Пасха мертвых, что это: как готовиться, что делать, как отмечают Радоницу в России. Поминальная неделя после пасхи, что нужно знать об этих днях

Вторая неделя после Пасхи традиционно называется поминальной или проводной. Еще ее называют Фоминой.

Традиционно для россиян она знаменуется посещением кладбищ. Люди ходят на могилки своих покойных родных и близких, чтобы донести до них радость Воскресения Христа.

Понедельник на проводной неделе называется Живая Радуница, вторник — Мертвая Радуница. А все потому, что именно во вторник люди отправляются поминать своих покойных родственников.

Как правило, на могилки ставят куличи, крашеные яйца, конфеты. При этом важно придти на кладбище в числе первых. Считается, что тот, кто первым донесет до мертвых новость о том, что Христос Воскрес, получит особенную благодарность от мертвых. Люди идут на кладбище к могилам своих близких и символически христосуются с ними.

По случаю поминовения усопших дома также накрывают богатый стол. На нем обязательно должна стоять, среди праздничных блюд, и освященная на Пасху соль. После того, как за посидят за столом, кушанья не убирают до следующего утра, так как считается, что умершие могут придти за трапезу.

Продолжается Великий праздник. Всю Светлую неделю пасхальный стол остается накрытым, хозяева угощают всех, кто приходит в дом. Наибольшим уважением пользуются больные, нищие, убогие.

Особый запрет налагался на любую физическую работу на этой неделе, нельзя было ткать, вязать, забивать колья в землю, возиться с навозом и т. п. Посевы в Святую неделю не бывают хорошими, поэтому лучше всего их не начинать.

Чтобы не страдать в жаркую погоду, на этой неделе нельзя было пить много воды.

В среду, называемую в народе Градовой, или Сухой, не работали, обходили поля с громничной свечой. Такие действия предохраняли поля и огороды рачительных хозяев от града в летнее время.

В четверг на Пасхальной неделе почитали умерших предков. В народе этот день называли Навской Пасхой, Пасхой мертвых. Готовили праздничную еду, красили яйца и отправлялись на кладбище, чтобы навести порядок на могилах. У ворот кладбища обязательно произносили пасхальное приветствие: "Христос воскресе!" , затем на могилах родственников молились, оставляли пасхальные (неосвященные) яйца и другие угощения, раздавали милостыню нищим.

В некоторых местностях в этот день варили столько белых яиц, сколько в семье умерло детей. Съесть яйца надо было на открытом месте, "пакачаушы па траве", чтобы дети с небес видели и благословляли семью, которая их не забыла.

В народном календаре воскресенье на этой неделе называли Красная горка или Яриловица. Это был еще один день встречи весны. Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесте, ставили на горке. Кругом собирались взрослые и дети, пели песни, "гушкалiся на арэлях" - качелях, угощали друг друга яичницей. Вечером с песнями и плясками это чучело сжигали.

Понедельник на Фоминой неделе называется Живая Радуница, может быть, потому, что на завтра, во вторник, называемый Мертвой Радуницей, мы будем вспоминать умерших предков.

В этот день разрешалось работать в саду и огороде - обрезать сучья, сажать и пересаживать деревья: "Святая Радаунiца-садоунiца! Сады садзiць i палiць".

Хозяйки готовили праздничный обед для завтрашнего дня. В народе считается: кто первым придет на кладбище на Радуницу, тот получит от умерших особую благодарность и покровительство.

Вторник на этой неделе - один из главных дней в цикле поминовения предков - Радуница. Традиционным для славян поминальным днем является суббота. Однако лишь в одном случае в этой закономерности допущено исключение, потому что оно подчинено фундаментальному закону традиционной культуры, в основе которого лежит универсальный ритм почитания умерших. Радуница отмечается на 9-й день после Пасхи. По представлениям наших предков, кладбище было не столько местом физического захоронения умерших, сколько ритуальным местом встречи с представителями мира Вечности, причем точно определялось не только место, но и время встречи.

Особенности этого дня зафиксированы в следующей пословице: "На Радаунщу да абеда пашуць, у абед плачуць, а пасля абеду скачуць". Утром хозяйка не отходила от печи, завершала подготовку всех необходимых ритуальных блюд, потом наводила порядок в хозяйстве и, наконец, начинались приготовления к праздничной части дня. Семья одевалась во всё нарядное, брала с собой чистую льняную скатерть, блины, колбасу, сало, пасхальные яйца (одно из них было обязательно освященным, его съедали в начале поминальной трапезы), соль, бутылку водки. Всё это складывалось в специальную корзину и накрывалось белым рушником. Приготовления проходили без суеты, торжественно, с чувством достоинства и гордости, потому что люди шли на не совсем обычную встречу. Закончив утренние приготовления, семья отправлялась в храм отслужить обедню, а затем уже на кладбище.

Беременным женщинам крайне нежелательно посещение кладбища.

В этот день или накануне наводили порядок на могилах своих родственников. Нужно было нарезать дерн, обложить им по периметру могилы. Потом посыпать их свежим желтым песком, украсить надмогильные кресты новыми, специально принесенными атрибутами народного ткачества.

Напоминаем, на надмогильный крест повязывали следующие опознавательные атрибуты в зависимости от того, кто похоронен:

- белый венок на крест, который стоял на могиле, где была похоронена девушка;

- белый фартук на крест на могиле женщины;

- белый ручник повязывали на надмогильный крест там, где похоронен мужчина или молодой человек.

Ритуальный стол накрывали непосредственно на могиле или (что делалось реже) у могилы одного из последних умерших родственников. Но прежде чем живые приступят к обрядовой трапезе, нужно было положить пожертвования на каждую могилу.

Возле каждого креста или памятника ставили семь ритуальных атрибутов:

Чарку с положенным наверх одним кусочком хлеба;

Пасхальное неосвященное яйцо;

Что-нибудь из продуктов животного происхождения (кусочек копченой полендвицы или домашней колбасы);

Домашнее печенье, одну конфету;

Неживые (искусственные) цветы, обязательно нечетное количество, так как в поминальной обрядности, характеризующей разъединение, разрыв, одиночество, определяющим символом является непарность! (Как парадоксальна традиция сегодняшнего дня - ходить на кладбище с парным количеством живых цветов!).

После этого все "хрыстосавалiся з памершымi" - хозяйка брала пасхальное освященное яйцо и крестообразно проводила им по надмогильному холмику, затем яйцо очищали (скорлупу клали прямо на могилу), разрезали на столько частей, сколько человек присутствовало у могилы. Трапеза начиналась именно с ритуального причащения этой долькой исконного символа жизни.

Затем отец (или дед, тот, кто был самым старшим среди присутствующих) брал бутылку и наливал водку в единственную чарку (чару), принесенную с собой.

Несколько капель налитого (примерно одну треть) "старейшина" отливал на могилу, среднюю часть выпивал сам, а последнюю треть оставлял (те самые "слезы" на дне рюмки). Чарку снова доливали и передавали следующему из присутствующих по старшинству. Тот и последующие участники обряда снова и снова повторяли в точной последовательности ритуальное действие. Когда чарка обходила всех, оставшуюся на дне водку опять-таки выливали на могилу. Получался замкнутый круг, символика которого вместе с содержимым (оставшаяся на дне "слеза") была нацелена на соединение рода, семьи, сохранение живой памяти о тех, кто уже ушел в мир иной.

Конечно же, при этом было много разговоров, воспоминаний. В том случае, если кто-то умер в текущем году и боль утраты еще не притупилась, то не обходилось без голошений и слез.

Сегодня многие делают у могилы столики и небольшие лавочки, явно моделируя домашнее застолье. Это правильно, но только не стоит выносить эти столики за ограду. Ощущение такое, что вы постояли у порога родного дома, а зайти в него не пожелали.

Среди белорусов бытует строгий запрет "трогать" землю до Радуницы или до Благовещения (если Радуница приходится на позднюю весну). Это может обернуться продолжительной летней засухой и как следствие - неурожаем, а также повлечь за собой смерть кого-либо из близких родственников, поэтому сначала следовало навести порядок на могилах своих предков - заручиться их поддержкой, получить благословение, а затем начинать цикл сельскохозяйственных работ.

Блинами, которые пеклись к этому дню, кормили овец. Считалось, что тогда они лучше ягнятся.

Если в этот день вывезти хотя бы воз навоза на поле или огород - всегда будете с урожаем.

На родительский день можно увидеть вещий сон "от родителей" или умерших родственников. Придя на кладбище, совершите три поклона и скажите:

"Радуница, Фомина неделя, день всех усопших. Призываю в помощники. Прошу дать мне сон вещий. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь".

Радоницу, или Родительский день отмечают на 9-й день после Пасхи, поэтому Радоницу еще называют Пасхой для усопших. В некоторых странах Радоница является нерабочим днем.

Великий Радоницы праздник!
Помянем всех, кто с нами был!
Кто – не допел, кто – не дожил!
Про всех мы вспомним добрым словом!

Мы в Радоницу посетим
Всех тех, кто ране нас покинул,
Кто дорог нам был и любим,
Кто навсегда останется любимым.

Но плакать в этот день не должно нам,
Печалиться по поводу разлуки.
Надеяться лишь надо, что все там,
Где не достанут жизненные муки.

Нам верить свято нужно только в то,
Что хорошо на небе им живётся,
Что ждёт нас всех там вечное добро.
И вера эта наша нам вернётся.

Радоница – Православный праздник,
Что от Пасхи на девятый день,
Вспоминаем близких нам умерших,
Но не кройся в мыслях скорби тень.

Радоница – за усопших радость,
В вечной жизни обрели покой,
И печаль, конечно же закралась,
Нет ведь больше рядом их с тобой.


Радоница в 2017 году - 25 апреля
Когда на Руси православие стало официальной религией, многие языческие обряды и праздники были позаимствованы. Одним из таких праздников является Радоница, или как её еще называют Радуница и родительский день. Этот праздник наступает на 9 день после Пасхи, в 2017 году - 25 апреля. У славян в этот день было принято поминать усопших родственников.

Почему праздник называется Радоница
По одной из легенд, название праздника исходит из имен языческих богов. Так, в народе Радоницу называли Навьим днём, Могилками, Радаваницами или Тризнами. Именно эти ведические божества, по преданиям, являлись хранителями умерших душ. Для того, чтобы проявить уважение и задобрить их, наши предки приносили в жертву различные дары на погребальных курганах.

Другие же исследователи утверждают, что происхождение названия праздника связано с такими словами как род, родство или же радость. Как раньше считали, в Радоницу не нужно было печалиться и грустить из-за смерти своих близких, а наоборот радоваться, ведь считалось, что в этот день покойники призваны на праздник Пасхи.
Родительская суббота. Радоница - день поминовения всех усопших


Когда ехать на могилы близких?
Многие посещают кладбища на Пасху, потому что это выходной. Радоница часто приходится на рабочий день. Не каждого отпустят с работы! Это не правильно!
Если не удается побывать на могилах близких в Радоницу, можно прийти туда в воскресенье, следующее за Пасхой, когда отмечают еще один церковный праздник - Антипасху. можно сходить в ближайший храм к началу службы, подать записку с именем усопшего. Кстати, перед походом на кладбище в Радоницу тоже следует сходить в церковь и помолиться за усопшего.

Кроме Радоницы в православном календаре есть и другие поминальные дни, когда принято ходить на кладбища. Это Родительские субботы, их называют еще Вселенскими панихидами по умершим православным христианам.

Церковь отрицательно относится лишь к посещениям могил в Пасху. Пасха - это торжество победы жизни над смертью, радости над печалью. То радостное ликование, которое Церковь сообщает верующим на Пасху, отделяется от настроения грусти, которое сопровождает поминовение усопших

И существующий в настоящее время обычай посещать кладбища в первый день Пасхи - противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается.
На Пасху и во всю Светлую Седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в Храмах отменяются все заупокойные богослужения и панихиды.

Первое поминовение усопших и первая панихида совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник - Радоница (от слова радость – ведь празднование Пасхи продолжается).

В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище – помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им.


После среды Светлой Седмицы уже можно пойти на кладбище, чтобы убрать могилы своих близких после зимы перед праздником Радоницей.

В случае смерти человека на Пасху, а смерть на Пасху традиционно считается знаком милости Божией, то отпевание совершается по пасхальному чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений.

Дома поминать можно, можно подавать и записки, но публичное поминовение в пасхальные дни в виде панихиды не проводится.

Если на время Пасхи и Светлой Седмицы выпадает годовщина смерти, поминки переносят на период, начиная с Радоницы.

Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу, и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших


Традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия.
Душам наших усопших близких нужна молитва.

Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.

Поминовения усопших спиртным: В священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека» (Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка», напоминает священник Александр Ильяшенко.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную.

Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

«На Радоницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут», то есть приступают к сельхозработам, посещают могилы и затем веселятся вечером. Этот день давно стал светским Днем Памяти или Повиновения, в отличие Троицкой родительской субботы.

Молитва за усопших


«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», - пишет святитель Иоанн Златоуст.

Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной…

Покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике - все это дань традициям. Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего - долг всякого православного христианина. Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
Как правильно поминать?


Прежде всего нужно привести могилы в порядок - убрать мусор, покрасить оградки, подправить кресты. Сделать это можно и в канун Пасхи, и в промежуток между Пасхой и Радоницей.
После зимы холмик можно подровнять лопатой и обложить дерном. Могила будет выглядеть ухоженной. Если вы хотите высадить на могиле зеленые растения, установите цветочницу. По весне на могилу лучше всего высаживать неприхотливые цветы (маргаритки, бархатцы, ромашки). Возле могилы посадите кустарник: жасмин, сирень, акацию.

Придя на кладбище, зажгите свечу и прочитайте молитву.

Молитва об усопших
Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Вечная память!

При поминовении усопших также совершается обряд литии. Для совершения чина литии нужно пригласить священника.

Что делать с остатками поминального обеда? Как поступать с остатками пищи после поминок?

В Радоницу на могилы приносят блюда пасхального стола - крашеные яйца и куличи, освященные в церкви. Если к Радонице запасы пасхальной еды иссякли, можно вновь покрасить яйца и испечь кулич.

Оставлять еду, бутылки с водкой и стаканами на могилах церковь запрещает. Лучше отдать угощение кому-нибудь из людей, встреченных на кладбище, или просящим милостыню у храма. Ничего предосудительного нет, если вы отдадите еду с поминального или пасхального стола домашним питомцам. А вот выбрасывать продукты с пасхального и поминального стола в мусорный бак - грех. Особенно если эти продукты были освящены в церкви.


Как относиться к могиле православного христианина

Кладбища - это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения. По законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.

Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать местопогребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения - Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.

Могила - это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.

Крест на могиле православного христианина - молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.

Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного. Надо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен. Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.


Пасха Христова в 2018 году приходится на 8 апреля. Святая Троица в 2018 году будет 27 мая. От Пасхи до Троицы проходит семь недель, которые еще называют Святая Пятидесятница. В семь воскресных дней вспоминаются разные события, особенности молитвенного правила и поклонов на Святой Пятидесятнице.

Семь недель после в церковном календаре выделяются особо, и считаются Неделями «по Пасхе». «Христос Воскресе!» приветствуют православные друг друга все семь недель после Пасхи и отвечают «Воистину Воскресе!» . Кроме этого, перед каждым вкушением пищи поют пасхальный тропарь, а не обычные молитвы.

Особо выделяется , в 2018 году она идет с 9 по 14 апреля. Это сплошная седмица, то есть не имеет постных дней. Всю эту неделю каждый желающий может позвонить в колокола. Существуют особенности и в молитвенном правиле - вместо утренних и вечерних молитв и правила подготовки к причастию поются или читаются Часы Пасхи. Необходимые перед причастием каноны, заменяют на канон Пасхи.

Вторая неделя носит название Фомина, Антипасха или Красная горка. В Она начинается в 2018 году 15 апреля с воспоминания уверения апостола Фомы в воскресшего Спасителя и продолжается до 21 апреля. На эту неделю приходится важное событие – Радоница, день особого поминовения усопших. Питание на этой неделе идет обычной годовой чередой – среда и пятница постные дни.

Третья неделя называется Мироносицкая, начинается в 2018 году 22 апреля Днем святых Жен Мироносиц и заканчивается 28 апреля.

От Пасхи до Троицы, календарь семи недель после Пасхи 2018 – праздники и родительские субботы

В эту неделю вспоминаются святые Жены-Мироносицы, которые первые поспешили отдать последние почести распятому Учителю, но обрели Гроб пустым.

Четвертая неделя называется «О расслабленном», в 2018 году она начинается 29 апреля, когда воспоминается чудо о воздвижении расслабленного, которое совершил Христос, и заканчивается 5 мая. На этой неделе верующие задумываются о том, как важно для того, что бы начать двигаться за Христом, сначала довериться Ему и подняться (начать).

От Пасхи до Троицы, календарь семи недель после Пасхи 2018 – праздники и родительские субботы

Пятая неделя называется «О самарянке», она в 2018 году начинается 6 мая воспоминанием беседы у колодца Христа с самарянкой и заканчивается 12 мая. Открытое сердце самарянки легко приняло слова Христа, так как они подобны чистой воде.

Шестая неделя называется «О слепом», в 2018 году она начинается 13 мая тем, что вспоминается чуда о даровании слепорожденному зрения, как ответ на веру, и заканчивается 19 мая. Чудо о слепом было совершено в субботу и стало вызовом фарисеям, запрещавшим трудиться в субботу. В четверг этой недели всегда приходится переходящий праздник Вознесения Господня, который в 2018 году приходится на 17 мая.

От Пасхи до Троицы, календарь семи недель после Пасхи 2018 – праздники и родительские субботы

Седьмая неделя по Пасхе установлена в память о Первом Вселенском соборе, она начинается 20 мая и заканчивается 26 мая. На этом Соборе епископ Мир Ликийских Николай, прозванный позже Чудотворцем, выступил против Ария и победил ересь. Во вторник этой недели, 22 мая - праздник Святителя Николая, который является непереходящим - Никола Летний. 26 мая - Троицкая родительская суббота.

После того, как все семь недель по Пасхе заканчиваются, наступает праздник Святой Троицы, который в 2018 году приходится на 27 мая.

От Пасхи до Троицы, календарь семи недель после Пасхи 2018 – праздники и родительские субботы

С самого дня Святой Пасхи до праздника Вознесения Господня все дела, трапезы и молитвословия предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи: «Христос Воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровах!» Далее читается Трисвятое: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный помилуй мя!»

С Вознесения до Троицы все молитвословия начинаются с Трисвятого.

С Пасхи до Троицы молитва «Царю Небесный...» не читается.

С Пасхи до Вознесения молитва «Достойно есть» заменяется на Задостойник Пасхи.

От Вознесения до Троицы обе эти молитвы не читаются. Не надо забываться, что от Пасхи до Троицы земные поклоны в храме не совершаются.

Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.

9 день от Пасхи - родительский день, принято посещать кладбище и поминать умерших родственников.


День особого поминовения усопших

Первоначально Радоницы (радоницы, тризны) - имена божеств, олицетворяющих почитание усопших, хранительниц душ умерших людей. Радоницам и их подопечным приносили жертвы из обильных пиршеств и возлияний на погребальных курганах, чтобы еще не отлетевшая душа покойного могла насладиться зрелищем того уважения, которое ей оказывают живые. Постепенно слово "тризна" стало обозначать поминки, а "радоница" - весеннее поминовение усопших. Именно весеннее, потому что живые особенно старались задобрить покойников в пору расцвета природы, окончательного отступления зимы, поры мертвого сна всей земли.


Обычаи

Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который "не есть Бог мертвых, но живых" (Мф 22, 32).

Есть дивный пример того, как разделяют с нами радость о Воскресении Спасителя наши умершие. Однажды один благочестивый старец Киево-Печерской лавры на Пасху пошел вместе с диаконом покадить пещеры, где почивали усопшие. И только воскликнули они: «Христос воскресе, отцы и братия!», как послышалось в ответ громогласное восклицание: «Воистину воскресе!»


«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», – пишет святитель Иоанн Златоуст.


История праздника Радоница

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), праздник Радоница отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами. Этимологически слово "радоница" восходит к словам "род" и "радость", причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, "с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших".


По традиции "на Радоницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут", то есть приступают к сельхозработам, посещают могилы и затем веселятся вечером. Этот день давно стал светским Днем Памяти или Повиновения, в отличие Троицкой родительской субботы.


Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом. Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.

Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха - время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

Мы сердечно поздравляем всех христиан с праздником Радоницы!

1:502 1:507

Радоницу, или Родительский день отмечают на 9-й день после Пасхи, поэтому Радоницу еще называют Пасхой для усопших. В некоторых странах Радоница является нерабочим днем.

1:819

2:1323 2:1328 2:1333

Великий Радоницы праздник!
Помянем всех, кто с нами был!
Кто – не допел, кто – не дожил!
Про всех мы вспомним добрым словом!

2:1561

2:4

Мы в Радоницу посетим
Всех тех, кто ране нас покинул,
Кто дорог нам был и любим,
Кто навсегда останется любимым.

2:211

Но плакать в этот день не должно нам,
Печалиться по поводу разлуки.
Надеяться лишь надо, что все там,
Где не достанут жизненные муки.

2:458

Нам верить свято нужно только в то,
Что хорошо на небе им живётся,
Что ждёт нас всех там вечное добро.
И вера эта наша нам вернётся.

2:701 2:706

Радоница – Православный праздник,
Что от Пасхи на девятый день,
Вспоминаем близких нам умерших,
Но не кройся в мыслях скорби тень.

2:949

Радоница – за усопших радость,
В вечной жизни обрели покой,
И печаль, конечно же закралась,
Нет ведь больше рядом их с тобой.

2:1182 2:1187

3:1691

3:4

Радоница в 2017 году - 25 апреля

Когда на Руси православие стало официальной религией, многие языческие обряды и праздники были позаимствованы. Одним из таких праздников является Радоница, или как её еще называют Радуница и родительский день. Этот праздник наступает на 9 день после Пасхи, в 2017 году - 25 апреля. У славян в этот день было принято поминать усопших родственников.

3:690 3:695

Почему праздник называется Радоница

По одной из легенд, название праздника исходит из имен языческих богов. Так, в народе Радоницу называли Навьим днём, Могилками, Радаваницами или Тризнами. Именно эти ведические божества, по преданиям, являлись хранителями умерших душ. Для того, чтобы проявить уважение и задобрить их, наши предки приносили в жертву различные дары на погребальных курганах.

Другие же исследователи утверждают, что происхождение названия праздника связано с такими словами как род, родство или же радость. Как раньше считали, в Радоницу не нужно было печалиться и грустить из-за смерти своих близких, а наоборот радоваться, ведь считалось, что в этот день покойники призваны на праздник Пасхи.

3:2005

Родительская суббота. Радоница - день поминовения всех усопших

3:126

4:630 4:635 4:640

Когда ехать на могилы близких?

Многие посещают кладбища на Пасху, потому что это выходной. Радоница часто приходится на рабочий день. Не каждого отпустят с работы! Это не правильно!

4:977

Если не удается побывать на могилах близких в Радоницу, можно прийти туда в воскресенье, следующее за Пасхой, когда отмечают еще один церковный праздник - Антипасху. можно сходить в ближайший храм к началу службы, подать записку с именем усопшего. Кстати, перед походом на кладбище в Радоницу тоже следует сходить в церковь и помолиться за усопшего.

4:1620 4:4

Кроме Радоницы в православном календаре есть и другие поминальные дни, когда принято ходить на кладбища. , их называют еще Вселенскими панихидами по умершим православным христианам.

4:395 4:400

Церковь отрицательно относится лишь к посещениям могил в Пасху. Пасха - это торжество победы жизни над смертью, радости над печалью. То радостное ликование, которое Церковь сообщает верующим на Пасху, отделяется от настроения грусти, которое сопровождает поминовение усопших

4:908 4:913

И существующий в настоящее время обычай посещать кладбища в первый день Пасхи - противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается.

4:1298

На Пасху и во всю Светлую Седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в Храмах отменяются все заупокойные богослужения и панихиды.

4:1557

4:4

Первое поминовение усопших и первая панихида совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник - Радоница (от слова радость – ведь празднование Пасхи продолжается).

4:348 4:353

В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище – помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им.

4:608 4:613

5:1117 5:1122

После среды Светлой Седмицы уже можно пойти на кладбище , чтобы убрать могилы своих близких после зимы перед праздником Радоницей.

5:1365 5:1370

В случае смерти человека на Пасху, а смерть на Пасху традиционно считается знаком милости Божией, то отпевание совершается по пасхальному чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений.

5:1735

5:4

Дома поминать можно, можно подавать и записки, но публичное поминовение в пасхальные дни в виде панихиды не проводится.

5:227 5:232

Если на время Пасхи и Светлой Седмицы выпадает годовщина смерти, поминки переносят на период, начиная с Радоницы.

5:444 5:449

Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу, и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших

5:1067 5:1072

6:1576

6:4

Традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия.

6:384

Душам наших усопших близких нужна молитва.

6:465 6:470

Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.

6:939 6:944

Поминовения усопших спиртным: В священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека» (Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка», напоминает священник Александр Ильяшенко.

6:1732 6:4

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности . Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную.

6:686 6:691

Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

6:1121 6:1126

«На Радоницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут», то есть приступают к сельхозработам, посещают могилы и затем веселятся вечером. Этот день давно стал светским Днем Памяти или Повиновения, в отличие Троицкой родительской субботы.

6:1565

6:4

Молитва за усопших

6:50


7:556 7:561

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага» , - пишет святитель Иоанн Златоуст.

7:1020 7:1025

Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной…

7:1224

Покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике - все это дань традициям. Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.

7:1702

Домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего - долг всякого православного христианина. Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

7:311 7:316

Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).

7:923 После литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

Как правильно поминать?

7:1231


8:1739

8:4

Прежде всего нужно привести могилы в порядок - убрать мусор, покрасить оградки, подправить кресты. Сделать это можно и в канун Пасхи, и в промежуток между Пасхой и Радоницей.

8:324

После зимы холмик можно подровнять лопатой и обложить дерном. Могила будет выглядеть ухоженной. Если вы хотите высадить на могиле зеленые растения, установите цветочницу. По весне на могилу лучше всего высаживать неприхотливые цветы (маргаритки, бархатцы, ромашки). Возле могилы посадите кустарник: жасмин, сирень, акацию.

8:917 8:922

Придя на кладбище, зажгите свечу и прочитайте молитву.

8:1026 8:1031

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Вечная память!

8:1468 8:1473

При поминовении усопших также совершается обряд литии. Для совершения чина литии нужно пригласить священника.

8:1679 8:4

Что делать с остатками поминального обеда? Как поступать с остатками пищи после поминок?

8:177

В Радоницу на могилы приносят блюда пасхального стола - крашеные яйца и куличи, освященные в церкви. Если к Радонице запасы пасхальной еды иссякли, можно вновь покрасить яйца и испечь кулич.

8:528 8:533

Оставлять еду, бутылки с водкой и стаканами на могилах церковь запрещает . Лучше отдать угощение кому-нибудь из людей, встреченных на кладбище, или просящим милостыню у храма. Ничего предосудительного нет, если вы отдадите еду с поминального или пасхального стола домашним питомцам. А вот выбрасывать продукты с пасхального и поминального стола в мусорный бак - грех. Особенно если эти продукты были освящены в церкви.

8:1301 8:1306

Как относиться к могиле православного христианина

9:1916

Кладбища - это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения. По законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.

9:321

Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать местопогребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения - Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.

9:882 9:887

Могила - это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке .

9:1067 9:1072

Крест на могиле православного христианина - молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.

9:1678

9:4

Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного. Надо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен. Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

9:618 9:625