«Бить или не бить жену?» – пугает сам вопрос. Что делать, если избил муж, куда обращаться

Сошлюсь, впрочем, на мнение святого отца, которого не только чту как великого угодника Божия, но и искренне люблю и уважаю как человека глубочайшей внутренней культуры, человека мудрого и рассудительного. Я имею в виду .

В письме одной своей корреспондентке, молодой маме, он очень убедительно пишет о том, что физическое наказание в отношении ребенка – ошибка. Конечно, кто-то скажет, что святитель был монахом и у него не было собственной семьи и детей… Но я не могу на этом основании подвергать его совет сомнению – и не только из-за того, что очевидно его соответствие духу христианской кротости и любви. Ведь если не было у святителя Игнатия жены и детей, то был он когда-то сам ребенком, с папой и мамой, братьями и сестрами, поэтому опыт жизни в семье, пусть и «с другой стороны», безусловно, у него есть.

Во-вторых, реальность, окружающая нас, такова, что, к сожалению, она свидетельствует: если в семье действительно есть кто-то вышедший из детского возраста, но, тем не менее, неразумный и нуждающийся в воспитании, то далеко не всегда это жена. Нередко это как раз муж.

Больше того скажу: как часто нам приходится иметь дело в храме с женщинами, мужья которых – пьющие, не работающие или работающие от случая к случаю, набравшие каких-то нереальных кредитов – попросту вынуждают жену не только взять на себя роль главы семьи, но и подъять подвиг терпения, могущий с течением времени из человека сотворить существо равноангельное.

И редко кто из таких жен задается вопросом: а не ломать ли мне мужа через колено? А не пороть ли его, когда к бутылке тянется?

А не спускать ли его в воспитательных же целях с лестницы, когда вдруг приходят документы, свидетельствующие об отсутствии платежей по кредиту, о котором супруга и не ведала даже? И который не кому-то, а ей теперь гасить, отказывая во всем себе и детям. Не говорю уже о случаях, когда муж в придачу ко всему упомянутому регулярно жене изменяет…

Не подумайте: я совсем не стремлюсь доказать, что «хуже» и «неразумнее» не женщины, а мужчины, я просто пытаюсь немного выровнять угол зрения на проблему, объяснить, что когда женщина требует уважения к себе, то она не обязательно феминистка, так же, как и мужчина, женщину уважающий, не зачисляется вследствие этого автоматически в подкаблучники. Наоборот как раз: уважение к женщине одно из непременных качеств настоящего мужчины. А агрессия – следствие страха перед ней и собственной беспомощности.

В-третьих. О «подкаблучниках» как раз. О том, почему я к этой проблеме решил вернуться. В разной форме звучал и продолжает звучать в интернет-дискуссиях «мужской» вопрос: «Что мне делать, если жена меня подавляет? Если она меня шантажирует? Если… загоняет под каблук?».

Я не считаю, что над этим вопросом можно просто посмеяться или, пожав плечами, попросту забыть о нем. Это вопрос серьезный. И делать с этим обязательно что-то надо, меры принимать необходимо. Только не физического характера, повторюсь, и не по отношению к жене, а по отношению к себе.

Долг мужчины по отношению к женщине в семье – быть ее надеждой и опорой, быть способным жену и детей содержать, быть способным о ней и о них заботиться (не говоря уже – любить: без этого условия и семья появляться на свет не должна).

Долг мужчины быть сильным – не только и не столько физически – сколько духом. Он должен вызывать уважение, доверие, с ним женщине должно быть хорошо и спокойно.

Это вещи аксиоматического характера, но их почему-то никто почти не помнит… Точно так же, как аксиомой является и следующее: если женщина находит подобного мужчину, то желания доминировать над ним, бороться с ним за первенство, за власть у нее, как правило, не возникает.

Есть, безусловно, примеры в этом смысле патологические, когда женщина к власти действительно стремится, не может без нее жить, но проявляется это стремление не со временем, оно присутствует изначально (со временем женщина меняется в этом направлении, как правило, в двух случаях: когда мужчина предпочитает сидеть у нее на шее, делегировав ей свои права и полномочия, и когда он неразумно балует и тем самым развращает ее, точно так же предоставляя ей место на своей шее).

И тут все упирается в вопрос о том, насколько люди успели друг друга прежде женитьбы узнать, насколько ответственным был этот шаг, насколько серьезным. Глаза, и ум, и сердце есть ведь у всех… Только не пользуется ими зачастую человек по назначению, а так – эксплуатирует в некоторой степени.

А даже если и «ошибся» человек, предположим, мужчина, женился на «владычице морской» вместо кроткой и покорной овечки, то не фатальная это ошибка. И не экстремальными мерами проблема эта преодолевается. А какими?.. Да все теми же: будь сильным, мужественным, надежным и… умным. Если и правда оказалось так, что не ты нуждаешься в воспитании, а жена, то воспитывай, только не с засученными рукавами, а с головой к этому подходя.

Какими методами тут пользоваться? Не думаю, что нужно об этом распространяться здесь подробно, это скорее решается посредством частных консультаций с учетом всех ситуативных нюансов – с опытным священником или хорошим психологом. Но однозначно решается. Тут как и во всех подобных ситуациях трудно не узнать , что и как делать, а начать делать , то есть решиться на изменения – внутренние и внешние.

Дорогие мужчины! Женщина не может сделать мужчину подкаблучником, не может никуда его «загнать», подкаблучником он становится сам, когда от мужских своих обязанностей и качеств отказывается. И себя, а не жену надо ломать в такой ситуации об колено. И не ей говорить: «Пошла вон, коза дурная!» (прошу прощения за цитату), а себе: «Соберись, тряпка, стань наконец мужиком!». Это работает – реально работает.

***

P.S. Предвидя достаточно обычное при обсуждении таких вопросов недоумение-негодование (монах, а учит, как в семье жить!), сделаю необходимую оговорку. В наших современных условиях служащий на приходе (а впрочем, и в большинстве монастырей) священноинок находится в гуще тех же самых проблем, что и семейный священник. И если он является пастырем ответственным и неравнодушным, если он имеет соответствующий опыт служения и общения с людьми, то, конечно же, знает, что посоветовать человеку в сложной, в том числе и семейной ситуации, потому что таков его долг – и знать, и советовать.

Поверьте: оптинские старцы, наставлявшие массу мирских людей, в том числе и в вопросах совершенно житейских, семейных, делали это не только потому, что им всегда Духом открывалось, что посоветовать и что сказать, но и в силу своего пастырского и жизненного опыта.

Я постарался сказать в этом тексте о том, о чем нередко так или иначе приходится говорить у аналоя с крестом и Евангелием. И как священник я правда не раз видел, как менялась жизнь в семье, где хотя бы один человек соглашался не ждать пока изменится другой, не пытался этого другого изменить, а начинал с себя. Это тоже аксиома – и семейной, и просто – жизни.

Лучше, если есть возможность воспользоваться услугами адвоката — на услуги защитника придется потратиться, но он окажет грамотную помощь вам на всех стадиях процесса — от подачи заявления до вынесения судебного решения.

Общая информация

Для этого вам следует обратиться в ближайший полицейский участок , где вы напишете заявление на имя начальника отделения и будете направлены на медицинское освидетельствование .

Учитываются все побои, даже не оставившие видимых следов. Медик занесет в карточку все результаты обследования, остальное уже — работа дознавателя. Потерпевший пишет заявление с просьбой привлечь злоумышленника к уголовной ответственности . Уголовное дело по факту нанесения побоев возбуждают по жалобе пострадавшего.

После предоставления в суд заявления и доказательств вины обвиняемого, заявитель ожидает вызова для судебного разбирательства. Заявление пишет лично пострадавший, либо его законный представитель.

В полицию и на освидетельствование идти нужно обязательно . Ни в коем случае нельзя «прощать» или думать, что, мол, преступников все равно не накажут. Это заблуждение. Также вы не знаете, какие последствия для здоровья будут иметь нанесенные побои.

Даже если нет видимых следов насильственных действий , проблемы со здоровьем могут проявиться спустя некоторое время, тогда, при наличии у потерпевшего соответствующих справок, дело будет переквалифицировано по другой статье.

Уголовное наказание

Сколько дают за побои? Лицо, признанное виновным в нанесении побоев, может быть приговорено к:

  • сроком до трех месяцев;
  • в размере одной заработной платы или другого дохода пострадавшего, за период до 3 месяцев;
  • 100 МРОТ;
  • сроком до полугода;
  • (от 120 до 180 часов).

Какой срок?

Если же нанесенные пострадавшему побои были особенно жестокими , то виновник вполне может и — на срок до пяти лет.

Посадить могут, если побои были совершены по предварительному сговору группой людей , имевших намерение совершить хулиганские действия; также если они были нанесены малолетнему или лицу, исполняющему служебный долг; если для избиения использовалось оружие или другие тяжелые предметы.

Штраф

Как гласит пункт 1 все той же сто шестнадцатой, виновное лицо может быть оштрафовано на 40 000 рублей или сумму, составляющих три заработных платы.

Моральная компенсация

За побои потерпевший может получить также компенсацию морального ущерба. Сумму компенсации устанавливает суд , причем она может сильно отличаться от той, которую указал истец в заявлении. Если вы желаете избежать проблем, связанных именно с этим отличием, то лучше для защиты своих интересов нанять адвоката .

Он поможет грамотно составить заявление, правильно определить сумму для требуемой компенсации, задействует всех свидетелей, чьи показания потом будут представлены в суде — для более точной и ясной картины происшедшего.

Суд может обязать виновного выплатить компенсацию в пользу пострадавшего, если сочтет, что его личные неимущественные права были нарушены; что ему были причинены физические и нравственные страдания; или же есть другие весомые обстоятельства, позволяющие суду прийти к такому выводу — так гласит статья 151, которая как раз и посвящена компенсации морального вреда.

Есть ли ужесточение наказание за нанесение побоев несовершеннолетнему?

Если избили несовершеннолетнего, наказание будет гораздо строже . Особой статьи для этого деяния нет. Однако в законодательстве есть ряд норм, где указано, что малолетний возраст является отягчающим обстоятельством и может сильно повлиять на меру наказания виновному — в зависимости от последствий, которые повлекли за собой побои.

Избивший малолетнего может быть приговорен к лишению свободы на срок 3-7 лет (часть 2, «г», статьи 117); либо на срок до пяти лет (как требует часть 2 «в» статьи 112), а то и вовсе — на 10 лет (часть 2, «б», статьи 111 УК РФ).

Срок давности

Для подачи заявления о нанесении побоев установлен срок давности — два года . Это предусматривает статья 78 УК РФ.

Судебная практика

На практике в делах с побоями не все так однозначно. Может оказаться так, что виновник окажется человеком юридически подкованным и может написать встречный иск , дать взятку эксперту или вообще привести «своих» свидетелей, которые дадут подробные показания в его пользу.

В таких случаях (да и вообще, если речь идет о нанесении побоев) лучше привлечь адвоката , который грамотно разберется в деле и отстоит интересы подзащитного в суде, не позволив из пострадавшего сделать виновника.

Причем, если нет денег на защитника, отстаивать себя придется самому — в делах по личному обвинению бесплатного адвоката не назначают.

Представлять интересы пострадавшего в суде может адвокат, юрист, либо родственник истца (об участии его в процессе нужно подать ходатайство).

Как быть, если свидетелей нет ? Только не думать о том, что виновному это может сойти с рук — даже если свидетелей нет, следует идти на медицинское освидетельствование и писать заявление в суд.

Уголовное дело может быть прекращено и в случае примирения с обидчиком . Примирение может произойти только по обоюдному согласию истца и ответчика и происходит только до удаления суда в совещательную комнату.

Причем, к сожалению, как показывает статистика во всех округах РФ, отмечается тенденция именно после завершения дела по примирению. В связи с этим властные структуры всерьез рассматривают перспективу сделать нормативно-правовые акты о побоях частью Административного кодекса РФ и тем самым исключить возможность для сторон «помириться» .

Что ж, стремление это более чем обосновано — судя по всему, возможность примирения многие расценивают как разрешение продолжать нарушать закон .

Семейный психотерапевт из Саудовской Аравии Халед Аль-Сакаби опубликовал видео, в котором рассказывает, как правильно бить жену. Специалист считает, что жену бить можно, а в некоторых случаях даже необходимо, сообщил The Independent . Та абсолютная уверенность, которую излучает психотерапевт, говоря об избиении жен, порой шокирует.

По словам Аль-Сакаби, проблема заключается в том, что не все мужчины знают, как корректно бить своих жен. Однако перед тем, как приступать к «воспитательным мерам наказания», необходимо помнить, что бить жен надо в целях дисциплины, а не для того, чтобы вымещать на них злобу.

Согласно мнению арабского эксперта, перед тем как переходить к крайним мерам, мужьям следует попробовать 2 приема:

  1. Во-первых, необходимо напомнить жене о правах мужа и ее обязанностях.
  2. Во-вторых, следует попробовать игнорировать жену в постели. Но и тут есть свои нюансы. Нельзя уходить спать в другой дом, так как это означает выносить грязное белье на публику. Надо лечь с женой в одну постель, но повернуться к ней спиной. Или лечь на другую кровать в той же комнате. Либо муж или жена могут лечь на пол. Смысл в том, чтобы находиться в одной комнате.

Только если ничего не помогло, можно приступать к физическому наказанию. Вместе с тем психотерапевт подчеркивает, что, к сожалению, многие мужья бьют жен неправильно. Ни в коем случае нельзя бить жен палкой или острым предметом.

Для битья применяются небольшие палочки или сложенный платок. Более острые или крупные предметы использовать не стоит, объясняет семейный терапевт, с сожалением замечая, что отдельные мужья применяют подобные меры.

Психотерапевт из Саудовской Аравии считает, что бить жен необходимо для дисциплины. Некоторые жены не желают понимать, что у них меньше прав, чем у мужчин.

За что бить жену?

Как поясняет Аль-Сакаби, многие жены ошибаются, думая что имеют право на равные отношения. На самом деле, это большая ошибка. Жена должна быть покорной и подчиняться мужу.

К тому же, жены иногда провоцируют мужей на применение силы, выкрикивая что-то вроде: «Ну, давай же, ударь меня, если ты мужчина».

Подобные же идеи о “неповиновении” и необходимости физических наказаний приводят и сторонники . Удивительно, насколько похожи идеи и объяснения, почему применение физического воздействия абсолютно необходимо.

Прочтите также:

Несмотря на то, что супруги имеют общую семейную жизнь и должны помогать, поддерживать друг друга во всех делах, иногда возникают споры и разногласия. Мужчина желает видеть себя лидером, а жену - послушной исполнительницей его желаний. В то же время и женщина желает принимать участие в решении семейных вопросов. Таким образом, обе стороны начинают наставлять и поучать друг друга. Для избавления от такого рода проблемы лучше всего отстранить назидания, постараться мирно обменяться мнениями и прийти к обоюдному согласию. Если не быть упрямым и не навязывать свою точку зрения, то можно уладить трудность без ссоры. Но некоторые мужчины позволяют себе грубо указывать и принуждать жену склоняться к их мнению, вместо того, чтобы попытаться найти выход из ситуации мирным путем. Некоторые из них позволяют себе не только указывать, но и, в случае неповиновения жены, наказывать ее, считая это своим правом! Иногда даже доходит до того, что они избивают свою супругу, не имея на это ни малейшего права. Это похоже на доисламский период, когда невежественные и грубые мужчины унижали своих жен, по-варварски обращаясь с ними. Тогда Пророк Ислама (С) встал на защиту угнетенных женщин и сказал: «За каждый удар в лицо жены, по приказу Аллаха, мужчина будет семьдесят раз избит ангелом в аду. А те руки, что тянули волосы женщины, чтобы ее мучить, будут пробиты огненными гвоздями». А также Пророк (С) предупреждал: «Каждый мужчина, ударивший больше трех раз свою жену, в Судный день будет опозорен Аллахом за содеянное на виду у всех людей, и народ будет смотреть на его позор, ибо он тот, который причинял зло своей жене».

А также он сказал: «Удивляюсь мужчинам, которые бьют своих жен, в то время как сами достойны этого. О люди, не бейте жен палками - знайте, что за это вас ожидает тяжелое возмездие!».

Естественно, мужчина, избивающий свою жену, совершает великое зло, а злодей будет наказан и в этом, и в том мире. Совершённое насилие, тем более по отношению к беспомощной женщине, которая с радужными мечтами вступала в брак, заботилась о своем супруге, о его спокойствии, и украшала его жизнь, надеясь на защиту и опеку, является неоправданным злом и несправедливостью.

Жена – это божий дар, который вручен на хранение мужчине: за нее он несет ответственность, за что и будет с него спрошено.

Предводитель правоверных Имам Али (А) сказал: «Женщины даны на хранение мужчинам. Они не могут нанести себе ни вреда, ни пользы. Они отданы вам Аллахом - так не угнетайте их и не судите строго».

Кроме всего сказанного, если муж избивает свою жену, это сказывается на ее психике, оставляет глубокий отпечаток в ее сердце, и рана эта трудно затягивается - она убивает любовь и искренность. Даже представить сложно, как можно строить супружеские отношения после такого. Должно быть очень совестно и стыдно!

Пророк (С) сказал: «Как вы смеете, после того как избили жену, заключать ее в свои объятия?».

Избивание жены противоречит и шариату, и этикету, и нравственности.

Так, например, согласно положениям шариата, жена не обязана работать по дому, следить за чистотой и готовить, хотя женщины сами делают это охотно и не предъявляют никаких претензий по этому поводу и не требуют оплаты своего труда. Уже за это мужчина должен ценить, благодарить и поощрять свою супругу. Но если она не выполнила какую-то работу по хозяйству, то муж не имеет права укорять, а тем более наказывать ее.

Ислам разрешает наказывать мужчине свою жену только в двух случаях:

1) По законам шариата, муж имеет право наслаждаться половой близостью с женой, и она, в свою очередь, обязана повиноваться ему в этом и отдаваться ему полностью. Но если она будет отказывать, мужчина должен постараться выяснить причину и вызвать ее любовь и желание к себе. Он может сводить ее куда-то или подарить ей подарок, в общем, сделать что-то, чтобы согреть ее душу. Но если все-таки и после этого она безосновательно и упорно продолжит отказывать ему и выразит свое намерение и дальше не подчиняться, то он может прибегнуть к мерам наказания, соблюдая при этом их последовательность.

Но следует помнить, что идти на эти меры можно только в том случае, если женщина отказывается от половой близости, не имея на то причины. Например, если у нее менструация, или она постится в месяце Рамазан, или больна - словом, если это действительно уважительные причины, препятствующие половой близости, то супруг ни в коем случае не имеет права наказывать ее за отказ.

В отношении же случаев, когда надо наказывать жену, в Коране сказано: «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах – Возвышенный, Большой».

Как видно из Корана, разрешено наказывать жену только тогда, когда она безосновательно противится половой близости, и при этом наказания должны производиться последовательно:
сначала – наставление;

потом – отдаление ее от постели (надо отметить, что и здесь есть определенные нормы, на которые мужчина обязан обратить внимание);

и последнее – битье. При этой самой крайней мере, к которой вынужден обратиться мужчина, воспитывая свою упрямую жену, также должны быть соблюдены следующие правила:

· Цель битья – воспитание, а не возмездие;

· Допустимо ударить рукой или тонким прутиком (как сказано в хадисах, это может быть мисвак*);

· Удар должен быть слабым и не оставлять ни синяка, ни даже покраснения: в противном случае мужчина должен будет выплатить штраф жене за нанесенное телесное повреждение;

· Бить по голове, по лицу, глазам и животу запрещено;

· Бить надо так, чтобы это не породило еще больше злобы и ненависти и не привело впоследствии к еще большему неповиновению;

· Надо помнить, что супруг намерен продолжать с нею свою супружескую жизнь и пользоваться ее любовью и лаской.

2) Жена обязана брать у своего мужа разрешение, чтобы выйти из дома; если же она покинет пределы дома без согласия супруга, то следует считать ее грешницей.

В этом отношении Пророк (С) сказал: «Каждую женщину, которая без разрешения своего мужа выходит из дома, проклинают ангелы на небесах и все, что встречается не ее пути, пока она не вернется к себе домой».

Как уже было сказано выше, мужчина имеет право разрешать или запрещать своей жене выходить из дома, но опять-таки напомним, что в этом надо быть разумным и умеренным. Лучше позволять жене посещать места, разрешенные шариатом. Это право дано мужчине не для того, чтобы он проявлял свою власть и силу, не для того, чтобы угнетать жену, а для того, чтобы он смог оградить ее от греха, запрещая ходить туда, куда запрещает шариат. Ведь излишняя строгость не только бесполезна, но и вредна, ибо угрожает любви и искренности, убивает доверие, способствует уклонению от истинного пути мусульманина. Если мужчина уверен, что место, куда направляется его супруга, опасно или там собирается сомнительное общество, что может принести ей вред, то он, как покровитель и хранитель своей семьи, оберегая ее, должен запретить это и препятствовать жене идти туда, а она должна подчиниться своему мужу.

Во всяком случае, если женщина ослушается своего мужа и выйдет без его разрешения из дома, то супруг имеет право наказать ее. Но при этом следует помнить, что и здесь есть условия, при которых жена все-таки может покинуть дом без разрешения своего мужа:

1) Она может выходить из дома, чтобы получать необходимые религиозные знания;

2) Она может поехать в Хадж, если у нее есть на то средства и возможность;

3) Она может выйти из дома, чтобы отдать долги (если есть необходимость для этого самой выходить из дома).


«Мустадрак уль-Васаил», том 2, стр. 550.
«Бихар ал-анвар», том 103, стр. 249.
«Мустадрак уль-Васаил», том 2, стр. 551.
«Васаил аш-ши‘а», том 14, стр. 119.
Сура «Ан-Ниса» (Женщины) - 4:34.
* Мисвак – веточка для чистки зубов (прим. ред.)
«Васаил аш-ши‘а», том 14, стр. 154.