Этнопсихология и этнопедагогика

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

(приложение к рабочей программе дисциплины «Этнопедагогика и этнопсихология» для направления 540600 – педагогика, степень (квалификация) – бакалавр педагогики)

ВВЕДЕНИЕ

Программа курса «Этнопедагогика и этнопсихология», ее содержание и структура ориентированы на знакомство студентов с основами народного воспитания, на изучение опыта этнических групп в воспитании и образовании детей, морально-этических и эстетических воззрений разных народов, на ценности семьи, общности, этнической группы. В связи с этим основополагающей целью изучения учебной дисциплины «Этнопедагогика и этнопсихология» являются изучение социальных и педагогических процессов, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с культурными традициями народа; развитие межкультурной компетентности; повышение культуры профессиональной деятельности студентов.

В данной программе предусматривается изучение структуры и функций народного воспитания, анализ взаимосвязи народного воспитания в разных культурах; особенностей воспитания в культуре разных народов. Кроме того, в программе уделяется внимание анализу педагогических идей, а также традиционных народных воспитательных средств на различных этапах развития общества.

Данный курс соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки студентов, предъявляемых Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Социальная педагогика».

По окончанию изучения курса " Этнопедагогика и этнопсихология " студенты должны: знать особенности предмета и задачи этнопедагогики и этнопсихологии; методологические проблемы исследования социальных и педагогических процессов, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики и культурных традиций народов; сущность, структуру, функции народного воспитания, этнопедагогические и этнопсихологические методы формы и средства воспитания; уметь работать с теоретическим содержанием курса; изучать и анализировать этнопедагогическую и этнопсихологическую литературу по дисциплине, обобщать и делать соответствующие выводы; подбирать и применять психодиагностический инструментарий (методы и методики) для изучения и анализа этнопедагогических и этнопсихологических феноменов.



Основными видами учебных занятий являются лекции и семинарские занятия. Лекции раскрывают методологические и теоретические основы этнопедагогики и этнопсихологии. В процессе семинарских занятий студенты закрепляют и расширяют полученные знания на лекции.

Согласно учебному плану, данный курс студенты изучают в 4-м семестре. В конце семестра изучение курса «Этнопедагогика и этнопсихология» заканчивается зачетом. Основанием для зачета является работа студентов в ходе изучения дисциплины на семинарских занятиях, их участия в подготовке и проведении проблемных лекций, дискуссий и т.д., а также результаты тестирований по разделам курса, промежуточного и итогового контроля уровня подготовки по дисциплине. Кроме того, основанием для аттестации студента может служить его текущая успеваемость, определяемая преподавателем по результатам семинарских занятий, по качеству промежуточных, контрольных, итоговых работ.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№№ п./п. Разделы и темы дисциплины Всего часов в трудоёмко-сти Аудиторные занятия (час.) Сам. работа
В том числе
Всего Лек. Пр.
1. Этнопедагогика и этнопсихология как отрасль теории и практики
2. Становление и развитие этнопедагогики и этнопсихологии
3. Этнопедагогическое наследие в современном образовании и воспитании
Раздел 2. Этнопсихологические феномены функционирования этносов
4. Этнос, этничность, толерантность
5. Этнопсихологические проблемы исследования личности.
Раздел 3. Гуманистические основы этнопедагогики
6. Духовные истоки народной педагогики. Явления народной жизни
7. Семья как идеал народной педагогики. Трудовое воспитание в семье
8. Слово как средство нравственно-эстетического воспитания
Итого

Раздел 1. Теоретические и исторические основы этнопедагогики и этнопсихологии

Тема 1. Этнопедагогика и этнопсихология как отрасль теории и практики

Этнопедагогика и этнопсихология как отрасль теории и практики. Объект, предмет, задачи и функции этнопедагогики и этнопсихологии. Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности.

Методологические принципы этнопедагогики и этнопсихологии. Философские основания этнопедагогики и этнопсихологии.

Методы исследования в этнопедагогике и этнопсихологии. Методологические принципы изучения этнопсихологических явлений.

Связь этнопедагогики и этнопсихологии с другими науками. Взаимосвязь этнопедагогики и этнопсихологии с семейной педагогикой и психологией, с педагогикой среды, с экологическим воспитанием и образованием.

Понятие о народной педагогике. Соотношение понятий «этнопедагогика» и «народная педагогика».

Этнос как психологическая общность. Функции этноса как психологической общности. Культура как психологическое понятие.

Тема 2. Становление и развитие этнопедагогики и этнопсихологии

Исторические предпосылки становления и развития этнопедагогики и этнопсихологии.

Исследование опыта народного воспитания в XIX - XX веках. Первое употребление термина «народная педагогика» К.Д. Ушинского в «Руководстве к преподаванию родного языка». «Народная педагогика» Г.С. Виноградова. Собрание и изучение фольклора и быта. Деятельность И.П. Сахарова, А.В. Терещенко, Е.А. Авдеевой. Практический опыт соединения традиционного воспитания с педагогической теорией (опыт Яснополянской школы Л.Н. Толстого и симбирской И.Я. Яковлева). Взаимодействие народной педагогики и народного воспитания в творческом наследии педагогов. Проблемы народного воспитания в трудах Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, Г.М. Науменко и др. Гуманистическая направленность воспитательной системы В.А. Сухомлинского.

Объективные предпосылки для развития и становления этнопсихологии. Зарождение этнопсихологических представлений в истории и философии (Геродот, Тацит, Гиппократ, Демокрит; К. Гельвеций, Ш. Монтескье, Г. Гегель).

Зарубежная этнопсихология в XIX - ХХ веках. Изучение психологии народов в Германии (М. Лацарус, Г. Штентайль, В. Вундт, Г. Лебон). Концептуальные основы психологии народов В.Вундта. Теория «Культура и личность» (Ф. Боас, Р. Бенедикт, А. Кардинер, М. Мид). М. Мид о специфике социализации детей у разных народов мира.

Истоки проявления интереса к этнической психологии и особенности ее зарождения в России. Попытки создания модели российской этнопсихологической науки в рамках деятельности Русского географического общества (Н.Д. Надеждин, К.Д. Кавелин, В.К. Бэр).

Проблема «русской души» в работах русских философов и историков конца XIX – начала XX веков (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, В.С. Соловьев, И.А. Ильин, В.О. Ключевский, А.А. Потебня).

Развитие этнической психологии в России в ХХ веке. Роль культурно-исторической теории Л.С. Выготского в становлении этнопсихологии.

Основные направления современных этнопсихологических исследований в России и за рубежом.

Этнопсихология тесно связана с этнопедагогикой. Этнопедагогика – отрасль педагогического знания, исследующая своеобразие целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения, традиционных для народов. Этнопедагогика занимается и сравнительными исследованиями специфики обучения и воспитания у различных этнических групп, анализирует влияние этнической психологии на обучение и воспитание представителей тех или иных этнических общностей, учитывает закономерности этнопсихологического влияния на организацию педагогического процесса.

Этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте этнических групп в сферах: воспитания и образования молодого поколения, морально-этических и эстетических воззрений на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации, контроля и коррекции поведения, его мотивов внутри этноса, межэтнических оценок и поведения, отношения к природе (Волков Г.Н.). Данная наука объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и изучает опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций.

Этнопсихология через анализ психологической сущности и ценностных ориентации представителей этноса ищет совместно с этнопедагогикой пути эффективного воспитательного воздействия средств народной педагогики с учетом этнических эмоций, базирующихся на традиционных канонах, иерархии, мифологии, играх и мистификациях.

Предмет изучения этнопсихологии многосоставен и динамичен. Психология родового человека во многом отлична от психологии наших современников. К.Г. Юнг писал, что «архаичные исходные посылки существенно отличаются от наших, то есть первобытный человек живет в другом мире» (Мухина В.С.). В силу этого этнопсихология показывает невозможность наивного потребления данных, полученных внешним наблюдением приемов народной педагогики. Она подошла к пониманию того, что необходимо анализировать не отдельные приемы, а весь контекст образа жизни.

Культурологическая рефлексия позволяет этнопсихологу проникнуть сквозь оболочку народной педагогики и адекватно соотнести сопряженные в одном времени обычаи воспитания, сложившиеся в разные эпохи; выявить место в народной воспитательной системе того или иного обычая и тенденции его поступательного развития или угасания, то есть соединить исторические, этнографические и этнопедагогические знания.

Время трансформирует значения и смыслы в этническом самосознании и, следовательно, изменяет акцентуации самой народной педагогики. Однако в бессознательной сфере этносов сохраняются эмоционально-оценочные стереотипы реагирования на значения и смыслы ключевых понятий. Эти глубинные тенденции должна учитывать и этнопедагогика, и этнопсихология.

Раскрывая психологию архаичного человека, его картину мира и ценностные ориентации, мифология как наука дает уникальный материал для этнопсихологии и этнопедагогики. Представление архаичного человека о себе и об окружающем мире, выраженное в мифе, дает ключ к познанию глубинных первичных свойств психики индивида. Этнопсихология берет из мифов бесценный материал, объясняющий тенденции типичных форм проявлений человека в обществе и природном мире, его изначальные акцентуации. Этнопедагогика в свою очередь получает возможность выявить обобщенные в мифах формы воздействия лиц, являющихся предтечей сегодняшних воспитателей, педагогов, учителей.

Этнопсихология и этнопедагогика, делая предметом своих, исследований народную педагогику, могут реконструировать множество воспитательных приемов, используемых в прежние времена, выявить их возможности, дать им анализ на основе современной психологии и педагогики.

Современная этнопсихология, как и этнопедагогика, должны содействовать решению двух фундамeнтальныx задач: нахождению в арсеналах народной педагогики средств компенсации психосоциальных перегрузок; помощи обыкновенному человеку в осознании негативных сторон этноцентризма и самоотрицания.

3.2. Предмет этнопедагогики

Этнопедагогика – сравнительно молодая отрасль педагогической науки. Системные научные исследования в этой области начались во второй половине 20 века. Однако проблема использования идеалов, ценностей, представлений о воспитательных целях и действиях, присущих воспитательным традициям различных этнических групп, разрабатывалась в трудах Я. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, К.Насыри, Ш. Марджани, Б. Гаспринского и многих других зарубежных и отечественных классиков философской, социальной, психолого-педагогической мысли.

Проанализировав педагогическое наследие различных народов, К.Д. Ушинский пришел к выводу, что общей системы воспитания для всех этносов не существует. «У каждого народа – своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в таком же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать собственные силы» (Ушинский К.Д.).

До 30 - х годов в нашей стране велись исследования по проблемам воспитания и социализации у народов России и СССР. Затем они были прекращены, и начали возрождаться лишь в 70-е годы. В советской педагогике собран большой фактический материал о педагогической теории и практике различных народов: армян, грузин, казахов, узбеков, адыгейцев, якутов, чувашей и др.

В 1972 году Г.Н. Волковым впервые в нашей стране был использован термин этнопедагогика (Волков Г.Н.) для обозначения отрасли научного знания, предметом которой, по его мнению, должна стать народная педагогика как совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в обычаях, обрядах, детских играх, игрушках и т.д.. Программы по этнопедагогике в советский период разрабатывались в Чувашии, Москве, педагогических институтах Северного Кавказа, в Татарстане и других регионах.

Но, как отмечает И.С.Кон (Кон И.С., с.18-19) почти все этнопедагогические исследования, во-первых, описательны, и, во-вторых, как правило, посвящены педагогическому опыту какого-либо одного народа. А поскольку сравнительные исследования отсутствуют, педагогика разных народов выглядит очень похожей, а то и одинаковой. Так, в 70-е годы были защищены диссертации по воспитанию юношей и девушек в Таджикистане, Узбекистане и у некоторых народов Кавказа, при чтении которых очень трудно выделить то, что характерно именно для того или иного народа, а порой создавалось впечатление, что, убрав название народа, получишь почти идентичные тексты.

Кроме того, в педагогических исследованиях не различаются социально-нравственные идеалы, нормативные представления народа в сфере воспитания и его реальная воспитательная практика. В них нет анализа того, как дифференцируется та или иная норма или обычай в зависимости от социально-профессиональной принадлежности семьи, пола ребенка, разделения мужских и женских функций в семье и т.д. А без такого анализа понять особенности социализации подрастающих поколений того или иного народа практически нельзя. Ведь все народы во все времена хотят воспитывать своих детей хорошими, трудолюбивыми. Но смысл в эти понятия может вкладываться разный. А главное, вопрос состоит в том, какими средствами добивается эффективности воспитания тот или иной народ, а в его рамках те или иные социально-профессиональные слои, какие конкретные способы дисциплинирования, поощрения, наказания и т.д. для этого используются.

Изучение этнокультурных особенностей воспитания и образования, а также социализации в целом, присущих тому или иному народу, эффективно лишь на стыке различных научных дисциплин. Так, этнографы наблюдают и сравнивают образ жизни, нравы, формы семьи, особенности воспитания детей в различных этносах. Психологи сопоставляют показания различных тестов и результаты экспериментов с людьми, входящими в различные этнические группы. Историки и искусствоведы анализируют различные формы культуры, произведения народного творчества и т.п. Социологи выявляют типичные для данного этноса формы деятельности, ценностные ориентации.

Поэтому представляется целесообразным изучение этнопедагогических явлений в комплексе с этнопсихологией и другими этнологическими научными дисциплинами. Взаимопроникновение предметных областей было показано в разделе о междисциплинарных связях этнопсихологии предыдущей главы.

Этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации (Волков Г.Н.). Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.

Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.

Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой. Я.А. Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания в трудовых семьях выдвинул и разработал идею «материнской школы», цель которой – все семьи поднять до уровня лучших семей, где разумнее всего поставлено воспитание. При обосновании принципа природосообразности великий педагог также учитывал народный опыт. Некоторые дидактические правила даны им в форме народных афоризмов, а в ряде случаев народные афоризмы составляют какой-то элемент дидактических положений. Показательно, что отец педагогической науки свою просветительскую деятельность начал как собиратель произведений устного творчества чешского народа, как исследователь его традиций и обычаев. Первый труд, задуманный им, – это «Сокровищница чешского языка», в которой он мечтал собрать все – отточенные граниты слов, жемчужины поговорок, тонкие созвучия выражений и оборотов речи.

Песталоцци в своих произведениях «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей», «Лингард и Гертруда» дает педагогические выводы в форме народной педагогики, как результат обобщения педагогического опыта необразованной крестьянской семьи; как воплощение своей мечты о такой школе, которая соответствовала бы потребностям народа. Песталоцци все время апеллирует к народному педагогическому опыту и народным воззрениям на воспитание. Отчий дом он называет школой нравов. По его мнению, средства воспитания народная школа должна черпать в самой жизни народа.

Народную педагогику К.Д. Ушинский считал одним из важнейших факторов, под влиянием которых складывалась отечественная педагогическая наука. Он высказал самое главное и самое важное для всей педагогической науки: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания... Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития» (Ушинский К.Д.) Сказки и рассказы Ушинского – лучший пример использования народной педагогики в воспитании как в семье, так и в школе. Народная педагогика – не наука, но предмет науки этнопедагогики.

В народной педагогике господствует живой опыт воспитания. Народная педагогика, отражая определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука. Но и в последующем – как возникновение художественной литературы не уничтожило устного творчества, так и педагогическая наука не вытеснила совсем из повседневной жизни народа его педагогические воззрения. Педагогическая наука и народная педагогика вступили в сложные взаимодействия друг с другом и взаимно благоприятствовали развитию друг друга, создавая единое пространство, которое может быть названо педагогической культурой.

В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в народных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.

Устои народной, особенно старой деревенской жизни не следует идеализировать: в них немало противоречивого, угрюмого, черного, заскорузлого. Эти противоречия, порождаемые историческими условиями, накладывали свой отпечаток и на народные педагогические традиции. Однако духовную жизнь народа всегда определяли труд, душевный талант и человечность, именно они способствовали воспитанию подлинно народных характеров. Так, например, очень много смысла в тысячелетней чувашской традиции, когда трудолюбивым называют только того, кто и нелюбимую работу делает с любовью.

Уменьшение различия между городом и деревней не означает разрушения духовных традиций села, в ряду которых важное место всегда занимали традиции воспитания подрастающего поколения. Успешное развитие культуры, системы народного образования возможно только на естественном многовековом фундаменте народных традиций. Педагогические наука и практика; игнорирующие коллективный педагогический опыт народа, не могут стать существенным элементом массовой педагогической культуры.

Многогранная жизнь народа, его борьба и победы – основной и главный объект исторической и других гуманитарных наук. К их числу относится и этнопедагогика, предмет которой – народная педагогическая традиция. Изучение народного творчества чрезвычайно важно для выявления того ценного, что вкладывает каждый народ в мировую культуру. Изучая народное творчество, этнопедагог нередко помогает его возрождению и дальнейшему развитию. Но так как педагогическая культура использовала народное творчество, развивала его и была неразрывной его частью, то сказанное справедливо для любых историко-педагогических исследований.

В чем эффективность народной педагогики и сильные стороны деятельности народных педагогов? В каких соотношениях находятся в ней интуиция, талант, знания? Какова взаимосвязь педагогических воззрений народа и его педагогической практики? Каким должно быть воздействие народной педагогики в организации влияния на детей?

Чем больше будет участников педагогического процесса, понимающих воспитательное дело и желающих его улучшить, тем будет эффективнее его определяющее воздействие на подрастающее поколение. Народная педагогика есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только педагогов-профессионалов. Тем не менее она важнее всего для педагогов.

Этнопедагогика исследует педагогический опыт народа, выявляет возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей народа в современной науке и практике, анализирует педагогическое значение тех или иных явлений народной жизни и разбирает их соответствие или несоответствие современным задачам воспитания.

До сих пор бытуют, педагогические представления, которые сегодня воспринимаются как устаревшие, как суеверия и предрассудки, хотя нет достаточных оснований для их однозначной отрицательной оценки. В этнопедагогике находит подтверждение мысль французского ученого А.Леруа-Гурана: «Народ является самим собою лишь благодаря своим пережиткам» (Волков Г.Н.). Более того, праздники, приметы, гадания и другие элементы народной педагогики относятся к наиболее эффективным средствам интенсификации духовной жизни личности. И могут быть в той или иной степени востребованы современной педагогикой. Актуально также изучение педагогической сущности новых обычаев. Современные обычаи и их преемственная связь со старыми, взаимодействие старых форм и нового содержания традиционных народных праздников – эти проблемы не могут не интересовать этнопедагогику.

Задача исследования народных традиций состоит в том, чтобы проследить, как они образовались, почему сохраняются, каковы условия и какова потребность, которая приводит не только к сохранению, но и к постоянной и, можно сказать, естественной переработке этих традиций, и, наконец, в чем секрет их существования, в котором непрерывное умирание неотделимо от вечного возрождения.

Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых обычаев, содействующих воспитанию человека. Она делает достоянием педагогов воспитательный опыт многих народов. Сравнительный анализ педагогических достижений позволяет выделять наиболее рациональное, наиболее объективное и ценное для педагогической теории и практики. Таким образом, этнопедагогика обращена лицом к практике, она служит ей, вооружая учителей педагогическими средствами, проверенными многовековой воспитательной практикой.

Предмет этнопедагогики включает следующие проблемы: педагогика семейного быта; поговорки и пословицы народов мира и их значение в передаче нравственного опыта подрастающим поколениям, загадки как средство умственного воспитания; народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи, самодельные игрушки и творчество детей; детская и молодежная среда, ее педагогические функции; колыбельные песни народов мира как выдающиеся достижения материнской поэзии, материнской школы и материнской педагогики; общность педагогических культур разных народов и национальная их самобытность и др.

Общность педагогических культур объясняется многими факторами:

а) общностью исторических условий развития разных народов;

б) общностью целей и интересов народов всех стран, их общечеловеческими духовно-нравственными ценностями;

в) общностью основ народной психологии;

г) общностью географических условий;

д) взаимовлиянием педагогических традиций разных народов.

Изучение проблемы общности педагогических культур убеждает в том, что во многих случаях именно общность наилучшим образом подчеркивает самобытность культур разных народов. Поэтому конструктивен только диалог культур, ибо ни одна культура, в том числе и самая великая, не может быть самодостаточной.

Итак, этнопедагогика изучает:

1) основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение);

2) ребенка как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда);

3) функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);

4) факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал (личности символы, события-символы, идеи-символы);

5) методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверь, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, завещание, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, побои);

6) средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т.д.);

7) организацию воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники).

Внутри каждой из названных тем – большое число вопросов и проблем, требующих пристального внимания педагога, изучение которых поможет глубже понять особенности народной педагогики и культуры.

Педагогическая культура, ее сущность и содержание

Педагогическая культура народа – это та сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Она проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и детской одежде, в подвижных играх, детских орудиях труда, в детском питании и правилах кормления детей, в детском фольклоре, традиционных детских праздниках и во многих других элементах народной жизни.

С возникновением воспитательно-образовательных учреждений и формированием науки о воспитании педагогическая культура включает в себя и государственную систему народного образования, включая подготовку учителей, и педагогическое просвещение масс. В педагогической культуре получила отражение эволюция педагогических представлений народа с древнейших времен до настоящего времени. Она неоднородна, поскольку наряду с величайшими достижениями педагогики в ней сохранились предубеждения, предвзятости, предрассудки и суеверия, уходящие корнями в седую патриархально-родовую древность. Такая неоднородность объясняется также историческими условиями жизни народов, неравномерностью их культурного развития.

В педагогической культуре глубокой древности монопольная роль принадлежала, бесспорно, матери. Уже самый процесс кормления первобытного младенца грудью – значительно более длительный, чем у животного, его тесная физическая близость к матери – были прообразом и началом контактов душевных, первых педагогических влияний.

Не только предметы ухода за детьми, предметы, содействующие воспитанию, но и само отношение к воспитанию претерпевают постоянную эволюцию вместе со всем материальным и духовным прогрессом общества. Эволюция чувства любви к детям, как одного из первых морально-педагогических чувств, могла бы быть прослежена на обширном историко-этнографическом материале и могла бы дать интереснейший материал о духовном прогрессе человечества. Каждому человеку свойственна инстинктивная, безотчетная любовь к своим детям. Инстинктивность в свою очередь порождает стихийный элемент в воспитании. Внесение элемента сознательности в педагогический процесс предполагает разумную, осознанную, контролируемую любовь к своим детям, а также заботу о детях народа в целом. Процесс воспитания может стать управляемым только при условии, если регулируемо чувство любви к собственным детям, и если оно учитывает интересы других детей, подрастающего поколения народа и страны в целом.

Любовь к детям может рассматриваться не только как сугубо личное чувство, но также как принадлежность большой и малой семьи, рода, племени, народности, народа и страны. Понятие о народной педагогической культуре может быть вполне научным только при условии, если в воспитании подрастающего поколения учитываются интересы всего народа и речь ведется о народном воспитании.

Любовь к детям – важнейший компонент педагогической культуры человечества, одновременно элемент педагогической культуры и человека. Педагогическая культура отдельной личности в цивилизованном мире не может измеряться любовью только к собственным детям. Эгоистическая любовь исключительно к своим детям как порождение семейного эгоизма была чужда народному воспитанию. Эволюция общественной жизни расширяет общественный кругозор людей, что влечет за собой повышение уровня и педагогической культуры. Высокий уровень педагогической культуры непременно связан с общественными интересами, предполагает беспокойство за судьбы всего человечества, за его будущее. Поэтому разумная любовь к детям при высокой педагогической культуре всегда деятельная, требующая участия каждого и всех в воспитании и перевоспитании подрастающего поколения, а также самовоспитания.

В сфере педагогической культуры народа нет взаимно однозначного соответствия между знаниями, с одной стороны, умениями и навыками – с другой. В народной педагогике не единичны случаи, когда люди приобретают умения, минуя знания. Это объясняется тем, что в народной педагогике не было теоретиков; народные педагоги были мыслящими практиками. Вместе с тем возможны несоответствия между знанием научной теории воспитания и педагогической деятельностью. Ирония Макаренко относительно профессора педагогики, не справляющегося с воспитанием собственного сына, имеет вполне реальные основания.

Одно дело – знание педагогики, другое дело – умение влиять на детей. Нередко здравый смысл, интуиция, импровизация оказываются сильнее, чем наука. Редко кто решается сказать: «Я воспитываю своих детей, опираясь на высшие достижения педагогической науки». Дело в том, что воспитательное влияние оказывается комплексно. Другое дело – обучение, когда новейшие технологии современной дидактики используются не только учителями, но и родителями, например, в подготовке детей к школе. Зафиксирован целый ряд случаев, когда неграмотные и малограмотные родители проявляют больше благоразумия и здравого смысла в воспитании своих детей, чем те, у кого имеется, например, высшее педагогическое образование. Педагогическое благоразумие проявляет себя порою в сфере интуиции.

Разумеется, это не означает, что педагогическая культура может существовать независимо от системы педагогических знаний, а лишь подчеркивает еще раз, насколько сложна сфера деятельности по воспитанию подрастающего поколения. Есть и обратные примеры, когда педагогическая наука разрешает воспитательные и образовательные проблемы совершение независимо от народных педагогических традиций. Например, даже высокоталантливые педагоги из народа были не в состоянии облегчить участь детей с дефектами, умственными или физическими.

Человечество не может сделать и шага вперед, не оглядываясь назад и не переоценивая заново все духовные ценности далеких и близких поколений. Путь к пониманию будущего любой науки, в том числе и педагогической, лежит через постижение ее настоящего и прошедшего. Поэтому мы и считаем, что традиционность культуры, в том числе и педагогической, есть важнейший признак высокой культуры народа. Чем больше сохранившихся и широко бытующих древних традиций, чем внимательней к ним народ, тем выше его культура. Гегель считал, что «...всякий новый расцвет науки и просвещения возникает путем обращения к древности». Проявление внимания и интереса к древней культуре народа, по словам Энгельса, есть признак его истинной просвещенности. Совершенно в том же духе высказывался и А.С. Пушкин: по его мнению, прошлого нет только у дикарей.

Высокие результаты воспитания детей в народной среде – один из важнейших предметов анализа педагогической науки. Раскрытие секретов народного воспитания по готовым результатам может пролить свет на особенности педагогической культуры народа и страны в целом. Народу давно известен обычай судить о человеке по происхождению и воспитанию, по родителям и воспитателям. Хороший человек – от хороших воспитателей – для народа это обычная закономерность, хотя допускались и парадоксы: хорошие люди могут получится при неблагоприятных общественных и семейных условиях. В народе отдавали должное внутренним возможностям личности, ее самостоятельности и личной ответственности за свое поведение.

Народной педагогике присуще воспитание делом, в деле, поэтому лучшими воспитателями обычно оказывались люди, наиболее способные к какому-то конкретному виду деятельности: мастера-ремесленники, певцы, сказочники и др.

Народ, обладая непогрешимым нравственным чутьем, всегда критически относился ко всякого рода педагогическим новациям, отсеивая все, что не соответствовало его идеалам. Отечественная история педагогической мысли свидетельствует, что жизнеспособными оказывались лишь те педагогические идеи, которые были приняты и поддержаны народом. Одновременно высокая педагогическая культура народа – показатель высокой культуры народа в целом, первая имеет определяющее значение для последней. Самые усиленные попытки развить какие-то конкретные стороны культуры приводят обычно только к временным успехам. Развитие культуры может стать глобальным только при том условии, если вся культурная работа опирается на высокую культуру воспитания подрастающего поколения.

Педагогические традиции


Похожая информация.


Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1996.

Арутюнян Ю.В.,. Дробижева Л.М, Сусоколов А.А. Этносоциология. – М.: Аспект Пресс,1998.– 271 с.

Баронин А.С. Этническая психология. – Киев: Тандем, 2000.– 264 с.

Белик А.А. Психологическая антропология. М.,1993.

Волков Г.Н. Этнопедагогика,– М.: Издательский центр «Академия», 1999.– 168 с.

Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. – М.: Экопрос, 1993.

Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. – М.: Ключ – С, 1999.

Мид М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1988.

Мухина В.С. Этнопсихология: настоящее и будущее // Психологический журнал, 1994, том 15. – № 3. – С.42-49

Пименов В.В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат // Этнология / Под ред. Г.Е. Маркова, В.В. Пименова. – М.: Наука, 1994.

Садохин А.П. Этнология. – М.: Гардарики, 2000.– 256 с.

Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию.– М.: Институт практической психологии, 1996.– 344 с.

Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М.: Аспект Пресс, 2003.– 368 с.

Этнопедагогика

как междисциплинарная область знаний
3.1. Этнопсихология и этнопедагогика
Этнопсихология тесно связана с этнопедагогикой. Этнопедагогика – отрасль педагогического знания, исследующая своеобразие целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения, традиционных для народов. Этнопедагогика занимается и сравнительными исследованиями специфики обучения и воспитания у различных этнических групп, анализирует влияние этнической психологии на обучение и воспитание представителей тех или иных этнических общностей, учитывает закономерности этнопсихологического влияния на организацию педагогического процесса.

Этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте этнических групп в сферах: воспитания и образования молодого поколения, морально-этических и эстетических воззрений на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации, контроля и коррекции поведения, его мотивов внутри этноса, межэтнических оценок и поведения, отношения к природе (Волков Г.Н.). Данная наука объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и изучает опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций.

Этнопсихология через анализ психологической сущности и ценностных ориентации представителей этноса ищет совместно с этнопедагогикой пути эффективного воспитательного воздействия средств народной педагогики с учетом этнических эмоций, базирующихся на традиционных канонах, иерархии, мифологии, играх и мистификациях.

Предмет изучения этнопсихологии многосоставен и динамичен. Психология родового человека во многом отлична от психологии наших современников. К.Г. Юнг писал, что «архаичные исходные посылки существенно отличаются от наших, то есть первобытный человек живет в другом мире» (Мухина В.С.). В силу этого этнопсихология показывает невозможность наивного потребления данных, полученных внешним наблюдением приемов народной педагогики. Она подошла к пониманию того, что необходимо анализировать не отдельные приемы, а весь контекст образа жизни.

Культурологическая рефлексия позволяет этнопсихологу проникнуть сквозь оболочку народной педагогики и адекватно соотнести сопряженные в одном времени обычаи воспитания, сложившиеся в разные эпохи; выявить место в народной воспитательной системе того или иного обычая и тенденции его поступательного развития или угасания, то есть соединить исторические, этнографические и этнопедагогические знания.

Время трансформирует значения и смыслы в этническом самосознании и, следовательно, изменяет акцентуации самой народной педагогики. Однако в бессознательной сфере этносов сохраняются эмоционально-оценочные стереотипы реагирования на значения и смыслы ключевых понятий. Эти глубинные тенденции должна учитывать и этнопедагогика, и этнопсихология.

Раскрывая психологию архаичного человека, его картину мира и ценностные ориентации, мифология как наука дает уникальный материал для этнопсихологии и этнопедагогики. Представление архаичного человека о себе и об окружающем мире, выраженное в мифе, дает ключ к познанию глубинных первичных свойств психики индивида. Этнопсихология берет из мифов бесценный материал, объясняющий тенденции типичных форм проявлений человека в обществе и природном мире, его изначальные акцентуации. Этнопедагогика в свою очередь получает возможность выявить обобщенные в мифах формы воздействия лиц, являющихся предтечей сегодняшних воспитателей, педагогов, учителей.

Этнопсихология и этнопедагогика, делая предметом своих, исследований народную педагогику, могут реконструировать множество воспитательных приемов, используемых в прежние времена, выявить их возможности, дать им анализ на основе современной психологии и педагогики.

Современная этнопсихология, как и этнопедагогика, должны содействовать решению двух фундамeнтальныx задач: нахождению в арсеналах народной педагогики средств компенсации психосоциальных перегрузок; помощи обыкновенному человеку в осознании негативных сторон этноцентризма и самоотрицания.
3.2. Предмет этнопедагогики
Этнопедагогика – сравнительно молодая отрасль педагогической науки. Системные научные исследования в этой области начались во второй половине 20 века. Однако проблема использования идеалов, ценностей, представлений о воспитательных целях и действиях, присущих воспитательным традициям различных этнических групп, разрабатывалась в трудах Я. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, К.Насыри, Ш. Марджани, Б. Гаспринского и многих других зарубежных и отечественных классиков философской, социальной, психолого-педагогической мысли.

Проанализировав педагогическое наследие различных народов, К.Д. Ушинский пришел к выводу, что общей системы воспитания для всех этносов не существует. «У каждого народа – своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в таком же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать собственные силы» (Ушинский К.Д.).

До 30 - х годов в нашей стране велись исследования по проблемам воспитания и социализации у народов России и СССР. Затем они были прекращены, и начали возрождаться лишь в 70-е годы. В советской педагогике собран большой фактический материал о педагогической теории и практике различных народов: армян, грузин, казахов, узбеков, адыгейцев, якутов, чувашей и др.

В 1972 году Г.Н. Волковым впервые в нашей стране был использован термин этнопедагогика (Волков Г.Н.) для обозначения отрасли научного знания, предметом которой, по его мнению, должна стать народная педагогика как совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в обычаях, обрядах, детских играх, игрушках и т.д.. Программы по этнопедагогике в советский период разрабатывались в Чувашии, Москве, педагогических институтах Северного Кавказа, в Татарстане и других регионах.

Но, как отмечает И.С.Кон (Кон И.С., с.18-19) почти все этнопедагогические исследования, во-первых, описательны, и, во-вторых, как правило, посвящены педагогическому опыту какого-либо одного народа. А поскольку сравнительные исследования отсутствуют, педагогика разных народов выглядит очень похожей, а то и одинаковой. Так, в 70-е годы были защищены диссертации по воспитанию юношей и девушек в Таджикистане, Узбекистане и у некоторых народов Кавказа, при чтении которых очень трудно выделить то, что характерно именно для того или иного народа, а порой создавалось впечатление, что, убрав название народа, получишь почти идентичные тексты.

Кроме того, в педагогических исследованиях не различаются социально-нравственные идеалы, нормативные представления народа в сфере воспитания и его реальная воспитательная практика. В них нет анализа того, как дифференцируется та или иная норма или обычай в зависимости от социально-профессиональной принадлежности семьи, пола ребенка, разделения мужских и женских функций в семье и т.д. А без такого анализа понять особенности социализации подрастающих поколений того или иного народа практически нельзя. Ведь все народы во все времена хотят воспитывать своих детей хорошими, трудолюбивыми. Но смысл в эти понятия может вкладываться разный. А главное, вопрос состоит в том, какими средствами добивается эффективности воспитания тот или иной народ, а в его рамках те или иные социально-профессиональные слои, какие конкретные способы дисциплинирования, поощрения, наказания и т.д. для этого используются.

Изучение этнокультурных особенностей воспитания и образования, а также социализации в целом, присущих тому или иному народу, эффективно лишь на стыке различных научных дисциплин. Так, этнографы наблюдают и сравнивают образ жизни, нравы, формы семьи, особенности воспитания детей в различных этносах. Психологи сопоставляют показания различных тестов и результаты экспериментов с людьми, входящими в различные этнические группы. Историки и искусствоведы анализируют различные формы культуры, произведения народного творчества и т.п. Социологи выявляют типичные для данного этноса формы деятельности, ценностные ориентации.

Поэтому представляется целесообразным изучение этнопедагогических явлений в комплексе с этнопсихологией и другими этнологическими научными дисциплинами. Взаимопроникновение предметных областей было показано в разделе о междисциплинарных связях этнопсихологии предыдущей главы.

Этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации (Волков Г.Н.). Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.

Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.

Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой. Я.А. Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания в трудовых семьях выдвинул и разработал идею «материнской школы», цель которой – все семьи поднять до уровня лучших семей, где разумнее всего поставлено воспитание. При обосновании принципа природосообразности великий педагог также учитывал народный опыт. Некоторые дидактические правила даны им в форме народных афоризмов, а в ряде случаев народные афоризмы составляют какой-то элемент дидактических положений. Показательно, что отец педагогической науки свою просветительскую деятельность начал как собиратель произведений устного творчества чешского народа, как исследователь его традиций и обычаев. Первый труд, задуманный им, – это «Сокровищница чешского языка», в которой он мечтал собрать все – отточенные граниты слов, жемчужины поговорок, тонкие созвучия выражений и оборотов речи.

Песталоцци в своих произведениях «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей», «Лингард и Гертруда» дает педагогические выводы в форме народной педагогики, как результат обобщения педагогического опыта необразованной крестьянской семьи; как воплощение своей мечты о такой школе, которая соответствовала бы потребностям народа. Песталоцци все время апеллирует к народному педагогическому опыту и народным воззрениям на воспитание. Отчий дом он называет школой нравов. По его мнению, средства воспитания народная школа должна черпать в самой жизни народа.

Народную педагогику К.Д. Ушинский считал одним из важнейших факторов, под влиянием которых складывалась отечественная педагогическая наука. Он высказал самое главное и самое важное для всей педагогической науки: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания... Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития» (Ушинский К.Д.) Сказки и рассказы Ушинского – лучший пример использования народной педагогики в воспитании как в семье, так и в школе. Народная педагогика – не наука, но предмет науки этнопедагогики.

В народной педагогике господствует живой опыт воспитания. Народная педагогика, отражая определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука. Но и в последующем – как возникновение художественной литературы не уничтожило устного творчества, так и педагогическая наука не вытеснила совсем из повседневной жизни народа его педагогические воззрения. Педагогическая наука и народная педагогика вступили в сложные взаимодействия друг с другом и взаимно благоприятствовали развитию друг друга, создавая единое пространство, которое может быть названо педагогической культурой.

В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в народных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.

Устои народной, особенно старой деревенской жизни не следует идеализировать: в них немало противоречивого, угрюмого, черного, заскорузлого. Эти противоречия, порождаемые историческими условиями, накладывали свой отпечаток и на народные педагогические традиции. Однако духовную жизнь народа всегда определяли труд, душевный талант и человечность, именно они способствовали воспитанию подлинно народных характеров. Так, например, очень много смысла в тысячелетней чувашской традиции, когда трудолюбивым называют только того, кто и нелюбимую работу делает с любовью.

Уменьшение различия между городом и деревней не означает разрушения духовных традиций села, в ряду которых важное место всегда занимали традиции воспитания подрастающего поколения. Успешное развитие культуры, системы народного образования возможно только на естественном многовековом фундаменте народных традиций. Педагогические наука и практика; игнорирующие коллективный педагогический опыт народа, не могут стать существенным элементом массовой педагогической культуры.

Многогранная жизнь народа, его борьба и победы – основной и главный объект исторической и других гуманитарных наук. К их числу относится и этнопедагогика, предмет которой – народная педагогическая традиция. Изучение народного творчества чрезвычайно важно для выявления того ценного, что вкладывает каждый народ в мировую культуру. Изучая народное творчество, этнопедагог нередко помогает его возрождению и дальнейшему развитию. Но так как педагогическая культура использовала народное творчество, развивала его и была неразрывной его частью, то сказанное справедливо для любых историко-педагогических исследований.

В чем эффективность народной педагогики и сильные стороны деятельности народных педагогов? В каких соотношениях находятся в ней интуиция, талант, знания? Какова взаимосвязь педагогических воззрений народа и его педагогической практики? Каким должно быть воздействие народной педагогики в организации влияния на детей?

Чем больше будет участников педагогического процесса, понимающих воспитательное дело и желающих его улучшить, тем будет эффективнее его определяющее воздействие на подрастающее поколение. Народная педагогика есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только педагогов-профессионалов. Тем не менее она важнее всего для педагогов.

Этнопедагогика исследует педагогический опыт народа, выявляет возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей народа в современной науке и практике, анализирует педагогическое значение тех или иных явлений народной жизни и разбирает их соответствие или несоответствие современным задачам воспитания.

До сих пор бытуют, педагогические представления, которые сегодня воспринимаются как устаревшие, как суеверия и предрассудки, хотя нет достаточных оснований для их однозначной отрицательной оценки. В этнопедагогике находит подтверждение мысль французского ученого А.Леруа-Гурана: «Народ является самим собою лишь благодаря своим пережиткам» (Волков Г.Н.). Более того, праздники, приметы, гадания и другие элементы народной педагогики относятся к наиболее эффективным средствам интенсификации духовной жизни личности. И могут быть в той или иной степени востребованы современной педагогикой. Актуально также изучение педагогической сущности новых обычаев. Современные обычаи и их преемственная связь со старыми, взаимодействие старых форм и нового содержания традиционных народных праздников – эти проблемы не могут не интересовать этнопедагогику.

Задача исследования народных традиций состоит в том, чтобы проследить, как они образовались, почему сохраняются, каковы условия и какова потребность, которая приводит не только к сохранению, но и к постоянной и, можно сказать, естественной переработке этих традиций, и, наконец, в чем секрет их существования, в котором непрерывное умирание неотделимо от вечного возрождения.

Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых обычаев, содействующих воспитанию человека. Она делает достоянием педагогов воспитательный опыт многих народов. Сравнительный анализ педагогических достижений позволяет выделять наиболее рациональное, наиболее объективное и ценное для педагогической теории и практики. Таким образом, этнопедагогика обращена лицом к практике, она служит ей, вооружая учителей педагогическими средствами, проверенными многовековой воспитательной практикой.

Предмет этнопедагогики включает следующие проблемы: педагогика семейного быта; поговорки и пословицы народов мира и их значение в передаче нравственного опыта подрастающим поколениям, загадки как средство умственного воспитания; народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи, самодельные игрушки и творчество детей; детская и молодежная среда, ее педагогические функции; колыбельные песни народов мира как выдающиеся достижения материнской поэзии, материнской школы и материнской педагогики; общность педагогических культур разных народов и национальная их самобытность и др.

Общность педагогических культур объясняется многими факторами:

а) общностью исторических условий развития разных народов;

б) общностью целей и интересов народов всех стран, их общечеловеческими духовно-нравственными ценностями;

в) общностью основ народной психологии;

г) общностью географических условий;

д) взаимовлиянием педагогических традиций разных народов.

Изучение проблемы общности педагогических культур убеждает в том, что во многих случаях именно общность наилучшим образом подчеркивает самобытность культур разных народов. Поэтому конструктивен только диалог культур, ибо ни одна культура, в том числе и самая великая, не может быть самодостаточной.

Итак, этнопедагогика изучает:

1) основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение);

2) ребенка как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда);

3) функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);

4) факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал (личности символы, события-символы, идеи-символы);

5) методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверь, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, завещание, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, побои);

6) средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т.д.);

7) организацию воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники).

Внутри каждой из названных тем – большое число вопросов и проблем, требующих пристального внимания педагога, изучение которых поможет глубже понять особенности народной педагогики и культуры.
3.3. Педагогическая культура, ее сущность и содержание
Педагогическая культура народа – это та сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Она проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и детской одежде, в подвижных играх, детских орудиях труда, в детском питании и правилах кормления детей, в детском фольклоре, традиционных детских праздниках и во многих других элементах народной жизни.

С возникновением воспитательно-образовательных учреждений и формированием науки о воспитании педагогическая культура включает в себя и государственную систему народного образования, включая подготовку учителей, и педагогическое просвещение масс. В педагогической культуре получила отражение эволюция педагогических представлений народа с древнейших времен до настоящего времени. Она неоднородна, поскольку наряду с величайшими достижениями педагогики в ней сохранились предубеждения, предвзятости, предрассудки и суеверия, уходящие корнями в седую патриархально-родовую древность. Такая неоднородность объясняется также историческими условиями жизни народов, неравномерностью их культурного развития.

В педагогической культуре глубокой древности монопольная роль принадлежала, бесспорно, матери. Уже самый процесс кормления первобытного младенца грудью – значительно более длительный, чем у животного, его тесная физическая близость к матери – были прообразом и началом контактов душевных, первых педагогических влияний.

Не только предметы ухода за детьми, предметы, содействующие воспитанию, но и само отношение к воспитанию претерпевают постоянную эволюцию вместе со всем материальным и духовным прогрессом общества. Эволюция чувства любви к детям, как одного из первых морально-педагогических чувств, могла бы быть прослежена на обширном историко-этнографическом материале и могла бы дать интереснейший материал о духовном прогрессе человечества. Каждому человеку свойственна инстинктивная, безотчетная любовь к своим детям. Инстинктивность в свою очередь порождает стихийный элемент в воспитании. Внесение элемента сознательности в педагогический процесс предполагает разумную, осознанную, контролируемую любовь к своим детям, а также заботу о детях народа в целом. Процесс воспитания может стать управляемым только при условии, если регулируемо чувство любви к собственным детям, и если оно учитывает интересы других детей, подрастающего поколения народа и страны в целом.

Любовь к детям может рассматриваться не только как сугубо личное чувство, но также как принадлежность большой и малой семьи, рода, племени, народности, народа и страны. Понятие о народной педагогической культуре может быть вполне научным только при условии, если в воспитании подрастающего поколения учитываются интересы всего народа и речь ведется о народном воспитании.

Любовь к детям – важнейший компонент педагогической культуры человечества, одновременно элемент педагогической культуры и человека. Педагогическая культура отдельной личности в цивилизованном мире не может измеряться любовью только к собственным детям. Эгоистическая любовь исключительно к своим детям как порождение семейного эгоизма была чужда народному воспитанию. Эволюция общественной жизни расширяет общественный кругозор людей, что влечет за собой повышение уровня и педагогической культуры. Высокий уровень педагогической культуры непременно связан с общественными интересами, предполагает беспокойство за судьбы всего человечества, за его будущее. Поэтому разумная любовь к детям при высокой педагогической культуре всегда деятельная, требующая участия каждого и всех в воспитании и перевоспитании подрастающего поколения, а также самовоспитания.

В сфере педагогической культуры народа нет взаимно однозначного соответствия между знаниями, с одной стороны, умениями и навыками – с другой. В народной педагогике не единичны случаи, когда люди приобретают умения, минуя знания. Это объясняется тем, что в народной педагогике не было теоретиков; народные педагоги были мыслящими практиками. Вместе с тем возможны несоответствия между знанием научной теории воспитания и педагогической деятельностью. Ирония Макаренко относительно профессора педагогики, не справляющегося с воспитанием собственного сына, имеет вполне реальные основания.

Одно дело – знание педагогики, другое дело – умение влиять на детей. Нередко здравый смысл, интуиция, импровизация оказываются сильнее, чем наука. Редко кто решается сказать: «Я воспитываю своих детей, опираясь на высшие достижения педагогической науки». Дело в том, что воспитательное влияние оказывается комплексно. Другое дело – обучение, когда новейшие технологии современной дидактики используются не только учителями, но и родителями, например, в подготовке детей к школе. Зафиксирован целый ряд случаев, когда неграмотные и малограмотные родители проявляют больше благоразумия и здравого смысла в воспитании своих детей, чем те, у кого имеется, например, высшее педагогическое образование. Педагогическое благоразумие проявляет себя порою в сфере интуиции.

Разумеется, это не означает, что педагогическая культура может существовать независимо от системы педагогических знаний, а лишь подчеркивает еще раз, насколько сложна сфера деятельности по воспитанию подрастающего поколения. Есть и обратные примеры, когда педагогическая наука разрешает воспитательные и образовательные проблемы совершение независимо от народных педагогических традиций. Например, даже высокоталантливые педагоги из народа были не в состоянии облегчить участь детей с дефектами, умственными или физическими.

Человечество не может сделать и шага вперед, не оглядываясь назад и не переоценивая заново все духовные ценности далеких и близких поколений. Путь к пониманию будущего любой науки, в том числе и педагогической, лежит через постижение ее настоящего и прошедшего. Поэтому мы и считаем, что традиционность культуры, в том числе и педагогической, есть важнейший признак высокой культуры народа. Чем больше сохранившихся и широко бытующих древних традиций, чем внимательней к ним народ, тем выше его культура. Гегель считал, что «...всякий новый расцвет науки и просвещения возникает путем обращения к древности». Проявление внимания и интереса к древней культуре народа, по словам Энгельса, есть признак его истинной просвещенности. Совершенно в том же духе высказывался и А.С. Пушкин: по его мнению, прошлого нет только у дикарей.

Высокие результаты воспитания детей в народной среде – один из важнейших предметов анализа педагогической науки. Раскрытие секретов народного воспитания по готовым результатам может пролить свет на особенности педагогической культуры народа и страны в целом. Народу давно известен обычай судить о человеке по происхождению и воспитанию, по родителям и воспитателям. Хороший человек – от хороших воспитателей – для народа это обычная закономерность, хотя допускались и парадоксы: хорошие люди могут получится при неблагоприятных общественных и семейных условиях. В народе отдавали должное внутренним возможностям личности, ее самостоятельности и личной ответственности за свое поведение.

Народной педагогике присуще воспитание делом, в деле, поэтому лучшими воспитателями обычно оказывались люди, наиболее способные к какому-то конкретному виду деятельности: мастера-ремесленники, певцы, сказочники и др.

Народ, обладая непогрешимым нравственным чутьем, всегда критически относился ко всякого рода педагогическим новациям, отсеивая все, что не соответствовало его идеалам. Отечественная история педагогической мысли свидетельствует, что жизнеспособными оказывались лишь те педагогические идеи, которые были приняты и поддержаны народом. Одновременно высокая педагогическая культура народа – показатель высокой культуры народа в целом, первая имеет определяющее значение для последней. Самые усиленные попытки развить какие-то конкретные стороны культуры приводят обычно только к временным успехам. Развитие культуры может стать глобальным только при том условии, если вся культурная работа опирается на высокую культуру воспитания подрастающего поколения.
Педагогические традиции

и их место в духовной культуре народа
Создание общей теории культуры и тем более ее общей истории невозможно без воссоздания подлинной картины истории воспитания, важнейшей из сторон педагогической культуры.

Между экономической жизнью общества и его духовной жизнью воспитание выступает как связующее звено. Этим объясняется и особенное положение педагогической культуры в целом в материальной и духовной жизни народа. Педагогическая культура, глубоко проникающая как в материальную, так и в духовную культуру общества, служит мостом между ними. Преемственная связь между двумя сферами человеческой культуры обеспечивается именно педагогической культурой. Материальный прогресс общества находит отражение в духовном прогрессе общества. Материальный прогресс первичен, но это отнюдь не исключает обратного влияния духовного прогресса на дальнейшее усиление и ускорение материального прогресса.

Совокупная педагогическая культура народа, включающая в себя как достижения педагогической мысли в стране, педагогическую просвещенность масс, состояние воспитания подрастающего поколения, так и индивидуальную педагогическую культуру граждан, отражает конкретный уровень общественного прогресса. Совершенно закономерно поэтому, что именно демократический строй создает наиболее благоприятные условия для расцвета педагогической культуры народа. Творческая инициатива и активность масс, поддерживаемая обществом, распространяется и на педагогическую сферу. Серьезнейшим стимулом в расцвете педагогической культуры является повышение внимания к народным традициям воспитания.

Народная педагогика возникла как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала ее и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Таким образом, получалось своего рода расширенное воспроизводство педагогической культуры. Это постоянное взаимодействие обеспечивает прогресс педагогической культуры народа и общества в целом.

Первичными элементами народной педагогики были примитивные педагогические умения как зачатки педагогического искусства («ремесла»). Критериями деятельности народных педагогов служили здравый смысл, эмпирическое обобщение опыта, что послужило в дальнейшем исходным основанием для педагогической теории. На ранних ступенях воспитатели из народа, не зная еще науки, постепенно начинали опираться на передающуюся из поколения в поколение народную мудрость – начатки теории. Народная педагогика из-за отсутствия письменности и грамотности несла большие потери, мудрость распылилась, многие открытия делались заново тысячи раз. Отсутствие возможности концентрировать педагогические знания являлось препятствием в прогрессе педагогической культуры народа.

Педагогическая культура народа тесно связана со всеми сферами народной жизни, она носит синтетический характер. В этом ее сила. Известный советский этнопедагог Г.Н.Волков высказал интересную, хотя возможно, и спорную мысль: «Попробуйте мысленно лишить современное общество всех орудий жизни и средств материальной культуры: всей техники, зданий, дорог, коммуникаций. Поставьте общество «один на один» с нетронутой природой. Что произойдет? Вернется эпоха первобытного варварства? Ничего подобного. Человечество претерпит большие лишения, его развитие затормозится, но лишь на несколько десятилетий, в течение их общество заново построит всю материальную культуру цивилизации, построит по последнему слову науки» (Волков Г.Н.). А что же случится с человечеством, если оно лишится духовной культуры, и соответственно перестанет заниматься педагогической деятельностью?

Духовное богатство современного человечества включает все интеллектуальное, социальное, историческое, этническое многообразие. Это многообразие еще более увеличивается тем, что каждая личность индивидуальна. Все люди, как писал Яковлев И.Я., разные, хотя и обозначены одним словом: человек. Единое человечество будущего воплотит в себе все прогрессивное многообразие прошлого и настоящего и будет состоять из всесторонне развитых членов, представляющих в трансформированном виде все это многообразие.

Духовная культура есть аккумулированная и концентрированная энергия, накопленная всем многовековым развитием человеческой цивилизации, усилиями всех поколений наших предков. Связь между поколениями обеспечивается воспитанием. Поэтому педагогическая культура является своего рода двигателем, приводящим в движение человеческий ум, использующим эту аккумулированную и концентрированную духовную энергию. Сохранение и развитие духовной культуры немыслимо без соответствующего педагогического прогресса. Чем эффективнее процесс воспитания, тем выше общий духовный прогресс личности, народа, страны и человечества в целом.

Уже в древнейших русских летописях в устном народном творчестве, особенно в сказках и пословицах, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – добродетель, и ее надо прививать, ей необходимо учить, ибо причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Добродетель есть умение хорошо поступать, а хорошо поступать умеет лишь тот, кто знает, как именно надо поступать. Поведение зависит от знания, а связующим звеном между знанием и поведением выступает воспитание. Следовательно, никакая человеческая добродетель невозможна вне педагогической культуры, являющейся чрезвычайно важным компонентом духовной культуры человечества. Соответственно педагогическая культура пользуется всеми важнейшими достижениями человеческой культуры – наукой, искусством. Искусство воспитывает чувства, философия – интеллект, педагогика регулирует и то и другое. Особенность педагогического творчества состоит в том, что в процессе воспитания накопленные духовные богатства не только передаются из поколения в поколение, но и перерабатываются, совершенствуются, развиваются и обогащаются. Педагогический прогресс поэтому всегда означает одновременно и духовный прогресс в целом.

Ни один народ не исчезает бесследно. Духовный потенциал ушедших из истории народов сохраняется, живет и развивается в других народах. Народ не может умереть. Духовная преемственность поколений проявляется во взаимосвязи древних этносов и молодых наций. Эта связь по форме напоминает преемственность родителей и детей, но по существу, конечно, несравненно сложнее: ни один народ не является потомком только одних или даже однородных предков. При благоприятных условиях даже казалось исчезнувшие народы могут воспрянуть вновь. Воскреснут их герои, мифы и предания. Духовный заряд скифов, гуннов, аланов, половцев, хазаров, шумеров, печенегов сохраняется в русских, украинцах, грузинах, осетинах, абхазах, чувашах и многих других родственных и соседних с ними народах, сохраняется в человечестве как в единой многонациональной семье.


Педагогические явления народной жизни
О характере народного воспитания интересное наблюдение сделано Антоном Семеновичем Макаренко. По его мнению, оно осуществляется «как будто между делом, как будто в боковых параллельных процессах», к которым относятся и трудовая деятельность народа, и обряды, и развлечения во всех многообразных формах и различных проявлениях (Волков Г.Н.).

Педагогические знания до возникновения письменности редко выступали обособленно от других знаний народа. Они являлись частью совокупных знаний о природе и обществе, входили в состав общего комплекса сведений трудящихся о жизни и окружающей действительности, выступали, как выражался Макаренко, сплошь и рядом в незаметных и неощутимых выражениях.

Воспитывают не только люди, но и посредством людей вся окружающая действительность, включая вещи, предметы. Это положение Макаренко подтверждается народной педагогикой, в которой все окружающее, начиная от солнца и сердца человеческого и кончая песчинкой и каплей росы, подчинено задачам воспитания детей.

Всеобщая гармония, царящая в природе, накладывала свой отпечаток и на народную педагогику. Педагогические знания народа находились в тесной связи с житейской философией и моралью, с агрономическими, метеорологическими, астрономическими и другими знаниями народа.

Педагогические явления просматриваются во всех сферах народной жизни, например, на свадьбе, на молодежных праздниках и даже на поминках, но более всего, конечно, в трудовой деятельности.

На педагогические явления народной жизни, связанные с природой, обратил внимание К.Д. Ушинский. Саратовские поля, калмыцкая степь, владимирские болота, орловско-тульские холмистые пространства, малороссийские равнины и новороссийская степь, белорусские песчаные и лесистые пространства, вологодские леса не могут не влиять на характер жизни и деятельности населения этих мест и соответственно на характер педагогических явлений.

Делая большие выписки из «Введения» Карла Риттера, Ушинский предается раздумьям о роли природы в формировании человека и целого народа, об отражении природных условий в национальном характере. Влияние совокупности природных условий на людей до того могущественно, что разрушение этих условий может довести человека до мучительной тоски по родине. Ушинский считал, что разумное пользование естественными богатствами родины «доводит энергию народов, которым оно беспрепятственно и вполне досталось на долю, до удивительной степени высоты».

Его суждения о «поющих сынах природы», оссиановской поэзии, родившейся на обнаженных полянах сурового, отуманенного облаками шотландского высокого прибрежья; лесной песни канадца, о песне негра на рисовом поле, песне камчадала про медведя, рыбачьей песне островитянина исполнены веры в духовные силы каждого, даже самого малочисленного народа. По мнению Ушинского, «впечатление из природного быта через высшее духовное посредство может передаваться и в быт образованности отдельного существа или целого народа». А духовные силы народа – это всегда показатель высоких педагогических, воспитательных возможностей.

Воспитание подрастающего поколения было условием и гарантией поступательного движения человеческого общества. Оно определялось экономическими условиями жизни общества, но, в свою очередь, влияя на все стороны жизни людей, оказывалось сильным фактором в самом экономическом развитии общества. Великие функции воспитания определяли и особенное место народной педагогики в совокупности различных знаний и среди других видов многообразной деятельности трудящихся. Она проникает во все без исключения области знаний и деятельности народа и обеспечивает их единство.

Макаренко писал: «...нет ни одного акта, ни одного слова, ни одного факта в нашей истории, которые, кроме своего прямого хозяйственного или военного, или политического значения, не имели бы и значения воспитательного, которые не были бы вкладом в новую этику и не вызывали бы нарастания нового морального опыта» (Волков Г.Н.). Обычай, обряд, праздник, песня, труд, борьба народа против социального и национального гнета – все это всегда прямо или косвенно связывалось с педагогическими явлениями. Макаренко ставил проблему всестороннего научного обобщения опыта народного воспитания и расширения его «до общенародных опытных традиций» (Волков Г.Н.).

Павлетенко Елизавета Александровна

Место учёбы: магистратура

Место работы: АДиТ «Сымбат»

Актуальность этнопедагогики и этнопсихологии на современном этапе.

Проблема формирования высококультурной и нравственной личности, уважающей не только себя, но, и в первую очередь то общество, в котором она воспитывается – вот одна из самых важнейших и значимых проблем государства. Анализируя поведение молодёжи, их стиль отношений и поведения, можно сделать вывод о том, что особенности нравственного и культурного сознания личности во многом зависят от тех личностных и ценностных ориентиров, к которым стремится общество на определенном историческом этапе своего развития.
Учитывая это, можно сформировать рядзадач воспитания, вытекающих из насущных проблем общества, которое предъявляет ряд требований к сфере образования, заставляя по-новому взглянуть на цель, содержание и средства формирования этической культуры личности.

Почему же сейчас столько внимания, средств и сил уделяетсяименно этой проблеме, проблеме духовно-нравственного оздоровления общества?

Наблюдая за тем, как развивается наше современное общество, можно прийти к неутешительным выводам о том, чтоXX I век удивляет мир своими техническими достижениями и новинками, уходящими за пределы понимания человеческого разума, нов то же самое времяэтот же век принес человечеству невиданные ранее бедствияи страдания, вылившиеся в неисчисляемые жертвы. Многие конфликты, ставшие причиной войн и масштабного терроризма, носили откровенно национальную окраску. Складываетсявпечатление, что человечество стремится наполнить мир автоматизированными существами, истребляя себе подобных, т.к. одним из приоритетных направлений развития науки и техники является создание современнейших технологий, несущих разрушение и смерть. Люди перестали понимать и уважать друг друга, видеть общечеловеческие идеалы и ценности. Радует то, что, несмотря на этосуществуют те, кому не безразлично будущее нашего мира в целом, а не только в пределах одного государства или страны! Эти представителичеловеческого сообщества и ищутмира и взаимопонимания, хотят видеть красоту, любить и быть любимыми, реализовывать свои творческие возможности, познавать мир и совершенствовать его на благо грядущего поколения. А для этого необходимы мир и содружество всех землян. Именно поэтому первое десятилетие XXI века объявлено ЮНЕСКО десятилетием культуры мира и ненасилия.

Для обеспечения мира необходимо воспитание в каждом из нас не только межрасовой, межконфессиональной и межнациональной толерантности, но и искреннего интереса к культуре всех народов Земли, уважения к истории предков, соблюдения нравственных заповедей, имеющихся абсолютно у любого народа. Если проанализировать, почемуполучилось, что современные люди отошли от почитания нравственных ценностей своего народа, то можно назвать ряд причин, повлиявших на это: всеобщая урбанизация, разобщенность семьи,социально-политические события, произошедших в ряде государств и повлёкших за собой полное изменении гражданского сознания.

Для ряда государств, находящихся на постсоветском пространстве, таким событием стала Революция 1917 года, когда упор был сделан на формирование нового «советского» этноса, без учёта каких-либо национальных этнокультурных интересов. Что, в свою очередь, не замедлило сказаться на формировании личностного сознания, которое мы можем сейчас наблюдать у современной молодежи. Были утеряны старые ценности, а новые не были наработаны. Поэтому на данном этапе необходимо использовать в воспитании и обучении методы этнопедагогики и этнопсихологии, т.к. этнопедагогика является наукой, объединяющей эмпирические сведения о воспитании подрастающего поколения, а этнопсихология является наукой, изучающей своеобразие проявления и функционирование психики представителей различных этнических общностей.

Говоря об этом, можно сказать, что э тическая культура является органической частью культурно-ценностного наследия общества. Вопрос о культуре человека берет начало в моральной проблематике, поскольку умение человека жить в обществе по законам добра и справедливости составляет личную и общественную культуру людей. Существуют простые законы нравственности, которые нужно постичь. А постичь их помогут эти две науки, т.к. когда человек знает, откуда он родом, знает историю не только своей семьи, но и народа в целом, это может оградить его от совершения тех поступков, о которых потом придётся сожалеть. Этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление воспитания и анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с культурными традициями народа. Несмотря на то, что это довольно-таки молодая наука, она уже смогла себя зарекомендовать, т.к. интерес к нейне является случайным, потому что она – часть духовной культуры народа, формирующей основы этики и морали. Как это ни удивительно, но принципы этнопедагогики на всех материках и у всех рас и народов имеют немало общего, ибо они исходят из общечеловеческих ценностных ориентиров. Это так важно знать каждому из нас в век межнациональных конфликтов, нравственного обнищания и пересмотра духовных ценностей. Именно поэтому перед системойобразования поставили новые задачи. Одной из них является необходимость разработки новой педагогической концепции, в которой должно быть отражено многообразие этнокультур, система ценностей, социальные нормы, язык, историческая память, религия, представления о родной земле, народное и профессиональной искусство, а также многое другое. Кроме того, существует необходимость сформулировать национальную идею образования, раскрыть модель формирования нравственной, толерантной личности в условиях многонациональной, поликультурной страны. Такие жёсткие требования предъявляются к сфере образования не случайно. Именно от преподавателей и учителей зависит то, какое общество мы получим завтра. Когда ребёнок в школе или студент (в дальнейшем) в средне-специальном или высшем учебном заведении слышит и узнаёт от своих наставников о том, какова была история его народа, какие моральные икультурные ценности были в его истории, то он начинает себя позиционировать не только как конкретную личность, но как часть чего – то масштабного, под названием «этнос», а этоуже накладывает на него совсем иную ответственность, чем просто на подростка из какого-то класса или группы. Исследование этнического самосознания, как основы формирования нравственной личности, следует начинать с изучения культуры народов в целом и ее составляющих. На современном этапе ни у кого не вызывает сомнения факт, что основополагающим элементом межнациональных различий психикиявляется культура. Поэтому для изучения этнических культур, недостаточно изучения традиционного, исторически сложившегося представления о национальной культуре, важно учитывать современное состояние, современную реальность этносов. Социальные преобразования в нашем обществе привели к пересмотру духовных основ и норм человеческой деятельности. В связи с этим, проблема соотношения общечеловеческих и национальных приоритетов привлекла внимание отечественных религиозных деятелей и педагогов. Можно назвать небольшой, но уже значимой победой общества наднеразвитостью национального самосознания, неустойчивостью национальной самооценки то, что люди, уже не стесняясь говорят о своих национальных обычаях и традициях, стараются их соблюдать, возрождают родной язык, а также открыто говорят о своей вере и посещении религиозных учреждений.

Поиск конструктивных механизмов толерантного единения человеческих сообществ, их взаимопонимания и сотрудничества, преодоления конфронтации и вражды народов и государств из-за их национально-этнических, религиозных, политических, экономических различий, несовместимости жизненных ценностей, мировоззренческих, нравственных, ментальных приоритетов. Есть ли для современной цивилизации задача более важная, чем эта? Этнопсихологические знания помогают взаимопониманию людей из разных социальных и культурных систем, и следовательно, способствуют разрешению этой сверхзадачи, стоящей перед человечеством, - задачи его выживания.
Сегодня, в отечественном образовании происходит утверждение этнокультурного подхода, направленного на организацию воспитательно-образовательной сферы в духе национальных традиций с учетом опыта других стран. Национальный компонент образования повышает роль образовательных учреждений в развитии этнической культуры и самосознания у новых поколений. Поэтому одной из важнейших задач в современных условиях является развитие личности на духовно-нравственной основе общечеловеческих ценностей с учетом национальных традиций и идеалов, воспитание культуры национального самосознания и межнациональных отношений.

Самое надежное знакомство с любым из народов – осведомленность о системе воспитания этого народа. На данном этапеэтнопедагогика и этнопсихология продолжают оставаться одними из главных, конструктивных, созидательных духовных сил в жизни наций. Именнов них сконцентрирована могучая сила гармонизации межнациональных отношений. Эти науки развиваются при участии всех слоев населения, всего народа. Они делают ставку на творческую самостоятельность всех и каждого. Для участия в обогащении них чрезвычайно важны самообучение, самовоспитание, активное участие во взаимном воспитании. Огромное значение для изучения, освоения, исследования и применения традиционной культуры воспитания имеет этнопедагогический и энопсихологический анализ обыденной информации, а также произведений литературы, живописи, киноискусства, музыки и др.

И в заключении хочется привести слова известного казахского поэта и просветителя Абая:

«Помни, сын, кто тебя вспоил,

Помни, сын, кто мудрость земли подарил,

Жалок тот, стесняется, мудрого старца,

Кто не помнит, не чтит заветы отца».