Тематическая
Картотека
Дидактических игр для
Развития мелкой моторики.
Составитель:
Воспитатель: Кишиева З.С.
Карточка №1
«Переложи игрушки» Цель : развитие мелкой моторики рук, кончиков пальцев рук, внимания, развитие и тренировка координации движений пальцев. Задача : заполнить мелкими предметами сосуд сначала правой, затем левой рукой Дидактический материал : прозрачный сосуд, мелкие предметы (пуговицы, фишки) Содержание : Ребенок сидит за столом, перед ним высокий прозрачный сосуд, справа лежат мелкие предметы (пуговицы, фишки) . Ребенок должен, держа сосуд левой рукой, правой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются на стол, и ребенок действует левой рукой. Методы, приемы : объяснение, показ Варианты использования : Может проводиться коллективно.
Карточка №2
«Выгладим платочки для мамы»
Цель
Задача : разгладить лист бумаги
Дидактический материал : листок бумаги
Методы, приемы : объяснение, показ
Варианты использования : Разглаживать лист бумаги, пользуясь одной рукой. Игра может проводиться индивидуально.
Карточка №3
«Пальчики»
Цель : развитие мелкой моторики руки
Задача : сгибать пальцы в кулак в соответствии с текстом
Дидактический материал :
Большой пальчик сливы трясет,
Второй их собирает,
Третий в дом несёт,
Четвёртый высыпает,
Самый маленький- шалун
Все, все, все съедает. (Сгибать пальчики по очереди, начиная с большого пальца)
Методы, приемы : объяснение, показ
Варианты использования : Сгибать пальцы на двух руках одновременно. Так же можно начинать сгибать пальцы с мизинца.
Карточка №4
Пальчиковая игра «Дом и ворота»
Цель : развитие мелкой моторики руки
Задача : сгибать пальцы в фигуры в соответствии с текстом
Дидактический материал :
На поляне дом стоит. Фигура «Дом»
Ну, а к дому путь закрыт. Фигура «Ворота»
Мы ворота открываем, Фигура «Ворота» открываются
В этот домик приглашаем Фигура «Дом»
Методы, приемы : объяснение, показ
Карточка №5
Пальчиковая игра «Дождик»
Цель: развитие мелкой моторики руки
Задача: выполнять движение пальцами в соответствии с текстом
Дидактический материал:
Дождик, дождик, поливай-
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
Указательным пальцем одной руки постукивать по другой, образовать перед собой круг руками, похлопывать поочередно одной ладонью другую, соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг.
Методы, приемы: объяснение, показ
Карточка №6
«Погремушка»
Цель : развитие мелкой моторики руки
Задача : заполнить пластмассовую бутылку фасолью, закрыть крышкой и погреметь.
Дидактический материал : пластиковая бутылка с узким горлышком, фасоль в тарелочке
Методы, приемы : объяснение, показ
Варианты использования : Держать бутылку можно правой рукой, а левой рукой брать фасоль. Так же можно опускать в бутылку другие мелкие предметы, горох, мелкие камушки.
Карточка №7
«Волшебная бумага»
Цель : развитие мелкой моторики руки
Задача : развитие силы рук
Дидактический материал : лист бумаги или салфетка
Методы, приемы : объяснение, показ
Варианты использования : Бумагу можно рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик» , высыпая наши полоски из коробки .
Карточка №8
Маты для выкладывания
Цель : развитие мелкой моторики руки
Задача : выложить мелкие предметы на нарисованный узор
Дидактический материал : картинка - мат, мелкие предметы для выкладывания в тарелочке (камушки, помпоны, пластилин, тесто, ракушки и т. п.)
Методы, приемы : объяснение, показ
Карточка №9
«Дорожка»
Цель : развитие мелкой моторики руки
Задача : посыпать «дорожку» манкой или пшеном
Дидактический материал : листы бумаги, крупа (манка или пшено)
Методы, приемы : объяснение, показ
Варианты использования : В начале игры дорожка должна быть прямой, затем можно усложнять (зигзаги, волны)
Карточка №10
«Волшебная ложечка»
Цель : развитие мелкой моторики руки
Задача : переложить всю крупу в пустую чашку
Дидактический материал : ложка, поднос, 2 чашки, крупа
Методы, приемы : объяснение, показ
Варианты использования : Ребенок может выполнять движения самостоятельно. В начале можно дать большую ложку, затем чайную.
Карточка №11
«Разноцветные прищепки»
Цель
Оборудование : 2 набора корзинок с деревянными разноцветными прищепками (12 шт.) . Корзинку можно заменить чашкой или тарелкой, пластмассовым ведром. Главное, чтобы прищепки легко прицеплялись к краям.
Ход игры : У ведущего и ребенка есть по корзине с цветными прищепками. Ведущий берет корзинку, ставит на стол и просит ребенка подать ему прищепку и назвать её цвет. Затем ведущий показывает как тремя пальчиками можно прикрепить прищепку к краю корзины. Когда ребенок освоит это действие и сможет легко прикреплять прищепки, например, все прищепки одного цвета и назвать их цвет, ему дают задание прикрепить прищепки в определенной последовательности цвета, иди выполнить определенную последовательность из прищепок как на корзине у ведущего. Следует обратить внимание на то, чтобы ведущий прикреплял прищепки тремя пальцами, т. к. ребенок должен видеть правильные движения.
Карточка №12
«Найди сюрприз»
Цель игры : Развитие мелкой моторики рук, координации движений; обучение терпению.
Оборудование : Фантики (10-15 штук, мелкие предметы (значки, пуговицы и т. д., воздушная кукуруза, орехи.
Ход игры : Ведущий заворачивает значок в 4-5 фантиков. Ребенок должен развернуть все фантики и аккуратно сложить.
Карточка №13
«Собери все камешки»
Цель игры
развитие внимания.
Оборудование : Камешки,песок, таз.
Ход игры : Бросить камешки в песок. Сначала предложите ребенку собирать камешки первыми тремя пальцами правой руки (закрепление навыка) .
Карточка №14
« Путешествие пальцев»
Цель : Развитие мелкой моторики рук, координации движений; обучение терпению,
развитие внимания.
Оборудование : «сухой бассейн», игрушки.
Ход игры : ребенок опускает ручки в бассейн и ищет спрятанные в крышках игрушки.
Карточка №15
Дидактическая игра "Спаси мышку".
Цель : продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение, закреплять умение правильно называть красный, синий, жёлтый, зелёный цвета.
Оборудование : домики вырезанные из разных цветов бумаги, в дверях которых изображены мышки.
Ход игры : ребенок должен найти дверь нужного цвета (имеющий такой же цвет как дом) и закрыть ею вход в дом.
"Найди цветок для бабочки".
Цель
Оборудование : цветочки и бабочки вырезанные в паре из одной бумаги.
Ход игры : ребенок должен найти для бабочки цветок такого же цвета, что и она.
Карточка №17
Игра с цветными шариками.
Цель : учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении и приложении, обогащать речь словосочетаниями "одинакового цвета", "такого же цвета".
Оборудование :
1) тесто, скатанное в шарики, закрашенное медовыми красками и покрытое лаком;
2) емкость, вырезанная из 2-литровой бутылки и закрашенная в тот или иной цвет.
Ход игры : ребенок должен найти подходящий по цвету домик для шарика.
"Весёлые шарики".
Цель : научить малыша различать цвета. Развить мелкую моторику пальцев.
Оборудование : обычные шарики, наполненные крахмалом, мукой, солью "экстра", пшеном.
Ход игры : ребенок щупает шары, тем самым развивая тактильно- кинестетическое ощущение.
Карточка №19
«Сухой аквариум.»
Цель : сформировать сенсорные способности. Развить мелкую моторику пальцев рук.
Оборудование : набор цветных крышек, собранных в пластмассовом тазике, мелкие игрушки.
Ход игры : дети должны найти среди крышек сухого бассейна запрятанную воспитателем игрушку.
Карточка №20
«Фруктовые бусы»
Цель : развитие мелкой моторики рук, обучение цветоразличению, развитие внимания.
Оборудование : фруктовые бусы разных цветов и разноцветные нити.
Ход игры : дети нанизывают бусы на нить, тем самым изучая цвет и классификацию фруктов.
Цель:
Обеспечить понимание родителями необходимости развития мелкой моторики ребенка как неотъемлемой части его жизни.
Задачи:
- Обогатить опыт родителей по теме собрания;
- Расширить представления родителей о нетрадиционных пособиях для развития мелкой моторики рук;
- Вызвать интерес и желание заниматься с детьми пальчиковыми играми из серии "Расскажи стихи руками";
- Познакомить родителей с играми по развитию мелкой моторики рук в группе, через просмотр презентации;
- Укрепить сотрудничество семей воспитанников и педагогического коллектива.
Участники: родители, дети и воспитатели группы.
Место проведения: помещение группы.
План проведения:
- Подготовительный этап.
- Основная часть:
- Знакомство родителей с развитием мелкой моторики у малышей.
- Применение нестандартного оборудования для игр в группе для развития мелкой моторики.
- Просмотр фотопрезентации игровой деятельности детей по развитию мелкой моторики.
- Обратная связь с родителями;
- Знакомство родителей с пальчиковыми играми из серии "Расскажи стихи руками".
- Вручение памяток по темам родительского собрания"Картотека пальчиковых игр".
Ход мероприятия:
1. Подготовительный этап:
- Анкетирование родителей по теме: "Что такое мелкая моторика? Как её развивать?" (Приложение.)
- Оформление памяток для родителей.
- Оформление фотопрезентации по теме: "Использование нестандартного оборудования для занятий с детьми в группе по развитию мелкой моторики".
2. Основная часть:
Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время ответить на вопросы нашей анкеты и пришли на родительское собрание.
Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребёнка.
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика» . Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз» , т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?
А роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем речь, внимание, мышление, зрение и даже влияем на формирование произвольности у детей. В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук.
И мы в нашей группе в свободной деятельности детей большое внимание уделяем развитию мелкой моторики рук. В группе есть много различных развивающих пособий, все вы их можете видеть в нашем уголке дидактических игр, дети могут взять их в любое время и заниматься - это различного вида вкладыши, пирамидки, мозаики, кубики, пазлы и т.д., в свободном доступе есть всегда карандаши, листы для рисования, разнообразные раскраски.
Но сегодня нам бы хотелось поговорить о нестандартных пособиях и играх и их применении в нашей работе при развитии мелкой моторики рук.
Уважаемые родители, что на ваш взгляд может развивать мелкую моторику?
Ответы родителей.
Мелкую моторику рук развивают:
- Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности
- Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых)
- Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия, закручивать – откручивать и т.д.
- Рисование карандашом, фломастером, кистью, пальчиком, ладошкой и т.д.; - Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц и т.д.
- Одевание и раздевание игрушек
- Лепка из пластилина и теста.
Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Можно брать в работу их. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.
В группе есть много различных развивающих пособий, все вы их можете видеть в нашем уголке дидактических игр, дети могут взять их в любое время и заниматься - это различного вида вкладыши, пирамидки, мозаики, кубики, пазлы и т.д., в свободном доступе есть всегда карандаши, листы для рисования, разнообразные раскраски.
Но сегодня нам бы хотелось поговорить о пособиях и играх и их применении в нашей работе при развитии мелкой моторики рук.
- Давайте познакомимся, чем же в своей деятельности занимаемся с малышами мы (просмотр фотопрезентации) :
- Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками.
- Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка) . Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уже тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, это послужит благому делу.
- "Прищепки" - развиваем мелкую моторику рук, глазомер, речь; учим основные цвета
- "Сенсорная клавиатура" - развиваем моторику рук, речь, учим цвета, формы
- "Кто в яичке спрятался?" - развиваем моторику рук, речь, познавательные способности
- "Веселые мячики" - массажируем ладошки, пальчики; развиваем мелкую моторику рук
- "Пересыпаем зерно" - развиваем мелкую моторику рук, глазомер
- "Рисование на манке" - развиваем мелкую моторику рук, речь, творческие способности, аккуратность
Развитию мелкой моторики рук очень хорошо способствует художественная деятельность детей. Мы стараемся использовать в работе много различных творческих приемов - рисуем пальчиком, ватными палочками, кисточками, трех и шестигранными, а также толстыми и тонкими карандашами, используем специальные досочки для рисования и печатанья. Хороши в рисовании восковые мелки, причем когда они ломаются на маленькие кусочки - это тоже польза для пальчиков и не торопитесь их выбрасывать, ребенку приходится брать их щепоткой, при этом формируется правильный пальчиковый захват карандаша, ручки.
Детишки любят работать с различными трафаретами, дополнительными альбомами, обводить свои ладошки, раскрашивать.
В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Вот почему психологи и детские педагоги так настойчиво советуют родителям детей почаще играть в игры развивающие мелкую моторику рук.
3. Подведение итогов собрания.
- Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.
- Принятие решения собрания.
- Вручение памяток "Картотека пальчиковых игр".
Организация: МБДОУ Д/С №8 «Зоряночка»
Населенный пункт: Ставропольский край, г. Ессентуки
Актуальность.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи.
М.М. Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка.
Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движения – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей младшего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Продолжительность проекта: с 19.09.2016г. – по 31.05.2017г.
Тип проекта: познавательно – игровой, творческий.
- по количеству создателей – парный.
- по количеству детей, вовлеченных в проект – групповой.
- по продолжительности – долгосрочный.
- по уровню контактов – на уровне образовательного учреждения.
Цель проекта:
- Развитие координации движений мелкой моторики рук через традиционное и нетрадиционное использование различных предметов.
Задачи проекта:
- Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
- Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.
- Развитие зрительного и слухового восприятия.
- Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
- Упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.
- Создание у детей эмоционально- приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.
- Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
- Развитие чувства уверенности в себе.
Задачи для педагога:
- подготовить методический материал по данной теме, картотеки игр для развития мелкой моторики рук, картотеки пальчиковых игр;
- развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;
- для родителей показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики; показать игры для развития мелкой моторики рук;
- развивать речь детей, расширять словарный запас.
Задачи для детей:
- развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.
Задачи для родителей:
- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
- создавать в семье благоприятные условия для проведения игр для развития мелкой моторики, пальчиковой гимнастики.
Участники проекта:
- Воспитатели.
- Дети первой младшей группы.
- Родители и другие члены семьи.
Предполагаемый результат:
- Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
- Формирование речевых навыков у детей младшего возраста.
- Интеллектуальное развитие детей;
- Пополнение предметно-развивающей среды;
- Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Мелкую моторику рук развивают:
- Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
- Массаж с растиранием пальчиков и массажерами для рук;
- Народные игры с ладошками;
- Игры с природным материалом;
- Игры с предметами домашнего обихода;
- Игры с песком и водой;
- Пальчиковый театр;
- Дидактические игры;
- Занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка, аппликация).
Использование мелкой моторики в различных видах деятельности:
- Продуктивная деятельность
- Индивидуальная работа
- Самостоятельная деятельность
- Прогулка
- Утренняя гимнастика
- Самообслуживание
- Логоритмика
- Работа с родителями
Средства достижения поставленных задач:
- применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
- использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д.;
- информационные листы для родителей;
- разучивание стихов, потешек;
- использование атрибутов к играм по развитию мелкой моторики рук.
Художественное слово.
Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук имеет ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта – стихи привлекают внимание детей, легче и быстрее запоминаются.
Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе.
Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу – предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки.
Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: колючие, рифлёные, мягкие. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.
Атрибуты, имеющиеся в группе:
- прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.);
- клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;
- шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;
- игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;
- сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;
- грецкие орехи и шишки, шарики для массажа;
- крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков;
- сетки для раковины и разноцветные ленточки;
- «липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом);
- макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.
Этапы проекта:
I. Подготовительный этап. 19.09.2016 – 28.10.2016
- Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
- Изучение методической литературы по данной теме.
- Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации; современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.
- Составление перспективного плана проведения игр для развития мелкой моторики рук детей, пальчиковой гимнастики с детьми.
- Разработка рекомендаций по проведению игр для развития мелкой моторики рук детей, пальчиковой гимнастики.
II. Основной этап реализации проекта. 1.11.2016 – 19.05.2017
- Обучение родителей проведению игр для развития мелкой моторики рук детей, пальчиковой гимнастики с ребенком;
- Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.
3. Тематическое планирование работы с родителями по проекту
Консультация «Ум на кончиках пальцев»;
Приобретение материалов для развития мелкой моторики;
Изготовление «Умного куба» и пособий к нему;
Совместное изготовление с детьми «дорожек»;
Фотовыставка «Гимнастика для пальчиков для девочек и мальчиков» (работа педагогов с детьми);
Консультация «Развитие мелкой моторики в продуктивных видах деятельности»;
Открытое мероприятие «Праздник веселого квадратика» с показом пальчиковой гимнастики;
Консультация «Пальчиковые игры»;
Родительское собрание «Развитие мелкой моторики». Презентация;
«В чём заключается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей».
Выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
Консультации «Речь и пальчики», «Как проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;
Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;
Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы).
Перспективный план по обучению играм для развития мелкой моторики рук.
Мероприятие |
Участники |
||
Включение пальчиковой гимнастики и речевой в утренние и вечерние отрезки времени, в прогулки. |
Воспитатель |
Ежедневно |
|
Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий. |
воспитатель |
Ежедневно |
|
Включение пальчиковой гимнастики в сценарии утренников |
Воспитатель Музыкальный руководитель |
В течение года |
|
Включение пальчиковой гимнастики в комплексы утренней гимнастики. |
Воспитатель |
Ежедневно |
|
1.Знакомство с детьми, исследование моторной сферы. 2.Консультация для родителей: «Игры для пальчиков для девочек и мальчиков». 3.Игра пальчиковая «Вышла осень погулять…» 4.Игра пальчиковая «Мячик я в руках катаю…» (массажный мячик). 5.Игра пальчиковая «Я надену сапоги…» 6.Знакомство и игры с блоками Дьенеша. 7. Индивидуальные устные консультации «Речь и пальчики». |
Воспитатель, Дети Воспитатель, Родители Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Родители |
Сентябрь |
|
1.Оснащение группы нестандартным оборудованием по играм для развития мелкой моторики рук. 2.Привлечение родителей к изготовлению ковриков для развития у детей тактильной чувствительности. 3.Игра пальчиковая «Мой веселый круглый мяч…» 4.Игра пальчиковая «Семья». 5.Игра пальчиковая «Капуста…» 6.Игры с блоками Дьенеша: «Найди все фигуры, как эта» (по цвету, по размеру, по форме). 7.Игра с пластилином «Пластилиновый салат» |
Воспитатель, Родители Воспитатель, Родители Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети |
||
1.Игры для развития мелкой моторики с использованием массажного мячика: «Бежит ежик по дорожке…». 2.«Девочки и мальчики прыгают как мячики…». 3.Игры с платочками: «Пальчики играли в прятки…», «Постираю чисто, с толком рубашку, кофту и футболку…». 4.Игры с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения: «Разноцветные дорожки» (цветные нити, разноцветная мозаика). «Открути и закрути». «Ловкие ручки» (катушки из-под ниток, веревочки). 5.Консультация для родителей «Волшебные палочки». 6.Консультация для родителей на тему: «Игры с предметами домашнего обихода». 7.Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук». 8. Игра с мозайкой «Дождик, дождик, лей, лей». |
Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Родители Воспитатель, Родители Воспитатель, Родители Воспитатель, Дети |
||
1.Разучивание с детьми игр - заводилок. 2. « Снег ложится на дома…» 3.Игра пальчиковая « Здравствуй, Дедушка Мороз!». 4.Консультация для родителей на тему: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». 6. Игра с водой «Водичка». |
Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Родители Воспитатель, Родители Воспитатель, Дети |
||
1 .Оформление стенда для родителей «Игры для пальчиков для девочек и мальчиков». 2. Игра пальчиковая « У меня есть голова…» «1,2,3,4,5- тело будем изучать…» «По шоссе идут машины…» «На кроватке мы поспали…» 3.Оформление папки передвижки «Пальчиковые шаги». 4.Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы). 5.Игра с бумагой «Как на горке - снег, снег…». |
Воспитатель, Родители Воспитатель, Дети Воспитатель, Родители Воспитатель, Родители Воспитатель, Дети |
||
1.Игры пальчиковые «Илья Муромец-Добрый молодец…», «Дятел дерево долбит: тук- тук- тук…», «Вот убрав царапки, кошка моет лапки…», «Котик серенький сидит…», «Погода сегодня холодная, погода сегодня нелетная…». 2. Игра на выкладывание «Подарок маме». 3.Игровой массаж «Поиграем с ручками" 4.Игры с Квадратом Воскобовича: «Косыночка-дорожка». Обучение способам складывания. |
Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети |
||
1.Сбор материала, изготовление оборудования и игр |
Консультация для родителей
Мелкая моторика 1 младшая группа
Насонова Марина Валерьевна, воспитатель МБДОУ ДС № 32 “Дружные ребята” г.Старый Оскол, Белгородская обл .
Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную моторику?
- Запускать пальцами мелкие волчки.
- Разминать пальцами пластилин, глину.
- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
- Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался).
- Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.
- Двумя пальцами руки (указательным и сред ним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.
- Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.
- Показать отдельно только один палец – большой.
- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
- Махать в воздухе только пальцами.
- Кистями рук делать «фонарики».
- Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
- Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались).
- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
- Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).
- Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, закручивать крышки, заводить механические игрушки.
- Закручивать шурупы, гайки.
Что такое пальчиковые игры и для чего они нужны?
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры»
– это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой.
Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая – кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. Д.
В дошкольном возрасте необходимо проводить работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук.
Помните, что малышам от года до трех упражнения даются в упрощенном варианте, доступном их возрасту.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Когда малыш будет хорошо справляться с этим заданием, усложните его. Например, можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета. Для этого обучите малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим еду. Эта развивающая игра хорошо влияет на развитие мелкой моторики рук, фантазии и воображения.
Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.
Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.
Кстати, чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.
Рекомендации для родителей.
Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.
В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.
Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.
Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.
Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.
Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.
Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.
Проект «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики в 1 младшей группе
Тип проекта: Практический, краткосрочный.
Участники проекта: дети первой младшей группы, родители, воспитатель 1 младшей группы, музыкальный руководитель.
Актуальность проблемы:
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные
органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Проблематика:
Не достаточно развита речь.
Цель проекта:
Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи проекта:
Совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;
Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;
Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
Развивать эмоциональную отзывчивость;
Развивать коммуникативные навыки.
Предполагаемые итоги проекта:
Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
Пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность.
Развитие речи ребенка; употребление в речи наиболее сложных предложений; появление в речевом словаре новых слов.
Формы работы с детьми:
Пальчиковые игры, дидактические игры, пальчиковый театр, нетрадиционные формы рисования, лепка, массаж пальцев и кистей рук.
Формы работы с родителями:
Беседы, консультации, анкетирование.
Используемый материал:
дидактические игры, пальчиковые игры, нетрадиционные формы рисования, лепка, массаж пальцев и кистей рук, пальчиковый театр.
Форма реализации проекта: в виде презентации.
1 этап.
1неделя- организационно - подготовительный: изучение проблемы;
Разработка модели взаимодействия взрослых и детей;
Основные методы: беседы, наблюдение, опросы;
2 этап. Основной - практический- 3 недели.
Осуществление замыслов проекта:
Массаж рук с помощью подручных предметов;
Упражнения пальчиковой гимнастики;
Художественное творчество;
Проведение дидактических игр и пальчиковых игр;
Консультации для родителей;
Пальчиковый театр.
3 этап.
Оформление презентации, ее представление.
План мероприятий по реализации проекта:
ЭТАПЫ МЕРОПРИЯТИЯ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ
1 этап Разработка модели взаимодействия взрослых и детей;
Анкетирование «Что такое мелкая моторика? ». Донести до участников проекта важность данной проблемы.
Выяснить у родителей знают ли они, что такое мелкая моторика; как можно ее развивать; развивают ли они с детьми мелкую моторику и др. Наблюдения за детьми в течение дня (Режимные моменты) .
Выявить уровень сформированности речевой активности.
1неделя
2 этап Консультация: «Что такое мелкая моторика» Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Беседа на тему: «Развитие мелкой моторики рук, как одно из эффективных средств формирования речи».
Донести до участников проекта важность данной проблемы.
Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнение с пробками».
Пальчиковая игра «Колечко».
Лепка «Вот ежик, ни головы, ни ножек».
Рисование солнышка на манной крупе.
Упражнения пальчиковой гимнастики «Пчелка».
Игры с пшенной крупой «Найди шарик».
Д/и «Сортируем макароны».
Лепка «Вот какие ножки у сороконожки».
Пальчиковое рисование «Бабочка».
Пальчиковый театр «Репка».
Пальчиковое рисование «Корм для птичек».
Д/и «Волшебный мешочек».
Игры в водой «Достань, что скажу».
Пальчиковое рисование «Сказочное осеннее окошко».
Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнения с грецким орехом».2-4 неделя
3 этап:
Оформление презентации, ее представление.