К начальной социализации относят периоды жизни человека. Возрастные этапы и критические периоды социализации. Возрастные этапы социализации

Существуют различные подходы к выделению этапов социализации, например, по характеру протекания: стихийный, относительно направляемый, социально контролируемый и самоуправляемый. В 1920-е гг. выделяли этапы, ориентированные на анатомо-физиологические изменения организма ребенка. В 1970-е гг. Д.Б. Эльконин (1904-1984) предложил возрастную периодизацию развития психики, основанную на смене ведущих деятельностей: дошкольники - игра; младшие школьники - обучение; подростки - интимное личное общение; юноши - учебно-профессиональная деятельность. В 1980-е гг. А.В. Петровский выдвинул концепцию возрастной периодизации развития личности, определяемую типом деятельностно-опосредованных отношений индивида с наиболее референтными для него группами.

Наиболее интенсивный процесс социализации проходит в детский период, затем он уже не имеет таких ярких проявлений в жизнедеятельности человека (смена сферы деятельности, места работы, места жительства и т. д.). Хотя и осуществляется при последовательном прохождении основных фаз социализации: социальной адаптации, социальной автономизации и социальной интеграции. Поэтому в данном параграфе мы сосредоточим внимание на периодах жизни ребенка от рождения до его совершеннолетия.

Этапы социализации можно соотнести с возрастными периодами развития человека. Эти периодизации весьма условны, так как ограничены рамками определенного социокультурного и этнокультурного пространства, а также разработаны на разных теоретических основаниях. Существуют возрастные периодизации, разработанные Д.Б. Элькониньш, В.И. Слободичковым, А.В. Мудриком, Л. Кольбергом и многими другими.

Условно мы выделяем следующие этапы, которые рассматриваются многими учеными-педагогами:

1) младенчество (до 3 лет, основной вид деятельности - общение, институт - семья);

2) детство (3-6 лет, игра, семья, дошкольные учреждения, телевидение);

3) отрочество (7-13 лет, учеба, школа, семья);

4) юность (14-20 лет, образование, досуг, общение; товарищеское окружение, отчасти семья);

5) зрелая личность (20-40 лет, высокая активность, раскрытие потенциала, создание семьи);

6) пред пенсионный (40-60 лет, семейно-бытовая, профессионально-досуговая виды деятельности);

7) пенсионный (60 лет и более, отказ от активной трудовой деятельности, семья).

Существует подход выделения стадий социализации человека в зависимости от отношения его к трудовой деятельности: возрастные (Ловингер): 1) досоциальная (младенчество); 2) импульсивная (раннее детство); 3) самозащитная (≪дельта≫, раннее детство); 4) конформистская (позднее детство/отрочество); 5) сознательная (отрочество/юность); 6) автономная (юность/зрелость); 7) интеграционная (взрослость); (Кеган): 0) инкорпоративная (младенчество); 1) импульсивная (от 2 до 7 лет); 2) имперская (7-12 лет); 3) интерперсональная (13-19 лет); 4) институциональная (ранняя взрослость); 5) интериндивидуальная (взрослость); по характеру отношения к трудовой деятельности: дотрудовая (ранняя социализация) - до школы, стадия обучения; трудовая - стадия высшей школы, стадия трудового коллектива; послетрудовая - стадия выхода на пенсию, стадия самореализаии на пенсии.



Фазы социализации. Процесс социализации личности состоит из трех основных фаз. В первой фазе происходит социальная адаптация индивида, т. е., осваивая различные социальные нормы и ценности, он должен научиться быть как все, уподобиться всем, "потерять" на время свою личность. Вторая фаза характеризуется стремлением индивида к максимальной персонализации. Для личностного процесса это индивидуализация. Для социально-педагогического процесса это обособление (социальная автономизация). И лишь в третьей фазе, при благоприятном исходе, происходит интеграция индивида в группу, когда он представлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей есть потребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют общему успеху и т. д.

Удачной считается такая социализация, когда личность умеет защитить и утвердить свою автономность и при этом интегрироваться в социальную группу. Однако важно учитывать тот факт, что личность на протяжении своей жизни входит в разные социальные группы и, следовательно, многократно проходит все три фазы социализации. При этом, в одних группах она может адаптироваться и интегрироваться, а в других - нет, в одних социальных группах ее индивидуальные качества ценятся, а в других - нет. Кроме того, и сами социальные группы и личность постоянно изменяются.

Первый период социальной адаптации начинается от рождения и продолжается до 1 года, для которого характерен импринтинг, в ходе которого запечатлевается образ тех, с кем он непосредственно связан. В ходе импринтинга ребенок запоминает свою принадлежность к определенным людям, то, как они выглядят, с кем он находится в тесных социальных отношениях.

Второй период социальной адаптации (1-3 года) может смыкаться или перекрываться с первым периодом, когда ребенок начинает выделять себя из мира прочих существ. При всей своей экзистенциальной автономности ребенок стремится к растворению себя в референтной группе, а затем и в более широком социальном пространстве, активно осваивая речь, предметы, нормы. К характерным психологическим механизмам социализации относится экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия с референтной группой (А.В. Мудрик).

В третий период (3-5 лет) ребенок приобретает собственное "Я". Резко возрастают активность и самостоятельность. Усиливается исследовательская активность: ребенок энергично изучает не только предметы и явления окружающего мира, но и возможности собственного тела, в буквальном смысле пытается познать себя. Для этого периода характерно подражание, т. е. следование какому-либо примеру, а также внушение (Р.С. Немов, Н.И. Шевандрин) - процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается. Игровое поведение является преобладающей активностью, приобретая более сложные и разнообразные формы. Игры становятся соревновательными, переходят в борьбу и даже драки за место в детской иерархии. При этом сохраняется открытость миру и желание с ним активно взаимодействовать (доверие). Ребенок учится задавать направление и цель своим действиям.

Следующий период (6-10 лет) связан не только с идентификацией (отождествление человека с другими людьми), но и с активным познанием мира. В этом периоде социальное окружение постепенно сужается, количество дружественных связей к концу этого периода ограничивается.

Период 10-13 лет характеризуется установлением крепких дружеских связей, поиском коллективных интересов и целей. К концу периода развитие получает рефлексивный механизм - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, принимает, оценивает или отвергает нормы, ценности и т. д.

В подростковом возрасте начинается интенсивный процесс социальной автономизации. В социально-педагогической литературе иногда используют понятие "интериоризация", которое и определяет вхождение ребенка в фазу "обособления" (по А.В. Мудрику). А.В. Петровский предложил рассмотреть процесс социализации от социальной адаптации к индивидуализации, а затем к социальной интеграции. Однако процессы индивидуализации и социализации - это противоположные процессы. Поэтому корректно было бы использовать в социально-педагогическом поле понятие "социальной автономизации". Для индивида - это период активной индивидуализации. Для личности - это период обособления себя в социокультурном пространстве.

На этом этапе ребенку необходима помощь со стороны взрослого, педагога. Педагогическое сопровождение самопознания (а это, именно, и есть процесс активного самопознания) предполагает организацию самодиагностики, самонаблюдения, проведение игр, тренингов и дискуссий, позволяющих подростку адекватно познавать себя, "не ломая" связей с окружающим миром.

Социальная автономизации как следующая фаза социализации позволяет человеку активно выявлять в себе то особенное, которое в освоенном пространстве не дает возможности раствориться. Индивидуальность характеризует уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств, демонстрирует его единичность и своеобразие этой единичности.

Следующая фаза социализации - социальная интеграция (А.В. Петровский). Социальная интеграция - осознанное включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, заявление о своей принадлежности общностям, в определении приоритетов: какие установки общностей, к которым ты принадлежишь, для тебя являются наиболее важными.

Социальная интеграция предполагает не только раскрытие своей индивидуальности (понимание генетически заданных способностей и талантов, взглядов), но и личностно значимых социальных и профессиональных компетенций, которые могут быть реализованы в обществе.

Основные ступени социализации человека: идентификация, индивидуализация, персонализация.

Наряду с индивидуализацией существует и деиндивидуализация – утрата самосознания и боязнь оценки со стороны социального окружения. Она возникает в групповых ситуациях, в которых обеспечивается анонимность и не концентрируется внимание на отдельном индивиде. Это имеет место при определенных условиях в общественных объединениях, в интернатных учреждениях, иногда в детсадовских и школьных группах. Подобное явление возникает при жесткой регламентации жизни и деятельности, администрировании, при активном и постоянном использовании авторитарной педагогики.

В процессе социализации происходит персонализация (от лат. Persona - личность) - процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступать в общественной жизни как личность (Петровский). Имеет место и деперсонализация - как следствие отчуждения продукта труда от его создателя или присвоения плодов чужого труда (например, отделение архитектора от результатов его деятельности).

Каждый возрастной этап имеет свои возможности и особенности. Деятельность специалистов по наиболее полному обеспечению этих возможностей является самостоятельным предметом социальной педагогики. Специфика социально-педагогической работы с различными категориями людей по обеспечению их социального развития в зависимости от возраста нашла отражение и в специальных разделах: ювеногогике, андрогогике и геронтогогике.

Ювеногогика (от лат. junior - младший и agoge - руководство, воспитание) - отрасль педагогической науки, охватывающая теоретические и практические проблемы обучения и воспитания юношества (молодых людей). Данная область изучает проблемы саморазвития ребенка в ранние юношеские годы: особенности гражданского, умст- венного, нравственного, духовного, трудового, сексуального и т.п. формирования молодых людей. Характерная проблема социализации ребенка в дошкольном возрасте - это содействие ему в идентификации. Педагогическими аспектами социализации ребенка, подростка школьного возраста являются: обучение, дальнейшее воспитание и развитие; профессиональная ориентация. Ее особенности на этапе профессионального обучения (начального, среднего, вузовского) - это адаптация к среде; профессиональная подготовка; приобретение навыков трудовой деятельности, утверждение в перспективе профессиональной деятельности.

Андрогогика (от греч. aner, род. падеж - andros - взрослый человек и agoge - руководство, воспитание) - отрасль педагогической науки, охватывающая теоретические и практические проблемы обучения и воспитания взрослых. Педагогические аспекты социализации человека на этапе трудовой деятельности включают: необходимость и особенности обучения и воспитания взрослого человека. Проблемы непрерывного образования взрослых, профессиональной, послепрофессиональной подготовки, переподготовки взрослого человека - это адаптация взрослого человека в новых условиях (в системе обучения, трудовом коллективе, профессиональной деятельности); рост профессионального мастерства; общекультурное, духовно-нравственное развитие взрослого человек; а его самоутверждение; реализация семейной функции (формирование семьи, укрепление семейных отношений, воспитание детей, помощь и поддержка молодой семьи и пр.); подготовка к послетрудовой деятельности.

Особая роль в социализации взрослого человека принадлежит ему самому, его саморазвитию, самоутверждению и самоосуществлению.

Геронтогогика (от греч. gerontos - старец и agoge - руководство, воспитание) - отрасль педагогической науки, охватывающая теоретические и практические проблемы взаимодействия с людьми преклонного возраста. Особенности социального развития человека в пожилом и престарелом возрастах: адаптация пенсионера к новым условиям; реализация его потенциала в обществе; сочетание семейно-домашних и общественных форм оказания помощи пожилым и престарелым для достойной жизни; социальная поддержка их на завершающем этапе жизни; использование опыта, знаний старшего поколения в социализации, воспитании и обучении молодежи.

Необходима дифференциация социально-педагогической работы с разными категориями пожилых людей.

Этапы социализации

На различных стадиях направленность и содержание социализации может меняться.

В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности. Вторичная начинается с периода социально зрелой личности и продолжается всю жизнь. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, под первичной социализацией принято понимать процесс формирования социально зрелой личности, под вторичной - освоение специфических ролей, связанных с разделœением труда.

Этапы социализации:

1) первичная социализация – стадия адаптации (от рождения до подросткового периода), когда ребенок усваивает социальный опыт не критически, он адаптируется, приспосабливается, подражает.

2) стадия индивидуализации - появляется желание выделить себя среди других и критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка еще не устойчивы. Юношеский возраст (18-25 лет) уже характеризуется как устойчивая социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности;

3) стадия интеграции - появляется желание найти свое место в обществе как бы вписаться в общество. Интеграция проходит благополучно, в случае если свойства человека принимаются группой и обществом, в случае если не принимаются, то возможны следующие варианты:

а) сохранение своей непохожести, нестандартности, что может вылиться либо в агрессивное поведение, а может личность быть самодостаточной и сохранять свои индивидуальные черты, не вступая в конфликтные ситуации с окружающим миром;

б) изменение себя, стремление стать как всœе;

в) конформизм - внешнее соглашательство, адаптация:

4) трудовая стади я социализации охватывает весь период социальной зрелости человека, то есть период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счёт активного воздействия на среду своего обитания через свою деятельность;

5) послетрудовая (пенсионная) стадия - воспринимается как пожилой пенсионный возраст, когда человек вносит существенный вклад в воспроизводство социального опыта и передачу его новым поколениям.

Агенты и институты социализации

К процессу социализации можно подойти не только с индивидуальной, но и с точки зрения общества. С этой позиции социализация представляет собой совокупность социальных агентов и социальных институтов, формирующих, направляющих или же ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации - это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Поскольку социализация разделяется на два вида первичную и вторичную, в связи с этим агенты и институты социализации тоже подразделяются на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации - семья, друзья семьи, сверстники, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин ʼʼпервичный"" в социологии относится ко всœему, что составляет непосредственное или близкое окружение личности. Первичная среда не только ближайшая к человеку, но и важнейшая в его формировании, то есть стоящая на первом месте по степени важности.

Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, институты, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации, партии и так далее, то есть те, кто стоит во втором эшелоне воздействия на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны и воздействие менее глубокое, чем первичных. Вторичные - ϶ᴛᴏ формальные организации и официальные учреждения, которые относятся к институтам социализации.

Первичная социализация наиболее интенсивна в первой половинœе жизни, хотя она и сохраняется на протяжении всœей жизни, вторичная наоборот охватывает вторую половину жизни, когда человек сталкивается с формальными организациями и учреждениями. Первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная - сфера социальных отношений. Одно и то же лицо должна быть как агентом первичной, так и агентом вторичной социализации. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной - нет. Объясняется это тем, что первичные функции универсальны, а вторичные специализированы.

Этапы социализации - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Этапы социализации" 2017, 2018.

  • - Понятие и механизм социализации. Этапы социализации личности.

    Основные факторы развития личности. Методологические и социальные предпосылки возникновения социологии как науки. Термин социология предложен в 40-ые года 19 века французским философом Огюстом Контом. Он первый предложил изучать... ..


  • - Этапы социализации

    Социализация Социализация -процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Необходимость социализации связана с тем, что социальные... .


  • - Этапы социализации

    Социализация – продолжающийся всю жизнь процесс, от рождения до смерти. Жизненный цикл людей связан с разнообразными социальными структурами. Некоторые из этих структур имеют дело с детством, хотя общества значительно различаются в своем определении детства. Объем... .


  • Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида:

    1) ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения;

    2) вторичная социализация:

    а) профессиональная социализация, которая связана с овладением специальными знаниями и навыками, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей;

    б) включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоения новых знаний, ценностей, вместо устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения);

    в) пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.

    Следовательно, социализация личности начинается с рождения и длится всю жизнь, этот процесс на каждой стадии осуществляют особые институты. К ним относятся: семья, детские сады, школы, вузы, трудовые коллективы и т. д. Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов. Агенты социализации – это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.

    1 подход. Выделяются 3 стадии: дотрудовая (период детства и обучения), трудовая (период зрелости), послетрудовая (период старения).

    Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия подразделяется на два периода:

    - ранняя социализация , которая охватывает время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;

    - стадия обучения , которая включает весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится все время обучения в школе.

    Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста весьма условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений - это весь период трудовой деятельности человека. Несмотря на мысль о том, что процесс социализации заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии.



    2 подход. Этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приведенная ниже является общепризнанной. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна.

    Стадия детства включает в себя следующие этапы:

    • младенчество (от рождения до года);
    • дошкольное детство (3-6 лет);
    • младший школьный возраст (6-10 лет).

    Стадия отрочества :

    • младший подростковый возраст (10-12 лет);
    • старший подростковый возраст (12-14 лет).

    Стадия молодости :

    • ранний юношеский возраст (15-17 лет);
    • юношеский возраст (18-23 года);
    • молодость (23-30 лет).

    Стадия зрелости включает в себя :

    Стадия старости распадается на 2 этапа:

    • старость (65-70 лет);
    • долгожительство (свыше 70 лет).

    Составляющие социума неравноценны и неодинаково влияют на индивида в различные периоды его становления. Самыми чувствительными в этом отношении являются кризисные периоды в жизни человека, а также экономические, политические, религиозные, бытовые, социокультурные, социально-психологические условия, действие которых может быть как стабилизирующей, так и деструктивной.

    В разные периоды жизни человека происходят изменения в ее психике. Они могут развиваться медленно и постепенно (эволюционные изменения). В кризисные периоды развития и становления индивида эти изменения внезапно взрываются, развиваются бурно и быстро, приводя к глубоким последствиям. Этот психологический феномен обозначен понятием "возрастные кризисы".

    Возрастные кризисы - особые, переходные периоды развития человека, которые характеризуются психологическими изменениями и ею перешиваються.

    В современной психологии еще не выработано единого взгляда на возрастные кризисы. Одни исследователи считают их ненормальным, болезненным явлением, результатом неправильного воспитания, другие - видят в кризисах конструктивную функцию, считая их закономерным, неизбежным явлением. Очевидно, более правы те, кто называет возрастной кризис естественным явлением, поскольку в течение жизни ее испытывают все люди. По своей сути она является внутренним конфликтом по поводу жизни, его смысла, главных целей и путей их достижения. Переживания человеком кризиса тесно связано с глубиной и остротой осознания кризисного состояния, с уровнем личностной зрелости, с ее способностью к рефлексии. Возрастной кризис вызревает внутри личности, наступления ее обуславливается тем, насколько человек усвоил все, что необходимо было овладеть на определенном возрастном этапе.

    Традиционно выделяют кризиса детства, подросткового, юношеского, преклонного возраста, зрелости. Кроме кризисных периодов, психология изучает кризисные состояния. По ним тоже бытуют разные взгляды. Например, современный отечественный психолог Наталья Максимова выделяет следующие кризисные состояния в подростковом возрасте: философская интоксикация (интенсивная интеллектуальная деятельность, направленная на самостоятельное решение "вечных" проблем - смысла жизни, назначения человечества и тому подобное); кризис потери смысла жизни (сопровождают ЕЕ выводы о бессмысленности жизни вообще, что повышает риск подросткового суицида); аффективно-шоковые реакции (возникают в ответ на внешнюю психотравмирующую ситуацию - нападение бандитов, смерть родственников и тому подобное, продолжаются, как правило, недолго и могут вызвать реактивную депрессию, посттравматический стресс).

    Периодизация психического развития учитывает прежде психофизиологические изменения в организме человека, а периодизация социального развития опирается на особенности взаимодействия индивида с социумом на разных этапах его жизни, то есть на меру его включения в общественную деятельность и социальные контакты, особенности усвоения социального опыта и воспроизведения социальных связей. Поэтому она имеет несколько иные возрастные границы. Например, согласно периодизации психического развития старший подростковый возраст и ранний юношеский возраст принадлежат к разным возрастным периодам, а согласно периодизации социального развития - до единого маргинального (переходного) периода социализации.

    По утверждению Е. Эриксона, в течение жизни человек переживает восемь психосоциальных кризисов (рис. 4), которые являются специфическими для каждого возрастного периода, а их благоприятное или неблагоприятное течение предопределяет развитие личности в социуме (нормальную или аномальную линию): кризис доверия - недоверия (первый год жизни); автономия - стыд и сомнения (два - три года); инициативность - чувство вины (три - шесть лет); трудолюбие, усердие - комплекс неполноценности (семь - двенадцать лет); личностное самоопределение, идентификация - индивидуальная серость, конформизм (двенадцать - восемнадцать лет); интимность, коммуникабельность - изолированность, замкнутость на себе (около двадцати лет); забота о воспитании

    Рис. 4. в

    нового поколения - "погружение в себя" (тридцать - шестьдесят лет); удовлетворение от прожитой жизни - отчаяние (за шестьдесят). В контексте этой концепции становления личности является изменением этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира индивида, меняются его отношения с окружающей средой, а кризис возрастного развития - некоторым согласованию индивидуальных, биологических факторов с социальными. Именно в кризисные моменты обостряется борьба между позитивной и негативной идентичностью, что может вызвать аномальную линию развития.

    Идентичность (лат. - тождественный) - сохранение и поддержание личностью собственной целостности, тождественности, непрерывности Истории своей жизни.

    Е. Эриксон рассматривал идентичность в двух аспектах: 1) единство органического и индивидуального компонентов (единство физического внешнего облика, задатков, тождественности, подлинности и целостности человеческого индивидуального бытия); 2) социальный компонент (групповая идентичность - вхождение личности в различные сообщества; психосоциальная идентичность - ощущение человеком значимости своего бытия для общества). Каждый из названных аспектов идентичности имеет положительный (каким должен быть индивид с точки зрения социального окружения) и отрицательный (то, каким он не должен быть) полюса. В противоборстве этих полюсов и формируется идентичность. Кризисный момент обостряет борьбу, в результате которой верх может взять негативная идентичность. Для позитивного развития человека необходимо преобладание позитивной идентичности пороков отрицательной.

    Взгляд Е. Эриксона на идентичность как на основной момент в развитии и становлении личности в обществе выводит на проблему общечеловеческого (осознание человеком себя представителем биологического вида, человечества, осмысление его глобальных проблем), групповой (осознание своей принадлежности к определенным группам) и индивидуального (осознание собственной неповторимости, стремление развивать свои способности) уровней идентичности. Среди ученых нет единого мнения о том, развитие какого уровня идентичности является важнейшим для успешной социализации личности. Существует утверждение, что актуализация личности, доминирование определенного уровня ее идентичности, успешное становление индивида в социуме обусловлены общественным (историческое развитие общества и его специфика) и индивидуальным (жизненный цикл личности) время.

    Современная отечественная психология большое значение придает проблеме помощи личности в преодолении кризисных состояний, особенно на этапе приобретения и закрепления профессионального опыта, что может совпадать по времени с так называемым кризисом середины жизни человека как перехода от молодости к зрелости, нового этапа в осмыслении ней смысла собственного бытия и предназначения в обществе. В социологии, других общественных науках таким сдвигом человека соответствует понятие "социальный переход" индивида из одного социального состояния в другое. Критические периоды и социальные переходы нередко сопровождаются болезненной психологической перестройкой, повышенной сенситивностью (лат. - чувствительный) к внешним воздействиям, что нарушает внутреннее равновесие, вызывает появление новых потребностей и тому подобное.

    В контексте процесса социализации понятие "кризисные периоды жизни человека" следует рассматривать вместе с категориями "стабильность - нестабильность" развития общества, которые касаются сфер жизни, связанных с общением и взаимодействием людей, с механизмами и способами социально-психологического отражения явлений действительности. Ведь социально-психологическое отражение индивидом, социальной группой социума определяет социально-психологическую стабильность - нестабильность.

    Социально-психологическая стабильность - состояние отображения социально-психологических явлений, взаимосвязи общности и личности, при котором ни один Из них не может Существенно изменить социальные отношения в своих интересах.

    Социально-психологическая стабильность является одним из аспектов социальной стабильности. Она выражает состояние относительного равновесия, сбалансированности действий социальных групп и индивидов как субъектов социальных и межличностных отношений, которому присущи чувство безопасности, спокойствия, комфорта, уверенность, то есть совокупность отношений, обеспечивающих оптимальные условия нормального общения и взаимодействия. Если социальные группы, индивиды относительно безболезненно приспосабливаются к изменениям во внутренней и внешней социальной среде, то такая стабильность является динамической. Стабильность замкнутой системы (относительно, например, государства - авторитарно-тоталитарный режим, в отношении межличностных отношений в группе - авторитарный стиль взаимоотношений) сориентирована на формирование "социально однородных винтиков". Достигается она в основном за счет субъект-объектных отношений, поучения, запугивания и т. п. и приводит к стагнации (застоя). Слишком высокий уровень социально-психологической стабильности может ослабить жизнеспособность социальной общности, привести ее неспособность адаптироваться к изменениям в социальной среде.

    Социально-психологическая стабильность, как и социальная, политическая, экономическая и другие ее формы, взаимосвязана с общественным прогрессом - направлением развития общества, которое характеризуется позитивными изменениями отдельных социальных общностей и индивидов, переходом от менее совершенного состояния к более совершенному и прочее. Источником его являются потребности и интересы людей. Отсутствие возможности для удовлетворения потребностей, развития интересов и ценностей порождает регресс, упадок, стагнацию.

    Изучение особенностей влияния каждого этапа жизненного цикла личности на успешность ее социализации с учетом факта стабильности - нестабильности развития общества навело психологов на мысль о необходимости построения двух моделей социализации личности с последующим обобщением их в единой модели. Первая из них рассчитана на относительно стабильное, вторая - на швидкозмінюване социальную среду. При этом следует иметь в виду, что жизненный путь человека охватывает периоды творчества, активности, а также переходные, критические периоды. С учетом этого можно выделить следующие особенности социализации личности:

    Социализация личности, находящейся в стадии активности, творчества, в стабильные периоды развития общества;

    Социализация личности, находящейся на стадии кризиса, в стабильные периоды развития общества;

    Социализация личности, находящейся в стадии активности, творчества, в нестабильные периоды развития общества;

    Социализация личности, находящейся на стадии кризиса, в нестабильные периоды развития общества.

    Стабильность - нестабильность развития общества и индивидуальные особенности развития людей создают разнообразные линии социального поведения и вариантов их жизненного пути.

    Юридическая психология. Шпаргалки Соловьева Мария Александровна

    18. Возрастные периоды социализации

    Социализация индивида начинается с момента его рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Ее можно условно разделить на несколько крупных периодов, которые различаются как по методам социализации, так и по степени восприимчивости индивида к социализации.

    Первый период относится к детскому возрасту и занимает первые 12 лет жизни индивида. Второй период начинается с подросткового возраста и длится до совершеннолетия (12–18 лет). Третий период отсчитывается с совершеннолетия и продолжается всю жизнь.

    Первый период характеризуется тем, что когнитивные способности индивида недостаточно развиты, в связи с этим индивид быстро усваивает все, что ему преподносится, но в то же время это усвоение частичное или неполное, недостаточно осознанное. Характерно, что на самом раннем этапе единственным источником социализации является семья, с возраста 3–4 лет подключается такой социализирующий фактор, как телевидение (радио), нередко – детские дошкольные учреждения, с 6 лет основным социализирующим фактором становится школа. В зависимости от создаваемых индивидом контактов и их выбора социализирующими факторами могут стать сверстники, улица, авторитетные взрослые, в том числе преступные элементы (так происходит процесс втягивания ребенка в преступные сообщества).

    Второй период характеризуется развитием когнитивных способностей, индивид начинает перерабатывать получаемую информацию и реагировать на нее (либо принимает, либо отвергает), у него расширяется круг социальных связей и он ранжирует авторитеты социальных институтов. Его социальная позиция формируется в зависимости от того, какой институт становится для него наиболее авторитетным – семья, друзья, школа, протестные группы.

    Третий период (самый длительный) характеризуется тем, что выбор приоритетов и социальная система установок уже сложились, основным институтом социализации становится личный опыт. При получении новых сведений о социуме индивид пропускает их через существующий у него фильтр – систему взглядов и установок, которыми индивид оперирует. Ему становится сложно навязать мнение, с которым он не согласен.

    Из книги Психология автора Крылов Альберт Александрович

    Глава 15. ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА § 15.1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯПсихическое развитие есть процесс, развертывающийся во времени и характеризующийся как количественными, так и качественными изменениями. Возрастному развитию, по определению Б. Г.

    Из книги Практикум по конфликтологии автора Емельянов Станислав Михайлович

    Кризисные периоды в развитии семьи При анализе семейных конфликтов, особенно супружеских, важно учитывать кризисные периоды в развитии семьи.Первый кризисный период в развитии семьи наблюдается в первый год супружеской жизни. В этот период происходит адаптация

    Из книги Психология собаки. Основы дрессировки собак автора Уитни Леон Ф

    6. Ранние периоды в жизни собаки Есть книжки, которыми пользуются в качестве учебников, внушающие студентам уверенность, будто почти все поступки взрослой собаки, живущей в природе, усвоены в процессе обучения. Поразмыслив над утверждениями подобных книг, быстро

    Из книги Рейки [Краткое современное руководство] автора Куликов С В

    Рейки в различные периоды жизни. Рейки помогает благоприятному протеканию беременности. Во время родов (чаще всего это дистанционный сеанс) специалист Рейки мысленно помещает руки на крестец и поясничную область позвоночника роженицы, что облегчает и ускоряет

    Из книги Пластичность мозга [Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга] автора Дойдж Норман

    Из книги Тайны нашего мозга [или Почему умные люди делают глупости] автора Амодт Сандра

    Из книги Расскажите дочке, как... Откровенно о сокровенном автора Стельникова Офелия Мартиросовна

    Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся Владимировна

    Глава 2 Возрастные особенности детей от 0 до 7 лет. Детские возрастные

    Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

    9.1. Особенности общения в разные возрастные периоды развития Особенности общения детей раннего возрастаВ младенческом возрасте ярко выражена потребность в общении с родителями, особенно с матерью. Поэтому дефицит такого общения в течение 5–6 месяцев приводит к

    Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

    9.7. Доминирующие потребности в различные возрастные периоды У новорожденных и младенцев, наряду с органическими потребностями в пище, тепле и т. п., имеются и потребности, отражающие их психическую активность. Многие авторы (Л. И. Божович, 1968; М. Ю. Кистяковская, 1965; А. М.

    Из книги Самоутверждение подростка автора Харламенкова Наталья Евгеньевна

    6.2.2. Особенности взросления в более поздние периоды жизни В этом подпараграфе проверяется вторая экспериментальная гипотеза.Экспериментальная гипотеза 2. Доверительность (интимность) отношений взрослого с разными людьми определяет его уровень независимости и

    Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

    Из книги Любовь и войны полов автора Иванов Владимир Петрович

    21. Стадии процесса социализации Стадия первичной социализации – продолжается от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает. Большое значение на этой стадии имеют познавательные

    Из книги Риторика. Искусство публичного выступления автора Лешутина Ирина

    Глава 5. Периоды изменений «Можно представить себе человека, любимого всеми и любящего всех. Такой человек всегда будет жить и на земле как на небе, наслаждаясь всегдашним миром. Будучи таковым, он будет подобен Ангелу. Вот каков человек, питающий в себе Любовь!». Иоанн

    Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

    Периоды внимания Существуют своеобразные периоды внимания (приблизительно по 10–15 минут). По истечении такого периода внимание людей падает, затем оно восстанавливается еще на такой же промежуток времени, потом снова падает, а после третьего 15-минутного периода внимание