Детский труд в 19 веке англии. Определение: Что такое детский труд и его наихудшие формы? Всемирный день борьбы с эксплуатацией детского труда

Прежде всего, необходимо уточнить, что не входит в понятие «детский труд». Выполнение детьми и подростками работ, которые не влияют на их здоровье и развитие, а также не препятствуют получению образования, обычно считается положительным явлением. К таким видам работ относятся помощь ребенка родителям по дому или в семейном деле, зарабатывание карманных денег после школы или во время школьных каникул. Все это способствует развитию ребенка и благосостоянию семьи, помогает ребенку получить навыки и опыт, которые потребуются в будущем для того, чтобы стать полноценным членом общества.

Эти виды деятельности не входят в понятие «детский труд». Под детским трудом понимаются виды работ и деятельности, которые:

  • в психическом, физическом, социальном или моральном отношении сопряжены с опасностью для детей или причинением вреда детям; и
  • лишают детей возможности учиться в школе из-за того, что:
    • они не имеют возможности ходить в школу;
    • они вынуждены совмещать обучение в школе с тяжелым и продолжительным трудом.

В своих экстремальных формах детский труд - это закабаление детей, отрыв их от семей, создание угрозы их жизни и здоровью, и/или вынуждение вести самостоятельную жизнь на улицах больших городов, причем зачастую с самого раннего возраста.

«Детский труд» - это работа, которая лишает детей детства, человеческого достоинства, возможности развить свой потенциал и наносящая вред их физическому и психическому развитию.

Конечно, невозможно дать точное определение понятию «детский труд», которое было бы пригодным по отношению к любой ситуации и любому государству. Как провести грань между «допустимыми» формами труда, выполняемого детьми, и «детским трудом»? Существует ли зависимость между отнесением того или иного вида работ к «детскому труду» и возрастом ребенка, выполняющего эту работу, условиями, в которых она выполняется, и целями, преследуемых каждым конкретным государством? Ответ на этот вопрос будет различным не только для каждого от государства, но и секторов внутри него.

Эта вопрос будущего любой нации

Очень важно обеспечить детям достойное детство и помочь им получить в будущем достойную работу, то есть такую работу, которая приносит пользу обществу и помогает человеку поддерживать достойное существование. Привлечение детей к работе, которая разрушает их чувство собственного достоинства, пагубно влияет на их здоровье, нравственность и лишает их возможности получить образование, серьезно подрывает экономическую жизнеспособность общества и долгосрочные перспективы его развития.

Детский труд необходимо рассматривать не только как причину, но и как следствие нищеты и низкого уровня развития. Дети, вовлеченные в наихудшие формы детского труда и не получившие даже базового образования, скорее всего превратятся в неграмотных, физически и интеллектуально ограниченных взрослых людей, у которых нет практически никакой возможности выбраться из плена нищеты, в которой они были рождены, и которые не могут способствовать развитию общества в целом. Так же, как и у них самих, и у их детей будет очень мало шансов на дальнейшее развитие. В нынешнем конкурентном мире процветание любого государства принципиально зависит от качества ее человеческих ресурсов; терпимость к наихудшим формам детского труда не позволяет осуществлять значительные инвестиции в человеческий капитал, что является задачей любого общества, думающего о своем будущем.

Даже если бы от использования детского труда и можно было получить краткосрочные экономические преимущества, их необходимо оценивать на фоне тех долгосрочных потерь в развитии нации, которые эти преимущества за собой повлекут.

В России закон 1 июня 1882 г . устанавливал запрет на работу детей до 12 лет , для детей 12-15 лет ограничивал время работы 8 часами в день (притом не более 4 часов без перерыва) и запрещал ночную (от 9 часов вечера до 5 часов утра) и воскресную работу, а также запрещал применение детского труда во вредных производствах.
Владельцы предприятий должны были «предоставлять возможность» детям, не имевшим свидетельства об окончании по меньшей мере одноклассного народного училища или приравниваемого к нему учебного заведения, посещать школы не менее 3 часов в день или 18 часов неделю.

Введение закона тут же вызвало противодействие со стороны промышленников.

Челябинск. Чаеразвесочная фабрика Высоцкого.


Ложкарное производство

Столярное производство
Кустарные промыслы России 1910-е гг.

Производство деревянных трубок
Кустарные промыслы России 1910-е гг.

Окрашивание деревянной посуды
Кустарные промыслы России 1910-е гг.

Рабочие и работницы Товарищества ситцевой мануфактуры Альберта Гюбнера

Сначала была введена оговорка о том, что его действие будет ограничено лишь фабриками,.
Затем отсрочили его ввод на год (до 1 мая 1884 г)., причем еще два года по разрешению министра финансов допускались «в случае надобности» работа детей 10-12 лет и ночная работа (не более 4 часов) детей 12-15 лет.


Развеска чая в московской развесной товарищества "Караван"

Развеска чая в московской развесной товарищества "Губкин и Кузнецов"


В 1885 г. был принят закон «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах». По нему воспрещалась ночная работа подростков до 17 лет и женщин на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабриках. Вступил в силу с 1 октября 1885 г.

Однако, его распространили только на вредные работы в фарфоровом и спичечном производствах .
В 1897 г. закон был распространён также на все текстильное производство .

Хозяйская квартира для учеников екольной мастерской В.Платова
в Шарапове Звенигородского уезда
.
Из книги: Курская А.С. Производство часов в Москве и Московской губернии. М., 1914 г.

Законы 1882 и 1885 гг. имели значение временных правил с последующей доработкой.

Но в 1890 г. Законопроект, внесённый в 1890 г. уже ослаблял значение первоначальных законов.
Малолетних рабочих отныне могли, «когда по роду производств это окажется необходимым», привлекать к работе 9 часов в две смены по 4,5 часа. В стеклянном производстве разрешалось даже ставить малолетних на 6 часов ночной работы.
Законодательно определенное ночное время в определенных случаях было сокращено до промежутка с 10 часов вечера до 4 часов утра. Этот закон («Об изменении постановлений о работе малолетних, подростков и лиц женского пола на фабриках, заводах и мануфактурах и о распространении правил о работе и обучении малолетних на ремесленные заведения») был принят Государственным советом и высочайше утверждён 24 апреля 1890 г.

В действительности же детей продолжали эксплуатировать, и, если в крупных городах производилось инспектирование, то в глубинке детский труд и детское бесправие существовало вплоть до 1917 года, пока не был принят первый кодекс о труде, гарантировавший 8-часовой рабочий день и запрещение использовать детей на работах до 16-ти лет.


Село Верховье, Солигаличского уезда. 1910-1914. из альбома Татьяны Дроздовой


В России даже во второй половине ХХ столетия от сельских жителей Карелии можно было услышать рассказы о том, как местные купцы помимо дров, сена, дичи поставляли в Петербург и живой товар. Они собирали малолетних детей у бедняков, обремененных большими семьями, и отвозили их в столицу, где детский труд был широко востребован.
Торговля детьми, скупка и доставка в Петербург дешевой рабочей силы становилась специализацией отдельных крестьян-промышленников, которых в быту именовали «извозчиками» или «рядчиками».
Мальчиков обычно просили разместить в магазины, а девочек — в модные мастерские. Родители снабжали ребенка одеждой и провизией на дорогу, паспорта же вручали промышленнику. С момента увоза судьба детей всецело зависела от случая и, прежде всего, от возницы-промышленника. «Извозчику» не платили за перевоз, он получал деньги с того человека, которому отдавал в обучение ребенка.
За каждого ребенка, сданного в учение на 4—5 лет, «извозчик» получал от 5 до 10 рублей. При увеличении срока обучения цена возрастала. Она в 3—4 раза превышала сумму, отданную скупщиком родителям, и в значительной степени зависела от внешних данных, состояния здоровья и расторопности малолетнего работника. Лавочник или хозяин мастерской оформлял ребенку вид на жительство, обеспечивал его одеждой и питанием, получая взамен право всевластно им распоряжаться.

Охрана детского труда законодательно распространялась лишь на крупное производство, где надзор за исполнением законов осуществляла фабричная инспекция. Ремесленные и торговые заведения оказывались вне этой сферы. Законодательно возраст вступления в ученичество не оговаривался. На практике обычно не соблюдалось и установленные «Уставом о промышленности» ограничения продолжительности рабочего дня учеников — с 6 утра до 6 вечера, и тем более, назидание мастерам: «…Учеников своих учить усердно, обходиться с ними человеколюбивым и кротким образом, без вины их не наказывать и занимать должное время наукою, не принуждая их к домашнему служению и работам». Условия жизни, в которых оказывались подростки, толкали их на преступления. Треть всех правонарушений, совершаемых малолетними в начале ХХ века (а это были в основном кражи, вызванные недоеданием), приходилась на учеников ремесленных мастерских .
***http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=1408&n=78


Фабрикант и рабочие.г. Юрьевец Костромской губ. (ныне Ивановская обл.),
1894-1917 из альбома Павла Маслакова


В 1894 году была запущена фабрика братьев Кухтериных - известных и удачливых томских купцов
Рабочий класс немедленно встал в очередь на новую фабрику - даже пристроить сюда ребятишек на набивку коробков родители считали великим счастьем, хотя... детский труд здесь был официально запрещен
На фабрике Кухтериных работало около 400 рабочих: мужчины, женщины и дети. Многие дети начинали работать в 7-8 лет.
Дети набивали коробки спичками. Набивать надо было так, чтобы ни одна спичка не упала. За каждую упавшую спичку платили штраф, за плохое отношение к машинам, станкам, инструментам платили штраф от 15 коп. до 1 руб. В то время коробка спичек стоила 9 копеек, столько же сколько стоило одно яйцо. Работали по 12-14 часов с перерывом на обед и чай / полдник/.
Норма для детей 400 коробков.
***http://ann-vas1.narod.ru/Artikle/s-istori.html

Из архивных источников известно, что весной с началом таяния снега у симских рабочих забирали детей в возрасте от 12 до 16 лет и отправляли на Бакальские рудники. Там их селили в казармах и заставляли дробить руду. Каждому ребенку давали урок - за день надробить и свезти на склад 50 пудов и получали они всего по 3 коп. в день.
***http://unilib.chel.su:6005/el_izdan/kalend2009/sim.htm

Но что представляли из себя шахты Питкяранты в шестидесятые-семидесятые годы XIX века? Вот как пишет об этом первый гидрограф Ладоги, полковник корпуса флотских штурманов А.П.Андреев в своем труде "Ладожское озеро":
"Во всем руднике не только что песни, но и голоса не слышно: стук молотка какой-то глухой, все мертвенно-могильно! ... Ночник маслянный и висит на палке, воткнутой в щель стены; подле него висит маленькая берестяная котомка с каким-то съедобным запасом. Под ногами валяются доски, поленья, куски руды - обстановка незавидная!..подле этой шахты есть здание, где множество мальчиков разбивают на мелкие куски вынутую из шахты руду и ее сортируют..."
***http://pitkaranta.onego.ru/index.php?mod=plant

Бутылочный завод на одну стекловаренную печь был построен в 1898 году в 4-х километрах от поселка Султановский на берегу реки Кумы...К 1906 году на заводе работало уже 250 человек...
Вот что рассказал первый стеклодув завода Василий Арестович Мартыненко: «Главная фигура на заводе - это стеклодув. Обмакнет он тяжеленную полуметровую металлическую трубку в ванне, намотает на нее ком расплавленного стекла и бежит к станку, выдует бутылку и передаст ее отбивщику, а сам бежит в своих башмаках с деревянными подошвами, за новой порцией стекла. Жара невыносимая, но никаких вентиляторов, никаких механизмов очистки воздуха тогда не было.
В таких же условиях находились и подсобные рабочие: повертывальщики, отбивальщики, смазыватели форм и относчики. Их работа еще более однообразная и нудная
».
Работали по 12 часов в смену. Бригада, состоящая из 8 человек, за смену могла в таких условиях выработать в среднем 1200 бутылок и получала за каждую сотню принятой приемщиком посуды по 60 копеек. Деньги распределялись среди бригады. Стеклодув получал за смену 2 руб. 60 коп., а подсобные значительно меньше: повертальщик - 24 коп., относчик - 18 коп.
На подсобных работах использовались дети, начиная с 8 - 9 лет. Поэтому хозяин с удовольствием брал на работу многодетные семьи, чтобы использовать дешевый детский труд.
***http://www.smga.ru/minvody_dorevolucionnoe_vremya.htm

Внутренний вид гуты (стеклодувного цеха) Никольского хрустального завода Бахметьевых
Пензенская губ.ХIХ в. (?)

Перепись Иркутска 1864 г. зафиксировала применение и детского труда — 23% детей до 14 лет имели какое-либо занятие: 0,1% были заняты в государственной службе (были писцами); 1,5% в торговле (торговали, либо состояли купеческими приказчиками, конторщиками); 3,3% занимались различными ремеслами (больше всего было портных, сапожников, столяров, плотников, папиросников, скорняков, маляров, но были и мясники, каменщики, печники, прядильщики и др.); домашней прислугой, поденщиками и чернорабочими числилось 8,3% подростков до 14 лет; и больше всего — 9,8% были заняты домашним хозяйством, огородничеством и т.п. Дети, рано начинавшие свою трудовую деятельность, в большинстве своем были несчастны. Многие хозяева лавок, мастерских в крупных и губернских городах, не хотели прекращать работу даже на праздники, не желая, видимо, терять прибыль, а ведь у них большинство подмастерьев составляли малолетние, которые таким образом лишались не только отдыха, но и возможности учиться или по собственному желанию распоряжаться своим досугом в выходные и праздничные дни.
*** http://new.hist.asu.ru/biblio/gorsib2_1/128-135.html

Глуховского прядильщика или ткача среди толпы можно было узнать по зеленому, землистому лицу.
Станки и машины в цехах были расставлены так тесно, что пробираться между ними можно было только боком, с опасностью для жизни. Экономя на всем, стремясь из всего выжать побольше прибыли, Морозов каждый клочок площади использовал с выгодой для себя. Движущиеся части машин — шестерни, ременные передачи, трансмиссии — не были ограждены точно так же из экономии, и на фабриках, из-за этого, каждый день происходили несчастные случаи. То рабочий во время чистки попадет рукой в машину, то он зацепится рваной рубахой за шестерню, то его затянет ремнем под вал трансмиссии. Больше всего страдали дети. Несчастные случаи с ними приключались наиболее часто; дети были менее осторожны, более подвижны, сильнее уставали на работе, нежели взрослые. Из статистических данных явствует, что в 1882 году 67 процентов всех несчастных случаев на Богородско-глуховской мануфактуре происходили с детьми.
Маленьких, худых ребятишек, из которых многим еще не миновало и восьми лет, заставляли таскать тяжелые тюки с хлопком, корзины с пряжей, коробки со шпулями. Жалкие, оборванные, едва держащиеся от усталости на ногах, они обтирали ветошью машины, подметали полы, топили печи. Они были разносчиками, рассыльными, ткацкими учениками. Они при полном рабочем дне с трудом зарабатывали на хлеб. Расчет производился с ними по очень простому
принципу: сколько каждый из них принесет корзинок или тюков, — а перепадало на каждого не более десятка, — столько и получит копеек.

***

  • Социальные явления
  • Финансы и кризис
  • Стихии и погода
  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    Детский труд в викторианской Англии

    Не секрет, что в викторианской Англии детям приходилось трудиться наравне со взрослыми. Дети постарше могли, к примеру, устроиться на фабрику или пойти в услужение, но даже самые маленькие городские жительницы не чурались работы. Так, популярным родом деятельности для девочек была торговля водяным крессом. Водяной кресс можно было собирать самим, но гораздо чаще его покупали на рынке, а потом перепродавали чуть дороже. Чтобы купить кресс на рынке, да еще и по выгодной цене, нужно было встать спозаранку и прийти на рынок в 4 часа утра, а иначе весь кресс будет раскуплен. Чтобы получить хоть какую-то прибыль, девочкам приходилось отчаянно торговаться, ведь иные торговки старались продать им поменьше и подороже. Когда кресс был куплен, его нужно было вымыть у колонки - холодным утром пальцы коченели от воды - а потом связать в пучки и начать трудовой день. Маленькие торговки стучались в двери, предлагая свой нехитрый товар, или же бродили по улицам, выкрикивая "Кресс, четыре пучка за пенни!" Заработки день на день не приходились. Так, восьмилетняя торговка, у которой взяли интервью в 1851 году, сообщала, что однажды она заработала феноменальную сумму - 1 шиллинг и 6 пенсов за день, при стоимости кресса в 6 пенсов. Обычно ее доход бывал гораздо скромнее - 3 - 4 пенса в день.

    Самый продуктивный период торговли выпадал на интервал между 6ю и 10ю утра. Многие девочки завтракали лишь после того, как кресс был распродан. Завтрак зачастую представлял из себя пару кусков хлеба с маслом и чашку чая. Мясо дети видели только по воскресеньям, и то не каждый раз. Вернувшись домой после торговли крессом, девочки не теряли времени даром и занимались уборкой или же помогали матерям с их работой (например, дочки швеи могли пришивать пуговицы к рубашкам). Хотя у многих были игрушки, времени на игры почти не оставалось.


    Watercress Girl, 1867 by Ifold, Frederick

    Кроме того, женщины и дети нередко работали в шахтах, по 12 и более часов. В некоторых шахтах от них требовалось поднимать на поверхность корзины с углем, в других - тянуть за собой вагонетку груженую углем, которая привязывалась к талии с помощью цепи. Для этого приходилось передвигаться на четвереньках. Дети нередко тянули вагонетки наравне со взрослыми или же открывали затворку, чтобы вагонетки могли проехать. Сара Гудер, 8летняя девочка, открывавшая дверь вагонеткам, так описывала свою работу, "Я не устаю, но там где я сижу нет света, и мне страшно. Если рядом есть свет, иногда я пою, но только не в темноте. Тогда я не смею петь. Мне не нравится находится в шахте." В 1842 годы в шахтах работали 2 350 женщин, одна треть из них в Ланкашире. Но в 1842 году работа женщин под землей была законодательно запрещена. Кроме того, владельцы шахт больше не имели права нанимать на работу детей младше десяти лет. А десятью годами ранее, в 1833 году, были определены часы работы для несовершеннолетних - дети младше 13 лет не могли работать больше 8 часов в день, подростки до 18 лет - только 12 часов в день. Кроме того, детям запрещено было работать по ночам. Тем не менее, законодательные препоны можно было обойти с помощью махинаций - в некоторых случаях родители прибавляли свои детям пару лет, чтобы они могли работать дольше, а следовательно и зарабатывать больше. После 1842 года, женщины и девочки работали на поверхности, занимаясь в основном сортировкой угля. Их называли pit brow lasses.


    Женщины несут на поверхность корзины с углем


    Сортировка угля



    Сортировка угля



    Работницы



    Типичный костюм pit brow lassie.


    Согласно подписи к фотографии, этой девушке всего 17 лет.

    Источники информации
    Joan Perkin, Victorian Women
    http://www.balmaiden.co.uk/WomenUK.htm
    http://www.wiganshades.pwp.blueyonder.co.uk/

    Но самая известная детская профессия 19го века - это, конечно, трубочист. Дома тогда отапливались преимущественно углем. Когда топливо сгорает, выделяется копоть, которая частично оседает на стенках трубы. Чтобы камины работали эффективно, не дымили, трубы приходилось время от времени чистить. Но каминная труба - это не футбольное поле, зачастую она была очень узкой. Поэтому для чистки труб требовалось или специальное оборудование, или же трубочисты маленького роста. Дети, иными словами. Ну а поскольку дети стоили дешевле новых технологий, англичане предпочитали применять именно их.

    В подмастерья у трубочистам обычно отдавали мальчиков-сирот в возрасте от 4 лет - чем меньше тем лучше. Сиротские приюты хотели таким образом "обустроить будущее" своих воспитанников. Кроме того, вполне законным было принуждать к этой работе бродяжек. Хозяин маленького подмастерья обязался одевать его, кормить и обучать мастерству. Теоретически подмастерье мог дослужить до помощника трубочиста, но большинство мальчиков, когда их рост больше не позволял лезть в трубы, вынуждены были искать другую работу. А некоторые так и погибали в юном возрасте, потому что профессия трубочиста была связаны с серьезным риском.

    Работа состояла в том, чтобы залезть в трубу и почистить ее скребком или щеткой. Некоторые дети на первых порах боялись лезть вверх по трубе, вдруг еще застрянешь. Обычной практикой считалось зажечь немного соломы или бумаги в камине, чтобы вынудить трубочиста двигаться вверх. Отсюда и происходит выражение, to light a fire under you (т.е. заставить кого-то работать побыстрее). Разумеется, у них не было защитной одежды или респираторов. В некоторых случаях дети застревали в трубах, срывались вниз или погибали прямо в трубе, задохнувшись от пыли. И можно только представить, какой они получали психологический ущерб, каждый день карабкаясь в узкое пространство - не все рождены диггерами, а для тех, кто страдает клаустрофобией, это воплощение кошмаров.

    Хозяева редко заботились о благополучии подмастерьев, потому что маленький трубочист - это не долгосрочная инвестиция, он нужен лишь пока не подрастет. Дети спали в подвалах или на чердаках. Кормили их плохо, потому что чем тоньше подмастерье, тем он полезней. Кроме того, маленькие трубочисты редко мылись - воду для них никто разогревать не станет - поэтому год за годом на их теле накапливались слои сажи. Постоянное прикосновение кожи и копоти приводило,в частности, к раку мошонки (не говоря уже о раке легких и туберкулезе).

    Никого особо не заботило их физическое состояние, а вот за духовным развитием маленьких работников строго следили. Согласно лондонским законам, подмастерья трубочистов могли работать лишь 6 дней в неделю. Воскресенье было выходным днем, когда мальчики должны были посещать воскресную школу чтобы изучать Библию. Можно лишь представить, что чувствовали дети, никогда не знавшие милосердия, сталкиваясь с подобным лицемерием. С другой стороны, религия давала им утешение и прогоняла одиночество. Это двоякое чувство отражено в стихотворениях Уильяма Блейка (см. ниже). В стихотворениях можно увидеть игру слов: трубочисты ходили по улицам и кричали "Sweep!" рекламируя свои услуги. В детских устах слово sweep - "чистить" - звучало как weep - "плакать."

    В 1803 году было сформировано Общество по Замене Детей-Трубочистов, целью которого было найти оборудование, способное чистить трубы без применения детского труда. Такие щетки действительно были изобретены еще в 18м веке и улучшены Джозефом Глассом в 1828. Но использовать детей было все равно дешевле. В 1804, 1817, и 1819 предпринимались попытки запретить наем детей до 10 лет, но все законопроекты и политические кампании результата не принесли. Лишь в 1840м году Парламент запретил забираться в трубы лицам до 21 года. К сожалению, штрафы были так малы, что этот закон мало кого останавливал. Но в 1864м стараниями лорда Шафстбери штраф повысили до 10 фунтов (значительная сумма по тем временам). Эта новая мера получила как юридическую, так и общественную поддержку, и эксплуатация маленьких трубочистов пошла на спад. А теперь предоставим слово Уильяму Блейку, несколько стихотворений про трубочистов.

    "The Chimney Sweeper" (from Songs of Innocence)

    When my mother died I was very young,
    And my father sold me while yet my tongue,
    Could scarcely cry weep weep weep weep.
    So your chimneys I sweep & in soot I sleep.

    Theres little Tom Dacre, who cried when his head
    That curi"d like a lambs back, was shav"d, so I said,
    Hush Tom never mind it, for when your head"s bare,
    You know that the soot cannot spoil your white hair.

    And so he was quiet, & that very night,
    As Tom was a sleeping he had such a sight,
    That thousands of sweepers Dick, Joe, Ned & Jack
    Were all of them lock"d up in coffins of black,

    And by came an Angel who had a bright key,
    And he open"d the coffins & set them all free.
    Then down a green plain leaping laughing they run
    And wash in a river and shine in the Sun.

    Then naked & white, all their bags left behind,
    They rise upon clouds, and sport in the wind.
    And the Angel told Tom, if he"d be a good boy,
    He"d have God for his father & never want joy.

    And so Tom awoke and we rose in the dark
    And got with our bags & our brushes to work.
    Tho" the morning was cold, Tom was happy & warm.
    So if all do their duty, they need not fear harm.

    МАЛЕНЬКИЙ ТРУБОЧИСТ

    Когда я еще начинал лепетать,
    Ушла навсегда моя бедная мать
    Отец меня продал, - я сажу скребу
    И черную вам прочищаю трубу.

    Заплакал обстриженный наголо Том.
    Его я утешил: "Не плачь, ведь зато,
    Покуда кудрями опять не оброс,
    Не сможет и сажа испачкать волос".

    Затих и уснул он, приткнувшись к стене,
    И ночью привиделись Тому во сне
    Гробы на поляне - и их миллион,
    А в них трубочисты - такие, как он.

    Но Ангел явился в сиянии крыл
    И лучиком света гробы отворил.
    И к речке помчалась ватага детей,
    Чтоб сажу в воде оттереть поскорей.

    Мешки побросав и резвясь на ветру,
    Затеяли в облаке белом, игру.
    Сказал Тому Ангел: "Будь чистым душой!
    И Бог, как отец, встанет рядом с тобой".

    Со всеми во тьме пробудился наш Том,
    Со всеми за щетку с тяжелым мешком -
    И утром промозглым согрет трубочист:
    Трудящийся честно пред Господом чист.

    "The Chimney Sweeper" (from Songs of Experience)

    A little black thing among the snow,
    Crying ""weep! "weep!" in notes of woe!
    "Where are thy father and mother? say?"
    "They are both gone up to the church to pray.


    And smil"d among the winter"s snow,

    "And because I am happy and dance and sing,
    They think they have done me no injury,
    And are gone to praise God and his Priest and King,
    Who make up a heaven of our misery."
    A little black thing among the snow:
    Crying weep, weep, in notes of woe!
    Where are thy father & mother? say?
    They are both gone up to the church to pray.

    Because I was happy upon the heath,
    And smil"d among the winters snow;
    They clothed me in the clothes of death,
    And taught me to sing the notes of woe.

    And because I am happy, & dance & sing,
    They think they have done me no injury:
    And are gone to praise God & his Priest & Kingj
    Who make up a heaven of our misery.

    МАЛЕНЬКИЙ ТРУБОЧИСТ

    Весь в саже на белом снегу он маячит.
    "Почищу! Почищу!" - кричит, словно плачет.
    "Куда подевались отец твой и мать?"
    "Ушли они в церковь псалмы распевать.

    Затем, что я пел по весне, словно птица,
    И был даже в зимнюю пору счастлив,
    Заставили в саван меня обрядиться
    И петь научили на грустный мотив.

    Затем, что я снова пляшу и пою,
    Спокойно родители в церковь ушли
    И молятся Богу, Святым, Королю,
    Что Небо на наших слезах возвели". Стихотворения и переводы отсюда

    Около 250 миллионов детей во всем мире до сих пор лишены нормального детства. Их удел – тяжелая работа и часто, в невыносимых условиях. Мировое сообщество много делает для того, чтобы обеспечить детям доступ к образованию и здравоохранению, но детский труд, несомненно, остается одной из основных проблем современного мира.

    По оценкам Международной организации труда, около 250 миллионов детей в мире работают вместо того, чтобы учиться.

    Финансовый кризис только усугубил эту ситуацию, поэтому преодолеть проблему вряд ли удастся до 2016 года, как это планировалось ранее международными детскими организациями. Что же делать?

    Бенин. Учиться, учиться и учиться

    Рынок в городе Котону, точка транзита и пункт назначения для тысяч эксплуатируемых детей в Западной Африке. Это самый большой рынок детского труда в регионе, здесь мы можем найти почти все, в том числе самые страшные примеры детской эксплуатации.

    Около 200 тысяч детей, по последним оценкам, ежегодно становятся жертвами торговли людьми в Западной Африке. Они работают по дому, на фермах, в шахтах или на таких рынках, как этот. Бенин, одно из беднейших государств в мире, стал ключевым игроком в этом бизнесе. Почти 800 километров границы с Нигерией плохо контролируются с обеих сторон.

    Многие местные НПО, такие, как “Ассоциация Дон Боско”, борются с этой проблемой в течение многих лет. Каждый день двери организации открыты для “ детей с улицы”. Работа педагогов здесь заключается не только в обучении чтению или письму.

    В 2011 году НПО помогла более чем двум с половиной тысячам беспризорников на рынках Котону, Портонова и Сема, (последние два, всего в нескольких метрах от нигерийской границы). Благодаря Ассоциации, дети сделали первые шаги в образовании и овладели профессиональными навыками. Теперь им проще интегрироваться в общество.

    Женева: международная программа по ликвидации детского труда

    По данным Международной организации труда, несмотря на все усилия мирового сообщества и многочисленные проекты, число работающих детей растет. В Женеве программа “Мир знаний” встретилась со специалистам в области детского труда. Итоги разговора – в нашем следующем сюжете.

    Наш собеседник – Патрик Куинн, старший специалист международной программы МОТ по борьбе с детским трудом. Он знакомит нас с общими данными и объясняет, как лучше действовать, чтобы целиком искоренить худшие формы детского труда к 2016 году:

    “250 миллионов детей по всему миру вынуждены трудиться. И более половины из этого числа трудятся в условиях, которые мы называем наихудшими формами детского труда. Это работа, опасная для здоровья и развития детей.

    Почти 70 миллионов детей в мире не ходят в школу. Это глобальная проблема, требующая решения. Более 60% детей трудятся в таких опасных сферах, как добыча природных ископаемых и сельское хозяйство.

    В Африке в целом и в Бенине, в частности, в течение последних четырех лет мы наблюдаем наиболее тревожную тенденцию, когда число детей, занятых тяжелым трудом, только растет. Так что это серьезная проблема.

    В Юго-восточной Азии, мы наблюдаем некоторый прогресс в борьбе с детским трудом. Но на фоне огромной перенаселенности, концетрация детского труда здесь по-прежнему самая высокая в мире.

    Бедность – вот коренная причина детского труда.

    Необходимо улучшать систему социальной защиты, чтобы бедным семьям не приходилось искать средства на то, чтобы отправить ребенка в школу. Необходимо обеспечить работой взрослых.

    Например, дети работают на рудниках, в сельском хозяйстве с пестицидами, на строительстве. Все это очень опасно. Во-первых, мы должны сделать все возможное, чтобы дети учились. Мы должны развивать программы социальной защиты, чтобы бедные семьи в случае кризиса не были вынуждены забирать детей из школы и отправлять их работать. Во-вторых, должна быть правовая основа для обязательного образования и для того, чтобы работодатели не могли использовать детский труд. И наконец, у взрослых должна быть достойная работа, чтобы они могли прокормить свои семьи, тогда и дети будут ходить в школу.”

    Индия: “Господи, помоги мне выстоять, стать солью земли и светочем мира”

    Наш следующий герой живет в Южной Азии, в Индии, которая всегда считалась черной дырой на рынке труда, где не соблюдаются никакие законы. Его зовут Сузай. Ему пришлось многое преодолеть, чтобы не сломаться. Сегодня он работает в благотворительной организации, которая помогает детям, подвергшимся насилию.

    Спасаясь от кровопролития в Бирме, где он родился, Суза оказался в Индии. Нужно было начинать новую жизнь.

    Суза – из многодетной семьи. Четверо из его братьев и сестер умерли. Он был вынужден работать, чтобы кормить тех, кто выжил.

    Суза сблизился с христианской благотворительной организацией, и под ее влиянием начал бороться за права работающих детей. Но жизнь приготовила новый удар. Утонул его 15-летний сын.

    В 1994 Суза создал благотворительную организацию в память сына. За последние 18 лет его организация помогла тысячам детей. Сейчас здесь нашли приют многие “дети с улицы”, а также те, кто работает на рисовом комбинате и на кирпичной фабрике, где трудился в детстве сам Суза. Организация также выступает за права рабочих вообще, помогает бороться с несправедливыми условиями труда и плохими условиями жизни.

    Когда особенно тяжело, Суза молится:” Господи, помоги мне выстоять, стать солью земли и светочем мира.”

    С 1995 года организация, которую создал Суза, помогла получить начальное образование почти 5 тысячам детей. Три четверти из них потом попали в школы.

    Согласно Конвенции о правах ребенка, ратифицированной 154 странами, эксплуатация детского труда запрещена. Но несмотря на это, труд ребенка не только массово используется на фабриках и заводах, но и становится все более распространенным явлением. По оценкам Международной организации труда, в развивающихся странах трудятся около 250 миллионов детей.

    Сообщается, что 153 работающих детей живет в Азии, 80 миллионов — в Африке и 17 миллионов — в Латинской Америке. "Многие из них трудятся в условиях, которые опасны для их физического, духовного и эмоционального развития", — отмечают правозащитники. Так, дети включены в такие виды деятельности, как рабство, проституция и порнография, участие в вооруженных конфликтах, а также работа в шахтах, сельском хозяйстве, строительстве.

    По данным правозащитников, большинство детей, работающих по всему миру (69 процентов), заняты в сельском хозяйстве — они собирают хлопок, табак, кофе, рис, сахарный тростник и какао. При этом в списке стран, эксплуатирующих детский труд, лидирует Мьянма — чаще всего маленьких работников используют при сборе риса, сахарного тростника и каучука. Согласно отчету Министерства труда США, в шестерку государств, где обнаружено максимальное число подобных нарушений, также входят Индия, Бразилия, Бангладеш, Китай и Филиппины. Среди "лидеров" в использовании детского труда значатся и такие страны, как Сомали, Непал, Афганистан, Пакистан, Шри-Ланка и Северная Корея.

    Давайте остановимся подробнее на некоторых из них. Так, на сегодняшний день в Мьянме работает каждый третий ребенок в возрасте от 7 до 16 лет. При этом он обычно выполняет самую тяжелую работу. До последнего времени детский труд активно использовали также военные — тысячи детей работали в армии грузчиками, при этом солдаты их били и насиловали. Во время военных конфликтов военные использовали детей как живой щит, были случаи, когда их выпускали на минные поля для "разминирования". Стоит отметить, что в армии дети не только работают, но и служат. Согласно данным МОТ, в Мьянме служит примерно 70 тысяч солдат до 18 лет, при этом автомат бойцу дают с 12 лет.

    Под давлением международных общественных организаций в последние годы режим в стране официально несколько смягчили, отправив тысячи детей трудиться на стройки, где работают в основном девочки. На тяжелые работы девочек отдают с 6 лет. Восьмилетние дети уже во всю таскают двадцати килограммовые тазики с цементным раствором.

    Стоит отметить, что на стройках в Мьянме работают целыми семьями, однако деньги за труд получают только взрослые. Детям ничего не платят, лишь в лучшем случае их могут покормить. Как правило, взрослые просто наблюдают за рабским трудом детей, а если в семье нет малышей — работают женщины. Дети не посещают учебные занятия даже в свободное от работы время — вместо этого они ловят у своих родителей вшей. Согласно статистике, 40 процентов детей в Мьянме вообще не получают образование. Считается удачей для ребенка, если родители продают его в рабство в соседние страны, где им даже немного платят. Наиболее желанным является труд на чайных плантациях, где он не слишком тяжел и у детей есть возможность выжить. При этом на адскую работу ребят приводят сами родители, а владельцам предприятий абсолютно все равно, кто из членов семьи на них трудится.

    Немногим лучше обстоит ситуация и в Индии. В этой стране зафиксирован самый высокий показатель использования детского и принудительного труда, в таких областях как добыча золота, сбор какао и пошив одежды. Согласно отчету Министерства труда США, детей уже в пять лет продают торговцам живым товаром и заставляют работать, превращая их в современных рабов. В соседнем Бангладеш, по данным доклада Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), 33 миллиона детей до 18 лет — 56 процентов детского населения, в настоящее время живут ниже международной черты бедности, которая определяется как доход в 1 доллар США на человека в день.

    Искать работу бангладешских детей вынуждает крайняя нищета, в которой проживает большинство семей страны. Маленькие школьники бросают учебу, чтобы продолжать работать и помогать своим семьям справиться с бедностью. По статистике, около 50 процентов учащихся начальных школ в Бангладеш бросают учебу до окончания пятого класса. Ввиду экономических трудностей даже те родители, которые хотели бы отправить своих детей в школу, не могут позволить себе этого. В результате дети отправляются на поля и фабрики, где они трудятся по 12 часов в сутки и получают за свою работу 60 така (1,70 долларов) в день.

    По официальным данным, в Бангладеш детский труд составляет более 12 процентов от общей рабочей силы, при этом население страны в силу сложившихся традиций не считает такое положение вещей проблемой.

    Стоит отметить, что сегодня детский труд используют не только местные владельцы производства, но и известнейшие международные компании. По данным Международного фонда прав трудящихся (International Labor Rights Fund), детский труд использует компания Monsanto. В одной только в Индии на хлопковых плантациях, принадлежащих Monsanto и другим транснациональным агрокорпорациям, работают более 12 тысяч детей. Многие ребята умерли или получили серьезные заболевания в результате воздействия пестицидов. Между тем ежегодная прибыль компании растет и сегодня составляет 5,4 миллиарда долларов.

    В использовании детского труда обвиняется и компания Nestlé. По данным правозащитников, именно при производстве шоколада чаще всего используется детский труд. По оценкам Госдепартамента США, в Береге Слоновой Кости (Африка), где произрастают более 40 процентов какао-бобов, на плантациях в жутких условиях работают в среднем 109 тысяч детей. Сегодня в Китае в использовании детского труда также обвиняется и компания Pegatron Group, занимающаяся сборкой продукции Apple.