Как помочь ребенку держать голову. Во сколько месяцев ребенок начинает держать голову: нормы и возможные отклонения. Когда возникают проблемы

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Навыки и умения, которые жизненно важны для грудничка он осваивает постепенно, в процессе развития. Когда у новорожденного постепенно укрепляются мышцы спины, шеи, он учится удерживать головку. Иногда дети отстают в норме развития от своих сверстников, в этом случае необходима консультация специалиста. Итак, давайте рассмотрим два вопроса, когда ребенок начинает держать голову? И как родителям можно самостоятельно стимулировать укрепление шейной мускулатуры, если у маленького карапуза она ослаблена?

В каком возрасте малыш самостоятельно удерживает голову

В первые несколько недель младенец только ест и спит. По мере взросления кроха начинает видеть силуэты предметов, поэтому старается приподнять голову лежа на животе. Пока шейные мышцы не развиты ребенок не может долго удерживать головку в таком положении. Его организму нужна адаптация, чтобы обучится контролировать свои телодвижения.

Все дети разные и развиваются индивидуально. У каждого свой характер, темперамент. И даже на такой простой вопрос, когда новорожденный сам держит головку, однозначного ответа нет. Педиатры, в том числе и врач Комаровский отвечают, что если малыш физически здоров и доношенный, то такое событие произойдет не ранее 1,5-2 месяцев (шесть-семь недель).

Маме на заметку! Не стоит делать резких и необдуманных движений во время кормления, купания в ванной, всегда старайтесь поддерживать головку малыша, чтоб у него не развилась кривошея, либо другая патология.

Когда ребенок начал рано удерживать голову самостоятельно в вертикальном положении, проконсультируйтесь у педиатра. Возможно, что у него имеются проблемы повышенным внутричерепным давлением. В таких случаях потребуется лечебная гимнастика и массаж.

При нормальном развитии ребенок способен поднять головку не ранее 3 месяцев. Как узнать, достаточно ли окрепли мышцы шеи и соответствуют медицинским нормам? Это проверяется просто. Когда малютка лежит вертикально, покажите ему игрушку. Увидев знакомый предмет, грудничок станет тянуться ручками и подымать головку. Первые попытки будут неуклюжими и недолгими, всего-то несколько секунд, однако ближе к полугоду – этот навык у него получиться.

В 6 месяцев ребенок держит голову уверенно в любой позиции. Ему уже не сложно поднять и опустить головку в позиции: сидя, лежа, опираясь на локотки, ползая на четвереньках. Следует знать, если карапуз ранее перенес какое-либо заболевания, то осваивание навыка может наступить немного позже – от 7 до 8 месяцев.

Как понять, хорошо ли ребенок держит голову?

Когда кроха достигнет возраста 3 месяцев можно провести тест, который укажет, нормально ли малыш держит свою голову, и нет ли у него отклонений от нормы физического развития. Но, чтоб результат проверки был достоверный, карапуз должен быть в приподнятом настроении, накормлен и не болен. Действия мамы и папы сводятся к следующему:

  • Ребенок лежит в положении лежа на спине. Плавным движением потяните за обе ручки, чтоб он сел на попу. Отсчитайте примерно 30 секунд, голова должна немного покачиваться, что считается нормальным явлением, после чего отпустите в исходное положение.
  • Через 1-2 минуты повторите попытку, только не дотягивайте малыша до положения сидя. Он должен как бы повиснуть у вас на руках. Во время первой фиксации, а это несколько секунд, ребенок должен удерживать головку, после чего может опрокинуть назад. Паниковать не стоит, так кроха тренирует систему шейных позвонков.

Врачи настоятельно рекомендуют до трех месяцев следить за головой малютки, ведь к этому времени мышечная мускулатура очень слаба. Когда держите на ручках, обязательно поддерживайте под шею, чтоб не было искривления позвонков шейного отдела.


Младенец не держит голову: причины

Почему малютка в 5 месяцев плохо держит голову? Детские педиатры выделяют несколько основных причин, из которых наиболее вероятными считают:

  1. Нарушен режим питания. Основу распорядка новорожденного составляют кормления по требованию. Он должен есть столько раз в сутки сколько ему нужно. От недостатка питательных веществ, страдает его вес, рост, а также нервная и костно-мышечная системы.
  2. Малыш родился недоношенный. Как правило, недоношенные детки отстают в психомоторном развитии, чем их сверстники, которые родились здоровыми. Однако ближе к году эти показатели выравниваются.
  3. Родовая травма. Вариантов предпринять какие-либо действия немного. Грудничку, который не может хорошо держать головку, нужна постоянная консультация лечащего врача, а в случае осложнений – узкопрофильных специалистов (хирург, невролог, ортопед).
  4. Мышечный гипотонус и гипертонус. Для снижения мышечного тонуса достаточно нескольких курсов специального массажа.
  5. Неврологические заболевания. Чаще всего такие нарушения проявляются по истечению двух-трех месяцев со дня рождения крохи. Чтоб вовремя обнаружить патологии центральной нервной системы (ЦНС) – необходимо посещать плановые осмотры у педиатра.
  6. Кривошея. Искривление шеи наблюдается у тех малышей, которых очень редко выкладывали на животик. Специалисты рекомендуют, как только заживет пупок, младенца нужно выкладывать на животик. Такие ежедневные упражнения улучшают работу ЖКТ и развивают мышцы шеи.

От того, как быстро ребенок научится держать голову, зависит многое от действий мамы и папы. Для укрепления позвоночника и мышц шейных отделов известный врач Евгений Комаровский рекомендует, как можно чаще укладывать кроху спать на животике.

Как помочь ребенку?

Существуют разные научные методики, чтоб ускорить двигательную активность малыша и обучить навыку удержания головы. Некоторые процедуры утомительны для крохи, хотя очень полезны для развития мышечной активности. Ниже приведен комплекс простых рекомендаций, как научить ребенка поднимать голову и самостоятельно поворачивать в разные стороны. Схема действий следующая:

  • Когда крохе исполнится 21 день, старайтесь не менее 2-3 раз в день выкладывать на живот. Ваше чадо будет упираться на локотки, чтоб удержать головку, но из-за слабости шеи – положит на бок. Делать это нужно после каждого вскармливания, желательно через 20-30 минут после приема пищи. Такое упражнение с трехнедельного возраста полезно для шейных мышц.
  • Чтоб избежать развития кривошеи, малютка должен спать, как на левом, так и на правом боку. Чередование такого сна мама выбирает самостоятельно.
  • Организм грудничка должен получать полезную и качественную пищу. Для этого кормящая мама должна составить правильный рацион своего питания. Детям «искусственникам» желательно подбирать адаптированные смеси по возрасту и потребностям.
  • Массаж и гимнастика помогут нормализовать мышечный тонус и общее самочувствие малыша. Взять несколько рекомендаций по технике проведения процедуры в домашних условиях можно у профессионального массажиста либо посмотреть обучающее видео в интернете.
  • Полезно и регулярное плаванье в ванне. Высокая плотность воды способна держать голову ребенка выше относительно его тела, таким образом, мускулатура не поддается лишней нагрузке.
  • На 2 месяце жизни следует чаще носить кроху «столбиком», придерживая одной рукой за затылочную часть. Некоторые родители пробуют носить свое дитя «самолетиком» – малютка на животе с маминой или папиной поддержкой под шею.
  • Детские игрушки, также можно использовать, как упражнения для развития навыков поворачивать голову в стороны («влево – вправо»). Их поочередно расставляют по бокам, чтоб кроха развивал моторные функции шейного отдела.

Младенцам 3 месяцев полезны занятия на фитболе («большом мяче»). После гимнастики на мяче развиваются все группы мышц, и дети не только начинают хорошо держать голову, но и осваивают другие навыки. Основное требование – это систематичность вышеуказанных занятий.


Как научить грудничка удерживать головку без посторонней помощи?

Доктор Е. Комаровский утверждает, что нельзя предугадать, во сколько месяцев кроха научится держать голову, переворачиваться, ходить ножками бегать, прыгать и т.д. У всех деток этот физиологический процесс происходит в разное время. И не нужно папам и мамам торопить события. Лучше о проблеме рассказать на плановом осмотре педиатру.

С первых дней своего рождения ребенок еще не умеет управлять собственным телом. Все навыки ему только предстоит освоить. Одним из важных моментов управления мышцами для новорожденного становится умение держать голову.

Когда малыш начинает держать голову?

Нормально развивающийся здоровый младенец начинает полноценно держать голову в три месяца. В последние годы малыши постепенно уменьшают этот возраст до двух месяцев. Несмотря на тенденцию сокращения срока, раньше шести недель ребенок еще не может удерживать голову из-за очень слабых мышц шеи.

После трехнедельного срока ребенок при выкладывании на живот рефлекторно старается поднять голову и уложить ее на бок. В шесть недель новорожденный держит голову на протяжении одной минуты, самостоятельно отрывая ее от поверхности. С восьмой недели, ребенок уже старается удерживать голову ровно, в тот момент кода мама тянет его за ручки, приводя в сидячее положение. В три месяца, находясь в вертикальном положении, ребенок старается удерживать голову дольше, увеличивается и время, когда он совершает это действие, лежа на животе. Полностью уверенно малыш держит голову к четырем месяцам.

Учим малыша держать голову

В том, как научить малыша держать голову, нет ничего сложного. Маме следует выкладывать его на живот, чтобы он самостоятельно пытался ее поднимать. Внимание малыша можно и нужно привлекать игрушками и обращением к нему. Также можно использовать гимнастический мяч для дополнительных занятий с ребенком.

Малыш не держит голову

Если малыш не держит голову в положенные для ребенка сроки, его следует показать специалисту. Причины этого могут быть разные. Недоношенные детки позже управляют своими мышцами из-за малого веса тела. Повлиять на отставания могут неврологические проблемы или низкий тонус мышц. Во всех случаях специалисты назначают курс лечения, рекомендуют сеансы массажей или меняют питание ребенка. Мер, рекомендованных врачами, следует придерживаться неукоснительно.

Вина в том, что ребенок немного отстает в развитии от нормы, может лежать и на матери, если она не достаточно часто выкладывала малыша на животик.

Малыш рано держит голову

Если ребенок в конце первого месяца жизни стал уверено держать голову, его также необходимо показать специалисту. Такие признаки не являются свидетельством раннего развития. Скорее всего, у малыша наблюдается повышенное внутричерепное давление или гипертонус мышц. Окончательный диагноз может установить только врач, он же и назначает лечение.

Своевременность развития малыша - болезненная тема для его родителей. Каждой маме хочется, чтобы кроха вовремя научился держать голову, улыбаться, переворачиваться, а потом и сидеть – ходить. Но на практике все обстоит так, что, сколько детей, столько и сроков. Можно ли научить грудничка удерживать голову и как это сделать, мы расскажем в этой статье.

На какие сроки нужно ориентироваться?

В ожидании первого физического навыка, а умение удерживать голову в вертикальном положении считается именно таким, родители забывают о том, что ребенку нужно пройти довольно долгий путь - его шейные мышцы должны окрепнуть, чтобы выдерживать вес головы, позвонки должны стать более крепкими. На это требуется время.


Первые попытки приподнимать головку здоровые малыши обычно демонстрируют уже в полтора месяца. Они не могут держать голову долго, быстро устают. Но уже в 2 месяца дети удерживают головку около минуты. К 3 месяцам они не просто ее держат, но и могут начать поворачивать вправо и влево, следя взглядом за интересной игрушкой или перемещением мамы. Только в 5 месяцев дети начинают поднимать голову из положения лежа на спине - эта разновидность навыка самая сложная.

Указанные сроки довольно условны. Ребенок может начать постигать новое движение чуть раньше либо чуть позднее. Но слишком раннее удержание головы (в 1 месяц или около того) - не повод для гордости, а повод для обращения к неврологу, поскольку часто так проявляется повышенное внутричерепное давление.



Причины отсутствия навыка

Прежде чем бить тревогу и бежать с грудничком по врачам, родителям нужно учесть все его индивидуальные особенности, по которым он может позднее начать держать голову. Недоношенные малыши дольше адаптируются новой среде обитания, их мышцы слабее, и времени на их укрепление требуется значительно больше. Нет ничего удивительного в том, что карапуз начинает удерживать голову лишь к 3 месяцам.

Если малыш часто болеет, плохо кушает, если он перенес родовую травму, у него имеются врожденные пороки, то навыком он может овладеть с существенной задержкой.

Слишком большой вес тела ребенка или дефицит массы тела - дополнительные причины, по которым поднимать головку кроха начинает несколько позже.


Нельзя игнорировать и характер ребенка. Если он предпочитает поспать и плотно поесть, то ждать от него раннего развития не стоит. Другое дело - любознательные и подвижные холерики и сангвиники. Чем старше они становятся, тем труднее их удержать на одном месте.

Причиной отсутствия навыка в указанные выше сроки может быть и недостаток родительского внимания. Общение, тактильный и эмоциональный контакт, укрепляющие мышцы занятия гимнастикой, купание и прогулки создают максимально подходящие условия для освоения новых движений. Отсутствие таких занятий замедляет развитие малютки.


Порой родители замечают, что ребенок пытается держать голову, но получается это криво - головка скошена на одну сторону. В этом случае не исключена кривошея , что требует осмотра у детского ортопеда и назначения специальной лечебной гимнастики и массажа, а в некоторых случаях - ношения воротника Шанца. Сама собой кривошея не пройдет, без правильного лечения тут не обойтись.

Что делать?

Можно ли научить ребенка держать голову - вопрос сложный. По сути - нет, ведь держать он ее обязательно начнет, но только тогда, когда мышцы шеи достаточно окрепнут. А вот помочь им окрепнуть родители вполне могут. Для этого в ежедневную утреннюю гимнастику, которая мама делает своему карапузу, примерно с 3 недели жизни нужно добавить упражнения, направленные на укрепление задних и боковых шейных мышц.

Задача родителей - не только научить ребенка поднимать голову, но и удерживать ее правильно, ровно. Быстро обучить этому невозможно, процесс становления навыка все равно будет поэтапным.


  • Выкладывание ребенка на живот. Начинайте делать это сразу, как только заживет пупочная ранка - в 2,5-3 недели. Во-первых, такое упражнение избавляет кроху от мучительных младенческих колик, способствует выходу газов. Во-вторых, развиваются большие группы мышц - живота, шеи, спины. Первое время малыш будет рефлекторно приподнимать головку и класть на щечку, чтобы не нарушалось носовое дыхание. Потом он обязательно начнет интересоваться игрушками рядом, особенно звучащими, и приподнимать головку, чтобы посмотреть на них. Следите за тем, чтобы малыш прикладывал головку на разные щечки - на правую, а при следующем занятии - на левую.
  • Укладывайте спать на разные бока. Сон на боку считается самым безопасным. Но если чадо будет лежать только на одном боку, развиваться симметрично его шейные мышцы не смогут, что создаст предпосылки для развития кривошеи. Чередуйте правую сторону и левую, укладывая ребенка спать.
  • Научите его плавать. С 1 месяца мама может использовать специальный круг, который можно купить в ортопедическом салоне или детском магазине. Он крепится на шее, удерживая голову. В нем малыш сможет, как большой, плавать во взрослой ванне. Во время таких занятий развиваются все группы мышц, но заметнее всего результат будет именно в отношении мышц шеи и спины.
  • Носите ребенка правильно. Вертикальное положение тела с полутора месяцев допустимо, но только при условии, что мама будет придерживать голову малыша, и спинку. Головка не должна запрокидываться назад, тогда нагрузка ложится на позвоночник.
  • Занимайтесь на мяче. Фитбол поможет быстрее укрепить задние мышцы шеи, и уже через пару недель кроха начнет держать голову.

Подробнее о том, как научить ребенка держать голову, вы узнаете из следующего видео.

Каждой маме хочется видеть своего ребенка здоровым, физически активным. Сразу после родов ее волнуют такие вопросы, как: когда малыш должен начинать держать головку сам, без помощи, как научить ребенка держать голову, как помочь укрепить мышцы его шеи.

В первый месяц двигательная активность младенца обуславливается рефлексами. Мышцы его шеи еще недостаточно окрепли, и головку нужно постоянно поддерживать, чтобы он не отбрасывал ее назад. Если этого не делать, то можно повредить его шейные позвонки.

Уже в двухнедельном возрасте малыш может пытаться держать головку, лежа на животике. Пока ему это плохо удается, но к полутора месяцам уже будут заметны успехи, младенец сможет удержать головку около минуты.

Если кроха уже к месячному возрасту удерживает головку без чьей-либо помощи, то это скорее отклонение от нормы, и может свидетельствовать о повышенном внутричерепном давлении, к примеру.

Находясь на руках у мамы вертикально, ребенок может удерживать головку приблизительно в восемь недель. Однако не стоит злоупотреблять таким его умением, так как мышцы его тела и шеи, в том числе, еще не могут выдерживать долгие нагрузки.

Без дополнительной помощи сами удерживают голову дети в возрасте около четырех месяцев - в вертикальном положении уверенно, а лежа на животе - в течении нескольких минут.

А когда ему исполнится полгода, то малыш не только сможет удерживать уверенно голову, но и крутить ею в разные стороны, ища взглядом погремушку или того, кто с ним заговорил.

Если к полугоду малыш не может держать головку без помощи, стоит показать его специалисту.

Существует несколько распространенных причин, по которым младенец не может держать головку:

  • Плохое или несбалансированное питание, приведшее к отставанию от нормы;
  • Недоношенность;
  • Кривошея, другие нарушения в мышечном аппарате шеи;
  • Родовая травма;
  • Неврологические проблемы;
  • Недостаточно частые тренировки с выкладыванием на животик, которые необходимо делать с 2-3 месяцев.
Как научить ребенка держать голову без поддержки? Попробуйте прислушаться к нашим советам, которые помогут укрепить шейные мышцы с помощью специальных упражнений:
  • С трехнедельного возраста выкладывайте ребенка на живот в промежутке между принятием пищи. Действуя рефлекторно, он будет стараться приподнять голову и укладывать ее на щеку. Эти действия помогут укреплению шейных мышц.
  • Малыш не должен спать все время в одном положении, поворачивайте его в разные стороны, чтобы он не привык засыпать в одной и той же позе.
  • Массаж тела растирающими и поглаживающими мягкими движениями хорошо развивает и укрепляет мышечную мускулатуру. Начинайте его с шеи и постепенно прорабатывайте все мышцы тела ребенка.
  • Рацион ребенка должен включать все необходимые питательные вещества, которые способствуют его нормальному развитию и росту. При кормлении грудью мама должна правильно питаться и следить за приростом веса и роста младенца.
  • Плавание, особенно в специальном кругу, помогает укрепить шейные мышцы. Тренировки плаванием можно начинать с месячного возраста. Делать их можно не только в бассейне, но и в домашней ванне.
  • С двух месяцев можно носить его в вертикальном положении, придерживая головку руками, постепенно ослабляя руку и давая возможность самому некоторое время удерживать головку.
  • Носить малыша головкой вниз животиком на своей руке, а второй придерживая головку прямо.
  • Как только малыш станет уже крутить головкой во все стороны, можно играть с ним, показывая игрушку и водя ею влево-вправо, чтобы стимулировать его движение головой.
  • Занятия на большом резиновом мяче - фитболе - также помогут укрепить мышечный аппарат.
Видео учимся держать голову