Готовый сценарий колядок в детском саду. Сценарий для подготовительной группы "в гости коляда пришла"

Лена Курсова
Сценарий праздника в детском саду «Рождественские колядки»

Цели и задачи :

Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками ;

Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать в повседневном жизни;

Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Ход праздника:

Под русскую народную мелодию дети входят в зал, рассаживаются.

Ведущий :

Наступило Рождество

Долго ждали мы его

Святки празднует народ :

Веселится и поёт.

Дети исполняют песни «Ой, летят, летят снежинки»

Ведуший :

В этот зимний вечерок

Вьется над трубой дымок,

Месяц светится над ней,

А в избе полно гостей.

Здесь и красные девицы,

Раскрасавицы – сестрицы,

Добры молодцы кругом,

И хозяйка за столом.

Посиделки здесь у нас,

Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться,

В русский пляс с душой пуститься.

Раз-два,раз-два, начинается игра!

Проводится игра с клубком в кругу. Дети катают клубок друг к другу пропевая на мелодию песни “Ах, вы, сени…”.

Встанем вместе мы в кружок

Будем мы катать клубок,

У кого клубок замрет,

Тот для нас плясать пойдет.

Ведущий : Ребята, у вас сегодня хорошее настроение Я думаю, оно будет еще лучше после игры «Веселая минутка»

Ведущий : На каждый наш вопрос надо всем дружно ответить : «Вот так!» и повторить жест за нами. Попробуем.

Как живешь?

Как идешь?

А бежишь?

Ночью спишь?

Как берешь?

Как даешь?

Как шалишь?

А грозишь?

Ну, а дразнишь как?

Ведущий : Ох, любят же у нас под Новый год колядовать . Целую ночь по всем дворам бога славят, хозяев тешат. Помните ли вы традиции коляды ? Во время колядования жители села ходили по дворам, стояли под окнами, исполняли особые величальные песни, называемые по их припеву «колядками » . Колядное величание – это , прежде всего, пожелание небывалого, сказочного благополучия и богатства семье. Одаривание при колядовании не просто плата , а обряд, обеспечивающий удачу семье в наступившем году. Самым веселым развлечением на колядках было «ряжение» .

Ведущий : У меня для вас есть интересная игра, она про сказки, называется «Добавлялки» . Будете со мной играть? (Дети отвечают.)

Ок-ок-ок – покатился. (колобок!

Су-су-су – петушок прогнал. (лису!

Цо-цо-цо – снесла курочка. (яйцо!

Ят-ят-ят – серый волк не съел. (козлят!

А"на-а"на-а"на – несут лебеди. (Ивана!

Йок-йок-йок – не садись на… (пенек!

Игра с шариками.

(Вызванным детям предлагается любым способом проколоть воздушный шарик с запиской – «объявлением» внутри. Петрушка читает записку и ребенок отгадывает, кто прислал письмо. Каждый участник получает маленький приз.)

«Предлагаю новое корыто, избу в обмен на стиральную машину «Indesit» . (Старуха.)

«Несу золотые яйца» . (Курочка Ряба.)

«Потерян ключ из драгоценного металла» . (Буратино.)

«Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света» . (Доктор Айболит.)

«Отмою всё!» . (Мойдодыр.)

«Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами». (Гуси-лебеди.)

Ведущий :

В этот праздник такой долгожданный и прекрасный, всегда пекли пироги. Но сначала нужно замесить тесто. Раз - два, раз - два, начинается игра!

Игра «Тесто»

Правила игры : дети стоят парами по кругу, сцепленные руки подняты вверх. Водящая пара под музыку пробегает в любые «ворота» . Игру продолжает эта пара и так до тех пор, пока не закончится музыка. С окончанием музыки ведущий говорит : «Готово тесто!» . Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет, затем игра продолжается с этой парой.

Ведущий :

Коляда , коляда ,

Ты не хочешь пирога?

Игра «Пирог»

(под русскую народную мелодию)

Правила игры : дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине – водящий-«пирог» . Все поют :

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мягошенький,

Режь его, да ешь.

После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснётся «пирога» , уводит его в свою команду, а неудачник остаётся изображать «пирог» . Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов» .

Ведущий :

Пирогов напекли, а не хотите ли вы погадать да судьбу свою узнать? Мы погадаем на ваше будущее - кем вы станете, когда вырастите.

(Показывает мешочек, в котором лежат «гадальные» карточки с изображением людей разных профессий, и даёт каждому ребёнку вынуть из мешочка картинку).

Ведущий :

Святки празднует народ !

Становитесь в хоровод!

Исполняется хоровод ряженых на мотив р. н. песни “Как у наших у ворот…”

(Движения в соответствии с текстом)

1. Расступись, честной народ!

Мы выходим в хоровод

С песнями да плясками,

С шутками – побасками.

2. Бородой козёл трясет,

Так и рвется в хоровод!

Его рожки завиты,

Только валенки худы!

3. Вот помчался во весь дух

Расфуфыренный петух :

Душегрейка на меху –

Знай кричит : “Кукареку!”

4. Из берлоги снеговой

Вышел мишка, сам не свой.

Не поймет никак со сна -

То ль зима, то ли весна?

5. А лисица, ну и пава,

Выступает величаво

Как с платочком пляшет,

Нет лисички краше.

Вносят пирог со свечами.

Ведущий :

Ребята, посмотрите, какой чудесный пирог со свечами. Давайте загадаем желание и задуем свечи, чтобы оно сбылось.

(Дети встают вокруг ведущего, загадывают, дуют) .

Ведущий :

Ну вот и закончились наши посиделки. Мы говорим вам : до свидания, мир тому, кто в этом дому. До новых встреч, до новых праздников .

(Дети идут в группу пить чай с пирогом) .

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ КОЛЯДКИ

И группу входят ряженые: Петух, Лиса, Медведь, Иван, Баба Яга и баянист, приплясывают и распевают колядку:

Коляда, коляда,
Калачи, лепёшки,
Свиные ножки.
В печи сидели,
На нас глядели.
Уж ты, бабушка, подай,
Ты, сударушка, подай!
Не подашь коляду -
Я корову уведу!

Иванушка: Здравствуйте, добрые люди! Рады ли вы гостям?

А мы люди весёлые, ряженые.
От избы к избе идём,
Колядки поём.
Кто нам подаст, того веселим и потешаем.

Баба Яга: Ну-ка, ребятишки, быстрые умишки,отгадайте наши загадки.

1.Имеет гребень, а им не причёсывается? (Петух)

2.У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку.
Он и пляшет и поёт.
Если в руки попадёт.
Сорок пуговиц на нём
С перламутровым огнём.
Весельчак, но не буян
Голосистый мой...(баян).

3. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? (Ёлка)

Если дети не отгадывают загадки, то за каждую неотгаданную загадку у них берётся фант. Все фанты-потом разыгрываются. Разыгрывает фанты Петух. Он даёт детям смешные задания типа таких:

а) всем вместе прокричать три раза: Ку-ка-ре-ку!

б) показать, как козлики бодаются.

в) показать, как петухи друг на друга нападают.

Иванушка: А что вы будете нам дарить?

Все вместе напевают, приплясывая:

Кто будет нам дарить.
Того будем благодарить.
Кто подаст нам колядку,
Будет здоров в новом году.
На ваш добрый привет
Наш добрый ответ.

Ребята подают колядующим свой откуп. Иванушка в ответ на это достаёт из корзинки мешочек с подарками и подаёт детям со словами Добрым людям на здоровье, на веселье!

Ряженые, распевая колядки и приплясывая, уходят из группы.

В мешочке с подарками дети найдут сладости и приглашение на праздник с условием явиться в зал в маскарадных масках или костюмах.

Дети в маскарадных костюмах входят в зал. Зал украшен. Звучит музыка. Пока все собираются, музработник с пришедшими детьми играет в игру "Пол, нос, потолок" или любую другую малоподвижную игру.

Вдруг на лошади с дугой и бубенцами въезжает Иванушка. ("Лошадь" - воспитательница в маске и черном трико). Иван здоровается с детьми, говорит, что едет с ярмарки, везёт подарки, да заехал в детский сад на огонёк.. Он достаёт из своего короба разноцветные ленты для игры в карусели и предлагает детям поиграть в эту игру. Игра повторяется трижды с детьми разных групп. Затем Иванушка предлагает детям покататься на его лошадке, всех желающих усаживает в сани (ставит позади дуги и кричит:"Но!”) и делает вид, что сам упал с саней. Второй раз усаживает детей на сани, поправляет дугу, а за это время лошадь без дуги убегает из зала. Иванушка пытается поймать лошадку и убегает за ней,и тут же в зале с песней появляется Баба Яга. Она поёт:

Елочки, сосёночки,
Зелёные, колючие.
А я бабушка Яга
Весёлая, певучая.

Баба Яга красуется перед детьми в своём наряде из мешковины, спрашивает; весело ли детям живётся и предлагает поиграть в игру "Если весело живётся, делай так."

Когда игра подходит к концу, дети видят, как Иванушка с трудом тянет в зал мешок. Баба Яга тут же подбегает к Иванушке и говорит, что это мешок её. Иванушка спрашивает, что же такое тяжелое в этом мешке находится. Баба Яга отвечает, что это Петух. Она купила его на ярмарке, чтобы погадать. Иванушка просит, чтобы Баба Яга разрешила Петуху погадать нашим детям. Баба Яга развязывает мешок, оттуда вылезает Петух. Он в черном трико, на голове шапочка, а хвост не петушиный, а длинный и тонкий. Петух старается его спрятать, Иванушка, тем временем, достает из короба свёрнутые в трубочки бумажки и раскладывает их на полу. Затем просит Петуха погадать и ответить на такие вопросы:

1. Какими будут наши детки в Новом году?

2. Какие они будут петь песенки?

3. Чем они будут заниматься?

Каждый раз Петух достаёт (клюёт) бумажки, на которых написаны следующие ответы:

1. Все красивые ребятки,У них синенькие пятки,У них нос картошкой,А в носу лепёшка.

2. Я Хрю-Хрюшка, я Хрю-Хрюшка, Я купаю в луже брюшко.Было розовым оно,А теперь черным-черно.

3. Будут лазать на крышу или еще выше.Будут прыгать через речку,Будут ездить на печке, И шоколад коричневый в скорлупе яичной,Будут есть руками и ногами.

Иванушка удивляется, что Петух нагадал нашим ребяткам столько небылиц и высказывает детям сомнение, уж Петух ли это. Он осторожно подкрадывается к Петуху и снимает с него шапочку. И перед детьми предстаёт Чертик. Он пытается убежать от Иванушки, но тот его ловит. Тогда Чертик предлагает Иванушке помериться силой. Иванушка достаёт из короба канат. Начинается соревнование "Кто кого перетянет". То Иванушка, то Чертик призывают на помощь ребят. Таким образом в игру втягиваются и дети. Когда желающих поиграть будет много, Иванушка сделает вид, что Чертик его победил.

Тогда он заявляет, что удержит канат и не сойдёт с места, даже если две команды детей будут тянуть его в разные стороны. Он делает вид, что достаёт из короба большой канат, а сам тем временем достаёт концы каната из рукавов рубашки (канат продет через рукава за спиной), берётся за верёвки руками и предлагает двум командам детей взяться за концы каната и тянуть в разные стороны, стараясь сдвинуть Иванушку с места.

Иван стоит на месте дети перетягивают друг друга. Канат скользит под рубажкой за спиной Ивана. В это время Баба Яга и Чертик пытаются помочь то одной, то другой команде. Когда соревнование закончится, Баба Яга объявит, что тоже хочет показать свою силу, хочет обсыпать всех снегом, как Дед Мороз. Она кружится, приплясывает и обсыпает всех бумажками.

Все смеются над ней и говорят, что её волшебная сила слабеет. Баба Яга обижается, а Чертик успокаивает её и предлагает всем поиграть в "Жмурки", сам же и бе­рётся вадить. Под конец игры он ловит ребенка-петушка (заранее подготовленного ребенка), который три раза кричит: Ку-ка-ре-ку! Чертик и Баба Яга начинают кружиться, все больше и больше увеличивая диаметр круга и таким образом раздвигая собравшихся посередине зала детей и, наконец, у всех на виду убегают из зала. Иванушка говорит, что после крика Петуха все чудеса уходят,и сказки кончаются. Да и ему пора домой ехать. Берет свой короб и уходит.

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

«Рождественские колядки». Для родителей и детей средней группы компенсирующей направленности (ОНР). Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям - для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребёнка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

Согласно ФГОС родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

Наш детский сад является региональной инновационной площадкой по направлению «Создание социально-педагогических условий для формирования духовно-нравст венных ценностей личности ребенка». Работая в этом направлении, планируем и организуем в группе мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Тесная совместная деятельность помогла добиться положительных результатов: готовя с детьми и родителями мероприятия, мы стараемся их знакомить с праздниками на доступном материале, преподнося элементарные понятия того или иного события. А чтобы это правильно сделать, педагоги сами должны ориентироваться в истории этих празднеств. Это и является целью наших сегодняшних Рождественских посиделок.

Рождество Христово – великий христианский праздник, который празднуется в Русской Православной Церкви 7 января по юлианскому календарю.

Цель:

  1. познакомить детей и их родителей с историей рождественского праздника и традициями русского народа;
  2. развивать интерес к народному творчеству и традициям Руси;
  3. воспитывать любознательность и любовь к своей стране;
  4. формировать доброжелательные отношения между педагогами, родителями и детьми, основанные на доверии.

Задачи:

  1. приобщить детей к национальной культуре и традициям русского народа;
  2. дать представление о праздновании Рождества Христова в России;
  3. познакомиться с рождественскими обрядами;
  4. создать праздничную атмосферу, вызывать у детей эмоционально - положительное отношение к празднику;
  5. стимулировать стремление родителей к активному участию в жизни группы;
  6. вовлечь родителей (законных представителей) в совместную деятельность с детьми.
#ADVERTISING_INSERT#

Ход мероприятия

Родители сидят в празднично украшенной группе, на подоконниках горят свечи, на столе размещен рождественский вертеп изготовленный воспитателями совместно с родителями и детьми.

Выступление учителя-логопеда: Уважаемые, родители, мы пригласили Вас в гости на Рождественские посиделки. Праздничные дни между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января) называются святочными их ровно двенадцать. Это самые весёлые дни из зимних праздников.

По древнему обычаю православные христиане вечером прекращали все свои дневные дела, зажигали на окнах свечи. Свет в окне, обозначал, что хозяева отдыхают от дневных забот и ожидают гостей. Наверняка, многие из вас помнят, как родители говорили, в дни Святок нельзя браться ни за какую работу, – это поверье тоже пришло из старины. Зато, в эти дни было принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки, вспоминать о бедных и нуждающихся людях.

С давних пор в Святки молодежь и дети ходили по дворам с колядками. Одна из тем колядок – это будущий урожай. В качестве колядок иногда исполняются церковные песнопения, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Эта традиция и сейчас сохранилась в сельских поселениях России.

Происходит это так: детвора входит без стука в чужой дом, начинает петь песни-колядки, разбрасывают зерно по дому (обычно в прихожей), затем хозяева дома дают им сладости, и дети удаляются – колядовать в другие дома. А потом собираются в одном из домов: играют в рождественские игры и лакомятся собранными угощениями.

Давайте мы тоже вспомним и прочтем несколько колядок, а затем будем ожидать гостей.

Родители читают колядки:

  1. Воробушек летит,
    Хвостиком вертит,
    А вы, люди, знайте,
    Столы застилайте,
    Гостей принимайте,
    Рождество встречайте!
  2. Мы веселые колядки
    Пропоем для жизни сладкой.
    Коль одарите нас знатно,
    Будет счастье и богатство.
    Поделитесь от щедрот
    Просит ряженый народ.
    Без подарков не уйдем!
    С Новым годом! С Рождеством!
  3. Вам звоночками позвоним
    С пожеланьем и поклоном.
    Мы пришли колядовать,
    С Рождеством вас поздравлять!

Входят ряженые дети и идут, змейкой по группе.

Воспитатель:

Динь-динь-динь, звенят звоночки,
К вам пришли сыны и дочки,
Вы колядников встречайте,
Нас улыбкой привечайте!

Ребенок:

Коляда, коляда -
Накануне... (Рождества .)

Ребенок:

Мы идем колядовать -
Всех будить и... (поздравлять )

Ребенок:

Коляд, коляд, колядушек -
Хорош с медком оладушек!
А без меду - не таков,
Дайте, тетя, пирогов!

Ребенок:

С Новым годом, с Рождеством:
Мира Вам желаем в дом,

Ребенок:

И здоровья, и добра,
И сердечного тепла!

Ребенок:

Коля-коля-коляда –
Бедам – «Нет!», а счастью – "Да!"

Все вместе:

Сеем, сеем посеваем
С Рождеством всех поздравляем!

Родители: Спасибо, вот вам награда: печенье, плюшки – кому, что надо. (угощают колодников )

Дети садятся, выходят два ребенка.

Ребенок:

От чего ты, ёлочка, грустна?
Ты зимой и летом зелена.

Ребенок: (елочка ):

Я грущу, что нету у меня обновы,
И мне не в чем встретить Рождество Христово.

Воспитатель: Уважаемые, родители, а мы вам хотим рассказать историю рождественской Ёлочки.

Обращает внимание на вертеп. Выходят дети (пальма, маслина и ёлка).


– У входа в пещеру, где родился Христос, стояли три дерева: пальма, маслина и ёлка. Они тоже хотели поклониться Божественному Младенцу.

Пальма:

Я пальма, с пышной круглой кроной,
И в сердце гордость я храню.
Свой лист, широкий и зеленый
Перед Младенцем я склоню.
Он улыбнется мне, наверно,
Ведь я же всех прекрасней. Верно?

Маслина:

А я – красавица маслина.
Не все деревья так стройны…
И думать нечего, ведь я,
Очень хороша.

Елка:

А вот мне, нечем похвалиться:
У меня – одни шишки да иголки

Пальма:

Ну и не ходи к младенцу,
Ты Его ещё уколешь…

Маслина: Или уронишь на Него шишку.

Пальма и Маслина вдвоем:

Ёлка-ёлка, уходи,
К малышу не подходи.

Пальма: Не красива ты нисколько…

Маслина: Палка в шубе, да и только.

Елка: Хорошо, дорогие подружки, я не пойду к младенцу. Я подожду вас здесь, у входа в пещеру. Правда, мне очень хотелось бы увидеть Его, но что поделаешь…

Появляется Ангел.

Елка, Пальма и Маслина вместе : Ой, кто это?

Ангел: О, тихая и смиренная елка! Твоя скромность угодна Христу. Сейчас я тебе помогу, и ты будешь самая красивая.

Ребенок:

Мы украсим ёлочку (украшает девочку - елку бусами )
Яркою звездой,
Оплетем мы ёлочку
Нитью золотой. (украшает девочку - елочку звездой и бусами )

Ребенок:

Как красив на ёлочке (дети дают ей в руки шарики )
Праздничный наряд.
На ее иголочках
Огоньки горят.


Ангел: А теперь я сам отведу тебя к святой колыбели Младенца. И отныне, в память о тебе, люди каждый год будут украшать на Рождество елку.

Воспитатель: История подошла к концу, но наш вечер продолжается. Дети читают стихи.



Ребенок:

И на сердце сладостно,
Весело, светло.
Всем сегодня радостно –
Рождество пришло!

Ребенок:

Будем петь и веселиться
Возле ёлочки кружиться
Ведь сегодня торжество
Светлый праздник – Рождество.

Дети исполняют хоровод: «Ах, какая елочка выросла у нас….»

Читают стихи.

Ребенок:

В этот светлый праздник
Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.

Ребенок:

Тихо снег ложится
За окном зима,
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.

Ребенок:

Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.

Ребенок:

Льются звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.

Проводятся хороводные игры: «Снежный ком», «Воевода, воевода выходи из хоровода».


Воспитатель: А теперь Вам, уважаемые родители предлагаем проверить знания, и способность словотворчества продолжайте рифмовки:

Где родился наш Спаситель -
Место вам известно всем
Ну, скорее назовите.
Это город... (Вифлеем )

Знают все: в года былые
Сын родился у...(Марии ).

Сын чудесный, сын святой
Родился он ночной... (порой ).

В тишине, в тепле и тени
Спал младенец в свежем...(сене ).
Это всем теперь известно -
Был младенец тот... (чудесный ).

Много в небе ярких звезд -
Родился Иисус... (Христос ).

К Малышу на день рожденья
Дружно прибыли волхвы:
Принесли в подарок деньги?
Нет? А что? Скажите вы.
(Золото, ладан, смирну )

Воспитатель: А сейчас предлагаем пройти в нашу творческую мастерскую и сделать совместно с детьми нарядную елочку.

Родители вырезают две одинаковые елочки по контуру, а дети украшают ее бусами и шарами. Родители делают надрез и соединят елочку.





Воспитатель: Пора и за стол садиться, угощеньем насладиться. А за чашкой чая с угощениями давайте поделимся воспоминаниями из своего детства о праздновании Рождества. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о сегодняшнем празднике. Хотите ли вы, чтобы Рождественские посиделки стали в нашей группе традиционным совместным праздником детей и взрослых?



Воспитатель: Мы благодарны всем присутствующим за участие в наших сегодняшних Рождественских посиделках. Очень хочется, чтобы такое общение продолжалось и в дальнейшем. Ведь положительные эмоции надолго остаются в памяти детей.


С Рождеством Вас!

Цели:

  • познакомить детей с народными традициями, связанными с зимними календарными праздниками: Рождество, Новый год; ввести в словарь дошкольников новые слова: святки, колядки;
  • продолжать воспитывать уважение к семье, семейным ценностям;
  • создать праздничную атмосферу, сплачивающую детей и взрослых;
  • совершенствовать актерские навыки дошкольников.

Действующие лица: хозяюшка праздника (воспитатель в народном костюме), родители и дети в народных костюмах, Коляда, Баба Яга

Оформление: силуэты домиков, за которыми до поры скрыты взрослые, исполняющие роли хозяев; на заднике – небо с мигающими звездами; сугробы снега, силуэты домиков, заснеженных елок, звездочки, подсвеченные голубой гирляндой.

Музыкальное сопровождение:

Звуки колокольчиков.

Песня «Новогодний хоровод» Слова: Н. Соловьева музыка: Г. Струве

Рождественская песенка

Игра «Шапочка» (Программа «Музыка с мамой» Екатерины и Сергея Железновых)

Запись песни «Моя семья ». Слова и музыка Александра Ермолова, исполняет Лариса Григорьева.

Хозяюшка приглашает детей:

Здравствуйте, детки, проходите ко мне поближе! Рада видеть вас здоровеньких да румяных! По какому случаю все дружно собрались, нарядились? Да не одни пришли, и родителей, бабушек своих привели!

Ответы детей:

Рождество встречать,

Новый год отмечать

Хозяюшка:

Конечно, Рождество и Новый год – самые веселые и семейные праздники. Собираются вместе родные и близкие люди, одаривают друг друга подарками, поют песни, водят хороводы.

Давайте споем песню о Новом годе.

Дети берутся за руки, становятся в круг, исполняют «Новогодний хоровод»

Дети рассаживаются вокруг Хозяюшки:

А знаете ли вы, что давным-давно наши предки встречали сначала Рождество, потом Новый год, а затем Крещение?

Маша:

Рождество - то очень радостный праздник. Люди веселились и ликовали, узнав о рождении божественного младенца Иисуса Христа.

Хозяюшка:

О появлении в Вифлееме на свет чудесного младенца известила звезда, засиявшая на небе. С тех пор звезда является символом Рождества. (Показывает звезду)

И раньше и сейчас в каждой семье заранее готовятся к празднику Рождества.

Раздается перезвон колокольчиков.

Хозяюшка:

Что это такое? Метель? Снег А?

Коля:

То ни снег, ни метель рассыпается,

Рождество к нам идет, приближается,

С играми да плясками,

С рождественскими сказками.

Дима:

День сегодня не простой

Праздник к нам пришел святой

Наступило Рождество,

Начинаем торжество.

Рождественская песенка

Хозяюшка:

А знаете ли вы, дети, что такое «святки»?

Саша:

Праздник этот самый длинный,

Он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели.

Маша:

От Рождества и до Крещенья,

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в Святки.

Богдан:

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

Хозяюшка:

В ночь перед Рождеством дети и молодёжь, нарядившись в вывернутые наизнанку тулупы, натянув маски медведя, быка, барана, лисицы, Баба Яги, черта, ходили из дома в дом, останавливались под окнами и славили хозяев, желали им в песнях и стихах добра и благоденствия. Песни эти назывались колядками. Пора и нам позвать к себе Коляду.

Все вместе:

Ты приди, Коляда, накануне Рождества

Входит Коляда (родитель-мужчина в национальном костюме):

Кто звал, вызывал, Коляду кричал?

Дети здороваются, приглашают отпраздновать с ними Рождество.

Коляда:

Издавна на Руси пели дети колядки. Были они новогодние, были и рождественские. А вы знаете колядки?

Дети: Да!!! Конечно!

Коляда : Ну тогда наряжайтесь, да пойдем по дворам славить!

Дети надевают маски, берут звезду и идут с Колядой к первому дому .

Коляда:

Я, Коляда, к вам иду, колядовщиков веду.

Звезда светит нам в пути,

Каждый дом надо нам обойти!

Хозяюшка:

Да и хозяева ждут - не дождутся, когда придут колядовщики. Ведь это добрая примета: значит, год будет богат и.удачлив

Маша:

Ребята, а как колядки петь будем?

Родительница:

Обычно сначала хвалят дом, в который пришли, потом обещают удачу в новом году и просят гостинцев.

Дима:

А если хозяин жадный, не даст угощения?

Родительница:

Нет, жадных среди нас нет, все нас ждут, все колядовщикам рады. А перед уходом из дома осыпьте хозяев зернами овса - пожелание доброго урожая. Все взяли по горстке зерен?

Дети: Да!

Коляда: Ну что, идем?

стучась в окно:

Вот пришла к вам Коляда

Накануне Рождества.

Шире двери открывай.

Колядовщиков встречай!

Саша:

Хозяин с хозяйкой, слезай с печи,

открывай сундуки,

Доставай пятачки!

Родители 1-го дома, встречают детей:

Здравствуйте, гости дорогие да желанные!

Дети здороваются, поздравляют хозяев с праздником.

Коля:

Пришла коляда

Накануне Рождества.

Дайте коровку,

Масляну головку!

И дай Бог тому,

Кто в этом дому!

Маша:

Коляда, Коляда,

Подавай нам пирога,

Кто даст пирога,

Тому скот, живота!

Дима:

Уродись, пшеничка, на поле – стогами,

На столе – пирогами!

Счастье будет вам горой,

Урожая воз большой!

Хозяева 1 дома:

Спасибо, ребятки, за колядки, за пожелания добра! (Одаривают детей)

Вот вам, гости дорогие,

Пряники да конфетки,

Да тепленький пирог,

Да маслице, творог.

Богдан:

Добрые вы хозяева, желаем вам счастья в дому!

Дети все вместе, рассыпая зерна:

Коля:

Спасибо этому дому, а мы пойдем к другому!

Идут ко второму дому. Стучат в окно.

Коляда:

Пришла Коляда - отворяйте ворота!

Дима:

Тетушка добренька,

Дай кусочек сдобненька,

Не режь, не ломай,

Лучше весь подавай.

Если крошечку уронишь -

Со двора нас не спроводишь!

Где блины - там и мы,

Где оладьи - тут и ладно,

Где пирог с крупой -

Там и мы с рукой.

Выходят хозяева.

Здравствуйте, здравствуйте, давно вас ждали, угощенье готовили

Дети:

1. Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!

С праздником вас поздравляем,

Счастья, богатства вашему дому желаем!

2. Дай бог тому, кто в этом дому.

Ему рожь густа да ужимиста,

3. Ему с колоса – осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна – пирог.

Дети все вместе:

рассыпая зерна:

Сеем, веем – посеваем, счастья, радости желаем!

Хозяева, провожая колядовщиков:

Спасибо, спасибо, вот вам награда:

Печенье, плюшки - кому что надо!

Коляда: Спасибо! Идем к дому другому!

Стучат в окно третьего дома. Хозяева выходят, здороваются:

Дети поздравляют хозяев с праздником:

1. Хозяин, хозяйка, будьте к нам сердечны.

Чем богаты в доме, то и нам подайте.

Пирога да каши, а наверх – печеньку,

А под низ – копейку, денежку-монетку.

2. Кто подарит пирога,

Тому – полон хлев скота,

Овин с овсом, жеребца с хвостом.

3. У доброго мужика родись рожь хороша:

Колоском густа, соломкой пуста.

4. Сейся, родися, жито и пшеничка,

Ячмень, овес, гречка, горох, чечевичка.

Будьте здоровы, счастливы будьте.

Живите без бед много-много лет

Хозяева одаривают детей:

Кушайте, ребятки, блинчики, оладки.

Щелкайте орешки, делите конфетки

Богдан:

Сколько в лесу пеньков – столько вам светлых деньков!

Счастье да любовь, да совет на долгий век.

Все: Сеем, веем – посеваем, счастья, радости желаем! (кланяются)

Дети все вместе:

Коляда, коляда, весела да богата!

рассыпая зерна:

Сеем, веем – посеваем, счастья, радости желаем!

Идут к четвертому дому:

Коляда:

Коляда, коляда, прикатила молода.

Маша:

Мы искали коляду во Ивановом двору.

Как на улице мороз подмораживает нос,

Не велит долго стоять, велит скоро подавать:

Или тепленький пирог, или маслице – творог,

Или денежку копьем, или рубль серебром.

Все: Тетенька, добренька, подай что-нибудь сдобненько:

Пышку, да лепешку, да свиную ножку!

Из окна:

Расходитесь по домам,

Ничего я вам не дам!

Дети:

1. У Ивана – то жена очень жадная была!

На ней шуба не зашита и рубаха не помыта,

2. Да и муж – не дюж, лентяй, неуклюж!

Хозяйка:

Хватит, хватит просить,

Уходите к другому двору!

Дети:

Коляда, коляда, длинная борода,

Кто не даст ножку – расколю окошко!

Кто не даст хлеба – уведу деда!

Кто не даст ветчины – расколю чугуны!

Из окна:

Что вы, что вы, оставайтесь,

Чем хотите, угощайтесь!

Вот вам угощение: сыр да печенье,

Пряники, конфетки, кушайте, детки! (Протягивает руку с угощением).

Коляда: Да никак это Баба Яга, костяная нога решила с нами пошутить. Вот я ей сейчас задам!

Баба Яга:

Не обижайтесь на меня! Когда же ещё как не в Святки нечистой силе порезвиться. Дети, поиграйте со мной

Игра с Бабой Ягой.

Баба Яга:

Ну вот, потешилась я с вами, пора и домой, в лес густой! До новой встречи в следующем году.

Коляда:

И мне пора с вами прощаться.

Хозяюшка: Как же так, Коляда? По дворам вместе ходили, хозяев славили, а без угощения остались? Я чай вскипятила, стол накрыла, приглашаю всех! Будем чай с вами пить, праздник святочный хвалить!

Коляда: Ну тогда и вы, ребятки, доставайте свои гостинцы!

Общее чаепитие, рефлексия.

Хозяюшка: Хорошо вам было вместе? И мне приятно, и вашим родителям! Ведь счастье человека не в богатстве! Не нужен и клад, если в семье лад! А мы сегодня как одна большая и дружная семья. Когда все здоровы, все в семье вместе – и душа на месте!

Коляда:

Пусть любовь и добро

С нами рядом живут.

Ощутите друзья,

Теплоту ваших рук.

Все берутся за руки, исполняется песня « Моя семья »

Сценарий музыкально спортивного праздника
«Святочные колядки»

Письменная Елена Юрьевна, инструктор по физической культуре, МБДОУ детский сад №8 «Родничок» город Морозовск, Ростовская область.

Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию материал, который направлен на организацию досуговой деятельности детей дошкольного возраста. На основе народных игр, песен, колядок дети знакомятся с историей своего народа. Данный материал будет полезен музыкальным руководителям и воспитателям детских садов, инструкторам по физической культуре.
Цель:
Приобщение детей к истокам русской национальной культуры.
Задачи:
- познакомить с понятием Сочельник и содержанием праздника Рождество;
- познакомить с обрядом колядования;
-приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам;
-развивать эмоциональную отзывчивость, внимание. Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.
Оборудование:
Спортивные фишки, 2 цветные метёлочки, плоскостные лошадки, 2 каната,4 обруча.
Ход мероприятия:
Ведущий:
Здравствуйте, гости дорогие! Зимой очень много праздников. Один из них – Рождество, рождественские Колядки и рождественские Святки.
Дети! Велено для вас,
Довести в сей час указ,
Заготовленный самой,
Нашей матушкой – Зимой!
ЧИТАЕТ УКАЗ.
Каждый год, сего числа,
Как гласит указник,
Людям велено всегда,
Заходить на праздник!
И конечно все должны
Быть на празднике Зимы!

Эй, спешите все сюда!
В гости Коляда пришла.
Будем мы шутить, плясать,
Бегать, весело играть.
Ой, не будем мы скучать, Будем вместе танцевать!
Песня- танец «Рождество и святки»
Ведущий:
К нам на Святки,
Пришли Колядки!
С Новым годом поздравляем!
Счастья всем мы вам желаем!

Гости мои дорогие,
Пожилые и молодые!
Собрались мы с вами для беседушки,
Собрались мы с вами для забавушки!
Как когда-то наши прадедушки,
Ну, а с ними наши прабабушки!

Ребенок:
Приходили на веселые Святки,
На песни всем миром да загадки!
Ребенок:
А что такое Святки?
Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.

Ребенок:
От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки.

Ребенок:
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас!

Ведущий: Но сначала давайте познакомимся с народными традициями святочных обрядов.
(рассказ из истории святок проходит на фоне презентации)

(В сопровождении шумового оркестра (бубен, трещотки, деревянные ложки, свистульки) входят колядовщики в масках и в костюмах..
Ведущий:
Колядовщики не обошли и наш детский сад. Встречайте!

(Колядовщики стучат в дверь)
Хозяйка:
Входоте, гости дорогие!
Колядовщики хором:
Здравствуйте, хозяюшка! Уродилась коляда накануне рождества!
Пришла коляда, отворяйте ворота
Коляда, молода
Коляде нужна еда
Дай Бог тому, кто в этом дому!


Коза:
Святой день, добрый день, доброму хозяину на здоровье!
Мы не сами идём, мы козу ведём!
Медведь:
Где коза походит, там жито родит! (топают ногами)
(Коза кланяется, выходит вперёд и все кланяются хозяйке)

Колядовщики хором:
Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляем!
Позвольте к Вам войти – год у коляды на пути.
Хозяюшка, можно ли колядки спеть?

Колядовщики хором:
Чем, хозяюшка, нас одарите?
Что, хозяюшка, нам подарите?
Кувшин молока или каши горшок?
Кусок пирога или денег мешок?

Хозяйка:
Не плясали и не пели,
Угощенья захотели?
Погодите же, постойте,
Попляшите и попойте!

Коза:
Мы вам споём шуточные частушки – колядки

Коза: Коляда, коляда
На столе стоит еда,
Каша овсяная,
Голова свиная
Волк: Коляда, коляда
Покатилася звезда,
К нам сюда на святки,
Подпалила пятки
Медведь:
Коляда, коляда,
Есть у деда борода.
А весёлый петушок
Носит красный гребешок!
Коза:
Коляда, коляда,
Подавай еду сюда
Конфет коробок
Аккурат под Новый Год!
Волк:
Кто дал пирога
Тому рожь густа,
Из полу зерна пирог.
С голенища широк!
Колядовщики хором:
С Новым Годом,
Со всем родом!
Чтоб здоровы были,
Много лет жили.
Уродись у Вас пшеничка,
На столе всегда пирог,
Лёгких Вам всегда дорог!

Приветствуют по очереди:
Коза: Желаем счастливого Нового Года, во всех начинаниях
Медведь: Хорошей погоды, пусть сбудется всё, что у Вас на примете
Коза:
Пускай почитают родителей дети
Медведь:
Пусть горе обходит сторонкою хату
Пусть с песней живётся легко и богато!
Хозяюшка:
Ах, спасибо вам, ребятки,
Что пришли в наш дом на святки!
Пожелали нам добра!
Вот вам угощенье-
Вкусное печенье
Сладкие конфетки,
Кушайте, детки!

Колядовщики хором:

Спасибо, хозяюшка,
С праздником вас,
С рублём и полтинником
Вам на потешки, нам на орешки!

Ведущий:
Ну, а какой святочный праздник без шуток-прибауток, без веселых соревнований? На посиделках всегда парни с девками соревновались, умом и смекалкой похвалялись.
Ведущий:
Вон сколько у нас детишек, и девчонок и мальчишек.Пусть будет две команды – «Девчушки-веселушки» да отважные «Молодцы-удальцы». Вот мы и посмотрим, кто смекалистей, да веселей будет.
ИГРА «ВЕДЬМИНА МЕТЕЛКА»
Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тот выходит и танцует.


Ведущий:
Колядки, колядки вот наши детки.
По станице пошли,
Да коляду нашли.
Коляда, коляда,
Всех детей позвала,
Не сидеть,не скучать,
А всем весело играть!
Есть забава у меня, ох и вкусная она.
«Золотые ворота»
«Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

(По принципу ручеёк, хозяйка ведет детей по окончании слов ворота с ряженными закрываются и детей не пропускают)


ИГРА «МЕДВЕДЬ»
Ну, и я, медведь,
Не хочу реветь.
Буду деток искать,
Буду с ними играть.
Как по лесу я гулял,
Да все деточек искал.
Искал, искал, да не нашел,
Спать в берлогу я пошел.
Идет к стене, присаживается, делая вид, будто спит.

Ведущий:
Детки мишку увидали,
Тихо к мишке подбежали.
(Дети подкрадываются к мишке)
И все вместе закричали:
«Миша, Мишенька, вставай
Ии всех деток догоняй!»
Играют с Мишкой несколько раз.
Ведущая.
Пошла коляда,
Да улицам гулять,
Всех с новым годом поздравлять!
Да зашла коляда к хозяйке казачке
Колядовщики. (Бросают в разные стороны зерно приговаривая.)
Сеем, веем посеваем,
С новым годом поздравляем!
По гадать сейчас желаем!

Хозяйка:
В святые вечера люди колядовали и гадали. Вы хотите погадать, да судьбу свою узнать. Есть старинные гадания, чтобы узнать своего суженного. Есть гадания на погоду, какая погода будет в этом году?! А мы погадаем на наше будущее - кем вы станете когда вырастите
Гадание "На профессию"
(мешочек с карточками с изображением людей разных профессий)

Коза:
Ох и скучно мне стоять,
Хочу я с Вами поиграть
Русская народная игра «Шел козел по лесу»

Шёл козел по лесу, по лесу, по лесу.
Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу,
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.


Хозяйка:
Приходила Коляда накануне Рождества,
А на святки всё бывает,
Любая сказка оживает!
К нам на праздник не спеша, из далёка -далека
Идет гость желанный!
Дед Мороз:
- Здравствуйте, а вот и я
С Новым годом вас друзья
Решил я в святочные дни
Ещё раз в гости к вам зайти
Поиграть пошалить
А то после крещения
Пора мне в лес идти,
Мороза добавлять
Ледяные мосты на реках ковать
Снегу побольше наметать на поля
Чтобы Земля матушка побольше
Урожаю дала.
Хозяйка:
Возле ёлочки зелёной
Танцевать зову я вас
Пусть на празднике весёлом
Зазвучит чудесный пляс.
Общая песня пляска: " Дед Мороз детям зимушку принёс "
Дед Мороз:
Вижу, дружные ребята в этом зале собрались
Силу ловкость покажите
Меня старика удивите.
Ну-ка казачата, молодцы, покажите ловкость да быстроту в езде на «коне».
Игра «Перевези девицу».

Участники игры делятся на две команды. В каждой команде по 5 девочек и одному мальчику. Два мальчика казака садятся на «коней» (Конь – «голова», вырезанная из фанеры, уздечка, прикреплены к палочке.) и перевозят по одной девочки с одного края комнаты на другой край. Выигрывает та команда, которая перевезёт быстрей всех участников команды.
Дед Мороз:
А сейчас я предлагаю Вам игру,
Мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаю я ребят,
Ну-ка станьте силачи в потешный ряд.
ИГРА « ПЕРЕТЯНИ ВЕРЕВКУ»
На полу кладут 2 обруча и протягивают веревку от середины одного до середины другого. В обручи входят по одному человеку.По сигналу они бегут и меняются местами. Прибежавший первым в обруч соперника, и выдернувший веревку из другого обруча, считается победителем.
Хозяйка:
Коляда пришла,
Всем веселье принесла
Заводите, дети, хоровод
будем дальше встречать новый год.

Хоровод « Круговой галоп » Суворовой.
Колядовщики хором:
Мы ходили, мы ходили,
По святой Руси.
Поздравляли, величали
Добра, счастья всем желали.

Хозяйка:
Коляда пришла
Всем веселья принесла
Не сидите не скучайте
Угощенья получайте.
Колядовщики хором:
С Новым годом поздравляем!
Чтоб здоровеньки были, много лет жили!
Счастья будет вам горой, урожая воз большой.
Уродись у вас овес, чтобы на два метра в рост.
Уродись у вас пшеница, и горох, и чечевица.
Чтоб гостей невпроворот, было в доме целый год!
На столе всегда пирог, легких вам всегда дорог!
(Все выступающие кланяются и под музыку выходят из зала) .

Дед Мороз:
Ну и чудо - угощенье!
В лес отнесу зайке, мишке покажу
До свидания, хозяюшка
Прощайте ребята до следующего года.
Ведущий
Наш праздник подошёл к концу,
Будьте здоровы, счастливы будьте,
Живите без бед много-много лет!