Наказание детей. Все за и против. Наказание детей — аргументы «За» и «Против

С давних времен непослушных детей принято наказывать, ставить их в угол или трепать за ухо. Такие действия считались нормальным и применялись не только родителями по отношению к своему ребенку, но и в детских учреждениях. На сегодняшний день психологи считают, что такое воспитание травмирует психику малыша и способно негативно отразиться на его дальнейшей жизни. Наказание ребенка : за и против.

Как влияет на ребенка наказание?

Наказывая своего ребенка родители тем самым показывают свое превосходство над ним, подавляя его как личность. У слишком строгих родителей дети ведут себя неуверенно даже по отношению к другим людям. Их сверстники это быстро замечают и начинают над этим ребенком «измываться», тем самым выплескивая свой негатив, который они получают от своих родителей.

Угнетение своего дитя приводит к тому, что он повзрослев не может реализовать себя в жизни, боясь ошибиться и получить за это наказание. Или наоборот, почувствовав себя взрослым начинает делать все то, что ему запрещали в детстве. Такое поведение делает людей неуправляемыми, они часто не знают границ вседозволенности и делают ужасные поступки.

Возможно ли воспитание без наказаний?

Нужно понимать – наказание и воспитание совершенно разные вещи. Воспитывать малыша нужно на своем примере, ведь для них родители всегда являются предметом для подражания. Если папа поймал сына за курением или ругательством матерными словами, то прежде чем наказывать, нужно посмотреть на себя, возможно, он копирует действия своего отца.

Когда есть стремление вырастить ребенка «человеком» без вредных привычек, начинать воспитание нужно с себя, чтобы быть достойным примером для своего отпрыска. Заниматься спортом с малышом нужно вместе, чтобы он воспринял это как само собой разумеется, а не потому, что так требуют взрослые. Чтобы найти общий язык со своим чадом необходимо:

  • Разговаривать с ним.
  • Прислушиваться к его мнению и пожеланиям.
  • Прежде чем наказывать за драку или сорванный урок нужно разобраться, что стало причиной этому, возможно, в той ситуации, которой оказался ребенок, поступить по-другому было невозможно.
  • Поощрять его действия, если он сегодня занимается рисованием, а завтра хочет стать боксером, не стоит винить его и препятствовать таким действиям, возможно, он таким образом старается найти себя. Не мешать ему и он обязательно найдет свое любимое занятие.

Для того, чтобы развить у ребенка чувство ответственности необходимо составить дома правила и распределить обязанности, в которых будут активно принимать участие взрослые.

  • Возвращаться вовремя домой, если кто-нибудь задерживается, то нужно обязательно предупредить об этом.
  • Каждый должен наводить порядок в своей комнате. Начинать приучать к чистоте нужно с очень маленького возраста. Попросить малыша убрать за собой тарелку и игрушки, обязательно с гордостью хвалить его за это, что он такой большой и сам справляется. Ведь дети всегда стремятся стать взрослее.
  • Не купить, не употреблять алкоголь и не ругаться матом в присутствии детей. Объяснять маленькому, что за такие поступки людям должно бить стыдно.

Нужно дать понять малышу, что он личность и родители гордятся его достижениям и хорошими поступками.

Когда нужно наказывать?

Случаются ситуации, когда ребенок действительно заслуживает наказания. Но, ни в коем случае нельзя его ругать при посторонних, лучше сказать «дома или потом поговорим». Категорически запрещается поднимать на него руку, ничего кроме озлобленности этим не добиться. В качестве наказания для ребенка более эффективней являются:

  • ограничение на пользование определенного времени гаджетами и компьютером;
  • запрет на просмотр любимого мультфильма;
  • в качестве наказания он должен прочитать и пересказать отрывок или главу из книги.

Можно и стоит ли наказывать ребенка физически - этот вопрос волнует очень многих родителей, когда доходит до наказания малыша за провинность. С одной стороны, на таких пап и мам давят традиции из серии «надо», с другой, советы современных психологов в стиле «не стоит»… Так как же быть в такой ситуации?

В чем суть проблемы?

В традициях большинства народов мира, а также многих религиях издавна можно найти советы о полезности отеческого рукоприкладства в вопросах воспитания детей. Нередко можно даже встретить мнение, что искренне любящий родитель не просто может, а даже обязан наказать своего ребенка в случае его серьезной провинности. Впрочем, с тех пор многое в обществе изменилось. Впервые о недопустимости (или как минимум ограниченности применения) физического насилия по отношению к детям начали говорить пару веков назад. Это, в частности, привело к тому, что, например, в школах по всему миру стали постепенно отказываться от такой практики как порка за невыполненные уроки или другие проблемы с учебой либо поведением. Хотя поначалу на домашних побоях это отражалось не сильно, так как считалось, что это исключительно внутреннее дело семьи, и чужие не вправе в него вмешиваться…

Настоящий прорыв в этом вопросе произошел в середине прошлого века. Тогда многие психологи публиковали работы, говорившие о негативном воздействии на развитие ребенка такого родительского поведения. А позже к ним присоединились еще и юристы, считающие, что таким образом нарушаются права человека. Ведь в случае физического воздействия на малыша он по умолчанию лишен возможности ответить родителю симметричным образом - что порождает безнаказанность. Результат: сегодня домашнее телесное наказание юридически запрещено примерно в трех десятках стран, а во многих других оно, как минимум, не приветствуется обществом. Хотя это совсем не означает, что споры о том, наказывать ли физически детей, завершились победой тех, кто видит в этом негативный опыт воспитания. Ведь и в тех государствах, где это ограничено на законодательном уровне, многие до сих пор уверены в неправильности этого. Почему? Дело в том, что тема крайне неоднозначная, и единого мнения здесь быть не может. Поэтому правильнее привести возможные «за» и «против» с указанием обратной стороны каждого из них…

Может ли телесное наказание быть уместным?

Ключевое преимущество физического воздействия на маленького ребенка - его высокая эффективность. Наверное, любой родитель, который хоть раз поднимал руку на провинившееся чадо, подтвердит: наказанный сразу становится присмиренным. Дети действительно впредь стараются вести себя иначе, чтобы не нарваться на гнев папы или мамы и не испытать боль и унижение. Более того, многие с годами, уже повзрослев, признают: горький опыт был им на пользу. Уже взрослыми они оправдывают не только свое детство, но и… свои принципы воспитания. А потому с полным правом переносят личный опыт на детей… Но, говоря об эффективности подхода, нельзя забывать о том, чем он объясним. Дети в будущем стараются не повторять своих ошибок не потому, что осознали, что сделали неправильного, а потому, что просто… боятся. Конечно, страх боли является отличным защитным механизмом психики. Вспомните, как ребенок укололся о ветку или неосторожно прикоснулся к горячей плите на кухне - и больше к ним даже не приближался! Точно так же он действует и здесь. Но проблема в том, что, если он предположит, что наказания можно избежать, то что его остановит от повторного плохого поступка? Ничего. А потому, опасаясь порки, он не научится морали и нравственности, не изменит своих принципов. А только начнет их скрывать от вас. Боязнь родителей, тайны от них, - разве это здоровая атмосфера в семье?

Для некоторых родителей физическое наказание является удобным способом «воспитания», потому что это очень просто и быстро. Донести до ребенка недовольство с помощью шлепка не требует особых усилий. При этом малыш сразу увидел действие и последствие своего действия! Ему не надо долго пояснять, почему его поступок плохой, как он вас им расстроил, какие негативные результаты могли быть у проступка. И иногда это действительно работает - например, при здоровью или жизни ребенка. Он попытался выглянуть с балкона высотного дома, захотел подпалить спички, потянул за хвост большую - в таких ситуациях промедление может быть очень опасным. И быстрое пресечение его действий и такой же быстрый шлепок по попе выглядят естественными. Включается тот самый защитный механизм, о котором говорилось выше, но в усеченном варианте. Так бы, например, ребенка укусила собака - и он бы благодаря боли запомнил, что с животными надо быть аккуратным. Все это верно, но, к сожалению, жизнь в большинстве ситуаций сложнее. И сознательный отказ от проведения серьезной разъяснительной работы может привести к тому, что ребенок вырастет инфантильным, не умеющим анализировать свое поведение и его последствия. Лишь в том случае, если вы будете детально пояснять ему, в чем именно негатив его поступков, он сможет осознать, что такое хорошо, а что такое - плохо. Да, это на порядок сложнее и занимает больше времени, чем наказать. Но иначе вы рискуете потерять в его воспитании намного больше.

Самая главная опасность - в описанном выше появлении в душе ребенка страха. При этом страх этот особенный. Одно дело - бояться драчунов во дворе или злой собаки у соседей. Эти источники страха посторонние, отношение к ним у малыша может быть только одним: отрицательным. И совсем другое дело - бояться своих же родителей. Папа и мама для маленького человечка в возрасте 2-5 лет кумиры: он их беззаветно любит всем сердцем и он же от них зависит. В такой ситуации боязнь начинает вступать в конфликт с привязанностью, что порождает серьезный внутренний диссонанс. Ведь бояться принято плохих людей, а тут приходится испытывать такие чувства по отношению к хорошим… Разобраться в подобном расхождении ребенок не может. Заявить, что ему не нравится поведение родителей, что они плохие и они больше «не дружат» тоже. Ребенок замыкается, теряет уверенность в родителях и своих силах, перестает доверять окружающим, это способствует развитию комплексов, неврозов и даже может перерасти в ненависть к родителям. Последствия могут ощущаться спустя годы. Конечно, все индивидуально, кто-то воспринимает наказание как должное, не видит в этом проблемы, - и вырастает адекватным человеком. Если малыш отличается мнительностью, чувствительным характером (обычно, допустим, у ), то физическое наказание может усугубить внутренние проблемы.

Есть и другие недостатки у этого наказания. Так, многие психологи уверены: оно мешает формированию совести. При правильном развитии ребенок понимает, что он плохо поступил. В это время он испытывает внутреннее расстройство, которое ведет к попытке загладить вину, и так больше не делать. Если же он привыкнет к телесному наказанию как к ответственности за проступки, совесть будет работать иначе. Я поступил плохо, меня выпороли, я искупил свою вину - о чем еще можно переживать? А это уже мешает появлению внутреннего стопора, который бы мог ограничивать отрицательное поведение человека. Проще говоря: он перестает , и в дальнейшем это сказывается на его поведении в общении с другими детьми. Малыш видит: родители влияют на него при помощи ремня, и это приносит эффект. А из этого делает логичный вывод: если тебе что-то не нравится в поведении другого человека, ударь его - и он поступит так, как ты хочешь. Опасность в том, что этот шаблон поведения может стать для него нормой.

Как же в итоге быть?

Если попытаться обобщить все, вывод в чем-то похож на вопрос, стоит ли учить : бить не стоит, но иногда без этого, к сожалению, не обойтись. Если ребенок подвергает себе или окружающих сильной опасности, если он допускает насилие в отношении других, если он абсолютно сознательно нарушает запреты, будто проверяя вас на прочность и провоцируя на серьезный ответ, - вот лишь неполный перечень ситуаций, в которых только физическая боль сможет донести до него всю серьезность проступка. Главное, чтобы все это было непубличным - любое наказание на людях очень унизительно для ребенка. И будьте последовательны в своих действиях. Во-первых, вы должны пояснить маленькому человечку, что иных вариантов воздействия не осталось - он пересек красную черту. Нужно сделать так, чтобы он однозначно понял, в чем именно его вина. Во-вторых, телесное наказание должно быть неотвратимым. Если обозначили границы допустимого, предупредив, что за определенные провинности дело не обойдется порицанием и стоянием в углу, всегда доводите дело до конца. И в-третьих, физическое воздействие не может быть частым. С одной стороны, повышаются описанные выше риски, а с другой, ребенок к нему привыкает, перестает воспринимать как экстраординарное. А значит, и эффект от наказания пропадает.

P.S. И небольшой, но важный нюанс. Если уж решились на телесное наказание, шлепайте ребенка не раньше 1,5-2 лет и только по попе. Почему? Подобный удар достаточно болезненный (если, конечно, малыш не закутан в десять слоев ), но при этом не несущий риска для здоровья. А вот удары по другим частям тела (подзатыльники, пощечины, шлепки по губам) могут нанести ощутимый вред детскому организму. Помните: ребенок отличается крайне хрупким строением! И легкий, с вашей точки зрения, удар может привести к серьезным травмам, отрицательные последствия которых могут быть необратимыми… Потому всегда контролируйте себя и отдавайте отчет в том, что вы делаете.

Расскажите в комментариях: наказываете ли вы ребенка - и допускаете ли применение физического наказания?

10 56243
Оставить комментарии 12

К такой форме коррекции поведения ребенка как наказание прибегает практически каждый родитель. Вопрос об этической стороне наказания является предметом дискуссий не первый век, оставаясь обсуждаемым и в наше время, однако представителей разных научных школ объединяет убежденность в том, что применение наказания, причиняющего физический или нравственный вред ребенку недопустимо. В то же время, адекватные санкции, призванные пресечь нежелательные, а порой и опасные действия ребенка, в воспитательном процессе необходимы.

Встречаются два крайних варианта родительского поведения, относящегося к наказанию детей. При первом наказание почти не практикуют, так как ребенку все разрешено, он не ограничен . Родители могут игнорировать неподобающие поступки сына или дочери и не использовать наказание в надежде, что когда ребенок станет постарше, он сам поймет их значение и откажется от них. Тактика вседозволенности также может являться следствием особенностей воспитания самих родителей: «нас держали в строгости, пусть хоть мой ребенок растет счастливым». Велика вероятность, что такой ребенок вырастет эгоцентричным, не учитывающим потребности других людей, у него не сформируется представление о границах дозволенного. Другая крайняя позиция - слишком частое и неоправданное применение наказания. Вводя в жизнь ребенка многочисленные запреты, родители жестко реагируют на их нарушение. Эти запреты могут распространяться на действия ребенка, не совершать которые он просто не в состоянии. Например, нельзя быстро бегать, шуметь, пачкаться. Практикуя наказание в таких случаях, родители могут вызвать у ребенка тотальное чувство вины, неуверенность в своих действиях, негативное отношение к себе и наказывающему взрослому.

Несомненно, подобные крайности отрицательно сказываются на развитии личности ребенка. Родителям не следует использовать необоснованные наказания, но и полностью отказываться от наказаний нельзя, однако прежде чем наказывать, взрослому необходимо разобраться в причинах непослушания. Мотивы многих поступков ребенка родитель может понять, проанализировав собственные чувства, сопровождавшие ситуацию непослушания. Часто его действия вызывают у взрослого раздражение. В этом случае необходимо задуматься о том, что ребенок недополучает столь нужное ему внимание, пытаясь добиться его своим поведением. Понятно, что выход из этой ситуации один - уделять ребенку больше времени, подчеркивая положительное к нему отношение.

Если непослушание ребенка вызывает гнев, возможно его действия являются протестом против гиперопеки взрослых, чрезмерной заботы в форме указаний и замечаний. Таким образом ребенок пытается отстоять свое право на самостоятельность, свободу самовыражения. Особенно актуальным это становится в определенный период раннего детства, примерно в три года. На несколько месяцев кардинально меняется поведение ребенка: возрастает стремление к независимости от взрослого, упрямство и строптивость, стремление поступать вопреки требованиям старших. Родителям следует быть очень терпеливыми в данный период, давать ребенку возможность осуществлять самостоятельную деятельность, пусть даже он не вполне с ней справляется, например, позволить самому «вымыть» пол, «постирать» вещи. Нужно позитивно оценивать успехи ребенка, поощряя его автономность и инициативность.

Нередко детское непослушание инициирует у взрослого чувство обиды. В данном случае причиной непокорного поведения может являться желание ребенка отомстить за какие-либо, неправомерные на его взгляд действия взрослого, например несправедливое наказание, невыполненное обещание, большее внимание к младшему. В этой ситуации родителю необходимо выяснить, какие совершенные им действия вызвали подобную реакцию, и в доступной форме объяснить, почему он поступил именно так.

Иногда поведение ребенка становится настолько неуправляемым и несносным, что родителем овладевает чувство безнадежности, доходящее до отчаяния. Как правило, это происходит из-за утраты ребенком веры в себя, он признает, что не может соответствовать ожиданиям взрослых и смиряется с этим. Исправление такой ситуации предполагает трудную и долгую работу родителей, как над отношениями с ребенком, так и над собой. Прежде всего, необходимо снизить уровень требований к ребенку, отказаться от предъявляемых к нему претензий и критики. Учитывая склонности ребенка, следует организовать для него доступную деятельность, поощряя малейшие успехи. Приобретение ребенком веры в себя и формирование позитивной самооценки - основное условие преодоления подобных трудностей.

Каковы бы ни были причины непослушания ребенка, следующее за ним наказание всегда должно быть конструктивным, преследующим педагогический эффект, достичь которого можно соблюдая некоторые правила.

1 У ребенка должно быть сформировано представление о том, какие именно действия являются недопустимыми и повлекут за собой наказание.

2 Неприемлемы наказания, связанные с удовлетворением естественных физиологических потребностей ребенка, например лишение пищи или сна.

3 Следует избегать частых наказаний. Наказание - крайняя мера регуляции поведения ребенка, прибегать к которому нужно когда все остальные воспитательные меры оказались неэффективными.

4 Временной промежуток между проступком и наказанием должен быть минимальным, однако нельзя наказывать ребенка в состоянии сильного гнева, прежде необходимо успокоиться.

5 Взрослому следует быть последовательным: один и тот же проступок нельзя оставлять без внимания сегодня и осуждать завтра.

Существует несколько видов наказаний, к которым обычно прибегают родители.

1 Физическое наказание. Правомерно только в некоторых случаях: если поведение ребенка является угрозой физической безопасности для него самого; если им сознательно причиняется вред другим людям; когда исчерпаны все другие средства воздействия на ребенка. Неприемлемо физическое наказание, могущее нанести ущерб его здоровью, например, удары по голове, использование таких подручных средств как ремень. Практика показывает, что в семьях, где суровое физическое наказание является основной мерой воздействия, повзрослев, ребенок начинает использовать физическую силу уже против применявшего ее родителя.

2 Словесное наказание. Обычно выражается в виде негативных высказываний в адрес ребенка. Казалось бы, это наиболее безобидный метод наказания, но многие сказанные в сердцах слова родителей могут иметь неблагоприятные последствия. По мнению американских психологов Р. и М. Гулдинг, некоторые родительские утверждения имеют скрытый посыл, директиву, выполнять которую ребенок будет едва ли не всю жизнь. Одна из самых сильных и жестких директив - «не живи». Передается ребенку при произнесении таких фраз как «уйди с глаз моих, с тобой одни проблемы», «лучше бы тебя не было», «зачем только я тебя родила». Чтобы выполнить директиву он бессознательно будет попадать в травмирующие ситуации, в детстве разбивать коленки и получать ссадины, а повзрослев, находить иные, более серьезные способы саморазрушения. Вторая директива – «не будь ребенком». Ее несут в себе фразы «ты же уже большой, чтобы так поступать», «ты ведешь себя как маленькая». В этом случае все детство ребенок будет пытаться «подрасти», а став взрослым не научится полноценно отдыхать и расслабляться, чувствуя вину за «детские» потребности. Третья директива – «не думай». Передается родителями при помощи фраз, блокирующих способность ребенка мыслить: «не умничай», «не рассуждай, а делай». Принявшие директиву дети впоследствии совершают необдуманные поступки, не способны к решению сложных проблем. Четвертая директива – «не будь самим собой». Содержится в таких высказываниях родителей как «Леночка уже вяжет, а ты пуговицу не умеешь пришить», «почему Петенька может хорошо себя вести, а ты нет?». Человек с этой директивой будет постоянно неудовлетворен собой, излишне самокритичен, завистлив к чужому успеху. Таким образом, большинство подобных высказываний, адресованных ребенку, не приводит к желаемому результату и провоцирует возникновение различных личностных проблем.

3 Наказание изоляцией. При этом виде наказания ребенок на короткое время лишается внимания взрослых и возможности быть включенным в общую деятельность. Используя такое наказание нужно учитывать возрастные особенности восприятия времени: чем младше ребенок, тем медленнее течет для него время и тем короче должна быть продолжительность санкции.

4 Наказание трудом. В качестве наказания родители нередко принуждают ребенка к выполнению обязанностей, например помощи по дому, учебным занятиям. Это способствует формированию у ребенка негативного отношения к труду в целом, что может сохраниться и во взрослой жизни.

5 Наказание лишением удовольствия. Является наиболее приемлемой санкцией. Известный психолог Ю. Б. Гиппенрейтер рекомендует родителям определить источники радости ребенка, желательно связанные с их совместной деятельностью, например вечерняя сказка, прогулка в выходные. Эти удовольствия значимы для ребенка и очень вероятно, что он будет избегать поведения, повлекшего наказание, однако не следует лишать его любимых удовольствий на слишком длительное время.

В заключение следует отметить, что в воспитательном процессе нельзя ограничиваться только санкциями, необходимо также использовать поощрения, подкрепляющие желательное поведение ребенка и одним из самых простых, но результативных является поощрение улыбкой и похвалой. Сочетание адекватных наказаний и положительной стимуляции позволяют достичь максимального педагогического эффекта в .

Видео: Бить или не бить? Беседа с психологом Ольгой Исаевой.

Они убеждены, что любое наказание - вред. Обычно подобные принципы появляются в результате гипертрофированной любви к своему ребенку, при упорном нежелании видеть его недостатки. Напротив, недостатки представляются достоинствами.

Расшалившийся ребенок разбил окно. Молодец! Он смог это сделать с одного удара! Если же приходится признавать, что ребенок сделал все же что-то нехорошее (например, затеял драку и жестоко избил своего товарища по играм), то виноват в этом кто-то другой (если бы ему дали ту игрушку, которую он требовал, то никакой драки бы не произошло; не играй больше с этим мальчиком, он жадный!).

Случается, что родители видят недостатки ребенка, но не в силах его наказывать - они испытывают перед малышом чувство вины . Особенно часто страдают подобным при разводах. Ребенка жалко - он не понимает, что происходит, скучает по папе или маме, и наказывать его представляется немыслимым.

Бывает и так, что кто-то из родителей пытается перетянуть малыша на свою сторону (мама хорошая, а папа плохой, или наоборот). Естественно, в этом случае "хороший" родитель не только сам не наказывает ребенка, но и препятствует малейшему наказанию со стороны "противника", представляя, что таким образом еще более подчеркивает свою "хорошесть".

Результаты такого воспитания в большинстве случаев весьма неутешительны. Дети, получающие все по первому требованию, перестают ценить получаемое. Более того, дети очень чувствительны и всегда знают, когда их чувства пытаются купить. И тогда начинается повышение ставок, прямые манипуляции (а папа обещал купить мне настоящий фотоаппарат; он говорил, что я уже большой, чтобы научиться им пользоваться!). Разбалованные таким образом дети представляют, что "хорошо" - это то, чего им хочется, а "плохо" - все, что идет вразрез с их желаниями.

А желания могут быть различны, в том числе и весьма небезобидны (например, алкоголь, наркотики). А потом родители удивляются, откуда же взялось столько плохого в их выросшем чаде, ведь у него было все! Почему взрослый сын отнимает у старушки-матери последние копейки? Да потому что их с пеленок учили, что земной шар вращается персонально для них. И никто и ничто, в том числе и родители, не должны мешать осуществлению желаний.

Так что система наказаний должна быть. Она помогает разделить плохое и хорошее (за хорошее хвалят, за плохое наказывают). Вот только выбирая наказание, стоит определиться, воспитываете ли вы человека разумного либо дрессируете дикое животное.

Определенная категория родителей считает, что наказание - это непременно физическое воздействие. Возможно, правда, и психологическое, но непременно сопровождающееся унижением. Например, ребенок должен принародно (чем больше людей будет присутствовать, тем лучше) сообщить о своем проступке и покаяться. Одного мальчика четырех лет заставили перед друзьями каяться в том, что он намочил штанишки - ребенок заигрался, все откладывал поход в туалет, вот и приключилось несчастье. Когда его заставляли "признать вину", он плакал и обещал, что больше никогда-никогда не будет так делать, лишь бы только никому об этом не рассказывали. Тогда мать продемонстрировала всем штанишки и во всех подробностях рассказала о "проступке". Дело закончилось для малыша тяжелым нервным расстройством.

Это дрессировка в чистом виде. Нередко она приводит ко лжи - ребенок, стремясь избежать наказания, обманывает. Например, подчищает оценки в дневнике.

Но ведь возможны и другие наказания. Если между родителями и детьми присутствует любовь и взаимоуважение, то достаточно недовольного, строгого взгляда, и ребенок уже понимает, что совершил проступок. Он искренне раскается, признается в содеянном (хотя бы в той же исправленной оценке - этим, бывает, грешат и самые лучшие дети). И признание будет гораздо более ценным, если будет добровольным, а не под страхом битья.

Еще одним вариантом наказания является лишение каких-либо бонусов: конфет, чтения сказки, прогулки в парке, просмотра мультфильмов, катания на карусели, похода в гости и т.д. Подобные наказания тоже весьма действенны.

Наказывая ребенка, обязательно нужно объяснять ему, за что именно он наказан. Наказание не молния, которая бьет в любое место, оно должно быть четко привязано к совершенному проступку. При этом нужно внимательно смотреть: а был ли проступок? Например, наказание за плохую успеваемость в школе. Прежде, чем обрушивать на голову ребенка громы и молнии (даже если это всего лишь лишение воскресной прогулки), стоит разобраться, почему эта успеваемость плоха. Связано ли это с ленью, отсутствием заинтересованности в учебе, какими-либо проблемами в отношениях с одноклассниками, проблемами в семье (при разводах успеваемость детей часто ползет вниз), или просто речь идет о неспособности ребенка к какому-либо предмету (например, есть дети, с легкостью щелкающие кратные интегралы, но неспособные написать даже самое простое сочинение; есть такие, которые пишут отличные сочинения, но никак не могут выучить таблицу умножения и т.д.). Возможно, ребенок нуждается не в наказании, а в помощи.

Наказывая, следует помнить о том, что за один проступок дважды не наказывают. Да и напоминать лишний раз о содеянном не стоит, если, конечно, подобное больше не повторяется, а раскаяние ребенка было искренним. Ведь напоминание - это тоже род наказания. И ребенок видит, что он раскаялся, сделал все, чтобы загладить свою вину, а его так и не простили. Спрашивается, а стоило ли каяться? Стоило ли предпринимать хоть какие-либо шаги, если все равно прощения добиться невозможно?

Очень важна система поощрений, неразрывно связанная с системой наказаний. Довольно неприятно, если за плохое наказывают, а хорошего как бы и не замечают вовсе. При этом не самый лучший вариант - материальные поощрения. Система "конфета за пятерку" однозначно порочна. Результатом является очевидный вывод - если нет конфеты, то и пятерку получать не обязательно. Обычная похвала гораздо более действенна, чем тонна конфет.

Кроме того, поощряя ребенка за хорошую оценку, нужно обязательно объяснять ему, что в первую очередь хорошее он сделал для себя, а не для родителей. Да, родители очень довольны, гордятся его успехами, но учится он все же не для них, а для себя.

Весь воспитательный процесс - это непрерывная череда объяснений (что такое хорошо и что такое плохо, зачем, почему и для чего).

Объяснения - обращение к разуму ребенка. Отсутствие объяснений - обращение к животным инстинктам, дрессировка, даже если все это не связано с физическим воздействием. Наказывая или поощряя ребенка, подумайте, кем вы его считаете? Животным или человеком? Не торопитесь доставать конфету или ремень. Они - лишь дополнение. Конечно, если вы воспитываете человека.

Во времена Чехова и Толстого воспитание в семье было крайне строгим. Нередко детей били розгами, даже если они ничего плохого не совершали. В XXI веке такой метод воспитания, как ремень, себя не изжил: мамы и папы, бабушки и дедушки периодически применяют силу по отношению к ребенку...

Имеет ли этот метод эффективное воспитательное воздействие? Психологи по-разному думают о том, стоит или нет наказывать детей в принципе. Но единогласны в одном: нельзя избивать детей, недопустимо над ними издеваться, недопустимо унижать их человеческое достоинство.

Большинство родителей наказывают своих детей. Вопрос состоит в том, как именно это делается. Можно не отпустить гулять, не разрешить смотреть телевизор или играть за компьютером. Можно дать подзатыльник или шлепнуть. Но бывает, что и ремень не помешает. Как наказать ребенка, который чуть не поджег дом или украл деньги?.. А вот если за любую провинность сына избивают так, что он потом не может сидеть, ходит с синяками, - то это не наказание, а жестокое обращение...

Отношения детей и родителей - тема в определенной степени закрытая. Никто не торопится выносить сор из избы. Родственники и соседи чаще всего предпочитают не вмешиваться. Полиция по объективным причинам всерьез не выясняет, за что папа отлупил свое чадо. Представители старшего поколения так и вовсе считают, что "лупить надо". А если дети выросли непослушными и эгоистичными, обвиняют родителей: мол, мало пороли в детстве, вот они вам на голову и сели!

Но специалисты полагают иначе. Изучив реакцию несовершеннолетних на насилие, психологи, педиатры и юристы пришли к выводу, что восприятие мира подростками сильно отличается от мировосприятия взрослых. И довольно часто жестокие наказания вызывают у ребенка не желание исправиться, а совсем другие чувства. Например, отомстить или сделать что-то в знак протеста. Есть и другая сторона - правонарушения, совершенные детьми. Агрессивность подростков на 60-70 процентов обусловлена невыносимыми домашними условиями.

Как защитить детей от кулаков самых близких людей? Самый распространенный путь - полное или частичное лишение родительских прав. Правда, прежде необходимо доказать факт жестокого обращения в суде. А сделать это весьма непросто - согласно закону, подать заявление в суд могут только совершеннолетние. Что касается маленьких детей, то часто они так сильно любят своих родителей, что готовы простить им очень многое. Правда, до поры до времени.

В России никогда не было культа детей, как, например, в Индии. Замечательный лозунг советских времен "Все лучшее детям! " во многом был голой декларацией. А о сегодняшнем дне и говорить не приходится: тысячи беспризорников и малолетних преступников отражают отношение общества к подрастающему поколению.