Совместный творческий оздоровительный проект для средней группы детского сада. Проект на тему: Виртуальная экскурсия, проект "Познавая мир, познаём себя"

Тема проекта

Познай себя сам

Предмет, класс

окружающий мир 3 класс

Краткая аннотация проекта

Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с проблемами познания своего организма для здорового образа жизни. Материалы проекта могут быть использованы при изучении тем "Организм человека". "Дыхательная система", "Кровеносная система", "Здоровое питание". Работа над проектом помогает удовлетворить познавательный интерес учащихся, побуждает к поиску дополнительной информации, обогащает жизненный опыт.Учащиеся ответят на вопросы:Как научиться правильно дышать? Как беречь свое сердце? Как правильно питаться? Как сохранить свое здоровье в век информационных технологий? Ребята узнают много нового и интересного, сами сделают выводы в результате исследований: Как сохранить свое здоровье?

Планируемые результаты обучения

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

личностные: -знание основных принципов и правил отношения к своему организму, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий; способность к познанию своего организма; реализация установок здорового образа жизни;сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; овладение навыками коллективной деятельности, умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

метапредметные: -овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; контролировать свои действия и действия партнера, овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, словари, справочники); использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и окружающих; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

предметные: -выделение существенных признаков объектов и процессов (питание, дыхание, кровообращение, внешнее и внутренне строение организма, режим); приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды, соблюдения мер профилактики вредных привычек;овладение методами науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов, постановка экспериментов и объяснение их результатов; знание основ здорового образа жизни; анализ и оценка последствий влияния факторов риска на здоровье человека; освоение приемов рациональной организации труда и отдыха, режима питания, проведение наблюдений за состоянием собственного организма.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Проблемные вопросы

Как научиться правильно дышать?

Как беречь свое сердце?

Учебные вопросы

Что такое организм человека?

Какое внешнее строение имеет ваш организм?

Какие основные внутренние органы?

Где находится головной мозг?

Где находится сердце?

Сколько легких у человека?

Зачем человеку необходимо заниматься физкультурой?

Почему человек должен есть?

Какие ты знаешь правила питания?

Какие правила гигиены организма существуют?

План проведения проекта

Вводное занятие 1 неделя (2 часа) Проект начинается с обсуждения с учащимися вопросов по теме проекта (для этого используется стартовая презентация учителя). Для учеников учитель предлагает буклет, объясняющий использование проектной методики при изучении данной темы, и содержащий проблемные вопросы, на которые ученики будут искать ответы. Учащиеся делятся на 4 группы по 5-6 человек. Учитель знакомит учащихся с темами исследований. Ученики обдумывают план проведения исследований, выбирают исследовательские методы, формы представления результатов. Ученики знакомятся с критериями оценивания их работ. Перед началом проведения исследований необходимо обсудить с учениками, как найти источники достоверной информации по теме исследования и использовать их, соблюдая авторские права. Учитель рекомендует список ресурсов по теме проекта.

1 неделя (2 часа) Обсуждение с каждой группой учащихся целей и планов проведения исследований. Выполнение заданий по теме проекта.

2 неделя (2 часа) Учащиеся проводят исследования, уточняются критерии оценивания ученических работ, проводится их корректировка. Учитель консультирует группы, оказывает помощь в анализе полученных результатов. Выполнение творческих заданий по теме проекта.

3 неделя (2 часа) Учащиеся оформляют результаты исследований, готовятся к итоговой защите. На защиту приглашаются учителя и родители. Учащиеся защищают свои работы, пытаются ответить на основополагающий вопрос.

Рефлексия работы над проектом осуществляется через размышление о том, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах. Ученикам и их родителям предлагается высказать свое мнение в блоге.

Визитная карточка проекта

Публикация учителя


Образовательный валеологический проект

« Познаем себя »

Тип проекта: познавательно- исследовательский, естественно- научный. долговременный, в рамках ДОУ.

Участники проекта : дети, воспитатели подготовительной группы, медицинская сестра.

Актуальность темы

1. Призыв «Познай себя» был высечен на арке Дельфийского храма и адресовался каждому входящему в него. Мы - люди, а люди- такие существа, которые ищут причину происходящего вокруг. Рано или поздно возникает желание узнать о себе. Это случается, чаще всего тогда, когда мы начинаем сами оценивать свои поступки и искать их причины. При этом мы сравниваем себя с другими людьми и со своими друзьями, героями фильмов. Каждый из нас – загадочный и сложный мир, который можно сравнить со Вселенной, миром, разобраться в себе непросто. Педагогические разработки по данной теме помогут не только узнать то, что кажется загадочным и необъяснимым, но научат уважительно относиться к своему телу. Когда узнаешь свои качества, непременно задумаешься, как изменить себя.

Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности. Практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение: 60 % детей дошкольного возраста имеют отклонения в состоянии здоровья, отсюда вытекает самая важная : как помочь ребенку реализовать право на здоровье, на полноценную, счастливую жизнь. Не случайно методическая тема ДОУ с 2009 года « Валеологическое содержание педагогического процесса для гармоничного развития личности дошкольника: медико- социальная и психолого- педагогическая поддержка, организация воспитательно- образовательного процесса см учетом психофизических возможностей детей, экологическая составляющая и валеологический мониторинг»

Цель: разработка содержания и системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений о человеческом организме, формирование привычки к здоровому образу жизни через познание собственного « Я» и движения.

Задачи:

Закладывать основы физического, психического, нравственного здоровья детей,

Формировать первоначальные знания о человеке: анатомии, психологии, физиологии, психогигиены,

Воспитывать у ребенка заботы о своем организме, желании быть всегда здоровым, овладение практическими навыками ухода за своим телом.

Виды деятельности:

Познавательные валеологические занятия,

Двигательная активность,

Исследовательская, практическая, игровая деятельность,

Музыка

Тренировка, тренинг.

Обеспечение проектной деятельности:

Материально- технические условия:

Мультимедийная установка, музыкальный зал, музыкальное сопровождение, мультимедийные презентации, наглядность (картинки, предметы, инструменты и др)

Методические:

    Журавлева В.Н. « Проектная деятельность старших дошкольников» Волгоград, 2008 г

    Сигимова М.Н. « Формирование представлений о себе у старших дошкольников», Волгоград, 2008 г

    Дошкольное воспитание № 3, 2000 г « Мои помощники» стр 64- 74

Диагностико- дидактическое:

    Перспективный план валеологических интегрированных занятий

    Конспекты валеологических интегрированных занятий

    Диагностические методики: « Схема изучения знаний детей по валеологии», наблюдение за детьми во время режимных моментов, повседневной деятельности, опросник для родителей

Предполагаемый результат:

Дети старшего дошкольного возраста узнают о функциях своего организма, осознают свои действия по отношению к нему, узнают о вреде и пользе различных лекарств, вредных привычках, правилах поведения в том или ином случае, научаться восстанавливать силы после утомительной неинтересной работы.

Гипотеза проекта:

Если наполнять научные факты жизненно важным содержанием, близким детскому опыту, то информация, поступившая от педагога, приобретет для ребенка личностную значимость:

    отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности и понимание такой же ценности у других людей,

    соотнесение потребности беречь себя, любви и уважения к самому себе с высшими нравственными качествами личности.

Технология реализации проекта:

Количество и длительность познавательных валеологических занятий в

подготовительной группе (6-7 лет) – 1 занятие 30 минут,

1 раз в неделю, во вторую половину дня, фронтально,

в специально организованной совместной деятельности взрослых и детей, и самостоятельной деятельности детей

Стратегия осуществления проекта, методы проекта

Познавательные занятия (беседа, упражнение, гимнастика (пальчиковая, дыхательная, для глаз и др), вопросы, просмотр мультимедийной презентации, экскурсия, чтение художественной литературы, поход, пример взрослого, ребенка и др)

Двигательная активность (гимнастика, подвижные игры, упражнение и др)

Исследовательская деятельность (эксперимент, опыт, моделирование и др)

Практическая деятельность (рисование, конструирование, упражнение и др)

Игровая деятельность (дидактические, сюжетно- ролевые, подвижные игры)

Тренировки, тренинги на расслабление, концентрацию внимания и др.

Источник развития- познание. В процессе познания своего организма, своего « Я» у ребенка вырабатывается сознательное отношение к своему здоровью, которое включает в себя:

Знакомство с правилами личной безопасности в быту и в жизненных различных ситуациях,

Знакомство детей со строением и работой отдельных важных органов и систем организма,

Сознательное отношение к окружающей среде, стремление к чистоте,

Предвиденье простейших последствий собственных действий.

Этапы управления проектом:

Концептуальный

Август 2010 г

Выбор темы, обоснование ее актуальности, формирование цели и задач проекта

Диагностический

Сентябрь 2010 г

Подбор диагностических методик для отслеживания результатов уровня развития детей

Организация и проведение диагностического исследования

Составление проекта

Коррекционно- технологический

Деятельность в соответствии с перспективным планом,

Подбор средств реализации проекта

Технологический

Март 2012 г

Промежуточная диагностика

Итогово- диагностический

Апрель- май 2012 г

Заключительная оценка уровня сформированности умений, навыков у детей

Рефлексия взрослых и детей.

Катамнестический

Июнь 2012 г

Сбор данных по результатам исследования

Оформление проекта

Контроль реализации проекта : заведующая ДОУ, медицинская сестра, воспитатели подготовительной группы, родители воспитанников.

Перспективный план валеологических занятий с детьми старшего дошкольного возраста

Учить самостоятельно следить за своим здоровьем,

Знать несложные приемы самооздоровления

Уметь оказывать себе элементарную помощь,

Прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.

Познание

Физическая культура

Чтение худож. литературы

Коммуникация

Художественное творчество

Мультимедийная установка

Стихотворение А. Барто « Я знаю где живут моржи»

Комплекс бодрящей гимнастики « Гном»

2. Строение тела человека

Познание

Чтение художественной литературы,

Физическая культура

Социализация

Художественное творчество

Иллюстрации: мама с грудным младенцем, взрослые мужчина и женщина, мальчик и девочка, схема « Тело человека», мяч, карандаши, цветные, лист бумаги на каждого ребенка, стихответрение А. Барто « Я расту»

3.Из чего же сделаны наши детишки.

    Познакомить детей с опорой человека- скелетом.

    Развивать мыслительную активность детей с помощью проблемных вопросов.

    Способствовать закреплению познавательной информации в процессе конструктивной деятельности.

    Учить эмоционально и пластически входить в образ (добрые котята, сердитые котята)

    Укреплять мышцы спины и развивать гибкость позвоночника

Познание

Музыка

Художественное творчество

Аудиозапись песни Ю. Чичкова « Из чего же»

Схема скелета человека

Металлический крючок

Куриная косточка

4. Кто и какие мы

    Развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела

    Различать и называть части тела

    Развивать пространственные представления

    Учить сравнивать и обобщать

    Развивать мелкую и крупную моторику

    Пополнять активный словарь детей

    Ориентироваться в символах

Познание

Физическая культура

Коммуникация

Картинка чумазой девочки и чистой девочки, карточки – символы

5. Мои главные силачи

    Познакомить детей с понятием мышцы, мускулы, с помощью которых движется тело человека, с правилами укрепления мышц.

    Дать элементарные знания о принципе работы мышц.

    Способствовать саморасслаблению детей с помощью психомышечной тренировки.

    Способствовать проявлению рефлексивного поведения детей: элементарного анализа собственных переживаний в данный момент.

    Активизация словаря: мышечные клетки, мускул

Познание

Физическая культура

Чтение художественной литературы

Коммуникация

Художественное творчество

Картинки с изображением спортсменов (гимнастов, штангистов, фигуристов и др)

Схема « Мышцы человека»

Резинка

Иллюстрация клетки мышцы

6. Необыкновенная одежда человека

    Познакомить детей с необыкновенной одеждой человека- кожей, ее основными функциями: панцирь, предохраняющий наши внутренние органы, кости от повреждений, защищает от микробов, помогает дышать,

    поддерживать интерес к дальнейшему познанию своего организма,

    учить делать простейшие выводы, умозаключения,

    воспитывать желание заботиться о своем здоровье, дружелюбие.

    активизация словаря: чешуевидные клетки (чешуйки), меланин

Познание

Чтение художественной литературы

Коммуникация

Художественное творчество

Лупы, кусочки черной ткани на каждого ребенка,

Модель клетки кожи, тактильные дощечки

7. Осанка- красивая спинка

    Учить следить за своей осанкой

    Побуждать детей делать физические упражнения

    Радоваться достигнутому успеху

Познание

Физическая культура

Картинки горбуна и солдата,

Мешочки с песком

Схема позвоночника

8. Органы чувств

    Знакомство с органами чувств человека.,

    продолжать прививать культурно- гигиенические навыки детям,

    воспитывать сознательное отношение к своему здоровью.

Познание

Социализация

Физическая культура

Мультимедийная презентация

Иллюстрации органов чувств

Продукты с разными запахами- лимон, чеснок, лук, духи) , с разным вкусом (банан, лимон, хлеб, яблоко, морковь), ширма,

треугольник

9. Смотри во все глаза

  • Дать представления о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека,

    Познакомить детей со строением глаза.

    Воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь

    Подвести к пониманию того, что зрение нужно беречь

Познание

Чтение художественной литературы

Фотоаппарат, косынка для завязывания глаз, иллюстрации, схемы о строении глаза

10. Экскурсия в поликлинику

    Уточнить и расширять представления детей о правилах поведения в общественных местах на примере поликлиники

    Дать детям представления об устройстве и функционировании некоторых органов человеческого тела (ухо, горло, нос, глаза, сердце, легкие)

    Ввести в пассивный словарь детей названия врачей: отоларинголог, педиатр, окулист)

Познание

Социализация

Коммуникация

Мультимедийная презентация, белый халат, колпак, фонендоскоп, очки (для улучшения зрения, солнечные, коррекционные, для подводного плаванья)

11. Если сладко спиться- сон хороший снится

Познание

Чтение художественной литературы

Художественное творчество

« Волшебные» облачка с надписями

Аудиозапись спокойной музыки (колыбельная)

Бумага, фломастеры, карандаши цветные

12. Пейте, дети, молоко, будете здоровы

    Пополнить знания детей о разнообразии молочных продуктов

    Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, творческий подход к приготовлению нового продукта

Познание

Труд

Музыка

Чтение художественной литературы

Коммуникация

Мяч, продукты для приготовления коктейля (молоко, варенье, ягоды,) трубочки для коктейля, витамины, ложки чайные, чашки, стаканы стеклянные

13. Овощи- полезные продукты

    Расширять и углублять знания детей об овощах

    Развивать монологическую речь с помощью описания овощей

    Подвести детей к выводу о полезности овощей, о необходимости приема их в пищу.

Познание

Чтение художественной литературы.

Физическая культура

Коммуникация

Стихи: А. Прокофьев

« Огород», Ю. Тувима

« Хозяйка с базара пришла»

Овощи: огурец, помидор, свекла. морковка, картофель

14. Её Величество Государыня Соль

    Дать представления о значении соли в жизни человека

    Расширять знания детей о свойствах соли: сыпучая, впитывает в себя воду, без запаха, соленая, растворяется в воде, в соленой воде предметы не тонут.

Познание

Чтение художественной литературы

Блюдечки с солью, лупа, сырые куриные яйца, ложки, трубочки для коктейля

15 . Сердце и его работа

(1- 23)

    Закрепить в движении элементарные знания о сердце и его работе

    Упражнять детей в ритмичном и качественном выполнении ходьбы, бега, прыжков, ползанье по скамейке, самостоятельно находить пульс на запястье

Познание

Физическая культура

Плакат « Сердце и кровеносные сосуды»,

Эмблемы сердца красного и темно- вишневого цвета по кол-ву детей,

Письмо, скамейки- 2. ребристые доски- 2,

Кегли, каасета, свисток

16 . Командир моего организма

    Познакомить детей с мозгом, его удивительным свойством- памятью

    Подвести детей к элементарному осмыслению дифференциации функционирования различных отделов мозга.

Познание

Коммуникация

Иллюстрации с изображением мозга человека, эмблемы: глаза, уши, язык, руки, нос, мозг, таблица с расположением игрушек, кислая, соленая. сладкая вода в 3 стаканах, 3 чайные ложки, платок, ватные тампоны с запахом духов, бензина, нашатырного спирта, картинки с изображением лимона, яблока, мяча.

17 . Новые жильцы необыкновенной страны

(2- 76)

    Дать детям элементарные знания о нервной системе человека, нервных клетках, спинном и головном мозге и их функциях.

    Активизировать речь детей при сравнении клеток организма и нахождении ими признаков сходства и различия. Пополнить речь детей словами: нервная клетка, головной и спинной мозг

    Способствовать проживанию нового познавательного материала с помощью игрового моделирования жизненных ситуаций

Познание

Коммуникация

Иллюстрации нервных клеток, головного мозга.

Предметы (чайная ложка, карандаш, чайная чашка и др) Апельсины

(мандарины)

18 .

« Дыхательное деревце»

    Познакомить детей с легкими, органом, с помощью которого человек дышит.

    Способствовать усвоению познавательного материала с помощью разнообразных практических действий

Познание

Коммуникация

Иллюстрация легких, виноградная кисть, детская гармонь, воздушные шарики для надувания, зеркальце,

19 . Зачем человеку язык?

    Дать элементарные знания о значении языка в ощущении вкуса пищи,

    Дать представления о значении слюны и о влиянии температуры пищи на обострение или притупление вкусовой чувствительности.

Познание

Художественная литература

Иллюстрация языка.

Продукты питания

Картинки животных

20 . КВН « Что мы знаем о себе»

    Закрепить и систематизировать знания детей по следующим темам:

органы человеческого тела, полезные и вредные продукты питания, скелет человека

    Учить кратко и содержательно рассказывать о том. что изображено на иллюстрациях

    Диагностика усвоения пройденного материала детьми.

Познание

Коммуникация

Социализация

Физическая культура

Магнитная доска, магнитики красного, зеленого, желтого, синего цвета, эмблемы: солнце, облако на небе, вода (река, море), кегли, музыкальный фон (инструментальная музыка), флажки – 3, Иллюстрации уха, горла, носа, глаз, мишень, мячи маленькие, ватман с иллюстрациями продуктов питания, 3 скамейки, призы, фрукты

Тренинги

Упражнение

« Фотоаппарат»

Дети встают в круг, смотрят друг на друга. Затем закрывают глаза, кто-то один уходит за дверь. Дети должны догадаться, кто ушел.

Задание

« Как упали палочки»

Воспитатель бросает на пол несколько палочек. Дети должны запомнить как они упали и зарисовать их. Воспитатель, чтоб дети не подсматривали, закрывает их листом бумаги.

« Видеоскоп»

Воспитатель показывает несколько картинок одна за другой. Дети должны запомнить их, затем рассказать какая первая, 2 и т.д.

« Игрушечный ряд»

На столе стоят игрушки в одну линеечку. Дети смотрят, запоминают, Затем закрывают глаза, воспитатель переставляет игрушки, меняет местами. Дети должны сказать, что изменилось.

« Оживи картинку»

Один ребенок рассматривает предложенную картину и рассказывает, что на ней изображено. Дети должны показать эту картину. Можно взять одинаковые картины, но с разными временами года. Можно одного жанра (портрет, пейзаж, натюрморт.

« Путешествие по картине»

Представьте себя в этой картине.

Что вам нравиться, что не нравиться?

Что вы видите, слышите, чувствуете?

Кто путешествует рядом с вами?

Что вам сейчас хочется сделать?

Давайте полежим в этой зеленой траве. Что вы ощущаете?

Хочется ли вам уходить с этого места?

Кого бы вы хотели сюда пригласить?

Тренинг творческих слуховых восприятий

« Улавливатель звуков

Представьте себе, что вы прибор, который улавливает звуки. Послушайте, что вы уловили?

« Где мы»

Включить фонограмму разных звуков

Отгадать, где мы. Что это за звуки

« Узнай по звуку»

Стук в барабан, по стеклу, шуршание газетой, звенит колокольчик, хлопанье в ладоши, помешивание ложечкой в чашке и др Угадать звуки.

Упражнение

« Хор»

Один ребенок выходит из комнаты

Все другие дети получают по одному слову из известного стихотворения. Когда ребенок заходит, по команде все вместе произносят заданное каждой группе слово. Цель игры- угадать стихотворение.

« Оркестр»

« Назови по имени»

3 ребенка «играют» на музыкальных инструментах: металлофоне, ложках деревянных, погремущках.

Дети должны отгадать, на каких музыкальных инструментах играют дети (меняются музыканты и инструменты)

Ребенок садится спиной к детям. Дети называют его имя по- разному: Маша, Мария, Машенька, Машутка

Тренинг творческих обонятельных и вкусовых восприятий

« Волшебная тарелка»

Представьте, что эта тарелка волшебная. По нашему желанию она может наполниться чем угодно. Хотите вареньем. Каким? Клубничным. Как выглядит клубничное варенье? Какие ягоды в нем есть? Варенье жидкое или густое? Вам хочется попробовать? Пробуйте. Я угадаю, понравилось ли вам варенье.

Загадочная коробочка

В коробках лежат предметы с разными запахами: духи, перец, мыло, душистые травы, чеснок и пр Угадать что в данной коробке

« Вкусно- невкусно»

Называя вкусную пищу, запахи – дети хлопают в ладоши

Невкусные- топают ногами

Попробовал- опиши

Ребенку кладется в рот продукт питания. Он должен описать этот продукт в виде загадки, а дети должны отгадать, что попробовал ребенок

Тренинг творческих тактильных восприятий

« Кто подошел»

Дети стоят в кругу. Водящий с завязанными глазами подходит к одному из детей и ощупывая его, угадывает кто это

« Угадай, что это»

Ребенок с завязанными глазами на ощупь угадывает поданный ему предмет. Ложка, чашка, кукла. Пирамидка, карандаш, расческа

Активизация органов чувств с помощью музыки

Представление обстановки, соответствующей музыке

Садитесь поудобней, слушаем музыку. Представьте картинку. Где это может происходить, есть ли там люди? Кто и что там делает?

Изменение формы тела

Что вам хочется делать под эту музыку. Покажите

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов.

    Интерес ребенка к содержанию бесед, игровых задач и проблемных ситуаций, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни,

    Проявление этого интереса в самостоятельной деятельности дошкольника,

    Наличие ответов на вопросы, решение проблемных ситуаций и игровых задач,

    Адекватность детских ответов и решений, их осознанность (может объяснить свое решение0

    Полнота и глубина знаний и решений, здоровьесберегающая эрудированность

    Применение здоровьесберегающих знаний, умений, навыков ребенком в повседневной жизни, поведении.

    Самостоятельность применения здоровьесберегающих знаний, умений и навыков

1 группа детей .

Ребенок проявляет интерес к здоровью, интересуется содержанием бесед, игр, и других форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками, посвященных здоровью, здоровому образу жизни. Интерес проявляется как в организованных взрослыми видах деятельности, так и в самостоятельной детской деятельности. В ходе бесед и решений диагностических проблемных ситуаций и дидактических игр ребенок дает адекватные ответы и предлагает адекватные решения, удовлетворен предлагаемыми решениями. И решения и ответы на вопросы ребенок готов прокомментировать, объяснить. Он обладает здоровьесберегающей эрудицией, в процессе взаимодействия со взрослыми показывает глубину и полноту соответствующих знаний, умений и навыков. Демонстрируемые ребенком знания, умения и навыки закреплены и отражаются в его опыте, самостоятельно проявляются в его поведении и жизнедеятельности. Не существует разрыва между знаниями, умениями и навыками и реальным поведением дошкольника.

2 группа детей

Ребенок проявляет интерес к здоровью, интересуется содержанием бесед, игр, других форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками, посвященных здоровью, здоровому образу жизни. Интерес ребенка проявляется исключительно в организованных для него взрослым видах деятельности.

В ходе бесед и решений диагностических проблемных ситуаций и дидактических игр, ребенок чаще всего дает адекватные ответы и предлагает адекватные решения. Допускает ошибки или решает некоторые задачи неадекватно, неадекватными способами, не всегда удовлетворен своим решением. И решения, и ответы на вопросы чаще всего ребенок не готов прокомментировать, объяснить, испытывает трудности.

Часто демонстрируемые ребенком знания, умения и навыки закреплены и отражаются в его опыте, проявляются в его поведении и жизнедеятельности самостоятельно и с помощью педагога. Но чаще всего знания, умения, навыки глубже, полнее и качественнее, чем реальное поведение ребенка, имеют тенденцию не отражаться в нем (знаю, но не делаю)

3 группа детей

Ребенок не проявляет интереса к здоровью, не интересуется содержанием бесед, игр и других форм взаимодействия со взрослыми, посвященных здоровью, здоровому образу жизни, или имеет неустойчивый, слабый интерес, который проявляется только в индивидуальном взаимодействии педагога с ребенком и требует постоянной активизации и направленности через социально организованные виды детской деятельности.

В ходе бесед и решений диагностических проблемных ситуаций и дидактических игр ребенок чаще всего дает неадекватные ответы и предлагает неадекватные решения, допускает серьезные ошибки. И свои решения и ответы на вопросы прокомментировать, объяснить отказывается.

Демонстрируемые ребенком неадекватные знания, умения, навыки закреплены и отражаются в его опыте, проявляются в его поведении и жизнедеятельности. Ребенок не компетентен

Индивидуальные беседы

Проблемные диагностические ситуации

Проектные методы

Контент- анализ продуктов детской деятельности

Наблюдение

Изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, знаний, умений, навыков, поддерживающих, укрепляющих, сохраняющих его:

« Здоровый человек»

« Знания о человеческом организме

Беседы

Диагностические игровые ситуации

Проблемные ситуации

Наблюдение

Опрос родителей и педагогов

Изучить особенности здоровьесберегающей компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать:

Задачи здорового образа жизни,

Задачи разумного поведения в непредвиденных стиуациях,

Задачи оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Наблюдение

Диагностические игры

Проблемные ситуации

Диагностическая игровая ситуация « Здоровые зубы»

Цель: изучить особенности компетентности детей дошкольного возраста в решении задач, связанных с соблюдением правил здоровья зубов, выполнением алгоритма ухода за зубами. Профилактики зубных болезней.

Содержание. Игровое двухцветное панно красного и зеленого цвета, набор карточек с изображением вредных и полезных для зубов атрибутов и пищи, разнообразных ситуаций, зубная паста и щетка, щетки разных размеров, молоко и творог, фрукты, овощи, конфеты, шоколад, мороженое и горячий чай, ребенок грызет зубами орехи, человек, открывающий бутылку зубами, зубной эликсир, жевательная резинка, витамины, улыбающийся ребенок, посещающий стоматолога, мрачный ребенок, посещающий врача стоматолога, зуб здоровый и зуб больной, На зеленой стороне изображен здоровый зуб, на красной- больной.

Ход.

Ребенку предлагается заполнить цветное панно картинками: что полезно, а что вредно для зубов. Правильность решения игровой задачи становится основным критерием компетентности ребенка.

Диагностическая игровая ситуация « Первая помощь»

Цель: изучить особенности компетентности детей старшего возраста в решении задач, связанных с оказанием элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи.

Ход.

Ребенку показывается картинка с плачущим ребенком, задаются вопросы:

Что произошло с ребенком?

Что получилось в результате?

Почему он плачет?

Как мы сможем ему помочь?

Верность решения игровой задачи становится основным критерием компетентности ребенка.

Схема изучения знаний детей по валеологии.

    Как устроен твой организм. Что ему полезно, а что вредно?

    Что мы называем командным центром организма? (мозг и нервную систему)

    Для чего нужны человеку глаза? Как ты о них заботишься?

    Для чего человеку уши? Как за ними нужно ухаживать?

    Для чего человеку зубы? Почему они болят? Как за ними надо ухаживать?

    Для чего человеку нос? Как ты заботишься о нем?

    Для чего человеку кожа?

    Какие внутренние органы ты знаешь?

    Что такое кровь? (красная жидкость, которая доставляет питательные вещества и кислород во внутренние органы, выводит углекислый газ и продукты обмена)

    Что такое скелет? (наша опора, кости) Что нужно делать, чтобы осанка была красивой и правильной)

    Иллюстрации: мальчик занимается спортом. Девочка ест яблоко, мальчик курит, дети близко сидят у телевизора, девочка чистит зубы, Назовите действия детей, назовите полезные действия.

    Иллюстрации продуктов питания: рыба, кефир, геркулес, морковь, подсолнечное масло, лук, капуста, фрукты, фанта, чипсы, сладости. Назовите те. Кторые полезны для нашего организма.

Литература:

    Журавлёва В.Н. «Проектная деятельность старших дошкольников» Волгоград, 2009

    Сигимова М.Н. « Формирование представлений о себе у старших дошкольников» Волгоград, 2008

3. « Дошкольное воспитание» № 3, 2000 г « Мои помощники» Стр 64-74

Познавательный проект "Познай себя для детей младшего дошкольного возраста"

Разработала

Воспитатель

Канева Татьяна Валерьяновна

Салехард - 2015

Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста

«Познай себя»

Актуальность:

Работая воспитателем несколько лет, наблюдая за детьми, мы пришла к выводу, что знакомя детей с окружающим миром: со своей семьёй, с малой родиной, со своей страной и даже давая ознакомительные представления о строении мира, мы порой обходим стороной, не обращая внимания на самое близкое и на мой взгляд не менее важное, чем всё окружающее, это познание себя, – строение своего тела, значение и функции каждого органа, отсюда, забота о своём здоровье, укрепление его, личная гигиена, исключение вредных привычек, что является основой здорового образа жизни.
Давая знания детям о строении своего тела, тем самым мы помогаем ребёнку ответить на такие жизненно важные вопросы, как «Кто я такой?» и «Каков я есть, что я из себя представляю?» Поняв это, ребёнок не только сможет назвать своё имя, фамилию, возраст, домашний телефон и адрес, имена и отчества родителей и другие заученные факты, но и научиться различать недостатки и достоинства (свои и других людей), объективно оценивать свои возможности, на основе которых будет формироваться его социальное поведение.
Поэтому работа по формированию элементарных представлений о себе, о строение своего тела должна начинаться в младшем дошкольном возрасте.

Вид проекта: Познавательный

Сроки реализации: Краткосрочный (один месяц).

Участники проекта: Дети второй младшей группы, воспитатели, родители.

Проблема:

Недостаточная сформированность у детей элементарных представлений о себе, о строение своего тела, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

Цель проекта:

Дать детям знания о человеческом организме. Сформировать потребность в Здоровом Образ Жизни, первые понятия о своем теле.

Задачи:

    Учить детей любить себя и окружающих, свое тело, свой организм.

    формировать представления о строении своего тела.

    Формировать отношение к собственному здоровью, как единому целому.

    Прививать практические навыки и умения по самокоррекции собственного состояния.

    Активизировать познавательный интерес к своему организму и его возможностям.

Предполагаемый результат:

Дети должны знать:

Части тела (руки, ноги, голова, пальцы, живот, спина)

Органы чувств (глаза, уши, нос, язык)

Дети должны уметь:

Следить за чистотой своего тела.

Выполнять оздоровительные упражнения, пальчиковую гимнастику.

детей и педагогов

1 неделя

Занятие: «Наши глазки»

Цель: Углубить знания детей об органе зрения, учить внимательно, слушать воспитателя, отвечать на вопросы, выполнять простые задания. Развивать воображение, тактильные ощущения. Вызвать интерес к самому себе.

Гимнастика для глаз «Смотрелки»

Гимнастика для глаз «Ириски для киски»

Гимнастика для глаз «Мигалочки»

Рассказ воспитателя на тему «Для чего нужны глаза»

Д/И «Что я вижу одним глазом»

Д/И «Жмурки»

Д/И «Чудесный мешочек»

Чтение художественной литературы: «Ребятишкам про глаза» Н. Орлова

Занятие: «Чтобы глазки не болели»

Цель: Учить детей беречь глаза от пыли, грязи. Учить ухаживать за глазами, прививать детям КГН, необходимость и польза умывания, купания.

2 неделя

Занятие: «Носики – курносики»

Цель: Продолжать укреплять здоровье детей, повышать сопротивляемость организма, укреплять дыхательную мускулатуру. Упражнять в правильном дыхании (спокойный вдох через нос и медленный выдох).

Дыхательное упражнение «каша кипит»

Дыхательное упражнение « Часики»

Дыхательное упражнение «Ветерок»

Д/И «Узнай по запаху»

Игры на дыхание «Пузырь», «Ветерок», Чья птичка дальше улетит?»

Рассказ воспитателя «Зачем нам нос?»

Закаливающее дыхание «Поиграем с носиком»

Чтение художественной литературы: «Зачем носик малышам» Ю. Прокопович, «Мой замечательный нос» Э. Машковская

3 неделя:

Занятие: «Мои ушки»

Цель: Познакомить детей со строением уха, гигиена слуха, развитие остроты слуха. Определение направления звука.

Д/И «Повтори, что услышал»

Д/И «Где звенит?»

Д/И «Кто что услышит?»

Д/И «Громко - тихо»

Д/И «Солнце и дождик»

Самомассаж ушей

Цель: учить детей навыкам самомассажа.

Занятие: «Наши друзья вода и мыло»

Цель: Воспитывать у детей желание быть всегда чистыми, опрятными. Мыть руки перед едой.

4 неделя

Занятие «Мое тело»

Цель: Продолжить знакомить детей со своим телом. Учить называть части тела: голова, руки, ноги, живот, спина, уши, глаза и др., для чего они нужны человеку. Воспитывать интерес к своему телу.

Д/И «Где наши ручки»

Д/И «Это – Я»

П/И «Пляшут наши детки», «Мы ногами топ-топ», «Лови меня», «Беги на носочках»

Упражнения: «Наши ножки», «Что умеют ваши ручки»

Пальчиковые гимнастики: «Здравствуй пальчик», «Дружная семейка», «Сорока – ворона», «Ладушки»

Физ.минутки: «Хомка, хомка, хомячок», «Мы играем, мы играем», «Мы к лесной лужайке вышли»

Точечный массаж «Греем наши ручки», «Моем руки»

Чтение художественной литературы: «Пальчик – мальчик», «Большие ноги», «Маленькие ножки»

Консультация «Как обучить малыша культурно гигиеническим навыкам»

Цель: Раскрыть обязательность единства требований в формировании КГН и привычек у детей.

Консультация «Дыхание и здоровье»

Цель: Раскрыть значение правильного дыхания в профилактике простудных заболеваний.

Предварительный просмотр:

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«ПОЗНАЙ СЕБЯ»

(ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЗДОРОВЬЕ»)

(старший дошкольный возраст)

Подготовила воспитатель Иванова М.В.

Паспорт проекта

Вид проекта : творческо-информационный

Продолжительность проекта : долгосрочный

Участники проекта : 1. Воспитатели, дети старшей группы

2. Специалисты ДОУ (музыкальный и физкультурный руководители)

3. Родители воспитанников

Место реализации проекта : МАДОУ № 41 «Присмотра и оздоровления»

Проблема: необходимость помочь подрастающему ребенку реализовать свое право на здоровье, на полноценную жизнь.

Цель проекта: определение педагогических основ проблемы формирования представлений о своем организме у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта :

  1. Формировать у детей 5-7 лет элементарные представления о человеческом организме.
  2. Дать представление о том, что полезно и что вредно для организма.
  3. Обучить уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной медицинской помощи.
  4. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
  5. Разработать педагогический мониторинг знаний о человеческом организме, самооценке «образа Я» у дошкольников.
  6. Разработать наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей старшего дошкольного возраста.

Предполагаемый результат:

  1. Дети должны иметь первичные представления о некоторых внутренних органах, коже, желудке, кишечнике, крови, мозге, их местонахождение, значение и основные функции.
  2. Различать понятия «часть тела» и «орган».
  3. Показывать на анатомическом фартуке проекции некоторых внутренних органов.
  4. Иметь простейшее представление о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.

Этапы работы:

Организация работы с родителями

Этапы

Формы работы с родителями

Задачи

1 этап

Анкетирование родителей.

Выявление степени участия родителей в оздоровлении детей в семье

Консультация на тему: «Сбережем здоровье детей»

Знакомство родителей с опытом работы по оздоровлению детей

Изготовление нестандартного оборудования

Создание необходимой развивающей среды

2 этап

Круглый стол с родителями «Физическое развитие ребенка в семье и в ДОУ»

Ознакомление с методической литературой по физическому развитию ребенка в семье

Семейный час: спортивное развлечение с родителями и детьми «Путешествие в страну спорта и здоровья»

Побуждать родителей к совместному участию в спортивных соревнованиях

Сбор народных знахарских рецептов в сундучок «Бабушкины рецепты»

Помощь в создании книги «Бабушкины рецепты»

3 этап

Консультация на тему: «Сколиоз и плоскостопие. Как с ними бороться?»

Знакомство родителей с мероприятиями по профилактике нарушений осанки

Фото-презентация; презентация книги «бабушкины рецепты»

Создать книгу для родителей «Бабушкины рецепты»

Организация работы с детьми

Срок исполнения

Диагностика:

Констатирующая и контрольная диагностика уровня знаний и умений детей по образовательной области «Здоровье» (автор-составитель Верещагина Н.В. «Результаты мониторинга образовательного процесса»

Сентябрь 2011 года; апрель 2012 года

Организованная деятельность:

«Здоровье и болезнь»

«как работает сердце человека»

«Витамины и полезные продукты»

«Как мы дышим»

«Как движутся части тела»

«Одежда и здоровье»

сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

май

Беседы:

«Болезни»

«Что было бы, если бы не было врачей»

«Хочу быть здоровым»

«Правила поведения в случае эпидемии, заболевания»

«Человек и его организм»

«Правильное питание для кожи, волос, ногтей»

«Как мы дышим»

«Как движутся части тела»

«Как укреплять свои кости и мышцы»

сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Март

Апрель

май

Чтение художественной литературы:

Барто А. «Я расту», «Придумываю сны», «Мы с Тамарой ходим парой».

Михалков С. «Прививка», «Тридцать шесть и пять», «Не спать», «Чудесные таблетки», «Грипп»

Черный С. «Не бойся врача»

Степанов В. «На кончиках пальцев»

Зощенко М. «Глупая история»

Чтение пословиц, загадок о человеке.

Рассматривание иллюстраций в анатомических атласах.

Дидактические игры:

«Полезная и вредная еда»

«Микробы»

«Что такое хорошо и что такое плохо»

«Лекарственные растения»

«Узнай по запаху»

Сюжетно-ролевые игры

«Зеленая аптека»

«Больница»

Проведение оздоровительного досуга:

«Глазки, уши и носы быть здоровыми должны»

КВН на тему : «Здоровье не купишь – его разум дарит»

Проведение физкультурно-оздоровительного досуга «Путешествие в страну спорта и здоровья»;

«День здоровья»,

«Добрый доктор Айболит»

Октябрь

Декабрь

Февраль

Апрель

май

Презентация

Май

Постановка новой проблемы

август

Создание материально-технической базы

Создать картотеку упражнений:

  • «Пальчиковая гимнастика»
  • «Восточная гимнастика»
  • «Гимнастика для глаз»
  • «Дыхательная гимнастика»
  • «Разноцветные физкультминутки»
  • «Точечный массаж»
  • «Опыты по валеологии»

Изготовить нетрадиционное оборудование:

  • Бутылочки для развития дыхательной системы;
  • Массажную дорожку;
  • Массажные варежки;
  • Макеты внутренних органов (сердце, легкие, желудок, почки);
  • д/и «Опасные ситуации в группе, дома и на улице»;
  • д/и «Витамины»;
  • д/и «Узнай по запаху»;
  • д/и «Лекарственные растения»;
  • д/и «Знания о своем организме».
  • Сшить анатомический фартук;
  • Создать книгу «Бабушкина рецепты».

Сетевая паутинка проекта

Работа с кадрами

  1. Изучение

(рисование, аппликация);

Работа с кадрами

  1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по изучаемой проблематике.
  2. Разработка перспективных планов по образовательной области «Здоровье»
  3. Консультации для педагогов:

- «Полезная и вредная еда»;

- «Как сберечь здоровье детей».

4. Проведение мастер-классов, семинаро

Оценка результатов:

  1. Для оценки эффективности данного проекта по валеологическому развитию детей проводиться диагностика в начале и конце работы, используя соответствующие методики.
  2. Оценка качества практической деятельности будет оцениваться при проведении фотопрезентации.
  3. По окончании проекта будет проведено анкетирование родителей по оценке эффективности проекта.

Методическое обеспечение

  1. Авдеева Н. Н. Безопасность: учеб.-метод. Пособие по ОБЖ детей старшего дошкольного возраста// Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина. – Детство-Пресс, 2005.
  2. Авксентищева О. Изучи себя сам //Обруч. – 2001. – №5.
  3. Александрова Е. Ю. Оздоровительная работа в дошкольных учреждениях по программе «Остров здоровья» / Е. Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2006.
  4. Анохина И. А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации/ И. А. Анохина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2008. – 44с.
  5. Анохина И. А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации/И. А. Анохина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007. – 80с.
  6. Анохина И. А. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста в ДОУ: методические рекомендации/И. А. Анохина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. – 100с.
  7. Галанов А. С. Игры, которые лечат (от 1 года до 3 лет) / А. С. Галанов. – М.: Сфера, 2009.
  8. Голицына Н. С. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей / Н.С. Голицына, Шумова И.М.. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
  9. «Здоровьесберегающее» пространство дошкольного образовательного учреждения / Сост. Н. И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  10. Козлова С.А. Тематический словарь в картинках. Ми р человека: В 9 кн. Кн. 9: Я и мое тело/ С.А. Козлова. – М.: Школа-Пресс, 2009.
  11. Основы безопасного поведения дошкольников / Сост. О. В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2007.
  12. Ошкина A. A. Я и мое здоровье: рабочая тетрадь / А.А.Ошкина, C.Н.Атрощенко, Н.В.Казакова. –Тольятти: изд-во Фонда « Развитие через образование », 2005.
  13. Полтавцева Н. В. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании // Н. В. Полтавцева, М. Ю. Стожарова, Р. С. Краснова и др. – Ульяновск: изд-во УлГПУ, 2007.
  14. Проектная деятельность старших дошкольников / Сост. В.Н. Журавлева. – Волгоград: Учитель, 2009.
  15. Шукшина С. Е. Я и моё тело: программа занятий, упражнений и дидактических игр / С.Е. Шукшина. – М.: Школа-Пресс, 2009.


ЦЕЛИ, ФОРМЫ, ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Цели проекта - создание условия для реализации потребности дошкольника в самопознании, формирование чувства самоценности, гармонизация образа «Я». Реализация проекта осуществляется через интеграцию образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».


ЦЕЛИ, ФОРМЫ, ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Формы реализации проекта: философские рассуждения; сюжетно-ролевые и дидактические игры; решение и обыгрывание проблемных ситуаций; различные виды продуктивной деятельности. Приблизительная продолжительность проекта - 5 недель.


ОСНОВА ПРОЕКТА Основа проекта – ФГОС ДО. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье; формирование позитивных установок к различным видам творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.


ОСНОВА ПРОЕКТА Образовательная область «Познавательное развитие»: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях; о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа.


ОСНОВА ПРОЕКТА Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Образовательная область «Речевое развитие»: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ После завершения проекта дети приобретут следующие умения и качества: 1. Личностные: развитие интереса к самопознанию; развитие интереса к исследовательской деятельности; повышение уровня коммуникативной компетентности; 2. Метапредметные: умение выявить проблему, ставить цель, планировать работу; умение определять способы поиска информации с помощью взрослого, а затем и самостоятельно, умение продуктивно использовать эти способы; самостоятельно анализировать полученные результаты. 3. Предметные: обогащение представлений детей о самих себе, своём внутреннем мире; знакомство с социальными ролями, которые «играют» дети, осознание ими ролей как модели социального поведения; развитие всех компонентов устной речи; развитие изобразительных умений и навыков.


НЕОБХОДИМЫЕ НАЧАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ Знания: иметь некоторые представления о себе, своей семье, своем имени, своём окружении; о возможных способах поиска информации; Умения: умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми; задавать вопросы и отвечать на них; владеть умениями и навыками изобразительной деятельности.


Участие родителей в проекте Взаимодействие с родителями осуществляется по следующим вопросам: - ознакомление родителей с проектом; - выполнение творческих заданий; -подведение итогов и ознакомление с результатами проекта. Пути и средства привлечения родителей к участию в проекте: - выполнение домашних заданий вместе с детьми; - приглашение к участию в творческом конкурсе; - консультации и беседы для родителей в ходе проекта по интересующим их вопросам.






Основной этап 2 неделя. Тема «Я-ребёнок». (г.) 1. Ритуал приветствия. 2. Сказка о девочке Ксюше. 3. Упражнение «Права и обязанности». 4. Упражнение «Дядя Фёдор». 5. Ритуал прощания.