Развивающие методики для детей. Развитие детей дошкольного возраста. Современные методики или классика

Подготовка ребёнка к школе начинается с самого раннего детства, можно сказать с рождения. Мы постоянно занимаемся развитием своих детей для того, чтобы они многому научились: говорить, познавать окружающий мир, а позже - читать, писать, рисовать. Таким образом, мы готовим благоприятную почву для формирования успешной личности в будущем. На сегодняшний день на помощь молодым родителям приходят современные развивающие методики для детей дошкольного возраста.

8 919263

Фотогалерея: Развивающие методики для детей дошкольного возраста

Что дают ребёнку развивающие методики? Прежде всего, они позволяют преподнести малышу материал в интересной, легкодоступной и эффективной форме. Как раз это и есть главным преимуществом современных развивалок над устаревшими методиками прошлых десятилетий. Конечно, новомодные развивающие методики не дают повода полностью отказаться от старых, хорошо проверенных годами программ обучения детей дошкольного возраста, но, тем не менее, обучение по-новому даёт положительный продуктивный результат. Поэтому, рассмотрим несколько наиболее распространённых и эффективных методик раннего развития детей дошкольного возраста.

Методика раннего развития детей от 0 до 4 лет Глена Домана

Развивающая методика Глена Домана для детей дошкольного возраста, прежде всего, направлена на обучение ребёнка чтению. Многие при этом забывают, что развитие по Доману, это не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и активное физическое развитие. При этом развитие и совершенствование мозга ребёнка напрямую связано с освоением и совершенствованием многих двигательных навыков. Материал гораздо легче и быстрее усваивается, если ребёнок проявляет физическую активность.

Суть обучения чтению и энциклопедическим знаниям по методике Глена Домана заключается в том, что взрослый, всего на короткий промежуток времени (на 1-2 секунды), предлагает взглянуть ребёнку на карточку с написанным словом, при этом произнося написанное слово. Как правило, рядом со словом рекомендуется помещать соответствующее изображение. Надписи делаются большими ровными красными буквами. Методика опирается на то, что ребёнок запоминает слово целиком, а не обучается чтению по слогам, как предлагает стандартная методика обучения.

Недостатки методики Глена Домана.

Данная методика неоднократно подвергалась критике со стороны педагогов и родителей. Во-первых, ребёнок при обучении выполняет пассивную роль - просто смотрит на карточки. С другой же стороны, время просмотра карточек довольно непродолжительное, поэтому пассивность длится очень недолго. Во-вторых, процесс изготовления карточек очень трудоёмкий, требует больших затрат вспомогательного материала (картон, бумага, краски или заправка картриджей для принтера). В-третьих, наблюдалась такая тенденция, что ребёнок неплохо запоминает само слово, написанное на карточке, но не «узнаёт» такое же слово, указанное в другом месте.

Раннее развитие ребёнка по системе Марии Монтессори

Методика Марии Монтессори была разработана для детей в возрасте от трёх лет, тем не менее её последователи рекомендуют применять эту методику немного раньше: когда ребёнку исполнится 2-2,5 года. Главный принцип этой методики раннего развития заключается в том, что ребёнку предоставляется возможность полной свободы выбора. Ребёнок самостоятельно выбирает чем, как и как долго ему заниматься.

Ребёнка не нужно заставлять обучаться, его нужно заинтересовать. Методика Монтессори представлена целым комплексом занятий из многочисленных упражнений. Многие из упражнений требуют подготовки различных материалов, например, различных дощечек, фигур, рамок и вкладышей.

Обучение чтению с помощью кубиков Зайцева

Благодаря кубикам Зайцева многие дети начинают довольно рано читать: в три и даже в два годика. Набор представлен из 52 кубиков, на грани которых нанесены склады. Играя с кубиками, ребёнок составляет различные слова. Эти же кубики различаются по объёму, цвету, весу, по вибрации и звучанию наполнителя. В дополнение к кубикам предлагаются плакаты с нарисованными складами для чтения и сопоставления. Многие кубики, имеющиеся в продаже, нужно предварительно собрать: склеить, закрепить и наполнить наполнителем. Обучение ребёнка чтению с помощью кубиков Зайцева требует усидчивости со стороны родителей. Если вы готовы регулярно заниматься со своим малышом, то эта методика для вас, если же нет - то лучше отдать ребёнка в специальный развивающий центр, обучающий чтению по кубикам Зайцева.

Игры для раннего развития детей по системе Никитиных

Семья Никитиных, Елена Андреевна и Борис Павлович, - по сути, классики отечественной педагогики и воспитания. Они на примере собственной многодетной семьи в далёкие советские времена продемонстрировали яркий пример воспитания самостоятельной и гармонично развитой личности.

По мнению семьи Никитиных родители зачастую допускают две крайности: либо это чрезмерная заорганизованность, когда родители всячески стараются занять и развлечь ребёнка, тем самым не давая ему возможности для самостоятельной деятельности; либо это полная заброшенность ребёнка, когда родители за обычными бытовыми делами по обслуживанию ребёнка (кормёжка, уборка, укладывание спать и т.д.) забывают о важности общения и интеллектуального развития.

Главная задача воспитания, согласно методике Никитиных, заключается в максимальном развитии творческих способностей ребёнка, его подготовка к будущей взрослой жизни.

Интеллектуальные развивающие игры семьи Никитиных очень популярны. Они развивают у ребёнка логическое мышление, учат принимать решения. Такие игры доступны в продаже и рекомендуются деткам уже с 1,5-годовалого возраста. Автор развивающей методики предлагает 14 правил игры, шесть из которых считаются обязательными. Широко известны игры «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Уникуб» и «Точечки», а также рамки и вкладыши Монтессори.

Воспитание и развитие ребёнка по Вальдорфской системе

Эта методика раннего развития ребёнка возникла приблизительно сто лет назад в Германии, автор её Рудольф Штейнер. Согласно с этой методикой, ребёнка до возраста семи лет (до периода смены молочных зубов) не следует нагружать обучением чтению и письму, а также логическими занятиями. В раннем детском возрасте необходимо всячески раскрывать творческий и духовный потенциал ребёнка. Главный принцип Вальдорфской системы: «Детство - полноценная жизнь, которая прекрасна!» Ребёнок воспитывается и развивается в гармонии с природой, он учится творить, слышать и чувствовать музыку, рисовать и петь.

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Сесиль Лупан - последователь Глена Домана и многих других методик раннего развития. Накопив собственный опыт и изменив методики предшественников, она разработала свою собственную «стратегию» раннего развития ребёнка. В своей книге «Поверь в своё дитя» она рассказывает свои советы и решения о воспитании ребёнка. Главное утверждение Сесиль Лупан: «Ребёнку не нужна ежедневная обязательная программа занятий».

Для развития речи ребёнка имеет огромное значение чтение ему книг. Автор методики предлагает читать и объяснять малышу сложные сказки и басни. Чтобы легче учить буквы и цифры, нужно вместе с буквой нарисовать изображение на букве. Например, на букве «К» нарисовать кошку. Как и в методике Глена Домана, С.Лупан рекомендует обучать малыша чтению с помощью карточек. Только вот на этих карточках буквы она рекомендует писать не красным цветом, а разными цветами, а точнее: согласные буквы - чёрным цветом, гласные - красным, а те буквы, которые не произносятся - зелёным. В своей книге автор даёт подробные советы по обучению ребёнка верховой езде, плаванию, живописи, музыке, а также иностранным языкам.

Коротко о главном

Итак, на сегодняшний день существует множество развивающих методик для детей дошкольного возраста, главные из которых описаны в этой статье. Кроме того, в продаже имеется достаточное количество вспомогательного материала для занятий по этим методикам. Не последнее место в роли источника обучающих материалов принадлежит интернету. Решив заниматься по одной из вышеизложенных методик, нужно заранее обдумать план и последовательность занятий.

Лично я приверженец занятий по нескольким методикам и некоторых позиций Вальдорфской системы. Я, как родитель, считаю, что ребёнку нужно создавать благоприятную атмосферу для всестороннего развития в раннем детском возрасте. Это будет хорошим фундаментом для дальнейшего формирования его как личности. Тем не менее, не нужно забывать, что детство - это период радости и беззаботности, и не нужно у ребёнка забирать это сладкое детство. Главный мой принцип воспитания: делать всё то, что доставляет удовольствие и радость моему ребёнку. Думаю, со мной согласятся многие ответственные родители. Успеха вам и вашим деткам в познании окружающего мира, ведь он (мир) так прекрасен! Подарите красочный и многогранный мир своим малышам!

Молодой маме легко запутаться в популярных методиках развития малыша. Короткое описание поможет разобраться, что к чему и выбрать те методики, которые подойдут именно вашему ребенку.

1. Система Ховарда
Методику так же называют «Английский - мой второй язык». Во время занятий педагог или мама разговаривают с малышом исключительно на английском языке, однако никаких оценок не ставится. Большое внимание уделяется также становлению характера ребенка, особенно поощряется его самостоятельная работа над собой. Пока ребенок не освоит материал, к новому не переходят.

2. Методика Марии Монтессори
Одна из самых популярных. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. Постулатом системы Монтессори является наблюдение за ребенком и невмешательство в его дела, если ребенок сам об этом не попросит.

3. Музыка интеллекта
Автор методики, Алиса Самбурская, считает, что музыка влияет не только на духовное развитие ребенка, но и на физическое (регулирует кровяное давление, тонус мышц, стимулирует процессы восприятия и памяти; активизирует творческое мышление и др). Методика подходит абсолютно всем детям, независимо от способностей. Заключается в том, что любые обучающие занятия ребенка сопровождаются специально подобранной музыкой.

4. Система Дьеныша
Основана на развитии логического мышления. Разработанные автором игры способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач.

5. Система Глена Домана
Развивая ребенка всесторонне и одновременно (чтение, письмо, энциклопедические знания и т.д.) еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь, считает Доман. Методика безусловно результативна, и если вы хотите вырастить нобелевского лауреата, то она находка для вас. Основной отрицательный момент: практически не уделяется внимание творческому развитию ребенка.

6. Методика Николая Зайцева
Методика раннего обучения чтению. В методике используется «складовой принцип» (не путать со слогами). Самые известные его пособия - «Кубики Зайцева». Весь материал подается в игровой форме.

7. Методика Никитиных
Предпосылкой создания методики Бориса и Лены Никитиных явились частые соматические заболевания их собственных детей, поэтому изначально в методике большое внимание уделяется физическому развитию. К плюсам методики так же можно отнести позицию естественного усвоения знаний, отказ от «натаскивания» детей.

8. Система Макадо Шичида
Одна из самых популярных в Японии. Макато Шичида считает, что все дети рождаются с уникальным природным способностям, которые легко развить пользуясь специальными методиками подготовки, которые направлены на развитие фотографической памяти.

9. Методика Сесиль Лупан
Метод Лупан родился из ее попыток учить своих дочек по Доману. В отличие от Домана, у Сесиль все более тонко и индивидуально, она связывает те или иные методики раннего развития с возникновением у ребенка интереса. Самая известная ее книга - «Поверь в свое дитя» - написана очень доступно. Ознакомившись с методикой, родители легко могут заниматься с ребенком сами.

10. Грудничковое рисование Марии Гмошинской
Грудничковое творчество предполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования - пальцы, ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой. Методика развивает интеллект и творческое начало ребенка.

© Photo by li tzuni on Unsplash

Рассматриваем основные плюсы и минусы методик раннего развития детей.

В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пеленок. Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдется и предложение. Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное - выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.

Основные методики детского развития

1. Методика Марии Монтессори

В последнее время это одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения, направленные на развитие речи; а также традиционные лепку, конструирование; рисование и аппликацию; многочисленные развивающие игры; пение и танцы.

При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития. При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно - учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет. Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются для занятий с детьми до 3 лет.


Плюсы методики:

Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.
На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.
Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.

Минусы методики:

Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.

Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе еще сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.

На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдается предпочтение индивидуальной работе детей.

2. Методика Николая Зайцева

Это методика, вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым. В основе его системы обучения - идея о том, что элементарной частицей речи является склад - пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению - по слогам, а обучение счету - при помощи числовых рядов.

Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой. Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.
Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.


Плюсы методики:

Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету.
У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.
На занятиях у детей развивается творческое мышление.

Минусы методики:

В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.

Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.

3. Методика Глена Домана

Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения - так называемые «карточки Домана», с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества. По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание - с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения. Кроме того, в этой методике огромное значение придается физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения - одна из важнейших составляющих этой системы обучения.


Плюсы методики:

Дети запоминают большое количество информации.

Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.

Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что в свою очередь тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.

Минусы методики:

При обучении чтению ребенок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.

Ребенок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.

Второе название – методика Штайнера, считается педагогикой равных возможностей. В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей. Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.

К обучению чтению и письму ребенок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.

Все занятия по направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.


Плюсы методики:

Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребенка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.

Методика не предполагает системы оценок за работу: ребенок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.

Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.

Минусы методики:

Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.

Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребенка к школе.

Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребенка.

Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности. Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребенка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастет. Дети должны быть заинтересованы во всем: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.

Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.


Плюсы методики

Закаливание проводится достаточно жесткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).

Детские развивающие центры. Вести детей или нет?

Стоит ли начинать обучать ребенка со столь раннего возраста и какая из больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям. Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный. Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.

Да, ребенок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития - это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.

Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребенок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей. А самое главное - ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребенку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объеме любовь и заботу своих мам и пап.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram . Всего 1-2 поста в день.

полина осипова
Использование авторских методик для развития познавательных процессов дошкольников

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов , обеспечивающих познавательное развитие детей . Сегодня хочу представить вам, уважаемые коллеги, свой опыт работы по формированию познавательных процессов у детей дошкольного возраста универсальными средствами. Это игры с логическими блоками Дьенеша и математическим планшетом «Геометрик» Воскобоича.

Что же такое логические блоки Дьенеша? Несмотря на кажущуюся простоту это известное пособие заключает в себе огромные возможности. С виду – простой набор геометрических фигур трёх цветов, ничем не отличающийся от конструктора. На самом деле этот набор вовсе не так прост.

Почему я взяла для работы именно эти блоки?

Пособие Блоки Дьенеша, специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов. Развивают у детей мыслительные операции, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение) .

Именно этот момент меня заинтересовал больше всего.

Задания предполагают постепенное усложнение, поэтому игры с блоками интересны детям всех возрастных групп.

Логические блоки Дьенеша представляют собой игры, составленные на основе комплекта, который состоит из 48 геометрических фигур :

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники) ;

б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры) ;

в) двух размеров (большие и маленькие фигуры) ;

г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры) .

По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками : формой, цветом, размером, толщиной.

Вторая составляющая игры – карточки, на которых закодирована информация о геометрической фигуре и ее признаках. Одни кодовые карточки разделена на две части : первая указывает на то, какую геометрическую фигуру (логический блок) мы ищем; вторая содержит информацию о том, какого цвета эта фигура. На следующих карточках к указанной информации добавляются такие понятия, как величина геометрической фигуры и ее толщина.

1. Знакомство с блоками

Для начала я познакомимся с блоками .

Выложить перед педагогами набор и дала им возможность изучить фигуры,

потрогать, перебрать, подержать в ручках и поиграть с ними.

Как вы думаете как с ним можно играть?

Чуть позже предложила следующие задания :

2. А теперь первое задание - найдите все блоки как эта фигура (по цвету, по форме)

Треугольник

А теперь не такую фигуру как эта (по цвету, по форме)

3. Что лишнее? (синий треугольник, синий квадрат, желтый треуголник.)

4. В обычной жизни нам часто приходиться оказывать помощь родным, друзьям, просто прохожим, животным. К несчастью, в жизни бывают чрезвычайные ситуации, бедствия. Я предлагаю вам стать «спасателями» . Итак, вы спасател? Где работают спасатели? (в учебном центре, МЧС)

На автобусе спасатели едут в учебный центр МЧС. У спасателей свои правила : в автобус заходят и занимают места по пропускам.

Выдаю пропуска (кодовые карточки)

Все заняли свои места? Поехали!

Мы приехали на место.

Задача «спасателей» (т. е. ваша задача) - подготовить транспорт к выезду в район бедствия. Выложите из блоков Дьенеша транспорт по схемам.

Теперь вам необходимо загрузить «ценные грузы»

Внимательно посмотрите на закодированную карточку, расшифруйте ее, покажите соответствующий блок. Груз готов к отправке.

Следующая задача «спасателей» доставить «ценный груз» с продовольствием в один из районов пострадавшего от наводнения, но к сожалению дорогу размыло.

Что же делать? (Предположения педагогов)

Необходимо построить дорогу по которой мы доставим груз в пострадавший район. Внимание на экран!

Слайд «Построй дорожку»

Вы успешно прошли испытания и можете достойно носить звание «Спасатели» .

Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями, и получают знания элементарных математических представлений.

Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности : как по развитию математических способностей, так и на развитии речи , в изодеятельности, в настольно-печатных играх, в сюжетно-ролевых играх, в подвижных играх, в дидактических играх, вне занятий в развивающей среде группы .

Игры с блоками безграничны всё зависит от вашей фантазии.

К сожалению за один семинар невозможно представить все игры, которые можно играть с детьми. Я думаю вас заинтересовала данная игра и про неё больше узнаете в интернете, приобретёте и будете использовать в работе .

Математический планшет Воскобовича

Математический планшет – это поле с двадцатью пятью штырьками для рисования резиночками.

В народе эту игру называют "дощечкой с гвоздиками".

Математический планшет прост в использовании и очень функционален. С помощью доски с кнопочками и резиночек ребенок сможет самостоятельно создавать оригинальные рисунки, фантазировать, творить, конструировать. Уникальная методика "рисования резиночками" дает ребенку возможность прочувствовать пальцами форму геометрических фигур, научит ориентироваться на плоскости, развивает мышление , воображение, а так же поспособствует развитию таких качеств , как внимание и усидчивость.

А сейчас послушайте сказку, встретились как-то предметы из дерева, пластмассы и резины и заспорили, кто всех полезней. А потом подружились и решили работать вместе - дощечка, кнопочки и резиночки. И вот тут-то начали у них получаться просто-таки удивительные изображения : снежинки, птица, ракета, даже человечек.

А теперь предлагаю вам пофантазировать.

Домик, кораблик, геометрические фигуры.

Как играть с математическим планшетом.

В методическом пособии приведено огромное количество вариантов-идей игр в зависимости от уровня развития ребенка А дальше ребенок может придумывать что-то сам.

Для начала выполним простые линии, а на их основе простейшие сюжеты.

1. Обозначим длинные палочки зелеными резиночками, а короткие - красными. Сориентируемся в пространстве - что ниже, что выше, где левее, где правее. Поделим поле пополам и посадим в левый верхний угол красный цветочек, а в правый нижний - желтый цветочек и т. д.

2. Оживим геометрические фигуры, например - треугольники.

Покажи самый маленький треугольник, где прямоугольный треугольник, где равносторонний треугольник. Покажи тупые углы и острые и т. д.

Или изобразим на поле квадрат или треугольник, а затем с помощью резиночек и других фигур дорисуем картину.

3. Что такое цифра или буква - а вот мы сейчас и посмотрим. Изобразим цифры или буквы.

5. Условно поделите готовый планшет пополам, с одной стороны рисуете вы, с другой стороны ребенок должен повторить то, что нарисовано вами. Дайте ребенку возможность тоже побыть учителем, пусть он дает вам задания, а вы будите выполнять.

6. Нарисуй отгадку

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть - нет головы. (Гриб)

Летом вырастают, осенью опадают. (Листья)

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

В чёрном небе до зари

Тускло светят Фонари.

Фонари - Фонарики

Меньше, чем комарики. (Звезды)

Обучая в процессе игры , я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переходила в радость учения. Используя накопленный опыт , дети уже самостоятельно придумывали различные варианты игр и ситуаций. Они переставали обращаться ко мне за помощью и увлечённо искали новые решения задач. Развитие мышления даёт возможность не бояться ошибок и - самое главное - у моих воспитанников формируется «вкус» к процессу познания .

Классические стандарты дошкольного развития в своей эффективности не подлежат сомнению. Но и набирающие популярность западные методики заявляют о наиболее продвинутых способах обучения ребенка. Как сделать правильный выбор?

Каждый родитель желает видеть своего ребенка гармонично развитым. Чтобы пойти в школу подготовленным и адаптированным к новым условиям, ребенок должен научиться этому. Заботиться об интеллектуальном развитии нужно начинать с раннего возраста.

Детские сады, всевозможные центры подготовки ребенка к школе изобилуют разного рода методиками дошкольного развития. Как выбрать для своего ребенка лучшее и как не ошибиться в своем выборе?

Все методики можно разделить условно на две группы: современную и классическую традиционную. В чем их отличие?

Традиционные методы развития и обучения

Классические стандарты развития детей дошкольного возраста обычно практикуют государственные детские сады. С 2013 года вступил в силу закон, обязывающий дошкольные учреждения обучать детей по единой образовательной программе. Этот стандарт, именуемый ФГОС, включает в себя принятые правила:

Обучение проходит в виде игры. Любые действия, в какой-то мере напоминающие школьные занятия находятся под запретом.

Недопустимость оценочной и аттестационной системы. Детей классифицируют по характеру, усидчивости, способностям и возрастной группе.

Используется три основных метода обучения: наглядный, речевой и практический.

Детское дошкольное учреждение ориентировано на приобретение ребенком следующих навыков:

1. Умение в нужный момент проявлять инициативу и самостоятельно совершать необходимые действия.

2. Уверенность в себе и открытость внешнему миру и обществу.

3. Эмоционально положительное отношение к себе и к другим.

4. Развитие фантазии и воображения.

5. Раскрытие творческих способностей и умение ими пользоваться.

6. Хорошо развитая мелкая моторика.

7. Способность проявить усилие воли при выполнении определенных действий.

8. Живой интерес к процессу обучения.

Как из этого видно, дошкольное образование и развитие в основе своей ориентировано на получение и закрепление ребенком необходимых навыков для успешного обучения в школьных стенах. В программах принятого стандарта идет упор на развитие речи, познания, эстетического вкуса, физических данных и социального развития личности.

Современные методики

Альтернативой классическому обучению дошкольников становятся современные инновационные методики. Особенность этих программ, что они ориентированы на развитие ребенка буквально с пеленок. Традиционные способы обучения ставят начало активного развития несколько позже.

Самыми популярными можно назвать эти методики:

Монтесорри

Интересно, что изначально этот метод обучения был специально создан для детей с некоторыми отклонениями в развитии. Но быстро стал популярен и среди обычных детей. Суть развития в том, что малыш учится не пассивно, а проявляет живой интерес к процессу обучения. Учитель или родители должны позаботиться о создании вокруг ребенка благоприятной среды развития. Чтение по этой методике рекомендуют начинать не ранее 3 лет.

Методика Зайцева

Развивающие кубики основной инструмент развития по этой программе. Изображенные на них предметы, слоги и буквы позволяют ребенку быстро усвоить принципы чтения. Автор Николай Зайцев считает классическое обучение чтению недопустимым и тормозящим весь процесс. Кубики разного цвета и различаются по размеру. Характерный звон, доносящийся из них, помогает малышу научиться различать гласные и согласные звуки.

Вальдорфская методика

Детям, обучающимся по этой программе, ставят основной упор на развитие творческих способностей и личности. Дети занимаются музыкой, лепкой, вышиванием. Отсутствие оценочной системы, и всестороннее развитие способностей ребенка, вплоть до школьного возраста, делает эту программу развития все более востребованной с каждым днем. Воспитание личности и развитие духовности - основополагающие методы Вальдорфа.

Эти три методики развития находят все большее применение среди обучающих дошкольных центров и молодых креативных родителей.

Разумное соотношение

Сравнив обе группы методик дошкольного развития, можно сказать, что в каждой из них есть свои плюсы и минусы.

Классические стандарты обучения охватывают целостное развитие ребенка. Годами проверенные способы обучения, которые в равной степени уделяют внимание умственному, познавательному и физическому воспитанию. Но групповые занятия по такому принципу начисто лишены индивидуальности и не прислушиваются к потребностям ребенка.

Современные же способы развития часто делают упор на что-нибудь одно, совершенно выпуская из вида все остальные стороны, необходимого гармоничного воспитания.

Наиболее предпочтительнее разумное сочетание традиционного и современного способа развития. Распределение норм лучше брать из классической схемы, обучение чтению эффективнее будет проходить с помощью кубиков Зайцева, творческие способности и богатый внутренний мир поможет развить методика профессора Вальдорфа, а естественное познание мира и общественной среды лучше всего пройдет под руководством Марии Монтесорри.