Приучаем ребёнка к горшку. Когда малышу пора "подружиться" с горшком

Как рассстаться с памперсом

Когда же пора начинать приучать ребенка к горшку? Этот вопрос беспокоит многих родителей. Некоторые мамы пытаются отрегулировать данный вопрос уже в 3-4 месяца. Есть другая крайность – мол, делать этого не надо вовсе. Иногда можно встретить рекомендации высаживать ребенка на горшок, как только он научиться сидеть.

Для осознанного приучения ребенка к горшку необходима определенная зрелость нервной системы, обеспечивающая сознательный контроль мочеиспускания и дефекации (опорожнения кишечника). Такой контроль у большинства детей формируется между годом и двумя. Именно в этот период происходит осознанное приучение ребенка к горшку. Но в этом возрасте ребенок может противиться чему-то новому, поэтому постепенное приучение можно начать несколько раньше.

Во втором полугодии количество мочеиспусканий постепенно уменьшается, и к годовалому возрасту ребенок может оставаться сухим час и более. В это же время вырабатывается определенный ритм опорожнения кишечника. Кроме того, в этом возрасте дети перед тем, как «сделать свои дела» могут беспокоиться и подавать определенные сигналы, понятные родителям. Это значит, что можно начать приучать малыша к горшку. Если вы меняете подгузник, а он оказывается сухим, подержите малыша над горшком или высадите на него. Удалось добиться желаемого – похвалите, нет – не беда. Ребенок еще слишком мал.

Очень важно, чтобы контроль за деликатными действиями ребенка был максимально доброжелательным и не сопровождался выговорами, насмешками или (ни в коем случае!) телесными наказаниями. Период приучения к туалету не всегда проходит гладко. Суровые методы воспитания могут оставить след в сознании или подсознании на всю жизнь.

Как помочь ребенку преодолеть этот непростой этап в развитии? Постарайтесь выбрать теплое время года (конечно, лучше всего лето), когда проще переодеваться и сушить одежду.

Обязательно объясните ребенку, что он может обходиться без подгузников, потому что вырос. Помогите ребенку осознать ощущения, возникающие при необходимости сесть на горшок. Если вы видите характерные изменения в поведении ребенка, мягко, но настойчиво предложите ему сесть на горшок. Когда ребенок поймет, какие ощущения возникают при необходимости посещения туалета, ему проще будет сообщить об этом вам.

Если ребенок опоздал с предупреждением, не ругайте его, а похвалите и скажите, что в следующий раз обязательно получится. Малышу очень важна ваша в него вера. Часто первый этап приучения к горшку выражается тем, что ребенок сообщает о горшке, как только намочит штанишки. Наберитесь терпения, это первый шаг.

Нередки ситуации, когда малыш, вроде уже привыкший к горшку, вновь отказывается от него. Попробуйте понять, с чем это связано, если явных причин нет – наберитесь терпения и повторите все сначала. Не надевайте снова подгузники, если случился конфуз, это замедлит становление навыка опрятности.

Важно, чтобы отказ от подгузников не проходил в стрессовой ситуации, не совпадал по времени с другими заметными переменами в жизни (переезд, выход мамы на работу, начало посещения детского учреждения, болезнь, рождение младшего ребенка), в этом случае процесс отвыкания может быть слишком трудным и долгим. Если к 3-летнему возрасту ваши усилия не увенчались успехом - это повод задуматься и обратиться к помощи специалиста.

Когда приучать ребенка к горшку – до 12 месяцев или значительно позже? Нормально ли, если малыш после двух ходит в памперсах?

Чем вреден слишком скорый отказ от подгузников? Как понять, что чадо готово к модернизации пространства и появлению в квартире пластикового агрегата?

Как приучить ребенка к горшку, раз он сам того не желает? На эти вопросы ищите ответы в статье.

Лет тридцать назад посадить чадо на горшок стремились пораньше. Оно и понятно – таких благ, как стиральная машина и подгузники, наши мамы не имели. И вместо того, чтобы застирывать вручную грязные пеленки, они дрессировали малышей делать «а-а» по команде.

Энтузиазм, подстегиваемый усталостью и стахановской тягой к прогрессу, творил чудеса. Малыши в восемь месяцев исправно доносили свои «а-а» до пластиковой кастрюли, после чего сообщали матери радостную новость.

В чем прелести раннего приучения к горшку ? В неплохой экономии. Если приучить ребенка ходить на горшок уже в девять месяцев, то дальше вы сможете обходиться без памперсов.

А если целый год не покупать подгузники, то можно накопить целое мини-состояние, которого хватит маме на модный планшет или десяток новых платьев.

Сторонники раннего развития и сейчас, в эпоху памперсов и шустрой бытовой техники, пытаются науськивать младую поросль.

При успехе «горшечных дел» они счастливо выбегают на детскую площадку и хвалятся подругам: «Мой в 8 месяцев на горшок пошел!». Но вот вам вопрос на засыпку: сознательно ли ребенок ходит на горшок в таком раннем возрасте или это рефлекс?

Верен второй вариант. Не грех вспомнить бедную собачку Павлова. Ребенок, оказавшись на горшке, рефлекторно опорожняет свой мочевой пузырь.

Это просто дрессировка, ничего не имеющая к сознательному удерживанию мочи в организме. А сдерживаться малыш еще не умеет, так как нервная система еще не сформирована.

То есть до года мы говорим исключительно о рефлексах. Так когда приучать ребенка к горшку? Средний возраст укрепления системы – 18 месяцев . В этом возрасте ребенок уже может сдерживать мочеиспускание и сознательно садиться на горшок.

Меняется причинно-следственная связь: не «он сходил в туалет, потому что оказался на горшке», а «он сел на горшок, решив сходить в туалет».

Два года средний возраст. Все малыши индивидуальны: кто-то созреет раньше, кто-то позже. Поэтому не удивляйтесь, если и в 18, и в 28 месяцев у него не получится. Время, когда надо беспокоиться – после четырех лет, а до этого – только свобода воли.

1. Первую попытку вы можете совершить после года, но если постигла неудача – забросьте это дело на пару месяцев и вернитесь к памперсам. Не заставляйте!

2. Горшок – не игрушка. Он не должен участвовать в играх малыша. На нем не нужны увеселительные кнопки с музыкой и световыми эффектами.

3. Никогда не наказывайте за неудачи. Чем раньше вы начали приучение к горшку, чем чаще ему будут сопутствовать промахи и лужи.
4. Важно, чтобы первая встреча была приятной. Познакомьте ребенка с предметом, позвольте изучить. Можете показать на примере игрушек , что сидеть на нем совсем не страшно. «Вот зайчишка сел на горшок, посидел-посидел, да и сделал все свои дела, а потом довольный пошел играть».

5. Попытки опорожнения мочевого пузыря не в памперс, а в горшок, должны быть регулярными, а не «когда у мамы будет время» или «когда в гости заглянет дедушка». Если уж начали приучение, то отменяйте подгузники и готовьтесь уделять этому время ежедневно.

6. Опять же, приятность знакомства гарантируют хорошее настроение и крепкое здоровье всех участников. Если уволили, бабушка приболела, ребенку сделали прививку, а у мамы аврал на работе, отложите горшечные опыты.

7. Чем теплее дома и чем легче одет малыш, тем удобнее всем. Поэтому лето – лучшее время .

8. Наверняка у ребенка уже установился свой режим. Он ходит в туалет после сна? Значит, именно в это время снимите с него трусики и высадите на горшок. Сидеть можно долго, развлекая малыша и мультиками.

Если дело сделано, непременно скажите ему, что он молодец ! Восхищайтесь, будто он совершил маленький подвиг, не скупясь на эмоции. Потом оденьте, вымойте горшок и уберите на место (ребенок – присутствует и понимает).

9. Памперсы и горшок можно совмещать. К примеру, долгая прогулка или поездка легче пройдет в подгузнике. А вот перед выходом на улицу можно намеренно присесть на горшок, показывая, что иногда нужно сходить заранее, чтобы не захотелось в пути.

Главная радость позднего приучения к горшку – экономия усилий. Да, вы не купите себе планшет с платьями и потратитесь на памперсы, но зато будете пару лет жить спокойно, сухо и комфортно.

А потом как-то само собой случится, что за несколько дней ребенок освоит горшок – легко и непринужденно. Без истерик, разочарований, криков и слез.

Вопрос о сроках начала выработки гигиенических навыков у ребенка до сих пор остается спорным. Споры вызывают и различные методики, по которым эти навыки вырабатываются.

В условиях использования многоразовых подгузников родители стремились приучать своих детей к горшку как можно раньше, что было вызвано в большей степени желанием родителей, чем готовностью ребенка. У детей, приученных к горшку в 5 или 6 месяцев, выработанные рефлексы оказывались нестойкими, и малыши начинали снова мочиться в штанишки и пеленки. В Японии в 1985 году педиатры попытались определить возраст, в котором ребенок готов перейти от подгузников к горшку. В одной группе при уходе за детьми использовались многоразовые марлевые подгузники, в другой – одноразовые. Результаты этого исследования показали, что дети в обеих группах переставали носить подгузники в среднем в 27 месяцев, что на 6 месяцев больше, чем средний показатель 20 лет назад. Таким образом, в ходе исследования не было получено убедительных данных об удлинении времени приучения к горшку у детей, при уходе за которыми использовались одноразовые подгузники.

В ходе этого же исследования было отмечено, что дети, живущие в семьях с бабушками и/или дедушками, приучались пользоваться горшком раньше. Эти данные показывают, что не менее важную роль в приучении ребенка к горшку играет готовность (а не только желание) взрослых, а также количество времени и внимания, уделяемого ребенку.

Многие американские врачи-педиатры считают, что большинство детей обучаются гигиеническим навыкам к трехлетнему возрасту, и им не кажется необычной ситуация, когда ребенок в три с половиной или в четыре года еще не приучен к горшку. Также они отмечают, что мальчики учатся этому позднее, чем девочки. Психиатры и физиологи считают, что оптимальное время для обучения ребенка гигиеническим навыкам – 12-18 месяцев. Однако главную роль играет все-таки не возраст ребенка, а уровень его развития, его готовность к обучению.

Главное- выбрать момент

Что же влияет на готовность ребенка обучаться? Конечно же, нервная система, а точнее – головной и спинной мозг. Развитие чувствительных нейронов спинного мозга, то есть возможности чувствовать, что мочевой пузырь или прямая кишка полные, начинается у ребенка в возрасте 18-20 месяцев, а заканчивается к 4-5 годам. Таким образом, до 1,5 лет ребенок может просто не чувствовать, что ему нужно помочиться или «сходить по большому». Конечно, у некоторых детей этот процесс может происходить и раньше.

Когда же следует начинать приучать ребенка к горшку? Обычно это определяется по приобретению таких навыков:

  • ребенок умеет ходить, нагибаться;
  • может поднимать с пола небольшие предметы;
  • хорошо понимает речь взрослого; сам произносит некоторые слова, может примитивно объяснить, чего он хочет.

Большую роль играют также признаки «созревания» нервной системы:

  • ребенок может оставаться сухим в течение хотя бы двух часов или просыпается сухим после дневного сна;
  • ходит «побольшому» примерно в одно и то же время;
  • испытывает неудобство в загрязненных или мокрых штанишках и может выразить желание сменить их.

Иногда по поведению ребенка можно определить момент, когда настало время мочеиспускания или дефекации (малыш неожиданно замер, прекратил играть, закапризничал и т. п.).

Существуют различные методики приучения ребенка к горшку, но многие из них предлагают и общие рекомендации:

Самый главный совет – наберитесь терпения!

Откажитесь от переходного периода, когда вместо подгузников используются специальные одноразовые штанишки для прогулки. Лучше воспользуйтесь нижним бельем с прокладками в области промежности. Это не устраняет просачивание и промокание, но резко сокращает их.

Возьмите себе за правило высаживать ребенка на горшок перед ночным сном и сразу после него, через некоторое время после кормления, до и после прогулки, до и после дневного сна и перед купанием. Высаживать рекомендуется не больше, чем на 3-5 минут. Попытка высаживать более часто может обернуться тем, что расписание вашего дня будет подчинено только этому, ведь частота мочеиспускания у детей в 1 год около 10-15 раз в сутки. Вашей задачей является только наглядно показать ребенку преимущество ощущения сухости и чистоты. Хочется предостеречь: не развлекайте ребенка, чтобы отвлечь его от «скучной» процедуры. Ведь вы приучаете ребенка не читать книжки и не смотреть мультфильмы на горшке.

С чего начать?

Если вам хочется начать как можно раньше и у вас есть достаточно времени и терпения –сделайте это. Нет никаких причин сдерживать свою творческую педагогическую энергию. Единственным препятствием в этом начинании может стать нежелание вашего малыша. А если ваше желание обоюдное – начинайте. Если ребенок еще не умеет сидеть, вы можете периодически держать его над тазиком. Часто повторяемые при этом идиоматические выражения типа «пись-пись» и «а- а» способствуют формированию и за креплению условнорефлекторного навыка. Не стоит держать ребенка над раковиной или ванной, ведь вы приучаете его не только писать… Некоторые родители пытаются «помочь» малышу, включая воду в самый «ответственный» момент. Этого делать не стоит, потому что у ребенка может возникнуть совершенно не нужный ему условный рефлекс, связывающий необходимость опорожнить мочевой пузырь и звук текущей воды.

Поскольку, наблюдая за своим ребенком, мама довольно скоро научается определять момент, когда он готов сходить «по- большому», скорее всего, какое-то моральное удовлетворение от своих действий вы получите.

Однако не стоит обольщаться относительно устойчивости навыка грудного ребенка не пачкать штанишки. Независимо от того, начали вы приучать ребенка к гигиеническим навыкам в 3 месяца или в 1 год 3 месяца, окончательно это перестанет быть вашей головной болью через много месяцев, а то и через несколько лет.

Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается, относитесь спокойно к неудачам. Но если у ребенка получилось, даже случайно, не забудьте ласково похвалить его, отметить, какой он стал взрослый, самостоятельный.

Для некоторых детей более понятным является личный пример. Конечно, «модель» должна соответствовать полу ребенка. Но не все родители (особенно папы) готовы продемонстрировать свое умение. У многих детей в возрасте 1,5-2 лет появляется сильное стремление к самостоятельности, желание делать все «как взрослые». Такие дети легче обучаются, если ходят во взрослый туалет. В таком случае лучше не настаивать на горшке, а приобрести детское сидение и скамеечку, чтобы ребенок мог сам забираться на унитаз. Конечно, для родителей это связано с некоторыми хлопотами. Но зато какое удовольствие испытывает ребенок от приобщения к миру взрослых! А разве вы не испытываете гордость за своего малыша? Некоторые американские специалисты рекомендуют сажать физически сильных детей на взрослый унитаз задом наперед, то есть лицом к смывному бачку, чтобы ребенок мог за него держаться.

Чего никогда не стоит делать

  • Никогда не принуждайте ребенка садиться на горшок или унитаз против его желания. Это принесет только вред, вызывая негативное отношение как к самому горшку, так и к процессам мочеиспускания и дефекации. Ребенок может начать сдерживаться, а это чревато серьезными расстройствами здоровья. Если малыш упорно сопротивляется всем вашим усилиям, скорее всего, он еще не готов к пользованию горшком или туалетом. Отложите этот процесс на более поздний срок.
  • Не ругайте ребенка, если после серии удачных попыток он вновь стал мочиться в штанишки или в постель. Такое вполне может случиться, отнеситесь к этому спокойно сами и успокойте ребенка. В другой раз обязательно получится!

Учиться никогда не поздно

По мнению большинства специалистов, как отечественных, так и зарубежных, и по признанию многих родителей, главная и основная ошибка в приучении ребенка к горшку – это начать слишком рано. Как долго ребенок приучается к горшку? Эти сроки индивидуальны. Одним детям процесс обучения дается довольно легко, у других он может затянуться на несколько месяцев. Многое зависит от степени готовности ребенка, адекватности применяемой методики и терпения родителей.

Один американский педиатр сказал: «Даже если родители не будут делать ровным счетом ничего, ребенок рано или поздно научится пользоваться туалетом». Тем не менее, терпения вам, уважаемые родители, терпения и успехов!

Процесс обучения ребенка начинается с самых первых дней жизни малыша. И состоит он не только из различных педагогических методик, но в большей части из обычного жизненного опыта - познания мира методом проб и ошибок. То есть ребенок учится всему тому, что видит вокруг себя. Однако наступает время, когда малыша приходится приучать к особой деятельности, которая касается исключительно его. Именно на такой теме хочется сейчас и остановиться. Как (Комаровский и его методика), что нужно делать, а от каких действий лучше всего отказаться, дабы не травмировать психику своей крохи - об этом далее и пойдет речь.

О готовности малыша к горшку

Пока малыш еще очень маленький, он воспринимает горшок как игрушку. Это для него всего лишь предмет интерьера. Кроха еще не понимает всей его значимости и необходимости. Поэтому не стоит ругать своего ребенка, если он начинает с горшком играть. К слову, очень важно не пропустить этот момент, ведь это отличный повод начать приучать малыша к этому неведомому ему доселе предмету. Можно пробовать высаживать на него игрушки, стараться присаживать самого малыша. Но вот если кроха упирается и сильно плачет, пока нужно на время оставить эту затею. Скорее всего, ребеночек еще просто не готов.

Тут стоит сказать о том, что если мамы начинают высаживать своего малыша на горшок в возрасте 8-9 месяцев, и кроха делает все, что полагается, можно говорить только лишь о грамотно выработанном рефлексе. Малыш будет писать в горшок совершенно неосознанно. Этого можно достичь в основном методом тренировок (чаще всего, если используется наказание). О контролируемом мочеиспускании в таком юном возрасте речи быть не может. А все потому, что нервная система ребенка еще совершенно к этому не готова.

Конкретнее о цифрах

В возрасте до одного года горшок для ребенка еще не является осознанным предметом туалета. Как это уже было сказано выше, он воспринимается малышом, скорее, как игрушка или предмет интерьера. До первого года жизни кроху можно, конечно же, с ним знакомить, но это практически ни на что не повлияет и лишь удлинит время обучения. Сознательность, понятие и, главное, первые признаки самоконтроля к малышу приходят примерно в возрасте 18 месяцев. У кого-то это может случиться на несколько месяцев раньше, но в основном - позже. Нужно понимать, что все цифры условны. И надо просто знать своего кроху, чтобы понимать, готов ли ребенок к высаживанию на горшок.

О дневных и ночных высаживаниях

Разбираясь, как приучать ребенка к горшку, Комаровский говорит еще и о том, что нужно учитывать время суток. Если в полтора года малыш может начинать контролировать позывы своего тела в дневное время, то с ночным периодом дела обстоят не так и просто. Ночью детки могут писаться даже до 4-летнего возраста. И в этом нет ничего страшного. Ведь ночного контроля у детей - примерно 3-3,5 года. Родители об этом не должны забывать.

О показателях готовности ребенка

Часто мамы и папы задаются вопросом о том, как приучить ребенка к горшку в год? Можно ли обучить кроху таким навыкам? Педиатры утверждают, что есть определенные показатели, которые расскажут о том, что малыш полностью готов к высаживанию:

  • Горшок для ребенка не страшен, малыш его не боится и иногда даже пытается сам присесть на него, пусть даже и не спуская штанишки.
  • Один из признаков готовности малыша - его умение самостоятельно ходить и садиться.
  • Следующий показатель - ребенок может рассказать родителям о своих желаниях, потребностях организма.
  • Кроха понимает, когда взрослые к нему обращаются с различными просьбами.
  • Один из признаков - ребенок понимает команды родителей.
  • Если ребенок понимает похвалу и поощрения со стороны взрослых, он также частично готов к высаживанию на горшок.
  • Комаровский утверждает, что если малыш показывает свое недовольство полным подгузником или мокрыми штанишками, он также готов к приучению.

Если же все эти показатели или хотя бы большая часть из них присутствуют, специалисты уверены, что можно начинать процесс приучения крохи к своему горшочку.

Время, когда начинать приучение не стоит

Бывает иногда так, что ребенок боится горшка, ему на нем некомфортно находиться. Это свидетельствует о том, что пока еще не пришло время для первых приучений к данному предмету туалета. Однако тут нужно строго разграничивать манипулятивное поведение ребенка и действительно страх или дискомфорт. Иные показатели, которые свидетельствуют о том, что с первыми высаживаниями нужно повременить:

  1. Во время нервного напряжения малыша или его болезни не стоит начинать процессы приучения.
  2. Время перемен - не лучший час для приучения к горшку. Если семья переезжает, вот-вот ждет пополнения и т. д., это и так стресс для крохи. А обучение в этот период и вовсе окажется неэффективным.
  3. И последний пункт - отсутствие вышеперечисленных навыков, которые свидетельствуют о готовности малыша к высаживанию на горшок.

О выборе горшка

С чего должен начинаться процесс приучения? Конечно же, с правильного выбора самого горшка! Каким он должен быть? Производители сегодня предлагают огромнейший выбор. Это может быть музыкальный горшок для детей, в виде лошадки или машинки, со спинкой и без. Доктор Комаровский же советует выбирать самый простой. В таком случае кроха не будет воспринимать горшок как игрушку. А музыкальный горшок и вовсе рискует выработать рефлекс испражняться под музыку, что в результате окажется большой проблемой. Правила выбора этого предмета туалета:

  1. Как уже было выше сказано, горшок должен быть самым простым. Единственное - можно выбрать тот цвет, который наиболее нравится ребенку.
  2. Наличие спинки не помешает. Малышу должно быть удобно сидеть на своем «троне».
  3. Нужно помнить о том, что ножки крохи должны находиться под прямым углом (или же коленки могут быть немного приподняты). Это очень важно, ведь в противном случае кроха рискует заработать геморрой или же трещины прямой кишки, постоянно давя ножками на диафрагму.
  4. Горшок также должен быть максимально устойчивым. Малыш может вертеться, сидя на нем, и если он несколько раз упадет, то может и вовсе отказаться на него садиться.

Этапы приучения к горшку: ознакомление

Итак, как Комаровский советует не спешить, а сам процесс обучения разделить на несколько важных этапов. Первый из них - ознакомление. Так, хорошо, если за покупкой горшка мама отправится вместе со своим ребенком. Кроха сможет выбрать именно то, что ему по душе. Нужно только помнить, что не стоит сомневаться в выборе малыша. Итак, горшок куплен. Теперь его нужно поместить в комнате ребенка на видном месте. Надо постараться объяснить ребенку, что это такое и для чего данный предмет предназначен. Лучше всего свои рассказы проиллюстрировать картинками из книг или же примером высаживания на горшок любимой мягкой игрушки. Не стоит сразу же пытаться посадить туда ребенка. Пусть он свыкнется с новым жителем своей комнаты.

Первые высаживания

Стоит помнить о том, что если ребенок не садится на горшок, не стоит на этом настаивать. Нужно просто на несколько дней забыть об этой науке и отвлечься. А через некоторое время опять попробовать. Так, первые высаживания нужно проводить в самые удобные для испражнения часы: после сна или через полчасика после принятия пищи. В таком случае результат ребенку будет виден. И, конечно же, не стоит забывать, что кроху нужно похвалить после сделанного. Поощрение детьми воспринимается очень позитивно.

Если в первые разы ребенок не желает снимать штанишки и садиться на горшок, можно пока этого не требовать. Хорошо, если малыш хотя бы усядется на этот предмет. Данный период в основном занимает от одной недели до 10 дней.

Сознательные походы

Разбираемся далее, как приучать ребенка к горшку. Комаровский говорит о том, что если кроха уже не боится этого предмета интерьера и спокойно к нему относится, можно высаживать его чаще. Примерно каждые 2-3 часа. Частенько мамы этот период называют «словить попис». То есть родители просто пытаются поймать тот момент, когда ребенок может хотеть испражниться. Это обязательно должно сопровождаться вопросами о том, хочет ли ребенок писать. Формулировать их нужно в удобной для своей крохи форме. Данный этап также длится примерно десять дней.

Однако не стоит полностью привязываться к цифрам. Ведь все дети развиваются по-разному, каждый малыш требует определенного времени для обучения. У кого-то весь процесс обучения может занять срок в полтора месяца, а у кого-то - целых полгода.

О дрессуре и быстрому обучению

Некоторые родители искренне уверены в том, что приучить кроху к горшку можно весьма быстро. Особенно начитавшись статей «приучаем ребенка к горшку за 7 дней» или тому подобных. Сделать это, конечно же, можно. Однако только лишь запугав своего малыша. Да, многие родители хвалятся тем, что их детки в год уже просятся на горшок. Однако они никогда и никому не расскажут, какой ценой они этого достигают. Если бить и ругать ребенка после каждого мочеиспускания в штаны, держать кроху по полчаса на горшке, пока не будет виден результат, добиться быстрого обучения, конечно же, можно. Но стоит ли так издеваться над своим ребенком, коверкая ему психику с самых ранних лет? Как в таком случае поступить - решают только лишь родители крохи.

Как не отбить у малыша желание ходить на горшок

Есть три главных табу, о которых должны помнить все родители:

  1. Нельзя настаивать и заставлять ребенка сесть на горшок, если он этого не хочет делать.
  2. Категорически запрещается удерживать малыша на горшке насильно.
  3. Нельзя ругать кроху за то, что он пописал в штаны. В первое время контролировать позывы своего тела ребенку будет еще весьма сложно.

Если же родители сделали хотя бы одну из вышеперечисленных ошибок, они рискуют отбить у малыша желание высаживаться на горшок. Также нужно помнить, что такое поведение ребенка может быть самым обычным протестом против насильственных действий взрослых. Толку от этого точно не будет.

О подгузниках и горшке

Сколько стоит горшок для детей? Цена его зависит от многих факторов. Самый дешевый из них стоит около 100 рублей, а верхних границ стоимости не уществует. Но, купив этот предмет туалета, нужно помнить о том, что резко отказываться от подгузников не стоит. Тем более что педиатры утверждают, что ношение их никак не влияет на процесс приучения к горшку. На первое время подгузники понадобятся для ночного и дневного сна. Также трудно без них будет обойтись на прогулке. Но постепенно все же придется от подгузников отказываться, но только лишь не в ущерб ребенку.

В качестве небольшого вывода хочется сказать о том, что будет ли у ребенка горшок со спинкой, в виде лошадки или музыкальный, весь процесс обучения зависит только лишь от родителей. Нужно помнить, что важно запастись терпением и спокойствием. Также надо быть последовательным в своих решениях. То есть, решив научить своего малыша, нужно делать это регулярно, не устраивая себе или крохе каникулы на день или даже неделю. И самое главное, весь процесс у ребенка должен быть сопряжен с хорошим настроением. Только в таком случае результат не заставит себя ждать, а сам процесс обучения пройдет без слез ребенка.

Добрый день! Сегодня продолжаем разбирать тему как приучить ребёнка к горшку?

Спасибо Вам за участие в опросе «А Ваш ребёнок ходит на горшок?». Очень радостно было читать о Ваших успехах в деле приучения к горшку, некоторые дали ценные советы, которые я обобщу и поделюсь ими с вами в следующей статье.

Однако как показал опрос – есть и трудности в таком деле как приучение ребёнка к горшку.

Что же делать? Как провести процесс приучения к горшку максимально безболезненно и для ребёнка, и для родителей?

Давайте разберём основные ошибки, которые допускают многие родители, решив приучать ребёнка к горшку.

Уверена, что зная эти «подводные камни» Вы умело сможете их обойти!

ОШИБКА №1

Приучение к горшку начинается в неподходящем возрасте.

Зачастую в практике встречаются случаи, когда мамы начинают приучать ребёнка к горшку СЛИШКОМ РАНО! Забывая о том, что готовность садиться на горшок и управлять своими функциями требует зрелости. Причём большинство современных исследований говорят, что успех в приучении к горшку зависит от грамотного сочетания ТРЁХ факторов:

  • физиологическая зрелость,
  • психологическая зрелость,
  • социальная зрелость.

Высаживания на горшок в 6, 8 и даже в 12 месяцев не имеют никакого отношения к осознанному овладению ребёнка горшком.

Совет №1. Не торопиться!

Дождаться соответствующего возраста ребёнка для обучения его навыкам пользования горшком. Чаще всего это от 1,2 до 1,9. Но это не значит, что не нужно совершать подготовительных мер, которые помогут ребёнку быстрее освоить выделительную функцию.

ОШИБКА №2

Чрезмерное использование подгузников

Бывает, что практически с рождения ребёнок находится в подгузниках: и днём и ночью. А затем, когда родители решают, что пора ходить на горшок – подгузник резко убирается и от ребёнка ждут быстрой реакции на такую свободу.

Неоднократно встречала такой совет «Пусть походит немного в мокрых штанишках и тогда быстро сообразит, что нужно садиться на горшок!»

На самом деле на такое осознание у ребёнка большую часть времени носившего «защиту» может уйти до 3-5 месяцев.

Также частое ношение подгузников приводит к тому, что половые органы не получают должной стимуляции и не тренируются задерживать большие порции мочи. Подгузник создает ощущение чистоты и сухости, поэтому ребёнок даже в возрасте 8-9-12 месяцев может писать маленькими порциями почти как новорожденный.

Использование подгузинков ночью также нарушает созревание функции почек. Замечено, что дети, спящие в них, могут продолжать писаться ночью до 3-4 лет, в то время как дети, спящие БЕЗ них, уже к 2 годам перестают мочиться ночью (конечно при условии, что на ночь не было выпито 2 литров вкусного компота!)

СОВЕТ №2. Разрешите ребёнку знакомиться со своим телом.

Хотя бы днем, а в идеале и ночью ребёнок начинает обходиться без подгузника.

Если жалко ламинат, мебель, ковры и другие прекрасные предметы интерьера – обезопасьте их – застелите пелёнками, сшейте чехлы и т.д.

Поверьте, здоровье ребёнка стоит гораздо больше!

ОШИБКА №3

Слишком сильная заинтересованность родителей научить ребёнка ходить на горшок

В стремлении побыстрее приучить ребёнка к горшку, мы забываем о том, чья это зона ответственности?

Если Вы думаете что Ваша, тогда постоянные погони за ребёнком в попытках объяснить ему правила пользования горшком Вам обеспечены.

Слишком сильная заинтересованность родителей проявляется в том, что:

  • ежечасно ребёнка усаживают на горшок;
  • ребёнку не разрешают вставать пока он не сделает свои делишки;
  • ребёнку постоянно делаются внушения по типу «Ты уже большой!», «Пора ходить на горшок», «Горшок это замечательно!» и т.д.

Но любое давление вызывает обратную реакцию, сопротивление! И это видно на примерах, когда ребёнок честно ходивший на горшок ВДРУГ прекращает это делать. Возможно, родители просто чрезмерно увлеклись приучением к горшку и нужно ослабить поводья.

СОВЕТ № 3. Создавайте условия при которых приучение к горшку произойдет самостоятельно!

Ребёнок САМ сядет на горшок, просто потому что он здоровый, адекватный, умный малыш!

А вот создание соответствующих условий – задача, действительно требующая внимания. Сместите фокус внимания на нее!

Вследствие этой ошибки родители часто совершают еще одну ошибку по выбору горшка. Как выбрать правильный горшок смотрите в моем видеоуроке:

ОШИБКА №4

Пристыживание ребёнка, ругань

Очень сильно этой ошибкой грешат бабушки. Ведь в советское время пристыживание было одним из самых эффективных средств педагогического воздействия.

И вот ребёнок, который любит себя всего, и даже любит свои «произведения» (я имею в виду лужи и какашки) сталкивается с ….непринятием. Его вдруг начинают стыдить, ругать, наказывать, а иногда…ставить в угол, за то что вовремя не сел на горшок и намочил штаны.

Чем это чревато?

В самом легком случае – время дружбы с горшком отодвинется на более поздний возраст.

В худшем случае – чревато неврозами, фобиями и страхами, справляться с которыми придётся под руководством психолога.

СОВЕТ №4. Не при каких обстоятельствах не ругайте ребёнка за сделанные лужи или разложенные «кучки» - это делу не поможет.

Лучше привлеките ребёнка к уборке, а еще лучше полностью переложите это дело на него.

Можно сказать так: «Саша, ты пописал на пол! Давай пойдём, возьмём тряпочку и вытрем лужу, чтобы никто не замочил ножки. Вот тебе тряпочка – вытирай!

В следующий раз, пожалуйста, садись на горшочек, и писай туда – тогда пол и твои штанишки останутся сухими и нам не придется вытирать лужи».

Вы не ругаете ребёнка, но при этом показываете наилучший вариант развития событий, который Вы ждёте от ребёнка. А учитывая то, что ребёнок очень хочет быть хорошим и всегда следует родительским ожиданиям - вы на 1 шаг приблизились к сухому полу в квартире.

ОШИБКА № 5

Незнание стадий знакомства ребёнка со своим телом

Эта ошибка тесно связана с ОШИБКОЙ №2, когда половые органы ребёнка запираются в подгузник и ребёнок вынужден пропускать нормальные стадии взросления.

В деле приучения к горшку, горшок является одним из завершающих этапов знакомства со своим телом и обучением контролировать выделительные функции. Поверьте, это не простая задача.

Точно также как маленький ребенок вначале учится переворачиваться, затем вставать на четвереньки, затем ползать и вставать – развитие половой функции идёт по своим законам.

Если какая-то стадия пропущена – ребёнок обязательно к ней вернется! Просто в более позднем возрасте. Уверена, что Вы слышали истории как ребёнок вначале научился вставать и ходить, а затем вдруг пару месяцев подряд ползал. Это нормально. Развитие мозга идет по заданной траектории, и если где-то произошел сбой – этот пробел нужно закрыть.

Вот примеры из Ваших ответов, которые наглядно показывают, как ребёнок добирает недостающие стадии развития (просто видимо в силу каких-то ошибок делает их в более позднем возрасте, чем конечно вызывает растерянность у родителей)

Пример №1.

Пример №2.

СОВЕТ №5. Позволить ребёнку знакомиться со своим телом. Позволить ребёнку знакомиться со своими произведениями (пописами и покаками).