Карнавал в Венеции: история, традиции, веселье. Венецианский карнавал: история и традиции

Жизнь кипит ручьем, везде смех и радость, красочные наряды и музыка! Это не мир фантазий - это реалии! Венецианский карнавал - это гениальное, грандиозное, непревзойденное событие в Италии, которое славится на весь мир! Этот бал-маскарад является самым старинным из всех карнавалов мира! Каждый год он проводится в Венеции, и сюда съезжаются люди со всех стран, со всех уголков мира!

По традиции он проводится ежегодно две недели подряд! Но действие происходит не в одно и то же время. Все регулируется церковью. Открытие зависит от начала католического Великого поста, а заканчивается самый старинный бал мира в среду первой недели поста. На самом деле история карнавала очень долгая! Первое упоминание об этом действии относится к 1094 году, а его корни ведут еще к массовым античным гуляньям!

В то время после сбора урожая праздновали день Сатурна. В честь такого события даже рабам разрешалось находиться за одним большим столом вместе со знатными особами, а для того чтобы предрассудки не портили всеобщего веселья, все надевали маски. После все изменилось. Теперь этот праздник устраивался для того, чтобы христиане подготовились к Великому посту: наелись, повеселились и отдохнули! И опять же, чтобы не было предрассудков, все продолжали надевать маски и яркие красочные костюмы, дабы скрыть свою личность. В XVIII столетии Венецианский карнавал достиг своего наивысшего расцвета. В то время сюда съезжались знатные особы со всех уголков, а также простой народ! Карнавальные костюмы были настоящими шедеврами: сшитые по последней моде из дорогих тканей с множеством драгоценностей! Главными действующими лицами в тот момент были герои-комедианты. С этого же времени и начали модники и модницы носить полумаски, которые стали символом карнавала. Следует сказать, что каждая маска была подобрана в соответствии с личными качествами героя, поэтому у каждого была своя личная. В связи с революцией, с ХХ века запретили проводить такие карнавалы. Но уже в 1979 году с позволения вето было снято. И сейчас Венецианский карнавал достигает своего рассвета!

Современность

В настоящие дни Венеция во время маскарада превращается в город, который пестрит нарядами и яркими цветами! Здесь собирается множество туристов и желающих почувствовать дух старины! Все эти эмоции стоят того, чтобы посетить Венецианский карнавал, даты которого постоянно меняются. Венеция прекрасна в любое время года, но во время маскарада она становится непревзойденной! Здесь можно прочувствовать всю историю, дух прошлого, насладиться феерической и романтической обстановкой, присоединиться к толпе, принять участие в костюмированном шествии! К примеру, Венецианский карнавал 2013 года стартовал 12 февраля и собрал более полумиллиона человек! Конкурсы масок, акции, много анимации, спектакли и представления, «Парад Марий», «Полет ангела», «Праздник на воде», музыкальные шоу - вот что увидели те, кто его посетил! Не отказывайте себе в удовольствии! Приезжайте в Венецию и наслаждайтесь красочной и яркой жизнью!

Венецианский карнавал: история, традиции, маски.

«Маска, маска, я тебя знаю…» Оказывается, карнавал придумали в Венеции. И это не могло быть иначе. Такой демократичный праздник, когда все в масках и все равны, мог родиться только в демократичной Республике Святого Марка, где между гражданами никогда не было вассальных отношений.

«Ни в чем друг друга не зазирают и ни от кого ни в чем никакого страху никто не имеет: всякий делает по своей воле, кто что хочет. Та вольность в Венеции и всегда бывает, и живут венециане всегда во всяком покое, без страху и без обиды и без тягостных податей» , - писал П. Толстой, побывавший в Венеции в конце 17 века. Первое упоминание о карнавале относится к 1094 году. А в 1296 году венецианцы ещё и официально узаконили его: Сенат Венецианской республики провозгласил последний день перед великим постом праздничным днем. Считается, что и само слово «карнавал» произошло от латинского «carnevale», что означает «прощание с мясом». Это каноническая церковная версия. Обыватели - венецианцы считали иначе. Они переводили "карнавал" следующим образом: carrus navelis - "потешная колесница, корабль праздничных процессий" и любили приурочить к Festa della Marie - старинному празднику, посвященному спасению девушек, похищенных истрийскими пиратами.


Современные карнавалы тоже начинаются с этого праздника. Двенадцать самых красивых девушек Венеции получают призы - мерия оплачивает им роскошный круиз.

Но, на самом деле, истоки венецианского карнавала уходят глубже - в древние римские Сатурналии - ежегодные праздники в честь бога Сатурна, которые справлялись в декабре после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляниями. Рабов сажали за общий стол, и чтобы сгладить неловкость необычной ситуации, все надевавали маски.


Строго говоря, карнавал и родился из маскарада. В какой-то момент венецианцы настолько увлеклись, что начали "отрываться" в веселии с начала октября по февраль включительно с легкими перерывами на посты. А маска настолько прочно "приросла" к лицу, что стала просто частью экипировки.

П. Лонго. В игорном доме.

"Пока длится карнавал все ходят в масках, начиная с дожа и кончая последней служанкой. В маске исполняют свои дела, защищают процессы, покупают рыбу, пишут, делают визиты. В маске можно сказать все и на все осмелиться - разрешенная Республикой маска находится под ее покровительством. Маскированным можно войти всюду: в салон, в канцелярию, в монастырь, на бал, во дворец, в казино. Никаких преград, никаких званий. Нет больше ни патриция в длинной мантии, ни носильщика, который целует ее край, ни шпиона, ни монахини, ни сбира, ни благородной дамы, ни инквизитора, ни фигляра, ни бедняка, ни иностранца».


П. Лонго. В игорном доме.


П. Лонго. У зубного лекаря.

П. Лонго. Бегемот.

Странный, мистический, похожий на великолепные декорации город диктовал свои правила. Он требовал особой живописной, насыщенной, драматичной жизни, вне обычных устоявшихся условий. Любовь, страсть, смерть - все были желанными гостями на этом блестящем празднике.


«Я скрылся под одеждой и маской клоуна. Мои мысли, намерения, действия неожиданны. Я умею постоянно перевоплощаться и со смехом делать то, что многим может показаться запрещенным или непристойным. Любить, не любя...», - писал о карнавале Джакомо Казанова.


Памятник Дж. Казанове в Венеции работы М. Шемякина.

Но все имеет свои пределы. И без того зыбкие, как вода в Большом канале, моральные границы абсолютно размывались в карнавальные дни. Мужчины в масках проникали в женские монастыри, должники скрывались от кредиторов, наемные убийцы "браво" бесприпятственно вершили свои черные дела.

«И так всегда в Венеции увеселяются и не хотят быть никогда без увеселения, в которых своих веселостях и грешат много».

В конце концов Совет Десяти не выдержал и сказал:"Баста!" В 1608 году был издан декрет, который запрещал носить маски в течение длительного периода. С этого момента маски разрешалось использовать только во время карнавала или на официальных банкетах. За нарушение закона мужчин приговаривали к двум годам тюрьмы и крупному денежному штрафу, а женщин публично секли на площади Сан-Марко, после чего изгоняли с территории Венецианской республики на четыре года.
Карнавал стал короче, но от этого еще ярче, стремительнее и колоритнее.


Д.Б. Тьеполо. Карнавал

На площади св. Марка комедианты разыгрывали кукольные комедии, бродячие астрологи предсказывали будущее, крутились акробаты, загробным голосом разговаривали чревовещатели, патриции, разделившись на две команды играли в игру, напоминающую современный футбол - старались перебросить кожаный мяч на сторону противника. Между окнами дворцов натягивались канаты, по которым ходили канатаходцы. На этот же канат выпускали одного из заключенных: дойдет до конца - свободен, нет - его ждет веселая смерть "на миру".

Дамы-зрительницы восхитительными, живописными "гроздьями свешивались" с балконов. «Женский пол и девицы всякого чину убираются зело изрядно особою модою Венецкаго убору и покрываются тафтами черными сверху головы даже до пояса, а иныя многия убираются по-французски. В женском употребляют цветных парчей травчатых больше, и народ женский в Венеции зело благообразен и строен и политичен, высок, тонок и во всем изряден, а к ручному делу не охоч, больше заживают в прохладах».

Нельзя было терять времени, надо было наслаждаться каждым мгновением. Назначались свидания, в знаменитом игорных домах - ридотто - играли по-крупному, между соперниками вспыхивали ссоры, глаза прекрасных рыжеволосых венецианок таинственно мерцали в прорезях масок. Счастливые пары отплывали в остроносых гондолах. Над многочисленными каналами звучали песни гондольеров.

Воздух был насыщен туманами, азартом, любовью, ревностью...

И кругом маски, маски, маски... Кружили в бесконечном сверкающем хороводе.

Впрочем, любимая маска венецианцев - буата - как раз не по-венециански скромна. Здесь только два цвета - черный и белый. К белой "личине" - черный плащ. Эту маску обожали все - и патриции и простолюдины, и мужчины и женщины. За простоту и универсальность. Кстати, в ней не только было удобно разговаривать, не снимая маску можно было лакомится любимыми деликатесами: восхитительными "раками-медведями", пожаренными в масле, лимонном соке и пряных травах, рулетом из лангустинов с икрой каракатиц, кальмарами со спаржей, морским угрем, которого подают жареным на решетке, замаринованным с томатами в итальянском вине марсала, уксусе и петрушке, баккалой, блюдом из трески, и, конечно, жареной уткой - ведь скоро Великий пост.

А странное название "баута" - вымышленное чудовище, сродни нашим "буке" и "бяке".

К классическим маскам венецианского карнавала относятся кроме Бауты, Венецианская дама, Кот, Доктор Чума и Вольто.

Вольто - "гражданин" - простая маска в чем-то похожая на бауту.

Из животных выделен Кот, очевидно, в знак признания особых заслуг венецианских котов, которым приходится жить в горооде буквально "едва торчащем" из воды.


Доктор чумы. Маска, рожденная самой жизнью, а точнее смертью. Чума приходила в Венецию не однажды, унося сотни жизей. По обезлюдевшему городу ходили доктора, посещавщие пациентов. Чтобы не заразиться страшным недугом, надевали маску. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества - считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач надевал темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, а в руку брал специальную палку - чтобы не прикасаться к зачумленному руками.

Венецианцианская Дама. Этим все сказано. Драгоценные камни, дорогие восточные ткани - парча, атлас, муар, изысканные благовония.


У каждой знатной дамы должна быть служанка. Не обходилась без нее и Венецианская Дама.

Моретта - "смуглянка" - самая романтичная маска карнавала из черного бархата или атласа.

Её обожал Казанова. Смуглая красавица - мавританка всегда была загадочно, изысканно молчалива. То ли поэтому, то ли по каким-то другим причинам эта маска имела еще одно название - "Отрада мужей". Секрет заключался в том, что удерживалась эта маска на лице с помощью шпенька, прикрепленного к внутренней стороне, который нужно держать в зубах.

Но все-таки поспорить красотой с Венецианской Дамой могла только Коломбина. Именно обладательнице этой маски позволено приоткрыть соблазнительные губы для восхищенных взглядов.

Но Коломбина - это уже другая песня, другая история, другой век. 18-й... Дель арте - комедия масок, литературный, сценический жанр. Здесь своя компания.

Панталоне - венецианский купец, старик, скупой, расчетливый, но всегда одураченный.

Доктор - юрист из Болоньи, мнимый ученый, болтун и педант.

Бригелла - умный слуга, ловкий, изворотливый, бывший крестьянин, всегда против стариков, которые мешают молодым жить, любить и быть счастливыми.

Арлекин - глупый слуга, приехал из Бергамо искать счастие в лучший город на свете - Венецию, веселый, ленивый, обжора и бабник, но при этом учтив и скромен.

Коломбина- служанка, веселая и предприимчивая девушка, участвующая во всех интригах и перипетиях сюжета.

С помощью этих масок разыгрывались великолепные спектакли, построенные во многом на импровизации. Карло Гоцци, автор знаменитой «Турандот» считал, что этот жанр - комедия масок - дар Венеции театральному искусству.

К. Гоцци

Отдал должное этому жанру и другой знаменитый венецианец - Карло Гольдони.

И вся эта компания - Арлекин, Панталоне, Бригелла, Доктор - по праву влилась в карнавальный хоровод, а Коломбина стала символом венецианского праздника.

Столица дожей одевает
Все блёстки звёздные на бал,
Кипит, смеётся и болтает,
Сверкает пестрый карнавал.
Вот Арлекин под маской черной,
Как жар горит его тряпьё,
Кассандру нотою задорной
Он бьёт, посмешище своё.
Весь белый, словно большеротый
Пингвин над северной скалой,
Пьеро в просвете круглой ноты
Покачивает головой.
Болонский доктор обсуждает
В басах понятный всем вопрос,
Полишинель, сердясь сгибает
Осмушкой нотной длинный нос.
Отталкивая Тривелина,
Сморкающегося трубой,
У Скарамуша Коломбина
Берет с улыбкой веер свой.
Звучит каданс, и скоро, скоро
В толпе проходит домино,
Но в прорези лукавства взора
Прикрыть ресницам не дано.
О тонкая бородка кружев,
Что вздох колышет, легче сна,
Мне, тотчас тайну обнаружив,
Поет арпеджио: — она!
И я узнал влюбленным слухом
Под страшной маскою губу,
Как слива с золотистым пухом,
И мушку чёрную на лбу.

Т. Готье. Перевод Н. Гумилева.

Но всему когда-нибудь приходит конец. Карнавал умер, когда умерла Венецианская республика. В конце 18 века, в огне наполеновских войн.

В 70-е годы прошлого столетия праздник решено было возродить. Он проводится обычно в конце февраля и продолжается 10 дней.Заранее объявляется тема праздника. В это году их было даже две - "19 век" и "Объединение Италии". Но как говорят, в одну реку невозможно войти дважды. Традиции старательно соблюдаются. Начинается карнавал с Festa della Marie, с кампанеллы - 100-метровой колокольни собора святого Марка "слетает" Ангел, рассыпая вокруг себя конфетти, по улицам бродят все те же карнавальные маски...


Все так, но, как говорят очевидцы, исчез сам дух карнавала. Теперь это скорее великолепное зрелище для туристов, нежели образ жизни самих венецианцев.


Но Венеция, город непредсказуемый, здесь иногда случаются чудеса. Нашлись же в 11-м веке мощи Святого Марка, безвозвратно утраченные во время реставрации собора. Возможно, рано или поздно произойдет и еще одно чудо: вернется настоящий дух венецианского карнавала - дух веселого сумасшествия, любовных авантюр и артистических приключений.

Использованы материалы Википедии и других сайтов Сети.

Венецианский карнавал уходит своими корнями в далекое языческое прошлое. Cамо слово «карнавал» происходит от латинского carrus navalis (что в переводе означает "потешная колесница", "корабль праздничных процессий") — так в древности называлась ритуальная повозка-корабль, на которой в Европе еще в далеком бронзовом веке во время праздников возили идолов плодородия. Другие утверждают, что слово "карнавал" означает — "carnis laxatio" или "carnasciale" (в переводе "прощай, мясо!") — отказ от мяса, религиозный пост перед Пасхой. В желании приспособить дохристианские обычаи к новой вере, церковь использовала старинный праздник для подготовки христиан к самому длинному в году посту — Великому Посту перед Пасхой. В 1296 году Сенат Венецианской республики провозгласил навсегда праздничным последний день перед Великим Постом.

Стоит отметить, что прародителем современных карнавалов стали древнеримские сатурналии. В дни, посвященные богу урожая и плодородия Сатурну, римляне устраивали пиршества, дабы воскресить золотой век всеобщего равенства и процветания. Пропасть между господином и рабом на время праздника исчезала — рабы кутили за одним столом с вельможами, а свободные граждане подносили им вино. Мы считаем, что отсюда и ведут своё происхождение венецианские карнавальные маски : дабы светские предрассудки не мешали веселью, все прятали свои лица под масками. Маска и карнавальный костюм скрывали подлинный облик хозяина, позволяя ему делать все, что угодно, невзирая на титулы и звания, и главное — нисколько не задумываться о последствиях. На дни разгулья избирался лжекороль, который в конце сатурналий либо должен был покончить с собой, либо погибал от ножа, огня или петли. (жесткие нравы)

Венецианские карнавалы постепенно распространились по всему земному шару. Главными атрибутами любого карнавала стали костюмы и маски, призванные скрыть социальные различия и уравнять каждого на время празднества. На родине Венецианские маски приобрели такую популярность, что их стали носить постоянно. Стоит отметить, что почти все горожане предпочли бы прятать свои лица и без всякого карнавала. Венеция - город относительно маленький, и соседям необязательно знать, куда ты ушел вечером или из какого дома выполз утром. Бывали случаи, когда под венецианскими масками скрывались для совершения криминальных поступков. Такое положение дел, принудило церковь ограничить использование венецианских масок. Это привело к тому, что в 1608 году в Венеции издали закон, в котором говорилось, что мужчины за ношение венецианских масок в обычный день приговаривались к двум годам тюрьмы и денежному штрафу, а женщин публично секли на площади розгами.

На вопрос когда именно состоялся первый венецианский карнавал, так же существует множество версий. Самая ранняя версия относится к XI веку. В 1094 году Венецианская республика получала по договору с Византией дома в Константинополе и дополнительные привилегии в налогообложении, что давало ей огромные преимущества для средиземноморской торговли. Празднование этого события могло быть первым венецианским карнавалом. По другой версии, первый венецианский карнавал был проведен аж в 998 году, когда юные жители Венеции вернули своих невест, похищенных пиратами. Третья версия гласит, что первый венецианский карнавал произошел лишь в 1162 году, в честь празднования победы Венецианской республики в войне против патриарха Ульрико. Горожане шумной толпой высыпали на площадь Святого Марка, где предались пиршеству и веселью. Одно известно точно, что уже в XIII веке последний перед началом Великого поста день был объявлен днем торжеств и народных гуляний. Два века спустя в Венеции был создан фонд сбора средств для проведения ежегодного венецианского карнавала , ставшего к тому времени неотъемлемой частью жизни Венеции. Весь город стекался в дни праздника на площадь Сан-Марко поучаствовать во всеобщем сабантуе и поглазеть на представление.

Сначала бойцовые собаки сражались с быками, а потом на залитую кровью площадь выбегали акробаты, шуты и танцоры, завершал представление пышный фейерверк. С течением времени венецианские маски , изначально копировавшие языческих богов плодородия, стали видоизменяться, отображая важнейшие события жизни горожан, а во время венецианских карнавалов отмечались самые громкие достижения венецианцев. Так, тему для многих последующих венецианских карнавалов дала великая победа Венецианской Республики в сражении с турками в 1571 году. Эхо того пиршества дожило и до наших дней, ведь и теперь в карнавальной толпе на Сан-Марко обязательно промелькнет пышный тюрбан или яркие широкие шаровары. В XVIII веке главными действующими лицами венецианского карнавала стали герои итальянской комедии Дель Арте: на улицах появились сотни и тысячи Арлекинов, Пьеро, Панталоне, а прелестная Коломбина становится лицом, или скорее маской карнавала. В то же время возникла и дожила до наших дней традиция в первый день карнавала спускать по канату над площадью Сан-Марко с колокольни механическую голубку - Коломбину, из которой сыпется конфетти. Правда, изначально над площадью пролетала девушка, пока однажды этот завораживающий полет не окончился трагедией. Дождь конфетти служит знаком официального начала карнавала. Сразу вслед за этим наступает время безудержного веселья.

XVIII век стал эпохой наивысшего расцвета за всю историю венецианского карнавала за всю историю. Неудержимый дух флирта и измены, чувство полной свободы и ожидание волнующих приключений притягивали на этот маскарад аристократию со всей Европы. Слава и популярность карнавала были столь высоки, что даже высокопоставленные особы не считали зазорным инкогнито принять участие в беспредельном веселье. В дни карнавала все подчинялось венецианской маске. В масках не только веселились, но также ходили на службу и за покупками, в театры и на свидания. Маска отменяла все нормы поведения, и в карнавальные дни и ночи, когда католическая церковь стыдливо отводила свои взоры от венецианских улиц, не совершить под ее покровом грехопадения считалось плохим тоном. Даже женские монастыри превращались в те дни в танцевальные залы и заполнялись мужчинами в масках. Судя по исторических заметкам, венецианские монахини тех времен завивались, носили декольтированные платья, не закрывавшие стройных ног, а грудь прикрывали, лишь когда пели в церковном хоре. Почти каждая имела любовника, с которым тайно встречалась. А уж если таковы были нравы монахинь, то можно себе представить, что вытворяли в дни празднеств остальные участники карнавала. Захлебываясь от безудержного веселья венецианцы пытались снискать счастье и любовь, щедрой рукой спуская остатки материального благополучия, созданного за прошедшие века.

Так уж заведено, что за расцветом всегда приходит упадок. И даже венецианскому карнавалу не удалось избежать этой горькой участи . В 1797 году французские войска заняли Италию, и декретом Наполеона венецианские карнавалы были запрещены. Но Венеция не могла и не хотела навсегда проститься с праздником, который на протяжении нескольких веков являлся душой города. Как это ни странно, начало его возрождению положил банальный коммерческий расчет. После второй мировой войны Венеция стала одним из главных туристических центров Европы. В городе открылось множество новых гостиниц, кафе и ресторанов, но вскоре выяснилось, что почти всю зиму они простаивали. И вот в конце 70-х возникла идея возродить легендарный карнавал . В 1980-м в небе над площадью Сан-Марко опять вспорхнул голубь.

С тех пор каждый год в самом конце зимы Венецию опять заполняет волна приезжих, которых становится в несколько раз больше, чем самих венецианцев. Веселый и бесшабашный дух карнавала , без малого два века томившийся в забытьи, оказавшись на свободе, вновь стремительно набрал утраченную славу.

Карнавал длится десять дней и открывается средневековым праздником Festa delle Marie, посвященным освобождению прекрасных венецианок. Шествие проходит от дворца Сан-Пьетро до площади Сан-Марко, где перед зрителями предстают семь самых красивых и молодых жительниц города — семь Марий. Помимо традиционных увеселений, неотъемлемой частью венецианского карнавала является футбольный матч, который обычно проходит на пятый день веселья. Венецианцы уверены в том, что этот вид спорта родился именно в их городе, и устраивают в дни праздника настоящую реконструкцию средневекового футбола. Заканчивается карнавал сожжением чучела и всеобщими танцами на площади Сан-Марко. На следующий день город засыпает, чтобы через год вновь на десять дней взорваться фонтаном веселья и закружить своих гостей в бурном потоке карнавала.

Сегодня карнавал — явление чисто "туристическое", потерявшее былое значение для духовной жизни итальянского народа. Считается, что город медленно умирает, постепенно погружаясь в воды Адриатики. Потому царящее каждый год на венецианских карнавалах веселье выглядит едва ли не как пир во время чумы. Но с другой стороны, это красочное, пьянящее зрелище можно рассматривать и как признак того, что Венеция всё же жива и следует своим вековым традициям. В дни венецианских карнавалов Венеция напоминает прежний великий город: сюда приезжают тысячи жаждущих ценителей этого яркого действа со всего земного шара. Город одевается в праздничные наряды, маскируя свою древность. И хочется надеяться, что Венецианский карнавал вновь обретет свою былую славу.

Расположенная в северной части Италии, Венеция иностранцам известна, прежде всего, благодаря своим, уходящим под воду улицам. Но не только прогулки на гондолах могут заинтересовать путешественников: любители событийного туризма вправе рассчитывать на ежегодные развлекательные мероприятия, проводимые в этом северном городе. Речь, конечно же, идёт об одном из известнейших костюмированных действий — венецианском карнавале.

История праздника

История венецианского карнавала уходит своими корнями в далёкое прошлое: каждый год в период зимнего солнцестояния после уборки урожая древние римляне устраивали массовые гуляния в честь бога Сатурна, именуемые Сатурналиями. Именно тогда и возникло само понятие карнавальной маски. Дело в том, что во время массовых празднований рабы сидели за одни столом со своими хозяевами и, дабы сословные предрассудки не портили веселье, лица пирующих скрывались под масками.

Как появилось само название «карнавал», доподлинно определить, пока не удалось. Одной из популярнейших версий является заявление католической церкви о связи слова «карнавал» с латинским «carne vale», что дословно переводится «прощание с мясом». Пытаясь приспособить дохристианское празднование к новому вероисповеданию, католическая церковь использовала его для подготовки к самому строгому и длинному в году посту перед Пасхальным воскресеньем. Первое письменное упоминание о венецианском карнавале датируется 1094 годом, а уже в 1296 году Сенат республики Венеция объявил последний день перед Великим постом официальным праздником.

Праздничные карнавальные веяния от венецианцев «подхватили» жители других городов и стран. Главными же атрибутами любого карнавального действия являлись маски и костюмы, основным назначением которых было скрыть социальные отличия. Среди самих же жителей Венеции венецианские карнавальные маски стали настолько популярны, что их носили не только в карнавальные, а и обычные дни. Причём нередко лица скрывали для совершения весьма неблаговидных поступков, таких, как воровство. Из-за этого ношение карнавальных масок в Венеции вне действия было запрещено католической церковью. А в 1608 году был выдан декрет, по которому, нарушившие указ, мужчины приговаривались к штрафу и двум годам тюрьмы, а женщин публично секли розгами на городской площади.

Венецианский карнавал стал настоящей отдушиной для итальянцев, живших под жестоким гнётом религиозных запретов, а поэтому ничего постыдного и недозволенного для человека в костюме и маске просто не существовало. Практически до конца XVIII века карнавал оставался ярчайшим событием общественной жизни венецианцев, но потом интерес к нему угас. Своё продолжение история венецианского карнавала нашла лишь во второй половине XX века.

Традиционным символом ежегодного карнавального действия, проходящего в Венеции, является маска. В быту маски венецианского карнавала были очень популярными: к их помощи прибегали, как во время романтических свиданий, так и для действий, связанных с нарушением закона.

Кожа, бархат и папье-маше являются главными материалами, служащими для изготовления венецианских масок. Самые первые карнавальные маски имели непритязательный дизайн и носили практичный характер. А вот современные маски венецианского карнавала – настоящее произведение искусства. Их разукрашивают вручную при помощи сусального золота и грунта, украшая перьями и драгоценными камнями. Большинство венецианских карнавальных масок являются персонажами комедии дель арте – уличного представления очень популярного среди жителей Италии.

Одной из популярнейших масок была баута: её надевали не только бедняки, а и те богачи, которые хотели «сходить в народ», сохранив инкогнито. Немного жутковатый дизайн не только менял голос обладателя, а и позволял кушать, не снимая маски.

Полумаска Коломбина украшается перьями, золотом, хрусталём и серебром. Легенда её появления сообщает о красавице актрисе, не пожелавшей скрывать свою красоту. Для неё и была изготовлена маска, закрывающая лишь часть лица.

Весьма интересная история предшествовала появлению маски венецианского карнавала кот. Хотя котов в тонущем городе было немного, к ним относились с большим уважением. Один китаец приехал в Италию абсолютно без денег, но с котом. Несмотря на свой достаточно преклонный возраст, животное умудрилось переловить всех крыс и мышей во дворце. Дож был настолько рад, что осыпал китайца золотом, чтобы кот остался в Венеции. Решив, что за неописуемой красоты шелка заплатят больше, чем за дряхлого кота, китаец вернулся в Италию с новым товаром. Привезённые купцом, ткани привели дожа в такой восторг, что он без малейших раздумий распрощался с самым ценным, что у него тогда было. Таким вот образом кот вернулся на родину.

Венецианский карнавал сегодня

Примерно полмиллиона туристов из разных уголков планеты ежегодно съезжаются на венецианский карнавал. Праздник, посвящённый освобождению девушек, похищенных пиратами из Истрии, Festa delle Marie открывает действие. Представления в стилистике комедии дель арте показывают на площади, после чего на зрителей сыплются тонны конфетти. И только потом начинается шествие. Уличные концерты, фейерверки, театральные представления, дворцовые балы маскарады – это то немногое, чем радует венецианский карнавал. Костюмы венецианцев, олицетворяющие популярных персонажей итальянской комедии, – Пьеро, Коломбину, Арлекина, Панталоне – на несколько дней становятся своеобразной эмблемой Венеции. Карнавал сегодня – это попытка отобразить фривольную, бесшабашную и феерически весёлую атмосферу древнеримских Сатурналий.

В 1996 году известный на весь мир кутюрье Пьер Карден лично написал гимн Венецианского карнавала, а отличительной чертой карнавальных постановок последних лет является участие в них художника из России Михаила Шемякина. Костюмы многих представителей элиты разных стран пошиты по его эскизам. А вот менее притязательные путешественники предпочитают изготавливать эксклюзивные венецианские маски своими руками. Это не только намного дешевле в финансовом отношении, но и позволяет обычному туристу почувствовать свою причастность к столь древнему и великому действу под названием венецианский карнавал.{jcomments on}

Знают все, а на зрелищное мероприятие приезжает около миллиона туристов. Удивительная атмосфера праздника заражает тех, кто принимает участие в грандиозном шествии по узеньким улочкам древнего города. Праздничная эйфория самого знаменитого карнавала в мире продолжается около двух недель, и не случайно туристы, мечтающие посетить Италию, приурочивают свою поездку именно к этому невероятному шоу.

История проведения карнавалов

Яркие костюмированные праздники, распространенные в католических странах, берут свои истоки из языческих традиций Римской империи. Ежегодно проводимые Сатурналии - яркие действа в честь уборки урожая - всегда проходили с массовыми гуляниями радостных хозяев и их рабов. Считается, что началом истории популярного народного праздника является 1094 год, только масок в те времена не надевали.

Маски, стирающие сословные границы

Через два века ставшие ежегодными карнавалы в Венеции под открытым небом превратились в настоящий маскарад по прихоти богатых итальянцев. Удивительно, но аристократы, презрительно относившиеся к своим рабам, во время праздничных мероприятий позволяли им сидеть с собой за одним столом и вкушать самые вкусные блюда.

Чтобы внести нотку таинственности и оставить в покое на несколько недель сословные предрассудки, было решено надевать маски из кожи или папье-маше, под которыми и богатые, и бедные прятали свои лица. Надо отметить, что до сих пор их производство является одной из самых прибыльных статей венецианских мастеров. Так, пряча под раскрашенными вручную масками лица, аристократы без стеснения общались с теми, кто стоит ниже их по социальной лестнице.

Веселый образ жизни

Поначалу красочные карнавалы в Венеции длились всего две недели. Со временем сроки проведения театрализованных зрелищ увеличились почти до шести месяцев, и веселый праздник стал образом жизни итальянцев. В конце XV века в городе даже создается специальный фонд, средства которого шли на проведение масштабного шоу, а каждый житель копил деньги на новый красочный костюм и маску. Даже бедняки, откладывавшие монеты по полгода, представали на празднике в богатых нарядах.

Указ о запрете масок вне проведения зрелищ

Под масками, стирающими социальное неравенство, совершались страшные преступления. Свобода действий приводила к постыдному распутству и даже убийствам. Многие, посчитав ношение маски весьма удобным для себя, не снимали ее и после проведения карнавалов. Церковь, обеспокоенная ухудшившейся ситуацией в городе, в начале XVII века издает указ, по которому всех мужчин, прячущих лицо в обычной жизни, сажали в тюрьму, а женщин жестоко

Упадок и подъем праздничного шоу

Постепенно веселые и беззаботные карнавалы в Венеции приходят в упадок, ворвавшаяся в страну промышленная революция не лучшим образом отразилась на увеселительных мероприятиях. Современные жизненные реалии вытесняют все красочные зрелища, и даже накладывается вето на проведение праздника, чтобы сохранить городскую казну. Однако отстающий от технического процесса и помнящий вековую историю существования карнавалов, неожиданно возрождает красочные действа в 1979 году, популяризируя культуру прославленного города.

Свою огромную лепту в возвращение шумных увеселительных мероприятий на улицы Венеции внес маститый итальянский режиссер Ф. Феллини с благословения Папы Римского. Великий мэтр модной индустрии К. Диор долгое время создавал удивительные карнавальные наряды для знаменитостей, поражающие изысканным кроем и яркими деталями. Он настолько был впечатлен особой праздничной атмосферой, что даже написал гимн для ежегодного массового шоу, который звучит уже 20 лет в на свете.

Венеция, карнавал: даты проведения

Костюмированный карнавал, ставший всенародный праздником, начинается за десять - двенадцать дней до начала Великого поста. Даже перевод названия фантастического парада масок с латинского языка (carnevale) уходит корнями в ожидание великой Пасхи - «до свидания, мясо». За многовековую историю проведения масштабных мероприятий по старинным улицам прошло огромное количество людей, веселящихся в преддверии строгого поста и прощающихся с сытными яствами.

Чаще всего запоминающиеся на всю жизнь мероприятия проходят в последнем месяце зимы. Волшебный карнавал в Венеции, даты проведения которого зависят от начала Великого поста и меняются из года в год, в 2016 году проходил с 23 января по 9 февраля. Хотя ранее феерия начиналась на неделю раньше и длилась 18 дней. Интересно, что темы фантастически прекрасных шествий также меняются, в этом году они были приурочены к открытию мировой выставки Milan Expo 2015.

Символ праздника - маска

Все, кто был на сказочном шоу, знают, насколько в те дни прекрасна построенная на воде Венеция. Карнавал, маски которого являются настоящим культурным явлением, привлекает невероятное количество приезжих, желающих запечатлеть неповторимое представление.

Изготовленные и разукрашенные вручную маски уникальны, в природе не существует двух одинаковых. Аксессуар с древней историей делится на несколько видов, о которых интересно узнать.

Разновидности скрывающего лицо аксессуара

Маска с вытянутой нижней частью, напоминающей клюв, и выглядящая очень зловеще, носит название «Баута». Носящий ее человек мог употреблять пищу и пить воду, а при разговоре не боялся быть узнанным, так как аксессуар изменял тембр голоса. Популярная на карнавале маска часто скрывала лица особ королевских кровей, ее часто выбирали те, кто хотел прогуляться по старинному городу инкогнито. Кстати, известный всем Казанова предпочитал носить именно «Бауту».

«Джокер» - мужская маска со звенящими бубенцами - напоминала внешним видом средневековые времена. «Жоли» - женский вариант предыдущего аксессуара.

«Моретта» - простая овальная маска, не закрывающая полностью лицо. Ее украшали специально для карнавала и добавляли некоторые элементы. Дополненная темной вуалью, она идеально подходила для посещения святых мест. На карнавалы в Венеции такую маску надевали красавицы, не пряча выразительные черты лица.

«Дама» - самый роскошный вариант для веселого шествия. Оригинальный аксессуар, сделанный из самых лучших материалов, дополнялся высокими прическами и роскошными украшениями. Дама в такой маска всегда привлекала мужское внимание, оставаясь неузнанной.

Еще один уникальный аксессуар, не закрывающий половину лица, называется «Гатто». Надо сказать, что страдающая от нашествия мышей Венеция всегда относилась с особым почтением к кошкам. Эта маска стала данью уважения к домашним животным, и выглядит она как мордочка кота.

Венеция, карнавал: костюмы

Конечно, король карнавалов всего мира славится роскошью и красотой костюмов, которые можно поделить на несколько видов.

Чаще всего участники карнавала облачаются в исторические наряды, соответствующие определенной эпохе. Некоторые, желая выделиться и показать принадлежность к субкультуре, удивляют прохожих готическими и косплей-костюмами. Часто итальянцы и туристы, приехавшие не просто посмотреть на яркое шоу, но и принять в нем непосредственное участие, выбирают ослепительно-белоснежные наряды Пьеро, пользовавшиеся особой популярностью больше 20 лет назад.

Кто-то заранее шьет себе роскошный костюм в предвкушении феерии, а кто-то пользуется услугами магазинов, предлагающих приезжим прокат изысканных масок, плащей и потрясающих карнавальных одеяний.

Ожидание нового чуда

Буйство красок, шумное веселье, потрясающая феерия - это все отличает знаменитый карнавал в Венеции. Отзывы туристов о знаменательном событии всегда полны восхищения, ведь не зря сюда стремятся те, кто уже не единожды принял участие в развлекательной фантасмагории. Праздник, проходящий под открытым небом, превращает Венецию в огромную сцену с самыми невероятными декорациями.

Многих итальянцев охватывает тоска по тому времени, когда народные гуляния длились несколько месяцев, и казалось, что веселый праздник будет нескончаемым. Волшебное шоу позволяет примерить каждому самые невероятные роли, радость от ежегодных перевоплощений захлестывает всех участников масштабного мероприятия. Когда в Венеции карнавал заканчивается, и старинные улочки наполняются тишиной, всегда есть те, кто живет мечтой о новой встрече с самым ожидаемым событием нового года.