Образование в древней греции кратко. Образование и первые учебные заведения в древней греции

Пусть формат Единого госэкзамена древнегреческим педагогам и ученикам знаком не был, зато современники, в отношении сферы обучения разным наукам, пользуются наименованиями привычными грекам. Это из страны олив в русский, да и другие языки пришли понятия «школа», «гимназия», «лицей», «академия», «университет».

Древняя Греция и, в частности, Афины - это не только колыбель архитектуры, но и фундамент европейской цивилизации. Греческие мыслители сконцентрировали на территории своей страны знания, привезенные из разных государств. Это и Малая Азия, Египет, Византия. А в последующем греческие науки, развитые и преумноженные, стали базой знаний все для тех же соседних стран, со своеобразной культурой и традициями.

Греческие мыслители по-особенному собирали и систематизировали знания, проводили разнообразные исследования.

Греческое образование

Уже во времена Античности древние греки задумывались об образовании подрастающего поколения. Да и во все времена греки стремились дать детям не только знания, но и воспитать порядочных, интеллектуальных, здоровых, развитых физически и нравственно представителей общества. Ценились не только красота тела, но больше ум, честь и совесть.

Неграмотных людей в Греции практически не было. Об этом свидетельствуют исторические источники, датированные еще 5 веком до н.э. Впрочем, изначально обучение шло на дому, но позже были созданы школы, гимназии.

Образование греки начинали получать по достижении 7-летнего возраста. До этого времени ребенок находился на попечении мамы, была у него и кормилица. Со школьной скамьи на первый план выходил отец и раб-учитель. Именно рабы были педагогами. Дословно в переводе с греческого слово «педагог» означает «сопровождающий». Раб, приставленный к юному школьнику, не только сопровождал его в школу, но и следил за достойным воспитанием.

В самой же школе у каждого из детей было как минимум 3 педагога:

  • Грамматист.
  • Учитель-знаток церковных порядков.
  • Музыкант.

Главным являлся грамматист. В его ведении было обучение детей не только письму и грамоте, но и счету. Грамматист вместе со своими учениками изучал и скандировал разнообразные поэмы. Особенным почетом пользовались басни Эзопа, произведения Гомера.

Привычными в нашем понимании тетрадями были пара дощечек, скрепленных между собой. Диптихи раскрывали как книгу. Внутри дощечки натирали воском. Писали палочкой, вылитой из металла (стилусом). После написания текст можно было стереть прикрепленной к обратной стороне такой своеобразной тетради лопаткой. В некоторых случаях диптихи использовали в качестве конвертов, скреплялись печатями и отправлялись различным адресатам.

Счету детей учили на камешках. Если расчеты были сложными, применяли абак. Кстати, этот способ используют и поныне, причем в разных странах.

Религиоведение в нашем понимании, а в Греции обучение церковным ремеслам и песнопениям велось не менее интенсивно, чем грамматике. В Греции было много религиозных праздников, на которые всегда собиралось много народу. Повсеместно исполнялись на таких празднествах церковные песни.

Мальчики пели обрядовые песни. Хором или соло. В репертуаре были и гимны для торжественных случаев. Учителей, которые занимались с детьми разучиванием песен, называли «кифаристами». Они же обучали игре на разнообразных инструментах. Чаще это были кифара и лира.

Интенсивное физическое развитие начиналось с 12 лет. Обязательными были занятия гимнастикой. Учителя физкультуры именовали «педотриб», что в переводе с греческого значит «тренер ребенка».

В греческих полисах было очень престижно расти ловким, сильным, гибким, выносливым, физически крепким, умным, начитанным, просвещенным. Мальчиков готовили и к военной службе. Педотрибу по силам было научить подрастающее поколение метанию копья, диска, бегу, плаванию, борьбе, прыжкам в длину и высоту, езде верхом. Дети выступали на различных гимнастических соревнованиях.

Занятия спортом шли в специально предназначенных для этого местах. Помещения, больше похожие на гимнастические залы или манежи, называли «палестры». Уроки сопровождали звуки флейты. В Греции с самых древних времен было принято устраивать музыкальное сопровождение при занятиях любым спортом.

По достижении 16, в некоторых полисах 18 лет, мальчики продолжали свое образование в гимназиях. Это был более высокий уровень, нежели школа. Не менее популярны для детей этого возраста были школы риторов или философов.

Обучение представительниц прекрасной половины

Что же касается девочек, то и их обучали грамоте. Только делалось это под присмотром мам. Юная женская половина не только постигала азы разнообразных наук, но и приобщалась к домашнему труду. С малых лет девочек учили рукоделию, ткацкому делу, они пряли. Обязательными в программе обучения были танцы и пение. Это становилось необходимым при участии в обрядах и ритуальных праздниках.

Не обходили стороной и литературу. По свидетельству разных источников, уже в 7 в. до н.э. практически во всех областях Греции повсеместно строились школы для девочек. Там они занимались поэзией, танцами, пением, обучались игре на разных инструментах. Наиболее известным таким учебным заведением была школа Сапфо. Известная поэтесса руководила ей довольно долгое время. Кстати, в источниках можно найти стихи Сапфо, посвященные ее воспитанницам. По этим строкам легко понять, что образование юные дамы получали в атмосфере непревзойденной красоты и изящества.

Спарта

Обучение детей Спарты проходило совсем по-другому, нежели в других греческих полисах. Тут воспитание сводилось исключительно к целям физического развития и создания воинствующего гражданина. Что касается женщин, в них воспитывали дух матери воина.

С семи до 20 лет мальчиков воспитывали в лагерях. Были эти заведения государственными. Молодые люди постоянно тренировали свою выносливость, наращивали силу. Без физической подготовки не проходило ни дня. Условия в таких заведениях были что называется «спартанскими». Это значит - довольно жесткими. Спали мальчишки чуть ли не на голых досках. Самым сообразительным доводилось собирать солому на подстилку. Одежды, кроме набедренных повязок, у воспитанников лагерей не было. Ею доводилось обзаводиться в возрасте примерно 12 лет. Считалось, если ребенок дожил до таких лет, он будет воином, достойным жителем и защитником Греции.

Девочки Спарты не меньшее внимание уделяли занятиям спортом. Доводилось им даже состязаться с мальчишками на различных соревнованиях. А вот музыкой и различными другими искусствами, спартанцы, даже девочки, занимались в разы меньше.

Кстати, главными методами воспитания в Спарте были жестокость и суровость, практиковались разнообразные наказания. Во всем учителя Спарты проявляли твердость характера, выдержку. При этом имело место чрезмерное увлечение военным делом, что считалось нормой для Спарты, но не для остальной Греции. Конечно, невосполним был урон, который наносился умственному и творческому развитию детей-спартанцев. За это современники спартанцев афиняне и жители других полисов критиковали их воспитание, поскольку во всей остальной Греции больше почиталась так называемая «калокагатия» - идеалы красоты, добра, мудрости, креативности, если говорить современным языком.

Афины

В древней Греции, в отличие от спартанцев, широко была известна и афинская школа. Она ведет свое летоисчисление с 5 в. до н.э. Позже практически все города-полисы придерживались принципов афинского воспитания или приближенных к ним основ.

Огромное внимание уделялось умственному развитию, но и о физических данных юных греков не забывали. Кстати, гражданин этого государства должен был вырасти нравственно и разносторонне развитым.

Афиняне шли в школы в возрасте 7 лет. Обучение могло проходить и индивидуально, если достаток семьи позволял. Но чаще дети занимались в группах. Как только были преодолены первые пороги обучения азбуке, счету, письму, детям давали более сложные задания. Первые из них и, пожалуй, единственные - учение стихов наизусть. Все, больше, школярам ничего не задавали. Дальше - высшая школа.

Давать образование в гимназиях, лицеях и тем более в университетах, по силу было не каждой греческой семье. Слишком дорого стоило обучение. А уж после реформ Солона, и в школы детей отдавали не все родители. Стало принято образовывать чад неформально, а именно, давать им простейшие навыки письма и счета, а также чтения. Грамоте, как могли, обучали родители. Некоторые нанимали учителей, но большинство использовало труд рабов.

Те, кто мог заплатить за обучение, после школы отдавал своих отпрысков в гимназии («гимнасий».) Отроков готовили и к воинской службе. В Афинах действовала учебное заведение, по современным меркам напоминающее военное училище. Мальчики шли в него с 18 лет. В последующем их ждала служба в армии.

Впрочем, гимназии после 5 в. до н.э. модифицировались. В Афинах они стали центрами педагогики и науки. На этих площадках процветали свободные искусства

    Салоники в Греции. История, достопримечательности (часть третья).

    Уникальным наследием истории и украшением центральной части Салоники являются руины Римского форума. Форум – сердце социальной жизни в древности – был выстроен в конце II в. до н.э. на месте прежней македонской агоры. До V в. это был исполнительный центр Салоники, игравший большую экономическую, политическую и общественную роль в жизни города, регулярно собирая высокопоставленных, влиятельных и авторитетных личностей, приходивших сюда ощутить ритм светской жизни.

    Рестораны и таверны в Греции

    Самые распространенные здания в Греции после жилых домов это церкви и таверны. Первые утоляют голод душевный, а вторые, конечно же, телесный. И если история Церкви в Элладе насчитывает почти 20 веков, то история кулинарии все 40! Самая первая поваренная книга на Земле была написана греческим поваром Архестратосом в 330-м году до н.э. Греческая кухня всегда отличалась и отличается наиболее благоприятным влиянием на тело человека и его образ жизни.

    Семейный лагерь в Греции "Тайна старой амфоры"

    Необычное отношение Пифагора к женщинам

    Пифагора мы воспринимаем как великого математика, но мало кому известно, что он уделял часть своего времени на духовные дискуссии с женщинами. Его задачей, было привить им любовь к прекрасному. Помня о том, что – женщина, это хранительница домашнего очага. Может показаться, странным, что такой знаменитый человек уделял внимание вопросам семьи.

    Касторья - это не только шубный рай!

    Небольшой тихий провинциальный городок на севере Греции под названием «Касторья» известен большинству модниц со всего мира. Именно здесь могут осуществиться их самые смелые мечты о лучшей и самой красивой шубке из натурального меха. Ведь Касторья по праву называют «шубным раем» на Земле,

ГРЕЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ВКЛЮЧАЛА ДВЕ ВЕТВИ: АФИНСКУЮ И СПАРТАНСКУЮ. АФИНСКАЯ СИСТЕМА НАЧАЛА СКЛАДЫВАТЬСЯ В VI В. ДО Н. Э. В АФИНАХ, ОТКУДА ОНА РАСПРОСТРАНИЛАСЬ ПО МНОГИМ ДРУГИМ ГРЕЧЕСКИМ ГОСУДАРСТВАМ. ЕЁ ЦЕЛЬЮ БЫЛО ФОРМИРОВАНИЕ ДОСТОЙНОГО ЧЛЕНА ПОЛИСА – ГРАЖДАНИНА И ВОИНА – ПУТЕМ ЕГО ГАРМОНИЧНОГО ДУХОВНОГО, НРАВСТВЕННОГО, ПАТРИОТИЧЕСКОГО, ФИЗИЧЕСКОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ; ОНА ОРИЕНТИРОВАЛАСЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ НА ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ.

Ступени обучения в Афинах Начальная (элементарная) школа С 7 до 12 лет Гимнастическая школа С 13 до 18 лет Школа эфебов Высшая школа ритора С 18 до 20 лет С 20 до 24 лет

Начальная школа В VI–V ВЕКАХ ДО Н. Э. В ГРЕЦИИ ОБУЧЕНИЕ МАЛЕНЬКОГО ГРАЖДАНИНА ПОЛИСА НАЧИНАЛОСЬ В НАЧАЛЬНОЙ (ЭЛЕМЕНТАРНОЙ) ШКОЛЕ, КОТОРУЮ МОГЛИ ПОСЕЩАТЬ ДЕТИ ВСЕХ СВОБОДНЫХ ГРАЖДАН. ТАМ ОНИ ОБУЧАЛИСЬ ПИСЬМУ, ЧТЕНИЮ, СЧЕТУ, МУЗЫКЕ, ТАНЦАМ И ГИМНАСТИКЕ. В СООТВЕТСТВИЕ С ЗАДАЧАМИ ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКАМ В ДРЕВНИХ АФИНАХ ПОЛАГАЛОСЬ ИМЕТЬ ТРЕХ УЧИТЕЛЕЙ: ГРАММАТИСТА, КИФАРИСТА И ПЕДОТРИБА.

Преподаватели в греческих начальных школах. ГРАММАТИСТ - УЧИТЕЛЬ ГРАМОТЫ ОБУЧАЛ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ, ДАВАЯ ИМ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О СЧЕТЕ. КИФАРИСТ – УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ, СОЛЬНОГО И ХОРОВОГО ПЕНИЯ. ПЕДОТРИБ - УЧИТЕЛЬ ГИМНАСТИКИ НА ПАЛЕСТРЕ.

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ МАЛЬЧИКА ПРЕЖДЕ ВСЕГО УЧИЛИ ГРАМОТЕ. ЧТОБЫ ОБУЧЕНИЕ ШЛО ЛЕГЧЕ, УЧИТЕЛЬ ДАВАЛ ЕМУ ГЛИНЯНЫЕ ТАБЛИЧКИ, НА КОТОРЫХ БЫЛИ НАПИСАНЫ БУКВЫ И СЛОГИ, И УЧЕНИК ПОСТЕПЕННО ОБУЧАЛСЯ СКЛАДЫВАТЬ ИЗ НИХ СЛОВА. ДЛЯ УЧЕНИКОВ СОСТАВЛЯЛИСЬ ОСОБЫЕ ПЬЕСЫ, В КОТОРЫХ ДЕЙСТВУЮЩИМИ ЛИЦАМИ БЫЛИ БУКВЫ. ГРАМОТЕ ОБУЧАЛИ ОБЫЧНО 3 -4 ГОДА. СНАЧАЛА УЧИЛИ ПИСАТЬ НА ВОСКОВЫХ ТАБЛИЧКАХ, ПОТОМ И НА ПАПИРУСЕ, ИЗГОТОВЛЯВШЕМСЯ ИЗ РОСШЕГО В ЕГИПТЕ РАСТЕНИЯ - ПАПИРУСА, НА НЕМ ПИСАЛИ ТУШЬЮ ЗАОСТРЕННЫМ ТРОСТНИКОМ.

Аполлон – покровитель обучения и школ. При входе в школу стояла статуя Аполлона покровителя наук и искусств, и статуя одной из девяти муз. Как и Аполлон, музы считались покровительницами наук и искусства.

Произведения Гомера На уроках грамматист развертывал свиток с текстами "Илиады" и "Одиссеи". Разместившись вокруг него, мальчики внимательно слушали чтение. Прочитав отрывок, учитель рассказывал о богах и героях, упомянутых в стихах, о политических учреждениях и битвах.

Произведения Гесиода Читали в школе поэмы древнего поэта Гесиода о происхож-дении богов, сотворе-нии мира и людей, о битве титанов с богами – олимпийца-ми. В поэме Гесиода "Труды и дни" расска-зывалось, как надо вести сельское хозяйство, как строить корабль для плавания, как разбогатеть от торговли.

Ученики разучивали стихи законодателя Солона и поэта Феогнида, гимны в честь богов, исполняемые во время праздников.

Изучение арифметики АРИФМЕТИКА И НАЧАЛА ГЕОМЕТРИИ ТОЖЕ ПРЕПОДАВАЛИСЬ В НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛАХ, НО НЕ СЛИШКОМ ПОДРОБНО. ТОГДА АРИФМЕТИКА БЫЛА СЛОЖНЫМ ДЕЛОМ. ГРЕКИ НЕ ЗНАЛИ ЦИФР, ПОДОБНЫХ НАШИМ, И ОБОЗНАЧАЛИ ИХ БУКВАМИ АЛФАВИТА. ЭТО ДЕЛАЛО ОЧЕНЬ ТРУДНЫМИ И ГРОМОЗДКИМИ ЗАДАЧИ С МНОГОЗНАЧНЫМИ ЧИСЛАМИ, И ДАЛЬШЕ ИЗУЧЕНИЯ ЧЕТЫРЕХ ДЕЙСТВИЙ АРИФМЕТИКИ В ШКОЛЕ НЕ ШЛИ.

Обучение музыке и пению В школе мальчиков учили игре на кифаре, лире и флейте. Каждый афинянин должен был уметь играть и петь. С раннего возраста хоры мальчиков участвовали в музыкальных состязаниях во время игр и празднеств.

Палестра С 12 -13 лет мальчики начинали посещать также палестры - гимнастические школы, а с 14 лет гимнастика почти совершенно вытесняла в их жизни начальную школу.

Под руководством педотриба - учителя гимнастики - юноши, сбросив одежду и натерев кожу оливковым маслом, чтобы она стала упругой и гладкой, состязались в беге, стрельбе из лука, борьбе, ловкости, прыжках, метании копья и диска.

Большая роль отводилась индивидуальным и коллективным соревнованиям и всевозможным испытаниям. Дух соперничества сопровождал учеников палестры повсюду и подвигал их на высокие достижения в спорте.

Гимнасии В IV в. до н. э. усиливается потребность общества в углубленной интеллектуальной подготовке. В Ионии, Аттике и некоторых других областях появляются средние учебные заведения – гим-насии, целью которых было развить мышление и способность рассуждения. Это были Академия, Ликей и Киносарг. На содер-жание их по предписанию государства давали средства, богатые граждане, называвшиеся гимнасиархами.

Гимнасий представлял собой широкую площадку под открытым небом, окружённую колонами, помещениями для умывания, переодевания и отдыха. Обучение осуществлялось под открытым небом.

Науки, преподаваемые в гимнасии Основные предметы и науки Дополнитель ные предметы и науки Гимнастика Арифметика Риторика Грамматика Теория музыки Астрономия Геометрия Диалектика

НЕ СМОТРЯ НА СПОРТИВНЫЙ УКЛОН ДАННОГО ТИПА ШКОЛ, ЗДЕСЬ ПРЕПОДАВАЛСЯ ЦИКЛ «СЕМИ СВОБОДНЫХ НАУК» – ГРАММАТИКА, РИТОРИКА, АРИФМЕТИКА И ТЕОРИЯ МУЗЫКИ, К КОТОРЫМ В РЯДЕ СЛУЧАЕВ ДОБАВЛЯЛИСЬ ДИАЛЕКТИКА, ГЕОМЕТРИЯ И АСТРОНОМИЯ (АСТРОЛОГИЯ). НА БОЛЕЕ ВЫСОКОМ УРОВНЕ, ЧЕМ В ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ШКОЛАХ, ВЕЛИСЬ ЗАНЯТИЯ ПО ГИМНАСТИКЕ. ОСНОВНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ БЫЛИ ГРАММАТИКА И РИТОРИКА

Ритор ика Грамма тика Ариф метик а Семь свободных наук Музы ка Диале ктика Астро номия Геоме трия

«Семь свободных наук» РИТОРИКА - ПЕРВОНАЧАЛЬНО НАУКА ОБ ОРАТОРСКОМ ИСКУССТВЕ, ПРАВИЛАХ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ, С ЦЕЛЬЮ УБЕЖДЕНИЯ. ДИАЛЕКТИКА – НАУКА О МЕТОДАХ И СПОСОБАХ ВЕДЕНИЯ СПОРА ПОСРЕДСТВОМ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ, ИСКУССТВО ПРАВИЛЬНО И ЛОГИЧЕСКИ ОБСУЖДАТЬ. ГРАММАТИКА – АНТИЧНАЯ НАУКА ЯЗЫКОЗНАНИЯ, ИЗУЧАЮЩАЯ ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА, ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ТЕКСТОВ. АРИФМЕТИКА - РАЗДЕЛ МАТЕМАТИКИ, ИЗУЧАЮЩИЙ ПРОСТЕЙШИЕ ВИДЫ ЧИСЕЛ (НАТУРАЛЬНЫЕ, ЦЕЛЫЕ) И ПРОСТЕЙШИЕ АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ НАД НИМИ (СЛОЖЕНИЕ, ВЫЧИТАНИЕ, УМНОЖЕНИЕ, ДЕЛЕНИЕ). МУЗЫКА ВКЛЮЧАЛА В СЕБЯ УМЕНИЕ ИГРАТЬ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ, НАВЫКИ СОЛЬНОГО И ХОРОВОГО ПЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЯ - РАЗДЕЛ АНТИЧНОЙ МАТЕМАТИКИ, ИЗУЧАЮЩИЙ ФИГУРЫ НА ПЛОСКОСТИ, ПРАВИЛА ИХ ПОСТРОЕНИЯ И СВОЙСТВА ЭТИХ ФИГУР. АСТРОНОМИЯ - НАУКА О РАСПОЛОЖЕНИИ И ДВИЖЕНИИ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ, А ТАКЖЕ ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОИСХОДЯЩЕЕ С ЧЕЛОВЕКОМ, ПРЕДОПРЕДЕЛЯЯ ЕГО СУДЬБУ.

Институт эфебии Когда молодые афиняне достигали 18 лет, они шли на военную службу, становились эфебами. Отныне мальчик считался совершеннолетним. Теперь его имя вносили в списки их родного округа. Это была важная и торжественная церемония, потому что внесенный в списки становился впоследствии гражданином, мог участвовать в народном собрании, управлять своим имуществом и, когда достигнет определенного возраста, занять любую государственную должность.

Основная цель физического воспитания подготовить юношу для военной службе. В IV веке до н. э. военная служба продолжалась 4 года, с 18 лет. Поэтому эфебы собирались со всей Аттики и в течение года под руководством специальных учителей софронистов обучались различным военным дисциплинам.

Метание диска Ученики гимнасия практиковались в метании диска. Несколько раз в год юноши участвовали в специальных соревнованиях. И хотя никаких особенных призов за победу не существовало, эти соревнования были очень популярны.

Борьба Под руководством наставника ученики осваивали правила и тактику кулачного боя, который являлся основой рукопашной схватки. Известно, что кроме абсолютной наготы, юноши должны были соблюдать определённые правила: не кусаться и не щипать друга, не хватать за уши и не сыпать другу песок в глаза и т. п.

Преподаватели военных наук КОСМЕТ – ВОЕННЫЙ НАЧАЛЬНИК ЛАГЕРЯ ЭФЕБИИ. ПЕДОТРИБ – УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ. ГОПЛОМАХ – УЧИТЕЛЬ ФЕХТОВАНИЯ. АКОНИСТ – ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПО МЕТАНИЮ ДИСКА. АФЕТ – ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПРАВИЛ ОБРАЩЕНИЯ С МЕТАТЕЛЬНЫМИ МАШИНАМИ И ОСАДНЫМИ ОРУДИЯМИ. ТОКСОТ – УЧИТЕЛЬ СТРЕЛЬБЫ ИЗ ЛУКА.

Высшая школа ритора В IV в. до н. в Афинах возникает и высшее образование, предполагавшее получение фундаментального гуманитарного знания. Знаменитый ритор Исократ за плату обучал желающих искусству красноречия, логике и истории философии.

Особый вариант образовательной системы существовал в Спарте. Обучение граждан входило в сферу влияния государства, которое имело на здоровых детей даже больше прав, чем их родители. Эта система обучения, обусловленная милитаризированным характером общественного устройства задача воспитания сильного и дисциплинированного воина требовала одностороннего военного образования.

Степени обучения в Спарте Школа педонома С 7 до 13 лет Обучение в военном лагере С 13 -18 лет Военное обучение при несении военной службы С 18 до 20 лет

Школа педонома До 7 лет ребёнок оставался в доме родителей под надзором женщин. С 7 лет его отдавали на попечение педонома в специальный военный лагерь. Педоном собирал детей в различные группы, объединявшиеся в классы. Во главе каждой группы и класса стояли старшины, которые выбирались из самых старших мальчиков. Эти старшины руководили играми и гимнастическими упражнениями под надзором педонома с его помощниками, вооружёнными розгами.

Обучение в военных лагерях В течение 5 лет - с 13 до 18 лет - юноши находились в государственных лагерях, постоянно упражнялись физически. Девочки также много внимания уделяли спорту, соревновались с мальчиками на состязаниях. Обычные упражнения состояли в беге, прыганье, борьбе, метании диска и дротика, тренировке владения оружием. Сюда присоединялся военный пиррический танец.

Артемида – покровительница воинов Спарты Кроме повседневных упражнений для приучения мальчиков переносить боль было придумано испытание посредством сечения бичом, ежегодно повторяющееся перед алтарём Артемиды Орфийской. Юноши избивались до крови, но под страхом позора не смели просить пощады. Проявивший наибольшую твёрдость духа провозглашался «победителем при алтаре» . Случались примеры, что жертвы испускали дух под ударами.

Военная подготовка По достижении 18 лет юноша в Спарте становился полноправным гражданином и на два года отправлялся на военную службу на границу. Во время несения службы военное обучение продолжалось и состояло в военных играх.

Спартанские идеалы Жесткость и суровость спартанских методов воспитания сделали их нарицательными, и если выдержка, твердость и лаконичность (Лакония синомим Спарты) заслужили в веках похвалу и одобрение потомков, то жестокость и чрезмерное увлечение военной подготовкой в ущерб умственному и художественному развитию вызывали порицание уже у современников спартанцев, обитателей иных городовполисов, где царил идеал "калокагатии" - красоты и добра, слитых воедино.

Сократ Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ (470/469 - 399 до н. э.). Его главным дидактическим достижением можно назвать "майевтику" ("повивальное искусство") - диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. Сократа считал: что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек обладает разумным сознанием, направленным к добру и истине.

Сократ - один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании: "Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может". Сократ был одним из родоначальников диалектики как метода установления истины путем постановки наводящих вопросов - т. н. сократического метода. Главное предназначение учителя Сократ видел в том, чтобы пробудить мощные душевные силы ученика. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь "самозарождению" истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник должны были находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: "Я знаю только то, что я ничего не знаю".

Платон Важную роль в развитии педагогической мысли античности сыграл самый известный ученик Сократа Платон (427 - 347 до н. э.). Известная философская притча Платона о заключенных в мрачную пещеру людях имеет не только мировоззренческий, но и педагогический смысл. Люди в этой пещере прикованы к стене, на которой видят лишь отражение сущего. Освободившись от цепей, они могут узреть ослепительный свет истины. Достижение знания и истины, следовательно, мучительный труд избавления от привычных пут и предрассудков.

По Платону, земная жизнь - преходящий этап движения человека к "истинному бытию - неким умопостигаемым и бестелесным идеям". Земная жизнь должна готовить к слиянию человека с "истинным бытием". Большое значение придавалось самопознанию. Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: "В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь". Воспитание, по Платону, надо начинать с раннего возраста, так как "во всяком деле самое главное - это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного". Воспитатель должен учитывать такие противоречия, готовить воспитанников к преодолению отрицательных природных потенций. По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Платон требовал разностороннего воспитания для всех, кто его мог получить, будь то мудрецы или воины. Говоря об идеалах и программе разностороннего воспитания, Платон, по сути, развивает афинскую педагогическую традицию, полагая, что надлежит обеспечить "для тела гимнастику, для души музыку". Весьма привлекательными выглядят у Платона идеи игрового обучения.

Аристотель Ближайший ученик Платона Аристотель (384 - 322 до н. э.) в своих -философских и педагогических воззрениях не только развил идеи учителя, но и пошел во многом вразрез этим идеям. Аристотель ставил наставника на самую высокую ступень в обществе: "Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые - достойную жизнь". Аристотелю чужда Платонова тоска по запредельному миру. Он полагал, что человек обладает одновременно душой растительной (она нуждается в питании и обречена на разложение), душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной - чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. В отличие от Платона Аристотель не трактовал бессмертие как проявление индивидуального, но как частицу вселенского, всепроникающего разума. Вот почему при воспитании он не ставил во главу угла заботу о загробном бессмертном бытии и настаивал на том, чтобы в равной степени заботиться о всех трех видах души человека.

Идеал счастья - блаженство Аристотель видел прежде всего в напряженной работе по постижению основ мироздания. Аристотель заложил важные предпосылки теоретического осмысления бытия и процесса воспитания и обучения как части этого бытия. Так он пришел к заключению, что всякая идея является "внутренней сущностью вещей". Аристотель считал: что По-настоящему образован тот человек, который, ведя беседу об одном предмете, способен апеллировать знаниями из разных областей. Аристотель допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7 -летнего возраста под началом отца. Мальчиков с 7 лет должно было воспитывать государство. В круг предметов начального образования должны включаться грамматика, гимнастика, музыка и иногда рисование. Придавая в воспитании особое значение гимнастике. Аристотель одновременно резко осуждал спартанскую традицию применения тяжелых и жестоких физических упражнений. Гимнастика предназначена для формирования "прекрасного, а не дико-животного", писал в этой связи Аристотель. Особую роль в формировании прекрасного начала должна была играть музыка.

Система образования в Древнем Риме Система обучения и образования в Древнем Риме имела своей целью вырастить и воспитать достойного гражданина и храброго воина. Но кроме всего прочего древнеримское образование имело гуманитарную направленность и носило практически всеобщий характер.

Ступени обучения в Древнем Риме Начальная школа грамматиста С 7 до 12 -13 лет Средняя школа грамматика С 12 -13 до 16 лет Школа ритора С 16 до 19 -20 лет

Первое письменное упоминание о школе в Риме От первых двух веков римской истории не осталось никакого свидетельства относительно обучения детей. Первое известие о школе относится к 449 году до н. э. : юная Виргиния каждый день посещала в сопровождении своей кормилицы школу, которая находилась между лавками на форуме.

Катон Старший Наиболее полные сведения о домашнем образовании в Древнем Риме содержаться в описании Плутархом биографии знаменитого римского деятеля Марка Порция Катона Старшего (234 -149 гг. до н. э.), который, не доверяя учителям, взял на себя воспитание своего сына и даже составил специальную программу обучения.

Домашнее образование Примерно до 7 лет ребёнок обучался простейшим навыкам в семье. Главным наставником в это время был его отец или другой взрослый мужчина. Если ребёнка не отправляли учиться в школу, то с 7 лет к нему был приставлен специальный раб - litteratus или paedagogus, который обучал ребёнка основным правилам письма, чтения и счёта.

Начальная школа ludus Открыть начальную школу грамматиста в Риме мог открыть каждый желающий образованный человек. В таких первоначальных школах учитель детей обучали писать, читать и считать. Школа размещалась обычно в арендованной у ремесленника лавочке, но нередко уроки проводились на улице.

Техника обучения в начальной школе ЧИТАТЬ УЧИЛИСЬ ПО СКЛАДАМ. ДЕТИ СПЕРВА УЧИЛИСЬ НАЗЫВАТЬ ОТДЕЛЬНЫЕ БУКВЫ, А ЗАТЕМ СКЛАДЫВАТЬ ИХ В СЛОГИ И СЛОВА. ЗАУЧИВАЛИ ПРОСТЫЕ ТЕКСТЫ И СТИХИ. ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМУ СНАЧАЛА ВОДИЛИ РУКУ РЕБЁНКА, ИЛИ ЖЕ УЧИТЕЛЬ САМ РИСОВАЛ ОБРАЗЦЫ БУКВ, ПО КОТОРЫМ УЧЕНИКИ САМИ УЧИЛИСЬ ПИСАТЬ ОТДЕЛЬНЫЕ БУКВЫ И СЛОГИ. ПОЗДНЕЕ УЧЕНИКА ОБУЧАЛИ КОПИРОВАТЬ ЦЕЛЫЕ СЛОВА, ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ДАЖЕ ТЕКСТЫ. ПИСАЛИ НА НАВОЩЕННЫХ ДОЩЕЧКАХ, ВЫЦАРАПЫВАЯ НА НИХ ТЕКСТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЗАОСТРЕННОЙ ПАЛОЧКОЙ – СТИЛЕМ. СЧЁТУ УЧИЛИСЬ ЗАУЧИВАЯ ДЕЙСТВИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ: ОДИН ДА ОДИН – ДВА, ДВА ДА ОДИН – ТРИ И Т. Д. ЗАТЕМ УПРАЖНЯЛИСЬ В УМЕНИИ СЧИТАТЬ НА ПАЛЬЦАХ И КАМЕШКАХ.

Средняя школа грамматика Средний курс обучения проходил с 12 -13 до 16 лет в школе учителя, названного grammatikus. Помещение школы грамматика украшалась бюстами знаменитых писателей, барельефами с главными сценами гомеровских поэм, даже географическими картами. Чаще всего школа размещалась на краю улицы под каким-нибудь портиком или на ступенях храма.

Учебная программа школы грамматиста Главным предметом в школе грамматика было чтение и толкование поэтов, письменные и устные упражнение на греческом и латинском языках. Особым уважением пользовались «Одиссея» и «Иллиада» Гомера (на рис.), «Теогония» и «Труды и дни» Гесиода и др.

Изучение литературы Популярностью у учеников пользовались комедии Менандра (на рис.) и Плавта, басни эзопа, стихи Энния, Гнея Невия и других поэтов, Отрывки из произведений Овидия, Горация и Вергилия. Причем ученики не только читали произведения на оригинальном языке, но сами писали стихи, составляли рассказы на мифологические и поэтические темы.

Эстетическое образование Параллельно с изучением основ грамматики и литературы, немалое место в системе образования играла музыка, пение и танец. Нельзя сказать, что популярность этих наук в Риме была сравнима с распространением их в Древней Греции, но имеются сведения об обучении в школах основам хорового пения и музыкальному такту. Игре на музыкальных инструментах обучал чаще всего частный учитель.

Школа ритора В 16 лет обучение перемещалось в школу ритора. Её посещали юноши с целью получить практические знания по ведению политических диспутов, судебных тяжб и споров. Ученики овладевали мастерством красноречия, учились составлять публичные речи и выступать с ними.

Древняя. Греция в эпоху рабовладения была страной, которая состояла из нескольких небольших рабовладельческих государств (полисов). Важнейшими из них были. Лакония с главным городом. Спартой и. Аттика - с. Афинами. В этих городах-государствах, как и в древнем. Риме, культура рабовладения достигла своего наивысшего развитияку.

Система образования и воспитания здесь имела несколько общие признаки, которые заключались в том, что общественным воспитанием были охвачены только дети рабовладельцев, а дети рабов были лишены права обучения, поскольку их х бесправных родителей рассматривали как"орудие, которое говорит"Воспитание же проводилось в духе пренебрежительного отношения к физической труда и бесправного населения странення країни.

Лакония (Спарта) была в основном земледельческой страной, которая использовала на полях труд рабов. Поэтому воспитание в этой стране носило военно-физический характер. Оно осуществлялось государством и имело м целью подготовку устойчивых закаленных воинов - будущих рабовладельцевів.

Только до 7 лет мальчики-спартиатами жили дома. После этого их забирали в государственные учебно-воспитательные заведения - агелы, в которых они воспитывались и обучались до 18 лет под руководством известных власти люди ей - педономив. Главный принцип обучения и воспитания в агелах удачно выразил греческий историк. Плутарх:"Что касается чтения и письма, - писал он, - то дети учились только необходимом, все и нше воспитание преследовало только одну цель - безоговорочный послушание, выносливость и науку побеждатьмагати".

В работе с подростками особое внимание обращалось на физическое воспитание. Оно дополнялось занятиями музыкой, пением и религиозными танцами, которые носили боевой, военный характер. Для воспитания презрения ва и безжалостности к рабам подростков привлекали к участию в криптиях - ночных облавах на рабов, когда разрешалось убивать любого из ниих.

С юными будущими рабовладельцами проводили специальные беседы на моральную тему государственные деятели. Они рассказывали о борьбе с врагами

Отечества, о мужестве предков. Во время бесед воспитанников приучали к четким, коротких ответов, оставило свой след в известном понятии"лаконичная речь"

Воспитанники are л подросткового возраста ежегодно участвовали в публичных испытаниях - соревнованиях на терпеливость и выносливость, добровольно идя на избиение розгами перед алтарем

Юноши 18-20 лет переводились в особую группу эфебов, в которой они несли военную службу

Афинская система воспитания базировалась на основе бурного расцвета культуры в. Афинах в V-IV века до н.э. Особое развитие получили естествознание, математика, история, искусство, литература, архитектора ура и скульптурура.

Исследуя проблемы гениальности, известный советский ученый-генетик. ВПЕфроимсон так писал об. Афинах того времени:"Если расследовать историю человеческой цивилизации то нельзя не заметить одного вражаючог го воображение факта: гении и замечательные таланты очень часто, с какой-то странной закономерностью появлялись то тут, то там - вспышками, группами. Один из таких"вспышек"состоялся в"Золотой век"Древних. Афин - в век. Пе рикла. У этого государственного деятеля одновременно собирались такие признанные во всем цивилизованном мире гении, как скульптор. Фидий и создатель бессмертных трагедий. Софокл, философы. Сократ и. Платон,. Анаксагор,. Зено н и. Протагор. Почти все они были коренными гражданами. Афин - города, в котором едва насчитывалось 60 тыс. свободных граждан (по величине что-то близкое к м. Ужгорода)"(Ефроимсон. ОП"Божий дар"или. Эстес твенный феномен?"/ /. Народное образование -1991 - с 138нный феномен?" //Народное образование. -1991. -. С. 138).

Интересно, что все названные знаменитости не приехали из других районов. Греции, а сформировались на месте. Ученый объясняет секрет такого"золотого выброса"прежде средой, стимулировало определенный вид творчески й деятельности. Все это были люди из одного социального слоя, с устойчивыми традициями, подкрепленными социальной преемственностью. В общении, во взаимном влиянии друг на друга, а также благодаря тому, что их творчество нужна была не только узкому кругу ценителей, но и широким массам свободного городского люда, все они смогли реализовать присущие им задатки. У древних. Афинах впервые в истории цивилизаций ее родилась идея гармоничного развития личностику особистості.

Система воспитания предусматривала домашнее воспитание до семи лет. Затем мальчиков забирали в школу, а девочки все время находились в женской половине дома - гинекее. Здесь их обучали рукоделию, чтению, п письму, игре на музыкальных инструментах. Выйдя замуж, они переходили в другую гинекея, почти ничего не меняя в своей жизнитті.

Мальчики от 7 до 14 лет учились в частных школах граматистив и кифаристие (одновременно или последовательно - сначала в школе грамматиста, а затем кифаристив). Это были частные школы, а поскольку обучение я в них было платным, дети свободнорожденных, но бедных граждан (демоса) не могли в них учитьсяя.

В школе граматистив обучали чтению, письму и счету. Во время учебы грамоты использовался буквоскладальний метод: дети заучивали наизусть буквы по их названиям (альфа, бета, гамма и т д), затем м складывали их в слоги и уже после того склады - в слова. Изучая письмо, использовали навощени таблички, на которых тонкой палочкой (стилем) писались буквы. Для счета использовали пальцы рук, к аминчикы и счетную доску (абак), которая напоминала счеты. В школе кифаристив подросток получал литературное образование и эстетическое воспитание (музыка, пение, декламация отрывков из"Илиады"и"Одиссеи""; та "Одіссеї"").

В 13-14 лет мальчики продолжали обучение в школе борьбы-палестре. Здесь на протяжении 2-3 лет они занимались пятиборьем (бег, прыжки, борьба, метание диска и копья, плавание). Почетные граждане города проводили с ними беседы на политические и моральные темми.

богатой часть молодежи после палестры училась в гимнасиях (позже - гимназиях), где изучала философию, политику, литературу, готовясь к участию в управлении государством. С 18 до 20 лет юноши перех ходили в группы эфебии, где продолжалось их военно-физическое воспитание (изучали оружие, морское дело, фортификацию, военные уставы, законы государства). Самые способные же из них еще почти 10 лет учились в академии, которую начал. Сократ с целью подготовки философов и политикеів.

Свой дальнейшее развитие спартанская и афинская системы воспитания получили в так называемой греческой школе эллинского периода. Эта школа распространилась на обширных территориях со времени походов. Александра. Македонского кого. Период греческой истории, связанный с этим распространением, называют эпохой эллинизма. В настоящее время образование стало общественным делом. Содержание школьных зданий проводилось за счет средств правителей и богатых меценатов. Вместе с ребятами в школах начали учиться и девушки. Появляются систематические планы обучения. Александрийские ученые устанавливают завершен на определенном уровне новое содержание образования премий юють лучших учеников. Появляется новое письменные принадлежности, в практику обучения вводится записи лекций. Создаются учебники и правила терминологии. С воспитательной целью используются праздники, дни спога дев о выдающихся событиях, экскурсии к местам выдающихся событий. Основные звенья системы образования в настоящее время выглядели так: 1) элементарная школа грамоты (7-12 лет), 2) грамматическая школа (12-15 лет), 3) гимнасий я (15-18 лет), 4) эфебии (18-19 лет), 5) философская школа (20-22 года(20-22 роки).

В последнее столетия республиканского. Рима появлялись школы риторов (ораторов), в которых знатное юношество за высокую плату изучало риторику, философию, правоведение, греческий язык, математику, музыку, готовит уючись в будущем занять высшие государственные пост.

После завоевания. Греции (II века до н.э) в. Риме распространяется греческая культура и греческий язык становится языком знати. Со временем римские императоры превращают грамматические школы и школы риторов в государственные школы, за авданням которых становится подготовка государственных чиновников, поскольку империя, которая слишком разрослась территориально, нуждалась их в большом количестве. Учителя стали служащими и начали получать государственную пенс ию. Таким образом, когда в. Греции наблюдалась тенденция от государственного воспитания к частному, то в. Риме происходил обратный процесс. Впоследствии в империи было открыто и женские риторические школы, а также сп ециальни школы для подготовки врачей, юристов, архитекторов и других специалистов. В. Риме возникает высшая школа университетского типа (АтенеумАтенеум).

Провозглашение христианства государственной религией. Римской империи привело к ярко окрашенного религиозного характера содержания обучения


Воспитание детей в Древних Афинах
Ребенок до семи лет - как мальчик, так и девочка - находился под присмотром матери или няньки. Жили они вместе с матерью в женской половине дома - гинекее. Дети до семи лет ходили преимущественно голыми, это объяснялось греческой неприхотливостью в одежде и практичностью. В два-три года мальчики переходили из рук кормилиц под присмотр педагогов, специальных рабов, которые по тем или иным причинам не могли заниматься хозяйством, он должен был постоянно присматривать за ребенком, а в последствие водить его в школу.

Греки хорошо понимали, как важно, хотя и нелегко в воспитании детей сохранять меру, не прибегая к слишком суровым методам, но и не допуская, чтобы ребенок рос избалованным и изнеженным. «Изнеженность делает характер детей тяжелым, вспыльчивым и очень впечатлительным к мелочам; наоборот, чрезмерно грубое порабощение детей делает их приниженными, неблагородными, ненавидящими людей, так что, в конце концов, они становятся непригодными для совместной жизни». Здесь Платон говорит о соблюдении меры в воспитании детей, везде должна быть найдена золотая середина, в особенности в воспитании.

Ребенок рос и мало-помалу его кругозор становился все шире, а мир его представлений богаче. Это происходило благодаря сказкам, игрушкам, совместным играм и общению со сверстниками.

Дети постарше, сами лепили для себя игрушки из глины или воска, они строили песочные дворцы, скакали на палочках, запрягали в коляски или маленькие повозки собак или коз, играли в жмурки. Маленьким эллинам были известны качели, обручи и даже воздушные змеи. Но больше всего дети любили подвижные игры. В них они подобно современным дошкольникам подражали молодым эллинам. Они устраивали состязания по бегу, прыжкам, но больше всего любили игру в мяч. Эти и подобные игры готовили детей к суровой юношеской жизни, которая начиналась с исполнения семи лет, когда заканчивалось детство, и мальчики переходили под опеку отца (жили в мужской половине дома и подчинялись отцу) и шли в школу. Девочки же оставались в гинекее, под присмотром матери и няньки-рабыни.

Платон советовал взрослым следить за детскими играми: дети должны строго выполнять правила игры, не вносить в них каких-либо новшеств; иначе, приучившись к этому в игре, они захотят внести изменения и в законы государства, а этого допустить нельзя. Платон считал в то же время, что все науки надо преподавать детям не насильно, играючи, ибо свободный человек никакой науке не должен учиться рабски.

С семи до тринадцати-четырнадцати лет мальчики учились в школе грамматиста и кифариста. В школе грамматиста учителя обучали детей чтению, письму, счету. Счету учили при помощи пальцев, использовали также и камешки, и специальную счетную доску, напоминающую счеты (абак). Писали дети на вощеных досках тонкими палочками (стило). Позже начинали писать на папирусе чернилами с помощью тростниковой палочки. Шалунов и лентяев учитель наказывал. Для этого у него были розги и палка.

В школе кифариста мальчики получали литературное образование, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием — учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. Читали вначале старых писателей Гомера и Эзопа с его мудрыми баснями, затем изучали поэмы Гесиода, стихотворения законодателя Солона, сочинения Феогнида. Учитель кифарист прививал мальчикам навыки игре на лире или кифаре. Под звуки этих инструментов они пели песни и гимны - соло или хором. Музыка сопровождала греков в течение всей жизни. Под музыку тренировались спортсмены, шли в бой гоплиты. Музыка звучала на праздниках и в театре. Преподаватели также обучали мальчиков верховой езде, стрелять из лука, метать копья, кидать камни из пращи.

В тринадцать-четырнадцать лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Наиболее уважаемые граждане вели с учениками беседы на политические и нравственные темы. Для наилучшего результата в обучении применялся принцип состязательности - агонистика, благородное и честное соревнование. Этот принцип пришел в школу из Олимпийских игр.

В Афинах обучение не было строго обязательным, но, тем не менее, считалось долгом родителей по отношению к своим детям. Платон по этому вопросу отмечает, что дети, которым не дали образования, полностью свободны от каких-либо обязательств перед родителями. А эти обязанности были очень строгими.

Дети в древней Греции полностью находились под властью отца. Главная обязанность детей (в основном, сыновей) в Древней Греции состояла в том, чтобы почитать и повиноваться своим родителям. Сын обязан был заботиться о содержании родителей, если они в том нуждаются. Закон повелевает содержать родителей, родителями же считаются отец, мать, дед, бабка, прадед и прабабка. Кроме того, сын обязан был воздавать своим умершим родителям почести, предписанные законами религии. Преступлением считалось уничтожение сыном могилы родителей или лишение их тех погребальных почестей, которых они требовали. Сын, не исполнявший этих обязанностей по отношению к своим родителям, мог быть предан правосудию. Выбор наказания предоставляли решению суда, который иногда выносил смертный приговор.

Итак, все обучение длится ровно десять лет и заканчивается к шестнадцати годам. Платон отмечает, что «не допустимо, чтобы отец или сам ребёнок увеличивали или сокращали это время учёбы, установленное законом». Однако за учебу в школах надо было платить. Хотя в Афинах эта плата была небольшой, сыновья бедняков ходили в школу недолго. Ведь они рано начинали сами работать. Дольше учились дети богатых родителей, поэтому они становились более образованными людьми.

Богатые родители отдавали своих детей в возрасте шестнадцати лет в гимнасии, где они продолжали совершенствоваться в искусстве пятиборья, также изучали философию, литературу. Большое внимание уделялось поэзии и музыке. Задачей учеников было не только овладение некоторым количеством текстов и умение их произносить в соответствующих ситуациях (на религиозных празднествах, на пирах и т. д.) Подросток должен был извлечь из этого чтения и более глубокую пользу: поэзия была призвана служить воспитанию эстетическому. Той же цели служила и музыка.

В восемнадцать лет, юноши переходили в эфебию, где в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка. Зачисление в эфебию совпадало с гражданским совершеннолетием. Зачисление в эфебию было связанно с принесением присяги на верность службы государству. Принесение присяги превращало молодого человека в граждански правоспособное лицо, давая ему право наследования, право опеки (между прочим, над матерью), право распоряжения имуществом, все, кроме участия в политической жизни. Эфебы давали присягу, что не опозорят доверенного им оружия, не бросят своих товарищей в беде и будут защищать домашние алтари, границы державы. Через год в торжественной обстановке в театре эфебам вручали щит и меч как настоящим воинам. Второй год подготовки они проводили на границах полиса, дежуря на сторожевых постах. По истечении двух лет юноши становились полноправными гражданами.

Эфебы выполняли физические упражнения под руководством тренера - педотриба, а непосредственно военной подготовкой занимался инструктор - дидаскал. Эфебов учили фехтованию, стрельбе из лука, метанию дротика, верховой езде, обращению с катапультой (устройством для метания стрел, копий и камней). Программа занятий предусматривала так же дальнейшее обучение поэзии и музыке, так как одной из обязанностей эфебов было активное участие в государственных торжествах. Обучение в эфебии в разные времена длилось от двух до четырех лет.

Но и на этих ступенях обучение могло не закончиться. Юноши, у которых «преобладала разумная часть души», могли продолжить свое обучение у философов до 30 лет, изучая философию, геометрию, арифметику, астрономию, теорию музыки, развивая отвлеченное мышление. Философами греки называли людей, которые стремились понять и объяснить, как устроен мир - природа, человек, человеческое общество. Они размышляли, задавали себе вопросы, наблюдали. Поэтому первые философы были и первыми учеными - они занимались астрономией, математикой, медициной, географией и другими науками. Выделившиеся самые сильные в интеллектуальном отношении ученики философов часто привлекались к государственной деятельности.

Девочки в Афинах оставались в гинекее, их учили женским ремеслам: прядению и ткачеству. Хоть девочки и не посещали школу, но их учили читать и писать, ведь будущая жена гражданина должна быть образованной. Программа обучения девочек включала в себя пение и танцы, это было необходимо для участия в религиозных и общественных празднествах. Так же девушки изучали литературу, но от разговоров на литературные темы в кругу мужчин они были отстранены. В мужском обществе могли блистать остроумием и начитанностью только гетеры (куртизанки), а женщины из свободорожденных - никогда. Девочки оставались дома, пока их не выдавали замуж. Происходило это примерно в 15-16 лет. У богатых родителей девочки жили вольготнее и веселее. В бедных домах было не до музыки и танцев. Как и мальчики, девочки рано начинали работать, помогая родителям. Достигнув зрелости, девочки уже могли выходить замуж. Собрав детские игрушки, девочки относили их в храм Артемиды, что свидетельствовало о том, что детство закончилось, и они стали взрослыми.

Рассмотрев философско-педагогические взгляды греков, мы можем сказать, что их идея воспитания заключалась в том, что оно должно быть целостным, то есть полным, состоящим из всех необходимых составных частей, в согласии с эллинским классическим принципом «всего в меру, ничего чересчур». Сегодня эти части воспитания можно было бы обозначить как интеллектуальное воспитание, художественное воспитание, спортивное и военное воспитание. Все эти части в Греции образовывали одно неразрывное гармоничное целое.

В этом-то и заключается педагогическая заслуга древнегреческой философии, она первая дала представление о целостном, гармоничном воспитании, которое действовало до самого конца эпохи Эллинизма, но с приходом христианства было забыто более чем на тысячелетие.

Воспитание детей в Древней Спарте

В Спарте дело обстояло иначе: с семи лет мальчик переходил под опеку государства, то есть его просто забирали из семьи. Целью воспитания было вырастить из детей сильных, послушных и бесстрашных мужчин. Их помешали в специальные учреждения - агелы, где они находились до восемнадцати лет. Основной упор делался на физическое развитие, о всестороннем и гармоничном развитии не было и речи, считалось, что если человек физически развит, то все остальное само приложится.

Чтобы выявить самых ловких и смелых, взрослые специально ссорили учеников между собой, вызывая драки. Еду подростки должны были воровать, но если они попадались на этом, то их пороли. Наказывали их не за то, что они воровали, а за то, что оказались слишком неуклюжими и попались. С годами их воспитание становилось все суровее, их стригли наголо, заставляли ходить босыми и не принимать теплых ванн, а спать на жестких постелях из тростника.

Воспитанием в агеллах руководили педономы, люди, специально выделенные государством. Ученики делились на две группы: младшие или мальчики от семи до четырнадцати лет, и эфебы от четырнадцати до восемнадцати-двадцати лет

На первом этапе давалась элементарная интеллектуальная подготовка спартанцев ограничивалась умением читать и писать, знанием нескольких военных и религиозных песен, а так же некоторыми сведениями о традициях Спарты, об ее истории, религии и обрядах. Также большое внимание уделялось развитию у детей «лаконичной речи». Наибольшее внимание они уделяли военно-физической подготовке детей, учили их бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, приучали беспрекословно подчиняться старшим, презирать рабов и их главное занятие — физический труд, быть беспощадными к рабам. Закалка была суровой: в детях воспитывались упорство и выносливость, умения переносить любые тяготы и лишения, голод, стужу, боль, воспитывалась готовность к походам, спортивным тренировкам, владению оружием. В конце этого этапа подростков ждало испытание, в котором проверялась выдержка, готовность к дальнейшим испытаниям. Подростка сильно секли перед алтарем Артемиды, он не должен был издать ни звука. Еще одним испытанием подростков были крипии - набеги на поселения рабов - илотов, с целью истребления наиболее строптивых рабов. Здесь проверялось умение четко и безжалостно следовать приказам.

Воспитание было делом всей спартанской общины; часто военачальники, государственные деятели посещали агеллы, вели с детьми беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях, вразумляли и наказывали провинившихся.

Второй этап от четырнадцати до восемнадцати-двадцати лет проходил в эфебии. Здесь уже готовили настоящих воинов. Юношей учили владеть всеми видами оружия, правилами ведения войны и т. д. Перед концом обучения юноши проходили последние испытание, оно называлось криптия: целый год молодой человек должен был скитаться по горам и долинам, скрываясь так чтобы его нельзя было найти, сам себе добывая пищу и спя прямо на земле. Отбыв крипию юноша становился иреном, он становился мужчиной, теперь он мог принимать участие в принятых в Спарте совместных трапезах мужчин - фидитиях. Его зачисляли в войско, в котором он обязан был служить до тридцати лет, только после этого молодой спартанец мог считаться полноправным гражданином

Девочки в Спарте воспитывались дома, но и в их воспитании на первом месте было физическое развитие, военная подготовка, приучение их управлять рабами. Их готовили в матери будущих граждан-воинов. Девочки занимались гимнастикой наравне с мальчиками, упражнялись в беге, метании диска и борьбе. Но, так же как и в Афинах, поскольку они должны были принимать участие в религиозных обрядах, их учили священным песням и танцам. Когда мужчины уходили на войну, женщины сами охраняли свой город и держали в повиновении рабов.


А какие цели образования и воспитания следует поставить в нашей стране? Кем должны стать наши дети в итоге: гармонично развитыми личностями или узкими специалистами, ищущими пытливыми исследователями или послушными исполнительными работниками, и т.д.?

Образование и первые учебные заведения в Древней Греции

В Греции уже в очень ранние времена большое внимание уделялось образованию детей. Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Уже к V в. до н.э. среди свободных афинян не было неграмотных людей. А обучение из дома перешло в школы.

Итак, в Древней Греции было несколько типов учебных заведений: школа, палестра, гимнасия. древний греция гимнасия театр

1. Школа - образование в Греции было платным. Когда афинскому мальчику, сыну состоятельного гражданина, исполнялось семь лет, его отдавали в школу. До этого возраста он проводил время дома, на женской половине, играя с братьями и сестрами, слушая песни рабынь, трудившихся над пряжей, тканьем, вышивкой, приготовлением пищи, или сказки няни и матери. Ни один посторонний мужчина не входил на женскую половину. Изредка отец водил своего сына в гости или разрешал ему присутствовать в мужском зале, когда гости собирались у него в доме.

С семи лет начиналось обучение в школе. Прощай, женская половина дома и игры с сестрами! Девочек в школу не отдавали. Ведь афинские женщины не участвовали ни в выборах, ни в народном собрании, ни в судах. Все, что от них требовалось, это быть скромными, покорными женами и домовитыми хозяйками. Чем реже показывались они на людях, тем больше гордились ими отец и муж. А для такой жизни вполне достаточно было обучить их дома ткать шерсть, печь хлеб да присматривать за рабынями.

Когда мальчик идёт в школу за ними, следуют рабы, обязанные сопровождать господских сыновей в школу. Они несут за мальчиками учебные принадлежности: деревянные, покрытые воском таблички для письма, палочки - стили, которыми писали, а для старших мальчиков - и лиру, на которой они учились играть.

Школы были частными, родители платили учителю за обучение детей. Афиняне, как и все рабовладельцы, презирали тех, кто работал за плату, поэтому учителя не пользовались большим уважением в обществе. Когда о каком-нибудь человеке долго не было вестей, знакомые говорили: он, верно, или умер, или сделался учителем. Этим они хотели сказать, что пропавший ведет слишком жалкую жизнь, чтобы подать о себе весть друзьям. Это не мешало учителям, так же как педагогам и отцам, щедро наделять непослушных и невнимательных учеников палочными ударами, так что спина ученика делалась "пестрее шкуры змеи". В школах обучались сыновья свободных греков с 7 лет. Девочек учили дома матери, главным занятием для них было домоводство. В школе мальчика, прежде всего, учили грамоте. Осилив грамоту, ученики приступали к чтению Гомера. Поэмы Гомера считались очень полезными для детей. Они давали много сведений по ведению хозяйства, а каждый афинянин должен был научиться управлять своим домом; они учили повиновению, а каждый гражданин должен был уметь повиноваться. В школе мальчиков учили игре на кифаре, на лире и на флейте, а также пению. Всякий афинянин должен был уметь играть и петь.

2. Палестра (“пале” - борьба) - с 12 - 13 лет мальчики начинали посещать также и гимнастические школы, а с 14 лет гимнастика почти совершенно вытесняла в их жизни музическую школу. Изучение гимнастики считалось не менее важным делом, чем знакомство с музыкой и литературой. Ведь гражданин должен быть и воином, а кому же нужны такие воины, говорили афиняне, которые дрожат на морозе, слабеют от жары, задыхаются от пыли, слабы и неповоротливы, которые не умеют ответить на удар ударом, переплыть реку или догнать убегающего врага.

Прозанимавшись первую половину дня в музической школе, мальчики отправлялись в палестру - так назывались гимнастические школы. Сбросив одежду и натерев кожу оливковым маслом, чтобы она стала упругой и гладкой, они выходили на усыпанное песком открытое пространство, где происходили занятия. Учитель гимнастики, вооружённый тростью, которой он действовал не менее усердно, чем учитель музической школы, уже поджидал своих учеников. Начинались упражнения: бег, борьба, прыгание, метание диска и копья. Готовясь к состязаниям на играх и к войне, юноши стремились стать сильными, ловкими и быстрыми.

3. Гимнасии - первоначально предназначались для физических упражнений, но позже превратились в своеобразные центры общения и места музических и физических упражнений молодёжи. В гимнасии поступали после палестры знатные, богатые афинские юноши в возрасте 16 - 18 лет. Продолжая заниматься в гимнасии гимнастикой, они под руководством философов изучали также политику, философию, литературу. Наиболее известными гимнасиями были Академия, где вёл беседы со своими учениками Платон, и Ликей, основанный Аристотелем.

В различных городах Греции обучение проходило по-разному. В Спарте, где воспитание было делом исключительно государства, учеба и образование строились с целью вырастить, прежде всего, воина и мать воина. В течение 13 лет -- с 7 до 20 лет -- мальчики находились в государственных лагерях, постоянно упражнялись физически. Девочки также много внимания уделяли спорту, соревновались с мальчиками на состязаниях. Меньше, чем, например, в Афинах, маленькие спартанцы занимались музыкой и литературой, были более закалены телом. Жесткость и суровость спартанских методов воспитания сделали их нарицательными, и если выдержка, твердость и лаконичность заслужили в веках похвалу и одобрение потомков, то жестокость и чрезмерное увлечение военной подготовкой в ущерб умственному и художественному развитию вызывали порицание уже у современников спартанцев, обитателей иных городов-полисов, где царил идеал "калокагатии" -- красоты и добра, слитых воедино.

А теперь отправимся в театр Диониса!

«С весёлой толпой украшенных венками менад и сатиров ходит Дионис по всему свету, из страны в страну. Он идет впереди в венке из винограда, в его руках тирс, украшенный плющом. Под звуки флейт шумное шествие весело движется в горах, среди тенистых лесов, по зеленым лужайкам»…

Дионис (Вакх) - в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Театр Диониса под Акрополем является самым древним театром Греции. Именно здесь впервые были поставлены первые пьесы античных классиков.

У истоков греческого театра и лежали праздники в честь бога Диониса.

Осенью, после уборки винограда, греки одевались в козьи шкуры и маски, изображая лесных богов - сатиров. Их шествия, вакханалии, сопровождались дикими плясками и дифирамбами - песнями, прославляющими Диониса.

В 6 в. до н. э. в эти праздники был введён сценарий. Так появились 1-е спектакли. Вскоре праздники были перенесены в специальные места - театры, а спустя некоторое время появились драматурги - люди, сочинявшие пьесы для театра.

Все посетители театра делились на 2 группы - почётные гости и обычные зрители. Почётными гостями были жрецы Диониса, олимпионики и стратеги. Обычные посетители покупали билеты. Власти для привлечения зрителей выдавали деньги для посещения театра.

Актёры, игравшие в спектаклях, главной задачей считали заучивание текста. Его произносили со всевозможными завываниями, пытаясь передать чувства героев. Этой же цели служили маски: они отражали радость, горе и другие эмоции.

Театр Дионисия не всегда был каменным. Изначально он был построен из дерева и служил отчасти и торжественным событиям. Долгое время на каждый дионисийский праздник строились временные деревянные ряды для зрителей и сцена, и только в 330 г. до н.э. их заменили на каменные. Каменный театр насчитывал 67 рядов и мог вмещать от 14 до 17 тысяч зрителей.

Первый ряд состоял из 67 мраморных кресел для VIP - зрителей. Многие из них, относящиеся к разным эпохам античности, с высеченными именами и должностями владельцев, стоят на месте до сих пор. Выступ и кресло во втором ряду - ложа римского императора Адриана, страстного любителя греческой культуры.

У каждого места в театре есть свое название.

Скене - палатка, где актёры одевались и переодевались (каждый из актёров исполнял несколько ролей); сцена состояла из длинной узкой платформы и с трёх сторон была обнесена стенами, из которых боковые назывались -- параскениями, а то, что мы называем сценой -- предскением.

Поднимавшийся уступами полукруг сидений для зрителей назывался амфитеатром.

Орхестра - место между сценой и амфитеатром. Здесь помещался хор, который управлялся корифеем (руководителем хора).

В театре было 2 вида представлений.

Первый - трагедии. Слово «трагедия» происходит от греческих слов козёл и песнь, то есть «песня козлов». Это название вновь ведёт нас к сатирам - спутникам Диониса, козлоногим существам, прославлявшим подвиги и страдания бога. Очень часто актёры, исполнявшие трагические роли, вставали на деревянные колодки - их было лучше видно. Так пытались подчеркнуть, «высокий», возвышенный характер трагедии. Декораций в обычном смысле слова греческий театр не знал. Это оказало влияние на технику оформления греческой трагедии. Актёры носили маски, котурны (высокая обувь на деревянном каблуке) и длинные до пят плащи (цвет их зависел от роли -- цари, например, носили красные плащи). Всё это должно было придать актёру высокий рост и величие, уподоблявшие его богу или герою, которых он изображал. В соответствии с этим жест актёра был преувеличенным, а декламация его -- торжественной, патетической.

Своего наивысшего расцвета древнегреческое театральное искусство достигает в творчестве трёх великих трагиков 5 в. до н. э. - Эсхила, Софокла и Еврипида - и комического поэта Аристофана, творившего и в начале 4 в. до н. э. Каждый из них уделял большее внимание конкретным и определённым вопросам, но объединяло их стремление жить в демократичном афинском обществе и руководствоваться теми принципами, которые были провозглашены им как основополагающие.

Другим популярным театральным жанром была комедия. Слово «комедия» происходит от греческих - шествие и «песня шествия». Это описание шествия подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками на сельских праздниках в честь Диониса.

К старшему поколению комедийных поэтов принадлежали Хионид и Магнет, о которых почти ничего неизвестно, к младшему - Кратин, Евполид и Аристофан, от их произведений сохранились лишь фрагменты.

Наиболее популярным комедийным драматургом был Аристофан, написавший комедию «Птицы». Комедии Аристофана отличаются богатством идейного содержания, выразительностью театральной формы. Он - одновременно и вершина её, и завершение. Во второй половине 4 в. до н. э., когда в Греции сильно изменились социально-экономические условия, древняя комедия утратила свою основу.