайся!

Круг расширяется, пока взрослый не скажет: «Лопнул пузырь!» Тогда все хлопают в ладоши, хором говорят: «Хлоп!», сбегают в маленький круг и снова берутся за руки.

Мыльные пузыри

Пузырьки — смешной народ

В своих домиках живет.

Вот и сейчас вы будете пузырьками, а обручи вашими домиками. (По сигналу «Полетели» дети выбегают из обручей и летают, по сигналу «Домой» — возвращаются в обручи).

Маша, ты у нас в лесу…

Все берутся за руки и встают в круг. Один ребенок в центре этого круга с завязанными глазами. Взрослый рассказывает стишок:

Маша (имя ребенка) ты у нас в лесу,

Мы зовем тебя: «АУ!»

Ну-ка глазки закрывай,

Не робей!

Кто зовёт тебя узнай, поскорей!

Взрослый показывает ребенка, который зовет по имени того, кто с завязанными глазами. Ребенок, которого позвали, должен по голосу угадать кто это сделал.

Большие ноги ..

Взрослый говорит слова и показывает движения (дети/ ребенок повторяет за ним):

Большие ноги шли по дороге

Топ-топ-топ делает большие шаги

Маленькие ножки бежали по дорожке

Топ-топ-топ. Делает маленькие шажочки.

Солнечные зайчики

Взрослый берет зеркальце (если солнечная погода) или фонарь и показывает ребенку, как от него на стене появляется желтое пятно: «Это солнечный зайчик». Предложите ребенку поймать ладошками «зайчика». Если «зайчик» окажется на полу – его можно ловить ногами.

Скачут побегайчики-

Солнечные зайчики.

Мы зовём их- не идут,

Были тут- и нет их тут…

Солнышко и дождик

Покажите, как можно превратить обычный стульчик в домик для ребёнка, повернув его спиной к лицу, сев на корточки и положив локти на сиденье. Помашите рукой в «окошко» и объясните, что это домик, где можно прятаться от дождя.

Потом обратите внимание на небо и радостно скажите: «Смотри! Солнышко на небе! Можно погулять!» Малыш вместе с вами выбегает из домика на середину комнаты и радуется солнышку. Здесь вы можете вместе попрыгать и потанцевать под рифмованные слова:

Светит солнышко в окошко,

Наши глазки щурятся.

Мы похлопаем в ладошки

И бегом на улицу.

Потом опять посмотрите на небо и скажите: «Смотри, туча идёт, дождь собирается, скорей в домик!» Укрывшись в домике от дождя, можно снова читать потешку про дождик:

Дождик, дождик, лей, лей, лей,

Капай капли не жалей,

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще!

Для создания более яркого воображения дождя можно постукивать рукой по столу и даже применить пульверизатор (слегла побрызгать детей из него).

Это лишь некоторые игры, которые я часто использую как на занятиях в детском саду, так и дома со своим младшим сыном. Эти игры очень нравятся детям.

Играйте с детьми в подвижные игры и результат не заставит себя ждать! Хороших Вам игр!

педагог-психолог ГБОУ комбинированного вида №1177

г. Москва, Россия