Задания на мышление 6 лет. Виды мышления у детей дошкольного возраста

Логическое мышление является одним из наиболее сложных форм мышления, развивающимся лишь к началу школьного периода развития (6-7 лет). Его основу составляет образное мышление, навыки которого к этому периоду уже должны быть сформированы довольно неплохо.

Развитие логического мышления с помощью развивающих игр

Развитие операций логического мышления у детей 6 7 лет – сложный и многоэтапный процесс. Его достижение ставит перед ребенком немало задач, среди которых:

  1. Обогащение представлений об окружающем мире.
  2. Понимание закономерностей, объединяющих предметы и явления.
  3. Умение выделять наиболее общие и существенные признаки объектов.

Благодаря должному уровню развития логического мышления ребенок уже в 6 лет сможет более успешно осваивать школьную программу и приобретать значимые в дальнейшем знания, умения и навыки.

Что такое логика - определение

В частности, это будет способствовать интериоризации многих психических процессов (в том числе, развитию счета в уме, внутренней речи).

Этапы развития логического мышления дошкольника

Развитие основ логического мышления детей 6 7 лет осуществляется в несколько этапов.

  1. Ребенок усваивает базовые свойства, количественные и качественные характеристики предметов, а также учится использовать их в своей повседневной жизни.
  2. Осуществление операций мышления с заменой реальной манипуляции с предметом словесными рассуждениями.
  3. Замена вербальной активного сопровождения деятельности внутренними мыслительными операциями.


Пазлы-головоломка для 6-7 лет

Требования к логическому развитию ребенка

К возрасту шести-семи лет ребенок должен успешно справляться со следующими операциями мышления:

  • Ребенок должен уметь находить закономерности, объединяющие группы предметов по тому или иному признаку, а также продолжать логические ряды самостоятельно, не пользуясь подсказками и наводящими вопросами.
  • Находить лишний предмет из 5 предложенных ему.
  • Самостоятельно составлять рассказы по картинкам и придумывать ему логическое завершение.
  • Делить предметы на группы, уточняя при этом, какой признак был взят за основу.

Если к нужному возрасту ребенок еще не приобрел эти навыки, грамотное развитие мышления у детей от 6 до 7 лет может решить эту проблему.

Основные логические операции

К числу операций логического мышления, который должен освоить ребенок к этому возрасту, относятся:

  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение;
  • классификация;
  • доказательство.

Задание на внимательность и логику

Освоение логических операций позволяет ребенку не только успешно осуществлять большинство видов деятельности, но также:

Разновидности игр на развитие логического мышления у детей

Известные на сегодняшний день игры и задания на развитие у детей логического мышления можно условно подразделить на следующие категории:

  1. Графические игры направлены на совершенствование мелкой моторики рук и базовую подготовку руки к письму.
  2. Математические – игры и головоломки, в основе которых лежит приучение ребенка к устному счету , логики и абстрактного мышления.
  3. Речевые игры – способствуют развитию активного словарного запаса ребенка.
  4. Головоломки и настольные игры учат ребенка мыслить последовательно и стратегически. Кроме того, они укрепляют умение ребенка работать в команде и проявлять себя в совместных видах деятельности.


Тестовые задания на уровень логического мышления

Игры и упражнения на развитие логического мышления ребенка

Логическое развитие детей возраста 6 7 лет невозможно без специально организованной деятельности, направленной на достижение заданного результата. Немалую помощь в этом родителю способны оказать тематические игры и упражнения.


Логические игры из магазина

1. «Я загадал»

Родитель загадывает в уме какой-либо предмет. Задача ребенка – угадать его при помощи уточняющих вопросов. Желательно, чтобы ребенок учился правильно формулировать наводящие вопросы, позволяющие ему выделять ключевые признаки угадываемых предметов.

2. «Я беру с собой»

Для игры потребуются карточки с изображением самых разных предметов. Ребенку предлагается выбрать их них те, которые пригодятся в той или иной ситуации (например, на природе, в театре, в гостях, в школе и т.д.). Желательно чтобы среди нарисованных предметов были самые разные – в том числе те, которые могут пригодиться сразу в нескольких ситуациях или не пригодиться вообще.

Ребенок поочередно достает карточки и объясняет, понадобится ли ему тот или иной предмет, аргументируя свое решение.


Интересная игра на логическое мышление

3. «Рассели по комнатам»

Перед ребенком раскладываются карточки с изображением людей разного пола, возраста, цвета волос, глаз и т.д. А также лист бумаги, разделенный на четыре равных прямоугольника (символические «комнаты»). Его задача – «расселить» людей по комнатам в зависимости от того или иного качества. А затем ответить на предложенные родителем вопросы (например – кто из нарисованных людей может войти в две и более комнаты, кто не подходит ни для одной комнаты и почему).


Игра лишний предмет - усложненный вариант для 6-7 лет

4. Задачи на сравнение

Ребенку предлагается сравнить, сопоставив между собой несколько предметов или явлений. Например:

  1. Береза выше дуба, а дуб выше сосны. Какое дерево самое высокое и самое низкое?
  2. У Оли волосы темнее, чем у Маши, а у Кати – темнее, чем у Оли. У кого из девочек самые темные волосы? и т.д.

Учитывать нужно не только ответы детей, но и их аргументацию выбора.

Развитие логики у детей в возрасте 6-7 лет должно осуществляться в максимально непринужденной и комфортной обстановке. Чем активнее на занятиях будут использованы игровые методы обучения, тем эффективнее они будут.


К 6 годам ребенок должен уметь играть в шахматы

Учитывая быструю утомляемость детей, желательно рассчитывать продолжительность занятия таким образом, чтобы оно не превышало 20-30 минут.

Очень важно, чтобы ребенок не только давал ответы на предложенные вопросы и находил решения заданий, но максимально развернуто пояснял свои ответы. Это позволит убедиться в том, что ребенок действительно видит логические закономерности и понимает их.

На сообразительность для старших дошкольников1. У семерых братьев по одной сестре. Сколько всех сестер?

(Одна)

2. Две матери, две дочери и бабушка с внучкой. Сколько всех?

(Трое: бабушка, мать и дочь)

3. В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?

4. Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько стоят три судака?

(3 рубля)

5. В комнате горело пять свечей. Две свечи потушили. Сколько осталось?

(Две, остальные сгорели)

6. Спрыгнуть с него на ходу можно, а вскочить на него на ходу нельзя. Что это?

(Самолет)

7. Два раза родится, один раз умирает.

(Курица)

8. Жидко, а не вода, бело, а не снег.

(Молоко)

9. Что вниз вершиной растет.

(Сосулька)

10. Кого с пола за хвост не поднимешь?

(Клубок ниток)

11. Карандаш разделили на три части. Сколько сделали разрезов?

(Два)

12. На веревке завязали пять узлов. На сколько частей эти узлы разделили веревку?

(На 6)

13. Когда об воду можно порезать руку?

(Если превратить ее в лед)

14. Можно ли пустое ведро наполнить три раза подряд, ни разу не опоражнивания?

15. Вы зашли в темную комнату, где есть свеча, газовая плита, керосиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь?

(Спичку или зажигалку)

16. Предсказатель берется предсказать с точностью до 100 % счет любого матча до того, как он начнется. В чем секрет его безошибочного предсказания?

17. Можно ли бросить мяч так, чтобы он, пролетев некоторое время, остановился и начал движение в обратном направлении?

(Да, бросить его вверх)

18. Как перевезти с одного берега на другой волка, козу и капусту, если в лодке может поместиться один человек (перевозчик), а с ним или коза, или волк, или капуста?

19. Двое мальчиков играли в шашки два часа. Сколько играл каждый из них?

(По 2 часа)

20. Двое пошли – пять гвоздей нашли. Четверо пойдут – много ли найдут?

(Ни одного, все уже нашли)

21. У одного мужчины четыре сына и у каждого из них есть родная сестра. Сколько у него детей?

(Пять человек)

22. Возле почты растут шесть деревьев: сосна, береза, липа, тополь, ель и клен. Какое из этих деревьев самое высокое и какое самое низкое, если известно, что береза ниже тополя, а липа выше клена, сосна ниже ели, липа ниже березы, сосна выше тополя?

23. Что тяжелее: килограмм ваты или полкилограмма железа.

(1 кг ваты)

24. Коля и Саша носят фамилии Шилов и Гвоздев. Какую фамилию носит каждый из них, если Саша с Шиловым живут в соседних домах?

(Коля Шилов и Саша Гвоздев)

25. По улице шли два отца и два сына, да дедушка с внуком. Сколько всего человек шло по улице?

(Трое)

26. На столе лежали конфеты. Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штуке. Сколько конфет лежало на столе?

(Три)

27. Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 7 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?

(7 кг)

28. В соревновании по бегу Юра, Гриша и Толя заняли призовые места. Какое место занял каждый из них, если Гриша занял не второе и не третье место, а Толя – не третье?

(Гриша – 1, Толя – 2, Юра – 3)

Благодаря развитым способностям мальчик догадался о чём идет речь

Дети – творческие натуры. Познавая мир, они охотно прибегают к интуиции, мыслят иррационально. Это замечательно, но в жизни было бы практичней использовать логику и здравый смысл. С возрастом ребёнок сталкивается с необходимостью не только чувствовать, но и объяснять окружающие явления и события, понимать их взаимосвязь. Все это возможно благодаря развитому логическому мышлению.
Само оно не появится. Если родители хотят, чтобы ребёнок успешно усваивал школьную программу, о развитии логики нужно подумать еще в дошкольном возрасте.

Особенности мышления и логики у старших дошкольников

Детям 6 лет уже под силу сделать логические умозаключения, найти связь между причинами явления и следствием. Это говорит о возрастающей гибкости и подвижности мышления.

Старшие дошкольники достаточно быстро приспосабливаются, умеют переключать внимание с одного задания на другое.

В этом возрасте начинается стремительное развитие словесно-логического мышления. Оно необходимо для использования и преобразования понятий.

При этом наглядность и образность все ещё важны ребёнку для решения задач – словесные рассуждения опираются на имеющиеся представления.

Все это говорит о том, что перед нами вполне рассудительный ребёнок, но все же он пока малыш, ему требуются яркие картинки, захватывающие сюжеты и динамика для продуктивного обучения.

Развивайте детей играя

Дети 6–7 лет ещё большие любители поиграть. Но чтобы игра принесла пользу, она должна не только учить, но и развлекать. Пока это единственный способ привлечь внимание дошколёнка и направить его потенциал в нужное русло.

Их можно разделить на несколько групп:

  1. Речевые игры - направлены на формирование грамотной речи , расширение словарного запаса, понимание смысловой структуры слова. Пример: игру по типу «в города», когда последняя буква предыдущего слова становится первой следующего, можно проводить в разных тематиках: животные, птицы, растения.
  2. Графические – разрабатывают мелкие мышцы руки, развивают слуховой и зрительные анализаторы, пространственную и количественную ориентацию. К примеру: соединить точки по порядковым номерам, продолжить узор, графические диктанты.
  3. Математические – совершенствуют устный счёт, простейшие задачки с «подвохом» развивают логическое мышление. Пример: «У Тани 4 яблока. Одно из них она разрезала пополам. Сколько яблок у Тани?»
  4. Интерактивные игры , которые устанавливаются на гаджеты.

«Верю – не верю»

Малыши 6–7 лет – на удивление доверчивые создания. Все, что говорит взрослый, для них является чуть ли не аксиомой. А значит нужно учить их не воспринимать все за чистую монету.

Правила: ведущий передаёт игроку какую-то информацию, которую необходимо опровергнуть или подтвердить. Например:

«Все шарики красные».

«Зимой всегда идёт снег».

«Все птицы улетают на юг».

«Некоторые карандаши сломаны».

«Летом мы надеваем рукавицы».

«Чай всегда горячий».

«Блины нужно есть с вареньем.

Лучше подобрать такие фразы, на которые нельзя дать однозначные ответы. Факты, содержащиеся в ней, должны быть понятны ребёнку 6–7 лет. Каждый свой ответ малышу необходимо обосновывать.

Например, фраза «сок нельзя есть ложкой» считается выдумкой, т. к. сок можно заморозить.

«Назови одним словом»

Игры подобного рода развивают способность к классифицированию, обобщению, расширяют кругозор и пополняют словарный запас.

Задание - ребёнку нужно назвать одним словом группу предметов.

Можно предложить малышу готовые карточки с изображениями или просто произнести цепочки слов.

«Шкаф, комод, диван, стул» - мебель.

«Автобус, пароход, трамвай, мотоцикл» - транспорт.

«Анна, Елена, Мария, Ольга» - женские имена.


Игра - назови одном словом


Назови одним словом

«Ассоциация»

Ассоциативные связи у людей формируются ещё с малых лет. От них напрямую зависит тип мышления, возможности памяти. Данная игра учит детей отделять существенные и второстепенные свойства предмета.

Перед тем как играть, объясните дошкольнику задание: «Я назову тебе слова. Первое будет главным. Из остальных тебе нужно выбрать те, без которых главному слову никак не обойтись».

Космос (спутник, скафандр, Луна, звёзды).

Птица (крыло, дерево, весна, парк, яйца).

Река (рыба, вода, лодка, удочка, птицы, мяч).

«Отгадай-ка!»

Как и предыдущее упражнение, эта игра относится к лингвистическим, т. е. формирует у детей словесно-логическое мышление. Предложите ребёнку представить себя каким-нибудь предметом в комнате и дать ему описание так, чтобы можно было догадаться, о чём идёт речь. Если он затрудняется, начните первыми. Можно задавать дополнительные вопросы типа: «Какого цвета предмет?», «Где находится?»

Ответы детей 6-7 лет порой бывают очень забавными и вдумчивыми: «Пластмассовый, прямоугольный, впереди стекло, может интересно рассказывать» (телевизор), или: «Железный, с носиком, умеет свистеть» (чайник).

Кто где живёт?

Для этой игры приготовьте картинки с изображением животных (белочка, ёжик, зайчик) или их фигурки и три домика (подойдут кубики, коробки) разного цвета.

Задание: малышу нужно поселить каждого животного в свой домик при условии, что домик белочки был не красный и не зелёный, а ёжик жил не в синем и не в красном домике.

Это упрощённый вариант. В усложнённом задании у ребёнка нет моделирования ситуации, а все подстановки нужно сделать в уме.

Например: «У дома росли три дерева – яблоня, каштан и ива. Каштан выше ивы, а ива выше яблони. Какое из деревьев самое высокое, а какое низкое?»

Если дошкольнику трудно, предложите ему нарисовать деревья.

Задачки-шутки

Занимательные задачки-шутки могут стать отличной разминкой перед сложными упражнениями. Для их решения пригодится находчивость, понимание юмора и накопленный ребёнком жизненный опыт.

  • Сколько пирожков в пустой тарелке? (Нисколько, она пуста).
  • Тройка коней пробежала 4 км. По сколько км пробежал каждый конь? (По 4 км).
  • На одной осине выросло 3 яблока, а на другой – 4. Сколько всего яблок выросло на двух осинах? (Ни одного. Яблоки не растут на осинах).
  • В вазе было 3 гвоздики и 2 василька. Сколько всего гвоздик в вазе? (3).

Развитие детей, приобретение ими новых навыков не может происходить в пассивной форме. Для этого необходимо постоянно заниматься с малышом, заставлять работать его головной мозг, обогащать жизненный опыт крохи. И помните, любые обучающие задания для дошкольников 6-7 лет должны быть в игровой форме , иначе они быстро наскучат и не дадут нужного результата.

Читайте тематические статьи

Логические задачи для детей 6-7 лет помогают развивать правильное мышление, формировать интерес к математическому образованию у дошкольников.

Возрастные особенности

Именно в младшем дошкольном возрасте закладываются основы психического развития . Логические задачи для детей 6-7 лет помогают осуществлять полноценную подготовку их к будущей жизни. Умственная деятельность, а также обработка и осмысление информации, предлагаемой в заданиях, способствуют формированию определенных представлений, а также приобретению обобщенных и конкретных знаний. Полученные навыки помогут ребятам найти нужное решение в различных жизненных ситуациях.

С чего начинать?

Предлагаем готовые логические задачи для детей 6-7 лет с ответами. Ребенку предлагаются картинки, на которых изображены: автобус, скутер, велосипед, автомобиль. Нужно определить то транспортное средство, которое является в предлагаемом перечне лишним.

Задача 1: решение

Ответ - велосипед. Смысл задания заключается в том, что для передвижения на автобусе, автомобиле, скутере, необходимо топливо, поэтому их можно отнести к одной группе. При передвижении на велосипеде достаточно мускульной силы человека, поэтому данное средство не вписывается в общий перечень.

Такие логические задачи для детей 6-7 лет не только развивают мышление, но и формируют кругозор дошкольников. Дети осваивают навыки разговорной речи, свободно рассуждают, говорят, планируют свою деятельность, задают вопросы, делают логические выводы.

Задача 2

Есть и логические задачи с подвохом для детей, которые направлены на развитие воображения у подрастающего поколения. Петя слабее, чем Коля, но сильнее, чем Миша. Кто из ребят самый слабый?

Ответ: Миша.

Чтобы разрешить эту нужно провести сравнение между Мишей, Колей, Петей. Самым сильным является Коля, следовательно, самым слабым будет Миша.

Разнообразные логические задачи для детей 6 лет психологи называют правильным направлением развития детей, не приносящим проблем с их физическим и психическим состоянием. Специалисты советуют начинать с простых заданий, постепенно повышая уровень их сложности.

Задача 3

Предлагаем логические задачи с ответами для детей, порассуждать над которыми придется и взрослым.

В зоопарке живет столько голубых попугаев, сколько желтых птиц. Число красных и голубых попугаев одинаково, сколько всего в зоопарке птиц, если там три красных попугая?

Ответ: 9 попугаев.

Для того чтобы справиться с данной математической задачей, нужно внимательно выслушать ее условие. Поскольку количество всех птиц одинаково, следовательно, красных, голубых, желтых вместе будет девять птиц.

Решая такое задание, ребенок получает навыки анализа и синтеза, сравнения, учится упорядочивать свои действия, ориентироваться в пространстве.


Виды и примеры логических задач

Предметные задачи могут предлагаться в ходе настольных или дидактических игр . Например, ребята должны выбрать из предложенного перечня предметы одной геометрической формы, цвета, размера. Такие задания выполняют определенную функцию - обучение ребенка выполнению поставленной задачи, стремлению к результату, умению находить свои ошибки, проводить их корректировку:

  • 1-е задание. На одной ноге курица весит два килограмма, сколько она будет весить на двух ногах? (2 кг).
  • 2-е задание. В кафе зашли два папы, два сына, а также дедушка с внуком. Сколько мужчин оказалось в кафе? (трое).
  • 3-е задание. В семье пятеро сыновей. Каждый имеет по одной сестре. Сколько детей в этой семье? (Шесть).
  • 4-е задание. Четыре девочки играли целый час в куклы. Сколько часов играла каждая из девочек? (один час).


Словесные задания

Такие задачи для развития логического мышления для детей могут быть разной тематики:

Задание 1. Малыши должны отгадать по описанию домашних питомцев или определить животное по перечисленным внешним признакам.

Задание 2. На сосне росли пять шишек и четыре банана. Сколько осталось бананов, если все шишки упали?

Ребята, у которых сформировано творческое мышление, понимают, что на сосне не могут расти бананы, поэтому отвечают, что на сосне не останется ни одного фрукта.

Дети решают логические задачи гораздо быстрее взрослых, скорее включают логику и воображение.

Задание 3. Маша зажгла шесть свечей, чуть позже 3 затушила. Сколько осталось у девочки свечей? (3 штуки, поскольку остальные полностью сгорели).

Задание 4. Сережа разломил деревянный прут на 3 части. Сколько он сделал надломов? (Два).

Психологи убеждены в том, что именно разнообразные способствуют формированию гармоничной личности ребенка, поэтому такие упражнения включены по новым федеральным образовательным стандартам в программы дошкольного воспитания. Только при использовании развивающих задач и игр можно вести речь о формировании подрастающего поколения, обладающего полноценным логическим мышлением.

Разнообразные пальчиковые игры помогают активизировать деятельность головного мозга, стимулируют формирование речевых навыков, развивают мелкую моторику , позитивно отражаются на творческой деятельности. Например, можно предложить ребятам инсценировки сказок, историй, используя пальцы.

Успешность обучения в школе напрямую зависит от умения решать логические математические задачи для детей в дошкольном возрасте.


Задание 5. Откуда можно спрыгнуть, но куда нельзя запрыгнуть? (В самолет).

Задание 6. Сережа оказался в комнате, в которой есть газовая плита, свеча, керосиновая лампа. Что в первую очередь должен зажечь мальчик? (Спичку).

Задание 7. Что может увидеть Маша с закрытыми глазами? (Сны).

Задание 8. Максим увидел «зеленого человечка». Что нужно сделать мальчику? (Перейти дорогу по зеленому сигналу светофора).


Заключение

В дошкольном возрасте в качестве основного вида деятельности используют игру. Она способствует быстрому усвоению умений, навыков, знаний, концентрации внимания, развитию памяти. Именно к концу дошкольного периода начинается формирование словесно-логического мышления. Оно связано с развитием у детей умения использовать слова, анализировать и воспринимать логику рассуждений. Для того чтобы у ребенка не возникало проблем с социальной адаптацией, необходимо уделять особое внимание формированию его логического мышления.


Психологи выделяют три разновидности бесед, способствующих формированию логики у дошкольников. Вводные виды занятий предназначены для ознакомления детей с предметами, явлениями, процессами. Основной задачей такой формы работы является получение новых знаний, формирование интереса к предстоящей деятельности.

Они кратковременные, эмоциональные, без них невозможно развитие математической логики. Второй вариант беседы предполагает постановку воспитателем вопросов, для поиска ответов на которые ребенку придется включиться в активную мыслительную деятельность.

Работа выстраивается на основе мобилизации детского внимания, мышления, памяти. Ребенок постоянно контролирует ход беседы, ищет ответы на вопросы, задаваемые педагогом. Эвристические беседы подходят для старшего дошкольного возраста. Например, разговор можно завершить загадкой или пословицей, стимулирующей последующую деятельность дошкольников. При выстраивании беседы важно актуализировать опыт, имеющийся у детей, направить их на предстоящую мыслительную деятельность. Например, во время эвристической беседы воспитатель выявляет противоречия, решать которые вынуждены дети.

Именно дошкольный возраст является самым важным моментом в формировании логической и экологической культуры. В это время происходит закладывание основ личности, включая и позитивное и бережное отношение к живой природе, окружающим людям.

Логические задачи, помогающие дошкольнику узнать и понять явления и процессы, происходящие в живой природе, способствуют развитию эмоционально-ценностного отношению к растениям и животным, осознании связи с живым миром.

В этом возрасте дети с удовольствием включаются в процесс разгадывания логических задач, главное, сделать занятие интересным и увлекательным.

Логические задачи, задачи-шутки, задания на сообразительность для старших дошкольников

1. У семерых братьев по одной сестре. Сколько всех сестер?
(Одна)
2. Две матери, две дочери и бабушка с внучкой. Сколько всех?
(Трое: бабушка, мать и дочь)
3. В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
(Отдать одно вместе с корзиной)
4. Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько стоят три судака?
(3 рубля)
5. В комнате горело пять свечей. Две свечи потушили. Сколько осталось?
(Две, остальные сгорели)
6. Спрыгнуть с него на ходу можно, а вскочить на него на ходу нельзя. Что это?
(Самолет)
7. Два раза родится, один раз умирает.
(Курица)
8. Жидко, а не вода, бело, а не снег.
(Молоко)
9. Что вниз вершиной растет.
(Сосулька)
10. Кого с пола за хвост не поднимешь?
(Клубок ниток)
11. Карандаш разделили на три части. Сколько сделали разрезов?
(Два)
12. На веревке завязали пять узлов. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
(На 6)
13. Когда об воду можно порезать руку?
(Если превратить ее в лед)
14. Можно ли пустое ведро наполнить три раза подряд, ни разу не опоражнивания?
(Да: большими камнями, песком, водой)
15. Вы зашли в темную комнату, где есть свеча, газовая плита, керосиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь?
(Спичку или зажигалку)
16. Предсказатель берется предсказать с точностью до 100 % счет любого матча до того, как он начнется. В чем секрет его безошибочного предсказания?
(До начала встречи счет всегда бывает 0:0)
17. Можно ли бросить мяч так, чтобы он, пролетев некоторое время, остановился и начал движение в обратном направлении?
(Да, бросить его вверх)
18. Как перевезти с одного берега на другой волка, козу и капусту, если в лодке может поместиться один человек (перевозчик), а с ним или коза, или волк, или капуста?
(Сначала перевезти козу, затем капусту, а в обратный рейс взять козу, козу оставить на противоположном берегу, перевезти волка, вернуться за козой)
19. Двое мальчиков играли в шашки два часа. Сколько играл каждый из них?
(По 2 часа)
20. Двое пошли - пять гвоздей нашли. Четверо пойдут - много ли найдут?
(Ни одного, все уже нашли)
21. У одного мужчины четыре сына и у каждого из них есть родная сестра. Сколько у него детей?
(Пять человек)
22. Возле почты растут шесть деревьев: сосна, береза, липа, тополь, ель и клен. Какое из этих деревьев самое высокое и какое самое низкое, если известно, что береза ниже тополя, а липа выше клена, сосна ниже ели, липа ниже березы, сосна выше тополя?
(Ель, сосна, тополь, береза, липа, клен)
23. Что тяжелее: килограмм ваты или полкилограмма железа.
(1 кг ваты)
24. Коля и Саша носят фамилии Шилов и Гвоздев. Какую фамилию носит каждый из них, если Саша с Шиловым живут в соседних домах?
(Коля Шилов и Саша Гвоздев)
25. По улице шли два отца и два сына, да дедушка с внуком. Сколько всего человек шло по улице?
(Трое)
26. На столе лежали конфеты. Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штуке. Сколько конфет лежало на столе?
(Три)
27. Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 7 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?
(7 кг)
28. В соревновании по бегу Юра, Гриша и Толя заняли призовые места. Какое место занял каждый из них, если Гриша занял не второе и не третье место, а Толя - не третье?
(Гриша - 1, Толя - 2, Юра - 3)

Способность к рассуждению, именно так определяют иногда логику, не дается человеку с рождения. Умение замечать связь между явлениями и делать выводы о последствиях действий очень важно для успехов детей не только в математике, но и в жизни. Эту науку дети осваивают и через свой собственный опыт, и слушая сказки, где любое действие героя вызывает определенные последствия.

Загадки, которые учат выявлять существенные признаки предмета, по которым и находится ответ, также служат для . Но этого недостаточно. Поэтому задания на развитие логического мышления воспитатели начинают давать уже в дошкольном возрасте и продолжают в начальной школе, и не только на уроках математики. Для детей 6-7 лет логические задания в картинках предпочтительней.

В этом возрасте будут интересны :

  • Загадки;
  • Головоломки;
  • Развивающие игры;
  • Словесные игры;
  • Логические игры.

В возрасте 6 лет мозг ребенка уже созрел, чтобы переходить от интуитивно-чувственного способа познания мира к словесно-логическому мышлению. Но всё же для усвоения нового для него способа ребёнку надо опираться на уже знакомые образы, положительные эмоции. Лучше всего это обеспечивают игры, которые могут быть представлены и в словесной загадке с подвохом, и в виде задания в картинках. Ведь главное условие для успешности у детей 6-7 лет – обучение должно быть интересным ребенку.

Любые логические игры и задания для детей решают задачу развития не только логики, но и речи, внимания, усидчивости, определенных интеллектуальных качеств. Посмотрим, как это происходит в различных типах логических задач, 6-7 лет.

“Четвертый лишний” – развивающее логику и речь задание

Найди отличия

«Найди отличия» – одна из самых популярных развивающих игр в картинках для детей. Один из плюсов такого типа заданий – простота правил. Любой малыш легко поймет, что требуется найти различия в двух однотипных картинках. Но сделать это не так просто. Картинки эти с подвохом, такие своеобразные визуальные загадки.

Различия замаскированы и не бросаются в глаза. Дети должны научиться быть внимательными, уметь сопоставлять, находя сходство и отличия. В процессе этой игры дошкольник исподволь учится и математике, точнее счёту, так как в условиях всегда точно оговорено количество отличий, которые нужно найти.

Верю – не верю

Как ни странно для нас, взрослых, учить детей нужно и тому, что безусловно верить авторитетам нельзя. Умение сомневаться одно из самых важных для правильного мышления. Малыш должен научиться принимать решения не на основе чьих-то слов, а опираясь на имеющиеся у него знания. Это поможет ему находить впоследствии правильные решения и в математике, и в жизни.

Вот такая серьезная подоплека у такой известной несерьезной игры, когда взрослый чередует верные и неверные утверждения, а дети должны быстро на них по-разному среагировать. Например, ловить или не ловить мячик, хлопать или нет в ладоши, в зависимости от того верят они взрослому или нет.

В более сложном варианте игры говорить «верю – не верю», но обосновывая свои ответы. В такой версии игры должны быть непростые, интересные утверждения с допустимыми различными ответами, которые одновременно должны быть понятны и знакомы ребенку 6-7 лет. Такие загадки с подвохом, служащие для развития критического мышления.

Назови одним словом

В игре «Назови одним словом» ребёнку показывают ряд картинок разных предметов, принадлежащих к одной группе, и предлагают назвать их одним словом. Например, для ряда изображений, включающих красное яблоко, желтый лимон, зелёную грушу, ответом будет слово «фрукты». Автомобиль, самолет, поезд нужно назвать транспортом.

Такие словесные игры служат для развития у детей словарного запаса, умения обобщать и классифицировать явления, расширяют кругозор, формируют навыки логического мышления.

Задачи на логику

Логические задачи для детей 6-7 лет похожи на загадки с подвохом или игры-головоломки. Они развивают находчивость и гибкость мышления. Принципиальное отличие логических задач от обычных в том, что они не требуют специальных знаний, а проверяют развитие логического мышления, способности детей находить связи между предметами или нестандартные решения.

Кстати, умение мыслить не шаблонно лежит в основе чувства юмора. Именно поэтому среди логических задач для детей так популярны загадки шутки. Такие шуточные загадки с подвохом отличаются совершенно неожиданными ответами, что обычно и вызывает смех.

Обычно задания в задачах на логику формулируются словесно, но для малышей встречаются и в картинках. Например, популярны задания, когда в ряду картинок ребенок должен указать лишнюю, которая нарушает логику подбора группы. Это умение находить закономерность по которой выстраивается ряд тренируется затем и в школе, на математике.

Какими должны быть логические задания для дошкольников

Подведём итог этому краткому обзору логических игр, заданий, загадок с подвохом для детей 6-7 лет. Для успешного развития логического мышления у дошкольников и первоклассников необходимо постоянное обучение и оно должно проходить с их искренним удовольствием и увлечением. А значит, задания должны быть интересные, яркие и наглядные. Яркими и наглядными их делают картинки, созданные профессионалами.

Для того, чтобы развитие логического мышления у детей было успешным, надо, чтобы они играли в такие игры как можно чаще. Это возможно, если загадки с подвохом, игры в «Верю – не верю!», головоломки станут привычными в вашем доме.

Сегодня такие наборы логических карт, лото, сборники логических задач можно свободно приобрести в магазинах, а можно скачать со специализированных сайтов и распечатать самим.

Логические задачи на взвешивание

Игры на развитие логики у дошкольников подготовительной группы

Игра «Цветы на клумбах».

Цель:

: разноцветный картон, ножницы.

Описание : воспитатель вырезает из картона по три цветка красного, оранжевого, синего цвета и три клумбы - круглой, квадратной и прямоугольной форм. Предложить ребенку распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом: «Красные цветы росли не на круглой и не на квадратной клумбе, оранжевые - не на круглой и не на прямоугольной. Где какие цветы росли?»

Логические задачи.

Цель: развивать внимание, логическое мышление.

Описание: воспитатель предлагает детям поиграть в логические задачи, за каждый правильный ответ выдаются фишки. У кого больше фишек, тот и выиграл.

1) Перед Чиполлино стоят предметы: ведро, лопата, лейка. Как сделать так, чтобы лопата стала крайней, не переставляя ее с места? (Можно лейку поставить перед лопатой или перед ведром.)

2) Винни-Пух, Тигра и Пятачок вырезали три флажка разного цвета: синий, зеленый, красный. Тигра вырезал не красный, а Винни-Пух - не красный и не синий флажок. Какого цвета флажок вырезал каждый? (Винни-Пух вырезал зеленый флажок, Тигра — синий. Пятачок - красный.)

3) На столе лежат четыре яблока. Одно яблоко разрезали и положили обратно. Сколько яблок на столе? (4 яблока.)

4) Расставьте в комнате два стула так, чтобы у каждой стены стояло по стулу. (Надо поставить стулья в двух противоположных углах.)

5) Сложите на столе треугольник из одной палочки и квадрат из двух палочек. (Надо положить палочки на углу стола.)

Игра «Я загадала...».

Цель

Описание: воспитатель загадывает какой-либо предмет. Предложить ребенку с помощью уточняющих вопросов выяснить название объекта.

Этот предмет летает? (Да.)

У него есть крылья? (Да.)

Он высоко летает? (Да.)

Он одушевленный? (Нет.)

Он сделан из пластмассы? (Нет.)

Из железа? (Да.)

У него есть пропеллер? (Да.)

Это вертолет? (Да.)

Игра «Выбери нужное».

Цель : развивать логическое мышление.

Описание: детям предлагаются варианты, в которых есть лишние позиции, например:

У сапога всегда есть: пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.

В теплых краях живут: медведь, олень, волк, пингвин, верблюд.

Месяцы зимы: сентябрь, октябрь, декабрь, май.

В году: 24 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 3 месяца.

Отец старше своего сына: часто, всегда, редко, никогда.

Время суток: год, месяц, неделя, день, понедельник.

У дерева всегда есть: листья, цветы, плоды, корень, тень.

Времена года: август, осень, суббота, каникулы.

Пассажирский транспорт: комбайн, самосвал, автобус, тепловоз.

Эту игру можно продолжить.

Игра «Я беру с собой в дорогу».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : картинки с изображениями одиночных предметов.

Описание: выложить изображения вниз картинкой. Предложить ребенку отправиться в морское плавание. Но, для того чтобы путешествие прошло успешно, к нему надо основательно подготовиться, запастись всем необходимым. Попросить ребенка брать по одной картинке и рассказывать о том, как может пригодиться этот предмет. Предметы на картинках должны быть самыми разными. Например, ребенок достает изображение мяча: «В мяч можно играть во время отдыха, мяч можно использовать вместо спасательного круга, потому что он не тонет и т. п.». Можно обыграть различные ситуации: на необитаемом острове, в поезде, в деревне.

Игра «Чем похожи и чем отличаются?».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: ведущий предлагает детям два предмета, дети должны провести их сравнение и указать сходство и различие. Например: слива и персик; маленькая девочка и кукла; птица и самолет; кошка и белка; апельсин и оранжевый мячик такого же размера; фломастер и мел.

Игра «Расселили птиц».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : 20 карточек с изображением птиц: домашних, перелетных, зимующих, певчих, хищных и т. п.

Описание : предложить ребенку расселить птиц по гнездам: в одно гнездо - перелетных птиц, в другое - всех тех, кто имеет белое оперение, в третье - всех птиц с длинными клювами. Какие птицы остались без гнезда? Каких пернатых можно поселить в несколько гнезд?

Игра «Ассоциации».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: дети делятся на две группы. Одна группа предлагает другой рассказать о каком-либо предмете, используя в своем рассказе слова, обозначающие другие предметы. Например, рассказать о морковке, используя слова: утка, апельсин, кубик, Снегурочка. (Она такого же цвета, как апельсин. Ее можно нарезать кубиками. Верхнюю ее часть любят утки. Если ее не есть, то будешь такой же бледной, как Снегурочка.) Затем группы меняются ролями. Предмет для описания и слова- характеристики задаются ведущим.

Игра «Придумай предложение».

Цели : развивать логическое мышление, речевую активность; формировать чувство языка.

Игровой материал и наглядные пособия : мячик для пинг-понга.

Описание : воспитатель с детьми садится в круг и объясняет правила игры. Он говорит какие-либо слова, а дети придумывают с этим словом предложение. Например: воспитатель называет слово «близко» и передает ребенку мяч. Тот берет мяч и быстро отвечает: «Я живу близко от детского сада». Затем ребенок называет свое слово и передает мяч рядом сидящему. Так по очереди мяч переходит от одного играющего к другому.

Игра «Почему это произошло?»

Цель: Научить детей находить причину событий.

Причин произошедших событий может быть несколько. Можно устроить соревнование — кто из детей назовет большее количество причин, или на составление небольшого рассказа.

Для старших дошкольников можно брать простые причинно- следственные связи событий и явлений, с которыми они встречаются в жизни и при наблюдении за природой, а для младших школьников — многовариативные связи, предложить называть им не только реальные причины, но и необычные, сказочные.

Играя с группой детей, можно предложить каждому найти причину, затем выяснить, какой вариант наиболее правильный или интересный.

Предлагаемые в пособии варианты можно развивать, придумывать другие.

В игре детям дается задание назвать как можно больше возможных причин для каждой из описанных ниже ситуаций.

На участке детского сада все растения летом засохли, потому что...

Утром люди увидели, что дороги и тротуары замело снегом, потому что...

Утром на земле появились лужи, потому что...

Ребенок потерялся в магазине, потому что...

Башня, которую строил мальчик из кубиков, развалилась, потому что...

Мальчик попал под машину, потому что... Петя надел ботинки не на ту ногу, потому что... Воспитатель раздала за обедом хлеб, поставила тарелки с супом, а дети не едят, потому что...

Все игрушки в группе оказались сломанными, потому что... У ребенка заболело горло, потому что...

Девочка утром в детском саду не стала завтракать, потому что... Мама повела дочку к зубному врачу, потому что... С Сашей никто из детей не хотел играть, потому что... Во время игры в песочнице у всех детей запорошило песком глаза, потому что...

После обеда у детей были испачканы губы, потому что... На музыкальном занятии воспитатель похвалила детей, потому что...

Мама похвалила сына, потому что...

Мама обиделась на дочку, потому что...

Мама наказала детей, потому что...

Мама рассердилась на детей, потому что...

Сегодня дети надели резиновые сапоги, потому что...

Прохожие вышли на улицу с зонтиками, потому что...

Прохожие на улице подняли воротники пальто, потому что...

Лед на реке растаял, потому что...

Мальчик шел по улице и упал, потому что...

Солнце появляется редко, греет очень слабо, потому что...

Из ванной вода потекла на пол, потому что...

Все ветки деревьев покрылись инеем, потому что...

Река вышла из берегов, потому что...

Насекомые и ласточки кружатся низко над землей, потому что... Розы зимой все вымерзли, потому что... Ученик получил двойку, потому что... В квартире запахло газом, потому что... Зимой в квартире было холодно, потому что... Настольная лампа не горит, потому что... Весной птицы вьют гнезда, потому что... На огороде овощи этим летом не выросли, потому что... В саду плоды не созрели, потому что... В саду яблоки и груши опали на землю, потому что... Мебель в комнате вся не уместилась, потому что... На мебели пыль лежала толстым слоем, потому что... Во всем доме внезапно погасли все электрические лампы, потому что...

Стоящее во дворе дерево было облеплено птицами, потому что...

Подойдя к дому, можно было увидеть, что из окна валит дым, потому что...

Все электроприборы в доме не работают, потому что...

Птицы улетают на юг, потому что...

Рыбы зарылись в донные ямки, потому что...

Дикие животные остались без воды, потому что...

Весь лес сгорел, потому что...

В этом году в лесу много грибов, потому что...

Человеку нужна разная обувь, потому что...

Не было слышно, что говорили актеры в театре, потому что...

Утром на траве еще лежала роса, потому что...

Цветы надо срезать рано утром, потому что...

Овощи на огороде поливают рано утром или вечером, потому что...

Высотный дом развалился, потому что...

Игра «По какой причине произошли два события?»

Цель : Научить детей младшего школьного возраста находить общую причину.

Ребенок может найти одну или несколько общих причин произошедших событий.

Папа раскрыл книгу. — Комната наполнилась дымом. (Возможные общие причины: папа захотел приготовить по кулинарной книге обед; загорелся телевизор, комнаты наполнились дымом, папа раскрыл телефонную книгу для вызова мастера.)

Котенок подошел к блюдечку. — Мальчик не выучил уроки.

Утром отключили воду. — Папа опоздал на работу.

Дворник весь день чистил дорожки от снега. — Мама опоздала на работу.

Произошло много аварий на дороге. — Мужчина упал.

Все прохожие промокли. — Наконец-то вылезли первые ростки из земли.

Мама купила вкусный арбуз. — Папа наконец поменял колесо у машины.

Многие ученики заболели. — Окна покрыты инеем. Все мороженое раскупили. — У девушки обгорела спина. Мама устроила дома праздник. — Ученик ответил на уроке хорошо.

Игра «Учимся представлять последствия событий»

Цель: Научить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста определять варианты последствий некоторых событий в природе и жизни людей.

В природе все взаимосвязано. Сейчас я назову некоторые события, которые могут произойти в природе, а вы назовите как можно больше событий, которые могут произойти из-за названного события в природе или в жизни людей.

Целое лето не было дождя:

а) засохли все растения;

б) погиб урожай;

в) животные остались без корма;

г) земля высохла, потрескалась;

д) много пожаров;

е) пересохли водоемы. Каждый день летом лил дождь:

а) не вызрел урожай овощей и фруктов;

б) у растений подгнили корни;

в) невозможно было загорать, купаться;

г) все лето пришлось ходить в плаще;

д) наводнение, аварии на дорогах.

Зимой снег почти не накрыл землю:

а) зима более холодная;

б) не будет паводка;

в) многие растения замерзли;

г) весной растениям не хватило влаги;

д) плохая всхожесть озимых;

е) плохой урожай;

ж) у дворников мало работы.

За зиму выпало очень много снега:

а) растения хорошо перезимовали;

б) весной всем растениям хватило влаги;

в) хороший урожай;

г) много работы дворникам;

д) застревал транспорт;

е) поломалось много веток;

ж) трудно людям передвигаться;

з) много снега для зимних игр.

Несколько дней подряд дул сильный ветер:

а) облетели листья на деревьях и лепестки цветов;

б) сорвало крыши с домов;

в) повалились деревья;

г) невозможно передвигаться;

д) поднялись пыльные бури;

е) аварии.

После теплых майских дней ударил мороз:

а) замерзли цветки и завязи плодов;

б) не будет урожая ягод;

в) погибнут ранние посевы, посадки.

Охотник выстрелил в воздух:

а) из-за сотрясения воздуха в горах случился обвал;

б) ружье дало отдачу в плечо, и охотник упал;

в) пуля попала в пролетавшую утку.

Девочка уронила карандаш на пол:

а) стала поднимать и больно ударилась головой о стол;

б) карандаш закатился в щель;

в) из норки выбежала мышка и унесла карандаш;

г) у карандаша сломался грифель, и девочка не смогла нарисовать рисунок.

Из окна выбросили кусочек булки:

а) собаки подрались из-за него;

б) слетелась стая воробьев;

в) собралась целая куча муравьев;

г) женщина очень ругалась, потому что булка попала ей по голове.

Садовник из шланга стал поливать клумбу:

а) шланг прорвало, и водой облило всех;

б) оставил шланг на земле и залил все цветы;

в) цветы так и не полил, так как отключили воду.

На улице кто-то разбил банку варенья:

а) прохожие падали;

б) собаки с удовольствием слизывали;

в) дворнику пришлось убирать.

Мальчик чиркнул спичкой:

а) сгорел дом;

б) стало светло на минуту в темноте;

в) загорелся костер;

г) зажегся газ;

д) обжегся.

Учитель открыл классный журнал:

а) ученик получил двойку;

б) вызванный ученик заболел;

в) нет списка учеников;

г) проставил оценки за контрольную.

Упражнения в стихах «Установи причину и следствие»

Цель : Научить старших дошкольников устанавливать причину и следствие.

Ветер

Вчера был очень сильный ветер,

Он поломал большие ветки.

Они дорожки перекрыли.

Все утром ветки обходили.

Вопросы

1. Почему утром люди не могли пройти по дороге?

2. Что нужно сделать для того, чтобы можно было свободно ходить по дорожкам?

Цветы

Забыли дети про цветы

И их не поливали.

А к концу недели

Все цветы завяли.

Вопросы

1. Почему завяли цветы?

2. Что дети должны были делать, чтобы цветы не завяли?

Авария

Перебегал дорогу мальчик

Не там, где светофор стоит.

Машины ехали так быстро,

Что не смогли затормозить.

Попал тот мальчик под машину.

Найди аварии причину.

Вопросы

1. Почему мальчик попал под машину?

2. Почему машина не смогла затормозить?

3. Что должен был сделать мальчик, чтобы не попасть под машину?

Мороз

На улице такой мороз,

Что щиплет уши он и нос.

На улицу Наташа вышла

Без шапки, шарфа, нараспашку.

А вскоре Ната заболела.

Лежит теперь, хрипит и кашляет.

Вопросы

1. Почему Наташа заболела?

2. Как надо одеваться в мороз?

Сластена

Маша ест одни конфеты,

Шоколадки, пастилу.

Очень любит она сладкое,

Не уступит никому.

А недавно у Марии

Заболели зубы все.

Плачет девочка, ей больно.

Ела сладкое зачем?

Вопросы

1. Почему у Маши заболели зубы?

2. Что нужно делать, чтобы зубы не болели?

3. Какие продукты полезны для зубов?

4. Какие продукты вредны для зубов?

Качели

Во дворе качался Витя.

Высоко летят качели.

Руки Витины разжались,

Вверх качели полетели.

С них в песок свалился он.

Слышен только Витин стон.

Вопросы

1. Почему Витя упал?

2. Какие правила надо соблюдать, когда вы качаетесь на качелях?

Озорник

Не послушал мальчик маму

И по лужам бегал долго.

Намочил все туфли, ноги.

Догадаться нам не сложно —

Он простыл и заболел.

Слег в постель с температурой.

Больше в лужу не хотел.

Вопросы

1. Почему мальчик заболел?

2. Почему нельзя без специальной обуви ходить по холодным лужам?

3. Чем можно пораниться в луже, если она не прозрачная?

Белым-бело

Всю ночь на землю падал снег.

Его хватило бы на всех.

А утром все белым-бело,

Дома, дороги замело.

Снег на деревьях и домах,

Он на крылечке и кустах.

Вопросы

1. Почему утром все стало белым-бело?

2. Что засыпал снег?

3. Почему хорошо, когда зима снежная?

Снег

Снег валил всю ночь, весь день

И замел дороги.

Ни проехать, ни пройти

Люди все не могут.

Вышли дворники, машины,

Чтоб заносы все убрать,

Чтоб машины на дорогах

Перестали застревать.

Вопросы

1. Почему машины не могли проехать?

2. Почему люди не могли пройти?

3. Как решили эту проблему?

4. Какие машины помогают расчищать тротуары?

Драчун

Саша драться любит очень,

Обижает всех подряд.

В детском садике ребята

С ним водиться не хотят.

Не хотят на день рожденья

Сашу в гости приглашать,

Слово доброе сказать.

Вопросы

1. Почему с Сашей дети не хотят играть?

2. Почему не приглашают его на день рождения?

3. Почему не делятся с Сашей ничем?

4. Как надо себя вести, чтобы все с тобой дружили?

Щенок

Своего щенка Андрюша

Покормить не захотел.

К вечеру щенок Андрюшин

Погрустнел и заболел.

Стало мальчику так стыдно.

Он щеночка пожалел,

Накормил его сметанкой,

И щенок повеселел.

Вопросы

1. Почему щенок заболел?

2. Почему Андрюше стало стыдно?

3. Как надо ухаживать за животными?

Камнепад

В горах туристы заблудились,

От страха громко закричали.

Вдруг сверху камни покатились.

Чего туристы те не знали?

Вопросы

1. Почему в горах начался камнепад?

2. Почему нельзя громко кричать в горах?

3. Что нужно было сделать туристам?

Пришла весна

Пришла весна, и птицы прилетели.

Им вновь пора детишек заводить.

Скорее стали гнезда себе вить,

Чтоб в них яички отложить.

Вопросы

1. Почему прилетели птицы с юга?

2. Почему стали вить гнезда?

3. Где вьют гнезда птицы? Почему?

4. Чем выстилают птицы гнезда, чтобы яичкам было мягко и тепло?

Осень

Осень. Холодно. Нет больше мошек —

Насекомые оцепенели.

Птицам нечего есть, и они спозаранку

Стаей-клином на юг поскорей полетели.

Вопросы

1. Почему птицы улетели на юг?

2. Почему исчезли насекомые?

3. Что происходит с насекомыми осенью?

4. Почему птицы на юг улетают большими стаями?

Весна

Наступила весна,

И подул южный ветер.

Солнце светит все ярче,

Припекает сильней.

Тают быстро сугробы,

И ручьи, словно реки,

Разливаются шире

И бегут все быстрей.

Вопросы

1. Почему стали таять сугробы?

2. Почему подул южный ветер?

3. Почему ручьи становятся все шире и бегут все быстрее?

Пожар

Мальчик дома развлекался:

Спички чиркал, любовался.

Вот одна упала на пол,

Не заметил ее он.

И сгорел от этой спички

Деревянный старый дом.

Вопросы

1. Почему сгорел дом?

2. Почему детям нельзя играть со спичками?

3. Как надо обращаться с огнеопасными предметами?

Шла по улице Алена

Шла по улице Алена и бананы уплетала.

Кожура упала наземь, поднимать ее не стала.

За Аленой шел прохожий,

Не заметил кожуру. Наступил

И поскользнулся, и коленку в кровь разбил.

Вопросы

1. Почему прохожий разбил коленку?

2. Почему он упал?

3. Как попала кожура на тротуар?

4. Какие правила поведения на улице вы знаете?

Паводок

Дружно таяли снега,

Затопили все луга.

Сильно разлилась река

И закрыла берега.

Вопросы

1. Почему разлилась река?

2. Почему луга оказались затопленными?

3. Почему снега стали дружно таять?

Жадина

Мальчик Петя жадным был,

Одного себя любил.

Не делился ни конфетой,

Ни игрушки не давал.

Сам все ел, во все играл

И себе все забирал.

С ним ребята перестали

И делиться, и играть.

Жадиной его прозвали.

Видеть Петю не хотят.

Вопросы

1. Почему дети прозвали Петю жадиной?

2. Почему дети перестали делиться с Петей?

3. Каким вам нужно быть, чтобы дети хотели с вами играть?

Обжора

Один пузатый здоровяк

Съел десять булок натошак.

Запил все булки молоком,

Съел курицу одним куском.

Затем барашка он поджарил

И в брюхо бедного отправил.

Раздулся здоровяк, как шар.

Обжору тут хватил удар!

Вопросы

1. Почему здоровяка хватил удар?

2. Почему нельзя сразу есть столько пищи?

3. Почему вредно есть столько булок?

4. Почему пищу нужно тщательно пережевывать?

Смелый капитан

Я на мостике стою

И бинокль в руках держу.

Волны плещутся слегка,

Качка тихая пока.

Волны сильными вдруг стали

И от качки все упали.

За канат держусь я крепко.

Вдруг сорвало ветром кепку.

Я ловить рукою стал,

С мостика чуть не упал.

Вопросы

1. Почему сначала качка была тихой?

2. Почему потом все упали?

3. Почему сорвало кепку?

4. Почему капитан чуть не упал с мостика?

Облака

Облака, как паруса,

Мчит их ветер, гонит.

Если много облаков,

Будет точно дождик.

Ну а если облака,

Как перо жар-птицы,

Будет солнышко с утра,

Защебечут птицы.

А столкнутся лоб об лоб,

В тучу превратятся.

И тогда грохочет гром —

Это тучи злятся.

Вопросы

1. Почему облака передвигаются?

2. Что будет, если на небе очень много облаков?

3. Какая погода будет, если на небе мало облаков или они, как перышки?

4. Что происходит, когда облака собираются в тучи?

Лужи-зеркала

Ночью дождик сильно лил

И всю землю намочил.

Утром солнце рано встало,

Посмотрело сверху вниз.

Что с землею за ночь стало?

Вот удача, вот сюрприз!

Сто зеркал внизу лежали

И на солнышке сияли.

Отражались в них деревья

И прекрасные цветы,

Фонари, дома, заборы —

Всем хватило красоты.

Солнцу лужи-зеркала

Очень приглянулись.

И от всей души оно

Жарко улыбнулось.

От такой улыбки лужи

Сразу изменились.

И к обеду, обмелев,

Вовсе испарились.

Вопросы

1. Почему утром на земле образовались лужи?

2. Почему в лужах все отражается?

3. Почему к обеду лужи испарились?

Сосулька

Вниз головой висит сосулька.

От солнца насморк у нее.

То от тепла она заплачет,

То платьице ушьет свое.

Придет мороз, и закалеет,

Немного за ночь подрастет,

Окрепнет телом, потолстеет,

Тяжелой станет — упадет.

Вопросы

1. Почему сосулька висит вниз головой?

2. Почему тает сосулька?

3. Почему ночью она подрастает и становится толще?

4. Почему сосулька может упасть?

5. Что может случиться, если упадет большая сосулька?

Проказник ветер

Проказник ветер прилетел,

Густой листвой зашелестел.

Подул немного посильней

И ветки закачал быстрей.

Совсем, плутишка, разошелся

И по стволам уже прошелся.

Тут закачался целый лес.

Не видно стало и небес.

Скрипят, качаются деревья

И ветру действуют на нервы.

Тогда шалить он перестал,

И лес спокойным сразу стал.

Вопросы

1. Какой по силе ветер шелестит листвой?

2. Почему закачались ветки?

3. Почему стали качаться стволы? Целый лес?

4. Почему ветер перестал дуть?

Мороз

Вчера были лужи,

Сегодня — мороз.

Он всюду развесил

Сосульки из слез.

Он талые лужи в каток превратил

И всю обстановку за ночь изменил.

Вопросы

1. Почему после оттепели появились сосульки?

2. Почему лужи превратились в каток?

Засуха

Все лето не было дождя.

Трава вся пожелтела,

Потрескалась кругом земля,

И листья облетели.

Вопросы

1. Почему пожелтела трава и облетели листья?

2. Почему потрескалась земля?

3. Что еще может случиться в засушливое лето?

Беспечные туристы

В лесу туристы были,

Костер не затушили.

Затлела рядышком трава,

Деревья загорелись.

И вот пылает целый лес,

Огонь поднялся до небес.

Вопросы

1. Для чего туристы развели костер?

2. По чьей вине загорелся лес?

3. Что не сделали туристы?

4. Какие правила поведения в лесу вы знаете?

Дождь

Дождь льет с неба, хлещет с крыши.

Посмотри вокруг, малыш,

Наl каждым прохожим зонтик цветной.

И мы зонт откроем и спешно домой

Направимся, чтобы нас дождь не мочил,

Чтобы тебя он не застудил.

Вопросы

1. Почему люди раскрыли зонты?

2. Почему они спешат домой?

3. Почему в дождь вода с крыш льется сильно?

Ветер

В песочнице играли дети.

Вдруг начался сильный ветер.

Запорошил глаза песком,

Игрушки разбросал кругом.

Вопросы

1. Почему песок попал детям в глаза?

2. Почему игрушки оказались разбросанными?

3. Что нужно сделать, если песок попал в глаза?

4. Когда песок попадает в глаза даже без ветра?

Неудачный обед

Дети, за обедом сидя,

Стали спорить громко вслух.

Подавился мальчик хлебом

И издать не может звук.

Вопросы

1. Почему мальчик подавился?

2. Почему нельзя разговаривать, когда ешь?

3. Как надо вести себя за обедом?

Мама спит

Мама спит, она устала,

Ну и я играть не стала.

Я волчок не завожу,

А уселась и сижу.

Вопросы

1. Почему девочка не стала играть?

2. Почему она не стала заводить волчок?

Можно набрать и другие варианты из стихов, стихотворных сказок.

Упражнения по методике А.Э. Симановского

Цель: Научить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста устанавливать последствия событий.

Ребенку (6—8 лет) предлагается представить, что он может уменьшиться до размера муравья, а затем придумать историю о своем чудесном превращении, используя следующие вопросы. Какое бы у тебя было любимое занятие? Чего бы ты опасался?

Через какое время ты бы захотел снова стать большим? Почему?

Множество таких вариантов можно найти в книге Е.А. Алябьевой «Воспитание культуры поведения у детей 5—7 лет» (М., 2009).

Ребенку (7—10 лет) предлагается представить себя ростом в 3 метра и придумать историю своей жизни в роли великана с помощью наводящих вопросов.

Какое бы у тебя было любимое занятие? Что бы тебе не понравилось?

С кем бы тебе хотелось встретиться и с кем бы не хотелось?

Через какое время ты бы захотел снова стать нормальным?

Ребенку (7—10 лет) предлагается представить, что произошло бы и что он сделал бы, если:

— из крана на кухне полился апельсиновый сок;

— из тучи вместо дождя стал падать изюм;

— люди придумали таблетки от сна;

— вместо снега на землю начали падать игрушки;

— все можно было бы купить без денег;

— взрослые разрешили делать детям все;

— всегда было бы только лето;

— можно было бы летать, как птица;

— вместо снега землю покрыл пух;

— все машины поехали задом наперед и т.п.

Ребенку (6—8 лет) предлагается выбрать одну из причин, объяснив свой выбор.

Колобок не сумел уйти от лисы потому, что:

— он был простофилей;

— лиса была хитрая;

— лиса перехитрила Колобка;

— лиса съела Колобка.

Такие варианты можно составить по любой сказке.

Вариант упражнения для детей 8—10 лет.

Слово «Марина» пишется с большой буквы потому, что:

— это имя девочки;

— все имена пишутся с большой буквы;

— так принято писать;

Игровое обучение считается одним из самых эффективных способов формирования разнообразных навыков и умений у детей.

Только если для ребенка дошкольного возраста игра – основной способ познания мира, то логические игры для детей 6-7 лет в большей степени направлены на развитие мыслительной мобильности.

При этом игры должны не только учить, но и развлекать: только так можно задержать внимание ребенка и направить его энергию в продуктивное русло.

К шести годам детям вполне по силам самостоятельно прийти к логическим умозаключениям, установить очевидную связь между причинами явлений и их следствием. Мышление становится более гибким и подвижным.

Ребенок может быстрее приспосабливаться, переключаться с одной задачи на другую без потери концентрации внимания.

Появляются первичные навыки мысленно моделировать ситуацию. Однако анализ, на который способен ребенок, все еще достаточно элементарный.

Те очевидные выводы, которые может сделать взрослый на основе имеющихся исходных данных, для детей таковыми являются не всегда.

Практическая деятельность в познавательном процессе все еще является приоритетной.

При этом наглядность и яркость образов по-прежнему играют основную роль в решении задач. Поэтому захватывающая динамичная логическая игра – верное средство учиться с азартом и искренним интересом для ребенка.

Виды логических игр для детей 6-7 лет

Лингвистические, или речевые игры. Формируют правильную речь, расширяют словарный запас, учат подбирать слово точно по смыслу, менять его форму.

  • Графические – ориентированы на закрепление письменных умений.
  • Математические – логика здесь должна подружиться с устным счетом.
  • Комбинированные логические игры для гаджетов (компьютер, планшет, телефон).

Графические игры

Графические игры, которые в 4-5 лет призваны подготовить детскую руку к «суровым» школьным испытаниям письмом, не утрачивают свои позиции. Тренировки по-прежнему нужны и важны, особенно, если не вызывают скуку. Развитие зрительного восприятия также является в графических играх ключевым.

Соединить точки по порядковым номерам (заодно и счет повторили), дорисовать недостающую часть, продолжить узор, раскрасить сегменты рисунка определенным цветом – все эти задания могут объединить логику и усидчивость. Главное, дорогие родители, не действовать по принципу «сиди рисуй и не мешай».

Лучше вместе, вооружившись цветными карандашами, разгадывать графические загадки и головоломки. Можно попробовать устроить соревнование, но во главу угла ставить не только скорость, но и качество выполнения заданий.

Один замечательный папа на форуме поделился таким опытом . После того, как диван по размеру не вписался в комнату, он сокрушенно признался шестилетнему сыну, что рассчитал бы все правильно, и в зоопарк бы пошли вместо того, чтобы целый день мебель переставлять.

Маленький почемучка сразу задал кучу вопросов. И оказалось, что объяснить ребенку, что такое масштаб с помощью листочка в клетку – совсем не сложно.

Измерение и составление плана комнаты заняло целый вечер и превратилось в увлекательную игру. Измерили, уменьшили в масштабе, нарисовали, раскрасили, вырезали и переставляли бумажную мебель, не ограничивая фантазию.

На следующий день занялись детской. И место для ящика с игрушками на «карте комнаты» нашлось.

В 7 лет уже легко можно устроить семейные соревнования по морскому боя, не используя современные гаджеты, а обратившись к традиционному листку в клетку.

Речевые игры на развитие логики

Слово – самый доступный и основной подручный материал. Игры подбираем в зависимости от цели.

  • Развиваем смекалку, быстроту реакции. Например, «цепочка слов»: принцип игры в города, когда последняя буква слова становится первой для нового. Категории: овощи, фрукты, животные – на выбор.
  • Формируем творческое мышление и фантазию. Разгадываем загадки и из получившихся слов составляем сказку, которую можно потом и разыграть.
  • Ориентируемся на понимание. «Пантомима», «Крокодил», т. е. угадываем слово по зрительному образу, показанному участниками игры.

Варианты словесных игр: продолжаем логическую цепочку слов, меняем одну букву, чтобы получить новое слово, ищем ассоциации и т.д. Играем в транспорте, по дороге в школу. Ребенок весело проводит время и думает одновременно.

Настольные логические игры и головоломки

Мозаики, пазлы, лото – производители предлагают бесчисленное количество вариантов. Психологи советуют выбрать 5 настольных тематических игр. Меньше – быстро наскучит, больше – будут просто не задействованы.

Несколько популярных примеров логических настольных игр для детей 6-7 лет:

Подводный мир – яркая и красочная игра. Веселые рыбки, черепашки и лягушата играют в прятки. Игрокам нужно выполнить около 50 логических заданий разной сложности.

Хитрые дощечки – игра головоломка. Цель – собрать и разобрать. Выполнена головоломка из дерева, что дополняет игру приятными тактильными ощущениями.

Коридор для детей . Игра-лабиринт. Свою мышку нужно первой вывести из лабиринта, при этом запутав соперников (их может быть до 4-х).

Принцип домино . Основной плюс – простые правила. Но увеличение кубиков расширяет возможности. Игра имеет несколько уровней сложности. Участвуют 2 игрока.

Извилина . 12 кубиков разного цвета соединены резинкой. В цветовой схеме 80 заданий: изгибаем кубики, чтобы получить заданный схемой результат. Развивает пространственное мышление.

Книги с играми на развитие логики

Любой интернет-магазин представляет подборку тематических книг данного направления. Однако в книжном магазине вы сможете полистать издание, оценить его с точки зрения сложности заданий.

Интересные варианты для скачивания предлагают Bankknigi.com и Mirknigi.com. Формат изданий – DJVU, PDF, т.е для электронных книг и планшетов – бюджетный вариант:

Е. Бойко «Лучшие подвижные и логические игры для детей от 5 до 10 лет»: логические игры могут быть не только статичными. От предложенных – ребенок точно не устанет и не заскучает.

Академия развития. «Большая книга логических игр и головоломок» : задачи в книге разделены по 3 уровням сложности и направлены на развитие речи, внимания, творческого начала. Огромный плюс – небанальные сюжеты и герои, яркий иллюстративный материал.

Т. Образцова «Логические игры для детей» : книга да долгие годы. Игры и задачи для детей и подростков.

В. Запаренко «Большая книга-игра» : со сказочными героями решаем кроссворды и головоломки, ищем выход из замысловатых лабиринтов.

С. Федин «Логические задачи для юного сыщика» : детектив Бусля ведет расследование, разрешая логические задачи. Помочь сыщику смогут очень внимательные ребята.

Компьютерные игры на развитие логики

Современные дети гуглить и гулить начинают практически одновременно. Поэтому компьютерные игры, развивающие логику, — уже не новинка, а традиционная часть процесса обучения.

Основные тематические блоки компьютерных игр:

Ориентированные на развитие памяти и мышления («Лунтик. Тренируем память и внимание»).

В игровой анимационной форме представляющие иностранный язык («Нескучные уроки. Английский язык»).

Игры – путешествия, квесты, или «бродилки», с выполнениями логических задач («Три богатыря и Шамаханская царица»).

Обучающие математике, чтению и т.д. в увлекательной форме с элементами логики («Баба Яга и Проша: год полный забот»).

Обзор онлайн игр на развитие логики

Интернет-ресурсы пестрят разнообразными играми. Поэтому прежде чем разрешить ребенку с головой погрузиться во всемирную паутину, по крайней мере, сыграйте в игру сами.

Уровень сложности подбирайте с учетом возрастных особенностей и уровня «продвинутости» вашего юного пользователя.

Совсем простые игры для начинающих представляет, к примеру, ресурс www/игрыдлядетей24.рф/logicheskie: Найди фигуру, Выбери знак, Придумай напиток, Крестики-нолики и т.д.

Ресурс www/gameflasher.ru/logicheskie/index.html ориентирован на более продвинутых юзеров. Кроме игр, по сути напоминающих тетрис (Помоги кроту построить, Кристалломания, Фруктовые блоки), здесь представление игры стратегии (Жизнь принцев, Надо строить город, Заперт в комнате).

Традиционные игры ребенку понять и освоить легче с современными героями. Например, вместо привычных крестиков и ноликов – разноцветные злые птички (Angrybirds).

Игры на смартфон

Интересные варианты для платформы Андроид

  • Кэтландия – ищем сначала котенка, потом пару ему, выполняя арифметические действия.
  • WungiPirates– в сказочном мире пиратов решаем разные логические загадки.
  • CaptainCat– Ловим рыбку. Логическая игра с приятной графикой. Много уровней сложности. Очень увлекательная.

Для Ipad и Iphone

  • MysteryMathTown– игра-путешествие, закрепляющая навыки устного счета.
  • Изобретения Петсона – самые интересные головоломки.
  • Игра посложнее – Мои первые деньги. Подробности на видео

Во всех логических играх для детей 6-7 лет главное найти баланс между игрой и учебой, и тогда учеба не превратиться в бесконечную непродуктивную игру, а игра не станет скучной учебой.