Какие игрушки для ребенка 3 лет. Детские каталки и другие динамические игрушки. Сюжеты детских игр

Сейчас многие дети не играют и родители не видят в этом ничего плохого. Они считают, что есть масса других полезных занятий, что важнее научить ребенка читать и считать, а игра – это пустое развлечение и играть вовсе не обязательно. Однако, в дошкольном возрасте именно игра главная развивающая деятельность. Ни одно другое занятие в этом возрасте не способствует развитию так, как игра . Игра в дошкольном возрасте – главный способ познания мира. Через проигрывание разных сюжетов и ситуаций, ребенок начинает понимать отношения между людьми, правила этих отношений, разбираться в многообразном мире человеческих эмоций и желаний. Игра – это единственная деятельность, которая делает видимой для ребенка внутреннюю жизнь других. В результате формируется и собственный внутренний мир малыша, и понимание этого своего мира. В игре ребенок принимает на себя определенную роль, т.е. действует так, как должен поступать выбранный им персонаж. Таким образом ребенок учится действовать в соответствии с определенными правилами, и добровольно (даже с удовольствием) подчинять свое поведение этим правилам. Эта способность просто необходима в дальнейшем, прежде всего в школе. В игре зарождается и развивается воображение, складываются представления ребёнка о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Мышление дошкольника из сферы практических действий переходит во внутренний план, становится образным. Ребёнок уже может сравнивать предметы и ситуации, замечать изменения, сочинять истории и небылицы. Итак, игра для ребёнка 3-4 лет очень важное, интересное и полезное занятие. Однако, не всякое занятие с игрушками можно назвать игрой. Настоящая развивающая игра – это принятие роли (доктора, продавца или Красной шапочки), придумывание или воспроизведение сюжета (бытового или сказочного), создание воображаемого пространства (больницы, магазина, дремучего леса и пр.) Увы, играть умеют не все. Как же научить малыша играть ? Очень просто – надо чтобы родители играли вместе с ним. Именно взрослый впервые «оживляет» куклу или любимого мишку малыша. Именно взрослый впервые предлагает: давай я буду мама-собака, а ты мой сынок-щенок, после чего изображает настоящую собаку, и если надо, то становится на четвереньки и лает (т.е. показывает малышу , как надо действовать, принимая определенную роль). Все это необходимо делать эмоционально, по возможности естественно и с удовольствием. Такие совместные игры очень сближают родителей и детей, а также повышают авторитет взрослого в глазах ребенка .

В начале пути

Игра начинается с того, что кукла, мишка или зайчик становятся живыми, говорят человеческим голосом. Естественно, это голос взрослого, т.е. ваш. Только взрослый или старший ребёнок может оживить игрушку и сделать её партнёром по общению и персонажем игры. 3-4-летним малышам проще, когда роли вынесены вовне, т.е. в игрушки. Такое «оживление» игрушки свидетельствует о появлении образного мышления, которое и формируется, и развивается в игре. Детям в этом возрасте очень нравятся игры с небольшими игрушками (10-30 см). Ребенок может выступать одновременно как режиссер и как исполнитель ролей. Для этого необходимы игрушки, позволяющие разворачивать такую деятельность. В первую очередь это куколки и зверюшки. Они могут быть из любого материала: ткани, дерева, пластмассы, резины – главное, чтобы их было удобно держать в руке. Хорошо, если они могут устойчиво стоять на плоской поверхности – малыш может расставить их в соответствии с ролью и сюжетными поворотами. Важный и имеющий непосредственное отношение к ребенку сюжет – семья, поэтому хорошо, если из имеющихся кукол можно образовать семью. Можно купить в магазине готовый набор «Семья». Куколки не должны быть сильно порисованы, они могут быть с едва намеченным лицом. В такой игре малыш сможет отыграть радостные и неприятные эмоции, связанные с собственной жизнью. Такая игра предполагает подходящую по размеру и детским возможностям кукольную мебель, посуду и одежду. Для перевозки понадобятся подходящие для кукол машины. Хотя машинки для игры могут быть и небольшого размера: малыши любят использовать их как персонажей в игре. Также необходимо некоторое пространство, в котором разворачивается тот или иной сюжет, например, дом, ферма, зоопарк или целый город. Для этих целей подойдут как простые конструкторы с относительно крупными деталями: разнообразные деревянные формы, конструкторы типа «Лего», так и специальные тематические наборы: деревянные схематические изображения домов, людей и животных или пластмассовые детали для постройки дома с животными. Лучше если фигурки людей и животных в таких наборах цельные, тогда они не будут ломаться во время игры и отвлекать малыша от взаимоотношений персонажей на исправление «технических» неполадок. Возьмите конструктор и начните собирать, например, домик, параллельно рассказывая, кто в нем будет жить, потом поселите жильца и разыграйте какой-нибудь сюжет. Для обустройства пространства игры можно использовать уже имеющиеся в доме игрушки. Например, колечки от пирамидки могут быть клумбами, стульями, а собранная пирамидка может быть новогодней елкой и т.п. Некоторые простые игрушки, например, мисочки, имеют очень широкий диапазон возможностей: они могут использоваться как посуда, домики для каких-нибудь животных, мебель и т.д. Пригодиться могут различные тряпочки, платочки, бумага и картон. В играх с небольшими куколками удобно использовать специальные игровые поля с изображением домиков, дорожек, мостиков через речку и пр. Их можно купить, взять из старой настольной игры или нарисовать самостоятельно. Не стоит их сильно детализировать. Поле должно подходить для сюжета любой игры: и бытовой, и сказочной. Игрушка для 3-4-х летнего ребёнка может стать не только предметом игры, но и партнёром по общению. Часто можно видеть, как несколько детей общаются друг с другом через игрушки. Такие игры могут быть с обычными небольшими куклами: пупсами, солдатиками, зверями и т.д. Очень хороши также перчаточные куклы. Сейчас в продаже есть легкие, сшитые из мягкой ткани мишки, собачки, слоники и другие животные, а также куклы. Они вполне подойдут уже 3-хлетним малышам. Такие игрушки очень нравятся детям и легко становятся «выразителями» их желаний и фантазий. Однако при покупке перчаточной куклы (впрочем, как и любой другой) надо проверить, не издает ли она каких-нибудь звуков: от простого звукоподражания до исполнения известной песни. Когда кукла или собачка при любом прикосновении начинает петь или тявкать, это тормозит собственную детскую активность, а иногда и вовсе лишает ребенка желания играть с такой игрушкой.

Мягкий помощник

Три года – это сложный этап жизни ребенка . Кроме положительных моментов развития, родители зачастую сталкиваются с капризами и упрямством. И как это не удивительно любая игрушка, которая "общается" с ребенком имеет большое влияние на него. То, что малыш ни в какую не хочет делать по просьбе мамы, он с удовольствием сделает по просьбе зайчика или мишки, вместе с ним или для него. Такая игра имеет большие воспитательные возможности по сравнению с требованиями, криками и шлепками. З года также традиционный возраст, когда детей отдают в детский сад. Это период, который не всегда проходит легко – период привыкания к совершенно новым условиям жизни, когда все незнакомо и поэтому страшно. И здесь может также помочь игрушка. Предложите малышу пойти в сад вместе с его любимой мягкой игрушкой. Такая игрушка в саду – это кусочек дома. Она даст малышу защиту, добавит уверенности в чужом пока для него месте. Отправляя малыша с игрушкой можно предложить ему заботиться о любимце в саду, чтобы игрушке не было скучно и грустно. А в конце дня интересоваться: "Ну что понравилось мишке в садике?", "Как прошел день, чем мишка занимался?" Если такой игрушки у малыша пока нет, ее никогда не поздно приобрести. Подойдут не очень большие (чтобы малыш мог ее нести) и не очень маленькие (чтобы можно было обнять) мягкие звери или куклы с симпатичными мордашками, нейтральным выражением лица и без встроенных музыкальных, световых и т.п. эффектов. Иногда любимая игрушка у ребенка не мягкая. Это может быть и пластмассовая кукла, и машинка – главное, есть что-то, что поддерживает его, когда родителей нет рядом. Игрушечные друзья помогают не только в детском саду, но и в таком часто страшном для ребенка месте, как, например, поликлиника. Дома они помогают малышу есть, укладываться спать и делают веселей любые домашние дела. Родителей часто тревожатся из-за сильной привязанности малышей к какой-нибудь игрушке. Однако, ничего страшного здесь нет. В этот сложный период, когда дети отрываются от дома и становятся более самостоятельными, им просто необходимо чувствовать себя защищенными. Игрушка как что-то близкое и знакомое, как возможность о ком-то заботиться и с кем-то общаться предоставляет ребенку такую защиту.

Первые роли

3-х леткам еще трудно принимать на себя роль, поэтому здесь необходима помощь взрослого. Например, предложите малышу хорошо знакомое животное, с характерными чертами. Предложите сюжет – во что вы будете играть . Он может быть сказочным, придуманным или взятым из реальной жизни ребенка : поход на прогулку, в гости, поездка на дачу всей семьей. Например, так: давай ты будешь котенок (мягкий, ласковый, игривый, мяукает), а я твоя мама – кошка. Мама может вместе с котёнком играть , ловить мышей, заниматься домашними делами. Принять на себя какую-то роль и действовать в соответствии с ней помогают и некоторые характерные атрибуты . Их можно сделать самим из подручных материалов или купить специальный набор таких атрибутов. Старайтесь, чтобы их тематика была близка и понятна малышу . Это могут быть атрибуты знакомых профессий: для игры в доктора, парикмахерскую и т.д., или каких-нибудь сказочных героев: Буратино, Кот в сапогах и др.

Покупая любые атрибуты для игры, обратите внимание на то, чтобы они не были чересчур детализированы. Их также не должно быть слишком много. Для игры в доктора, например, достаточно белой шапочки, фонендоскопа и градусника. Остальные предметы всегда можно найти в уже имеющихся у ребенка игрушках. Воображение развивается и после трех уже вполне возможны игровые замещения: предмет в игре может выполнять функцию другого предмета. Формочки могут быть баночками с лекарством или печатями, любой платочек – бинтом и т.п. Персонажами в ролевых играх могут быть образные игрушки. Если малыш врач, то куклы и мягкие игрушки могут быть его пациентами. Кормление, лечение, переодевание и купание кукол – любимое занятие детей. В таких играх ребенок должен удерживать не только собственную роль (мамы или врача), но и «роль» игрушки. Сначала дети осваивают действия, соответствующие той или иной роли. Например, зайчик должен прыгать, грызть морковку и прятаться от лисы, а доктор спрашивать что болит, ставить градусник и давать лекарство. На этом этапе ролевыми действиями часто весь сюжет и исчерпывается. Малыши с большим энтузиазмом включаются в игру и готовы по много раз проигрывать одно и тоже, что раздражает и иногда пугает взрослых, однако ничего страшного тут нет. Просто это эмоционально привлекательная деятельность, с которой малыши успешно справляются. После 4–х лет при освоении ролевых действий, и соответствующего включения в игру взрослого, на первый план в игре выходят характер персонажей и их отношения. Доктор может быть добрым или строгим, веселым или грустным, а пациент может слушаться, а может, по разным причинам, капризничать и т.д. В общем, учитывая все разнообразие эмоциональной жизни, сюжетных ходов просто бесконечно много!

Сюжеты детских игр

Одним из главных сюжетов дошкольника является собственная жизнь. Ребенок сходил к врачу, после этого к врачу «идет» мишка. Малыш пошел в детский сад, и все куклы теперь туда ходят. Малыши могут разыгрывать не только бытовые сюжеты, но и брать за основу понравившиеся сказки, которые им читают и конечно мультфильмы. Само по себе использование мультипликационных сюжетов в игре ничего плохого не имеет. Однако современные мультфильмы иногда совершенно не рассчитаны на маленьких детей. Поэтому, прежде чем показывать что-то ребенку , заранее посмотрите сами и убедитесь в том, что ему стоит это смотреть. Хорошо, если в мультфильме детский сюжет или он отражает события детской жизни, нет агрессии, а герои имеют отчетливый и не страшный образ. Сам мультфильм обязательно должен быть медленным по темпу, смене картинки и сюжету. Хорошо, если в фильме есть запоминающаяся детская песенка.

Игры с картинками

Очень хороши для разных игр простые предметные картинки, которые можно использовать, придумывая разнообразные игры и задания. Например, предложите малышу поселить диких животных в зоопарк (желтая коробочка), а домашних в квартиру (зеленая коробочка). По-разному раскладывая картинки, можно по очереди придумывать забавные истории. Такие карточки можно взять из старого лото или купить готовый набор предметных картинок. Выбирая карточки, обратите внимание на то, чтобы изображение было реалистичным и узнаваемым. Очень важно сохранить и развивать дальше естественную познавательную активность малыша. В 3-4 года ребенок уже более менее знаком с окружающим миром. Важно, чтобы малыш научился сам ставить вопросы и искать на них ответы. Старайтесь отвечать на бесчисленные вопросы ребенка , даже если они кажутся вам глупыми, поддерживать познавательные эмоции: удивление, любопытство, интерес к явлениям окружающей жизни и радость от получения нового знания.

Рисуем, лепим, вырезаем.

Начиная с 3-х лет появляется уже относительная моторная ловкость. Однако мелкие движения руки еще не очень развиты. Хорошо развивает моторику рук и тактильные ощущения продуктивная деятельность. Она называется так, потому что в результате использования различных материалов (пластилина, красок, бумаги и клея, деталей конструктора и др.) получается какой-либо продукт. Примерно до 5-ти лет все эти занятия знакомят малыша со свойствами материалов и возможностями их использования. А таких возможностей, как и самих материалов сейчас очень много. Они также являются отличным материалом для создания игровой среды (дом для кукол, мебель, украшения и пр.). Смастерить красивую поделку ребенку самому еще не под силу. Вы можете помочь малышу , например, сделав заготовки для аппликации (вырезать из бумаги вазу и разные цветы, облака, солнце и т.п.), которые он с удовольствием сам наклеет. Взрослый также должен придавать смысл таким занятиям и ценить труд малыша. Например, нарисованная картинка может быть украшением комнаты или подарком бабушке.

Физическое развитие

Младшие дошкольники очень активны. Хотя они уже могут длительное время заниматься каким-то спокойным делом: лепить из пластилина или слушать книжку, им по-прежнему нужно много времени для физической активности. Такую активность ни в коем случае нельзя подавлять: она необходима для здорового развития. Различные задания на ловкость можно использовать и сами по себе и обыгрывать как преодоление каких-то трудностей в сюжетных играх . Например, пятна на ковре или специально разложенные листы бумаги могут быть кочками на болоте, по которым надо перебраться. Разложенный на полу шнур – ямой, которую надо перепрыгнуть и т.д. Очень полезны и нравятся малышам игры с мячами. Для игры в доме подойдут небольшие вязаные или валяные мячики. Мягкие, приятные на ощупь мячики развивают ловкость, тактильные ощущения. Их можно катать, закидывать в стоящую на полу или на стуле корзину. Подойдут они и для сбивания кегель и для домашнего «футбола». Для игры на улице нужен большой и маленький резиновые мячи. Также на улицу можно взять ведро с набором формочек для куличиков и совочком. Для перевозки песка понадобится машина с большим кузовом, а для наблюдения за пересыпающимся песком - мельница. Формочки с дырочками и мельницу можно также использовать для игры с водой. Занятия с водой и песком очень нравятся малышам: это и возможность экспериментирования, и расслабление.

Для дошкольников 3-4-х лет необходимы следующие игрушки.

Несколько маленьких куколок, составляющих семью Мягкая кукла 25-30см в пришивной одежде Пластмассовый пупс 20-25 см с комплектом одежды (распашонка, ползунки и пр.) Кроватка с бельем и коляска Набор мебели и посудки под куколок Мягкие звери – мишки, зайчики, собачки (2-3) Небольшие звери дикие и домашние, соразмерные между собой Конструктор деревянный и блочный Несколько больших машинок (для перевозки пассажиров и грузов) Наборы для ролевой игры: доктор, парикмахерская, магазин Всякие предметы заместители: от природного материала (шишки, листья) до различного «мусора» - крышек от бутылок, бумажек, тряпочек и т.п. Предметные картинки с изображением животных, деревьев, посуды, мебели и пр. Мягкие мячи для игры дома (2) Резиновые мячи для улицы (2) Набор для игры с песком и водой

В этом периоде огромное значение в игре ребенка приобретают игрушки. Игрушки ему необходимы как «посредники» в знакомстве с окружающим миром. Хорошие игрушки стимулируют развитие умственных и физических способностей, но даже самые лучшие из них лишь воспроизводят действительные условия жизни.

Игрушки разнообразны и достаточно сложны. Часть из них имитирует объекты «взрослой» жизни (куклы, машинки, кукольная посуда, домики, игрушечные инс-трументы — лопатки, молоточки, ведерки и т.д.). Другие представляют достаточно абстрактные элементы для «создания» новых объектов: конструкторы, трансформеры, кубики, мячи, палки и т.д.

Вторая группа игрушек особенно важна для интеллектуального и физического развития ребенка. Например, мячи, какие-то подпрыгивающие игрушки хороши для преследования. Создавая из конструктора новые объекты, ребенок развивает интеллект и творческие способности. Но ему часто необходима помощь взрослого. Дети в этом возрасте любят играть со взрослыми в игрушки. Однако родители часто совершают типичную ошибку, подробно показывая ребенку, как «правильно» играть с игрушкой, оставляя ребенку роль пассивного наблюдателя. Внимание детей в этом возрасте очень неустойчиво, и, когда они «выключены» из активного процесса игры (должны только смотреть), то быстро теряют интерес. Многие родители разочарованы: купили ребенку игрушку, которую он сам выбрал в магазине, пришли домой и начинают объяснять ребенку «правила пользования», а ребенок равнодушно отворачивается или начинает забавляться со старой игрушкой, совершенно игнорируя новую. Относитесь к процедуре приобретения игрушек ответственно, покупайте их по возрасту ребенка: и слишком сложные, и слишком простые игрушки не интересны ребенку.

Приобретя новую игрушку, необходимо дать ребенку возможность самому распаковать коробку (или вместе со взрослым, по желанию ребенка), потрогать ее, повертеть, рассмотреть и попытаться воспользоваться. Малыш увлеченно возится с мозаикой, пазлами, рисует, строит из кубиков башню. Получается у него не так, как надо: частички рассыпаются, не встают на свое место, нарисованный домик выходит кривой. Вам хочется вмешаться, объяснить, показать, и вы не выдерживаете: «Надо не так, а вот так». Но ребенок недовольно отвечает: «Не надо, я сам!»

Все игрушки должны оставаться в собственности и свободном использовании у детей. Это их «собственный мир». Если игрушка сложна для ребенка и требует объ-яснений, то они должны быть простыми, лаконичными и сопровождать действия с игрушкой самого ребенка, а не взрослого!

Ребенок может «изобрести» новый способ игры с данной игрушкой — не мешайте ему. Только таким образом вы способствуете развитию творческих способностей ребенка. Если игрушка оказалась очень сложна, ребенок не освоил ее и потерял к ней интерес, не настаивайте. Уберите ее. Ребенок повзрослеет и со временем сможет в нее играть с интересом.

Консультация для родителей

«Какие игрушки покупать ребенку 3-4 лет»

Игрушки не случайно называют спутниками детства, они появляются в семье вместе с ребенком, а иногда и до его рождения. Игрушки покупают родители, дарят близкие, друзья. Но не всегда взрослые знают. Какие именно игрушки нужны и интересны детям в данном возрасте.Часто мамы. Да и бабушки насыпают перед ребенком «гору» игрушек и удивляются, почему он не во что не играет, чего ему еще нужно. А он огорчен от неудач, устал, раздражен от множества ярких предметов, мелькающих перед глазами. Нельзя давать ребенку одновременно много игрушек ни в раннем, ни в более старшем возрасте, это рассеивает внимание, мешает сосредоточиться. Чем больше игрушек в поле зрения ребенка, тем хуже он играет, не зная, за что взяться.

Когда ребенку пошел третий год, надо еще раз пересмотреть игрушки, которыми он играл на первом году жизни и отображать те из них, которые пригодятся ему в дальнейшем. Ребенок должен знать, какие игрушки вы отобрали из старого запаса. Причем делать это следует с определенным эмоциональным настроением. Ребенку нужно сказать: «Игрушки твои друзья, ты играл с ними, когда был еще совсем маленьким. Такое отношение взрослых передается детям. Во всех ситуациях - в мире с детьми или при уборке игрушек - взрослые должны помнить, от того как они сами относятся к игрушкам зависит к ним отношение детей. Поднимая с пола брошенного зайца мать говорит: «Заинька, что ты здесь лежишь, про тебя забыли. Сейчас ты вместе с нами пойдешь на прогужу».Дети 3 -4 лет любят крупные игрушки: их удобнее брать, переносить и даже одевать и переодевать. Но совсем не нужно покупать больших медведей или дорогих кукол. Детям лучше покупать резиновые надувные игрушки, ОНИ удобны для игры, легкие и яркие.К трем годам игра детей приобретает сюжетный характер, где куклы, звери едят, спят, ходят гулять или в школу (в зависимости от содержания жизни ребенка, т. е. его опыта) .

Взрослые должны присматриваться, во что играет ребенок, оказывать помощь советом, действием. Ребенок с удовольствием возит и груз, и пассажиров, в игрушечных машинах, но особенно ему привлекательна роль шофера, когда он сам садиться за руль. Рули на палочке с подставкой для ног и даже с ручкой для переключения скоростей имеются в продаже. Размер руля соответствует среднему росту детей 3 -4 лет. В эту игрушку охотно играют и более старшие дети.

Запас игрушек должен разумно пополняться. Не стремитесь покупать много игрушек, старайтесь воспитать стойкий интерес и привязанность к имеющимся. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вы его понимаете и всегда готовы помочь, а иногда и поиграть вместе. Так, к трем годам у ребенка есть куклы, животные, пирамидки, матрешка, машины, тележки, посуда, мячи, кегли, руль. Хорошо к этому набору игрушек добавить 2-3 забавные заводные игрушки; например кувыркающуюся обезьянку, танцующего медведя, клоуна, музыкальные игрушки: органчик, дудочку, гармошку, что вам больше по вкусу. Эти игрушки даются ребенку для игры только на некоторое время, вместе с ним понаблюдайте смешные движения, послушайте как звучит органчик, а затем уберите до следующего раза, когда он не будет занят другими играми. В 3 года у ребенка уже есть некоторые жизненный опыт. Он внимательно всматривается в окружающее, ему читают первые книжки, он играет со сверстниками, приобщается к средствам массовой информации (смотрит детские телепередачи, слушает детские передачи по радио). Отсюда и игры его становятся более содержательными.

Не спешите вооружать ребенка, покупать ему автомат, малыш обвешанный оружием являет собой неприятное зрелище, к тому же если он стреляет в мать или бабушку совсем нехорошо. Трехлетнему ребенку не доступны игры с сюжетом военно - патриотического характера, в виду этого и покупать ему игрушки оружие нецелесообразно.

Игры детей 2-4 х лет значительно обогатит набор игрового строительного материала автора Агаповой. В него входят бруски, кубики, кирпичики, трехгранные призмы. Эти материалы дают возможность детям соорудить самые разнообразные постройки. Кроме того, окрашенные в 4 основные цвета, они позволяют упражнять детей в названии цвета. Эта полезная игрушка дает ребенку значительно больше, чем дорогие нарядные куклы или заводные эффективные машины, не говоря уже о «огнестрельных» автоматах. Еще К. Д. Ушинский, известный русский педагог, отмечал, что «. .лучшая игрушка для детяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом». строительный материал можно играть бесконечно. «Строительные» игры ценны тем. Что позволяют отобразить в игре задуманное. Всякая результативная деятельность, созданная собственными руками, дает большое удовольствие.

Чередуя кубик и кирпичик, постройте заборчик, к нему воротики. Крышей служит трехгранная призма, положенная сверху. Получился домик. Снова пригодятся матрешки, они будут его новоселами. Применение строительного материала разнообразно.

Часто роль родителей ограничивается лишь покупкой игрушки. Игрушки лежат, а ребенок в них не играет. Каждую новую игрушку нельзя просто давать ребенку. Ему нужно все рассказать о ней и показать, как в нее играть.


Консультация для родителей на тему:

« Какие игрушки нужны детям 2-3 лет ».

Невозможно представить жизнь ребенка без игрушек. В древности игрушки создавали из природных материалов. Для творчества использовали камни, дерево, веточки, стебли растений. В наше время ассортимент игрушек порой ставит родителей в тупик - что же выбрать для своего малыша. Как сориентироваться в современном разнообразии игрушек, и приобрести то, что будет не только интересно вашему ребенку, но так же полезно и безопасно для него? Ведь игрушка не только развлекает ребенка. Понятно, что для мамы бесценны минуты спокойствия, когда малыш самостоятельно играет. Но придерживаться поговорки «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало», не следует. Нужно помнить о том, что с помощью игрушки ребенок познает окружающий мир. Игрушки развивают память, мышление, воображение, способствуют физическому развитию. Основные критерии при выборе игрушки - безопасность, привлекательность, соответствие возрасту. Дополнением является доступность для родительского кармана.

Желательно, чтобы у вашего малыша в 2-3 года был определенный набор игрушек:

∙ Мячи.

Пирамидки разного размера.

Мозаика (крупные детали).

Конструкторы. Это фигурки-вкладыши, строительные наборы, блочные конструкторы и тематические наборы.

Пазлы, разрезные картинки, лото.

Автомобили (легковые, грузовые, спецтехника) с атрибутами для игры – автосервис с инструментами, парковка.

Куклы с атрибутами для игры – кроватка, коляска с постельными принадлежностями, ванночка, плита, посуда, мебель.

Наборы предметов для сюжетных игр – инструменты парикмахера, доктора, строителя.

Фигурки животных.

Музыкальные инструменты. Очень часто хочется подаренный барабан, бубен, или дудочку вручить обратно «дарителю», но не лишайте ребенка удовольствия.

Пластилин, карандаши, мелки, краски. Фломастером рисовать легко, но карандаш принесет ребенку больше пользы. Практика показывает, что девочки охотно играют машинами, в то время, как у мальчиков «девичьи» игрушки – куклы, далеко не всегда вызывают интерес. Но мальчики охотно заботятся о плюшевом зайчике или собачке. Они готовы кормить, укладывать спать своих питомцев. Чего не должно быть у вашего малыша? Ответ на этот вопрос простой – то, что может принести ему вред. То есть, игрушка должна быть безопасной. В первую очередь это – материал, из которого она изготовлена. Слишком яркие игрушки не только утомляют зрение, они могут выделять токсичные вещества. Ворс с мягких игрушек не должен осыпаться – мельчайшие частички опадают в дыхательные пути и вызывают аллергию. Наличие мелких деталей. Даже, если у вашего ребенка нет привычки что-то «тащить в рот». К сожалению, врачам скорой помощи известно, насколько часто мелкие детали попадают ребенку в пищевод, и, что более опасно – в дыхательные пути. В 2-3 года так же опасны магнитные конструкторы с мелкими шариками. Не покупайте агрессивных монстров, вампиров и непонятных чудовищ. Вид этих игрушек наносит вред психике малыша. Первый контакт с игрушкой – зрительный. И он должен вызывать положительные эмоции. Малыши проявляют большой интерес к компьютерным играм. Создано достаточное количество обучающих и развивающих приложений. Но если трехлетний ребенок длительное время заинтересован планшетом, это не говорит о его гениальности. Это говорит о вашей беспечности и нежелании играть с ребенком вместе. Не торопитесь приучать ребенка к гаджетам, психологи не рекомендуют их детям до трех лет. Интересны для малышей игры, созданные своими руками, Особенно, если это совместное творчество. Помните о том, что недостаточно вручить ребенку новую игрушку. Научите его играть. Обыграйте ситуации. Не удивляйтесь тому, что малыш потерял интерес к игрушке. Он просто устал, переключите его внимание на что-то другое. И главное – играйте вместе с ребенком! Совместные игры приносят пользу и вам, и вашему малышу.

Радует, что индустрия детских товаров не стоит на месте. На сегодняшний день взрослые могут приобрести игрушки, разработанные с учётом последних достижений педагогической и психологической науки. Поговорим о том, как не потеряться в разнообразии товаров и совершить действительно правильную и развивающую игрушку.

Особенности развития ребёнка в 3-летнем возрасте

Три годика – важнейшая веха в детской жизни. В этот период малыш постепенно осознаёт себя в качестве личности. У него начинают появляться любимые занятия, однако до сих пор он активно интересуется буквально всем на свете.

Базовые умения (ходить, говорить, обслуживать себя) трёхлетки более-менее успешно освоили, родителям нужно их совершенствовать. Невзирая на то, что дети развиваются в собственном темпе, можно акцентировать внимание на общих особенностях, характерных именно для этого возраста:

  • дети достаточно уверенно владеют своим телом;
  • мелкая моторика становится более совершенной;
  • бурно развивается речь и коммуникативные навыки;
  • игра становится главным способом познания окружающей действительности;
  • ребёнок уже играет вместе с ровесниками, а не рядом с ними, как было раньше;
  • развивается воображение, благодаря чему дети могут использовать вместо игрушек заменяющие их предметы;
  • продолжает совершенствоваться наглядно-действенное мышление, создаются предпосылки для развития логического мышления.

Трёхлетние малыши интересуются техническими новинками, конструкторами. Формируется и гендерное предпочтение: мальчики отдают предпочтение машинкам и роботам, а девочки – куклам, пупсам, мягким плюшевым игрушкам.

Ниже мы рассмотрим наиболее подходящие развивающие игрушки для детей от 2 до 3 лет. Эти игровые приспособления позволят максимально удовлетворить нужды ребёнка в реализации познавательных потребностей.

Развивающие игрушки для 2 — 3-летних малышей

Предназначенность Виды игрушек
Совершенствование тонкой моторики и логики Мозаика, пирамидки, вкладыши, пазлы, фигурки для шнурования, кубики, конструкторы.
Сюжетно-ролевые игры Куколки и пупсы, детская посудка, игрушечные домики, наборы «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», машинки с гаражом.
Интерактивные игрушки Электронные плакаты и книги (озвученные), специальные компьютеры для детей, развивающие центры, интерактивные куклы.
Активные игры и развлечения Велосипеды, беговелы, роликовые коньки, коврики для танцев.
Творческие занятия Мольберты, детские краски, фломастеры, альбомы, пластилин, музыкальные игрушки
Игрушки для прогулок Комплекты для летних и зимних уличных игр: набор для песочницы, лейки, лопатки для снега.

Игрушки для развития моторики и логики

Вариантов подобных игровых приспособлений множество, причём изготавливаются они из различных материалов, бывают разной формы и сложности. Самое важное условие – покупать игрушки с крупными деталями, чтобы ребёнок не смог проглотить их во время игры.

Это одна из самых старых развивающих и обучающих игрушек для малышей раннего возраста. Комплект подобных «кирпичиков» помогает детям 2 — 3 лет развивать моторику, фантазию, внимательность, а также аккуратность, ведь кубики нельзя скрепить между собой.

Если на гранях имеются специальные картинки, то ребёнок при помощи взрослых скорее сможет выучить буквы и цифры. К тому же с помощью разноцветных кубиков можно запоминать цвета, а если игрушки разного размера, то и понятия «больше-меньше».

Наиболее подходящими для двух- или трёхлетних ребятишек считаются деревянные кубики, поскольку этот материал отличается экологичностью и натуральностью, а постройки будут дольше сохранять устойчивость.

Чаще всего изготавливают кубики из буковой, липовой и берёзовой древесины, затем их ошкуривают и покрывают акриловой краской. Кстати, в продаже имеются кубики не только привычной формы, но и бруски, трапеции и треугольники, которые помогут малышу почувствовать себя настоящим архитектором.

Плюсы:

  • развитие многих психических качества;
  • универсальность игрушки;
  • возможность использования на протяжении нескольких лет;
  • натуральность материалов.

Минусы:

  • важно отслеживать, чтобы ребёнок не бил кубиком себя или других ребятишек, поскольку острыми краями можно нанести травму.

Показывайте, как можно играть с кубиками. Объясняйте, что из этих «кирпичиков» можно построить любое здание: замок для куклы, гараж для автомобиля, крепость для солдатиков. Если кубики цветные, в процессе игры называйте оттенок кубиков. Это научит малыша скорее соотносить название цвета с предметами.

Выбирая набор для конструирования ребёнку 2 — 3 лет, следует в обязательном порядке обращать внимание на элементы. Они должны быть большими, чтобы кроха смог ими манипулировать пока ещё не очень ловкими ручками. Крупный размер также исключает возможность проглатывания и удушья малыша.

Конструктор должен быть прочным, чтобы ребёнок не смог отколоть кусочки. Яркость и многофункциональность игрушки также всячески приветствуются.

Многие при слове «конструктор» сразу же вспоминают изделия компании ЛЕГО, которая производит множество подобных игрушек.

Для маленьких детей подойдёт комплект Lego Duplo «Мой первый игровой домик». Эта игрушка поможет взрослым в игровом процессе приучить ребёнка к соблюдению режимных моментов.

Игрушечные мальчик и девочка, входящие в набор, могут почистить зубы, покушать, поиграть во дворе, покататься с горки, улечься в кроватку. Такие элементарные действия, проигранные в сюжетно-ролевой игре, отлично подходят для привития навыков гигиены.

Плюсы:

  • развитие мелкой моторики, координации движений;
  • развитие восприятия цветы и формы;
  • формирование пространственной ориентировки;
  • знакомство ребёнка с распорядком дня;
  • привитие малышу гигиенических навыков.

Минусы:

  • за исключением достаточно высокой цены недостатков нет.

Игровые действия с деталями конструктора, в первую очередь, развивают мелкую моторику, способствуют координированности движений обеих рук. А это благотворно отражается на формировании речевых навыков, поскольку работа пальчиков стимулирует речедвигательные области коры больших полушарий.

Наборы для сюжетно-ролевых игр

Двухлетний ребёнок понемногу начинает интересоваться ролевыми играми. Проигрывание знакомых сюжетов помогает развивать малыша, позволяя отрабатывать различные умения, совершенствуя воображение, речь, коммуникативные навыки и налаживая социальные контакты с ровесниками.

Трёхлетние дети активно копируют различные действия родителей и других взрослых, в том числе тех, с которыми часто сталкивается. Например, врачей и медсестёр.

Набор врача – великолепная развивающая и обучающая игрушка, которая предоставляет массу возможностей трёхлетним ребятишкам. Они с помощью «медицинских инструментов» смогут вылечить куклу, плюшевого медвежонка и даже домочадцев.

В такую игрушку можно играть и со сверстниками, по очереди становясь то врачом, то пациентом. Это позволяет успешнее развивать интеллектуальную и эмоциональную сферу, воображение. Также ребёнок учится сочувствовать «больным», что очень важно для совершенствования моральных качеств.

Психологи убеждены, что сюжетно-ролевая игра в доктора является своего рода терапевтической практикой. Ребёнок, который прорабатывает в игровом процессе определённые малоприятные медицинские манипуляции, избавляется от страхов перед врачами.

Плюсы:

  • улучшает коммуникативные навыки;
  • помогает социализации ребёнка;
  • развивает речь;
  • избавляет от возможных страхов;
  • можно играть в компании сверстников.

Минусы:

  • отсутствуют.

Набор доктора – очень полезная игрушка, поскольку проигрывание сюжетов и принятие на себя роли побуждает ребёнка к деятельности, развивает познавательный интерес, учит произвольности и готовит малыша сначала к дошкольному, а потом и школьному обучению.

Ещё один вариант для сюжетно-ролевых игр – комплекты детских тарелочек и кружек. Малыш сможет заварить и напоить вкусным «чайком» своего приятеля, куклу или любимую маму. А если кукла вдруг «прольёт» чай, то ребёнок вытрет лицо и помоет затем чашку. Подобные действия формируют привычку к чистоте.

Комплекты игрушечных фруктов и овощей, ягод, прочих продуктов питания также являются развивающими игрушками. С их помощью ребёнок учится узнавать их особенности, запоминать названия, учит оттенки, понимает, как готовятся различные блюда.

Трёхлетние малыши усваивают знания путём непосредственного воздействия с конкретными предметами, наблюдая за поведением взрослых. Именно поэтому родители могут наблюдать, как дети пьют из кружек воображаемый чай, расчёсывают волосы расчёсками и пр.

Плюсы:

  • игрушка способствует развитию воображения;
  • помогает совершенствовать социальные и коммуникативные умения;
  • ребёнок запоминает названия фруктов/овощей и цвета;
  • развивает речь.

Минусы:

  • недостатки отсутствуют.

Все элементы таких комплектов обязаны изготавливаться из экологически чистых, крепких и безопасных материалов. Также перед приобретением следует убедиться, что элементы не имеют мелких деталей, которые ребёнок сможет отломать и проглотить.

Интерактивные игрушки

Нынешние мамы и папы наверняка слышали о таком понятии, как интерактивные игрушки. Интерактивность – это полезное качество для игрушки, позволяющее ей откликаться в реальном времени на действия ребёнка и обучать его каким-либо навыкам.

В настоящее время производят множество интерактивных игрушек для детей разных возрастов. Выделяют следующие разновидности подобных игровых приспособлений:

  • телефоны, плакаты, ноутбуки и прочие обучающие игрушки;
  • звери, которые способны двигаться, издавать разные звуки;
  • куколки, повторяющие мимику малышей.

Распространённый вариант интерактивных игрушек – звуковые плакаты. Принцип действия у этого приспособления достаточно прост: ребёнок нажимает на определённую картинку и слышит соответствующую информацию (название птицы, голос животного и пр.).

Если переключить игрушку в режим проверки, то ребёнок выслушивает вопрос плаката и самостоятельно отыскивает нужную картинку. Подобные задания крайне заинтересовывает трёхлетних детей, поскольку малыши не только получают новые знания, но и самостоятельно их «добывают».

Плюсы:

  • привлекательный внешний вид;
  • интересное звучание;
  • возможность увлекательно изучить разнообразные темы;
  • возможность самостоятельно получать знания.

Минусы:

  • основной упор делается на развитие звукового и зрительного восприятия;
  • заинтересованность ребёнка быстро проходит.

Некоторые дети очень быстро теряют интерес к подобным игрушкам, изучив их основные функции. Нужны ли такие звуковые плакаты малышам? Вопрос неоднозначный, но разнообразить дизайн комнаты такими предметами вполне возможно.

Интерактивная кукла «Baby Born»

Этот пупс крайне напоминает настоящего новорождённого ребёнка как внешними данными, но и действиями. Игрушечный младенец ведёт себя, словно дитя: пьёт из бутылки, кушает кашку, плачет, ходит в подгузник, спит в кроватке и купается в ванночке.

«Baby Born» живо откликается на действия ребёнка. Некоторые мамы боятся мочить игрушку, и совершенно зря. Благодаря механическому управлению его можно без опасения купать в ванной.

Кроме того, набор, кроме самой куколки, включает различные дополнительные принадлежности: бутылку, соску, смесь, горшок, подгузник, ложечку и браслет. Можно отдельно приобрести и другие аксессуары: ванночку и белоснежного интерактивного пони.

Плюсы:

  • не требуются аккумуляторные батарейки;
  • возможность погружать куклу в воду;
  • прививает ребёнку навыки самостоятельности и гигиены.

Минусы:

  • ограниченность функционала;
  • большой вес;
  • достаточно высокая стоимость.

Некоторые специалисты убеждены, что интерактивные игровые приспособления негативно влияют на детскую психику. Основной недостаток, по их мнению – игрушки настолько самостоятельны, что лишают ребёнка воображения и инициативы.

К примеру, нельзя ограничиваться только звуковыми плакатами, если вы хотите научить ребёнка читать. Гораздо полезнее читать ему обыкновенные книжки, складывать слова и кубиков, заниматься пальчиковыми играми и рисованием. Всего должно быть в меру.

Игрушки для активных развлечений

Развивающие подвижные игрушки – обязательное условие для развития здорового ребёнка. Малыши в 2 — 3 годика отличаются высокой активностью и подвижностью. В этом возрасте координация становится лучше, ориентировка в пространстве также совершенствуется.

Развивая мелкую моторику пальчиков, ни в коем случае нельзя забывать и о совершенствовании крупной двигательной активности. Тем более что подвижные игры доставляют ребёнку особое удовольствие.

Идеальная игрушка для активных упражнений – обыкновенный мячик. Без этого классического атрибута детства никак не обойтись, поскольку игры с ним улучшают здоровье в целом, повышают координацию, моторную ловкость, глазомер и быстроту реакции.

Чтобы дети без проблем могли катать, подбрасывать и пинать мячик, необходимо тщательно его подбирать. Маленькому ребёнку покупают небольшой мяч, который не должен быть слишком тяжёлым и чрезмерно твёрдым.

По мнению педиатров и психологов, мячик – универсальный тренажёр для всех групп мышц и психических процессов. С этим игровым приспособлением можно придумать множество разнообразных развлечений. Кроме того, игры с мячом – отличная возможность пообщаться с ровесниками.

Плюсы:

  • активизация физического развития;
  • совершенствование речи;
  • улучшение настроения;
  • совершенствование координированности движений, ловкости, сноровки;
  • совершенствование тонкой моторики;
  • низкая стоимость игрушки.

Минусы:

  • из-за повышенной подвижности возможны падения и травмы, поэтому важно внимательно следить за малышом.

Детский мяч – игрушка универсальная, недорогая и любимая всеми детьми. Такой игровой предмет никогда не надоест ребёнку, поскольку с ним можно придумать множество различных забав.

Это первый самостоятельный транспорт для маленького ребёнка. Ведь если прежде его возили на коляске, то теперь он сам сможет передвигаться и меньше зависеть от родителей.

Кроме того, приобретение велосипеда – это отличная возможность приобщить ребёнка к спортивным занятиям уже с раннего возраста. Не следует забывать и о других преимуществах этой игрушки.

Плюсы:

  • улучшение кровоснабжения органов и работы сердца;
  • укрепление иммунитета;
  • развитие координированности движений;
  • повышение выносливости;
  • совершенствование мышечного аппарата;
  • повышение жизненного тонуса;
  • тренировка вестибулярного аппарата;
  • предупреждение зрительных нарушений;
  • катание на велосипеде уменьшает проявления дисплазии тазобедренных суставов.

Минусы:

  • отсутствуют, за исключением достаточно высокой цены на по-настоящему качественную модель.

При выборе трёхколёсного велосипеда нужно учитывать возраст малыша, его особенности, вес самой игрушки. Кроме того, следует отдавать предпочтения не дешёвым подделкам, а качественным транспортным средствам от известных брендов.

Игрушки для творчества

Творческие умения – достаточно ценные навыки в нынешнее время, так что без их развития не обойтись. В двухлетнем возрасте ребёнок начинает активно изменять окружающий мир под себя, задача же мамы с папой – заметить эти первоначальные порыва и поддержать их.

Нотки творчества проявляются у каждого ребёнка по своему: одни дети танцуют, другие увлечённо лепят фигурки из пластилина, третьи – играют на музыкальных инструментах. Все эти действия развивают множество психических процессов. Какие игрушки подойдут для творчества?

Игры с пластилином – идеальное занятие для трёхлетних малышей, поскольку в процессе участвуют обе руки, происходит развитие пальчиков, крупной моторики. Всё это непосредственно сказывается на развитии коры больших полушарий.

Кроме совершенствования моторных умений, лепка способствует формированию целеустремлённости, аккуратности, внимательности. Дополнительно дети узнают особенности различных предметов (их форму и цвет), происходит тренировка зрительного восприятия. И, разумеется, малыш понимает и чувство прекрасного.

В продаже имеется множество видов пластилина. Какой из них выбрать – решать только родителям. Но лучше, если в наборе будут содержаться различные формочки, ножички, прессы и прочие аксессуары. Это позволит расширить игровой репертуар малыша.

Плюсы:

  • развитие мелкой моторики;
  • своеобразная терапия (способствует успокоению);
  • развитие фантазии;
  • улучшение навыков коммуникации;
  • совершенствование речи;
  • понимание формы и размеров предметов.

Минусы:

Подобные небольшие копии настоящего пианино понравятся практически каждому ребёнку. Ведь это очень весело – нажимать кнопочки, извлекать из них различные звуки.

У подобных музыкальных инструментов имеется режим проигрывания мелодий. А ещё некоторые модели могут похвастаться микрофонами, в которые ребёнок может напевать песенки.

Пение – великолепное упражнение для развития дыхательной системы. Дополнительно напевание куплетов помогает развивать память и внимание, укреплять голосовой аппарат, совершенствовать произношение, улучшать общее самочувствие ребёнка.

Плюсы:

  • развитие музыкального слуха;
  • совершенствование речевых навыков;
  • улучшение работы дыхательной системы;
  • тренировка мелкой моторики (при нажимании на клавиши);
  • привитие музыкального вкуса.

Минусы:

  • такая игрушка может стоить достаточно дорого.
  • 2-летний малыш тоже может стать заядлым «музыкантом», если приобрести для него инструмент попроще – например, барабан. У такой элементарной, на первой взгляд, игрушки множество важных преимуществ.

    Так, при помощи родителей двухлетка активно стучит палочками по барабану, что способствует развитию координации рук, слухового восприятия, чувства ритма.

    Самое важное значение такой игрушки – развитие слуха. Малыш не просто обучается слышать, но и прислушиваться, сосредотачиваться на звучании, определять его особенности. Подобные умения обязательно пригодятся для развития речевых навыков.

    Плюсы:

    • барабан – лучший вариант для знакомства с музыкой;
    • развитие координированности движений рук, музыкального слуха;
    • совершенствование чувства ритма;
    • низкая стоимость игрушки;
    • формирование памяти и внимания.

    Минусы:

    • ребёнок может не рассчитать силу и повредить инструмент;
    • не все родители смогут выдержать постоянное стучание.

    Отдавайте предпочтение яркому и привлекательному барабану, изготовленному из дерева. Этот материал натуральный, достаточно прочный, что также важно для долговечности игрушки.

    Игрушки для уличных забав

    Чтобы прогулка проходила весело и с пользой, необходимо запастись развивающими игрушками специально для улицы. Это может быть мячик и трёхколёсный велосипед, о чьих положительных качествах мы уже говорили. Однако не стоит забывать о важнейшем «прогулочной» игрушке – наборе для песочницы.

    Недорогая и очень полезная игрушка, состоящая из нескольких аксессуаров, позволяет ребёнку взаимодействовать с самым доступным материалом для творчества – песком. Судите сами, сухой песочек отлично подходит для просеивания и пересыпания, а влажный – для лепки фигур и замков.

    Для создания песочных шедевров отлично подойдут пластиковые лопатки, ведёрки, грабельки, леки, формы, ситечко, а также грузовые машинки и экскаваторы. С такими инструментами ребёнок сможет справиться с любым сооружением – от куличиков до огромных дворцов.

    Плюсы:

    • развитие мелкой моторики;
    • совершенствование навыков обращения с предметами;
    • развитие навыков общения и речи;
    • развитие воображения;
    • расслабление мускулатуры.

    Минусы:

    • песок во дворе часто бывает грязным;
    • песчинки могут попасть в глаза.

    Наборы для песочниц – игрушки универсальные, развивающие практически все психологические процессы, поэтому важно позаботиться о приобретении этого игрового комплекса.

    В качестве вывода

    Трёхлетний ребёнок отличается повышенной любознательностью и буквально впитывает всю окружающую информацию. Именно поэтому важно обеспечить его развивающими игрушками, которые существенно упростят получение знаний и полезных навыков.

    Покупать можно как современные интерактивные игрушки, так и классические, проверенные временем и предыдущими поколениями. Важно лишь соблюдать простые правила:

  1. Полезные игровые приспособления отличает безопасность – качественные и экологически чистые материалы, а также отсутствие мелких элементов.
  2. Эффективность занятий будет выше, если мама с папой станут играть с ребёнком вместе, а не оставлять его наедине с развивающими игрушками. Также необходимо первоначально показать принцип действия каждого игрового приспособления.
  3. Игрушки стоит периодически «прятать» от ребёнка, чтобы заинтересованность ими не пропадала.

Таким образом, сегодня в детских магазинах можно встретить множество различных развивающих игрушек. Но совершенно неважно, что вы приобрели для ребёнка – электронное пианино или обычный мячик, интерактивный планшет или куклу – главное, чтобы такие игрушки вызывали исключительно положительные эмоции.

И ещё не забывайте, что большинство развивающих игрушек предполагает присутствие взрослых. Тем более что совместные упражнения не просто позволят получать новые знания, но и помогут укрепить детско-родительские отношения.