Влияние изобразительного искусства на формирование личности ребенка - документ

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Контрольная работа

По предмету: Теория и методика изобразительной деятельности.На тему: Влияние изобразительного искусства на развитие творческойличности дошкольника.

Выполнила студентка заочного отделения

группы 04/474 зд

Багаутдинова Т.А.

Москва 2006

1.

Введение………………………………………………………………3

2.

Изобразительнаядеятельность детей ………………………………3

3.

Этапы развития детскогорисунка………………………………......7

4.

Творческая деятельность. Влияниеизобразительного

искусства на творческую личностьребенка………………………….15

5.

Вывод………………………………………………………………...18

6.

Использованная литература………………………………………...20

ВВЕДЕНИЕ

Основной задачей современного образованияявляется воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так какименно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время – времяинформационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которыебудут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основтворческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Дошкольные годысензитивны для творческого развития, а именно для становления процессоввосприятия, памяти, воображения, мышления.

Анализ психолого-педагогической литературысвидетельствует о том, что основанием для творческого развития является процессдеятельности. Именно в деятельности происходит творческое развитиеребенка-дошкольни­ка. Наиболее благоприятными для творческого развития являютсяигра и изобразительная деятельность, так как именно в них проявляются разныестороны развития ребенка. В своей работемы рассмотрим влияние изобразительного искусства на развитие творческойличности ребенка дошкольного возраста.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Изобразительная деятельность детейизучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюциядетского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализсвязи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка ирисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский рисунок сточки зрения его психологической значимости изучен еще недостаточно. С этимсвязано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природудетских рисунков.

По мнению некоторых специалистов, изобразительнаядеятельность имеет особый биологический смысл. Детство - период интенсивногостановления физиологических и психических функций. Рисование при этом играетроль одного «из механизмов выполнения программы совершенствованияорганизма и психики.

В первые годы жизниребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсомоторнойкоординации. От хаотического восприятия пространства ребенок переходит кусвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки,появляющиеся в эту пору, естественно, линейны. Рисование участвует вформировании зрительных образов, помогая овладевать формами, координироватьперцептивные и моторные акты.

Что касается характерныхособенностей детского рисунка, то они четко отражают этапы развитиязрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опираетсяв процессе рисования. Так, дети примерно до 6 лет не признают пространственногоизображения, они рисуют только вид спереди или сверху. Обучение при этом крайнемалоэффективно: даже учась рисованию в кружках, дети в неформальной обстановкепредпочитают выполнять те изображения, которые соответствуют их уровню развитияи которые соответствуют их уровню развития и которые они сами считают болееправильными.

Изобразительнаядеятельность требует согласованною участия многих психических функций. Помнению ряда специалистов, детское рисование способствует также согласованностимежполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируетсяконкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушарияголовного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левоеполушарие.
Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. Осознание окружающегопроисходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисованиепредоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, чтоон знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов сходитсяво мнении, что детское рисование - это один из видов аналитико-синтетическогомышления. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование непросто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их междусобой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить изафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Чемнаблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок,даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображаетдругие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своёотношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкойтого, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувстваребёнка, в том числе эстетические. Стремясь передать это отношение” ребёнокищет средства выражения, овладевая карандашом и красками.

Взрослым,которые соприкасаются с изобразительной деятельностью ребенка и хотят помочьему, прежде всего необходимо понимать, как рисует ребёнок и почему он такрисует. Увлекаясь рисованием, даже самые непоседы способны час или двапросидеть за рисунком с сосредоточенным видом, иногда что-то, бормоча себе поднос, быстро заполняя изображениями людей, животных, домов, машин, деревьевбольшие листы бумаги. Рисуют дети обычно по представлению, опираясь наимеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще оченьнеточных и схематичных.

Характернаяособенность изобразительного творчества детей на первом его этапе - большаясмелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из своей жизни ивоспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты изпрочитанных книг.

Средирисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя.Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, длямечтателя - образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома,события из своей жизни, другие - пальмы, жирафов, ледяные горы и северныхоленей, космические полёты и сказочные сценки.

Ребенок,рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он толькопостепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем,находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения, каксмотрим мы.

Начинающийрисовать ребёнок с трудом мыслит и передаёт в рисунке горизонтальную плоскостьстола в виде более или менее узкой полосы, как она видна в перспективе. Онзнает, что на столе можно расставить много предметов и поэтому рисует плоскостьбез соответствующего сокращения. Точно также рисуя дорогу, дети проводят еёчеред весь лист” опираясь на свой опыт - на ощущение протяженности дороги, покоторой идёшь.

Представленныесамим себе, маленькие рисовальщики легко переключаются на срисовывание случайнопопавших им образов или начинают повторять себя, что ведёт к штампу. Более жестаршие дети, у которых развивается постепенно критическое отношение к своейпродукции, часто бывают не удовлетворены своим рисунком, ищут совета ипоощрения у взрослого и, если не находят, разочаровываются в своихвозможностях.

Всекажущиеся нелепицы детского рисунка обусловлены не тем, что ребёнок рисуетбессознательно, нет, у ребёнка есть своя особая логика, свои реалистические иэстетические запросы и это надо помнить.

Рисуютдети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенноизлишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким художникам нетребуется. Разумеется это не так. Проявление интереса взрослых к рисункуребёнка и некоторые суждения о нём не только поощряют его к дальнейшей работе,но и помогают ему понять, в каком направлении он должен и можетусовершенствоваться в работе над рисунком.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА

Итальянский психолог К.Риччи выделяетдва этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный.Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.

Первая стадия доизобразительногоэтапа – стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет.Первые каракули – обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересуетне изображение, а сам карандаш. Больше того, ребенок может вообще не смотретьна карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеетсвязывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самихдвижений рукой с карандашом. В этот период ребенок еще не способен нарисоватьчто-нибудь реальное, поэтому научить его в этом возрасте изобразить, например,яблоко, просто невозможно. Примерно через 6 месяцев после начала стадиикаракулей у ребенка возникает возможность зрительного контроля за рисованием.Теперь он познает зрительно то, что делает. Большинство детей в этот периодрисует с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребенка охоту крисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, посколькуэтот тип контроля важен и для других сфер деятельности.

Стадия каракуль длится по-разному,иногда проходит достаточно быстро, но всегда в это время ребенок ищет иосваивает три линии: горизонталь, вертикаль, учится замыкать круг. Он учитсяориентироваться на листе бумаги и особая проблема в это время - остановиться.Ребенку приходится специально осваивать это умение: не вести бесконечнуюгоризонталь, от кухни до входной двери по стене, через весь коридор, аостановить руку вовремя. По рисункам видно, как это сложно дается. Самыйизвестный тип каракулей - бесконечная спираль; взрослые пытаются ее по-своемуинтерпретировать, говорят: „Это он рисует звук, движение...“ - насамом деле ребенок просто пытается вернуться в ту точку, с которой рука началадвижение.

Часто стадию каракулейили стадию „мараний“ (какой понятный, почти житейский термин!)сравнивают с младенческим гулением, возникающим задолго до появления речи,когда, порождая разнообразные новые повторяющиеся и беспорядочные звуки,ребенок стремительно овладевает „звуковой материей“. Каракулизаканчиваются в тот момент, когда появляется замкнутый контур - »круг".

Очень важно уметьзамкнуть контур, потому что закрытый контур дает форму. У ребенка еще нетчеткого ощущения формы, а оно необходимо для движения, для освоения предметногомира. До трех лет ребенок больше ориентирован на форму, чем, например, на цвет.Если ему дать игрушки разного цвета и разной формы и попросить выбрать из них«вот такие», показав зеленый квадрат, то ребенок будет искать итащить квадраты любого цвета, но именно квадраты.

Вторая стадиядоизобразительного периода – от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается отпредыдущей по качеству рисунка – каракули были и есть. Но на этой стадииребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это – папа» или «Это я бегу»,хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Но еслиребенок раньше получал удовольствие от движений как таковых, то здесь онначинает связывать свои движения с окружающим внешним миром. В целом, рисованиекаракулей дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторнойкоординацией, строить образное отражение окружающей действительности. Стадиякаракулей важна как раз тем, что ребенок овладевает движениями своей руки.

Примерно в возрасте 3-5лет начинается изобразительный период, первая стадия которого – стадияпредметного рисования (схематичного изображения). Первые предметныеизображения, как правило, не создаются специально, они «узнаются» втом, что нарисовано. Например, изобразив множество довольно кривых кружков,трехлетний мальчик спрашивает себя: «Это снег?» Рука опережает образ.Но первым осознанным предметным рисунком у каждого ребенка, в какой бы точкемира он ни жил, становится изображение человека. Более того, человек надолгоостанется излюбленным персонажем детского рисования, а образ его будет менятьсявместе с развитием и изменением автора рисунков.

Предметное рисованиепроходит множество периодов, угасает и переходит в почерк. Интересно, что,«зарождаясь» внутри спонтанного рисования, почерк первоначальностроится по образцу прописей и меняется лишь к десяти-одиннадцати годам. Именнов этом возрасте дети стараются выразить в почерке что-то свое, перестаютследовать за образцом. Правда, в основном это касается правшей. Если ребенок - левша и его не переучивают, то при письме он долго ищет такое положение своейлевой руки, при котором может видеть написанное. Поэтому у левшей почеркиндивидуален по происхождению и очень усточив, он практически не меняется втечение жизни. Почерк правшей постоянно меняется, совершенствуется и принимаетокончательную форму к 25 годам. Кстати, и судебно-медицинскую экспертизупочерка проводят только у лиц старше 25 лет, потому что почерк сформирован итеперь может измениться только при органических поражениях мозга, припрогрессивном развитии психического заболевания и в ситуации жизненного слома.

Сначала дети рисуют несебя, не папу или маму - они изображают человека «вообще», просточеловека. - Первое, что у них получается, - знаменитый «головоног»,созданный буквально по инструкции детской песенки: «Точка, точка, запятая,минус - рожица кривая, ручки, ножки, огуречик - вот и вышел человечек».Нос в виде запятой вовсе не обязателен (в отличие от глаз и рта);«огуречик» же кривым замкнутым контуром охватывает вместе голову итуловище, из которых торчат в стороны палочки-ручки и палочки-ножки. Обратитевнимание: ни о каком умении считать, разумеется, пока нет и речи, тем не менеена первых предметных рисунках маленьких детей всегда два глаза, две руки и двеноги, а рот всегда один - никто еще из трехлетних детей ни разу в этом неошибался.
У современных городских детей головоног может лишь промелькнуть, продержатьсяот нескольких дней до двух недель: усложненная среда, усилия родителейподстегивают развитие. Но в любом случае он становится первым, еще неясным,недифференцированным образом самого себя, отражением целостного переживаниясвоей «самости».
Все первые изображения основываются на собственном «телесном» опытеребенка (другого у него пока нет), повторяют - всю недолгую историю его жизни.

Вспомним, что физически,двигательно, младенец развивается как бы «сверху вниз». Первоеизменение ощущений своего тела: малыш поднимает голову. Она первой выделяетсяиз сложного нерасчлененного сгустка ощущений. Как только малыш начинает держатьголовку, его восприятие мира меняется, обогащается - по-другому начинаютработать зрительные и звуковые анализаторы. И он уже требует, чтобы его всевремя держали вертикально. Так и на детских рисунках первой из«головонога» вычленяется голова, затем подробнее прорисовываютсяглаза, нос, а все остальное достаточно долго не меняется: какое-то общеетуловище, из которого торчат палочки-ручки и палочки-ножки. Волосы могут,например, вообще долго отсутствовать, а появившись, «не растут», а«надеваются» на голову, как шапка. Человек сначала изображаетсячрезвычайно упрощенно. Его фигура слагается из двух основных частей -головы и какой-нибудьподпорки. В качестве опоры выступают часто только ноги, которые в силу этогооказываются прикрепленными непосредственно к голове. Постепенно в человеческойфигуре выделяются новые части, прежде всего -туловище и руки. Туловище можетиметь самую различную форму - квадратную, овальную, в виде удлиненной полоски ит.п.

Там, где из общей массытуловища выделяется шея, она получает непропорционально большую длину. Лицо,фигурирующее во всех рисунках, получает некоторое структурное оформление. Вбольшинстве случаев появляются глаза, рот, намек на нос. Уши и брови появляютсяна детских рисунках не сразу. Однако неявные в обычных условиях части, например- зубы, выступают довольно часто. Эти несовершенные портреты ребенок какправило старается снабдить некоторыми «эмблемами», соответствующимистатусу человека. Особенно часто такой эмблемой выступает шляпа или сигарета умужчины, пышная прическа с крупным бантом у женщины. Наличие одеждыотображается лишь рядом пуговиц. Подобные изображения представляют человека анфас.Лишь постепенно ребенок овладевает профильным изображением. При этом онпродолжительное время задерживается на промежуточной ступени: лишь часть фигурырисуется в профиль, остальное обращено к наблюдателю лицом. Иногда это дажеприводит к удвоению отдельных органов - рта, носа и др.

Полные профили такжеимеют свою особенность. На них отмечаются и те части тела, которые реально немогут быть наблюдаемы в профиль. Особенно часто изображается скрываемаятуловищем рука. Пропорции изображаемых таким образом фигур обычно несоответствуют действительности. Среди элементов тела туловище редко имеетнаибольший объем, либо его длина непропорционально велика.

Следующая стадия развитиярисунка - стадия правдоподобных изображений - характеризуетсяпостепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный видпредметов. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто дажетогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Образ рук начинаетнаполняться функциональным содержанием: человек на рисунке держит какой-нибудьпредмет. На голове появляются волосы, иногда оформленные в тщательнопрорисованную прическу. Шея приобретает соизмеримость, плечи - округлость.Больше внимания уделяется изображению одежды. Все это достигается не сразу.Рисунок проходит и промежуточную стадию, на которой часть его оформляется ещепочти совершенно схематически.
Несмотря на все отмеченные изменения, в детских рисунках продолжают оставатьсянеизменными три основные черты. Во-первых, рисунки, как и прежде, представляютсобой только контуры изображаемых предметов. Даже когда они имеют достаточносложное содержание, оттенки и светотени отсутствуют. Во-вторых, все еще несоблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом,нарисованный по соседству. Наконец, сохраняется зарисовка тех частей предмета,которые в действительности при данном его положении не могут быть видны. С этимсвязана и наиболее характерная особенность детского рисунка - его прозрачность.Например, на рисунке человека может присутствовать кошелек, лежащий в кармане,и даже монеты, лежащие в этом кошельке.

Растет ребенок, развивается и усложняется его рисунок,в точности повторяя логику развития самого маленького художника.

Когда-то его собственныеруки стали его первой игрушкой: он долго их рассматривал, крутил, лизал, трогалих, прежде чем использовал по назначению - стал хватать настоящие игрушки,которыми обычно увешаны кроватки и коляски. Так и на рисунках вслед за головойпервыми «оживают» руки. Они обретают пять пальцев-палочек, торчащих вразные стороны из палочек-рук; и опять-таки заметьте: как правило, пальцевименно пять, а не три и не семь - у ребенка, который еще не имеет представленияни о разнице между этими числами, ни о самом понятии числа.

Тело постепенно приобретает приятнуюокруглость, появляются и первые признаки одежды: пояс и пуговицы. Потом упятилетних детей одежда будет тщательно вырисовываться как признак небиологического, а социокультурного существования, но это позже. Пока она - важнейшее средство индивидуализации портрета: малышам довольно долго приходитсяусваивать, что один и тот же человек может явиться перед ними в разных одеждах.Взрослые родственники иногда даже обижаются на «забывчивость» малыша,когда он вдруг не узнает их. А ребенок просто запомнил, что в последний раз вприхожей видел тетю в шубе и шапке, а эта - в платье и с бусами - это дляребенка совершенно разные люди.
Интересно, что дети одевают своих героев так, как одевают их самих: на телоплатье, на платье пальто - те же «слои» - три параллельные линии - намножестве рисунков. На платье карманы - их не видно под пальто, но они же таместь! Рисуют и то, что лежит в карманах. Такие «рентгеновские»рисунки могут продержаться лет до семи. Только скелет дети не рисуют никогда - они его не чувствуют, не ощущают - потому и не рисуют.
Последними материализуются ноги - и снова через непропорционально большиестопы. Все, человечек собран, первый этап освоения тела на рисунке закончен также, как в жизни, - первыми шагами. И действительно, человечек-огуречик готовдвигаться - вот чуть-чуть согнул ногу в коленке и пошел! Теперь с ним будутпроисходить другие чрезвычайно важные изменения. Постепенно он будетстановиться все более и более пропорциональным, его станет окружать не толькореальный, бытовой предметный, но и вымышленный фантастический мир. Рисованныйчеловечек окажется включенным во множество ситуаций и отношений с другимиперсонажами.

В возрасте 5-7 лет освоение образногомира в рисунке также происходит - от человека к его окружению.Пропорции первыми устанавливаются именно в человеческой фигуре. Характерныйрисунок этого периода: высокий большой человек рядом с маленьким многоэтажнымдомом и маленькой легковой машиной. Пятилетний автор не понимает нашегонедоумения: «Да, этот человек приехал на своей машине, он живет в этомдоме, да, на третьем этаже, видишь, вот его окошко и балкон». А намкажется несуразной несоотносимость размеров изображаемого человека и его мира:«Как же он в дом-то войдет и в машину сядет?» На самом деле этонормальный этап развития детского рисунка. Через него проходят все дети, и современем в рисунке все «уравновесится», а правильные пропорцииустановятся и в окружающем мире.

Часто в рисункахфигурируют члены семьи. Уже в 5-6 лет дети хорошо осознают внутрисемейные отношенияи демонстрируют их в своих рисунках. Те, кого ребенок особенно любит,изображаются более тщательно: ребенок стремится добиться максимального сходстваи всячески украшает портрет. В изображении семьи могут также присутствоватьжелаемые, но реально не существующие родственники. Рисунки подобного содержаниямогут служить ценным материалом для диагностики внутрисемейных отношений иусловий семейного воспитания. В автопортретах ребенок обычно отражаетположительное отношение к своей персоне: он опрятен, одет в желаемую одежду,находится в желаемом месте и в желаемых обстоятельствах. Это соответствуетцентральному личностному новообразованию развивающегося ребенка: у негоотчетливо представлено чувство доверия к внешнему миру и чувство личнойценности. Когда ребенок начинает рисовать себя в неприятных ситуациях, этосвидетельствует о его неблагополучном эмоциональном состоянии.

Несмотря на значительноенесовершенство рисунков стадии правдоподобных изображений, ребенок, необладающий художественной одаренностью, редко самостоятельно, без специальногообучения поднимается на следующую ступень. Поэтому и взрослые, не обучавшиесярисованию, обнаруживают в своем творчестве очень много черт, сходных с ужеотмеченными. Но если ребенок получает систематические указания нанесовершенство его произведений и наставления о способе их исправить, ондостигает четвертой стадии - правильных изображений.

Здесь мы встречаемся срисунками различной степени совершенства. Но это уже зависит от индивидуальныххудожественных способностей и не имеет в своей основе какую-либо общуюзакономерность. При этом изображение в значительной мере утрачивает свою«детскость» - те специфические особенности, которые присущи именнодетскому рисунку.

К подростковому возрастурисование, по-видимому, в основном исчерпывает свои психологические функции,его адаптивная роль снижается. Ребенок переходит к более высокому уровнюабстракций, на первые позиции выдвигается слово, позволяющее с гораздо большейлегкостью, чем рисование, передавать сложность событий и отношений.

Творческая деятельность. Влияние изобразительного искусства на творческуюличность ребенка.

Одним изважнейших вопросов детской психологии и педагогики является вопрос о творчестведетей, развитии этого творчества и о значении творческой работы для общегоразвития и созревания ребенка.

Творческая деятельность -форма деятельности человека,направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом ктворческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможноразрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальныйпродукт деятельности получается в результате формулирования нестандартнойгипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации,привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видоввзаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности являются гибкостьмышления (способность варьировать способы решения), критичность (способностьотказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и Сцеплениюпонятий, цельность восприятия и др. Задатки творческих способностей присущилюбому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их иразвить. Проявление творческих способностей варьируют от крупных и яркихталантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинаковадля всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений иих общественной значимости. Элементы творчества проявляются и в решенииповседневных жизненных задач (их можно наблюдать в «обычном»мыслительном процессе).

Чтобы передать творческий опыт,необходимо конструировать специальные ситуации, требующие творческого решения исоздающие для него условия. Возможность конструирования таких ситуацийобусловлена тем, что обучение творчеству главным образом осуществляется напроблемах, уже решенных обществом и способы решения которых уже известны.Поэтому для процесса обучения определение творческой деятельности требуеткорректив. Дети в подавляющем большинстве не создают новых ценностей дляобщества. Они воспроизводят ценности уже обществу известные и только в отдельных случаях, на определенном уровнесвоего развития и в зависимости от организующей деятельности старших, могут создавать новые ценности и дляобщества.

Формированиетворческого мышления. В практической и теоретической деятельности человек сталкиваетсяс задачами или фактами, для которых в его мышлении нет подходящих ме­тодов ипонятий. Познавательные процессы, позволяющие человеку решать также еще нерешенные задачи, называют творческим мышле­нием, О его формах иоперациональных структурах пока изве­стно мало. Слова типа «озарение»,«вдохновение» лишь описывают факты, когда творческое мышление на первом этапене может целиком протекать в форме понятий и логических опера­ций, которых учеловека еще не существует. Эти слова обозначают также, что результаттворческого мышления не просто при­менение известных представлений, понятий иопераций, а созда­ние новых образов, значений и способов решения задач, причемтаких, которые обнаруживают новые свойства действительности или дают новыеспособы ее преобразования. Таким образом, творческое мышление во многомсближается и даже сливается с творческим воображением.

Главноедля творческого мышления - нешаблонность,уме­ние охватить действительностьво всех ее отношениях, а не только в тех, которые закреплены впривычных понятиях и пред­ставлениях. Чтобы полнее обнаружить свойстваопределенной области действительности, надо знать все факты, относящиеся к ней.Чтобы обнаружить неадекватность охватывающих их понятий и методов мышления,надо владеть этими понятиями и методами. Отсюда огромная роль знаний и умений втворчес­ком мышлении.

Н.П. Сакулинапишет, что развитие художественного творчества невозможно без эстетического освоениядействительности, под которым понимается эстетическое восприятие, переживание,оценка.

Одним из важных условий развития художественного творчества детей является разнообразиеприменяемых при изобразительной деятельности и декоративного рисования техник. Детям для выполнениязаданий следует предлагать разнообразныематериалы: простой карандаш, цветные карандаши, акварель, гуашь, пастель,восковые мелки, уголь, сангина, фломастер, восковые мелки.

В каждом случае выбор художественного материала должен быть обусловлен конкретной задачей. Сначалапедагог предлагает детям тот илииной художественный материал. По мере взросления и накопления опыта,формирования навыков изобразительной грамоты, к выбору материала все более привлекаются сами дети. Соответствующиевопросы побуждают их сделать правильный выбор. Постепенно дошкольники овладевают умением самостоятельно выбирать наиболее подходящий длявоплощения замысла художественный материал.

Такая тактика обусловленатем, что введение новых художественныхматериалов и техники, как известно, активизирует процесс художественного творчества дошкольников.

Использование разнообразныххудожественных материалов, применение смешаннойтехники (акварель с белилами, сочетание рисования восковыми мелками и акварелью, рисунок поролоном, сочетание пастели иакварели и др.) не только позволяет детямдобиваться большой образной выразительности, нои содействует развитию художественного творчества.

На становление творческой личности ребенка,развитие его эмоциональной сферы, умения понимать прекрасное в природе, вовзаимоотношениях с другими людьми среди прочих факторов оказывает влияниеизобразительное искусство. Посредством восприятия изобразительного искусства удетей формируется представление об идеалах современников, о культуре прошлыхэпох и нового времени. Овладевая изобразительно-выразительными навыками,дети приобщаются к элементарнойтворческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать образыпредметов и явлений окружающей действительности.

Занятия рисованием не призваны сделать всехдетей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии,как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способностидетей к наблюдению и оценке действительности. При самостоятельном выборе,нахождении и обработке формы ребенок становится мужественным, искренним,развивает фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение и позднее, намногопозднее, вкус. Тем и будет обеспечен подход к красоте.

Какпоказывает практика, многие вопросы творчества возникают не столько ототсутствия соответствующей изобразительной грамоты, сколько от неуменияраспорядиться своими способностями. Считается, что все дело в «умениирисовать», но важнее - правильное отношение творческой деятельности. Часторешение этих проблем лежит в психологической плоскости. То есть, не потому неможем рисовать, что «не умеем», а потому, что составлено неправильное представление о том, какойдолжна быть работа. Таким образом задача педагога в том, что бы развивать художественные способности ребенка, а следовательно и творческиеспособности.

Список литературы

1.

Возрастная и педагогическаяпсихология: Учебник/ В.В.Давыдов, Т.В.Драгунов, Л.Б.Ительсон и др.; Под.Ред.А.В.Петровского – М.: Просвещение, 1979г

2.

Г.Фолькельт. «Экспериментальнаяпсихология дошкольника»
М.-Л.: Гос. изд-во, 1930г

3.

С.Степанов «Тайна детскогорисунка»//Няня, №9, 1997г

Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий смладшими школьниками/ А.П.Ершова, Е.А.Захарова, Т.Г.Пеня и др. – М.:Просвещение, 1991г

4.ГригорьеваГ. Г. Изобразительная деятельностьдошкольников. – М., 1999.

5.ГригорьеваГ.Г. Развитие дошкольника визобразительной деятельности. - М., 2000.

6.СакулинаН. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детскомсаду. - М., 1973.

7.Методикаобучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т. С.Комаровой. - М., 1991.

8. КомароваТ. С. Обучение детей техникерисования. - М., 1994.

9.

Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М., 1995.

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Изобразительная деятельность ребенка и продукты этой деятельности были всегда предметом внимания психологов и педагогов. Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.

Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Изобразительная деятельность - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так же как игра, он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты.

Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование - это не только забава, но и творческий труд.

Изобразительная деятельность ребенка и продукты этой деятельности были всегда предметом внимания психологов и педагогов. Существуют разные направления исследования детского рисунка. Современные исследователи акцентируют свое внимание на изучении возрастной эволюции рисунка ребенка, т.е. как рисунок меняется с возрастом ребенка; на психологическом анализе самого процесса рисования; на измерения одаренности посредством результатов изобразительной деятельности детей. Рисунок ребенка - всегда загадка. В нем отражаются его знания об окружающем мире: что он видит, слышит, все его чувства и переживания.

Педагоги и психологи отмечают, что дошкольный возраст - уникальный в своем роде период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению различных сфер окружающей действительности, в познании их, и сложно не согласится с тем, что умения нужно развивать именно в период дошкольного детства. Особенно важным для развития психики ребенка является овладение движениями рук. Они развиваются в процессе деятельности, путем систематического обучения и постоянных упражнений.

Таким образом, единство зрительной и моторной координации для осуществления процесса изображения и выработки технических умений и навыков необходимо. Занятия изобразительной деятельностью способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. При создании образов дети используют прием антропоморфизации - одушевления предметов; поскольку часто встречается с ним при слушании сказок. Более сложным приемом, который используют дошкольники, выступает агглютинация. Ребенок, создавая новый образ, соединяет в нем, казалось бы, несоединимые стороны разных объектов. Смещение величины, приводящее к преуменьшению или преувеличению величины персонажей, приводит также к созданию оригинальных образов.

В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов - изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все более оригинальными. Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными, личностным смыслом.

«Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение». При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно- осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период до изобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности.

Вначале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д.

Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются «головоноги». Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет.

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые.

Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения.

К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения - произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.


Изобразительное искусство было очень важным для человека даже в тот момент, когда он не умел говорить - в пещерах, на скалах мы четко различаем фигурки человечков, животных, орудий труда. Художники во всем мире уже давно научились переносить реальность на бумагу, а вот малыши по мере своего развития все также начинают с этих человечков с ручками-ножками в виде палочек. По рисункам ребенка можно увидеть, как растет, как развивается, как понимает этот мир маленький человечек.

Рисунок растет вместе с ребенком

Настоящими художниками вырастают лишь единицы, но в детстве практически у всех было желание рисовать, водить фломастерами или карандашами по белому листу, по обоям, невпопад раскрашивать раскраски. Всё это происходит благодаря тому, что ребенок стремительно развивается - его зрение, восприятие, мелкая моторика рук, умственное развитие. И в зависимости от возраста и этапа развития малыша можно видеть эволюцию его рисунков.

Незамысловатые каракули

Когда ребенка начнут интересовать такие предметы, как карандаши и ручки, нужно быть бдительным и стараться не отходить от ребенка далеко, всегда держать его в поле зрения. Малышу примерно в 2-х летнем возрасте еще сложно хорошо удерживать предметы в руке, и он может карандашом или ручкой соскользнуть с листа или же просто играясь, тыкнуть остриём предмета себе в глазик или в носик. Поэтому, мамочки, будьте бдительны!

Первые шаги в изобразительном искусстве будут самыми обыкновенными каракулями, ведь малыша не заботит ни форма, ни конечный результат - сейчас для него главное сам процесс. Причем ему даже не столь интересно как из-под карандаша получаются линии, сколь процесс движения этого предмета в его руках. Хаотичные линии, спирали, испещренный каракулями листок - это действительно первый шаг вашего ребенка в изобразительном искусстве.

Очень важно в этом возрасте не отбить у ребенка охоту рисовать, но сделать это очень сложно, поскольку фантазия малыша не имеет границ, и он никогда не остановится на обычном листе бумаги - его интересуют и обои, и стены, и пол, и даже поверхности стола, малыш будет рисовать на всем, что попадется в данный момент под руку. Кричать, ругать за это не стоит, поскольку именно родители должны были предоставить малышу безграничное пространство для творчества: когда малыш еще находится в утробе матери, желательно поклеить недорогие обои во всей квартире, чтобы потом их не жалко было переклеивать года через 2–3 после рождения маленького чуда.

На начальном этапе жизни ребенок не дает никаких точных обозначений своим рисункам - он просто водит карандашом по поверхности. Но чем старше он становится (примерно к 3-м годам), тем более осмысленны его движения, и постепенно он учится давать характеристику своим каракулям.

Теперь, прибежав к маме, ребенок расскажет, что вот эта каракуля - это папа, а рядышком - это мама. Конечно же, взрослому человеку сложно понять что-либо в этих линиях, но ребенку нужно верить и поддерживать его стремление. И пускай папа выглядит как несколько вертикальных черточек, а мама похожа на спиральный ураган, зато малыш уже осознанно не просто ведет линии, но и ассоциирует их с окружающим миром.

Почему так важна стадия каракуль?

  • Ребенок учится держать в руках тонкий предмет (ручку, карандаш, фломастер) и двигать им, что прекрасно развивает мелкую моторику ручек.
  • Малыш учится проводить не только линии, но и замыкать их, создавая формы.
  • Кроха старается закрепить в своем сознании некие образы и перенести их на бумагу. Это чрезвычайно важно в развитии ребенка, поскольку он начинает осознанно мыслить.

Схематические изображения

Ну, а когда ребенок уже познакомится с такими формами, как круг, квадрат, а про палочки знает уже давно, в арсенале его художественных навыков начнут появляться весьма узнаваемые, но еще схематические рисунки. Что рисовать легче всего? Человека и дом!

Человек - это «палка-палка-огуречик» , а дом - это квадрат с треугольником сверху. Именно так схематически (можно даже сказать «доисторически») ребенок начинает свою изобразительную деятельность. Искусство для детей в этом возрасте еще не имеет столь глубокого смысла, но им очень нравится, когда, наконец, в их рисунках люди узнают те или иные предметы. Так, излюбленным рисунком малыша практически всегда является солнышко-круг с лучиками-палочками, человек (но скорее всего несколько людей - мама, папа и ребенок) рядом с домиком. У человека ребенок обычно рисует глаза и ротик, но про уши, пальцы, нос и волосы он частенько забывает, не говоря уже об одежде. Сейчас малышу главное изобразить объект, а не детализировать его.

Пока что ребенок не сопоставляет размеры объектов и цвета - он все делает так, как хочется ему, а не так как нужно и есть на самом деле: солнце он может нарисовать синим или зеленым, а домик будет в 3 раза меньше папы или мамы. И это вполне нормальные навыки ребенка в рисовании. Но их нужно развивать, рассказывать, чем папин образ может отличаться от маминого (например, у мамы кучерявые белые волосы и она носит бантик, а у папы короткие черные).

Реалистические изображения

В детском саду или у каждого дома обязательно нужно проводить беседы об искусстве для детей, поскольку это развивает их как многосторонних личностей, воспитанных, культурно образованных. Те дети, которые стремятся к искусству, меньше подвержены негативному влиянию улицы.

Что нужно объяснять ребенку? Для начала расскажите ему, что можно рисовать одежду (пуговицы, галстуки, ремни), у каждого человека обязательно есть волосы и какая-то прическа, на небе кроме солнышка есть еще и облака, окна в доме могут быть с красивыми ставнями. Малыш все это видит сам, но у него еще, возможно, не хватает знаний и логики для воплощения реальности на бумаге. У каждого человека на руке 5 пальцев, на лице 2 глаза и 1 рот, 2 уха, 2 руки и 2 ноги - с этим малыш никогда не ошибется, хоть и считать еще не умеет, поэтому его познания в изобразительном искусстве нужно дополнять той информацией, которую он еще не осмыслил.

Теперь ребенку нравится не просто рисовать узнаваемые объекты, но и приукрашивать их, особенно если он рисует свою семью. Тех, кого малыш любит особенно сильно, он прорисовывает с особой тщательностью, делает силуэты большими, а те, кто ему не очень-то и нужен либо не будет изображен вообще, либо будет выглядеть как незаметный непрорисованный персонаж.

Психологи отмечают, что именно с 5-ти летнего возраста по рисунку ребенка можно определить его психоэмоциональное состояние, отношения в его семье, его наклонности и желания. Искусство для детей в этом возрасте играет роль показательную, поскольку ребенку может быть трудно сказать что-либо вслух. В рисунках малыша отображаются его мысли, и для дальнейшего развития полноценной личности нужно обращать внимание на то, что рисует ваш ребенок. Если его рисунки светлые, позитивные, то беспокоиться не о чем. Если же вы часто видите каких-то монстров на его рисунках, темную цветовую гамму, значит, с вашей крохой что-то не так - возможно, это последствие частых ссор в семье, а может родители развелись или в семье случилось несчастье, или ребенка постоянно ругают.

Правильные изображения

Если у человека от природы есть дар к рисованию, он проявится именно в дошкольном возрасте. Таким самородкам просто необходимо покупать книги по искусству для детей, особенно если родители не могут похвастаться художественной натурой. Многое даст ребенку энциклопедия для детей по рисованию, в которой искусство зачастую преподносится весьма доступно - показано, из каких геометрических частей состоит тело животного или человека, как правильно рисовать карандашом и красками. Если упустить этот момент и не развивать дальше у ребенка желание творить, он и во взрослой жизни будет рисовать домики в плоском пространстве, а люди так и останутся человечками-палочками.

Однако даже детей с не слишком выраженным художественным даром можно научить рисовать реалистичные объекты. Под влиянием учителей, правильных подсказок и систематическом обучении детский рисунок с каждым разом будет все совершеннее. Чем больше с ребенком заниматься, тем правильнее изображения у него будут получаться. Причем не у всех детей одинаково хорошо получается рисовать черно-белые картинки и цветные изображения - одни очень любят передавать свето-тени черным обычным карандашом, другие обожают рисовать яркие красочные картинки пастелью или акварелью. В этот момент важно дать ребенку самому выбрать себе «инструмент», делая некоторые подсказки. В этот момент ребенок почувствует себя ответственным, это придаст ему внутренних сил и уверенности в своих способностях, в своем выборе. Для развития полноценной личности очень важно не навязывать ребенку что-либо, а подводить его самого к определенным решениям.

Почему так важно изобразительное искусство в жизни ребенка?

Без музыкального слуха ребенку нечего делать в музыкальной школе, при чрезмерной стеснительности малышу будет очень трудно на театральной сцене, а вот рисунок подходит для любого малыша - в нём можно выплеснуть свои эмоции, для этого не нужны грандиозные умения, и это не менее увлекательно, чем играть со сверстниками в игры. Вот почему изобразительное искусство для детей играет такую важную роль.

Однако заставлять ребенка рисовать, насильно водить его в художественные кружки не стоит, ведь это отобьет у него любое желание погрузиться в мир эстетики и искусства. Помните, что рисование должно приносить радость самим детям, а не только вам.

Изобразительное искусство играет важную роль в развитии личности ребенка, поскольку:

  • Вырабатывается эстетический вкус малыша;
  • Улучшается мелкая моторика рук;
  • Ребенок становится более внимательным к деталям, учится из всего потока зрительной информации выбирать главные и второстепенные вещи;
  • Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста больше напоминает игру, где каждый хочет быть первым, нарисовать лучше, разукрасить ярче. Такие безобидные, но очень интересные игры воспитывают в ребенке стремление к первенству, к желанию сделать рисунок лучше, чем у других. А когда детей хвалят за их успехи, в следующий раз они будут стараться еще больше;
  • Маленькие художники учатся таким понятиям, как свето-тени, сочетание цветов, холодные и теплые цвета, оттенки, основные правила перспективы, оптические законы (удаление предмета к горизонту), идеальные пропорции тел и предметов. Как это может пригодиться в жизни? Во-первых, малыш будет еще на капельку умнее своих сверстников, что возвысит его на ступеньку вверх по образовательной лестнице. А во-вторых, применение этих законов в жизни будет весьма кстати в том возрасте, когда наши дети становятся самостоятельными и начинают подбирать себе одежду, правильно сочетая цвета и оттенки;
  • Рисунок - это дело не 5 минут, для него нужна усидчивость, терпение, стремление, настойчивость и желание довести дело до конца. А эти качества личности являются очень важными в последующей жизни;
  • Возможно, именно изобразительное искусство станет для ребенка главенствующим родом занятий во взрослой жизни. Кто знает? Может, именно ваш малыш станет именитым художником или реставратором, всемирно любимым скульптором или простым учителем рисования, который будет получать массу удовольствия от своей работы. Учите детей рисованию, и даже если вы не увидите шедевральных результатов, не опускайте руки, ведь изобразительное искусство для детей, как и для взрослых, полезно, прежде всего, для души и для морального удовлетворения, а удовлетворенная своими успехами личность априори не может быть несчастливой.

Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)


Детский сад «Акбота», Усть-Каменогорск

Мир прекрасен и удивителен для того, кто умеет смотреть!

Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества.
Наше время – время информационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества.
Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Наиболее благоприятным методом для творческого развития является игра и изобразительная деятельность, так как именно в них проявляются разные стороны развития ребенка.

Изобразительная деятельность детей
Детство – период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного «из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики». Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон:
- как происходит возрастная эволюция детского рисунка;
- анализ связи умственного развития и рисования;
- связь между личностью ребенка и рисунком.
В первые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсомоторной координации.
Изобразительная деятельность требует согласованное участие многих психических функций. В процессе рисования координируется конкретно–образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно–логическое, за которое ответственно левое полушарие.
Чем наблюдательней ребенок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже при технической беспомощности автора.
Взрослым, которые соприкасаются с изобразительной деятельностью ребенка и хотят помочь ему, прежде всего, необходимо понимать, как рисует ребенок, и почему он так рисует.
Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе – большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразные события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.

Среди детей можно встретить два типа рисовальщиков:
А) наблюдатель;
Б) мечтатель.

Для наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни.
Для мечтателя – образы сказок, образы воображения.
Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким художникам не требуется. Разумеется, это не так. Проявление интереса взрослых к рисунку ребенка и некоторые суждения о нем не только поощряют его к дальнейшей работе, но и помогают ему понять, в каком направлении он должен и может усовершенствоваться в работе над рисунком.

Этапы развития детского рисунка подразделяются на стадии:
- каракулей;
- предметного рисования;
- правдоподобных изображений – от человека к его окружению.

Творческая деятельность.

Влияние изобразительного искусства на творческую личность ребенка
Творчество – еще один из важных видов культурно–досуговой деятельности ребенка.
Творческая деятельность – форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей.
Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления, критичность, целостность восприятия и т.д. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Творческая деятельность ребенка не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно. Дети от природы любознательны и полны желания делать что–то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку творчески проектировочную среду. Кроме этого педагогу нужно уметь:


1) не мешать ребенку творить;
2) быть рядом с ним в этом процессе;
3) принять и понять его;
4) довериться ребенку в минуты творческого поиска;
5) самому быть творцом;
6) бережно относиться к результатам детского творческого труда.

Н.П. Сокулина пишет, что развития художественного творчества невозможно без эстетического освоения действительности, под которым понимается эстетическое восприятие, переживание, оценка.
Развивать творческую способность детей можно средствами изобразительного искусства по-разному. Одним из важных условий развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых при изобразительной деятельности и декоративного рисования техник. В каждом случае выбор художественного материала должен быть обусловлен конкретной задачей. Сначала педагог предлагает детям тот или иной художественный материал.
Использование разнообразных художественных материалов, применение смешанной техники (акварель с белилами, сочетание рисования восковыми мелками и акварелью, рисунок поролоном, сочетание пастели и акварели) не только позволяет детям добиваться большой образной выразительности, но и содействует художественному творчеству. Воображение в художественной деятельности имеет несколько уровней проявления и, соответственно, может и должно формироваться на разных уровнях.

Первый – самый простой, и поэтому именуемый часто поверхностным, уровень методик, построенных на базе использования основных приемов творческого воображения.

1. Агглютинация (от греч. – склеивание). Крупные части разнородных объектов соединяются, склеиваются вместе, и получаются с новыми, ранее небывалыми, необычными свойствами. На основе этого приема можно разработать много интересных творческих заданий. Например, попросить детей, соединяя части разных животных, «сконструировать» новое, несуществующее животное, с необычными, новыми свойствами. Сначала его надо придумать, затем нарисовать и только потом дать этому животному название. Все эти три этапа требуют творческого подхода.

2. Аналогия. С визуальными аналогиями мы имеем дело практически постоянно. Разнообразные объекты, не имеющие строго заданной природной формы (такие облака, падающие тени, пятна, краски).
Детей следует учить искать аналогии во внешних очертаниях разных объектов. Так, например, на прогулке можно дать задание детям понаблюдать за облаками – на что они похожи. Следует фиксировать идеи каждого ребенка.
В качестве исходного материала для подобных занятий в дальнейшем могут служить самые разные предметы и явления: тени, блики, узоры на ковре, или на стекле. Например, детям предлагаются другие специальные задания карточки, на которых содержится сложные по форме и цвету фигуры. Задача – найти как можно больше аналогий с реальными изображениями (на что похоже).
В определенных случаях и преувеличение, и преуменьшение выступают как приемы творческого воображения. Таким путем можно наглядно продемонстрировать детям пример рисования карикатур, сказочных персонажей, героев мультфильмов.

3. Акцентирование – умение подметить и выделить, подчеркнуть главное – еще один из приемов творческого воображения.
Задания для развития могут быть следующими:
- рассказать о самых характерных особенностях Деда Мороза, Бабы Яги, Колобка, рисуя их портрет, изображают эти черты;
- нарисовать героя своей любимой сказки.

4. Типизация – самый сложный прием творческого воображения. Задача создания типичного образа – подлинно художественная задача, но работа в данном направлении с детьми рассматриваемые нами образы крайне затруднены. Однако на определенном уровне с помощью специальных заданий эту, еще не раскрывшуюся в силу возрастных особенностей способность, можно развивать.
Задание: сложив листок цветной бумаги определенным образом, вырезать с детьми «снежинки». Конкурс – чья «снежинка» больше всех похожа на настоящую.

Помимо основных приемов творческого воображения, неплохо использовать и другие. Например:
- монотипия;
- коллаж;
- витраж и многое другое.

Игры в изобразительной деятельности
Проблема детской игры в настоящее время – одна из самых важных в организации жизни детей в дошкольном учреждении.
Наиболее эффективными формами работы с воспитателями и специалистами детского сада, на наш взгляд, являются:
- Подвижные игры;
- Театрализованные игры;
- Игры с бумажными куклами;
- Сюжетно – ролевые игры;
- Дидактические игры.

Здесь учитываются умения и навыки детей. Для усвоения детьми способов воспроизведения действительности в игре используются обучающие игры. Они должны содержать элементы новизны, вводить детей в условную ситуацию.
Изобразительная деятельность, естественно, связывается с игрой через игрушку. Предложение нарисовать, вылепить или вырезать и наклеить игрушку вызывает радость у детей всех возрастных групп.
Игровая форма занятия, которые педагоги проводят на уроках, вне урока захватывает детей, повышает их эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанию.
Хороши и увлекательны занятия, которые способствуют развитию творческих способностей, художественного воображения и вызывают интерес к сотворчеству со взрослыми и другими детьми.
Занятия включают:
1) рисование пальчиками;
2) рисование штампиками;
3) рисование ладошкой;
4) рисование (гуашевыми и акварельными) красками;
5) аппликация (коллаж), аппликация из остатков воздушных шариков;
6) витраж;
7) лепка;
8) варежкин театр;
9) говорящие монеты;
10) картинки из шелухи, природных материалов.

На сегодняшний день существует широкая палитра цветов. С их помощью можно воплотить в жизнь любую задумку. Расширить границы дозволенного поможет аквагрим – рисунок, который наносится на кожу с помощью краски, специально изготовленной из натуральных красителей, совершенно безопасной для кожи. Ребенок от этого получает массу впечатлений. Какие эмоции будут у ребенка, когда, посмотрев в зеркало, он увидит, что превратился в беленького зайчика, милого котенка, супергероя из любимого мультфильма. И, конечно, тесная связь идет между уроками ИЗО и музыкальным воспитанием. Восприятие музыки – это самый сложный вид творческой деятельности, который помогает добиться желаемых результатов в элементарном музицировании и в творчестве детей.
На фоне музыки можно вызвать эмоциональные переживания.

По мнению многих авторов, семья самый первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность ребенка, ведь именно в семье перед ребенком впервые открываются двери в огромный и удивительный мир, и конечно, для того чтобы ребенок был творчески развитым и всесторонним, родители должны быть в тесной связи со специалистами, педагогами, воспитателями и включаться в живой процесс взаимодействий «ребенок – родитель – специалист».

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арттерапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую–либо проблему, наиболее удобную для психики ребенка способом. Арттерапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько, насколько ребенок готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает того, что с ним происходит.
Особое внимание можно уделить проблеме разрешения, переживания страхов.
Страхи теряют силу, когда мы смотрим им в лицо. Это сложно сделать взрослому человеку, а ребенку почти невозможно в большинстве случаев. Здесь на помощь приходит изотерапия, которая позволяет наиболее безболезненным способом вынести на физический план страхи, переживания, которые могут глубоко лежать в сознании или даже в бессознательном. Творчество рассматривается как средство максимального самовыражения, позволяющее ребенку проявить себя ярче, чем в письме и речи.

Занятия на уроках рисования пальчиковой живописью – это тот случай, когда цвет можно потрогать руками, что способствует развитию детской фантазии и тонкой моторики рук, такой процесс рисования обостряет ощущения и стимулирует действия. Рисование пальцами дает огромный опыт и развивает ребенка, так как ни чем не ограничивает его в выражении своего настроения и эмоций.
В результате «художественных упражнений» пальчики хорошо тренируются, дети получают богатую гамму тактильных ощущений, стимуляция которых способствует развитию речи и мышления.

Вся работа строится на следующих принципах:
- от простого к сложному: предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно–образная память, чем словесно–логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
- принцип индивидуализации – обеспечивает развитие каждого ребенка с учетом его типологических особенностей и уровня актуального развития;
- связь обучения с жизнью: дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание

Благодаря занятиям по рисованию с использованием различных форм художественной экспрессии, складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в творческой деятельности. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. Понятно, что не каждый ребенок станет профессиональным художником, скульптором, но в целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.


Таким образом, на становление творческой личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, умения понимать прекрасное в природе, во взаимоотношениях с другими людьми среди прочих факторов оказывает влияние изобразительное искусство.

Посредством восприятия изобразительного искусства у детей формируется представление об идеалах современников, о культуре прошлых эпох и нового времени. Овладевая изобразительно–выразительными навыками, дети приобщаются к творческой деятельности. Они получают возможность вполне передавать образы предметов и явлений окружающей деятельности.
Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценки действительности. При самостоятельном выборе нахождении и обработке формы ребенок становиться мужественным, искренним, развивает фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение, и позднее вкус. Тем и будет обеспечен подход к красоте.
Как показывает практика, многие вопросы творчества возникают не столько от отсутствия соответствующей изобразительной грамоты, сколько от неумения распорядиться своими способностями. Считается, что все дело в «умении рисовать», но важнее – правильное отношение к творческой деятельности. Часто решение этих проблем лежит в психологической плоскости. То есть, не потому не можем рисовать, что «не умеем», а потому, что составлено неправильное представление о том, какой должна быть работа. Таким образом, задача педагога в том, чтобы развивать художественные способности ребенка, а, следовательно, и творческие способности. Занимаясь развитием творчества, педагог не только развивает воображение, фантазию, избавление от страхов, выплескивание эмоции, но также посредством творчества развивается мелкая моторика и координация движений пальцев рук, что находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. На уроках лепки, рисования, аппликации движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие.

По определению психологии, познавательные процессы — это ощущение, мышление, память, восприятие, внимание и наблюдательность. Иными словами - все, что напрямую связано с сознанием. Познавательные процессы у человека развиваются всю жизнь, но активнее всего это происходит в детстве, особенно в первые десять лет. Основы зарождения творческой личности закладываются еще раньше - до 6 лет. Одним из наиболее полезных занятий является рисование, положительно влияя на развитие ребенка.

Рисуя, маленький человечек учится не только видеть и представлять образы, но и воссоздавать их. Рисуя, ребенок свободно выражает мысли, эмоции, ощущения. Он изображает свое индивидуальное отношение к окружающему, показывает, что для него главное, а что второстепенное.

Благодаря рисункам мы, взрослые, можем понять внутренний мир малыша. Этим хорошо пользуются психологи. Недаром большинство психологических тестов для детей проводятся посредством рисования или идентификации конкретных образов.

Как именно рисование влияет на разные стороны развития ребенка?

Влияние на интеллект

В дошкольном возрасте мышление ребенка образно. Чем больше новых образов он создает, тем лучше в дальнейшем развиваются интеллектуальные способности и мыслительные операции. Сильнейшим стимулом развития в это время является творчество. От того, как мышление развивалось в период оперирования образами, зависит его готовность к следующему, логическому, этапу.

Уникальное свойство человеческого мышления - креативность - развивается в детстве, в творческой деятельности. Рисование позволяет ребенку создавать множество образов, изменять их по своему желанию, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями. Поиск ассоциаций и генерация образов - отличная тренировка ума, с успехом заменяющая любые методики раннего интеллектуального развития.

Влияние на фантазию и воображение

Рисование развивает воображение - способность мысленно представлять зрительные картины. Благодаря этому человек может перерабатывать прошлый опыт и создавать новые связи между полученными образами. Чем больше таких связей образуется в мозгу, тем лучше развивается мышление.

Фантазия нужна будущему взрослому - она позволяет человеку делать смелые предположения, изобретать и создавать принципиально новое. В рисовании она развивается очень хорошо, поскольку ребенку нужно детально продумывать образ до того, как он сможет его изобразить.

То, что ребенок способен перенести на бумагу, не передает всего воображаемого им мира. Именно поэтому дети часто видят в своих рисунках больше, чем нарисовано, - они фантазируют, придумывая различные истории о своих картинках. Родителей не должно раздражать такое «фантазерство»! Эту способность нужно поддерживать, не становясь скучным занудой, указывающим ребенку на несоответствия между выдуманным образом и неумелым рисунком. Наоборот, лучше включиться в игру и попытаться «увидеть» превращения образа.

Влияние на развитие речи

Еще до того, как ребенок начнет изображать что-то конкретное, он уже «рассказывает» о своих каракулях и видит в них знакомые образы. Во время рисования дети часто комментируют то, что изображают, и рисунок становится живой картинкой - драмой, персонажи которой разыгрывают представление.

Родителям стоит внимательно слушать рассказы ребенка и задавать наводящие вопросы, интересоваться героями, сюжетом, деталями. Проговаривание во время рисования («сейчас я возьму белый, потом розовый, добавлю водички») помогает ребенку осознавать свои действия и лучше их координировать.

В свою очередь, речь влияет на рисунок: исследователи детского творчества утверждают, что «молчаливое» рисование развивается менее интенсивно, образы в нем беднее деталями, часто бывают шаблонными и заимствованными. Рисование вместе со взрослыми помогает упрочить эмоциональный контакт, найти повод пообщаться, обогатить речь.

Влияние на развитие восприятия

Восприятие в детском возрасте еще несовершенно, и рисование стимулирует его развитие, заставляя малыша изучать объекты для изображения и открывать в них новые качества, которых он раньше не замечал. Во время рисования тренируется умение наблюдать и анализировать объект, - очень полезное для развития мышления.

Нетрадиционные техники рисования

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Иногда они очень огорчаются, если что-то не получается. Первые неудачи вызывают раздражение или разочарование. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Поэтому необходимо использовать такие техники рисования, которые создадут ситуацию успеха у детей и сформируют устойчивую мотивацию к рисованию .

Именно нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности. Данные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно.

На занятиях с использованием нетрадиционных техник у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность, ребенок экспериментирует. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации.

К нетрадиционным техникам относятся:

  • рисование пальцами по бумаге картону и проч. материалам;
  • рисование по стеклу;
  • роспись ткани;
  • рисование мелом по бархатной бумаге;
  • роспись камней, кружек и других предметов;
  • рисование ватными палочками, зубной щеткой и прочими подручными предметами;
  • рисование по песку и рисование песком...

Список можно долго продолжать, т.к. рисовать можно многими предметами и материалами по еще большему количеству предметов и материалов. В данном вопросе мы предлагаем вам, дорогие родители, проявить уже свои фантазию и изобретательность и подключить ребенка к придумыванию того, "на чем бы и чем нам с тобой еще порисовать"? Дерзайте и у вас все получится!

Как приготовить краски самостоятельно

Даже совсем маленькие дети могут рисовать красками, если эти краски пальчиковые (ребенок макает палец в краску и рисует пальцем). Родители могут самостоятельно приготовить безвредные краски для детей.

Для этого понадобится:

2 чашки комнатной воды;

3 столовые ложки сахара;

- ½ чашки крахмала из кукурузы;

Пищевые красители.

Все, кроме красителя, необходимо смешать и на тихом огне варить 15 минут, затем охладить, разлить по небольшим емкостям и добавить пищевые красители.