Развлечения для детей 5 месяцев. Помощь в развитии ребенка. Способность в любом положении удерживать голову

Развитие ребенка в 5 месяцев имеет свои особенности, о которых нужно знать, чтобы обеспечить дитя всем необходимым.

Младенцы растут так стремительно!

Кажется, еще совсем недавно вы принесли из родильного дома крошечный комочек, который и головку самостоятельно держать не мог, который только ел и спал, а сегодня этот крошечный карапуз уже вовсю интересуется внешним миром и пытается ползать.

Пятимесячные дети невероятно интересны, они ежедневно удивляют своих родителей.

Развитие ребенка в 5 месяцев имеет свои особенности, о которых нужно знать мамам и папам, чтобы они могли обеспечить свое дитя всем необходимым.

5 месяцев ребенку: что он умеет в этом возрасте?

Казалось бы, пятимесячные младенцы не должны так уж сильно отличаться от .

И правда, ну, чему такому чрезвычайному мог научиться малыш всего за 30 дней?

Но так могут размышлять лишь те, кто не имеет детей и никогда близко с ними не общался.

Я же помню, как стремительно рос мой крестник до года, если месяц я его не видела, то казалось, что перед тобой уже совсем другой ребенок.

К 5 месяцам у детей появляются новые знания и умения, которые чрезвычайно радуют родителей. Младенец:

    Постоянно пытается встать на ножки, если вы поддерживаете его подмышки.

    С вашей помощью он может постоять достаточно длительное время: до 5 минут.

  • Подолгу лежит на животе, самостоятельно держа головку и плечики, приподнимаясь на локотках и вытянутых руках.
  • Пытается ползать, если вы кладете его на живот.

    Если разложить перед крохой его любимые игрушки, то он начнет за ними тянуться и вполне может сделать несколько «ползущих» движений.

    Разговаривает с родителями односложными словами.

    Малыш именно разговаривает, а не лопочет и, если после произнесенного слова вы будете его хвалить и поощрять, то он будет общаться с вами гораздо чаще.

    Подолгу сидит, если вы поместите его в детское кресло или обеспечите опору его спинке при помощи подушек.

    Причем, сидит малыш с удовольствием, потому что это дает ему возможность изучать окружающий мир.

  • Изучает свое тело, ощупывая все органы, в том числе – и половые.
  • Самостоятельно выбирает игрушку, понимает, какая из них ему нужна в данный момент, знает, что с ней делать, подолгу играет с выбранной игрушкой.

Физиологическое развитие ребенка в 5 месяцев


Ваш пятимесячный карапуз успел подрасти на 2–3 см и набрать в весе не менее 800 грамм, что свидетельствует о нормальном развитии ребенка.

5 месяцев – время, когда здоровый малыш должен хорошо кушать, спокойно спать ночью и добровольно укладываться спать хотя бы 2 раза за день, писать через каждые 30–40 минут, с удовольствием играть с мамой и т.д.

Таблица физических параметров мальчиков и девочек имеет такие усредненные данные:

Психическое развитие ребенка в 5 месяцев


Малыш уже умеет проявлять свои эмоции и не стесняется это делать.

Например, если вы слишком долго его переодеваете или не даете ему ту игрушку, которую он хочет, или еще как-то его расстраиваете, то будьте готовы к тому, что ребенок открыто заявит вам, насколько вы его разочаровали при помощи плача или визга.

Младенец легко идентифицирует своих родителей среди многих лиц, особое место в его жизни занимает мама.

За мамой малыш часто следит взглядом и, если она исчезла с поля его зрения, то он будет еще некоторое время смотреть на место, где она стояла, как бы пытаясь вернуть ее обратно.

Кроха легко делит людей, которых видит, на своих и чужих. Он уже не идет так охотно на ручки к незнакомцам, предпочитая проводить время с теми, кого он знает.

Младенец очень чувствительно относится к окружающей атмосфере и улавливает окрашенность интонации, с которой к нему обращаются.

Если вы ласково с ним заворкуете, то он улыбнется в ответ, а вот на крики, ругань или строгий тон он ответит плачем.

Как ухаживать за ребенком, которому исполнилось 5 месяцев?


Уход за пятимесячным дитятком должен состоять из 5 обязательных моментов:

  1. Питание.
  2. Гигиена.
  3. Прогулки и игры.
  4. Безопасность.

Конечно, нельзя забывать о том, что главное для малыша любого возраста – любовь, ласка и забота, но я думаю, что среди моих читателей нет родителей, которым нужно напоминать об этом.

Развитие ребенка 5 месяцев: питание


Как это не парадоксально, но малыш в возрасте 5 месяцев начинает меньше есть.

Суточная норма грудного молока или сухой смеси для него – 750–900 грамм.

Если ваш младенец не наедается лишь грудным молоком, то можно начинать вводить прикорм в виде фруктовых и овощных пюре. Прежде чем делать это, посоветуйтесь со своим педиатром.

Процесс кормления младенца весьма усложняется, потому что ребенок часто отвлекается на шум или что-то другое.

Не стоит кричать на него или пытаться вразумить другим способом, все дело – в особенностях возраста, нужно просто перетерпеть, пока он повзрослеет.

Развитие ребенка 5 месяцев: сон


Время, которое пятимесячный малыш проводит во сне, сокращается.

Сейчас он спит не более 15 часов, причем 10–11 часов припадает на ночной период, а остальное время распределяется между 2–3 отдыхами днем.

Если ребенка ничего не тревожит (у него еще не начали резаться зубки, и он хорошо себя чувствует), то ночью он будет спать спокойно и не станет просыпаться, так что у мамы тоже появилась возможность высыпаться по ночам.

Развитие ребенка 5 месяцев: гигиена

Вы по-прежнему должны ежедневно купать малыша.

Если раньше он лишь лежал в ванночке, позволяя себя поливать водичкой, то сейчас он не хочет лежать спокойно, предпочитая превращать процесс купания в игру.

Не стоит сердиться, если чадо бьет руками по воде, чтобы вызвать брызги: так он развлекается.

Можно брать с собой в ванну специальные игрушки, чтобы отвлечь малыша, пока вы будете его купать.

В этом возрасте еще большинство детей носят одноразовый подгузник.

Он не наносит вреда ребенку, но меняйте его вовремя и следите за чистотой ягодичек и интимного места, иначе раздражения будут причинять младенцу дискомфортные ощущения.

Развитие ребенка 5 месяцев: прогулки и игры

Чтобы развитие младенца было полноценным, с ним нужно гулять на свежем воздухе не менее 2 часов в день, желательно – больше.

Характер прогулок меняется: раньше кроха в основном спал, а теперь он бодрствует, пытаясь изучать окружающий мир.

Помогите ему в этом, разговаривая с младенцем, пытаясь объяснить ему то, что его заинтересовало.

Да и вообще, в периоды бодрствования с дитем нужно играть в понятные ему игры («Ку-ку», «Как говорит животное», «Где наш носик, где наш ротик» и т.д.), разговаривать с ним, петь ему песенки, читать стишки и коротенькие сказки.

Еще пара слов о развитии пятимесячного малыша и

его методах познания окружающего мира

в видеоролике:

Развитие ребенка 5 месяцев: безопасность

Некоторые дети в этом возрасте начинают уже ползать. Пусть пока неуверенно, но этого достаточно, чтобы влезть в какие-то неприятности.

Сделайте дом безопасным для крохи, позаботившись об острых углах, шкафах, ящиках, крышке унитаза, холодильнике и т.д.

К счастью, сегодня в магазинах продается все необходимое.

Некоторые родители переживают из-за того, что 5 месяцев ребенку уже исполнилось, но он пока не дотягивает по физическим параметрам до нормы или не умеет чего-то из перечисленного в статье.

Не расстраивайтесь раньше времени, ведь все дети индивидуальны.

Ваш малыш нагонит сверстников чуть позже.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Пятимесячный малыш продолжает интенсивно развиваться, успешно совершенствуя полученные ранее навыки и приобретая новые. Он все больше увлечен изучением окружающего мира. Задача родителей в этом возрасте – активно помогать физическому и психологическому развитию ребенка.

Физиология ребенка в 5 месяцев – рост и вес малыша

К концу 5 месяца ребенок должен набрать до 700 грамм и вырасти на пару сантиметров.
Средние показатели малыша:


малыша совершенствуются с каждым днем, задача родителей внимательно наблюдать за ребенком и в случае отклонений обращаться к врачу.
Зрение Малыш на длительное время фокусирует взгляд на заинтересовавшем его предмете. Если водить им в разные стороны, кроха уверенно следит за ним взглядом.

Как развивать: Для развития глазных мышц полезно, держа яркую игрушку на расстоянии 35-40 см от глаз ребенка, несколько раз медленно провести ей из стороны в сторону и вверх – вниз, чтобы малыш провожал ее взглядом.

Слух ребенка Малыш без проблем определяет источник звука и реагирует на него. Он выражает недовольство, если звук ему не понравился и радостно улыбается, когда слышит приятные интонации.

Проверка: Для проверки слуха нужно встать на расстоянии 5 метров от малыша, негромко позвать его или хлопнуть в ладоши. Ребенок с нормальным слухом повернет голову в вашу сторону и поприветствует радостной улыбкой.

Помните, что самым любимым звуком для малыша является голос мамы.

Новые звуки Кроха быстро пополняет свой звуковой запас и постоянно что-то лепечет. У него формируется способность использования речи как средства коммуникации.

Вывод: То есть звуки, которые он издает, имеют эмоциональную окраску. Малыш посредством звуков показывает, что ему хорошо или плохо, весело или грустно.

Потребность во сне Суточная продолжительность сна пятимесячного ребенка составляет от 14 до 16 часов, на ночное время приходится его большая часть – до 10 часов.

В 5 месяцев ребенок спит днем по 2-3 раза, в зависимости от физиологических потребностей.

Режутся зубки У многих детей уже к концу 4 месяца начинают резаться зубки. Дети достаточно тяжело переносят этот процесс. Малыш плохо спит, капризничает, теряет аппетит. Прорезывание зубов сопровождается высокой температурой.

Двигательная активность и навыки малыша в пять месяцев

В 5 месяцев двигательная активность ребенка заметно возрастает, так как исчезают последние проявления гипертонуса мышц. Малыш уже не лежит в кроватке, спокойно разглядывая игрушки. Он успешно поворачивается на живот, поднимает и держит головку, опираясь на ручки. Лежа на спине, пытается сесть, усердно отрывая спину от кровати.

Подвижность ребенка способствует укреплению всех мышц малыша. Движения крохи становятся целенаправленными, заметно улучшается координация, руки, ноги и шея движутся согласованно, подчиняясь одной цели. Если разложить вокруг крохи игрушки, он, пытаясь их достать, учится ползать.

Ребенок становится достаточно гибким. Упираясь головкой и ножками в поверхность кроватки, он, выгибается дугой, практически делая «мостик». Кроха легко может засунуть палец ноги себе в ротик.

В этот период любимым увлечением ребенка является бросание предметов. Кроха старательно собирает игрушки и выбрасывает их из кроватки. Через такие занятия проходят все детки, так что не стоит ругать их.

Нормально развивающийся ребенок, приближаясь к полугоду, должен уметь:

  • Самостоятельно переворачиваться на животик и обратно.
  • Лежа на животе вытягивать ножки и ручки, делая «ласточку», прогибаться и хорошо держать голову.
  • Поддерживать мамину грудь во время кормления , а детки на искусственном вскармливании – держать бутылочку самостоятельно.
  • Без проблем запихивать в рот и сосать пальчики ног .

Психическое и эмоциональное развитие ребенка в 5 месяцев

Ребенок активно познает мир и очень доволен, когда это происходит вместе с мамой или другими близкими ему людьми. Для полноценного развития нужно уделять достаточно времени для удовлетворения познавательных потребностей малыша.

Тактильные ощущения и мелкая моторика

Малыш должен получать различные ощущения путем прикосновения к разным предметам. Все свои игрушки он уже знает, пора расширять круг знакомств.

Что нужно:

  • Походите с ребенком по комнатам, давая ему потрогать мебель, шторы, холодильник и другие предметы (мягкие и твердые, шершавые и гладкие, холодные и теплые). Попутно называйте их и объясняйте их свойства.
  • Для развития мелкой моторики сшейте несколько мешочков, насыпьте в них разную крупу, фасоль и горох. Малыш будет перебирать их ручками с не меньшим удовольствием, чем игрушки.
  • Обратите внимание, как ваш малыш захватывает предметы . В 5 месяцев мячик или шарик ребенок должен брать растопыренными пальчиками, палочку или карандаш – всей ладошкой, а веревочку – кончиками пальцев.
Малыш и музыка Музыка с раннего возраста воздействует на духовный мир и интеллект ребенка . Она помогает расслабиться, может развеселить ребенка и разрядить эмоциональную напряженность.

Кроме музыки, малышу полезно слушать песенки , которые напевает мама. Это могут быть не только колыбельные, а песни на все случаи жизни, к примеру, когда кроха гулит и что-то лопочет, подпойте ему:

Поет, поет соловушка

Поет, поет молоденький

Молоденький, хорошенький

Хорошенький, пригоженький!

Для любой мамы не составит труда найти и заучить несколько потешек, стишков или песен.

Знакомство с книжками Хорошая книжка с яркими иллюстрациями прекрасно удовлетворяет потребности ребенка в познании нового . Просматривание книжек вместе с мамой и ее пояснениями к картинкам способствует речевому развитию, расширяет мировоззрение и образное мышление, благотворно влияет на интеллект малыша.
Познавательные экскурсии Во время прогулок ребенка уже не устраивает простое лежание в коляске. Ему интересно рассмотреть все, что находится вокруг него, определить откуда исходят те или иные звуки . Дайте возможность прикоснуться к заинтересовавшим кроху предметам. Во время прогулок больше разговаривайте с малышом, рассказывая ему обо всем, что он видит вокруг.

Дальнейшее развитие речевых навыков

В 5-ти месячном возрасте происходит становление речи ребенка. Он не только произносит отдельные звуки, но и пытается имитировать вашу интонацию.

Самое важное в формировании речевых навыков заключается в том, что ребенок должен научиться понимать речь взрослых , а не воспринимать ее как простой набор звуков. Разговаривать с малышом нужно неторопливо и четко, сопровождая слова действиями.

К примеру, покачивая малыша на руках или качелях, комментируйте движение ребенка : «Вверх – вниз, вверх – вниз». Пока еще кроха не способен понять смысл сказанного, но усвоить, что движения в противоположные стороны обозначаются разными словами, он может.

Используйте в своей речи больше простых для восприятия крохи слов . К примеру, кукла – Ляля, кошечка – мяу, бабушка – баба. Такие звуки малышу легче повторить.

Питание ребенка в 5 месяцев

Рацион детей в пятимесячном возрасте мало чем отличается от питания ребенка в 4 месяца. Оптимальным продуктом для малыша все так же остается грудное молоко. Так как желудочек малыша подрастает вместе с ним, за 1 раз он съедает больший объем пищи. В связи с этим сокращается количество кормлений.

На 6-м месяце жизни малышу достаточно принимать пищу 5 раз в день.

  • Независимо от того, на каком вскармливании – грудном или искусственном находится малыш, ему необходимо введение .
  • Если вы не начали делать этого раньше , в 5 месяцев обязательно нужно добавлять в рацион ребенка новые продукты.
  • За одно кормление малышу нужно давать попробовать только один какой-нибудь продукт.
  • К полугодовалому возрасту в рационе малыша должны присутствовать овощные и фруктовые смеси, кисломолочные продукты, каши, соки и компоты.
  • Начинать прикорм нужно с половины чайной ложки, постепенно увеличивая объем.

При этом нужно обязательно отслеживать аллергические реакции ребенка на тот или иной продукт.

Упражнения в помощь физическому развитию ребенка в 5 месяцев

Физические упражнения и массаж играют важную роль в развитии ребенка, помогаю крохе расти здоровым и сильным. Утром и вечером перед купанием нужно уделять несколько минут массажу и гимнастике. Кроме этого, ежедневно нужно выполнять ряд физических упражнений, которые укрепляют мышцы и помогают освоить новые навыки.

Укрепляем пресс Малыша прижимают к с своему телу , одной рукой держа его за ножки выше колен, а второй – чуть ниже животика.

В таком положении малыш может сгибать и разгибать свое тельце, «качая» пресс и укрепляя мышцы.

Учимся ползать Чаще опускайте малыша на пол , раскладывая в небольшом отдалении игрушки. В 5 месяцев дети должны освоить ползание.

Вначале ножки малыша будут проскальзывать , но постепенно малыш справится с заданием.

Учимся стоять на четвереньках По-настоящему малыш начнет ползать , когда встанет на четвереньки. Если он приподнимает попу, пытаясь ползти, нужно приподнять его за животик, так чтобы ручки выпрямились, и он мог опереться на ладошки.

Первое время малыш будет падать через несколько секунд, но после тренировок у него все получится.

Подтягиваемся

Берите малыша за ручки , когда он лежит на спине. Потягивайте малыша на себя вначале до , а в дальнейшем и полностью поднимайте ребенка. Такие упражнения должны входить в состав утренней и вечерней гимнастики.

В дальнейшем ребенку дают в руки гладкую палочку или кольца, за которые и подтягивают его.

Развиваем вестибулярный аппарат Поднимайте малыша в воздух , совершая «полеты» по комнате, раскачивайте его, положив его на свои ноги. Хорошо развивают вестибулярный аппарат упражнения на фитболе (качание из стороны в сторону, круговые повороты, наклоны).

Уделяйте своему малышу как можно больше времени, ведь только забота и любовь близких людей помогает разностороннему развитию ребенка.

Детки растут очень быстро. Вроде бы совсем недавно новорожденный появился на свет, а уже узнает родителей, радостно улыбается им, ловко переворачивается и начинает играть в игрушки. Развитие ребенка в 5 месяцев наполнено радостными моментами и неожиданностями.

Что должен уметь 5 месячный ребенок

Рост и вес малыша в 5 месяцев изменились так, что заметно невооруженным глазом. Грудничок за 5 месяцев вырастает примерно на 15 см и становится вдвое тяжелее. Согласно статистике, в среднем, мальчики в 5 месяцев весят 7,3 кг, девочки – 6,65 кг. Отклонения в 6–7% являются нормой.

Младенец легко поворачивается на бок и может ухватить пальчиками игрушки. В общем, физиологическое развитие ребенка этого возраста характеризуется следующими показателями:

  • когда малютку берут подмышки, он пробует делать шажки;
  • крепко держит в руках предметы;
  • лежа на спине, малыш поднимает плечи;
  • слегка кусает пальчики ног;
  • кроха способен перевернуться с животика на спинку и наоборот;
  • карапуз активно пытается дотянуться до яркого объекта, например, игрушки;
  • лежа на животе, дитя крепко упирается ручками в поверхность.

Развитие ребенка в 5,5 месяцев дополняется попытками сесть. Специалисты постоянно разрабатывают игры, которые позволяют улучшить физическую активность ребенка, и стимулируют развитие его мыслительных способностей, зрения и координации. Наиболее простая игра – предложить крошке выбрать предмет. Малыша переворачивают на живот и рядом ставят 2-3 яркие игрушки. Карапуз сначала потянется за приглянувшимся объектом, а потом постарается до него доползти.

В это время у грудного ребенка обнаруживаются неизвестные ему доселе эмоции. Он легко пугается, задерживает взгляд на предметах, пытается различать звуки. Малыш в 5 месяцев уже наделен такими способностями:

  • разграничивает громкие и тихие звуки;
  • различает цвета (но синие, красные и желтые выделяет из всех других);
  • узнает близких людей, осознанно улыбается им;
  • может остерегаться посторонних, особенно если они пытаются взять его на ручки;
  • выговаривает несколько гласных (а, и, е, ы) и пару согласных звуков;
  • внимательно слушает;
  • гулит, агукает, хохочет;
  • глядя в зеркало, узнает собственное отражение;
  • пищит или рычит, демонстрируя удовольствие;
  • не отдает игрушки, а при попытке забрать их начинает ныть или громко кричать.

Конкретные нормы развития ребенка в 5,5 месяцев не существуют. В это время малыши уже пытаются вызвать внимание родителей. Их зрительное восприятие очень развито. Например, запомнив маму с одной прической, малютка будет настороженно рассматривать новую стрижку или необычную одежду.

Кроха в 5,5 месяцев умеет зрительно управлять движением рук. То есть ребенок сперва смотрит на игрушку, а потом тянется к ней. Причем именно к той, которая его интересует. Это является еще одним важнейшим шагом в развитии, связанным с формированием умения выбирать и фиксировать внимание.

Игры для развития ребёнка в возрасте 5 месяцев

Очень часто родителей интересует в общем, что может делать ребенок в пять месяцев, и правильно ли идет развитие конкретно их чада. Четких норм здесь нет. Каждый малыш неповторим и осваивает навыки и умения в своём темпе. Что умеют сейчас непоседы, более спокойные детки освоят чуть позже.

Задумываясь как развивать младенца в 5 месяцев, стоит обратить внимание на следующие игры:

1.«Узнай меня» . Главная задача – определить может ли пятимесячный малыш отличить знакомого ему человека. Для этого, маме или папе нужно подойти к кроватке и улыбнуться малютке. Карапуз должен улыбнуться в ответ. Затем родитель отворачивается и надевает маску или обматывает лицо шарфом. Верная реакция – кроха не узнает человека в новом облике.

2.«Хватай и тяни» .Цель занятия – познакомить малыша с простыми звуками. Показывая игрушку или изображение котенка на картинке, мама говорит: «Мяу-мяу», на самолет – «Уууууу» и т.д. Ребенок с энтузиазмом слушает новые звуки и разглядывает новые объекты.

3.«Хватай и тяни» . Когда дитя хватает маму за палец, нужно вскрикнуть «Ай!», а если малыш схватил предмет, следует слегка потянуть его, но потом отдать.

4.«А ну-ка, поймай!» .Можно кидать ребенку мягкий мячик или игрушку-пищалку. Если кроха любит бросать вещи на пол, стоит поднимать их вместе с ним. Малютке интересно делать что-то «как взрослый», и попутно развиваются моторика и координация.

5.Кубики . Мягкие и яркие – они идеально подходят для того, чтобы их кидать или пытаться до них дотянуться.

6.Подушки различных форм . Потребуются поролоновые подушечки цилиндрической, треугольной, круглой форм. Они должны быть мягкими и броскими – с контрастным изображением или в полоску. Младенца можно положить животиком подушку, покатать вправо-влево, посадить верхом.

Развитие недоношенного ребенка в пять месяцев

На пятом месяце младенцы, родившиеся раньше 38 недель, почти догоняют сверстников в показателях роста и веса. Каких-либо серьезных отклонений в их развитии и поведении также не наблюдается. Поэтому решая, чем заниматься с такими детками, можно вполне практиковать вышеописанные игры.

Когда родители задумываются как бы ускорить развитие ребенка, они сталкивается с обилием рекомендаций и предостережений. Одни советуют не торопить процесс, а другие настаивают на постоянных активных занятиях с малюткой, чтобы предотвратить отставание в развитии.

Небезызвестный доктор Комаровский рекомендует не зацикливаться на этом. Великолепно, если мамочка делает крохе легкие поглаживания, играет с ним. Но все это только до тех пор, пока приносит им обоим удовольствие. Если малыш не в настроении - не нужно настаивать на занятиях или массаже, стоит отложить их на более подходящее время.

Набор веса уже не такой быстрый, как в предыдущие месяцы. Младенец начинает больше двигаться, следовательно, расходует больше энергии. Многим детям на этом этапе из-за возросших потребностей в энергии уже требуется введение прикорма.

Растет малыш приблизительно с той же скоростью – 2 — 3 сантиметра в месяц.

Распорядок дня пятимесячного ребёнка мало изменился за прошедший месяц. Малышу требуется всё то же время для сна – 15 часов, распределённое между ночным и тремя дневными снами. Увеличивается время для игр. Причем теперь ребёнок может 5 — 10 минут провести самостоятельно, посвящая их изучению частей своего тела или новой интересной игрушке.

Многие родители уже ввели или подумывают вводить ребёнку первый прикорм. Оценить готовность к нему помогут определённые признаки – интерес малыша к пище взрослых, готовность сидеть самостоятельно, отсутствие выталкивающих движений языком при попадании полужидкой пищи в рот.

Полезная и актуальная статья от педиатра, в которой рассказывается о том, как правильно в детский рацион и как готовить этот продукт в домашних условиях.

Навыки ребёнка в 5 месяцев

То, что умеет ребёнок в 5 месяцев, немногим отличается от умений месяц назад. Отличие навыков в том, что делает ребёнок всё более уверенно и совершенно:

  • малыш уверенно переворачивается со спины на бочок, живот и обратно. Причем некоторые дети достигают таких успехов, что мгновенно могут скатиться с дивана или кровати на пол. Поэтому оставлять их наедине с самими собой не стоит;
  • захватывает погремушку. Может переложить ее из одной руки в другую;
  • при потягивании за ручки поднимается и присаживается.

Нельзя насильно садить ребёнка. Если не хочет – не надо.

5-месячный мальчик уже вполне может и сесть самостоятельно. В случае с девочкой – раньше шести месяцев садить не рекомендуется.

Если малыш уже сидит сам, не забывайте класть позади него подушку. Мышцы спины ещё не привыкли к такой нагрузке и быстро устают. Ребёнок в любой момент может откинуться назад.

  • при кормлении удерживает бутылочку со смесью. Если кормится грудью, поддерживает её, регулирует положение для своего удобства;
  • улучшается координация мышц тела. Малыш учится раскачиваться, может подтянуть ноги к голове, засунуть в рот пальчики;
  • большинство транзиторных рефлексов новорождённого к этому возрасту угасают;
  • при поддержке под мышки ребёнок становится на твёрдую опору, почти полностью выпрямив ноги.

Полезная и всегда актуальная информация в статье детского доктора, описывающей, и как обеспечить полноценное развитие малыша.

Подготовка спины малыша к будущим нагрузкам

Переход тела в вертикальное положение требует определённой подготовки. Для этого следует регулярно делать массаж и гимнастику. Массажные движения при этом можно разнообразить. Использовать не только поглаживания, растирания и вибрацию, но и поколачивание кончиками пальцев, пощипывание и элементы легкого разминания.

Для укрепления спинки младенца хороши занятия на фитболе. Малыш, лёжа на животе, будет стараться выпрямить ноги и направить руки вперед, напоминая своей позой самолетик. Из положения лёжа на спине удобно присаживать малыша, держа его за ладошки. Эти простые упражнения помогут укрепить мышцы спины и пресса.

В этом плане также полезны водные процедуры, сопровождающиеся занятиями на тонизирование мышц (грудничковое плавание).

Развитие мелкой моторики

Воздействие на определённые точки ладонной поверхности кисти помогает ребёнку осознать, прочувствовать свои ощущения и работу мышц кисти. Помогут в этом пальчиковые игры, перекатывание массажного шарика, сенсорные коробки.

Наполняя подобную коробку, обязательно следите за тем, чтобы там не оказались слишком мелкие или хрупкие вещи, которые ребёнок может сломать или проглотить.

Общение и тактильный контакт

Потребность в постоянном близком контакте красной нитью проходит через жизнь младенца. Благодаря ему удовлетворяется потребность малыша в защите, формируется базовое доверие к миру.

Постоянно звучащая речь, пояснения касательно окружающих вещей и явлений помогают понять ребёнку их суть, пополняют словарный запас. Хоть и далеко не все звучащие слова понятны для пятимесячной крохи.

Но, пытаясь подражать речи родителей, малыш тем самым делает большой вклад в её становлении.

Песни, звуки музыки

Орган слуха малыша уже может различать ритм. А наложенные на этот ритм слова будут более понятны, чем обычная речь. Слыша музыку, ребёнок будет стараться двигаться в её такт. Слушая колыбельную в исполнении мамы, вскорости будет «подмурлыкивать», стараясь попасть в ноты.

Разнообразить звуковые впечатления ещё можно с помощью колокольчиков. Их можно привязать к ручке, ножке. Двигаясь, ребёнок будет прислушиваться, искать источник звука, интересоваться своими частями тела, разглядывать, трогать их и даже тянуть в рот.

Знакомство с книгой

В первую очередь – с картинками. Крохе будет интересно рассматривать красочные изображения. Особенно интересны в этом плане животные. Заодно, услышав простые «му», «гав», «мяу» и «кар», малыш будет пытаться повторить эти простые слоги, чем пополнит свой словарный запас.

Из пассивного наблюдателя окружающего мира малыш постепенно превращается в активного участника событий. Теперь, умея доставать и хватать предметы, он ищет любую возможность использовать приобретенные навыки. Если двигающаяся игрушка висит над кроваткой, но до нее нельзя дотянуться, младенец расстраивается. Ему хочется ударить, схватить ее, положить в рот и посмотреть, что из этого получится.

Если понаблюдать за тем, как ребенок играет с движущейся игрушкой, можно обнаружить, что он делает это, следуя определенному порядку: схватить, осмотреть и снова схватить. Точно также кроха ведет себя по отношению к другим вещам. Занимаясь с каким-нибудь предметом, находящимся поблизости, он как бы задает себе вопрос: «Что я держу в руках и что с этим можно сделать?»

В возрасте 5 месяцев дети начинают активно изучать окружающую обстановку и одновременно проявлять инициативу в общении с людьми. Вместо того чтобы ждать, когда кто-нибудь обратит на него внимание, ребенок, увидев входящего, первым начинает «гулить» и лепетать . И поскольку нет ничего привлекательнее улыбающегося, лепечущего младенца, вы не сможете не ответить на его приветствие.

Учимся понимать друг друга

Внимание младенца привлекают лица любого вида и формы – он радуется приходу гостей и с интересом их рассматривает. Но, несмотря на то, что крохе нравится видеть новых людей, на пятом месяце жизни он уже начинает делить окружающих на «своих» и «чужих». Среди последних может оказаться не только посторонний человек, но и мама, решившая не бросать карьеру и вышедшая на работу.

Поэтому, как бы вы ни были загружены своими «взрослыми» делами, заведите себе за правило каждый день уделять хотя бы несколько минут общению с малышом. Тех же, кого ребенок считает «своим», он с удовольствием изучает: притрагивается к глазам, кусает за нос, дергает за волосы. Когда мама или папа разговаривают с младенцем, он сует пальцы им в рот, как будто пытается схватить вылетающие слова.

По мере того как ребенок проявляет все возрастающий интерес к словам, которые произносят родители, его собственный звуковой репертуар все больше расширяется. Кроха осваивает большинство гласных звуков и некоторые согласные. В возрасте трех месяцев дети разных национальностей, с разной языковой принадлежностью и даже глухие одинаково произносят звуки.

В 4-4,5 месяца можно заметить, что дети подражают языку, на котором говорят окружающие. Свое умение «говорить» младенец с готовностью демонстрирует и игрушке, оказавшейся в поле его зрения, и маме, смотрящей на него. Но «гуление» производит впечатление более осмысленного, если собеседник реагирует на «слова» малыша. Родители могут стимулировать диалог, ускоряя или замедляя темп речи, а также изменяя тембр голоса.

Огромную радость доставляют ребенку физические игры, которые так любят папы. Легкие подбрасывания вверх, щекотка или громкое чмокание вызывают у малыша громкий смех. Но при этом важно помнить, что у маленьких детей веселье и страх тесно связаны. Многим знакома следующая ситуация: ребенок заливисто хохочет от легких подбрасываний, но стоит поднять его чуть выше, как он тут же заливается плачем. Это говорит о том, что у маленьких детей веселье часто граничит с избыточным возбуждением. Старайтесь играть с любимым чадом, не перевозбуждая его.

Двигательные навыки ребенка 5 месяцев

Самые большие перемены происходят в двигательной сфере. Мышцы окончательно освобождаются от гипертонуса и начинают действовать слаженно, развиваются так называемые локомоции – общие движения тела, где задействованы практически все мышцы. Казалось бы, ребенок может двигать всем телом с самого рождения, однако на первых порах его движения лишены согласованности: мышцы ручек, ножек, спины, действуют одновременно, но все по отдельности. Локомоции же, напротив, согласованные движения, подчиненные одной цели. Они обеспечивают подвижность ребенка в пространстве, являются основой самостоятельности.

На 5 месяце жизни многие дети уже умеют переворачиваться с живота на спину. Некоторым детишкам удается переворачиваться и со спины на живот. В возрасте 5 месяцев ребенок способен некоторое время проводить в полусидячем положении – это очень полезно, поскольку кроха может наблюдать, что происходит вокруг, замечать проходящих мимо людей, которые, отвечая на улыбку, останавливаются и разговаривают с ним.

Однако мягкая мебель не лучшее место для того, чтобы усаживать ребенка. Подкладывать под спину подушку тоже не рекомендуется, а вот та же подушка, подложенная под матрасик, дает хороший наклон, удобное положение и достаточный обзор. Лучшее решение – посадить ребенка в шезлонг с регулируемой спинкой, в котором младенец будет чувствовать себя удобно и комфортно.

Заметные сдвиги наблюдаются и в способности маленького человечка перемещаться, находясь в положении на животе. Младенец принимает позу лягушки и, отталкиваясь ступнями, продвигается вперед. Некоторые малыши передвигаются только с помощью рук. Часто бывает и так, что, прежде чем научиться ползти вперед, ребенок начинает пятиться назад.

Но самой подвижной частью тела по-прежнему являются руки. Они постоянно чем-то заняты. Малыш тянется и пытается схватить самые разнообразные предметы. Он будет стремиться достать все, что попадается ему на глаза, до тех пор, пока видит собственную руку и объект. Однако в действиях еще не достаточно ловкости. Пальцы рук пока не способны шевелиться легко и свободно. Кроха скорее загребает, чем берет рукой лежащую на столе вещь.

Поскольку ребенок стремиться использовать вновь приобретенные навыки, он будет активно заниматься игрушками, проводя за игрой достаточно много времени. Чтобы доставить малышу особое удовольствие, прикрепите к кроватке подвеску с пластмассовым кольцом, погремушками и колокольчиками. Если он захватит кольцо, отпустит, а затем снова схватит, его усилия вознаградятся звоном колокольчика.

Вижу, слышу, ощущаю…

До сих пор зрительная система ребенка напоминала фотоаппарат с фиксированным фокусом: он мог четко различать объекты, находящиеся на расстоянии 30-40 см. Теперь же малыш способен фокусировать взгляд вне зависимости от расстояния, на котором находится интересующий его предмет.

Самая любимая игрушка 4-x месячного ребенка – зеркало. Небьющееся зеркало, прикрепленное к подвеске или игрушке, является неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в него, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук, ловит взгляд своего «двойника» и улыбается ему.

Несмотря на развитие зрительных навыков, младенец исследует предметы, главным образом, с помощью рта. Народная поговорка: «Губа – не дура, язык – не лопатка, знают, где горько, где сладко» иллюстрирует именно этот период в развитие малыша. Действия быстро следуют одно за другим – ребенок видит игрушку, хватает ее и кладет в рот. Через некоторое время к этому четкому порядку добавится подробный осмотр. Прежде чем положить предмет к себе в рот, малыш будет долго изучать «ценную вещь».

Наряду с интересом к новым зрительным образам, ребенок захвачен многообразием звуков. Четырехмесячный малыш обнаруживает, что может произносить звуки, и радуется, когда их слышит. Некоторые из них, например пронзительный крик , невнятное бормотание, кашель, ему особенно нравится, и он повторяет их снова и снова. Многие дети забавляются, издавая то очень громкие, то, наоборот, очень тихие звуки, и получает удовольствие от эффекта, который они производят.

Занятия с ребенком 5 месяцев

Постойте небольшую картонную горку. Покажите ребенку, как с нее скатывается игрушка на колесиках. Это станет для него первым примером причинно-следственных связей между явлениями. Познакомьте малыша с мыльными пузырями. Младенцам очень нравится наблюдать за их неспешным полетом. Следите за тем, чтобы банка с мыльной жидкостью не попала крохе в руки, поскольку он непременно захочет засунуть ее в рот.

Помогите малышу исследовать свое тело. Для этого наденьте ему на ногу яркий носок или пинетку с привязанным к ней колокольчиком. Сначала младенец будет просто смотреть на свою ногу, а через некоторое время схватит ее. Чтобы ребенок учился принимать решения, вложите ему в каждую руку по игрушке, которая может пищать. Для этой цели лучше всего резиновые игрушки, которые кроха мог бы сжимать. Наблюдайте, станет ли он смотреть на руку, которая издает писк. Когда малыш станет постарше, он научится сжимать обе игрушки одновременно.

Физическое развитие детей 5 месяцев

Ребенок совершенствует хватательные навыки и в то же время учится дотягиваться до игрушек. Запаситесь погремушками разного размера, чтобы помочь ему упражняться. Дотроньтесь погремушкой сначала до левой, затем до правой ручки малыша. Поднесите игрушку близко к ребенку, и пусть он схватит ее. Поднимите игрушку высоко, затем приблизьте к младенцу и снова отодвиньте. По мере того как ребенок учится хватать, он совершенствует координацию движений глаз и рук.

Расстелите одеяло и положите кроху на живот на край. Возьмите одеяло за концы и осторожно приподнимите, чтобы помочь малышу перевернуться с живота на спину . Если ваш ребенок научился передвигаться, ползая или извиваясь, положите игрушки так, чтобы он не мог их достать. Вскоре малыш поймет: для того чтобы получить игрушку, необходимо не только схватить, но и доползти до нее. Не разочаровывайте младенца. Если он не сможет дотянуться до игрушки в течение нескольких секунд, положите ее рядом с ним.