Как поддержать ребенка в стрессовой ситуации? Как поддержать контакт с ребенком, если вы от него далеко

Если вы считаете, что ваш ребенок живет в постоянном напряжении, разрываясь между учебой, спортивной секцией, выполнением домашних заданий и участием во внешкольных мероприятиях, понаблюдайте за его поведением. Признаки, о которых мы расскажем далее, могут свидетельствовать о стрессе.

Признаки могут быть постоянными или кратковременными

Все эти симптомы могут появляться в течение короткого времени, затем уходить, возвращаться вновь, оставаться на более длительный срок. Стрессовая ситуация проявляется следующим образом:

  • У ребенка наблюдается изменение пищевых привычек (отсутствие аппетита или страсть к перееданию).
  • Появляется страх разлуки с родителями.
  • Наблюдаются ночные кошмары, капризы и регулярный плач.
  • Малыш грызет ногти, сосет пальцы или вырывает волосы на голове.
  • Он жалуется на постоянные головные боли и проблемы с пищеварением.
  • Ребенок имеет привычку жевать одежду, грызть канцелярские предметы.
  • Он часто остается один в комнате, избегает общения с друзьями.
  • Малыш проявляет повышенную агрессивность по отношению к сверстникам и грубит взрослым.

Как помочь детям преодолеть стресс?

Родительская поддержка имеет решающее значение в преодолении стресса у ребенка. Находитесь рядом с сыном или дочерью, поощряйте любое выражение чувств. Помните о том, что держать в себе накопившиеся проблемы разрушительно для эмоционального здоровья детей. Расскажите, что трудные времена бывают у всех людей, и это нормально, когда кто-то жаждет уединения.

Снизьте свои требования к ребенку, если видите, что он страдает. Это поможет несколько разгрузить давление. Обеспечьте малышу питательную пищу, богатую витаминами и макроэлементами. Не забудьте о контроле режима дня. Если ребенку необходим дополнительный отдых, введите практику дневного сна.

Выполните вместе с крохой несколько расслабляющих упражнений с использованием глубокого дыхания. Включите медитативную музыку, но избегайте возбуждающего воздействия оживленной графики.

Поощряйте рисование, занятия живописью, написание стихов, лепку. Творческие направления лучше всего отражают чувства. Предложите ребенку выплеснуть напряжение с помощью движений: танцев, криков, занятий спортом. Поощряйте желание играть. Когда дети воссоздают реальность посредством кукол, они видят, что могут контролировать ситуацию.

К несчастью, от конфликтной ситуации с педагогом не застрахован ни один школьник. При этом его характер и уровень знаний не играют никакой роли. Как поддержать ребёнка, если это всё-таки произошло?

Обычно родителям не сразу становится известно о том, что между их ребёнком и учителем произошёл конфликт. Порой о неприятной ситуации в семье узнают, когда она уже достигла пика. В таком случае единственный выход — перевести ребёнка в другую школу. Чтобы не доводить конфликтную ситуацию до крайности, нужно всё время разговаривать с ребёнком, интересоваться его делами в школе. Ошибка родителей заключается в предположении, что если малыш ничего не говорит о своих школьных делах, то у него всё в порядке. На самом деле нежелание ребёнка беседовать на школьную тему уже должно насторожить родителей. Стоит спросить его об одноклассниках, учителях, предметах в школе. Если ребёнок напряжён или пытается уйти от темы, то произошло что-то нехорошее.

В любой конфликтной ситуации нужно постараться не дать ребёнку уйти в себя и внимательно его выслушать. Иногда дети чересчур преувеличивают масштаб проблемы. Хотя даже в этом случае не стоит отмахиваться, заявляя, что это всё ерунда и глупости. Наверняка для малыша это серьёзно. К тому же в другой раз он просто не захочет делиться с родителями. Нужно объяснить ребёнку, что учитель не всегда может похвалить всех, а «тройка» не означает, что малыш ему не нравится.

Если педагог по каким-то причинам действительно придирается к ребёнку и обижает его, нужно незамедлительно проконтролировать ситуацию. Малыша стоит успокоить, пообещав ему решить проблему как можно раньше.

Первым делом надо побеседовать с родителями одноклассников ребёнка. Необходимо это для того, чтобы разобраться, единичный это случай или обычное для педагога поведение. Не стоит заблаговременно настраивать себя на скандал, эмоции в этом деле буду лишними. Дальнейшие действия будут зависеть от степени конфликта. Разовое бесцеремонное замечание не повод бежать к директору и поднимать переполох. Лучше лично побеседовать с учителем. Ни заискивать, ни извиняться, ни тем более нападать с порога не надо. Спокойным доброжелательным тоном учителю нужно объяснить, что критиковать ребёнка вправе только его родители.

Желательно оставить педагогу свои координаты, чтобы в случае ненадлежащего поведения или проблем в учёбе он мог напрямую связаться с родителями ребёнка.

Если же педагог уже давно конфликтует с ребёнком и не скрывает этого, беседовать лучше в присутствии малыша. В любом случае родители должны быть на стороне ребёнка. Даже если требования учителя вполне обоснованы, набрасываться на ребёнка психологически он не имел права. У работников школы только два варианта влияния на своих учеников: замечание в дневник или вызов в школу родителей. Все прочие методы недопустимы, поэтому родители обязаны защищать интересы своего ребёнка.

Простая беседа с малышом и преподавателем чаще всего исчерпывает конфликт. Если же это не происходит, родители должны обратиться к администрации. Увы, в таком случае стоит решиться перевести ребёнка либо в другой класс, либо в другое образовательное учреждение, а с директором побеседовать необходимо, чтобы последний повлиял педагога и предотвратил в будущем подобные конфликты.

Даже если взаимоотношения ребёнка и учителя налажены, стоит обратить внимание на то, как малыш себя ведёт после завершения конфликта. Иногда дети до того эмоционально всё переживают, что на уроках чувствуют себя неуютно. Однако именно малыш должен решать, хочет ли он перейти в другую школу.

Психологическая поддержка ребенка

Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Психологическая поддержка – это процесс:

В котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;

Который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

Который помогает ребенку избежать ошибок;

Который поддерживает ребенка при неудачах.

Для того, чтобы научиться поддерживать ребенка, педагогам и родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрения того, что он делает.

Поддерживать ребенка значит верить в него . Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

Подчеркнем еще раз: взрослый, стремящийся поддержать ребенка, рассматривает не только события (поступок) в целом, но и старается выделить отдельные, позитивные для ребенка стороны. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она читает значимыми для себя.

Для того, чтобы поддержать ребенка, родители и педагоги сами должны испытывать уверенность, они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя и не достигнут самоуважения и уверенности.

Взрослому необходимо понимать роль психологической поддержки в процессе воспитания и знать, что, оказывая её, он, сам того не ведая, может разочаровать ребенка, сказав ему, например, следующее: «Ты мог бы и не пачкаться!», «Ты мог бы быть и поосторожнее!», «Посмотри, как твой брат хорошо сделал это!», «Ты должен был смотреть, когда это делал я!» Как правило, негативные замечания родителей не имеют действия. Постоянные упреки типа «Ты мог бы сделать это лучше» приводят ребенка к выводу: «Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я никогда не смогу удовлетворить их. Я сдаюсь».

Взрослые должны научиться, помогая ребенку, видеть естественное несовершенство человека и иметь с ним дело. Для этого взрослые должны знать, какие силы в школе, семье, детскому саду, в более широком окружении ребенка способны привести к разочарованию. По мнению многих психологов, такими силами являются:

1. Завышенные требования родителей.


2. Соперничество братьев и сестер (сиблингов).


3. Чрезмерные амбиции ребенка.

Завышенные требования родителей к ребенку сделают невозможным успех и вполне вероятным разочарование. Например, если родители прежде ожидали, что ребенок будет в детском саду «самым способным», то они ожидают от него того же и в школе; ребенка, умеющего хорошо кувыркаться, хотят в будущем видеть хорошим гимнастом.

Что касается братьев и сестер, то родители могут непреднамеренно противопоставлять детей друг другу, сравнивая блестящие успехи одного с бледными достижениями другого. Такое соперничество может привести к жестокому разочарованию и разрушить хорошие прежде взаимоотношения.

На поведение ребенка влияют чрезмерные амбиции. Чрезмерность амбиций отчетливо проявляется, например, в тех случаях, когда ребенок, плохо играя в какую-то игру, отказывается принимать в ней участие. Часто ребенок, не могущий выделиться посредством чего-то позитивного, начинает вести себя вызывающе негативно или превращается в «камень на шее» всего класса.

Как поддерживать ребенка?

Существуют ложные способы, так называемые «ловушки поддержки». Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества с сиблингом и сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.

Еще раз повторим: подлинная поддержка взрослыми ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей – его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится взрослому. Именно в такие моменты он должен предельно четко показать ребенку, что «хотя я и не одобряю твоего поведения, я по прежнему уважаю тебя как личность». Например, если ребенку не удается вести себя так, как хотелось бы учителю, именно учитель должен помочь ребенку понять, почему так происходит. Важно, чтобы ребенок понял, что его неудача может проистекать из-за отсутствия готовности или способности вести себя соответствующим образом. Необходимо показать ребенку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать знание таких вещей, как тон, жесты и т.п.

Для того, чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие Я-концепции и чувство адекватности ребенка. В течение дня взрослые имеют немало возможностей для создания у ребенка чувства собственной полезности и адекватности. Один путь состоит в том, чтобы продемонстрировать ребенку ваше удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить ребенка справляться с различными задачами. Этого можно достичь, создав у ребенка установку: «Ты можешь это сделать».

Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем-то, взрослый должен дать ему понять, что его чувства по отношению к ребенку не изменились. Полезными могут оказаться следующие высказывания:

Мне было бы очень приятно наблюдать за происходящим.

Даже если что-то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком.

Все мы люди, и все мы совершаем ошибки, в конце концов, исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.

Таким образом, взрослый скорее научится тому, как помочь ребенку достичь уверенности в себе. По выражению одного из родителей, это подобно прививке ребенку от неудачи и несчастья.

Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет, как уже отмечалось, вера родителей и педагогов в ребенка. Родитель должен показать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы. Педагог – что ребенок нужный и уважаемый член группы, класса.

Взрослые часто сосредоточены на прошлых неудачах и используют их против ребенка. Примерами такого оценивания являются утверждения типа:
«Когда у тебя была собака, ты забывала кормить её, когда ты занималась музыкой, ты бросила уроки через 4 недели, так что я не думаю, что тебе имеет смысл теперь заняться танцами». Такой акцент может породить у ребенка ощущение преследования. Ребенок может решить: «Нет никакой возможности изменить мою репутацию, так что пусть меня считают плохим».

Для того, чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:

Забыть о прошлых неудачах ребенка;

Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

Позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха;

Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, это потребует от взрослого некоторого изменения требований к ребенку, но дело того стоит. Например, на педагогическом совете учитель может предложить специально создать такую ситуацию, которая поможет развитию у ученика чувства адекватности и самоценности. Он может помочь школьнику выбрать те задания, с которыми он, с точки зрения учителя, способен справится, и затем дать ему возможность продемонстрировать свой успех классу и родителям. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у взрослого.

Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6. Проводить больше времени с ребенком.

7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

9. Уметь взаимодействовать с ребенком.

10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12. Принимать индивидуальность ребенка.

13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.

14. Демонстрировать оптимизм.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Например, слова поддержки:

Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

Ты делаешь это очень хорошо.

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Слова разочарования:

Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

Ты мог бы сделать это намного лучше.

Эта идея никогда не сможет быть реализована.

Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом же случае она может поддержать ребенка, опасающегося, что он не соотвествует ожиданиям взрослых.

Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка в отличие от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе.

Когда я выражаю удовольствие от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя.

Поддерживать можно посредством: отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово»,«вперед», «продолжай»); высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи»,«Спасибо», «Все идет прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал»); прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его); совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним); выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

Развитие эффективного стиля общения

Очень часто взрослые, общаясь с детьми, стремятся соперничать с ними.
Взрослый может думать: «Для меня важно настоять на своем». Подобную философию было бы полезно заменить пониманием того, что «настоящий победитель тот, кто умеет обращаться с другими людьми». Барьеры между взрослым и ребенком рухнут, возрастет ощущение собственной полезности, нужности, отношения в семье, в школе заметно улучшатся.

Предлагаемый стиль общения взрослого и ребенка основан на взаимном уважении. Взаимное уважение подразумевает, что оба – и ребенок, и взрослый
– позволят друг другу честно и открыто выразить чувства и мысли, без опасения быть непонятым и отвергнутым.

Эффективное общение – это: принятие того, что сообщает партнер; принятие его чувств; отказ от осуждения партнера.

Другими словами, мы должны показать собеседнику, что понимаем его мысли и чувства. Помните, что вы можете и не согласиться с ребенком, но вы в силах принять его чувства. Принятие можно продемонстрировать тоном и соответствующими словами. Формирование этого стиля общения требует терпения и практики. Сюда относится также овладение таким навыком общения, как
«рефлексивное слушание и сообщение».

Что такое рефлексивное слушание?

Рефлексивное слушание является важным навыком общения в силу того, что мы не можем посылать свои мысли и чувства прямо собеседнику. Мы должны пользоваться кодом: словами, тоном, жестами, позами и пр. В качестве слушателя мы интерпретируем сообщения с большей или меньшей степенью точности. Для того чтобы понять сообщение как можно точнее, полезно применить один из необходимых для общения навыков – обратную связь.
Обратная связь есть не что иное, как сообщение о том, что именно вы услышали. В свою очередь, собеседник может сказать: «Да, именно это я и имел в виду» или «Нет, я не это имел в виду. Я попробую объяснить снова».
Эти компоненты – сообщения, обратная связь и проверка подтверждения – составляют процесс обратной связи.

«ОТПРАВИТЕЛЬ» – СООБЩЕНИЕ – «ПОЛУЧАТЕЛЬ»

– ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ –

– ПОДТВЕРЖДЕНИЕ – в эффективности рефлексивного слушания и использования процесса обратной связи можно убедиться на следующем примере.

Мать слышала, как ее сын, вернувшись из школы, сказал: «Какой плохой день! Учительница рассердилась на меня и назвала лгуном за то, что я забыл принести домашнее задание. Она кричала на меня! Вот записка от неё».

Для того чтобы проверить, насколько правильно она поняла сына, и для того, чтобы удостовериться, что он действительно огорчен школьным происшествием, мать может сказать: «Похоже у тебя сегодня и вправду был ужасный день». Это послужит сыну сигналом, поняла ли мать, что он хотел сказать. В данном случае мать правильно поняла сына и он говорит: «Ты можешь повторить это еще раз». На этот раз мать, подумав, говорит: «Наверно ужасно стыдно, когда на тебя кричат перед всем классом. Ребенок, в свою очередь, соглашается: «Конечно стыдно и мне очень плохо». Дальнейший разговор может выглядеть примерно так:

МАТЬ. Я готова поспорить, что ты задет и обижен её критикой.

СЫН. Да! Так же, как и я готов поспорить, что и ей случалось забыть что-нибудь и, возможно, ее никто не «клевал» за это.

МАТЬ. Большинство из нас думает именно так, когда кто-нибудь нас задевает.

СЫН. Ну, это несколько успокаивает.

На этом примере отчетливо видно, что рефлексивное слушание с обратной связью способствует выяснению и пониманию проблемы, нахождению решения.
Если же обратную связь установить не удается, возникают непонимание, раздражение и фрустрация.

Большое значение для овладения навыком рефлексивного слушания имеет понимание разницы между закрытым и открытым ответом. Закрытый ответ показывает, что взрослый либо не слышит и на понимает ребенка, либо предпочитает игнорировать его рассказ. Другими словами, он ограничивает сообщение.

Открытый ответ свидетельствует, что взрослый слышит ребенка и интересуется тем, о чем тот говорит. Открытые ответы стимулируют ребенка продолжать свой рассказ. Кроме того, открытые ответы отражают чувства ребенка, стоящие за его рассказом.

Открытые ответы можно распределить по следующим категориям:

«Стартеры»; «Я понимаю», «О-о-о», «М-м-м», «Я хотел бы побольше узнать об этом», «Расскажи мне еще что-нибудь».

Молчание: ничего не говорите, но всем свои видом продемонстрируйте заинтересованность в разговоре.

Открытые вопросы вместо закрытых вопросов.

Открытые вопросы призваны не просто информировать взрослого о чем- либо, а помочь ребенку прояснить его проблемы. Напротив, закрытые вопросы по своей сути приближаются ук утверждению и на них можно ответить лишь «да» или «нет». Разницу между открытым и закрытым вопросами легче понять на конкретном примере.

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: «Не мог бы ты мне сказать, что произошло сегодня в школе?» или «Как ты относишься к тому, что друзья тебя игнорируют?»

ЗАКРЫТЫЙ ВОПРОС: «У тебя сегодня был хороший день?» или «Ты сердишься на свою подругу за то, что она тебя не замечает?»

Рефлексивное слушание требует от родителей и педагогов понимания многообразия чувств ребенка и способности установить с ним эмоциональный контакт. В результате ребенок чувствует, что его слушают и стремится продолжить разговор.

Рефлексивное слушание предполагает определенные установки и формы поведения. Прежде всего это общая установка взрослого по отношению к ребенку: «Я беспокоюсь о тебе, и меня интересует все, что с тобой происходит и что ты делаешь», а также вербальные и невербальные формы поведения, как бы говорящие ребенку: «Я слушаю тебя».

Установки и чувства, необходимые для осуществления рефлексивного слушания, включают:

Желание выслушать ребенка и понимание того, что это займет некоторое время;

Желание помочь данному конкретному ребенку;

Принятие как негативных, так и позитивных чувств ребенка;

Признание того, что чувства ребенка – это его истинные чувства;

Отношение к ребенку как к самостоятельной личности с его индивидуальной идентичностью и чувствами;

Глубокая убежденность в способности ребенка управлять своими чувствами, преодолевать их и находить решение;

Понимание того, что чувства преходящи, не постоянны, а выражение негативных чувств имеет своей конечной целью помочь ребенку покончить с ними.

Необходимые для рефлексивного слушания формы поведения:

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ :

Зрительный контакт: смотрите на ребенка, с которым вы беседуете, но не сверлите его взглядом;

Язык жестов, естественные и свободные позы;

ВЕРБАЛЬНЫЕ , стимулирующие ребенка продолжать рассказ и помогающие ему уяснить сказанное:

Обратная связь, позволяющая ребенку узнать вашу интерпретацию того, что он сказал;

Рефлексия чувств;

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:

1. Знайте, когда использовать рефлексивное слушание.

Наиболее эффективно оно в тех случаях, когда у ребенка возникает проблема и у вас достаточно времени на её решение.

2. Знайте, когда не следует пользоваться рефлексивным слушанием.

Если вы как педагог или родитель чувствуете, что ребенок вас не принимает или отталкивает, не нужно пытаться применить этот метод, в этом случае он не принесет успеха.

3. Развивайте свое умение слушать. Практика сделает «рефлексивное слушание» повседневным и привычным для вас делом. Не бойтесь разочарований, пробуйте снова.

4. Смиритесь с тем, что поначалу вам будет не совсем легко пользоваться «рефлексивным слушанием».

Овладение любым новым навыком сначала всегда сопровождается чувством неуверенности. Это справедливо и для рефлексивного слушания.

5. Пытайтесь комбинировать другие навыки межличностного общения с рефлексивным слушанием.

Используйте рефлексивное слушание в сочетании с исследованием альтернатив, определением того, кому «принадлежит» данная проблема и т.д.

Как поддержать ребенка во время подготовки и сдачи экзаменов

Памятка для родителей

Вы узнаете:

1.Как организовать условия для эффективной подготовки к экзаменам дома

2. Меню выпускника

3.Как создать эмоционально-поддерживающую среды со стороны родителей

Уважаемые родители!

Последний год обучения в общеобразовательной школе (9 или 11 класс) – один из самых сложных периодов для учащихся и их родителей. Привычное и предрешенное течение событий подходит к концу. Выпускникам необходимо не только решить, что делать дальше, но и основательно потрудиться над воплощением в жизнь своего решения.

В период подготовки и сдачи экзаменов в ваших силах обеспечить все условия для эффективного и безопасного прохождения вашим ребенком этого испытания.

1. Условия для эффективной подготовки к экзаменам дома

Подготовкой своего рабочего места тесно связана с усвоением экзаменационного материала:

доказано, что желтый и фиолетовый цвета повышают интеллектуальную активность. Не надо переклеивать ради этого обои или менять шторы, достаточно повесить в комнату где занимается ребенок какие-то картинки в этих тонах, эстампа и т. п.;

обратите особое внимание на внешние помехи, поскольку они могут очень чувствительно влиять на эффективность усвоения материала. Возможно, ваша квартира находится на улице с шумным движением, с постоянно тормозящими машинами и громыхающими трамваями. Может ли ребенок уйти на время экзаменов в другую комнату?

попросите ваших друзей и знакомых и друзей ребенка не заглядывать к вам, предварительно не предупредив. Если рабочий стол находится у окна, и ребенок все время отвлекается на внешние события, закройте окно шторками до уровня глаз. Не недооценивайте эти внешние мешающие факторы. Особенно тогда, когда ребенку прихо­дится постоянно насильно заставлять себя учить, особенно когда стоит очень хорошая погода;

организация письменного стола может также значительно повлиять на усвоение материала. Если он заставлен вещами, не имеющими отношения к экзаменационному материалу, тогда ребенок наверняка тратит ценное время и внимание в поисках нужных бумаг. Очистите его рабочее поле и сделайте так. чтобы оно было обозримым. Не оставляйте в пределах досягаемости предметы, которые могут соблазнить и отвлечь. К ним относятся журналы, фотографии, еда, радио и телевизор;

музыка, как правило, при обучении, скорее вредна, чем полезна. Но это дело личное и зависит, наверное, от вида экзаменационного материала. Тихая фоновая не сумбурная музыка, скорей всего, позитивно может влиять на способности мышления и творчества;

продуктивно заниматься человек может 8 -10 часов в сутки. Оптимальный период для непрерывных занятий составляет 40 - 50 минут, после чего целесообразно сделать 5-10-минутный перерыв, за день должно быть два больших (1 - 1.5 часа) перерыва, когда выпускник может заняться любимым делом, спортом, прогуляться;

самое благоприятное время для занятий с 7 до 12 часов и с 14 до 17 -18 часов (мозг способен к наиболее продуктивной работе). Исключение делается только для закоренелых «сов», которые достигают наибольших успехов вечером и ночью;

если ребенок не может сосредоточиться, используйте его «вялые» фазы, например, для походов за покупками в магазин, наведения порядка, прогулок и т. д.;

сон должен быть полноценным, желательно увеличить его на 1 час по сравнению с обычной его продолжительностью;

если у ребенка есть хронические заболевания, то в период подготовки к экзаменам необходимо сходить на консультацию к специалисту и пройти курс лечения, т. к. стрессовые ситуации обостряют заболевания.

2. Меню выпускника

Постарайтесь обеспечить ребёнку полноценное питание, по возможности включайте в рацион мясо (телятина, утка), рыбу (морская), овощи, фрукты орехи.

Все зеленые продукты помогают снимать стресс (зеленый лук, петрушка, морская капуста, китайская капуста)

Инжир (1р в 4 часа по несколько штучек)

Орехи - благотворно влияют на работу мозга, укрепляют нервную систему

Креветки - деликатес для мозга, они снабжают организм витаминами , жирами, кислотами, которые не дадут вниманию ослабнуть (достаточно 100 граммов в день)

Морковь – улучшает память, перед заучиванием надо съесть тарелку тертой моркови с растительным маслом

Ананас - помогает запоминать большой объем информации благодаря высокому содержанию витамина С (достаточно 1 стакан сока в день)

Капуста - снимает стресс

Лимон – освежает мысли и облегчает восприятие информации за счет большого количества витамина С

Хлеб грубого помола

Сухофрукты

Завтрак перед экзаменом

1 вариант: печеная рыба, кофе с шоколадкой

2 вариант: банан, пломбир, черный, горький шоколад

Валерьянку нельзя – нарушает работу сердца, появляется состояние торможения

На экзамен:

Шоколад в полиэтилене

Одежда на экзамен:

Продумайте одежду на экзамен: костюмы, брюки , юбки, рубашки должны быть комфортными для ребенка.

Заранее подготовьте, погладьте, примерьте одежду, особенно если вещи новые.

3. Эмоционально-поддерживающая среда со стороны родителей

Оказывайте ребенку внимание (интересуйтесь его настроением состоянием здоровья, проявляйте заботу о его нуждах)

Позаботьтесь, чтобы дома было что-то вкусненькое, что любит наш ребенок, это будет снижать его эмоциональное напряжение (при этом не злоупотребляйте сладостями и мучным).

Оставьте ему на период экзаменов минимальный круг домашних обязанностей, давайте ему понять, что оберегаете его.

Выражайте ему готовность помочь и помогайте в различных вопросах подготовки: послушайте пересказ темы, сделайте краткий конспект материала, разбирайте вместе сложные для ребенка темы

Рассказывайте о своем опыте сдачи экзаменов, где это уместно, расскажите, что вы испытывали перед экзаменами.

Старайтесь выражать уверенность в его силах, не пугайте провалом

Сами постарайтесь регулировать свое волнение и не переносить его на ребенка.

Будет полезно, если вы примете мысль, что в случае неуспеха жизнь ребенка не закончится, и вы его любить не перестанете.

Как помочь справиться с неудачей

необходимо подготовить «запасные варианты»: подобрать еще один институт, где экзамены позже и куда в случае провала можно успеть подать документы. Поиски запасного ВУЗа родители могут искать самостоятельно, зная, какую профессию выбрал их ребенок и какие дисциплины собирается сдавать. До начала экзаменов необходимо обсудить возможность поступления в альтернативное учебное заведение.

Заслуженный отдых

вынуждать выпускника идти работать сразу после окончания экзаменов или после провала на экзаменах – наносит огромный его психическому и физическому здоровью.

Чувство усталости и опустошенности настигает всех выпускников: и безалаберных (с точки зрения взрослых), и ответственных (эти дети особенно подвергаются опасности истощения).

Хорошо для эмоционального состояния ребенка, если он будет знать, что « сейчас необходимо напрячь все силы, а потом я смогу отдохнуть и расслабиться - (крайне желательно, чтобы это «потом» имело конкретную дату).

Одна одиннадцатиклассница так описала свою подготовку к выпускным и вступительным экзаменам: «Мои друзья обижаются на меня и не верят мне. Они считают, что я их обманываю и не хочу с ними общаться. А на самом деле на выходных я сижу, не отрываясь, над учебниками, даже телевизор не смотрю и не ем. Недавно села утром за математику, думала, только пара часов прошла, а посмотрела на часы - оказывается, я уже пять часов сижу и даже не заметила».

Некоторые родители могут подумать: «Какая умница, вот бы наш балбес...» Конечно, здорово, что старшеклассница гак серьезно занимается. Однако во всем хороша разумная мера, ведь так можно переутомиться и в дни экзаменов ощущать только подавленность и усталость.

Не лишайте своего ребенка настоящего

Человек, полностью устремленный в будущее, лишает себя настоящего, перекрывая пути для полноценного развития своей личности. Родители ни в коем случае не должны препятствовать естественному для этого возраста стремлению общаться со сверстниками. Взрослым всегда кажется, что дети слишком много времени тратят на своих товарищей и собираются вместе только из желания развлечься. Однако юноши и девушки чувствуют острую необходимость в тесном общении с широким кругом людей, находя в этом глубокий смысл, чувствуя острую эмоциональную зависимость от качества и количества неформальных контактов со сверстниками. Родителей должно настораживать обратное: если их ребенок не ищет возможности проводить время с одноклассниками и не занимает телефон. Обычно это свидетельствует не об ответственном отношении к учебе, а об отсутствии возможности удовлетворить потребность в общении. Между тем эта потребность и в одиннадцатом классе остается важнейшей для учащихся. Помочь родители смогут, если вместе с ребенком подумают, где найти сверстников-единомышленников с похожими интересами и способностями. В одиннадцатом классе не поздно поступить в спортивную секцию или театральный кружок - главное, чтобы новое занятие занимало не все свободное время старшеклассника. Обучение в школе остается важным и неотменяемым делом. Вопреки опасениям родителей, старшеклассник, у которого есть с кем отметить день рождения и пойти на дискотеку, станет лучше учиться (здесь уместна аналогия со взрослым, у которого наконец-то наладилась личная жизнь и он стал хватать «звезды с неба» на работе).

В заключении хотелось бы сказать, что дети это самое большое наше достижение в жизни, и мы должны вселить в них уверенность, что, несмотря на их успехи или провалы, они любимы и всегда получат от нас поддержку и защиту. А самое страшное чего нам следует бояться, это потеря контакта и взаимопонимания с ними.

Помните, что ваша поддержка и внимание залог успешности вашего ребенка!

Желаю здоровья и вам и вашим детям!

Если ваш ребенок профессионально занимается каким-либо видом спорта и участвует в соревнованиях, то важно знать, как подготовиться к ним не только физически, но и психологически.

Перед соревнованиями любой человек испытывает волнение, а уж тем более маленький ребенок. Личность маленького спортсмена еще не сформирована, поэтому тяжесть возложенной на него нагрузки и и психологические переживания он воспринимает острее. Поэтому родители и тренеры должны как можно внимательнее относиться к ребенку в этот сложный период, всячески помогать справиться с волнением. Ребенок сможет победить, если будет спокоен и уверен в себе и своих силах.

Накануне соревнований ребенок, как правило, особенно нервозен, поэтому нужно снять это напряжение: попытайтесь отвлечь его — съездите погулять на природу, сходите вместе в кино или театр. Постарайтесь не касаться в разговоре темы соревнований.
За 2-3 дня до начала соревнований исключите физические нагрузки для ребенка, в том числе и тренировки: организм должен максимально отдохнуть и набрать силы перед предстоящей нагрузкой. Не забывайте, что для маленького спортсмена важнее всего моральная поддержка родителей. Если ребенок высказывает вам свои тревожные мысли и опасения, то нужно постараться убедить его в обратном — что страхи напрасны и он все преодолеет; а если даже не выиграет призовое место, то укрепит свой дух для дальнейших побед. Цель родителей и тренера — мотивировать ребенка на борьбу с собственными страхами и победу.

Также важен для ребенка правильный распорядок дня с чередованием труда, отдыха и достаточного времени на сон — не менее 8 часов. Вопрос сбалансированного питания тоже немаловажен: пища должна заряжать ребенка энергией. Желательно сократить времяпровождение ребенка перед компьютером и телевизором.

Поддержка во время соревнований

Не нужно давать советов ребенку во время соревнований, выкрикивая их с места: будьте максимально спокойны — тогда и ваша уверенность передастся вашему чаду. Во время перерывов между поединками бесполезно пытаться предостеречь от чего-то или научить, кроме неуверенности вы ничего не поселите в душе маленького спортсмена.

На соревнования нужно приезжать примерно за минут 30-40 до начала, чтоб успеть спокойно переодеться и настроиться на нужный лад.

После соревнований

Если ваш ребенок не занял призового места или проиграл, то он не в коем случае не должен заметить разочарованности в ваших глазах или словах, нужно всегда уважительно разговаривать с ребенком и не заваливать нравоучениями. Гнев или негативные отзывы могут вызвать у ребенка депрессию и сформировать заниженную самооценку на долгие годы. После соревнований нужно наоборот отвлечь чадо от мрачных мыслей — купить любимую вкуснятину или желанную игрушку. А самое важно для ребенка - это понять, что главная победа — это победа над собой. Родителям нужные слова могут помочь найти тренеры, которые являются авторитетом для юного спортсмена.