Младенец на 3 месяце жизни. Развитие ребенка в третий месяц жизни

На третьем месяце жизни настает новый этап в развитии ребенка. У малыша можно наблюдать настоящий скачок в освоении умений, развитии психической и эмоциональной сферы. Все происходящие изменения быстрыми темпами входят в жизнь крохи и его родителей. Что должен уметь карапуз в этом возрасте, и как помочь ему правильно развиваться, вы узнаете в нашей статье.

5 ключевых «достижений» третьего месяца жизни

Наступает первый период после рождения ребенка, связанный с резким скачком в росте и развитии. Три месяца – время новых достижений, новых открытий и навыков.

  1. Угасание рефлексов новорождённых
    Такие рефлексы, как хоботковый (вытягивание губ трубочкой при прикосновении), поисковый (при поглаживании уголков рта малыш поворачивал голову) к трем месяцам практически полностью угасают. Это проверит невролог при плановом посещении поликлиники. Ярко выраженными у младенца остаются два рефлекса: сосания и ползания.
  2. Развитие подкожно-жировой ткани
    Подкожно-жировая ткань в 3 месяца развивается очень интенсивно. Если кроха родился маленьким и хрупким, то к этому моменту у него начинает “округляться” тельце, появляются упитанные щечки, складки-перевязочки на ручках и ножках. К 4 месяцам при полноценном питании ребенок выглядит пухленьким, что не может не умилять окружающих.
  3. Развитие мышечной системы
    Правильное физическое развитие предполагает развитие мышечной системы сверху вниз: сначала укрепляются мышцы шеи, затем на очереди спина и руки, а уже после – ноги. Третий месяц знаменателен тем, что малыш уже уверенно удерживает голову и активно осваивает владение своими ручками. Кроха старается до всего дотронуться, изучает свое тело, руки мамы и свои собственные кулачки.
  4. Изменения в пищеварительной системе
    Пищеварительная система трехмесячного ребенка уже более зрелая, чем в первые месяцы жизни. Молоко и смесь лучше усваиваются, вследствие чего проходят мучительные колики. Желудок крохи растет, становится более вместительным, поэтому и порции молочка на приём становятся больше. Совсем скоро ребенок будет готов к введению прикорма, но пока рацион малыша состоит преимущественно из грудного молока или адаптированной смеси.
  5. Регулярный стул
    В три месяца стул у ребенка становится более однородным и уже можно с оглядкой на питание “предсказать” его регулярность. Груднички на смеси испражняются 2-4 раза в день. У малышей на грудном молоке стул может быть до 5 раз в день; но возможен и другой вариант – 1 стул в 2-3 суток. Оба развития событий входят в понятие нормы, но при отсутствии стула более двух суток стоит внимательно мониторить состояние ребенка (какое у малыша поведение, мягкий ли стул после длительной паузы). При необходимости можно использовать дополнительную стимуляцию по рекомендации педиатра.

Как растёт малыш: физиологические изменения

В три месяца грудного ребенка нужно продолжать взвешивать каждые две недели, как это делалось на протяжении предыдущих месяцев жизни. Рост крохи начинает замедляться, за месяц он увеличится примерно на 2-2,5 см. Средняя прибавка в весе равно примерно 150 г в неделю, или около 600 г в месяц. Окружность головы увеличивается не более, чем на 1 см, а окружность груди может вырасти до 1,5 см, но уже к 4 месяцам эти параметры сравняются.

Каждой маме важно знать, насколько правильно развивается её малыш. Ориентирами для оценки служат нормативы, сформулированные педиатрами. Они позволяют наиболее объективно оценить физическое и умственное здоровье крохи.

Обратите внимание! Стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален, и его “взросление” проходит в собственном ритме, которое может не вписываться в обозначенные врачами рамки.

Наши достижения: что умеет малыш к трехмесячному возрасту

Перед тем, как перейти к подробной информации об умениях и навыках ребенка в 3 месяца, предлагаем посмотреть видео, которое записала молодая мама о развитие своего трехмесячного малыша:

Проявляем эмоции

Наступил возраст, когда родители могут видеть эмоциональную отдачу любви от своего маленького чада. Когда мама подходит к кроватке, ребенок бурно радуется, улыбается и гулит ей. Этот навык именуется комплексом оживления. Общение со взрослыми доставляет грудничку удовольствие, ему уже скучно лежать одному, он жаждет внимания.

Издаем новые звуки

В три месяца малыш уже с удовольствием издает звуки, причем самые разнообразные. Гласные, согласные, иногда даже могут “проскакивать” их сочетания – ребенок тренируется в общении. Если малышу спеть, то он тоже может ответить вам гулением нараспев.

Смотрим на мир

Ребенка в 3 месяца интересует все вокруг – и движимое, и недвижимое. Малыш рассматривает рисунки на бортиках в кроватке, висящие игрушки на карусельке. С интересом всматривается в лица взрослых, отдавая предпочтение маме, а также детям. Если грудничка положить на животик, он поднимется на предплечьях, чтобы лучше видеть и наблюдать всё вокруг.

Новые движения

Находясь в вертикальном положении у взрослого на руках, кроха уже достаточно хорошо держит голову. Лежа на спине, малыш может повернуться на бочок, – с этого возраста уже нельзя оставлять малыша на кровати без присмотра. Если ребенка поддерживать подмышками, и поставить на опору (твердую поверхность стола, дивана, пола), то младенец уже не будет сгибать ножки, а сможет опираться на них.

Пробуем “на зубок”

Каков мир на вкус? К трем месяцам малыш активно стремиться познать все через рот, но ручки еще не совсем послушны и физиологически не умеют удерживать желаемое. Поэтому во рту чаще всего оказываются пальчики или кулачки. Ребенку нравится трогать шуршащие предметы. Если крохе дать небольшую газетку, то он непременно сомнет/порвет её, а потом потянет в ротик. Малыш тянется к познанию мира – самое время приобрести или смастерить самим развивающий коврик.

Как проходит развитие в 3 месяца

Малыш в данном возрасте осваивает много навыков, за которыми молодой маме очень интересно наблюдать. Можно фиксировать новые умения в дневничок, ежемесячно внося в него изменения по мере взросления крохи. Чтобы понять, что должен уметь кроха к своему возрасту и насколько его возможности приближены к медицинским нормам, приведена таблица с всевозможными физическими этапами развития, на которые стоит обратить внимание.

Этапы развития Что умеет малыш
Слух Кроха уже умеет отыскивать источник звука глазами и поворачивает голову в его сторону.
Речь Часто гулит нараспев; пытается понемногу подражать во время гуления интонациям взрослого.
Зрение Ребенок с интересом рассматривает окружающие предметы. Поворачивает в сторону заинтересовавшей вещи и голову, и глаза. Плавно следит за предметами, лежа на животе.
Моторика В три месяца малыш уже уверенно держит голову. Лежа на животике, опирается на руки под острым углом. Ребенок пытается захватить игрушки, висящие перед ним.
Игра Часто и с любопытством рассматривает свои руки, ощупывает их, сжимает и разжимает кулачки.
Эмоции Увидев взрослого, начинает гулить, улыбаться и активно двигать ножками и ручками. Улыбкой и удивлением реагирует на игрушки.

Ребенку три месяца – нормы его развития:

Всё по режиму: сон и бодрствование в 3 месяца

Утро мамы с трехмесячным ребенком начинается рано. Некоторые малыши с 2,5-3 месяцев могут спать всю ночь, не просыпаясь на кормления; но большинство все же не выдерживает долгого перерыва и просыпается 2-3 раза за ночь утолить голод.

Режим дня с малышом трех месяцев зависит от многих факторов, в основном индивидуальных, например, от темперамента младенца. Примерный день с грудничком этого возраста вы можете увидеть в таблице.

Время суток Распорядок дня
7:00 Пробуждение, первое кормление, проведение утреннего туалета
8:30 Первый сон
10:30 Пробуждение, второе кормление, время бодрствования и гимнастики
12:00 Прогулка на свежем воздухе, второй сон
14:00 Окончание прогулки, пробуждение, третье кормление, бодрствование
15:30 Третий сон
16:30 Пробуждение, время развивающих занятий и игр
17:30 Четвертое кормление, затем вечерняя прогулка и сон
18:30 Окончание прогулки, пробуждение, период бодрствования
20:00 Вечерний туалет, пятое кормление, подготовка и укладывание на ночной сон
23:30 Пробуждение, шестое кормление и ночной сон

Важно! Родителям при формировании режима дня своего малыша необходимо подстроиться под его потребности и особенности развития. Ребенок имеет личные биоритмы, и их необходимо учитывать при обобщенных рекомендациях педиатра.

Уход за трехмесячным младенцем

Ребенка необходимо с первых дней жизни приучать к чистоте тела. Проводить гигиену у грудного малыша – дело ответственное, и требует со стороны родителей сосредоточенности и осторожности. Особенное внимание следует уделять утреннему туалету младенца.

Глаза

После ночного сна у ребенка могут скапливаться выделения на ресницах и в уголках глаз. Их обязательно нужно убирать, очень важно содержать глазки малыша в чистоте для их здоровья. Подготовьте два ватных диска и теплую кипяченую воду. Возьмите один диск и промойте глазик ребенка от внешнего угла к носу. Движения должны быть мягкими, плавными. Также промойте теплой водой и ватным диском второй глазик. Обратите внимание – для каждого глаза ребенка нужен отдельный (!) диск.

Вопреки всеобщему мнению, что без ватных палочек не обойтись, ушная раковина обладает способностью самоочищения. Уход за ушками новорожденного ребенка и грудничка очень прост – нужно ежедневно протирать их смоченным в воде ватным тампоном. Особенное внимание следует уделять складкам и поверхности за ушками. Во время кормления и при срыгивании туда может затекать молоко, что после вызывает раздражение и опрелости.

Важно! Ватными палочками очищать слуховые проходы малыша опасно: неосторожное движение может спровоцировать разрыв барабанной перепонки грудничка.

Недостаточно влажный воздух в помещении, редкие прогулки, пыль могут вызвать появление корочек в носу даже у здорового младенца. Трехмесячный ребенок не может сам очищать носик, поэтому за чистотой слизистой должны ежедневно следить взрослые. Ноздри грудничка очищают и смазывают смоченными в персиковом или абрикосовом масле ватными жгутиками.

На заметку! Также можно использовать капли с раствором морской соли – орошение полостей носа малыша соленой водой очищает слизистую и увлажняет её.

Руки

В возрасте 3 месяцев малыш еще часто держит кулачки сжатыми, поэтому в складках кожи могут скапливаться пот и пыль. Для очищения детских ладошек аккуратно разожмите кулачки и протрите их смоченным в воде ватным диском. Также каждые 3 дня нужно стричь на ручках подросшие ноготки на руках, а на пальчиках ног – каждые 6-7 дней.

Игры и гимнастика: занятия в 3 месяца

Развивающие занятия и игры, которые важны для ребенка:

Трехмесячный малютка уже готов общаться, воспринимать новую информацию, поэтому в распорядок его дня можно смело добавлять различные упражнения для развития. Они способствуют укреплению имеющихся навыков, внесут разнообразие в повседневную “рутину” декрета и доставят массу удовольствия как маме, так и малышу.

  • В утренние часы проводите с ребенком легкую зарядку и гимнастику. Аккуратно сгибайте ручки ребенка и разводите их в стороны, затем делайте вращательные движения ножек. Малыш будет с интересом участвовать в процессе, если он будет сопровождаться потешками, пением или музыкой. Отлично развивает координацию и мышцы у грудничка большой гимнастический мяч – фитбол. Ребенка можно катать на нем, положив на спинку или животик.
  • Ежедневный легкий массаж окажет наилучшее воздействие на весь организм малыша. Мышцы шеи, спины при легком поглаживании и разминании кончиками пальцев расслабляются, снимается напряжение и излишний тонус, самочувствие грудничка улучшается. Чтобы знать, какие участки массировать, можно обратиться за консультацией к педиатру или посмотреть пару видеоуроков.
  • К регулярной гимнастике, проводимой мамой вместе с малышом, можно добавить пару упражнений, которые подготовят ребенка к переворачиванию. Правую ножку ребенка, лежащего в положении на спине, поверните влево так, чтобы она была перекинутой через тело. Благодаря этому движению формируется нужный импульс для будущих переворотов с живота на спину и обратно.
  • Стимулируйте малыша почаще поднимать голову и плечи в положении лежа на спине. Не давайте малышу лениться, ежедневно выкладывайте его и заинтересовывайте яркими предметами, игрушками, детскими книжками-пищалками. Ребенок будет рассматривать их, а в скором времени тянуться к предметам, пытаясь взять их в рот.
  • Показывайте малышу разнообразные погремушки со звуковыми эффектами – шуршащие, гремящие, с колокольчиками. Вкладывайте игрушки в ручку, пусть кроха учится удерживать их. Подвешивайте в коляске или кроватке игрушки-растяжки, чтобы младенец мог дотянуться и потрогать их.
  • Больше общайтесь со своим малышом. Называйте его по имени, рассказывайте сказки и не только, при этом иногда делайте короткие паузы – так у малыша будет возможность ответить вам гулением.
  • Малыши в этом возрасте очень интересуются отражающими поверхностями, поэтому приобретите для него безопасное зеркало. Пусть кроха рассматривает себя. Также показывайте ребенку изображения в книжках – животных, предметы быта, цвета и др.

P.S. Уважаемые читатели, также мы подготовили для вас статью о с описанием каждого месяца жизни ребенка.

Девиз этого месяца:
«Ни дня без новых достижений или открытий!»

На третьем месяце жизни ребенок проявляет уже гораздо большую активность - как в физическом, так и в эмоциональном плане. Научным языком говоря, срабатывает «комплекс оживления» - малыш демонстрирует позитивную эмоциональную реакцию в ответ на обращение к нему взрослого . Это свидетельствует о правильном развитии малыша.

В два месяца ребенок узнает знакомых взрослых не только зрительно, но и по голосу, по запаху. Он улыбается, отвечает «агуканьем», если с ним говорить, старается подражать каким-то звукам, активно машет ручками-ножками . Это свидетельствует о развитии эмоциональной сферы ребенка.

Ребенок в третий месяц жизни, находясь в хорошем настроении, может подолгу гулить, произнося гласные и согласные звуки , сливая их в незамысловатые комбинации типа «а-а-а-а-у», «г-у-у-у» и др. Это подготовительный этап развития речи.

Малыш начинает смеяться (до этого только улыбался). Он видит, как взрослые реагируют на его «разговоры» и смех и начинает осознанно налаживать контакт с окружающими . Пробует визжать, изучая возможности своих голосовых связок.

Ребенок в два месяца становится более восприимчивым к окружающим звукам. Его могут разбудить шаги, шум воды, звук звонка или телефона и т.п. На незнакомый звук реагирует, как и раньше, замиранием.

Если малышу что-то не нравится, он обязательно даст об этом знать кряхтением или недовольным видом. Теперь ребенок даже плачет по-разному в зависимости от ситуации. Мамочка уже может различить, что означает тот или иной плач: хочет ли малыш есть, спать или просто привлечь к себе внимание взрослого.

Ребенок начинает улавливать закономерность - после его плача следует внимание со стороны взрослых (кормление, переодевание и т.д.).

Растет малыш по прежнему стремительно (до 3-5 см за месяц!), а масса тела может увеличиться на 800 грамм. Еще бы: ведь за сутки малыш съедает грудного молока около пятой части своей массы. В этот период некоторые мамы начинают ощущать нехватку грудного молока.



Главное - не паниковать, увеличить потребление жидкости и помнить , что сигналом для выработки пролактина (гормона, ответственного за выработку грудного молока) является сосание груди ребенком, частота кормлений и их длительность.

То есть прикладывайте малыша к груди по первому требованию. В случае необходимости проконсультируйтесь со специалистом по грудному вскармливанию.

Но если вы все же решили ввести смесь в рацион ребенка, то внимательно прочитайте инструкцию по ее приготовлению, разведите компоненты строго по инструкции и вводите смесь в рацион постепенно: в первый раз дайте ребенку не более 20 мл, увеличивая объем смеси с каждым новым кормлением.

Родничок малыша в два месяца все еще открыт, хоть и немного уменьшился.

В два-три месяца ребенок умеет:

  • Управлять своими ручками . Хватательный рефлекс постепенно угасает, - и малыш начинает осознанно брать предметы в руки. Движения ребенка становятся осмысленными и более скоординированными. Яркую игрушку он наверняка захочет взять в ручку и… попробовать на вкус. А вдруг вкусная?
  • Кулачки к третьему месяцу жизни ребенка становятся немного более разжатыми , малыш пытается хлопать, с интересом ощупывает свои ручки.
  • Приподнимается на локтях и удерживает головку, лежа на животике. В таком положении гораздо больше интересного вокруг можно рассмотреть. Некоторые дети с удовольствием подолгу готовы лежать на животике и осматривать все вокруг.
  • Малыш к третьему месяцу жизни может фокусировать взгляд на каком-то ярком предмете и смотреть на него до полминуты!
  • При не быстром перемещении яркого предмета ребенок следит за ним и даже поворачивает голову вслед за предметом.
  • На звук реагирует поворачиванием головы и ищет источник звука , если тот находится вне поля зрения малыша. На ваш голос ребенок сразу найдет вас глазками, если вы в поле его зрения.
  • Открывает ротик при виде груди или бутылочки со смесью . Рефлекс поиска постепенно угасает к трем-четырем месяцам.
  • Ребенок начинает делать попытки перевернуться со спинки на бочок или даже на живот . Но большинство карапузов совершают свой первый переворот в 3-4 месяца.
  • Малыш сосет все, что попадаем ему в ротик . Будь то соска или собственный пальчик, но ребенок уже хорошо понимает разницу, поэтому, будучи голодным, он откажется сосать соску и быстро выплюнет ее.


Занятия с ребенком в третий месяц жизни:

Малыш в два месяца все больше времени проводит, бодрствуя , у него появляется больше возможностей, чтобы изучать окружающий мир. Некоторые около 2-х часов могут не спать, просыпаясь даже ночью, чтобы немного поиграть.

Днем любую свободную минутку нужно использовать с пользой. «Развивающими» можно сделать даже самые обычные процедуры по уходу за ребенком: переодевание, купание, прогулки на улице.

  • К массажу и гимнастике можно добавить процедуры закаливания. Разденьте малыша на несколько минут, пусть подрыгает ручками и ножками в свое удовольствие. Потом переверните его на животик, пусть немного полежит так. Оптимальная температура для занятий 22 градуса.
  • Купите цветные носочки и надевайте попеременно на ручки . Малыш будет рассматривать свои ручки, тянуть их к себе и таким образом освоит новые возможности в управлении своим телом.
  • Попеременно вкладывайте в ручки ребенка небольшие предметы с разной на ощупь поверхностью . Малыш с удовольствием будет ощупывать и изучать игрушки. Подобные занятия способствуют развитию моторики рук, что тесно связано с развитием зон мозга, отвечающих за речь ребенка. Также это начальный этап в обучении самостоятельно удерживать ложку, ручку, карандаш.
  • Придерживая ребенка за ручки, подтягивайте и усаживайте его . Данное упражнение полезно для осознания малышом себя в вертикальном пространстве, в новом положении «не лежа».
  • Тренируйте речь ребенка уже сейчас! Говорите «агу», и он будет пытаться что-то ответить, повторяйте за малышом его «слова», читайте коротенькие стихи, напевайте песенки.
  • Выучите несколько стишков, потешек наизусть и рассказывайте их малышу , например, во время переодевания, купания, особенно если ребенок не любит эти процедуры. Возможно, стихотворение сможет его отвлечь. Если какие-то рутинные действия будут сопровождаться стихами, у ребенка начнут формироваться причинно-следственные связи. Например, можно рассказывать одно и то же стихотворение или петь песенку, когда спускаетесь по лестнице на прогулку, готовите одежды для переодевания и пр.
  • Носите ребенка на руках, показывайте комнату, смотрите в окно, постоянно комментируйте все, что видите. Гуляя на улице, тоже поднимайте ребенка и показывайте ему окружающий мир.


  • Следите за тем, чтобы во время занятий малыш хорошо себя чувствовал , был настроен на общение. Если он начинает капризничать, то, скорее всего, кроха устал, нужно прекратить занятия и дать ребенку отдохнуть.
  • Не оставляйте малыша одного на диване или других высоких поверхностях . Хоть и кажется, что он никуда не денется, но на самом деле, ребенок (даже в два-три месяца!) запросто может перевернуться и упасть. В крайнем случае, обложите его одеялами и подушками, которые не позволят крохе повернуться.
  • Если вы еще не записались в бассейн с малышом, то поспешите это сделать. Младенец после рождения еще сохраняет способности к плаванию до 3-4 месяцев. Он рефлекторно задерживает дыхание при нырянии и даже умеет держаться на воде.
    Изучив методику обучения младенцев плаванию, вы можете принимать с малышом ванну. Тем более что благоприятный эффект плавания трудно переоценить. Плавание благотворно влияет на физическое и психомоторное развитие ребенка, ускоряет формирование его двигательных умений, укрепляет нервную систему, оказывает массирующее воздействие и закаливающий эффект.
  • Прохладная погода не должна быть препятствием для прогулок на свежем воздухе . Даже в зимнее время нужно проводить на улице 2-3 часа. Одевая ребенка на улицу, нужно учитывать не только температуру воздуха, но и влажность, и силу ветра.
    Не закрывайте малыша от солнечного света, на третьем месяце жизни возможно развитие рахита у крохи. Потому наоборот, позволяйте ребенку принимать солнечные ванны, но исключая попадание прямых солнечных лучей с 11 до 16 часов дня.
  • И помните, если малыш в третий месяц жизни делает немного больше (или немного меньше) упомянутого, не паникуйте . Ребенок никому ничего не должен. Не научился сегодня - научится завтра.

Как часто вы ходили с ребенком на прогулку? Что умел делать ваш малыш в два месяца?

Четвертый месяц - это своеобразный Рубикон в жизни малыша. Трехмесячный ребенок преодолел первый этап по адаптации организма к окружающему миру. То, что умеет к этому моменту малыш – результат его труда и труда его родителей. В три месяца развитие ребенка идет по всем направлениям (от физиологии до психики).

На этом этапе большое значение имеет своевременная и грамотная помощь в развитии со стороны взрослых - это массаж и развивающие игры, общение с ребенком и приучение его к распорядку дня, прогулки и меняющиеся правила кормления. Чтобы все сделать правильно, родители должны быть готовы морально и информационно к новому витку в жизни их малыша.

В 3 месяца малыш начинает активно познавать окружающий мир, запоминать формы, цвета и звуки. Желательно, чтобы родители в этот период также приложили свои усилия для всестороннего развития ребенка

Существует множество видео-советов на данную тематику, посмотрев которые, можно почерпнуть для себя много полезного (как в сфере психологии ребенка, так и в области его физического развития). Лучше смотреть материал, подготовленный специалистами. Например, доктор Евгений Комаровский доступно рассказывает, на что следует обратить внимание.

Основы физического развития малыша

Физическому развитию ребенка в 3 месяца всегда уделялось большое внимание, особенно родителями. Отчасти это связано с тем, что они легко могут определить размеры своего 3-х месячного ребенка, и таким образом оценить его нормальное физическое состояние. В осмотр малыша до года, который проводится в поликлинике по месту жительства, входит:

  • общий осмотр;
  • аускультация (врач слушает работу сердца и органов дыхания);
  • измерение объема груди и головы;
  • замеры роста и веса.

Ребенок в 3 месяца должен весить примерно от 5 до 7 кг и иметь средний рост 62 см (это касается и девочек, и мальчиков).

На все эти параметры влияют генетические особенности родителей, плодность беременности, ее течение и срок ее разрешения (раньше срока, вовремя или мама переносила малыша), а также те условия, в которых рос грудничок (питание - естественное или искусственное вскармливание, введение раннего прикорма и качество ухода).

Таблица средних размеров крохи к концу 3 месяца:

В норме ребенок набирает от 0,5 до 1 кг в месяц в этом возрасте. Возможны отклонения, например, дети, которые кормятся маминым молочком, набирают вес быстрее, чем искусственники. Если параметры 3-х месячного ребенка отличаются от заявленных, это еще не значит, что случилось непоправимое. Когда ребенок весел, активен и здоров, какает 6-8 раз в сутки и мочится до 12 раз, но немного недобрал или перебрал в весе – это не повод для паники.

Груднички, которых мама кормит грудью, переедают редко, а вот мамам деток на искусственном или смешанном кормлении надо быть внимательными к весовым показателям своего крохи. Если вам кажется, что малыш толстенький или отличается излишней худобой, посоветуйтесь с педиатром.


Родители ни в коем случае не должны игнорировать плановое посещение педиатра, поскольку от этого зависит дальнейшее развитие ребенка. Важно выявить, все ли сейчас в норме, соответствуют ли реакции малыша его возрасту

Рефлексы новорожденного: что с ними происходит?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Основные рефлексы новорожденного:

  • рефлекс Моро;
  • рефлекс Бабкина;
  • поисковый;
  • хоботковый;
  • сосательный;
  • рефлекс ползания.

Именно рефлекторная деятельность помогает новорожденным выжить и адаптироваться к окружающей среде. Но младенец 3-х месяцев уже в них не нуждается. Поэтому в норме основные рефлексы новорожденного в 3 месяца (за исключением сосательного и рефлекса ползания) начинают угасать, остаются остаточные проявления.

Наличие ярко выраженных рефлексов новорожденного может говорить о неврологической патологии:

  • открывание рта и поворот головы в сторону воздействия при поглаживании уголка его рта (поисковый);
  • вытягивание губ хоботком при прикосновении к верхней губе (хоботковый);
  • движение головой вперед и открытие рта при надавливании на ладонь ребенка (Бабкина);
  • слишком выраженный рефлекс Моро.

Рефлекс ползания и сосательный рефлекс четко выражены в возрасте 3-4 месяцев. Они требуются для роста и развития малыша.

На 3-м месяце у деток нередко развивается рахит , и родители должны быть очень внимательны к своему малышу . Первый симптом - повышенная потливость . Личико крохи покрывается капельками пота во время кормления , но особенно сильно потеет головка ночью . Малыша это беспокоит , и он трется головой о матрасик , из- за чего волосы на затылке выпадают , образуется проплешинка . Также малыш становится беспокойным , пугливым , у него учащается мочеиспускание . Все это может быть следствием недостатка витамина D . При первых подозрениях на рахит требуется неотложная консультация педиатра , который назначит необходимые препараты и процедуры , а также откорректирует питание мамы и ребенка .

Навыки, которые осваивает малыш к 3-м месяцам

  • перевороты со спины на живот;
  • «кобра» - способность приподнять голову и плечи, опираясь на предплечья.

Ребенок в 3 месяца чаще всего осваивает эти умения, но хорошо это получается далеко не у всех детей. Некоторые справляются с этим к 4 или даже 5 месяцу. Строгих нормативов тут нет, малютка растет и развивается, а не сдает ГТО. Поэтому если он здоров, хорошо набирает вес, активен, не имеет неврологических патологий, но не очень хорошо переворачивается и опирается на ручки, надо уделить больше внимания занятиям с ним, развивающим играм и массажу.


Умение поднимать и держать головку в норме развивается к трем месяцам жизни. Оно необходимо как база для дальнейшего переворачивания, ползания и хождения

Психологические особенности малышей

Три месяца – это яркий период перемен, которые затрагивают психику грудничка, его эмоциональную сферу:

  • Основной «новинкой» в поведении является так называемый комплекс оживления. Он заключается в активной улыбке малютки, повышении его двигательной активности и в том, что он долго «болтает» (гулит и агукает).
  • На этом этапе жизни крошки идет активное развитие базовых функций его психики, сенсорного восприятия. Например, существенное изменение претерпевает зрение . Ребенок умеет отслеживать взглядом движущиеся предметы и объекты, рассматривать их.
  • Формируется предметное восприятие. Он способен распознавать комплекс свойств предмета. Для этого он старается задействовать свои сенсорные системы по максимуму (осмотреть предмет, потрогать, погрызть, потрясти, послушать звук, если тот его издает).
  • Слух ребенка также активно совершенствуется. Ребенок способен различать интонации, выделять отдельные звуки из общего шума, адекватно определять источник звуковых колебаний. Очень хорошо распознает голоса значимых взрослых, особенно заметна реакция на мамин голос.
  • Эмоциональная сфера также прогрессирует быстрыми темпами. Ребенок в этом возрасте способен обижаться, удивляться, огорчаться. Он чутко чувствует семейную атмосферу и настроение взрослых.
  • Учится методом «делаю, как ты». То есть методом импринтинга, перенимая и «записывая на подкорку» способы реагирования взрослых.

В 3 месяца малыш начинает активно агукать, как будто бы разговаривать. На самом деле это и есть общение с родителями - ребенок делится своими эмоциями, выказывает привязанность или заинтересованность

Распорядок и питание

Трехмесячный рубеж – то время, когда пора ухаживать за малышом, вырабатывая у него основы распорядка дня и приучая к основным режимным моментам. Спит кроха к этому времени еще много, но уже значительно меньше. Пару десятков лет назад нормой считалось до 18 часов в сутки, но современные дети спят значительно меньше. Малыши могут спать от 12 ½ до 15 часов. Основное время приходиться на ночь. На день остается еще до 4 часов сна.

Трехмесячный малютка способен спать большую часть ночи. В этот период и формируется «правильное» отношение к ночному сну малыша, то есть ассоциации ночи со сном. Он уже должен приучаться засыпать не с бутылочкой или под грудью, а самостоятельно. Место приема пищи и место сна нужно разнести, не стоит кормить кроху в кровати.

Общий объем грудного молока, которое съедает малыш, увеличивается до 800-900 мл./сутки, в одно кормление кроха кушает около 150 гр. В целом же, детки на грудном вскармливании сами регулируют количество молока. Если малыш искусственник – он должен съедать смесь в количестве, рекомендованном производителем, крупные дети могут кушать немного больше. Некоторые родители начинают вводить прикорм в 3 месяца. Делать этого не советуем, лучше отложить прикорм до полугода, в случае ИВ - до 5 месяцев.

На третий месяц кормления приходится один из лактационных кризисов. Это надо учитывать: ни в коем случае не нужно сокращать кормление, предполагая, что молоко «заканчивается». В этот период прекращаются приливы молока, и женщина думает, что молока стало меньше. Кроме того, ребенок проявляет интерес не только к пище, но и к окружающим предметам: он может делать перерывы в еде, оглядывая все вокруг. Поэтому некоторые мамы думают, что молоко «пропадает», и докармливают детей смесью, делать этого не стоит.


Иногда мамы путают лактационный кризис в 3 месяца с полным исчезновением молока, которого в норме пока не должно быть. Лучшей тактикой будет продолжать кормление, подстраиваясь под режим малыша

«Развивалки» для ребенка

4-й месяц жизни ребенка – время, когда пора переходить к активным занятиям с ним в периоды его бодрствования.Игры, которые может предложить мама, должны быть направлены на развитие:

  • слуха (петь малышу песенки и потешки, читать сказки в лицах, включать детские песенки);
  • речевых навыков (при разговоре с малышом, сказав предложение, замолкать, приглашая его таким образом вставить свою «фразу», со временем крошка поймет, и с удовольствием будет участвовать в таком «диалоге»);
  • тактильных ощущений (можно давать крошке предметы разной текстуры, чтобы пощупать их, например, крупы, разные ткани, предметы с необычной поверхностью и т.п.);
  • стимулировать деятельность мозга рефлекторным способом (массаж ладоней и стоп, пальчиковая зарядка и т.п.).

Игрушки для трехмесячного ребенка нужно выбирать яркие, цветные и удобные для хватания и кусания. Очень хорошо подойдут разные погремушки с кольцами. Доступно и подробно об это расскажет педиатр Комаровский в своих передачах, а также ролик по развитию крохи по методике «Леонардо».


Ребенок 4 до 5 месяцев. Чем с ним заниматься
Ребенок от 3 до 4 месяцев. Чем с ним заниматься
Ребенок от 1 до 2 месяцев. Чем с ним заниматься

Малыш на руках у взрослого в вертикальном положении уже в состоянии следить за игрушкой в течении 30-40 секунд, поворачивать головку на 180 градусов. Он активно следит за неподвижным или движущимся предметом, за лицом разговаривающего с ним взрослого. Но движения глаз координирует еще плохо.

Многие малыши могут косить глазками, что естественно в таком возрасте. К 4 месяцу это исчезает. Особенно хорошо малыша развлекают подвижные игрушки, которые легко и плавно раскачиваются в воздухе. Важно, чтобы на игрушке было несколько четких деталей. Идеальное расстояние до игрушки 30-50см. Больше всего малыши любят круглые предметы, а их любимый цвет – красный, который запомнился еще со времени внутриутробного развития.

К концу 3 месяца, лежа на животике, малыш уже умеет опираться на предплечья и поднимать головку на 2-2,5 минуты.

Такая поза передоставляет крохе новые возможности развития! Он с интересом оглядывается и воспринимает окружающий мир под другим углом зрения. Более полная подвижность головки является для него большим неврологическим достижением!

На 10-12 неделе наиболее подвижные малыши начинают переворачиваться со спины на животик.

В этот период развивается так называемая “стабильность корпуса”, которая является основной предпосылкой для первых произвольных движений ребенка и основой для самостоятельной активности.

Пока малыш еще чаще всего лежит на спине, поскольку именно из этого положения ему потом будет удобнее всего садиться.

К концу 3 месяца кроха начинает все больше ощущать свое тело. Присмотритесь к нему – он лежит прямо на спинке, но при этом его носик, подбородок, грудина, пупок и лобковая кость образуют прямую линию. А ручками он играет перед своим лицом, рассматривает свои пальчики, ножки согнуты и немного подтянуты к пупку.

Ярко выражен комплекс "оживления" в ответ на обращенную к нему речь.

Малыш очень активно ищет глазами источник звука, улыбается в ответ на вашу улыбку. Эта улыбка уже называется “социальной”, потому что она возникает в ответ на человеческое лицо. Это огромный шаг крохи в области межчеловеческих отношений!

В конце 3 месяца у малыша должен исчезнуть рефлекс Моро (заключается в симметричном отведении верхних конечностей с разгибанием пальцев, с последующим приведением конечностей и сгибанием пальцев.).

Обратите внимание, что теперь, при внезапном воздействии света и звука, ваш малыш не будет несвязно сучить ручками и ножками. Играя с ручками, кроха одновременно сгибает и ножки.

На 8-12 неделе исчезает и рефлекс хватания. У крохи возникает сознательное произвольное хватание.

Примерно с 10 недели малыш начинает увлеченно играть со своими руками, перебирать пальчиками. Он пытается удержать игрушку, стремится что-то потрогать своими руками. Так создается связь между зрением и действием. Конечно, малыш не сразу сможет захватывать сам игрушку. Этому он научится постепенно.

При поддержке малыша под мышки, он уже уверенно опирается в течение 45-60 секунд.о твердую опору ступнями ножек, согнутых в тазобедренных суставах.

Малыш хорошо реагирует на звуки.

Если вы нежно возьмете малыша на руки и заговорите с ним, он будет очень внимательно изучать ваше лицо. Кроха всматривается в выражение вашей мимики, прислушивается к тональности вашего голоса, отличает громкость вашего обращения к нему. Если вы захотите изменить тон или громкость вашей речи, он зарегистрирует это.

Третий месяц жизни ребенка – это период, когда ребенок продолжает активно развиваться, крепнуть и осваиваться в нашем сложном мире. Ребенок уже далеко не такой беспомощный, как в первые дни жизни. Даже взгляд у него уже осмысленный.

Третий месяц жизни: физическое развитие ребенка

Дыхательная система развивается, и уже в два раза больше минутный объем дыхания, чем у новорожденного. Пищеварительная система тоже меняется кардинально. В третий месяц жизни продолжает активно развиваться и центральная нервная система. На развитие клеток мозга ребенка очень влияет питание малыша. Именно поэтому грудное вскармливание очень важно для благополучного развития маленького человека. В этот период врачи еще не рекомендуют вводить , ведь в материнском молоке есть необходимые вещества для формирования мозга и полноценного развития. Врачи советуют лишь добавить витамин D, которого недостаточно в молоке матери. Этот витамин предупреждает развитие рахита. Кстати, на третьем месяце уже можно приучать пить воду с ложечки.

Родителям нужно быть внимательными, так как кости ребенка еще хрупкие. Не нужно туго пеленать малыша или пытаться его присаживать. Это может привести к деформации костей. Тонус мышц (а у новорожденных он физиологически повышен) к концу третьего месяца постепенно сходит на нет.

В третий месяц жизни ребенка развитие очень заметно. Он уже двигает ручками более осмысленно. Удаются движения такие, как потянуться за игрушкой, потрясти погремушкой, похлопать в ладоши. Его уже заинтересует мобиль, подвешенный над кроваткой. Формируется связь между слухом и зрением. Малыш хорошо удерживает голову, если вы держите его вертикально, поворачивает голову в стороны.


Малыш на третьем месяце жизни может перевернуться на бочок, а иногда и на живот. Поэтому стоит почаще выкладывать его на живот: при этом ребенок уже хорошо держит голову и рассматривает окружающую обстановку.

Время бодрствования увеличивается до 1,5-2 часов подряд. Добавьте к гимнастике и массажу закаливание воздушными ваннами. Помните, что во время бодрствования ручки и ножки должны быть свободными, чтобы ребенок учился и овладевал новыми навыками.

За третий месяц жизни новорожденный потяжелеет примерно на 800 грамм и вырастет примерно на 3 сантиметра.

В первый год жизни очень важно, чтобы ребенок находился под постоянным наблюдением педиатра и других специалистов. В три месяца малышу предстоит ряд вакцинаций.

Третий месяц жизни: психология малыша

Очень важно и психологическое развитие. Теперь малыш реагирует на звук осмысленно, поворачивает голову на звук. Улыбается и прислушивается, когда мама разговаривает с ним. Узнает тех домочадцев, кто часто с ним общается, выражает эмоции. Например, он может рассмеяться или резко закричать, если недоволен.

Третий месяц жизни отмечается появлением обоняния, теперь ваш малыш узнает вас и по запаху. И, конечно, малыш уже давно осознал, что на руках или на детском развивающем коврике ему интереснее наблюдать окружающий мир, чем бодрствовать в кроватке. Поэтому стоит подумать о том, как предоставить ему возможность получать новые впечатления. Например, вовремя приобрести тот же развивающий коврик или сшить его маме самой.

Третий месяц жизни новорожденного характеризуется тем, что мама уже чаще всего понимает, почему ребенок плачет: голоден ли он, мокрый, у него что-то болит или ему просто скучно. В каждом из этих случаев ребенок ведет себя совершенно по-разному, и плач его тоже различается.

Обычно когда малыш голоден, плач очень громкий. Может начинаться с всхлипываний, переходя в громкий и пронзительный крик. Когда малышу больно, он плачет на высоких нотах. А если хочет спать, то плачет или хныкает, потирая глазки руками. В этом случае помогите малышу заснуть, создайте тишину, приглушите свет, спойте колыбельную.

На третьем месяце жизни вырабатываются хватательные движения рук. Следя за мобилем, ребенок тянет к нему ручки и пытается ухватить. Очень ему нравится разглядывать крупные узоры. Внимательные глазки следят за перемещениями взрослых, домашними животными. Ребенок с каждым днем требует все больше и больше внимания, во время бодрствования призывая маму криками или гулением. Недовольство трехмесячный малыш активно проявляет, когда отобрали игрушку или перестали с ним общаться, он плачет, вздрагивает от резких звуков.

Если купание вызывает у ребенка только положительные эмоции, можно понемногу увеличивать время для водных процедур. Вода — это прекрасное успокоительное средство, особенно если добавить в воду для купания отвары из ромашки и календулы. Если же ребенок по-прежнему боится воды, то, как рекомендуют педиатры и детские психологи, не стоит настаивать и заставлять его. Главное цель в этом случае — не напугать и не вызвать стойкого страха перед водой, который может сохраниться на всю жизнь.

Игры на третьем месяце жизни

Малыш изучает свое тело и играет по сути сам с собой. Рассматривание своих руки и ног – это игра, которой малыш занимается с удовольствием практически все время бодрствования. Предметы ему тоже интересны, он щупает их, держит в руках и рассматривает. Помогите малышу и поиграйте различными предметами с ним, так будет формироваться связь тактильного восприятия и визуального. Самое время начать развивать мелкую моторику, например, можно давать мешочки с различными материалами — маленькими камушками, горохом, ватой и т.д. Малыш с интересом будет щупать их пальчиками. Можно развивать и обоняние, положив в мешочки ароматные травы.

Третий месяц жизни: развитие речи и слух

На третьем месяце ребенок активно и много гулит. Звуки становятся разнообразными. Хорошее настроение и радость он выражает очень активно, пытается с вами общаться, отвечая взрослым на «своем» языке. Если членам семьи повторять за ним звуки, которые он издает, то малыш поймет, что разные голоса могут произносить одинаковые звуки. Вскоре малыш будет пытаться повторять за вами отдельные звуки. Разговаривайте с ним больше, рассказывайте сказки, читайте стихи. Можно называть игрушки, части тела. Когда гуляете, говорите ребенку, куда идете и что делаете. Так закладывается в памяти лексический словарь из необходимых в ежедневной жизни слов, который впоследствии очень пригодиться ребенку для развития навыков общения.

Дополнительные занятия на третьем месяце жизни

Чтобы ребенок развивался, с ним обязательно надо играть и общаться. Это для нас кажется бессмысленным, например, трещание погремушки. А для малыша – это способ получить новые тактильные и звуковые ощущения. В этом возрасте ребенок очень радостно воспринимает все, что позволяет ему пообщаться со взрослыми, к которым он привык и доверяет им. Причем, достаточно всего несколько минут для таких занятий, например, можно сделать с ребенком веселую гимнастику, сопровождая её пением песенок или чтением детских стишков. Хорошо делать массаж под потешки.

Третий месяц жизни ребенка: задачи родителей

Не перегружайте нервную систему малыша излишними впечатлениями, но удовлетворяйте интересы ребенка, побуждая его интерес к окружающему миру.
Если ребенок плачет после игры или занятия – это верный признак того, что новой информации было слишком много, и он устал. Возьмите малыша на руки и успокойте его.

Прогулки на третьем месяце жизни

Малышу в любом возрасте необходим свежий воздух, поэтому гуляйте с ним много и любую погоду. Только зимой в мороз лучше воздержаться от длительных прогулок. Очень полезно гулять в солнечную погоду, поскольку под действием солнечных лучей кожа вырабатывает витамин D.

Третий месяц жизни: уход за ребенком

Уход за ребенком на третьем месяце его жизни практически не меняется по сравнению с предыдущими двумя месяцами. Утром совершайте туалет: протирайте глазки смоченным в воде тампоном, аккуратно чистите носик и уши. Остается важным и ежедневное купание малыша. Раз в неделю можно использовать для купания детское мыло.

Помните, что ребенок с каждым днем становится все более любопытным и активным, позаботьтесь о безопасности грудничка. Например, проследите, чтобы игрушки всегда были чистыми и без острых краев. Никогда не оставляйте ребенка без присмотра, если он лежит не в кроватке с бортиками: он уже вполне в состоянии перевернуться и скатиться, например, на пол, если вы оставите его на своей кровати или, тем более, пеленальном столике.

В целом третий месяц жизни – это очень интересный период развития ребенка. С каждым днем его взгляд становится все более осмысленным, агуканье – все более выразительным. Он радуется каждому новому дню и всем взрослым, которые постоянно с ним общаются, пытается налаживать с ними словесный контакт. Малыш растет и развивается, и он еще не раз удивит вас и порадует!