Воспитание детей холериков. Какие они, дети-холерики. У нас родился флегматик

Вашего малыша окружающие называют непоседой, энерджайзером и сетуют, как родителям удается за ним угнаться? Скорее всего, вам посчастливилось растить холерика! Наверняка это будущий ученый Ломоносов, художник С.Дали, герой революции Василий Чапаев или поэт Пушкин.

Общее описание детей-холериков

Холерик – это тот ребенок, которого видно издалека. Он много шумит, от души смеется. Энергия из него бьет ключом, поэтому малыш очень подвижный. С шаловливостью параллельно идут не совсем позитивные черты характера (по мнению взрослых): неугомонность, задиристость. Чтобы холерик слушался (хотя бы иногда), надо заслужить его уважение, стать авторитетом.

Действия малышей-холериков в необычной обстановке

В кабинете у врача либо в гостях ребенок вряд ли успокоится. Единственное, что может его внешне несколько приструнить, – это нервозность из-за новизны. Сначала он может «прилипнуть» к знакомому человеку, дабы оглядеться. Когда процесс адаптации закончится, придет возбуждение, которое, как обычно, угомонить будет сложно.

Предпочтения в играх

Холерики часто являются инициаторами игр. Однако такие забавы нередко выходят за допустимые рамки, превращаясь в шалости, причем периодически даже с агрессивными чертами. Малыш с таким темпераментом много бегает, прыгает, кувыркается. Когда он подрастет, то может увлечься азартными играми.

Возможность детей-холериков усваивать новую информацию

Обучение проходит «на ура». Но также быстро новые сведения забываются. Поэтому чтобы ребенок усвоил полученные знания, их нужно время от времени повторять. Желательно это делать в процессе игры. Холерики вообще легко увлекаются каким-нибудь новым занятием, но так же быстро его бросают.

Характеристика речи

Во время разговора такой ребенок может быстро переходить на крик, особенно если собеседник имеет противоположное мнение. Речь у холерика очень эмоциональная, отрывистая. Он часто «жует» буквы, слоги, пытаясь говорить как можно быстрее. При разговоре малыш активно выражает свои эмоции мимикой, помогая себе почти хаотичными движениями рук.

Особенности засыпания и пробуждения у детей-холериков

Ввиду того, что ребенок нередко к концу дня перевозбужден, проблема с засыпанием – частый спутник в периоде от детсадовского вплоть до среднего школьного возраста. Малыш идет спать неохотно, может много капризничать, долго укладываться. Сон также неспокоен. Утро у холерика может быть как очень добрым, так и наоборот – суетливым и капризным.

Отношения «сад/школа – дом» у детей-холериков

Попадая в коллектив, холерик вынужден подстраиваться под режим, подавляя свои эмоции и желания. Если своеволие и избыток энергии приходится сдерживать или прятать в детском саду и в школе, то дома такое табу автоматически снимается, и ребенок сполна компенсирует недавнюю невозможность реализации своего темперамента.

Когда малыш начинает кусаться, драться, обижать всех и вся, то останавливать его надо спокойно, без агрессии. Для предотвращения беды родители должны постараться направить энергию в безобидное русло. Это может быть метание скомканных в шар газет, больших кубиков-мякишей, битва подушками, сражение снежками. Союзниками должны стать активные игры, которые лучше всего проводить на свежем воздухе. Когда позволит возраст, малыша стоит отдать в спортивную секцию. На ночь, чтобы несколько угомонить холерика, можно рассказывать сказки с хорошим концом. Придумайте свои, в которых обидчики и драчуны всегда становятся добрыми защитниками слабых.

Различают четыре вида темперамента: холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик. Мы не только дадим характеристику каждому виду темперамента, но дадим подсказки и советы для родителей по развитию детей разного типа темперамента.

Зачем нужно определять темперамент?

Если мы хотим правильно развивать (особенно развивать мышление и мыслительные процессы) и воспитывать своёго ребёнка мы должны знать тип его темперамента. Так сангвиник и флегматик требуют совершенно разного к себе подхода. Каждый темперамент имеет свои сильные и слабые стороны. Одни дети действуют активно и импульсивно, а другие выглядят более пассивными только потому, что с детства склонны сначала подумать, а потом уже переходить к действиям.

Темперамент обусловливает индивидуальные различия в интенсивности эмоций, двигательной

Считается, что переделать темперамент невозможно. Однако очень редки люди, относящиеся на 100 % к какому-то одному типу темперамента. Как правило, наш темперамент представляет собой смесь из характеристик двух темпераментов, а то и из трех.

В течение жизни баланс составляющих нашего темперамента может изменяться как бы сам собой, под влиянием жизненных событий, проб и ошибок. Поскольку от темперамента зависят сила и скорость наших реакций на события жизни, степень эмоциональной и нервной возбудимости, то очень хорошо, если мы уже в раннем детстве сумеем распознать темперамент нашего ребенка, и поможем малышу «приручить» его.

Дети флегматики. Характеристика

Дети с преобладанием флегматического темперамента — самые спокойные дети на свете. Они уравновешенны и невозмутимы. Они изучают и исследуют мир постепенно, медленно и размеренно. Флегматики хорошо справляются с трудностями.

Им очень нравятся задания, где надо посидеть, подумать, порассуждать, помудрить. Уже в четыре года ваш малыш - флегматик может с удовольствием играть в шахматы и читать свои первые книжки. Картинки он будет рассматривать часами. И слушать ваши рассказы — тоже. Ему очень нравится разговаривать, хотя любой разговор с ребенком-флегматиком — в большей степени монолог взрослого. Не пугайтесь, если вам покажется, что ребенок позже начинает говорить. Это никак не связано с проблемой интеллекта. Просто он не спешит с высказываниями.

Единственное, что способно повергнуть флегматика в шок, это задания на скорость. Для успеха им нужны время и покой. Учитывайте это в занятиях с ребенком, никогда не пытайтесь «ускорять» или «подгонять» его. Как только вы потребуете от маленького флегматика сделать что-то быстро, тем более — немедленно, вы получите несчастного плачущего ребенка, совершенно неспособного заниматься чем бы то ни было.

Дети сангвиники. Характеристика

Детям с преобладанием сангвинического темперамента отличаются живостью и оптимизмом. Они обожают общаться. Так что не удивляйтесь, когда ваш младенец тихо хнычет, оставшись в одиночестве. Подойдите к нему, возьмите на руки, поговорите, спойте песенку.

Нет для вашего ребенка большего удовольствия, чем прогулка, и врага страшнее, чем скука. Сангвиники нуждаются в переменах, в новых лицах, новых местах и новых знаниях не меньше, чем в воде, пище и воздухе. Сангвиники склонны к продуманным действиям, но способны мыслить быстро. Если ребенок во время занятия начинает отвлекаться, не может сконцентрироваться — возможно, ему просто скучно. В таком случае стоит пересмотреть подход к занятиям.

Дети холерики. Характеристика

Дети с преобладанием холерического темперамента напоминают ураган и смерч в одном лице. Обладая крайней нервной и эмоциональной неуравновешенностью, холерики «заигрываются», то есть не могут вовремя остановиться. Они нуждаются в смене впечатлений, однако сильные впечатления быстро утомляют их.

Отсюда их невероятная способность раздражаться по пустякам, вспыльчивость и почти полное отсутствие терпения. Если ваш малыш-холерик нарисовал какой-то красивый рисунок, он потребует, чтобы вы бросили все свои дела и НЕМЕДЛЕННО взглянули на рисунок. Если вы не посмотрите на рисунок сразу же, ребенок моментально выйдет из себя.

Холерики вообще напоминают по своей нервной организации мину: стоит только шагнуть в опасную зону, как сразу же последует взрыв. Деятельность холериков неровная, пульсирующая. Увлекшись чем-то, они действуют очень энергично и интенсивно, но так продолжается недолго. Холерики быстро утомляются и не могут продолжать интересующее их занятие. Нервный спад и упадок сил вполне естественно «выливаются» в раздражение, которое по мере нарастания находит выход либо в конфликте, либо в нервном срыве. Если у малыша не получается построить из конструктора то, что он задумал, он вскоре с возмущением разбросает этот конструктор по комнате. И нарычит на всякого, кто подвернется ему «под горячую руку». И заплачет слезами злобы и бессилия. Вернее, слезами злобы на собственное бессилие. И на непонимание окружающих. Для холериков очень сложен период раннего детства, когда их умения и возможности еще слишком далеко отстоят от способностей и желаний. Так что перед родителями холерика стоит непростая задача — дозировать занятия так, чтобы малыш мог постоянно узнавать что-то новое, но не переутомлялся при этом.

Дети меланхолики. Характеристика

Эмоциональный стресс для ребенка-меланхолика — почти что норма жизни, поскольку их способна расстроить и вывести из равновесия любая мелочь.

Меланхолики чрезвычайно ранимы и обидчивы, они обладают повышенной чувствительностью и страдают от неуверенности в себе.

Малыш-меланхолик будет плакать по любой самой ничтожной причине и даже тогда, когда мы вовсе не видим никакой причины для слез. Мы не видим, а он-то найдет. Поскольку мы не видим причин его страданий, мы не разделяем эмоций малыша, что только усугубляет ситуацию, поскольку меланхолики чрезвычайно ранимы и обидчивы, они обладают повышенной чувствительностью, и страдают от неуверенности в себе. Меланхолики быстро утомляются, а для восстановления нервной и физической энергии им требуется довольно длительное время. А потому участие в протяженных по времени играх, тем более сложных, доводит их до стресса. Вообще для них является стрессовой любая ситуация, несущая неожиданные новшества или включающая элементы соревнования. Типичная для меланхоликов реакция на стресс — избегание общения и стремление к уединению, уход в себя и в свои переживания.

Для родителей маленького явно выраженного меланхолика ключами к ребенку могут послужить терпение и понимание. Малыша-меланхолика нежелательно отдавать в детский сад раньше, чем ему исполнится три года. Заниматься с ним нужно очень дозированно, тщательно подбирая задания так, чтобы трудности нарастали постепенно и он мог бы со всем справиться. Такой подход повышает самооценку ребенка и усиливает его интерес к занятиям.

Родители, которые осознают проблемы темперамента своего ребенка, помогают ему справляться с собой и таким образом облегчают задачу его внутреннего роста и становления как личности.

Я и сама, в детстве, была холериком:) Им, собственно, и осталась:)

Холерик- это энергичный ребёнок с резкими движениями и ярко выраженными эмоциями. Активность, подвижность, смелость, напористость, эмоциональность помогают малышу занять в детском обществе благоприятное положение. Но холерик может и вспылить, тогда он не способен к самоконтролю, становится раздражительным и агрессивным.

Ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск, отчаянные истории и приключения. С трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других. Излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен. В его поведении многое зависит от воли, многого может добиться сам, не обращал внимания на синяки и шишки. Спит мало, просыпается рано. В еде неразборчив, любит «хватать куски». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания, импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Играет в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия. В совместных занятиях рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения, полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Такому ребенку нужно большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса, ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребенок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте!

Бывает, что малыш перегружен впечатлениями, очень хочет спать, но ложиться отказывается, уверяя родителей, что он не устал. В таких случаях ребенок нуждается в щадящем режиме. Желательно ограничивать до умеренного количества все, что возбуждает (кино, телевидение, музыку, шумные игры). За два часа до сна для такого ребенка полезно организовать спокойные игры. К таким детям не следует применять наказания, связанные с лишением движений; сидение, укладывание в кровать (кровать- это место сна, а не наказания) и т.п. Крайне нежелательны окрики, угрозы - от этого возбуждение еще больше усиливается.

Желательно, чтобы у ребенка-холерика были какие-либо обязанности по дому (выносить мусор или мыть посуду и т.п.), которые бы он систематически выполнял. Таких детей полезно учить правилам общения: говорить спокойно, не перебивая друг друга; просить, а не требовать; извиняться, если нагрубил. Но здесь есть маленькая хитрость: всего этого следует добиваться не сразу после поступка, а позже, когда возбуждение стихнет. Следует помнить и о том, что сдержанность к детям приходит не сразу. Поэтому родителям не стоит очень уж переживать по этому поводу- с возрастом у ребенка скорее всего появится умение управлять собой.

Детям- холерикам полезны все занятия, развивающие сосредоточенное внимание, например, настольные игры (но не соревновательного характера), рисование, лепка - все, что требует усидчивости и терпения. Рекомендуются игры с внезапной остановкой или игры, в которых холерик должен выполнять приказы, а не руководить товарищами, к чему он всегда стремится.

Игры, полезные холерикам:
. Метание в цель,
. Катание мяча по дорожке из скакалок, шнуров, по гимнастической скамейке или половице,
. Прыжки через ручеёк, из кольца в кольцо,
. Перебрасывание и катание мяча друг другу,
. Лазание по канату, шведской стенке,
. Пролезание под дугами, сквозь обруч, под гимнастической скамейкой и т.д.
Бесцельность движений, утомляет таких детей, превратите эти игры в соревнования.

“Плюсы” характера ребенка-холерика?

Он энергичный, бесстрашный, рискованный, смелый, настойчивый, целеустремленный и т.д.

“Минусы” характера ребенка-холерика?

Он неугомонный, склонный к упрямству, шаловливый, задиристый, нетерпеливый, горячный, конфликтный и т.д.

Как ребенок-холерик общается с окружающими?

* “Театр-одного актера” не для малыша-холерика. Ему просто необходимы сподвижники и зрители.

* В коллективе детей предлагает себя на роль лидера, но не все дети с этим соглашаются и относятся к нему по-разному.

* Постоянных друзей у ребенка-холерика мало, он предпочитает их менять, чтобы не было скучно.

Какой холерик на занятиях в детском саду?

Навыки любой деятельности холерик усваивает легко, соответственно своему возрасту. Но, как правило, предпочитает делать только то, что интересно.

то нужно делать при нарастании эмоционального напряжения ребенка-холерика?

Можно применять отвлекающие приемы. Ребенка нужно переключить на другое занятие, заинтересовать чем-либо или просто успокоить. Родителям следует больше наблюдать за поведенческими проявлениями своих детей и воздействовать на малыша до того, как он расплачется или сильно разозлится.

Что нужно для избежания конфликтов, вызванных плохим настроением ребенка-холерика?

В таких ситуациях родители могут прибегать к добродушному юмору и созданию дружелюбной атмосферы. В минуту, когда ребенок перевозбудился, можно использовать известный прием, под названием “тайм-аут” (т.е. небольшая передышка). Увести малыша в тихое место, сделать легкий массаж; спокойно, ласково, без лишних эмоций поговорить или просто помолчать, пока не наступит ощущение покоя.

Как обуздать бьющую ключом энергию ребенка-холерика?

Родителям следует привлекать ребенка к выполнению нужных, полезных дел. При этом малыш обязательно должен видеть ближайшую цель, а затем и результат своей работы. Например, создание семейной галереи (изготовление рамочек, подбор фотографий, забивание гвоздиков и т.д.) надолго увлечет и успокоит ребенка.

Все новое - сказки, стихи - ребенок схватывает мгновенно, но в основном детали, и таке легко и быстро забывает их через короткий срок.

Малыш-холерик вынослив, устает он в зависимости от степени выражения своих эмоций.

ХОЛЕРИКИ В ШКОЛЕ.

Дети-холерики выдают себя с первого же урока, нередко с первой же минуты школьных занятий. Они неусидчивы и беспокойны, не могут надолго сосредоточить внимание. Задребезжали стекла от проехавшей машины, скрипнула парта в противоположном конце класса, кто-то заглянул в дверь — мгновенно их внимание переключается.

Такие дети не могут спокойно сидеть на уроке: вертятся, толкают соседей, дергают девочек за косички, затевают всевозможные игры. Тетради у них недописаны, грязны, рисунки недорисованы...

Даже обладая достаточно высокими умственными способностями, дети-холерики (при недосмотре) нередко становятся неуспевающими, а потому отвергаются сверстниками Успевающие ученики не хотят сидеть с ними за одной Партой. Эмоциональных контактов с одноклассниками становится все меньше и меньше.

Изолированность детей-холериков часто приводит к тому, что они полностью теряют познавательный интерес. И холерик стремится компенсировать свои учебные неуспехи подвигами на другом «фронте». Именно из таких детей в первую очередь получаются так называемые грудные — дезорганизаторы, драчуны, классные шуты, а впоследствии и правонарушители.

Ребенку 2 года. Нормально ли, если ребенок пляшет и поет по 1,5 часа в день, очень энергично бегает, прыгает? Не вредно ли это? Что делать в этом случае?

Для ребенка двух лет такое поведение абсолютно естественно. У него достаточно много энергии, которую ему просто необходимо выплескивать. Поэтому те действия, которые помогают ему выпустить свою активность: бег, прыжки, пение, пляски - не вредны, а даже полезны. Не стоит насильно сдерживать двигательную активность ребенка, это принесет лишь вред. Это все равно что сжимать пружину. Она, несмотря ни на что, «выстрелит», но, правда, не знаешь когда...

Что в этом случае можно посоветовать родителям? Прежде всего, необходимо направлять и организовывать активность ребенка, чтобы она не была бесцельной. Например, если ваш ребенок поет или пляшет, то можно включить музыку и придумать, что он великий певец, который готовится к предстоящему празднику, выступлению, Можно вокруг посадить кукол и зверей, которые будут зрителями представления. При этом следите, чтобы музыка вначале была достаточно энергичной и активной, но постепенно становилась все более медленной и спокойной. Это позволит плавно и постепенно перейти к более спокойной деятельности или переключить внимание ребенка на что-либо другое.

Если ребенок активно бегает и прыгает, то в этом случае можно побегать и попрыгать вместе с ним. Спросите, от кого он убегает или, быть может, за кем гонится. Поинтересуйтесь у него, куда и откуда он бежит, где он хочет оказаться. Отвечая на эти простые вопросы, которые, по сути, органично вплетаются в игру, малыш учится осмысливать свою деятельность.

В любом случае при проявлении безудержной двигательной активности обязательно спрашивайте ребенка, что в данный момент он делает, в какую игру он играет. Это важный момент, так как вы в этом случае можете включиться в игру, расширить ее границы, структурировать ее, предложив ребенку варианты, изменения, дополнения, ввода дополнительных правил. Главное, чтобы они органично вплетались в игру. При этом не настаивайте на своем варианте, хорошо уже то, что ребенок узнал о других возможностях, и может быть, в следующий раз он воспользуется именно вашим вариантом. Родители часто думают, что если ребенок никак не отреагировал на их предложение, то он его просто не услышал. Но это не так. Ребенку, может быть, именно сейчас необходимо заниматься тем, что он делает. Возможно, ему просто трудно переключиться, он вас слышит, но в данный момент не хочет играть по вашим правилам.

Зная, что энергия вашего ребенка требует выхода, вы можете заранее предлагать ему возможные варианты выплеска своей активности. Например, хороший вариант, полезный для здоровья ребенка, это занятие спортом или танцами. Любые физические упражнения помогают привести в равновесие процессы возбуждения и торможения у ребенка,

Как можно больше гуляйте с ребенком на улице, особенно на детских площадках, где много различных горок, лазеек, турников, полос препятствий. Зимой можно лепить снеговиков, кидаться снежками, кататься с горки на санках,

Дома ребенок также может испытывать потребность в резких активных движениях, поэтому дайте ему задание, где бы он мог приложить свои силы. Например, дайте вашему ребенку пылесос, и пусть он пылесосит свою комнату. Пусть помогает полоскать вам белье в ванной или вытряхивать покрывала.

Самое главное, чтобы ваши требования соответствовали возможностям ребенка. Если вы хотите от двухлетнего малыша полного повиновения и дисциплины, соблюдения порядка, способности долгое время заниматься одним и тем же делом, вы явно переоцениваете его возможности. То, что у ребенка так много энергии и активности, это его особенность, которую необходимо учитывать и принимать. В этом возрасте полностью контролировать себя и управлять своим поведением ему пока трудно, поэтому принимайте его таким, какой он есть, и не требуйте слишком многого.

Не надо ли сдерживать бурные положительные эмоции ребенка? Девочке 7,5 года. Сильно всему радуется.

Все люди по-разному переживают радостные события. Для кого-то впечатления должны быть очень сильными, яркими, кому-то достаточно просто встретить знакомого человека, и это вызовет бурю положительных эмоций. Для маленьких детей каждое новое событие, явление становится очень важным. Проживая их, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, познает окружающий мир. Каждый малыш по мере своего взросления усваивает новый опыт, в том числе и эмоциональный. Он учится распознавать эмоции и чувства других людей, разбирается в своих переживаниях. Возраст полутора лет характеризуется очень активным развитием эмоциональной сферы, и не всегда ребенок легко может понять, что же происходит, и тем более контролировать свои переживания.

К полутора годам малыши уже представляют, что смех, улыбка, оживление - это проявления хорошего настроения. И если ребенок переживает большинство ситуаций как положительные, то не стоит ограничивать его в этом, а можно скорее порадоваться вместе с ним.

Если же эмоциональные проявления становятся утрированными или безудержными, то родители могут подать малышу пример того, как люди переживают разные эмоции. Маленький ребенок еще не до конца различает их, и очень важно расширять представления малыша о чувствах, переживаниях и способах реагирования в различных ситуациях. Родителям важно помнить о том, что моделью для малыша являются прежде всего они сами.

Когда ребенок станет постарше, очень полезно обсуждать с ним поведение различных персонажей мультфильмов, детских передач, сказочных героев, просто действий и переживаний близких людей.

Чему нужно научиться родителям холериков?

Поскольку дети-холерики - эмоционально нестабильны, то их родителям следует научиться контролировать свои эмоции. Прежде чем сказать что-либо в порыве страсти или гнева, рекомендуем остановиться и сосчитать до десяти или сделать несколько глубоких вздохов, или просто задуматься над тем, помогут ли окрики и нотации.

О чем нужно всегда помнить родителям холериков?

* Учитывая все минусы и плюсы холерического темперамента, не подавляйте, а управляйте им.

* Воспитывая, не пытайтесь превратить холерика в сангвиника или флегматика, то есть. в того, кто угоден и удобен для вас.

* Подавленный темперамент - тот же тигр в клетке. Человек, с подавленным темпераментом, устает от борьбы с самим собой, от внутреннего раздвоения.

В своеобразии поведения ребенка отражается его темперамент. В зависимости от силы или слабости, уравновешенности или неуравновешенности, подвижности или инертности основных нервных процессов возбуждения и торможения- складываются различные типы нервной системы . В поведении человека они и проявляются как тот или иной темперамент . И действительно в жизни мы различаем детей порывистых и легко возбудимых, медлительных и спокойных, живых и подвижных, застенчивых и замкнутых.

Ошибочно думать, что тип нервной системы определяет психическое развитие ребенка. При любом темпераменте можно развить все важнейшие качества личности. Однако без учета темперамента ребёнка неизбежны ошибки в самом подходе к нему.

Характеры человека: холерик

В воспитании детей различных темпераментов особого подхода требует так называемый холерический темперамент . Его еще называют безудержным, а детей такого типа - порывистыми, легковозбудимыми.

На первый взгляд холерики по характеру кажутся энергичными и работоспособными. Они легко берутся за любое дело и даже за несколько дел сразу. Обычно это сопровождается бурным проявлением чувств и энергии. Но, наблюдая за ними, замечаешь, что в их деятельности ярко проступает характерная черта холерика: период бурной активности (порой с неэкономной тратой энергии) сменяется периодом спада активности и настроения.

Объясняется это недостаточной уравновешенностью в нервной системе процессов возбуждения и торможения, отставанием вторых от первых. Это и создает впечатление «безудержности» в поведении человека такого типа. Он, по словам И. П. Павлова, «дорабатывается до того, что ему все невмоготу, наступает… период восстановления». Это мы замечаем и в поведении людей холериков , в отличие от других типов.

Особенности воспитания ребенка холерика

Чрезмерная возбудимость легко может сформировать такие отрицательные черты, как резкость, суетливость, неоправданная решительность в оценках и действиях. Это, конечно, не значит, что каждому ребенку такого типа свойственны подобные недостатки. Они возникают в тех случаях, когда в воспитании детей-холериков не учитывается необходимость постоянно тренировать у них привычку торможения.

Даже в таких, казалось бы, мелочах, как правильно сложить одежду, привычка класть шапку или портфель на свое место, имеются возможности тренироваться в задержке ненужных движений, излишней суетливости.

Или, скажем, в беседе с холериком мы делимся интересной новостью, которую до поры до времени предлагаем держать в секрете от всех. Ему хочется сейчас же рассказать ее, но… слово дано, и надо проявить выдержку. Важно следить за тем, чтобы такой
ребенок приучался ждать обеда, своей очереди, терпеливо ожидал обещанной покупки.

Воспитание хороших манер и культурной речи тоже ведет к тренировке подвижного торможения. Прямая посадка, стройная походка, привычка не прислоняться к стене н не шаркать ногами, не раскачивать при ходьбе сумкой, не смеяться развязно непосредственно связаны со сдерживанием ненужных действий, жестов.

Важно соблюдать гигиенические требования, особенно в отношении сна и труда. Чем глубже сон ребенка, тем к большей активности и сдержанности он будет способен.

Следите также за порядком в жизни детей. Когда в доме налажен хороший порядок и каждая вещь всегда на своем месте, это приучает и ребенка быть более собранным, аккуратным, владеть своими движениями, действиями.

Зная, что у порывистых, нетерпеливых детей может быстро наступить переутомление, обратите внимание на то, чтобы ребята своевременно переходили от работы к отдыху, чтобы они не тратили энергию на ненужные, бесполезные дела. При этом не всегда следует полагаться на заявления наиболее нетерпеливых ребят о том, что они «совсем не устали». Такие дети, не умея регулировать расход сил, нередко легко себя доводят до переутомления.

Вообще говоря, утомление полезно. Утомляясь и затем восстанавливая силы, мы укрепляем свою нервную систему, а переутомление ослабляет её. Утомление быстро проходит, для этого нужны часы. Чтобы снять переутомление, нужны дни.

Хорошее средство воспитания детей холериков - нравственное воздействие на их сознание, убеждение в необходимости сдерживать свои порывы.

Некоторые трудности воспитания детей холериков связаны с ошибками смешения темперамента и характера. Неуравновешенность порой принимают за грубость, за упрямство. Такого ученика, находящегося в возбужденном состоянии, трудно переубедить. Зато успокоившись, он легко может признать свою неправоту.

Последнее обстоятельство порой расценивается как непостоянство и даже неискренность. «У него на неделе семь пятниц»,- говорят в этих случаях. С другой стороны, стремительность, легкая возбудимость холерика нередко принимается за отзывчивость, задушевность, солидарность («Душу готов отдать за друга!»).

Для предотвращения случаев такого смешения важно внушить и самим ученикам, что некоторые моменты их поведения могут быть неправильно поняты.

Самой частой жалобой молодых родителей является неусидчивость ребенка, его чрезмерная подвижность и энергичность. Они жалуются на то, что он все время куда-то бежит, везде лезет, хватается за все и сразу. Все дело в том, что малыш родился с особенным типом темперамента - холерика . У него подвижная нервная система, изменить которую невозможно. А вот правильное воспитание с учетом ее особенностей - это то, что нужно.

Особенности детей-холериков

Таких детей отличает высокая подвижность, возбудимость. Часто окружающие называют его живчиком, так как он не может даже несколько минут усидеть на одном месте, все время бегает, шумит. Он даже кушает очень быстро, проглатывая пищу, не прожевав ее. Находясь практически все время в возбужденном состоянии, дети-холерики имею проблемы со сном. Они не могут долго заснуть по вечерам, а ночной сон очень беспокойный, просыпаются они даже от малейшего шороха.

У холериков часто меняется настроение, они очень вспыльчивы, импульсивны, нередко агрессивны. Они не умеют сдерживать своих эмоций, что приводит к постоянным ссорам и конфликтам с окружающими.

Дети-холерики просто обожают коллективные игры. У них отлично развита кратковременная память, они быстро запоминают правила, но и мгновенно забывают их. Они легко приспосабливаются к новым условиям.

Риск, приключения для маленьких холериков является жизненным смыслом. При этом они любят принимать любые решения самостоятельно, не терпят, чтобы кто-то вмешивался в них. Часто они работают на публику и при этом ждут поддержки и одобрения со стороны «зрителей».

Как воспитывать ребенка холерика

Энергии у маленького холерика слишком много, поэтому необходимо своевременно обратить ее в полезное русло. Отдайте его в какую-либо спортивную или танцевальную секцию. Особенно полезны для таких детей хоккей и футбол, так как они имеют правила, которые учат сдержанности.

Все силы следует бросить на развитие усидчивости. Любые спокойные занятия пойдут ребенку на пользу - лепка, рисование, конструктор и прочие.

Ни в коем случае не ограничивайте ребенка в движениях, они являются для него жизненно необходимыми. Помните, что это физиологическая особенность и сдерживать себя он не сможет, как бы ему этого ни хотелось.

По отношению к ребенку-холерику недопустимы любые силовые методы наказания. Они еще больше усилят возбуждение и напряжение у ребенка. Говорить с ним следует спокойно, но твердо.

Перед сном недопустимы различные подвижные игры. Предложите ему посмотреть спокойный развивающий мультфильм или поиграть в настольную игру. В противном случае вы не сможете уложить его долгое время.

Не пытайтесь учить ребенка, когда он возбужден. В этот момент он все равно не услышит вас. Для начала переключите его внимание на что-то спокойное, а только затем разговаривайте и учите.

Больше времени проводите на улице. Холерики, как правило, не выносят замкнутых пространств. На улице он сможет выложить всю свою энергию. После этого предложите ему заняться играми на развитие внимания или почитать интересную книжку.

Создайте дома мирную обстановку без ссор и конфликтов, не разрешайте ребенку смотреть телепередачи со сценами насилия, жестокости.

Не забывайте о похвале. Поощряйте его за сдержанность, терпеливость, усидчивость, а не только за какие-то конкретные успехи.

Большое внимание уделяйте и развитию таких качеств, как вежливость и толерантность. Покажите ребенку способы релаксации, благодаря которым он сможет контролировать свое состояние.

Как на земле нет ни одного дерева с одинаковыми листочками, так и нет двух детей, похожих друг на друга. Все они разные, со своими индивидуальными характеристиками. Кто-то податливый и послушный, а кто-то агрессивный и несдержанный. Но каким бы он ни был, это ваш ребенок. Найдите к нему подход, и тогда воспитание пройдет без особых затруднений.