Пост беременной женщины. Можно ли беременным кушать перед причастием

Часто говорят, что пост матери может благотворно воздействовать на духовную жизнь ребенка. Разве же ребенок станет лучше от несъеденного куска мяса?

Но ведь речь идет о том, что пост – это жертва Богу. Если мамочка постится, желая свой посильный пост совершить как жертву Богу, то Ему это угодно и малыш ощутит благодать Божию, как и при посещении храма, как при молитве родителей.

«Мать дала обет Богу: если я останусь живым, то она со мною отправится на благодарственное богомолье к св. Митрофану Воронежскому. И, слава Богу, выздоровел… …Кстати, она «понедельничала» за детей (соблюдала пост в понедельник), но от нас всегда это скрывала. Собственно, она воспитала и обучила всех шестерых детей (троих в высших учебных заведениях, а троих - в средних). Митрополит Вениамин Федченков. Промысел Божий в моей жизни

Правило св. Тимофея Александрийского гласит: «жене, родившей в четыредесятницу Пасхи, повелевает не соблюдать узаконеного поста, но подкреплять себя насколько можно и употреблением вина, и умеренной пищей, ибо пост придуман для обуздания тела, а когда оно слабо, то не нуждается в обуздании, а в помощи, чтобы оздороветь и собрать прежнюю силу».

В этом правиле все сказано в соответствии с высокой греческой ученостью: подкреплять себя в пище, ограниченно . Если пищу надо вкушать как лекарство – вкушай, или может быть постом и лечиться не нужно? Более того, это правило не отменяет пост, здесь указана и причина по который мы постимся: мы постимся, чтобы уметь ограничивать свои желания. Но болезнь сама по себе – это ограничение.

Конечно, при токсикозе – болезненном состоянии, при плохом самочувствии нужно есть то, что требует организм. Но «плох тот солдат, который не хочет быть генералом. Каждый солдат должен понимать свой маневр».

Для чего ты постишься? Если ты мамочка, твоя задача – родить здорового ребеночка: нужно и питаться правильно, и твое состояние должно быть умиротворенным радостным и оно должно передаваться твоему ребенку. Если плохо себя чувствуешь, то ешь то, что требует организм. А мы начинаем мельчить - а то можно, а это? Так вот либо ты ставишь перед собой задачу родить ребеночка и не одного, или ты превращаешь пост в фарисейское буквоедство. Если твое сердце мирное, радостное, то подвиг правильный, а если же ты относишься к Богу, как к счетоводу, который считает за тобой, что ты съел, то ты ошибаешься. Но при этом человеку очень просто расслабиться и дать себе ненужные послабления. Для этого нужен и самоконтроль, и церковная жизнь, и опора на советы духовника и людей в этой сфере уже имеющих опыт.

И если ты болен, в больнице, после операции, или у тебя сахарный диабет или какое другое серъезное, нужно пройти между Сциллой и Харибдой того, чтобы и силы не растерять и жертву Богу принести! И п ост – это не направление в больницу! Надо поститься настолько строго, насколько это реально по силам.

Часто верующие начинают поститься чрезмерно: ревность не по разуму связана с утратой традиций. Ведь вопросы поста, на самом деле, должен решать не столько священник, сколько традиции семьи. В большой патриархальной семье, где постились бабушки, дедушки, дяди, тети, ребенок с детства видел перед собой все виды поста, как постились взрослые, как постились беременные жены старших братьев, постились ли больные.

Ограничить себя, особенно беременным женщинам, надо разумно. Например, ограничить от негативных внешних впечатлений, главным источником которых является телевизор, от привычки осуждать, перемывать друг другу косточки. Апостол Павел говорит « Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите » (1 Сол. 5, 16-18). Если твое состояние такое, твой пост Богу угоден. Если ты неспособен такую радость хранить, то главную задачу поста ты не выполняешь. Но даже если ты как-то себя ограничиваешь, то Господь это вознаградит, Он и намерение целует.

Пост зависит от духовных и физических сил постящегося и беременной женщины. Для женщины воцерковленной, вынашивающей, может, и не первого ребенка, живущей в православной семье при нормальном течении беременности, наверное, можно поститься по уставу (но с рассудительностью, которая предполагается у нормально воцерковленного человека).

У людей малоцерковных, не имеющих достаточного опыта христианской жизни, наверное, должна быть другая мера поста . Для начала надо бы подумать об основах – о вере во Христа и о знании Евангелия. А то многие хотят поститься (или не поститься) во славу свою, а не во славу Божию, как говорит Апостол Павел – «ем, во славу Божию ем, не ем – во славу Божию не ем». Не потакать своим желаниям в целом, но и не зашивать себе рот – чувствовать себя и ребеночка.

Поститься не во славу свою, а во славу Божию

Не нужно просить благословение как санкцию на пост или на его разрешение. Перед постом просто попросите благословения у духовника или приходского священника. Просто благословение. Не нужно у духовника утверждать список чего есть, а чего не есть (и в каком количестве) – это просто недостойно нашей церковной жизни.

Вопросы о питании во время болезни и беременности уместней задавать врачу, у которого наблюдаешься. К духовнику все же стоит ходить на исповедь не с вопросами о еде, а с духовными проблемами и переживаниями.

Из задаваемых вопросов мы видим, что часто проблема поста – это, прежде всего, проблема питания, но (как известно) пост это не только воздержание в еде. Постится ум, постится сердце человека, постится язык.

Святоотеческое учение призывает в пост совершать дела милосердия и добра, поучаться от Священного Писания, каяться в грехах, молиться усерднее, чем обычно, посещать богослужения (по возможности), причащаться Св. Таин . И наоборот – удаляться от лишних развлечений, суетности ума, праздных разговоров и прочего зла. Все это важнее гастрономии и гораздо важнее в целом.

Всегда радуйтесь!

Как говорил преп.Серафим Саровский, ешьте, что хотите, только друг друга не ешьте. Вот это и есть наша главная проблема. А беременным следует питаться по науке и нет ничего зазорного в том, если беременную женщину тянет на какой-то продукт и она его ест. Не нужно только забывать о словах святого апостола Павла: «Всегда радуйтесь, за все благодарите Бога», не нужно пытаться превратить христианство в нечто скорбное.

Мера поста - индивидуальна

Пост при беременности – несомненно, индивидуален: хочешь - ешь мясо, не хочешь – не ешь. Если ты не будешь есть мясо полтора месяца – ни с тобой, ни с ребенком ничего не случится. Ты же не весь год будешь поститься. Если не можешь без шашлыков – ну и ешь их. И молочное если нужно – ешь. Только объедаться не надо.

На самом деле, расход белка больше не во время беременности, а во время кормления - вот тогда без молочного туго. Попостишься недельку и молока становится ощутимо меньше.

Еще один известный факт: во время блокады Ленинграда у совершенно истощенных женщин рождались полновесные дети. Это значит, что все, что им нужно, они сами берут из организма матери. Это у матери могут потом зубы ломаться и волосы выпадать…

Воздерживаться от того, к чему имеешь пристрастие

Для женщины - беременность и есть ее подвиг, та малая жертва Богу, которую она может принести. Поститься нужно по своим силам , потому как, к сожалению, современные женщины не так крепки физически, да и духовно тоже. Если между беременностями был маленький перерыв, поститься очень тяжело.

Кушать нужно все, что хочется и ограничить себя лишь в том, в чем нет особой необходимости. Каждая женщина должна сама для себя определить свой рацион, найти «золотую середину». Для многих таким ограничением становится воздержание от сладкого. Есть и немало случаев, когда женщины постились на протяжении всей беременности, строго соблюдали пост и рожали при этом крепышей. То есть, если чувствуешь в себе силы и здоровье позволяет, то можно поститься.

Самое главное не обозлиться на окружающих. Воздерживаться во время беременности нужно не от мяса и йогурта, а от того, к чему имеешь пристрастия. Можно ограничить себя от просмотра телевизора, пустословия. В конце концов, постараться не осуждать, а ведь это гораздо труднее, чем не съесть кусок мяса.

Я держу пост с первого дня Рамадана, но сегодня сделала тест на беременность, и он показал положительный результат. Беременность две недели. Очень переживаю, что мне делать, ведь ночью я вставала и вознамерилась держать пост. Это долгожданная, желанная беременность. Как отразится мое голодание на формировании ребенка? Венера.

Вам не стоит соблюдать пост. Текстом достоверного хадиса беременные освобождены от соблюдения поста.

Я беременна, то есть на данный момент мне нельзя держать пост, но я обязана возместить его после. Я слышала, что если пропускается пост по уважительной причие, его можно возмещать в виде фидьи, но не знаю, правда ли это.

Очень переживаю, что пропускаю. Я бы и возместила пост постом, но проблема еще в том, что меня мучают мигрени. Я и месяц держу с трудом, но соблюдать в следующем году два месяца… боюсь не справиться. Если с моей стороны будет достаточно денежной выплаты, то было бы очень хорошо. Х.

В этот Рамадан из-за беременности я не могу поститься. Можно ли возместить пост в денежном эквиваленте? Тарана.

Такое возможно, но лучше поститься, нежели возмещать в денежном эквиваленте (фидья). Поститься следует по завершении беременности и периода кормления ребенка грудью. Пропущенные дни поста восполняются один к одному. Восполняя, можно разбить месяц на 2-3 дня в неделю, на ваше усмотрение. Главное, чтобы в общей сложности получился месяц. Если неважное самочувствие, можно попробовать поститься в короткие зимние дни.

Скажите, правда ли, что в месяц Рамадан беременность для женщин нежелательна? Иса, 28 лет.

Неправда.

Можно ли поститься во время беременности, если срок 2-3 недели? Макка.

Я не советовал бы, особенно в длинные летние дни. Это может отрицательно отразиться на здоровье будущего человека, а может явиться и угрозой для его жизни. Религия — это легкость , а потому следует быть и оставаться последовательной и благоразумной.

Недавно узнала, что кислород ребенку в утробе матери попадает через пищу, которую потребляет мама. Как быть? Мой срок — 15 недель. Айгуль.

Прочитала ваш ответ беременной Айгуль: «Категорически не поститесь». Хотелось бы узнать, в связи с чем такой ответ? Я тоже беременна, срок — 32 недели, но я держу уразу. Правда, это мой первый Рамадан, и он совпал с беременностью. Я не знаю, может, это вредно? Проконсультироваться мне не с кем, так как нет знакомых знающих и соблюдающих мусульман, а тем более врачей-мусульман. Ирина.

Это не только вредно, но и может оказаться опасным для плода. Тягу к экстриму лучше применить в чем-то ином.

Двоюродная сестра моего мужа вышла замуж два года назад, в 29 лет, мужу на тот момент было 26, оба религиозные люди, соблюдающие. Сестра долго не могла забеременеть. После 1,5 лет замужества наконец-то свершилось чудо. Сейчас она держит пост, будучи на пятом месяце беременности. Живет в Дагестане, где сейчас сильная жара. Сама худенькая, слабенькая, низкий гемоглобин, после разговения ест мало. На все доводы родственников мужа (мамы и сестры) возражает отказом, ссылаясь на то, что в прошлом году ее знакомая держала пост, будучи беременной, и нормально родила девочку. У нее УЗИ показало, что будет мальчик.

Правильно ли она поступает с точки зрения религии, держа пост и подвергая малыша риску, так безответственно распоряжаясь чужой жизнью? Я понимаю, что на все воля Божья, но, как говорят, на Бога надейся, а сам не плошай. Милана.

При ее физическом состоянии ей категорически нельзя поститься. Об освобождении беременных от соблюдения поста сказано в достоверном хадисе . Ее каноническое и житейское невежество может привести к трагическим последствиям либо очень серьезно сказаться на здоровье будущего ребенка. Она просто не имеет права поститься, пусть проявляет набожность в каких-то других вопросах, а не в случае, когда тем самым ввергает в очевидную опасность будущего человека .

«Религия — это легкость. И кто бы ни препирался с нею [проявляя излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость, например желая превзойти других проявлением «особой» набожности], проиграет». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Байхакы. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 261, хадис № 4301, аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 366, хадис № 1323.

Многие будущие мамы являются истинными христианками. Они привыкли еще до наступления «интересного» положения , соблюдать все посты. Но как им быть в новой ипостаси? Не навредят ли ограничения в пище нормальному развитию малыша в утробе? Разберемся в этом вопросе.

О духовной составляющей поста

В году существует 4 поста, которые должны соблюдать православные. Духовные отцы акцентируют на том, что основное в такие периоды — моральное очищение, совершенствование души. Это необходимо и будущей маме. Ведь она носит в себе чистую душу будущего ребенка. Поэтому так важно во время беременности и поста потрудиться над собой.

Духовное очищение и является той посильной жертвой, которую может принести каждый из нас Богу. Его суть — это не только ограничения в пище. Хотя именно они очищают тело, а оно является храмом нашей души. Духовное очищение представляет собой тщательное соблюдение молитвенных правил. Сознаемся, что не всегда и ко сну мы отходим с , и просыпаемся в спешке, без обращения к Богу о милосердии в день грядущий. Зависть, осуждение, сквернословие, обман, грубость, нежелание понять родителей, коллег — это только часть ежедневных грехов, которые присущи и беременным женщинам. Поэтому в дни постов надо стараться избегать этого. Каждый знает свои недостатки, вредные привычки, которые доставляют немало хлопот и огорчений ближним. Даже беременные порой осознают, что их капризность, обиды на мужа, свекровь, подруг — безосновательны. Поэтому в пост нужно быть строже к себе и своим поступкам. Молчание — золото. И эта аксиома должна стать правилом духовного очищения.

Священники не раз повторяют, что в дни постов главное — не поедать своих близких. Это значит, что нужно быть добрее, милосерднее, мягче. Касается это и будущих мам, которым Господь даровал счастье носить дитя под сердцем.

Ограничения в пище как составляющая поста

Итак, гинекологи всегда рекомендуют женщинам в достаточном количестве употреблять молочные и кальцийсодержащие продукты для того, чтобы физическое развитие крохи в утробе было здоровым. Но как быть при строгих постах, когда употребление молочного и мясной пищи запрещается?

Напомним, что богатыми источниками белка являются горох, соя, фасоль, то есть бобовые. — известную проблему беременных женщин — можно решить, регулярно употребляя гречку и пшено. Каши из них на растительном масле не менее вкусны, чем мясо. Они придают сытость, энергию, налаживают работу системы пищеварения. Ведь не секрет, что при вынашивании ребенка женщины часто страдают запорами. Дефицит железа в организме поможет устранить ежедневное употребление свекольно-морковного сока. Что касается гранатов, то экзотические фрукты могут вызывать аллергические реакции. Поэтому с ними будущим мамам надо быть осторожными. Помощником организму в формировании гемоглобина и предотвращении пороков развития плода является фолиевая кислота. Ее беременным назначают в таблетках.

Если же женщина переживает за малыша, у нее часто кружится голова, то можно делать послабление в посте — беременным это разрешается. Можно есть рыбу, мясо в отварном и запеченном виде, творог. А вот кулинарные излишества — приготовление из вышеуказанных продуктов изысканных блюд — не нужны. Пища должна быть простой, не многокомпонентной. Еда для беременной пусть будет лекарством, а не удовольствием. Ведь последнее — ни что иное, как чревоугодие. И это еще один существенный момент питания будущей мамы. Многие ей говорят, чтобы ела за двоих. А зачем же это делать, если на ранних сроках, к примеру, дитя весит несколько сот граммов. Почему малыш должен есть столько же, как взрослая женщина? Усиленного откармливания надо избегать. Ведь это тоже чревоугодие. Развивающийся в утробе ребенок с катастрофической быстротой накапливает лишние питательные вещества. Он уже там привыкает к чрезмерному потреблению пищи, которая для мамы оборачивается отеками, лишним весом, проблемами с пищеварением. А ведь этого можно было избежать, всего-навсего соблюдая пост.

Разумные компромиссы могут присутствовать в питании беременной женщины всегда. Например, строгим пост может быть в среду и пятницу. В другие же дни его разрешается послаблять.

Не забывайте и об огромной силе Причастия во время беременности. Благодать, которая сходит и на плод, бесценна.

Беременность рассматривается в исламе как величайшая милость со стороны Аллаха, дарованная своим творениям. Ведь одна из важнейших функций человека – это продолжение рода. Выполнение такой миссии возложено Всевышним на женщин.

Любая будущая мать переживает во время беременности эмоциональные перепады, чувства страха и беспомощности. В этот непростой период женщинам следует искренне надеяться на помощь своего Создателя и следовать рекомендациям, зафиксированным в Священном Коране и Пречистой сунне.

Достоинства беременности

Вынашивая ребёнка, женщина обретает довольство Всевышнего, так как её положение приравнено к богоугодному деянию. Эти 9 месяцев обладают множеством достоинств для будущих мам, так как они несут в себе множество , пройдя которые человек удостаивается награды Господа миров.

1. Беременность – путь в Рай. Посланник Аллаха (с.г.в.) наставлял: «Женщины, вынашивающие ребёнка, а затем рожающие, кормящие их грудью и проявляющие к ним любовь и милосердие, если будут молиться и не станут плохо относиться к своим супругам, несомненно окажутся в Раю» (Ахмад, Табарани, Хаким).

При этом особо возвеличиваются в исламе многодетные женщины, о чём говорится в одном из хадисов: «Не поведать ли вам о женщинах, пристанищем которых станет Рай? Это любящие, многодетные и полезные для своих супругов...» (Насаи).

2. Беременность способствует прощению грехов. Так называемое«интересное положение» очень обременительно для женщины и может доставить ей сильные мучения, страдания. Однако на эти тяготы следует смотреть не как на кару, а как на особую миссию, возложенную Всевышним, так как они ведут к прощению грехов. Посланник Господа миров Мухаммад (с.г.в.) отмечал: «Если верующего постигнет какой-нибудь недуг, утомление, скорбь, грусть, огорчение или даже малейший укол, то Аллах непременно простит ему грехи» (хадис приводят Бухари и Мулсим).

3. Беременность – Божий путь. Вынашивание плода женщиной приравнивается в исламе к – борьбе на пути Всевышнего. Об этом свидетельствует хадис из сборника Абу Дауда: «Мусульманка, которая умрёт, будучи беременной или во время родов, станет шахидом (то есть умрёт смертью великомученика – прим. Islam . Global ) ».

Находящейся «в положении» верующей следует соблюдать некоторые советы, чтобы обезопасить себя и будущего малыша:

1) Благодарите Всевышнего за оказанную милость, так как не все имеют возможность иметь детей. В Священном Коране Творец обращается к Своим рабам:

«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне» (2:152)

2) Проявляйте терпение. Во время вынашивания плода женщины часто испытывают физическое недомогание, эмоциональные перепады. В таком состоянии следует должным образом переносить все тяготы. Ведь известный многим аят гласит:

«Всевышний любит терпеливых» (3:146)

3) Читайте дуа. Мольба о благополучном исходе поможет облегчить процесс вынашивания плода и родов. В Книге Аллаха зафиксировано дуа пророка Закарии (а.с.):

«Раббана уаджальна муслимайни ляка уа мин зурриятина умматам-муслиматаль-ляка уа арийна манясикана уа туб `аляйна уа иннэка анта таууабур-рахиим» (3:38)

Перевод смысла: «Господи! Одари меня прекрасным потомством от Себя, ведь Ты внимаешь мольбе»

Можно произносить и дуа пророка Ибрахима (а.с.):

«Рабби хабли минас-салихиин» (37:100)

Перевод смысла: «Господи, одари меня потомством из числа праведников!»

4) Прослушивайте Коран. На последних месяцах срока ребёнок, находящийся в утробе матери, начинает слышать то, что происходит снаружи. В этой связи будущей маме можно читать священные аяты самой или же включать аудиозаписи (которые можно найти и на нашем сайте, выбрав любую суру в разделе ).

Беременность и пост

Нередко у мусульманок, ожидающих пополнение в семье, возникает вопрос, нужно ли соблюдать им пост в Священный месяц Рамазан. Согласно исламскому вероучению, такая обязанность с беременных снимается. Это объясняется тем, что держать уразу в такой период чревато нанесением вреда как ребёнку, так и его будущей маме.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) пояснял: «Находящимся в пути облегчается молитва, а вынашивающие плод и кормящие освобождаются от соблюдения поста» (Тирмизи, Ибн Маджа).

Однако это вовсе не означает, что беременным категорически запрещено поститься. Если мусульманка уверена, что ураза для неё самой и для её ребёнка безопасна, то она может выполнять этот столп ислама. Например, если пост приходится на зимний период, когда отсутствует жара и время воздержания от пищи не превышает 12 часов. Но при принятии такого решения женщина должна хорошо подумать и адекватно оценить состояние своего организма. Не нужно впадать в фанатизм, так как Аллах своим велением позволил не поститься во время вынашивания плода. Это есть пример Его безграничной милости к Своим творениям.

В случае, если мусульманка, будучи беременной, воздерживается от соблюдения поста, ей необходимо в последующем возместить пропущенные дни.

Намаз беременной женщины

Во время беременности обременительно совершение полноценной молитвы. Именно поэтому существуют некоторые послабления. Если женщине тяжело молиться стоя, то она вправе совершать намаз сидя. Если же она не может выполнять молитву и сидя, то ей разрешается это делать полулёжа или лёжа на спине. При этом лицом следует располагаться в сторону киблы (Каабы). Если ей сложно совершать поясные поклоны, то она вправе обозначать их движениями головы (наклоняя голову вперёд).

Искусственное прерывание беременности (аборт)

Аборт категорически запрещён в исламе. Прерывание беременности – это тяжкий грех, поскольку лишь Всевышний даёт жизнь и обладает правом отнять её у человека по своему усмотрению. Аборт может быть дозволен лишь в ситуациях, когда вынашивание плода угрожает жизни и здоровью матери.

Выкидыш

Если у женщины произошла ранняя смерть плода, то дальнейшие действия зависят от ряда обстоятельств:

  • В случае, если выкидыш произошёл в срок до 120 дней беременности, то ребёнка желательно завернуть в кусок материи и похоронить без совершения погребальной молитвы.
  • Если срок беременности был больше 120 дней, но ребёнок не подавал никаких признаков жизни (крик, движения), то в таком случае его нужно омыть, завернуть в саван и похоронить без джаназа-намаза.
  • Если же срок беременности был больше 120 дней и ребёнок подал какие-либо признаки жизни, то над ним совершаются все действия, как и над взрослым человеком. В одном из хадисов сказано: «Над ребёнком не совершается , пока он не подаст признаков жизни» (Тирмизи).

Во время родов

Роды протекают у каждой женщины по-разному и могут продолжаться до суток. В связи с этим мусульманка бывает вынуждена пропускать намазы, так как физически она не может их совершать. Кроме того, у рожениц появляется кровь, которая считается нифасом . С этого момента женщина начинает пребывать в состоянии ритуального осквернения, а значит, совершение намаза запрещено. С соблюдением поста ситуация аналогичная.

Во время родов женщине следует по возможности совершать дуа и просить у Аллаха облегчения и появления на свет здорового малыша.

Часто говорят, что пост матери может благотворно воздействовать на духовную жизнь ребенка. Разве же ребенок станет лучше от несъеденного куска мяса?

Но ведь речь идет о том, что пост – это жертва Богу. Если мамочка постится, желая свой посильный пост совершить как жертву Богу, то Ему это угодно и малыш ощутит благодать Божию, как и при посещении храма, как при молитве родителей.

«Мать дала обет Богу: если я останусь живым, то она со мною отправится на благодарственное богомолье к св. Митрофану Воронежскому. И, слава Богу, выздоровел… …Кстати, она «понедельничала» за детей (соблюдала пост в понедельник), но от нас всегда это скрывала. Собственно, она воспитала и обучила всех шестерых детей (троих в высших учебных заведениях, а троих - в средних) .» Митрополит Вениамин Федченков. Промысел Божий в моей жизни

Правило св. Тимофея Александрийского гласит: «жене, родившей в четыредесятницу Пасхи, повелевает не соблюдать узаконеного поста, но подкреплять себя насколько можно и употреблением вина, и умеренной пищей, ибо пост придуман для обуздания тела, а когда оно слабо, то не нуждается в обуздании, а в помощи, чтобы оздороветь и собрать прежнюю силу ».

В этом правиле все сказано в соответствии с высокой греческой ученостью: подкреплять себя в пище, ограниченно . Если пищу надо вкушать как лекарство – вкушай, или может быть постом и лечиться не нужно? Более того, это правило не отменяет пост, здесь указана и причина по который мы постимся: мы постимся, чтобы уметь ограничивать свои желания. Но болезнь сама по себе – это ограничение.

Конечно, при токсикозе – болезненном состоянии, при плохом самочувствии нужно есть то, что требует организм. Но «плох тот солдат, который не хочет быть генералом. Каждый солдат должен понимать свой маневр».

Для чего ты постишься? Если ты мамочка, твоя задача – родить здорового ребеночка: нужно и питаться правильно, и твое состояние должно быть умиротворенным радостным и оно должно передаваться твоему ребенку. Если плохо себя чувствуешь, то ешь то, что требует организм. А мы начинаем мельчить - а то можно, а это? Так вот либо ты ставишь перед собой задачу родить ребеночка и не одного, или ты превращаешь пост в фарисейское буквоедство. Если твое сердце мирное, радостное, то подвиг правильный, а если же ты относишься к Богу, как к счетоводу, который считает за тобой, что ты съел, то ты ошибаешься. Но при этом человеку очень просто расслабиться и дать себе ненужные послабления. Для этого нужен и самоконтроль, и церковная жизнь, и опора на советы духовника и людей в этой сфере уже имеющих опыт.

И если ты болен, в больнице, после операции, или у тебя сахарный диабет или какое другое серъезное, нужно пройти между Сциллой и Харибдой того, чтобы и силы не растерять и жертву Богу принести! И пост – это не направление в больницу! Надо поститься настолько строго, насколько это реально по силам.

Часто верующие начинают поститься чрезмерно: ревность не по разуму, на мой взгляд, связана с утратой традиций. Ведь вопросы поста, на самом деле, должен решать не столько священник, сколько традиции семьи. В большой патриархальной семье, где постились бабушки, дедушки, дяди, тети, ребенок с детства видел перед собой все виды поста, как постились взрослые, как постились беременные жены старших братьев, постились ли больные.

Ограничить себя, особенно беременным женщинам, надо разумно. Например, ограничить от негативных внешних впечатлений, главным источником которых является телевизор, от привычки осуждать, перемывать друг другу косточки . Апостол Павел говорит «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите » (1 Сол. 5, 16-18). Если твое состояние такое, твой пост Богу угоден. Если ты неспособен такую радость хранить, то главную задачу поста ты не выполняешь. Но даже если ты как-то себя ограничиваешь, то Господь это вознаградит, Он и намерение целует.

Пост зависит от духовных и физических сил постящегося и беременной женщины. Для женщины воцерковленной, вынашивающей, может, и не первого ребенка, живущей в православной семье при нормальном течении беременности, наверное, можно поститься по уставу (но с рассудительностью, которая предполагается у нормально воцерковленного человека).

У людей малоцерковных , не имеющих достаточного опыта христианской жизни, наверное, должна быть другая мера поста . Для начала надо бы подумать об основах – о вере во Христа и о знании Евангелия. А то многие хотят поститься (или не поститься) во славу свою, а не во славу Божию, как говорит Апостол Павел – «ем, во славу Божию ем, не ем – во славу Божию не ем». Не потакать своим желаниям в целом, но и не зашивать себе рот – чувствовать себя и ребеночка.

Поститься не во славу свою, а во славу Божию

Не нужно просить благословение как санкцию на пост или на его разрешение. Перед постом просто попросите благословения у духовника или приходского священника. Просто благословение. Не нужно у духовника утверждать список чего есть , а чего не есть (и в каком количестве) – это просто недостойно нашей церковной жизни.

Вопросы о питании во время болезни и беременности уместней задавать врачу, у которого наблюдаешься. К духовнику все же стоит ходить на исповедь не с вопросами о еде, а с духовными проблемами и переживаниями.

Из задаваемых вопросов мы видим, что часто проблема поста – это, прежде всего, проблема питания, но (как известно) пост это не только воздержание в еде. Постится ум, постится сердце человека, постится язык.

Святоотеческое учение призывает в пост совершать дела милосердия и добра, поучаться от Священного Писания, каяться в грехах, молиться усерднее, чем обычно, посещать богослужения (по возможности), причащаться Св. Таин . И наоборот – удаляться от лишних развлечений, суетности ума, праздных разговоров и прочего зла. Все это важнее гастрономии и гораздо важнее в целом.

Всегда радуйтесь!

Как говорил преп.Серафим Саровский, ешьте, что хотите, только друг друга не ешьте. Вот это и есть наша главная проблема. А беременным следует питаться по науке и нет ничего зазорного в том, если беременную женщину тянет на какой-то продукт и она его ест. Не нужно только забывать о словах святого апостола Павла: «Всегда радуйтесь, за все благодарите Бога», не нужно пытаться превратить христианство в нечто скорбное.

Мера поста - индивидуальна

Пост при беременности – несомненно, индивидуален: хочешь - ешь мясо, не хочешь – не ешь. Если ты не будешь есть мясо полтора месяца – ни с тобой, ни с ребенком ничего не случится. Ты же не весь год будешь поститься. Если не можешь без шашлыков – ну и ешь их. И молочное если нужно – ешь. Только объедаться не надо.

На самом деле, расход белка больше не во время беременности, а во время кормления - вот тогда без молочного туго. Попостишься недельку и молока становится ощутимо меньше.

Еще один известный факт: во время блокады Ленинграда у совершенно истощенных женщин рождались полновесные дети. Это значит, что все, что им нужно, они сами берут из организма матери. Это у матери могут потом зубы ломаться и волосы выпадать…

Воздерживаться от того, к чему имеешь пристрастие

Для женщины - беременность и есть ее подвиг, та малая жертва Богу, которую она может принести. Поститься нужно по своим силам , потому как, к сожалению, современные женщины не так крепки физически, да и духовно тоже. Если между беременностями был маленький перерыв, поститься очень тяжело.

Кушать нужно все, что хочется и ограничить себя лишь в том, в чем нет особой необходимости. Каждая женщина должна сама для себя определить свой рацион, найти «золотую середину». Для многих таким ограничением становится воздержание от сладкого. Есть и немало случаев, когда женщины постились на протяжении всей беременности, строго соблюдали пост и рожали при этом крепышей. То есть, если чувствуешь в себе силы и здоровье позволяет, то можно поститься.

Самое главное не обозлиться на окружающих . Воздерживаться во время беременности нужно не от мяса и йогурта, а от того, к чему имеешь пристрастия. Можно ограничить себя от просмотра телевизора, пустословия. В конце концов, постараться не осуждать, а ведь это гораздо труднее, чем не съесть кусок мяса.

Просмотрено (1508) раз