Храм в честь святого николая чудотворца, нижегородская область.

В 1993 году жители Новосибирска отметили вековой юбилей города. К этой дате историки постарались расставить все точки над i. Споров было много. Кого же считать основателем города? В каком году он был основан и в честь кого назван? Дискуссии велись на конференциях, на страницах газет. Комиссия горсовета по истории представила свои материалы. Согласно официальной точке зрения, город был основан 12 мая (30 апреля по старому стилю), когда на строительство железнодорожного моста через Обь прибыли первые мостостроители. Этот день и стали считать днем рождения города. Хотя были, как говорится варианты. Одни называли 1891 год, когда в районе Кривощекова появились изыскатели железной дороги, другие - день открытия первого «универсального магазина Жернакова» в поселке, третьи вели отсчет от 20 июля 1894 года - дня закладки железнодорожного моста.

Разногласий по поводу отца-основателя Новосибирска было еще больше. Все привыкли считать им писателя и инженера Гарина-Михайловского. Однако комиссия горсовета сделала другие выводы: «К выбору кривощековского варианта мостового перехода он имел косвенное отношение, в 1891 году Н. Г. Михайловский не был в районе будущего города Новосибирска. Нет объективных данных для того, чтобы считать основателем города, тем более единоличным, Н. Г. Михайловского».

Так кто же сыграл решающую роль в выборе места пересечения Оби с Транссибирской железнодорожной магистралью и от кого зависело будущее Новониколаевска? До сих пор в городе нет памятника основателям Новосибирска. Даже к столетнему юбилею у городских властей не нашлось денег. Но время еще есть, считает почетный железнодорожник, доцент НИИЖТа Василий Кириленко . По его мнению, вековой юбилей город должен отмечать в 2003 году.

«ВН»: Значит, Новониколаевск был основан в 1903 году?

В. К.: Я выделю три этапа в истории основания города Новониколаевска. Первый - возведение поселений россиянами, начавшими строительство Приобской части Великого Сибирского пути, то есть будущего Обского моста возле речки каменки и железнодорожной станции Обь, весной 1893 года.

Второй – образование Новониколаевского поселка в результате завершения строительства Приобской части Великого сибирского пути, то есть после окончания строительства Обского железнодорожного моста (31 марта 1897 года).

И третий этап – основание города Новониколаевска. После сооружения Великого Сибирского пути, который завершили 13 июля 1900 года. После установления железнодорожной и речной связи центра России (Николаевский поселок) с западной и восточной государственными границами. После установлении транспортных связей России с Атлантическим и Тихим океанами, 19 декабря 1903 года.

«BH»: Почему днем рождения города Вы считаете именно 19 декабря 1903 года?

В. К.: 19 декабря - православный праздник святого Николая Чудотворца. В России только три имени, которым поклоняется народ: Христос, Александр Невский и Николай Чудотворец. Наш город назван не в честь Николая II, а в честь святого Николая. Ему дали имя Новониколаевск, потому что в России уже был Николаевск-на-Амуре. А два одинаковых города иметь было не положено. 16 декабря 1903 года (ввиду того, что скоро был день рождения Николая Чудотворца) Кабинет министров России за подписью Витте принял решение о переименовании, поселка Николаевского в город Новониколаевск. 28 декабря 1903 года решение правительства одобрил Николай II и утвердил положение Кабинета министров о том, чтобы поселок «возвести на степень безуездного города» Томского уезда с упрощенным городским управлением. Каждый год с 1904 года жители Новониколаевска отмечали день рождения города 19 декабря.

«BH»: Может быть, город назван все-таки в честь Николая II?

В. К.: Николай II не заслуживает плохого отношения. Он очень много сделал для строительства Сибирской железной дороги: был председателем комиссии по ее строительству, давал деньги. Но город назван не в его честь. Так же как Петербург назван не в честь Петра I, а в честь святого Петра, Екатеринбург - не в честь Екатерины П, а в честь святой Екатерины. Эти города уже вернули свои православные имена. Остались одни мы. Мы тоже должны и обязаны вернуть городу имя Новониколаевск, Красному проспекту - Николаевский проспект, площадь Ленина назвать площадью Святого Николая, а площадь Свердлова - площадью Александра Невского.

Доказательством тому, что в городе очень почитали Николая Чудотворца, - присвоение его имени церквам. На левом берегу Оби с 1885 года действовала церковь св. Николая на пути к обской паромной переправе. Первая деревянная поселковая церковь в 1898 году возле железнодорожной станции Обь тоже носила имя святого Николая. В 1910 году была построена Никольская церковь. А 6 декабря 1915 года в Новониколаевске состоялось торжественное освящение часовни в честь святителя и чудотворца Николая, построенной в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых.

«ВН»: В связи со столетием открытия железнодорожного моста через Обь в одной из газет промелькнула фраза: «Путейцы по сей день благодарят инженера Гарина-Михайловского за идеальный выбор места для постройки моста». Как железнодорожник Вы согласны с этим высказыванием?

В.К.: Выбор места действительно идеальный. Высокие берега способствовали постройке высокого моста, чтобы пропускать суда. Прямолинейный участок реки, небольшой разлив, гранитное ложе реки делали кривощековский переход более выгодным, чем другие направлении. А вот Николай Гарин-Михайловский тут ни при чем. Он не построил ни одного сантиметра Великого Сибирского пути, а мы его сделали строителем. Он находился на изысканиях в Сибири около двух месяцев, но трассу прокладывал, около Томска. В районе Кривощекова в 1891 году был только проездом. Посмотрел на Обь и снова уехал. Изыскания здесь вел отряд В. Роецкого. А Гарин-Михайловский вообще был против строительства мостов на пути пересечения железной дорогой больших рек.

В пояснительной записке, поданной на имя председателя комиссии по западносибирским изысканиям инженера Константина Михайловского (однофамильца) 11 ноября 1891 года, Гарин-Михайловский высказал предположение: «...сплошной Сибирский железнодорожный путь не может быть готов, принимая во внимание финансовые затруднения страны, раньше 15 лет. На эти 15 лет следовало бы смотреть как на предварительный период, чтобы изучить количество перевозимых грузов». Он считал, что до выяснения «размеров движения постройка больших мостов не может оправдать себя». По его мнению, их временно можно было бы заменить паромными переправами. Посчитанная им экономия на мосты составила бы десять миллионов рублей. Для удешевления пути писатель предлагал в крупных городах строить не вокзалы, а небольшие станции, а «на остальных станциях пассажирские здания возможно было бы временно заменить комнатой в казарме». По этому расчету Сибирская железная дорога обходилась бы государству в 15 тысяч рублей за версту.

Константин Михайловский построил дорогу с мостами за четыре года в расчете 38 тысяч за версту.

1 февраля 1892 года Николая Михайловского из Министерства путей сообщения уволили за то, что он добивался перехода через Томск, замены мостов переправами, строительства узкоколейки в Сибири.

«BH»: А кто же сто лет назад соединил берега Оби?

В. К.: Прямое отношение к окончательному выбору места мостового перехода у села Кривощеково имели инженеры путей сообщения К. Михайловский и В. Роецкий. Косвенное - подрядчик Березин, ректор Петербургского института инженеров путей сообщения В. Николаи, Н. Гарин-Михайловский (поддержал официально выбор К. Михайловским кривощековского варианта), министр путей сообщения С. Витте, инженер путей сообщения Георгий Адрианов.

Подготовительные работы по сооружению моста вели Григорий Будагов и Николай Меженинов. Мост сооружали по проекту Николая Белелюбского. Большую роль в строительстве моста и города сыграл Н. М. Тихомиров. Им-то и нужно ставить монумент на месте монумента Ленина. Это нужно сделать до 2003 года.

Наша газета неоднократно обращалась к этой теме. Многие высказывали свои точки зрения. Спор не закончен до сих пор. Каждый отстаивает свою правду. Василий Кириленко написал книгу «Правда о сотворении города Новониколаевска», которую напечатать пока не удалось…

Беседовала Людмила Кузменкина

Газета "Вечерний Новосибирск", 27 мая 1997 г.

Все мы привыкли молиться Высшим Силам и просить помощи, однако жизнь этих людей и испытания, которые были уготованы им судьбой, зачастую нам неизвестны. И Николай Чудотворец, прежде чем стать Святым, прошел долгий путь.

День памяти Николы в разных верованиях отмечается по своему и даты празднования также отличаются. В христианстве этот день выпал на 19 декабря, а католики считают днем святителя 6 декабря.

Николай Чудотворец

Нокола Милостивый является одним из самых почитаемых святых с давних времен. Родился этот человек в богатой семье и уже с раннего детства знал, что его будущее связано со служением Богу.

Повзрослев он отправился в город Миры, где стал архиепископом. После того, как начались гонения христиан, Никола не отступил от своей веры, за что был заточен в тюрьму на восемь лет. Но даже там, испытывая тяжелые физические муки и голод, он поддерживал дух заключенных и вселял надежду в лучшее. После того, как волнения утихли, его освободили, и Святитель Николай снова вернулся к служению.

У католиков образ святого стал прародителем Санта Клауса и многих других персонажей, связанных с новогодними праздниками . Традиция вешать носки над камином также пошла с этого дня, только изначально дети оставляли носки около кровати в ночь с 18 на 19 декабря.

Празднование в честь Николая Чудотворца в 2015 году

В Христианстве считается, что именно в этот день, 19 декабря, Николай Чудотворец спускается на Землю и обходит ее за один день. Ничто не ускользнет от его взора, и если кто-то нуждается в помощи, обязательно ее получит. По традиции в этот день завершались последние приготовления к зиме, а тем, кто не успел утеплить свой дом, Святой незаметно закрывал щели в стенах смолой и снегом.

Также в этот день начиналась подготовка к святочным посиделкам и гуляньям. Молодежь собиралась вместе, готовила праздничные наряды и маски, пела песни и делилась проверенными гаданиями.

В наши дни тем, кто свято чтит традиции и соблюдает один из самых строгих постов, в этот день допускается послабление. В такой праздник можно включить в свое меню любую рыбную продукцию. И обязательно нужно прочитать молитвы, обратившись к Высшим силам.

На дату 19 декабря выпадает еще несколько событий, которые символически связаны с этим святым. Одним из них является международный день помощи бедным. Под нищетой подразумевается не только бедственное положение, когда люди оказываются на улице и голодают. Многие бездомные просто временно лишены работы. У них, как правило, с самого детства заложена психологическая программа бедности , и именно в таких случаях можно обращаться за помощью не только к профессиональным специалистам, но также молиться Николаю Чудотворцу о спасении.

Николай Чудотворец считается покровителем путешественников и воинов. Собираясь в дорогу, те люди, которым предстоит поездка, посещают церкви и ставят свечку для удачной дороги.

Дата регистрации в фонде: 12 апреля 2017 года
Статус: Храм
Настоятель: протоиерей Иоанн (Иван Владимирович Клюшин)
Адрес: 607144, Нижегородская область, Ардатовский р-н, с. Котовка
Телефон: 8-903-043-20-06 о. Иоанн, доверенные лица в с. Котовка: Ирина 8-904-788-47-08, Валентина Ивановна 8-904-783-22-26
Электронная почта: [email protected]

Дополнительная информация

Сбербанковская карта № 63900242 9006227932 (на Баранову Ирину Сергеевну (доверенное лицо батюшки в с. Котовке))

Письмо настоятеля с просьбой о помощи

Уважаемая Оксана Михайловна!

Убедительно просим Вас откликнуться на благое дело и оказать помощь в строительстве храма в честь святого Николая Чудотворца.

Наше село Котовка находится в Нижегородской области Ардатовского района, недалеко от села Дивеево.

В 1969 году у нас разрушился деревянный храм в честь святого Николая Чудотворца с приделом в честь св. Дмитрия Ростовского.Сейчас мы, жители села, занимаемся его строительством. Благословение на строительство имеется.

Ни под какие программы наше дело не подходит (мы обращались в разные места, но получили отказ, так как храм разрушен был полностью).

Рассчитываем только на свои силы и спонсорскую помощь. Уже возведен фундамент, заказан материал на сруб. Строительство храма ведем постепенно, насколько хватает средств. Для того, чтобы откупить материал на сруб, нам необходимо 400 тысяч рублей, 250 тысяч мы собрали с жителей села и окрестных поселений.

Очень хотелось видеть Вас в лице помощника в строительстве храма в честь святого Николая Чудотворца.

Желаем Вам успехов в Ваших благих делах!

Реквизиты

Получатель платежа: МРО "Православный Приход Собора Знамения Божией Матери р.п. Ардатов Нижегородской области"
Наименование платежа: пожертвование на строительство храма в честь святого Николая Чудотворца
Банк: Волго-Вятский Банк Сбербанка России г. Нижний Новгород
Расчетный счет: 40703810542410002042
Корреспондентский счет: 30101810900000000603
БИК: 042202603
ИНН: 5201003191
КПП: 520101001

Письма от настоятеля

22 мая 2017 года


27 апреля 2017 года

Здравствуйте, Марина! Мы получили помощь в размере 98 тысяч рублей. От всех жителей села искренне выражаем вам благодарность. Помощь поступила только благодаря фонду "Русская береза", который пользуется таким доверием людей. Благодаря этой сумме мы сможем выкупить сруб для нашего Храма. Вчера были у исполнителей - в настоящее время сруб готовят, начнут вывозить 10 мая и в течение 15-20 дней обещают вывезти весь. Еще раз огромное спасибо!!! Вы делаете благое дело. Дай Бог вам и вашим семьям сил и здоровья!!


Все регионы Алтайский край Амурская область Архангельская область Астраханская область Белгородская область Брянская область Владимирская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Еврейская автономная область Забайкальский край Ивановская область Иркутская область Калининградская область Калужская область Камчатская область Карачаево-Черкесия Кемеровская область Кировская область Коми-Пермяцкий АО Корякский АО Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Ленинградская область Липецкая область Магаданская область Москва Московская область Мурманская область Ненецкий АО Нижегородская область Новгородская область Новосибирская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Пермский край Приморский край Псковская область Республика Адыгея Республика Алтай Республика Башкортостан Республика Бурятия Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Кабардино-Балкария Республика Калмыкия Республика Карелия Республика Коми Республика Крым Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Саха(Якутия) Республика Северная Осетия Республика Татарстан Республика Тыва (Тува) Республика Хакасия Ростовская область Рязанская область Самарская область Санкт-Петербург Саратовская область Сахалинская область Свердловская область Смоленская область Ставропольский край Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО Тамбовская область Тверская область Томская область Тульская область Тюменская область Удмуртская Республика Ульяновская область Усть-Ордынский Бурятский АО Хабаровский край Ханты-Мансийский АО Челябинская область Чеченская Республика Чувашская Республика Чукотский АО Эвенкийский АО Ямало-Ненецкий АО Ярославская область Все типы Храм Монастырь Собор
Не имеет значения Ни разу не оказывалась Более месяца назад Более трёх месяцев назад Более полугода назад Более года назад Все Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Все 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 По номеру По названию По дате регистрации

Житие святителя Николая Чудотворца

Икона «Николай Утешитель»

Святитель Николай был родом из Малой Азии. Он родился в III веке в ликийском городе Патары по молитвам родителей, которые долгое время не имели детей. Крестив ребенка с именем Николай, они воспитывали будущего святого в вере и благочестии. Епископом города Патары был дядя святителя Николая, тоже Николай.

Видя, какую целомудренную и подвижническую жизнь ведет племянник, епископ предложил родителям отдать сына на служение Богу. Оказалось, что именно такой обет они дали, молясь о рождении ребенка. Святитель Николай был посвящен в пресвитеры и вскоре возглавил епархию своего дяди, который отправился в Палестину.

Святитель Николай был из богатой семьи, поэтому, когда его родителей не стало, он получил большое наследство. Однако все его раздал на дела благотворительности. Рассказывают, что однажды святитель Николай проходил мимо дома бедняка, у которого было три незамужние дочери. Случайно он узнал, что бедняк собирается поступиться честью девушек, чтобы получить хоть какие-то средства для их приданного. Святитель Николай спас семейство от гибели: под покровом ночи бросил в окно сверток с золотом.

Вскоре бедняку удалось выдать замуж старшую дочь, затем среднюю и младшую. Дело в том, что святитель Николай несколько раз тайно приходил к дому несчастной семьи с дарами. Узнав в своем благодетеле святителя Николая, бедняк искренне его благодарил не только за деньги, которые спасли его детей от поругания, но и за удержание от греха, на который он был готов пуститься.

Через некоторое время святитель Николай попал в город Миры, столицу Ликии, где его никто не знал. Он жил как нищий, но изо дня в день посещал богослужения. В это же время в Мирах скончался архиепископ. И на совете епископы тщетно пытались избрать нового. По молитвам одному из старцев было видение, что архиепископом должен стать первый, кто войдет к полуночнице в храм. Им и оказался смиренный и кроткий святитель Николай. Весть об избрании архиепископа быстро облетала город.

Новый архиепископ святитель Николай — радушный и открытый, щедрый и добрый, строгий в посте и молитве, — стал настоящим заступником нищих и обездоленных. С большой любовью он заботился о своей пастве. При императоре Диоклетиане, гонителе христиан, святитель Николай был заключен в тюрьму, но и там проповедовал и заботился о заключенных.

В 325 году, уже при императоре Константине, архиепископ Мир Ликийских среди прочих был приглашен на Первый Вселенский собор в Никее. Там святитель Николай не только обличил еретическое учение Ария, но даже ударил его по щеке за богохульство. Присутствовавшие сочли это за излишнюю ревность, и святитель был отправлен в тюремную башню и лишен сана. Впрочем, вскоре святителя Николая вернули на собор, убедившись в его правоте.

Святитель прославился многими чудесами: спас Ликию от голода, во время вспыхнувшего мятежа во Фригии, помог трем императорским воеводам усмирить толпу и разрешить конфликт мирным путем. Узнав о намеченной в городе Миры казне трех невинно осужденных, прибыл туда и остановил меч палача. Многим и знавшим его лично, и не видевшим никогда, но призывавшим его в своих молитвах, он оказывал помощь и благодеяние.

Скончался святитель Николай 19 декабря (6 декабря по ст.стилю) 342 года в городе Миры. Святой Андрей Критский сказал о нем: «Своими делами и добродетельной жизнью святитель Николай сиял в Мирах, как звезда утренняя среди облаков, как месяц красивый в полнолунии своем. Для Церкви Христовой он был ярко сияющим солнцем, украшал Ее, как лилия при источнике, был для Нее миром благоуханным!»

Николай — покровитель моряков

Святой Николай особенно почитается среди моряков. Вероятнее всего это связано с несколькими чудесами, описанными в житии святителя Николая. Однажды он плыл на корабле. Во время путешествия святитель Николай предсказал морякам страшную бурю, которая должна была вот-вот обрушиться на судно. Так и случилось. Шторм был чудовищным.

Спутники святителя Николая в отчаянии просили его молиться Богу об избавлении от смерти. Святитель всех утешил, велел мужаться и надеяться на Бога. Буквально сразу по его молитве ветер стих и море успокоилось. Тогда же случилось другое чудо. Один из матросов сорвался с мачты и разбился насмерть. Святой Николай Чудотворец воскресил его своей молитвой на глазах у удивленных спутников. После чего корабль благополучно пристал у берегов Александрии.

История о помощи святителя Николая морякам во время шторма в житии повторяется дважды. Второй раз в повествовании говорится о моряках, которые из Египта направлялись в Ликию и также попали в бурю. Зная о прославленном архиерее и не надеясь на спасение, они мысленно призвали святителя Николая молиться о них. Случилось чудо. Вдруг у корабельного руля все увидели святителя Николая, который управлял судном. Именно его несколькими днями позже моряки узнали в архиерее в церкви города Миры, куда причалил корабль.

Безусловно, сюжет о чудесном спасении моряков не мог остаться без внимания художников. В Пинакотеке Ватикана хранится полотно Джентиле да Фабиано «Спасение моряков Николаем Чудотворцем» (1425 год). В национальной галерее Умбрии в Перудже — работа Фра Беато Анджелико 1447 года «Святой Николай спасает корабль».

Даже в гербах некоторых европейских городов (по административному делению коммун) святитель Николай Чудотворец изображается на корабле. Так в гербе швейцарского Туггена (Кантон Швиц) он стоит на носу корабля. На гербе французского Фор-Мардика (кантон Дюнкерк в регионе Нор-Па-Де-Кале) он изображен воздевающим руки к небесам с сидящими у его ног в лодке моряками.

Николай Чудотворец — покровитель детей


Для многих не секрет, что прототипом Деда Мороза в России, Санта Клауса в Америке и рождественского деда в Европе стал святитель Николай Чудотворец. Вероятнее всего, это связано с сюжетом из жития святителя Николая о помощи трем девицам, дочерям бедняка, в окно дома которых святитель Николай трижды подбрасывал золото.

Есть и другая версия. Святитель Николай широко почитался в Европе, О нем ходило много сказаний и легенд: как он подкладывает монеты в выставленные на порог дома башмаки бедняков, подкидывает в окна сладости. А в X веке в Европе появилась песня, в которой житие было видоизменено. И три невинно осужденных на казнь жителя города Миры были заменены в тексте песни на трех детей.

Бытование этой песни подчеркивало, что святитель Николай — покровитель детей. Чуть позже в Европе, сначала в кафедральном соборе в Кельне (в X веке), а потом уже и за пределами Германии, появилась традиция на день памяти святителя Николая раздавать детям в храме сладости. Традиция полюбилась, и уже позже родители стали вешать над камином носочки, куда послушным детям в день памяти святого клали лакомство, а непослушным — розги.

Окончательной трансформации святителя Николая в Рождественского деда, вероятнее всего, мы обязаны Мартину Лютеру и Реформации, которая исключила почитание святых, но не исключила традиции. Чуть позже, в эпоху контрреформации, детям стали опять вручать подарки от имени святителя Николая. С той только разницей, что получали они их на Рождество.

Немалую роль формирования образа Рождества сыграл поэт Клемент Кларк Мур. В 1822 году он написал поэму «Ночь перед Рождеством или визит Святого Николая». В ней он описал сказочного персонажа Санта-Клауса, который дарит подарки детям на Рождество и ездит на оленей упряжке. Поэму переиздали в 1844 году. Тогда она стала очень популярна в Америке, которой, в свою очередь, мы обязаны Красным халатом, пропиской Санта Клауса на полюсе и эльфами. Их придумал в 1863 году художник Томас Наст.

Деревянная скульптура: Николай Можайский


Одна из самых больших коллекций деревянной скульптуры (400 экспонатов XVII-XIX века) в России принадлежит Пермской государственной художественной галерее. Эта коллекция (часть ее до 1 марта 2014 года выставляется в Историческом музее в Москве) поражает и красотой, и образностью, и техникой. Самобытность северной храмовой пластики отчасти даже шокирует. Ведь в восточной христианской традиции объемные изображения святых были под запретом Святейшего синода. И то, что деревянные скульптуры сохранились до наших дней, стоит считать скорее чудом и исключением.

Кстати, обязаны мы этой коллекцией тоже Николаю. Искусствовед Николай Серебренников, сын священника, организовывал в 20-е годы XX века научные экспедиции в Пермский край, надеясь сохранить уникальные памятники старины. Николай Серебрянников собирал деревянные скульптуры из закрываемых советской властью пермских церквей. Его активно поддерживал директор Третьяковской галереи Игорь Грабарь и нарком просвещения Анатолий Луначарский. Благодаря последнему удалось издать книгу, посвященную пермской деревянной скульптуре.

Одной из самых популярных тем в деревянном зодчестве, — и это только подтверждают экспонаты Пермского музея, музеев Москвы, Мурома, других городов, — был образ Николая Чудотворца, или Николая Можайского. В полный рост, с распростертыми руками, святитель Николай в правой руке сжимает меч, в левой на открытой ладони держит город-храм.

По легенде святитель Николай явился жителям осаженного города Можайска в облаке, чем страшно испугал неприятеля. Враг бежал. Горожане в память о спасителе и защитнике города вырезали скульптуру. Так образ Николая Можайского с XIV века получил широкое распространение не только в деревянной скульптуре, но даже в иконописи.

Сегодня отношение к скульптуре, изображающей святого, изменилось. Это не значит, что в православных храмах стали появляться скульптуры. Однако с 2002 года существует и продолжает развиваться проект по установке памятников святителю Николаю Чудотворцу «От Калининграда до Чукотки». Они уже есть в Перми, Тамбове, Омске, Калининграде, Майкопе, Тольятти, Анадыре и даже на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа.

Образ Николая Чудотворца в живописи

Святитель Николай Мирликийский почитается особо всеми ветвями христианской Церкви. Поэтому житийных сюжетов в европейском изобразительного искусстве, особенно у художников эпохи Возрождения, немало. Амборджо Лоренцетти, Фра Беато Анжелико, Джентиле да Фабриан и многие другие в своих полотнах прославляли святителя Николая. Как и в России, эти работы создавались в основном для благоукрашения капелл и храмов, составляли части алтарей.

Однако нам всем хорошо известна картина художника Ильи Репина, которую никак не назовешь иконой: «Николай Мирликийский останавливает казнь трех невинно осужденных». Надо сказать, что религиозных сюжетов в отечественной живописи было не так много. Попытки направить творческую мысль в религиозную сферу, говорить евангельскими образами предпринимали и Николай Ге, и Александр Иванов, и Михаил Нестеров, и Виктор Васнецов. Но современниками эта живопись воспринималась неоднозначно.

И дело не только в том, что сложившиеся иконописные каноны жестко диктовали условия. Даже Бенуа в своей «Истории русской живописи», говоря о священной миссии русского искусства, «как отражении духовной жизни», задается риторическим вопросом: «Возможно ли, чтобы истинно религиозная русская живопись зародилась на стенах наших церквей? Ответ на этот вопрос, скорее, представляется отрицательным, потому что по сложившемуся обычаю внутреннее украшение храмов обыкновенно зависит от академически зачерствелых архитекторов и, что еще того хуже, от разных комиссий и комитетов».

Вот и картину Ильи Репина современники назвали выдуманной и неинтересной вещью. И это при том, что работе над образом святителя Николая Чудотворца Репин посвятил четыре года жизни.

В 1886 году в Верхо-Харьковском Николаевском монастыре Репин посетил свою двоюродную сестру. Монахиня Одимпиада передала Репину просьбу от настоятельницы обители написать образ Николая Чудотворца. Художник даже списывался со Стасовым и получил от него материалы о святителе Николае, с которыми много работал. В итоге из -под его кисти вышла не икона, а сразу три картины «Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных». Одна из них, написанная первой, в 1888 году, находится в Русском музее в Санкт-Петербурга. Две другие, авторские повторения — в картинных галереях Киева и Харькова.

Первая церковь святого Николая на Руси

По преданию, первый храм в честь святого Николая Мирликийского Чудотворца был возведен в Киеве равноапостольной княгиней Ольгой над могилой князя Аскольда. Аскольд был первым из киевских князей, принявших святое крещение с именем Николай. Его крестил святой Патриарх Фотий в Царьграде, о чем сообщают нам византийские источники.

Случилось это примерно в 866 году, когда Аскольд во главе флотилии из 360 кораблей подошел к Царьграду. Испуганные греки, видя, как Аскольд сжигает одно за другим селения, уничтожает церкви, предложили мир. А заодно — показали святыни города, и прежде всего храм Софии Премудрости Божией. Аскольд был потрясен как красотой богослужения, так и общением с греком-философом Кириллом.

Но вскоре князь не просто заболел, а ослеп. Надеясь, что исцелится и, пообещав, что уверует во Христа, Аскольд крестился с именем Николай. По преданию, он действительно прозрел и воскликнул, что «узрел Бога истинного». Впрочем, вернувшись на родину, Аскольд прожил недолго. Он был вскоре убит князем Олегом. Только в 957 году княгиня Ольга возвела на месте погребения Аскольда трехглавую церковь во имя Николая Чудотворца. Вероятно, она любила здесь бывать, потому что завещала похоронить себя у этого храма.

В XV веке на месте Аскольдовой могилы существовал Киевский-Пустынно-Никольский монастырь. В 1809 году, когда монастырь был переведен в более удобное место, здесь была возведена новая каменная Никольская церковь, которую от сноса спас Николай I, посетивший ее в 1847 году. Храм существует и по сей день. Впрочем, в 1992 года он был передан Украинской греко-католической церкви.

Храмы в честь Николая Чудотворца в Москве

Сотни и даже тысячи храмов в России освящены в честь святого Николая Чудотворца. До революции помимо крупных приходов существовало немало домовых храмов при больницах, богадельнях, приютах, гимназиях. В Москве на сегодня действующими считают двадцать девять храмов, освященных в честь святого Николая Чудотворца. Многих из них, хотя и не всех, не коснулась ни революция, ни война. Как, например, храм святителя Николая в Кузнецкой слободе в Москве. Известный с XV века, храм несколько раз перестраивался (в 1625, 1683, 1805 годах), но никогда не закрывался. Для прихожан Никольского храма это сродни чуду.

Храмы в честь святого Николая в Европе

Немало храмов принадлежат Русской Православной Церкви в Европе. Почти все они, за немногим исключением, были построены до революции. Храмы есть в столице Австрии — Вене; в Бельгии — в Брюсселе; в Болгарии — в Софии; в Англии — в Оксфорде и в Ливерпуле, где находится миссия святителя Николая Чудотворца; в Венгрии — в городах Дьондьош и Токай; в Германии — в Гифхорне, Ингольштадте, Фрайбурге, Франкфурте-на-Майне, Штутгарте, Зальцгиттере, Кемптене, Ландскухте и Нойсе; в Дании — в городе Хобро, а также домовая церковь в Орхусе. Домовая церковь есть и в ирландском городе Голуэй. В Исландии церковь во имя святителя Николая была построена в 2011 году в Рейкьявике. В Италии Никольские храмы есть в Бари, Мерано, Риме, Флоренции, домовые церкви в Алессандрии и Вероне, Виченце, Новаре. Также есть православный храм святителя Николая Чудотворца в Амстердаме.

В Голландии, во фрисландской деревне Хемелюме, также находится мужской Никольский монастырь. Он был основан в 1999 году двумя братьями-монахами и освящен в 2001 году в честь святителя Николая чудотворца. Монастырь расположен в реконструированном здании XIX века, принадлежавшем протестантской церкви. Надо сказать, что на этом месте монастырь существует с XII-XV веков. Правда тогда он был католическим, но так же как и нынешний православный монастырь, был освящен в честь Николая Чудотворца.

Русской православной церкви принадлежит приход во им святителя Николая в норвежском Тромсё. Церковь есть в Румынии — в Бухаресте; в Финляндии — в Хельсинки; во Франции — в Лионе и Ментоне, Нильванже, Ницце, Сент-Женевьев-де-Буа, Южин, а так же в швейцарском Базеле. Домовая церковь святого Николая существует в шведском городе Уппсала.

Другие святые с именем Николай

В церковном календаре мы находим 159 святых, которые носят имя Николай. 134 из них — новомученики: от дьякона до протоиерея, от иеромонаха до архимандрита и архиепископа. Замученные, убитые, расстрелянные в годы советской власти в самых разных городах и селах страны от Москвы до Екатеринбурга. Они погребены в общих могилах. Многие из них были причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Народный святой


Святитель Николай всегда был народным святым. В народном сознании он оставался очень близким, родным, понятным и отзывчивым. В фольклоре существует даже сказка о святых Касьяне и Николае.

Будто бы гуляя по земле, они как-то встретили крестьянина, у которого телега завязла в грязи. Касьян отказался помогать, боясь запачкать свои белоснежные ризы. А святитель Николай охотно подтолкнул телегу и помог выбраться крестьянину из трясины.

Как говорится в сказке, представ перед престолам Божиим, святителю Николаю пришлось держать ответ за свои испачканные одежды. А узнав, почему у одного ризы белоснежные, а другого — покрыты грязью, Господь установил поминать в храме святителя Николая дважды в году — 19 декабря (6 декабря по ст.стилю) и 22 мая (9 мая), — а Касьяна раз в четыре года 29 февраля.

В народном календаре день 19 декабря (6 декабря по ст.стилю) был знаковым. Это было время, про которое говорили «на Николу зима с гвоздем ходит».

Имея в виду, что наступало время таких снегопадов и холодов, которые льдом как смолой латают крыши домов. Снегом укутывало дома, прикрывало щели, дыры, морозом их сковывало, будто бы сам Николай Чудотворец заботливо помогал сохранять драгоценное тепло.

С Николиного дня начиналась подготовка к святкам и молодежные посиделки, на которых готовили костюмы ряженым и конечно же пели.

Тропарь святителю Николая
глас 4

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей Истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче священноначальниче Николае,/ моли Христа Бога,// спастися душам нашим.

Кондак святителю Николая
глас 3

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси,/ Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив,/ положил еси душу твою о людех твоих/ и спасл еси неповинныя от смерти./ Сего ради освятился еси,// яко великий таинник Божия благодати.


Мы живем в мире, в котором торжествует плотоугодие, в плотоугодном мире. Мы живем в мире, в котором почти всё, весь смысл жизни, весь смысл всех радостей - это служение нашей плоти. Дело не в том, что плоть скверна. Плоть создана Богом, но этим люди пользуются слишком плохо. И создана плоть не для того, чтобы ей служить, а мы ей служим! Живём в страстях, страстно служим плоти! И среди грехов, которые порождают эти страсти, самый страшный может быть враг, самый страшный может быть грех - это плотоугодие.

Братья и сестры! Воздерживаться нужно от служения плоти, воздерживаться нужно от страстей, которым надо противостоять! Воздержание, которому учит святитель Николай, есть борьба, противостояние страстям. И это противостояние начинается с противостояния плотской страсти - похоти. Жизнь полна этой похоти! Она всё у человека отнимает, ничего не даёт. Говорят: «Как? И от этого отказаться, и от того отказаться? Аскетизм, полный аскетизм, полный отказ от всех радостей жизни - это христианство?» Нет!

Христианство этому не учит. Христианство учит бороться со страстями, не превращать страсть в кумир, которому служит человек всё время. У одних - это страсть к вину, скажем; у других - это страсть к каким-нибудь картам; у третьих, у четвертых, у пятых - без конца… Страсти, страсти и страсти, служение плоти посредством удовлетворения своих страстей. И нет противостояния, противоборства страстям.

В каждом молитвеннике вы найдете после молитв на сон грядущий перечисление тех грехов, которые надо исповедать Богу, в которых надо каяться Богу. Чего там только нет! Какие только страсти там не перечислены, страсти, которым мы служим и грешим! Читайте обязательно эту вечернюю исповедь ежедневно! Для того, чтобы понять, какою жизнью вы живёте и для того, чтобы понять, что истинное счастье человека как раз в противоположном - в борьбе с этими страстями. Особенно - в борьбе с плотскою страстью. Она совершенно разрушает жизнь и сколько несёт с собой в этот мир горя, несчастья, пустоты!

Святитель Николай учит воздерживаться. И, прежде всего, воздерживаться надо от этой страсти. Это - путь к обретению блаженства ещё здесь, на земле, а не только за гробом. Это - единственный путь, который ведет к истинному блаженству. А в блаженстве этом раскрывается истина, смысл жизни, настоящая красота, то, что наше чувство принимает как добро, то, что ум понимает как истину. Как раз именно это-то и раскрывается в блаженстве: созерцание истинной красоты, и в созерцании истины - полнота жизни. Весь смысл жизни в обретении этого блаженства, которое здесь начинается и за гробом продолжается.

Вслушайтесь в молитвы панихидные, об упокоении души усопшего. Вы увидите, что именно это блаженство вечной жизни в Боге, вот что дает истинную радость! И вот о чем мы всегда молимся - о даровании нашим покойным радости пребывания в Боге, в блаженной жизни Бога. Мы становимся причастниками славы Божией, славы вечной! Каждое утро молимся об этом: «Сделай нас причастниками Славы Божией!» Вот эта Слава Божия и есть блаженство Божие. И единственный путь, который ведет нас к этому блаженству - это путь воздержания от страстей и борьбы со страстями.

Не бойтесь этой борьбы! Ничего радостного она не отнимет, наоборот, именно она вам даст радость. И христианство принесло на землю радость, настоящую радость. И мы всё время молимся об этой радости: иметь и не потерять радость исправления естества.

Этому воздержанию учил святитель Николай. Да даст молитвенное заступление святителя Николая силы каждому из нас стремиться к этому блаженству, к этой радости, каждому из нас понять, что такое воздержание, настоящее воздержание; как жить нам по-настоящему, по-христиански для того, чтобы иметь всегда и в этой, и в загробной жизни радость, радость, радость, радость!

Поздравляю вас с праздником! Будьте всегда радостны! И вы будете всегда радостны, если будете идти этим путем воздержания, т. е. противостояния страстям.
Аминь.


Это его последняя проповедь, произнесенная в день святителя Николая, престольного праздника своего храма 19 декабря 1983 года, менее чем за три недели до своей смерти.
Поразительно, что глубокий старец, стоящий на пороге Вечности говорит о борьбе, блаженстве и радости, которую дает борьба со страстями.
Отец Всеволод — известный священник, блестящий проповедник, духовник, богослов, церковный и общественный деятель в 1951 г. был назначен настоятелем Николо-Кузнецкого храма в Москве.
Здесь он прослужил 32 года, вплоть до своей кончины, которая наступила на второй день Рождества 8 января 1984 года.
Последние годы его жизни были отмечены особыми благодатными дарованиями. Физически немощный старец совершал Божественную литургию с такой духовной силой, можно сказать, мощью, что казалось, что ангелы невидимо сослужат ему.
В 2014 году исполняется 30 лет со дня его кончины.

19.12.83.

Николай — значение имени

Имя Николай имеет греческие корни. Оно происходит от глагола «νικαο», что значит «побеждать» и существительного «λαός», что значит «народ». Таким образом, Николай ни кто иной, как «победитель народов». Личное имя — всегда знак. Знак принадлежности его носителя к определенному кругу и миру. И если сейчас для нас в имени Николай не слышны ни лязганье оружия, ни победный клич, оно само по себе не рождает образов и примеров доблести, чести и справедливости, это не значит, что их там нет.

Называя ребенка именем Николай, наши предки всегда имели это в виду. Впрочем, в России имя Николай, которое и по сей день прочно входит в десятку самых популярных имен, все-таки ассоциировалось с любимейшим святым — святителем Николаем Чудотворцем. И хотя в церковном календаре дней памяти святого Николая Мирликийского не так много: 19 декабря (6 декабря по ст.стилю) — Успение, 22 мая (9 мая) — Перенесение честных мощей в Бари, 11 августа (29 июля) — Рождество святого Николая, тем не менее, младенцев в России нарекали Николаями с завидной регулярностью.

По статистике, в дореволюционной России имя Николай входило в тройку самых популярных имен. Безусловно, определенный вектор этому задала императрица Екатерина II. Именно она, придавая значение звучанию и смыслу имени, предложила назвать Николаем своего третьего внука, будущего императора Николая I.

Девятый ребенок в семье Павла I родился в 1796 году после пяти девочек подряд. Николай I был долгожданным наследником и последним из внуков, заставших великую бабушку. Благодаря ей император Николай I стал первым в династии Романовых Николаем. Екатерина II основала семейную традицию, которую и общественность восприняла как руководство к действию.

Имя Николай получил и третий сын Николая I, родившийся в 1831 году. В 1843 году и Александр II решил назвать своего первенца Николаем. Так же поступил Александр III с супругой Марией Федоровной, когда в 1868 году у них родился наследник. Таким образом, император Николай II в династии Романовых был четвертым Николаем, но только двое из них стали российскими императорами.

Потеря интереса к имени Николай наблюдается в России только в 50-60 годы XX века, и то ненадолго. По данным официальной статистики, в последние двадцать лет интерес к имени Николай в России хотя и снижается, но не перестает. Проверьте и убедитесь: из двадцати пяти мужчин в России как минимум один — Николай.

«Воззри на нас с выси небесной
Молитве нашей ты внемли
Зажги в сердцах огонь чудесный –
Огонь божественной любви!»

22 мая Православная Церковь чтит память святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Святой Николай является одним из самых почитаемых на Руси святых. Чудеса, связанные с его именем, не имеют границ. Он помогал людям при жизни, помогает и после смерти. Огромное количество верующих нашли свое спасение и исцеление благодаря своим горячим молитвам, возносимым в его честь. В этот день прихожане Свято-Ильинского храма с радостным праздничным настроением отметили праздник. Служба прошла в торжественно-молитвенном состоянии.


Накануне, в красиво украшенном храме, прошло всеношное бдение. На аналой была возложена празднично украшенная цветами икона Николая Чудотворца с частичкой мощей. Верующие с радостью и благодарностью в сердце пришли молитвенно поклониться перед ликом Святого Николая.







Во время чтения канона Святому Николаю, протоиерей Евгений Задорожный помазывал верующих елеем. Люди подходили к иконе, благоговейно кланялись и молились – особое состояние радости и благодарности было на их лицах.

По завершении всеношного бдения отец Евгений кратко познакомил пришедших с житием Святого Николая Чудотворца.



В сам день памяти Святого Николая праздничную Божественную Литургию и молебен с водосвятием совершил протоиерей Евгений Задорожный. На утренней службе было много прихожан. Ведь сегодня почитается один из самых великих святых Церкви – Николай Чудотворец. В честь его было построено много храмов, само имя его часто встречается в христианских семьях. Обычно на этот праздник детям дарят подарки или сладости, потому что в народе и в памяти церковной сохранилось предание о доброте и милости святого.

Праздник в честь Святителя Николая Чудотворца стал настоящим детским праздником для всех детей пришедших сегодня в наш Храм. После Божественной Литургии, стараниями матушки Таисии и прихожанки — предпринимателя Елены, всем детям были вручены подарки от Святителя Николая с напутственным словом.