Как сшить русский народный сарафан на куклу. Русский народный сарафан

Косоклинный распашной сарафан

Косоклинный распашной сарафан, или сарафан со швом спереди (клинник, косоклинный, семиклинный, костыч, сукман, кашемирник, кошто), - второй тип народного женского сарафана.
Форма сарафана трапециевидная, состоящая из двух полотнищ, спереди соединенных посередине застежкой на пуговицы или швом. Форма сарафана дополнялась полотнищем по спинке и клиньями разной величины и отличалась по принципу сужения и расширения. Отмерив нужную величину размера верха изделия, полочки и спинки, лишнюю ткань срезали и дополняли ею низ изделия.

ПОСТРОЕНИЕ ФОРМЫ КОСОКЛИННОГО САРАФАНА ПРИ ШИРИНЕ ТКАНИ 1 М 40 СМ
Размерные признаки фигуры (мерки): длина изделия; От I, От II, Шг, Шс - заданная величина размера 17-20 см, ШПр - вычисляема. Длина изделия - от линии От 1 до нужной длины, чуть ниже щиколотки.
1. Берем 2 длины изделия ткани шириной 1м 40 см.
2. Полочка:
определяем центр, прокладываем цветной нитью или мылом
от центра влево и вправо откладываем вытачку по 1 см или 1,5 см, прокладываем линию
определяем ширину груди, откладываем Шг влево и вправо от вытачки
определяем глубину проймы, из конечных точек ширины груди вниз откладываем 6-7 см, влево и вправо проводим линии
опр I — (Шс 20 см + Шг) = : 2 =
из конечных точек проймы с левой и правой стороны проводим диагональные линии в углы нижней линии полотнища ткани
деталь полочки вырезаем ножницами, лишнюю ткань в форме клина переворачиваем и прикладываем к боковой стороне детали полочки, таким образом расширяя форму полочки в трапециевидную.
3. Спинка: второе полотнище ткани
определяем центр полотнища
определяем высоту и ширину лямкодержателя Н=4-5 см, ширина 3-4 см; ширина лямкодержателя определяется в зависимости от ширины лямок
от центра спинки откладываем 17-20 см (поделив пополам) влево и вправо
из конечных точек спинки проводим диагональные линии в углы нижней линии полотнища ткани
вырезаем деталь спинки, лишняя ткань в форме треугольника - клина переворачивается и прикладывается к боковому шву изделия, т.е. к детали спинки 98
бретели: определяем длину и ширину бретелей, вырезаем верхнюю и нижнюю деталь бретели, бретель дополняется прокладочной деталью, которая вкладывается между двумя основными деталями
4. Крой подклада сарафана.
Косоклинный сарафан по народным традициям пошива изделия дублировался, в основном дублировалась полочка. Спинка не дублировалась, поскольку она имеет более сильное расклинение, чем полочка. Сарафан можно дублировать двумя способами:
Первый способ, когда дублируется вся полочка и линия низа сарафана так называемым «оподольником» высотой 12-15 см.
Второй способ дублирования сарафана заключается в обработке сарафана подкладочной тканью (ситец, холст) до линии талии. Крой подклада производится по тем же принципам кроя, который присутствует в сарафане.
Все линии среза, бретели, верхняя часть сарафана - полочки и спинки, линия низа изделия - обрабатываются цветным руликом.
Материалы для пошива сарафана: шелк, шерсть, полушерсть.
Подкладочные материалы: ситец, бязь, холст льняной.
Материалы для декоративного оформления: ленты золотистого цвета, жаккардового переплетения, пуговицы круглые на ножке, шнур для петель, тесьма орнаментальная или одного цвета. Цветной рулик (бейка).

РУБАХА ТУНИКООБРАЗНОГО ПОКРОЯ

Крой рубахи производится на ширину холста- 40 см. Туникообразная рубаха состоит из центрального полотнища, состоящего из двух длин, равных длине изделия, боковых полотнищ рукавов и клиньев.

Крой рубахи
1. Эскиз.
2. Предварительный расчет.
3. Размерные признаки.
Длина изделия; длина рук; обхват шеи.
Крой центрального полотнища: берем 2 длины холста, равных длине изделия (Д.изд.)
Полотнище холста перегибаем пополам, одна часть полотнища приходится на полочку, другая на спинку.
Находим центр полотнища, влево и вправо (по горизонтали) откладываем по 8-9 см, по вертикали от центра откладываем к спинке - 4 см, к полочке 8-9 см. Оформляем горловину плавными линиями и делаем разрез по полочке (пазуха).
Крой рукавов
Берем три длины полотнища, равных длине рукава, длине рук.
Две длины полотнища оставляем цельными, третью длину разрезаем пополам и надставляем к двум предыдущим полотнищам. Ширина рукава - 40 см (ширина холста) и 20 см дополнительного полотнища.
Ширина рукава составляет 60 см.
Крой лотнищ боковых полотнищ
Длина боковых полотнищ туникообразной рубахи составляет:
длина изделия -
ширина рук - 30 см, длина боковых полотнищ 90 см. Ширина полотнища - берем две длины холста (боковых полотнищ), равных 90 см, каждое разрезаем 90-20 см, прилегают к рукаву и центральному полотнищу в боковой части (с левой и правой стороны).
Крой клиньев
Традиционным решением формы клиньев является квадрат и треугольник. Клинья могут быть цельновыкроенными или со швом. Для цельновыкроенного клина используем квадрат 17×17 см или 15×15 см.
При пошиве один клин по диагонали перегибаем попалам, одна часть приходится на спинку, другая на полочку.
Крой обтачки.
Обтачка кроится по диагонали. Ширина обтачки 1,5 -2 см.

НАРОДНАЯ ЖЕНСКАЯ РУБАХА БЕЗ ПОЛЯКОВ
Народная женская рубаха без поликов изготовлена из тонкого льняного полотна, шириной - 65 см. Крой рубахи решен по принципу составной, (составная - составлялась из двух различных материалов, фабричных тканей и холста домашнего производства).
Рубаха без поликов включает стан, станушку, рукава, клинья.
Стан - нижняя часть изделия, состоит из двух деталей, длиной - 75 см, шириной - 65 см.
Станушка - рукава - для решения рукавов использованы 2 длины льняного полотна, длиной 40 см,
шириной 65 см /40×65 см/.
Дополняют ширину рукава 2 куска ткани, размерами 40×15 см, общая ширина рукава составляет
80 см.
Клинья - цельновыкроенные, 2 детали для спинки и полочки, размерами 8×15 см.
Кокетка - 2 детали, спинка - длина 28 см, ширина - 50 см /28×50 см/. Полочка - длина 23 см,
ширина 50 см. Разница в 5 см длины кокеток дается для посадки изделия и оформления горловины.
Этот метод позднего решения, наблюдаются и такие варианты, когда кокетки кроят одной длины.
Особенности рубахи без поликов.
В народном крое рубахи без поликов ширина кокетки почти всегда меньше ширины стана /ширина кокетки 50 см, ширина стана 65 см.
При соединении эти детали рубахи имеют выступообразную форму, выступ на «стане» является местом %
для расположения поликов, которые заменяют рукава.
Горловина и рукава в рубахе без поликов собираются в мелкие складки, горловина обшивается обтачкой
1,5-2 см, рукава манжетом 6-7 см.
Рубаха без поликов имеет вышивку, по стану проходит композиция бордюрного построения, высотой в 4,5 см, вышивка - «роспись». Орнамент зооморфный с исключением растительного мотива /птица + дерево/. Станушка: рукава /основные полотнища/, обтачка и манжеты вышиты гладью и «крестом», сетчатого и линейного раппортов. Орнамент геометрический: восьмиконечные и четырехконечные розетки.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
Сборник (повойник) - головной убор замужней женщины. Форма головного убора состоит из 2 деталей: донца и очелья. Очелье выполняется из сатина, донце на твердой основе (картон, холст, парча, метонить) вышивается золотой или серебряной нитью. Орнамент растительный «древо жизни». Головной убор изготавливается на подкладе, материалом которого служит ситец набивной. Подклад выкраивается так же, по тем же принципам, что и повойник. Донце и очелье подклада сшиваются, вставляются в головной убор, закрепляются по верхней линии вокруг донца воздушными петлями. Линия низа повойника вместе с подкладом обрабатываются косой бейкой другого цвета и тона.
Построение головного убора. Описание кроя. Размерные признаки головы (мерки): О. (обхват) головы - … Ш. (ширина) лба - Очелье: по горизонтали откладываем О. гол. - …, по центрально- осевой линии высота детали 8-9 см, высота может быть меньше или больше.
Высота очелья в затылочной части меньше на 2-3 см, т.е. от центральной части детали заужаются. Детали очелья кроятся так: одна из основной ткани, другая из подкладочной.
Донце - овальной формы, по центрально-вертикальной линии составляет высоту 21 см, по горизонтальной 14,5 см. Детали донца кроятся из основной, прокладочной и подкладочной ткани.
Карельский женский головной убор - «Сорока» Форма головного убора мягкая, вытянутая, в виде завязанного платка.
«Сорока» состоит из 2 деталей: донца и очелья.
Очелье: центральная часть головного убора, выполняется из красного сатина и вышивается желто-оранжевыми нитками, геометрическим орнаментом. Рисунок орнамента подчеркивается черной нитью.
В декоративное оформление очелья входили поэтки. К очелью, к центральной части, пришиваются кусочки дорогостоящих тканей (бархат, шелк).
Продолжают форму очелья завязки, которые выполняются из сатина другого цвета и тона.
Донце - верхняя часть головного убора - выполняется из дорогостоящих фабричных
материалов: шелка однотонного или с цветным рисунком. Головной убор подшивается ситцевым подкладом.
Подклад кроится так же, как и верхняя часть головного убора. Нижняя линия головного убора «сороки» обрабатывается цветным руликом.
Построение формы женского головного убора «Сорока».
Размерные признаки (мерки):
О. (обхват) головы - …, Ш. (ширина) лба - …
Очелье: по горизонтали откладывают О гол. - 57 см, находим центр, определяем высоту очелья 9 см. Отмечаем ширину лба (ширину и высоту центральной части головного убора). Ш.- 13 см, h - 7,5 см.
На концах детали определяем высоту завязок 5-7 см, точки соединяем.
Донце - имеет длину 40-41 см по центрально-осевой линии, вверху детали в области очелья ширина составляет 5-6 см, линия донца закругляется и имеет овальную форму, внизу ширина детали - 20 см.

Был важной частью жизни женщин на Руси. По крою, тканям и украшениям сарафана можно было безошибочно определить семейный и социальный статус женщины, ее возраст и местность, откуда она родом. В этом материале мы расскажем об основных видах сарафанов и подскажем, как их сшить своими руками.

Русский сарафан и кокошник - самые узнаваемые детали традиционного костюма славянских народов, проживавших в Российской империи. Первые упоминания этого слова есть в летописях XIV века, впрочем, тогда этот предмет одежды носили мужчины. Сарафаном называли широкий, расклешенный книзу кафтан. В этом нет ничего удивительного: само слово sarapa или sarapai предположительного иранского происхождения, переводится буквально как "одетый с головы до ног" и означает мужскую одежду с рукавами.

Несколько столетий спустя эта деталь одежды стала полностью женской. При этом популярность сарафанов настолько выросла, что они стали вытеснять во многих губерниях традиционную поневу - расшитую ткань, которую крестьянки носили, обернув вокруг бедер.

Первые известные исследователям сарафаны на Руси были "глухими" и косоклинными. Наиболее древние образцы напоминали туники. Изделие состояло из одной детали, согнутой пополам, к которой по бокам были пришиты прямые отрезы ткани или несколько косых клиньев.

Сарафаны шили из самостоятельно сотканных материалов, окрашивали также в домашних условиях. Большая часть сарафанов до XIX века были натурального цвета, неокрашенные. С развитием фабричного производства в Российской империи крестьяне стали закупать яркие разноцветные ткани и шить одежду из них.

Сарафан, как и другие детали русской одежды, был наполнен символами, важными для крестьянина. Края изделия (как и края русской рубахи) украшались сложными вышивками, в которых были зашифрованы знаки, оберегающие владелицу сарафана от дурного глаза, колдовства, злых духов. На спине сарафанов до наших дней сохранилась необычная деталь, которая называется в народе "лягушка" или "вилка". Форма этого элемента действительно напоминает распластанную лягушку - символ деторождения, плодовитости, богатства. Женщины верили, что такой амулет убережет женское здоровье, спасет от бесплодия, сделает детей здоровыми.

Мы подготовили для вас выкройки русских народных сарафанов и видео мастер-класса по изготовлению русского косоклинного сарафана.

Видео

Мастерская Ангел производит множество вариантов русских сарафанов - , и . Некоторые модели - стилизованые, они адаптированы для сценических выступлений - хореографических номеров, спектаклей, народных гуляний. Часть моделей - приближены к аутентичным. При их создании художники Мастерской учитывали цвета, элементы отделки, мотивы вышивки и крой, характерные для той или иной местности. Отдельное место в коллекции сарафанов от Мастерской Ангел занимают изделия, выполненные по мотивам традиционных русских народных росписей - Гжель, Хохлома, Городецкая роспись и т.д.

Можно, зайдя в соответствующий раздел сайта.

Любовь к русскому народному костюму приобрела такие масштабы, что хочется непременно иметь его у себя в гардеробе. Ну, если не у себя, то хотя бы у детей. Концерты, выступления, презентации, открытые уроки в школе – он может понадобиться и девочкам, и мальчикам, и их мамам-папам. Сшить русско-народный костюм своими руками можно, если разработать эскиз, подобрать ткань и отделку. Справимся!

Особенности народного костюма

Рассмотрим, из чего состоит мужской и женский русский народный костюм.

  • У девушек – сарафан в пол, различные рубахи с пышным рукавом и кокошник, ленты, венки, повязки на голову.
  • У парней – рубаха или косоворотка и брюки свободного фасона средней ширины.

Ткани для костюма

Особого внимания заслуживают материалы. Они должны быть натуральными и цветными для сарафанов, белыми, светлыми для рубах у девушек и однотонными для штанов, в мелкий рисунок для рубах у юношей.

Если девушки не могут подобрать необходимый орнамент для сарафана, допускается однотонная ткань, на которую нашивается широкая тесьма с цветочным орнаментом. Но с ассортиментом нашего выбрать ткань для русских народных костюмов не составит сложности.

Мы можем предложить , , , , . Разнообразная , также имеются в наличии.

Женский русско-народный костюм

Выкройка русского народного костюма для девочек, девушек достаточно проста. Сарафан, сшитый на основе прямоугольника, собранного по линии груди на резинку. К нему пришиты бретели. И блуза свободного покроя.

Сарафан

Для его пошива нужно снять 3 мерки: Высоту груди, Обхват груди и Длину сарафана от линии груди. Кроить будем сразу на отрезе.

  • Сложить ткань вдвое.
  • По линии сгиба отложить длину + 2 припуска по 6-8 см.
  • От сгиба отложить желаемую ширину изделия.
  • Провести вверх линию, параллельную линии сгиба.
  • Вырезать.

Таких детали понадобится две – для спины и переда. Отдельно нужно вырезать 2 бретели длиной Вг х 2 + припуск и шириной 9 см (согнув и подшив их, ширина будет 4 см).

Чтобы сарафан был более пышным, вырезать 4 трапециевидные детали. Это будут боковые вставки.

  • Сшить вместе спинку + боковая вставка + боковая вставка + перед + боковая вставка + боковая вставка + спинка.
  • Низ подвернуть и прострочить.
  • Верх подвернуть и прострочить, оставив место для вдевания резинки, если она будет.
  • Бретели сложить вдоль пополам, сшить и вывернуть на лицо.
  • По верху сделать защипы или в кулиску продеть резинку.
  • Пришить бретели.

Сделать отделку кружевом, лентой, тесьмой при необходимости.

Блуза

Выкройка блузы есть в журнале Бурда за 2003 год. Номер 10, модель 151.

Или постройте по приведенному ниже чертежу.

Этим способом можно сшить и русский народный костюм для девочки. Сарафан может быть и трапециевидным. В этом случае от линии сгиба по верхнему краю откладывается ¼ Ог + припуск. Далее построение видно на схеме.

Мужской русско-народный костюм

Русский народный костюм для мальчика состоит из свободных штанов и рубахи.

Рубаха

Рубаху можно сшить на основе футболки.

  • Приложить ее к ткани или бумаге, обвести полочку и рукав.
  • По линии низа добавить 4-6 см на свободу облегания. Ткань не тянется, поэтому одежда должна быть свободной.
  • Увеличить немного высоту горловины.
  • Вырезать из ткани воротник стойку. Опять-таки, ткань не тянется, поэтому стойку рисуем не прямой, а по дуге. Ширина равна 4 см.
  • Вырезать, сшить вместе полочку и спинку. Вшить рукава в пройму, пришить стойку.
  • Низ подогнуть и подшить.

На рисунке показана еще одна выкройка рубахи.

Штаны

Для пошива штанов можно воспользоваться одной из выкроек в модных журналах.

Второй способ виден на картинке. Детали состоят из прямоугольников. Размер универсальный. Длину подбираете сами по своим меркам. На примерке можно заузить при необходимости штаны.

Понадобится 4 прямоугольника и ластовица.

  • Сшить штанины по паховому шву от пояса на 10 см. С припусками будет больше.
  • Вшить ластовицу.
  • Сшить боковые внутренние и внешние швы.
  • Верх подогнуть и прострочить.
  • Продеть резинку или веревочку.
  • Низ подогнуть и подшить.

Припуски: по низу – 4 см, по верху – 6 см, по швам – 1-1,5 см.

Сшить русско-народный костюм не так сложно. Главное в нем – это отделка. Готовые комплекты щедро расшивайте тесьмой, бисером.

История сарафана на Руси

Косоклинный сарафан – это наплечная одежда комплекса русской женской одежды северных губерний России: Архангельской, Новгородской, Псковской, Тверской, Костромской, Северодвинской, а также некоторых центральных областей России (Нижегородской, Смоленской и др.).

Северорусский женский костюм состоял из домотканой прямой льняной рубахи, косоклинного сарафана, душегреи (коротёны), головного убора (девичьего – повязка и платок, женского – кичка, кокошник, повойник, платок), шали, кожаной обуви – сапожек (лапти были рабочей обувью).

Название одежды «сарафан» содержит в себе корень «сар» – «царь». Это одежда кафтанного типа, длинная, величественная, часто из дорогих богатых тканей – «царская», которую носили князья и бояре.

Впервые термин «сарафан» зафиксирован в Никоновской летописи (1376г.) Значительно позже, с 16 века, сарафаном стали называть женский вид одежды, похожий на платье трапециевидной формы без рукавов или с рукавами, а также расклешенную юбку или юбку-солнце на сборках с лямками.

Праздничная одежда. Симбирская губерния. Середина XIX в. Рубаха — «рукава» короткая, с широкими рукавами, собранными на манжеты, из красноузорного ситца. Сарафан косоклинный, ложная застежка на пуговицы, из синего бархата, сзади заложен складками, украшен узкими полосами штофа и золотным галуном, застежка отделана узким золотным шнуром. Пояс домотканый, из разноцветной шерсти, с кистями. Бусы из дутого стекла, с длинными шелковыми лентами сзади.

В разных областях России сарафаны имели различное название в зависимости от их типа, кроя, вида ткани или способа ее окрашивания:

1) По способу кроя: лямошник, косоклинный, клинник и т.п.;
2) По способу окрашивания ткани: набивник, маренник, кубовый и т.п.;
3) По виду ткани: сукман, штофник, кумашник, атласник, кашемирник, ситцевик, пестрядинник и др.

Наиболее древними считаются косоклинные туникообразные сарафаны, представляющие собой узкую (в ширину ткацкого станка 35-40 см) ткань, перегнутую по плечам с вырезом для горловины, в боковые швы которой вставлены клинья. Схемы :

Выкройка косоклинного туникообразного сарафана для домотканого отреза. Оригиналы схем

Такой сарафан напоминает закрытое платье с рукавами или без рукавов, без плечевых швов, с круглым или квадратным вырезом горловины с небольшим разрезом впереди, окантованным бейкой или тесьмой с застежкой на петли и пуговицы.

Зимние сарафаны шили из шерстяного домотканого сукна, чаще синего или красного цвета. Для летних использовали набивные льняные полотна. Для будничных сарафанов годился и неотбеленный холст.

Богатые сословия использовали привозные и фабричные ткани: парчу, шелк, бархат. Сарафаны часто отделывали золотной фабричной тесьмой, вышивкой, лоскутной отделкой, шнуром, кантом по низу, проймам и горловине.

Косоклинные сарафаны шили распашные (с застежкой по центральной линии переда) и глухие (не имевшие разреза по центральной линии переда). Сквозная застежка оформлялась петлями из шнура, пуговицами, тесьмой, золотным кружевом, которые одновременно являлись отделкой переда сарафана. Сарафаны 16-17 веков всегда закрывали грудь.

Спереди по бокам, а сзади всю спинку закладывали частыми сборками под обшивку. Сарафаны, как правило, шили на подкладке из холста, ситца, низ подшивали другой тканью, т.к. он быстро изнашивался.

В низ сарафана часто вшивали монетки для утяжеления и придания ему скульптурной монументальности. Для этой же цели служила и металлическая бахрома.

Перед распашного сарафана состоял из двух прямых полотен, переходящих в цельнокроенные бретели. Спинка – из одного полотнища, к которому присоединялись клинья; бретели также были цельнокроенные и стачивались с бретелями переда по плечевым швам.

Особенностью косоклинного распашного сарафана было то, что клинья его по бокам сходились ёлочкой. У глухого сарафана клинья продольные (см. схемы 1,4) , т.е. кроятся не под углом 45 градусов. Сарафаны – клинники могли быть очень широкими внизу и раскладываться в полный круг. Продольные клинья получали очень просто: одно прямоугольное полотно делили по диагонали и получали сразу два одинаковых клина.

Выкройка русского косоклинного распашного сарафана: клинья по бокам сходятся ёлочкой

Глухой косоклинный сарафан (глухарь, сукман, костолан, шушун, шушка, насов) существовал в трех вариантах: с длинными узкими рукавами, которые имели прорехи для рук; с фальшивыми рукавами, очень узкими, пришитыми только со стороны спинки к проймам. Эти рукава при работе подтыкали за пояс или завязывали на спинке.

По типу кроя косоклинные сарафаны бывают с косыми продольными клиньями (см. схему 1) , со скошенными под углом 45 градусов клиньями (см. схему 3,4). В целом, крой всех русских сарафанов очень функционален и экономичен, так как никаких кусочков от раскроя, как правило, не остается.

Косоклинный сарафан с косыми и скошенными продольными клиньями

Туникообразный косоклинный сарафан постепенно вытеснил понёву. Она осталась основным видом женской одежды южных губерний и некоторых центральных районов России. В этих областях (Воронежской, Курской, Тульской, Рязанской) глухие сарафаны туникообразного типа были девичьей одеждой, женщины же носили только понёвы.

Шушуны (туникообразные сарафаны) наряду с более поздними видами сарафанов (лямошниками) просуществовали до 20 века, но носили их лишь пожилые. Для нашего времени глухой косоклинный сарафан сохранен в среде старообрядцев, которые с уважением и любовью относятся к русскому национальному костюму и не расстаются с ним в своей повседневной жизни.

Выкройка косоклинного сарафана

Современная простая выкройка для одношовного косоклинного сарафана

В настоящее время ткани производятся шириной 80, 90, 150 см и даже 160 и 180 см. Поэтому, если вы хотите сшить современный сарафан по типу косоклинного, совсем не обязательно собирать его при помощи клиньев: ведь клинья были необходимы при шитье из узкой домотканой ткани шириной 35-40 см.

Есть простой способ шитья сарафана с одним только швом: с таким кроем справится даже начинающая портниха, а опытная сошьет его за два часа. Этот способ шитья сарафана подходит для женщины среднего роста (это 165 см).

Для более высокого роста длина сарафана будет укороченной (не до пола), или необходимо будет применить другой крой. Для такого сарафана подходят как легкие шелковые, так и тяжелые шерстяные ткани и парча, однако рисунок ткани не должен быть продольным (не иметь четкого направления по долевой нити).

Нужно взять 3 метра ткани при ширине 150 см, сложить ткань пополам так, чтобы получилась два квадрата со сгибом (одной общей стороной). Положить в угол, где находится сгиб ткани, заготовку выкройки верха сарафана, отмелить проймы и линию низа, плавно округлив по лекалу. Выкроить сарафан. На нем будет только один шов – по центру переда, который нужно застрочить и украсить тесьмой, галуном, кружевом, шнуром, пуговицами.

Для роста более 165 см надо брать ткань шириной 160-180 см или пришивать оборку к низу сарафана, на что дополнительно требуется еще 1 м ткани. Проймы сарафана обрабатываются косой бейкой в цвет сарафана или контрастной. Из оставшихся треугольных «косынок» выкраиваются две лямки переда и головной убор (косынка, повойник и т.д.).

При подготовке статьи использовались материалы В.А. Соколовой из книги “Русские традиции. Народный костюм.” СПБ.:СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ, 2012


Не только знаменитые имена и значимые события составляют основу национальной истории любого народа. Отличается она и национальной одеждой, которая есть у всех без исключения. И если в большинстве случаев она так и остается просто декоративным элементом для выступлений и представления в музеях, то русский народный сарафан сегодня становится все более популярным в качестве повседневной одежды.

Несмотря на популярность, купить его не так просто, да и стоит он немало, но если Вы хотите иметь такой сарафан, сшейте его сами.

Выкройка русского народного сарафана

  • Для построения выкройки нужно снять 3 мерки: длина от плеча до груди, обхват груди, длина от груди до пола. Затем построить большой прямоугольник. Его ширина должна равняться полуобхвату под грудью, а высота - длине изделия. Необходимо также оставить по 4 см на припуски для швов.
  • Далее сделать выкройку верха. Нужно начертить трапецию, высота которой равняется длине от верха груди до линии, где начинается подол сарафана, закруглить ее боковые стороны под проймы. Затем построить выкройку бретели любой ширины. Длина ее должна равняться размеру от плеча до начала груди, умноженный на 2 с добавлением припусков на швы. Выкройку следует перенести на ткань, после чего вырезать по 2 детали.

  • Для выкройки русского народного сарафана по старинному способу шитья понадобится 8 м шелка вискозы - для сарафана, 5 м полотна - рубаха, 4 м белой бязи - нижняя юбка, 3 м белой бязи - подкладка, 3 м шелка маркизета - рубашка.
  • Классический русский народный сарафан состоит из 6 частей с подкладкой до бедер. 2 части идут на бока, перед и спину. Все швы в боках зашиваются по талии, на груди и спине - вытачки вместе с подкладкой. По центру спины, сзади, складка до талии зашивается, а затем идет свободно. В виде застежки ряд стеклянных цветных пуговиц обычно проходит по центру. Отделка сарафана представляет собой простое кружево с фигурной тесьмой.
  • Рубашка для сарафана по подолу вышивается. В бока рукавов и рубахи вводятся снизу клинья. Рукав, выкроенный из прямого полотнища, у плеча собирается несколько раз и, накладываясь, образует короткое плечо. У кисти рукава вырезаются зубцами, затем собираясь на резинке, образуют оборки. Застежки и ворот рубашки отделываются белой фигурной тесьмой и узким кружевом.

Русский сарафан для девочки

  • Начните процесс шитья с выбора материала, обратив внимание на яркость и качество ткани. Русский сарафан должен выглядеть одноцветным, ярким или быть с орнаментным рисунком. Если подобрана рубашка для сарафана, ткань можно подобрать под ее отделку. Теперь можно приступать к построению выкройки сарафана. Для этого измерьте рост девочки от пола до подмышек. Эта мерка станет длиной сарафана, но для девочки наряд сшейте не в пол, как для взрослых, а выше на несколько см.

  • Измерьте обхват груди и увеличьте размер в 2,5 р. Эта мерка станет шириной юбки. Если хотите сделать сарафан расклешенным книзу, сшейте его из 4 частей, которые расширяются к подолу.
  • После этого раскроите остальные части. Начертите кокетку, нарисовав полосу, длина которой совпадает с обхватом груди с прибавлением с каждой стороны по 6 см. Ее ширина составляет от 10 до 12 см. Лямки выкройте шириной 10 см, а длиной 40 см. Лишние части при примерке отрежьте. Боковые швы прошейте, а края обметайте. Первый шов расположите сзади, но не прошивайте его до конца, оставив небольшое место для застежки. Края застежки подогните и от края на 1 см в виде буквы «П» перевернутой прошейте.
  • По верху юбки сарафана сделайте строчку крупными стежками. Ее нужно стянуть так, чтобы длина стала меньше длины кокетки на 4 см. Складки распределите равномерно. Кокетку пришейте и выровняйте по центру. После этого стык должен быть в районе застежки. Вместе с верхним срезом юбки края кокетки обметайте.
  • Загните кокетку в 2 р., таким образом, чтобы прошить с изнанки торцы. После выверните их и, подогнув свободную сторону кокетки, вручную приметайте. Затем прошейте на швейной машинке. Чтобы шов получился ровным, изнаночную сторону кокетки можете перед этим пришить потайными стежками. Подол обметайте и подбейте. Пуговицу пришейте на кокетку и на другой стороне сделайте петлю.
  • Лямки по длине сшейте с изнанки и выверните. К переду пришейте их так, чтобы край изнутри оказался спереди. Сарафан наденьте на девочку и определите длину лямок, отрезав лишнее. Лямки пришейте сзади ближе к центру, так они не будут падать с плеч. Отделайте его декоративными оборками, атласными лентами по подолу, по лямкам и верху.

Сарафан в русском стиле

Вам понадобится 2,5 м при ширине 110 см сатина и однотонного ситца, 2 м шириной 90 см - цветной ткани в мелкий рисунок, 10 м кружева, бумага для выкройки, сантиметровая лента. Для начала измерьте ширину груди и спины. Постройте на бумаге выкройку с учетом этих размеров.

  • Вырежьте из цветной ткани по 2 детали, который станут лямками и кокетками сарафана. Из остатков ткани вырежьте ленты шириной 10 см, их можно использовать на отделку. Выкройте 2 трапеции из однотонной ткани и определите их высоту, учитывая нужную длину сарафана. Верхнее основание трапеции постройте разным, а длину низа равным 110 см. Также переднее полотнище должно равняться 8 см, а заднее быть больше ширины спины на 5 см. Боковые части кокетки сшейте, обработав верхнюю часть тесьмой.
  • Проложив цветную ленту по центру передней части и тесьму вдоль шва, пришейте их вместе. Боковые части заднего и переднего полотнища сшейте. Обработайте подол цветной отделочной лентой вместе с тесьмой, проложенной вдоль шва. Подол отгладьте. Прострочите крупным стежком верхнюю часть полотнищ, собрав по ширине нижней части кокетки «в кулиску».
  • Кокетку сшейте вместе с нижней частью сарафана. Все швы с изнанки прогладьте и обработайте. Сложите пополам лямки, прострочите и проложите тесьму по краю. Лямки прогладьте и, надев сарафан, отрегулируйте их местоположение. После чего пристрочите к кокетке. Ваш русский народный сарафан готов.

Если хотите приобрести для своего гардероба уникальную одежду, которая не оставит ни одного мужчину равнодушным, сшейте русский народный сарафан. Это исконно русская одежда всегда занимала особое место в гардеробе каждой женщины и сегодня вновь возвращается в моду. Разнообразный стиль выкроек, красивые ткани, декоративные элементы украшения - все это поможет обладательнице сарафана в русском стиле с легкостью создать воздушный и женственный образ.