Консультация для родителей «Полезные и бесполезные игрушки

У игрушек важная функция - с их помощью ребенок познает мир. Но не каждая игрушка полезна. Почему?

Стоит нам приняться за уборку в детской – и посреди комнаты с угрожающей скоростью начинает расти гора игрушечного хлама: недолюбленные плюшевые звери пугающих расцветок, полуголые Барби со смущающими наш родительский взгляд пышными формами, полуразвалившиеся трансформеры… Счастливой обладательницей жутковатой куклы ваша трехлетняя дочурка стала в результате визита бездетной родственницы. Дорогущий интерактивный пришелец был подарен на день рождения бабушкой и дедушкой. А вот этого монстра купили вы сами, не в силах выдержать очередной скандал в супермаркете…

Увы, сегодня магазины детских товаров буквально завалены совершенно бесполезными игрушками, никак не способствующими развитию малыша, а то и вовсе вредными. При этом, естественно, производители делают все от них зависящее, чтобы привлечь внимание к своему товару и убедить потребителя в его необходимости. И неопытным родителям бывает довольно сложно определить, действительно ли нужна та или иная игрушка их ненаглядному крохе?

Тест на вредность

Для начала попробуем определить, по каким критериям можно отличить полезные игрушки от вредных.
Внешний вид : мягкие игрушки неестественных «кислотных» цветов, звери и куклы с не добрым выражением лица, не говоря уж об откровенно агрессивных монстрах, не могут принести малышу пользу.

Соразмерность : игрушка должна быть такого размера, чтобы малыш легко мог управиться с ней без помощи взрослого. Самые крупные должны составлять не больше трети роста самого малыша.

Простота в использовании : игрушка со сложной системой управления, в которой малыш не может разобраться самостоятельно, для его развития практически бесполезна.

Возможность активного творчества : так называемые интерактивные игрушки, которые, по сути, все делают за ребенка, подавляют его инициативу и не оставляют простора для творчества.

Соответствие возрасту : даже самые лучшие игрушки будут совершенно бесполезны, если они не соответствуют возрастным потребностям малыша. Выбирая игрушку, всегда смотрите, для детей какого возраста она предназначена.

Качество : вред дешевых «одноразовых» игрушек низкого качества заключается не только в том, что они, как правило, изготовлены из несертифицированных потенциально опасных материалов. Помимо этого, они воспитывают у ребенка в корне неправильное отношение к вещам, которые не нужно ни беречь, ни ценить, которые не хранят в себе воспоминаний и не становятся объектом любви и привязанности. Можно просто равнодушно выбросить сломанную машинку или лопнувшего по всем швам мишку и потребовать новую игрушку. Поэтому стоит с самых первых лет жизни приучать малыша к качественным игрушкам добросовестных производителей.

Игрушки вредные… и полезные

К счастью, откровенно вредных игрушек не так-то и много, а самое главное, им практически всегда можно найти альтернативу, которая устроит и вас, и малыша.

Наш совет : с самых первых месяцев жизни крохи постарайтесь убедить близких советоваться с вами, прежде чем сделать ему подарок. Это позволит избежать многих обид и недоразумений, а детскую освободит от бесполезного хлама.

Итак, попробуем разобраться, какие игрушки возглавляют рейтинг бесполезности и чем можно было бы их заменить.

Гигантские плюшевые игр ушки

Чем вредны : монстрообразные зайцы и медведи, вдвое больше крохи, практически не годятся для ролевой игры, а значит, не выполняют основной предназначенной им функции. Зато они служат отличными пылесборниками в детской. Чистить их при этом крайне сложно. Кроме того, маленький ребенок может легко наглотаться длинного синтетического ворса. А пугливый, ранимый малыш может и понастоящему испугаться «домашнего любимца».

Обратите внимание : плюшевые звери агрессивных «кислотных» оттенков искажают цветовосприятие крохи, не позволяют правильно формировать вкус ребенка.

Чем заменить : мягкие игрушки должны быть соразмерны росту самого малыша. Самый крупный плюшевый медведь должен быть не больше руки крохи, самый маленький – не меньше его ладошки. Выбирайте зверушек, изготовленных из натуральных, лучше – органических материалов приглушенных тонов, естественных расцветок.

Интерактивные куклы и мягкие игрушки

Чем вредны : говорящие и движущиеся собачки и кошечки, куклы, вступающие в диалог со своими хозяйками, разрушают иллюзорное пространство ролевой игры, превращая малыша из активного творца в пассивного наблюда
теля. Зачем чтото создавать, выдумывать, разыгрывать ситуации, если кукла или зверушка все делает сама?

Чем заменить : куклы-перчатки для кукольного театра, попав на руку малыша или его мамы, оживают и начинают жить своей, особой жизнью. Игра с перчаточной куклой великолепно развивает фантазию и творческие способности
крохи, а кроме того способствует формированию мелкой моторики, координации между движениями кисти и артикуляцией, что очень полезно для подготовки к чтению и письму.

Игрушечные музыкальные инструменты

Чем вредны: игрушки, имитирующие внешний вид музыкальных инструментов, как правило, практически не соответствуют им по звучанию и неправильно настроены, то есть не способствуют развитию музыкального слуха и даже тормозят его формирование. Детские синтезаторы, хотя и имитируют звучание того или иного музыкального инструмента, создают искусственный, неестественный звук, далекий от реальности.

Чем заменить : детские шумовые музыкальные инструменты – бубны, треугольники, маракасы, ксилофоны – великолепно развивают чувство ритма, приучают малыша к чистым и ясным звукам. Отличный вариант – детский музыкальный столик хорошей фирмы. По сути дела, такой столик является настоящей ударной установкой, которая поможет крохе освоить азы исполнительских навыков и подготовит его к серьезным занятиям музыкой, когда он станет постарше.

Современное электрифицированное оружие и военные игрушки

Чем вредны : футуристические бластеры, современные лазерные автоматы и т. д. не только создают у крохи вредный образ агрессора и завоевателя, но и перевозбуждают его нервную систему благодаря обилию световых и шумовых спецэффектов.

Чем заменить : желание стрелять и рубиться на мечах заложена у маленького мужчины в подсознании. Не дадите пистолета – будет «стрелять» из палки. Отберете палку – станет целиться пальчиком. Меч и аксессуары для рыцарского поединка, элегантная винтовка в стиле пионеров Дикого Запада помогут сформировать образ благородного воина, защитника слабых и обиженных. Для этой же цели можно использовать набор для ролевой игры в рыцарский замок или полицейский участок.

Но что делать, если малыш умоляет купить ему чудовищную, на ваш взгляд, игрушку, которой бредит вся его детсадовская группа? Неужели взять да и выбросить с такой любовью подаренную бабушкой Барби только потому, что она не соответствует каким-то там педагогическим рекомендациям? Запретить ли крохе играть в ванне совершенно бесполезной, но такой забавной машинкой для выпускания мыльных пузырей, которая отлично отвлекает его, пока вы моете ему голову?

Представьте, комфортно ли будет вашей дочурке в детском саду, если ее не возьмут в игру из-за отсутствия «правильной» куклы. Поставьте себя на место бабушки, обиженной тем, что ее подарок не пришелся по вкусу. Да и ваш собственный покой и комфорт тоже дорогого стоят!

И время от времени стоит поступиться принципами и позволить малышу поиграть самой бесполезной на свете игрушкой, если это сохранит мир в семье. Ведь эмоциональный комфорт малыша и его близких куда важнее любых педагогических принципов и полезнее любых самых правильных игрушек, развивающих самые полезные навыки.

Электронные интерактивные панели со звуковыми и световыми эффектами

Чем вредны : удачно выполнив ту или иную операцию (нажав на кнопочку, повернув рычажок и т. д.) малыш получает поощрение в виде светового или звукового сигнала, который доставляет ему удовольствие. То есть познавательная, исследовательская деятельность подменяется своего рода условным рефлексом: правильно нажал на кнопочку - послушай песенку. К тому же избыток цветовых и звуковых стимуляторов может привести к перевозбуждению, нарушению внимания и регуляции. Помимо этого, привыкнув с младенчества манипулировать забавными кнопочками, кроха может отказаться играть в развивающие и ролевые игры, требующие более серьезных интеллектуальных и моторных усилий.

Чем заменить : практически все авторитетные производители выпускают многофункциональные игровые панели или столики, развивающие мелкую моторику, логическое мышление, поисковую активность. На такой панели обычно расположены двух- и трехмерные лабиринты, пирамидки, сортеры, вращающиеся шестеренки, барабаны и т. д.

Отличный вариант - игровой столик, на котором расположена масса развивающих игр. Он прослужит малышу не один год.

Куклы типа Барби и Братц

Чем вредны : куклы, изображающие молодую женщину или девушку-подростка, могут быть полезны для коллективной ролевой игры девочек старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Но они совершенно ни к чему малышке двухтрех лет, поскольку преждевременно активизируют в ней интерес к тем сферам жизни, к которым она еще не готова ни физически, ни психологически (флирт, шопинг, успешная карьера).

Чем заменить : качественная кукла-малыш с приданым, кукладевочка с комплектом одежды и аксессуарами для ролевой игры помогут малышке попробовать себя в роли заботливой мамы, ласковой дочки, веселой подружки, словом, выстроить те социальные модели, которые и должны быть выстроены в этом возрасте.

НАШ СОВЕТ В вашей семье есть колекция раритетных фарфоровых кукол? Спрячьте ее подальше. Красивая дорогая игрушка, за игру с которой малыша ругают и наказывают, очень быстро превратится в источник раздражения и злости у ребенка.

Роботы-трансформеры

Чем вредны : нарочито отталкивающий, агрессивный вид этих игрушек деформирует картину мира маленького ребенка. Они могут спровоцировать самые разнообразные неврозы, стать причиной навязчивых фобий. Кроме того, однообразные манипуляции (чаще всего превращение робота в звездолет и обратно) подменяют игровую деятельность, что, естественно, тормозит интеллектуальное и творческое развитие малыша.

Чем заменить : если сынишка интересуется космическими приключениями, приобретите ему тематический конструктор с аксессуарами для ролевой игры, который будет развивать фантазию, аналитические способности и мелкую моторику маленького искателя приключений.

Моему старшему, которому сейчас семь лет, я с самого рождения покупал игрушки, чуть ли не каждый месяц. Специально выискивал какие-то "особо развивающие". Или даже, как в случае с прорезывателями, покупал несколько штук сразу - вдруг один не подойдет, так хоть другой. То, что ребенок проигнорировал их все, назначив любимым прорезывателем крышку от сметаны, казалось какой-то неправильной вредностью или даже желанием нарочно досадить родителям.

Приманки для родителей

Казалось бы, очевидная вещь - нет нужды покупать специальную погремушку, если ровно того же гремящего эффекта можно добиться с помощью ложки и кастрюли. Или еще проще: хлопать в ладоши, корчить забавные рожи или издавать смешные звуки собственным ртом. Мой младший очень любит, когда подносишь его близко к лицу и начинаешь петь или читать стишок. А у дочки одно из любимых развлечений - мыть посуду.

Но с первым ребенком такие очевидные вещи почему-то не приходили в голову. Словно какой-то блок внутри, который гонит тебя в магазин за всеми этими дурацкими шариками на палочках. Одно из ярких открытий случилось, когда сын в полтора года гонялся по дому за мамой, пытаясь отобрать у нее метлу. А мы отгоняли его - мол, иди, поиграй в свои игрушки. И тут до меня дошло: игрушка-то вот она - метла! И полезная к тому же. И сам просит. А мы, родители, отбиваем интерес, посылая ребенка в какой-то виртуальный мир пластиковых подделок. А потом через несколько лет будем удивляться, почему ребенок ничего не хочет делать по дому!

Возьмите обычное яблоко - есть и вкус, и запах, и непростая форма, и небанальная расцветка. Зачем менять все это на лысый безвкусный шарик из однотонного пластика?

Поневоле задумаешься, как хитра современная индустрия игрушек, которая создает все эти "цепляющие на раз" игрушки. Кислотные цвета, лампочки и звуки... А вспомните домашние завалы мягких игрушек-пылесборников - долго ли ваши дети играли в них? Ежу понятно, что эти игрушки цепляют именно взрослых. Это в их суровом взрослом мире так не хватает мягкого и пушистого.

А как нас приманивают примитивными движениями! Начиная с параноидальных "мобилей" над кроваткой и кончая бесконечными полками автомобильчиков. Да-да, ребенок реагирует на движение. А автомобили теперь - главные животные города, так что тяга детей к знакомому движущемуся объекту очевидна. Особенно если вы по глупости взяли ребенка с собой в игрушечный магазин и поставили перед полками - конечно, он попросит машинку. Но что делать дальше дальше c этой машинкой? Катать по полу до окончания школы, а потом потребовать у родителей настоящую?

Когда сыну было два с половиной года, я собрал и выкинул на балкон целый мешок машинок, надаренных родственниками и знакомыми. Оставил штук пять, с интересными функциями - пожарную машину с выдвижной лестницей, экскаватор с ковшом, грузовик с большим кузовом, паровоз с прицепляющимися вагонами, гоночную с открывающимися дверями. И знаете, вполне хватило для очень разнообразных игр.

Подручные материалы

Началось это просто из вредности. На улице я часто видел, как детям запрещают... да практически все на свете. "Песок не бери, запачкаешься! Палкой не махай, попадешь в глаз!" Мне в детстве точно так же запрещали.

Поэтому своему старшему я сразу разрешил использовать и камни, и палки. И даже сам подавал "дурные примеры", которые очень радовали нас обоих на фоне прочих стерильных детей. Когда сыну было года три, в песочнице к нему подошли два пацана на пару лет постарше, отбившиеся от мамаш, и спросили: "А что это у тебя? - Это палка! - А зачем? - А мы с папой сражаемся!" Пацаны с завистью вздохнули: "А нам палки нельзя..."

Однажды сын задумал пойти в гости с довольно грязным камнем, и никак не хотел без камня. Мы немного подумали... и сделали камень из бумаги. Бумага вообще универсальный материал для детей, если вам не лень пошевелись мозгами.

После нескольких таких историй у меня даже возник своеобразный "проект" - создавать игры на ходу, в любой ситуации, из любых подручных материалов. Этим убивается сразу три зайца. Экономия, само собой. Но это не главное; гораздо интереснее два других зайца.

Второй: это развитие творческих способностей ребенка через творчество родителя. А что вы думали? - что игрушка сама "разовьет" ваше чадо, пока вы будете лежать на диване? Нифига. Дети учатся в первую очередь от родителей. Если вы умеете выдумывать и творить - научится и ребенок. Если вам скучно - он тоже научится скучать.

Третий: подручные материалы более естественным образом включаются в жизнь - и помогают делать разные другие вещи. Никто из детей не радуется, когда ему мажут рану йодом или зеленкой. Но покажите ему, что ваткой с зеленкой можно рисовать - и процедура обработки раны окажется гораздо приятней.

Развивающие игрушки: хакерский подход

Для детей постарше у игрушечной индустрии есть свой коммерческий трюк - "развивающие игрушки". Создатели этих товаров умудряются впаривать родителям за приличные деньги совершенно банальные наборы вещей. Связка деревянных палочек. Мешок с бисером и веревка. Необычной формы рамочка для мыльных пузырей. Пакет с обычным крахмалом для проведения опытов с "неньютоновской жидкостью". И так далее.

Большинство из этих вещей нет смысла покупать. Обучить ребенка счету вполне можно на том, что под рукой - на его любимых камешках, например. А дроби - на дольках апельсина. И приятно, и экономично.

Однако из магазинных развивающих игрушек тоже можно извлечь пользу. Что является самым ценным в этих товарах? Не предметы, конечно. А сами рецепты, правила игр... которые вы можете легко узнать, прочитав инструкцию. А предметы и ингредиенты можно приобрести в другом месте значительно дешевле. Кстати, дети с удовольствием подхватывают эут игру: подсмотреть секрет и сделать дома самостоятельно.

Заодно получается хороший принцип фильтрации - магазинные развивающие игрушки надо покупать именно такие, которые на подручных материалах не повторишь.

От старших к младшим

Хотя я почти не покупаю новых игрушек, у нас их все равно много - те, что были у старших, переходят к младшим. Они проверены временем. Так что не выбрасывайте раньше времени игрушки, которыми любили играть ваши старшие дети!

В процессе накопления нашего "игрушечного капитала" самым интересным открытием стало то, что хорошая игрушка работает для разных возрастов. Взять вот конструктор FridgiGear - это такие большие разноцветные шестеренки с магнитами, лепятся на холодильник, позволяя создавать произвольные зубчатые передачи. А в самой большой шестеренке - моторчик. Включаешь - и вся схема закрутилась.

Я подарил эту игрушку старшему сыну, когда ему было около трех лет. И даже восхищался тем, что ребенок так рано обучился основам механики, которые я сам узнал, наверное, лет в десять. Оказалось, что три года - это не рано. Дочка научилась прилеплять колеса брата на холодильник в 10 месяцев, а в полтора года уже собирала узоры из зубчатых передач и сама включала движок.

Сломать стереотипы о "подходящем возрасте игрушек" вы никогда не сможете, если будете покупать игрушки по тому возрасту, который написан на упаковках. Тут как раз нужен "естественный отбор". Наш младший в четыре месяца начал с удовольствием крутить в руках большой мяч, которым старшие играют в футбол. Вы бы купили грудничку футбольный мяч размером почти с него самого? А оказывается, ему того и надо!

Хорошо незабытое старое

А что если бы у наших детей оказались игрушки наших бабушек? И даже не просто игрушки, а настоящие предметы, которыми пользовались в прошлом. Окружающие магазины убеждают нас, что "современное лучше" - но так ли это?

Изучать историю можно в музеях - но там обычно все за стеклом. Однако есть места, где старые вещи можно не только покрутить в руках, но и приобрести. Это барахолки. Мы с сыном, когда ездим в Питер, любим гулять на блошином рынке около "Удельной". Чего там только нет! И старинные монеты, и фарфоровая посуда (не чета нынешней одноразовой), и совсем загадочные вещи, назначение которых сразу не угадаешь. Мы долго показывали знакомым одну кованую штучку, найденную там: металлический стержень, на каждом конце - колесико. Оказалось, это старинный инструмент для нарезания теста.

Или вот: вы никогда не сможете объяснить ребенку, как работает электроника, на примере современных устройств - там все детали-чипы микроскопические, да еще залиты лаком. Можно купить электронный конструктор (и у нас такой есть), но это дорогая игрушка. А можно купить на барахолке буквально за копейки старый радиоприемник, где все наглядно. И он даже работает!

Раз уж мы добрались до барахолок, упомяну еще один альтернативный источник. Хотя это уже экстремально и может быть даже негигиенично. Но с другой стороны, вспомните себя в детстве - разве вас никогда не привлекали выброшенные кем-то вещи?

В Москве люди выкидывают очень много неплохих вещей. И даже, как правило, не бросают их в прямо в мусорку, а оставляют рядом, или где-нибудь на первом этаже в подъезде. Как-то раз сын, проходя мимо стойки мусорных контейнеров, показал мне лежащую там карту мира. Огромная, красивая и плотно заламинированная, она совершенно не боялась дождя. Прямо как ждала нас. Повесили на лестничной площадке. Теперь, пока ждем лифта, изучаем географию. Конечно, могли бы в магазине купить. Но "найти самому" - гораздо интереснее. Это вам любой ребенок скажет. Если конечно вы еще не приучили его к скучной идее о том, что весь мир продается в магазине.

Индивидуальные игрушки

Наверное, все сказанное выше прозвучит для кого-то чересчур прагматично. Да и вообще, "что за радость нашему любимому ребенку - играть в чужое старье!". Ну, тогда последний рецепт для вас: подарите ребенку игрушку, которой нет ни у кого другого. Это непростая задачка, если ваша фантазия органичена ближайшим "Детским миром" - у соседа ведь будут те же самые игрушки с тех же однообразных полок.

Парадоксально, но в нашем советском прошлом "индивидуальность" игрушек получалась лучше. Да, выбор был бедный, расхватывали сразу, а то и вовсе не было ничего в магазинах - тогда родителям приходилось как-то выкручиваться, "доставать", а то и самостоятельно мастерить. Зато и отношение к игрушке было уважительное, без этих нескончаемых потребительских игр типа "хочу еще такую же, как у Пети!", "хочу собрать полный набор", "хочу следующую версию" и т.д.

Конечно, нет нужды возвращать времена дефицита для того, чтобы вернуть уникальность. Сделать игрушку, которой нет ни у кого, вы вполне можете самостоятельно - или вместе с ребенком, или без него, если хочется сюрприза. А если не чувствуете в себе таких талантов, можно "достать" такую игрушку через Интернет.

Перед трехлетием дочки мы ненавязчиво узнали у нее, какие подарки она хотела бы получить. Среди пожеланий особо фигурировал Исполненный Очей - любимый персонаж из песни про Город Золотой, которая у нас используется как колыбельная. Ничего подходящего в игрушечных магазинах не нашлось. Тогда мы попросили сшить Исполненного Очей по нашему описанию - на сайте

Любому родителю, а также большинству бабушек, дедушек, дядей, тетей и крестных, хочется побаловать своего малыша. Кроху одаривают бесконечными плюшевыми зайчиками, машинками, поющими микрофонами и многим другим. Но каждую ли игрушку можно давать в руки малышу, как понять, насколько она полезна для него или же наоборот, представляет опасность?

Как определить, что игрушка вредна и опасна для ребенка 2-3 лет?

При выборе игрушки стоит учитывать сразу несколько моментов.

Состав

Материалы, из которых сделаны вещи порой сами по себе представляют угрозу даже для взрослых людей, не говоря уже о детях. Некачественные синтетические ткани могут электризоваться и стукнуть малыша током. При использовании дешевых красителей игрушка может испачкать ребенка и вызвать аллергическую реакцию.

Индивидуальные особенности ребенка

Если вы замечаете, что малыш даже в три годика все пытается «попробовать на зуб», не покупайте конструкторы с мелкими деталями.

Если у ребенка есть заболевания, стоит проконсультироваться со специалистами по поводу свойств подарков.

Например, ребенку с астмой или склонностью к другим бронхиальным и легочным заболеваниям не стоит покупать мягкие игрушки, так как они накапливают пыль и много микробов. Деткам с эпилепсией и снижением порога судорожной готовности врачи категорически запрещают различные мигающие предметы, а также игрушки, издающие слишком громкие звуки.

Игрушки из легкого пластика или с плохо закрепленными деталями

Представляют угрозу для маленького ребенка. Он может ее сломать и пораниться. Сюда же можно отнести такие вещи, как елочные украшения. Различные шары и гирлянды привлекают малыша и он стремиться заполучить эти «сокровища», но родители должны быть начеку и страховать чадо во время забавы.

Игрушка, купленная «не по возрасту»

Не просто бесполезна, а даже вредна. Малышу хочется поиграть с таким замечательным радиоуправляемым вертолетиком, а он еще не в состоянии разобраться со сложным механизмом. В итоге кроха может расстроиться, расплакаться. У него останется ассоциация, что игрушка плохая и играть с ней неинтересно. В будущем, когда возраст будет подходящий, он уже не захочет пробовать. К тому же у многих игрушек отделение для батареек не закрывается с помощью специальных винтиков. А это создает потенциальную угрозу проглотить батарейку. К сожалению, в хирургические отделения детских больниц нередко поступают дети именно с такой проблемой.

Доктор Комаровский поделится правилами выбора детских игрушек

Какие опасные вещества могут содержать детские игрушки?

  • Кадмий

Больше всего нареканий у врачей вызывают игрушки ярких (неоновых и чересчур насыщенных) цветов. Дело в том, что при их производстве зачастую используют низкокачественные красители, например, кадмий. Особенно в игрушках китайского производства. Зачастую его уровень превышает допустимые нормы в несколько десятков раз. Такие нарушения санитарных требований могут привести к серьезным последствиям для детского организма, таких как отравления и нарушение работы внутренних органов.

  • Фенол

Еще одним опасным веществом называют фенол, который входит в состав игрушек из поливинилхлорида. Он также крайне негативно сказывается на здоровье малыша, повреждает дыхательные пути, влияет на кровь и работу печени и почек.

  • Формальдегид

Помимо этого, смолы, пластик и некачественные ткани содержат формальдегид, очень токсичный газ. Он относится к канцерогенам и разрушает нервную систему, а также очень плохо сказывается на наследственности.

  • Ртуть и свинец

Сюда же можно отнести ртуть и свинец. Пары ртути не просто токсичны, а могут нанести здоровью ребенка, да и всей семьи в целом огромный урон. Из-за того, что симптомы отравления ртутью очень схожи с обычным отравлением, то определить, почему именно игрушка стала причиной болезни, порой бывает проблематично. Свинец используется при производстве детской бижутерии. К сожалению, детская бижутерия сама по себе опасна, так как состоит из небольших бусин, непрочных цепочек и прочих опасных элементов. Но свинец, попадая в организм, повышает риск развития патологий головного мозга у малыша.

Обзор самых вредных игрушек для детей 2-3 лет

  • Игрушки с мелкими деталями

Ребенок может проглотить деталь или . В любом случае без помощи медиков, скорее всего, не обойдется. Даже если удастся вытащить самостоятельно и без физических повреждений, малыш сильно испугается.

  • Магнитные конструкторы

Об этом не раз уже писали и в интернете, и в газетах, и говорили по телевизору. Шарики, попадая в организм, наносят ужасные травмы внутренним органам.

  • Некачественные музыкальные игрушки

Слишком громкий звук, а также высокая тональность, различные хрипы и дребезжания вредят не только слуху, но и еще не окрепшей нервной системе малыша. В основном эти инструменты дешевые. Слуховой порог таких музыкальных игрушек превышает норму (85 Дб) и сравним с громким криком или работой двигателя. Звучание должно быть негромким, приятным на слух, без хрипов и посторонних неприятных звуков, с нормальной тональностью.

  • Светящиеся фигурки низкого качества

В дешевых игрушках используются токсичные фосфорные красители, в более качественных и, соответственно, дорогих, используются светоотражатели.

  • Мягкие игрушки

Качественные и дорогие - просто бесполезны. Некачественные и дешевые - опасны. При их изготовлении используются токсичные ткани и краски, при контакте с которыми у ребенка может развиться аллергия, а в самых плохих случаях анафилактический шок.

  • Летающие игрушки

Вертолеты, феи, карлсоны и прочее. Они предназначены для подростков. А малыш может либо просто испугаться быстро передвигающегося по комнате предмета, либо, что гораздо хуже, подставить ручку или же лицо и получить серьезную травму. Такие вещи ни в коем случае не стоит оставлять без присмотра в зоне досягаемости крохи.

  • Каркасные игрушки

Различные тоннели, палатки и домики. Порой производители экономят на качестве материалов и от небольшого натяжения швы расходятся и прутья могут больно хлестнуть или кольнуть ребенка. При выборе палатки или домика необходимо проверить плотность и прочность ткани. Если полотно тонкое и при натяжении нитки расходятся, то такое изделие покупать не стоит. Тщательно осмотрите товар перед покупкой.

Зачастую больше, ярче, громче не означает лучше. Да, в настоящее время индустрия детских развлечений и игрушек предлагает не просто большой, а огромный выбор. От самой обычной куклы до детеныша динозавра.

И только от родителей зависит, что попадет в руки к ребенку:

  1. Собираясь порадовать сына или дочку очередным подарком, внимательно изучите состав, возрастные ограничения, меры безопасности . Лучше потратить немного времени перед покупкой, чем впоследствии сожалеть о неправильной покупке.
  2. Ведь в большинстве своем малышу в два года гораздо больше нужно внимание мамы и папы , нежели двадцать пятый плюшевый медведь.
  3. Старайтесь отдавать предпочтение : деревянным конструкторам, мягким музыкальным пианино, мячам из различных материалов (резиновые, кожаные, матерчатые).

Критерии выбора безопасных игрушек для маленьких детей

В течение первых шести месяцев жизни оказались наиболее востребованными, а сегодня же наоборот хочу рассказать о трех наших самых нелюбимых игрушках, которые либо не вызывают у моей дочки вообще никаких эмоций, либо сильно расстраивают ее.

Сложные игрушки без идеи

Когда я купила эту игрушку и принесла домой, мой муж, увидев ее, сказал: «что это за хрень?». Я думаю, моя дочка подумала точно так же, как ее папа

У нас есть несколько подобных игрушек, которые вообще никак не заинтересовали Алису, даже когда она оставалась с ними один на один. Всех их объединяет одна общая характерная особенность, которая по нашему мнению и делает их такими неинтересными для ребенка: в них нет никакой идеи. Т.е. она не ассоциируется с каким бы то ни было реальным объектом в окружающем мире, у нее нет лица, она не симметричная и некрасивая, у нее нет загадки; это просто какая-то палочка, на которой все бессмысленно крутится-вертится. Дети, даже такие маленькие, умеют отличать «настоящее» от «поддельного», поэтому им гораздо больше нравится играть не с игрушками, а с реальными вещами и предметами, которые их окружают.

Так что теперь мы покупаем для своей дочки игрушки, которые сами можем понять, и которые несут в себе какую-то идею.

Шарики

Еще одной нашей, практически полностью проигнорированной, игрушкой в шестимесячном возрасте стали разноцветные пластиковые шарики.

В этом возрасте ребенку очень важно чтобы предмет, с которым он играет, можно было хотя бы частично засунуть в рот и пожевать. С шариками же этот номер не проходит, да и толком взять их в руки, ребенок также еще не может (но это касается только пластиковых шариков, с вязаными и резиновыми у нее отношения вполне сложились).

Разного рода шарики и мячики больше подходят уже для осознанных игр типа перекладывания из одной емкости в другую и т.д., так что пока ребенок еще не дорос до того возраста, в котором с ним можно было бы поговорить о шариках, мы убрали их в дальний ящик, в котором у нас хранятся игрушки «ожидающие своего часа». Пока что они абсолютно бесполезны.

Неваляшка

В этом возрасте ребенок уже может сидеть, начинает активно ползать и делает попытки встать на ноги. Для нашей девочки сейчас нет ничего более интересного, чем найти опору и подняться в полный рост.

Неваляшка же из-за своих размеров воспринимается ей как вполне подходящая опора, и когда она к ней подползает и пытается опереться, то тут же получает обратный удар в лоб. Естественно, такой поворот событий ей вообще не нравится и в большинстве случаев ее встречи с этой игрушкой заканчиваются слезами. Так что у Алисы отношения с Неваляшкой, к сожалению, не сложились

Вот такие наши три самые нелюбимые и бесполезные игрушки в возрасте до семи месяцев. Естественно все они, скорее всего, еще будут востребованы (особенно шарики), но пока что их время не пришло и отношение к ним ребенка соответствующее.

Покупка игрушек для маленьких сорванцов – дело ответственное и серьёзное. Вы скажите, что это пара пустяков, надо просто зайти в магазин и купить то, что просил ребёнок. А вот и неправильно. Дети младшего возраста иногда требуют от родителей самые бесполезные подарки. Вспомните, сколько раз по просьбе малыша вы покупали куклу, машину, робота и мягкую игрушку. Дети играют с ними день, другой, а потом убирают их в мешок с другими игрушками и забывают навсегда. Сколько таких бесполезных игрушек накопилось за эти годы?

А почему бы вам самим не задуматься над тем, что действительно нужно вашим детям, каким полезным подаркам они могут обрадоваться?

Книга – лучший подарок

Если ваше чадо продолжает настаивать на покупке машинки или мягкой игрушки – купите ему эту игрушку, а в комплекте с ней преподнесите еще один подарок, так, чтобы ребёнок им заинтересовался. Если ваш хулиган уже умеет читать, то лучшего подарка, чем книжка, просто не найти, ведь в настоящее время любые детские книги купить не то что легко, а очень легко. Благодаря любимым сказкам, и рассказам дети получают новые знания, развивают своё мировоззрение и фантазию, тренируют память. Даже если они поначалу не проявят интерес к подаренной книге, не спешите убирать её на самую дальнюю полку. Сядьте и почитайте её вслух.

Больше не значит лучше – выбираем подарки с умом

Одна из самых досадных ошибок родителей, которые делают детям бесполезные подарки, – это стремление угодить ребёнку, надарить ему всего и побольше. Мамы и папы зачастую не думают о том, как долго будет ребёнок играть с подаренными игрушками, и нужны ли они ему. Самая бесполезная игрушка та, которая не соответствует возрасту детей. Вы купили конструктор из тысячи деталей для трёхлетнего мальчика и считаете, что такой подарок поможет малышу развиваться? Конечно, нет. К тому же, он может представлять опасность для здоровья ребёнка, поскольку содержит мелкие детали.

Вы можете подогревать интерес вашего чада к развивающим и обучающим играм постоянно, а не только в праздники. Дарить подарки детям на день рождения – это хорошо, но это нужно делать и в обычные, ничем не примечательные дни, таким образом, выражая свою любовь и заботу о сорванце.

Обычно у детей старшего дошкольного возраста уже есть определённые увлечения: кто-то посещает спортивные секции, а кто-то ходит в различные кружки. Исходя из этого, можно порадовать их тематическими подарками. Если ребёнок давно увлечён каким-либо видом спорта, подарите ему мяч, настольный футбол или хоккей, шапочку для плавания, ракетку. Деткам с творческими наклонностями всегда будут полезны наборы для , рисования и аппликаций.

Покупая любимому сыну или дочке на день рождения двадцатую по счёту куклу, ролики сорокового размера или набор скалолаза, помните, что такие подарки принесут детям радость только на несколько минут, или, в худшем случае, приведут к горькой обиде на родителей.