Генеалогия - это наука, изучающая родственные связи. Источники науки генеалогии. Генеалогия как историческая наука

Генеалогия всегда была чем-то вроде детективной истории. Вы изучаете информацию о своих предках, делаете некоторые исследования и находите ответы на свои вопросы. Как любой хороший детектив, вы делаете заметки о том, что находите, когда идете вперед. И то, что вы получаете, является ценным не только для вас, но и для будущих исследователей. Генеалогия — это наука, изучающая родственные связи.

Для многих людей это кажется ненужным, но есть те, которые с особым интересом и трепетом относятся к истории собственной семьи и не только. Источники генеалогии - это то, что в конечном итоге связывает все сообщество генеалогии - все мы в некоторой степени полагаемся на работу друг друга, будь то родословная, отправленная вашим двоюродным братом или семейной историей, написанной два столетия назад. Ваше исследование гарантирует, что любой, кто продолжит ваше дело, не будет повторять ваши шаги и может быть уверен в том, что ваши факты поступают из надежных источников.

Хорошая документация может сэкономить время для более продуктивных исследований. Отслеживание того, где вы находите информацию о предке, может помочь вам быстро найти ее снова в будущем. Подумайте о том, что ваши дети или какой-либо другой родственник захотят продолжить то, что вы начали. Если вы планируете публиковать или обмениваться информацией за пределами своей семьи, документация становится еще более важной. Поскольку мировые базы данных продолжают расширяться, все больше людей ищут для них сведения о своих предках.

Что изучает генеалогия: источники и документация

Источники и документация, хотя они иногда кажутся дополнительной работой, действительно являются основой генеалогии. Потратив время на то, чтобы подтвердить вашу информацию, вы сделаете ваше исследование более прочным, это добавит большую ценность всему сообществу генеалогов и оставит более продолжительное наследие для тех, кто следует за вами. Принцип доказательности справедлив для генеалогических источников. Записи, созданные во время события очевидцами, как правило, гораздо более достоверны.

Документы, созданные в местах, связанных с вашими родственниками, людьми, которые их знали, с большей вероятностью относятся к ним (а не к другим людям с тем же именем). То же самое справедливо и для объектов, передаваемых через семейство. Прежде чем опираться на какие-либо генеалогические источники для исследования семейной истории, вы должны знать их происхождение.

Что такое наследие?

Что такое генеалогия? Определение можно дать следующее: это исследование происхождения и истории семьи. Первое известное использование можно наблюдать на примере 14 века, в котором принято было показывать родословную королевских, аристократических линий крови как средство завоевания и управления. Было обнаружено, что некоторые семейные деревья, например, у Конфуция, насчитывают 80 поколений, датируемых сроком в 2500 лет назад. Первоначально переданная из уст в уста, семейная генеалогия позднее была изображена в виде замысловатых картин и записей.

Как и во времена генеалогии древних королей, которая показывала их связь с богами, сегодняшние семейные истории по-прежнему являются одной из форм повествования, чтобы сохранить прошлое для будущих поколений. Современная генеалогия человека может принимать форму простого сбора и сохранения семейной информации, вплоть до добавления информации к «мировому дереву».

Изучение происхождения и истории семьи

Сам научный термин происходит от двух греческих слов: одно значение - «раса» или «семья», а другая - «теория» или «наука». Что изучает генеалогия? Собираются списки предков, которые организуются в родословные или в другие письменные формы. Таким образом получается «проследить родословную». Генеалогия - это наука, изучающая семейную историю. Она является универсальным явлением и в формах, варьирующихся от рудиментарной до сравнительно сложной, встречается во всех странах и периодах.

Устная традиция и ранние письменные записи

На заре цивилизации, до того как были сделаны письменные записи, важную роль играли устные традиции. Устная передача генеалогической информации почти всегда является списком имен, например, родами древних ирландских королей. В такие списки иногда включаются важные события. Под влиянием Европы некоторые азиатские страны приняли практику сохранения систематических отчетов для всех граждан.

С изобретением письма устная передача стала письменной традицией. Это произошло в Греции и Риме, где сведения о родах были записаны в стихах и в истории. Генеалогия - это наука, изучающая историю предыдущих поколений, но на данном этапе она не была наукой, потому что когда писатели занимались этим, они делали это скорее всего случайно в своем повествовании. В Китае, с его древней системой поклонения предкам, длинные, затянутые родословные, в том числе претензии на происхождение от Конфуция, не являются чем-то новым.

Библейские источники

Систематическое сохранение генеалогических записей, как и в Европе с 1500 года, не происходило до недавнего времени в Азии и Африке. В Библии есть много родословных, целью которых является показать происхождение от Адама, Ноя и Авраама. К тому времени, когда эти генеалогии стали частью еврейских писаний, концепция расовой чистоты усилила сохранение семейных записей. Генеалогия Иисуса Христа в Новом Завете стремится показать его происхождение от Давида, то, что в Евангелии от Луки происходит еще в Адаме, «который был сыном Бога».

Генеалогия - это наука, изучающая родственные связи. Идея о божественном происхождении была отражена повсюду в дико политеистической форме среди язычников. Почти без исключения герои имели отцовство, приписываемое богам. Греческие басни изобилуют историями великих людей, порожденных богами и смертными. В Римских генеалогиях герои всегда происходят от богов. Например, Юлий Цезарь должен был возникнуть из линии Энейи, следовательно, от Венеры. Среди северных народов, которые переполняли Западную Римскую империю, вера в божественное сыновство была общей.

Современная генеалогия

Любителей в этой теме почти всегда возбуждает желание проследить свою семейную историю. В процессе этого они обнаруживают и работают с общими принципами, которые применяются к родословным, отличным от их собственных, хотя записи, отличные от тех, которые применимы к их собственному делу, не интересуют их. Профессиональный аналитик интересуется не одной семьей, а многими, а также принципами генеалогических исследований, которые возникают из широкого анализа.

Поскольку существует несколько университетских курсов по предмету и, следовательно, несколько степеней или других сертификатов профессионального мастерства, профессионал должен быть в основном самоучкой. Дисциплины, необходимые для профессиональной генеалогии, включают глубокое знание истории страны и ее соседей. Национальная история определяет форму национальной генеалогии, а генеалогия может освещать многие аспекты национальной истории, которые в противном случае оставались бы неясными.

Генеологи используют устные интервью, исторические записи, генетический анализ и другие способы добычи данных, чтобы получить информацию о семье и продемонстрировать родство и родословные своих клиентов. Результаты часто отображаются в диаграммах или написаны как повествования. Стремление к документированию семейной истории имеет тенденцию формироваться по нескольким мотивам, в том числе из-за желания оставить место для своей семьи в большей исторической картине, а также из-за чувства ответственности за сохранение прошлого для будущих поколений.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Данная тема является важной и необходимой для каждого человека, так как каждый, без исключения, должен знать историю своей семьи, свою родословную.

Объект исследования- генеалогическое древо семьи.

Предмет исследования- формирование интереса к истории происхождения своей семьи и фамилии.

НАУКА ГЕНЕАЛОГИЯ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФАМИЛИИ

Предмет изучения генеалогии

Генеалогия - это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая родословную. Историк, генеалог Л.М.Савелов, основоположник российского Историко-Родословного Общества сформулировал понятие генеалогии: "Генеалогия есть, построенное на достоверных документах и других источниках, доказательство родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц". И часть вторая, вытекающая из определения, касающаяся внутренней духовной жизни: "Генеалогия есть история того или иного рода во всех проявлениях жизни его представителей, как общественной, так и духовной".

В генеалогии принято два вида родословия: восходящее и нисходящее.

В восходящем виде родословия сведения собирают от отца к деду и далее по коленам о предках. Восходящее мужское - родословие выглядит вертикальной последовательностью мужских имен, т. к. в каждом колене указывается прямой предок-мужчина. Восходяще-смешанная форма родословия указывает всех прямых предков по мужской и женской линиям. Второе колено несет информацию об отце и матери. В третьем колене указывают родителей отца и матери (содержатся сведения о бабушках и дедушках). Возрастание количества предков идет в геометрической прогрессии. В родословии не указываются боковые линии от мужчин. Каждое лицо в колене представляет один (отдельный) род. Родословие имеет правильную фигуру при наличии сведений о каждом родственнике.

В нисходящем виде родословия, составление начинают с самого отдаленного известного предка, переходя к потомкам. Эти виды родословия, как правило, бывают мужскими и смешенными. Нисходящее мужское - обычная форма родословия, указывающая потомство родоначальника от мужчин. Женщины показываются именами. Нисходящее смешанное родословие указывает все потомство, как от мужчин, так и от женщин, являясь родословием многих родов. Показывает родство между боковыми линиями. Наиболее полно выявляет родственников при ситуации наследования.

РОДОСЛОВНОЕ ДЕРЕВО (Генеалогическое дерево). Одна из модификаций "мирового дерева" или "дерева жизни" присуще космологическим представлениям древнего мира и средневековья. Отражает идею и представление о всеобщей взаимосвязи мира. Образ "дерева человеческой жизни" возник как вариация "мирового дерева".

В этом образе соединилось прошлое, настоящее и будущее, воплощенное в предках, ныне живущих и потомках, объединенных идеей продолжения жизни. Этот символический смысл придавался и родословному дереву семейства, рода.

Происхождение фамилии

Слово «фамилия» -- латинского происхождения. В Римской Империи оно обозначало общность, состоявшую из семьи хозяев и их рабов. Другой смысл оно обрело в средневековой Европе -- под фамилией стали подразумевать исключительно семью. Понятия «члены семьи» и «члены фамилии» стали тождественными. Точно такое же осознание термина существовало поначалу и в России. Только к XIX веку слово «фамилия» приобрело своё второе значение, ставшее сегодня официальным и основным: «наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени». Фамилия Павловская образована от имени собственного и относится к распространенному типу польско-украинских фамилий. Основой фамилии Павловская послужило церковное имя Павел. Нередко древние славяне присоединяли имя отца к имени человека, обозначая тем самым его принадлежность к определенному роду. Дело в том, что крестильных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Дополнение же к имени человека в виде указания на его отца помогало решать проблему идентификации.

Павловская - одна из самых распространенных фамилий происходит от крестильного имени Павел - маленький (греч.). Из этого имени, как из семечка, выросло мощное “фамильное древо”: Павельев, Павкин, Павленков, Павленов, Павликов, Павлинин, Павлинов, Павлихин, Павлишенцев, Павлищев, Павловскаяцев, Павлухин и т.д.

Павел - имя одного из самых известных в христианском мире апостолов, который также назвался "апостолом язычников". Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом привёл его к обращению и стал основанием для апостольской миссии. Святым были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия.

На Руси же верили, что если дать ребенку имя святого или великомученика, то жизнь его будет светлой, хорошей или трудной, потому что существует незримая связь между именем и судьбой человека. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами -овский /-евский, -евич, изначально указывающие на имя главы семейства. Таким образом, потомок человека, обладающего именем Павел, со временем получил фамилию Павловский.

Наука генеалогия изучает родословную, это систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве фамилий и родов, в более широком смысле- наука о родственных связях вообще.

Фамилия Павловская произошла от крестильного имени Павел.

греч. genealogia - родословная, от genea - род, рождение и logos - слово, наука) - вспомогат. историч. дисциплина, занимающаяся изучением происхождения родов, фамилий и отд. лиц, родственными связями, составлением родословий. Тесно связанная с геральдикой и др. ист. дисциплинами, Г. доставляет сведения биографич. характера, помогает разбираться в имуществ., социальных и политич. отношениях. Родословия царей, правителей, мифич. героев составлялись уже у др. египтян, иудеев, др. греков, римлян и носили в значит. мере легендарный характер; большое развитие получила библейская Г. Особое значение Г. приобрела в ср. века, когда все обществ. отношения были связаны с происхождением, родовитостью, наследств. правами и т. д. Первоначально герольдии (см. в ст. Геральдика) и др. учреждения, ведавшие вопросами Г., занимались практич. деятельностью по составлению родословий в виде генеалогич. древа или таблиц. В результате деятельности генеалогич. учреждений накопились значит. материалы по Г., требующие, однако, весьма критич. подхода (источники получения сведений по Г. не всегда достоверны; имела место и заведомая фальсификация родословий). Теоретич. интерес к Г. и превращение ее в спец. дисциплину начинается приблизительно с 17-18 вв. (А. Дюшен (Duchesne), П. Ансельм (Anselme), семья Озье (Hozier) и др. - во Франции, Дж. Дагдейл (Dugdale) - в Англии, Н. Риттерсхаузен (Rittershausen), К. М. Шпенер (Spener), Я. В. Имхоф (Imhof), И. Гаттерер (Gatterer), И. Хюбнер (H?bner) - в Германии и др.). С кон. 18 в. в ряде европ. гос-в вводится преподавание Г. Издаются родословные книги и генеалогич. справочники королев., княж. и др. дворянских родов (одно из наиболее крупных изданий - т. н. "Готский альманах" - "Gothaischer Kalender", "Almanach de Gotha", выходивший до 1943 пятью выпусками (1-й - "Hofkalender" - с 1763); фактич. продолжение его - с 1951, в ФРГ - "Genealogisches Handbuch des Adels" (до 1963 вышло 28 вып.)); позднее появились родословия и бурж. фамилий (напр., в Германии - "Genealogisches Handbuch b?rgerlicher Familien", 1889-1911). С прогрессом в развитии др. вспомогат. ист. дисциплин с 19 в. в Г. стало возможным применение строго науч. методов, использование данных, проверенных ист. критикой. В то же время особое внимание к Г. в бурж. гос-вах 19-20 вв. (имеется большое число генеалогич. об-в (основные приведены при ст. геральдика), издаются спец. генеалогич. журналы и т. д.) определяется во мн. случаях реакц. тенденциями (культивирование дворянско-монархич. связей, использование Г. при фашизме в расистских целях и др.). В России Г. сначала также была практической. В сер. 16 в. был составлен "Государев родословец", в 16-17 вв. появилось много частных родословных книг, а в 1687 составлена Бархатная книга. В 1682 была осн. Родословных дел палата (существовала до 1700). Попытки систематизации родословных книг предпринимались при Петре I (издание "Родословной росписи великих князей и царей российских"), при Екатерине II выходят таблицы княж. родов, составленные М. М. Щербатовым, появились исследования А. Т. Князева, Г. Ф. Миллера, издавшего в 1790 "Известия о дворянах российских, их древнем происхождении...". Дальнейшая разработка рус. Г. принадлежит Н. И. Новикову, Н. М. Карамзину, П. M. Строеву, П. В. Долгорукову, А. Б. Лобанову-Ростовскому, В. В. Руммелю. А. П. Барсукову, Н. П. Лихачеву, Л. М. Савелову, Г. А. Власьеву, В. Л. Модзалевскому, H. H. Кашкину, С. Б. Веселовскому. В 1897 было осн. Рус. генеалогич. об-во, в 1905 - Историко-родословное об-во в Москве; в 1906 преподавание Г. было введено в Моск. археол. ин-те (лекции Л. М. Савелова). Лит.: Савелов Л. М., Лекции по рус. генеалогии, М., 1908-1909; его же, Библиографич. указатель по истории, геральдике и родословию российского дворянства, 2 изд., Острогожск, 1897; Хронологич. и генеалогич. таблицы по всеобщей и рус. истории, сост. А. С. Резанов, СПБ, 1910; Долгоруков П. В., Российская родословная книга, т. 1-4, СПБ, 1854-57; Руммель В. В., Голубцов В. В., Родословный сборник, т. 1-2, СПБ, 1886-87; Фриде Е. Н., Генеалогич. таблицы главнейших ср.-век. династий и царственных домов, СПБ, 1913; Forst-Battaglia O., Wissenschaftliche Genealogie, Bern. 1948; Lorenz O., Lehrbuch der gesammten wissenschaftlichen Genealogie, В., 1898; его же, Genealogisches Handbuch der europ?ischen Staatengeschichte, Stuttg., 1908; Isenburg W. K., Stammtafeln zur Geschichte der europ?ischen Staaten, в кн.: Europ?ische Stammtafeln, Bd 1-2, Marburg, 1953; Durye P., La G?n?alogie, P., 1961; Dworzaczek W., Genealogia, Warsz., 1959. И. З. Тираспольская. Москва.

Термин имеет греческое происхождение и образован от слов «род» и «учение».В этой статье мы расскажем, что такое генеалогия, кратко дадим определение и объясним, и что изучает эта наука в истории, как можно проследить развитие одной общности и получить достоверную информацию о своих дедах и прадедах.

Понятие науки «о родстве»

Генеалогия - это наука, изучающая и систематизирующая данные о династиях и древах в хронологическом порядке. Рассмотреть эту научную дисциплину можно и в более узком контексте - на примере какой-то конкретной семьи, известной фамилии.

Впервые о составлении «древа», отражающего связь поколений, задумались еще в Древней Греции. Но корни этого явления уходят гораздо глубже - в библейские времена. В Библии повествование начинается с описания происхождения народов. Это - первый пример упорядочивания сведений о представителей одной и той же общности.

Во времена рыцарских походов доказывать свое дворянское происхождение нужно было по изображению, на котором располагались гербы. У основания помещалось обозначение семьи дворянина. Ствол делился на две большие ветви - материнскую и отцовскую линию. Эти ветви делились на еще на две. На них изображался знак деда и бабушки. А девушкам, которые хотели попасть в монастырь, должны были предоставить информацию о своих предках до 6 колена.

Особое развитие генеалогия получила в эпоху феодального строя. В тот период часто возникали споры о праве наследования земель и имущества. Для доказательства своих прав многие пользовались родовыми древами и таблицами. В Англии и Франции правильность составления схем с указанием кровных уз контролировалась на государственном уровне. Для этого были созданы специальные должности. Люди, которые получали такую профессию, следили за тем, чтобы ни один чужак не проник в лоно богатой и знаменитой семьи.

В России первое краткое определение того, что такое генеалогия, а также роли понятия в истории было дано в эпоху монархического строя и сохранилось по сей день. Первый известный сборник благородных семей и информации об их наследниках вышел в 1555 году. Из-за передачи власти строго по наследству возникла острая необходимость в упорядочивании всех сведений о каждой династии. Все это позволяло доказать право на особые привилегии, принадлежность к фамилии. Так появились первые схемы династий.

После Октябрьской революции началось массовое истребление дворян и купцов. Собранная ранее информация привела к тому, что революционеры и примкнувшие к ним люди с легкостью находили древние семьи.

Евгеническое общество, которое отслеживало жизнь отпрысков дворян, было распущено в начале 30-х годов. После этого «изучением» родословных занялись сотрудники НКВД. Один из самых привилегированных классов был практически полностью уничтожен. Массово сжигали документы, ликвидировали архивы. Интересоваться своим происхождением стало просто опасно.

После Революции внимание историков сместилось с дворянских и купеческих фамилий на крестьянские.

Зачем нужна эта научная дисциплина

Если рассматривать генеалогию в более узком смысле, то процесс систематизации знаний об известной фамилии или семье можно представить так:

  • Анализ происхождения общности.
  • Составление связей поколений и их преемственности.
  • Формирование родословных книг и деревьев.

Объектом изучения этой дисциплины выступает социум, а также исторические источники. В рамках этого выделяется еще более узкая специализация, касающаяся ДНК. Она изучает основы наследственности и помогает установить кровные связи между людьми.

Самые главные функции учения о наших предках

Мы уже узнали, что такое наука генеалогия и что она означает, и поняли, что это - неотъемлемая часть истории, которая особенно важна для тех, кто занимается поисками своих предков. Выясним, какие функции она выполняет.

Исследовательская. Благодаря углубленному изучению родства можно «пролить свет» и на основные термины других научных дисциплин - ономастики (науки об именах и наименованиях) и этнографии. Данное направление затрагивает и другие гуманитарные научные течения.

  • Наследственная. Помогает установить факт принадлежности к той или иной фамилии. Эта функция часто применяется в семейных спорах.
  • Юридическая. Вытекает из предыдущего пункта. С ее помощью можно доказать факт наследования имущества, заставить отца, отказавшегося от ребенка, платить алименты.
  • Биографическая. Пользуется особой популярностью у тех, кто пишет мемуары. Начинающие авторы - известные люди, деятели искусства и политики - стремятся донести подлинную историю своих предков до читателя. Для этого они опираются на свое прошлое, делая акцент на том, что родились в простых семьях и «сделали себя сами».
  • Медицинская. При подозрении на возникновение какого-либо генетического заболевания врачи рекомендуют с большим вниманием отнестись к наследственному фактору.

Что такое генеалогия: основные методы этой науки от начала истории исследований и по сей день

  • Архивация. Первоначально сбор информации о семьях проводился герольдами. Возникла эта новая профессия во времена правления Петра I. Это были члены именитых династий. В их обязанности входил сбор и упорядочивание в хронологической последовательности всех данных о каждом представителе выдающейся фамилии. Просуществовала служба до 1917 года. На современном этапе архивация также популярна среди исследователей, работающих в данном направлении.
  • Поиск по онлайн-ресурсам. В сети сейчас есть множество источников, баз данных, благодаря которым человек может узнать о том, кто был его предком.
  • Генетические исследования. В лабораторных условиях можно выяснить, есть ли кровная связь между совершенно разными людьми. Изучение ДНК помогает обрести новых родных, найти племянников, сестер, братьев, дедушек и бабушек, с удивлением обнаружить, что у вас в семье были князья или графы.

Как узнать, были ли ваши предки выдающимися людьми

Опрашивать кого-либо можно при помощи специальной анкеты. В нее включите следующие пункты:

  • Место рождения.
  • Дата рождения.
  • Сословие. Требуется, если человек родился ранее 1917 года.
  • Образование.
  • Религиозные верования.
  • Наличие наград.
  • Профессия и места работы.
  • Имена супруга или супруги, а также их детей.

Для получения подробной информации можно обратиться в профильные организации, которые занимаются изучением архивов. Такой вариант подходит людям, которые точно уверены, что у них есть родственники, но не знают, где их искать.

Изучать архивные источники можно и самостоятельно. Но следует знать, что допуск к некоторым из них может быть ограничен. Ваш предок мог быть разведчиком, а его деятельность - до сих пор скрываться под грифом «секретно».



Виды родословных

В современной генеалогии принято выделять два вида: восходящая и нисходящая. Разберемся в этом более подробно. Восходящая родословная изучает самого человека и от него идет к тем, кто жил много лет назад - дедам, прадедам и т.д. Нисходящая изучает далекое звено одной цепи и требует более тщательного и углубленного анализа.



Как можно отобразить кровные связи

Ее можно зафиксировать несколькими способами. При помощи:

  • Таблицы.
  • Росписи.
  • Древа.

При упорядочивании древа фамилии предков записываются в кружочки. В Западной Европе мужчины, у которых есть дети, пишутся на фоне желтого цвета, а те, кто не имеет - на фоне красного цвета. Женщины, состоящие в браке, помещаются на лиловый фон, а незамужние - на синий. При этом обозначение для мужчин - ромб, а для женщин - овал.

Такой вариант наглядной фиксации всех ближних и дальних родственников очень удобен.

Таблица

Так же, как и древо, таблица может строиться в восходящем и нисходящем порядке. Таблица выполняется в более строгом варианте - графическом. Ее составление подойдет для серьезных исторических исследований, написания диссертационных работ и т.д.

По своему виды все таблицы делятся на:

  • Вертикальные.
  • Горизонтальные.
  • Круговые.

Самый популярный формат, в котором работают многие историки - круговой.

Круговая запись передает равнозначность мужчин и женщин при рождении потомков. Генеалогический паспорт - еще одно название таблицы - должен хранить у себя каждый член семьи. Это укрепляет связи между поколениями, помогает охватить все линии предков.

Если вы введете такой подробный способ фиксации информации, ваши потомки смогут легко ориентироваться в родословной. Это приведет к тому, что даже через 100-200 лет ваше имя будут вспоминать с благодарностью.

Можно ли заказать исследование своих корней специальным организациям

Условно все современные генеалогические исследования можно разделить на три вида:

  1. Изучение истории семьи «под ключ». Работы проводятся не только в общеисторических, но и в ведомственных архивах. Отчет о проделанной работе по желанию клиента оформляется в виде таблицы или древа. Такой метод помогает отыскать своих предков вплоть до 12 колена.
  2. Классический анализ. Здесь учитываются сведения, взятые не только в местных архивах, но и в зарубежных. Рассматриваются возможные миграции в другие страны.
  3. Точечное исследование. Цель - найти определенную информацию в одном из архивов. Допустим, вы хотите репатриироваться в Израиль и вам нужно доказать, что в роду по материнской линии у вас были евреи. Точечный анализ помогает найти доказательства вашей принадлежности к фамилии. Вы можете использовать отчет в качестве официального документального подтверждения.

По завершению работы вам будет предоставлен подробный отчет, в который войдут:

  • Архивы, где проводились поиски.
  • Фотокопии и сканы документов, подтверждающих ваши родственные связи.
  • Полная выписка о ходе исследования.
  • Семейное древо.

По срокам это дело занимает от трех до пяти недель. Все зависит от того, до какого колена вы планируете узнать своих предков.

Значение исторической генеалогии

Это научная дисциплина и неотъемлемая часть не только глобального летописания, но и истории каждой конкретной семьи. Сбор и обработка информации помогает сплотить людей, понять роль своей личности в жизни целого поколения, ощутить себя преемником своих великих предшественников.

Любой человек, зная о том, что в его роду были выдающиеся воины, политические функционеры и деятели искусства, ощущает прилив сил, духовный подъем и начинает относиться к своей жизни более ответственно. Составление древа поможет понять свою значимость и осознать, как важно ощущать связь с общностью, находить новых братьев, сестер, дедушек и бабушек.

Выяснив, что значит генеалогия для человека, вы поменяете свое отношение к тем, кто всегда с трепетом отзывался о своих корнях. Зная о том, кто был вашим предком, вы сможете по праву гордиться своим происхождением или определить предрасположенность к какой-то профессии, предупредить развитие заболеваний, передающихся из поколения в поколение. Главное - правильно подойти к процессу сбора информации, заручиться поддержкой близких и не сдаваться перед трудностями.

Генеалогия - наука о родословной. Практика показывает, что люди к 30-40 годам жизни начинают непроизвольно интересоваться своими корнями, но у них до этого то не доходят руки, то нет времени, то нужных источников, да мало ли причин найдётся человеческому бездействию.

Изучать историю своего рода они будут с большим интересом, потому что, как показывает практика, в жизни почти не встречается таких людей, которые не интересовались бы своими предками. И мы должны воспользоваться этим интересом. Бабушки и дедушки особенно любят вспоминать свою молодость, свои детские годы, это ведь и есть страницы истории семьи. Плодотворны воспоминания во время семейных праздников, но лишь в небольшом кругу и когда нет посторонних людей.

В родословное древо вносятся только точные имена, точная информацию. Генеалогия есть история того или иного рода во всех проявлениях жизни Л.М.Савелов Родословная - это лишь небольшая, видимая часть работы. Генеалогия - это наука о происхождении и родственных связях отдельных родов и лиц, а также методика обоснования и составления родословной, поколенных росписей, выяснения биографических данных о лицах. Леонид Михайлович Савелов, учёный-генеолог конца XIX - начала XX века, давал такое определение этой науки Генеалогия есть построенное на достоверных документах и других источниках доказательство родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц. Это определение довольно узкое и характеризует саму науку.

Понятие родословная на Руси появилось в конце XV века. Впервые это слово в русском языке употреблено в 1499 году. С этого же времени составителя родословных именуют генеологом. Началом практической генеалогии в России считают родословные книги 40-х годов XVI века. В 1555 году был создан Государев родословец. При Иване IV появился разрядный приказ, который проверял частные родословцы.

Государев родословец составлял А.Адашев, там были указаны все славные и древние роды на службе у московских князей и царя. При Федоре Алексеевиче в 1628 году эта деятельность была продолжена, вместо Государева родословца появилась Бархатная книга, содержащая родословие старейшего боярства и служилого дворянства.

Во второй половине века вносятся изменения в Соборное уложение 1649 года, касающиеся непосредственно следования. Это так называемые статьи о поместьях, внесённые 10 марта 1676 года, а также о вотчинах - 14 марта года. В 1684 году указ О наследовании после умерших ещё более систематизирует порядок наследования и в кой-то степени способствует также развитию генеалогии. А появление Департамента герольдии при Сенате в XVШ и вовсе заставляет привести в порядок не только наследственные документы, но и вопросы формальной генеалогии.

В 1714 году при Петре 1 появился закон Наследование имущества. С этого времени в России появляется понятие восходящие и нисходящие линии родства. Уже в этот период возникает необходимость защищённости родословца от самозванства. XVIII век для России стал веком истинного расцвета отечественной генеалогии. Это объясняется экономическим расцветом государства, а вместе с ним и активизацией деятельности иных, недворянских, сословий с другой стороны - бурным развитием исторической науки.

Да и в обществе знанию родства стали уделять значительное внимание. Именно в XVIП веке стали впервые применяться родственные таблицы, росписи, которые являлись приложением к общим трудам по истории России. Авторами их были М.В.Ломоносов, Екатерина II, Н.М.Карамзин. В 1786 году в свет вышел первый Родословный российский словарь, в котором были отражены данные о дворянских родах по службе.

Авторами этого труда были сенатор М.Г.Спиридонов и историк, князь М.М.Щербатов. В начале XIX века вводится понятие генеалогическое древо. Генеалогия наряду с геральдикой становится вспомогательной исторической дисциплиной. Это связано с появлением различных генеалогических справочников, что имело под собой глубокую социально-экономическую платформу. В начале века издаётся ряд указов о предоставлении прав различным сословиям, в том числе и крепостным крестьянам, на покупку земли у помещиков, а также указ о предоставлении права покупать и приобретать в собственность земли, дома, лавки и недвижимое имущество. В 1854 году вышла в свет 1 часть российской родословной книги П.В.Долгорукова.

В предисловии к этому труду автор изложил и систематизировал родословия всех дворянских родов, а также иностранных родов, переданных на службу в Россию. Были сюда включены и угасшие фамилии. В конце XIX - начале ХХ века появляются первые генеалогические, так называемые историко-родословные общества в Москве, в Санкт-Петербурге.

Организаторами деятельности их были М.П. Лихачёв, Л.М.Савелов, Н А.Зимин, С.Б.Веселовский. В 1901 году Л.М.Савеловым было основано Московское историко-родословное общество. Был разработан устав Общества любителей родословия. А в 1904 году было получено и официальное разрешение на открытие Историко-родословного общества. Оно просуществовало до революции 1917 года. Общество издавало свою летопись, проводило генеалогические семинары, разрабатывало простейшие методы исследований по родословию.

В последнее десятилетие к генеалогии обращается всё большее и большее число людей. Этот интерес становится буквально массовым. В различных городах создаются родословные общества и объединения. Генеалогией занимаются учёные и дети. Организуются научные симпозиумы, конференции, семинары. В 1989 году в Москве состоялась первая тогда ещё всесоюзная конференция Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования. Отдельная секция Моя родословная работает вот уже семь лет на всероссийских конференциях детского краеведческого движения Отечество, проходящих в столице.

Автор самой длинной родословной монах Игнатий Римcкий-Kopcaкoв а он сумел проследить историю своего рода, начиная от Адама и Евы считал, что генеалогия должна прежде всего учить добродетели, заставлять стремиться к славе, а слава состоит во всемерном служении Отечеству. Генеолог Л.М.Савелов считал, что доброе чувство к предкам означает присутствие чувства и к родине, и к своему народу, а именно эти-то чувства и заставляют человека жертвовать всем для блага своего народа и для величия своей родины. Отец Павел Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой История рода должна давать нравственные уроки и задачи. Отец Павел призывал к активному познанию своего рода, его задачи, закона его роста, критических точек, соотношений отдельных ветвей и их частных задач.

А на фоне всего этого - познать своё место в роде и собственную задачу - как члена рода, органа высшего целого. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества, но обычно не понимают этого и родовым сознанием пренебрегают, почитая его в худшем случае - за предмет пустого тщеславия, а в лучшем - за законный, исторически заработанный повод к гордости. 1.2 Сущность традиций и обычаев, их социальные функции В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения.

Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности.

Они существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни трудовой, социально-политической, семейно-бытовой, социально-культурной и т. д. Соответственно особенностям различных форм и видов общественных отношений выделяются традиции национальные, революционные, интернациональные, патриотические, религиозные, социально-культурные, семейно-бытовые и т. п. Существуют особые традиции в школьной, студенческой, научной, творческой, в сельской и городской среде и т. д. Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура например, реалистические традиции в литературе и искусстве. Когда речь идет о семейно-бытовой сфере, чаще употребляется слово обычай, который является древнейшей формой хранения и передачи от поколения к поколению стандартных действий и поведения людей в определенных типичных обстоятельствах и конкретных ситуациях.

Обычай - это общепризнанная норма поведения, неофициально узаконенная властью массовой привычки, традиций и общественного мнения хотя сам факт обязательности данного обычая может и не осознаваться людьми и стихийно воспроизводимая действиями множества людей. У традиций и обычаев есть определенное сходство.

Оно основывается, во-первых, на выполнении одинаковой роли в жизни общества во-вторых, они обладают одинаковыми чертами и признаками устойчивость, нормативность, связь с общественным мнением, нравственными нормами, общественными привычками, стандартами поведения и т. п. в-третьих, они имеют одинаково широкое распространение.

Через систему традиции и обычаев новые поколения общества наследуют выработанные в нём отношения и весь общественный опыт, вплоть до самых конкретных поступков и действий.

Наследование социального опыта с его критическим осмыслением позволяет обществу с меньшими издержками идти по пути социального развития. Способствуя этому, обычаи и традиции сами воспроизводятся, причём некоторые из них отмирают, а другие появляются или постепенно видоизменяются. Традиции и обычаи, будучи включёнными в моральную систему, а также в систему общественной психологии, выполняют функцию общественного регулятора.

Усвоение традиций и обычаев способствует формированию у людей социально необходимых качеств, привычек и навыков общественной деятельности и поведения. Традиции и обычаи выполняют также познавательную и воспитательную функции. Без выполнения этих функций они в значительной степени лишились бы общественного смысла. Традиции и обычаи сближаются, так как выполняют сходные по своей общественной направленности функции.

Однако это ещё не свидетельствует об их абсолютном сходстве. Как раз их различие обнаруживается в том, что свои функции они выполняют в обществе различными путями и в различной форме. Содержанием обычая является правило поведения, детальное предписание поступка в конкретной ситуации, а содержанием традиции - общая норма, принцип поведения. Обычай жёстко фиксирует действие или запрет какого-то действия, реализация строго регламентированного действия - цель обычая.

Традиция не имеет жёсткой связи с конкретным действием в определенной ситуации. Через обычаи люди приобретают необходимые знания, навыки поведения, опыт, связанный с непосредственным окружением, а через традиции происходит в самой большей степени приобщение к социальному опыту человечества интернациональные, революционные традиции и т. п Различен и характер воспитательного воздействия на людей обычаев и традиций. На основе усвоения обычаев и следования им формируются простые привычки, стереотипные навыки поведения, а следование традициям способствует формированию не только сложных привычек, но и сложных социальных чувств патриотического, интернационального и т. п Различие между обычаями и традициями отнюдь не свидетельствует о преимуществе одних перед другими.

Например, воспитательное воздействие обычаев очень велико в том отношении, что люди, следуя им, исподволь прививают себе определённые духовные черты и качества, воспитываются незаметно для себя, естественно и просто.

Поэтому правдивость как нравственная черта личности у детей формируется намного раньше, чем содержание понятия правда, и именно под влиянием обычаев, в частности семейно-бытовых. Основной закономерностью формирования обычаев и традиций является обусловленность их экономическим развитием, определенным уровнем и характером производства. Влияние социально-экономических отношений велико и на такой вид традиций и обычаев, как семейно-бытовые.

Очень важно учитывать особенности семейно-бытовых традиций и обычаев. Изменения в быту происходят медленнее, чем в экономике, в системе образования и социального воспитания, а также в некоторых других сферах общественной жизни. Консерватизм семейно-бытовых отношений обусловлен интимностью, специфичностью, относительной самостоятельностью и замкнутостью семьи. Здесь порой сказывается и длительное, весьма глубокое влияние религии, националистической психологии, трудностей и противоречий в развитии индивидуального сознания.

Именно в семейно-бытовой сфере мы чаще всего встречаемся с рецидивами старых, потерявших и экономическую, и идейную основу обычаев и традиций. Ведь бывают случаи, когда после торжественной регистрации брака молодожёны тайно где-нибудь в другом месте венчаются в церкви. Таким же образом совершается крещение новорожденных, освящение нового дома и т. п. Похороны с попом, поминки и другие религиозные обряды пока не изжиты в нашем быту. И причиной тому не только живучесть старых обычаев и обрядов, но и недостаточно активная организаторская и воспитательная работа.

Старые семейно-бытовые традиции, обычаи и обряды далеко не все так уж плохи и вредны, чтобы их надо было начисто искоренять. Многие из них имеют непреходящее нравственно-эстетическое значение. Традиции эти формировались под влиянием экономической необходимости, они являлись самым действенным средством воспитания трудолюбия, не говоря уже о влиянии на физическое развитие и закалку детей.

И уважение к результатам труда, и понятие о долге и многие другие нравственные качества формировались у подрастающего поколения непосредственно. Правда, в самой семейно - бытовой жизни было прежде значительно больше объектов для приложения посильного труда детей. Но вот под влиянием роста материального благосостояния, развития техники в быту убавилось этих объектов, да и сама традиция стала угасать. И последствия не заставили себя ждать чётко обозначилась тенденция снижения трудолюбия у детей.

Некоторые другие семейно-бытовые традиции и обычаи, несмотря на значительные социальные изменения в нашей жизни, необходимо сохранять и совершенствовать, потому что в них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие. Так, большое значение имеет традиционная дружба семей, как бы породнившихся при рождении детей, дружба семей передовиков труда и т. п. Неотъемлемой частью социалистической эстетической культуры является возрождение некоторых народных праздников русская масленица, татарский сабантуй - праздник плуга и др Однако вряд ли можно считать полезными те изменения в народных обычаях и обрядах, которые извращают их суть и снижают эстетическую ценность.

В среднеазиатских республиках наблюдается возрождение позорного обычая прошлого - ненавистного калыма - выкупа за невесту.

Пышные свадьбы, разорительные похоронные обряды нельзя выдавать за народные обычаи и обряды, как и нельзя красивые народные обычаи превращать в мещанский культ. Некоторые обычаи и традиции обретают такой вред, что в борьбу с ними приходится включать силу государственной власти. Поэтому необходимо строго разграничивать традиции, обряды и обычаи, в том числе и возрождённые, несущие в себе положительные нравственно-эстетические ценности, и те, которые не только не содержат ничего социально полезного, но и наносят вред развитию социалистической культуры.

Народные традиции, обряды и обычаи, в том числе традиционные празднества, должны служить средством развития эстетической культуры, коллективного развлечения и отдыха, совершенствования социалистического быта. Не надо забывать при этом, что, кроме праздников, есть будни, а в них важнейшим элементом эстетической культуры являются хорошие трудовые и семейно-бытовые традиции. Недаром труд и семейная жизнь так нерасторжимы в сознании трудового народа, недаром они нашли такое широкое отражение в народных пословицах и поговорках, в былинах, народных песнях и сказках, представляющих в совокупности идейное содержание народных традиций и обычаев. Во всем народном творчестве, составляющем важнейший элемент эстетической культуры, прославляется дружба в семье, уважение к родителям, любовь к труду, а осуждается лень, тунеядство, обжорство, нечестность, мотовство и другие человеческие пороки, происходящие от стремления жить обеспеченной жизнью, не прилагая для этого труда.

И это вполне естественно, потому что труд всегда был, есть и будет основой народного образа жизни.

Трудовые традиции советского народа отличаются от других его традиций, потому что за годы социалистического строительства резко изменился характер труда вообще, семейно-бытового в частности. Неотъемлемой чертой прежнего образа жизни, особенно сельского, было неизбежное участие детей в общем семейном труде по содержанию жилища, уходу за животными, обработке земли и т. п Семейно-бытовой уклад предполагал обязательное трудовое участие детей, потому что трудовых дел и по характеру, и по объёму было в семье значительно больше, чем в настоящее время. Сейчас семейно-бытовой уклад изменился, и весьма значительно.

И совершенно не случайно нередко в работящей, честной семье вырастают дети бездельники. А одна из причин тому - некоторое угасание названной выше вековой традиции. Угасает и традиция потомственности профессионального труда раньше дети приобретали профессиональные навыки и умения чаще всего от родителей, работая рядом с ними. Теперь эту функцию почти полностью выполняет система государственного профессионального обучения.

Но значит ли это, что в советском семейно-бытовом укладе исчезают трудовые традиции? Отнюдь нет. Другое дело, что в прежние времена они формировались под влиянием материальных трудностей семейной жизни, а в настоящее время их в каждой семье надо формировать с целью организации трудового воспитания детей.

В тех семьях, где этой важной задаче придаётся должное значение, хорошей традицией является посильное и справедливое распределение постоянных трудовых обязанностей между всеми членами семьи. Ныне преемственность трудовой культуры заключается не в передаче узкопрофессиональных навыков и умений или, как раньше нередко было, секретов профессии отцов и дедов, а в привитии глубокого уважения к труду и его результатам, в формировании здорового желания быть полезным людям, обществу, навыков и привычек организованности, самодисциплины, работоспособности и собранности. Если традиции и привычки органически спаяны в жизнедеятельности людей, то первые должны устанавливаться, а вторые тренироваться с помощью старших в семье, тех, кто имеет больший по сравнению с другими жизненный опыт и моральный авторитет.

Таких маленьких и больших традиций, в каждой семье по-своему поддерживаемых, но подчинённых общему принципу, может быть немало. Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтересованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями о виденном, слышанном, о важных событиях.

В семье очень важно формировать здоровое общественное мнение. Это тоже должно 6ыть традицией. Обрядовое оформление событий семейного значения, советских праздников и других важных общественных событий играет очень важную роль во всестороннем развитии личности, в обеспечении эффектности воспитания и т. д. Специфика обряда, как и ритуала, состоит, прежде всего, в символическом, порой строго определённом характере.

В любой традиции особенно в обычаях существует их обрядная, ритуальная сторона. Свадьба как традиция и обычай по своему смыслу содержанию, пожалуй, мало, чем отличается в разных странах. Но обрядовое оформление этого события имеет существенные различия у разных народов. Обряд как составная часть обычая, той или иной традиционной деятельности подчиняет поведение и действия людей единому эмоциональному настрою, создаёт такой нравственно-эстетический фон, на котором разум и чувство, рациональные и эмоциональные побуждения и действия людей сливаются, направляются в единое русло.

Для обряда характерна впечатляющая, яркая, оказывающая эстетическое и психологическое воздействие форма. Многие обряды, их эстетическое оформление включают все основные виды искусства. Одна из особенностей обряда заключается в том, что, несмотря на различие ролей в том или ином обрядовом ритуале, все участники его внутренне активны, переживают одинаковые чувства. Обряды особым образом выполняют важные социальные функции массового общения, воспитательную, социально-нормативную функцию социального наследования.

Обряд представляет собой особый способ передачи новым поколениям идей, социальных норм, ценностей и чувств. Эта передача осуществляется путём непосредственных личных контактов. Социальная природа обряда обусловила его коллективистский характер. Люди при этом удовлетворяют потребность коллективных переживаний, соучастия и общественной оценки важных для них событий.

Обряд не только формирует, но и углубляет чувства людей, обогащает их эмоциональный мир, что в нашу эпоху - эпоху научно-технической революции с её социальными последствиями - особенно важно. Торжественные символические акты формируют у каждого их исполнителя чувство принадлежности к коллективу, обществу. Если учесть, что в большинстве своём обряды совершаются в узловые моменты жизни человека, семьи, коллектива, народа, государства, общества, то станет ясным, насколько велико их воспитательное значение.

Характерной чертой обряда является его консерватизм, устойчивость к внешним воздействиям, стереотипность действий людей. В этом его общественная сила и слабость. Обслуживая общество на протяжении ряда исторических эпох, он весьма эффективно обеспечивает преемственность в развитии человеческой культуры. Но во время социальных революций консервативная сила обрядов играет трудно преодолимую антисоциальную роль, становится препятствием на пути общественного прогресса.

Поэтому в коммунистическом строительстве, в развитии и совершенствовании нового образа жизни особое значение имеет как борьба против старой обрядности, так и создание новой, соответствующей новым формам жизни и быта, общения и социального развития обрядности. 1.3

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Знакомство дошкольников с родословной

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм - одна из важнейших черт.. Многое требуется от школы её роль в этом плане невозможно переоценить. Системе народного образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: