Бескорыстная любовь - всегда труд и забота. Любовь: бескорыстная или взаимная

Бескорыстная любовь

♦ (ENG disinterested love)

средневековое духовное учение, согласно к-рому, даже если бы не существовало рая и чья-то душа была бы в аду, любовь Бога сама по себе была бы ее (души) наградой. Это учение было осуждено в папской булле 1699.


Вестминстерский словарь теологических терминов. - М.: "Республика" . Мак-Ким Дональд К. . 2004 .

Смотреть что такое "Бескорыстная любовь" в других словарях:

    Любовь - интимное и глубокое чувство, устремлённость на другую личность, человеческую общность или идею. Наибольшее внимание обычно привлекают два аспекта любви как чисто психологического феномена (в нём существуют подразделения на любовь… … Сексологическая энциклопедия

    любовь - (горячая, беззаветная, бескорыстная, страстная), влечение, увлечение, привязанность, склонность, наклонность, слабость (к чему), страсть, пристрастие, преданность, тяготение, мания, симпатия, верность, благоволение, благорасположение, благо… … Словарь синонимов

    Любовь - Любовь ♦ Amour «Любить значит радоваться», – утверждает Аристотель («Евдемова этика», VII, 2). Но в чем различие между радостью и любовью? В том, что любовь, как учит Спиноза, «есть удовольствие, сопровождаемое идеей внешней [или, добавил бы … Философский словарь Спонвиля

    Любовь и тайны Сансет-Бич - Sunset Beach кадр из заставки Жанр мыльная опера … Википедия

    любовь - безбрежная (Коринфский, Лермонтов, Щепк. Куперник); беззаветная (Надсон, Мунштейн, Самборский); бессмертная (Андреев); бессмертно молодая (Бальмонт); болтливая (Пушкин); всепроникающая (Полонский); всесозидающая (Полонский); восторженная… … Словарь эпитетов

    Любовь - интимное и глубокое чувство, устремлённость на другую личность, человеческую общность или идею. Л. необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Л. возникает как самое свободное и… … Большая советская энциклопедия

    ЛЮБОВЬ - высшее чувство, проявляющееся в глубокой эмоциональной привязанности личности к другому лицу или персонализиров. объекту. Л. чувство, трудно поддающееся формальному определению. Как отношение между людьми Л. характеризуется высшей эмоционально… … Российская педагогическая энциклопедия

    Любовь - высшее чувство, проявляющееся в глубокой эмоциональной привязанности личности к другому лицу или персонализированному объекту. Л. как интимное глубокое чувство может быть устремлена на другую личность, человеческую общность или идею (Л. к… … Педагогический терминологический словарь

    Бескорыстная любовь … Вестминстерский словарь теологических терминов

    Картленд, Барбара - Барбара Картленд … Википедия

Книги

  • Барбара Картланд (комплект из 16 книг) , Барбара Картланд. Плодовитости этой писательницы можно только позавидовать, и можно порадоваться за ее поклонников, имеющих возможность без конца окунаться в мир ее произведений, каждое из которых, хоть и… Купить за 4800 руб
  • Эдит Пиаф. Жизнь, рассказанная ею самой. Зачем нужна любовь , Пиаф Э.. Эдит Пиаф писала эту книгу для одного человека - своего последнего мужа Тео, который годился ей в сыновья (младше на 20 лет!) и которому она придумала псевдоним "Сарапо" (по-гречески: "Я…
С точки зрения доминантных отношений, в любви особенно интересны, как нам кажется, взаимоотношения между экстазом и равнодушием, вдохновением и привычкой. Экстаз и связанное с ним высшее физическое и психическое напряжение чаще всего наблюдаются в период, который можно назвать зенитом любовных переживаний. Так называемый "медовый месяц" весьма удачно определяет "звездный миг" (к сожалению, часто это именно "миг") в развитии любви. В это время влюбленные никак не могут насытиться друг другом, дни и ночи кажутся им коротки, бесконечные нежности не в состоянии выразить в достаточной мере взаимное обожание, степеней сравнения не хватает, чтобы охарактеризовать неповторимые качества и прелести влюбленных.

Это исключительное состояние, сопровождаемое огромным напряжением, постепенно, но почти неизбежно приводит к физическому и психическому истощению влюбленных. Частота повторяющихся переживаний притупляет восприятие отдельных раздражителей, гипертрофирует часть причинителей сверхвозбуждения. Под воздействием этих или некоторых других, преимущественно психологических факторов (например, доступности и отсутствия новизны), а также под влиянием конкретных практических житейских обстоятельств чары "божественного" опьянения начинают незаметно увядать и исчезать. Спустя месяцы и годы оголившуюся серость некогда сказочной любви начинают стыдливо прикрывать изрядно поредевшим оперением привычки. Так, на глазах у влюбленных любовь превращается из экстаза и опьянения в привычку, равнодушие, дружбу и неизбежность, в "меньшее зло", то есть во что угодно, только не в любовь.

Бескорыстная - одно из наиболее распространенных определений любви, практически не вызывающее возражений. Любовь, говорит немецкий ученый-сексолог Рудольф Нойберт, это талант дарить. Это, уточняет он, лучшее, что один человек может дать другому. Человек находит себе, пишет в "Продавщице носков" болгарский писатель Дончо Цончев, товарища, непохожего на других, и с ним связывает все свои надежды, ему отдает он все. Всегда приятнее дарить, замечает другой болгарский писатель Ефрем Каранфилов, чем получать подарки, творить, а не пользоваться готовым, жертвовать, а не

Валеология любви

принимать жертвы. "В жизни, - подчеркивает JI.H. Толстой, - есть только одно несомненное счастье - жить для другого".

Такие декларативные определения не являются ни произвольными, ни случайными. Они отражают веками выстраданный опыт людей, раскрывают одну из глубочайших, неотъемлемых и существенных черт любви. Любящий по-настоящему стремится не столько брать, сколько отдавать другому. Своей любовью он хочет сделать его счастливым, и сам чувствует себя тем счастливее, чем больше ему удается сделать для другого. А на это способен только человек, который думает о другом, знает о его потребностях и принимает их как свои. Бескорыстие не обедняет влюбленного, а наоборот, обогащает его как личность, позволяет реализовать и раскрыть ее черты через отношение к другому.

Гегель с присущей его гению глубиной вскрыл мнимую парадоксальность подлинной сущности любви: "Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом Я и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою".

Большая любовь - это неудержимое влечение к любимому существу и чувство неразрывной связи с ним. Поэтому наиболее полноценно любовь проявляется в нравственном слиянии.

Любящий принимает решение или испытывает потребность жертвовать чем-то ради любимого существа, прощает ему любые недостатки и ничего не требует взамен. Единственное желание, точнее, единственная страсть таких влюбленных - жертвовать всем во имя любимого существа.

Подобным себе отречением неосновательно снимается вина с любимого существа или делается попытка завоевать любовь великодушием. Почти всегда в этом случае мы сталкиваемся с отказом от настоящей борьбы за равноправие и счастье в любви, с уходом в замкнутый мир своих субъективных переживаний, с неоправданной, с точки зрения альтруистического мировоззрения, пассивностью, с никому не нужным с точки зрения нашей этики самопожертвованием.

В "Униженных и оскорбленных" Ф. М. Достоевский показал такую болезненную жертвенность и самозабвенность через трагедию главной героини Наташи. Наташа понимает, что полюбила бесхарактерного и бессовестного эгоиста. "Если я не буду при нем всегда, постоянно, каждое мгновение, он разлюбит меня, забудет и бросит", - говорит она без памяти влюбленному в нее другу. Несмотря ни на что Наташа, бросившая родителей ради любви к такому человеку, не находит в себе сил возмутиться его поведением, попытаться сделать его лучше или решительно порвать с ним.

Вместо такой логичной реакции влюбленная девушка в полном соответствии с эстетическим и психологическим кредо писателя, доходит до последнего предела: "Я ведь и прежде знала и даже в самые счастливые минуты наши предчувствовала, что он даст мне одни только муки. Но что же делать, если мне теперь даже муки от него - счастье? Я разве на радость иду к нему? Разве я не знаю вперед, что меня у него ожидает и что я перенесу от него?"

T&TSA3_______________________ Психология любви: тайны очарованной интимности

Вряд ли возможно найти логические доводы, нравственные основания или психологические соображения, которыми можно оправдать подобные поступки и любовь, приносящую одни лишь муки. Вряд ли можно найти и аргумент, оправдывающий подобную жертву. Единственное, что заслуживает внимания и является правдивым, это глубокая диалектическая мысль о взаимной связи между счастьем и страданием.

Существует не только самозабвенная и самоотверженная любовь, но и другая, которую можно было бы назвать преступной. Для нее характерно желание во что бы то ни стало добиться любви, готовность пойти на любые ухищрения во имя этой цели. Человек, охваченный такой мучительной страстью, не думает ни о себе, ни о другом, не считается ни с какими нравственными, юридическими или другими нормами, не брезгует никакими средствами и приемами.

Его неодолимая страсть, как правило, выплескивается далеко за границы нормальных, общепринятых отношений между людьми, за границы логики и разумного человеческого поведения.

Готовность давать другим оказывает на поведение человека облагораживающее воздействие, нередко завоевывая расположение равнодушных или даже враждебно настроенных людей. Имея в виду эту положительную особенность человеческой психики, Эмиль Золя в характеристике Альфонсу Доде подчеркивает: "...он отдавал себя цедиком и именно поэтому покорил всех".

Признание других людей и всего общества действительно получает лишь тот, кто способен бескорыстно и искренне отдавать. Талант, например, нередко определяется, как умение много брать у жизни и много отдавать ей, а любовь - как умение делать другого счастливым.

Бескорыстная любовь, не являясь гарантией автоматической счастливой связи, одна из главных предпосылок его осуществления. Действенная сила ее заключается прежде всего в правильном выборе направления усилий влюбленного в ориентировке на перспективу. Л.Н. Толстой писал: "...есть две женщины: одна настаивает только на своих правах, и права эти - твоя любовь, которой ты не можешь ей дать; а другая жертвует тебе всем и ничего не требует".

В сущности, речь идет не только о двух видах женщин, но и о двух разновидностях любви. Одна, эгоистическая или нет, всегда связана прежде всего с личностью влюбленного, с требованием удовлетворить его. Другая - это настоящая большая любовь, в которой личность влюбленного также играет не последнюю роль, ориентирована больше на любимое существо, на стремление понять его, приспособиться к нему, помочь ему и сделать его счастливым. Беззаветность, понимаемая как бескорыстное отношение к любимому помогает личности выбрать настоящую облагораживающую и приносящую счастье любовь.

Чувства, душу и сердце человека завоевывают не эгоистическими претензиями или легковесными обещаниями, а реальными делами. Беззаветность может стимулировать влюбленного на такие реальные поступки, которые доказывают его способность любить и быть любимым.

Необходимо также подчеркнуть, что беззаветная любовь - это не обязательно огромное старание и напряжение или удивительные поступки и смелые

Валеология любви

решения. Она часто присутствует в обычной будничной жизни людей, в, казалось бы, ничем не примечательных заботах й поступках, придает их поведению аромат неподдельного человеческого участия.

Всепобеждающая, заразительная сила бескорыстной любви, проникшая в юную душу, подготавливает ее к благородным переживаниям. Ребенок, которому посчастливилось познать такую любовь, с ранних лет учится любить и быть любимым. Юноша или девушка, по каким-то причинам не сумевшие проникнуть в эту простую, но в то же время самую сокровенную "тайну" любви, открывают ее для себя позднее в поведении ухаживающего за ними или уже влюбленного в них сверстника. Через нежность и тепло сердечного отношения людей они познают возвышающую чистоту любовных отношений.

Меня стал раздражать рост количества спекуляций на тему «безусловной любви».

Особенно активно используют эту тему псевдо-духовные издания и сайты. Я наблюдаю опасную тенденцию: берется хорошая, здоровая, светлая идея и смешивается с каким-то мыслительным винегретом, наводящим на подозрения о душевном неблагополучии.

Поэтому мне хочется расставить всё по своим местам.

Чья любовь безусловна?

Безусловная любовь - это способность любить человека таким, какой он есть. Многие религии и философские системы считают, что эта высшая форма данного прекрасного чувства. И подчеркивают ее бескорыстный характер: безусловную любовь отдают, ничего не требуя взамен.

Давайте подумаем, кто же так и поступает в жизни?
Кто любит человека, несмотря на все его ошибки, несовершенства и причиняемое им беспокойство? Кто отдает свою любовь абсолютно бескорыстно? Конечно, мать! Своему ребенку.

Только безусловной любовью можно объяснить ту заботу, которой окружает женщина орущего и пачкающего пленки младенца. Растущего сорванца. Бунтующего подростка.

Берт Хеллингер сформулировал законы, которые действуют в семейных системах. Причем они влияют на членов семьи независимо от того, знают ли те о существовании этих правил или нет. Он назвал эти законы «порядками любви». На них я и буду опираться далее.

В соответствии с этими «порядками» энергия любви и жизни между родителями и детьми движется лишь в одном направлении. Мама и папа всегда дают ее, а ребенок всегда берет . Полученную от родителей любовь мы отдаем своим детям. Именно такое одностороннее направление потока жизненной энергии обеспечивает рождение потомков и позволяет выжить роду.

По сути, это и есть та самая безусловная любовь. Родители только отдают ее и ничего не ожидают от детей взамен.

Мужчина и женщина

А теперь посмотрим, как течет любовь между мужчиной и женщиной. Здесь всё по-другому! В паре важен обмен энергией по принципу «давать-брать».

Люди, заинтересованные в укреплении отношений, интуитивно используют простое правило. Они дают партнеру чуть больше любви, чем получили от него. Тот в ответ еще чуть больше возвращает. Таким образом, пара генерирует избыток жизненной энергии и начинает «заряжать» детей, друзей и окружающих своим счастьем. Знаете такие семьи? Я знаю.

Однако обмениваются мужчина и женщина не только любовью и радостью, но и негативными эмоциями. И если партнер причиняет какую-то боль или обиду, то такие люди в ответ «дают сдачи», но чуть меньше. Тем самым они постепенно сводят обмен негативом к минимуму. И отношения сохраняются.

Последствия бескорыстной любви к партнеру

Что же будет происходить, если мы начнем в паре любить безусловно, то есть только отдавать?

Нормальный человек, получив от другого порцию любви в виде заботы, теплых слов, объятий или подарка захочет дать ему столько же или чуть больше в ответ.

Например, жена приготовила мужу его любимое блюдо. А он предложит ей помочь с уборкой посуды. Однако если она убеждена в том, что истинная любовь должна быть бескорыстной, не ожидающей ничего взамен, то она откажется от помощи мужа.

Но ему-то хочется сделать для нее что-то приятное! Тогда, возможно, он попробует другой способ. Например, скажет, что жена готовит вкуснее всех. Однако супруга отобьет и эту подачу: "Кто это, интересно, еще тебя кормит?".

Вероятно, после этих слов муж прекратит свои попытки.

Угадайте, как он чувствует себя в этой ситуации? Любимым? Нужным? Вовсе нет. Отвергнутым! Ведь жена отказалась принять его искренний ответный дар.

К сожалению, такие безусловно любящие люди теряют тех, для кого они так стараются. Но обычно их философия принимает это как должное: ведь они ничего взамен и не ждали. А ведь на самом деле такая ситуация была создана их собственными убеждениями.

Возможен еще один вариант отношений. Женатый мужчина получает энергию от бескорыстной, настроенной на отдачу любовницы и несет ее… жене и детям. Пожалуй, так делают и замужние женщины.

Безусловно полюбить… себя

В любом случае такие щедро отдающие любовь люди обычно не могут похвастаться семейным счастьем.

Но самое печальное заключается в том, что они сами себя не любятТ! Поэтому и не могут принять любовь. Чувствуют себя недостойными ее.

Так может, лучше начать с себя? Рискнуть полюбить безусловно вот этого человека в зеркале?!

Это отнюдь не про эгоизм. «Возлюби ближнего своего, как самого себя », помните? А если вы себя не любите?..

Отдавать и принимать

Выводы очень просты. Не надо относиться к своим любимым людям, как к детям. Важно не только отдавать любовь партнеру, но и принимать его ответные дары! А для этого необходимо сначала полюбить и принять самого себя.

Давайте любимому человеку в ответ чуточку больше внимания и заботы.
А потом позволяйте себе немного больше принять от него. И скоро в вашей паре будет так много любви, что в ней смогут безусловно купаться все ваши дети!

Чего я всем вам и желаю!

Большинство людей видят в любви главный смысл жизни и при этом бывают беспомощны перед ней. «Любовь ищут все, но, найдя ее, мало кто знает, что с ней делать», - сказал один умный человек. Действительно, как распорядиться таким богатством? Найти ответ на этот во-прос очень важно. Потому что любовь, как из-вестно, дама капризная - может упорхнуть.

Любовь - это жела-ние прожить с конкретным человеком все от-пущенные судьбой дни, часы и даже минуты. Но одного желания мало. Молва утверждает: любить - это прежде всего отдавать. Готовы ли мы к этому? Не все. Ведь отдавать - значит лишаться чего-то, чем-то жертвовать. И если мы к этому и готовы, то, как правило, с ого-воркой: процесс должен быть взаимным. То есть, отдавая, хотим получать что-то взамен. И тут нас подстерегает ловушка. Если жела-ние отдавать непременно предполагает полу-чать что-либо взамен, то отдавать, ничего не получая, - значит быть обманутым. А быть об-манутым никто не хочет. И, тем не менее, эта форму-ла верна, просто надо сместить акцент. Да-вать - значит одаривать, быть щедрым. А щедрость не обедняет человека. Наоборот, она делает его эмоционально богаче, позво-ляет остро ощущать радость жизни. На этом и держится любовь.

Мы называем человека скрягой, когда видим как ревностно оберегает он свое богат-ство от каких бы то ни было потерь. Такая по-зиция не делает его счастливым. И с психо-логической точки зрения мы посчитаем его нищим, как бы велико ни было его состоя-ние. Вот и получается, что богат лишь тот, кто способен отдавать.

Но что можно отдать любимому человеку? Всё! Радость и печаль, свои наблюдения, от-крытия, мысли, знания. Другими словами, свою жизнь во всех ее проявлениях. Счастье, если ваш любимый относится к любви так же. Тогда вы будете щедро обогащать друг друга. Не затем, чтобы получить что-то взамен, а только для того, чтобы ощутить радость вза-имопонимания. Когда двое отдают, рождается нечто божественное под названием «любовь». Если этого не произошло, то, вероятнее всего, двое понимали чувство любви по-разному. Видимо, кто-то был все же ориентирован на установку «отдавая, обязательно получить что-то взамен». Любовь - всегда труд и забота. Разве можно поверить, что кто-то любит цветы, ес-ли он забывает их поливать? Но есть другая крайность: забота о другом человеке может перейти в подавление его личности, в отно-шение к ней как к собственности. Не допус-тить этого помогает другая составляющая любви - уважение.

Уважать - значит принимать другого че-ловека таким, каков он есть. Понять его ин-дивидуальность и особенности, быть заинте-ресованным в том, чтобы он развивался как уникальная личность. Уважение исключает использование одного человека другим в ка-ких-либо целях, даже самых благородных. Причем уважать другого человека мы можем при условии, что сами независимы, можем идти по жизни без поддержки и поэтому не нуждаемся в том, чтобы использовать кого-то в своих целях. Подняться над эгоистической заботой о себе и увидеть другого человека с позиции его собственных интересов помогает знание человеческой природы. Именно такого зна-ния нам порой и не хватает в отношениях с мужчи-ной или женщиной нашей мечты.

Любя, мы стремимся познать тайну души любимого человека, хотя и понимаем приз-рачность своих усилий. Для того чтобы при-близиться к этой тайне, знаний, полученных в школе и даже в институте, слишком мало. Тут требуется глубинное соединение с душой другого человека. И только в единении душ, на-зываемом любовью, мы сможем удовлетво-рить свое желание раствориться в этом чело-веке, как в самом себе.

Итак, действенная сила любви строится на способности отдавать, на заботе, на уважении и знаниях. Это неразрывный комплекс, кото-рым могут руководствоваться зрелые люди. Те, кто отказался от нарциссических иллюзий о собственном всеведении и всемогуществе. Кому свойственно достоинство, порожденное внутренней силой. Такая сила построена на умении грамотно проявлять свои чувства, на способности ви-деть потребности другого человека и слышать его невысказанные просьбы. А также на борь-бе с внутренней ленью, которая проявляется в пассивном отношении к себе и безразличии к окружающим. Все эти постепенно, но неук-лонно развиваемые способности и есть осво-ение искусства любить.