Конспект занятия по развитию речи «Части тела. Занятие по развитию фонетического восприятия и лексико-грамматического структурирования речи на материале темы «Человек. Наше тело

Виктория Спиридонова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе «Части тела человека»

Цель: закрепить знания детей о теле человека.

Задачи:

Закреплять умение образовывать существительные множественного числа;

Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;

Упражнять детей в согласовании существительных с числительными;

Обратить внимание детей на многозначность слов

Учить составлять рассказ о себе, опираясь на схему

Оборудование: проектор, экран для проектора

Ход занятия

1. Организационный момент:

Педагог: Чтобы вежливыми быть,

Нужно «здравствуй» говорить

Всем, кого б не встретил

– Это знают дети.

Скажешь: «Здравствуй!» и в ответ

Прозвучит: «Привет! Привет!».

Ребята, давайте мы с вами поздороваемся.

Здравствуйте, ладошки! (дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп)

Здравствуйте, сапожки! (топают: топ-топ)

Здравствуйте, лягушки! (квакают ква-ква)

Здравствуйте, кукушки! (кукуют:ку-ку)

Здравствуй, звонкий каблучок! (цокают языком: цок – цок)

И малышка светлячок! (на выдохе произносят:с-с-с)

Здравствуй, шустрый ветерок, (дуют)

Поезд длинный у перрона! (тянут: тууу)

Добрый день ручным часам, (тикают:тик-так)

2. Знакомство с темой

Слайд 2. Педагог: Ребята послушайте загадку:

На Земле он всех сильней,

Потому что всех умней.

Как вы думаете, кто это? (человек). Вы догадались о чём мы будем говорить? (о человеке)

Интересно, а кто это к нам пришёл? (Кощей бессмертный)

Кощей . Кто тут говорил про меня? А это вы тут умные детки, ну- ка угадайте тогда мои загадки, а если не угадаете, я нечего вам не покажу.

Загадки.

1. Два соседа – непоседы.

День на работе, ночь – на отдыхе. (Глаза).

2. Между двух светил я в середине один. (Нос)

3. Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут. (Ноги) .

4. Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык).

5. У двух матерей по пять сыновей,

Одно имя всем. (Пальцы, руки).

6. Всё, что мы положим в рот, Попадет к нам в …(живот)

7. Горшочек умён семь дырочек в нём. (Голова).

Кощей: - Ой, какие вы тут умные, преумные. Не нравятся мне такие дети, пойду, поищу других детей. Смотрите свои картинки.

Слайд 3. Упражнение «Вспомни».

Педагог: Вспомните о чём были загадки Кощея. (глаза, нос, ноги, язык, пальцы, руки, живот)

Слайд 4. Следующая игра «Доскажи словечко»

Я начинаю предложение, вы заканчиваете.

Головой мы что делаем? (думаем). Ушами что делаем? (слушаем). Глазами.? (смотрим). Носом.? (дышим, нюхаем). Ртом.? (едим, пьем, говорим). Руками.? (берем, держим). Пальцами.? (трогаем, гладим, рисуем). Ногами.? (ходим, бегаем, прыгаем).

Слайд 5. Педагог: Посмотрите, дети, персонажи какой сказки к нам пришли? (красная шапочка) Бабушка очень сильно любила свою внучку и называла её ласкова – внученька. Давайте представим, как бабушка рассказывает нам про свою внученьку.

Игра «Назови ласково».

У моей внучки не рука, а ручка и т. д. Нога (ножка, плечо (плечико, нос (носик, волос (волосик, палец (пальчик, голова (головка, головушка, щека (щечка, ухо (ушко, живот (животик, глаз (глазок).

Слайд 6. Педагог: Посмотрите прикатился к нам румяный колобок. Ой, посмотрите какой он напуганный! Кто же его так напугал? А давайте представим, что он в лесу встретил великана и рассказывает нам о нём.

Игра «Расскажи про великана»

Не руки, а. ручищи; не глаза, а. глазища; не губы, а. губищи; не кулаки, а. кулачищи; не локти, а. локтищи; не ноги, а. ножищи; не ногти, а. ногтищи; не зубы, а. зубищи; не волосы, а волосищи; не брови, а. бровищи; не живот, а. животище.

Слайд 7. Педагог: К нам прибежал мальчик в сапогах-скороходах и предлагает немножко поразмяться.

Физкультминутка.

Озорные ножки ходят по дорожке

Шея крутит головою вправо, влево оборотик

Покажи мне где животик?

Наше тело подтянулось, как березонька стройна

Стала ровною спина

А теперь все подтянулись

И друг другу улыбнулись

Слайд 8. Педагог: Ребята, к нам пришёл следующий гость, Незнайка. Он вас просит рассказать и показать какие части тела есть у него. Покажем? Повторяйте слова стихотворения и показывайте на себе части тела

Есть на пальцах наших ногти Есть у нас на голове

На руках – запястья, локти Уха два и мочки две

Темя, шея, плечи, грудь. Брови, скулы и виски

Бедра, пятки, две стопы И глаза, что так близки

Есть колени и спина Щёки, нос и две ноздри

Но она всего одна Губы, зубы – посмотри

Подбородок под губой, вот что знаем мы с тобой.

Слайд 9. Игра «Подумай и ответь»

Педагог: Из какой сказки наши следующие гости Буратино и Мальвина?

Буратино: Мне Мальвина задала вопросы, а я не смог на них ответить, помогите мне, пожалуйста, а то она меня в чулан запрет.

Сколько глаз у двух детей? /у двух детей четыре глаза/

Сколько ушей у трех мальчиков? /у тех мальчиков шесть ушей/

Сколько пальцев на левой руке? / на левой руке пять пальцев/

Сколько носов у трех девочек? /у трех девочек три носа/

Спасибо ребята.

Слайд 10. Педагог: Посмотрите, к нам пришёл козлёнок, который любил всё считать. Ему скучно одному, и он приглашает нас с ним посчитать.

Игра "Сосчитай"

Один глаз, два глаза, три глаза, четыре глаза, пять глаз. (Аналогично со словами нос, ухо)

Слайд 11. Многозначность слов.

Педагог: Ребята, к нам в гости зашёл Знайка, вы знаете из какой он сказки? Он нам хочет рассказать о словах, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

Нос – у самолета, у корабля, у чайника;

Глазок – в двери, у картошки;

Горлышко – у бутылки, у ребенка;

Спинка – у стула.

Ножки – у стула, у гриба.

Слайд 12. Составление рассказа о себе по схеме.

Педагог: Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями наших героев. А теперь я вам предлагаем попробовать рассказать о себе, опираясь на схему.

(Сначала педагог рассказывает по схеме о себе. Затем дети по желанию составляют рассказ о себе)

Слайд 13. Итог:

Педагог: Молодцы, ребята, у вас получились очень хорошие рассказа!

Публикации по теме:

Конспект занятия в средней группе «Части тела» Цель: Уточнить знания детей о строении человека, назначение отдельных его частей. Задачи: Учить координировать речь с движениями, развивать.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое.

Конспект НОД по развитию речи для первой младшей группы «Человек, части тела» Программное содержание. Научить ребенка знать различные части тела, для чего они нужны (глаза-видеть, нос- воспринимать запахи и тд.). 1.

Конспект по развитию речи «Части лица человека» Просмотр непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по области «Речевое развитие» (формирование грамматического.

Конспект ООД с презентацией в подготовительной к школе группе «Части тела человека. Голова» Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности по познавательно – исследовательской.

Конспект занятия «Человек. Части тела». Тема «Человек. Части тела» Коррекционно-образовательные цели: познакомить детей с частями тела человека; научить образовывать существительные.

Конспект занятия по развитию речи «Части тела» Конспект занятия по развитию речи с детьми с ЗПР. Тема: «Наше тело» Цели: -дать понятие о частях тела человека, основных органах чувств.

ЦЕЛИ: -Закреплять знания о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях. -Совершенствовать вербальный анализ и синтез. -Воспитывать.

Программное содержание: 1. Расширить и обобщить знание детей о домах. 2. Закрепить навыки словообразования и словоизменения, формировать.

Занятие по познавательному развитию «Изучаем части тела» Познавательное развитие (окружающий мир). «Изучаем части тела» Средняя группа Цель: изучаем части тела человека. Задачи: Закрепить знания.

Библиотека изображений:

Учитель-логопед
Наталья Анатольевна Зорина
г.Челябинск

Коррекционно-образовательные цели:
. Закрепление в речи существительных с обобщающим значением части тела и лица.
. Уточнение и расширение словаря по теме:

Существительные: шея, нога, рука, кисть, лицо, рот, нос, брови, язык, косточки,
градусник, лекарства, доктор, зарядка.
Глаголы: дышать, смотреть, ходить, слышать, бегать, прыгать, хмурить, болеть, лечить,
видеть.
Прилагательные: коричневый, розовый, голубой, левый, правый, здоровый, сильный,
кареглазый, зеленоглазый, большеротый..
Многозначность: ножка, нос, кисть, косточка.
Синонимы: доктор, врач.
. Продолжать учить понимать значение поговорок.
. Отработать пройденные ранее грамматические категории (образование существительных множественного числа; подбор местоимения мой-мои к существительному; образование уменьшительно-ласкательной формы слов: лобик, носик, ротик, бородка, щёчки.
. Формировать практические навыки словообразования.
. Закрепить навыки произнесения слов сложной звуко-слоговой структуры.
. Овладение навыками составления сложноподчинённых предложений по вопросам, с опорой на сюжетные картинки.
. Формировать умения и навыки связной речи.
. Закрепить знания о частях тела и лица.

Коррекционно-развивающие цели:
. Развивать и активизировать слуховое и зрительное внимание, слуховую и зрительную память.
. Развивать артикуляционную моторику.
. Развивать мелкую моторику рук дошкольников.
. Закреплять сенсорные навыки.
. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности.
. Включать задания с опорой на несколько анализаторов.
. Уделять внимание мотивации обучения.

Коррекционно-воспитательные цели:
. Формировать представления детей о зависимости здоровья от двигательной активности.
. Формировать навыки сотрудничества.
. Формировать навыки контроля и самоконтроля.

Предварительная работа.
1. Целевая прогулка: в кабинет к медицинской сестре.
2. Сюжетно-ролевая игра “Больница”.
3. Выработка подъёма языка вверх.
4. Классификация частей тела и лица.
5. Дидактическая игра “Один – много”.
6. Рекомендации родителям по закреплению словаря по теме.

Оборудование.
1. Игрушка Доктора Градусника.
2. Индивидуальные зеркала.
3. Витаминки голубого, розового, коричневого цвета.
4. Предметные и сюжетные картинки.
5. Доска.

ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент. (Формирование умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности. Продолжать учить понимать значение поговорок.)
– Здравствуйте, ребята! Сегодня пойдёт со мной играть только тот, кто правильно ответит на мои вопросы. Посмотрите на картинки и скажите, что общего у человека и: у стола, двери, винограда, корабля. (Ножки, ручка, косточки, нос).
– Молодцы. Ребята, как много у нас гостей, подойдем, поздороваемся. (Дети здороваются). А знаете, вы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: Здравствуйте! Здоровья желаю! Недаром русская народная поговорка говорит: “Здороваться не будешь, здоровья не получишь”.

2. Развитие мелкой моторики.
– Сегодня к нам пришёл уже знакомый вам Доктор Градусник. Он нечаянно рассыпал витаминки. Давайте поможем ему собрать витаминки. Саша будет собирать витаминки розового цвета в розовые ячейки, Дима соберёт витаминки голубого цвета в ячейки голубого цвета, Андрей будет собирать коричневые витаминки в ячейки коричневого цвета. (Дети выполняют задание.)
Индивидуальный подход: детям с хорошо развитой моторикой предлагаются ячейки более мелкие. Каждому ребёнку раздаётся тот цвет “витаминок”, который он путает или не знает. Логопед по ходу выполнения задания спрашивает детей:
– Для чего нужны витаминки?
– Ребята, для чего нужен градусник?

3. Артикуляционная гимнастика. (2-3 мин.) (Соблюдение правильной рабочей позы. Выработка подъёма языка вверх, развитие умения делать кончик языка напряжённым.)

– Состояние здоровья можно узнать не только по температуре тела, но и по вашему языку.
Садитесь за свои рабочие места. Проверьте свою осанку: спинки – картинки, ножки – дорожки. Возьмите зеркала и покажите свои язычки “Лопаточкой” .
– Ваши язычки розовые, здоровые, а значит они сильные. Давайте покажем Доктору, какие сильные у вас язычки. Вспоминаем упражнение “Барабанщики” . Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук “д”. Сначала звук произносится медленно, затем ускоренно.

4. Упражнение “Отгадай, что под шторкой” . (Выработка правильного речевого выдоха. Закрепление названий цветов: розового, голубого, коричневого.)
– Отодвиньте зеркала. Посмотрите, что принёс вам Доктор Градусник.
Логопед раздаёт детям карточки с наклеенными изображениями частей лица, размещёнными под “шторкой”.
– Ребята, давайте подуем и посмотрим, какие картинки спрятал Доктор Градусник под “шторками”. Назовите свои картинки. (Дети называют: “У меня под розовой шторкой рот, нос, брови). Логопед называет своё изображение, добавляя слово “моя щека”. Саша, чей у тебя нос?” Дети отвечают на вопрос логопеда “чей”, добавляя слова “мой- мои”. (Мой нос, мой рот, мои брови).

5. Игра “Что чем делаем?” (Отработка глагольного словаря по теме. Закрепление обобщающего слова “части лица”.)
– Скажите, пожалуйста, что мы можем делать носом? (Носом мы дышим). (Слышим ушами, видим глазами, едим ртом, хмуримся бровями, улыбаемся губами)
– Как можно назвать одним словом: нос, подбородок, губы, глаза...? (Части лица).

6. Массаж лица.
– Давайте вспомним стихотворение о нашем лице:
(Дети выполняют постукивающие движения по называемым частям лица.)
Лицо – это домик.
Крыша – наш лобик.
Окошки – глаза.
Щёчка – стена.
Бородка – наш пол,
А ротик – наш стол.
(Дети выполняют поглаживающие движения по называемым частям лица.)
Мы вымоем крышу.
Окошки протрём,
И стены покрасим,
И пол подметём.
А столик протрём.
Красивый наш дом!

6. Игра с мячом “Один – много”. (Образование множественного числа существительных в родительном падеже.)
Логопед предлагает поиграть с мячом.
– Ребята, у меня один нос. А как сказать одним словом, если их много? У нас много чего? (Много носов). А теперь поиграем с мячом.
Логопед называет часть лица и бросает мяч, а дети множественную часть и бросают мяч обратно логопеду. (Ухо – ушей, подбородок – подбородков, лицо – лиц, рот – ртов)

7. Игра “Сундучок изумления”. (Образование сложных слов. Пополнение словаря словом кареглазый.)
Логопед подводит детей к “сундучку изумления”.
– Кто самый внимательный, тот ответит на вопрос, как мы называем человека с большим ртом? (Большеротый). ... с зелёными глазами? (Зеленоглазый).
– Слово трудное. Давайте, повторим его ещё раз. А помогут нам в этом наши ладошки. (Дети произносят слово, отхлопывая его.)
Образование сложного слова: кареглазый. Логопед объясняет, что человека с коричневым цветом глаз называют кареглазым.

7. Собирание разрезной картинки человечка Неболейкина. (Упражнение на развитие зрительного гнозиса с элементами контроля за своими действиями и действиями товарищей. Развитие мелкой моторики.)
– Мы совсем забыли про Доктора Градусника, а ведь он хотел познакомить вас со своим другом Неболейкиным. Неболейкин любит заниматься физкультурой и спортом. Это значит, что тот, кто быстро и правильно соберёт фотографию Неболейкина пойдёт делать зарядку.
Пока дети собирают картинку, логопед спрашивает для чего нужно делать зарядку. (Чтобы быть здоровым и сильным.)
– А где находится наша сила? (В мышцах.) (Дети собирают разрезную картинку, а затем выходят на ковёр для спортивных упражнений.)

8. Физминутка. (Предупреждение утомления и переутомления.)
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку!
Руки в стороны, согнули.
Вверх подняли, помахали.
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
Дружно присели,
Пяточки задели...
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.

– Молодцы! Похвалите себя: обнимите себя правой рукой за левое плечо, а левой рукой погладьте по голове.

9. Дидактическая игра “4 – й лишний”. (Развитие умения классифицировать предметы. Закрепление обобщающих понятий “части тела” и “части лица”.)
Логопед предлагает посмотреть на картинки и догадаться, что тут лишнее и почему? На доске развешаны картинки: рот, нос, рука, лоб.). Лишняя картинка – рука. Рука – это часть тела, а остальные картинки – части лица.
– Какие ещё части тела вы знаете? (Ответы детей.)

10. Дидактическая игра “Для чего нужны человеку части тела?” (Составление сложноподчинённых предложений с опорой на сюжетные картинки.)
Затем логопед показывает детям сюжетные картинки, и просит составить предложение. Например: Ноги нужны человеку для того, чтобы ходить по улице. (Руки нужны человеку для того, чтобы мыть посуду, гладить кошку, играть на рояле...)

11. Рассказ с элементами размышления “Ева-доктор”.
– Сегодня мы всё занятие говорим о частях тела человека. А к кому же мы можем обратиться за помощью, если у нас что-нибудь заболит? (К врачу.)
– Каким ещё словом можно назвать врача? (Доктор.)
– Какое главное дело врача? (Главное дело врача – вылечить больного.)
– Помните, ребята, как вы играли в группе в “больницу”? (Да.) В тот же день, нашей Еве дома подарили игру “Айболит”.
Логопед, прикрепляя к доске картинки сверху вниз одну под другой, продолжает рассказывать текст:
Еве подарили игру “Айболит”. Там были бинты, вата, градусник, шприцы для уколов. И теперь Ева каждый день играет в больницу. В этой больнице – она доктор, а её игрушки – больные. Ева кладёт их на диван и ставит им градусник, даёт лекарство. Хотела Ева также полечить своего дедушку. Но он почему-то пошёл к настоящему доктору. Как вы думаете, почему?
Поочерёдно показывая на каждую картинку, логопед просит припомнить, о чём говорилось в каждом предложении. Затем дети по цепочке пересказывают весь текст. По окончании пересказа логопед переворачивает картинки через одну тыльной стороной и предлагает одному из детей воспроизвести содержание рассказа.

12. Рефлексия.
– Что больше всего вам понравилось делать?
– Зачем мы это делали?
– Вам было трудно?
(Логопед даёт оценку работе детей.)
– Я и Доктор Градусник желаем вам здоровья. Эти витамины здоровья помогут вам никогда не болеть. (Логопед раздаёт детям “витамины здоровья” от Доктора Градусника.)

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 000» г. Перми

Конспект занятия по развитию речи

в старшей логопедической группе.

«Умка узнает части тела человека».

Составила

учитель-логопед

Пермь, 2013г.

Цель: Формирование лексико-семантической системы по теме «Человек и его тело»

Образовательные:

1. Упражнять в подборе слов – предметов, слов – признаков, слов – действий.

2. Закрепить образование уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных –ок , -ик , .

3. Познакомить с увеличительными суффиксами существительных.

4. Закреплять знания детей о частях тела человека: внешние признаки, свойства, функции.

5. Закрепить в активном словаре детей редко употребляемые слова: части тела: темя, затылок, виски, скулы, мочки, запястье, голеностоп.

Развивающие:

1. Способствовать развитию умения рассуждать, строить связные высказывания, используя сложноподчиненные конструкции.

2. Упражнять в умении концентрировать и распределять внимание.

3. Развивать слуховое и зрительное восприятие детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к своему телу.

2. Воспитывать дружелюбие, желание помочь окружающим.

Материал к занятию : мультимедиа, диск с мультфильмом; магнитофон, аудиокассета; «волшебная» шкатулка; простые карандаши.

Дидактический материал: индивидуальные листы по количеству детей к заданию «Что забыл дорисовать художник?», карточки с частями тела, картинки с изображением великана и гнома, 2 кружка (красный, зеленый), карточки с изображением валеологических ситуаций.

Ход занятия :

v Ребята, у меня есть звуковое письмо. /На письме надпись: Звуковое письмо с Северного полюса/. Кто его прислал, я не знаю. Как мы это можем узнать?

(Тогда давайте посмотрим.)

(просмотр фильма)

Ребята, это звуковое письмо пришло к нам от медвежонка Умки. А зачем он нам его отправил?

(Как вы думаете?)

(Он хочет узнать все о человеке).

Посмотрите, какой смешной медвежонок Умка. Он думает, что у человека две головы. А вместо ног лапы. Он не знает частей тела человека.

Сможем ли мы ему рассказать о частях тела человека? (ответы детей)

А как он узнает обо всем, что вы ему расскажете? Ведь он живет далеко – на северном Полюсе.

Правильно! На некоторых видах транспорта можно добраться до Северного полюса, но ведь сейчас мы не можем поехать к Умке. Как нам быть? (пауза)

У меня есть волшебная шкатулка. Все, что мы расскажем Умке о частях тела человека, эта шкатулочка соберет в себя, как магнитик притянет себе все ваши высказывания. (Открываем шкатулку.) Ой, а в ней что – то лежит.

(задание «Дорисуй часть тела» Приложение 1.).

Кто нарисован на этих картинках? (человек)

А давайте мы эти картинки отправим Умке и он посмотрит, как выглядят люди. (дети замечают, что не хватает некоторых частей тела)

Правда? А у тебя? Да, правильно все подметили. Как можно одним словом назвать то, чего не хватает нашим человечкам (части тела )

Что же нам делать? Как мы отправим такие рисунки Умке (надо дорисовать )

Пойдемте, за наши столы и дорисуем недостающие части тела.

Дети выполняют задание.

(Я дорисовал человеку глаза

/ Кладет рис. в шкатулочку./)

/Дети стоят в кругу/

Давайте расскажем Умке

Что у человека бывает по два

По одному (все слова «кладем» в волшебную шкатулку)

Как много вы назвали слов - предметов, обозначающих части тела. Все они находятся здесь, в шкатулочке. А как вы думаете, Умке интересно будет узнать, для чего человеку нужны все части тела?

/ Варианты ответов детей /

А пока вы будете называть слова-действия, наша волшебная шкатулка будет их собирать.

Для чего нужны руки

Повару - готовить

Художнику - рисовать

Швее - шить

Бабушке - вязать

Учителю - писать

Ребенку - играть

Обжоре - кушать

Для чего нужны ноги

Футболисту - мяч гонять

Балерине - танцевать

Бегуну - бегать

Пешеходу - ходить

Фигуристу - кататься

Прыгуну - прыгать

А для чего вам нужна голова?

(дети сидят в кружочке на коврике)

- Ребята, у меня есть очень интересный рассказ, который можно было бы отправить Умке, но у него нет конца. Не знаю, кто бы мне помог придумать конец рассказа…….

А вы можете мне помочь?

Собрались однажды все части лица в кружок, так же, как и мы с вами и стали спорить, что для человека важнее: глаза или нос, зубы или язык, лоб или щеки. Первым выступил нос: «Я – самая важная часть лица, потому что…» И все…

Возьмите себе по одной карточке и представьте, что вы не дети, а какая-то часть лица. Что бы вы сказали?

(дети выбирают по одной карточке с изображением частей тела и продолжают рассказ - Приложение 2.)

v Ребята, вам нравится наш рассказ? А Умке он понравится? Какой вывод сделает медвежонок: какая же часть самая важная на лице человека? (все части лица одинаково важны для человека)

Массаж.

Ребята, есть массаж, который укрепляет части головы.

Брови на лице найдем

И тихонечко потрем.

Переносицу найдем

И тихонечко потрем.

К скулам пальцы подведем

И виски чуть – чуть потрем.

Подбородок мы найдем

И опять виски потрем.

И затылок мы найдем

И тихонечко потрем.

Мочки на ушах найдем

И слегка мы их пожмем

А теперь потрите щечки

Ваши щечки, как цветочки.

v Дети, Умка со своей мамой любит играть в игру «Большой –- маленький - огромный» .

Хотите тоже поиграть в такую игру? (2 карточки: гномик и великан)

Нос – носик – носище

Глаз – глазик – глазище

Рот – ротик - ротище

Ухо – ушко – ушище

Нога – ножка - ножище

Живот – животик - животище

Палец – пальчик – пальчище

Коленка – коленочка – коленище

Локоть – локоток – локотище

Зуб – зубик – зубище

Голова – головка – головище

v Ребята, а давайте расскажем Умке, как мы гордимся тем, что мы люди и очень дорожим и бережем свой организм.

Разложим эти картинки на два разных поля. На зеленом поле будут располагаться картинки, которые говорят о том, как сохранить здоровье, а на красном поле – то, что вредно для здоровья. (Приложение 3.)

Как можно беречь уши?

(Если слушать громкую музыку, то можно оглохнуть; в ветреную погоду нужно носить шапку, иначе заболят уши...)

Как можно беречь язык?

(Если пить горячий чай, то можно обжечь язык; если прикоснуться языком зимой до металлической трубы или ручки дверной на улице, то язык примерзнет к железу…)

Как нужно беречь нос?

НОД по О.О. Речевое развитие "Моё тело"

Программные задачи:

Образовательные:

  1. Учить составлять небольшой рассказ – описание своей внешности.
  2. Формирование словаря и грамматического строя: усвоение притяжательных местоимений, закрепление навыка согласования прилагательных с существительными.
  3. Закрепление знаний о строении тел человека и животного. Поиск сходств и различий.
  4. Закрепление знаний о рукотворных средствах передвижения.

Развивающие:

1. Активизировать нравственно-мыслительную аналитическую работу ума ребёнка (самопознание, самовоспитание собственной личности).

2. Совершенствование речи в форме диалога.

Воспитательные:

  1. Учить осознавать собственную значимость, индивидуальность.

Материал: зеркала для всех детей, альбомные листы, маркеры; картинки с изображениями животных, человека, человека и животных.

Предшествующая работа:

Проведение этических бесед: «Вежливые слова», «Поведение в общественных местах», «Уроки Айболита», «Уроки Мойдодыра», «Азбука Здоровья», разучивание сценки «Про нос и язык»

Ход образовательной ситуации

Воспитатель подзывает детей к себе: Дети, мы с вами много беседовали о теле человека и вы знаете много загадок. Кто помнит загадки о частях лица человека? (дети загадывают загадки) Молодцы, ребята, много загадок знаете. А сейчас я вам загадаю загадку. А вы подумайте, что это такое.

Есть у радости подруга

В виде полукруга

На лице она живёт

То куда-то вдруг уйдёт

То внезапно возвратится

Грусть, тоска её боится (Улыбка)

Как вы думаете, что это такое? Правильно, улыбка. А теперь подумайте, какое слово среди отгадок лишнее? (Улыбка) Ребята, а почему вы думаете, что слово «улыбка» среди отгадок лишнее? (Ответы детей) Правильно, дети, улыбка – не часть лица, а проявление чувств. Вы улыбаетесь, когда чувствуете радость. А все остальные слова означают части лица человека. Дети, у всех у вас на лице есть и глаза, и нос, и уши, и рот. Но вы все разные и не похожи друг на друга. Давайте все сядем за столы и рассмотрим свои лица. (Дети садятся за стол, где разложены зеркала. Дети рассматривают себя в зеркало) Дети, какие у вас части лица: уши, рот, глаза, нос? Подумайте и скажите.

Воспитатель задаёт вопросы:

Полина, скажи, какие у тебя глаза? (красивые, серые, большие)

Илья, скажи, какой у тебя нос? (короткий, маленький, широкий)

Андрей, какие у тебя губы? (пухлые, маленькие, розовые)

Гоша, какие у тебя уши? (большие, чуткие, чистые0

Вот, ребята, сколько слов можно сказать о своём лице. А теперь опишите кто-нибудь своё лицо полностью.

Воспитатель опрашивает двух или трёх детей. Хвалит их. Вместе с детьми оценивает результаты: Ребята, чей рассказ вам понравился больше? Почему?

У человека два глаза, два уха, а вот нос и рот один. Как вы думаете, почему? Сейчас про это нам покажут сценку Женя и Полина.

Инсценировка «Про нос и язык» (по Е. Пермяку)

У Кати было два глаза, два уха, две ноги, а язык один и нос тоже один. –«Скажи,бабушка,-просит Катя,- почему у меня всего по два, а язык и нос тоже один?» -« А потому, милая внучка,- отвечает бабушка, -чтобы ты больше ходила, меньше болтала и нос свой, куда не надо, не совала.»

Вот ребята, какую весёлую, шуточную сценку нам показали девочки.

Ребята, мы с вами уже говорили, что каждая часть тела человеку очень нужна. Скажите, для чего человеку нужны уши? А для чего нужны глаза? А для чего нужны ноги? (Ответы детей) Правильно, дети, ноги нужны в первую очередь для передвижения. А какие части тела используют для этого животные? (лапы, крылья, плавники, хвост) Но человек не может так быстро двигаться, как например, собака или лошадь. Это неудобство человек исправил в рукотворном мире. Человек сделал такие приспособления, на которых можно быстро передвигаться. Назовите мне, что это за средства передвижения? (Ответы детей: велосипед, машина, мотоцикл, самолёт, ракета) Дети, я даю вам задание нарисовать средства передвижения, которые сделаны руками человека, и надо рисунки расставить так, чтобы последним оказалось самое быстроходное из существующих сегодня.

После выполнения задания воспитатель хвалит детей и и задает следующий вопрос: Скажите мне пожалуйста, чем человек сделал эти средства передвижения (С помощью рук) А для чего ещё нужны руки? (Одеваться, рисовать, лепить, строить и т.д.) Правильно, дети, с помощью рук человек творит. А какой орган используют для этого животные? (У животных нет рук и творить они не могут) Правильно, дети, у животных нет рук, и творить они не могут. Руки есть только у одного животного, у обезьяны. Но с помощью них они передвигаются и уже потом пользуются предметами. У остальных животных вместо рук – лапы. Две руки у человека прекрасные помощницы. Но как вы думаете, ребята, они у вас одинаковые? (Нет, разные. Одна правая, другая левая) Правильно, а они одинаково работают? (Нет, одна сильнее) Покажите, какая рука у вас сильнее, какой вам удобнее держать ложку, рисовать. (Дети поднимают руку) Какая это у вас рука? (Правая)

Правильно, одна из рук ведущая. Ведущая рука всегда чуть-чуть сильнее. Обычно это правая рука. Но иногда ведущей бывает левая. Таких людей называют левшами.

Мы с вами говорили о руках и ногах. А теперь давайте немножко разомнёмся.

Физкультминутка

Мы ногами топ, топ

Мы руками хлоп, хлоп

Мы глазами миг, миг

Мы плечами чик, чик

Голову мы повернули

Раз туда, два сюда

Повертись вокруг себя

Раз – присели, два – привстали

Руки кверху все подняли

Раз, два, раз, два

Заниматься нам пора!

Воспитатель обращает внимание детей на рисунки. На первом рисунке нарисованы: корова, курица, бабочка, дельфин. На втором рисунке нарисованы: человек, собака. На третьем рисунке нарисован только человек.

Воспитатель задаёт вопросы по первому рисунку: Назовите, пожалуйста, части тела, которые есть только у животных. (крылья, лапы, плавники, хвосты, копыта, рога, когти, клюв, гребешок, бородка)

Вопросы по второму рисунку: «Назовите части тела, которые есть и у животных и у человека. (голова, глаза, нос, рот (пасть).

Назовите части тела, которые есть только у человека. (лицо, рука, ступня)

Значит какой можно сделать вывод? Тела человека и животных устроены по-разному.

Воспитатель подводит итог: Дети, о чём мы сегодня говорили. (Ответы детей) Все части тела человеку очень нужны. А поэтому необходимо беречь своё тело. Молодцы, наше занятие закончилось.

Елена Некрасова
Конспект занятия «Части тела» для старшей группы

Конспект занятия для старшей

группы на тему "Части тела "

Задачи :

образовательная :

закреплять знания по данной лексической теме;

уточнение и активизация словаря через слова, обозначающие действия

предметов; учить образовывать

существительные с уменьшительными и

увеличительными оттенками.

развиваюшая :

развитие мыслительных процессов анализа и синтеза,

речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, общей моторики.

воспитательная :

воспитывать заботливое отношение к своему

организму.

Оборудование :

фотографии с изображением людей разного возраста;

изображения отдельных частей тела ; альбомы; цветные карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель :

Ребята, сегодня к нам в детский сад пришел Колобок и принес

фотографии. Давайте расскажем Колобку, кто изображен на них?

Как можно назвать их одним словом? (люди)

Чем отличаются люди друг от друга? Обратите внимание на возраст, рост, вес,

цвет глаз, цвет волос.

А теперь ответьте, что общего у таких разных на вид

людей (люди похожи друг на друга формой своего тела )

Колобок :

Значит я тоже человек?

Воспитатель :

Ребята, а разве Колобок похож на людей? Чем отличается он?

2. Основная часть

Работа со схемой.

Из каких частей состоит наше тело ? (голова, шея, туловище, руки, ноги)

Возьмите каждый по одной части . А теперь давайте соберем человека из этих

частей . Как вы думаете, какая часть самая главная ? (голова)

На чем держится голова? (на шее)

Самая большая часть нашего тела ? (туловище)

А главные помощники нашего тела , это.? (руки и ноги)

По сколько рук и ног у человека?

Рассмотрите, что есть одинакового на руках и ногах?

Физкультминутка

Живут мальчики –веселые пальчики

Озорные ножки ходят по дорожке

Шея крутит головою вправо, влево оборотик

Покажи мне где животик?

Наше тело подтянулось, как березонька стройна

Стала ровною спина

А теперь все подтянулись

И друг другу улыбнулись

Сегодня для вас ребята приготовили свои загадки.

А помогут их разгадать вам волшебные зеркала.

(Каждому ребенку дается зеркало)

-Итак, слушайте :

1. Брат с братом через дорогу живут.

А один другого не видят

(глаза)

Внимательно посмотрите на себя в зеркале. Как вы думаете, что это?

Правильно, это глаза. Слушаем следующую загадку.

2. Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)

3. Вот гора, а у горы две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит.

(Нос)

4. Не сеют, не сажают, сами вырастают.

(Волосы)

5. Отворю хлевец, покажу стадо белых овец.

(Зубы и рот)

А теперь, ребята я хочу с вами поиграть в игру, которая

называется “Исправь

ошибки”.

Как вы считаете голова нужна, чтобы нюхать? Вы согласны со мной?

Объясните почему?

А глаза нужны, чтобы дышать? Уши –чтобы говорить? Нос-чтобы рисовать?

Руки ходить? Ноги –чтобы думать? Рот –чтобы смотреть?

(После каждого вопроса делается пауза, чтобы дать возможность детям

опровергнуть его и привести свои доводы)

Следующая игра “Доскажи словечко”. Я начинаю предложение, вы

заканчиваете.

Головой мы что делаем? (думаем) . Ушами что делаем? (слушаем) . Глазами.?

(смотрим) . Носом.? (дышим, нюхаем) . Ртом.? (едим, пьем, говорим) . Руками.?

(берем, держим) . Пальцами.? (трогаем, гладим, рисуем) . Ногами.? (ходим,

бегаем, прыгаем).

И последняя игра “Назови ласково”. Назовите все части тела ласково : рука

(ручка, нога

(ножка, плечо (плечико, нос (носик, волос (волосик, палец

(пальчик, голова (головка, головушка, щека (щечка, ухо (ушко, живот

(животик, глаз (глазок) .

Игра “Расскажи про великана”

Колобок :

Ребята, а я знаю одного великана и у него не нос, а носище. Не руки,

а. Ой, не знаю как сказать? Помогите мне, пожалуйста.

Не руки, а. ручищи; не глаза, а. глазища; не губы, а. губищи; не кулаки, а

Кулачищи; не локти, а. локтищи; не ноги, а. ножищи; не ногти, а. ногтищи;

не зубы, а. зубищи;не волосы, а волосищи; не брови, а. бровищи; не живот, а

Животище.

Бабушка-Загадушка :

А мне, ребята, с вами пора прощаться. До свидания!

3. Итог занятия

Колобок :

Ой, как я тоже хочу быть похожим на людей.

Воспитатель :

Ребята, а давайте представим, что у Колобка появились как у

человека все части тела . Нарисуем его портрет и подарим ему.

Публикации по теме:

Конспект НОД для детей средней группы «Изучаем части тела» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 «Сосна» Конспект НОД для детей средней группе.

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему "Человек. Части тела" в подготовительной группе (логопедическая) Цель:.

Конспект по познавательному развитию «Человек. Части тела». (старшая группа) Интеграция образовательных областей: социально-коммутикативное, познавательно-исследовательское, речевая. Задачи: 1. Развивать познавательный.

Конспект занятия по развитию словаря в средней группе. «Части тела» Конспект занятия по развитию словаря в средней группе "Части тела". Цели:Познакомить детей с частями тела человека; научить образовывать.

Конспект занятия по валеологии во второй младшей группе «Части тела» Конспект по валеологии во второй младшей группе «Мое тело» Цели и задачи: 1. Дать детям понятие о частях тела. 2. Развивать основные виды.