Факты о венецианском карнавале. Интересные факты о карнавале в рио

  1. Бразильский карнавал проводится за 40 дней до Пасхи, он служит началом Великого поста.
  2. Карнавал считается достоянием истории Бразилии, но на самом деле идея подобного мероприятия зародилась не здесь. Она попала в Бразилию из Португалии в XVII веке, на него также оказали влияние традиции Франции и Италии.
  3. Сегодня бразильские карнавалы имеют свои особенности, они отличают их от подобных мероприятий, проводимых в различных странах Европы и Латинской Америки.
  4. Карнавал призван объединять разные слои населения. Но при этом, чтобы получить доступ к Самбодрому, нужно заплатить крупную сумму, осилить которую большинству бразильцам не по силам.
  5. Бразильский карнавал ежегодно приносит 2,1 млрд. евро. Такой доход обеспечивается наплывом туристов, которые с удовольствием тратят свои деньги. Карнавал требует задействования большого количества ресурсов, поэтому для подготовки к торжеству создаются дополнительные рабочие места, правда временные, в частности, в Рио-де-Жанейро было открыто 250 тыс. вакансий.
  6. В этом же городе находится Самбодром – специальная аллея, протяженностью 700 метров, созданная в 1984 г. На ней проходят соревнования между танцорами разных танцевальных школ.
  7. Каждая школа самбы создает свое выступление на заранее выбранную тему. От нее зависят оформление движущихся площадок, музыка, костюмы и хореография.
  8. По ночам на Самбодроме выступают по 3-4 школы, причем в каждой из них 3-5 тысяч участников. Всего за время проведения бразильского карнавала проводятся выступления 12 школ: 8 – элитных и 4 – начинающих. Выступающие от каждой из них размещаются на нескольких машинах (в среднем 5-8) группами по 40 человек. Кстати, транспортом обязательно управляют вручную, такая необходимость вызвана правилами техники безопасности.
  9. Стандартное время проведения карнавала – с 21:00 до самого утра. Он продолжается в течение 4 ночей с субботы по вторник. Сначала выступают новички, а затем опытные танцоры.
  10. Карнавальные костюмы выглядят эффектно, но для танцовщиц они обычно неудобны. Даже простой поход в туалет становится затруднительным, поэтому танцовщицам выдаются специальные пакеты.
  11. На оценку выступлений влияет ряд факторов: мастерство танцоров, оформление декораций и костюмов, соблюдение ритма, оригинальность художественного воплощения, сплоченность артистов, а также выступление женщины-знаменосца.
  12. Во время проведения карнавала в городе практически прекращается работа, наступает один крупномасштабный праздник. На улицах слишком много празднующих людей и туристов, в городе образуются пробки. Весь Рио-де-Жанейро охватывают праздничное настроение и ритмы самбы.
  13. На карнавалах, как и любых мероприятиях, случаются свои неприятные ситуации. В частности, в 2006 г. на открытии карнавала группа людей в карнавальных костюмах под музыку проникла в музей, где украла картины Пикассо, Дали, Моне и Матисса.
  14. Посмотреть на карнавал съезжаются люди со всего мира. В этот период все отели, гостиницы переполнены, цены на жилье возрастают, на улицах много людей. Некоторые местные жители во время проведения карнавала предпочитают покинуть город и отдохнуть с семьей в другом месте.
  15. Подготовка к карнавалу начинается сразу же после того, как прошел предыдущий. В течение года участники вынуждены ограничивать себя во всем, собирая деньги на подготовку. Также в Самбадроме работает небольшой музей, в котором можно узнать о традициях и особенностях проведения карнавала.

С Веселым туристом все легко и быстро!

Главное европейское гуляние зимы - Венецианский карнавал - ежегодно собирает сотни тысяч гостей. Это торжество предваряет Великий пост подобно славянской Масленице . А одновременно является памятью про самую яркую, веселую и удивительную победу над социальными (и любыми другими!) стереотипами, которая когда-либо могла произойти в средневековой Европе.

Карнавал ошибочно считать «торжеством простолюдинов». Он от начала считался временем равенства и открытости, отвержением правил и условностей. Была в карнавале также опасность - недаром таинственные любовные истории, как и кровавые итальянские детективные сюжеты, часто скрыты под изысканной карнавальной маской… Карнавальные торжества в Италии покорили не только Венецию: и Сардиния, Эмилия-Романья, Апулия, Марке, Базиликата, Лацио и Пьемонт также известны своими шествиями, весельем и балами.

История карнавала

Было время, когда Венецианский карнавал начинался уже на второй день Рождества - то есть в день святого Стефана по Григорианскому календарю (26 декабря). Длился карнавал до вторника перед Великим постом, всегда начинающимся в Католической Церкви в среду. Этот день иногда называют «жирным вторником». Хотя есть и иные версии хронологии карнавала: например, из утверждений многих историков и современников эпохи Барокко видно, что он фактически не заканчивался. Перерывы наступали только во время постов и, собственно, сбора урожая. Уже в октябре карнавальное веселье начиналось снова !

Происхождение современного карнавала имеет несколько источников. Древнеримский связывает карнавал с зимними языческими празднествами, посвященными богу Сатурну (сатурналиями) и торжествами сбора урожая. Дальнейшее развитие венецианской культуры и христианизация позволили переосмыслить народные гуляния как забаву перед Великим Постом. Так и возникло слово «карнавал», что в буквальном смысле означает «прощай, мясо» (carne-vale ).

Источник фото: offerteshopping.it.

Документы впервые фиксируют проведение карнавала в Венеции в далеком 1094 году. С тех пор карнавал веками оставался самым ярким феноменом венецианский культуры . В 19 веке карнавал покорил весь мир - веселое празднество в масках стало «фирменным знаком» Венеции, а любители карнавалов уже говорили на самых разных языках и наречиях. Художественное искусство, литература, театр, а потом и кино вовсю использовали карнавальные образы - как с удовольствием продолжают использовать их и сейчас.

Пережил Венецианский карнавал и своего рода «эпоху забвения»: в 19 веке, когда о торжестве заговорил мир, сама Венеция его отвергла. Но в 1980 году венецианские карнавальные традиции начали возрождаться. Правда, с тех пор веселые торжества длятся намного меньше - от недели до трех. В последние годы карнавал в Венеции длится чуть более двух недель.

Традиции Венецианского карнавала

Карнавал всегда сопровождался как безудержной радостью, так и случаями неоправданной жестокости. Еще в Древнем Риме сатурналии были периодом, который фактически уравнивал раба и его господина . Чтобы еще более подчеркнуть это, в 13 веке венецианцы повсеместно стали использовать карнавальные маски - не столько затем, чтобы скрыть лицо, но больше для свободных контактов с представителями иных классов и общественных слоев.

Источник фото: blog.pelatelli.com.

Сокрытие одновременно множества лиц под масками, так или иначе, имело самые разные социальные последствия. Романтические и трагические, веселые и преступные, запретные и скандальные… В этот период любые правила практически не действовали : у карнавала всегда было множество как детей, так и жертв. Самыми свободными, пожалуй, были традиции карнавала во времена Венецианской республики.

Современный карнавал - уже не такое буйное и необузданное зрелище. В то же время, в нем соединилось множество традиций и символов Венеции. Происходит действо одновременно во многих , и охватывает различные достопримечательности Венеции. Древние и современные вариации веселых событий сейчас сочетаются здесь в одно яркое торжество. Одним из таких событий является старинный праздник Марий (Festa delle Marie ). Это напоминание о спасении венецианских девушек, которых когда-то украли пираты Истрии.

Также Венецианский карнавал в наши дни - это карнавальная свобода, дни театра, музыки и уличной еды. В это время происходят парады гондол на , конкурсы традиционных одежд и масок, костюмированные балы, исторические реконструкции и «Шествие Марий» (двенадцати красавиц Венеции). Одна из них, победительница конкурса, становится в следующем году главной героиней «Полета Ангела» и летит над толпой с колокольни прямо на Венеции. Закрытие карнавала знаменует еще одно «летящее» шоу - это «Полет Льва», крылатого символа Венеции и символа главного христианского покровителя города, евангелиста Марка.

Венецианская маска

Маски снимали запреты и стирали различия . За это их даже запрещали носить не во время карнавала. Традиционные венецианские маски часто делят на два вида. В первую очередь, это маски итальянской «Комедии масок». Они представляют Арлекина и Коломбину, Пульчинеллу и Пьеро, Педролино, Дзанни, Бригеллу и прочих персонажей.

Источник фото: analivingston.wordpress.com.

Есть и другие маски: они сформировались за всю историю карнавала и во многом отображают венецианскую культуру и традиции. Это Баутта (наиболее простая и популярная), Моретта («Немая служанка»), Ларва, Венецианская дама, Джокер, Кот, Доктор Чумы и Вольто (нейтральная маска «Гражданина»). Кроме них, конечно, каждый год появляются новые маски - современные типажи можно перечислять бесконечно.

Изготовляют маски из особых типов гипса, папье-маше, красок, тканей, фольги, различных декоративных материалов. Украшение и раскрашивание настоящей венецианской маски - это кропотливая ручная работа . Мастера используют для этого как простые, так и весьма ценные компоненты - грунт, сусальное золото, натуральные перья птиц и драгоценные камни.

  • Автором гимна Венецианского карнавала является модельер Пьер Карден, уроженец области Венеция.
  • Возникновение маски Кота имеет достаточно простую причину: котов в Венеции было крайне мало, и жители города на воде испытывали к ним большой интерес и уважение.
  • Маска и специальный костюм Доктора Чумы происходят от реального костюма, который был трагической необходимостью во время эпидемий. Потом эта маска считалась карнавальным напоминанием о смерти.
  • Во время карнавала работа не поощрялась . Если же кого-то ловили на этом, то могли связать и потащить к церкви. Там «провинившийся» пил вино до упаду. За это его даже могли объявить карнавальным королем.
  • В те времена, когда карнавал длился по полгода, в масках происходило и выполнялось все : венецианцы наряжались соответствующим образом даже в церковь и в суд.

Известен всем (невежд мы обойдем)Веселый католический обычай
Гулять вовсю перед святым постом,
Рискуя стать лукавому добычей.
Греши смелей, чтоб каяться потом!
Без ранговых различий и приличий
Все испытать спешат и стар и млад:
Любовь, обжорство, пьянство, маскарад.

Эти строки Байрона посвящены, разумеется, одному из самых ярких зрелищ на планете Земля – Венецианскому карнавалу.

Родиной карнавалов стали в IX-X веках большие независимые европейские города. И первой была именно Италия: богатая Венеция больше всего располагала к празднику. Да и слово «карнавал» изначально итальянского происхождения: carne – «мясо», vale – «прощай». Все из-за сроков проведения праздника, первое упоминание в летописи о котором относится к 1094 году. Последний день Венецианского карнавала носил название Жирный вторник. Потому что на следующий день начинался сорокадневный пост перед Пасхой.

Публичным праздником карнавал сделал Сенат Венецианской Республики своим решением от 1296 года. К этому времени сложились и его традиции, связанные прежде всего с ношением масок. Таким образом устранялись незыблемые в иное время социальные рамки, временно отменялись повседневные жизненные правила. Под маской и в пестром костюме мог оказаться кто угодно – богатый вельможа или бедный простолюдин, дочь дожа или белошвейка. Маска – bautta – позволяла грешить инкогнито.

Во время карнавала в роскошных дворцах проходили балы-маскарады, которые устраивали богатые вельможи. Улицы, площади и, разумеется, каналы Венеции предоставлялись для веселья простого люда. Не счесть было акробатов и жонглеров, а также купцов, привозивших из далеких заморских стран дрессированных хищников. Передвижные лавки ломились от нехитрых яств и сладостей.

На Венецианском карнавале знать любила играть в одну очень интересную игру. Полсотни желающих делились на две команды по 25 игроков в каждой, а площадь – на две половины. Цель игры состояла в том, чтобы, передавая друг другу ногами сшитый из кожи предмет, отправить его в определенное место на территории команды соперника… Узнали? Конечно же, это был один из предков современного футбола!

Самыми популярными венецианскими масками были взятые «напрокат» у персонажей комедии дель арте, собственно комедии масок. Почти все из них представлены у классика итальянской комедии Карла Гоцци (см. «Труффальдино из Бергамо»; кстати, финал фильма – это именно Венецианский карнавал). Большой популярностью пользовалась баута, устроенная таким образом, чтобы ее хозяин, не открывая лица, мог есть и пить. Баутой, между прочим, пользовался сам Джакомо Казанова.

Временами на Венецианском карнавале встречаются персонажи в маске довольно мрачной птицы с загнутым вниз клювом. Это Medico della Peste (Доктор Чумы) – напоминание о страшных для Венеции годах, когда эпидемия чумы косила людей тысячами. Именно такую маску носили во время посещения своих пациентов тамошние доктора. «Клюв» служил контейнером для ароматических масел и других пахучих веществ – считали, что они защищают от чумы… Почему же эта маска смерти попала на веселый карнавал? Потому что смерть, пусть даже от чумы, - это тоже жизнь…

Захвативший Италию в конце XVIII века Наполеон Бонапарт сознавал, что Венецианский карнавал каждый раз будет напоминать итальянцам об отобранной у них независимости. Посему он был отменен. Впрочем, есть и другое мнение, объясняющее прекращение венецианских карнавалов их общим упадком. Так или иначе, но второе рождение Венецианского карнавала состоялось лишь в 1979 году. Однако о всенародном празднике жителей Венеции речь уже не шла. Теперь это яркое представление ориентировано преимущественно на туристов. Что помогает собирать звонкую монету в городской бюджет города, у которого немало проблем.

Современный Венецианский карнавал продолжается две недели. Плюс несколько дней до его официального открытия. Город начинает наполняться романтиками, съезжающимися в Венецию со всей Европы. По улицам маршируют бродячие оркестры и уличные театры. Звук труб, гром барабанов, песни во всю глотку, бабахи петард… Торговцы спешат выложить на прилавки всю заблаговременно подготовленную карнавальную продукцию, чтобы каждый мог выбрать свой собственный наряд, коль скоро не запасся заранее.

Праздник начинается на площади Святого Марка с исполнения гимна, написанного великим кутюрье Пьером Карденом. Затем - традиционное представление комедии дель арте, сопровождаемое массой конфетти и облаком воздушных шаров. После торжественного открытия начинается собственно Венецианский карнавал, состоящий из народных гуляний, парад-алле дорогих масок и костюмов, концертов на тему прошедших веков. Много музыки, много вина. Элита, также по традиции, собирается в старинных венецианских дворцах на балы-маскарады. Незабываемое время!

  • Карнавал берет свое начало в XVIII веке. Придумали его португальские иммигранты, которые называли праздник Entrudo. В то время веселые толпы обливали друг друга водой.
  • Карнавал начинается в пятницу, когда мэр Рио отдает ключи от города Королю Момо – мифической фигуре, которая возглавляет праздник. Эта традиция восходит к 1933 году. Сегодня ключи получает веселый толстый человек в короне.

Экспресс-инфо по стране

Бразилия (Федеративная Республика Бразилия) – государство в Южной Америке.

Столица – Бразилиа

Крупнейшие города: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Салвадор, Белу-Оризонти, Форталеза, Бразилиа

Форма правления – Президентская республика

Территория – 8 514 877 км 2 (5-я в мире)

Население – 203,26 млн чел. (5-я в мире)

Официальный язык – португальский

Религия – католицизм

ИЧР – 0,755 (75-я в мире)

ВВП – $2,346 трлн (7-я в мире)

Валюта – бразильский реал

Граничит с: Французской Гвианой, Суринамом, Гайаной, Венесуэлой, Колумбией, Перу, Боливией, Парагваем, Аргентиной, Уругваем

  • Официально карнавал длится с вечера пятницы до полудня Пепельной среда. Но на самом деле праздничный сезон в Бразилии длится от Рождества до конца Карнавала, когда заканчивается бразильское лето.

  • В городе проходят сотни уличных вечеринок (blocos), во время которых играют ансамбли, а люди в костюмах танцуют и веселятся. Во время Карнавала на улицах города ежедневно гуляют более 2 млн человек.
  • Во время фестиваля выпиваются миллионы литров пива, а власти наказывают тех, кто мочиться на улице. В прошлом году штраф за это правонарушение был увеличен с $44 до $131. На время Карнавала в город завозится множество переносных туалетов.
  • Ежегодно на Карнавал в Рио, где проживает порядка 6 млн человек, приезжает более миллиона туристов. На время Карнавала гостиницы и рестораны значительно подымают цены.

  • Самая зрелищная часть Карнавала – выступление на самбадром-арене лучших городских школ самбы, в которых принимают участие платформы с тысячами танцоров. Выступление каждой школы длится порядка часа. Карнавал продолжается до рассвета, а расходы на подготовку исчисляются миллионами.
  • В карнавале обычно участвуют порядка 200 различных школ самбы. Те, которым не повезло попасть на самбадром, выступают просто на улицах города. Подготовка к фестивалю – репетиции и пошив костюмов – идет круглый год.
  • В связи с экономическим кризисом школы самбы вынуждены сокращать количество платформ и танцоров. Так, в 2016 году школа Мангейра сократила количество платформ с 7 до 6, а количество танцоров и музыкантов — с 5000 до 4000. Но Карнавал по-прежнему остается самым большим шоу на Земле.

  • Сердце Карнавала – Самба родилась в Рио-де-Жанейро в начале XVII века в районе Педра-ду-Сал. Бывший рынок работорговли стал популярным местом встречи афро-бразильцев и первая Самба, аналог ритуального танца под звук барабанов и хлопков, появился именно там.
  • Помимо Рио большие карнавалы также проходят в Сан-Паулу, Сальвадоре, Ресифе, Олинды и Манаусе.


Кадры из фильма *Карнавал*, 1981

20 июля исполняется 93 года со дня рождения кинорежиссера и сценариста Татьяны Лиозновой, известность которой принесли фильмы «Им покоряется небо», «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны», «Мы, нижеподписавшиеся». Никто не ожидал, что после этих работ она возьмется за создание музыкальной комедии, но и этот жанр ей покорился. В 1982 г. на экраны вышел фильм «Карнавал» – трогательная, смешная и лирическая история о том, как провинциалка Нина Соломатина в исполнении Ирины Муравьевой пыталась завоевать столицу. За кадром осталось много интересных моментов.


Сценарий фильма был написан задолго до съемок. Его автор Анна Родионова опубликовала его в журнале «Искусство кино», где его и заметила режиссер Татьяна Лиознова. Эта история не оставила ее равнодушной – ведь главная героиня, искренняя и наивная провинциалка Нина Соломатина, чем-то напоминала ее саму. Она переработала сценарий, дописав многие эпизоды – например, сцену с роликами в цирке и эпизод с больной матерью. Многие моменты она взяла из собственной биографии: «Это тот эпизод, в котором Нина пьет в мороз ледяную воду из колонки. У дома, где я когда-то жила, была такая же колонка, и мы с подружками проделывали то же самое. Картина в некоторой степени получилась автобиографичная. Я тоже через многое прошла на пути к режиссуре». Лиозновой тоже приходилось работать и костюмером, и уборщицей, прежде чем она нашла свое место в кинематографе.


Актрису на главную роль утвердили сразу и без проб: с Ириной Муравьевой Татьяна Лиознова уже работала в фильме «Мы, нижеподписавшиеся» и видела в этом образе только ее. Хотя актрисе на тот момент было 32 года, а ее героине – всего 18! Эта роль далась Муравьевой непросто: для съемок ей нужно было похудеть и научиться кататься на роликовых коньках. А они были особенные – с большими колесами, неманевренные и громоздкие. Актриса часами тренировалась в спортивных залах, чтобы школьная форма пришлась ей впору.


Ирина Муравьева в фильме *Карнавал*, 1981

Целых три месяца Муравьевой пришлось тренироваться перед тем, как она появилась на роликах в кадре. Первое время актриса ходила вся в синяках, и много времени уходило на то, чтобы их загримировать. Когда она уехала на гастроли в Киев, вместе с ней отправился тренер и весь коллектив ансамбля «Ритмы планеты», с которым предстояло исполнять танцевальные номера. Ежедневно они тренировались в перерывах между спектаклями. В результате актриса научилась кататься довольно хорошо, и ей приходилось разыгрывать в кадре неуклюжесть и неловкость.


Кадр из фильма *Карнавал*, 1981


Кадр из фильма *Карнавал*, 1981

Ирина Муравьева была настолько убедительна в роли Нины Соломатиной, что после выхода фильма на экраны многие стали отождествлять актрису с этой героиней, для чего не было никаких оснований. «В жизни я абсолютно не похожа на Нину. Я коренная москвичка, абсолютно домашняя девочка. Хорошо училась, и столицу покорять не стремилась. Более того, в жизни никуда из дому не уезжала. Мне никогда не хотелось чего-то добиваться. Я не лидер, а, скорее, ведомая», – говорила актриса. После роли в фильме «Москва слезам не верит» и «Карнавала» Ирина Муравьева закрепила за собой репутацию лучшей киноактрисы начала 1980-х гг. Как ни странно, сама она осталась недовольна своей работой, считала, что нелепо выглядит в кадре с хвостиками и веснушками, и переживала из-за того, что ей не дали самостоятельно спеть песни – «Позвони мне, позвони» и другие композиции вместо нее исполнила певица Жанна Рождественская.


Ирина Муравьева в фильме *Карнавал*, 1981


Кадр из фильма *Карнавал*, 1981

Городок Оханск, из которого Нина Соломатина приехала в Москву, действительно существует на карте. Но съемки проходили не там, а в Калуге, а также в павильонах московской киностудии им. Горького.


Ирина Муравьева в фильме *Карнавал*, 1981


Кадр из фильма *Карнавал*, 1981

Для многих зрителей финал картины остался загадкой: так сбылась ли мечта провинциалки стать артисткой или она вернулась в Оханск навсегда? Первоначально финальная сцена была еще более печальной, чем в итоге. Нина Соломатина, уезжая в Оханск, должна была встретить на вокзале цыганку Карму, с которой ее в Москве свела судьба, и та рассказывала ей о том, что у нее погиб ребенок. Но такой финал выглядел слишком беспросветным, а режиссеру хотелось закончить на более лиричной и оптимистической ноте, подарив зрителю надежду на то, что мечта героини когда-нибудь исполнится. Многие считали финал фильма открытым, но сама Лиознова позже сказала в интервью о том, что видит свою героиню состоявшейся артисткой.


Ирина Муравьева в фильме *Карнавал*, 1981

Фильм имел у зрителей такой успех, что даже Эльдар Рязанов признался Татьяне Лиозновой, что завидует ей как режиссеру: «Снять комедию, где публика иногда смеется так, что не слышно музыки, – это надо суметь!».