Методики раннего развития. Развивающие методики. Обучение и воспитание детей — методики развития детей дошкольного возраста

В жизни любого из нас особую роль играют методики дошкольного развития. Ведь развитие физических и умственных способностей ребенка, а также формирование социальных навыков и характера зависит от дошкольного воспитания.

Мелкая моторика и методика дошкольного развития

Подавляющая часть методик дошкольного развития базирована на совершенствовании мелкой моторики. Когда кроха что-то делает своими пальчиками, у него начинают работать некоторые центры мозга. Некоторые мамы и папы считают, что если чаду нет 2,5 лет, то его развитием пока заниматься не надо. Однако это неверное мнение. В действительности родители должны воспитывать кроху с первых же дней. Если вы хотите, чтобы у ребенка быстро развивалась мелкая моторика, делайте ему легкий массаж ладошек.

Ошибки многих родителей

Многие мамы и папы совершают следующую ошибку. Когда чаду остается год до похода в первый класс, они организовывают для него занятия с отметками, звонками и переменами, лишают его игр, прогулок и сна. Положение обостряется еще больше, когда малыша отдают в несколько спортивных секций и обучающих центров.

Дорогие родители! Зачем вы отнимаете у чада последний год беззаботной жизни? Ведь вы лишь отобьете у него желание осваивать учебные дисциплины.

Кружки и секции

Естественно, малышу желательно ходить в секции и кружки. Однако ему достаточно заниматься чем-то одним. Если позволяют финансовые возможности, найдите для будущего школьника гувернантку. Она научит его писать, читать, а также преподаст азы иностранного языка. Но имейте в виду, что для любого карапуза самое главное – это общение с семьей. Развивающие игры с мамой и папой способствуют быстрому усвоению любого предмета.

Вы можете лишь время от времени играть с чадом в школу. Пусть вашими учениками будут куклы и плюшевые игрушки. Если малыш будет в игре учителем, у него появится стимул что-то изучать, чтобы потом «передавать знания» игрушкам. Иногда чаду можно побыть и учеником. В дошкольном развитии юного создания самое важное – не научить его читать, писать и считать, а научить его думать, привить ему навыки коммуникабельности, а также развить память.

Подготовка ребёнка к школе начинается с самого раннего детства, можно сказать с рождения. Мы постоянно занимаемся развитием своих детей для того, чтобы они многому научились: говорить, познавать окружающий мир, а позже - читать, писать, рисовать. Таким образом, мы готовим благоприятную почву для формирования успешной личности в будущем. На сегодняшний день на помощь молодым родителям приходят современные развивающие методики для детей дошкольного возраста.

8 919263

Фотогалерея: Развивающие методики для детей дошкольного возраста

Что дают ребёнку развивающие методики? Прежде всего, они позволяют преподнести малышу материал в интересной, легкодоступной и эффективной форме. Как раз это и есть главным преимуществом современных развивалок над устаревшими методиками прошлых десятилетий. Конечно, новомодные развивающие методики не дают повода полностью отказаться от старых, хорошо проверенных годами программ обучения детей дошкольного возраста, но, тем не менее, обучение по-новому даёт положительный продуктивный результат. Поэтому, рассмотрим несколько наиболее распространённых и эффективных методик раннего развития детей дошкольного возраста.

Методика раннего развития детей от 0 до 4 лет Глена Домана

Развивающая методика Глена Домана для детей дошкольного возраста, прежде всего, направлена на обучение ребёнка чтению. Многие при этом забывают, что развитие по Доману, это не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и активное физическое развитие. При этом развитие и совершенствование мозга ребёнка напрямую связано с освоением и совершенствованием многих двигательных навыков. Материал гораздо легче и быстрее усваивается, если ребёнок проявляет физическую активность.

Суть обучения чтению и энциклопедическим знаниям по методике Глена Домана заключается в том, что взрослый, всего на короткий промежуток времени (на 1-2 секунды), предлагает взглянуть ребёнку на карточку с написанным словом, при этом произнося написанное слово. Как правило, рядом со словом рекомендуется помещать соответствующее изображение. Надписи делаются большими ровными красными буквами. Методика опирается на то, что ребёнок запоминает слово целиком, а не обучается чтению по слогам, как предлагает стандартная методика обучения.

Недостатки методики Глена Домана.

Данная методика неоднократно подвергалась критике со стороны педагогов и родителей. Во-первых, ребёнок при обучении выполняет пассивную роль - просто смотрит на карточки. С другой же стороны, время просмотра карточек довольно непродолжительное, поэтому пассивность длится очень недолго. Во-вторых, процесс изготовления карточек очень трудоёмкий, требует больших затрат вспомогательного материала (картон, бумага, краски или заправка картриджей для принтера). В-третьих, наблюдалась такая тенденция, что ребёнок неплохо запоминает само слово, написанное на карточке, но не «узнаёт» такое же слово, указанное в другом месте.

Раннее развитие ребёнка по системе Марии Монтессори

Методика Марии Монтессори была разработана для детей в возрасте от трёх лет, тем не менее её последователи рекомендуют применять эту методику немного раньше: когда ребёнку исполнится 2-2,5 года. Главный принцип этой методики раннего развития заключается в том, что ребёнку предоставляется возможность полной свободы выбора. Ребёнок самостоятельно выбирает чем, как и как долго ему заниматься.

Ребёнка не нужно заставлять обучаться, его нужно заинтересовать. Методика Монтессори представлена целым комплексом занятий из многочисленных упражнений. Многие из упражнений требуют подготовки различных материалов, например, различных дощечек, фигур, рамок и вкладышей.

Обучение чтению с помощью кубиков Зайцева

Благодаря кубикам Зайцева многие дети начинают довольно рано читать: в три и даже в два годика. Набор представлен из 52 кубиков, на грани которых нанесены склады. Играя с кубиками, ребёнок составляет различные слова. Эти же кубики различаются по объёму, цвету, весу, по вибрации и звучанию наполнителя. В дополнение к кубикам предлагаются плакаты с нарисованными складами для чтения и сопоставления. Многие кубики, имеющиеся в продаже, нужно предварительно собрать: склеить, закрепить и наполнить наполнителем. Обучение ребёнка чтению с помощью кубиков Зайцева требует усидчивости со стороны родителей. Если вы готовы регулярно заниматься со своим малышом, то эта методика для вас, если же нет - то лучше отдать ребёнка в специальный развивающий центр, обучающий чтению по кубикам Зайцева.

Игры для раннего развития детей по системе Никитиных

Семья Никитиных, Елена Андреевна и Борис Павлович, - по сути, классики отечественной педагогики и воспитания. Они на примере собственной многодетной семьи в далёкие советские времена продемонстрировали яркий пример воспитания самостоятельной и гармонично развитой личности.

По мнению семьи Никитиных родители зачастую допускают две крайности: либо это чрезмерная заорганизованность, когда родители всячески стараются занять и развлечь ребёнка, тем самым не давая ему возможности для самостоятельной деятельности; либо это полная заброшенность ребёнка, когда родители за обычными бытовыми делами по обслуживанию ребёнка (кормёжка, уборка, укладывание спать и т.д.) забывают о важности общения и интеллектуального развития.

Главная задача воспитания, согласно методике Никитиных, заключается в максимальном развитии творческих способностей ребёнка, его подготовка к будущей взрослой жизни.

Интеллектуальные развивающие игры семьи Никитиных очень популярны. Они развивают у ребёнка логическое мышление, учат принимать решения. Такие игры доступны в продаже и рекомендуются деткам уже с 1,5-годовалого возраста. Автор развивающей методики предлагает 14 правил игры, шесть из которых считаются обязательными. Широко известны игры «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Уникуб» и «Точечки», а также рамки и вкладыши Монтессори.

Воспитание и развитие ребёнка по Вальдорфской системе

Эта методика раннего развития ребёнка возникла приблизительно сто лет назад в Германии, автор её Рудольф Штейнер. Согласно с этой методикой, ребёнка до возраста семи лет (до периода смены молочных зубов) не следует нагружать обучением чтению и письму, а также логическими занятиями. В раннем детском возрасте необходимо всячески раскрывать творческий и духовный потенциал ребёнка. Главный принцип Вальдорфской системы: «Детство - полноценная жизнь, которая прекрасна!» Ребёнок воспитывается и развивается в гармонии с природой, он учится творить, слышать и чувствовать музыку, рисовать и петь.

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Сесиль Лупан - последователь Глена Домана и многих других методик раннего развития. Накопив собственный опыт и изменив методики предшественников, она разработала свою собственную «стратегию» раннего развития ребёнка. В своей книге «Поверь в своё дитя» она рассказывает свои советы и решения о воспитании ребёнка. Главное утверждение Сесиль Лупан: «Ребёнку не нужна ежедневная обязательная программа занятий».

Для развития речи ребёнка имеет огромное значение чтение ему книг. Автор методики предлагает читать и объяснять малышу сложные сказки и басни. Чтобы легче учить буквы и цифры, нужно вместе с буквой нарисовать изображение на букве. Например, на букве «К» нарисовать кошку. Как и в методике Глена Домана, С.Лупан рекомендует обучать малыша чтению с помощью карточек. Только вот на этих карточках буквы она рекомендует писать не красным цветом, а разными цветами, а точнее: согласные буквы - чёрным цветом, гласные - красным, а те буквы, которые не произносятся - зелёным. В своей книге автор даёт подробные советы по обучению ребёнка верховой езде, плаванию, живописи, музыке, а также иностранным языкам.

Коротко о главном

Итак, на сегодняшний день существует множество развивающих методик для детей дошкольного возраста, главные из которых описаны в этой статье. Кроме того, в продаже имеется достаточное количество вспомогательного материала для занятий по этим методикам. Не последнее место в роли источника обучающих материалов принадлежит интернету. Решив заниматься по одной из вышеизложенных методик, нужно заранее обдумать план и последовательность занятий.

Лично я приверженец занятий по нескольким методикам и некоторых позиций Вальдорфской системы. Я, как родитель, считаю, что ребёнку нужно создавать благоприятную атмосферу для всестороннего развития в раннем детском возрасте. Это будет хорошим фундаментом для дальнейшего формирования его как личности. Тем не менее, не нужно забывать, что детство - это период радости и беззаботности, и не нужно у ребёнка забирать это сладкое детство. Главный мой принцип воспитания: делать всё то, что доставляет удовольствие и радость моему ребёнку. Думаю, со мной согласятся многие ответственные родители. Успеха вам и вашим деткам в познании окружающего мира, ведь он (мир) так прекрасен! Подарите красочный и многогранный мир своим малышам!

Для дошкольного развития и воспитания ребенка на сегодняшний день существует большой выбор различных методик и систем развития. Много разработано пособий с разными методиками для раннего развития ребенка. Открываются садики, работающие по авторской системе воспитания. Сложная задача стоит перед родителями – как выбрать из всех методик лучшую для своего ребенка? Можно ли совмещать разные методики для развития своего ребенка? Как можно в домашних условиях применить ту или иную методику?

Самые популярные методики дошкольного образования: Н. Зайцева; М. Монтессори; Б.П. и Л.А.Никитиных. Их активно используют как родители, воспитатели для детей дошкольного возраста, так и учителя и психологи для школьников. Эти развивающие игры интересны детям. В них играют в детских садах, семьях и школах.


Методика Зайцева

Чтобы подготовка к школе ребенка оказалась более чем успешной, обратите внимание на методику «Кубики Зайцева». Эта методика обучению чтению, русскому языку и не только.

Классический принцип обучения чтению с помощью букв сложен, не является естественным, развивает речевые комплексы у детей. Автор разработал складовой принцип маленьких детей. Слад – это слог, сочетание согласной буквы с гласной, или сочетание согласной буквы с мягким или твердым знаком или же одной буквы. «Природные» склады, утверждает автор методики Николай Зайцев, понятны каждому с самого младенчества. Когда малыш начинает говорить, он произносит эти буквосочетания или звуки. По методике Зайцева это склады.

«Кубики» Николая Зайцева — это набор картонных кубиков (52 шт.) со звучащим наполнением. Кубики отличаются по размерам и цвету. Таким образом, метод «кубиков Зайцева» развивает три зоны восприятия ребенка: слуховую, зрительную и тактильную. На стенках кубиков написаны склады. Например, кубик: Н-НА-НО-НУ-НЫ-НЭ. С помощью кубиков можно выкладывать разные слова. Это позволит ребенку 3,5-4 лет научиться читать. Сам автор считает, что методику «Кубики» можно использовать для детей с двух лет.

Как заниматься по методике Зайцева

Методика «Кубики Зайцева» Видео:

Книги. Методика Зайцева

Общество «Методики Зайцева» издает различные пособия автора:

Методика развития Монтессори

Программа подготовки к школе ребенка может быть разработана и в соответствии с методикой (системой развития) Марии Монтессори. Большое внимание в этой методике уделяется развитию чувств, ощущений и .

В то время, «особых » детей не лечили и не обучали, а просто изолировали от общества. М. Монтессори разработала специальный комплекс упражнений и развивающих игр, чтобы для плохо говорящих детей. Благодаря чему ее воспитанники показывали удивительные результаты в своем развитии.

Принципы методики


Методика Монтессори. Видео:

Мария Монтессори. Книги:


Методика Никитиных

Основной девиз методики Никитиных: развитие должно быть творческим и свободным. Развивающие занятия необходимо чередовать: интеллектуальные, творческие, спорт. Спортивная атмосфера играет основную развивающую роль, поэтому в доме должны быть созданы все условия для занятия спортом.

Система воспитания Никитина

  • Свобода творчества. Не нужно организовывать специальные занятия. Ребенок может занимается столько, сколько хочет.
  • Спортивная обстановка в доме и легкая одежда. Спортивный инвентарь дома должен быть с самого детства. Детей не стоит кутать, их следует закалять с младенчества.
  • Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Условия для развития ребенка нужно создавать с учетом его пожеланий, не ориентируясь на свои интересы.
  • Создание условий опережающих развитие ребенка. Создавайте дома развивающие условия раньше, чем ребенок сможет ими воспользоваться.
  • Принцип НУВЭРС – необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Для каждого ребенка существует определенное время для развития конкретных способностей, если вовремя их не развить, они будут навсегда утеряны.

Методика Никитиных Видео:

Методика Никитиных. Книги


  • Б.П.Никитин. Детство без болезней.
  • Л.А.Никитина. Я учусь быть мамой
  • Л.А. и Б.П.Никитины. Мы, наши дети и внуки
  • Б.П.Никитин. Способный ребенок не дар природы. Гипотеза возникновения и развития творческих способностей
  • Л.А.Никитина. Ж.С.Соколова, Л.А.Блудова. Родителям XXI века
  • Б.П.Никитин. Интеллектуальные игры

Буквограмма. Развивающая методика

Программа С.Ю. Шишковой развивает фонематический слух ребенка, формирует пространственное представление. Задания, представленные в видео игре, в книге, в расширенной программе на диске направлены на развитие мелкой и крупной моторики. Для подготовки ребенка к школе, включены и математические навыки ребенка. Данная методика призвана подготовить детей к школьному обучению в возрасте от 4 лет. Главный принцип: комбинирование сенсорных и моторных компонентов в период обучения ребенка. Для проведения в домашних условиях – это достаточно простая методика. Следуя ее инструкциям занятия могут проводить сами родители. Конечно для этого нужно изучить весь методический комплекс. При простом подходе, эффект от программы неожиданно результативный.

О методике Буквограмма:

  • Проводить занятие могут родители ребенка, учителя или психолог.
  • Для обучающего и развивающего результата методика Буквограмма требует строгого прохождения всех занятий в той последовательности, которую предлагает автор.
  • Для наилучшего эффекта нужны ежедневные занятия, чтобы ребенок не успевал забыть материал.
  • Автор методики рекомендует повторять упражнения внутри занятия от 2 до 5 раз.
  • На одно занятие может потребоваться от 1 до 5 дней.

Буквограмма: отзывы

AnnaTitova89

Увлекательная программа. Занимаемся с ребенком ежедневно и добились уже неплохих результатов. Начали читать по слогам. Собираемся поступать в следующем году в школу, а в сад не ходили. В центр развития ходить далековато и дорого. Рискнула 6 месяцев назад купить буквограмму. Цена диска 2300р. Пришел по почте. Но остерегайтесь подделок. Я в отзывах читала – их много! И диски пустые приходят и не качественно записаны. Мне повезло. Все работает. Главное уделять время ребенку и под моим руководством занятия проходят успешно.

Daniya87

До трех лет мой сын практически не говорил. Когда начали заниматься по методу Буквограмма появился прогресс, ребенок заговорил. Сама игра выполнена очень яркая, запоминающаяся для ребенка. Но не нужно ждать, что ребенок самостоятельно будет заниматься. Обязательно участвуйте в этом процессе. Я определила время после утреннего сна, чтобы сын был в настроении. Занимаемся каждый день около 30-40 минут. И все. Мне нравится программа. Главное нравится ребенку и эффект есть.

Современный мир стремительно развивается, и чтобы наши дети были готовы принять его таким, какой он перед ними предстанет в ближайшие же годы, создаются различные детские развивающие методики. Они предполагают обучение и развитие малышей буквально с самых первых дней их жизни. Ненавязчиво, в игровой, доступной для малыша форме подаются обширные знания, которые в этом возрасте запоминаются очень легко. В результате к моменту, когда ребенок отправляется в школу, он обладает сознательным мышлением, логикой, у него развиты память, речь, внимание, воображение, усидчивость и многие другие полезные качества. Родители могут не беспокоиться — их ребенок готов к дальнейшему обучению и восприятию следующих пластов знаний.


Ниже представлен список наиболее популярных детских развивающих методик, с краткими аннотациями о каждой из них. Советуем подписаться на новые статьи сайта — мы будем подробнее рассказывать о каждой методике в отдельности.

1. . Девиз методики Монтессори — « Помоги мне сделать это самому». Ребенок сам выбирает, чем и как ему играть, а взрослый только наблюдает со стороны и направляет.

2. . Доман – создатель методики обучения чтению для самых маленьких детей (до 3 лет), Методика включает уникальные развивающие комплекты, карточки и другие развивающие пособия.

3. . Книга Лупан подробно рассказывает, каким образом лучше всего помочь ребёнку освоить плавание, языки, чтение, музыку.

4. Методика Никитиных основана на их собственном родительском опыте и заключается в специально разработанных комплексах игр для детей вместе с родителями. Это комплексы головоломок, обладающих набором задач с возрастающим усложнением.

5. . Методика обучения чтению по складам Зайцева широко используется во многих детских садах. Склады располагаются на гранях разноцветных звенящих кубиков, и легко запоминаются детьми младшего дошкольного возраста.

6. . Методика Тюленева призывает к обучению ребёнка в самом раннем возрасте, пока он ещё не научился ходить. Система имеет строгие правила, особое место отводится выбору окружающей среды для ребёнка, тщательному отбору игрушек и книг.

7. . Методика основана на анатомических особенностях правого и левого полушария мозга ребёнка. Чередования упражнений положительно влияют на развитие обоих полушарий.

8. . Процесс обучения в вальдорфской педагогике связывается с определёнными возрастными особенностями развития ребёнка, поэтому построен так, чтобы знания особого характера ребёнок получал в те периоды развития, когда он наиболее к ним подготовлен.

9. . «Reggio Emilia» является скорее опытом нового отношения к воспитанию малышей, чем методикой. Согласно этой технологии развития, дети обучаются свободно, являются соавторами своих учителей и инициаторами новых проектов, самостоятельно добывают информацию, опираясь на знания учителей.

10. . Цель методики, ранее преследовавшая задачу подготовить ребёнка к музыкальной школе, сегодня отводит большее внимание развитию речи, овладению своим телом, стимулированию детской фантазии за счёт музыки. Музыкальное сопровождение тщательно отбирается, учитывая интересы и возраст детей.

11. . Методика Чарковского представляет собой систему водного развития ребёнка. Автор методики утверждает, что гипоксия во время погружения в воду, на которую организм реагирует усиленным питанием мозга, приводит к скачкам умственного развития у детей.

Методика Ховарда рассчитана в большей степени на американский образовательный стандарт и заключается в изучении детьми английского языка. Уроки проходят исключительно на английском, оценки не выставляются, полученные знания оцениваются по многоуровневой системе.

Методика позволяет развивать ребенка с самых первых дней, играя с ним в развивающие игры и побуждая к общению с другими людьми.

Шиничи Сузуки уверен, что обучение музыке должно идти параллельно с обучением чтению и письму. Его методика основана на ежедневных занятиях музыкальному ремеслу, сопровождаемых родительской поддержкой и ласковым, но настойчивым обучением музыке с первых лет жизни ребёнка.

Суть подхода Золтана Дьенеша заключается во мнении о том, что все математические знания, которые дети получают в процессе игры и танцев, дают более эффективный результат, чем обычные решебники и примеры.

16. Методика Тони Бьюзан . Тони Бьюзан является официальным создателем метода мышления «Карты Ума». Годовалый ребенок накапливает огромный объём памяти, который нарастает со скоростью световых лучей. Упорядочить информацию можно с помощью карт ума, на которые даже годовалый ребёнок способен нанести свои мысли и чувства с помощью образных знаков.

17. Методика Марии Гмошинской . Мария Гмошинская считает, что обучать детей рисованию необходимо с грудничкового возраста, как только ребёнок научится самостоятельно сидеть. Методика построена на основе пальчиковой техники рисования, а так же на рисовании ладошками.

18. Методика Воскобовича . Воскобович – создатель знаменитых развивающих игр для детей, которые предлагают ребёнку одновременно несколько задач. Решение их позволяет осваивать цифры и буквы, узнавать и запоминает цвета, форму, тренировать мелкую моторику, совершенствовать речь, память, внимание, мышление, и воображение.

19. Методика Масару Ибука . По мнению Масару Ибука вызвать интерес к предмету обучения и есть лучший педагогический метод. Его методика учит пробуждать интерес к цифрам раньше начала обучения счёту, вызывать интерес к процессу самого письма раньше обучения письму.

20. Программа «ТРИЗ» . Данная программа разработана Г.С.Альтшуллером и буквально расшифровывается как «Теория Решения Изобретательных Задач». В процессе занятий происходит непрерывный поиск решений различных технических проблем. Это развивает гибкость мышления, оригинальность и способствует повышению интереса к обучению.

21. Программа Занкова . В основе программы положена идея объединить обучение, воспитание и развитие ребёнка в единый процесс. Занков уверен, что для лучших результатов необходимо обучение без негативного опыта и принуждения, посредством игровых ситуаций и постоянного возбуждения заинтересованности у ребят.

22. Система Эльконина-Давыдова . Методика предполагает групповые и дискуссионные формы обучения, которые основаны на добывании знаний детьми, а не на бездумном поглощении готовой информации в виде схем, правил и теорем. В результате обучения дети могут аргументировать свою точку зрения и требовать доказательств утверждений.

23. Система Эйдетики . В Школе Эйдетики детей учат мыслить образами. Подобная методика позволяет держать в памяти огромный объем необходимой информации, одушевляя получаемую информацию с помощью образов.

24. Методика Михаила Щетинина . Методика Щетинина нашла своё проявление в школе, изолированной от общества и приближённой к природе. Главным принципом школы является нравственно-духовное развитие каждого ребёнка. Здесь нет классов, тем для уроков, звонков и заданий, каждый учащийся вполне может выступать в роли учителя, а учитель в роли ученика.

25. Методика Китаева и Трунова . Основные принципы методики известны с глубокой древности и подразумевают главным фактором развития динамическую гимнастику для малыша до года. Методика включает в себя ряд движений для самых маленьких, затем упражнения на силу со смысловой нагрузкой, игры, силовые и разминающие зарядки, а так же занятия на специальных спортивных комплексах.

26. Методика Шалвы Амонашвили . По методике Амонашвили обучение ребёнка необходимо начинать с шести лет. Эффективность обучения будет зависеть непосредственно от учителя, которые должен передать жизненно-важные ценности своему ученику, не допуская никакого насилия над личностью ребенка.

27. Методика Алисы Самбурской . Уникальность системы Алисы Самбурской заключается в том, что любая деятельность маленьких учеников сопровождается музыкой. Удовлетворяя интеллектуальные потребности ребёнка и закрепляя его интерес к обучению, методика одновременно приобщает детей к музыкальному искусству.

28. Свободный танец Айседоры Дункан . Свободный танец Айседоры Дункан – методика последователей великой танцовщицы, с помощью которой дети учатся понимать классическую музыку и выражать свои чувства в свободном движении.

29. «Пальчиковые игры» . Известно, что развитие мелкой моторики стимулирует развитие мозга, поэтому полугодовалому малышу следует делать массаж рук и пальчиков, а для старших детей рекомендованы специальные упражнения с увеличением амплитуды.

30. Методика «Добрые сказки» . Лопатина А. А. и Скрецова М. В. – создатели методики раннего развития, основанной на обучении малышей через игровые ситуации и добрые сказки. Методика включает целую систему циклов стихов и сказок, выстроенных в соответствии с тематикой урока.

31. Методика Трунова . Методика Трутова построена на принципах осознанного, обдуманного родительства. Согласно методике обучение и развитие ребёнка до года может быть эффективным без заумных пособий и модных игрушек. Однако родителям малыша необходимо постоянно знакомить его с окружающим миром, с предметами, со своим телом.

32. Система обучения Петерсон . Эта методика выстроена по принципу наслоения. В соответствии с возрастом ребёнок получает знание о предмете, которое в состоянии удержать его память. По мере развития знания о данном предмете только углубляются и расширяются.

Если потешки, чтение книжек, кубики и прочие бабушкины методы надоели, попробуйте одну из этих методик.

Не секрет, что развивать ребёнка стоит с самого младшего возраста. Мама должна всё время разговаривать с малышом, объяснять, читать и петь. Всего этого достаточно, чтобы кроха рос и учился новому.

Однако сейчас широкую популярность получило множество новых методик. Давайте подробнее познакомимся с самыми интересными.

1. Система Монтессори

В настоящий момент это одна из самых популярных методик в мире, по ней работает множество детских учебных заведений. В основе системы Монтессори заложен принцип: каждый ребёнок - это личность, которая развивается по определённому пути. «Помоги мне это сделать самому» - главный девиз методики. Тут ребёнка никогда не критикуют, он сам должен догадаться, что ошибся. В группах огромное множество игрушек, с помощью которых малыш узнает о цвете, форме, и других свойствах предметов.

Однако методика не подразумевает ролевых игр и творческого развития. Да и предоставить ребёнку самому решать, когда и что ему развивать - спорное утверждение.

2. Методика Николая Зайцева

Это - вторая по популярности система раннего развития детей. В основе - игра с кубиками, с помощью которых ребёнок легко осваивает чтение и математику. Кубики отличаются по размеру, цвету и качеству, издают разные звуки. Обучение по кубикам происходит в виде игры, дети при этом бегают, танцуют и поют.

Минус методики в том, что не происходит развитие мелкой моторики. Часто при поступлении в школу детей приходится «переучивать».

3. Вальдорфская педагогика

Суть этой методики в том, что детям не надо взрослеть раньше времени, они должны развиваться творчески, а не интеллектуально. Ребёнка тут ни к чему не принуждают, не заставляют рано учиться писать и читать. Игрушки простые, из натуральных материалов. Никаких вредных пластиковых игрушек и модных кукол в нарядных одеждах. Ребёнок рисует, поёт, танцует, выращивает овощи, готовится к многочисленным праздникам согласно традициям. Телевизор под запретом.

Минусом в том, что ребёнок поздно учится счёту, письму и другим нужным навыкам. Также может насторожить религиозно-мистическая составляющая обучения.

4. Система Никитиных

Главное здесь - свобода действий ребёнка, раннее интеллектуальное и физическое развитие. Нельзя ограничивать малыша рамками и правилами, не надо заставлять делать то, к чему он ещё не готов. Не рекомендуется помогать своему ребёнку, он всё должен освоить сам. Пробежаться босиком по снегу, подтянуться на домашнем тренажёре, а потом сесть решать головоломки и задачи с помощью кубиков - вот суть системы Никитиных.


Однако система подразумевает развитие ребёнка только в стенах собственного дома. Творчеству тут не уделяется внимание, а закаливание носит подчас жёсткий характер.

5. Метод Глена Домана

Основа метода - раннее интеллектуальное развитие детей с помощью карточек. На них изображены предметы на разные тематики, числовые множества и слова. Показывать карточки рекомендуют малышам, начиная с рождения, таким образом, как бы загружая мозг информацией. Также в этой методике уделяется внимание физическому развитию ребёнка - присутствуют регулярные несложные упражнения.

Минусы в том, что ребёнок запоминает не буквы, а слова в целом. При огромном багаже знаний он иногда затрудняется выполнить элементарное задание, а от переизбытка информации может получить нервный срыв.