Дипломная работа: Борьба женщин за свои права

Удивительно, как они находят в себе силы и смелость, ведь многие из активных борцов за права женщин – сами хрупкие женщины, живущие в мусульманских и африканских странах, где слабый пол ни во что не ставят. Одна из наиболее юных (но уже успевшая получить Нобелевскую премию мира) активисток-борцов за женские права Малала Юсуфзай сказала: «Приходит момент, когда вам придется выбирать – то ли молчать, то ли встать». Сама Малала за свою храбрость чуть не поплатилась жизнью.

Теснее ряды! Смелые и очаровательные борцы за права женщин

Эмма Уотсон: из звезд кино в лидеры феминисток

Одна из самых известных молодых борцов за права женщин – британская актриса , прославившаяся ролью Гермионы в киносериале о Гарри Поттере. Она вполне могла «почивать на лаврах»: звезды этих фэнтези получили огромные гонорары. Но Эмма предпочла не зацикливаться на карьере актрисы, она получила высшее образование и стала активной феминисткой, пропагандирующей кампанию «Heforshe». В ответ на впечатляющие выступления Уотсон угрожали. Один сайт грозился опубликовать ее откровенные фотографии, на что Эмма ответила: «Если они пытались отделаться от меня, то у них ничего не вышло».

Людмила Алексеева: бойкая «старушка»

В свои 89 лет Людмила Алексеева может показаться вам хрупкой старушкой. Но на самом деле она – легенда борьбы за права человека (в том числе, за права женщин). Она пережила многое – и гонения, и эмиграцию, и возвращение на родину, и словесные нападки, и насилие. Однажды произошел курьезный инцидент: во время предновогоднего протеста Алексееву (ей тогда было 82 года) арестовали вместе с другими участниками акции. Когда власти поняли, что в костюме Снегурочки арестована «та самая» Алексеева, они поспешили извиниться и отпустили ее. Но было слишком поздно – на следующий день за активистку вступились президент Европейского парламента и Совет безопасности ООН.

Рания: красавица, королева и… правозащитник

Казалось бы – если ты королева и живешь в роскоши и достатке, какой смысл становиться борцом за права женщин? Но королева Рания – удивительная личность! Рания Аль-Абдалла стала женой короля Иордании в 29 лет, когда ее муж Абдалла Бин Аль-Хуссейн Второй взошел на престол. Было это в 1999-м году. Рания не удовольствовать ролью красивой первой леди, она возглавила комиссию Иордании по правам человека, Совет безопасности семьи и стала членом глобальной инициативы руководства ЮНИСЕФ. Она мечтает изменить несправедливые законы, царящие на Ближнем Востоке, и использует свое имя в борьбе за права женщин.

Сима Самар создала «женское» министерство

Девочкам запрещают ездить на велосипедах. Девушкам нельзя задерживаться у подруг и приходить домой вечером. Женщинам запрещено получать образование. Будущее у женщин в Афганистане бесперспективно. И Сима Самар изо всех сил старается переломить эту ситуацию. Она учит женщин, как противостоять произволу, она врач, который принимает бедных и борется за права человека. Самар основала организацию, ориентированную на получение женщинами образования и качественной медицинской помощи. Сейчас в нее входит 15 клиник, 3 больницы и более сотни школ. Самар создала первое в мире министерство по делам женщин во временной администрации Афганистана и работала в качестве председателя Комиссии по правам человека в этой стране. Продолжая продвигать свои идеи, Сима Самар подвергает свою жизнь опасности, поэтому у нее есть бронеавтомобиль и четыре телохранителя.

Обиджели Эзеквесили подняла волну протеста

В 2014-м году группа экстремистов «Боко Харам» ворвалась в женское общежитие и похитила 200 школьниц. Это событие вызвало коллективное возмущение, и в Интернете стартовала кампания BringBackOurGirls#, которую начала бывший нигерийский министр образования, бывший вице-президент Всемирного банка по Африке Обиджели Эзеквесили. Этот почин подхватили многих борцы за права женщин, в том числе Малала Юсуфзай, Мишель Обама и Эмма Уотсон. Когда госпожа Эзеквесили поняла, что ее обращения в правительственные агентства, к политикам и телеканалам бессмысленны, она и начала эту акцию протеста, вылившуюся в международную.

Ширин Эбади – первая мусульманка с премией мира

Борьба Ширин Эбади началась в 1979-м году, когда она – первая женщина-судья в Иране – была разжалована и понижена до клерка в суде. Эта несправедливость вдохновила ее на активную деятельность. Эбади стала защищать женщин (как юрист) и взяла на себя инициативу по изменениям в иранском семейном праве в таких аспектах как развод, наследование и опека над детьми. Эти усилия были «вознаграждены»: Ширин провела три недели в тюрьме, и ее лишили всех юридических полномочий и запретили заниматься практикой на пять лет. Но были и другие, настоящие, награды – например, в 2003-м году Ширин стала первой мусульманкой, получившей Нобелевскую премию мира.

Лейма Гбови проложила дорогу первой женщине-президенту

В 2011-м году такую же премию получила либерийская правозащитница Лейма Гбови. Она отдала много сил занятиям с детьми, психологически травмированными из-за гражданских войн и насилия в семье, сама воспитала шестерых, влача почти нищенское существование. Лейма встала во главе протеста женщин против войны – они устроили забастовку на рыбном рынке и не разошлись, пока президент страны Тейлор не принял делегацию. На встрече с главой государства Гбови сказала: «Мы устали! Мы устали от того, что наших детей убивают, мы устали от изнасилований!». Позже Тейлор ушел в отставку, и президентом Либерии стала Эллен Джонсон-Серлиф. Она разделила вместе с Леймой премию мира.

15 лет под домашним арестом: бирманский политик Аун Сан Су Чжи

Еще один лауреат премии мира и борец за права женщин – Аун Сан Су Чжи вступила в эти ряды в 1988-м году, когда тысячи людей присоединились к митингам против существующего режима в Бирме. Военное правительство ответило на это убийствами и задержаниями лидеров протеста, среди которых была и Аун Сан Су Чжи. Позже ее как вожака партии «Национальная лига за демократию» посадили под домашний арест – на 15 лет! Она была освобождена только в 2010-м. В 2012-м году Аун избрали в состав нижней палаты Бирманского парламента, а в 2016-м году она стала министром иностранных дел.

Мать революции Тавакуль Карман

У Леймы Гбови и Эллен Джонсон-Серлиф была еще одна коллега, получившая Нобелевскую премию мира – в 2011-м году награду решили разделить между тремя женщинами. И эта лауреатка – Тавакуль Карман. Всемирный экономический форум назвал Йемен худшим местом для женщин: они не получают образования и сидят дома без работы. Девочек выдают замуж с 8-ми лет, они остаются бесправны, если дело касается развода или опеки. Журналисты подвергаются нападениям, дети становятся солдатами, а юным правонарушителям грозит смертная казнь. Борясь со всем этим, Тавакуль Карман основала организацию «Женщины журналисты без цепей» и разоблачала все случаи жесточайшей несправедливости. Ее прозвали «Железной женщиной» и «Матерью революции», она стала вдохновением Йеменского восстания.

Самая молодая: Малала Юсуфзай, выжившая после жестокого покушения

Самая молодая в нашем топе борцов за права женщин – пакистанка Малала Юсуфзай, родившаяся в 1997-м году. Отец Малалы Зияуддин всегда был примером для девочки. Он работал директором школы и боролся за право девушек на образование. Малала была свидетелем зверств талибов – когда они публично казнили преступников, ампутировали руки у людей, осужденных за кражи, запрещали кино, телевидение и музыку. Обо всем этом девушка писала в своем блоге «BBC», она появилась в документальном фильме, принимала участие в собраниях ЮНИСЕФ, а в октябре 2012-го пережила покушение. 14-летняя Малала была ранена в голову, но выжила. В 2014-м году мужественная Юсуфзай получила Нобелевскую премию мира.

Женщина на посту госсека США, женщина - кандидат в президенты: каких-то сто лет назад подобная картина казалась немыслимой. Дамы в той же Америке да и в большинстве других стран мира, не могли ни избираться, ни избирать. К счастью, в скором времени все изменилось.

Первые шаги в сторону утверждения избирательного права женщин были сделаны в конце XVIII века во Франции. В 1789 году лидерами Великой французской революции был принят документ под названием «Декларация прав человека и гражданина», основная идея которого заключалась в том, что все жители страны независимо от своего вероисповедания и социального статуса обладают равными правами по отношению к государству.

Правда, под словом «все» в декларации подразумевались только лица мужского пола. На этот, казалось бы, малозначительный факт обратила внимание известная писательница и идеолог революционного движения Олимпия де Гуж.

Документ вызвал крайне негативную реакцию со стороны её «товарищей по партии». Причем дело было не только в том, что якобинцы не разделяли феминистских убеждений де Гуж. В тексте декларации Олимпия обращалась к Марии-Антуанетте, призывая королеву перестать быть врагом собственного народа и возглавить зарождающееся женское движение. Конечно, писательницу тут же заподозрили в сочувствии к монархии.

После того, как де Гуж потребовала от революционеров провести референдум о будущем государственном устройстве (причем одним из вариантов, предлагаемых писательницей, была конституционная монархия), женщину заклеймили «роялисткой» и казнили как изменницу.

2. Общество трезвости

Следующая волна суфражизма (от англ. suffrage - избирательное право) прокатилась по западному миру только во второй половине XIX века. Источником подобных идей во многих странах были так называемые общества трезвости - объединения женщин, пытающихся противиться пьянству своих супругов.

В стремлении добиться от государства внимания к семейным проблемам - зависимому материальному положению, невозможности лишить опеки над детьми мужа-алкоголика - активистки подобных сообществ начали выступать за предоставление женщинам избирательных прав. Логика этого решения была простая: если мужчины не хотят уделять внимание подобным вопросам, необходимо сделать так, чтобы женщины сами могли влиять на законотворческие процессы.

Одно из таких обществ трезвости в Новой Зеландии возглавила Кейт Шеппард. Она убедила своих соратниц развернуть масштабную кампанию за предоставление женщинам избирательного права и вскоре стала лидером женского движения в стране.

В 1888 году Шеппард опубликовала памфлет с громким названием «Десять причин, почему женщины Новой Зеландии должны голосовать». Далее последовало несколько петиций в парламент страны, и буквально за 10 дней до очередных выборов жительницы Новой Зеландии получили право голоса.

3. Погром в Лондоне

К началу XX века суфражизм окончательно оформился как самостоятельное общественное движение. В некоторых странах, например, в Британии, суфражистки не стеснялись заявлять о своих взглядах предельно громко.

В начале марта 1912 года группа активисток движения за права женщин устроила самый настоящий погром в центре Лондона, повергший в ужас не только жителей британской столицы.

Вот как описывала события того дня отечественная газета «Россия»:

«План, похоже, был тщательно обдуман, и набег был произведен поразительно внезапно, хотя полицию предупреждали, что на днях состоится демонстрация. Женщины оказались вооруженными камнями, палками, молотками и бутылками, завернутыми в бумагу. Подлежавшие битью стекла на Риджент-стрит, Оксфорд-стрит, Бонд-стрит, Пикадилли-стрит, Геймаркете, Кокспур-стрит и на Странде были строго распределены между отдельными женщинами_.

Нанесенный ими убыток определяется в 40 тысяч рублей. На Даунинг-стрит, где помещаются Министерство иностранных дел и резиденция первого министра, суфражистки прибыли на автомобиле с завешанными стеклами и остановились у резиденции лорда Асквита. Из экипажа выскочили три женщины и немедленно приступили к метанию камней в стекла. Таковых было разбито четыре - по два с каждой стороны подъезда_.

Подоспевшие полицейские арестовали женщин, из которых одна оказалась хорошо известной в Лондоне госпожой Панкхерст (лидер британского суфражистского движения - прим. ред.). Когда ее проводили мимо министерства, она освободила руку и бросила камнем в одно из окон.

Почти одновременно начали действовать дамы и на других улицах. Менее чем в четверть часа сотни окон были превращены в осколки. Внезапность нападения ошеломила владельцев магазинов, ресторанов, контор и иных мест. Там совершенно не подготовились к нападению. Бригада, действовавшая на Пикадилли, Бонд-стрит, Риджент-стрит и по соседству, состояла более чем из сотни прекрасных половин. Молотки и камни были спрятаны в муфтах. Около семи вечера были арестованы до 60 женщин и препровождены в полицейские участки»_.

4. Суфражистки и король

В попытках достучаться до власти, британские суфражистки шли на самые радикальные меры.

В 1912 году, когда английские тюрьмы были под завязку забиты «хулиганящими» активистками, одна из представительниц женского движения решила поговорить о наболевшем напрямую с лидером страны.

Во время посещения Георгом V собора в Кардиффе, суфражистка прорвала полицейский кордон и потребовала у королевской четы освободить поборниц избирательного права.

Годом позже еще одна активистка женского движения Эмили Дэвисон бросилась под копыта короля на скачках. От полученных ранений девушка вскоре скончалась.

В 1914 году эпатажную акцию протеста провела Мэри Ричардсон: она пришла в Национальную галерею в Лондоне и несколько раз пырнула ножом картину Веласкеса «Венера с зеркалом». На суде Ричардсон объяснила, что таким образом хотела выразить свое несогласие с арестом ее подруги госпожи Панкхерст.

За океаном борьба против дискриминации по половому признаку шла не менее активно, чем в Европе.

В 1848 году две активистки женского движения Элизабет Стэнтон и Лукреция Мотт организовали Первый конгресс по правам женщины. На мероприятие в Сенека-Фоллз, штат Нью-Йорк, приехала сотня делегатов, более половины из них были мужчинами.

Результатом дискуссии стала Декларация Чувств (в другом переводе - Декларация Убеждений; англ. Declaration of Sentiments) - документ, сформулированный по образцу Декларации независимости США, и продвигающий идеи полного гендерного равенства среди граждан страны.

_«Принимая во внимание полное отсутствие гражданских прав у половины населения этой страны, её социальную и религиозную неполноценность, принимая во внимание вышеупомянутые несправедливые законы, а также то, что женщины чувствуют себя оскорбленными, угнетенными, обманным путём лишенными своих священных прав, мы требуем, чтобы им были немедленно обеспечены все права и привилегии, которые принадлежат им как гражданам Соединенных Штатов»_, - говорилось в тексте манифеста.

6. Первая ласточка

В США первым громким скандалом, связанным с борьбой женщин за избирательное право, стало дело Сьюзен Энтони. В день очередных президентских выборов 5 ноября 1872 года на одном из участков 52-летняя дама взяла бюллетень и попыталась вбросить его в урну. «Хулиганку» буквально поймали за руку.

При этом согласно 14-й поправке к Конституции, под понятием гражданин понимаются все лица, родившиеся или натурализованные в Америке. О биологическом поле «лиц» в документе, разумеется, не было ни слова.

Увы, апелляция к основному закону страны не принесла желаемого результата. Суд признал Энтони виновной и назначил ей внушительный штраф, чтобы другим неповадно было.

7. Инаугурация Вильсона

Одно из самых массовых выступлений суфражисток в США состоялось за день до инаугурации президента Вильсона 3 марта 1913 года. Порядка 8 тысяч женщин, вооружившись плакатами с громкими лозунгами, маршем прошли по Пенсильвания-авеню, ведущей к Белому дому. Возле здания казначейства суфражистки устроили настоящее костюмированное шоу, напоминающее театральную постановку.

Выступление поборниц избирательного права вызвало нешуточный ажиотаж среди рядовых жителей Вашингтона. Пятидесятитысячная толпа зевак пыталась преградить демонстрантам путь, разумеется, не обошлось без агрессии - многие из участниц парада получили травмы, на собственной шкуре испытав силу «зрительских симпатий».

Реальный эффект от выступлений суфражисток не был мгновенным. Только 7 лет спустя, вступила в силу Девятнадцатая поправка к Конституции, запрещающая дискриминацию на выборах по половому признаку. К этому времени многих лидеров американского женского движения уже не было в живых.

8. Свободная женщина в свободной России!

Суфражистскому движению в царской России явно недоставало размаха. До революции большая часть законотворческих инициатив поборниц избирательного права оставалась незамеченной, общество относилось к деятельности суфражисток довольно скептически.

_«Российская лига равноправия женщин обратилась к представителям Думских партий с предложением внести законопроект об избирательных правах женщин в Государственную думу. Женщинам, конечно, свойственно увлекаться. Это увлечение нашло отклик и в наших депутатах. За подписью сорока членов различных партий в Думу внесено законодательное предположение_.

Авторы заявления указывают на то, что и в России «последнее время почти каждый год в законодательных учреждениях, если и не получают разрешения, то, по крайней мере, обсуждаются те или иные вопросы, непосредственно затрагивающие интересы женщин_.

Такими вопросами в III Государственной думе являются вопросы о разводе, раздельном жительстве супругов, о правах женщины на наследство, о правах на адвокатуру, о мерах против торга женщинами. Женщины могли бы указать направление для их разрешения, а между тем они по закону лишены права в какой-либо степени принять участие в законодательном обсуждении» … <…>_

В заключение авторы предлагают Думе: «В отмену и изменение соответствующих законоположений постановить: „Лица женского пола пользуются равными с мужчинами правами избирать и быть избираемыми в Государственную думу“. Мы полагаем, что сами женщины и даже подписавшие свое заявление депутаты не верят в возможность скорого осуществления их проекта», - писала отечественная пресса в начале 1912 года.

Радикальные перемены случились только после распада монархического строя. 19 марта 1917 года в Петербурге состоялась 40-тысячная женская демонстрация. Лозунги участниц мероприятия гласили «Без участия женщин избирательное право не „всеобщее!“, „Свободная женщина в свободной России!“, „Место женщины в Учредительном собрании!“.

Временное правительство не стало игнорировать глас народа и уже 11 сентября 1917 года вступило в силу новое Положение о выборах, в котором говорилось о всеобщем избирательном праве „без различия пола“.

Шпаковский Вячеслав 07.03.2016 в 15:08

Цель этих действий была ясна: изменить внутреннюю политику страны в вопросах равноправия женщин и, соответственно, провести реформы. Активистками движений протеста выступали, как правило, женщины из среднего класса (фабричным работницам и работницам заводских цехов и так хватало забот помимо забастовок).

Социалисты за права женщин

К слову, женщины нашли защиту и в лице социалистов. Самой яркой активисткой, знаковой фигурой в "женском вопросе" стала Клара Цеткин.

В 1910 году в столице Дании Копенгагене был проведен VIII Международный конгресс Второго Интернационала. Участники вышли с предложением ежегодно отмечать как день борьбы за политическое и социальное равноправие женщин. С подачи идеи , и стало таким днем.

В каждой стране - свое время

Новая Зеландия оказалась в лидерах среди стран, где имущие получили, наконец, права. 1893 год оказался решающим для женщин этой страны. В 1902 году Австралия стала последовательницей Новой Зеландии. В Северной Европе женщины получили равные с мужчинами права позже (с 1906-го по 1915 год). В России женщинам дала равноправие Октябрьская революция. А последней в списке стран, давших женщинам свободу, стала в 2011 году Саудовская Аравия.

§1. «Милая светская женщина» Севера и леди-южанка: права и бесправие дам высшего класса ……………………………………… –

§2. Эволюция положения американской работницы в XIX столетии ………………………………………………………………. 15

§3. Цветные женщины: рабыни и индианки ……………………….. 19

Глава II. Борьба женщин за свои права …………………………….. 22

§1. С войны за независимость по вторую половину XIXвека ……... –

§2. Во второй половине XIXв. ……………………………………… 31

§3. С I мировой войны по 1920 год …………………………………. 38

Заключение …………………………………………………………… 50

Примечания …………………………………………………………... 53

Список источников и литературы …………………………………... 55

Введение

Феминизм в отечественной историографии долгое время считался частью рабочего и социалистического движения. Самостоятельно этот вопрос не рассматривался и поэтому не получил широкого развития, отсюда немногочисленность использованной литературы. Как отмечает О. Воронина, классики марксизма-ленинизма и деятели социалистического движения (Бебель, А. Коллонтай и др.) считали борьбу женщин за свои права «чисто буржуазной затеей».

Ф. Энгельс в письме Л. Лафарг обозвал поборниц женских прав «полубуржуазными ослицами». А. Коллонтай в работе «Социальные основы женского вопроса» высказала мнение, что именно пролетарки, работающие в рядах мужчин, двинули вперед женский вопрос. По ее мнению, феминистки начали свою агитацию гораздо позже, только с половины XIX века. Критикуя правых феминисток, из средних и высших слоев общества, А. Коллонтай обвиняет и левых, социально мыслящих феминисток в двойственности их тенденции: «Программа рабочей партии содержит все, к чему вы стремитесь; если вы не играете двойной игры, если вы искренни, то примкните к ней».

Таким образом, в советской историографии не было условий для детальной разработки этого вопроса. В то же время он очень актуален и важен для современности.

До сих пор в различных уголках земного шара женщины не равны в своих правах с мужчинами. В большинстве стран Азии и Африки женщина по прежнему остается рабой мужчины: в Египте и Саудовской Аравии (а сейчас и в некоторых чеченских семьях) девочкам делается варварская операция женского обрезания, а три года назад в саудовской школе при пожаре сгорело 15 девочек только потому, что религиозная полиция не дала им выбежать на улицу без паранджи! Для Китая и Индии актуальна иная проблема – резкий рост числа абортов в случае, если УЗИ показывает, что пол эмбриона женский – давняя традиция умерщвления девочек-младенцев в цивилизованном мире приобрела своеобразное выражение, особенно на фоне китайского лозунга «одна семья – один ребенок» (Статистика оказалась столь удручающей, что власти этих стран запретили врачам сообщать родителям пол будущего ребенка).

У нас в России этот вопрос также актуален, особенно в контексте терактов женщин-смертниц. Женщин с такой психологией порождает общество, априори ставящее женщину в неравное положение с мужчиной: низкий социальный статус, отсутствие образования (Роза Нагаева, согласно свидетельствам родственников, даже не умела читать), жизнь, «зацикленная» на замужестве – именно невозможность выйти снова замуж или продолжить нормальную жизнь вне брака, давление со стороны родственников мужа толкают потенциальную смертницу на своеобразное «сати», дополняющееся соображениями мести (кстати, в некоторых наиболее отсталых областях Индии традиционное «сати» еще практикуется наряду с варварской традицией умерщвления новорожденных девочек).

С другой стороны, в журнале «Власть» приводится мнение исламского богослова, который утверждает, что во многом на потенциальных смертниц давит манера организаторов террора обращаться с ними как с равным, называя «сестрой», уверяя женщину в важности ее поступка. В мире, где женщина никогда не может даже подумать о том, чтобы сравняться с мужчиной, такое мнимое равноправие очень льстит самолюбию забитых женщин, заставляет их почувствовать самоценность... на краткое время оставшейся жизни. Таким образом, доминирующее мужское общество становится предпосылкой женского терроризма.

Это наиболее шокирующие факты. Но разве европейская цивилизация избавлена от половой дискриминации?

Да и в повседневной жизни рядовая российская женщина стакивается с дискриминацией. Для успешной карьеры в государственном учреждении или частной фирме женщине необходимо быть более высококвалифицированным специалистом, чем коллеги-мужчины – ведь при прочих равных предпочтение всегда отдается сильному полу. По статистике работающие женщины более образованны, чем мужчины, но заработная плата у них почти на треть ниже.

Так что сегодня представительницы слабого пола чаще всего либо безработные, либо работают на самых малооплачиваемых должностях. Общественное мнение годов предлагает женщине единственную альтернативу: стать женой преуспевающего бизнесмена.

В 1995 году был даже издан специальный президентский указ о назначении женщин на государственные посты. Однако фактически он так и не был выполнен. Женщин ни в правительстве, ни в президентской администрации не прибавилось. В Совете Федерации, который представляет собой верхний срез региональной элиты, лишь две женщины (из 178 членов палаты). В Государственной Думе - женщин всего 10,2% (в Думе предыдущего созыва их было 13,5%). При этом по-настоящему влиятельных политиков среди женщин почти нет: Хакамада, Старовойтова да еще скандальная Валерия Новодворская. Все остальные – не столько женщины-политики, сколько «женщины в политике».

О ситуации в нашей области можно судить по недавним выборам в мэры: единственная за многие годы женщина, выступившая в нашем регионе на выборах в муниципалитет, набрала мизерный процент голосов да и сама, как признается, участвовала «из интереса», не надеясь на существенный результат.

С другой стороны, в «странах победившего феминизма» уже давно назревает иная ситуация – предпосылки антифеминистской революции.

В США из соображений политкорректности ведутся споры о том, чтобы заменить в названиях традиционных профессий и других слов, содержащих приставку «man», при употреблении к представительнице слабого пола, на приставку «fem», в Великобритании женщины требуют права участвовать в богослужении, а Евросоюз настаивает на допуске женщин на священную гору Афон (на что Греция резонно отвечает, что в Ватикане-то пока женщины избирательным правом не пользуются)… А в Конституции Украины есть совсем уж потрясающая фраза: «женщины пользуются правами наравне с мужчинами», хотя до этого и так говорится, что у всех людей права одинаковы – для тех, кто не понял, что женщины – люди? Или перестраховка поликорректных парламентариев? Естественно, что доведенное до абсурда «равноправие» уже начинает утомлять.

«Возможно, мы на пороге, так сказать, антифеминистской революции – в конце концов, стала же пресловутая политкорректность предметом насмешек и карикатур. В Штатах вышли из моды процессы по поводу харасмента и мужчины продолжают ухаживать за женщинами, не боясь угодить под суд за свои сексуальные домогательства. Потому что настрадавшийся мир уже не в силах переварить радикальные теории жизнеустройства…».

И, наконец, возвращаясь нас к извечному вопросу – что есть равенство? О каком равенстве мы говорим в мире, где изначально люди одни рождаются сильными и слабыми, умными и глупыми, больными и здоровыми, талантливыми и бездарными? Черная феминистка белл хукс (пишется с маленькой буквы) писала, что белый феминизм как движение, направленное на наделение женщин социальными правами наравне с мужчинами, проблематичен: «Поскольку мужчины не являются равными в обеспечивающей господство белых капиталистической патриархальной классовой структуре, то с какими мужчинами женщины хотят быть равными?»

Что вообще такое есть феминизм и равенство с мужчинами? Считать ли отсутствие в России женской воинской обязанности дискриминацией, поскольку таким образом женщины «исключены и из доступа к оружию (а оружие - это власть, а исторически - и вся категория гражданства: гражданин тот, кто носит оружие и защищает patria), секретным разработкам, многим профессиям и всему остальному пирогу ВПК»? Или считать советскую шпалоукладчицу идеалом равноправной женщины?

Таким образом, мы видим, что спектр гендерных проблем, обсуждаемых и дискутируемых сейчас в прессе очень широк, и для разрешения всех этих вопросов следует хорошо разбираться в истоках и предпосылках женского движения – к сожалению, многие дискурсанты плохо владеют подобными базовыми знаниями. Поэтому тема данной дипломной работы представляется весьма актуальной.

Цель работы – изучение итогов, целей и особенностей феминистского движения В Соединенных Штатах Америки.

Задачи таковы:

1) показать положение женщин в США в конце XVIII – начале XX вв. в динамике и развитии и определить предпосылки развертывания феминистского движения;

2) проследить этапы борьбы американских женщин за свои права.

Хронологические рамки работы: с войны за независимость по 1920 год (получение женщин равных прав с мужчинами).

Предмет исследования – феминизм (фр. Feminisme, от лат. Femina - «женщина») -в широком смысле - стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизни общества, в узком смысле – женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами.

Синонимом можно назвать термин «эмансипация женщин». Эмансипация (лат. – emancipatio) – у римлян обозначало освобождение из-под отцовской власти. Отсюда произошло общее значение-освобождение от зависимости и ограничения.

Идея равных социальных прав женщин и мужчин восходит ко времени эпохи Просвещения и Великой французской революции XVIII века и связана с утверждением либеральной концепции «естественных прав и свобод» человека. Эта концепция впервые в Европе была закреплена в главном документе Французской революции «Декларация прав человека и гражданина» (1789). Француженки, воодушевленные лозунгами революции «Свобода, равенство, братство», создавали свои клубы, активно участвовали во всех общественных событиях. Но после опубликования Декларации, а затем Конституции новой республики они обнаружили, что свобода и права человека не распространяются на женщин: к категории граждан, имеющих право владеть собственностью, избирать и быть избранными были отнесены только мужчины. Писательница Олимпия де Гуж попыталась исправить это «недоразумение», составив в 1791 году «Декларацию прав женщины и гражданки», которую историки и считают первым манифестом феминизма Нового времени. Массовые демонстрации, петиции, обращения к партиям и политическим деятелям: митинги, демонстративные, даже провокационные, акции протеста были нацелены на привлечение общественного внимания, изменение политики и проведение реформ. В деятельности организаций и акциях протеста в то время в основном участвовали женщины из среднего класса (работницам фабрик и заводов было не до общественной активности). В защиту прав женщин выступили социалисты. На Международной социалистической конференции в Копенгагене в 1910 году Клара Цеткин предложила ежегодно проводить Международный женский день под лозунгами борьбы за политическое и социальное равноправие. Этим днем женской солидарности, который способствовал и привлечению к борьбе женщин-работниц, стало 8 марта.

В 1870-е годы первые европейские университеты открыли свои двери для студенток. Но суфражисткам понадобилось почти семьдесят лет упорной борьбы, чтобы стало реальностью их главное политическое требование. В 1920 году Конгрессом США была принята 19-я поправка к Конституции, которая предоставляла избирательное право женщинам. Англичанки получили это право ограниченно (только для замужних женщин) в 1918-м, а в полном объеме - в 1928 году. Самой прогрессивной в этом отношении страной стада Новая Зеландия, которая первой в мире уже в 1893 году допустила женщин на избирательные участки. А во Франции женщинам предоставили законное право голосовать на выборах только в 1946 году через полтора века после получения этого права мужчинами. До 1970-х годов Швейцария отказывала гражданам женского пола вправе избирать и быть избранными. Для многих мусульманских стран это требование остается актуальным и в XXI веке.

В 20-е годы XX века в Европе и США феминистское движение первой волны, добившись, наряду с избирательными правами, принятия законов, разрешающих женщинам учиться в университетах и работать вне дома, посчитало свои задачи выполненными, и активность женских организаций пошла на спад.