Консультация на тему: «Значение физической культуры для детей дошкольного возраста. Роль физического воспитания

Физкультура и спорт - неотъемлемая часть жизни человека. Но как показывает время, с развитием научно-технического прогресса человечество становится физически менее активным.

Основную работу за человека делает «машина», «робот».

В настоящее время, как у пожилых, так и у молодых людей наблюдается недостаток двигательных и физических нагрузок, что приводит к замедлению обмена веществ и снижению активности клеток человеческого организма.

В результате - у людей слабая физическая выносливость и набор лишнего веса. Решить эти проблемы можно при помощи физкультуры и спорта. Регулярные физические упражнения – важная составляющая здорового образа жизни.

Физическая активные люди реже болеют и живут дольше. Упражнения не только укрепляют физическое здоровье, но и улучшают психическое состояние и вселяют чувство благополучия.Оставаться физически активным важно и для детей, и для взрослых, и для пожилых людей. Для этого не требуются интенсивные упражнения – вы можете найти способы поддержать здоровье в повседневной жизни, например, осуществляя оживленные прогулки. Если вы никогда не делали физических упражнений или не делали их определенное время – начать легко. Физическая активность – ключ к поддержанию здорового веса, что важно также и во время беременности. Однако не забудьте принять меры во избежание травм и помните, что питание и употребление достаточного количества жидкости также имеет большое значение. Употребление оптимального количества питательных веществ обеспечивает необходимой для упражнений энергией, а жидкость помогает предотвратить обезвоживание.

Физическая активность помогает предупредить следующие серьезные заболевания:

Упражнения могут уменьшить риск болезней сердца и инсультов. У людей, не поддерживающих физическую активность, этот риск умереть от инсульта и от ишемической болезни сердца увеличивается вдвое.

Но, если даже не выполнять упражнений, а просто осуществлять ежедневные прогулки, то можно значительно снизить риск этих заболеваний.

Упражнения могут также уменьшить кровяное давление. Гипертония – обычное явление, повышающее риск инсульта и сердечного приступа. В Украине гипертонией страдает около одной трети населения. Упражнения помогают снизить повышенное давление при гипертонии или предупредить развитие этого заболевания.

Упражнения помогают улучшить баланс холестерола. Существуют два типа холестерола – низкоплотный липопротеин (НПЛ) и высокоплотный липопротеин (ВПЛ). НПЛ иногда называют «плохим» холестеролом, а ВПЛ – «хорошим». Высокий уровень НПЛ и низкий уровень ВПЛ увеличивает риск заболеваний сердца. Но исследования показывают, что регулярные упражнения, например оживленная прогулка или бег связаны с более высоким уровнем высокоплотного холестерола.

У тех, кто не выполняет физических упражнений, чаще развиваются боли в пояснице. Восемь из десяти людей в своей жизни когда-нибудь испытывали боли в пояснице, но у людей, делающих физические упражнения, они наблюдаются значительно реже. Если уже имеются боли в пояснице, упражнения могут их уменьшить.

Умеренная регулярная физическая активность, включая ходьбу, плавание и езду на велосипеде, хорошо помогает при остеоартрозе. Это наиболее распространенная форма артрита, которая в какой-то степени поражает восемь из десяти людей в возрасте после 50 лет. Упражнения также предупреждают и замедляют развитие этого заболевания.

Физическая активность улучшает минеральную плотность костей у детей и помогает поддерживать их крепость у подростков. Она также замедляет дегенерацию костей в дальнейшей жизни. Это может помочь предупредить остеопороз – заболевание, при котором ваши кости становятся хрупкими и более склонными к переломам. Упражнения с высокой нагрузкой на кости, такие как бег и прыжки, увеличивают плотность костей у молодых людей. Но если у вас уже наблюдается остеопороз, большую нагрузку на кости давать не следует, лучше ограничиться ходьбой или плаваньем.

Регулярные занятия физкультурой и спортом, по результатам исследований врачей, повышают настроение и общую физическую активность человека, улучшают сопротивляемость к психологическим стрессам, нормализируют окислительно-восстановительные процессы, а также активизируют процессы кровообращения. Степень физической нагрузки при занятиях физкультурой и спортом должна соответствовать возможностям занимающегося, его возрасту и состоянию здоровья. Для интенсификации тренировок обычно прибегают к увеличению количества упражнений, возрастанию нагрузки и увеличению общего темпа тренировок, то есть к сокращению пауз между упражнениями.

Физические упражнения обычно заканчивают водными процедурами: обтиранием или душем. Ведите активный образ жизни и будьте здоровы.

Общество, которое смотрит вперед, на первый план всегда выдвигает заботу о воспитании здорового поколения. Роль физической культуры трудно переоценить, поскольку она является частью общего воспитательного процесса, тесно взаимосвязана с духовным и нравственным развитием личности. Для процветания государству необходимы гармонично развитые граждане: высокоинтеллектуальные, патриотичные, здоровые.

Планомерная работа с молодежью, привлечение ее к занятиям спортом способствует решению нескольких задач:

  1. Оздоровление и укрепление здоровья , правильное, своевременное развитие функций и систем детского организма.
  2. Формирование физических навыков , знаний о роли занятий спортом, о способах самоконтроля.
  3. Воспитание стремления к самостоятельным занятиям , сознательного подхода к тренировкам.

Роль физического воспитания в раннем возрасте

В школе регулярные занятия спортом, кроме здорового тела, формируют у детей духовно-нравственные качества:

  • сознательное стремление вести здоровый образ жизни;
  • чувство коллективизма, необходимость товарищеской взаимопомощи;
  • понятия честности и справедливости;
  • потребность физической активности;
  • происходит закладка основных волевых качеств: смелости, стойкости, самоконтроля;
  • дети учатся самостоятельно контролировать состояние своего здоровья, двигательную подготовленность, корректировать, в зависимости от них, свою спортивную нагрузку.

Здоровый человек формируется многообразием общественной жизни: в процессе учебы, общения во время занятий и отдыха, последующей работе. Занятия физкультурой – это один из «кирпичиков» в построении разносторонне развитой личности.

Сегодня физкультура , к сожалению, не в списке приоритетов у многих родителей, и поэтому их дети подвержены гиподинамии — недостаточной двигательной активности , а некоторые, даже, ожирению.

Такая ситуация заставляет глубоко задуматься тех, у кого есть чем. В ряде исследований гигиенистов показано, что более 80% дневного времени большинство школьников сидят в школе за партой, дома за компьютером, на кухне за столом, в комнате на диване или просто на полу… И так они проводят в неправильной позе целые дни напролет. А как же подвижные игры, бег и просто ходьба? Да, они иногда бегают — так, для видимости, чтоб отметится: мол, и у нас модные кроссовки есть. А ведь надо учить правильной позе: сначала как надо сидеть, стоять, а потом уже — ходить и бегать. Некоторые хотят еще и прыгать : как правило, на месте и только выше своей головы. Но это уже акробатика , а мы пока о физкультуре кудахтаем.

На уроки физкультуры в среднем приходится всего 1-3% времени бодрствования школьников. Уроки физкультуры и родителями, и детьми зачастую воспринимаются как ненужный, необязательный предмет. Доходит до того что не у всех детей есть спортивная форма и обувь, соответствующая виду занятий. Или же им непонятно, что для кросса нужны кроссовки, для футбола бутсы, а для занятий в зале — кеды… К тому же физкультура в школе зачастую сводится к сдаче нормативов вместо собственно занятий. Дети стремятся отпроситься и пропустить этот урок. А школьная дисциплина сегодня часто исключает подвижные игры: по коридорам бегать нельзя, во двор не выпускают, а спортзал на переменах закрыт… Чем старше школа, тем меньше двигательной активности у детей; особенно она мала зимой.

Следствия недостаточной физической активности

Гиподинамия дорого обходится. При длительном сидении кровь застаивается в нижних конечностях, скорость обмена веществ снижается, начинаются проблемы с опорно-двигательным аппаратом, сердечно-сосудистой и дыхательными системами. Соответственно, ухудшается и работоспособность в целом. В результате даже самые усердные занятия учебой без достаточной физической активности имеют в целом сомнительный результат — снижается скорость обменных процессов, ухудшается память и концентрация внимания, нарушается координация движений.

Как следствие, устойчивость организма к инфекционным заболеваниям снижается. Понижается тонус сосудов. Может развиться сердечно-сосудистая недостаточность. Все это, в комплексе с неправильным питанием , приводит к ожирению.

У детей, которые мало двигаются, мышцы слабые, неспособные поддерживать правильную осанку. Как следствие, дети становятся сутулыми, страдают от головных болей.

Как бороться с малоподвижностью? Конечно, многоподвижностью!

Естественно, лучше предупредить (предупреждали, но тупым это не помогает), чем лечить, и вообще — не доводить до такого состояния. Сделать это можно единственным способомправильным питанием, занятиями спортом в совокупности с закаливанием естественными силами природы, разнообразной двигательной активностью. Утренняя физзарядка, подвижные игры на переменах, уроки физкультуры , занятия в клубах, прогулки после обеда и перед сном, активный отдых на выходные.

Регулярные, систематические занятия физической культурой совершенствуют механизмы энергообеспечения повышая защитные силы всех органов и систем человека. Таким образом, физкультура является мощнейшим фактором укреплением здоровья ребенка. Если школа не обеспечивает достаточной нагрузки, необходимо 2-3 раза в неделю посещать спортивные секции

— Работа мозга и центральной нервной системы

Оптимальная работа мышц и их полноценное кровоснабжение создает предпосылки для рациональной работы центральной нервной системы состоящей из головного и спинного мозга. Усложнение двигательных задач с повышением физической нагрузки вызывает регулярное активирование моторных зон мозга и как следствие совершенствование их.

Физическая нагрузка очень благоприятна для становления и развития ряда функций центральной нервной системы — подвижности, уравновешенности, силы нервных процессов. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так как многочисленные сигналы от работающих мышц активизируют деятельность головного мозга, заставляют его более интенсивно и четко работать.

— Внутренние органы

Физическая нагрузка способствует и хорошей работе органов пищеварения, активизирует деятельность печени, почек, кишечника, улучшает функционирование желез. При выполнении физических упражнениях потребность в кислороде растет, увеличивается жизненная емкость легких, улучшается подвижность брюшной полости и грудной клетки. Благодаря этому исчезают застойные процессы в легких, они лучше вентилируются, не скапливается слизь и мокрота.

Постоянные физические упражнения способствуют увеличению скелетной мускулатуры, укреплению суставов, связок, росту и развитию опорно-двигательного аппарата ребенка ребенка.

— Общее самочувствие и эмоциональное состояние

В результате физической нагрузки человек испытывает больше ощущений, в том числе и положительных эмоций.

Двигательная активность необходима для полноценной работы головного мозга, внутренних органов и стабильного эмоционального состояния. Физическая нагрузка является обязательным условием гармоничного развития личности.

Противопоказания

Зачастую врачи рекомендуют избегать физической нагрузки — при падении зрения, при астме или так называемой «вегето-сосудистой дистании». Врачи делают это, в большинстве случаев, перестраховываясь и снимая с себя ответственность, их так учили. Поэтому родители должны очень серьезно подойти к данному вопросу. На самом деле, правильно подобранные физические упражнения в большинстве случаев будут благоприятны для выздоровления и профилактики хронических заболеваний.

Физкультура и формирование личности человека

Физкультура дает возможность научиться правильно и экономно выполнять движения, что позволит организму хорошо приспосабливаться к новым условиям внешней среды, к любому виду трудовой деятельности. Ребенок, занимаясь физкультурой, приобретает такие качества , как ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость , коллективизм и товарищество, настойчивость, смелость, честность, дисциплинированность, растет коммуникативным и нормально социализируется в коллективе.

На занятиях физической культурой возникают познавательные ситуации, в которых ребенок овладевает и совершенствует технику физических упражнений, приемы практических действий, развиваясь умственно. Тренирующийся учится максимально эффективно выполнять поставленные задачи, быстро принимать правильное решение.

Когда ребенку нужно начинать тренироваться?

Физическое воспитание, понимаем мы это или нет, начинается с первых дней после рождения человека.

Полноценное Развитие — процесс, направленный на изменение организма с целью его усовершенствования; универсальное изменение тела и сознания; всеобщий принцип объяснения природы, общества и познания.
Развитие - это попытка организма (как системы) преодолеть естественный рост хаоса внутри себя, на всех(...) " class="glossaryLink ">развитие детей без физической активности практически невозможно. Недостаток двигательной активности ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.

С самого рождения благодаря двигательной деятельноcти человек познает мир, развивает свои " class="glossaryLink ">психические процессы , волю, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Если это время будет упущено, то в дальнейшем наверстать упущенное и устранить допущенные ошибки будет крайне трудно.

Основные физические способности и функциональные возможности ребенка нужно повышать и в старшем школьном возрасте. Этот период — наиболее сензитивный по отношению ко многим физическим качествам человека. Позднее развить те или иные качества удается с трудом.

Начну с того что, физическая культура, это не только физическое развитие ребенка, в ней заложена можно сказать вся основа воспитания культурного человека и это должен знать и понимать каждый родитель. Но и это не самое главное, наиглавнейшая роль физической культуры это как известно воспитание здорового покаления.

Мы все знаем что главным составляющим здоровья является здоровый образ жизни, а одним из факторов здорового образа жизни является физическая культура или одним словом - движение. Даже наукой доказано, что здоровье человека и долголетие невозможны без активного двигательного режима.

В современном мире, где правит техника, нам остро не хватает простых физических упражнений. И только тот, кто ведет здоровый образ жизни или просто хочет быть стройным, уделяет физической культуре хоть какое-то внимание. В дошкольных и школьных учреждениях в нашей стране уделяют внимание физкультуре и это конечно же хорошо. Это обязательная программа, но каждый человек, заботящийся о своем здоровье, просто обязан уделять внимание физической культуре.

Влияние физических упражнений на организм человека, его здоровье очень многообразно. В процессе физических тренировок укрепляется мышечно-суставный аппарат, снижается масса тела, улучшается липидный (жировой) обмен, снижается содержание в сыворотке крови холестерина и триглицеридов, нормализуется артериальное давление, улучшается функция центральной нервной системы, кроме того, наступает выраженный закаливающий эффект, укрепляется сопротивляемость организма к простудным заболеваниям и к различным экстремальным воздействиям.

Отдых и здоровье

Для сохранения и укрепления здоровья нашему организму необходим отдых. Отдых - это такое состояние покоя либо такого рода деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. Важнейшим условием полноценного отдыха является его материально-техническое обеспечение, которое включает многообразные категории. К ним относятся: улучшение жилищно-бытовых условий, рост числа театров, музеев, выставочных залов, развитие телевидения и радиовещания, расширение сети библиотек, домов культуры, парков, санаторно-курортных учреждений и т.д. А вот бездействие не всегда является полноценным отдыхом.

В условиях современного производства, когда рост процессов автоматизации и механизации, с одной стороны, приводит к снижению двигательной активности, а с другой - к увеличению доли умственного труда или труда, связанного с нервно-психическим напряжением, эффективность пассивного отдыха незначительна. Более того, формы пассивного отдыха нередко оказывают неблагоприятное влияние на организм, в первую очередь на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Следовательно, возрастает значение активного отдыха. Эффект активного отдыха проявляется не только в снятии утомления, но и в улучшении функционального состояния ЦНС, координации движений, сердечно-сосудистой, дыхательной, других систем, что несомненно способствует улучшению физического развития, укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Таким образом - отдых - это смена деятельности.

Здоровый образ жизни так же включает в себя: -культуру питания, -культуру проживания, т.е. поддержание жилья в соответствующих условиях, -культуру организации досуга (отдыха), -гигиеническую культуру (соблюдение правил личной и общественной гигиены зависит от культуры человека).

При соблюдении указанных мероприятий показатель уровня здоровья будет выше.

И так подведем итоги выше сказанного, если родитель в своем ребенке хочет видеть умного интелектуально развитого, энергичного, красивого, интелегентного, культурного,а главное здорового человека, то его задача уделять огромное внимание физическому развитию своего чада с самого раннего возраста.

Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками и т.д.

Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т.п., улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.

Наиболее общими задачами для детей раннего и дошкольного возраста являются изложенные ниже.

Оздоровительные задачи:

  • 1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы слабые защитные силы детского организма существенно возрастают. При этом повышается сопротивляемость простудным заболеваниям и инфекционным болезням.
  • 2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки. Важно обращать внимание на укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так как оно может существенно ограничить двигательную активность ребенка. Для гармоничного развития всех основных мышечных групп необходимо предусматривать упражнения на обе стороны тела, упражнять те группы мышц, которые в меньшей мере тренируются в повседневной жизни, упражнять слабые группы мышц.

Необходимо также с ранних лет создавать у ребенка представление о правильной осанке. Действенным средством предупреждения нарушений осанки: сутулости, асимметрии плеч и лопаток, а также сколиозов - являются физические упражнения.

  • 3. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребенка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимизации пищеварения и теплорегуляции, предупреждению застойных явлений и т.д. Физическая культура, придавая естественному процессу становления форм и функций растущего организма оптимальный характер, создавая благоприятные для этого условия, содействует тем самым нормальному функционированию всех систем детского организма.
  • 4. Воспитание физических способностей. В дошкольном возрасте процесс воспитания физических способностей не должен являться специально направленным по отношению к каждому из них. Наоборот, на основе принципа гармонического развития следует так подбирать средства, менять деятельность по содержанию и характеру и регулировать направленность двигательной активности, чтобы обеспечивалось комплексное воспитание всех физических способностей.

Образовательные задачи:

1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.

В дошкольном возрасте вследствие высокой пластичности нервной системы довольно легко и быстро усваивают новые формы движений. Формирование двигательных умений осуществляется параллельно с физическим развитием: к трем месяцам необходимо содействовать формированию умений поднимать и удерживать голову; к шестому месяцу формировать элементарные движения рук, умение ползать, переворачиваться со спины на живот, удерживать туловище лежа на животе с опорой руками; к одиннадцатому месяцу необходимо научить садиться, ложиться, стоять и ходить, держась за предметы; к первому году жизни ребенка необходимо научить ходить; к третьему году жизни ребенок должен освоить ходьбу, бег, лазание; к четвертому году формируют навыки метания различных предметов, спрыгивания с высоты, ловли предмета, катания на трехколесном велосипеде; к пятому-шестому годам ребенок должен уметь выполнять большинство двигательных умений и навыков, встречающихся в быту и жизни: бегать, плавать, ходить на лыжах, прыгать, лазать по лесенке вверх, переползать через преграды и т.п.

2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.

Детский возраст является наиболее благоприятным для формирования устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Но при этом необходимо соблюдать ряд условий.

Прежде всего, необходимо обеспечить посильность заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать детей на более высокую активность. Постоянная оценка выполненных заданий, внимание и поощрение будут способствовать выработке положительной мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями.

В процессе занятий необходимо сообщать детям элементарные физкультурные знания, развивая их интеллектуальные способности. Это позволит расширить их познавательные возможности и умственный кругозор.

Воспитательные задачи:

  • 1. Воспитание морально-волевых качеств.
  • 2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.