Плохой почерк свидетельствует о том, что ваш мозг работает быстрее, чем руки. Отказ от общения. Любовь к природе

Для мозга реальность и воображение — это одно и то же. Мозг реагирует на каждую мысль, не отличая факт от фантазии. Вот почему можно надеть «розовые очки», чтобы чувствовать себя счастливее; вот почему плацебо — настоящий фармацевтический препарат.

Наш удивительный мозг

1. Умственная работа не утомляет мозг. Состав крови, протекающей через мозг, на протяжении всей его активной деятельности, остаётся неизменным (в отличие от венозной крови, состав которой к концу рабочего дня меняется). Чувство утомления мозга возникают исключительно из-за эмоций.

2. Мозг работает на автопилоте.

3. Мозг «видит» то, о чём думает.

4. Мозг нужно тренировать, как мышцы.

5. Мозг никогда не отдыхает.

6. Активный отдых является важным для мозга — он является чем-то вроде «отключения» мозга.

7. Мозг сохраняет ту информацию, которую необходимо сохранить и выключает ту информацию, которой мы не пользуемся.

8. Мозг включает «забывание», чтобы мы могли сохранить гибкость своей нервной системы.

9. Мозг не чувствует боли. Наши ткани реагируют на боль — именно благодаря мозгу. Но сам мозг на боль не реагирует, не испытывает её.

10. Мы можем изменить свой мозг! Любая деятельность позволяет мозгу генерировать новые нейронные связи. А это значит, что мы можем развиваться и добиться невероятных результатов.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Наш мозг хранит много тайн, которые пока недоступны ученым. Тем не менее они выяснили: есть ряд привычек, которые мешают мозгу работать продуктивно. А значит, незаметно для нас самих делают нас глупее.

Мы в сайт решили разобраться, от каких же привычек стоит избавиться, чтобы работать эффективно и с умом.

1. Зависание в соцсетях

Не секрет, что постоянная прокрутка лент в Instagram, Facebook, «ВКонтакте» и других социальных сетях мешает нам сосредотачиваться. Мы получаем много самой разной информации за маленький промежуток времени, да еще и небольшими порциями.

Для мозга такое поведение быстро становится привычным. Он постоянно перескакивает с задачи на задачу и ищет новое. Если же нужно внимательно поработать, приходится с большим трудом останавливаться и концентрироваться на чем-то одном.

2. Поиск всех ответов в интернете

Конечно, неограниченный доступ к информации значительно упростил нашу жизнь. Мы больше не сидим в библиотеках, выискивая нужные данные, и не тратим время на ксерокопирование книг.

Но есть и другой момент. Психологи говорят о так называемом «эффекте Google»: когда мы знаем, что всю информацию всегда можно найти, задав вопрос в поисковике, мы быстро ее забываем. И, получается, автоматически отвыкаем использовать собственную память.

Что делать?

В следующий раз, как только рука потянется спросить Google, как испечь печенье или сколько варить пельмени, попробуйте вспомнить мамины подсказки.

3. Работа во время болезни

Часто мы ходим в офис, не обращая внимания на насморк или кашель. Но подобное поведение чревато осложнениями. В периоды, когда иммунитет ослаблен, сердце работает с повышенной нагрузкой и мозг тоже нацелен на поддержание здоровья, а не на эффективность в труде. В итоге ни качественной работы, ни быстрого выздоровления.

Что делать?

Заболели - отлежитесь дома, отдохните и хорошо пролечитесь. А потом с новыми силами уже за работу.

4. Отказ от общения

Коммуникация - очень важный способ развития мозга. Во время общения с разными людьми формируются новые нейронные связи. Если же человек привык отмалчиваться, мало говорит, ограничивается узким кругом общения, он этим самым ограничивает свое развитие.

Что делать?

Если друзья приглашают на вечеринку - согласиться. И в следующий раз тоже. Так постепенно появится куча общих тем, которые можно обсуждать бесконечно.

5. Привычка мало спать и поздно просыпаться

Во время сна наш мозг активно работает, кодируя информацию. Короткий и некачественный сон влияет на нашу способность к обучению новому.

Если вы мало спите, ложитесь за полночь, а потом и встаете поздно, это влияет на качество запоминания данных. Внимание становится более рассеянным, а память работает хуже.

Что делать?

Наладить собственный ритм, в котором ночь будет для сна, а утро - для продуктивной работы.

6. Мысли о своем исключительном уме

Исследования Кэрол Двек, профессора психологии Стэнфордского университета, показывают: стоит очень осторожно хвалить людей. В частности, если петь восторженные оды не достижениям, а уму собеседника, со временем это может сыграть с ним злую шутку. И вот почему.

Существуют 2 типа мышления: неподвижное и мышление роста. Люди с мышлением первого типа считают, что все свои способности получили с рождения, а принять неудачу - значит расписаться в собственной глупости. Поэтому они избегают ситуаций с повышенным риском.

Люди с мышлением роста думают, что попытки делают их умнее. Неудача не выбивает их из колеи, а, наоборот, помогает проанализировать ошибки и в следующий раз больше стараться.

7. Частая проверка мессенджеров

Привычка постоянно проверять мессенджеры, почту, многозадачность и постоянное перепрыгивание с задачи на задачу делает нас глупыми. Мы постоянно отвлекаемся и потом дольше входим в рабочий ритм.

Что делать?

Сосредоточиться на выполнении всего одного дела за раз. А переписку проверять раз в 3–4 часа, этого вполне достаточно.

Слишком большая концентрация насыщенных жиров в пище мешает выработке дофамина - вещества, которое помогает клеткам мозга передавать сигналы. Еда, богатая жирами, отрицательно влияет на гибкость нашего ума, ухудшает память, замедляет время реакции. К тому же чем больше насыщенных жиров мы едим, тем больше нам их хочется и тем больше нужно съесть, чтобы получить удовлетворение.

Что делать?

Ограничить потребление насыщенных жиров. Если уж очень хочется жирного, включите в меню больше полезных жиров: рыбы, оливкового масла, авокадо.

Шошина Вера Николаевна

Терапевт, образование: Северный медицинский университет. Стаж работы 10 лет.

Написано статей

Поскольку мозг – это самый важный орган человека, помогающий ему быть социально адаптированным и необходимым обществу, встает вопрос о том, как улучшить его работу. Это нужно в первую очередь человеку, чтобы полноценно жить.

Все, что умеет делать человек, подчинено сложнейшей работе нейронов. От того, насколько их функциональность будет в пределах нормы, зависит диапазон возможных манипуляций homo sapiens.

Если мозг – это сложнейшая система, сравнимая (хоть и отдаленно) с работой мощнейшего компьютера, тогда есть ли у человека возможность повлиять на его функциональность? Да, есть. Чтобы заставить мозг работать быстрее и эффективнее, совсем не обязательно прибегать к услугам медицинских препаратов, хотя среди них имеются такие, которые могут в этом помочь.

Но к ним нужно обращаться в крайнем случае и по рекомендации врача, поскольку:

  • их прописывают на время и по определенной причине (восстановиться после операции или при патологиях этого органа);
  • они создают эффект привыкания;
  • после их отмены мозг постепенно может перейти на медленный режим работы.

Если все же есть необходимость прибегнуть к помощи этих препаратов, то обычно врачи рекомендуют:

  • для снабжения кислородом клеток мозга принимать фенотропил;
  • для укрепления памяти и улучшения сна и когнитивных функций провести терапию кавинтоном;
  • при инсульте и лечиться церебролизином.

Но если есть ощущение, что снизилась концентрация, ухудшилась память и имеется желание улучшить состояние своего здоровья, то для начала стоит попробовать воздействовать на нейроны мозга другими методами.

Польза питания

Чтобы развивать мозг, нужно вести здоровый образ жизни и правильно питаться. Грамотно составленный ежедневный рацион поможет сохранить психическое здоровье. В течение жизни человека мозг по-разному проявляет свою активность. Стремительный ритм жизни, множество накопившихся дел, стрессовые ситуации не лучшим образом отражаются на состоянии нервных клеток, приводя к забывчивости, рассеянности, раздражительности, усталости. В таких условиях сложно сосредоточиться и чувствовать ясность ума и трезвость мысли.

В этом случае мозгу нужен холин (или витамин В4), функция которого – защитить клетки от разрушения, а также обеспечить передачу нервных импульсов. Холин содержится в таких продуктах, как яйца, печень, рыба, бобовые, помидоры, капуста.

При недостатке витаминов С и В, а также фолиевой кислоты человек плохо запоминает события, с трудом совершает умственные операции. Чтобы простимулировать работу мозга, нужно включить в меню :

  1. Хлеб из муки грубого помола.
  2. Каши из пшеничной, гречневой, ячневой, перловой круп.
  3. Цитрусовые: лимон, апельсины.
  4. Зеленый лук, шпинат.
  5. Твердый сыр.

Коррекция рациона предполагает ежедневное присутствие на столе нескольких из этих продуктов.

Для функционирования нервной системы необходим цинк. Чтобы организм его получил, нужно регулярно употреблять:

  • креветки;
  • белое мясо птицы;
  • кролятину;
  • твердый сыр.

Незаменимы для мозга продукты: салаты из свежих овощей в разных комбинациях, заправленные оливковым или растительным маслом с минимальным количеством соли способствуют укреплению нервной системы, появлению энергии, улучшению работы мозга в целом.

Правильный режим дня

Увеличить работоспособность мозга помогает не только правильная еда, но и режим дня. В него входит:

Тем, кто заинтересован в эффективной мозговой деятельности, следует пересмотреть свой режим дня. Очень важно сочетание времени сна и отдыха.

Помимо критериев по возрасту, учитывающих количество часов сна в сутках для взрослых и детей, существуют еще и индивидуальные особенности организма: одному человеку для восстановления сил достаточно 6 часов сна, а другому не хватает и положенных восьми. Каждый сам должен корректировать эти правила. Исключение составляют дети: их режим дня определяют родители, ведь они лучше других знают потребности своего ребенка.

На скорость электрических импульсов, от которых зависит острота , влияет кислород. Жителям больших городов в этом плане повезло меньше всех, потому что воздух в мегаполисах перенасыщен вредными веществами, отрицательно отражающимися на здоровье человека и его мозговой деятельности.

В условиях плохого состояния окружающей среды, в частности наличия взвесей, газов и других вредных компонентов в воздухе, уменьшается количество кислорода, его не хватает для функционирования человеческого организма. Такое приводит к заторможенности развития детей и плохому самочувствию их и взрослых. Живя в таких условиях, в старости возрастает процент развития инфарктов и инсультов.

Признаки гипоксии:

  • медленный обмен веществ;
  • обострение хронических заболеваний;
  • депрессивные состояния;
  • нарушение сна;
  • ухудшение когнитивных функций.

Поэтому для оптимизации работы мозга следует спать столько, чтобы организм полностью восстановил свои силы. А чтобы сон был крепким, нужно:

  • не наедаться на ночь;
  • совершать прогулки за 2–3 часа до сна;
  • на ужин употреблять легкую пищу;
  • придерживаться нормального температурного режима в спальне (22–25˚С);
  • часто проветривать помещение;
  • регулярно делать влажную уборку.

Мозг чутко реагирует на физические нагрузки. Ученые давно доказали прямую связь между занятиями спортом и состоянием психики. Этому есть объяснение. После умеренной физической нагрузки у человека появляется чувство эйфории. Это происходит благодаря производству в мозге нейромедиаторных молекул, которые стимулируют действие нейронов. В результате:

  • у человека увеличивается аппетит;
  • улучшается память;
  • снижается чувство тревоги;
  • организм адекватно реагирует на стресс;
  • появляется чувство радости.

Все эти положительные моменты помогают расширить возможности мозга, доведя их до максимума. Когда человек полон сил, его желания успешно реализуются, а это свидетельствует о большом интеллектуальном потенциале.

У человека не всегда есть желание или возможности регулярно посещать тренажерный зал, но ему достаточно делать ежедневную зарядку, если перед ним не стоит задача накачать мускулы или сбросить вес. Главное – помочь мозгу активизироваться, задействовать свои скрытые резервы. Следует подобрать несложный комплекс упражнений на все группы мышц – и этого будет достаточно, чтобы улучшить память и работу мозга в целом.

Движение рук, ног, тела помогает развивать мозг. Доказательством этому служат советы для родителей заниматься с маленькими детьми упражнениями на развитие моторики пальцев рук. Это активизирует кровообращение сосудов головного мозга и развивает коммуникативные и когнитивные навыки. Ребенок быстрее учится говорить и логически мыслить. Недаром пожилым людям советуют заниматься ручным трудом (вышивать, рисовать, вязать), чтобы избежать (слабоумия).

Физическая активность полезна в любом возрасте: новорожденным делают массаж, чтобы активизировать двигательные функции, а значит, и работу мозга. Не менее важны физические упражнения для подростков, когда у них происходит резкий скачок развития и увеличиваются нагрузки в школе.

Способы тренировки органа

Мозг подвластен влиянию извне, как мышцы. К такому выводу пришли исследователи, которые изучали его реакцию на какие-либо действия. Если в течение долгого времени его не нагружать, он становится аморфным, вялым, нетрудоспособным. Вот почему в любом возрасте нужно заставлять его работать.

Во время умственной или физической деятельности в мозге происходит следующее: между нейронами появляются новые связи (синапсы), а значит, лучше развивается кровеносная система и кровь по капиллярам приносит клеткам кислород. Такое питание необходимо каждому органу, не говоря уже о главном из них.

Чтобы заставить его «встряхнуться», следует его удивить, дать новую информацию для осознавания. Несколько вариантов тренировки мозга:

  • попытаться периодически делать привычную работу, но неосновной рукой (например, правшам написать фразу, резать бумагу левой рукой и наоборот);
  • уйти от шаблонов: например, идти на работу непривычной дорогой, запоминая расположение домов;
  • запоминать телефонные номера (сочетание цифр запомнить сложнее, поэтому мозг при этом будет работать в усиленном режиме);
  • учить каждый день иностранные слова;
  • полезно учить наизусть стихи или прозу.

Часто можно услышать, что мозг незачем тренировать, ведь все равно человек не способен использовать больше 10% его потенциала. Это миф. Наш орган способен развиваться в любом возрасте, было бы желание. Просто конкретный вид деятельности активизирует только часть нейронов, находящихся в определенной области мозга или полушарии.

Остальная часть остается менее функциональной. Даже во время сна мозг не отключается полностью. Левое и правое полушария по-разному откликаются на реакции человека, но лишь при их полном взаимодействии обеспечивается здоровая функциональность всего организма.

Чтобы дать мозгу отдохнуть и «перезагрузиться», полезно научиться расслабляться. Для этого стоит освоить йоговские асаны (позы), заняться медитацией под приятную, расслабляющую музыку.


Когда обычные люди слышат слово «гений», то представляют исключительного и далёкого от реальности человека. Однако психологи уверяют, что у многих гениев были привычки и странности, которые присущи обывателям. Возможно, прочитав наш обзор, кто-то узнает в себе или в своих близких настоящего гения.

1. Короткий сон


Быть совой не всегда плохо. Хотя врачи единогласно утверждают, что нужно спать от семи до восьми часов каждую ночь, гении редко придерживаются этого правила. Знаменитый изобретатель Никола Тесла утверждал, что он спал только два часа в сутки и иногда работал по 84 часа кряду. Историки говорят, что Леонардо да Винчи привык к так называемому "сну сверхчеловека" (ученые называют это явление полифазным сном) - он спал по 20 минут каждые четыре часа.

2. Любовь к кошкам


Оказывается, что высокоинтеллектуальные и творческие люди на протяжении всей истории были любителями кошек. К примеру, пушистых домашних питомцев обожали Сальвадор Дали, Анри Матисс и Эрнест Хемингуэй. Исследования показали, что владельцы кошек, как правило, имеют более высокий IQ и более лучшее образование.

3. Неаккуратность


Мастерские или кабинеты гениальных людей, как правило, больше похожи на свалку. Недавнее исследование психологов показало, что захламленный стол может привести к более творческому мышлению (а неаккуратные работники намного чаще выбирают новые проекты и задачи). К примеру, Марк Твен был известным неряхой.

4. Неразборчивый почерк


Если кто-то говорит человек, что его почерк неразборчив, то это нужно воспринимать, как комплимент. Исследования показали, что у одаренных людей часто ужасный почерк, поскольку их мозг работает быстрее, чем руки.

5. Атлетичное телосложение


Стереотип спортсмена, который не может связать двух слов, не всегда верен. К примеру, Пифагор был боксером. И вовсе не случайно, что Древняя Греция была родиной множества философов и Олимпийских игр: греки считали, что атлетическое телосложение является признаком хорошего лидера. Аристотель также считал, что спорт или игры ближе всего к "созерцанию", поскольку они служат для собственной выгоды, а не в качестве средства для достижения цели.

6. Кофе по утрам


Бесспорно, что Бетховен был музыкальным гением, но у него были очень специфические требования: Людвиг сам отсчитывал ровно 60 зерен кофе для каждой чашки. Бенджамин Франклин часто проводил свободное время в кофейных магазинах, а Бальзак описал зависимость от кофе в своих произведениях.

7. Любовь к одиночеству


Гении почти все - интроверты, а некоторые искренне верили в то, что значимые вещи могут быть созданы только в одиночестве. Писательница Джейн Остин специально поставила дверь на очень скрипящих петлях, чтобы к ней никто не мог зайти внезапно и прервать процесс творчества.

8. Длительные прогулки


Некоторые из самых лучших идей пришли к великим мыслителям, таким как Сёрен Кьеркегор и Чарльз Диккенс, во время прогулок. Кьеркегор после этого спешил домой, чтобы записать свои мысли. Бетховен всегда носил с собой карандаш и блокнот на прогулках. Чайковский выработал привычку гулять по два часа каждый день и даже верил, что он заболеет, если пропустит хоть одну прогулку.

9. Личный дневник


Леонардо да Винчи, Вольфганг Амадей Моцарт, Вирджиния Вулф и множество других талантливых людей были известны тем, что записывали свои мысли и замечания. Французский художник Эжен Делакруа как-то сказал о своем дневнике: "Я вновь взялся вести свой дневник после долгого перерыва. Это для меня способ успокоения того нервного возбуждения, которое беспокоило меня столь долгое время".

10. Любовь к музыке


Леонардо да Винчи играл на нескольких музыкальных инструментах и даже изобрел свой собственный инструмент. Галилей играл на лютне и музыка вдохновляла его на создание философских трудов.

11. Любовь к природе


Ральф Уолдо Эмерсон, Генри Дэвид Торо и Роберт Фрост испытывали глубокое уважение к окружающей природе. Некоторые из их лучших работ были написаны в одиночестве на открытом воздухе.

Не менее интересно узнать и про .

Почерк - письмо мозга. К такому выводу в 1895 году пришел В. Прейер - немецкий профессор физиологии, основатель детской психологии («Zur Psychologie d. Schreibens», 1895 г). На ряде экспериментов он показал, что почерк несет в себе психологически-устойчивые черты при любых условиях его написания. Прейер собирал образцы почерков людей, перенесших травмы, а именно - лишившихся рук и научившихся снова писать ртом. Сравнивая образцы почерков до травм и после них, он пришел к заключению, что почерк при этом не изменился и транслировал одни и те же графологические проявления.

То, что почерк является письмом мозга, транслирует и следующий образец почерка, выполненный мальчиком 14 лет.

Образец взят совсем недавно, в июне 2014 года, на фестивале «Во имя семьи», где наш «Центр изучения почерка - ЦИП» принимал участие.

Не смотря на то, что мальчик пишет ртом из-за ограниченных возможностей, почерк поражает своей слаженностью, гармоничностью для этого возраста, а местами даже гибкостью, которую сложно себе представить при таких условиях написания. Можно отметить подвижность, преобладание контроля в здоровой степени, который не блокирует продвижение почерка.

Почерк однороден и в целом ритмичен. Такие показатели почерка свидетельствуют о здоровой психической деятельности, слаженности процессов возбуждения и торможения, потенциале гибкости и адаптивности мальчика.

Правый наклон и читабельность свидетельствуют о социальности, а сочный штрих и нажим при этом - о развитом EQ (эмоциональном интеллекте). Можно сказать, что мальчик чувствует себя абсолютно полноценным (крупный размер), обладает здоровой самооценкой и уверенностью в себе (развитые нижние зоны букв, сильный нажим), несмотря на ограниченные возможности.

Конечно, почерк еще незрел, как и сам мальчик. В нем можно найти следы сомнений и тревог, перепадов настроения, которые свойственны подростковому возрасту. Но все эти проявления нормальны и допустимы для почерков этой возрастной группы.

Стоит также принять во внимание неудобство, вызванное написанием ртом. Трудно при таком написании ориентироваться в пространстве листа, сохранять интервалы между строчками и словами, держать строку ровной. Но он вполне с этим справляется: пространственные интервалы соблюдены, относительно гармоничны и равномерны.

Можно сказать, что мальчик развивается полноценно, обстановка вокруг благоприятная, его любят, принимают таким, какой он есть, и сам он очень комфортно чувствует себя в этой атмосфере.

Для сравнения представляю еще один образец почерка, выполненный мальчиком такого же возраста.

Он здоров и полноценен физически. Однако почерк транслирует сильную степень перенапряжения и невротизации.

Линии и штрихи ломкие, негибкие, почерк аритмичен, несбалансирован, сильно перенапряжен, транслирует высокий уровень стресса, зажатости, нервности.

Надломы и дрожания в штрихе вызваны отнюдь не тем, что он «давно не писал», как думают многие. В данном случае следует отметить сильное нервное перенапряжение (высокий уровень контракшн), состояние фрустрации (низкая скорость, изломы), высокий уровень тревожности и вины (помарки, исправления, зачернения), слабую степень адаптивности (общей и социальной).

Дополняет эту картину низкая самооценка, неверие в собственные силы (проблемная средняя зона почерка с тенденцией к зажатости, мелкому размеру, с изломами). Он пытается себя контролировать, не показывать свои переживания внешне (прямая строка, прямой и слегка левый наклон), "варится" в своих мыслях и ощущениях, не избавляясь, а прессуя их (торможение в сильной степени преобладает над расторможенностью).

В этом почерке также много незрелости, как и в предыдущем варианте (и это нормативно для данной возрастной группы), но все это происходит на фоне психологического дисбаланса и сильной психологической проблематики.

Мальчик, обладая от природы не очень хорошими адаптивными способностями (жесткий штрих), воспитывается в неблагополучной среде. Он находится в постоянной тревоге и страхе, психологически угнетен, не чувствует себя уверенным в себе. При физической полноценности, в психологическом смысле не чувствует себя таковым.

Таким образом, можно сказать, что почерк - это действительно письмо мозга. А также можно отметить, что физические ограничения не всегда являются причиной ограничений психологических.

Можно быть ограниченным в физических возможностях, но чувствовать себя при этом полноценно, устойчиво, радоваться жизни и успешно адаптироваться в ней.

Ведь на самом деле, то, как мы себя ощущаем, а по большому счету и живем, больше определяется нашим внутренним миром, а не внешними обстоятельствами. Об этом говорили многие древние философы, графология же подтверждает эти выводы.