«Традиции живая нить. Развлечение «Цаган Сар — Белый месяц» (старшая группа)

КОУ РК ЭКШИ

Сценарий утренника

«Цагансар».

Ответственные:2 класс

2015г.

«

Цаһансар-хавринбайр»

Танец с хадаками- девочки

Учитель : Мендвткүндтəманна сургульчнр,энкр манна гиичнр! ЭндрхальмгаһарЦаһанСарин нег шин..Υвлинкиитнəсмендһарвт?

Ученик 1-

Цаһана Сар ирнə.

Шикр- балтаэлвгболна,

Кɵгшдйɵрəлтəвнə,

Күүкдбиилҗдуулна.

Ученик2-

Пусть снег скорее сойдет

Водой-ручьем истечет,

Пусть солнце греет

И все живое цветет.

Пусть без зла и лжи, не зная невзгод,

Благоденствует мой народ.

Рассказ о празднике- презентация.

О празднике «Цагансар» калмыцкий народ сложил легенду.

Когда-то давным-давно в степь пришла беда. Семеро главных лам открыли книгу предсказаний, где было сказано, что у хана мангусов (дьявола) должен родиться сын, который погубит все живое на земле.

Тогда ламы подобрали самую красивую,умную, решительную и сильную девушку. Ее звали Окон.

Вскоре Окон встретилась с ханом мангустов и покорила его своей красотой и умом. Она превратила большинство ее мангустов в добрых. Вскоре Окон родила сына, но не забывала о предсказании.Окон сумела совершить побег из царства мангусов и ценой своей жизни привела сына к родным кочевьям.

Ребенок сделал свой первый шаг на родине матери, тем самым калмыцкий народ был спасен. И это случилось в первый день весны, в первый день месяца Дракона. С тех пор этот день стал особым праздником как символ победы добра над злыми силами- Праздник Цагансар. Так девушка Окон становится Окон-Тенгри- Богиня Окон-Тенгри – покровительница калмыцкого народа. Когда молятся, то просят о защите, чтобы Она принесла людям мир, покой и счастье.

Цаган-Сар – один из самых любимых национальных праздников нашего народа. Издревле калмыки почитали его, как праздник наступления весны, пробуждения природы. С наступлением весны у калмыков заканчивалась трудная зимовка, появлялась зеленая трава в степи, а значит, можно было выгонять скот на пастьбу. У калмыков существует предание, что природа подает знак о наступлении весны появлением из норки суслика.

Выступление 1 класса.

Лучшие свои наряды вынимали на Цаган-Сар из сундуков, самые вкусные и редкие блюда готовились на этот праздник. Отмечался Цаган-Сар широко и весело, все одаривали друг друга подарками.

И сейчас вам мальчики подарят песню- « Харада».

На праздник выбирались из отары самые жирные, упитанные бараны, потому что праздничный стол без мяса представить трудно, ведь мясо – это традиционное блюдо праздничного стола калмыков. Столь же традиционным блюдом были борцыки, которые делались разных видов.

Об этом угощении нам расскажут ученики 3-го класса.

Название праздника «Цаган» в переводе «белый». Для калмыков белый цвет ассоциирует все чистое, светлое, доброе.

Цаган-Сар продолжается целый месяц, поэтому в гости можно было ходить каждый день, в течение всего месяца.

Танец - танец богатырей- мальчики 2-го класса.

Игра«Передача альчиков»

Дети сидят в кругу. По кругу пускаются два альчика,в правую и в левую сторону, те у кого альчики «встретятся» встают и бегут в разные стороны, кто первый добежит до места, тот и победил.

Атрибуты:2 альчика.

Загадки - А теперь ребята давайте отгадаем загадки о весне:

1.Он в степи живет, бегуном слывет.

Желтая шубка, острые рожки,

Длинные ножки. (сайгак)

2.Серый, зубастый,

По степи рыщет,

Телят, овец ищет. (волк)

3.Столбиком стоит зверек

На степной тропинке.

Он и вдоль, и поперек

Знает все травинки. (Суслик)

4." Царем" ту птицу величают,

Хотя короны нет на ней.

И многие, конечно, знают,

Что степи все подвластны ей.(Орел)

5.Замечательный цветок,

Словно яркий огонёк.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный бархатный …

Ответ: Тюльпан

Но не только калмыцкий народ празднует приход весны. На Руси издревне тоже встречали весну праздником- Масленницей. Люди пекли блины- символ солнца, пели песни,играли и сжигали чучело масленицы.Гулянья продолжались целую неделю.

- А масленицу мы с вами будем встречать с учениками 4-го класса.

Широкая Масленица - Сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Игра»Целься вернее» -Из желтого картона вырезать круги-блины. Желающие проверить себя на меткость кидают «блины» в «тарелку». Кто больше «блинов» забросил в круг, тот и победил.

Песня «Цагансар»- поют всеклассы.

Положение
о проведении семейной викторины «Цаkан сарин авъясмуд»»
1.Общие положения
1.1 Викторина проводится во исполнение годового плана работы МБДОУ д/с «Искра» в рамках мероприятий «О проведении акции «Калмыцкий язык в каждом доме и каждой семье и движения «Т™рскн келнд‰н тусан к_рг» («Поддержи родной язык») в ОУ района.
1.2. Цель и задачи:
Цель: Приобщение детей и родителей к культуре и традициям родного края

Задачи:
- повысить роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста
- развивать «семейное» движение в условиях ДОУ как эффективную форму взаимодействия образовательного учреждения и семьи

2.Порядок проведения викторины
2.1.В викторине принимают участие семьи воспитанников ДОУ
2.2.Условия и сроки проведения викторины:
Срок проведения: 08 февраля 2013г. По следующим номинациям:

а) «Визитная карточка семьи» (представление девиза, эмблемы)
б) «Фестиваль загадок» (знание устного народного творчества)
в) «Знатоки пословиц» (знание устного народного творчества)
г) «Цаkан сарин боорцгуд» (блиц опрос о названии боорцгов, их символизации)
д) «Цаkан сарин Й™р‰л», «конкурс художественной самодеятельности»

3.Критерии оценки конкурса
3.1.Знание устного народного творчества
3.2.Эрудированность
3.3.Творческая разносторонность

4.Подведение итогов и награждение победителей
4.1.итоги конкурса подводят жюри.
4.2.Награждение победителей
Участники викторины награждаются дипломами, памятными подарками.

«Цаган capин авъясмуд» семейная викторина
Викторина проводится во исполнение годового плана работы МБДОУ д/с «Искра» в рамках мероприятий «О проведении акции «Калмыцкий язык в каждом доме и каждой семье и движения «Т™рскн келнд‰н тусан к_рг» («Поддержи родной язык») в ОУ района.

Ведущий: Харцхаева Р.Х. учитель калм.языка
Участники: семья Айсы Эрендженовой
семья Геляш Манджиевой
семья Оуюны Устиевой
семья Алины Бамбаевой
семья Кермен Хочиновой
Ведущий:
Мендвт,_вл‰с яkж kарвт?
Хальмг к_н яkж цаkалдгинь медвт?Х‰л‰тн,намаг дуралkад кеж узтн: барун kаринь ханциннь буулгждавн хурkарн kанцарннь нег-негн‰ннь улан чир‰
х‰л‰ж: Мендв,мендв увл‰с с‰‰н‰р kарвт?
Н‰,цуkар хоорндан цаkалхмн.
Эн увл‰с менд kарад, Эндр цаkаkан баиртаkар кеk‰д Эрул-менд,седкл товкнун Энкр нутгин хормад Дуугж-дурклж цуkарн Дурта цаkаkан кетн гиж йорж‰н‰в.
1чтец (Басан Ш.): Увл‰с менд kарсн Д™рвн зусн малм Толт‰ болж Цагинь ирв гиж Орчлнгин дорвн цагт Осж,оргж йовтха.
2чтец (Дарья А.): Увл‰с эмд-менд kарен таанр
Д‰н-дажг уга
Гем-шалтг уга
Жил‰с жилд увл‰с менд kарч
Цаkаkан кеж амулS с‰‰хн йовх болтха.
Зчтец (Баира Г.) Хаврин турун цаkан саран С‰‰н‰р kарkж
Куукд шуугтаkан амрж-жирkж Уух-идхтн олн болж Овсн,тоосн элвг болж.
4чтец (Арслан Н): Д™рвн зусн малтн
Дала-дала болж
Кесн кергтн ™м‰р‰н йовж
Жил болkн иигж.
Жирkж, байрлж
Цаkаkан kарkж ቉х болтха.
5чтец (Местеев Д.): Цаkана зул шатахмн,
Бичкн к__кдиг байрулхмн, Цуkар гиичнр ирцх‰тн,
Мана н‰р х‰л‰тн.
Ведущий: Ода дунд баг к__кд би биилх. (Танец с пиалами)
Мана жюри: Эдлеева А.С. – воспитатель первой мл.группы
Бичачиева Т.Н. – воспитатель
Гангуева К.В. – учитель логопед
1.Каждая семья представляет свой девиз, название и эмблему.
2.Ода би таднд т‰‰врт‰ туульс келн‰в. Тадн т‰‰лвринь олтн.Сейчас я буду загадывать загадки, а вы отгадывайте. Кто больше отгадает.
- Авдр деер‰н kарад, Адъяkан дууG. (зурмн)
Взобрался на сундук и зовет дядю Адъяна. (суслик)
- Б_лтхр н_дт‰, сертхр чикт‰. (туула)
С выпуклыми глазами, с торчащими ушами (заяц)
- Ах – д_ д™рвл_н нег махлата (шир‰)
У четырех братьев одна шапка (стол)
- С ветром мчусь я наравне, по родной стороне
Пронесусь я без оглядки, пахнет воздух пылью гладкой (сайгак)
- К™л уга – йовна, кел уга - келн‰
Кез‰ унтхинь, кез‰ серхинь, к_н болkнд заана (часы)
- Мы бодро по пескам шагаем, и на спине горбы таскаем,
Так много жира про запас, который выручает нас (верблюд)
- Тавн н_кни амн нег н_кн.(беел‰)
- Любит гнездиться в болотных местах, по утру громко курлычет
Серая птица на длинных ногах
Вдаль собираясь, птиц кличет (Журавль)
- Цаkан – цаkан эрв‰к‰с, цааран – нааран нислдн‰
Альхн дерм сууна, усн болад х_врн‰(Цасн)
3.Каждая семья должна рассказать как можно больше пословиц, поговорок.
Ода дунд баг к__кд ду дуулх «Улан, улан альчурта»
4.Цаkанла ™рк – б_л болн герт‰н боорцг кедгинь тадн медн‰т. Тер боорцгуд кесг з_сн ™Sгт‰, боорцг болkн нерт‰, т‰‰лврт‰. Ода неG‰k‰д боорцг kарkад _злн‰в, т‰‰лвринь келG ™гтн.(целвг, хорха боорцг, хуцин толkа, тем‰н, Gола, кит, мошкмр, тоkш).: «Шовун» в виде птицы. Шовун - это птица Птица приносит на свих крыльях тепло и весну.
«Целвг» - это лепешка с защипанными краями в виде озера Ведь для скотовода очень нужна вод
«Темэн» - этот борцог в виде верблюда Верблюд удивительное необычное животное. Он вобра в себя признаки 4 домашних животных.
«Мошкмр» - этот борцог подразумевает тонкую кшпку овцы,
«Жола» - основньш средством передвижения была лошадь, жола подразумевает упряжку лошад
«Тоkш» - богатство скотом и живностью.
«Хорха» - чтобы увеличилось поголовье скота, прибавление в семье.
«Шор белг» - этот борцог в виде копья. Защита от нападения.
Домбровые наигрыши в исполнении Евгении Нарановой
5. Конкурс художественной самодеятельности (музыкальный номер с каждой семьи)
Подведение итогов. Слово жюри.С‰н менд харцхай! Цаkан хаалkар йовтн!

КОУ РК ЭКШИ
Сценарий утренника
«Цагансар».

Ответственные:2 класс
2015г.
«
Цаһансар-хавринбайр»
Танец с хадаками- девочки

Учитель: Мендвткүндтəманна сургульчнр,энкр манна гиичнр! ЭндрхальмгаһарЦаһанСарин нег шин..Υвлинкиитнəсмендһарвт?
Ученик 1-
Цаһана Сар ирнə.
Шикр- балтаэлвгболна,
Кɵгшдйɵрəлтəвнə,
Күүкдбиилҗдуулна.
Ученик2-
Пусть снег скорее сойдет
Водой-ручьем истечет,
Пусть солнце греет
И все живое цветет.
Пусть без зла и лжи, не зная невзгод,
Благоденствует мой народ.
Рассказ о празднике- презентация.
О празднике «Цагансар» калмыцкий народ сложил легенду.

Когда-то давным-давно в степь пришла беда. Семеро главных лам открыли книгу предсказаний, где было сказано, что у хана мангусов (дьявола) должен родиться сын, который погубит все живое на земле.

Тогда ламы подобрали самую красивую,умную, решительную и сильную девушку. Ее звали Окон.

Вскоре Окон встретилась с ханом мангустов и покорила его своей красотой и умом. Она превратила большинство ее мангустов в добрых. Вскоре Окон родила сына, но не забывала о предсказании.Окон сумела совершить побег из царства мангусов и ценой своей жизни привела сына к родным кочевьям.

Ребенок сделал свой первый шаг на родине матери, тем самым калмыцкий народ был спасен. И это случилось в первый день весны, в первый день месяца Дракона. С тех пор этот день стал особым праздником как символ победы добра над злыми силами- Праздник Цагансар. Так девушка Окон становится Окон-Тенгри- Богиня Окон-Тенгри – покровительница калмыцкого народа. Когда молятся, то просят о защите, чтобы Она принесла людям мир, покой и счастье.
Цаган-Сар – один из самых любимых национальных праздников нашего народа. Издревле калмыки почитали его, как праздник наступления весны, пробуждения природы. С наступлением весны у калмыков заканчивалась трудная зимовка, появлялась зеленая трава в степи, а значит, можно было выгонять скот на пастьбу. У калмыков существует предание, что природа подает знак о наступлении весны появлением из норки суслика.

Выступление 1 класса.
Лучшие свои наряды вынимали на Цаган-Сар из сундуков, самые вкусные и редкие блюда готовились на этот праздник. Отмечался Цаган-Сар широко и весело, все одаривали друг друга подарками.

И сейчас вам мальчики подарят песню- « Харада».

На праздник выбирались из отары самые жирные, упитанные бараны, потому что праздничный стол без мяса представить трудно, ведь мясо – это традиционное блюдо праздничного стола калмыков. Столь же традиционным блюдом были борцыки, которые делались разных видов.
Об этом угощении нам расскажут ученики 3-го класса.
Название праздника «Цаган» в переводе «белый». Для калмыков белый цвет ассоциирует все чистое, светлое, доброе.
Цаган-Сар продолжается целый месяц, поэтому в гости можно было ходить каждый день, в течение всего месяца.
Танец - танец богатырей- мальчики 2-го класса.

Игра«Передача альчиков»

Дети сидят в кругу. По кругу пускаются два альчика,в правую и в левую сторону, те у кого альчики «встретятся» встают и бегут в разные стороны, кто первый добежит до места, тот и победил.
Атрибуты:2 альчика.
Загадки - А теперь ребята давайте отгадаем загадки о весне:
1.Он в степи живет, бегуном слывет.
Желтая шубка, острые рожки,
Длинные ножки. (сайгак)

2.Серый, зубастый,
По степи рыщет,
Телят, овец ищет. (волк)

3.Столбиком стоит зверек
На степной тропинке.
Он и вдоль, и поперек
Знает все травинки. (Суслик)

4." Царем" ту птицу величают,
Хотя короны нет на ней.
И многие, конечно, знают,
Что степи все подвластны ей.(Орел)

5.Замечательный цветок,
Словно яркий огонёк.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный бархатный …
Ответ: Тюльпан

Но не только калмыцкий народ празднует приход весны. На Руси издревне тоже встречали весну праздником- Масленницей. Люди пекли блины- символ солнца, пели песни,играли и сжигали чучело масленицы.Гулянья продолжались целую неделю.

А масленицу мы с вами будем встречать с учениками 4-го класса.
-Широкая Масленица - Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!
Игра»Целься вернее»-Из желтого картона вырезать круги-блины. Желающие проверить себя на меткость кидают «блины» в «тарелку». Кто больше «блинов» забросил в круг, тот и победил.
Песня «Цагансар»- поют всеклассы.

Предварительный просмотр:

Тематический день посвященный празднованию национального праздника «Цаган Сар».

Актуальность.

При всех разнообразных культурных традиций в мире не так много праздников, которые отмечаются повсеместно. В Калмыкии один из таких праздников праздник Цаган Сар. Цаган Сар – один из самых любимых национальных праздников калмыцкого народа. Издревле калмыки почитали его, как праздник наступления весны, пробуждения природы. Сейчас проблема в том, что нынешнее поколение теряет значимость национальных культурных ценностей. Наш тематический день направлен на возрождение культуры, традиций калмыцкого народа. А также для развития чувства сопричастности к народным торжествам. Дети дошкольного возраста не достаточно имеют представления о культуре, традициях и обычаях калмыцкого народа.

Цели: Знакомство детей с праздником «Цаган Сар», как важным и значимым праздником в жизни калмыков. Знакомство с обычаями и народными играми. Воспитание чувства патриотизма к традициям и обычаям нашей Республике. Развитие у детей познавательной активности.

Задачи: Способствовать формированию знаний о Цаган Саре, как о важном и значимом празднике в жизни жителей Калмыкии. Развитие познавательных навыков через калмыцкий фольклор (чтение худ. литературы, сказок).Развитие двигательной активности посредством знакомства с национальными играми. Развивать воображение, любознательность, мелкую моторику через художественное творчество. Воспитывать любовь к родной Республике и гордость за нее.

Мероприятия, проводимые в День посвященный празднованию национального праздника «Цаган Сар».

Утро

Беседа: «Калмыцкий праздник «Цаган Сар»

Цель: познакомить с праздником «Цаган Сар», традициями, обычаями; прививать любовь к родной Респеблике.

Рассматривание уголка «Родной край» в группе.

Цели: приобщение детей к самобытной культуре и обычаям калмыков.

Рассматривание иллюстраций: «Борцоги»

Цели: формировать представления о национальном блюде борцоги, их видах.

Д/игра: «Приготовим борцоги»

Цели: познакомить детей с процессом приготовления борцогов; развивать воображение: выяснить, знают ли дети названия продуктов для приготовления борцогов; активизировать соответствующие слова в речи детей .

Индивидуальная работа : Д/игра «Кто в степи живет?»

Цели: закреплять знания детей об обитателях степи; познакомить с новыми словами туула(заяц), зара(ежик), арат(лиса), чон(волк); развивать память, речь; воспитывать любовь к животным.

1 Прогулка

П/игры: «Собери альчики», «Заяц »

Цели: Развивать внимательность, выносливость, быстроту реакции.

Учить действовать по сигналу.

Вызывать положительные эмоции от совместных действий.

Учить согласовывать действия с текстом игры.

Сюжетно – ролевая игра: «В гостях у ээжи».

Цели: обеспечить у детей интерес к сюжетно – ролевой игре, помочь создать игровую обстановку. Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям.

Индивидуальная работа: Д/игра «Что в степи растет?»

Цели: закреплять знания детей о растениях степи; развивать память, речь; воспитывать любовь к родному краю.

Игра – эксперимент: «Свойства муки».

Цели: познакомить со свойствами муки: белая, сыпучая, мягкая, легкая, оставляет отпечатки.

Пальчиковая гимнастика: «Цветочек – тюльпан».

Цели: развитие мелкой моторики, речи детей.

Импровизационные движения: «Лепим борцоги»

Цели: побуждать детей к изображению характерных движений при лепке борцогов.

Обед.

Подготовка ко сну. Сон.

2 половина дня.

Постепенный подъем.

Дыхательная гимнастика: «Одуванчик».

Цель: развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Чтение художественной литературы: В. Шуграева «Боорцг», В.Сангаджиева «Калмыцкий чай» (отрывок).

Цели: ознакомление с произведениями поэтов Калмыкии.

Рассматривание кукол в национальных костюмах: Бyшмуд – платье.

Цели: расширять представления о вещах: одежде и их назначении, национальной вышивке на одежде.

Д/игра: «Найди одинаковые борцоги».

Цели: познакомить детей с видами борцогов и названиями их; развивать зрительное внимание, память.

2 прогулка

П/игры: «Целься вернее», «Барашек»

Цели: Развивать глазомер, координацию движений; умение действовать по сигналу. Совершенствовать навыки ходьбы и бега.

Импровизационные движения: «Калмыцкие народные танцы».

Цели: побуждать детей к изображению характерных движений калмыцких народных танцев.

Чтение национальной сказки: «Волк и лиса»

Цели: познакомить с особенностями калмыцкой сказки; понимать нравственный смысл ее, проявлять сочувствие или осуждение к героям.

Индивидуальная работа: Разучивание стихотворения «Сайгак».

Цели: продолжать знакомить детей с художественной литературой. Приобщать к поэзии, помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.

Д/игра: «Угостим кукол калмыцким чаем и борцогами».

Цели: Создание условий для формирования представлений о национальных блюдах, научить детей сервировать стол к приходу гостей. Активизировать слова в речи детей (борцоги, чай, пиала).

Итоговое мероприятие родителей с детьми . Лепка тема «Калмыцкое национальное блюдо - БОРЦОГИ»

Работа с родителями: папка передвижка «Весенний праздник Цаган Сар».

Заключение.

В процессе работы в этот день мы с детьми выяснили, что Цаган Сар – праздник весны, который широко отмечается на территории Калмыкии.