Рекомендации родителям по воспитанию подростка без насилия. Насилие в подростковой среде

Их особенности
Насилие - это все виды давления или действий над подростком, против его воли, причиняющие моральный и физический вред его здоровью.

Различают четыре основных формы насилия над подростками: физическое, сексуальное, психологическое и экономическое насилие.

1. Физическое насилие - это преднамеренное нанесение физических повреждений подростку, включая телесные наказания, вовлечение или принуждение их к употреблению алкоголя, наркотиков и других токсических веществ.

^ Признаки физического насилия:

синяки, укусы, ожоги, рубцы, неслучайного происхождения; следы удушья;

не имеющие четкого объяснения со стороны родителей повреждения, включая переломы;

ношение одежды, скрывающей синяки;

боязнь идти домой;

подросток обвиняет себя в провоцировании насильника;

испытывает волнение и страх, слыша громкие, возбужденные голоса взрослых и др.

подросток напуган, сердит или печален;

считает удары и избиения заведенным в семье порядком;

имеет низкую самооценку.
2. Сексуальное насилие - это вовлечение подростка с его согласия или без такового в сексуальные действия с целью получения удовлетворения или выгоды. Согласие подростка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку он не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

^ Признаки сексуального насилия:

синяки, зуд, кровь в области половых органов;

трудности при ходьбе и сидении;

отсутствие аппетита или переедание;

расстройство сна, ночные кошмары;

ненависть к своему телу;

Психологическое сопровождение учащихся подросткового возраста

Проблема психологического насилия в подростковой среде

«Будущее зависит не от технического прогресса, нет, оно во многом зависит от людей, их взаимопонимания и желания пойти навстречу друг другу».

Карл Роджерс

В современном мире проблема личной безопасности стоит крайне остро в связи с ростом агрессивных тенденций в обществе. Теоретическое и практическое изучение проблемы психологического насилия в подростковой среде показало, что данная проблема редко обсуждается подростками между собой в неформальной обстановке, на уровне школы, и даже в СМИ.

Открытый тематический информационный обмен между подростками, принадлежащими к разным молодежным субкультурам, социальным слоям общества, представителями психологического конфликта – «обидчиками» и «жертвами», практически не осуществляется.

Разработаны тренинги цели и задачи, которых известны только взрослым людям - педагогам, психологам, родителям и др. Участвуя в этих мероприятиях, подростки по-прежнему остаются объектами манипуляций других людей, пусть даже заинтересованных в их благополучии. Возможно, этим объясняется отсутствие у большинства детей навыков осознанного, самостоятельного решения своих проблем.

На этапе теоретического и практического осмысления проблемы были выявлены следующие противоречия:

1)Между тем, что данная проблема является значимой для подростков и тем, что они отстранены от ее осознанного обсуждения и поиска решений.

2) Противоречие между тем, что значительную часть детей волнует проблема психологического насилия в подростковой среде, и тем, что они по разным причинам не имеют возможности открыто обсуждать ее в диалоге со сверстниками.

Необходимость разрешения названных противоречий, а также современные тенденции подростковой среды, связанные с эгоцентризмом, тотальной информатизацией общества, повышением уровня меркантильности современной молодежи актуализируют внедрение в учебный процесс целенаправленной работы с подростками их родителями и педагогами по обсуждению темы психологического насилия в подростковой среде.

Часто дело усугубляется тем, что страх показаться слабым не позволяет подросткам рассказать о возникшей ситуации психологу, родителям, классному руководителю и тем более самим же сверстникам.

Существует много объективных причин недоверия подростками своих проблем кому–либо.

Приведем примеры высказываний самих учащихся.

Почему я не обратился бы к учителям…

«Чаще всего учителя воспринимают класс целиком, а не в отдельности каждого, поэтому вряд ли кто–то из учителей сможет объективно оценить ситуацию»;

«Любой учитель на уроке думает, прежде всего, о своем предмете, как лучше раскрыть тему, как поставить оценки, как охватить всех учеников опросом, поэтому он не будет тратить время на выяснение кто из учеников прав, а кто виноват»;

«Если рассказать просто любому учителю о конфликте в классе наверняка он отправит тебя к классному руководителю, или посоветует обратиться к психологу»;

«Я никогда не расскажу о своих неприятных ситуациях учителям, которые нас обучают, так как это мое личное»;

«Я не буду обращаться к учителям по причине того, что ситуация будет рассматриваться не с моей точки зрения, а с педагогической, вдруг я окажусь в числе виновных».

Почему я не обратился бы к администрации учебного заведения

«Мне кажется, что у администрации есть другие более важные дела, чем решать межличностные конфликты»;

«Я не такой раскрепощенный, чтобы спокойно говорить о своих личных проблемах с директором школы»;

Почему я редко рассказываю о своих проблемах своим родителям..

«Мои родители слишком заняты, им не до меня»;

«Моих родителей интересует, прежде всего, моя успеваемость, а не мои взаимоотношения с одноклассниками»;

«Родители все равно не смогут ничем помочь, зачем их лишний раз расстраивать».

Я не всегда все могу рассказать сверстникам, скорее всего, что я вообще не буду делиться с ними своими проблемами…..

«Боюсь, вдруг меня не поймут», «Не хочу казаться слабым», «Нет доверия к одноклассникам», «Я вообще никому не доверяю, я такой сам по себе», «Надо учиться самому решать проблемные ситуации»;

«Для моих одноклассников главное – получить хорошие отметки, а что тебя волнует им не интересно»;

«Я могу рассказать о своем печальном опыте общения с агрессором только тому, кому доверяю, среди моих одноклассников таких нет»; «Я могу рассказать о своем конфликте, но мне надо быть уверенным в том, что меня не предадут» и т.д.

Я не всегда могу обратиться к психологу……

«Я боюсь вопросов, которые мне будет задавать психолог»;

«А вдруг психолог не правильно меня поймет»;

«Я бы обратилась к психологу, но не хочу, что бы кто-то об этом узнал, а то будут думать, что я псих»;

«Очень трудно обратиться к психологу первый раз, мучает вопрос «А что обо мне подумают?»;

«К психологу не хочу обращаться только по тому, что потом сам перестану решать свои проблемы, все время будет появляться желание рассказать кому-то, самое главное – буду надеяться, что кто-то за меня решит мои проблемы»

Как видно из высказываний учащихся дети остаются один на один со своей личной проблемной ситуацией или по причине недоверия к кому-либо, по причине страха, что информация выйдет за пределы (класса, образовательного учреждения), по причине неуверенности в себе, но чаще всего по причине предполагаемой оценки их личности.

Одной из причин закрытости многих подростков в ситуации психологического насилия (унижений, оскорблений, игнорирования как личности, превращения в «козла отпущения»), или просто межличностного конфликта, является ложное представление о свои собственных силах: «Сам справляюсь, не маленький!». В итоге, конфликтная ситуация, глубокие переживания, чувство обиды затягиваются на долгие месяцы, приводят к открытой конфронтации конфликтующих сторон, а не редко и смене учебного заведения.

Опыт практического психолога показывает, что, сталкиваясь с такой формой отношения к своей личности, как психологическое насилие подростки чаще всего испытывают:

Ухудшение самочувствия (физического и психологического)

Постоянную тревогу и раздражительность

Желание поскорее уйти домой и остаться одному

Неуверенность в себе

Полное бессилие

Сильное внутреннее напряжение, которое не дает спокойно учиться

Боль и страх

Ожидание, каких либо дальнейших действий, может быть даже физических

Сильную подавленность

Какую–то враждебность в себе (что тоже является страшным, так как подавленная агрессия в любой момент может вырваться наружу)

Последствиями насилия так же могут быть: нарушение сна, длительное сохраняющееся подавленное состояние; агрессивность; склонность к уединению; чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение; угрозы и попытки самоубийства; неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников; плохая успеваемость; низкая самооценка; нарушение аппетита и др

Особое неблагополучие в психологической сфере подростка является ощущение себя в фигуре изгоя, или аутсайдера. В большинстве случаев в роли отвергаемого оказывается человек, обладающий определенными особенностями, которые не находят одобрения у других членов группы. Однако, как показывает анализ практических наблюдений, такого рода особенности выступают не столько причиной, сколько поводом для отвержения. Подлинной причиной оказывается наличие «вакансий» изгоя в структуре группы. Если эта ниша кем – то занята, то другому - надо обладать сильно выраженными негативными особенностями, что бы заслужить отвержение. В своем составе группа может терпеть двух – трех изгоев. Как показывает практический анализ проблемы необходимость в группе таких членов, наделенных статусом изгоя, выступает своего рода козлом отпущения и необходима для самоутверждения остальных членов группы, для поддержания на достаточно высоком уровне их самооценки. Если эта ниша пустует, то члены группы оказываются лишены возможности выигрышного сравнения себя с кем – то менее достойным. Аутсайдер, обладающий выраженными негативными чертами, служит удобным оправданием для всех, кто так же не лишен этих черт. Своей явной или чаще всего искусственной акцентированной ущербностью он фокусирует на себе проекцию всего группового «негатива». С первых дней существования школьного класса детское сообщество стремится избрать в своем составе наиболее подходящие кандидатуры на ту или иную социальную роль и фактически насильно загоняет их в соответствующие ниши. На роль аутсайдеров сразу избираются дети с выраженными внешними, или другими недостатками. Первые же их промахи и неловкости ложатся на них несмываемым клеймом, с которым они обречены, жить долгие годы, выступая объектом насмешек и откровенной травли (холодное игнорирование как инструмент отвержения в детском сообществе). Ситуация отвержения выступает для ребенка источником психической травмы, а порой и провоцирует неадекватные формы компенсации.

Наиболее часто жертвами различного рода насилия, как со стороны взрослых, так и сверстников, становятся:

А.) Дети, воспитывающиеся в условиях жестких отношений в семье. Которые враждебно воспринимают мир и готовы быть жертвами насилия сильных и сами проявлять насилие к слабым.

Б.) Дети, воспитывающиеся в условиях безнадзорности, заброшенности, эмоционального отвержения. Дети, не получающие достаточного ухода, эмоционального тепла и часто имеющие отставание психофизического развития. Дети, имеющие психическую и физическую беспомощность, неразвитость эмоциональной сферы, неспособность оценить степень опасности и сопротивляться насилию, легко внушаемые.

В.) Дети, предоставленные улице.

Г.) Дети, которые воспитываются в обстановке беспрекословного подчинения, не умеющие сказать «Нет», с разрушенной внутренней границей, делающей их не способными сопротивляться насилию, боязливые и тревожные.

Д.) Дети, с психическими отклонениями неспособные адекватно оценить опасные ситуации.

Е.) Маленькие дети в силу их беспомощности.

Насилие – знак неравенства между людьми, властный компонент межличностных отношений. Притеснение, принуждение, злоупотребление властью часто неосознанно происходят в школьной среде, но это незаметное психологическое воздействие является причиной не только школьной дезадаптацией, но и уходом от контактов, самообвинением, отрицательным отношением к самому себе, аутоагрессии. Длительное эмоциональное напряжение порождает желание его ослабить, провоцирует поиск суррогатных выходов, уходов из среды, где ребенок подвергается насилию, в том числе психологическому.

По данным исследования (опроса большинства родителей и учеников школ города Казани) хорошая школа обладает признаками безопасности и заботой о детях и их здоровья. Отметим, что потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей сферы человека (А. Маслоу), без частичного удовлетворения которой невозможно достичь самореализации.

Исходя из полученных диагностических исследований, а так же теоретического анализа проблемы проектирование безопасной образовательной среды школы, прежде всего, должно исходить из принципа защиты личности каждого ученика через устранение насильственных действий между всеми участниками УВП.

Второй принципопара на духовно – нравственное воспитание.

Третий принцип – помощь со стороны взрослых людей с кем общается ребенок (подросток) в приобретении умений, дающих возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого и способствующее саморазвитию личности, исключающее психологическое насилие.

Четвертый принцип – в современной образовательной среде необходимо создать климат доверия, в основе которого положено безоценочное принятие любого ребенка, при котором образовательная среда выступает как эффективное межличностное взаимодействие, способствующее развитию психологически здоровой личности.

С целью определения личности подростка, способной стать жертвой психологического насилия можно использовать следующую методику.

Методика проведения тестирования «Признаки и социально – психологические особенности личности, способной стать жертвой насилия»

А.) Прочитайте внимательно перечень предложенных характеристик

Б.) Выберите из предложенного списка те утверждения, которые, по вашему мнению, являются наиболее характерными признаками и социально – психологические особенности личности, способной стать жертвой насилия.

    Постоянная неуверенность в себе (действиях, поступках и др.)

    Подчинение своих собственных потребностей потребностям других людей, от которых зависит человек, безвольной податливостью их желаниям.

    Неспособность принимать решения без советов других людей.

    Готовность соглашаться с другими, из страха быть отвергнутым, даже при осознании, что они не правы.

    Легкая ранимость, податливость малейшей критике или неодобрению со стороны.

    Наличие комплексов «неполноценности».

    Несформированная в раннем детстве самостоятельность.

    Отсутствие инициативности, мобильности.

    Слабо развитые коммуникативные свойства личности.

    Избегание трудных ситуаций, требующих срочного принятия решений.

    Склонность личности к самопожертвованию.

    Низкая самооценка.

    Высокий уровень тревожности.

Тест 1.

Диагностическая плоскость №1.

Проблема насилия среди подростков. Гогицаева О.У., Гобаева И.А. ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова», Владикавказ, Россия

Аннотация

Статья посвящена проблеме психологического насилия в подростковой среде, анализируется влияние возраста школьников на особенности проявления насилия в школе. Причины подростковой жестокости кроются в жизни всего нашего общества: «неблагополучные семьи»; окружение, в котором пребывает подросток; общение в школе; большой объем негативного материала в средствах массовой информации. Также к числу симптомов «приближения» подростка к агрессивному поведению относятся: курение, употребление спиртосодержащих и наркотических веществ; пропуски школьных занятий; вступление в неформальные субкультуры; импульсивность, раздражительность, конфликтность. Все это является основными причинами в формировании подростковой жестокости. К сожалению, сегодня психологическая жестокость является настолько распространенной, что можно с полной уверенностью утверждать: ни один человек не вырастает без того, чтобы не испытать на себе — прямо или косвенно — какое-то из ее проявлений. Отмечается необходимость профилактической работы по профилактике насилия в любых его проявлениях в каждом образовательном учреждении.

Ключевые слова: подростковая среда, психологическое насилие.

Современная образовательная среда становиться все менее безопасной для ребенка. Это проявляется в снижении показателей обученности и воспитанности, нарастающей напряженности психологического климата в ученических коллективах, расширяющемся диапазоне конфликтов. Практически в каждом классе, по мнению многих отечественных и зарубежных ученых, имеются дети, которые являются мишенью, т.е. «козлами отпущения» для окружающих . Их постоянно дразнят, унижают или бьют, издеваются, высмеивают их же одноклассники. Складывающаяся ситуация актуализирует проблему обеспечения психического здоровья всех участников образовательного процесса и требует активизации комплексного исследования насилия в школе.

Целью нашего исследования является изучение особенностей насилия у школьников средних и старших классов.

Предметом исследования выступают особенности психологического насилия у школьников средних старших классов: представление о том, кто является объектом психологического насилия, отношение к насилию, состояние субъекта психологического насилия.

Методы исследования: разработанная нами анкета на выявления особенностей психологического насилия в классе . В качестве эмпирического объекта исследования выступили учащиеся пятых и одиннадцатых классов общеобразовательной школы г. Владикавказ, в количестве 120 человек.

Платоновой Н.М. и Платоновым Ю.П. выделены типы психологического насилия :

  • Игнорирование нужд одного или нескольких одноклассников — игнорирование их потребности в безопасности, поддержке, одобрении, общении;
  • Отвержение — публичное унижение сверстника, предъявление чрезмерных, не адекватных требований, публичная негативная демонстрация отдельных поступков и качеств ребенка, постоянное аппелирование к чувству вины, стыда, жесткая критика;
  • Угрозы и терроризирование — унижение достоинства, угрозы наказанием, побои, угрозы насилием, оскорбление, использование ненормативной лексики в адрес соученика;
  • Изолирование — ограничение социальных контактов ученика со сверстниками или другими значимыми лицами, принудительное территориальное ограничение;
  • Развращение — создание мотиваций асоциального поведения, на воровство, проституцию, употребление алкоголя и наркотиков.

Все перечисленные формы психологического давления в том или ином варианте имеют место в каждой школе, все чаще переходя в физический травматизм .

В результате проведенного исследования были получены следующие данные: в 5-х классах психологическому насилию подвергаются в основном глупые и необщительные школьники, ябедники, а в 11-х классах — неудачники, доверчивые люди, не умеющие постоять за себя, не имеющие своей точки зрения, изгои (со странностями). Кроме того, насилию подвергаются как мальчики, так и девочки. В 11-х классах почти в полтора раза меньше школьников, которые подвергаются насилию. Причем, мальчики 5-х классов подвергаются психологическому насилию в 4 раза чаще, чем в 11-х классах. Безразличные и нейтральные чувства по отношению к объекту насилия испытывает большинство школьников 5-х классов. Большая часть школьников 11-х классов, подвергая насилию своих одноклассников, испытывает удовлетворение, удовольствие и радость.

Полученные данные могут говорить о том, что возраст школьников влияет на особенности проявления насилия в школе . По нашему мнению, безразличное отношение школьников 5-х классов к проявлению психологического насилия к сверстникам (при безразличном отношении к этому явлению всех участвующих в воспитании и образовании взрослых), может быть основой для получения удовольствия и удовлетворения в процессе насилия у школьников 11-х классов.

Наше исследование показало:

  1. Чаще всего в школах встречается эмоциональное и физическое насилие. Учащиеся отметили следующие виды эмоционального насилия, встречающиеся в образовательной среде:
  • насмешки (38,4 %);
  • отказ от общения (18,7 %);
  • угрозы (33,4 %);
  • систематическая необоснованная критика (46,9 %) и др.
  1. Психологическое насилие проявляется как в 5-х, так и в 11-х классах.
  2. Психологическое насилие не имеет гендерного аспекта: психологическому насилию подвергаются, как мальчики, так и девочки.
  3. Большинство школьников 11-х классов осознанно подвергают одноклассников психологическому насилию: пытаются унизить, оскорбить одноклассников.
  4. Преобладающее большинство школьников 5-х классов не осознает свои действия и поступки, как действия, унижающие другого человека, проявляя при этом безразличное нейтральное отношение. Большая же часть школьников 11-х классов осознанно подвергает насилию своих одноклассников, при этом испытывает удовлетворение, удовольствие.

Как видим потребность в формировании «Новой школы» безопасной и свободной от насилия назрела в обществе. Но достижение этой цели — задача будущего. На сегодняшний день теоретические представления о психологическом насилии развиты недостаточно, крайне мало накоплено и эмпирических данных по насилию в образовательной среде. Нечеткость категориальных оснований и эмпирического опыта затрудняет поиск эффективных как превентивных мер, так и путей коррекции проблемной ситуации, сложившейся в системе школьного образования .

Посильный вклад в профилактику насилия в образовательной среде может внести каждый участник образовательного пространства и, в первую очередь, это касается психологов, педагогов, социальных работников. Необходимо в каждом образовательном учреждении, начиная уже с первого дня начала учебного года, вести работу по профилактике насилия в любых его проявлениях.

Ссылки на источники
  1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб.14 , 2002.
  2. Гогицаева О.У. Динамика межличностных отношений подростков//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 38-41.
  3. Гогицаева О.У. Инновационные технологии в системе образования//В сборнике: Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты//Материалы IV Международной научно-практической конференции. 2015. С. 177-181. 0
  4. Гогицаева О.У. Педагогика индивидуальной работы//Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 7 (19). С. 20.
  5. Гуриева С.Д. Влияние этнического фактора на динамику межгрупповых отношений//Сибирский психологический журнал. 2009. № 32. С. 89-94.
  6. Гуриева С.Д. Межэтнические отношения: этнический фактор в межгрупповых отношениях//Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2008. Т. 5. № 4. С. 79-83.
  7. Гуриева С.Д. Проблемы межэтнических отношений в молодежной среде//Казанский педагогический журнал. 2008. № 10. С. 88-96.
  8. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. — СПб., 2003.
  9. Малиева З.К. Роль современных образовательных технологий в решении проблемы морального отчуждения личности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 769.
  10. Платонова Н.М., Платонов Ю.П. (ред.) Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004.- 154 с.

По телевизору довольно часто можно увидеть, как школьник приходит в школу с ружьём и убивает своих одноклассников и учителей, конечно же, такая агрессия не возникает на пустом месте. Психологи считают, что истоки подросткового насилия находятся в неблагополучных семьях, там, где родители жестоко обращаются со своим ребёнком.

В некоторых случаях, подростковое насилие возникает из-за неравенства в школе, какой-то ребёнок не может вписаться в коллектив класса и его начинают преследовать одноклассники. Всё начинается с мелочей, группа лидеров оскорбляет ученика, который кажется им более слабым либо просто плохо одет, потом подростки переходят к физическим нападкам. В конце концов, ученик оказывается в положении кролика, загнанного в угол и пытается справиться с ситуацией теми методами, которые ему доступны. Драться с большой группой противников и победить их он не может, поэтому берёт в руки оружие и в азарте убивает всех подряд.

Виноват ли такой подросток в убийстве или просто защищался от агрессивной толпы? Конечно же виноват, но так же виновны и те одноклассники, которые вынудили его защищаться и взять в руки оружие, ведь первоначальная агрессия исходила именно от них. Следователям, разбирающимся в таких делах, следует обратить внимание на таких провокаторов и выяснить, почему они решили, что имеют право издеваться толпой над одним человеком. Некоторые психологи утверждают, что подобное поведение возникает из-за просмотра жестоких боевиков, в которых прав тот, кто сильнее остальных, кто добивается своей цели, убивая людей десятками.

Достаточно часто агрессивными становятся те подростки, в семьях которых, на первый взгляд, царит благополучие, они прекрасно одеты, имеют замечательные модные телефоны и компьютеры, над ними не издеваются жестокие отцы. Если обратить внимание на таких молодых людей, можно понять, что всё своё свободное время они проводят, играя в разные компьютерные игрушки, вольно или невольно, развивающие агрессивность и превосходство над остальными членами общества. Чаще всего, подростки всё-таки понимают, что в одиночку не могут подчинить себе никого, поэтому сбиваются в стаи.

Когда группа таких подростков, оторвавшись на пару часов от любимой игрушки, выходит на улицу, возникает действительно опасная ситуация. Как стая волков они набрасываются на одинокого прохожего, и даже очень сильный человек не может в одиночку справиться с ними. Многие спорят о влиянии современной молодёжной музыки на неокрепшие умы подростков, ритмы такой музыки вызывают пограничное состояние, ведущее к агрессии. После посещения некоторых концертов, лавина агрессивных мальчишек и девчонок несётся по городу, ломая и круша всё, что подвернётся им под руку.

Большое значение имеют отношения внутри семьи, там, где царит постоянное пьянство, где отец поднимает руку и на мать, и на самого ребёнка, вырастает подросток, с надломленной психикой. Он не видит разницы между добром и злом, считает, что быть добрым человеком, это слабость, из-за которой можно подвергнуться насилию, поэтому нападает первым. Бывают случаи, когда подросток, увидев жестокость своего родителя, пытаясь защитить себя или маму от побоев, идёт на крайние меры и убивает мучителя. В таких случаях осуждают ребёнка, но разве случилось бы подобное преступление, если бы в семье были хорошие отношения?

В некоторых районах городов, и даже отдельных домах существуют молодёжные банды, в которые постоянно вовлекаются новые члены. Мальчики видят превосходство членов такой группировки над остальными людьми и тоже стараются попасть в данное сообщество, чтобы быть защищёнными. Однако, со временем, обычный подросток начинает совершать такие же жестокие поступки, ворует, угоняет машины и, в результате, попадает в тюрьму. Там находятся отнюдь не ангелы, в человеке взращивается ещё большая жестокость, и на свободу через несколько лет выходит уже состоявшийся преступник, способный избивать и убивать людей без сожаления.

Подростковое насилие, это большая проблема всего мира, бороться с которой чрезвычайно трудно, переделать сознание агрессивного человека гораздо сложнее, чем воспитать в душе ребёнка понятия о добре и справедливости, если этим заниматься с рождения малыша. Поэтому следует соединить усилия родителей, воспитателей и учителей, чтобы дети росли в здоровой обстановке, читали хорошие книги и смотрели добрые фильмы. Большое значение имеют занятия спортом, если ребёнок постоянно ходит на тренировки, ему не придёт в голову вступать в молодёжную банду. Кроме того, имея навыки самозащиты или просто тренированное тело, будет гораздо легче противостоять мерзавцам, нападающим из-за угла.

Насилие среди детей и подростков – тема, которая не может не волновать. Многие люди, когда слышат о подростковой жестокости, думают о школьных перестрелках. Но агрессия включает в себя множество различных действий: драки, кражи, участие в молодежных бандах, самоубийство. Жертвами насильственных действий подростков чаще всего являются их сверстники

Скачать:


Предварительный просмотр:

Насилие среди детей и подростков.

Насилие среди детей и подростков – тема, которая не может не волновать. Многие люди, когда слышат о подростковой жестокости, думают о школьных перестрелках. Но агрессия включает в себя множество различных действий: драки, кражи, участие в молодежных бандах, самоубийство. Жертвами насильственных действий подростков чаще всего являются их сверстники.

Насильственные действия - это намеренное использование силы, для нанесения вреда другому человеку. Начиная с 1980 г. проблема подростковой преступности неуклонно растет. Это может происходить из-за ряда причин: увеличения насилия в СМИ, поразительной доступности огнестрельного оружия и нехватки надлежащего руководства дома. Многое нужно сделать, чтобы остановить эту проблему, но начинать надо с семьи».

Одним из факторов развития агрессии может быть травля, запугивание. Иногда один или группа начинают преследовать более слабого сверстника. Это может быть систематическое избиение, распускание слухов, другие издевательства. Дети, которые попали в такую ситуацию, находятся в состоянии перманентного испуга, избегают ходить в школу, нередко становятся изгоями. В критических ситуациях загнанные в угол подростки, не находя помощи у взрослых, принимают решительные меры. Это может быть ярость, направленная на других, или - самоубийство. Очень часто полученная в детстве травма откладывает отпечаток на всю жизнь. Самый опасный фактор риска, на мой взгляд,- негативное поведение друзей и одноклассников. Родители всегда должны знать, где и с кем их дети проводят время, и всячески поощрять здоровое поведение

Огромное значение имеют социально-экономические причины: жестокие преступления подростков – новое явление в преступном мире. Чем они моложе, тем более порочны, бесчеловечны, абсолютно не боятся наказания, закона. Обычно эти ребята из неполных или так называемых неблагополучных семей. Эти эмоционально травмированные молодые люди зачастую сами являются жертвами физического или сексуального насилия. Жизнь их бесцельна, прошлое не имеет никакого смысла, а будущее - надежды. Потрясают не только необъяснимо зверские преступления, но и отсутствие какого-либо раскаяния. Главная причина, на мой взгляд, не только в самом факте распада семьи, а в том, что за этим следует - в потере отца как опоры семьи и бедности».

Осознают ли подростки последствия своих преступлений? Ответ зависит от того, какое у них было прошлое, в какой среде они воспитывались? Думается, что подростки совершают преступления вследствие гнева, зависти или, чтобы «стать своим». Подростки, которые живут в агрессивном, враждебном и жестоком доме или районе, часто берут пример со старших, тех, кто уже прошел этот разрушительный путь. Дети должны украсть или убить, и тогда они будут приняты в это сообщество, станут своими.

Часто несовершеннолетние дети совершают преступление из зависти. Если мальчик или девочка видят у другого ребёнка что-то, о чем они мечтают, но не могут иметь, то от злости и зависти они могут совершить кражу или убийство. Однако попадая в тюрьму или колонию, подростки превращаются в законченных преступников. Эти дети нуждаются в помощи, в ком-то, кто мог бы поговорить с ними, дать добрый совет.

Еще один серьезный фактор современной жизни - различные молодежные группировки, которые отличаются большой степенью агрессивности, зачастую связаны с криминалом, ведут постоянную борьбу за контроль над территорией. Некоторые такие объединения отличаются ненавистью ко всему чужому, не похожему на них.

Молодежные банды становятся растущей проблемой в нашем обществе. Молодые люди вступают в группировки по разным причинам. Одни не знают, чем заняться после школы, других приводят старшие братья, для некоторых - это игра, о последствиях которой они не задумываются. А ведь, по сути, они разрушают свое будущее. Подростки, склонные к насилию, как правило, вовлекаются и в другие виды преступной деятельности: употребление и распространение наркотиков, ношение оружия и другие «рискованные предприятия».

Насилие приводит к насилию, это поведение, которому учатся. Дети наблюдают примеры насилия в собственной семье, на улице. А определенные телевизионные программы, сайты, кинофильмы, видеоигры, музыка закрепляют образцы подобного поведения в сознании.

Когда наказание – это единственный способ воспитания, когда дети регулярно подвергаются физическому насилию, или наблюдают такое насилие в семье (например, отца к матери), то не удивительно, что они ведут себя агрессивно по отношению к другим. Если эти факторы устранить, то агрессивное поведение детей можно уменьшить или предотвратить.

Антиобщественное поведение у ребенка формирует не какой-нибудь один фактор или ситуация, а сочетание многих факторов. Некоторые факторы касаются индивидуальных особенностей ребенка, некоторые формируются социальной средой.

Уровень агрессии среди детей и подростков вызывает большое беспокойство, поэтому и родители, и учителя должны очень внимательно отнестись к этой проблеме. Агрессивное поведение часто проявляется у детей еще в дошкольном возрасте. Родители, как правило, надеются, что маленький ребенок «перерастет» свои недостатки. Однако к проявлению агрессии у ребенка в любом возрасте всегда нужно относиться серьезно.

Признаки агрессии включают широкий диапазон поведений: взрывчатый характер, истерики, физическая агрессия, драки, угрозы, попытки причинить другим боль, жестокость по отношению к животным, любовь к поджогам, вандализм.

Факторы, увеличивающие риск агрессивного поведения.

Многочисленные исследования показали, что увеличению риска проявления агрессивного поведения способствуют сложные взаимодействия различных факторов, таких как:

Склонность к агрессии;

Пережитое физическое и сексуальное насилие;

Домашнее насилие и/или насилие в школе, на улице;

Генетический фактор (семейная наследственность);

Насилие, пропагандируемое со стороны СМИ (соответствующие телевизионные передачи, кинофильмы, веб-сайты и т. д.);

Наркотики и/или алкоголь;

Наличие в доме огнестрельного оружия;

Неблагополучная семья (такие социально-экономические факторы как бедность, развод родителей, безработица, пьянство родителей и т. д.)

Повреждение головного мозга в результате травмы.

На какие тревожные симптомы в поведении детей следует обратить внимание:

Вспышки гнева;

Частые смены настроений;

Чрезвычайная раздражительность;

Чрезвычайная импульсивность;

Частые разочарования.

Что же делать, если вы заметили у своего ребенка

опасные признаки агрессивного поведения?

Во-первых, обязательно обратиться за профессиональной

помощью, и чем раньше, тем лучше.

Ребенка необходимо научить справляться со своим гневом.

Помните, что за его поведение и последствия

этого поведения отвечаете вы.

Во-вторых, необходимо выявить и урегулировать

первопричину возникновения агрессивного поведения,

исключить факт насилия по отношению

к самим детям - в семье, обществе, через СМИ.

Потому что насилие всегда порождает насилие.