«Нравственность подростков – это зеркало нравственности мира взрослых. Образовательный портал

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Изучение проблем духовно-нравственного развития в педагогической науке. Описание методов и средств духовно-нравственного воспитания в современной школе. Особенность этической беседы. Воспитание духовности и нравственности во внеурочной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2013

    Взаимодействие социума и религиозно-нравственного воспитания в современных условиях. Роль семьи в духовно-нравственном становлении личности. Влияние других факторов - школы, улицы и средств массовой информации на духовно-нравственное воспитание детей.

    дипломная работа , добавлен 10.04.2017

    Определение значимости современной духовной музыки как средства духовно-нравственного воспитания младших подростков в процессе хоровой деятельности. Суть понятия "духовно-нравственное воспитание". Воспитательные возможности современной духовной музыки.

    дипломная работа , добавлен 21.06.2012

    Характеристика понятия "духовно-нравственное развитие личности". Психологические основы использования русского православного искусства как средства духовно-нравственного развития младших подростков на внеклассных занятиях, разработка сценария праздника.

    дипломная работа , добавлен 05.02.2014

    История мировой и русской педагогической мысли, православная педагогика как общественное явление. Роль духовно-нравственного воспитания, отношение семейного воспитания и православной школы. Методы, средства и принципы воспитания религиозности у детей.

    дипломная работа , добавлен 18.11.2010

    Сущность и природа нравственного воспитания. Приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Краеведение как форма воспитания духовно-нравственной личности. Воспитательная работа с родителями.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2010

    Теоретические основы духовно-нравственного воспитания младших школьников, его содержание, формы, методы. Логико-смысловая модель "Духовно-нравственное воспитание младших школьников". Диагностика исходного и достигнутого уровней нравственной воспитанности.

    Судьба человека – это его характер и нравственные ориентиры, по которым он следует. Система ценностей каждого человека во многом зависит от ого воспитания, прежде всего, воспитания в семья.

    Нравственное развитие ребенка начинается с ранних лет. Достижение им подросткового возраста – не повод пустить все на самотек, оправдываясь тем, что ребенок повзрослел.

    Подросток, раздираемый противоречиями, еще больше нуждается в нравственных ориентирах, его нужно продолжать воспитывать, но делать это придется более тактично, чем несколькими годами раньше.

    Какие ценности надо развивать у детей?

    Нравственной воспитание предполагает формирование определенной системы ценностей. Ценности эти являются непреходящими, общечеловеческими и большинству взрослых хорошо известны, даже если сами они ценным считают что-то другое. Перечислим некоторые из этих качеств:

    • ответственность;
    • чувство долга;
    • патриотизм;
    • совесть и честь;
    • умение различать хорошее и плохое, добро и зло;
    • готовность преодолевать жизненные невзгоды;
    • милосердие и сочувствие, доброта;
    • терпение и терпимость;
    • способность любить.

    Нравственное воспитание предполагает формирование этих качеств.

    Какие лучше использовать методы воспитания?

    Основные методы нравственного воспитания тоже хорошо всем известны, но перечислить их с поправкой на подростковый возраст воспитанника стоит.

    1. Беседа. Не стоит путать этот метод с нравоучением. Чтение нотаций у подростков вызывает отторжение и протест. Разговоры должны строиться на обсуждении, анализе жизненных или литературных примеров, фильмов. Можно вспоминать случаи из своей жизни, обмениваться мнениями о просмотренном фильме, передаче, стараясь направить мысли подростка в нужное русло. Частое общение с высоконравственными людьми принесет свои плоды, даже если их темой будут самые обычные вещи. Поэтому нужно как можно больше общаться с подростком и постараться окружить его людьми, обладающими высокими моральными качествами.
    2. Ситуативный метод. В младшем возрасте его проявление – игра, когда создаются игровые ситуации, в которых ребенку приходится принимать решение. Подростки тоже играют, и некоторые компьютерные игры построены так, что герою приходится делать нравственный выбор. Но все же для подростка нужно создавать ситуацию выбора в реальности. Придумать, какими они будут – задача родителей. Например, подросток может оказаться перед выбором, проведать ли ему большую бабушку или съездить с друзьями на природу, сходить ли на дискотеку или выгулять и покормить собаку. Каждое правильное решение в таких ситуациях – кирпичик, из которого строится нравственный облик человека.
    3. Наказание и поощрение. Наказывать подростка опасно, но иногда необходимо, но все же в обычных ситуациях наказание лучше заменять порицанием – для ребенка, у которого в душе уже заложены с детства определенные нравственные ориентиры, муки совести страшнее лишения сладкого. Не мене важно хвалить свое чадо за хорошие поступки, достижения.
    4. Пример. Вовсе времена пример – самый действенный метод формирования нравственных качеств. Можно сколько угодно рассказывать о том, что старших нужно уважать, но если вы при ребенке хоть раз оскорбите своих родителей, он будет относиться к ним, а после и в вам, неуважительно. Чем старше становится ребенок, тем большую роль играет пример, прежде всего, - образ жизни его родителей.

    Основываясь на этих методах, и надо строить воспитательный процесс в семье, не забывая о том, что воспитание – именно непрерывный процесс, а не эпизодичное чтение лекций.

    Показывайте пример

    В педагогике различают три основные ступени нравственного воспитания.

    1. Отзывчивость. Это качество формируют у детей с раннего детства, но даже если время упущено – начинать надо именно с этого. Научите его заботиться о тех, кто рядом, кого он любит: о младшем брате или сестре, о бабушке или дедушке, о родителях, когда они больны, о домашних питомцах. Не забывайте сами поступать так, как, по вашему мнению, должен поступать подросток.
    2. Стремление не причинить зла , которое в перспективе должно перерасти в стремление делать добрые дела. Основные методы здесь – беседа и личный пример.
    3. Понимание того, что о добре не нужно рассуждать, его нужно творить . Мало понимать, что хорошо, что плохо, важно поступать нравственно. На этой ступени используете собственный пример и ситуативный метод.

    Из изложенного видно, что пример – самый важный и универсальный метод воспитания.

    С какими проблемами могут столкнуться родители?

    В своем стремлении воспитать в подростке нравственные качества, родители неизбежно столкнуться с двумя проблемами.

    Первая – это негативное влияние извне . Оградить подростка от потока негативной информации полностью у родителей не получится, но постараться это сделать они должны. Сложность в том, что при этом нельзя лишать взрослеющего человека право на выбор и принятие решений. Дополнительное средство, которое поможет нивелировать вред, - это беседа. Обсудив с ребенком сомнительную информацию, вы поможете ему адекватно ее воспринимать.

    Вторая проблема заключается в том, что самый действенный метод формирования моральных качеств – пример родителей. Поэтому начинать придется с самовоспитания , а признать необходимость и начать меняться очень непросто.

    Но все же если у родителей сформировалось желание воспитать свое чадо высоконравственным человеком, препятствия эти они преодолеют.

    Духовно-нравственное воспитание подростков в современных условиях.

    “Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества”. Теодор Рузвельт

    “Нравственность – разум сердца”. Г.Гейне

    “Нравственность – это склад души, выражающийся в страстях и поступках”. Аристотель

    Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

    В связи с этим вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих сегодня перед обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

    Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности , участились случаи детской преступности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с тем, что современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что – нет.

    Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

    Подростковый период , по мнению многих педагогов и родителей, является трудным, критическим. Как помочь подростку разобраться в системе нравственных ценностей и идеалов, организовать свое поведение и деятельность, научить самоконтролю и ответственности за результаты своих поступков?

    До подросткового возраста деятельность ребенка определялась авторитетом (родителями, педагогом). Подросток же в своих действиях ориентируется на социум. Его поступки определяются тем, что он считает должным для себя соответствовать тому социуму, которому он принадлежит. Наблюдения показывают, что возникновение у подростков положительных нравственных идеалов является необходимым условием воспитания. И наоборот, возникновение у детей чуждых идеалов создает серьезное препятствие воспитанию, так как в этих случаях требования взрослых не будут восприниматься подростками. Вопрос об идеале для подростков - это скорее вопрос о лидере, который ведет его за собой.

    Без друга - взрослого подросток не может понять, что свобода немыслима без долга и ответственности. Нужно говорить с подростками, как с равными, о сложности и противоречивости жизни. Но эти беседы будут услышаны, если только они ведутся другом , и взрослый должен стремиться им стать. В подростковом возрасте очень важным является почувствовать общность, братство всех людей. Этому соответствует формирование базового основания личности – чувства долга. Обретение чувства долга в подростковом возрасте дает возможность пережить последнее без кризиса. При этом «долженствование» приобретается и выражается через деятельность. Подросткам нужно научиться самостоятельно организовывать свое поведение и деятельность, уметь себя контролировать, нести ответственность за результаты своих поступков, самостоятельно решать вопросы, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни. Одной из сторон взрослости является социально - моральная взрослость, которая проявляется в отношениях со взрослыми, в фактах серьезного участия подростка в заботах о благополучии семьи и ее членов, в систематической помощи взрослым и даже в их поддержке, в участии в жизни семьи уже на правах взрослого человека.

    В. А. Сухомлинский писал: «С умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать его интересы, стремления, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством – с этого начинается долг. Средоточием нравственности является долг. Долг человека перед человеком, перед обществом, перед отечеством. Долг отца и матери перед детьми, долг детей перед родителями. Долг личности перед коллективом , долг перед высшими нравственными принципами. Чувство долга – это не узы, связывающие человека. Это подлинная человеческая свобода. Верность долгу возвышает человека».
    Перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи:

    Помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;

    Научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;

    Создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;

    Поощрять самовыражение и уверенность в себе;

    Введение в содержание образования изучение истории религии народов мира;

    Сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют Слово и Действие.

    В своей воспитательной деятельности я руководствуюсь педагогическими идеями гуманизма, сотрудничества, общей заботы.

    Для достижения поставленной цели использую диагностическую, учебно – познавательную, трудовую, эстетическую, общественно полезную, ценностно – ориентированную, художественно – творческую, спортивно – оздоровительную.

    Руководствуюсь принципами:

    · Обеспечение целостности и последовательности воспитания на основе знания диалектики становления и развития человеческой личности вообще и потребностей конкретного ребенка в частности;

    · Естественный и природосообразный характер воспитания;

    · Обеспечение доверительных отношений педагога с воспитанниками через проявление уважения к ним.

    Основной задачей нравственного воспитания в моем классе является: воспитание нравственного самосознания ребенка в ситуациях выбора; формирование нравственной позиции по отношению к детям и взрослым другого пола, возраста, национальности; выработка объективной самооценки, самоограничения.

    В основу положены следующие воспитательные методы :

    - вовлечение в деятельность

    Стимулирование

    Сотрудничество

    Доверие

    Открытый диалог

    Свобода выбора

    Увлечение

    Коллективный анализ и оценка

    Контроль, самоконтроль и самооценка деятельности поведения

    Личный пример

    Применяю разные формы работы :

    Система классных часов («Поведение: от самооценки к поступку», «Как работать над собой», «Что для меня ценно?», «Поговорим о толерантности», «Сам себе воспитатель»; «Поведение и культура» и др.);

    Диспуты («Счастливый человек…Какой он?»

    Внеклассные мероприятия («Скажите себе: нет!», «Мир без вредных привычек», «Природа и мы»);

    Беседы с детьми и их родителями («Мой друг», «Что мы ценим в людях?», «Я- родитель, я – приятель?», «Как создать гармонию отношений в семье », «Навыки общения», «Самооценка и ее роль в самовоспитании» и др.);

    Экскурсии;

    Коллективно – творческие дела;

    Психологические тренинги общения для подростков;

    Индивидуальное и коллективное консультирование;

    Игры и игровые программы;

    Спортивные соревнования;

    Познавательно – досуговые программы.

    Чтобы определить, осознают ли мои ученики нравственную сторону взаимоотношений , я предложила ребятам написать сочинение на тему «Что мы ценим в людях?», «Что такое счастье?»

    Все дети отдали предпочтение таким нравственным качествам личности, как доброта, справедливость, взаимопомощь , уважение, способность дружить, любить, смелость. Затем я предложила обучающимся написать сочинения на темы: «Быть здоровым – это значит…», «Мир, в котором я живу», «В чём смысл жизни?», «Человек, на которого мне хочется быть похожим» и др. Интересно дети рассматривают критерии счастья. Они пишут: это радость (19%), материальные блага (32%), хорошие отметки, сбывающиеся мечты (21%), любовь (12%).

    Замечу, что личностно менее зрелые подростки, с одной стороны, понимают, что значит быть нравственным, высоко ценят доброту, справедливость, дружбу, любовь, счастье, смелость. Но, с другой стороны, они вкладывают в эти понятия весьма односторонний смысл: это их должны

    любить, к ним относиться справедливо.

    Сочинения о настоящем человеке и об идеале дети писали без предварительной подготовки. Ребята отмечали важные признаки настоящего человека, касающиеся трудовой деятельности, моральные качества, коммуникативные свойства. Некоторые сочинения выделились своей целостностью и эмоциональностью: чувствовалось, что детей волновало содержание материала.

    Анализ ценностных качеств личности, выступающих в роли целевых ориентиров, мотивов личностного развития, дал следующие результаты:

    1.Честность - 76%

    2.Трудолюбие, образованность - 52%

    3. Гуманность, личное достоинство - 13%

    4. Ответственность, порядочность - 38%

    5. Чуткость - 14%

    6. Дружелюбие, самостоятельность - 37%

    Таким образом, основные качества личности – честность, трудолюбие, образованность, ответственность, порядочность. Следует обратить внимание на незначительный выбор учащимися таких качеств, как гуманность, чуткость.

    Интересной формой диагностической работы с учащимися является использование тест – рисунков. Ребятам было предложено нарисовать свои рисунки к определенным нравственным понятиям, например, нарисовать картинки на темы: «Вежливость», «Добро», «Зло», «Радость», «Честность», «Правдивость», «Любовь».

    В целом представления учеников моего класса о нормах нравственности сформированы. Надо отметить: никто из детей не сомневается в необходимости норм и правил поведения, в умении им следовать.

    Большое внимание я уделяю также вопросу понимания родителями нравственных категорий. С этой целью предлагаю им тоже различные тесты и анкеты. Например, предлагаю родителям дать определение основных нравственных категорий, формирование которых он считает наиболее важными в работе с учащимися:

    Доброта – это …

    Быть добрым – это значит …

    В характере моего ребенка это качество проявляется в том, что …

    Терпимость – это …

    Быть терпимым – это значит … и т. д.

    С целью выявления взаимопонимания между ребенком и родителями предлагаю тест «Я – родитель, я приятель?», анализируя результаты которого, я пришла к выводу, что в большинстве семей учащихся моего класса царит благоприятная дружеская атмосфера любви и взаимопонимания.

    Уроки литературы в школе наиболее благоприятны для осуществления нравственного воспитания. Произведения, входящие в школьную программу, содержат материал, способствующий духовному развитию личности.

    На примере рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» можно воспитывать ответственность, чувство долга, чувство справедливости, чувство собственного достоинства и уважение этого чувства в других людях, чувство жалости, сострадания, сочувствия, желание помочь человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, тактичность, умение выражать благодарность за сделанное кем-то добро и негативное отношение к азарту, «стадному инстинкту», к насилию.

    Особо следует отметить воспитательный эффект статьи В. Г. Распутина «Уроки доброты». Прочитав эту статью, обучающиеся понимают, что помогать нужно бескорыстно , следует помнить то добро, которое сделали им и возвращать его миру. Школьники учатся благодарности.

    Таким образом, рассказ В. Г. Распутина обладает огромным потенциалом для осуществления нравственного воспитания.

    Нравственное воспитание необходимо осуществлять в условиях современной школы. Нравственность - осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств. Нравственное воспитание – это систематическое формирование у ребенка знаний о нравственном и безнравственном, о добре и зле, о хорошем и плохом, помощь в эмоциональном переживании нравственных ценностей, чтобы те стали личностно значимыми для воспитанника. Не зря народная мудрость гласит: народная мудрость:

    ЕСЛИ ДУМАЕШЬ О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ - СЕЙ ЗЕРНО,
    ЕСЛИ НА ДЕСЯТЬ ЛЕТ ВПЕРЕД - САЖАЙ ЛЕС,
    ЕСЛИ ЖЕ НА СТО ЛЕТ - ВОСПИТЫВАЙ ДЕТЕЙ.

    Используемая литература

    1. Концепция включения в новое поколение госстандартов общего среднего образования учебного предметаПравославная культура” в составе новой образовательной области учебного плана “Духовно-нравственная культура” // http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=700 . (2007 год.)
    2. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). Ростов/Д., 1995.
    3. Ильин И. А. О воспитании в грядущей России. - Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 2. Кн. 2. М., 1993. С.178-192.
    4. Караковский В. А., Новикова Л. А., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. М.,1996.
    5. Коменский Я. А. Материнская школа. М., 1992. Кирилюк Л. Г. Диагностика эффективности процесса нравственного воспитания подростков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. М., 1986.
    6. Ширшов В.Д. Духовно-нравственное воспитание молодежи. Интернетресурс. 2009г
    7. Щуркова Н. Е. Диагностика воспитанности. М., 1992.
    8. Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры (для директоров и заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе). М., 1997.
    9. Щуркова Н.Е.Новые технологии воспитательного процесса. - М.:НМО “Творческая педагогика, 1998.

    Нравственные ценности подростку прививают в семье, школе. Помимо этого подростки также волей-неволей усваивают и те ценности, которые каждый день предлагает им телевизор, улица. Но не всегда, к сожалению, то, что подросток усвоил на улице, можно назвать правильным и полезным. Каким должно быть нравственное воспитание подростков ?

    В наше время влияние на нравственность подростков различных телевизионных передач, современных кинофильмов очень велико . А потому те модели поведения, которые пропагандируются «голубым экраном», подростки принимают за истинные и стараются следовать им и в собственной жизни.

    Так, сегодня на телеэкранах даже положительные герои убивают друг друга, ведут асоциальный образ жизни, заботятся только о собственном материальном благополучии, «шагают по головам» ради достижения своих целей. У подростков формируются вполне логичные выводы: чтобы хорошо жить, именно так и нужно поступать .

    Не меньшее, а то и большее воздействие, чем телевидение, оказывают на подростков компьютерные игры, интернет — сегодня за компьютером подростки проводят очень много времени. Им доступны интернет-ресурсы различной направленности, компьютерные игры на любой вкус. И нередко посещаемые подростком сайты или его любимые игры несут в себе далеко не самые положительные черты .

    Вот почему нравственное воспитание подростков играет столь важную роль . Подростки должны с помощью родителей выработать собственную шкалу ценностей. Такие понятия как любовь, дружба, взаимовыручка, помощь, уважение, благодарность должны быть старательно «вложены» в юные подростковые головы, и тогда они самостоятельно смогут понимать разницу между «хорошим» и «плохим», между «правильным» и «неправильным».

    Однако подросткам свойственно все родительские советы и запреты по-своему проверять и оценивать . Ведь, спрашивается, почему нельзя распускать руки, если папа с завидной регулярностью бьет маму? Почему нельзя воровать в магазине жвачку, если родители лично принесли с работу «лишнюю» бумагу? Почему нужно отдавать владельцу найденный на улице мобильный телефон, если папа с мамой подобную находку сами советуют оставить?

    Таким образом, нравственное воспитание подростков - это прежде всего родительский пример . Родители должны показать подростку, какое поведение в тех или иных ситуациях является правильным. Так, например, все тот же найденный мобильный телефон родители не должны оставлять себе, а должны попытаться вернуть владельцу или же отнести в милицию. Да, это потребует некоторых усилий, но так ли уж нужна в доме чужая утерянная вещь?

    Нравственное воспитание подростков в семье - это одна из основ будущей взрослой жизни подростков. Не зная, «что такое хорошо, а что такое -плохо», подростки могут наделать в жизни немало ошибок, платить за которые придется дорогой ценой. Отсутствие нравственного воспитания приводит подростков к аморальным и неэтичным поступкам, даже преступлениям.

    Подросткам, которым родители привили нравственные ценности, даже в голову не придет издеваться над животными, применять физическое или эмоциональное насилие, воровать или грабить, хулиганить. Воспитанные подростки будут достойно вести себя в общественных местах, не позволят себе грубости по отношению к окружающим. Разумное, бережное отношение к людям и природе и долджно прививать подросткам нравственное воспитание .

    Дети, как и цветы, требуют ухода и создания вокруг них самой благоприятной обстановки для полноценного развития. На воспитание ребенка влияют различные факторы, так как на него воздействует весь окружающий мир. Задачей родителей является воспитать готового к разным ситуациям человека, ведь оградить от неудач, зла, предательства, вредных привычек не всегда получается, а вот научить понимать ребенка, что есть хорошо, а что – плохо, возможно.

    Как уже было сказано выше, главным фактором влияния на воспитание ребенка является именно семья. Большую часть своего детства ребенок проводит в окружении близких людей, личный пример которых является основой формирования необходимых каждому человеку качеств. Если в семье царят доверие и доброта, то ребенок будут стараться подражать этому поведению и за пределами домашнего мира. Атмосферу, царящую в семье, малыш чувствует еще в утробе матери, поэтому так важно уметь сглаживать конфликты, учить ребенка добру и справедливости с самого рождения.

    Генетические особенности характера ребенка проявляются достаточно часто и являются одним из факторов влияния на воспитание ребенка. Как говорится, «от осинки не родятся апельсинки», и очень часто характер родителя передается и ребенку. Неудивительно, если ваш ребенок гиперактивный, если в детстве вы сами не могли усидеть не месте. Корректировать характер ребенка можно, но не стоит ломать его хрупкий мир, привнося методом наказа важные жизненные ценности. Только обсуждение поступков и личный пример способны показать ребенку важность умения контролировать себя, сдерживать свои негативные эмоции и порывы.

    Окружающий мир – сверстники, родственники, знакомые, отношение человечества к природе также играют немаловажную роль в воспитании. Даже в образцовой семье может вырасти хулиган. Не стоит паниковать и, тем более, наказывать ребенка за его первые шаги на пути к злому поступку. Важно объяснить, почему это действие не стоит совершать и каковы возможные последствия. Оградить от окружающего мира невозможно, да и не нужно, а вот помочь ребенку выбрать правильный путь грамотные родители всегда могут.

    Пребывание ребенка в дошкольных и школьных заведениях – важный этап его жизни, поэтому и детский сад, и школа являются одними из основных факторов влияния на воспитание детей. Именно в социальных группах сверстников, взрослых – воспитателей и учителей, формируется ряд необходимых для жизни навыков – организованность, умение работать в команде, усидчивость, толерантность. Общение родителей и представителей детского сада и школы – залог успеха в воспитании ребенка. Важно знать о том, что происходит в школе и детском саду, чтобы определить причину того или иного поведения.

    В наше время огромную роль в воспитании ребенка играют средства массовой информации. Знания, полученные детьми из просмотра телепередач и страниц в интернете, зачастую пагубно влияют на воспитание ребенка. Контролировать этот процесс очень сложно, но родители в силах привить своему чаду интерес к положительным примерам из жизни, тогда дети будут стараться искать ту информацию, которая будут полезной.

    Факторов, влияющих на воспитание ребенка, множество. Родителям важно уметь контролировать их, ведь именно семья играет самую важную роль в воспитании.