Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в интернатных условиях VIII вида как ориентир создания «модели выпускника»» - презентация

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа - интернат среднего общего образования» с. Самбург Пуровского района

Воспитатель школы-интерната:

Исмаилова Роза Искандаровна

Выступление на методическом объединении воспитателей школы-интерната

Из опыта работы:

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и их социально - трудовой адаптации

Главной задачей школы-интерната является подготовка детей - воспитанников к самостоятельной жизни, их социально-трудовой адаптации.

Научно-практические исследования, проведенные ученными в различных регионах России, свидетельствуют о том, что многие выпускники школ-интернатов не достаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути. Привыкнув к тому, что о них постоянно заботятся, после выпуска учреждения эти дети часто теряются в жестоких жизненных условиях. Они чаще всего направляются в ПТУ, где обучаются в случайно - выбранных профессиях, без учета своих способностей и желаний. Как правило, это приводит к тому, что они бросают учебу или же, получив низкую профессиональную подготовку по не желанной специальности, не хотят или не могут устроиться на работу.

Результаты исследований должны являться определенным вкладом в теорию воспитания детей, воспитывающих в условиях школы-интернатах для детей нуждающихся в помощи государства.

Исследования послужило проверкой принятой нами гипотезой об определенной роли формирования личности ребенка, через трудовую деятельность, его социальную адаптацию, а значит готовность к самостоятельной жизнедеятельности при определенных условиях.

Каковы оптимальные условия формирования социально-адаптированной личности в процессе трудовой деятельности-вот та проблема, которая выдвигается перед педагогической наукой, а главное потребностями практики.

Лишь решение ее при споре на все достигнутое в исследуемой области может позволить сформулировать условия социально-трудовой адаптации воспитанников школы-интерната. Вооружить воспитателей действенной системой организации трудовой деятельности в школе-интернате.

При организации работы по социально-трудовой адаптации воспитанников государственных учреждений интернатного типа необходимо учитывать особенности развития личности депривационных детей, что требует от организации трудовой деятельности учета всех этапов социальной адаптации(социально- бытовой, медико-физиологической, медико-психологической, психолого-педагогической, социально-трудовой).

Основной задачей деятельности воспитательно-образовательных учреждений для детей воспитанников является социальная адаптация воспитанников с целью успешной интеграции общества: для этого необходимо сформировать у детей навыки самостоятельной жизни, общение, проведение свободного времени, профессиональной подготовки,

СОЦИАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.

Что такое социальная модель поведения?

Моделями социального поведения принято именовать ценностно-нормативные комплексы, являющиеся образцами действий, мировоззрение, поступков и установок людей.

Модели поведения объективно задаются социальной позицией личности в комплексе общественных и личных отношений, т.е. отражают ожидаемое поведение человека, имеющего определенный статус. Таким образом, социальная модель поведения является механизмом социализации и подразделяется на:

Статус;

Роль;

Ролевое поведение;

По социальным статусом понимается положение человека в системе межличностных ощущений, определяющие его права и обязанности, устанавливаемые обществом. Основными факторами, позволяющие описать модели социального поведения является; формализация - наличие или отсутствие строгих правил;

Эмоциональность - привлечение или отстранение от эмоциональной составляющей события:

Мотивация - ориентированность на личные или общественные интересы.

КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ

Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, т.к. определяет успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, с самим собой, а так же позволяет самовыражаться через творчество. Если сказать на примере (участие наших воспитанников в различных общешкольных и общеинтернатных мероприятиях, посещают школьные кружки и секции, тем самым выявляют свои творческие и спортивные способности).

Уделите внимание развитию своих коммуникативных навыков - результаты не заставят вас долго ждать!

Отработайте полученные знания, построив эффективные отношения с воспитанниками. Научитесь использовать общение как инструмент достижения своих целей, ведь владеющий словом - владеет ситуацией!

Опорная литература:

  1. Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: Учебное пособие. Издательство, г. Москва, 2007 год.
  2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
  3. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - № 31. - Ст. 3802.

В норме основная задача воспитания - постепенное перекладывание заботы о себе на самого владельца. То есть мы предполагаем, что к трём годам ребёнок уже умеет чувствовать позывы сходить на горшок, в пять лет может понять, что он голоден, и сварганить себе простейшую еду, отличает «мне страшно» от «меня тошнит от мороженого», в школе сам следит, чтобы портфель был собран, уроки сделаны и хоть одна чистая рубашка была в наличии. Да, и отличает чистую рубашку от грязной.

В действительности мы наблюдаем сейчас уже второе поколение выросших детей, не имеющих ни малейшего представления о том, как происходит их жизнь

В прямом смысле: откуда берётся еда на столе, какими заклинаниями грязная одежда за ночь превращается в чистую, почему болит голова или живот… Гиперопека и тревожность родителей приводит к тому, что до 12-13 лет детей водят и возят всюду буквально «за руку», единственной обязанностью объявлена учёба. Девочки в меньшей степени, мальчики практически поголовно не умеют готовить, стирать, выбирать продукты в магазине, заботиться о своём здоровье. Поэтому первоочередная задача в подготовке к отъезду из родительского дома, на мой взгляд, - не знание предметов, а навыки саморегуляции, самообслуживания и самоподдержки. Это три главных навыка Само-, которые необходимо привить детям до их отъезда из родного дома.

1. Саморегуляция

Для начала спросите себя: я различаю понятия «чувствую/ощущаю»? Что вы отвечаете на вопрос «Как ты?», а что - на вопрос «Как ты себя чувствуешь?». В нашем языке первый вопрос предполагает ответ о психическом состоянии, а второй - о физическом. Как ты сегодня? Мне хорошо, или грустно, или я озабочен, или в тревоге, или мне весело, я счастлив.
Большинство подростков оперирует понятиями «норм» и «хреново»

И дальше, как принято, следуют различные советы, как выйти из состояния «хреново» и вернуться в состояние «норм». Хотя, согласитесь, хреново потому, что не сделал домашку, а вспомнил об этом сейчас, или хреново, потому что любимая девушка порезала себе вены и сейчас в больнице, - это разные хреновости.

Так что первейшая наша обязанность - научить ребёнка различать свои эмоциональные состояния, правильно их называть, отличать эмоции от физиологии. То есть, грубо говоря, не пытаться заливать тоску вином, не соглашаться идти на каток, когда кашляешь, «чтобы развеяться, а то ты что-то грустная». Она не грустная, она после болезни слабая. В идеале - не путать гастрит с приступами паники. Девушки должны знать, что такое ПМС, чтобы не впадать в панику «ой, никто меня не любит, погибаю» каждый месяц. Все без исключения обязаны хорошо знать средства контрацепции и до «от зубов отскакивает» выучить правила безопасного секса.

Как развивать эмоциональный интеллект ребёнка

Очень важно, чтобы к моменту отъезда из дома молодой человек был ознакомлен с функционирования своего организма в медицинском смысле. Чтобы вопросы медсестры на первом осмотре в студенческой поликлинике не ставили его в тупик. «Мам! Я чем болел? А травмы головы были? А откуда у меня этот шрам на пузе? Они спрашивают, какие прививки. А у нас в роду психи были? Шучу, шучу, это не врач, это ребята интересуются». Для девочек важная информация: болели они краснухой или нет, и когда, это на случай внезапной беременности.

Вообще, посвящайте ребёнка в тонкости его жизни, например: «Когда ты заболеваешь, у тебя в первый день очень высокая температура, помогает ибупрофен/парацетамол в таком-то виде, потом тебя обычно рвёт, потом ты лежишь пластом сутки, потом всё в порядке». Казалось бы, всё это происходило с ним не раз и не два, но дети не фиксируют и никак не обрабатывают эти события. Есть мама - она позаботится. Девочки обычно в курсе, мальчики обычно никак вообще.

Связь между «поздно лёг - с утра в глаза как песок насыпали» неочевидна, её надо устанавливать. Менее известные закономерности типа «если выпить жидкость из пузырька, на котором написано яд, рано или поздно почувствуешь недомогание», «сожрал два чебурека и шаурму возле вокзала - три дня не отходил от туалета», как оказалось, требуют экспериментального подтверждения на большом массиве данных. Одного раза явно недостаточно.

2. Самообслуживание

Из чего будет состоять его учебный день? Проснулся, обнаружил, что опаздывает (потому что дома мама будила к уже накрытому завтраку), пулей вылетел, неумытый, нечёсаный, голодный. Оделся в то, что с вечера (хорошо, если) снял. Погода могла поменяться, но кто ж обращает внимание на погоду! Большинство моих знакомых молодых людей носит шорты и кроссовки до серьёзного снега, а потом зимние ботинки - до летних каникул. Потому что, как мы все знаем, за одеждой следит мама. Плюс-минус проснулся ко второй паре, понял, что уже на грани голодного обморока, забежал в лавку, купил булку, нет, три, нет, пять булок и бутылку колы, вроде полегчало. В обед - какой-нибудь бургер, на ужин - большая кружка пива и мороженое. Повезло, если сразу появилась девушка, она хоть немного следит и направляет. И даже может мягко намекнуть, что толстовку пора постирать, да и джинсы уже превращаются в инсталляцию. К предложению почистить обувь современные дети относятся примерно как к «растопи печку и поставь самовар».

Понимаете, к чему я клоню? Мы сами, своими руками, выращиваем полностью непригодных к жизни молодых людей. Мы так зациклены на учёбе и поступлении в вуз, что забываем научить заботиться о себе, не говоря уже о тех, кто рядом.

Поэтому я предлагаю последовательно и настойчиво приучать детей обоих полов к уходу за собой. Конечная цель - полное самообслуживание к моменту окончания школы. Стирка, покупка одежды, продуктов, косметики, готовка - всё это подросток может и должен делать сам.Берите его с собой по магазинам, обсуждайте разные марки средств для посуды, учите правильно расходовать средства, не попадаться на всякие маркетинговые уловки, пользоваться скидками и спецпредложениями. Подпишите его на прекрасный мужской журнал Menʼs Health, да и девочек тоже можно, там полно всяких лайфхаков и инструкций класса «каша из топора», «что делать, когда отравился несвежей водкой», «10 способов выглядеть прилично, хотя ночь провёл на помойке».

Как научить ребёнка заботиться о себе
На самом деле это один из главнейших страхов человека, стоящего на пороге родного дома с узелком на плече: кто будет за мной ухаживать? Он не произносится, потому что засмеют, но вы не поверите, сколько юношей и девушек признавались мне в этом как в основном препятствии к самостоятельной жизни.
Кроме того, очень важно научить ребёнка выделять время на все эти упражнения. Ведь если вы обслуживали его целиком и полностью, чтобы «не отнимать время от уроков», он может даже не догадываться, что стирка вручную - это примерно час. Готовка - ещё час. И покупка продуктов на неделю - часа полтора. Соответственно, не будет резервировать время и силы под эти неинтересные дела.

3. Самоподдержка

Что вы делаете, когда у вас проблемы? Звоните друзьям/подругам? Ищете информацию в интернете? Утешаетесь тортиком или пивом? Знает ли ваш ребёнок, как взрослые люди обращаются с разнообразными жизненными трудностями? Какой у него репертуар самоподдержки?

Хорошо, если вы имеете хотя бы базовые представления о типах личности. Потому что одному человеку, чтобы отдохнуть, надо выйти в люди, сменить обстановку, поглазеть и пошататься среди огней и звуков (экстраверты), а другому - побыть одному в тишине и поразбираться в шкафу (интроверты). Кто-то нуждается в объятиях, чае с печенькой и теплом пледе, а кому-то необходимо время от времени совершать небольшой подвиг, чтобы получить аплодисменты и восхищение.

Вы знаете это о своём ребёнке? А он знает? Мои трое детей представляют собой практически 3D-модель: одной необходим порядок, тишина и общение с близкими подругами, другой - очень много событий и занятий, третьему - обожающая публика и кто-то нуждающийся в его заботе рядом. И я потратила довольно много времени, чтобы они научились себе эти источники энергии находить.
К сожалению, если девочек ещё как-то обучают искусству заботы о себе, мужчинам предписывается полностью отдать эту функцию матери или подруге/супруге
Максимум, что им разрешено культурной традицией - агрессивно жаловаться на жизнь.Всё. При этом о других заботиться можно и даже желательно. Но обращать внимание на своё самочувствие, настроение, желания - это фи, это так немужественно.

Итак, что мы получили в результате:

Главная задача нас как родителей - подготовить ребёнка к самостоятельной жизни в современной среде. Он должен уметь обращаться с деньгами, заботиться о своём здоровье, внешнем виде, окружающем пространстве. Хорошо, если молодой человек имеет представление о психологии - как своей, так и вообще людей. Это все гораздо важнее баллов ЕГЭ по математике, обществоведению и химии. Но почему-то этому не учат в школе. Придётся нам самим.

Хочется вас как-то успокоить и поддержать, сказать, что всё будет хорошо, дети вырастут, их жизнь, так или иначе, наладится. Да, им будет тяжко и временами совсем грустно. Так и нам было тяжко, поэтому мы и рвём себе жилы, пытаясь подстелить даже не соломки, а пуховых подушечек везде. Но они должны пройти это сами, чужой опыт присвоить невозможно. Зато как они гордятся своими достижениями! И как ощутимо прибывает у них сил, когда удаётся что-то преодолеть, справиться с трудностями, суметь. Не лишайте их этих побед, этих будущих воспоминаний, этих звёздочек на фюзеляже. Иначе им останется хвалиться только виртуальной жизнью.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Не секрет, что выпускники детских домов и школ-интернатов практически не подготовлены к реальной жизни. Они, выйдя из стен сиротских учреждений, где находились на полном государственном обеспечении, где их кормили и поили, покупали одежду и учебники, трудно приспосабливаются на новых местах, не могут экономно расходовать денежные средства, делать покупки, готовить еду. Получается, что детский дом, стараясь заменить мальчишкам и девчонкам заботливых родителей, не учит самому главному - умению жить в обществе, принимать решения, быть самостоятельными.

И эта проблема с каждым годом становится все серьезней. Среди суицидной статистики выпускники детских домов занимают отнюдь не последнее место, зачастую, вернувшись в жилье своих лишенных родительских прав мам и пап, они, не сумев нормально обустроиться, идут по стопам пьющих родителей, совершают преступления.

Тема выпускной квалификационной работы: «Программа подготовки к самостоятельной жизни воспитанников учреждений для детей-сирот»

Объект исследования: выпускники детских домов.

Предмет: программа подготовки к самостоятельной жизни воспитанников учреждений для детей-сирот

Цель: разработать и реализовать программу подготовки к самостоятельной жизни воспитанников детского дома.

изучить специальную литературу по проблеме исследования;

охарактеризовать проблемы выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

описать основные направления формирования готовности выпускников детских домов к самостоятельной жизни и деятельности;

создать комплексную программу по адаптации выпускников детских домов «Новая жизнь»;

составить и реализовать на практике программу по адаптации выпускников «Ачинского детского дома №1»;

сделать выводы по проблеме исследования.

Методы исследования: реферирование, обобщение, анализ и синтез, беседа, наблюдение.

Гипотеза: если выпускнику детского дома оказать своевременную помощь и поддержку, то это будет способствовать его высокой адаптации к самостоятельной жизни.

Теоретическая значимость заключается в систематизации имеющихся сведений о программе подготовки к самостоятельной жизни воспитанников для детей-сирот.

Практическая значимость заключается в том, что данная выпускная работа может быть использована студентами специальности 040101 «Социальная работа» при подготовке к занятиям, при прохождении практики и социальными работниками в их профессиональной деятельности.

выпускник сирота адаптация

Глава 1. Социальная адаптация к самостоятельной жизни выпускников детских домов

1.1 Проблемы выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Состояние воспитанников детских домов, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Дело в том, что, несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей. Реализация данного выбора затруднена, прежде всего, отсутствием у этих детей близких людей, заинтересованных в их судьбе.

Выпускник детского дома находится чаще всего в состоянии психологического стресса. Объясняется это тем, что в учреждении позиция ребенка-сироты носила в значительной мере «объектный» характер, о нем заботились, его обеспечивали всем необходимым. При выходе из учреждения характер позиции этого же ребенка нормативно становится «субъектным». Он сам должен обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности. Иначе говоря, выпускнику детского дома фактически предстоит самостоятельно и впервые выстроить и организовать свое жизненное пространство, поскольку отсутствуют преемственность, опыт для подражания. Можно сказать, что выпускник на какое-то время оказывается «вытолкнутым» из учреждения и «невстроенным» в новую социальную структуру.

В итоге перед ребенком-сиротой стоят две насущные задачи:

1) перейти на самостоятельное жизнеобеспечение;

2) выстроить границы своего нового жизненного пространства.

Анализ проблем выпускников детских домов показывает, что они являются следствием тех недостатков, которые до сих пор имеют место в деятельности интернатных учреждений. Это иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах, трудности в общении там, где оно свободно, произвольно, где требуется строить отношения; инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы; перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями, образцами поведения и пр.

Факторы, препятствующие успешной социализации воспитанников детских домов:

1. Это неопределенность их социального статуса. Дети-сироты лишены семьи, а после ухода из детского дома они лишаются и «принадлежности» к своему учреждению.

2. Здоровье воспитанников. Большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют серьезные отклонения в состоянии здоровья и психического развития. Отставание в физическом и интеллектуальном развитии этих детей нередко осложняется нарушениями в эмоционально-волевой сфере и поведении.

3. Особенности психического развития. По мнению многих специалистов, особенности психического развития воспитанников детских домов, особенно в подростковом возрасте, проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношений с окружающими людьми. Искажения в общении со взрослыми лишают детей-сирот важного для их психологического благополучия переживания своей значимости и ценности для других и одновременно переживания ценности другого человека, глубокой привязанности к нему.

4. Формирование личности. Большое значение для формирования личности воспитанников детского дома имеют стремления, желания, надежды, то есть отношение к своему будущему. Однако, как показывает практика, для них характерно жить сегодняшним днем, важны ближайшие конкретные планы, а не отдаленное будущее. Если же перспективные планы и намечаются, то они не заполнены реальным содержанием. Неуверенность в себе, низкая самооценка приводят к тому, что подростки - воспитанники детских домов не ориентированы на совершенствование своего образовательного уровня, на приобретение профессии, зачастую не знают, что для этого необходимо делать. Они рассчитывают на общество, государство и других попечителей. В результате у выпускников детских домов формируются боязнь внешнего мира, недоверие к нему .

К примеру, на вопрос «чего ты больше всего боишься в жизни?» чаще всего встречаются такие ответы: «боюсь остаться без жилья», «боюсь стать никому не нужным», «боюсь, что у меня не сложится жизнь и попаду в тюрьму», «боюсь одиночества» и т. п.

5. Усвоение норм и ценностей. Чтобы молодой человек успешно вошел в жизнь, он должен знать и усвоить соответствующие нормы и ценности, иметь соответствующие навыки общения и стремиться войти в окружающий его внешний мир.

Дети, воспитывающиеся в детском доме и обучающиеся в общеобразовательной школе, как правило, учатся на «3» и «4», а 18% не успевают по многим предметам. Интерес к учению проявляют лишь 45% воспитанников. По мнению самих воспитанников, их учебе мешают лень, недостаток знаний за прошлые годы, а нередко и просто нежелание учиться.

По окончании базовой школы (9-летка) продолжить обучение в школе, профессиональном училище или колледже желают до 90% воспитанников. В то же время свыше 9% респондентов не задумываются об этом. Большинство выпускников детских домов (60%) не считают уровень образования решающим фактором в жизни.

6. Уверенность в будущем. Доказано, что устремленность в будущее оказывает позитивное влияние на формирование личности растущего человека только тогда, когда у него есть чувство удовлетворенности настоящим. Как показывают исследования, с уверенностью и оптимизмом в будущее смотрят лишь 13,6% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Примерно столько же испытывают страх перед будущим или пессимизм. Многие воспитанники детских домов (73%) сомневаются в том, что их жизнь сложится благополучно.

Под трудностью социализации понимается комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами возникновения этих трудностей является несоответствие требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям.

Трудности овладения социальной ролью возникают чаще всего тогда, когда ребенок не информирован об этой роли, либо информация носит ложный характер, либо у ребенка нет возможностей попробовать себя в данной роли (отсутствуют условия для социальных проб).

Трудности социализации могут быть связаны и с тем, что внутри социума наблюдается «размытость» образов ролевого поведения (например, стираются границы между представлениями об уверенности и агрессивном поведении, между мужским и женским образом жизни).

В связи с этим у ребенка периодически с необходимостью встает задача самоопределения, как по поводу содержания самой социальной роли, так по поводу способов ее воплощения.

В условиях воспитания в детском доме трудности, с которыми сталкивается ребенок в процессе социализации, удваивается. Это происходит потому, что сама организация жизнеспособности детей в детском доме устроена таким образом, что у ребенка формируется преимущественно только одна ролевая позиция - позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль удерживает ребенка в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей

Таким образом, условия проживания ребенка в детском доме не дают ему возможности самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов со средой в соответствии с динамикой собственных потребностей. Это может приводить к затруднениям в формировании способностей к осознанию собственных актуальных состояний. Такой ребенок с трудом будет отвечать на такие важные для развития самоопределения вопросы, как: "чего я сейчас хочу?", "какой я сейчас?". В качестве компенсаторного механизма в данном случае начнет функционировать психологическое слияние со средой ("Я хочу того, чего хотят от меня другие"), что ведет к утрате границ собственного "Я".

Постоянное включение ребенка в систему вынужденных контактов размывает границы личного пространства, что делает принципиально невозможным уход ребенка в собственный мир для восстановления психоэмоционального ресурса.

Для детей с инвертированной направленностью психики (замкнутых, малообщительных, истощающихся от постоянных контактов с другими) возможность ухода в свое пространство является единственным способом для полноценного энергетического восстановления. Не имея возможности социально приемлемым путем добиться автономии, ребенок становится плаксивым, раздражительным, агрессивным. В качестве основного способа разрешения своих проблем такой ребенок выбирает уход от контакта в доступных от него формах: противодействие режиму, бегство, болезнь, травмирование себя, бунт и т.д.

Организация жизни в детском доме задает ребенку четко очерченные социально-ролевые позиции (ученика, воспитанника). Ограничен как сам набор этих ролей, заданных извне, так и вариативность действий внутри этих ролей. Находясь, длительное время только в рамках этих позиций, ребенок теряет возможность к проявлению индивидуальности и свободному самовыражению, что и не позволяет ему в конечном итоге обрести опору в самом себе. Для овладения всем спектром собственной "самостоятельности" ребенку необходимо освоение ролевых ролей, которые задаются ситуацией свободного спонтанного взаимодействия, где снимается страх оценки, страх несоответствия и провоцируются творческие потенции.

В детском доме игровая деятельность детей организуется воспитателями и чаще всего носит тот же регламентированный характер. Большинство между взрослым и ребенком, где взрослый задает правила игры, сюжет, распределение ролей и сам вступает в качестве оценивающей фигуры, владеющей критериями для определения результатов игры. Присутствие воспитателя, выступающего в роли арбитра, смещается мотив игры с процесса на результат, выхолащивая смысл играния, фактически превращая его в обычную обучающую процедуру.

Застреванию ребенка в инфантильной позиции способствует особый тип взаимодействия с ним взрослых (воспитателей, педагогов), преобладающий в большинстве детских домов. Такой тип взаимоотношений может быть обозначен как чередование опеки и подавления.

В одном случае при контакте с ребенком у воспитателя преобладает позитивная эмоциональная поддержка любого действия ребенка. Воспитатель использует очень много уменьшительных, ласкательных обращений.

Такой стиль взаимодействий может восприниматься педагогами как проявление милосердия, гуманистического подхода в воспитании компенсации недостатка эмоционального тепла и т.п. Однако все это ведет к вытеснению негативных чувств (главным образом, агрессии) при естественном недовольстве результатом, полученным ребенком, а вытесненная агрессия по всем психодинамическим законам, в конце концов, наедет ту или иную форму проявления - от психосоматических симптомов до реального неконтролируемого поведения самого воспитателя. Ребенок же застревает в инфантильной эгоцентричной позиции.

При смене данного типа отношений на противоположный, например, отношения доминирования взрослого, возрастает критика действий ребенка и тотальное подавление любой инициативы. Смена отношений с тотального умиления на тотальное подавление неизбежно создает своеобразные качели, что поражает эмоциональную и когнитивную зависимость ребенка-сироты от значимого взрослого в детском доме.

Условия организации жизнедеятельности детей в детских домах создают внешние трудности для успешной социализации, однако, у данной группы детей существуют внутренние трудности, которые связаны с особенностями их психического развития.

Наиболее серьезным следствием сиротства является утрата "базового доверия к миру", без которого становится принципиально невозможным развитие таких важнейших новообразований личности как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде, половая идентичность и др.

Без этих новообразований ребенок не может стать собственно субъектом межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Утрата базового доверия к миру проявляется и в подозрительности, недоверчивости, агрессивности ребенка, с одной стороны, и формировании невротического механизма - с другой.

Слияние блокирует, а иногда делает вовсе невозможным развитие автономности ребенка, его инициативности и ответственности за свое поведение. Слияние возможно с конкретным человеком (воспитатель, родитель, учитель и т.д.), а также с группой людей (хорошо известное детдомовское "мы"). В более поздних возрастах действие этого механизма может провоцировать формирование алкогольной, наркотической или токсикологической зависимости.

Можно предположить, что утрата базового доверия к миру, неизбежно возникающая у детей, воспитывающихся в условиях депривации, как следствие разрушения телесного, зрительного и звукового контактов с матерью, может быть восстановлена за счет инициации и деформирования скрытых механизмов развития личности, лежащих в познавательной сфере.

Трудности социализации, как правило, порождают гипертрофированную адаптированность к социальным процессам, т.е. социальный конформизм или гипертрофированную автономность, т.е. полное неприятие норм отношений, складывающихся в социуме.

Вследствие последствий аномальной социализации необходимо назвать такие явления, как социальный аутизм (отстранения от окружающего мира), отставание в социальном развитии.

Главная проблема для выпускников детских домов 17-18 лет - это проблема иждивения, она очень остра именно при выходе из детского дома. Потому что, приобретя навык безвозмездно пользоваться ресурсами государства, частных лиц и организаций, молодой человек, соприкасаясь с новым миром, с новой средой обитания, не готов противостоять тем, казалось бы, благам, которые на него наваливаются. Допустим, он получает, пособие, которое затем бездарно куда-нибудь растрачивает. Он получает какие-то дополнительные социальные гарантии на питание, жилье и получение образования.

В вуз он может поступить со всеми тройками, но часто даже и этого он не делает. Поэтому 96% детей поступают в ПТУ. А в ПТУ не надо учиться, достаточно там числиться. В итоге они выходят оттуда никакими специалистами, а уже поступить в высшее учебное заведение не хватает ни сил, ни средств, ни жажды новых знаний. И когда ему наступает 23 года, «госкормушка» захлопывается и он вдруг понимает, что время ушло, и статуса сироты у него больше нет.

Соответственно, возникают новые трудности, большинство из выпускников очень инфантильны. У выпускников нет необходимых навыков общения, они зажаты, не способны сделать самопрезентацию при поступлении на работу, у них низкий уровень образования. Выпускник, который вышел, например, в 17 лет, уровень его развития находится на уровне 12-ти лет.

Те пособия, которые они получает, а при выходе он может получить и 30, и 60 тысяч рублей, растрачиваются совершенно не на нужные вещи. На покупки каких-то безделушек, подарки друзьям, товарищам, знакомым.

Иными словами, воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют «быть сиротой», т.е. надеяться на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая о том, что можно опереться на собственные внутренние ресурсы.

1.2 Основные направления формирования готовности выпускников детских домов к самостоятельной жизни и деятельности

Средством формирования у воспитанников детских домов способностей к преодолению трудностей социализации является разнообразная по содержанию и формам организации деятельность детей как в группах в самом учреждении, так и за его пределами. Основу такой деятельности составляют ситуации, когда ребенок имеет возможность выбирать, учиться обосновывать свой выбор, проверять себя и определять свои возможности, принимать самостоятельные решения, учиться легко и быстро ориентироваться в новых условиях, гибко реагировать на воздействия внешней среды, осваивать разные социальные роли. При этом важно учитывать, что в реальной жизни ситуации выбора нередко возникают стихийно.

Основные направления готовности:

1) развитие индивидуальности и становление идентичности, выработка индивидуальной жизненной стратегии, предоставление возможностей и условий для самопознания;

2) овладение структурой деятельности и профориентационная подготовка, представляющие собой формирование навыков постановки целей, выбора средств для их достижения, планирования, оценки результатов;

3) формирование представлений о будущей профессии, осуществление профессиональных проб, оказание помощи в профессиональном самоопределении;

4) формирование устойчивых интересов к труду, представлений о необходимости труда в жизни человека, воспитание трудолюбия и развитие работоспособности.

5) комплексная диагностика и реабилитация детей, которая включает в себя индивидуальное формирование адаптивной готовности детей к жизненному и профессиональному самоопределению; поэтапное формирование личностно адаптированных установок отношения к себе как субъекту будущей жизни и профессиональной деятельности.

6) создание в учреждении условий жизни и отношений между взрослыми и детьми, позволяет каждому ощутить эмоциональный комфорт, снять напряженность и тревожность.

7) создание широких возможностей для творческой и иной деятельности, способствующей максимальной реализации личностных и социально значимых способностей.

8) развитие социальной и личностной мобильности, умение оценивать жизненную ситуацию и принимать в соответствии с этим адекватные решения. Взаимодействие детского дома с учреждениями дополнительного образования.

Инновационные процессы в образовательных учреждениях интернатного типа свидетельствуют об активизации как внутренних, структурно-организационных основ их деятельности, так и внешних - привлечение всего общества к проблемам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Интересным и новаторским в этом плане являются:

1) опыт создания реабилитационных центров с целью постинтернатной адаптации выпускников детских домов;

2) расширение сотрудничества педагогических коллективов детских домов с коллективами ученых по решению проблем детей, имеющих отклонения в здоровье и психическом развитии;

3) осуществление подготовки и переподготовки кадров с учетом требований новой практики и потребностей детей и их педагогов.

Действующие и разрабатываемые проекты совершенствования работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, могут включать в себя и другие направления деятельности:

Развитие новых моделей учреждений для детей-сирот;

Создание в учреждении среды, близкой к семейной обстановке, предусматривающей не только внешние перемены (квартиры, разновозрастные группы), но и изменения во взаимоотношениях детей и взрослых, качественное разнообразие контактов в социальном окружении;

Внедрение методов и форм, обеспечивающих индивидуализацию процесса воспитания;

Внедрение здоровье сберегающих технологий в жизнедеятельность учреждений;

Расширение социального опыта воспитанников за счет разработки и внедрения инновационных технологий жизненного самоопределения личности в изменяющемся мире;

Предоставление ребенку-сироте личностно значимого образования;

Укрепление экономической самостоятельности учреждений;

Создание среды трудовой подготовки как основы жизненного самоопределения;

Разработка учреждением совместно с органами опеки и попечительства программ вхождения в самостоятельную жизнь и восстановления связей с семьей;

Внедрение новых форм управления в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Формирование новых подходов к содержанию и оценке педагогического труда в учреждениях для детей-сирот;

Установление и поддержание связей с научными учреждениями и коллективами в целях изменения форм и методов научно-методической работы.

В процессе социализации решаются три группы задач: адаптация, авторизация и активизация личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в тоже время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов.

Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная авторизация - реализацию совокупности установок на себя; устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной авторизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами "Быть со всеми" и "Оставаться самим собой". В тоже время человек с высоким уровнем социальности должен быть активным, т.е. у него должна быть сформирована реализуемая готовность к социальным действиям.

Процесс социализации (включения ребенка в систему социальных отношений), даже при благоприятном стечении обстоятельств, разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий взрослого и ребенка. Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребенок из мира детства в мир взрослых, то она не везде ровна.

Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть самые различные, но, прежде всего они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые предъявляет окружающий социум.

Критериями преодоления этих трудностей могут быть следующие:

1. Готовность к адекватному восприятию возникающих социальных проблем и решение этих проблем в соответствии с нормами отношений, сложившихся в социуме (социальная адаптированность), т.е. способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть соответствующим социально-ролевым поведением и мобилизировать не только свой потенциал для решения социальной проблемы, но и использовать те условия, в которых складываются отношения ребенка;

2. Устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям (автономность), сохранение своих индивидуальных качеств, сформированных установок и ценностей;

3. Активная позиция в решении социальных проблем, реализуемая готовность к социальным действиям, саморазвитие и самореализация в возникающих трудных ситуациях (социальная активность), способность к самоопределению и расширению границ пространственной жизнедеятельности.

Наиболее значимыми способностями, позволяющими ребенку преодолевать трудности социализации, являются:

1. способность к расширению границ пространства жизнедеятельности;

2. способность к самоопределению;

3. способность к овладению социально ролевым поведением через систему дифференцированных отношений.

К числу условий подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни следует отнести:

Создание развивающей среды и адаптивной системы образования;

Коррекционно-развивающую работу (интеллектуальные и когнитивно-эмоциональные процессы, формирование навыков общения), которая включает, в том числе, социальную адаптацию;

Развитие личности ребенка с максимальным использованием его реабилитационного потенциала и компенсаторных возможностей;

Предоставление опыта самостоятельного проживания до выпуска из детского дома;

Пролонгированный характер сопровождения после выпуска.

С педагогической точки зрения важно иметь показатели успешности реализации названных выше условий. Такими показателями, на наш взгляд, могут являться:

Сформированность у воспитанников детского дома способности к самостоятельному принятию решений;

Овладение ими структурой деятельности для реализации принятого решения;

Развитость чувства ответственности за свои действия.

Данные показатели могут быть достигнуты лишь при осуществлении ряда условий.

При выходе из детского дома воспитанник получает необходимый набор документов: (свидетельство о рождении, паспорт, справку о пребывании в детском доме, состоянии здоровья, свидетельства о родителях, других родственниках, документы, подтверждающие право на имущество, жилую площадь и пр.), а также телефоны и адреса государственных органов, которые должны помочь молодому человеку устроиться в дальнейшей жизни.

К процедуре выпуска воспитанников администрации детских домов подходят очень тщательно. Для каждого из них назначается социальный педагог или инспектор по делам несовершеннолетних, который курирует дальнейшую жизнь молодого человека. Конечно, самым острым вопросом, помимо жилищного, является устройство на работу. Очень важно, чтобы бывший воспитанник, который зачастую не привык к жизни в обществе, правильно сориентировался, выбрал профессию по своим интересам, смог успешно устроиться на работу. На данном этапе очень важно, чтобы юноша или девушка четко знали свои права и могли грамотно ими пользоваться. Для этого в детских домах готовят детей к выпуску, практически во всех учреждениях вместе с необходимыми документами и справочными адресами выдают специальные памятки выпускника -- подборки, своеобразные справочники законодательных и нормативно-правовых документов. В данные справочники обязательно входят разъяснения или официальные документы, где перечислены все права и льготы выпускников детских домов.

Решением одного из главных вопросов для несовершеннолетнего выпускника детского дома становится трудоустройство. Решением этой проблемы обязаны заниматься органы государственной службы занятости населения по месту регистрации (проживания).

Органы занятости обязаны:

1) принять и дать бесплатную консультацию по вопросам возможного трудоустройства и наличия вакантных рабочих мест с учетом профессиональной пригодности;

2) провести профориентационную работу с молодым человеком и профессиональную диагностику с учетом полученного образования и состояния здоровья;

3) при необходимости направить на бесплатное обучение с целью получения определенной профессии;

4) зарегистрировать в качестве безработного, если ребенку уже исполнилось 16 лет, и он представил все необходимые документы; после регистрации в качестве безработного (если человека по каким-то причинам не могут трудоустроить) государство обязано выплачивать пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере средней заработной платы, сложившей в регионе;

6) предложить самостоятельный поиск работы.

При трудоустройстве воспитаннику детского дома необходимо знать, как подготовиться к первому собеседованию, какие документы надо подготовить, какие права и обязанности имеет несовершеннолетний работник, на какие пункты в трудовом договоре нужно обратить особое внимание.

Все сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что усилия педагогов и воспитателей детского дома должны быть направлены на:

Расширение социальных моделей поведения через включение детей в группы и деятельность, имеющую и предоставляющую иной социальный опыт и другие способы взаимодействия, которые становятся для воспитанников детского дома социальными образцами;

Учет и предоставление воспитанникам в содержании деятельности и взаимоотношениях четких и ясных путей перевода намерений и желаний в план конкретных действий;

Повышение самооценки как за счет ситуаций успеха, так и с помощью «позитивных социальных ярлычков»;

Включение детей в новые группы сверстников с целью отработки этапов адаптации, индивидуализации и интеграции с целью создания опыта такого взаимодействия;

Сочетание индивидуальных и групповых занятий;

Моделирование реальных социальных ситуаций, реализация которых может осуществляться не только на занятиях;

Учет возрастных особенностей детей, на которых рассчитана программа;

Моделирование ситуаций выбора, личной ответственности и личностной автономии.

Глава 2. Подготовка выпускников КГБОУ «Ачинского детского дома №1» к самостоятельной жизни

2.1 Программа по адаптации выпускников детских домов «Новая жизнь»

Наша программа является актуальной в современных условиях, когда большое количество детей-сирот воспитывается в государственных специализированных учреждениях при недостаточном уровне бюджетного финансирования. Многие проблемы, возникающие у детей, возможно решить путем реализации различных проектов помощи.

Цель: научить выпускников из детского дома адаптироваться в социуме, прививать навык к самостоятельной жизни.

1) подготовка выпускников к самостоятельной жизни;

2) обучение выпускников современным методам обеспечения профессиональной занятости;

3) информирование выпускников о льготах, о получении жилья, о получении пенсии и т.п.

Этапы реализации:

1. Подготовительный.

2. Основной.

3. Заключительный.

Программа включает:

1) развивающие и совершенствующее обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, навыкам самостоятельной жизни для их успешной интеграции в общество.

2) социальная адаптация, направленная на преодоление психологических последствий длительной жизни ребенка-сироты в условиях интерната.

3) юридическая консультация - консультация по юридическим вопросам.

4) собеседования с выпускниками об их будущем трудоустройстве на работу.

5) специальная памятка для выпускника из детского дома.

Ожидаемые результаты:

Выпускники детского дома готовы к самостоятельной жизни, адаптированы к новой социальной среде.

2.2 Реализация программы по адаптации выпускников детских домов «Новая жизнь»

В рамках преддипломной практики нами была разработана и реализована программа по адаптации выпускников детских домов «Новая жизнь»

Подготовительный этап

1. Сравнительный анализ документов выпускников детского дома за 3 года.

Выпуск 2008-2009гг. - выпускников 9 человек, из них 1 - в армии; выпускники, поступившие в ПЛ - 4, из них:

1- Ачинский механо-технический техникум

2- Ачинский профессионально-педагогический колледж.

1- Педагогический колледж.

Всего выпускников 9 человек. Из них жилье имеют 6 человек, родственники о которых известно есть у 3 человек, 2 детей забрали под опеку; один из выпускников из-за травмы головы лечился, был оставлен на 2 год, выпустился в 2010 году.

Выпуск 2009-2010гг. - 19 выпускников, из них три продолжили обучение в 10 классе; количество выпускников, поступивших в ПЛ - 12, из них:

1 - Ачинский механо-технический техникум

3 - Сельско-хозяйственный техникум

Всего выпускников 19 человек. Из них жилье имеют 9 человек, родственники есть у 12 человек.

Выпуск 2010-2011гг. - 18 выпускников, поступивших в ПЛ - 10, из них:

7 - Ачинский механо-технический техникум

2 - Ачинский профессионально-педагогический колледж.

1 -Ачинский политехнический техникум

Всего выпускников 18 человек. Из них жилье имеют 7 человек, родственники есть у 13 человек.

Сравнительный анализ за 3 года показал, что каждый выпускник поступает в образовательные учреждения для дальнейшего обучения, и часто это профессия, на которую ребенок хочет учиться.

По выходу из детского дома не у каждого ребенка есть жилье, но по месту учебы администрация предоставит жилье, в котором ребенок будет находиться до окончания образовательного учреждения.

Также не у каждого выпускника есть родственники, которые помогли бы им адаптироваться в социуме, помогать на пути к самостоятельной жизни.

Основной этап

Беседа о навыках к самостоятельной жизни и успешной социализации;

Детям было объяснено, что в новой взрослой жизни они будут самостоятельны, они должны будут готовы себя полностью обслуживать: готовить пищу, стирать одежду, убираться в своей квартире или комнате, рассчитывать финансы, уметь общаться с взрослыми, получать образование.

Беседа психолога с выпускниками для преодоления психологических последствий длительной жизни ребенка-сироты в условиях интерната;

Приглашенный психолог провел беседу с выпускниками из детского дома. Психолог провела тест, проверяющий уровень адаптации детей к «новому социуму», и тест, выявляющий психологические трудности детей в отношении со взрослыми, навыки к самостоятельной жизни. В конце занятия она дала советы по преодолению психологических проблем.

Собеседование юриста с выпускниками по юридическим вопросам;

Приглашенный юрист провел беседу с выпускниками из детского дома. У детей было много вопросов:

Какие у них есть права?

Какие права на жилище, льготы?

Как они могут получать пенсию и какие для этого нужно предоставить документы?

Беседа работодателя с выпускниками об их трудоустройстве;

Для встречи с выпускниками были приглашены работодатели(врачи, продавцы), которые просветили выпускников из детского дома, об их будущей работе, о том, что для хорошей работы необходимо получить среднее специальное, а лучше высшее образование. Работодатели опрашивали выпускников о том, где бы они хотели работать, и многие ответили, что они хотели бы работать за достойную зарплату. Некоторых из выпускников работодатели пригласили на работу, но при этом выпускник должен получать образование.

Разработана памятка, которая поможет в дальнейшей социализации выпускников «Памятка для социализации выпускников из детских домов»

Для выпускников из детского дома была разработана специальная памятка, которая помогла бы в дальнейшей жизни ребенка. В ней описывается с какими специалистами ребенок работает после выпуска из детского дома и какую работу специалисты проделывают. Описывается проблема трудоустройства выпускников; рекомендации при встрече с работодателем; советы юриста при заключении договора и.т.д.

Мною был приглашен психолог в детский дом для беседы с выпускниками, для преодоления психологических последствий после длительной жизни в интернате.

Заключительный этап

При составлении программы по адаптации выпускников детских домов «Новая жизнь», была проделана такая работа:

В рамках программы нами был проведен сравнительный анализ за 3 года о детях - выпускниках

Мы попытались научить выпускников из детского дома адаптироваться в социуме, привить навык к самостоятельной жизни;

С помощью специалистов обучали выпускников современным методам обеспечения профессиональной занятости;

С помощью юриста информировали выпускников о льготах, о получении жилья, о получении пенсии и какие документы для этого нужны;

Для выпускников была составлена памятка «Памятка для социализации выпускников из детских домов», по выпуску из детского дома.

Итак, гипотеза - если выпускнику детского дома оказать своевременную помощь и поддержку, то это будет способствовать его высокой адаптации к самостоятельной жизни - доказана.

Заключение

Итак, цель нашей выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы разработать и реализовать программу подготовки к самостоятельной жизни воспитанников детского дома.

Мы изучили специальную литературу по проблеме исследования, охарактеризовали проблемы выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также описали основные направления формирования готовности выпускников детских домов к самостоятельной жизни и деятельности.

Мы пришли к выводу, что тема данной выпускной квалификационной работы является актуальной на современном этапе. Так как выпускникам детских домов необходимо оказывать помощь и поддержку в их адаптации и социализации.

Во второй главе «Подготовка выпускников в Красноярском государственном бюджетном учреждении «Ачинского детского дома №1» к самостоятельной жизни» мы составили программу по адаптации выпускников детских домов «Новая жизнь».

В подготовительном этапе программы мы сравнили выпуски за последних три года, и сделали вывод о том, что не у каждого ребенка имеется жилье, есть родственники, каждый ребенок поступает в образовательное учреждение на ту профессию, на которую хочет учиться.

В основном этапе мы представили индивидуальную программу по адаптации выпускника из детского дома, в которой описана работа с выпускниками и специалистами из разных областей.

В заключительном этапе мы реализовали данную программу по адаптации выпускников детских домов «Новая жизнь» и пришли к выводу что выпускникам данного учреждения необходима помощь и поддержка в дальнейшем процессе социализации, а именно помощь в адаптации к самостоятельной жизни. Результатом программы является полученная информация выпускникам данного учреждения через предоставленные памятки, консультативные беседы, семинары и т.д.

Итак, гипотеза - если оказать своевременную помощь и поддержку выпускнику, то это будет способствовать его высокой адаптации к самостоятельной жизни - доказана.

Литература

1. Арямов И. А. Изучение ребенка в детском доме. Детский дом, 1928, №1.

2. Байбодорова Л.В. Преодоление трудностей социализации детей-сирот. - Ярославль, 1997.

3. Брокгауз Ф.А, Ефрон И.А. Воспитательные дома. Энциклопедический словарь. - СПб., 1892.

4. Воспитание и развитие детей в детском доме. Хрестоматия. Ред.-сост. Н.П. Иванова. - М.: АПО, 2000.

5. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка // Социологические исследования, 1991.

6. Детские дома. Практика работы. Сб. материалов. - М.: Гос-издат, 1927.

7. Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей. под. Ред. Л.М.Шипицыной. СПБ.: ИСП и П, 2000.

8. Кочкина Л.С. Подготовка детей-сирот к жизненному и профессиональному самоопределению условиях дома детства, 1998.

9. Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование.- М.: Наука, 1999.

10. Орловский Б.А. Нужен ли детский дом. Детский дом,1991,№2.

11. Основы социальной работы: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/ Н.Ф. Басова, О.Н. Бессонова и др.; Под ред. Н.Ф.Басова.- 2-е изд., испр.-М: Издательский центр «Академия», 2005.

12. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб пособие для студ. Сред. Проф. учеб. заведений Т.С. Зубкова Н.В., Тимошина Т.А. - 2-е изд.,стер.- М.: издательский центр «Академия» ,2004.

13. Семейный кодекс Российской Федерации. - М.: ЛексЭСТ, 2004.

14. Ульянова Г. Доля сиротская. Социальная защита,1991,№5.

15. Ярулов А.А. О психолого-педагогических основах планирования жизнедеятельности детского дома. Директор школы,1999,№2.

16. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие.- 2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.

17. Фирсов. М.В, Студенова Е.Г Теория социальной работы: учеб. Пособие для студ. высш. учеб завед.- М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000.

18. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей: учебное пособие Е.И. Холостова. - 3-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.

19. Павленок П.Д Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие.- 5-е изд. - М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

20. Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Н.Ф. Басова, О.Н. Бессонова и др.; Под ред. Н.Ф.Басова.- 2-е изд., испр. - М: Издательский центр «Академия», 2005.

21. Социальная работа под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. Серия Учебники, учебные пособия. - Ростов н/д: «Феникс», 1999.

22. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие. Отв. Ред. Проф. А.А.Козлов.- М.: КНОРУС, 2005.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Нормативно-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проблемы социальной адаптации выпускников интернатных учреждений. Исследование уровня подготовленности воспитанников к самостоятельной жизни.

    дипломная работа , добавлен 08.02.2014

    Проблема социальной адаптации и социализации в социуме воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Практические мероприятия постинтернатного сопровождения, разработка организационных методов социальной работы.

    практическая работа , добавлен 10.01.2012

    Основные аспекты трудоустройства и занятости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нормативно-правовые основы их социальной поддержки. Анализ профессионального самоопределения детей–сирот и детей, оставшихся без попечения в родителей.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2012

    Тенденции и динамика развития системы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в российском обществе. Государственная политика в области их социальной защиты. Сравнительный анализ современных моделей решения проблемы сиротства.

    дипломная работа , добавлен 15.01.2014

    Дети, оставшиеся без попечения родителей, и выпускники интернатных учреждений как объект социальной работы. Социальные проблемы постинтернатной адаптации выпускников интерната. Подготовленность выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни.

    дипломная работа , добавлен 18.06.2015

    Основные направления деятельности по социально-педагогической поддержке детей-сирот. История призрения сирот в России. Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности социализации воспитанников детского дома.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2010

    Сиротство как социальный феномен. Особенности личностного развития детей-сирот, проявление склонности к правонарушениям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Криминализация поведения несовершеннолетних и программа ее профилактики.

    дипломная работа , добавлен 23.12.2009

    Детский дом как учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности развития таких детей. Формирование психологии и социологии малых групп. Влияние условий жизни в детском доме на межличностные отношения детей-сирот.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2011

    Причины социального сиротства. Формы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление и удочерение ребенка. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основные гарантии социальной защиты детей-сирот.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2011

    Причины социального сиротства в России. Нормативно-правовые акты РФ и Калужской области по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Формы устройства детей-сирот в России, процесс усыновления детей иностранными гражданами.




ЗАДАЧИ: 1 2 Проанализировать и обобщить параметры, характеризующие успешность самостоятельного жизнеустройства; выявить и систематизировать причины, обусловливающие неуспешность в самостоятельной жизни выпускников-сирот с интеллектуальной недостаточностью; определить показатели готовности к самостоятельной жизни учащихся старших классов – воспитанников интернатных учреждений VIII вида для детей- сирот. Обосновать направления, содержание и формы педагогической работы, способствующей повышению готовности умственно отсталого воспитанника-сироты к самостоятельной жизни.






Сложившаяся практика обучения и воспитания таких детей не всегда отвечает задаче формирования необходимых в жизни личностных качеств, таких как самостоятельность, готовность к самообеспечению на основе труда, коммуникативность, а также уточнения их жизненной перспективы. При этом, выпускники вспомогательных школ- интернатов, не имеют никаких льгот в трудоустройстве и жизнеобеспечении. Они должны вливаться в сложнейшую жизнь на общих основаниях.


Положения, на которых должна строится работа по подготовке воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни: Успешность независимого жизнеустройства характеризуется следующими параметрами: - профессиональное самоопределение; - стабильная трудовая занятость; - создание семьи; - продуктивность разнообразных контактов в социуме; - соответствие морально-правовым нормам и требованиям общества. Возможность успешного независимого жизнеустройства определяется готовностью к самостоятельной жизни, формирующейся в процессе взросления. 1 2


Основными показателями готовности к самостоятельной жизни являются: - реальный и конкретный характер жизненных планов; - адекватное профессиональное самоопределение; - готовность и умение устанавливать продуктивные социальные контакты для получения помощи; - социально-нормативное поведение; - умение использовать личный опыт в изменяющихся условиях. Сложившаяся практика обучения и воспитания детей с интеллектуальными проблемами, знания и умения, получаемые ими в школе, не обеспечивают в должной мере их подготовку к самостоятельной жизни. 3 4


Неготовность учащихся старших классов школы- интерната VIII вида к самостоятельной жизни проявляется в следующем: - размытость жизненной перспективы; - иждивенчество как личностная характеристика; - социально-бытовая некомпетентность; - деформация потребности в общении и несформированность средств ее удовлетворения. Преодоление неготовности к самостоятельной жизни умственно отсталых воспитанников возможно в ходе целенаправленной педагогической работы в следующих направлениях: - становление жизненной перспективы; - формирование положительного отношения к труду; -обеспечение продуктивности социальных контактов. 5 6


«Проблемы подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни» Подготовка к самостоятельной жизни - это процессы, обеспечивающие успешность вхождения молодых людей в самостоятельную жизнь, которые обозначаются как взросление, социализация, социальная адаптация.


Процесс социализации – приобретение индивидом социально-типических черт и определяется через социальное научение, самоактуализацию "Я-концепции". Процесс взросления – путь развития от социального к индивидуальному. Процессы социализации и индивидуализации рассматриваются современной наукой как главные механизмы взросления.


Задачей взросления является подготовка к самостоятельной жизни, завершающаяся готовностью к самостоятельному жизнеустройству. Параметры успешного жизнеустройства: 1. Профессиональное самоопределение, 2. стабильная трудовая занятость, 3. создание семьи и житейская компетентность, 4. возможность установления разнообразных контактов в социуме, 5. соответствие морально-правовым нормам и требованиям общества.




Потеря семьи препятствует формированию у ребенка способностей, обеспечивающих достижение им подлинной взрослости, приводит к ряду "социальных вывихов", которые проявляются в невладении навыками продуктивного общения, моральном и материальном иждивенчестве, конфликтности системы требований к мужественности и женственности, слабой ориентированности на будущее.


"Современное состояние подготовки воспитанников к самостоятельной жизни» Приоритетным направлением подготовки учащихся к самостоятельной жизни является трудовое обучение. Неготовность выпускников специальной (коррекционной) школы к самостоятельной работе выражается: в частой смене рабочих мест, связанной с возникновением конфликтных ситуаций в коллективе, непосильностью рабочего режима и норм выработки, неадекватно завышенном уровне притязаний на специальность и высокую оплату труда, недисциплинированности, плохом отношении к труду части выпускников. Успешному вхождению в самостоятельную жизнь умственно отсталых препятствует недостаточное владение ими обще трудовыми умениями и навыками.


С целью конкретизации характера самостоятельного жизнеустройства умственно отсталых выпускников - сирот нами было проведено исследование, в ходе которого мы проанализировали данные о судьбах своих выпускников за 3 года, с опорой на ранее выделенные параметры, характеризующие успешность вхождения в самостоятельную жизнь молодых людей (трудоустройство, семейное положение, жилищные условия, взаимоотношения с законодательством).


"Совершенствование подготовки воспитанников интернатных учреждений VIII вида для детей-сирот к самостоятельной жизни" Анкета по изучению готовности к самостоятельной жизни 1. Скоро ты покинешь школу – интернат. Чего ты боишься? 2. Какую профессию ты хотел бы выбрать по окончании школы? 3. Нравится ли тебе профессия, по которой ты будешь обучаться в ПУ?


Анкета по изучению готовности к самостоятельной жизни 4. Чем ты любишь заниматься в свободное время? 5. Где бы ты хотел работать по окончании школы? 6. Где ты будешь жить по окончании учебы? 7. Какие проблемы беспокоят тебя при вступлении в самостоятельную жизнь?


Анкета по изучению готовности к самостоятельной жизни 8. Что такое, по твоему «хорошая жизнь»? 9. Что такое бюджет? Сколько денег тебе понадобиться на один месяц? 10. Ты идешь по улице, тебя кто – то ударил, что ты сделаешь? 11.Представь: у тебя волшебная палочка. Что ты попросишь?


Анкета по изучению готовности к самостоятельной жизни 12. Сможешь ли ты устроить свою жизнь самостоятельно? Чья помощь тебе нужна. 13. Через сколько лет ты сможешь достигнуть того чего ты хочешь? 14. В каком возрасте ты создашь семью? Какими качествами должен обладать твой спутник?


Причины препятствующие готовности воспитанников к переходу к самостоятельному жизнеустройству 1. Большинство обследованных воспитанников не подошло к построению замысла жизни. Образ желаемого будущего у воспитанников интерната - учащихся выпускных классов - недетализирован, в ответах преобладают эмоциональные, незрелые характеристики его; временные условия достижения цели не являются программными пунктами жизненного плана подростков-сирот.


2. Значительная часть учащихся выпускных классов не готовы к уходу от зависимости от взрослых. Склонность к материальному иждивенчеству проявляется в равнодушии к таким необходимым условиям полноценной самостоятельной жизни, как наличие жилья, достаточное количество средств


Вывод: Сущность подготовки к самостоятельной жизни учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, должна заключаться в формировании определенных качеств личности, таких как готовность к самообеспечению на основе труда, продуктивная коммуникативность, самостоятельность, а также необходимых ценностных ориентации, прежде всего, жизненной перспективы.


Основными условиями, необходимыми для эффективной реализации программы, являются следующие показатели: внутренняя готовность педагогического коллектива к решению новых задач; наличие безопасной и защищенной среды пребывания ребенка-сироты в интернатном учреждении; организация правильного режима; психологическое сопровождение развития воспитанника; учет возрастного фактора; обеспечение материальной базы, соответствующей поставленным задачам.






Готовность к самообеспечению на основе труда включает в себя: o положительную мотивацию к труду; o выбор профессии, соответствующей возможностям и интересам; o умение принимать и соблюдать дисциплинарные требования в процессе труда; o чувство хозяина. Приобретение таких качеств и умений подразумевает уход от иждивенчества, как негативной склонности ребенка, воспитанного в условиях государственного обеспечения.




Направление «Становление жизненной перспективы» Цель - конкретизация и уточнение жизненных планов. Задачи: 1. Моделирование образа прошлого; 2. Моделирование образа будущего; 3. Организация жизнедеятельности воспитанников с опорой на целесообразность и периодичность выполнения жизненных функций; 4. Формирование образа избранника/ избранницы.






Направление "Формирование положительного отношения к труду" Цель - формирование у воспитанников готовности к самообеспечению на основе труда. Задачи: 1. Формирование устойчивых навыков бытового самообслуживания и обслуживающего труда; 2. Расширение перечня трудовых профилей; 3. Включение воспитанников в посильную трудовую деятельность; 4. Обеспечение адекватного профессионального самоопределения на основе профориентации.


Формы работы: приучение воспитанников к самообслуживанию начиная с первых дней пребывания их в интернате; трудовое обучение и воспитание в сфере обслуживающего труда (начиная с пятого класса); работа домашнего клуба, организация в учреждении ремонтной бригады из воспитанников; включение старших воспитанников в работу с младшими; накопление «приданого»; приобщение воспитанников к посильной трудовой деятельности через трудоустройство воспитанников в интернате.


Направление «Обеспечение продуктивности социальных контактов» Цель - формирование у воспитанника необходимых для осуществления таких контактов коммуникативных навыков. Задачи: 1. Преодоление базового недоверия к миру как основы нарушения коммуникативной деятельности ребенка- сироты. 2. Преодоление отчуждения от окружающих как специфической личностной черты детей-сирот. 3. Привитие моральных и правовых норм общества. 4. Обеспечение возможности функционирования в различных социальных ролях. 5. Расширение социальных контактов.


Формы работы: утверждение традиций, организация разновозрастного общения, организация занятий детей в секциях, клубах, студиях вне стен интерната; психолого-педагогические тренинги; деловые игры (самоуправление); драматическая студия; проведение встреч с интересными людьми и коллективами; передача воспитанников на временное проживание в семьи родственников.


Выводы 1. Подготовка к самостоятельной жизни есть одна из важнейших задач взросления, понимаемого как процесс развития личности от социального к индивидуальному. 2. Параметрами успешного жизнеустройства как позитивного результата взросления являются профессиональное самоопределение, стабильная трудовая занятость, создание семьи, возможность установления разнообразных контактов в социуме, соответствие морально-правовым нормам и требованиям общества.


Выводы 3. Ход и результаты взросления искажаются в результате нарушения его механизмов и условий, в особенности, в случае нарушения взаимодействия ребенка со взрослым. 4. В случае раннего сиротства и воспитания в условиях депривации у ребенка не формируется в достаточной мере готовность к самостоятельной жизни.


Выводы 5. Нарушения психического развития значительно затрудняют процесс подготовки к самостоятельной жизни. 6. Сущность подготовки к самостоятельной жизни учащихся специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, должна заключаться в формировании определенных качеств личности, таких как самостоятельность, готовность к самообеспечению на основе труда, продуктивная коммуникативность, а также необходимых ценностных ориентации, прежде всего, жизненной перспективы.


Выводы 7. Показателями готовности к самостоятельной жизни умственно отсталых старшеклассников- сирот являются адекватное профессиональное самоопределение, реальная временная составляющая жизненных планов, готовность и умение устанавливать продуктивные социальные контакты для получения помощи, соответствие моральным нормам и требованиям общества, использование личного опыта в изменяющихся условиях. 8. Программа коррекционно-педагогического воздействия с целью подготовки воспитанников к самостоятельной жизни должна иметь целостный характер.


Выводы 9. Условиями, необходимыми для успешной реализации программы в интернатном учреждении, должны быть следующие: достаточная психолого- педагогическая грамотность педагогического коллектива, создание защищающей среды, психолого-педагогическое сопровождение, учет возрастного фактора, соответствующая материальная база. 10. Предложенные пути формирования готовности к самостоятельной жизни учащихся старших классов могут эффективно использоваться в широкой образовательной практике.