Насилие в подростковой среде. Насилие в отношении детей и подростков: трагедия личности и общества

Воспитывая детей, нужно помнить, что они нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и наставлении со стороны родителей. Родители, использующие часто физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны отпрысков. В отсутствии родителей, подростки поступают так, как им хочется, а не так, как от них требуется.

1. Вы можете изменить ситуацию так, чтобы подростку незачем было вести себя неправильно.

Пример: подросток постоянно обращается с требованиями, просьбами, не дает родителям поговорить друг с другом.

Предложение:

Не дожидайтесь, пока подросток станет демонстрировать свое неудовольствие и конфликтовать. Придя с работы, сразу уделите внимание подростку, хотя бы 15 минут, поговорите с ним, поинтересуйтесь как у него дела? Используйте любую возможность, чтобы выразить ему свои теплые чувства (чаще улыбайтесь, проходя мимо, просто обнимите).

2. Не предъявляйте к подростку требований, которые не соответствуют его возрасту и возможностям.

3. Если он обманывает, разберитесь в причинах лжи подростка. Важно понять, что ребенок не родился лгуном, у него должна быть причина для этого: желание избежать наказания, страх перед отвержением. Убедите подростка, «что лучше горькая, правда, чем сладкая ложь»

4. Учитесь владеть своими чувствами.

Старайтесь сдерживать свои эмоции и физическую силу. Используйте те приемы релаксации, которые вы знаете: глубокий вдох, счет до 10, расслабление мышц.

5. Если подростка часто наказывать, то он может привыкнуть реагировать только на физическое наказание.

Кроме физического наказания существуют другие меры дисциплинарного воздействия, которые вы еще возможно не использовали:

Как установить контакт с подростком, чтобы предотвратить жестокое обращение с ним.

Необходимо помнить, что лучше предотвратить, чем потом исправлять. Родители смогут сделать многое для того, чтобы насторожить детей, предупредить их об опасности жестокого обращения с ними и научить избегать его.

Для этого необходимо, чтобы между вами и детьми существовали доверительные, открытые отношения. В их установлении большую роль сыграют ваши разговоры о ваших личных проблемах по «Телефону доверия» для детей и подростков. Разговор с ребенком о жестоком обращении, особенно о сексуальном насилии, может быть трудным и потребует времени. Но если это защитит вашего ребенка, дело этого стоит. Что именно вы скажете ребенку, зависит от его возраста, но даже самые маленькие смогут понять такие правила, как «не разговаривай с незнакомыми людьми», «не уходи с незнакомыми людьми», «не соглашайся делать то, что тебе неприятно». Убедите ребенка, что его тело принадлежит только ему и он вправе сказать «нет» любому, кто хочет до него дотронуться. Объясните ребенку, что взрослые могут угрожать ему или его родителям, чтобы заставить его соблюсти тайну. Ваш ребенок должен понять, что есть «нехорошие» тайны, которые нельзя соблюдать.

Вы можете составить свод правил, которые могут защитить ребенка.

1. Вы всегда будете верить и помогать ребенку. Он не должен сомневаться в том, что вам можно сказать все.

2. Если детей не сопровождает взрослый, лучше, если они везде, где возможно будут ходить парами или группами. Детям следует идти домой всегда одной и той же дорогой.

3. Нельзя разрешать маленькому ребенку находиться в общественных местах одному (например, в туалете).

4. Необходимо удостовериться в том, что няне или другому воспитателю можно доверять.

5. Если ребенку что – то угрожает, он вправе делать все, что угодно: убежать, визжать, кричать, лягаться, драться кулаками, лгать. Важна лишь безопасность ребенка.

6. Ребенок сам решает, кому он позволяет себя целовать и обнимать. Нельзя заставлять ребенка делать это против его воли, особенно, если он чувствует, что это неправильно.

7. Добейтесь того, чтобы ребенок твердо знал: если кто-то предлагает ему что-то неприятное, показывает порнографические картинки, фотографирует его обнаженным или делает подарки - об этом надо обязательно рассказать родителям. Убедите ребенка в том, что его не будут обвинять или ругать, что бы ни делал с ним взрослый.

8. Дети должны точно сообщать вам, с кем они уходят,

куда идут и когда вернутся.

Как предотвратить насилие над ребенком в детском саду, в школе или в детском лагере?

1. Отдавая ребенка в какое-либо детское учреждение, убедитесь, что оно имеет хорошую репутацию, и каковы его традиции. Выясните, не было ли инцидентов в прошлом.

2. Узнайте как можно больше об учителях и воспитателях. Поговорите с родителями детей, посещавших это заведение. Узнайте, как в этом учреждении принимают учителей или воспитателей на работу, интересуются ли их прежней работой и рекомендациями.

3. Узнайте, допускаются ли родители к участию в делах детского учреждения, приветствуют ли это сотрудники. Открытость - важный признак. Убедитесь, что вы в любое время сможете увидеть своего ребенка.

4. Вы должны знать о любой отлучке детей. Никогда не давайте воспитателю права уводить ребенка на какие-нибудь мероприятия без вашего ведома.

5. Запретите давать о вашем ребенке любые сведения кому – либо без вашего разрешения.

6. Убедитесь, что в школе, детском саду или мини центре каждый день точно знают, кто будет забирать ребенка домой.

7. Если вы предполагаете, что в школе или в детском саду с ребенком жестоко обращаются, не обращайтесь туда с жалобами, а сообщите о своих подозрениях в полицию или социальные службы.

8. Поговорите с родителями других детей, чтобы выяснить, не замечали ли они что-либо необычное в поведении или здоровье своих детей.

9. Помните, что важно предпринять все возможное, чтобы защитить детей.

Травля, или буллинг - явление, к сожалению, нередкое в детских коллективах. Сегодня постараемся разобраться, как и почему она возникает и что делать родителям и детям, столкнувшимся с травлей.

Сразу оговоримся, что нужно разделять собственно травлю, то есть регулярное проявление агрессии со стороны других детей, и обычную непопулярность. Если, приходя за ребенком в школу или сад, вы постоянно видите, что он играет в одиночестве или идет в строю без пары - это еще не признак того, что его травят. Возможно, и не нуждается в постоянной компании и шумных развлечениях. Если при этом ребенок спокоен, ни на что не жалуется и у него есть друзья за пределами школы, то и у вас особых поводов для волнения нет.

Травля же - это жестокое обращение со стороны сверстников (реже - и взрослых), выражающееся в обзываниях, насмешках и физическом насилии. Как правило, объект травли в конкретном коллективе в определенный момент времени всегда один, и приходится ему очень несладко. Последствия травли могут быть трагичными и для жертвы, и для преследователей, и задача родителей - как можно раньше распознать ситуацию и вмешаться.

Как понять, что ребенка травят?

Если вы внимательный родитель, то разглядеть первые признаки травли вам не составит труда:

Ребенок неохотно идет в школу, чаще ссылается на несуществующую болезнь; замыкается и не хочет говорить о том, что происходило в классе в течение дня;
обидная или жестокая кличка, которая к нему «приклеилась»;
постоянная пропажа школьных мелочей - ручек, стерок, карандашей и пр.;
более серьезная порча предметов - разбитый телефон, порванные тетрадки и учебники, грязные портфель и школьная форма;
синяки, царапины и другие травмы, наличие которых ребенок не может или не хочет объяснить.

Детям сложно рассказывать о травле родителям, так как часто они обвиняют в ней себя и считают, что сами во всем виноваты. Если ребенок все же пришел к вам с жалобой на одноклассников, обязательно внимательно выслушайте его и постарайтесь тактично выяснить, была ли проблема разовой (подрались, одноклассник назвал обидным словом), какое количество детей было замешано и как распределились их роли. Если выяснится, что ситуация повторяется постоянно, ваш ребенок всегда в роли «козла отпущения» и никто никогда не встает на его защиту - время принимать меры.

Можно ли уберечь ребенка от травли?

Ответ, к сожалению, отрицательный - выбор жертвы травли часто иррационален и каждый может оказаться «не таким». Однако вы можете определить, входит ли ваш ребенок в группу риска, и принять упреждающие меры.

Если в детском коллективе есть предпосылки к травле (о них - чуть позже), то внимание агрессоров в первую очередь могут привлечь:

Физические особенности ребенка (заметная полнота или худоба, рыжие волосы, очки, высокий или низкий рост, заикание и пр.);
материальный достаток, сильно отличающийся от прочих (причем как в «минус», так и в «плюс»);
национальность;
слишком хорошая или, наоборот, худшая успеваемость.

В то же время факторами, снижающими риск для ребенка оказаться изгоем в коллективе, могут стать:

Занятия спортом, укрепляющие и уверенность в себе, и физическую силу;
хорошие отношения с одноклассниками, выстраивающиеся за счет регулярных походов в гости, совместных прогулок;
активное участие родителей в жизни класса и школы, что позволяет и налаживать связи «на высшем уровне» (с другими родителями и педагогами), и самим оценивать обстановку в классе. Идеально, если и дети, и родители, и учителя все вместе периодически делают какие-то совместные проекты, мероприятия;

Воспитание в ребенке смелости и умения постоять за себя, нежелания ощущать себя жертвой.

Кто виноват и что делать?

Травля - это всегда не проблема одного ребенка, который оказался «неправильным», это проблема коллектива. В «облегченном» виде травля может возникнуть и в старшей группе детского сада, но наиболее остро вопрос обычно встает в 10-12 лет. Если на этот момент детский коллектив разрознен («класс недружный»), то неприятностей не избежать - дети сами найдут себе общее занятие, выбрав жертву и сплотившись против нее. Единственным антидотом в данном случае может стать позиция педагога, который жестко выскажется о недопустимости травли вообще и переключит внимание детей на более полезные занятия. К сожалению, учителя редко вмешиваются в отношения внутри класса или даже усугубляют их, первыми обозначая жертву (например, постоянно называя кого-то «бестолковым») и отделываясь философским «сам виноват» в ответ на жалобы обиженного ребенка.

Светлана Гордон, психолог : «Если ваш ребенок попал в такую ситуацию, то закрывать на это глаза нельзя! «Ну посмотрим, время пройдет, все уладится». Не уладится! Бейте во все колокола! В первую очередь, поставьте в известность классного руководителя. Если ничего не меняется, подключайте завуча по воспитательной работе. Подобными проблемами в учебных заведениях занимается школьный психолог. При слаженной и грамотной работе родителей, учителя и психолога вопрос, как правило, решается. В редких случаях родители вынуждены прибегнуть к переводу ребенка в другую школу. Если там начинается та же история, есть смысл обратиться всей семьей к психологу за индивидуальной консультацией. Скорее всего, придется пересмотреть семейные взаимоотношения».

Наталья Волошина

Их особенности
Насилие - это все виды давления или действий над подростком, против его воли, причиняющие моральный и физический вред его здоровью.

Различают четыре основных формы насилия над подростками: физическое, сексуальное, психологическое и экономическое насилие.

1. Физическое насилие - это преднамеренное нанесение физических повреждений подростку, включая телесные наказания, вовлечение или принуждение их к употреблению алкоголя, наркотиков и других токсических веществ.

^ Признаки физического насилия:

синяки, укусы, ожоги, рубцы, неслучайного происхождения; следы удушья;

не имеющие четкого объяснения со стороны родителей повреждения, включая переломы;

ношение одежды, скрывающей синяки;

боязнь идти домой;

подросток обвиняет себя в провоцировании насильника;

испытывает волнение и страх, слыша громкие, возбужденные голоса взрослых и др.

подросток напуган, сердит или печален;

считает удары и избиения заведенным в семье порядком;

имеет низкую самооценку.
2. Сексуальное насилие - это вовлечение подростка с его согласия или без такового в сексуальные действия с целью получения удовлетворения или выгоды. Согласие подростка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку он не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

^ Признаки сексуального насилия:

синяки, зуд, кровь в области половых органов;

трудности при ходьбе и сидении;

отсутствие аппетита или переедание;

расстройство сна, ночные кошмары;

ненависть к своему телу;

Изнасилование – реальная проблема современного общества. Как избежать изнасилования: советы подросткам. Что делать, если вы стали жертвой насильника? Как справиться с эмоциональной и психологической травмой?

Жертва часто знает своего насильника

Взрослые, рассказывая детям о правилах безопасности, предупреждают: берегись незнакомцев, которые поджидают тебя в темном переулке. Но это скорее страшная сказка. В реальности большинство жертв хорошо знают своего насильника. Им может стать друг или даже родственник.

Нет, это не значит, что любой близкий человек – потенциальный насильник. Но если взрослый ведет себя подозрительно: пытается обнять, поцеловать, делает различные намеки – это повод насторожиться. Особенно, если на просьбы перестать взрослый не реагирует или пытается перевести все в шутку.

Взрослые не должны вести себя так с детьми. Оставаться с таким человеком наедине может быть опасно. Однажды он может потерять над собой контроль, особенно если злоупотребляет алкоголем или наркотиками. Чтобы избежать неприятностей, нужно обязательно рассказать об этом родителям, старшим друзьям, школьному психологу – любому взрослому, которому ты доверяешь.

Всегда ли жертва женского пола?

Еще одно популярное заблуждение: насилуют только девочек. На самом деле, мальчики тоже подвержены опасности. По статистике, каждый десятый подросток переживает изнасилование в возрасте до 14 лет. А из десяти пострадавших подростков двое будут мальчиками. Если учесть, что далеко не все жертвы обращаются в полицию, реальные цифры могут быть выше.

Опасность подстерегает мальчиков в раздевалках и душевых спортивных клубов. Насильником может стать и тренер, и парни из спортивной команды. Агрессивные, склонные к доминированию подростки могут воспринимать изнасилование как забавную шутку. И попытаться так «пошутить» с тем, кто им не нравится. Также насилие для них – способ наказать провинившегося, поставить на место. При этом жертва не обязательно совершает что-то действительно плохое, просто поступает не так, как хочется главарю компании.

Девочки подвергаются изнасилованию независимо от их внешнего вида. Бытует мнение, что нападают только на тех, кто выглядит доступно: носит короткие юбки, ярко красится и ведет себя раскованно. Но это не так.

Жертвой может стать даже скромная, тихая девочка, которая никогда не привлекала внимание мальчиков. Особой опасности девочки подвергаются в компаниях, где употребляют алкоголь и наркотики. Насильник может специально подпаивать свою жертву, дожидаясь, пока она опьянеет и не сможет сопротивляться.

Лучший способ защититься – ничего не употреблять и постараться поскорее уйти. Если выпивку предлагает незнакомый парень, и он очень настойчив, нужно позвать на помощь. Нельзя никуда выходить с этим парнем и оставаться с ним наедине.

Девочки рискуют, когда возвращаются домой поздно, в одиночестве идут через пустырь или другое безлюдное место, садятся в машину к незнакомым мужчинам. Чтобы обезопасить себя, нужно всегда рассчитывать свое расписание так, чтобы вернуться домой засветло, идти только по людным улицам, сообщать родителям или друзьям, где ты находишься, чтобы они могли тебя встретить.

Готова ли я к сексу?

Возраст сексуального согласия существует не просто так. Дети и подростки младше 16 лет еще не готовы к сексу. Организм и психика продолжают формироваться. Большинство подростков уверены, что они все знают и готовы к сексу, но в действительности это не так. Не нужно торопиться. Неприятный первый опыт может испортить впечатление и надолго отбить желание заниматься сексом в дальнейшем.

Организм подростка формируется до 18-20 лет . Половые органы, как и любые другие, должны правильно сформироваться. Для девочек ранний секс чреват сбоями менструального цикла, у них могут появиться болезни мочеполовой системы: цистит, киста, эрозия. Мальчики рискуют получить травмы половых органов, трещины и разрывы крайней плоти.

Эмоциональная готовность к сексу так же важна, как и физическая. Первый секс – волнительное и ответственное событие, особенно для девочек. Если подростки начинают заниматься сексом до 16 лет, они, как правило, не предохраняются. Они не могут купить средства контрацепции, а зачастую даже не знают, что ими нужно пользоваться.

В случае беременности или заражения болезнями, передающимися половым путем, подростки переживают серьезное нервное потрясение. Аборт или продолжительное лечение вызывают стыд и чувство вины, страх, что кто-нибудь узнает об этом. Особо впечатлительным подросткам может даже понадобиться помощь психотерапевта.

Если партнер настаивает на сексе , но ты считаешь, что еще рано, не нужно заставлять себя. Секс без четкого согласия – это изнасилование. Секс взрослого с подростком по принуждению – это изнасилование. Не нужно соглашаться на секс, чтобы казаться взрослее или из страха разочаровать своего взрослого парня (девушку). К тому же, даже если все будет добровольно, у твоего партнера могут быть проблемы. Занятие сексом с подростком, не достигшим возраста согласия, уголовно наказуемо.

Не всем взрослым доверяй

Маленькие дети могут пойти за незнакомой тетей, если она пообещает им конфету. На детей постарше такие приемы не действуют, поэтому преступникам приходится быть изобретательными. Они могут попросить о помощи, притвориться больными, инвалидами. Представиться полицейским, работником социальной службы, у них могут быть при себе документы. К таким «спектаклям» преступники готовятся заранее и выглядят очень убедительно.

В любом возрасте нельзя быть доверчивым! Нельзя заходить вместе со взрослым в закрытое помещение, садиться в машину, отдавать ему свой телефон. Даже если этот человек хорошо знаком и твои родители ему доверяют, будь осторожен. Если ты чувствуешь опасность, забудь о правилах хорошего воспитания. Не стесняйся закричать, позвать на помощь, оттолкнуть взрослого. Если он пытается удержать или тащить за собой, нужно попытаться оттолкнуть его.

Можно ли получить удовольствие от изнасилования?

Иногда во время изнасилования жертва может испытать оргазм. Значит ли это, что ей было приятно? Нет. Почему же так происходит? Наша психика устроена таким образом, чтобы в любой опасной ситуации защищать себя. Поэтому тело реагирует на секс оргазмом, чтобы сгладить ситуацию. Физические реакции нельзя контролировать, поэтому не нужно стесняться и думать, что с тобой что-то не так.

Если ты сомневаешься, было ли это изнасилованием, ведь физически тебе было приятно, подумай, хотелось ли тебе этого на самом деле. Как ты поведешь себя, если ситуация повторится? Получил ли твой партнер согласие на секс и если да, чем оно было продиктовано? Может быть, ты его боишься? Или считаешь секс чем-то вроде платы за отношения? Даже если тебе приятно во время самого процесса, секс без полноценного согласия – изнасилование. И отношения с человеком, который принуждает тебя к сексу, если тебе этого не хочется – опасны и неправильны.

Некоторые люди склонны получать удовольствие от боли, их называют мазохистами . Считается, что в этом виноваты их родители, применяющие физические наказания. Дети любят своих родителей и нуждаются в ответной любви. Но если вместо поддержки дети получают наказания, они начинают воспринимать побои, как один из признаков любви.

Выросшие в неблагополучных семьях мальчики и девочки, вступая в отношения и начиная заниматься сексом, хотят от партнера такого же отношения. Если они подвергнутся изнасилованию, то, скорее всего, воспримут его как нечто нормальное и даже приятное.

Насильником может быть их партнер или случайный человек. Такая реакция ненормальна, мазохисты не могут оценить опасность таких отношений и серьезно пострадать. Если ты замечаешь за собой похожие наклонности, тебе нужна помощь. Не бойся поговорить об этом с психологом или родителями. Все, что ты расскажешь, останется между вами, а ты получишь действенный совет.

Нельзя молчать

Жертвы изнасилования часто боятся или стесняются обращаться за помощью. Они боятся, что им не поверят, что преступник не будет наказан, и подобное может повториться. Некоторые не доверяют своим родителям, не хотят общаться с полицией или проходить необходимую медицинскую процедуру. Нужно понимать, что полицейские, врачи и работники социальных служб призваны помочь. Они обязаны задавать неприятные вопросы, чтобы получить полное представление о случившемся и иметь возможность предъявить обвинение.

Побороть стеснение может быть очень сложно. Но доверительный разговор с другим человеком принесет тебе облегчение. Если в твоем окружении нет таких людей, или ты боишься разговаривать с кем-то один на один, позвони на горячую линию для жертв изнасилования. Там работают специалисты, которые обязательно помогут советом и подскажут, как лучше поступить.

Последствия насилия

В результате изнасилования может развиться психологическая травма . Это постоянные кошмары, чувство страха и незащищенности, боязнь отношений.

Последствия изнасилования могут быть разными: от полного отказа заниматься сексом до беспорядочного секса со всеми подряд. Жертва изнасилования как будто перестает чувствовать свое тело, считает его грязным и испорченным.

Иногда, пережив изнасилование, подростки считают виноватыми себя, а насильника оправдывают и сочувствуют ему. Они специально начинают искать отношения с людьми, которые будут относиться к ним грубо и пренебрежительно. Партнер может наказывать, избивать и всячески ограничивать подростка, и он будет думать, что так и должно быть. Это явление называется стокгольмский синдром . Он может влиять на человека и во взрослой жизни, не давать ему возможности построить нормальные отношения.

Жертва тоже виновата?

Виктимблейминг (буквально – «обвинение жертвы») – это перекладывание вины за изнасилование с преступника на жертву. К сожалению, часто ответственность перекладывают именно на жертву. Ее одежда или поведение считаются допустимым поводом для изнасилования. Но это неправильно. Даже если жертва разгуливала с миллионом в руках и буквально напрашивалась на ограбление, суд признает виновным в преступлении грабителя. Так же и с изнасилованием. В нем виноват только преступник.

Даже если тебе кажется, что твое поведение могло как-то спровоцировать насильника, виноват в случившемся только он. Поэтому не бойся обратиться за помощью.

Как избежать изнасилования?

  1. Продумать свои действия заранее . Что ты будешь делать в опасной ситуации? Выучи наизусть номера людей, которым можно позвонить. Если ты живешь с потенциальным насильником в одном доме, поговори со своими друзьями и их родителями. Возможно, они смогут пустить тебя переночевать или найти другой способ помочь. Планируй свое время так, чтобы не возвращаться домой слишком поздно. Носи удобную одежду и обувь, которая позволит тебе быстро убежать. Не рассказывай о себе личные вещи людям, которых ты плохо знаешь, и не размещай ничего личного на страничках в соц. сетях – преступники используют эту информацию в своих целях.
  2. Подумай, куда и как убежать . Проверь маршрут, которым ты обычно идешь в школу и обратно. Насколько он безопасен? Если тебе приходится проходить через дворы, по боковым улицам, идти мимо пустыря, попробуй составить другой маршрут. Лучше идти на десять минут дольше, но держаться подальше от потенциально опасных мест. Если на тебя все-таки нападут, тебе нужно точно знать, как быстро выбраться к людному месту. Преступники не рискнут ничего сделать на глазах у большого количества людей.
  3. Не оставайся наедине . Не оставайся со взрослыми, которому ты не доверяешь, наедине. Из закрытого помещения, например, из лифта, не получится сбежать, поэтому пропусти взрослого вперед воспользуйся другим лифтом. Не поднимайся по лестнице! В домах, где все пользуются лифтом, никто не заметит, если на лестнице на тебя нападут. В подъезде и квартире один на один тоже оставаться опасно. Ты можешь не успеть убежать, а если взрослый значительно сильнее, он может тебя удерживать. Держись ближе к двери или к балкону, чтобы при первой же возможности выйти из квартиры или позвать на помощь. На улице постарайся привлечь внимание прохожих. Даже если они не вмешаются, насильник наверняка испугается и отстанет от тебя.
  4. Обозначь границы допустимого . Если взрослый позволяет себе лишнее, дай понять, что тебе это неприятно. Не позволяй дотрагиваться до себя, не реагируй на двусмысленные шутки и намеки. Любой адекватный взрослый человек поймет, что тебе это неприятно, и прекратит так себя вести. Если он злится, в ответ на замечания начинает вести себя агрессивно, постарайся не провоцировать его и как можно скорее обратись за помощью. Многие педофилы чувствуют свою безнаказанность, если жертва ведет себя покорно. Уверенно скажи, что ты обязательно расскажешь о случившемся. Страх наказания удерживает насильников от преступления.

Помни, что твоя безопасность важнее всего. В любой ситуации не бойся постоять за себя и обратиться за помощью.

И ПОДРОСТКОВ: ТРАГЕДИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

Воронеж, 2009

УДК- 616-053.5/.6-07-09.91

А.П. Савченко – кандидат медицинских наук

А.Ю. Лихачёва – кандидат философских наук

Е.В. Стеньшинская – кандидат медицинских наук

А.П. Швырёв – доктор медицинских наук

Издание ориентировано на привлечение внимания к проблеме насилия над детьми и подростками и жестокого обращения с ними. Освещены философские, медицинские, психологические и юридические аспекты означенной проблемы. Предлагаемое издание предназначено для педиатров, детских психиатров, психотерапевтов, психологов, социальных работников, педагогов, правозащитников.

Рецензенты:

А.А. Шевченко – кандидат философских наук

Н.С. Толстоухова – кандидат психологических наук

В.Н. Кручинин - кандидат юридических наук
«Насилию нет места ни в природе, ни в пространстве человеческого разума… Путь к добру лежит только через добро… Через насилие нельзя прийти к обществу без насилия. Аморальные средства не могут вести к морали так же, как богохульство не может приблизить к Богу… Насилие не может получить нравственной санкции даже в порядке исключения. Нет таких ситуаций и аргументов, которые позволяли бы считать насилие благом».

Л.Н. Толстой


Введение ……………………………………………………………………………………………..

Часть I. Насилие над детьми и подростками …………………………………………

1. Феномен насилия и жестокого обращения с детьми и подростками …..

2. Формы жестокого обращения с ребенком…………………………………………..

3. Объяснение насилия в семье над детьми и подростками……………………

4. Защита детей и подростков от насилия и жестокого обращения ………

Часть II. Помощь детям и подросткам, пережившим насилие ……………….

1. Формы и методы работы с детьми и подростками, пережившими насилие ……………………………………………………………………………………………….

2. Технологии оказания психологической помощи детям и подросткам – жертвам насилия ………………………………………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………………………………

Приложение…………………………………………………………………………….…………..

Библиографический список ……………………………………………………………..…..



5

53
53
57

ВВЕДЕНИЕ

Жестокое обращение с детьми и подростками сегодня, к сожалению, стало обычным явлением, с которым все свыклись, что само по себе ужасно.

Пренебрежение интересами детей и подростков не только наносит непоправимый вред их здоровью, но и влечет за собой тяжелые социальные последствия. До 10% детей и подростков – жертв насилия – погибает, а у большинства – появляются серьезные отклонения в психическом и физическом развитии, в эмоциональной сфере. Такие дети и подростки не могут быть полноценными членами общества, они нуждаются в лечении и уходе.

Жестокость по отношению к детям и подросткам формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не способных трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям и подросткам является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы тоже могут стать насильниками.

Насилие над детьми и подростками - явление весьма распространенное в наше время. Во многих странах специалисты по юриспруденции и адвокаты, специализирующиеся на защите прав детей, считают, что домашнее насилие занимает одно из первых мест среди тех видов преступности, сведения о которых редко доходят до правоохранительных органов.

Причины проявления насилия над детьми и подростками многочисленны. Они определяются сочетанием различных факторов, ни на один из которых в отдельности нельзя возложить ответственность за данное явление, поэтому принято рассматривать причины и факторы насилия в целом.

Во-первых, насилие может иметь социокультурную природу, быть неотъемлемой частью стереотипических представлений о сущности семейных взаимоотношений, воспринятой с воспитанием, подкрепляемой внешними впечатлениями и представляющейся таким образом единственно возможной их моделью.

Во-вторых, жестокое обращение с детьми и подростками может быть результатом личного жизненного опыта индивида или индивидов, и тем самым для них тоже создается морально-психологическое основание считать такой тип взаимоотношений универсальным.

Третья группа причин связана с «травмой детства», с пережитым в раннем возрасте разрушительным опытом, что заставляет индивида вымещать на ребенке свои детские комплексы.

В-четвертых, социальная и психологическая декомпенсация в результате внешних воздействий, превышающих пределы личностной устойчивости индивидов, вынуждает некоторых из них искать заместительной компенсации своей неудовлетворенности дома, на работе, в общественной жизни, самоутверждаясь за счет более слабых, неспособных дать отпор и защитить себя.

Пятая группа причин связана с личностными особенностями индивида, с чрезмерно развитыми их доминирующими чертами и особенностями его характера, не компенсированными в свое время достаточно адекватным воспитанием.

В настоящее время не существует единого мнения о первопричине насилия над детьми и подростками. Было предложено множество микро - и макротеорий - от наличия психических нарушений до влияния социально-культурных ценностей и социальной организации. Основные споры развернулись между последователями психологических теорий и теми, кто верит в социальную причинность. Психологи установили особую роль в росте насилия таких психических факторов, как ослабление управления инстинктами, разочарование, агрессивность, алкоголизм и психопатизация личности. Приверженцы теории социальной причинности концентрируют внимание на культурных нормах, провоцирующих насилие над детьми и подростками, на патриархальной социальной структуре.

Р. Джиллес и М. Страус (1979) сформулировали 15 теоретических положений, которые могли бы объяснить основные причины насилия над детьми и подростками, и показали, что не существует единой теории, способной полностью объяснить все случаи насилия над ними. Принимая во внимание сложность человеческой натуры, социальное взаимодействие и социальную структуру, некоторые исследователи предложили более перспективный подход. Они создали комплексную модель насилия над детьми и подростками в семье и обществе. Их модель учитывает разнообразие устройства общества и семей, индивидуальные характеристики и социальные отклонения их членов, сочетание которых вызывает насилие. Эта модель придает особое значение взаимному влиянию между людьми, их поступкам, предшествующим насилию и следующим за ним.

С насилием над детьми и подростками наиболее часто связывают четыре социально-психологических фактора, имеющих отношение, как к насильникам, так и к самим детям и подросткам, а именно: стресс, общественную изоляцию, алкоголизм и изначальную приверженность к насилию.

Насилие над детьми и подростками тесно связано с социальным стрессом в семье и обществе. Среди множества проблем, которые могут повысить уровень напряженности и привести к жестокости, следует назвать разногласия среди супругов в воспитании детей, денежные затруднения, безработица, необходимость в долговременной медицинской помощи. Постоянное раздражение отчасти можно объяснить хроническим беспокойством о нерешенных проблемах и взаимоисключающими требованиями, которые предъявляет общество, несовпадением между желаниями и возможностями.

Связанность семейными обязанностями, неучастие в общественной деятельности и наличие ограниченной системы социальной поддержки увеличивают риск насилия со стороны родителей, опекунов и других взрослых над ребенком.

Предметом широких исследований были и психологические факторы, способствующие и предрасполагающие к насилию над детьми и подростками. По данным исследователей, для родителей, истязающих своих детей, характерны депрессия, деспотичность, одержимость и патологическая ревность. В тоже время определенные характерные черты жертвы, такие как постоянные претензии и жалобы, также могут способствовать жестокости по отношению к ним со стороны родителей.

В психологии существует множество объяснений насилия над детьми и подростками. Например, психоанализ видит в нем перенесение индивидом примитивного влечения к смерти (которое Фрейд называл «инстинктом смерти») с самого себя на внешние объекты. Необихевиоризм считает насилие над детьми и подростками следствием фрустраций, претерпеваемых личностью в процессе социального научения (Дж.Доллард, Н.Миллер, А.Бандура). Интеракционизм – следствием объективного «конфликта интересов», «несовместимости целей» отдельных личностей и социальных групп (Д.Кэмпбелл, М.Шериф). Когнитивизм рассматривает насилие над детьми и подростками как результат «диссонансов» и «несоответствий» в познавательной сфере субъекта (Л.Фестингер, Г. Тэшфел).

Кровотечения из ануса;

Разрывы ануса, прямой кишки, влагалища, промежности;

Выпадение матки;

Выпадение прямой кишки;

Психо-соматические расстройства.

Особенности психического состояния и поведения детей и подростков, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:

дети дошкольного возраста:

Ночные кошмары;

Регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для более младшего возраста);

Несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;

Открытая мастурбация;

Несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;

Беспричинные нервно-психические расстройства.

дети младшего школьного возраста:

Низкая успеваемость;

Замкнутость, стремление к уединению;

Изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителя);

Ухудшение взаимоотношений со сверстниками;

Несвойственное возрасту, сексуально окрашенное поведение;

Стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.

дети старшего школьного возраста:

Депрессия;

Побеги из дома и институциональных учреждений;

Низкая самооценка;

Угрозы или попытка самоубийства;

Сексуализированное поведение;

Употребление наркотиков, психоактивных веществ, алкоголя;

Проституция или беспорядочные половые связи.

Психическое (эмоциональное, психологическое) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности и вызывающее у детей страх. К этой форме насилия относятся:

Открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

Поведение взрослых, вызывающее у детей и подростков страх;

Психологическое давление в унизительных формах, оскорбление и унижение его достоинства ребенка;

Заниженные или завышенные требования к ребенку, свидетельствующее о непризнании его взрослыми и препятствующие построению им представлений о собственной ценности;

Предъявление к ребенку требований, которые не соответствуют его возрастным возможностям;

Угрозы в адрес ребенка, проявляющееся в словесной форме без физического насилия со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей;

Унижение человеческого достоинства ребенка;

Обвинение ребенка в том, в чем он не виноват;

Постоянная демонстрация нелюбви и неприязни к ребенку;

Душевная жестокость;

Преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

Предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;

Ложь и невыполнение взрослыми обещаний;

Запреты чего-либо, оправданные любовью к ребенку;

Гиперопека и чрезмерная забота о ребенке со стороны родителей или опекунов;

Однократное или неоднократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

Особенности психического состояния и физического развития, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие:

Задержка физического, нервно-психического, интеллектуального и умственного развития;

Нервный тик;

Печальный вид;

Различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).

Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить психическое насилие:

Беспокойство или тревожность;

Нарушение сна;

Длительно сохраняющееся подавленное состояние;

Агрессивность;

Склонность к уединению;

Чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

Угрозы или попытки самоубийства;

Неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми , включая сверстников;

Плохая успеваемость;

Низкая самооценка;

Нарушение аппетита;

Беспомощность ребенка;

Абсолютная зависимость ребенка от взрослых.

К особенностям поведения взрослых, которые позволяют заподозрить психическое насилие с их стороны по отношению к детям и подростками, относят:

Нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;

Оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;

Постоянное сверхкритичное отношению к нему;

Негативная характеристика ребенка;

Отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;

Перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

Открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка?

Отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка ухода, питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения, воспитания, образования.

Отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Отсутствие требовательности и контроля со стороны родителей или опекунов.

Вовлечение ребенка в совершение правонарушений.

Недостаток заботы о ребенке может быть и непредумышленным. Он может быть следствием болезни, бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий и социальных потрясений.

Одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, то есть к ребенку от нежеланной беременности. Будучи эмоционально отвергнутыми, еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению с детьми от желанной беременности, имеют экстремально низкую массу тела, имеют нарушения психологического развития.

Особенности внешнего вида, клинические симптомы, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к нуждам и интересам ребенка:

Утомленный, сонный вид;

Гигиеническая запущенность;

Педикулез;

Чесотка;

Низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);

Задержка роста;

Задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;

Выраженная пеленочная сыпь, характерная для грудных детей;

Частая заболеваемость;

Многократная госпитализация в отделения неотложной и скорой помощи;

Повторные эпизоды случайных травм или отравлений.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:

Постоянный голод и/или жажда;

Кража пищи;

Стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;

Требование ласки и внимания;

Подавленное настроение, апатия;

Пассивность;

Агрессивность и импульсивность;

Делинквентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;

Неумение общаться с людьми, дружить;

Неразборчивое дружелюбие;

Регрессивное поведение;

Мастурбация;

Трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;

Низкая самооценка.

В процессе педагогического и социального воздействия детям и подросткам необходимо усвоить те нормы и моральные принципы, которые сложились в социуме. Только тогда они имеют шанс интегрироваться в социальное пространство и занять определенную социально одобряемую позицию, дающую им возможность действовать легально. В противном случае им предстоит пройти путь формирования девиантной или преступной карьеры, которая, вырастая из неблагоприятных условий, может развиваться по трем схемам: 1) «неудачи в школе – знакомство с преступной субкультурой – правонарушения – тюрьма или колония – углубленная профессионализация в преступном мире»; 2) «неудачи в школе – знакомство с деликвентной субкультурой – девиантное поведение (злоупотребление алкоголем, наркотиками, проституция) – смерть или самоубийство); 3) наложение друг на друга первой и второй схем.

Любой вид жестокого обращения с детьми и подростками ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно – ущерб здоровью или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья детей и подростков являются: потеря или нарушение функции какого-либо органа, развитие различных соматических заболеваний, нарушение физического, полового и психического развития.

Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям и подросткам.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, рвота, головные боли, потеря сознания, кровоизлияния в глазные яблоки, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Ребёнок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей подростков возможно развитие тяжёлой депрессии с чувством собственной ущербности и неполноценности.

Среди отдалённых последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения физического и психического развития ребёнка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.

У большинства детей , живущих в семьях, в которых тяжёлое физическое наказание, брань в адрес ребёнка являются «методами воспитания», или в семьях, где они лишены тепла, внимания, например, в семьях родителей-алкоголиков, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. Зарубежные специалисты назвали это состояние детей «неспособностью к процветанию».

Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, имеют белково-энергетическую недостаточность. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей развивается невроз или неврозоподобные состояния в виде навязчивых движений, проявляющихся сосанием и кусанием пальцев и ногтей, ковырянием в носу, ушах, раскачиваниями, занятием онанизмом. Внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами выглядят гигиенически запущенными. Часто они страдают педикулёзом, чесоткой.

Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться ном предполагается, что первые лучше вторых, что они имеют право так поступать.ятся подчинить их себе.ю черту, которую они ране различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: булимия или анорексия, язвы желудка, боли в животе, энурез, энкопрез.

Практически все дети и подростки, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются с определёнными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Дети и подростки, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых - младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки гнева не имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защищать. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путём привлечь к себе внимание проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.

Дети и подростки, пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или игрушками. Даже маленькие, не достигшие школьного возраста дети, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии сами могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число участников.

Наиболее универсальной и тяжёлой реакцией на любое насилие, является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием . Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, для неё характерны постоянная убеждённость в собственной неполноценности. Вследствие этого ребёнку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено. Среди этих детей и подростков, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий, что проявляется в приступах беспокойства, безотчётной тоски, чувстве одиночества, в нарушении функции сна. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с жизнью или завершённые самоубийства. Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами.

Среди социальных последствий жестокого обращения с детьми и подростками можно выделить два одновременно проявляющихся аспекта этих последствий: вред для жертвы и общества. Дети и подростки, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи с взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет. Решение своих проблем дети и подростки – жертвы насилия – часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков нарушается половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы. Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.

Каковы же общественные потери от насилия над детьми и подростками? Это, прежде всего, потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств, это потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их физического, психического и психологического развития и здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в лице родителей, способных воспитывать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками.

Влияние насилия на судьбу ребенка трагично.

Одна из тенденций текущего столетия – неуклонный рост частоты психических заболеваний, относящихся к пограничным состояниям и психогенным расстройствам. Основными причинами их возникновения являются «психические переживания», «моральное потрясение», «удары судьбы», «эмоциональное перенапряжение». Среди наиболее уязвимых в этом отношении возрастных групп на первое место уверенно выходят дети и подростки. Именно они в первую очередь страдают от неблагополучия в семьях (частота систематически конфликтующих и разведенных родителей, отсутствие или крайняя недостаточность семейных традиций, осознанная или вынужденная эмансипация женщин, психическое или социальное неблагополучие родителей) и, как правило, от насилия в виде физического или морального притеснения.

3. ОБЪЯСНЕНИЕ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ НАД ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
Несмотря на все многообразие видов насилия над детьми и подростками, можно выделить ряд взаимосвязанных факторов, характерных для разных типов жестокого отношения:

Неравенство сил обидчика и жертвы, усиленное экономическими факторами, что позволяет доминирующему индивиду агрессивными методами насаждать собственные требования и при этом оставаться безнаказанными;

Нормативная структура, потворствующая использованию насилия в качестве метода разрешения конфликта, что способствует переходу стилей агрессивных реакций от поколения к поколению;

Наличие внешних стрессов, например безработицы или неудовлетворение жилищных условий;

Пережитое в детстве насилие со стороны взрослых;

Личностные характеристики обидчика, например, индивидуальная психопатизация личности или неадекватные навыки разрешения конфликтов.

Большинство теоретических объяснений насилия над детьми и подростками можно причислить к одному из трех уровней:

Макроуровень общества или социальных групп, в рамках которых наблюдается насилие;

Микроуровень семейной среды;

Уровень индивидуальных характеристик жертв и обидчика.

Теории макроуровня.

Теории данной группы причины насилия над детьми и подростками ищут в социальной структуре и целостных системах общества или отдельной социальной группы. Считается, что на распространенность жестокого обращения с детьми и подростками влияет то, насколько насилие приемлемо в культуре данного общества.

Помимо культурных ценностей, потворствующих проявлению агрессии по отношению к детям и подросткам, другими макроуровневыми переменными, которые могут оказать влияние на насилие над детьми и подростками, считаются экономические условия. Внешний стресс может способствовать уязвимости ребенка для насилия.

Теории макроуровня описывают те общесоциальные условия, при которых может возникнуть и развиться насилие над детьми и подростками. Они не рассматривают вопрос о том, почему в одних случаях насилие имеет место, а в других нет, почему его проявляют одни, но для других индивидов не характерно.

Теории микроуровня.

Данные теории рассматривают детей и подростков в качестве единицы анализа и пытаются вычленить те особенности их динамики, которые повышают вероятность агрессии. Среди факторов риска здесь доминирует напряжение, являющееся следствием конфликта, неадекватных коммуникативных навыков и домашнего раздражения. Кроме того, утверждается, что взрослые могут освоить модели агрессивного поведения через механизмы подкрепления и подражания. Если обидчик усваивает, что акты насилия приводят к рассчитанным последствиям, а жертва – что насилие можно прекратить, подчинившись требованиям агрессора, то происходит становление шаблонов взаимодействия, подкрепляющих демонстрацию агрессивного поведения. Более того, обидчики могут выступать в качестве ролевых моделей для других детей и подростков, внушая им мысли, что агрессия – это приемлемая и, возможно, единственная стратегия разрешения конфликтов.

С точки зрения теории социального обмена, удовлетворенность детей и подростков основана на анализе затрат и выгод, при котором дети и подростки сопоставляют свои вложения (например, эмоциональный вклад, время) с ощущаемыми преимуществами (например, эмоциональным удовлетворением). Если индивид полагает, что его вложения перевешивают полученную выгоду, то, согласно этой теории, возникает неудовлетворенность, и будут изучены альтернативные варианты взаимоотношений. С учетом того, что взаимоотношения между родителями и детьми разорвать практически невозможно, насилие при таком теоретическом подходе понимается как реакция на неудовлетворенность, проистекающую из взаимоотношений, которые не соответствуют ожиданиям.