Беседы в доу на социально нравственные темы. "беседы по социально-нравственному воспитанию". Свои беседы я провожу по таким направлениям, как

Конспект беседы с учащимися «Нравственное и безнравственное поведение».

Вопрос нравственного поведения среди подростков является проблемным полем в современном обществе, поэтому нравственному воспитанию детей должно уделяться особое внимание не только в семье, но и в школе. Одной из форм формирования нравственности первоначально могут служить этические беседы педагога и психолога с учащимися. Проводиться они должны в комфортной, доброжелательной атмосфере, не нося принудительный характер. Одним из вариантов такой беседы может быть представленная ниже ознакомительная лекция – беседа.
Цель: способствовать формированию нравственной культуры учащихся.
Задачи:
1. Познакомить и обобщить понятия нравственности, безнравственности, правонарушения;
2. Создать условия для осмысления пятиклассниками качеств нравственной и безнравственной личности;
3. Способствовать самопознанию учащихся в вопросе нравственной культуры.

Ход беседы.

Психолог. Наш разговор сегодня я хочу начать со слов Роберта Рождественского: "Свой путь мы выбираем сами”. Рождественский пишет: "У каждого человека есть свобода выбора. И выбор этот должен быть разумен. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Равный по своей серьезности, неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать?” Да, так оно и есть. Мы каждый день и каждую минуту делаем выбор, каким быть: честным или лживым, смелым или трусливым, ленивым или трудолюбивым? И что мы выберем, то и пожнем.
Ребята, как вы понимаете: "поступать нравственно”, "поступать безнравственно”. Какое поведение вы считаете нравственным, а какое безнравственным? Ответы учащихся. Безнравственный - нарушающий принципы нравственности, морали; противоречащий правилам морали.
Психолог. Особое место в нравственности занимают так называемые общечеловеческие принципы, такие как: «Почитай отца и мать», «Не убий», «Не укради», «Не лжесвидетельствуй». Среди общечеловеческих принципов выделяется своей значимостью «золотое правило морали», которое гласит: «Относись к другому человеку так, как если бы ты хотел, чтобы он относился к тебе».
Нравственность есть гармоничное сочетание в людях таких качеств, как честность, любовь, откровенность, искренность, доброта и доброжелательность, бескорыстие, милосердие, трудолюбие, любовь к природе и детям, уважение к женщине и старости.
Исходя из этого, какие мы можем назвать общие моральные нормы? Ответы учащихся: честность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность, надежность, благожелательность, доброжелательность, непричинение зла другим людям, непричинение ущерба частной или общественной собственности, благодетельность, совестливость, порядочность, благодарность, ответственность, справедливость, терпимость, сотрудничество.
А что может быть противоположностью нравственности? Ответы учащихся: лживость, ненависть, замкнутость, ханжество, жадность, злопыхательство, корыстолюбие, жестокосердие, прагматическое отношение к природе и ее ресурсам, безразличие к детям, пренебрежение к женщине и старости, эгоцентризм, как превознесения интересов своего «Я» над общественными и пр.
Психолог. Хорошо, мы разобрались с понятиями нравственности и безнравственности. Далее я хотела бы несколько слов сказать о нарушении моральных или нравственных норм. Часто мы не задумываемся, что какие-то наши поступки могут причинить вред другому человеку – будь то шутка, розыгрыш, или просто желание выглядеть лучше или выгородить себя – тем не менее, это может повлечь за собой непоправимые последствия. К сожалению, некоторые члены общества нарушают моральные нормы и совершают аморальные поступки. Примеры детей. Совершив однажды аморальный поступок (проступок), не осознав его, не исправившись, человек может совершить и более серьезное деяние – правонарушение. Что это? Правонарушение – антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законодательством и влекущее наказание. Человек иногда и не знает, не задумывается, что совершает правонарушение, но всем известно, что незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. Например, чтобы избежать контрольной работы, мальчик решил пошутить - позвонил в школу и сказал, что в школе заложена бомба. Конечно же, в полиции тотчас же отреагировали на сообщение о теракте, и в школу прибыла следственно-оперативная группа с кинологом и служебно – розыскной собакой. Примчались пожарные, скорая помощь и группа МЧС. И, наверное, видя все это, мальчик и сам уже жалеет о своем глупом поступке. Ах, если бы можно было все вернуть назад. Но, нет, преступление совершено и за него придется отвечать.
Что это? Шутка или правонарушение? Это правонарушение, статья Уголовного кодекса. Этому мальчику придется отвечать по закону.
Психолог. А вы считаете себя нравственными людьми? Сейчас мы определим, какой уровень нравственной культуры у каждого из вас.
АНКЕТА-ТЕСТ «НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
1. Вы переживаете как свою боль, горе, слезы любого человека, независимо от того, знаете его или нет?
2. Вы радуетесь успеху, удаче другого человека как своей собственной?
3. Вас не просят о помощи, но видя, что в ней нуждаются, вы оказываете ее, не ожидая ни похвал, ни благодарности?
4. Вы переживаете неудачи, неприятности других как свои собственные?
5. Если вас просят помочь, вы с готовностью приходите на помощь?
6. Вы охотно, с большим удовольствием оказываете услугу, помощь, поддержку нуждающимся?
7. Вы замечаете горе, боль другого человека и предлагаете помощь с тем, чтобы прослыть добрым человеком?
8. Обычно вы не замечаете тяжелого состояния окружающих, и если просят о помощи, вы не отказываете?
9. Вы замечаете плохое самочувствие или настроение другого человека, но оно вас не тревожит?
10. Вас просят о помощи, но вы отказываете, ссылаясь на нехватку времени, перегруженность, отсутствие средств помощи?
11. Приходилось ли вам говорить: «Так ему и надо. Он свое заслужил»?
Результаты. Ответы-утверждения с 1 по 5 свидетельствуют о высоком уровне нравственной культуры; с 6 по 8 - об адаптивном уровне; с 8 по 11 - о низком уровне нравственной культуры.
Обсуждение результатов.
Психолог. Что же делать нам, чтобы не совершать серьезных проступков или даже правонарушений?
Я бы предложила следовать кодексу нравственного закона, который состоит всего из 4 пунктов
1. Любовь – (доброта, благожелательность, милосердие, сострадательность и т.п.).
2. Терпимость – (прощение, великодушие, сдержанность, уступчивость, снисходительность и т.п.)
3. Скромность
4. Совесть – (самокритичность, честность, добросовестность, способность к раскаянию и т.п.).
А самое главное, прежде чем что-то сделать по отношению к другому человеку – поставьте себя на его место и подумайте, как он будет себя чувствовать, каково ему будет. И еще раз я бы хотела повторить золотое правило морали «Относись к другому человеку так, как если бы ты хотел, чтобы он относился к тебе».

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ « Ключевская средняя общеобразовательная

школа им. »

«____» ____________ 2012 год

по духовно- нравственному воспитанию учащихся

Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики. Твой школьный вид. Организация своего рабочего места Первый раз в первый класс Вежлив ли я? Что такое хорошо и что такое плохо? В школьной библиотеке . В гости к медсестре. С любовью к родной школе.

(воспитание любви к животным)

В мире животных Лес – наш друг. Лес и его обитатели. Игра - путешествие. В зоопарке. Собака - друг человека! Мы из Красной книги России В гостях у жителей «Подводного царства» Животные - герои сказок и рассказов. Домашние питомцы. Экскурсия в Шадринский краеведческий музей.

Беседа «Старших уважай - малышей не обижай» Собрание с родителями «Хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня». Утренник «Будь вежливым и добрым» Внеклассное мероприятие «Все люди труда - друзья и братья» Беседа «Опасная парочка» (о хвастовстве и зависти) О дружбе и взаимопонимании между девочками и мальчиками Семейный праздник «Праздник бабушек и мам» Посещение городского музея Классный час «Поклонимся Великим тем годам…»

1. Славные символы России

2. Москва - столица России

3. Прошлое моей Родины

4. Путешествие по России

5. Растительный и животный мир моей страны

6. Моя Малая Родина - Шадринский район.

8. Страна, открывшая путь в космос

9. Великая война - Великая Победа

1. Сыны Земли Шадринской (о,)

2. Инсценирование сказок «Чем учат народные сказки?»

3. Исследовательская работа «История моего села»

4. Знаменитые люди района, области.

5. Святочные гадания «Раз в Крещенский вечерок…»

6. Моя родословная

7. Беседа о народных промыслах «О чем рассказали игрушки?»

8. Экскурсия в краеведческий музей

9. «Праздник со слезами на глазах»

1. Беседа «Вежливый пешеход - вежливый водитель»

2. Правила и нормы поведения в обществе

3. Этикет - составная часть общественного порядка и порядочного человека

4. Школьный этикет. Правила поведения в школе.

7. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

8. Встречай гостей приветливо

9. Культура и безопасность отдыха

1. Человек - есть существо мыслящее.

2. Что есть счастье?

3. Что есть труд?

4. Что есть совесть?

5. Что есть свобода?

6. Что есть судьба?

7. Что есть деньги?

8. Что есть «Я»?

9. Что есть моя жизнь?

1. Что есть человек?

2. Жизненное кредо достойного человека

3. Молодежные субкультуры

4. Классный час «Похититель рассудка» (алкоголизм, наркомания)

5. Игровая программа «Давайте поговорим о нас…»

6. Что есть любовь?

7. Я и закон.

8. «Золотое правило нравственности»

9. Литературно - художественный вечер «Не забудет никто, никогда….»

1. Профориентационное занятие «Мир профессий»

2. Профессиональная консультация «Твой профессиональный маршрут»

3. Тестирование в центре занятости «Мой темперамент и выбор профессии»

4. Отрасли народного хозяйства и их основные профессии

5. Экскурсии в ПТУ, СУЗы, ВУЗы

6.Профессии наших родителей

7.Психолого - педагогически особенности, обуславливающие выбор профессий.

8. Беседа с приглашением выпускников «Как достичь успеха в профессии?»

9. Куда пойти учиться?

1. Беседа «Цвета осени»

2. Этикет красоты

3. Гардероб мужчины и гардероб женщины

4. Красота человеческого тела

5. Красота вокруг нас

6. Любовь - это согласие ума, души и тела.

7. Немного обо всем. Классный час с приглашением косметолога , врача, парикмахера, модельера.

8. Беседа «Будьте счастливы и человечны».

9. «Музы вели в бой». Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны.

1. «Я имею право на …»- разговор на заданную тему

2. «Моя будущая профессия. Какой я её вижу?» Экскурсия в центр занятости.

3. Тематическая бизнес викторина «Профессия и современность»

Методические разработки.

Материал по социально – нравственному воспитанию детей.

Не важно, кем ребенок будет в будущем, когда он вырастит – колхозником, ученым, учителем или бизнесменом, главное чтобы он вырос ЧЕЛОВЕКОМ созидателем, а не прожигателем жизни!

Беседа «Наши имена»

Цели:

1. Рассказать об именах, о правилах знакомства.
2. Совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверстниками.
3. Воспитывать уважение к имени другого человека.
У каждого из вас есть имя, правда? Зачем оно вам? Зачем люди дают друг другу имена? (Люди дают имена, чтобы отличать одного человека от другого, различать людей.)
Как бы мы обращались друг к другу, если бы не имя?
Вы иногда кричите друг другу: «Эй, ты, иди-ка сюда!». Это обидно, оскорбительно и очень невежливо. Хорошо ли так звать человека? Вы отзываетесь, когда вас так зовут? Не надо отзываться, если вас кто-то зовет таким образом.
Но иногда вы хотите к кому-то обратиться, а имени не знаете. Как поступить в этом случае? Надо спросить имя, познакомиться. Вы умеете знакомиться? Давайте немножко поиграем. Представьте себе, что вы не знаете друг друга и очень хотите узнать имя. Как вы это сделаете? (Воспитатель вызывает двух детей, желательно активных, и предлагает им узнать имена друг друга.)
- Как тебя зовут?
- Меня зовут Саша: А тебя как зовут?
- А меня зовут Вова.
Хорошо, дети, имя вы узнали. Но, к сожалению, показали себя не очень вежливыми. Во-первых, если вы хотите познакомиться, то надо улыбнуться, сделать жест головой или рукой, подчеркивающий это желание. Во-вторых, имя называют целиком. Кто подскажет, как правильно назвать себя? В-третьих, после знакомства говорят: «Очень приятно было с Вами (с тобой) познакомиться». Или просто: «Очень приятно». Давайте-ка попробуем еще раз, уже без ошибок.
Обратиться к человеку можно так: «Я хочу с тобой (с Вами) познакомиться. Давай(те) познакомимся!»
Ответные реплики бывают такие: «Рад нашему знакомству. Сердечно рад с тобой (с Вами) познакомиться».
Еще важно запомнить, что надо подать друг другу руку и пожать ее. Если знакомятся девочка и мальчик, то первой руку подает девочка.
(Можно еще раз повторить сцену знакомства с введением новых формул знакомства и жестов).
Итак, имя мы узнали. Но тут еще одна загадка. Вот послушайте стихотворение. Оно называется «Сколько имен у подружки, у Оли?». Может кто-то из вас догадается, сколько?
Сколько имен у подружки, у Оли?
Как бы, друзья, не запутаться тут.
Олей зовут эту девочку в школе,
Олечкой папа и мама зовут.
Олюшкой тетя ее называет.
«Олька!» - кричит озорник во дворе.
Кто же, скажи-ка мне, посчитает,
Сколько имен у подруги моей?
Правильно, имя у Оли одно, а другие формы - это варианты имени. Официальный вариант, полное имя, какое?
Верно, так ее называют в школе или в другой официальной обстановке. А почему папа и мама, родственники, называют ее Олечка, Олюшка?
Да, это ласкательные формы имени. Вспомните, как называют вас ваши родители, бабушки, дедушки. А почему озорник кричит: «Олька!»? Это культурная форма имени? Нет, конечно, это невежливо. Вы называете друг друга «Петька», «Танька», «Сашка»? Я думаю, нет. Ведь если вы так к кому-нибудь обратитесь, все сразу поймут, что вы человек невоспитанный.
Мы узнали, что бывают имена полные и неполные.
Хорошо ли вы знаете полные и неполные формы одного и того же имени? Я назову полную, а вы подберете к нему неполные формы. Их ведь несколько, да?
Екатерина - Катя, Катюша, Катенька.
Людмила - Люда, Людочка, Мила, Милочка, Людмилка.
Елена - Лена, Леночка, Аленка, Аленушка.
Сергей - Сережа, Сереженька, Сережечка.
Владимир - Вова, Вовочка, Володя, Володечка.
Теперь, наоборот, я называю неполную форму, а вы полную.
Яша, Яшенька - Яков.
Тема, Темочка - Артем.
Коля, Николенька, Колечка - Николай.
Настенька, Настюша - Анастасия.
Леша, Алешенька - Алексей.
Леня, Ленечка - Леонид.
Давайте еще раз вернемся к этикету знакомства. Не всегда бывает достаточно назвать только имя. Если вы хотите, чтобы вас отличали от других Саш, Вань, Тань, то назовите не только имя, но и фамилию. Теперь я познакомлю вас еще с одной формой этикета: знакомство через посредника. Посредником называют человека, который знает двух незнакомых между собой людей и представляет их друг другу.
(Педагог вызывает троих детей, один из них будет посредником и познакомит двух других.)
Не забывайте, что выражение лица у всех должно быть доброжелательным, знакомьтесь с улыбкой и, пожав друг другу руки, не забудьте сказать, что вам очень приятно было познакомиться.
Посредник: Я хочу познакомить тебя со своим другом (братом, сестрой) Петровым Александром (Сашей). А это мой сосед, Смирнов Сергей. Разреши познакомить тебя...
Посредник может сказать только первую фразу «Разрешите познакомить вас... »), а участники знакомства представляются друг другу сами, жмут руки и говорят «очень приятно».
Вы усвоили этикет знакомства и теперь сможете узнать имя и фамилию другого человека. Я уверена, что сегодня вы стали более образованными и воспитанными.
2. Игра «Имена людей»
Все дети берут по бумажной ромашке; вспоминают, как их называют друзья, воспитатель записывает на лепестках.
Например:

3. Заучивание стихотворения «Сколько имен у подружки, у Оли?».

Беседа «Наши фамилии»

Цели:

Дать представление о происхождении фамилий.

Развивать любознательность.

Воспитывать интерес к прошлому.

1.Моя фамилия - Нечаева. Она появилась от старого русского глагола «чаять» - ждать. В современном языке есть слово нечаянно, оно значит неожиданно. В старину так называли последних детей в семье. Все дети выросли, все уже взрослые, но родился еще один ребенок, которого вроде и не ждали. А если очень ждали, то называли Жданом.
Кто из вас знает значение своей фамилии?
Еще лет 150- 200 назад у большинства людей фамилий не было, были прозвища и отчества, Петров, Николаев, Сидоров - это сыновья Петра, Николая и Сидора. Значит, у Васильева, был пра-пра-пра-прадедушка, которого звали Василием. Если фамилия Васькин, то и пра-пранра-прадедушку звали Васькой.
Давайте вместе придумаем фамилии от русского имени Иван. Я начинаю: Иванов, Ванюшин, Ванечкин. Продолжайте!
Какие интересные фамилии получались от прозвищ!
Если у человека были белые волосы, его могли прозвать Беляк, и фамилия получалась...
Если ноги длинные, как у журавля, получится... Некоторые фамилии произошли от названия профессий: Плотников, Кузнецов, Гончаров. Некоторые - от названий мест, где жил человек. Например, Московский или Москвичев. Как вы думаете, когда родился пра-прапрадедушка человека по фамилии Зимин?
Некоторые фамилии разгадать легко, а некоторые трудно, потому что в их основе лежат старые русские слова. Например, фамилия Ушакова происходит от слова «утаю» человек небольшого роста.
Есть ученые, которые разгадывают происхождение имен и фамилий. Наука эта называется ономастика. Необязательно вам запоминать это слово. Может быть, когда вы станете взрослыми, кто-то из вас будет заниматься этой интересной наукой.

2. Заучивание стихотворения
- Девочка Эмилия,
Как твоя фамилия?
- Милая фамилия, -
Говорит Эмилия.
- Как же она пишется,
Милая фамилия?
- Так же, как и слышится, -
Говорит Эмилия.
- Как же у родителей
У твоих фамилия?
- Так же, как и у меня, -
Говорит Эмилия, -
Только вот у папы – Милый,
А у мамы – Милая…

3. Домашнее задание (раб. с родителями) Узнайте у родителей значения ваших фамилий.

Беседа «Россия - наша Родина»

1.Детям предлагается обсудить следующие вопросы:
Что такое Родина? Как называется наша Родина? Назовите столицу нашей Родины.
Нужно ли заботиться о Родине? Как?
Почему говорят, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому?
Мой добрый дом
Уютно в доме и тепло,
В нем много радости и шума,
Он не умеет быть угрюмым
Мне с нашим домом повезло.
По воскресеньям на площадках
Туда-сюда жильцы снуют,
Одни - выходят на зарядку,
Другие - песенки поют.
Играют папы вместе с нами,
А мамы пироги пекут
И угощают нас тортами
Все в доме воскресенья ждут.
Весь день к соседям в гости ходим,
Давно мы с ними дружбу водим,
Улыбки, шутки дарим им
Гордимся домом мы своим!
Но понедельник наступает,
И шумный дом наш замирает.
У всех забот полным-полно,
Но не грустит дом все равно.
В нем наши бабушки и деды
Для внуков стряпают обеды,
Квартиры моют, чинят что-то,
В нем каждый день кипит работа!

Что вы чувствуете, когда возвращаетесь домой? Дружит ли ваша семья со своими соседями?
Как вы думаете, что радует, а что огорчает ваш дом?

2. Упражнение в названии домашнего адреса, номера телефона (индивидуально с каждым ребенком в течение дня)

КТО Я ТАКОЙ

Цель: развить самосознание детей: знать полное имя, отчество, фамилию, адрес, телефон, страну, родной язык и сведения о родителях (фамилию, имя, отчество и место работы).
Словарь: сведения, национальность, страна, гражданин.

П е д а г о г. Дети, сегодня мы с вами поговорим об очень важных вещах. Давно-давно, когда была война, совсем молодого солдата ранило - и он потерял память: он забыл, как его зовут, свою фамилию, домашний адрес. И много-много лет врачи в госпитале, где он лежал, звали его словом «солдат».
Как вы думаете, что переживал этот человек, что он чувствовал? Представьте себе, что где-то далеко его ждала и, наверное, плакала его мама, а может быть, сестры и братья.
Что почувствовали вы, услышав этот рассказ? Что нужно знать человеку о себе, чтобы не потеряться?
То, что вы рассказываете о себе, называется «сведения». От слова «ведать» - «знать».
Достаточно ли того, о чем вы рассказали?
Чтобы сведения был и полными, необходимо называть свои фамилию, имя, отчество полностью (дети проговаривают), так же, как и сведения о родителях (проговаривают).
Знаете ли вы свой точный адрес?
Кто из вас помнит номера телефонов свой и бабушки с дедушкой?
Люди, постоянно живущие в одной стране, называются «гражданин», «гражданка» этой страны. Как называется страна, в которой мы живем?
Я могу о себе сказать, что я - гражданка России или россиянка. Предлагаю каждому из вас назвать себя правильно: «Я - россиянин или гражданин России. Я - россиянка или гражданка России».
В России есть один, обязательный для всех язык - русский. На нем говорят русские и люди разных национальностей, живущие в нашей стране. Но люди других национальностей любят и свой родной язык. Они читают на нем книги, поют песни, а если захотят - учатся на своем языке в школе. У каждого народа есть своя национальная одежда, очень красивая, нарядная.
Сведения о себе - это и знания о своих национальных особенностях.
Катя - русская, Венера - татарка, Аня - мордовка. Пожалуйста, Венера, расскажи нам о себе и о своих родных... А теперь ты, Аня...
Мы сегодня услышали много интересного о вас и ваших родителях. Полные сведения - это и знания о бабушке и дедушке: фамилия, имя, отчество, адрес, телефон, город, страна.
Кто из вас может сейчас сообщить нам сведения о дедушке и бабушке? (Отвечают 2-3 ребенка.)
Надеюсь, что наше сегодняшнее занятие принесет вам пользу, когда вы пойдете в школу.
А солдат, о котором я вам рассказала вначале, только через много лет выздоровел и вспомнил свои имя, фамилию и адрес. За это время его мама и сестры стали старенькими, он тоже постарел, и они с трудом узнали друг друга.

Беседа «Мое настроение»

ЦЕЛИ:

Дать детям представление о внешнем виде человека, о его особенностях как живого организма.

Определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям.

Составлять словесный портрет человека.

Вызвать у ребенка потребность рассказать о себе.

Замечать индивидуальные черты у себя и у других людей (я - такой, а он - другой).

Знать полезные и вредные привычки людей.

Примерные направления для беседы с детьми: «Я радуюсь, когда... »; «Мне жалко, когда... »; «Мне весело, когда... »; «Мне грустно, когда... »; «Я хотел бы... »; «Мои мечты»; «Что такое счастье»; «Мой дом»; «Мои друзья»; «Наши добрые дела»; «Каким я буду школьником».
Примерные варианты заданий детям:

вспомнить стихи, рассказы, сказки, в которых герои смеются, плачут, удивляются;

попробовать самим придумать небольшие рассказы, сказки (один ребенок будет рассказывать, а остальные определять, к какой из картинок подходит рассказ или стихотворение);

произнести предложение «Я пойду в школу» В трех вариантах: радостно, грустно, удивленно;

сопоставить произнесенное предложение с картинкой.

Окружающие нас люди всегда видят наше лицо.
Если черты лица даны нам природой и родителями, выражение лица - это то, что мы создаем сами. Лицом нужно уметь владеть, совсем не обязательно всем вокруг знать, что у нас на душе. Иногда о человеке говорят: «У него такое доброе лицо!» А бывают злые люди с добрыми лицами? Как правило, нет. Ведь лицо способно накапливать чувства, которые ему чаще всего приходится выражать. Какое у вас лицо?
Человеку надо следить за своими эмоциями и думать, всегда ли правильно он их выражает. Главное, чтобы наши эмоции были приятны и нам, и окружающим.

Каких добрых сказочных героев вы знаете?

Каких злых сказочных героев вы знаете?

Кто из вас может прочесть веселое стихотворение?

Кто из вас знает грустное стихотворение?

Задания детям:

улыбнуться как солнышко;

нахмурьтесь, как тучка;

рассердитесь, как упрямые бараны на мосту;

изобразите хитрую лису;

изобразите испуганного зайчика;

нарисуйте портрет своей семьи так, чтобы на нем все были веселыми.

Дети становятся спиной друг другу и по очереди описывают прическу, лицо, одежду стоящего за спиной ребенка. Побеждает тот, кто оказался более точным в описании друга.

Из чего состоит тело человека? Покажи части тела и назови их. (голова, лоб, глаза, ресницы) уши, рот, нос, щеки, подбородок, шея, грудь, спина, живот, ноги, колени, ступни, руки, пальцы.)

Зачем нужны человеку глаза, ресницы, уши, сердце, ноги, желудок?

Должны ли дети заботиться о своем здоровье?

Что для этого необходимо делать?

Хочу я по всей прокатиться планете,
Разведать, что делают дети на свете.
Как их зовут?
Хорошо ли живут?
Выяснить надо, кто учится в школе.
Справиться, школа у них далеко ли.
Как их здоровье, сколько им лет?
Есть ли работа у папы, иль нет?
Кто поправляет на них одеяльце,
Кто им лекарство с вареньем дает?
Д. Родари
2. Рисование на тему «Мое настроение»

Воспитатель тоже рисует свое настроение. Потом подсчитываем, сколько сегодня в группе веселых и грустных детей. Почему? Как улучшить настроение?

3. Заучивание стихотворения
Шепчет ротик: «Эй, послушай,
Что ты, носик, приуныл?
Ко всему ты равнодушен,
Будто свет тебе не мил».
Грустный носик отвечает:
«Разве ты не замечал,
Глазок - двое, ушек - двое,
Две руки и две ноги.
Только мы живем с тобою
В одиночку, чудаки».
«Что ты, носик, чем мы хуже?
Говорил тебе не раз:
Если мы с тобою дружим
Значит тоже двое нас!»
С. Капутикян

Упражнение в определении эмоционального состояния человека с использование пиктограмм, фотографий, рисунков

На занятии можно использовать зеркала для обучения детей выражению разных эмоциональных состояний.
Задания детям:

определи настроение по картинкам и фотографиям: грусть, тоска, уныние, горе, печаль;

опиши друга.

2.Чтение и обсуждение стихотворения «Девочка – ревушка»

Чтение и обсуждение «Ежиха – портниха»

Жила-была в лесу Ежиха-портниха. Ни минутки у нее свободной не было: то зайцы просили шубки новые на зиму сшить, то белка решила шапочкой обзавестись. Даже кустам и деревьям помогала Ежиха. Обдерет кто-нибудь кору, оборвет листья - плачут деревья и кусты, зовут Ежиху. Пришьет она кору и листья на место - и все тут же прирастает. Все думали, что иголки и нитки у Ежихи волшебные. А на самом деле иголки она использовала свои собственные, а нитки ей паучки лесные ткали.
В один день заказов у Ежихи было так много, что она чуть с ног не сбилась.
Уже стемнело, когда Ежиха добежала до оврага, где ее ждала олениха. Ее олененок заигрался и задел боком острый сучок. Мама очень волновалась за сына и, увидев Ежиху, проговорила:
- Уходи отсюда, неизвестный зверь, здесь мой сыночек лежит, у него шкурка порвана. Мы Ежиху ждем.
- Ты что не узнала меня, олениха? Это же я к вам спешу, - удивленно ответила Ежиха.
- Ой, извини, обозналась я. Да и немудрено это: я привыкла, что ежи с иголками ходят, а у тебя одна-единственная иголка с мотком паутины посреди спины торчит.
Тут поняла Ежиха, что все свои иголки истратила, но переживать некогда было. Олененок лежал, закрыв глаза, и стонал. Ежиха выдернула свою последнюю иголку, вдела в нее паутинку, и через минуту шкурка олененка была аккуратно зашита.
Мама-олениха облизала рану теплым языком, и вскоре олененок открыл глаза.
- Мама, - сказал он, - у меня больше не болит бок.
Тут олененок заметил Ежиху и с удивлением посмотрел на нее:
- Мама, а это кто: хомяк или суслик?
Олениха сердито шикнула на него:
- Это Ежиха. Она тебе шкурку зашила. Вместо того чтобы глупости спрашивать, лучше скажи ей «спасибо».
- Мама, я же не знал, что ежи и такие бывают. Я думал - они все в иголках…
Ежиха не дослушала олененка. Грустная, она выбралась из оврага, спряталась под густой высокой елью и тихо заплакала. Красавица-ель покачала пушистыми ветвями и спросила:
- Ежиха, почему ты плачешь? Тебя кто-то обидел?
- Я сама себя обидела! Все иголки истратила на шитье и превратилась в зверя невиданного, которого никто не узнает. А ты, Ель, как догадалась, что я - Ежиха?
- У нас, деревьев, особое чутье, поэтому я тебя никогда ни с кем не спутаю. А горю твоему помочь нетрудно: не только у тебя одной иголки растут, - ласково добавила Ель и встряхнула своими ветвями.
Ежиха ощутила покалывание и осторожно потрогала спинку лапкой. Еловые иголки облепили ее со всех сторон. Она поблагодарила Ель и побежала домой, радуясь, что теперь снова сможет помогать обитателям леса.
Зайчонок, попавшийся ей навстречу, восхищенно воскликнул:
- Ой, Ежиха, какая у тебя красивая шубка стала: игольчатая и пушистая!
А шили эти новые иголки еще лучше прежних и помогли Ежихе сделать еще немало добрых дел!
Какой была Ежиха? Почему вы так, думаете? Приведите примеры.
Назовите добрых обитателей мира природы и расскажите, как, проявляется их доброта.

Рисование «Дерево доброты»
Педагог привлекает внимание детей к «дереву доброты», нарисованному на листе ватмана, и просит их рассказать о своих добрых делах.
По мере высказываний участники рисуют на дереве новые плоды.
Упражнение продолжается до тех пор, пока дети будут называть свои добрые дела.
По окончании упражнения рисунок дерева можно повесить на стену и время от времени добавлять к нему новые плоды.

Чтение и обсуждение сказки «Фея сновидений» Е. Лазоренко

Укладывая Танюшу спать, папа пожелал ей приятных снов.
Поцеловав папу, Танюша свернулась калачиком... и вдруг увидела Фею в серебристой одежде с лучиками солнышка над головой. Она держала в руке волшебную палочку. Палочка переливалась перламутром, как раковинка, которую Таня находила не раз на берегу Черного моря, когда гуляла там с папой и мамой.
Фея прикоснулась волшебной палочкой к Таниной головке, и Таня почувствовала, что у нее вырастают крылышки, как у ангела в сказке. Фея взяла Танюшу за руку, и девочка полетела вместе с ней над спящим городом раздавать людям и животным сны. Это была Фея Сновидений.
Где только Танюша с Феей не побывали за ночь. Танюша устала, но ей было так радостно видеть нежные улыбки, которые появлялись на лицах детей и взрослых, стоило только Фее Сновидений прикоснуться к ним волшебной палочкой.
Как только они вернулись домой и Фея уложила Танюшу в кроватку, усталость сразу прошла. Даже спать не хотелось. Танечка открыла глазки, чтобы попрощаться с Феей Сновидений, и увидела ласковую и нежную маму. Мама улыбалась улыбкой Феи.
- Мамочка, - сказала Танюша, - где ты прячешь свою сверкающую одежду? Почему ты мне раньше никогда не показывала волшебную палочку?
Мама поцеловала Танюшу и прижала ее к груди:
- Солнышко мое, ты видела чудный сон.

Вопросы и задания к сказке:

Раздайте детям карточки с рисунками разных животных (птиц, рыб, насекомых.) Дети должны рассказать о нежных снах, которые подарят тем или иным животным Фея и Танюша.

Представьте, что к вам в гости пришла Фея сна, и пригласила вас в путешествие в волшебную страну нежных снов. Расскажите о своем путешествии.

Были ли в вашей жизни случаи, когда чье-либо нежное слово помогало вам в трудную минуту? Произнесите с нежностью это слово.

Попросите детей вспомнить все нежные имена, которыми их называют родители, и рассказать, что они при этом чувствуют.

Попросите детей придумать нежные имена для своих родных.

Беседа «Скромность»

Вопросы и задания для беседы:
Как скромный человек должен вести себя в лесу, гостях, театре, поезде и т.д.? Например: в лесу скромный человек не должен кричать, оставлять после себя мусор, ломать ветки и т.д.
Какая еда кажется вам скромной, и почему? Придумайте меню скромного завтрака (обеда, ужина). Например, скромный завтрак: стакан чистой воды, бутерброд с зеленью и две печеных картофелины.

Игра «Скромные звери»
Из всех детей выбираются двое ведущих. Они хозяева теремка. Остальные получают карточки с рисунками разных зверей, птиц и насекомых. Хозяева теремка берутся за руки, поднимают их кверху, изображая теремок, а затем приглашают в гости всех, кто умеет скромно себя вести.
Каждый по очереди подходит к теремку и просит от лица своего зверя (насекомого, птицы) впустить его в теремок. Если он сумеет убедить хозяев теремка, что будет вести себя скромно, они впускают его в теремок. Если не сумеет - они просят его научиться вести себя скромнее и прийти к ним в теремок попозже.
Например: лев может пообещать, что он никого не будет пугать, и покатает на спине маленьких зверей; ежик не будет колоть зверей иголками, а принесет на них грибов из леса и т.д.

КРАСОТА ЛИЦА И ДУШИ

Цель: развить у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения; развить умение и навык всматриваться в человеческие лица, адекватно оценивать мимику.
Словарь: прелесть, прелестное.
П е д а г о г. Поговорим сегодня о вашей группе. Нравится ли тебе в группе? Что привлекает? Что бы ты изменил в группе?
От кого зависит, чтобы в группе было приятно, интересно, хорошо?
А теперь закройте глаза и подумайте... о себе: нравятся ли вам, что вы девочка (мальчик), цвет ваших волос, лицо, голос?
Что бы вы хотели изменить в себе или что бы было другое: как у мамы, папы?
Что важнее для окружающих: цвет ваших волос или ваше отношение к друзьям, к окружающему? Докажите.
Объясните мне значение слов писателя Льва Николаевича Толстого из его книги «Детство»: «Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называется красотою лица... »
Почему он так написал?
А какие лица называют прелестными? Вот иногда смотрят на человека, ребенка и говорят: «Какая прелесть!» (Те, в которых выражены нежность, скромность, приветливость.)
Рассматривает с детьми картины-портреты художника А. Шилова. Можно ли представить их злыми?
А сейчас посмотрите на этот портрет. Что за лицо у этого человека? Портится лицо человека, и сам он становится злым, угрюмым. (Рассматривает с детьми портрет Ивана Грозного художника и.Б. Репина.)
Приятно ли общаться с таким человеком?
У вас есть такие знакомые?
Какой портрет больше всего вам понравился? Чем? От каких лиц наши собственные лица становятся красивее?
А сейчас загадайте желание (на выбор):
- хочу красивым быть;
- хочу добрым быть;
- хочу быть таким, чтобы людям со мной хотелось быть рядом.
Подумайте, всегда ли я этого хочу, не бываю ли я грубым, не обижаю ли других бранными словами?
Хотели бы вы сказать о своем желании? (Если нет, то не нaдo. Но помните, если чего-то очень хочется, то и получится.)
Рассматривает с детьми случаи из жизни группы: разговор с жвачкой, свист.
Какое правило можно вывести из сегодняшнего разговора? «Надо быть добрым - тогда лицо будет приветливым, приятным. Улыбка - символ добра».

1. Вечные общечеловеческие ценности

2.Истина абсолютная и относительная

3.Совесть – нравственное мерило человека

4. Уроки совести

5. Качества праведного поведения: долг и благодарность

6.Сотрудничество

7.Дисциплина

8.Искорки знаний о себе

9. Учителя и ученики - искатели и носители Света

10. Знания, которые я пронесу через всю жизнь

11. Красота души человека

12. Об отзывчивости и равнодушии

13. Сердце, отданное детям (о роли С. А. Назарбаевой в воспитании детей)

14.Мир, с которым я дружу

15. Мирные отношения

16.Мы - миротворцы

17.Я, ты, он, она - вместе дружная семья

18. Законы уважения

19. Верные друзья

20.Полет души (о свободе выбора)

21.Свобода и ответственность

22.Свобода и счастье

23.Как прекрасен этот мир, когда в нем есть любовь!

24.Пусть всегда будет солнце в душе!

25.БерегисвоюПланету!

26. Любовь в понимании – ненасилие

27.Практика ненасилия

28.Высокий дух лидерства (о лидерах, практиковавших ненасилие)

29. Источники здоровья и гармонии

30. Ценности расцветают в здоровом теле

31. Мы за здоровый образ жизни!

32. Я вас благодарю (творческаяработа - благодарственные письма родителям)

33.Иди, мой друг, всегдаиди дорогою добра!

34. Спасибо тебе, человек!

35. Жизнь - бесценный дар

36. Семья - начало начал

37.Гармония жизни в нравственности

38.Казахстан - вольная птица, несущая свет и радость людям!

39. Родная земля - для сердца услада!

40.Родина в душе моей

41.Что такое хорошо, что такое плохо?

42. Земля - мой дом

43.Добрый поступок

44.История возникновения праздника

45. Традиции встречи Нового года в других странах

46.Встречаем Новый год! (семейные традиции)

47.Духовные традиции разных народов

48.Наш единый шанырак

49.Начало жизни - истина

50.Путь к истине

51.Закон вечного счастья – истина

52. Светлыемысли, хорошие слова и добрые поступки (праведное поведение)

53. Праведноеповедение - основажизни

54. Взаимопониманиевсемье

55.Я имоидрузья(покой, мир в душе)

56.Я - самыйсчастливый

57.Постижениекрасотымира

58. Волшебнаясила бескорыстной любви

59.Умейте проявлять мудрость и милосердие

60. В зеркале дружбы и понимания

61. Золотоесердце(посвящаетсяСареАлпысовне)

62. Твори добро

63. Спасибо за сегодня!

64.Твоё предназначенье, человек!(ненасилие)

65. Тропинка к здоровью

66. Край,гдемы с тобойживем

67. Традициисемьи(истина)

68. Семьяиздоровыйобраз жизни

69. Берегите родных. Что может быть семьидороже?

70. ЭтотпрекрасныйЖенскийдень! (праведное поведение)

71. Светлый праздник- мамин день

72. Солнцематеринскойлюбви

73. Утро Родины моей(покой, мир в душе)


74.Роднаяземля - источниквдохновения

75. Мыдети твои, Казахстан!

76. Напевы степей (посвящается Наурызу)

77. Добрые чувства рождаются в семье(любовь)

78. Созвучие с окружающим миром

79. Я люблю этот мир

80. Истоки уважения(истина)

81. Смотрю на мир, как на чудо!

82. Дорожить временем

83. Счастье человека(праведное поведение)

84. Жизнь по законам красоты…

85. Связь поколений

86. В ладу с самим собой(покой)

87. Звуки природы даруют мир

88. Вклад каждого в процветание своей Родины

89. Казахстан - наш общий дом(ненасилие)

90. Миру -мир!

91.Какстать счастливым?

92. Не скудеющая сила мудрости(истина)

93. Живительные силыприроды в ее чистоте и бескорыстном служении!

94. Доброеимя связано с добрыми делами

95. Спасибо за сегодня! Живи настоящим моментом!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №4

Подготовила

Кривошеева Елена Николаевна

учитель начальных классов

2015 уч. год

Этическая беседа – одно из средств нравственного воспитания младших школьников.

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить , ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения , быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира.

Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализации в школе личностно-ориентированной педагогики, на первый план выдвигается развитие каждого школьника.
Сейчас, в период перехода к информационной культуре , значимым становится её интегрированный характер, гибкость, мышления, диалогичность (толерантность) и теснейшая коммуникация на всех уровнях.

Нравственное воспитание школьников – тяжелейшая задача учителя. Для решения этой задачи учителю нужно уметь направлять свою деятельность и различные методики преподавания на формирование нравственности у детей. Как правило, воспитание нравственности у ребёнка начинается с детского сада и продолжается в начальной школе. Именно в этом возрасте ребёнку легче усваивать какую – либо информацию и правильно анализировать её. Хорошим помощником в воспитании нравственности у школьников является этическая беседа.

Этическим беседам отведено особое место в процессе воспитания нравственности школьников. Такие беседы должны быть содержательными, подталкивающими к хорошим поступкам и положительным действиям.

Этическая беседа – это форма разъяснения школьникам норм и принципов нравственного опыта человечества, это систематическое и последовательное обсуждение той или иной темы между учениками и учителем. Этическая беседа выступает одновременно как форма просвещения учащихся по той или иной проблеме и как метод нравственного воспитания. Такая беседа сильно отличается от рассказа или инструктажа. Беседуя со своими учениками, учитель выслушивает и учитывает их мнения по какому – либо поводу, и выстраивает своё отношение с ними в этой беседе на равных.

Почему такая беседа называется именно «этической? » Потому что предметом такой беседы чаще всего становится обсуждение нравственных, моральных и этических проблем.

Назначение этической беседы:

    учить учащихся разбираться в вопросах морали;

    формировать у школьников собственную нравственную позицию;

    нарабатывать свой опыт нравственного поведения;

    прививать умение вырабатывать свой взгляд на факты, своё суждение по тем или иным вопросам морали на основе полученных знаний.

Этические беседы могут быть:

    программными (в их основе лежит система работы классного руководителя, определённая планом воспитательной работы школы или класса);

    групповыми (в их основе лежит обсуждение этических и нравственных проблем с определённой группой учащихся);

    индивидуальными (в их основе лежит обсуждение этических и нравственных проблем с отдельными учащимися);

    тематическими (в их основе лежит обсуждение этических и нравственных проблем, связанных с ситуацией, сложившейся в классном коллективе).

Условия эффективности этических бесед с младшими школьниками

1. Беседа должна иметь проблемный характер и предполагать борьбу мнений и взглядов. При этом учитель задает нестандартные вопросы, стимулирует учеников на поиски ответов.

2. Этическая беседа не должна развиваться по заранее составленному сценарию с готовыми ответами. Дети должны говорить именно то, что они на самом деле думают. Учитель же может высказывать свою точку зрения, если не согласен с мнением своих учеников, но обязательно аргументировать свою точку зрения.

3. Главная тема беседы должна быть близка к эмоциональному опыту учеников. Нельзя требовать от них активности в обсуждении сложных вопросов, пока им непонятным.

4. В ходе беседы должны высказаться все желающие. Нельзя игнорировать чье-то мнение. Нужно сохранять атмосферу справедливости и культуру общения.

Но, прежде чем, начать этическую беседу с младшими школьниками, учителю следует тщательно подготовиться к ней.

Беседы в начальной школе проводятся по следующим направлениям:

    Наша страна и люди, которые в ней живут.

    Учимся правильно общаться и жить с людьми (о коллективизме).

    Об отношению к труду, людям труда.

    О товариществе и дружбе.

    О справедливости.

    О честности и умении держать слово.

    О доброте, отзывчивости и скромности.

    О непримиримости к равнодушию и злу.

    О сознательной дисциплине и культуре поведения.

Каждое направление раскрывается в конкретных темах бесед, с постепенно усложняющимся содержанием от 1 к 4 классу. В классе проводится 9 обобщающих бесед в году – один раз в месяц.

Содержание бесед строится линейно – концентрически. Это значит, что в каждом классе проводится беседа по каждому из девяти направлений, но в её содержание в последующем классе вводятся новые факты , обращается внимание детей на новые признаки нравственных понятий , на причинно – следственные связи нравственных явлений . Процесс этот полный противоречий, подчас достаточно сложных для младших школьников. В повседневной жизни детей идеальные представления о нравственных нормах сталкиваются с жизненными обстоятельствами, которые в какой – то мере затрудняют выработку правильного поведения у младших школьников.

Самостоятельное разрешение этой проблемы в большинстве случаев не доступно семилетнему ребенку. Жизнь в классном коллективе полна подобных противоречий, связанных с выполнением нравственных норм.

Эти и многие другие противоречия, связанные с выполнением нравственных норм, являются важным источником при определении содержания этических бесед для младших школьников. Важно уметь не уходить от трудных для детей проблем, находить пути их разрешения.

Усвоенные этические понятия позволяют младшему школьнику выводить конкретные правила поведения. Эти правила, сформулированные самими детьми в процессе беседы, предписывают поведение, определяют, как надо вести себя, с их помощью оценивается поведение свое и других людей, определяется, что хорошо и что плохо в поступках. Вначале, в 1 классе, эти правила точно указывают, как надо вести себя в той или иной ситуации. Например , что надо делать, чтобы быть хорошим товарищем: поделись тем, что необходимо твоему соседу по парте; работай так, чтобы не мешать другому. В дальнейшем появляются обобщенные формы предписания - сумей сам заметить, где и кому нужна твоя помощь (не обязательно соседу по парте).

Опережение в развитии личности младшего школьника нравственных представлений по сравнению с процессом формирования поведения нельзя считать негативным. Запас знаний «впрок» необходим ребенку. Противоречие между нравственным сознанием и поведением не может быть снято полностью в детском возрасте. Дифференцированная и индивидуальная работа с детьми определяется тем, что задерживается в их нравственном развитии: сознание или поведение. Новое противоречие выступает движущей силой нравственного развития школьника.

Подготовка к этической беседе должна состоять из четырех этапов:

1.Определение темы беседы (в зависимости от возраста и уровня развития учеников).

2. Подбор фактического материала.

3. Составление плана (продумываются вопросы, которые будут задаваться ученикам в ходе беседы).

4. Подготовка учащихся к беседе (объявление темы беседы, указание литературы по теме, возможные групповые или индивидуальные задания).

Исходя из опыта, время на проведение этической беседы рекомендуется отводить в соответствии с возрастом учащихся: в 1 классе – 25-30 минут, во 2-4 классах – 40 минут.

Этапы проведения этических бесед в начальной школе.

1. Сообщение учащимся фактов о поведении людей в той или иной ситуации, взятых из произведений художественной литературы, из жизни учащихся класса с изменением имен и фамилий, места действия.

2. Совместный с учащимися анализ приведенных отрывков художественной литературы и фактов из жизни.

3. Обобщение учащимися фактов, анализ конфликтных ситуаций.

4. Формирование с учащимися нравственного, этического правила.

5. Применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.

Для того чтобы этическая беседа оставила глубокий след в формировании нравственных ценностей ученика, педагог должен хорошо знать критерии формирования нравственной воспитанности школьника. Они таковы:

Наличие у школьников нравственных знаний по той или иной проблеме.

Переход нравственных знаний школьника в систему его ценностных установок.

Выражение ценностных установок через личностные качества.

Реализация учеником ценностных установок в конкретных поступках.

Соответствие уровня воспитанности общественным нормам.

Исходя из критериев формирования нравственной личности, классный руководитель и должен строить этическое и нравственное воспитание учащихся класса.

Этическая беседа должна отвечать следующим требованиям:

Этическая проблема должна быть понятна учащимся.

Этическая проблема должна быть актуальна и интересна детям.

Этическая тема должна быть востребована развитием классного коллектива.

Обсуждение этической проблемы должно способствовать позитивным изменениям в классном коллективе.

Непрерывное накопление знаний о моральных нормах для младшего школьника имеет особое значение потому, что жизненный опыт его невелик. Иногда для того, чтобы младший школьник поступил правильно, ему не хватает нравственных знаний. В ответ на упреки взрослых о неправильном поступке ребенок нередко оправдывается своим незнанием того, как нужно было бы поступить в возникшей ситуации. Взрослые не всегда принимают подобные оправдания ребенка и не верят в них. А ведь жизнь ставит человека в такие сложные ситуации, что порой и взрослому нелегко сразу сделать правильный выбор. Еще труднее приходится ребенку.

Таким образом, нравственные знания приобретают важное значение в процессе сознательного выбора поступка, действия в соответствии с существующими и утвердившимися нормами и требованиями морали.

Отношение школьника к учебному труду

Правила прихода и ухода учащихся из школы

Общение учащихся в форме спора

Внешний вид учащегося

Правила делового этикета и труда учащегося на уроке

Этикет поведения учащегося на перемене

Занятия в кружках по интересам

Учись учиться

Умение мыслить

Выполнение учащимися режима дня

Деловые отношения, общение школьника с одноклассниками

Этикет движений при общении

Этикет общения на школьном празднике

Деловое сотрудничество с одноклассниками

Личностные общение и отношения школьника

Вежливое общение

Доброжелательное отношение к одноклассникам

Общение с одноклассниками в форме игры

Общение с одноклассниками в форме беседы

Взаимопонимание в классе

Справедливость к одноклассникам и к себе

Честность по отношению к одноклассникам

Взаимоуважение между одноклассниками

Как представиться при знакомстве

Этика и этикет общения и взаимоотношений девочек и мальчиков

Отношение детей к родителям

Участие детей в самообслуживающем и домашнем труде

Этикет поведения детей в подъезде и во дворе

Список использованной литературы

    Дереклеева Н. И. Азбука классного руководителя: Начальная школа. - М.:5 за знания, 2008

    Смирнов Н. А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов - М.: Школьная Пресса. 2002