Правовые основы семейного воспитания. Типы семейного воспитания ребенка. Типы семей, семейных отношений и семейного воспитания

Марина Приходько
Консультация для родителей «Основные правила семейного воспитания»

Консультация для родителей .

"ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ "

Дорогие родители !

Детский сад предлагает вам сотрудничество в воспитании вашего ребенка . Ваш ребенок для вас- это будущее, это ваше бессмертие. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. И вы конечно, хотите, чтобы ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и преумножило их. Мы- детский сад, педагоги- тоже крайне заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок стал полноценным человеком, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Для этого мы работаем, отдаем детям свои души и сердца, свой опыт и знания. Для того чтобы ваше сотрудничество было плодотворным, мы рекомендуем вам придерживаться в воспитании вашего ребенка следующих основных правил семейного воспитания .

1. Семья-это материальная и духовная ячейка для воспитания детей , для супружеского счастья и радости.

Основой , стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой, он считает, что "все должно быть для него". За такую безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает злом- пренебрежением к родителям , к семье, к людям. Не менее вредно, конечно, равнодушное, тем более пренебрежительное отношение к ребенку. избегайте крайностей любви к ребенку.

2. Главный закон семьи : все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.

3. Воспитание ребенка в семье- это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка- это пример родителей , их поведение, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений. Слово- вспомогательное средство. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому для себя, для всей семьи.

4. Развитие ребенка- это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он сможет и должен сделать сам. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, пусть он научиться делать все то, умеете вы. Не страшно, если он сделает что-то не так, как надо : ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не наказывайте за них. Предоставьте ему возможность попробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности, интересы и склонности.

5. Основа поведения ребенка- это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Научите его различать добро и зло. Разъясняйте вред распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, свою семью, добрых людей, свой край. Важнейшей привычкой для него должно стать соблюдение режима дня. Выработайте вместе с ним разумный режим дня и строго следите за его выполнением.

6. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требования родителей . Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями детского сада, школы, педагогов. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, придите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.

7. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит. когда даже ошибки обсуждаются без брани и истерики.

Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большой степени зависит от стиля семейного воспитания . Нормальный стиль- это демократический, когда детям предоставляется определенная самостоятельность, когда относятся к ним с теплотой и уважают их личность. Конечно, необходим некоторый контроль за поведением и учением ребенка с целью оказания им помощи в трудных ситуациях. Но важнее всячески способствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и саморегуляции своей деятельности и поведения. Не оскорбляйте ребенка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие, основанное на знании , будет воспитывать у него личную ответственность. Не наказывайте ребенка за правду , если он признался в своих ошибках сам.

8. Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, подготовка счастливого супружества.

9. Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его заботиться самому о своем здоровье, о физическом развитии. Помните, что ребенок переживает в той или иной форме возрастные кризисы.

10. Семья- это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте.

Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка , пусть он приносит вам радость и счастья!

9.8. "Семейная педагогика"

Радостно, когда твои дети - шаг вперед по сравнению с тобой,

горько - когда шаг назад.

"Семья- это практически всегда дети. Вот здесь и начинается масса других проблем,связанных с пониманием друг друга. У родителей вопросы о том, как следуетвоспитать свое ребенка, а ребенок думает о том, как бы сделать так, чтобы тебяпонимали эти большие и взрослые родители. Сколько неприятностей, раздражения идаже горя возникает в семье, если нет взаимопонимания между родителями идетьми. Давайте подумаем над этим.

ВХУ1 веке в России появился сборник правил и наставлений "Домострой",где довольно подробно регламентирована жизнь семьи. В частности взаимоотношенияродителей и детей. Например, одно из положений этого документа советуетродителям, если сын (дочь) "не слушает, не внимает и не боится, но нужноино плетью постегать, по вине смотря". Как вы думаете, помогало ли этосредство "воспитания" ? И как потом сами "воспитанники"относились к своим детям?

Вамнеобходимо выработать свод основных правил семейного воспитания. Сформулируйтеи запишите четкие и конкретные положения, которыми должны руководствоватьсяродители, бабушки и дедушки, а также тети и дяди, принимающие участие ввоспитании ребенка в семье.

Любойиз вас вправе вносить свои предложения, аргументируя их необходимость, приводяпримеры из "своей практики" и т.п. Но принимает ваше предложение всямикрогруппа общим голосованием. Тот, чьих предложений будет принято большевсего, объявляется "Главным специалистом по семейному воспитанию".Время на обсуждение и принятие свода основных правил семейного воспитания 10минут.

Послеэтапа работы в микрогруппах, мы выслушаем по одному представителю от каждойгруппы (наверное, это должен быть "Главный специалист по семейному воспитанию")и попробуем составить общий свод правил, в который войдут положения,встретившиеся в сводах каждой микрогруппы".

Рекомендацииведущему. Результаты работы оценивает сама группа по принципу"протокола", т.е. "главный специалист по семейному воспитанию"получает 8 баллов, второй специалист - 6 баллов, третий - 4 и четвертыйполучает 2 балла. За представление свода своей группы участник может получитьеще дополнительно от 3 до 5 премиальный баллов.

9.9. "Инструкция по общению супругов"

"Приобретаядаже несложный бытовой прибор, мы получаем подробную инструкцию к нему. Сначаламы изучаем ее, чтобы этот прибор не вышел из строя во время эксплуатации.Человек - более сложное устройство, но, вступая в брак, мы не получаем никакойинструкции как нам себя вести в роли супруга.

Давайтесейчас составим такую инструкцию по общения супругов".

Оценкаосуществляется по количеству предложений участника, которые вошли в общий текстинструкции. Например, участник убедил включить в инструкцию по общению супруговположение "если тебе не нравится как делает супруг, возьми и сделайсам", это означает, что за работу в этом упражнении он получает 2 баллов,которые и записываются в ведомость учета.

Психологическийкомментарий. Участникам будет интересно сравнить полученные результаты смнением специалиста, составившего

"Заповеди семейной жизни":

1.Семья начинается с "Мы", будь больше требователен к себе;

2.Не демонстрируй свое превосходство, будь проще;

3.Не упрекай; критикуя, не обвиняй и не унижай;

4.Спиши повторить хорошее; сделал хорошее дело, спеши сделать еще одно и не ждинаграды;

5.Будь терпим, не спеши излить свой гнев, подумай, умей понять и проститьсупруга;

6.Если уверен, что виноват супруг, то ищи причину в себе;

7.Не давай советов, если тебя не просят;

8.Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт, прости супругураздражительность;

9.Ищи в супруге хорошее, говори о его достоинствах;

10.Смейся вместе с человеком, а не над человеком;

11.Не верит тот, кто сам обманывает;

12.Будь другом друзей супруга;

13.Решай вместе с человеком, а не вместо человека;

14.Не обвиняй - ты не прокурор.

(По Спичак С.Ф.)

Промежуточный итог

Участникисуммируют все полученные баллы и проводится ранжирование.

Из высказываний участников тренинга:

"Я поняла, что очень важна самооценка человека, ее нужнопроговаривать и как можно чаще думать об этом".

Николай Ф.

"Очень полезной оказалась процедура составления контракта. Явпервые серьезно задумалась о своем будущем. Думаю, это пригодится".

"Действительно, чего я в самом деле хочу, это чтобы я и моябудущая семья были счастливы, имели крышу над головой и солнце..".

"Через 10 лет я буду вся в домашних хлопотах. Я буду самойсчастливой в мире, так как буду жить с моим любимым человеком, у нас маленькаяпрелестная дочка. У меня будет много друзей и мы вместе часто будемсобираться".

Ксения П.

10. Сфера межличностного общения (Я средилюдей)

Не порывай грубо нить дружбы, ибо если придется опять еесвязать, то останется узел.

Индийская пословица

Цельэтого заключительного раздела тренинга состоит в том, чтобы участникипоработали над важной социальной сферой межличностного общения, от которойзависит очень многое в жизни человека. Этот раздел подводит итоги занятия,поэтому в нем участникам предоставляется еще одна возможность проверить всесвои выводы, которые они смогли сделать за время тренинга, закрепить полученныенавыки откровенного и искреннего общения, выполнить принятые на себяобязательства.

Начинаетэтот раздел специализированный тест на выявление эгоистических наклонностейчеловека.

"Эгоизм"

"Тестсодержит 40 незаконченных предложений. Необходимо дополнить каждое из них так,чтобы получились предложения, в которых выражена законченная мысль. Нужно сразузаписать пришедшее вам в голову окончание незаконченного предложения, стараясьработать быстро.

1.В такой ситуации…

2.Легче всего…

3.Несмотря на то, что…

4.Чем дольше…

5.По сравнению с…

6.Каждый…

7.Жаль, что…

8.В результате…

10.Несколько лет тому назад…

11.Самое важное то, что…

12.На самом деле…

13.Только…

14.Настоящая проблема в том, что…

15.Неправда, что…

16.Придет такой день, когда…

17.Самое большое…

18.Никогда…

19.В то, что…

20.Вряд ли возможно, что…

21.Главное в том, что…

22.Иногда…

23.Лет так через двенадцать…

24.В прошлом…

25.Дело в том, что…

26.В настоящее время…

27.Принимая во внимание…

28.Если бы не…

29.Всегда…

30.Самое лучшее…

31.Возможность…

32.В случае…

33.Обычно…

34.Если бы даже…

35.До сих пор…

36.Условие для…

37.Более всего…

38.Насчет…

39.С недавнего времени…

40.Только с тех пор…

Обработка и анализ результатов

Дляопределения результатов необходимо сосчитать количество местоимений первоголица единственного числа, все притяжательные и собственные местоимения:"я", "мне", "моих", "мною" и т.п., атакже предложения, законченные не до конца, но содержащие указанныеместоимения, и предложения, в которых самих местоимений нет, но зато они явноподразумеваются, если имеется глагол первого лица единственного числа. Индексомэгоцентризма служит количество обозначенных предложений.

Психологическийкомментарий. Цель обработки результатов - получение индекса эгоцентризма,по которому можно судить об эгоцентрической или неэгоцентрическойнаправленности личности испытуемого. Обрабатывать результаты есть смысл, еслииспытуемые полностью справились с заданием. Поэтому в процессе проведениятестирования важно стремиться к тому, чтобы все предложения были закончены.Когда есть более 10 незаконченных предложений, текстовый бланк обработке ианализу не подлежит.

Эгоцентрическаянаправленность проявляется в познавательной, эмоциональной и поведенческойсферах. Личность с такой направленностью испытывает затруднения в изменениисобственной позиции по отношению к некоторому познаваемому объекту, внепонимании переживаний других людей, отсутствии эмоциональной отзывчивости, внеумении учитывать точки зрения других людей и координировать их со своейсобственной точкой зрения. Вероятно, формирование и закрепление эгоцентрическойнаправленности личности происходит в подростковом возрасте.

Входе тестирования следует придерживаться следующих условий: а) категорическизапрещается что-либо объяснять испытуемому помимо инструкции или давать оценкии высказывать свое отношение к его суждениям; б) экспериментатор не долженразглашать истинной цели исследования.

10.1. "Портрет друга"

Мы в ответе за тех, кого приручили

Маленький принц

"Разумеется,у каждого из вас есть настоящий друг. Вы неплохо знаете его. Надеюсь, что и завремя наших занятий у вас здесь появился друг. Составьте словесный портретчеловека, который стал для вас самым близким, используя для этого все буквыалфавита по очереди. Например, А - аккуратный, Б - бережливый, В - вежливый, Г- галантный, Д - деликатный и т.д. На одну букву можно привести несколько слов,но нельзя пропускать буквы алфавита, кроме Ъ, Ь, а буквы Й, Ы заменяются на И.На эту работу вам отводится 5 минут.

Атеперь вы можете передать ему (ей) свое описание и обязательнопрокомментировать его. Постарайтесь при этом подчеркнуть его основныедостоинства".

10.2. "Комплименты"

Если перейдешь меру, то самое приятное станет самымнеприятным.

Демокрит

"Культурногочеловека отличает умение приятно и свободно общаться с окружающими. Он можетвнимательно выслушать то, что говорит собеседник, даже поможет ему высказатьсвое мнение, не будет сразу отвергать его, а тем более повышать голос илииспользовать оскорбления.

Такойчеловек сумеет расположить к беседе даже замкнутого или чем-то расстроенногочеловека. Давайте сейчас попробуем сделать это. Ваша задача - установитьконтакт с партнером, сидящим слева от вас и от всего сердца (ведь оно как раз унас с левой стороны) сказать ему несколько теплых и приятных слов(комплименты). Но сказать это нужно действительно искренне, от всего сердца.

Сначалавы можете подумать некоторое время примерно 30 секунд о том, что же вы можетесказать этому человеку. Можно подчеркнуть приятные впечатления, которые на васпроизводит его внешний вид.

Например,"Тебе очень к лицу этот костюм, ты всегда умеешь одеваться совкусом". Можно выделить какое-то человеческое достоинство партнера,например, "Мне всегда нравилась твоя готовность помочь окружающим".

Затемкто-то из вас начнет общение со своим партнером, сидящим слева. Все остальные вэто время должны наблюдать за их общением, обращая внимание на то, какустановлен контакт (какими были первые слова, было ли простое приветствие), какони смотрят друг на друга или вообще не видят того, к кому обращаются, насодержание общения (какой комплимент произнесен и действительно ли человеку,которому это сказали, станет приятно от этих слов). И, наконец, нужно обратитьвнимание на выход из контакта (поблагодарили ли друг друга партнеры, как ониэто сделали).

Послетого, как закончится контакт, начинать свое общение с партнером, сидящим слеваот него, может тот, кому только что сказали комплименты. Впрочем, он имеетправо пропустить ход, например, если он настолько растроган сказанными словами,что сразу не может собраться для такого же общения с другим человеком, или покане знает, что сказать своему партнеру.

Вэтом случае начинает общение участник, сидящий следующим слева и т.д., до техпор пока не выскажутся все из вас".

Рекомендацииведущему.Н апомните группе, что участие во всех этюдах добровольное, поэтомусвои комплименты говорят только желающие. В заключении следует дать участникамвозможность высказаться о тех чувствах, которые они испытывали, когда имговорили комплименты (было ли приятно слушать) и когда они сами произносили их(было ли приятно говорить).

Вконце этюда осуществляется взаимная оценка в пределах 5 баллов.

10.3. "Ломка стереотипов"

Либо я найду путь, либо проложу его!

Филлип Сидней, английский

государственный деятель

"Намв жизни часто помогают сформированные ранее стереотипы, Перечислите своипривычные действия, которые вы выполняете на уровне подсознания, то естьпрактически автоматически. Это, конечно, облегчает жизнь, но с другой стороны изатрудняют ее, так как теряется свежесть восприятия жизни, притупляютсяощущения, получаемые в обычной обстановке, во время общения с уже знакомым.Например, ритуал приветствия - человек здоровается с другим за руку, говорит:"Как дела?" и бежит дальше, даже не выслушав ответ и через минутузабыв, с кем он поздоровался. Это был просто ритуал, сработал поведенческийстереотип.

Ачто можно предложить взамен? Такое приветствие, чтобы человек, которого выпоприветствовали помнил об этом несколько дней или даже месяцев? Ваши предложения?

Теперьот теории перейдем непосредственно к практике - начнем осваивать вами жепредложенные способы приветствия. Итак, целых 3 минуты вы приветствуете друг сдругом только новыми словами.

Хорошо,но кроме стереотипов приветствия нас окружают и другие стереотипы. С каким изних мы еще можем поработать? Ваши предложения. Может быть одежда? Почему мы такодеваемся, а если мы сейчас поменяемся своей одеждой? Договорились, одеждутрогать не будем, а вот походку изменить совсем не трудно. Итак, нетрадиционныйпроход. И каждый раз совершенно по иному. Начали".

Оценкаосуществляется распределением суммы баллов. Вы даете в среднем по 5 баллов на 1члена группы, которая сама должна распределить эти баллы. Если участники неуспели за отведенное время распределить эту сумму, они все получаю штраф по 3балла.

10.4. "Я тебя понимаю..".

Научившись радоваться, мы лучше всего разучимся делать больнодругим.

Н. Энкельманн, психолог

"Мыуже много и плодотворно общаемся. Естественно, что вы достаточно хорошо узналидруг друга. А теперь поработаем парами. Каждый думает и заполняет незаконченныепредложения о другом.

1.Тебе радостно, когда …

2.Ты грустишь, когда …

3.Тебе бывает страшно, когда …

4.Тебе бывает стыдно, когда …

5.Ты очень гордишься …

6.Ты сердишься …

7.Ты очень удивляешься, когда …

Рекомендацииведущему. После того, как участники закончат эти предложения, ониобмениваются своими записями и читают их. Затем возвращают свои записи назад иобсуждают их. В чем были совпадения и в чем ребята так и не поняли друг друга.

Результатопределяется взаимной оценкой участников.

10.5. "Дед Мороз"

Радость - это основной принцип жизни.

Н. Энкельманн, психолог

"Многиеиз нас искренне жалеют о том, что Новый год, как и день рождения бывают толькоодин раз в году. Ведь в этот день мы радуемся, получая подарки. Пусть это дажеочень скромный подарок, зато мы чувствуем особое внимание к себе, получаемтепло и заботу окружающих, родных и близких людей. И потом долго вспоминаем этиприятные минуты. А что мешает нам устраивать такие праздники чаще? Может бытьто, что в календаре нет второго Нового года или дня рождения? Если дело тольков этом, то все решается очень просто. Я назначают на сегодня внеочередной Новыйгод. Поздравляю всех вас! Желаю от всей души радости и счастья!

Атеперь подарки. Мне будет трудно одному справиться с этой приятнойобязанностью. Поэтому каждый из вас получает роль Деда Мороза, и,следовательно, должен приготовить целый мешок с подарками. В этот мешокжелательно положить подарок для каждого члена группы. А чтобы случайно незабыть кого-то, советую вам оформить раздаточную ведомость, в которой высначала запишите все имена, а потом название подарка этому человеку. В конценужно оставить место для росписи того, кому вы этот подарок сделаете.

Раздаточная ведомость

Название подарка

Увас есть 7 минут на то, чтобы заполнить эту ведомость, записав имена инаименования подарков для каждого члена группы. Подарок может быть любым,необязательно материальным.

Затемвы будете вручать свои подарки, и каждый из вас должен будет выбрать не болеетрех самых понравившихся подарков. Свое спасибо вы можете сказать всем, ноособо отметите именно этих трех и распишитесь в их ведомости. По количествуполученных росписей будет подводиться итог работы. Поэтому вам следует очень серьезноподумать над каждым присутствующим здесь. Что вы успели узнать об этомчеловеке, в чем проявляются его интересы, что он особенно любит, что ему большенравится? Вам нужно ответить на эти вопросы и вы сможете подобрать подходящийподарок. Действуйте!

Рекомендацииведущему. На первом этапе нужно создать условия для индивидуальной работыучастников, следует исключить возможность общения. Каждый должен побытькакое-то время в полном одиночестве, чтобы суметь сосредоточиться. После этогоучастники, свободно перемещаясь по аудитории, "раздают" свои подарки,подходя друг к другу.

Вконце работы участники объединяются в общий круг и называют по три лучшихподарка.Оценка по количеству принятых подарков. За каждый такой подарок"Дед Мороз" получает по 2 балла.

Примерыиз практики.Подарки друг другу участников одной из групп.:"Водительское удостоверение; моя помощь в исполнении всех твоих желаний;мешок шоколадных конфет; любимую песню; спутниковую антенну; верного друга;элексир вечной молодости; новую гитару; мою вечную дружбу; голубое небе немногочаще, чем у всех людей; раскованность; общительность; любимого человека на всюжизнь; много хорошей музыки; большую коробку конфет; большую личную библиотеку;огромного мягкого медведя; картинку мышки; большого розового слона; мир в твоемдоме; валютный счет в банке; очередной спортивный разряд".

10.6. "Надежный человек"

"Поройс нами в жизни случается самое непредвиденное. Хорошо, если это приятнаянеожиданность - выигрыш в лотерею или иной подарок судьбы. А если неприятность?Не всегдасразу найдешь выход из нее, тем более если ситуация очень сложная,требующая мгновенной реакции и концентрации всех душевных и физических сил.

Ябуду зачитывать вам одну из трудных жизненных ситуаций и предлагаю каждому изприсутствующих подумать над тем, кто мог бы ему помочь в этой ситуации, к комубы он обратился за помощью, если попал в подобное положение. Выбирать нужнотолько из членов группы.

Акому бы ты сам помог, если это случится не с тобой, а с другими? И почему именноэтому человеку?

Рекомендацииведущему. Фабулу ситуаций лучше всего составить вместе с участниками. Этодолжны быть актуальные для возраста и вида деятельности участников, например,если в группе школьники, то и ситуации должны быть связаны с этим возрастом иучебой (конфликт с родителями, проблемы с педагогом, который не признает праваребят и т.п.).

Оценкаосуществляется по количеству голосов, отданных в данной ситуации за каждогоучастника. Например, если группа рассматривала конфликт с родителями и один изучастников набрал в качестве лидера в этой ситуации 6 голосов, он получаетсоответственно 6 баллов. Итак в каждой следующей ситуации. Всего следуетрассмотреть примерно 10 таких ситуаций.

10.7. "Киносценарий, или Распределение ролей"

"Вызнаете, что подбирая актера на определенную роль, режиссер присматривается кнему, подойдет ли данный человек, впишется ли в образ, будет ли органичен,естествен? Все мы отличаемся друг от друга, и поэтому нам подходят разные ролив сценариях.

Сейчася буду читать киносценарий, в котором еще не распределены роли. Вы внимательнослушая содержание, должны вписывать после очередного пропуска номер роли и имячеловека, который бы, с вашей точки зрения, подошел на эту роль. Прежде всегоэто должно быть психологическое сходство с предполагаемой ролью, хотя и внешниеданные тоже можно учитывать. Итак, я начинаю: "Белоснежная вилламистера……. (1) расположена на берегу Атлантического океана. В саду круглый годцветут чудесные белые розы. За ними ухаживает садовник….. (2), который живет соскандальной женой…..(3) и вечно голодными детьми.

Женавладельца виллы весьма симпатичная и воспитанная леди…… (4). Все свое свободноевремя она проводит, гуляя в саду, вдыхая неповторимый аромат чудесных белыхроз. Но хозяину виллы (1) больше нравилась молоденькая горничная, кокетливая ихитрая, очень веселая……(5). Не прочь он был и приударить за медсестрой, котораяприходила к леди (4). Это была серьезная и гордая девушка….. (6), но мистер (1)не терял надежды.

Мистер(1) возглавляет крупную фирму и занимается серьезным бизнесом. В последнеевремя от стал испытывать трудности, так как несколько фирм встали на его пути,прибрав к рукам практически все атлантическое побережье. Особенно его заботилафирма, которую возглавлял его бывший однокурсник по университету….. (7). Особойхваткой держал весь игорный бизнес мистер…… (8). Это был плохо образованный, ноизворотливый человек, которого побаивались даже отцы города.

Каждоевоскресенье мистер (1) и леди (4) ходили в церковь. На паперти у храма оничасто встречали…..(9). Судьба не пощадила этого человека.

Личныйшофер мистера (1) был угрюмым человеком…. (10). Его жена, напротив, отличаласьвеселым характером, она очень хорошо пела, и поэтому вся округа хорошо зналаее…. (11).

Почтиежедневно к леди (4) приезжала в гости ее подружка…. (12). Дамы подолгуобсуждали последние светские новости и скандалы. Одна из самых скандальныхисторий - исчезновение и уход в монастырь их общей знакомой….. (13). Для обеихдам это была полная неожиданность. Муж этой знатной дамы был гуляка и балагур,всеобщий любимец…. (14). После этой истории бедняга совсем спился. И дамысочувствовали ему от всего сердца.

Ихразговор прервал стук в дверь. На пороге стоял посыльный из супермаркета….(15). Он принес заказ - вино, фрукты, шоколад. дамы дали ему на чай иотпустили. Вечер прошел просто замечательно. В комнате стоял аромат белых роз,воздух был наполнен тихой радостью и грустью. Дамы смотрели на океан ивспоминали…

Укаждого участника должна получиться примерно такая запись:

1.Мистер……………. 2. Садовник………….

3.Жена садовника…….. 4. Леди………………

5.Горничная…………. 6. Медсестра…………

7.Глава фирмы……….. 8. Игрок……………

9.Нищий…………….. 10. Шофер……………

11.Жена шофера………. 12. Подружка леди………

13.Монахиня…………. 14. Муж монахини………

15.Посыльный…………

Рекомендацииведущему. Группа обсуждает различные варианты предложений на имеющиеся вкиносценарии роли. Большинством голосов на роль утверждается один человек.После этого ведущий еще раз читает сценарий, уже называя имена утвержденных туили иную роль участников.

Наодну роль может быть утверждено 2-3 человека, но это только в том случае, еслигруппа действительно считает, что они подходят для нее.

Психологическийкомментарий. В заключении проводится обсуждение, почему на роль былутвержден именно данный участник. Что в его характере или поведениипредопределило его выдвижение на эту роль? Как он думает сам? А какую роль онхотел бы для себя? Те, кто оказался без роли, почему? Вас просто не заметили,или для вас нет характерной роли? Какую роль вы предлагаете ввести, не испортивуже готовый киносценарий? Обоснуйте ваши предложения? Почему именно эта роль,чему она соответствует?

Моему опыту материнства не так много лет, но я уже успела сформировать для себя свод правил, которые помогают мне в достижении результата. А результат - счастье и благополучие семьи.

ПРАВИЛО №1. Воспитание ребенка начинается еще до зачатия, когда мать сознательно готовится к беременности, принимает особый настрой, думает о ребенке, молится о нем, представляет его, создавая в воздухе особую эмоциональную связь с ним и мысленно освобождая место в семье для него. Так формируется желанность по отношению к ребенку.

ПРАВИЛО №2. Когда ребенок запланированный, то важно за несколько месяцев (идеально за полгода) начать готовиться к его зачатию: пить витамины для беременных, ограничить алкоголь, сбалансировать питание, начать успокаиваться. Желательно перестать работать, снизить уровень стресса и перейти к исключительно женским делам - вышивке, вязанию, кулинарии - все то, что нравится и успокаивает.

ПРАВИЛО №3. Когда беременность уже наступила, важно начинать общение с ребенком на уровне мыслей - молитвами, разговорами, любовью, лаской, представляя его, какой он маленький и как уютно и тепло ему там внутри вас. Так, будущая мама входит в особый мир, в котором уже начинаются первые шаги в материнстве.

ПРАВИЛО №4. Очень помогает чтение соответствующей литературы и мнений специалистов по разным вопросам, касающимся рождения и воспитания детей. Только здесь важно подходить избирательно - изучать только положительный опыт и литературу, которая вас будет мотивировать на материнство, а не запугивать и отталкивать. Общение с будущими или состоявшимися мамами также очень полезно. Но и его необходимо фильтровать - не стоит общаться с теми, кто прошел через опыт искусственных родов (кесарево сечение, эпидуральная анестезия, стимуляция, тяжелые роды, несостоявшиеся роды). Избегайте на время такое общение. Во время беременности на здоровье ребенка и успешных ход естественных родов влияет мамино настроение и мысли. И они должны быть 100% позитивными.

ПРАВИЛО №5. Всю беременность настраивайте себя на естественные роды. И не допускайте даже мысли об искусственных или тяжелых родах. У вас все будет хорошо! Если вам это удастся, то и беременность будет спокойной, и вмешательство врачей будет минимальным.

ПРАВИЛО №6. После рождения ребенка настройтесь на длительное грудное вскармливание (2-2,5 года). Это единственное, что убережет ваших детей от болезней в младенчестве, а в последствии в детских садах.

ПРАВИЛО №7. Постоянный физический контакт с малышом обеспечит вам очень сильную эмоциональную связь. Даже если так случилось, что вы кормите ребенка из бутылочки, то постоянно держите его при этом на руках и крепко прижимайте к себе. А если погода и температура в доме позволяет, то практикуйте время от времени контакт обнаженных тел (вашего и вашего малыша) при грудном вскармливании.

ПРАВИЛО №8. Постоянно в режиме нон-стоп изучайте литературу на тему раннего развития детей . По личному опыту знаю, что в последствии раннее развитие дает колоссальные результаты. Пусть даже оно не будет заметно сразу.Только не стоит доводить до фанатизма. Выбирайте наиболее понравившиеся программы и следуйте им. Но все должно быть в меру.

ПРАВИЛО №9. При грудном вскармливании не вводите прикорм и даже воду ранее 6ти месяцев. Поверьте, в мамином молоке есть абсолютно все для вашего малыша, и даже вода.

ПРАВИЛО №10. Помните, что ребенка должны воспитывать родители, а не ясли или бабушки! Если уж вы и решились на ребенка, то примите полностью всю ответственность за воспитание нового поколения. В противном случае, рано или поздно будете пожинать плоды чужого воспитания.

ПРАВИЛО №11. Не отдавайте ребенка в детский сад ранее 3-х лет. До трех лет ребенок должен расти в семье.

ПРАВИЛО №12. Учитесь с самого начала не кричать на ребенка и уж тем более не поднимать руку. Стоит только начать, остановиться уже будет практически невозможно. Воспитывайте в себе с самого начала терпимость и терпение. Да и самой маме это придаст огромную душевную силу и не раз это умение еще пригодится в жизни.

ПРАВИЛО №13. Никогда в обиде не говорите фраз «Тогда я не буду тебя любить», «Лучше бы я тебя не рожала», «От тебя одни убытки», «Ты мне такой не нужен» и прочее. Эти слова убивают ребенка и вызывают страх смерти. Даже если он этого и не показывает внешне. Последствия таких фраз необратимые.

ПРАВИЛО №14. У детей бывают разные периоды, иногда они прямо не слезают с рук, то и дело льнут к маме. Не отталкивайте их в этот момент. И вообще никогда не отталкивайте ребенка, когда он ищет телесного контакта. Значит, именно в этот момент он ему жизненно необходим. И, порой, достаточно и 3х минут, чтобы наполнить ребенка любовью и он снова побежит заниматься своими делами.

ПРАВИЛО №15. Доверяйте своему малышу! Уважайте его природный ритм и его собственный цикл развития. Никогда не сравнивайте его с другими детьми и даже с братьями и сестрами. Никогда не позволяйте другим (бабушкам, папе, учителям) говорить о нем плохо. Ваш малыш - самый лучший! Рано или поздно он всему научится.

ПРАВИЛО №16. Никогда не переживайте за ребенка! Волнение мамы передается нашим детям. Они, как датчики, все улавливают, все слышат. Защищайте его молитвами и своими позитивными мыслями. Умение не волноваться исходит из умения доверять ребенку. Научившись одному, вы научитесь и другому. И тогда ваше материнство будет наполнено глубочайшим счастьем.

ПРАВИЛО №17. В спорных ситуациях, сначала выясните, что случилось и выслушайте обе стороны, а уж потом делайте выводы. Часто мы склонны обвинять наших детей, не разобравшись. От этого в них растет обида по отношению к родителям. А обида на родителей - это самая страшная и тяжелая из всех человеческих обид. Во взрослой жизни эти обиды с трудом вылечиваются у психотерапевтов. И то только у тех, кто до них дошел. Не взращивайте обиды на вас. Ищите правду во всех ситуациях. А если ошиблись, всегда извинитесь. Исходите из постулата, что ваш малыш - самый чистый, самый хороший. Верьте в это! Все дети своими поступками ищут поощрения своей хорошести. А если нет веры, то нет и любви.

ПРАВИЛО №18. После любой ссоры учитесь быстро мириться. Очень хорошо помогает в этом случае скрещение мизинцев и стихотворение из детства: «Мирись, мирись, мирись. И больше не дерись. А если будешь драться - я буду кусаться. А кусаться не причем - я ударю кирпичом. А кирпич сломается — дружба начинается!». Обычно это забавляет детей. Потом они сами начнут подходить к вам на перемирие, показывая шутливо мизинчик.

ПРАВИЛО №19. Пойте деткам колыбельные песни. Через песни мы передаем им свою любовь и веру в самое лучшее и светлое. А мамин голос успокаивает и помогает спокойно заснуть. Не позволяйте себе разозлиться на детей перед сном и оставить их в постели в плохом настроении. Дети страшно страдают. Даже если и произошла ссора, перед сном обязательно помиритесь, обнимитесь и поцелуйте друг друга.

ПРАВИЛО №20. То же самое правило распространяется и на школу. Даже если и была причина с утра отругать ребенка, перед тем, как вы попрощаетесь с ним, обязательно помиритесь и скажите, что вы его любите.

ПРАВИЛО №21. Создавайте ритуалы в семье. Этим вы укрепите вашу эмоциональную связь: это могут быть утренние обнималки, воскресные семейные игры, вечерние прогулки, чтение книг перед сном. Что угодно. Лишь бы всем членам семьи это нравилось и приносило удовольствие.

ПРАВИЛО №22. Постоянно изучайте литературу о психологии детей разного возраста. Это поможет вам лучше понять вашего малыша и объяснить самой себе причины его поведения.

ПРАВИЛО №23. Никогда не ставьте материальное выше ребенка! Ни одна разбитая чашка или порванные штаны не стоят и слезинки вашего малыша. Подайте вид, что вы недовольны или расстроены. И этого достаточно. Попросите ребенка убрать разбитую чашку и спокойно объясните, что нужно быть аккуратней.

ПРАВИЛО №24. Никогда не обманывайте детей! Говорите все, как есть. Не нужно говорить чаду, что вы идете к врачу с папой, а на самом деле собрались в кино. Дети чувствуют ложь и обман и очень переживают. В последствии родители расплачиваются за это (как правило, в подростковом возрасте) тем, что дети становятся скрытными и постоянно им врут. Но потом вы уже ничего не можете изменить.

ПРАВИЛО №25. Учитесь спрашивать мнение ребенка! Особенно по вопросам, которые затрагивают их жизнь - где повесить твой рисунок, что ты хочешь на ужин, хочешь пойти завтра с нами в гости. Таким образом, с самого детства вы приучаете детей к тому, что с ними считаются. Потом, подрастая, они будут считаться с вами.

ПРАВИЛО №26. Вовлекайте детей в жизнь семьи: уборку, кулинарию, наведение порядка, встречу гостей. Приобщайте детей к семейной жизни. Семья - это команда. И если эта команда слажена - ничто не сможет разрушить ее связи.

ПРАВИЛО №27. Уважайте личное пространство каждого малыша. Даже в 5 лет ребенку уже захочется иметь личный шкафчик, только его игрушки, личные записи (особенно, если это девочка). Дайте ему эту возможность. А если вам что-то понадобится из личных вещей малыша, обязательно спросите разрешения.

ПРАВИЛО №28. В воспитании детей займите позицию наблюдателя. Не живите жизнью ребенка, не пытайтесь его понять, не жертвуйте своей жизнью во имя его воспитания. Это никому не нужно. Отпустите мысленно ваше чадо, позвольте ему быть самим собой, поощряйте его на самовыражение и будьте внимательны к его интересам. Не нужно реализовывать свои амбиции и социальные ожидания через ребенка. Изначально займите позицию, что ваш ребенок гениален и уникален по-своему. Такого человека больше в мире нет и не будет. Воспитывайте лучшее в вашем малыше, и он всю жизнь будет благодарен вам за это.

Если вы будете следовать этим правилам, то вам в последствии никогда не придется изучать литературу на тему трудных детей, восстановления отношений и обращаться к психологам. Потому что, соблюдая эти правила, ваша семья, ваши дети и вы будете просто обречены на счастье и счастливую семейную жизнь.

Чего я вам искренне желаю!

« Не думайте , что вы воспитываете ребенка только тогда , когда с ним разговариваете , или поучаете его , или приказываете ему . Вывоспитываете его в каждый момент вашей жизни , даже тогда , когда вас нет дома ».

Л . С . МАКАРЕНКО

Дорогие родители!

Школа предлагает вам сотрудничество в воспитании вашего ребенка.

Ваш ребенок для вас - это ваше будущее, это ваше бессмертие. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. И вы, конечно, хотите, чтобы ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и приумножило их.

Мы - школа, учителя тоже к райне заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок стал полноценным человеком, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Для этого мы работаем, отдаем детям свои души и сердца, свой опыт и знания. Для того чтобы наше сотрудничество было плодотворным, мы рекомендуем вам придерживаться в воспитании вашего ребенка следующих ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ:

1. Семья - это материальная и духовная ячейка воспитания детей, супружеского счастья и радости. Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи, и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой, считающим, что «все должно быть для него». За такую безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает злом - пренебрежением к родителям, к семье, к людям.

Не менее вредно, конечно, и равнодушное, а тем более пренебрежительное отношение к ребенку. Избегайте крайностей в отношениях к ребенку.

2. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.

3.Воспитание ребенка в семье - это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка - это пример родителей, их поведение, деятельность, заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений. Слова - вспомогательное средство. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому и для себя, и для всей семьи.

4.Развитие ребенка - это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он может и должен сделать сам. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, пусть он научится делать все то, что умеете вы. Не страшно, если он сделает что-то не так как надо: ему полезен! опыт ошибок и неудач.

Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не наказывайте за них. Предоставьте ему возможность попробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности, интересы и склонности.

5.Основа поведения ребенка - это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Научите его различать добро и зло. Разъясняйте вред куреня, алкоголя, наркотиков, распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, свою семью, добрых людей, свой край.

Важнейшей привычкой для него должно стать соблюдение режима дня. Выработайте вместе с ним разумный режим дня и строго следите за его выполнением.

6. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, придите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.

7. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики. Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большой степени зависят от стиля семейного воспитания.

Нормальный стиль - это демократический, когда детям предоставляется определенная самостоятельность, когда к ним относятся с теплотой и уважают их личность. Конечно, необходим контроль за поведением и учением ребенка с целью оказания ему помощи в трудных ситуациях. Но важнее всячески способствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и саморегуляции своей деятельности и поведения.

8.Не оскорбляйте ребенка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие, основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответственность. Не наказывайте ребенка за правду, если он признался в своих ошибках сам.

Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, подготовка счастливого супружества.

9.Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его самого заботиться о своем здоровье, о физическом развитии. Помните, что за годы обучения в школе ребенок переживает в той или иной форме возрастные кризисы: в 6-7 лет, когда у него возникает внутренняя позиция школьника, осознание своих чувств и переживаний; кризис полового созревания, проходящий обычно у девочек на 2 года раньше, чем у мальчиков; и юношеский кризис поиска своего места в жизни. Будьте внимательны к ребенку в эти кризисные периоды, меняйте стиль своего отношения к нему по мере перехода от одного возрастного периода к другому.

10. Семья - это дом, и как всякий дом, она может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте .

Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастье!