Рождество Христово - Святки. Святочные гадания, колядки. Конспект занятия «Святки и рождественские колядки

Колядки на Рождество. Фотография: О. Левченко / фотобанк «Лори»

С вятки в народе называли святым временем. Этот многодневный праздник делился на две части. С 7 по 14 января, в святые вечера, колядовали и устраивали девичьи гадания, а с 15 по 19 января - тоже веселились на славу, но побаивались страшных вечеров - времени разгула темных сил.

В день рождественского разговения еда была особенно вкусной. Хозяйки готовили поросенка с кашей или кабанью голову с хреном, студень или заливное из поросенка. В народе верили, что во время праздничного ужина в дом приходят души умерших предков, и еду на столе для них оставляли до утра.

В рождественскую ночь обязательно обращались к звездам на ночном небе. Если их было много - ожидался изобильный на грибы и ягоды год. А поутру непременно проводили обряд «обсеивания избы». Произнося слова: «На живущих, на плодущих и на здоровье», три раза бросали горстями овес и пшеницу.

Народные святочные гулянья в музее деревянного зодчества «Витославлицы», Великий Новгород. Фотография: С. Холявчук / ИТАР–ТАСС

Рождественские колядки в Ивановской области. Фотография: В. Смирнов / ИТАР–ТАСС

Запеченный молочный поросенок с кашей. Фотография: Н. Лисовская / фотобанк «Лори»

«В Рязанской губернии ходили толпами под окна просить пирогов. Впереди всех шла девица, называемая мехоноскою; она-то несла кошель для пирожного сбора; она-то предводила толпу и распоряжалась дележом сбора».

На радость деревенским ребятишкам во всех домах пекли фигурки коровок, бычков, овец, птиц и петухов. Ими украшали стол, окна и дарили колядующим.

Каждая семья ожидала колядовщиков, готовила для них угощение и с искренней радостью слушала колядки:

Коляда, коляда!
А бывает коляда
Накануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.
Дай тебе, Господи,
На поле природ,
На гумне примолот,
Квашни гущина,
На столе спорина,
Сметаны ти толсты,
Коровы ти дойны!

За угощение, благодарили:

У доброго мужика
Родись рожь хороша:
Колоском густа,
Соломкой пуста!

В святочные дни плохой приметой считался пустой стол, поэтому на нем неизменно лежал обрядовый калач, которым угощали приходивших колядовать. Радушные хозяева считали: чем больше гостей соберется в их доме, тем куры лучше будут сидеть на яйцах.

После веселого обхода домов молодежь собиралась в посиделочной избе на общую пирушку, где делила и съедала все, чем одарили односельчане. Затем, разодетая в обновки, молодежь плясала под дуду, чтобы избежать неурожая, слушала сказки и гадала о своей судьбе.

Святочные гадания. Фото: В. Прокофьев / ИТАР-ТАСС

Деревенское гадание "на курицу". "Святки в Витославлицах" прошли на территории музея деревянного зодчества под Великим Новгородом. Фото: В. Малыгина (ИТАР-ТАСС)

Рождественские народные гуляния, вновь ставшие традиционными, прошли на подворье Федоровского городка (на снимке) в Царском Селе. Фото: Ю. Белинского / ИТАР-ТАСС

Период Святок совпадал с православным праздником Рождества Христова. Наши предки считали, что в ночь на Рождество открываются врата в добрую семейную жизнь. Поэтому в эти дни проводили гадания о будущей семейной жизни: о суженом-ряженом, о будущем муже и о предсказаниях на скорое замужество. К замужеству и женитьбе на Руси относились с особой серьезностью и ответственностью, поэтому и гадания отличались большим разнообразием. Самым популярным было гадание с зеркальцем и свечой «Суженый-ряженый, явись ко мне наряженный», а также обряды с воском на воде и с гребнем, положенным на ночь под подушку. Гадания, как и колядки, создавали атмосферу святочного веселья.

Если девица вытягивала из дровницы гладкое полено - это обозначало, что муж будет хорошим, а если суковатое - плохим. Если полено толстое - муж будет богатым, а тоненькое - бедным.

Также качества будущего супруга на Руси определяли с помощью... петуха. Девушки разбрасывали по полу разные предметы и пускали петуха. Если он подбегал к зерну - муж будет богатым, если к воде - пьющим, к деньгам - будет заядлым игроком, а если к золе - курящим.

ПРИШЛА КОЛЯДА - ОТВОРЯЙ ВОРОТА! (Святки и колядки в живописи Часть 1)

Обращение к теме святок-колядок, которые обычно проводятся после Рождества и длятся почти две недели, связано, скорее всего, с воспоминаниями детства. Две недели зимних праздников, с Рождественского сочельника (6 января) до Крещения (19 января) были в древности временем отдыха и «гостевания», поэтому и устраивали в это время походы с поздравлениями, а в длинные зимние вечера гадали на суженного.
Сейчас уже не встретишь весело смеющихся ряженых, которые с гармошкой идут от дома к дому, поют и приговаривают рифмованные пожелания-поздравления хозяевам, выпрашивают угощения и продолжают путь дальше. Впрочем, в России особо и не было принято такое времяпровождение, этим славились украинцы, белорусы, поляки и болгары. Там до сих пор сохранились эти традиции, преобразованные в новые формы – от концертов и уличных шествий до конкурсов и народных гуляний. В этом тонкая грань между Рождеством церковным и Рождеством, как дань уважения традициям народа, рожденным еще в язычестве.
В интернетном издании «Православие и мир» нашел интересную статью Серафима Ореханова, которую с радостью цитирую, поскольку в ней и подробная история праздника и обычаев, и мысли-размышления, созвучные моим.

Михайло Мороз Колядки.

Константин Трутовский Колядки в Малороссии 1864 г.

Владимир Чумаков–Орлеанский Коляда.

Истоки

Традиция празднования святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет пятьсот. И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды.
Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Что это за бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, ученые спорят до сих пор. Предполагают, что «Святовит» - просто одно из имен верховного бога Перуна. Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь. Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и вообще все, что угодно.

Николай Пимоненко Колядки 1880-е г.

Селиванова Елена Иллюстрация к книге Ольги Першиной "За окошком Рождество".

Марина Яндоленко Колядки 2008 г.

Церковь о святках

Христианская традиция празднования святок также известна с древности.
Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа). Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках, как об особом послерождественском торжестве, можно встретить в трудах Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.
С пришествием христианства святки на Руси начали наполняться новым смыслом. Тем не менее, отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок».
Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.
Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Леонид Соломаткин Славильщики-городовые. 1867 г.

Леонид Соломаткин Славильщики-городовые. 1872 г.

Леонид Соломаткин Славильщики-городовые.

Святки

Алла Гончарук Коляда. 2005 г.

Ефим Честняков Коляда (фрагмент).

Колядки

Откуда пошло само слово «коляда», установить крайне сложно. В разных частях России это слово имеет разный смысл. На севере это просто «сочельник», в деревнях Новгородской области «коляда» - подарки, получаемые на Рождество. В Белоруссии «колядовать» значит «славить Христа». А вот ученые-этнографы считают, что этим словом древние славяне называли праздник зимнего солнцеворота.
В нашем понимании, колядки - это что-то вроде кричалок Винни-Пуха, в которых восхваляется хозяин дома и посредством которых у этого самого хозяина выпрашиваются угощение.
Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как «светел месяц », хозяюшку - «красным солнцем», детей их - « чистыми звездами».
Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: «Хозяин в дому - как Адам на раю; хозяйка в дому - что оладьи на меду; малы детушки - что виноградье красно-зеленое… » Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях звучали даже угрозы: « Кто не даст пирога - сведем корову за рога, кто не даст ветчины - тем расколем чугуны… » Все это, конечно, в шутку. Иногда пели абсолютно, даже нарочито бессмысленные приговорки. Хозяева принимали гостей, давали кто что мог.

Федот Сычков Христославы (Дети старой деревни). 1935 г.

Обычаи

В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения.
Еще один святочный обычай - собираться всей семьей по вечерам, звать гостей (как можно больше), рассказывать сказки и загадывать загадки (как можно более сложные). Эта традиция, как и колядование, жила не только в деревнях, но и среди городского дворянства.
Литературовед Ю. М. Лотман в своих комментариях к «Евгению Онегину» пишет, что было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» - гадали.
Молодежь собиралась поплясать, днем - покататься на санях, поиграть в снежки. Кстати, после святок всегда было много свадеб. «В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели - к сближению суженых. Только в святочные дни юноши и девушки запросто сидят рука об руку», - писал фольклорист И. Снегирев книге «Песни русского народа».

Константин Прусов Коляды. 2010 г.

Анастасия Швецова Колядки 2010 г.

Хулиганство, освященное традицией

Самая «антиобщественная» святочная традиция - «баловство». Дети и подростки собирались по ночам большими ватагами и озорничали как могли. Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров.
Еще одно развлечение - ритуальное похищение чего-либо. Похищать можно было все что угодно, но обязательно с шумом и песнями, а не тайком. В советские времена, несмотря на все запреты, нередко «похищали» колхозные трактора. Сразу же после праздников их, разумеется, возвращали на место.
Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда.

Гавриил Горелов Ряженые в деревне. 1906 г.

Иван Лысенко Коляда.

Традиции святок на Руси

История государственного урегулирования святочных празднеств очень разнообразна. Первые законодательные акты по этому поводу были изданы при Петре I .
«Царь Петр очень любил колядование и сам с удовольствием ходил по домам в компании ряженых. А тех, кто отказывался принимать участие в этой забаве, приказывал бить плетьми», - рассказывают сотрудники Русского этнографического музея.
После смерти Петра I отношение к колядованию резко изменилось. Во второй половине XVIII было даже запрещено колядование и ряжение: «Запрещается в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни», - гласила императорская грамота.
Скорее всего, власти просто боялись массового пьянства и хулиганств, а не беспокоились о нравственном облике ряженых. Как бы там ни было, это был, наверное, один из наиболее часто нарушаемых законов Российской империи, и о нем вскоре забыли.
После революции никаких специальных постановлений на этот счет не было, однако святки, как и другие праздники, носящие религиозный характер, постоянно преследовались, поэтому вскоре ушли из городов в далекие глухие деревни.

Елена Ревуцкая Рождество 2007 г.

Новое рождение старых традиций

Что же делаем мы во время святок? В лучшем случае, ходим друг к другу в гости. А большинство россиян вообще проводят свои зимние каникулы у телевизора, слушая новогодние поздравления звезд шоу-бизнеса. Правда, некоторые родители стараются устроить в эти дни домашний праздник своим чадам. Но ведь святки на самом деле не сводятся к детскому утреннику - наши предки отмечали их всей семьей, от мала до велика.
Ведь есть масса святочных обычаев, делающих это время особенно радостным. Почему бы не вспомнить о них?
В Коломне, например, нашлись энтузиасты - артисты фольклорного театра «Пилимгрим», сумевшие организовать настоящие городские святочные гуляния. С начала 1990-х они каждый год ходят колядовать по улицам старой Коломны. Сначала к ним присоединились ученики коломенских воскресных школ, потом - прихожане близлежащих храмов. А в 2008 году в таком колядовании участвовало уже несколько сотен взрослых и детей.
Колядующих можно встретить не только в Коломне. Автор статьи рассказывает о том, как собираются дети и под руководством взрослых идут колядовать с мешком по всем этажам в обычном многоэтажном московском доме, в котором он живет.

Елена Ревуцкая Рождественская песня 2005 г.

Елена Ревуцкая Рождественская песня 2010 г.

Завершает статью автор вопросом: Почему бы вам не попробовать организовать что-то похожее там, где живете вы? Поверьте, ничто так не поднимает настроение, как два десятка веселых и беззубых малышей, нестройно орущих что-то поздравительное.

Серафим Ореханов

Из всех годовых праздников на Руси наиболее ярким, торжественным и, пожалуй, самым древним, были зимние Святки. Считалось, что в период от Рождества Христова (с 7 января) и до Крещения Господня (19 января) по земле ходит маленький Бог, поэтому в это время люди старались совершить как можно больше добрых дел. Ведь, чем больше миру добра отдашь, тем больше его и в ответ получишь.

Святки праздновали все, особенно молодёжь: играли, пели песни, собирались на посиделки, гадали. На Святках трижды (в рождественский сочельник, под Новый год и на¬кануне Крещения) каждая семья ожидала колядовщиков, готовила для них угощение.

Колядовщики:

Ой, Коляда, ще на улице шатёр,
Ой, Коляда, соломою защищен.
Ой, Коляда, во том шатре,
Ой, Коляда, две девицы сидят.
Ой, Коляда, монисты куют.
Ой, Коляда, на тарелочку кладут.
Здравствуйте, хозяин с хозяйкой!
Дозвольте поколядовать, вас повеличать!
А дай Бог тому, кто в этом дому!
Ему рожь густа да ужиниста!
Ему с колоса осьмина, из зерна ему коврига,
Из полузерна - пирог.
Наделил бы вас Господь и житьём, и бытьём, и богатством!
Коляда, Коляда! Уродилась Коляда!
Кто подаст пирога, тому двор живота.
А кто не даст ни копейки - завалим лазейки.
Кто не даст лепёшки - завалим окошки.
Кто не даст пирога - сведём корову за рога.
Кто не даст хлеба - уведём деда.
Кто не даст ветчины - тому расколем чугуны!

Накануне Нового года девчата «меланковали», водили «козу».

Колядовщики:

Хозяин, хозяйка, будьте к нам сердечны,
Чем богаты в доме, то и нам подайте,
Пирога да каши, а наверх - козульку,
А под низ - копейку, денежку-монетку!
Коляда, коляда, не жадись никогда.
Хлеба дай ломтину, а денег полтину
Или курочку с хохлом, петушка с гребешком!
Мы не сами идём, мы козу с собой ведём!
У нас коза непростая: по древнему поверью, она - символ жизненной силы земли и урожая.
Где коза проходит, там пшеница родит.
Где коза махнёт хвостом, там и рожь взойдёт кустом.
Где коза шагнёт ногою, там хлеба взойдут стеною.
А где заденет рогом - там взметнуться стогом,
(коза пляшет, потом спотыкается и падает).

Эта коза особенная, она встанет только тогда, когда ей подарят подарок или угостят на славу. Нашей козе немного надо: ведёрочко гречки на перепечки да горшок овса на кончик хвоста. Решето овса, поверх него - колбаса, да три куска сала, чтоб коза встала!

Святочные гадания

Девушка выходила за ворота и спрашивала у первого встречного имя - так будут звать жениха.
Бросали в чужой дом лаптем. Если хозяева засмеются, попадёшь в весёлую семью; если будут ругать - в сварливую.

Несколько девушек брали по лепёшке и, выйдя во двор, бросали их собаке. Чью лепёшку первой съест собака, та первой выйдет замуж.

Девушки ходили по улице, и каждая по очереди стучала деревянно ложкой под окнами домов. Если на стук девушки отзовётся женский голос, то эта девушка не выйдет в этом году замуж, если же ответит мужской голос, то замуж выйдет.

Собравшиеся для гадания девушки выходили из дома, хозяйка клала под горшок каждой девушке разные предметы (не зная, где чей горшок). Кажая из пришедших девиц брала свой горшок. Которой из них доставался гребень - жених будет щеголь, которой плеть - муж будет грозный, которой чайная ложка - муж будет богатый, рюмка - муж будет пьяница.

Ставили кошёлку, ведро и квашню, гадающей завязывали глаза и смотрели, что она выберет: кошёлку - к бедности, ведро - будет муж пьяница, квашню к богатству. Клали на ночь расчёску под подушку, приговаривая:"Суженый, ряженый, приходи наряженый, расчеши мне волосы." По преданию суженый должен был присниться в эту ночь.

Гадали каким будет новый год: В неглубокую миску наливали воду и говорили:Ты, вода не блажи, не греми, через край не лейся, а как есть новолетье держи, о грядущем скажи. Миску выносили на улицу, а утром смотрели как замёрзла вода: лё в гору пойдёт - будет добрым год, лёд застынет ровнёшенько - быть жизни прямёшенькой, лёд вымерзнет лункой - год будет ущербный. Гадание на зеркало.

На стол ставят зеркало, перед ним - две зажжённые свечи. Девушка с полотенцем садится перед зеркалом и говорит:!Суженый, ряженый, приди ко мне." Минут за пять до появления изображения зеркало начинает тускнеть, и девушка протирает его полотенцем. Потом видит отражение стоящего за ней мужчины. Рассмотрев его черты, девушка говорит:"Чур сего места!"- и образ исчезает. На такое гадание решались только самые смелые, поскольку при гадании девушка должна быть в комнате одна.

Как пробьёт полночь, гадающая девушка накрывает стол на два прибора. Ножей и вилок не кладут, только тарелки, ложки, хлеб.ю Девушка, говоря:"Суженый, ряженый, приди ко мне ужинат,"- садится за стол. Через некоторое время за другим прибором должен появиться мужчина, за которого она выйдет замуж в наступившем году. Гадание заканчивается словами:"Чур сего места!" На столе раскладывают хлеб, бутылку, зеркало, соль, нож. Гадающему завязывают глаза и подводят к столу. Правой рукой он должен взять первый попавшийся предмет.

Если это нож - невеста будет скандальной особой,хлеб - невеста будет богатой, бутылку - пьяницей, соль - вредной, зеркало -модницей. Подслушивали под окнами чужих домов. По долетающим словам пытаются угадать свою судьбу. В зависимости от тоо, какие слова, приятный или неприятный разговор, какой голос: старый или молодой, пьяный, трезвый, мужской, женский и т. п. - определяют, какой будет муж, радостная или скучная будет жизнь. Выходят за ворота и говорят:"Залай, залай, собаченька, залай, серенький волчок." В какой стороне послышится лай, в той стороне живёт суженый. Близкий лай обещает жениха из близких мест, дальний лай - из дальних.

Колядки

Здравствуй, хозяюшка! Позвольте в горницу войти! В горенку войти да на лавочку сесть!На лавочку сесть да песенку спеть!

Пришла Коляда накануне Рождества.
Хозяюшка, родна матушка, не ленись, подымись.
Ты подай пирога.
Как подашь пирога - полон дом живота. Не подашь пирога - мы корову за рога! Хозяюшка в дому, как оладейка в меду.
Что вы нам, хозяюшка, подарите?
Денег горшок или каши горшок?
Кувшин молока или кусок пирога?
Копеечки или конфеточки?
Или гривеннички на прянички? Открывайте сундучок, подавайте пятачок.
Хоть блина, хоть сала клин,
Хоть печенья, хоть варенья нам на угощенье!
Будете нас дарить, будем вас хвалить.
А не будете хвалить, будем вас корить.
Кто подаст пирожок - тому рожь густа да ужиниста:
С колоска полмерки, с зёрнышка пирог,
С полузёрнышка блинок.
Кто даст пирога - и кола, и двора, и милого живота,
И телушек, и ярушек, на столе много кормушек.
Кто не даст пирога, тому куричья нога,
Вилы да лопата, корова горбата.
Коляда, Коляда, накануне Рождества.
Тётенька добренька, пирожка бы сдобненька. Не режь, не ломай, поскорее подавай,
Двоим, троим, давно стоим.
Печка- то топится, пирожка-то хочется!
С Рождеством вас!
Коляд, коляд, коляда, весела да богата.
Как пошла Коляда вдоль по улице гулять
Вдоль по улице гулять,
С новым годом поздравлять.
Коляда, коляда, где ты раньше была?
Я во поле ночевала, а теперь к вам пришла.
Коляд, коляд, колядин, я у батюшки один,
Коротенький кожушок, дай, хозяйка, пирожок.
Я маленький мальчик, забрался в чуланчик,
Надел красный колпачок, пожалуйте пятачок.
Я маленький мальчик, на дудке играю,
На дудке играю, вас всех забавляю.
А вы люди знайте, копейку подайте.

Вот пришла Коляда впереди Рождества.
И что ты, Коляда,хозяевам принесла?
Добрым хозяевам - корову с теленком,
Лошадь с жеребёнком, свинью с поросёнком.

У хозяина в дому велись бы телятки,
Ягнятки, жеребятки, козлятки, поросятки, цыплятки да утятки.

Коляда- коляда, золотая борода,
Золотой усок - по рублю волосок,
Вдоль по улице бежит - хлеба каравай тащит.
Заходила Коляда ко Петрову ко двору,
У Петрова во дворе три терема стоят.
Как во первом терему - месяц- батюшка,
Во втором терему - красно солнышко,
А во третьем терему часты звёздочки. Месяц-батюшка - Пётр Иванович,
Красно солнышко - Дарья Васильевна
Часты звёздочки - их детушки.
Щедрики- ведрики, дайте вареники, Вареника мало, выносите сало!
Ковшик кашки да кольцо колбаски.
А не дашь пирога, сведём быка за рога,
А свинью - за хвост, отведём её под мост!

Святки - колядки в детском саду. Сценарий

Новогоднее развлечение «Святки - колядки» для детей старшего дошкольного возраста

Гук Наталья Витальевна. Музыкальный руководитель МБДОУ д/с№18 "Счастливое детство" Краснодарского края.Тбилисского района с.Ванновское.

Описание материала: данный материал будет полезен музыкальным руководителям ДОУ, воспитателям, педагогам дополнительного образования.
Цель: расширить знания детей о русских народных традициях.
Задачи:
- Познакомить детей с историей возникновения и традициями праздника «Рождество Христово» и «Рождественскими Святками».
-Поддерживать интерес к истокам русской национальной культуры;
-Прививать любовь и уважение к традициям свой страны.

Колдовское, волшебное время.
В святочные вечера открываются врата в добрую семейную жизнь.

(На сцене темно. Мужики и бабы смотрят на небо и переговариваются.)
1-й: А зачем все в небо смотрят?
2-й: Ждем появления первой звезды.
3-й: Пойдемте домой, очень кушать хочется.
4-й: Так ведь пост Рождественский, нельзя есть до появления первой звезды.
1-й: А почему?
2-й: Звезда знак подает, что Христос родился, пост окончен, начались святки.
(Появляется звезда. Все обнимаются, целуются, поздравляют друг друга.)
3-й: С Рождеством Христовым! Приглашаю, есть кутью!
4-й: С чем кутья?
1-й: У нас с маком, разведенным подслащенной водой. А у вас?
2-й: А у нас кутья с медом. А у вас?
3-й: А у нас овсяной кисель.
4-й: Тоже не плохо!
Все: Дай Боже, в добром здравии эти святки провести и на тот год дождаться!
(Мужики и бабы уходят в хаты. Выходят дети, поют.)
Песня «Каждый год на Рождество»
1. В этот день великий к нам пришел Христос
И веру свою светлую нам он всем принес.
2. Он с добром и кротостью, входит в каждый дом,
Где с надеждой новою мы его все ждем.
3. Я открою двери, он ко мне придет
И меня, я верю, к свету приведет.
Ведущая: Все на святки, все на святки приходите-ка, ребятки!
И овсень, и коляда будут вместе с вами. Да?
Дети 1: Это что такое святки?
Ведущая: Вы не слышали ребятки? Что ж придется рассказать
И, конечно, показать.
1-й: Святки – это двухнедельные новогодние празднества, которые исстари отмечали наши предки.
2-й: Новый год во все времена и для всех народов значил обновление мира. Это пора взаимных угощений, веселья, радости.
3-й: В святки дня прибыло на курину ногу.
4-й: Зима на мороз, а мужик за праздники.
5-й: Самым веселым на святках было колядование или колядки и гадания.
А начинались они в рождественский сочельник, то есть в ночь с 6 на 7 января. Вот примерно как это было.

(Деревенская горница. На скамье хозяин с хозяйкой и дети. Ряженые, с пением коляды, идут через зал.)

Песня «Ай, во боре, во боре»
1. Ай, во боре, во боре стоит сосенка на горе.

2. Ехал сударь по бору, срубил сосенку одну
На дощечки распилил и мосточки замостил.
3. Мост сукном он укрывал и гвоздями прибивал.
Ой, овсень, ой, коляда приходите к нам сюда.
4. Кому ж ехать по мосту к нам в родную сторону?
Ой, овсень, ой, коляда Новый год идет сюда.

Младший сын: (выбегает из дома, посмотрел по сторонам, бежит к матери)
- Матушка, колядовщики пришли! Звать?
Хозяйка: Сядь на место, сядь.
Колядники: Хозяева, овсень кликать?
Хозяйка: Не кличьте, расходитесь по домам, ничего я вам не дам.
Колядники: У Федула жена, очень жадная была.
У ней, шуба не зашита, и рубаха не помыта.
Да и муж не дюж – лентяй, неуклюж!
Золовушка -- неудаха, не ткачиха и не пряха.
Деверек – картинка в голове мякинка! Ха-ха-ха!
(Собираются уходить.)
Хозяин: Что вы, что вы? Оставайтесь! Чем хотите угощайтесь!
Что придумала, жена? Ишь какая сатана!
(Колядовщики возвращаются к хате.)
1-й колядовщик: Скок на крылечко, бряк во колечко, дома ли хозяйка?
Хозяйка: Просим в избу. Красному гостю – красное место!
2-й колядовщик: Ехал было мимо, да заглянул до дыма.
Хозяйка: Нежданный гость лучше жданных двух.
Хозяин: Что есть в печи все на стол мечи.
Хозяйка: (уставляет стол) Пироги, печенье для вашего угощенья!
Колядники: Всех поздравляем с Рождеством!
Желаем успехов, радости, здоровья!
(бросают в хозяев зерном, поют)
Сею, вею, повеваю, я пшеницей посыпаю.
Счастья, радости желаю.
Сею, вею, повеваю, овес, ячьмень посыпаю,
С Новым годом поздравляю!
(Идут к другому дому с песней.)

Песня «Коляда»

Коляда, коляда, где ты раньше была?
Я, у поле ночевала, теперь к вам пришла!

1-й колядовщик: На крылечко и в сенец прибыл месяц овсенец.
2-й колядовщик: Дома ли дома хозяйка дома?
Вместе: Желаем счастья, здоровья дому сему!
Дома ли дома хозяйка дома?
(в ответ тишина, запыхавшись, прибегает хозяйка дома)
Хозяйка: Ой, ребята! Уж я бежала, бежала. На улице темень, ничего не видно. А почему вы в избу не заходите?
Колядовщики: Там закрыто.
Хозяйка: Как закрыто? Кто там закрылся? Что за шутки?
(Раздается шум, звуки бубна, дудки, трещотки. К дому приближаются ряженые: мужик, пес, петух, медведь.)
Хозяйка: А, ряженые! Здравствуйте! Куда путь держите?
Мужик: Идем шутить, народ веселить, песни петь, да Христа славить.
Хозяйка: Айда ко мне! Дам вам чего душе угодно! Ведь на Рождество чем больше отдашь, тем больше получишь, веселее год пройдет.
Ах, бедная я бедная, забыла, в избе кто-то заперся!
Мужик: Не беда, знать нас поджидают.
Ребята, начинай колядовать. (поют)

Песня «Коляда»


Тетенька, добренька, пирожка дай сдобненька.
Не режь, не ломай, целиком подавай
Двоим, троим, мы давно стоим.
Печка-то как топится, пирожка-то хочется.
Открывайте сундучок, подавайте пятачок.

Петух: (грозно) Ну-ка я попробую!
Глухая тетеря, открывай ворота, подавай пирога.
Изломаю весь порог, коль не дашь пирог!
(обиженно бормочет)
Не открывают, ни в грош не ставят колядовщиков.
Мужик: Грех-то какой, не принять ряженых.
Пес: (подбегает к двери) Фу, фу, да тут нечистой силой пахнет.
Хозяйка: (хватается за голову)
Ах, как я запамятовала. Под Рождество вся нечисть подымается, на шабаш собирается. Не то, что избу, крынку нельзя оставить открытой. Всяка дрянь себе место ищет, что пусто, то и ее. Надо было избу пуще глаза стеречь!
Медведь: Давай-ка, под дверью что-нибудь поставим, хоть ящик.
(Ставят ящик, дверь приоткрывается и высовывается рука, пытается ухватить, что поставили, а хватает воздух, высовывается голова Бабы Яги, Петух хватает ее за нос.)
Баба Яга: Караул! Из дома выселяют! Буду жаловаться! (вырывается, убегает) Все равно в дом никому не войти. Мои девочки не откроют.
Колядовщики: (поют)
Песня «Коляда»

Коляда, коляда накануне Рождества.
Коляда пришла – Рождество принесла.
Коляда, коляда, горе не беда.
Вот пришла коляда на селе праздник родства.
Коляда, коляда на печи стоит еда
Каша гречневая, голова свиная.
Коляда, коляда в небе уж взошла звезда.
К нам катит на святки, подпалила пятки.
Коляда, коляда нам подай пирог сюда.
Сладко закусили, хозяев не честили.

(Хозяйка раздает всем конфеты)
Ряженые: А мы по старославянски можем, слушайте. (поют)

Рождество твое, Христе Боже, возсия миру свет разума. Дева Днесь!
Присусщственного рождает, ангелы с пастырями словословят…

(За дверями, при этих словах, начинается вой, крик, беготня, и все стихает. Двери распахиваются.)
Петух: В избе никого, что за диво? Э, вся нечисть пропала. Эк ее пробрало!
Хозяйка: Знать хорошие колядки пели! Ну, пора и честь знать.
Колядовщики: (поют)

Песня «Пора гостям с двора»

Пора, пора гостям с двора, пора, пора гостям с двора,
Время убираться, время убираться.

(Все, и ряженые, и колядовщики уходят, им навстречу идут ряженые с Козой, поют)

Песня «Мы не сами идем»

Мы не сами идем, мы козу ведем,
Где коза ходит -- там жито родит.
Где коза хвостом – там жито кустом,
Где коза рогом – там жито стогом.

(Коза брыкается, прыгает на всех.)
1-й: Что нам за коза попалась?
2-й: Нет нам с нею сладу!
3-й: Что нам с нею делать?
4-й: (валит козу на пол)
Ведущий: Ой, наша коза заболела, лежит, совсем не встает.
Как нам ее лечить-вылечить?
4-й: Нашей козе не много надо: решето пирогов, сковородку блинов, полпуда колбаски, чтоб открыла глазки, три куска сала, чтоб она встала. Ну, угостите нашу козочку! (кормят, помогают козе встать)
Ведущий: Вот наша козочка встала, она больше не будет пугать народ.

(Под музыку «Мы не сами идем» ряженые уходят.)

Ведущий: Но, на святки свои порядки, обряды, обычаи да колядки. Сказочное время и приметы сбываются!
Сядешь за стол между двух братьев или сестер – значит, вскоре женишься.
Наденешь обновку – много таких будет.
Святки были временем гаданий. Начиная год, человек стремился узнать, что его ожидает в будущем. Формы гадания были разные.
Раз, в крещенский вечерок, девицы гадали
За ворота башмачок сняв с ноги, бросали.
Снег пололи, под окном слушали, кормили
Сытным курицу зерном, ярый воск топили.
В чашу, с чистою водой, клали перстень золотой,
Серьги изумрудны. Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад песенки подблюдны.

Гадания.


1.Разложить предметы на столе: хлеб, бутылка, зеркало, нож, соль.
Гадающему завязывают глаза и подводят к столу. Правой рукой он должен взять предмет.
Нож – невеста скандалистка.
Хлеб – богатая.
Бутылка – пьяница.
Соль – вредная.
Зеркало – модница.
2.Берут сито с зерном и мешают в нем кольца: медное, серебряное, золотое, с камнем. Если вынимают горсть с зерном без кольца – перемен не будет. Медное – в бедную семью. Серебряное – за простого парня. С камешком – за барина. Золотое – за купца.
3.В таз с водой девушки опускают деревянные ложки, меченые и болтают воду. Чья ложка отойдет от края таза, та выйдет замуж в этом году.

Игра «Чугунок на ухвате»
Наполненный водой чугунок брать ухватом и пронести вокруг зала не пролив воду.

Ведущий: Как уберечься от мороза? (Поплясать)
Вот и мы сейчас с вами попляшем и споем.

Песня «Прощание с Новым годом»

1. Споем простую песенку, о том, как старый год
Уходит тихо в прошлое, а новый настает.
2. И радостно, и грустно нам прощаться навсегда,
Но время нас уносит вдаль, как талая вода.
3. Бегут навстречу новые, веселые деньки,
Сулят нам много радости на елках огоньки.

Сегодня мы расскажем о традиционных колядках и обрядах на Святки. Эти обряды до сих пор распространены в южных регионах России, в Белоруссии и в Украине.

Колядки, история возникновения

Ритуальные обрядовые песни, которые исполняются во время Святок (с Рождества по Крещение) группой детей или молодежи в домах односельчан, называются Колядками. Колядки встречаются в фольклоре большинства восточнославянских и европейских народов.

Древние славяне исполняли эти песни во время праздника в день народившегося солнца. Называли они этот день Солнцеворотом или Колядой.

К празднику готовились заранее, накануне вечером зажигали большой костер, его огонь необходимо было поддерживать 12 дней, по числу месяцев в году. Вокруг костра все жители села водили хороводы, пели обрядовые песни, они – то и назвались «коляда». Ночью с гор спускали подожженные колеса – символ умершего и возродившегося вновь солнца.

Обряды, проводимые в Святки с Рождества по Крещение, берут свое начало в далеком прошлом, и связаны они с аграрной магией, которая помогала задабривать духов, и гарантировала хороший урожай, приплод у животных, счастье и богатство в браке.

С воцарением христианства церковь начала борьбу с проявлением язычества. Но глубоко сидящие в народе корни аграрной магии сложно было победить. Поэтому в более поздних текстах обрядовых песен Коляды четко просматриваются мотивы библейских и апокрифических сказаний.

Уже в VI в., церковные адепты переносят празднование аграрных календарных праздников на цикл праздников, называемых Святки – с Рождества по Крещение. Даты празников вы можете узнать в на нашем сайте. Естественно новогодние гадания, обряды и песни, которые славили урожай стали постепенно переноситься на рождественский сочельник и крещенский вечер.

Сюжеты обрядовых песен Коляды

Первоначально, в аграрной магии обрядовые песни Коляды славили, «величали» хозяина дома, членов его семьи. При помощи словесных образов, которые несли в себе магическую силу, участники обряда пытались создать картины богатого урожая, хорошего приплода, достатка в семье.

С приходом христианства аграрные обряды обновляются мотивами христианских легенд и мифов. Поэтому в текстах обрядовых песен появляются новые персонажи: святые гости, солнце, месяц, дождь. Постепенно обрядовые песни Коляды наполняются мотивами из других фольклорных жанров, былин, сказок заговоров и загадок.

Коляда, коляда!

Подавай пирога,

Блин да лепёшку

В заднее окошко.

С первого тысячелетия нашей эры берет начало история этих обрядов.

В дохристианские времена славяне почитали духов рода

Колядовщики наряжались в необычные одежды и, выступая в роли «духов предков», с колядками посещали дома своих родственников. Считалось, что такое посещение «духом предков» принесет в дом удачу, станет залогом хорошего урожая и достатка. Конечно же, колядовщиков угощали различными праздничными яствами и даже давали с собой.

После принятия христианства славянами тексты обрядовых песен славили Христа и Рождество.

А дай Бог тому,

Кто в этом дому!

Ему рожь густа.

Рожь ужиниста!

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна — пирог.

Наделил бы вас господа

И житьем, и бытьем,

И богатством…

Сочельник - вечер накануне Рождества

Постная каша из зерна с ягодами или сушеными грибами, называлась сочиво. Это обрядовое блюдо традиционно готовили в домах славян в вечер накануне Рождества и подавали за вечерней трапезой. От названия этого блюда и происходит название времени перед Рождеством – рождественский сочельник.

Развлечения в Сочельник и на Святки

Сочельник – время гаданий. Такая традиция зародилась в дохристианские языческие времена, когда люди хотели узнать, будет ли хорошим предстоящий урожай, девушки пытались разглядеть в воде лицо суженого и т.д.

Гадали по-разному, например, иногда использовалось 12 сосудов с водой, символизирующих 12 колодцев. Сама традиция гаданий наполнена таинственностью и различными правилами. Так обряд гадания надо было проводить в бане. Девушки распускали волосы, снимали все обереги, а во время христианства и нательные кресты.

Тем самым они как бы отдавали себя в руки духов предков, природы и различных языческих божеств. Во время обряда необходимо было петь специальные песни.

Так как гадание часто проводилось при помощи блюд, в которые наливали воду, то и песни получили название « подблюдные», а вода в чаше называлась «молчальная». «Кому поём - тому добро, тому сбудется, не минуется»- часто в заклинаниях звучали такие слова.

Позже эти обряды утратили свою значимость и превратились в традиционные рождественские игры.

Еще один вид развлечения на святки – это игры-вечёрки. Молодежь – незамужние девушки и холостые парни, в деревнях собиралась в избах, и развлекались, играя в игры, с участием ряженых. А сопровождались эти игры специальными «поцелуйными» песнями.

Такие вечерние посиделки христианская церковь осуждала. Существовал запрет на ношение масок, переодевание мужчин в женскую одежду, а так же на традиции гадания и игры ряженых. В качестве наказания накладывалась епитимья.

Обязательным было паломничество по святым местам, или каждодневная молитва, в других случаях ношение вериг. Но какими бы не были наказания, накладываемые церковью на христиан, из народной памяти славянских народов, вытравить любовь к обрядовым песням Коляды никто не смог.

Рецепт приготовления кутьи или сочива

Постное блюдо, которое готовили из семян пшеницы, риса или чечевицы смешанное с маком или миндалем и заправленное сахаром и медом называется сочиво или кутья.

По христианскому уставу в дни сочельников накануне Рождества и Богоявления полагается христианам употреблять в пищу сочиво. Последний постный день Рождественского поста, в вечер накануне Рождества сочиво вкушают христиане после отказа от пищи в течение всего дня. В этот день поминаются Даниил и три отрока, они питались семенами земными, чтобы не оскверняться языческой трапезой.

Рецепт приготовления кутьи или сочива довольно прост. Раньше это блюдо чаще всего готовили из пшеницы. Один стакан зерен пшеницы толкли в деревянной ступке, постепенно подливая теплую воду, чтобы очистить зерна от оболочки.

После этого зерна отделяли от шелухи, хорошо промывали в теплой воде и ставили вариться. Варили зерно пшеницы на воде. В готовую кашу добавляли мак и мед. Причем мак растирали в ступке до получения молочка. Так же можно было добавить орехи грецкие или миндаль.

В настоящее время чаще всего кутью готовят из риса, добавляя в кашу не только мед и мак, но и изюм, курагу, чернослив. Все зависит от вкуса хозяйки.

На юге России традиционно кутью накладывали в стакан, сверху укладывался на кашу пирожок со сладкой начинкой. В этот стакан помещали чайную ложку и завязывали в носовой платок. Дети брали этот платок в руки и ходили «кормить кашей» дедушек, бабушек, крестных родителей и близких родственников. За это им давали подарки, деньги.

Кутью или сочиво, приготовленное по такому рецепту, нужно было есть по ложечке каждому члену семьи, при этом нахваливая. А после добавить ложку, две своей, приготовленной дома кутьи.

Конечно, в настоящее время традиции изменились. Дети кутью носят в емкостях с крышками. Но гостей с кутьей в домах станиц и деревень юга России, Белоруссии и в Украине ждут каждый год в канун Рождества.

Традиции крещенского сочельника

Традиционно славянские народы кроме рождественского сочельника праздновали еще и сочельник крещенский. Период святок в народе называют: «От звезды до воды».

Традиции крещенского сочельника заключались в том, что в этот вечер можно было изгнать нечистую силу из дому, а так же проводили умерших родственников.

Для очищения дома от нечисти, надо подойти к воротам двора и постучать по ним метлой, и что есть мочи кричать. В этом действе принимали участие молодые парни.

Вечером за столом собиралась вся семья, обязательными блюдами были кутья, блины, компот и кисель из сухофруктов. На столе обязательно стояла зажженная свеча и посуда с едой для умерших родственников.

Ведь считалось, что во время Святок души умерших родственников приходят на землю. Часто в бане на ночь оставляли веник, чтобы покойники могли попариться.

Во все время Святок – с Рождества до Крещения продолжаются гадания, колядование и другие святочные развлечения. А в крещенский сочельник девушки традиционно гадают и узнают свою судьбу.

Совсем скоро к нам придет Новый год и Рождество, а с ними и обрядовые песни Коляды. Эти любимые в народе праздники принесут радость и надежду на лучшее.

Пусть же все ваши чаяния исполнятся! Если кто-то захочет узнать старые славянские традиции, надеемся, что наш материал о колядках и обрядах на Святки, станет для вас маленьким подспорьем. Так же, как и очень познавательные статьи об , например, или о традициях празднования .