Был тупым стал умным. Отношение к себе. Не боится совершать ошибки

Большое заблуждение, что умным можно только родиться и иметь какие-то врожденные таланты. А если человек глуп, не эрудирован, медленно соображает – это ничем не исправить. В действительности работу мозга можно и нужно поддерживать и развивать на протяжении всей жизни. В любом возрасте, особенно после 30-ти, уму необходимы регулярные тренировки.

Можно ли стать умнее?

Ум – понятие растяжимое и складывается из нескольких параметров: врожденного интеллектуального потенциала, памяти, логики, гибкости сознания, творческого начала, быстроты реакции. Все эти навыки, за исключением врожденного , можно развить, чтобы стать умнее. Перед человеком, который повысил свой интеллект, открываются новые горизонты.

Никогда не поздно начинать тренировки, ни в 15 лет, ни в 90. Поток знаний должен увеличиваться с каждым прожитым годом. Но самое главное – применять все полученные знания на практике, собирая полезную информацию из различных источников и пуская ее в дело. Умственные способности напрямую зависят от того, как человек управляет своим мозгом и заставляет ли его работать продуктивнее.

Как стать умнее и повысить уровень интеллекта?

Многих людей интересует вопрос, как стать умнее. Мозг как и мышцы, неплохо поддается тренировке, но для развития интеллекта нужен комплексный подход. Как бы банально это ни звучало, начать лучше со здоровья. Правильное питание, избавление от вредных привычек, повышение общего тонуса организма и регулярные занятия спортом улучшают работу мозга. Следующий шаг – практические занятия: повышения информационной нагрузки и эрудиции, чтение, тренировка памяти и т.д. Думая о том, как поумнеть, необходимо разработать четкий план по улучшению своих умственных процессов и следовать ему.

Упражнения для мозга – как стать умнее?

Все существующие упражнения для ума направлены на развитие памяти, логики, концентрации и внимания. Человек должен развиваться. Полезно бывает менять обстановку, старые привычки, круг общения, интересы, даже заезженные фразы заменять новыми. В повышении интеллектуального уровня помогают упражнения для мозга:

Какие книги читать, чтобы стать умнее?

Чтение – самый популярный и проверенный способ повышения интеллекта. Оно расширяет мировоззрение, улучшает словарный запас, развивает память, учит мыслить и формирует личность. Выбирая, что читать, чтобы стать умнее, свое внимание следует обратить на классическую, современную художественную и научную литературу, справочники, философские труды, книги по психологии, мемуары, биографии успешных людей. и достичь успеха:

  1. «Эссенциализм», Грег МакКеон – книга, которая поможет изменить отношение к жизни и отыскать самое важное.
  2. «От хорошего к великому», Джим Коллинз – бестселлер, помогающий разобраться в сложных бизнес-процессах.
  3. «Бери и делай!», Дэвид Ньюман – сборник простых и дельных советов, наполняющих работу новым смыслом.
  4. «Уверенность в себе», Элис Мьюир – книга, поддерживающая в трудных ситуациях.
  5. «Как разговаривать с кем угодно», Марк Роудз практическое руководство к действию.

Фильмы для развития интеллекта

Наравне с книгами существуют фильмы для ума, способные расширять сознание и пробуждать мышление. Это не только научно-познавательные фильмы, биографии, документальные ленты. В топ-10 художественных фильмов, меняющих взгляд на жизнь и дающих пищу для ума, входят:

  1. «Куда приводят мечты» . Драма о бессмертии души, наполненная переживаниями ужасного горя.
  2. «Другая земля» . Фильм о трагическом пересечении жизней, попытке измениться и стать другим вопреки всему.
  3. «Трасса 60» . Роуд-муви об одном путешествии, в котором задаются глубокие вопросы о смысле жизни.
  4. «Игры разума» . Биография математического вундеркинда Джона Нэша, перед которым встал серьезный выбор – любовь или страдания.
  5. «Достучаться до небес» . Лента о последних днях жизни, заставляющая задумываться о пройденном пути.
  6. «Тринадцатый этаж» . Экранизация романа о виртуальной реальности. Можно ли найти в ней ответы на свои вопросы?
  7. «Зеленая миля» . Невероятно грустная мистическая драма о человеке, который знает больше, чем ему положено.
  8. «Мирный воин» . Спортивная драма о талантливом гимнасте, которая учит никогда не сдаваться.
  9. «Неуместный человек» . Лента о мнимом «городе счастья», в который попадает простой работяга. Он размышляет, можно ли жить без эмоций.
  10. «Догвилль» . Шокирующий фильм о жестокой природе человека, заставляющий копаться в себе.

Музыка для развития интеллекта

Исследования английских ученых показали, что любая музыка помогает выполнять монотонную работу, настраиваться на нужный лад. К радости меломанов, задающихся вопросом, как стать умнее с помощью музыки, в плей-лист «полезных» композиций входят также любимые песни любых жанров. Их прослушивание помогает быстрее справляться с задачами и генерировать идеи. Но когда речь идет о творческой, трудной или интеллектуальной работе потребуется музыка для ума и мозга:

  • классика, особенно Моцарт;
  • звуки природы;
  • инструментальная музыка;
  • музыка барокко.

Продукты для ума и памяти

Мозг можно подкармливать не только тренировками и правильным аудио-визуальным окружением. Существует пища для ума в буквальном смысле. Это:

  1. Грецкие орехи . Главная пища эрудита, источник белка и целого комплекса аминокислот, которые благоприятно воздействуют на сосуды головного мозга.
  2. Рыба – отличная еда для ума и памяти. В рыбе много йода и ПНЖК омега-3, необходимых для клеток мозга.
  3. Шпинат . В нем содержится лютеин, защищающий клетки мозга от преждевременного старения.
  4. Тыквенные семечки – цинк в живом виде. Улучшает память.

Отдых для мозга

Заботясь о том, как стать умным, нельзя забывать о полноценном отдыхе. В процессе умственной работы полезно иногда переключиться, сделать перерыв, например, выпить чашку чая или прогуляться на улице. Этот промежуток времени мозг использует, чтобы разложить все по полочкам. Каждые 40-50 минут интеллектуальной работы требуют 10-минутного перерыва. Отдых для ума и тела одинаково важны. Всего полчаса дневного сна делает работу мозга эффективней на 30%.

Тот, кто решил стать умнее, не должен отступать от поставленной задачи. Мотивация превыше всего, а результаты не заставят себя ждать. Работая над собой нельзя терять ни минуты. Если выдалось свободное время, лучше провести его с пользой, например, прочесть интересную статью в научно-популярном журнале. Для человека, довольного своим интеллектуальным уровнем, тренировки для ума тоже не будут лишними. На протяжении всей жизни нужно поддерживать мыслительный орган в форме. К тому же учиться, развиваться и узнавать что-то новое никогда не поздно.

Бывают ситуации, когда совершенно непонятно, о чем говорят другие люди, или невозможно решить какую-либо задачу или проблему, или сложно найти хороший и правильный ответ на вопрос. В общем, так или иначе, выйти из затруднения. В этот момент возникает вопрос: «Как стать умным?» За 5 минут, конечно, сложно достигнуть значительных результатов, если речь идет о работе мозга и развитии интеллекта. Однако, если регулярно заниматься, то эффект будет весьма заметным.

Работу по повышению интеллекта, развитию памяти и концентрации, повышению и увеличению скорости работы можно разбить на несколько направлений. Регулярные занятия помогут с ответом на вопрос о том, за 5 минут в день.

Самообразование


Тренировка мозга

Регулярные упражнения, решение нестандартных и значительно повышают уровень интеллекта. Как? Стать умным человеком, равно как и сильным, можно только при регулярной тренировке.

Творчество

Творческие люди мыслят нестандартно, находят несколько решений одной и той же задачи, умеют взглянуть на проблему с разных точек зрения. Поэтому стоит приобщиться к миру прекрасного. Можно заняться рисованием или художественной фотографией. Также хорошим способом для развития творческого начала будет написание стихов или буриме.

Различные ремесленные занятия также будут весьма полезны, т.к. развивают мелкую моторику, успокаивают и учат сосредотачиваться.

Развитие памяти

Умение быстро и надолго запоминать большое количество информации очень актуально в современном мире. Так как стать умным человеком можно, только обладая энциклопедическими знаниями. Существуют различные способы развития памяти, придумано множество методик. Можно воспользоваться одной из них. Также весьма полезно будет заучивать стихи, играть в игры на запоминание расположения предметов и вещей, повторять друг за другом длинные фразы и т.д. Существует огромное количество игр, направленных на развитие памяти. В них можно играть вместе с детьми, например. Полезно будет и для детей, и для родителей. Впоследствии это снимет вопрос о том, как стать умной девочкой или мальчиком.

Новые впечатления

Смена обстановки позволит расслабиться и расширит кругозор. Мозг начнет работать совсем по-другому.

  • За новыми впечатлениями можно отправиться в путешествие. Можно съездить за границу или в другой регион страны.
  • Ничто так не обогащает внутренний мир, как общение с различными людьми. Также это учит быть хорошим собеседником.
  • Нужно уметь слушать собеседников и не стесняться задавать вопросы.

Полезные привычки

Этому пункту следует уделить особенное внимание, так как стать самым умным можно только при хорошей самоорганизации.


Если нужно активизировать работу мозга

Бывают случаи, когда нужно быстро собраться. В этих случаях очень актуален вопрос о том, как стать умным за 5 минут, как разогнать свой мозг и заставить его работать. Несколько нехитрых приемов помогут в этом. Большей частью они направленна повышение уровня концентрации.

  • Жевательная резинка стимулирует приток крови к голове, поэтому ум начинает работать более активно. Действует практически мгновенно, но и эффект быстро проходит - примерно за 20 минут.
  • Кофе и пончик или шоколад позволят взбодриться и сконцентрироваться на решении проблемы.
  • Энергетические напитки благодаря своему составу способны прогнать сонливость и усталость. Однако они могут быть вредны, поэтому злоупотреблять химией не стоит.
  • Запах розмаринового масла повышает концентрацию.
  • При решении сложных и творческих задач рекомендуется принимать горизонтальное положение, т.к. эта поза обладает расслабляющим эффектом. Это, в свою очередь, повышает уровень креативности, что и позволяет достигнуть результата.
  • Размышления вслух стимулируют подвижный интеллект.
  • При решении проблемы желательно что-либо чертить или рисовать, т.к. это позволит лучше сконцентрироваться.

В заключение

Конечно, на вопрос: «Как стать умным за 5 минут?» сложно ответить однозначно, т.к. это комплексное понятие. Следовательно, и работать нужно по многим направлениям. Однако не стоит относиться к занятиям слишком серьезно, т.к. многие из перечисленных способов носят игровой характер. Самое главное - использовать все полученные знания и приобретенные навыки, только тогда будет практическая поза от всех упражнений, а время не окажется потраченным впустую.

Плиний Младший

Если человек хочет стать умнее, то у этого желания всегда есть две основные причины. Первая – необходимость в подобном самосовершенствовании, когда человек не просто понимает, но и чувствует, что для решения каких-то насущных проблем/задач и/или для достижения определенных результатов, ему необходимо научиться чему-то новому, что-то понять, осознать или прийти с помощью размышлений к новым знаниям. А вторая – интерес к этому процессу, когда человеку просто нравится развиваться и совершенствоваться, потому что он получает от этого удовольствие. Какой бы не была именно ваша, уважаемые читатели, мотивация в этом деле, я очень надеюсь, что она поможет вам принять и применить ту информацию, которой я с вами поделюсь в этой статье. А расскажу я вам преимущественно о психологической стороне этого вопроса, благодаря чему вы сможете найти наиболее эффективные и удобные для вас способы развития ваших умственных способностей, и главное, сумеете их реализовать. Именно с реализацией я вам больше всего помогу, рассказав не просто о том, как стать умнее, но и о том, как взять и сделать это.

Для начала, замечу, что мы с вами будем говорить не о том, как стать умным, а о том, как стать умнее, то есть о том, как превзойти самого себя нынешнего. Не имеет значения, считаете вы себя сейчас умным или нет, в конце концов, все мы по-своему умны и в то же время каждый из нас может быть глупцом в тех или иных вопросах и ситуациях. Если вы хотите большего и лучшего, вам надо двигаться дальше в своем развитии. Поэтому не думайте о том, что вы уже знаете или умеете, забудьте о своих прошлых достижениях и откройтесь для новой информации. Освободите свою чашу знаний от излишков в виде уверенности в том, что вам больше нечему учиться. Учиться всегда есть чему.

Есть общеизвестные способы, помогающие стать умнее – это чтение хороших книг, общение с умными людьми, решение различных задач и задачек. Все эти вещи способствуют развитию ума, потому что напрягают его, заставляют работать, дают ему новые знания. Но есть и другие, более, скажем так, точечные подходы к этому процессу и менее известные. Вот о них мы с вами и поговорим. Если в общих чертах объяснять решение этой задачи, то все, что вам нужно – это получать новые знания и развивать свое мышление. Тогда вы точно станете умнее. Но чтобы это сделать быстрее и эффективнее, преодолевая различные психологические ловушки, нужно знать о важных деталях этой работы.

Отношение к себе

Так уж устроена наша психика, что чем меньше мы всего знаем и чем больше совершаем ошибок в жизни, тем сильнее нам хочется думать о себе хорошо, чтобы компенсировать понесенный психологический ущерб. За это отвечает наше Эго или, говоря иначе, наше Я. Именно оно защищает нашу психику от негативных мыслей о себе, которые неизбежно возникают в тех случаях, когда мы чувствуем, что совершили или совершаем глупость, что наших знаний недостаточно для решения каких-то вопросов, что мы глупее других людей в тех или иных делах и так далее. Вот тут наше Эго и вступается за нашу личность, внушая нам, что мы умные, что все мы делаем правильно, а в наших неудачах виноваты другие люди или обстоятельства и тому подобные защитные, но вместе с тем и вредные для нашего развития мысли. И пока это отношение человека к самому себе не изменится, пока он не захочет узнать правду о себе [ту правду, которая указывает на его слабости, недостатки, ошибки], он не сможет провести необходимую работу над собой, чтобы стать умнее.

Я бы мог вам посоветовать всегда считать себя глупым невеждой, чтобы вы испытывали умеренную неудовлетворенность своими умственными способностями и из-за этого постоянно искали способы узнать что-то новое, стремились развить свое мышление, чтобы стать умнее. Это такой, простой, грубый и вполне понятный для всех совет. В конце концов, какая вам разница, какой вы на самом деле человек, глупый или умный, если вам все равно нужно развивать свой ум? Думать в таком случае необходимо о своих недостатках и слабостях, чтобы благодаря неудовлетворенности собой иметь мотивацию к развитию. Но я понимаю, что для людей со слабым характером такой совет вреден, ибо их негативное мнение о самих себе пробудит в них не желание узнать что-то новое и развить свое мышление, а депрессию и апатию. Поэтому таким людям остается только уповать на помощь других людей, прежде всего грамотных учителей, наставников, психологов, которые аккуратно побудят их к посильной для них работе над собой, не позволяя им испытывать блокирующий всякую активность дискомфорт от низкой самооценки и неуверенности в себе. Для указанных специалистов – это очень тонкая работа с людьми. А для тех, кто понимает, что нуждается в такой помощи – это самое разумное решение.

Тут надо понимать, что это самая настоящая психологическая ловушка для людей со слабым характером, вероятно, обусловленная законами эволюции, преследующими цель естественного отбора. Поэтому фактом является то, что чем человек глупее, тем более умным он себя выставляет, прежде всего в своих собственных глазах, тем самым лишая себя возможности усовершенствовать свои умственные способности. Именно поэтому он и не хочет становиться умнее, так как это желание наталкивает его на травмирующие психику мысли о том, что сейчас, в настоящий момент он недостаточно умен. А ему так думать не хочется. Он скорее ищет подтверждение тому, что он умный, когда общается с кем-то на эту тему или пытается работать над собой [именно пытается, а не работает]. Например, желая заняться развитием мышления, человек ищет доказательство того, что оно у него и так уже хорошо развито, поэтому ему нужны легкие задания, которые он уверенно решит, а не такие, которые выявят его недостатки и слабости. А это не развитие ума, это самообман. Вот почему такие люди часто нуждаются в помощи со стороны, в так сказать, сильной руке, которая будет заставлять их или грамотно мотивировать, что гораздо лучше, работать над собой. У большинства из них, повторю, слабый характер и правду о себе они знать не хотят, ту правду, которая их подавляет. А давить на них точно не нужно, ибо из-за этого они станут еще более подавленными и апатичными, а не мотивированными к работе над своими умственными способностями. Вот такая закономерность существует в этом мире. Может она и не абсолютная, но часто встречающаяся.

Окружение

Наше окружение, как вы наверняка знаете, играет огромную роль в нашем развитии. Оно либо способствует ему, либо наоборот мешает. Но я сейчас вам хочу рассказать не об этом общеизвестном факте, не о том, что вам нужно окружать себя умными людьми, чтобы самим стать умнее, а о том, почему люди этого часто не делают. Дело в том, что мы хотим считать себя умнее других и поэтому часто осознанно или нет, окружаем себя теми, кто либо во многом похож на нас, прежде всего по уровню умственного развития, либо уступает нам в этом компоненте. А вот находиться среди более умных представителей человеческого рода, большинство людей не очень любят. Ведь это совсем не комфортно и не приятно, когда ты видишь и чувствуешь, что другой человек, другие люди, знают, понимают, умеют больше тебя. Гораздо приятнее и веселее находиться рядом с теми, кто равен тебе по умственным показателям и с кем ты можешь быть самим собой. В итоге, из-за такой вот тяги к психологическому комфорту человек лишает себя возможности чему-то научиться у более умных людей. Он их просто сторонится. Хотя если вдуматься, то повода для дискомфорта в большинстве случаев нет, просто наше Эго неверно интерпретирует ситуацию, когда рядом с нами находится умный человек. Оно делит людей на умных и глупых, обобщая их способности и сравнивает нас с ними. Этот человек умнее нас, а тот глупее, с этим можно блеснуть своим умом, а с тем нет. В действительности такое сравнение некорректно. Оно слишком грубое и бесперспективное. Надо понимать, что даже очень умный человек может быть в чем-то невежественен, а очень глупый может что-то ценное знать. Все люди уникальны и каждый в чем-то хорош, и в чем-то плох. Поэтому нам не нужно себя с кем-то сравнивать, обобщая свои и чужие способности, нам нужно смотреть на отдельно взятые качества и навыки того или иного человека и думать, чему мы можем у него научиться.

Таким образом, думая о своей выгоде, о своих эгоистических интересах, можно забыть о том, что кто-то глупее или умнее нас и чувствовать себя комфортно с любым человеком, любыми людьми. Всегда в этом мире будет существовать кто-то, кто глупее нас, по крайней мере в каких-то определенных вопросах, и будут такие люди, которые, опять-таки, в чем-то будут нас превосходить. И смысл в том, чтобы не сравнивать себя с другими людьми по такой вот грубой схеме – глупее или умнее меня, а стараться найти в каждом человеке ценные для вас знания и вытаскивать их из него.

Здесь есть еще один очень важный момент или лучше сказать подмомент, на который стоит обратить особое внимание. Желая чему-то научиться у других людей, вам необходимо стремиться к общению с теми из них, кто по своему мировоззрению сильно отличается от вас. Поэтому, то, что вы узнаете от них – должно вас, если уж не шокировать, хотя и такое допустимо, то по крайней мере удивлять и даже нервировать. Не нужны вам такие чужие мысли, которые всегда и во всем совпадают с вашими, как бы вам это ни было приятно. Вам нужны такие мысли, которые все переворачивают с ног на голову в вашем мозгу. Когда такое происходит, это означает, что вы выходите за пределы своих умственных границ, за пределы своего привычного восприятия. Это часто неприятная процедура, потому что она коверкает картину мира человека и люди часто нервничают, психуют, раздражаются, когда узнают что-то новое о том, о чем они, как им всегда казалось, знают все. Новая информация привносит в их представление о жизни некоторую неопределенность, непонятность, непредсказуемость, даже хаос, поэтому их это, в лучшем случае удивляет, а в худшем шокирует или сильно раздражает. Оно и понятно, ведь мозгу нужна определенность и стабильность, чтобы чувствовать себя спокойно, поэтому он держится за известные ему факты и не желает их пересматривать. Иначе придется подстраиваться под новую реальность, а это непростая работа. Но чтобы стать умнее, нужно иногда ломать старые представления о жизни и строить на их месте новые. Поэтому полезно испытать стресс, общаясь с такими людьми, которые рассказывают о тех или иных вещах такие истории, которые не сходятся с вашими историями о них. Глупые и слабые люди, сталкиваясь с такой непривычной для них информацией, начинают спорить, отрицать ее, критиковать, а умные, как минимум, принимают ее во внимание, зная о том, что сколько бы всего они ни знали, всегда будет что-то, чего они еще не знают, а как максимум, они добавляют эту информацию к уже имеющимся у них знаниям, расширяя или в некоторых местах изменяя свою картину мира. Вот так, через стресс и сопротивление новому мы идем к более совершенному состоянию.

Я почему называю этот момент/подмомент важным и требующим особого внимания? А потому что сам много раз сталкивался с непониманием со стороны некоторых людей и знаю, что многие из вас с этим тоже постоянно сталкиваются. Если ты мыслишь иначе, чем другие или знаешь о чем-то, о чем они не знают и своими знаниями рушишь их картину мира – это может привести к созданию между тобой и ними барьера непринятия и даже привести к серьезным разногласиям и конфликтам между вами. В таких случаях идет борьба между иллюзиями людей и суровой реальностью, которой они боятся. Так что вас могут не понимать не потому, что вы что-то плохо объясняете, а потому, что не хотят понять, потому что понимать вас страшно. Но самое для меня ужасное, это то, что я и сам раньше часто не понимал людей, которые думали не так как я и знали о тех или иных вещах что-то другое, отличное от того, что я о них знал. В итоге мои разговоры с людьми могли сводиться к обсуждению того, кто из нас глупее или умнее, а не к рассмотрению точек зрения друг друга. Мне стыдно за то, что я был таким человеком, мне неприятно вспоминать свою глупость и ограниченность. Я понимаю, что и сейчас во мне много недостатков, но тогда они были более вопиющими. Поэтому я на собственном опыте убедился, что для того, чтобы поумнеть, обязательно нужно прислушиваться ко всем людям и рассматривать самые разные точки зрения и мнения, включая те, которые сильно отличаются от нашего мнения и потому не нравятся нам. Подумайте и вы над такой жизненной позицией. Иначе о каком развитии ума может идти речь, если человек постоянно варится в одном и том же информационном бульоне с такими же как он людьми, которые подтверждают мнения друг друга, ради психологического комфорта, а не ставят их правильность под сомнение.

Знания

Знания, как и люди, тоже бывают разными, потому что исходят в основном от людей. Поэтому к ним, как и к людям, тоже следует относиться с большим вниманием и по возможности не предвзято. Нельзя принимать одни знания и критиковать другие только потому, что они вам не нравятся, преимущественно из-за того, что не совпадают с уже имеющимися у вас знаниями и установками или вашими желаниями. Мир устроен так, как он устроен и не под чьи фантазии он не подстраивается. А вот нам под многое в этом мире приходится подстраиваться и приспосабливаться. Поэтому к любым знаниям необходимо относиться с уважением. По моему мнению, умный человек – это такой человек, который не просто много всего знает, а умеет пользоваться своими знаниями и что особенно важно – он открыт для новых знаний, какими бы они ни были. Поэтому, независимо от того, что каждый из нас уже знает, всегда надо искать что-то новое, в том числе и в той области, в которой мы, как нам кажется, знаем многое или даже все.

Непредвзятое и уважительное отношение к любым знаниям – вот что важно выработать в себе в первую очередь. Используйте такой же подход, что и в общении с людьми – ищите такие знания, которые вам не нравятся, которые вызывают у вас дискомфорт. Они могут вас пугать, раздражать, удивлять, могут вызывать у вас отторжение, непринятие, возмущение, протест, насмешки и в этом будет заключаться их ценность. Они не такие, как вам хотелось бы, они не такие, к каким вы привыкли и они, эти знания, могут противоречить тому, что вы уже знаете. Но именно такие знания станут глотком свежего воздуха для вашего ума, именно они могут позволить ему проснуться и начать работать. Нельзя все время только и делать, что искать подтверждение правильности своих представлений об этом мире, читая, смотря, слушая только то, что находит отклик в вашей голове. Это ловушка для вашего ума, для вашего развития. И многие в нее попадают. Это мне нравится, это я считаю правильным, с этой информацией я согласен, она согласуется с тем, что я думаю, что я знаю, поэтому я ее приму, изучу и запомню. А вот это уже мне не нравится, это уже какая-то неправильная информация, так не должно быть, поэтому я буду ее критиковать, бороться с ней, или закроюсь от нее, спрячу голову в песок, лишь бы продолжать чувствовать себя комфортно. Можно еще сжечь на костре того, кто распространяет такую неприятную информацию, такие недостоверные с моей точки зрения знания. Знакомая позиция? Делает она человека умнее? То-то и оно.

Теперь, что касается источников знаний. В большинстве случаев люди стремятся получать знания из авторитетных и, следовательно, проверенных компетентными специалистами источников, чтобы быть уверенными в их высоком качестве. Я ничего не хочу сказать против такого подхода, он в целом верный, проверенный временем и опытом многих людей. Но хочу обратить ваше внимание на один, довольно интересный, с моей точки зрения, момент. Заключается он в том, что авторитетные источники информации могут довольно однобоко рассматривать тот или иной вопрос, вопросы, по причине, как правило, чьей-то заинтересованности в этой однобокости. К примеру, цензурируемые СМИ могут рассказывать о каком-то событии так, как это нужно контролирующим их людям. Или тот же учебник истории может представлять историю страны в выгодном для власти свете. Да любая книга, любой источник знаний, может представлять чьи-то интересы и из-за этого быть недостаточно объективным. От ошибок тоже никто не застрахован, даже самые авторитетные источники информации могут ошибаться. Плюс подача материала через тот или иной источник может быть такой, что не всякий человек разберется, что в нем написано или показано, рассказано. Поэтому я советую вам узнавать о чем-то из разных источников информации и чему-то учиться по разным учебным материалам. Не авторитетность источника информации должна быть в приоритете, а его понятность, открытость и подробность изложения материала. Умный человек сам должен все проверять, с помощью практики, логики, других примеров, а не просто доверять авторитетам. Ведь бывает такое, что человек может быть очень начитанным, многое знать, а объяснить свои знания не в состоянии. Это так, а не иначе, потому что такой-то авторитет так сказал – вот вам и все доказательства. Это не серьезная позиция. У авторитета могут быть разные причины что-то говорить и о чем-то умалчивать. Нельзя верить людям на слово, кем бы они ни были. Их надо проверять, сравнивать их мнение с мнением других, пусть даже и не очень авторитетных людей, но четко и ясно объясняющих свою позицию. К тому же, чем больше источников информации вы используете для изучения того или иного вопроса, тем шире будет ваш кругозор. Разные мнения сделают ваше собственное мнение более объективным, а разный способ подачи одного и того же материала позволит вам более детально и системно его изучить.

Еще одним важным моментом в получении знаний является понимание цели их получения. С одной стороны, чем больше всего вы знаете, тем умнее выглядите. Но с другой, все-то вы знать не можете, значит нужно стремиться узнавать прежде всего самые важные вещи, чтобы быть умным в том, что лучше всего скажется на вашей жизни. Люди ведь хотят стать умнее не просто так, а прежде всего или в том числе для того, чтобы превзойти других людей и на их фоне выглядеть лучше в различных делах. Это естественная конкуренция, борьба за выживание, желание побеждать и быть лучшим, чтобы иметь лучшее. Значит, надо умнеть с конкретной целью – кого-то в чем-то превзойти или сделать какое-то важное для вашей жизни дело, ну или дела. Тогда, вместо того, чтобы пихать в свою голову как можно больше всяких знаний, тратя на это уйму времени и сил, разумнее выбрать для себя что-то самое важное, какое-то наиболее продуктивное направление, которое будет ближе всего к вашей жизни, к удовлетворению вами своих потребностей, к решению важных для вас задач, к достижению своих целей. Быть умным, не значит обладать энциклопедическими знаниями, чтобы те же кроссворды разгадывать, такими знаниями сегодня никого особо не удивишь. Тот же интернет, к которому многие люди имеют доступ, все равно будет знать больше вас и его знания по многим вопросам будут более свежими и точными, чем ваши. Быть умным, а в нашем случае становиться умнее, значит расширять свои возможности и учиться делать такие дела, которые будут улучшать вашу жизнь.

Подумайте, если одной из целей в этом мире для нас является стремление завладеть необходимым для комфортной и безопасной жизни количеством ресурсов, то знания, которые вы получаете, должны отвечать прежде всего этой цели. Отношения с людьми тоже важны, потому что большинство своих потребностей мы удовлетворяем с их помощью. Следовательно, нужно получать знания прежде всего об этих вещах. Причем эти знания должны быть адекватны реальности, а не такие, которые учат нас тому, как надо и как должно быть, а не тому, как есть. Другие знания подождут. Мне вот все интересно, я всем интересуюсь, для всего открыт, но когда я испытываю дефицит времени, то все лишнее отсекаю и сосредотачиваюсь только на важных для моей текущей жизни вещах. В этом мире много умных людей, которые разбираются в различных сложных вещах, многое знают, но при этом не могут эффективно или вообще хоть как-то решить типичные житейские проблемы и задачи, важные прежде всего для их собственной жизни. Я не против порассуждать о высших материях, о возможных, но недоказанных вещах – инопланетянах, жизни после смерти, параллельных мирах и тому подобном, но только после того, как будут сделаны более важные дела. Иначе какой прок от большого ума, если он не позволяет даже самое необходимое для жизни получить и с самыми насущными проблемами разобраться.

Программа обучения

Вот этот момент, друзья, очень важен. Когда я сам его полностью осмыслил, то пришел в восторг от понимания того, как при определенном подходе к процессу получения знаний и развития мышления, можно превзойти многих умных и хорошо образованных людей. Сейчас я объясню вам смысл этого подхода. Где бы и чему бы вы ни учились, если те знания, которые вы получаете, будут получать и другие люди, точно таким же образом – то в какой-то степени вы будете развиваться с ними в равных условиях. То есть, общедоступная программа обучения готовит людей, специалистов, примерно одного уровня. Понятно, что одни люди талантливее других, что к обучению отношение у людей бывает разным, что помимо той программы, по которой человек обучается, он может по своему желанию и другие знания получать, и благодаря этому быть умнее в некоторых вещах. Но все равно, одинаковая для всех людей программа обучения, делает их в некоторой степени равными друг другу. По крайней мере те из них, кто старается учиться, получают примерно одинаковый уровень подготовки. Эти люди становятся умнее относительно самих же себя и относительно тех людей, которые обучаются по другим, менее эффективным программам или не учатся вовсе. Но в сравнении друг с другом, они будут примерно одинаковыми.

А чтобы стать умнее других, достаточно умных людей, которые получили или получают хорошее образование, чтобы суметь обойти их, превзойти, желательно развиваться по индивидуальной программе обучения. Она может быть основана на обучении по другим, специально подобранным для вас учебным материалам, которые вам нужно будет изучить в определенной последовательности, а также на грамотной подаче этих материалов и на работе с людьми, которые хорошо умеют объяснять, рассказывать и показывать, и что особенно важно – умеют мотивировать к учебе. Даже элементарная подборка книг для чтения может быть настолько уникальной и хорошо продуманной, что человек сможет научиться чему-то по ним гораздо быстрее и намного лучше, чем те люди, которые читают другие книги и в другой последовательности. Вы только представьте себе, можно такую программу обучения разработать, которая будет в разы эффективнее тех программ, которые применяются в самых лучших университетах мира. И вы можете стать умнее тех людей, которые платят большие деньги за свое образование. Но, повторю, это произойдет только в том случае, если вы сами или с чьей-то помощью сможете создать свою собственную, подстроенную под ваши умственные способности и базовые знания программу обучения. Это первый момент.

Второй момент – это поиск наиболее оптимального пути к желаемому результату. Он логически вытекает из первого момента. Всегда помните о том, что к одному и тому же результату можно прийти разными путями. Это касается многих дел, возможно, всех, и уж точно это касается обучения. Поэтому учебных программ может быть великое множество. Какие-то из них более эффективны, какие-то менее. Поэтому, если у вас не получается что-то освоить одним способом – ищите другой. Как получение знаний, так и развитие мышления, может включать в себя массу персонализированных моментов. Люди все разные, кто-то соображает быстрее, кто-то медленнее, кто-то лучше понимает одних учителей, кто-то других, у кого-то один способ восприятия информации развит лучше [визуальный, аудиальный, осязательный], у кого-то другой, отличий может быть очень много. И учитывая их, можно помочь любому человеку стать умнее в нужной ему области за относительно короткий срок. Представьте себе такую индивидуализированную программу, которая идеально будет подходить именно вам. Благодаря ей вы будете воспринимать знания и развивать свое мышление максимально легко и с большим интересом. Представьте, как быстро с ее помощью вы сможете научиться важным для вас вещам. И что не менее важно, она поможет вам получить конкурентное преимущество перед другими людьми, которые будут учиться по менее эффективным и общедоступным программам. А общедоступность снижает ценность любых знаний. Ведь чем большее количество людей будут уметь делать одни и те же вещи, тем ниже будет цениться их деятельность.

Поэтому мой совет вам будет таким: старайтесь чаще экспериментировать с программами обучения, ищите новые способы чему-то научиться и новые способы развить свое мышление. Не полагайтесь только на “дедовские методы” улучшения своих умственных способностей, ибо всегда можно найти что-то более совершенное и идеально подходящее именно вам. Идти по уже протоптанной кем-то дорожке, изучая что-либо, конечно, тоже правильно. Так можно сэкономить время. Но ее, эту дорожу, надо дополнять своими путями, чтобы к некоторым знаниям приходить быстрее других и лучше их понимать. Еще раз напомню вам, что для того, чтобы стать умнее других людей и превзойти их, нужно стараться находить новые идеи своего развития, чтобы делать что-то такое, чего другие люди не делают, когда занимаются своим развитием. В этом смысле самообразование может иметь огромное преимущество над стандартным образованием.

Желание меняться

Ну и последнее, что вам необходимо в себе развивать и постоянно поддерживать – это желание меняться. Тут мы возвращаемся к тому, с чего начали. Если вы хотите стать умнее, вы должны признать, что сейчас вы недостаточно умны и можете стать лучше, и такое состояние недостаточности будет всегда. В чем-то вы правы, в чем-то нет, что-то знаете, чего-то не знаете, какие вещи делаете хорошо, какие-то плохое – все это не имеет значения. Изменения вам все равно нужны, даже если у вас и так все хорошо. Придерживайтесь убеждения, что хорошее враг лучшего, а не наоборот.

Иногда человеку нужно перешагнуть через свою гордость, через свое Эго, чтобы признать свою неправоту в каком-то вопросе и в связи с этим принять новую точку зрения и благодаря ей измениться. Как это порой тяжело сделать, особенно тем людям, которые очень не любят быть неправыми. Но только признав свою неправоту в том, в чем вы на самом деле не правы, вы можете перейти на следующую ступень развития, открывшись новой позиции, новой точке зрения, новым знаниям. Ведь стать умнее, значит стать другим. А для этого нужно отказаться от себя нынешнего, от того, что вам нравится в себе и к чему вы привыкли. Нужно отказаться и от психологического комфорта, ибо именно он держит нас в ловушке собственной ограниченности. Человеку комфортно, когда он сам и другие люди считают его умным. А если вы умный, то зачем вам что-то в себе менять. Но когда кто-то тыкает человека носом в его грехи, ошибки и заблуждения, то сами знаете, какие чувства это вызывает. Как минимум обиду, а как максимум злость и ненависть. Да, это неприятно, иногда больно, иногда страшно, иногда это приводит человека в бешенство, но это путь к изменениям, которые сделают вас лучше, умнее. Те же ошибки нужны для того, чтобы на них учиться, мы все это знаем, но не всегда следуем этому правилу. Так что иногда надо выбирать между возможностью стать умнее и желанием находиться в комфортной психологической атмосфере. Противоположность комфорту – стресс. Изменение себя – это всегда стресс, в некоторых случаях умеренный, в некоторых изматывающий. И чтобы сознательно подвергать себя ему, необходимо иметь хорошую мотивацию.

Именно благодаря хорошей мотивации вы сможете последовать всем данным мною вам в этой статье советам. Именно мотивация поможет вам взять и сделать то, что мы с вами здесь обсудили, причем без всяких отлагательств, а прямо здесь и сейчас, используя все имеющиеся у вас ресурсы, прежде всего временные. И как я писал в самом начале статьи, если вы хотите стать умнее, то должны понимать, ради чего вам это нужно. Я скажу вам только то, что благодаря своему уму вы можете решить любые проблемы и задачи, понимаете, любые. Все ваши страхи, вся ваша боль, все ваши желания – зависят от вашего ума. Чем умнее вы будете, тем меньше в вашей жизни будет страхов, боли, страданий и тем больше будет радости, счастья и всевозможных благ. Можете в этом не сомневаться.

Почти каждый день появляется какое-нибудь громкое исследование из серии «Регулярный секс увеличивает IQ» или «Потребление морковки делает вас интеллектуальнее».

Но это всё бабушкины сказки, ведь официальная наука по всему миру признаёт только три классических способа оптимизировать свои интеллектуальные возможности.

Физические упражнения

Наше общество - странный предмет. С одной стороны, мы напрямую ассоциируем успешность человека и хорошую физическую форму, связывая фитнес с интеллектом. С другой стороны, есть стереотип, что спортсмены… скажем так, не самые интеллектуально подкованные люди.

Так помогают ли физические упражнения стать умнее? Ответ: да.

Ряд экспериментов доказывает, что физические упражнения напрямую влияют на умственную работоспособность.

Классическое исследование 1975 года, например, выявило, что пожилые люди, играющие в теннис или бадминтон, как правило, проходят когнитивные тесты со значительно лучшими результатами, чем их неспортивные сверстники.

Серия исследований 2010 года показала, что у детей 9–10 лет, которые больше двигаются, лучше память и больше гиппокамп - это именно тот участок головного мозга в форме морского конька, который играет ключевую роль в работе как краткосрочной, так и долгосрочной памяти.

За последние 10 лет было проведено как минимум четыре метаанализа, основанных на официально опубликованных исследованиях, которые пришли к одному выводу: физическая подготовка улучшает интеллектуальные способности.

Прочтите ещё раз этот пункт и осознайте главное: вы можете развить свой интеллект и память, просто достаточно занимаясь спортом.

Обучение музыке

Несколько лет назад на весь мир прогремело исследование, известное как «Эффект Моцарта». Учёный Фрэнсис Раушер и её коллеги пришли к выводу, что если родители играют своим детям музыку Моцарта, даже когда те ещё находятся в утробе матери, то младенцы становятся умнее. Один из американских губернаторов даже предложил выделить $105 тысяч, чтобы каждый ребёнок мог с рождения слушать классическую музыку.

Спустя какое-то время исследование было разгромлено. Одним из скептиков, который заявил, что «эффект Моцарта - это полная чушь», был психолог Гленн Шелленберг из Торонтского университета.

«По истечении срока дети из музыкальных групп продемонстрировали значительно более существенное повышение IQ», - пришёл к выводу Шелленберг. Он также заметил, что повышает IQ не прослушивание Моцарта (как утверждала Раушер), а именно обучение музыке и игре на музыкальных инструментах.

Это исследование было процитировано 363 раза в других научных трудах. В 2011 году учёный повторил подобное исследование, и результаты снова подтвердились. До сих пор не было опубликовано ни одного исследования, которое опровергло бы выводы Шелленберга.

Медитативное сосредоточение

Третий способ стать умнее - это медитация. Как это работает?

Психолог Майкл Познер, автор доброй сотни научных трудов, провёл эксперимент, участники которого ежедневно медитировали. Майкл признаётся, что рассчитывал получить эффект от медитаций через несколько месяцев или даже лет. Но, как ни странно, изменения в белом веществе головного мозга были выявлены уже через две недели.

Учёные считают, что медитация - один из лучших способов улучшить когнитивные способности человека, усилить внимательность и концентрацию, расширить объём рабочей памяти.

Исследования Познера подтвердились по всему миру. Китайский учёный Ю-Юань Тэнг добился серьёзного эффекта от медитативного сосредоточения уже через пять дней.

Познер и Тэнг продолжили работу вместе и выяснили:

Техники медитативного сосредоточения не только приводят к тому, что мы становимся умнее и продуктивнее, но и позволяют расслабиться, не впадать в депрессивные состояния и быть более счастливым.

Что же такое ум и кого можно умным человеком назвать

Ум - способность думать, способность находить решение жизненных задач, способность видеть и предсказывать последствия своих действий. Противоположность ума - глупость, отсутствие ума - слабоумие.

Умный человек - это человек, умеющий думать, пользующийся своей головой (это делают не все и не всегда) и имеющий для этого необходимый материал (предметные знания. В бытовом понимании умный человек - это тот, кто много знает.
.

Но, вообще говоря, умный - не то же самое, что начитанный или образованный. В части общества сложился стереотип, что умный человек обязательно должен знать физику, математику и тому подобные дисциплины. Однако, если человек знает много, это говорит лишь о его хорошей памяти и, возможно, о его стремлении что-то узнать. Умным же корректнее называть человека, который может пользоваться своими знаниями, на основе которых он может вырабатывать свою точку зрения по тем или иным вопросам, делать какие-то логические умозаключения и принимать решения. Умозаключения могут делаться как шаблонно, так и нетривиально, но в большинстве случаев приводят к правильному результату. Умный человек видит дальше своего носа (глядит в перспективу), в отличие от большинства людей. Он способен анализировать события и отличать существенное от несущественного.

Люди не всегда пользуются умом; в повседневной жизни его с разной степенью успешности заменяют когда наработанные привычки и автоматизмы, когда образованность, а когда-то люди просто выключают голову и полагаются на свои эмоции и чувства. Конкретный анализ показывает, что, похоже, большинство людей думает едва ли более 10% времени. Люди делают глупости нередко вовсе не из-за недостатка ума, а из-за отсутствия привычки им пользоваться. Не все люди любят думать, не всегда это принято, и по крайней мере большинство женщин большую часть времени живут, руководствуясь не умом, а чувствами. Можно сказать, что умный человек - это жестко контролирующий свое сознание на высокой ноте концентрации в строго заданной точке.

Ум - не то же самое, что образованность. Образование обогащает и оттачивает ум, но его не заменяет, и среди высокообразованных людей иногда можно встретить людей не сильно умных. Ум - не то же самое, что интеллект, если интеллект понимать, как способность быстро отвечать на вопросы тестов, решать логические задачи и головоломки. Ум - это не только способность думать (мыслить), это и жизненный опыт, предполагающий использование готовых решений, это также хитрость, сообразительность и другие способы нахождения нужного решения.

Любопытно, что человек думает не только головой, в решении жизненных задач у человека задействовано все его тело: когда-то помогая ему, когда-то мешая. Умного человека от глупого можно отличить по выражению глаз, по интонации и даже по походке. На ум влияет и гормональная ситуация в организме: увеличение уровня тестостерона (мужского полового гормона) улучшает сообразительность и способность к пространственному (топографическому) мышлению.

Одна из участниц моих тренингов, Вера, была на удивление умной - с хватким, четким, очень логичным умом. Но голос ее был мужской, грубоватый, манеры - немного мужские, а на верхней губе черные усики. Это было нехорошо, и Вера пошла на гормональное лечение. Гормональное лечение уменьшило у нее уровень мужских гормонов, кожа лица стала гладкой, чистой и без усиков, манеры у веры стали более женственными - но и вдруг все заметили, как Вера (в сравнении с верой прежней) поглупела. Стала - как все.

Определенно, что ум - это не только знания, ум формируется характером ведущей деятельности человека и окружающей его культурой в целом. Так, б. М. Теплов писал об особенностях ума полководца, и. П. Павлов - об особенностях русского ума.

Ум с психологическими особенностями человека связан. Можно много знать, но с кривыми верованиями, неадекватными программами и позициями быть при этом дураком. В связи с личностными составляющими ум может быть ленив, лукав или боязлив. Женщины в целом ничуть ни глупее мужчин, но в деловых ситуациях, связанных с понятийным мышлением и принятием ответственных решений, мужчины действуют обычно умнее, поскольку реже ведутся на эмоции.

Мужской ум (иногда его называют просто ум) - это привычка думать самому, искать решение прямое, без уверток и хитростей. Женский ум - другой, женщины при возможности выбора чаще предпочитают включить хитрость и решить вопрос обходным путем, причем по возможности не ломая собственную голову. Действительно, зачем думать самой, если можно сделать беспомощные глазки, доверчиво попросить помощи, и мне все подскажут мужчины? Нужно учесть и то, что многие мужчины не любят слишком умных женщин, и понимающие это женщины когда-то выбирают быть не слишком умными, чтобы удачнее выйти замуж.

Разновидностью ума является сообразительность. Сообразительность отличается как от мужского, так и от женского ума поиском редких, неочевидных или обходных путей.

Ум - только начало разума, его первая ступенька. Ум работает из нулевой либо в лучшем случае из первой позиции восприятия, у него есть только одна (своя) точка зрения и одна задача - вот есть я и вот есть то, что мне нужно. Когда же у человека вырабатывается способность и привычка использовать разные позиции восприятия, думать не, внимание, только с точки зрения своей точки зрения, но и с точки зрения других людей, а также с позиции объективного рассмотрения, системного подхода и позиции ангела, у него развивается разум. Осваивая позиции восприятия, человек свой ум развивает до уровня разума, а к разуму прибавляя опыт, становится мудрым.

Сам по себе ум не гарантирует ни счастья, ни любви, ни денег или карьеры. Чтобы все это получить, нужно провести инвентаризацию своих верований и ценностей, наработать волю, выстроить тело. - Нужно действительно еще много чего. Впрочем, если умный человек поставит себе такие задачи, он добьется успеха быстрее других, не таких умных. Начинайте работать над собой?

Можно ли поумнеть? Как развивать свой ум?
Чтобы умнеть, нужно учиться. Но - чему и как? Школа и вуз развитию ума способствует, но ничего не гарантирует: умный в процессе учебы умнеет, глупый только забивает свою голову ненужной ерундой. Умный не столько тот, кто все знает, а тот, кто учит себя нужному и знает, где какие знания как применить. Ум развивается в первую очередь в окружении умных людей и при самостоятельном решении жизненных задач, когда человека учит жизнь. Ум во многом похож на мышцы нашего тела: он поддерживается постоянными тренировками и без тренировки постепенно атрофируется.