Занятия для детей на группе продленного дня. Методическая разработка занятия В ГПД. Тема: "Режимные занятия группы продленного дня"

Цели:

  1. Организовать оздоровительную работу с детьми на свежем воздухе через подвижные игры. Снять напряженность учебного дня.
  2. Способствовать сплочению коллектива, развитию чувства товарищества, дружбы.
  3. Развивать у детей аккуратность, четкость, точность и ответственность в выполнении домашнего задания. Помочь слабым, неуверенным детям в своих учебных умениях. Привить навыки контроля.
  4. Продолжить привитие детям санитарно– гигиенических навыков приёма пищи, поведение в столовой, бережное отношение к хлебу.

Материал: картинки, рассказ “Четыре желания”.,слайды.

I. Организация.

  1. Прием детей в группу.
  2. Учет посещаемости.
  3. Подготовка к прогулке.

Цель: Организовать класс, воспитывать дисциплинированности.

II. Спортивный час. Прогулка на свежем воздухе.

  1. Второй лишний.
  2. Цепи, цепи, разорвите нас.
  3. Пустое место.
  1. Снять напряженность учебного дня.
  2. Развитие двигательных навыков.
  3. Воспитание внимания исполнительности, товарищества и коллективизма.
  1. Организация группы в столовую.
    а) Помочь детям одеться.
    б) Построить их в колонну.
    в) Переход в столовую. Соблюдение правил дорожного движения.
  2. Организация группы для приема пищи в столовой..
    а) Помочь детям раздеться.
    б) Мытье рук.
    в) Каждому за столом своё место.
  3. Прием пищи детьми.
    а) Организация детей на обед.
    б) Контроль за примом пищи.
  4. Возвращение в группу.
    а) Помочь детям одеться.
    б) Построить в колонну.
    в) Переход из столовой в школу, соблюдая правил дорожного движения.

IV. Прогулка на свежем воздухе.

  1. “День и ночь”
  2. “Белки, желуди, орехи”
  3. Любимые игры детей.

V. Cамоподготовка детьми домашнего задания в следующей последовательности.

  1. Математика
  2. Русский язык.

Цель: Достигать самостоятельно выполнения домашнего задания. Помочь отдельным учащимся.

  1. Организация группы к занятиям.
  2. Проверка наличия необходимых принадлежности.
  3. Добиться тишины.
  4. Правильная посадка.
  5. Самостоятельная работа.
  6. Физкультминутка.

VI. Клубный час.

Беседа о весне. Конкурс рисунков “Пришла весна”

Цель: воспитывать любовь к родной природе.

Ход занятия

I. Организация класса.

– Здравствуйте, дети! Все встали, выровнялись. Тихо сели. Все ли присутствуют в группе?

А сейчас дети, все одеваемся и выйдем во двор. Дежурные пойдут со мной накрывают стол. Когда одеваетесь будьте спокойны, не толкайтесь, не спешите. Тихо идем во двор.

II. Организация игр.

А теперь ребята будем играть ваши любимые игры и играем и наши.

– Какие игры вы любите играть?

Вы уже знаете игру “Второй лишний”. Если не знаете, то слушайте правила игры.

Все играющие стоят по кругу лицом к центру. За кругом двое водящих. Один убегает другой догоняет. Убегающий становится впереди одного из игроков, стоящих по кругу. Тот кто оказался сзади стоящим, убегают.

Игра “Пустое место”.

Объясняю правила игры, а вы внимательно послушайте. Играющие образуют круг. Водящий идет по кругу с внешней стороны, и дотрагивается до одного из игроков, после чего бежит в любую сторону по кругу. Игрок до которого дотронулся водящий бежит в противоположную сторону. Каждый из них старается прибежать к образовавшемуся пустому месту. Кто прибежит раньше, становится в круг, опоздавший водит.

III. Подготовка к обеду.

Игры мы продолжим после обеда, а теперь строимся парами. А я посмотрю кто у нас быстрее всех. Молодцы! Оказывается вы все умеете строиться. Подравнялись. Сейчас, ребята, мы идем в столовую кушать. Идем спокойно, не спешим. При переходе будьте осторожны!

– Кто нам скажет, как надо переходить улицу?

(Ответы детей.)

В столовой слежу за порядком.

– Все раздеваемся спокойно, вешаем пальто, вымойте руки и садитесь за стол.

Настраиваем детей на прием пищи.

Перед едой напоминаю. Ребята к хлебу надо относиться бережно.

Хлеб к обеду в меру бери.
Хлеб драгоценность им не сори.

Когда покушаем каждый относит свою посуду, задвигает стул.

– Дежурные протрите столы. Выходим все вместе. Ждите друг друга. Строимся и идем.

Ребята давайте играем игру “День и ночь”

Строимся в две колонны.

2. Цепи, цепи разорвите нас. Вот и поиграли теперь пора и в класс.

IV. Самоподготовка.

Садитесь ребята успокоились все и достаньте все нужные, а я смотрю кто первым достает и начинает делать домашнее задание. Сначала будем заниматься математикой. Проверьте все ли у вас лежит на парте.

У вас должны быть: книга, тетрадь, линейка, карандаш, черновик. Пишу на доске номера упражнении.

Кто первым закончить, даю настольную игру.

Сначала все будем работать в черновиках. Если у кого – нибудь возникнуть вопросы обращайтесь ко мне. Когда вы заканчиваете покажите мне черновики, только потом будете переписывать в тетради.

Физкультминутка.

А теперь будем заниматься по русскому языку. Достали все учебники и тетради. После выполнения домашних задании дети немножко отдыхают.

V. Клубный час.

– Что такое весна? (Ответы.) Живет на земле человек. Он маленький, земля огромная. Человек любит свою землю, потому что не может он жить без запаха листьев, без звонкой песни, без синей мохнатой головки василька в поле.

Да! Весна – время тающего снега, говорливой воды, птичьих запевов, время новых перелетных птиц.

– Ребята, скажите какие птицы прилетают к нам весной?

А какие прилетают первым?

(Грачи, скворцы, жаворонки.)

– Как вы их встречаете?

У скворцов весной три заботы.

Первая – найти дом, если скворечники не повесили, вторая забота – не прозевать на лошадях, коровах и овцах покататься, когда тех в поле выгонят, а третье – от трактора не отставать, когда тот землю пашет.

– Ребята, весна какие месяцы возьмет с собой? (Март, апрель, май.)

Показываю календарь.

– Какой праздник приближается в марте?

(День птиц.)

Ребята, апрель замечательный месяц. В апреле запестревают цветы: белые звездочки ветреницы, розовые кустики, лиловые колокольчики. Чуть зеленеет березка. Появляется первый подснежник.

Вот и май. Вот и май. В воздухе веет теплый ласковый ветерок, изредка бывает и грозы. В конце мая весна дарит свой самый лучший майский праздник – белорозовые душистые море цветущих яблонь, вишен, груш, черемухи.

– Какие праздники вы знаете в мае?

– Ребята, скажите мне честно, какую время года вы больше любите?

(Ответы детей.)

А сейчас слушайте я прочитаю об одном мальчике. “Четыре желания” (беседа по содержанию).

Конкурс рисунков “Пришла весна”. У кого какая фантазия. Делайте чисто и аккуратно. Кто хорошо делает тому 1 место.

– О чем мы говорили сегодня?

– Что нового узнали?

А теперь все сами уберем рабочие места. Дежурные проверьте все ли у нас в порядке.

До свидания, ребята!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад №42

Воспитатель группы продленного дня

Колесникова Ирина Анатольевна

РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

Контингент учащихся

Обучающиеся первых классов.

Дата проведения

23.11.2017 г.

Место проведения

Классная комната

Участники мероприятия

Воспитатель ГПД;

Обучающиеся.

Место мероприятия в системе воспитательной работы

Плановое занятие по развитию познавательных навыков.

Форма проведения

Занятие - путешествие по лесу

Структура урока

Применение знаний, умений и навыков.

Тема

«Муравьи – друзья леса»

Цель

Формирование интеллекта учащихся через развитие познавательных психических процессов;

Расширение кругозора детей в области познания образа жизни муравьев, роли муравьев в жизни леса и воспитание бережного отношения к муравьям

Планируемые универсальные учебные действия

Предметные УУД:

Выполняют разнообразные задания, направленные на развитие познавательных процессов и интересов личности;

Приводят самостоятельные примеры.

Личностные УУД:

Дают самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

Учатся формировать правильное представление о личностных качествах культурного человека: доброте, терпимости, ответственности.

Регулятивные УУД:

Определяют и формулируют цель деятельности на занятии с помощью воспитателя;

Формулируют тему занятия;

Устанавливают самостоятельно последовательность действий на занятии;

Планируют своё действие в соответствии с заданным алгоритмом;

Оценивают правильность выполнения действия после его завершения с учётом совершенных ошибок;

Высказывают свои предположения.

Коммуникативные УУД:

Слушают и понимают речь других;

Умеют оформлять свои мысли в устной форме;

Совместно договариваются о правилах поведения и общения друг с другом, в том числе – в ситуации столкновения интересов.

Познавательные УУД:

Умеют ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже изученного;

Добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя энциклопедические ресурсы и фоновые знания;

Умеют осуществлять логические операции сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий.

Задачи воспитателя

Формировать новые способы действий;

Развивать любознательность к явлениям природы;

Обучать работе по алгоритму;

Развивать рациональное мышление, произвольное внимание, наглядно-действенного мышления, выразительность речи и умение аргументировать;

Развивать эмоциональную сферу через воспитание чувства сопричастности к жизни природы и общества;

Устанавливать связь с жизненным опытом ребенка;

Воспитывать культуру поведения при работе в группе, в паре.

Межпредметные связи

Окружающий мир, русский язык, география, изобразительное искусство.

Ресурсы

Презентация занятия;

Иллюстрации, сюжетные картинки леса, муравья;

Конверт с текстами

Книжки – малышки по теме

Дидактический материал на доске;

Простые. цветные карандаши

Организация пространства

Работа в малых группах, в парах, индивидуально.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ:

Мотивация к учебной деятельности. Психологический настрой.

Добрый день, мои хорошие! Рада видеть вас сегодня! Нас ждет интересное познавательное путешествие! Вы готовы узнать много нового? (дети отвечают хором) Создадим хорошее настроение и почитаем наше любимое стихотворение. (дети читают наизусть 2 хорошо известных им стихотворения, сопровождая чтение – анимацией)

«Ты направо повернись,

Другу рядом улыбнись,

Топни правою ногой,

Покачай головой,

Руки кверху подними,

И похлопай: Раз, два, три!»

«Две ноги – шагать и топать,

Две руки – писать и хлопать,

Два зрачка – смотреть вперед,

Нос – чтоб нюхать…

Ну а рот – чтобы есть, болтать, смеяться

И хихикать, и шептаться,

И почаще улыбаться».

Молодцы, а теперь сядем за парты и улыбнемся друг другу.

C егодня нам с вами предстоит много говорить. Чтобы речь наша была ясной, четкой, красивой - вспомним и проговорим наши любимые скороговорки. Я начинаю, а вы продолжайте хором!

Гусь купил…. себе гармошку, но дырявую немножко, хорошо гармошка пела по-гусиному шипела. Шшшшшш…

Тощий немощный…..Кощей тащит ящик овощей

25 профессоров….изучали комаров и просили комаров не кусать профессоров

Молодцы! Мы готовы к успешной работе!

    Формулирование темы занятия. Постановка цели.

    Формулирование темы

Ребята, посмотрите вокруг. Что вы видите в нашем классе? (Ответ детей) Да, вокруг нас красивые разнообразные деревья, Как вы думаете, где мы с Вами оказываемся? (Ответ – в лесу ) Мы с Вами совершаем (заочное) путешествие в лес. Общение с природой доставляет нам радость.Мы восхищаемся животными, растениями но особенно нам нравится наблюдать за жизнью мелких насекомых. Согласны? (ответ детей) Отгадайте мою загадку об одном месте леса

Город, в котором жильцов миллион,

Город, в котором всего один дом.

Город за деревом спрятался с юга,

Похожи жильцы в нём всегда друг на друга (муравейник с муравьями). Поднимите руки, кто хоть раз останавливался у муравейника ?

Давайте хором назовем тему «Муравьи - друзья леса»

    Постановка цели

Дети высказывают свои предположения относительно путешествия и цели визита в муравейник:

Д 1 Вспомнить известные факты о муравьях;

Д 2 :Узнать, как они живут; размножаются, любят ли они трудиться

Д 3 : Узнать, кем они работают

Д: Чем они полезны для людей и для леса

Воспитатель корректирует ответы первоклассников и формулирует цель занятия.

Верно, сегодня мы будем учиться пользоваться ранее полученными знаниями и умениями и, конечно, узнаем новое о жизни муравьев!

Какие качества ученика вам потребуются? (ответ детей)

- внимательность;

- находчивость;

- фантазия;

-умение ориентироваться в пространстве;

- аккуратность.

Молодцы и, конечно, хорошее настроение! Давайте нарисуем наше настроение и возьмем с собой, как талисман. Дети рисуют талисман-настроение и прикрепляют его на столах. На слайде – талисман-настроения. У каждого на парте – свой талисман.

    Повторение сформированных умений и навыков

    Актуализация знаний

Я вижу у вас хорошее настроение, ведь впереди дорога, полная открытий. Давайте проверим, что вы уже знаете о муравьях! В мини группах обсудите ответы на вопросы! Воспитатель зачитывает вопрос, дети обсуждают, отвечают, затем – слайдовая анимация правильных ответов.

Как устроен муравейник снаружи, из чего строят его муравьи? (сухие веточки, палочки, травинки, земля, мох)

Каких муравьев вы знаете? (черные, рыжие, красные)

Что они любят делать? (трудиться, запасться пищей, помогать своей семье)

Чем они полезны для человека ? (лечат, помогают в садоводстве)

Чем питаются муравьи? (практически все личинки, семена, сок деревьев, сахар, мед)

Кто главные враги муравья? (муравьеды, птицы, и даже медведи)

Почему муравьев называют «санитарами леса»? (они поедают вредных насекомых, опыляют цветы, повышают плодородие почвы)

После каждого верного ответа – на слайде появляется картинка и комментарий.

Закончите мое стихотворение

Он из веточек, из хвои

Настоящий дом построит

Без пилы и без гвоздей

Кто строитель - ____? (ответ - муравей)

Давайте его нарисуем по клеточкам

2) Графический диктант

Каким правилам нужно следовать, чтобы прийти к верному ответу? С чего начнете работу? Как будете действовать? Что вам пригодится для работы?

Дети прогнозируют свои возможности. На слайде – 3 правила работы.

1) Абсолютная тишина.

2) Внимательно слушать инструкции.

3) Двигаться строго по клеточкам.

Учащиеся пишут графический диктант.

Графический диктант.

Начальная точка 1. Пять клеточек вниз. Две клеточки направо. Одна клеточка вниз. Четыре клеточки налево. Пять клеточек вниз. Четыре клеточки направо. Две клеточки вниз. Три клеточки наискосок налево вниз. Пять клеточек вниз. Две клеточки налево. Одна клеточка вверх и две направо.

Начальная точка 2.

Пять клеточек вниз. Две клеточки налево. Одна клеточка вниз. Четыре клеточки направо. Пять клеточек вниз. Четыре – налево. Две вниз. Три наискосок направо вниз. Четыре вниз. Две направо. Одна вниз. Две налево.

Как вы думаете, каким образом можно оживить нашего муравья?(Дети предлагают раскрасить муравья и нарядить его. Работа в малых группах. Звучит тихая музыка .)

Теперь вспомним Азбуку хороших и красивых слов и опишем нашего муравья

заботливый;

запасливый

здоровый

Буква «К»

красный, красивый,

Буква «М»

мирный,

Буква «С»

смелый, сильный;

Буква «Т»

трудолюбивый;

талантливый

Буква «У»

умный;

Буква «Я»

яркий.

(обмен идеями)

Как много слов вы подобрали! Давайте оформим наше изображение (дети по очереди выходят к доске и прикрепляют на доску заранее подготовленные характеристики муравья.)

На доске получается кластер прилагательные оформляются сверху.

У меня для вас есть еще интересная информация о муравьях. Как вы думаете, у них есть профессии? Какие? (дети отвечают)

Давайте расширим нашу схему. (кластер заполняем снизу) Выходите к доске и приклеивайте еще описания. (Дети приклеивают веточку и зачитывают роль - муравья и дают комментарий, что именно делает такой муравей)

Няньки - ухаживают за куколками и личинками

Строители – строят и ремонтируют муравейник

Сторожа – смотрят и охраняют муравейник

Солдаты - защищают

Врачи – отгрызают конечности больным

Пастухи – пасут тлей

Теперь запишите в своей тетради рядом с графическим рисунком самые важные для вас характеристики муравья и озвучьте мне! Работаем в парах.

    Этап формирования новых знаний.

Один муравей прислал нам посылку, в которую положил интересный текст, чтобы вы узнали больше о жизни муравьев. Давайте прочитаем послание от муравья.

    Работа с текстом «История о муравьях»

Детям раздается текст «История о муравьях». Воспитатель использует личностно-ориентированный подход

текст целиком (кто читает прекрасно)

- текст адаптированный (в упрощенном варианте – кто читает похуже)

-текст из 5 -10 предложений (кто читает по слогам) Воспитатель дает время на прочтение текста.

Сначала прочитайте тихонько каждый для себя, а затем – вслух, но так, чтобы не мешать соседу по парте (дети читают)

Теперь давайте почитаем вслух

    Работа над прочитанными

Давайте обсудим, что вы уже знали, что стало новым и что вы не поняли. Предлагаю вам как очень взрослыми поработать по-новому поставить значки в текстах. (дети ставят значки в текстах, на доске визуализация обозначений)

˅ знали (рабочие муравьи сами делают всю работу)

+ новое, не знали (муравьи «говорят «усиками»)

? не поняли (почему гибнут крылатые самцы?)

Давайте поделимся своими знаниями в парах. Дети обсуждают в парах новую и старую информацию по прочитанному.

    Физкультминутка

Давайте немного отдохнем! Проводится пальчиковая игра (с ускорением)

Муравейник на поляне ночью крепко-крепко спит (руки в замке)

А как солнце заиграет - муравьишки выбегают (хлопаем и шевелим пальчиками)

Лапками перебирают и головками качают .

Муравьишек ровно пять, 1-2-3-4-5 (считаем пальчики)

Очень дружные они. Ты дружок их береги. (гладят ладошки).

    Творческое применение знаний и умений

Подводим итог всему сказанному. Используем графический рисунок муравья и прочитанное послание. Составляем мини рассказ из семи главных предложений. Дети составляют рассказ в мини группах.

Давайте все вместе сочиним белый стих о муравье Называется он - синквейн! Каждая группа будет называть мне по несколько слов!

1 группа: Назовите 3 прилагательных. Какой он муравей? (дети называют мудрый, заботливый, смелый)

2 группа Назовите 3 действия. Что он делает? (защищает, помогает, сторожит)

3 группа Закончите начало фразы. Ростом …. (маленький) – делом …. (удаленький)

Что у нас получилось? На доске текст синквейна

Муравей

мудрый, заботливый, смелый

Защищает, помогает, сторожит

Ростом маленький – делом удаленький

    Рефлексия учебно-познавательной деятельности.

Наше путешествие подошло к концу.

В: Давайте посмотрим на ваших красивых, ярких муравьишек. Прочитайте мне по очереди, что у вас написано рядом с его картинкой (дети по цепочке читают)

Я вижу, вы все довольны . Рада! Тогда дополните предложения.

На слайде начало предложения, дети дополняют ответ.

- Я рад, что ….. ( у меня все получилось)

- Я смог….. ( написать графический диктант)

- Я повторил… ( профессии муравьев)

- Я узнал как…..( живут муравьи)

В: Кто из ребят больше всех, на ваш взгляд, нам помогал на занятии? Дети отвечают.

Мы покидаем наш Лес!

Я восхищена вашей работой и тем, как вы научились самостоятельно добывать знания и познавать новое!

Давайте завершим наше путешествие бодрым стихотворением

На слайде – украшенный муравей и текст стихотворения .

«Жили-были мураьишки:

Пик, Пак, Пок.

Хорошо и дружно жили,

Пик, Пак, Пок.

Как-то утром очень ловко

Пик, Пак, Пок,

Шли они на тренировку,

Пик, Пак, Пок,

Потрудились они славно,

Пик, Пак, Пок,

Очень долго и исправно,

Пик, Пак, Пок.

Много бревен натаскали,

Пик, Пак, Пок,

Много пищи отыскали

Задачи:

(1) актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;

(2) создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Планируемые результаты УУД:

отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД ).

Умеют слушать и понимать речь других

(Коммуникативные УУД ).

Задачи:

    формулирование темы занятия;

    установка тематических рамок;

    уточнение направлений деятельности по ходу занятия;

    определение цели занятия;

    выявление места и причины затруднения.

Планируемые результаты УУД:

Познавательные УУД ).

В ходе работы в малой группе дети учитывают мнения и позиции других детей, учатся обосновывать собственную позицию.

(Коммуникативные УУД ).

Умеют слушать и понимать речь других, обсуждать информацию в группах. (Коммуникативные УУД ).

Задачи:

    закрепление, коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов

Планируемые результаты УУД:

( Регулятивные УУД ).

Умеют проговаривать последовательность действий на занятии. (Регулятивные УУД ).

Умеют преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД ).

Умеют оформлять свои мысли мысли в устной форме (Коммуникативные УУД ).

Задачи:

    выявление места (шаг, операция) и причины затруднения;

    коррекция обнаруженного затруднения;

Планируемые результаты УУД:

Осуществляют расширенный поиск информации с использованием различных источников. (Познавательные УУД ).

Умеют совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

Коммуникативные УУД ).

Производят прогностическую оценку возможности выполнения предложенных заданий.

( Регулятивные УУД ).

Дети, работая в малой группе, могут планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы, обращаться к различным источникам. (Познавательные УУД ).

Задачи:

    реализация цели занятия;

    выполнение пошаговых действий;

    коррекция учащимися своих ошибок, формирование умения правильно применять полученные знания;

    фиксация во внешней речи причины затруднения.

Планируемые результаты УУД:

Знают, что такое антонимы, фразеологизмы, умеют верно определить семантический ряд слов (Предметные УУД ).

Умеют структурировать знания, сравнивать объекты, находить лишнее (Познавательные УУД ).

Производят прогностическую оценку возможности выполнения предложенных заданий.

( Регулятивные УУД ).

Умеют планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (Коммуникативные УУД ).

Формируют интерес к познавательной деятельности.

(Личностные УУД).

Умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД ).

Умеют работать по коллективно составленному плану.

( Регулятивные УУД ).

Регулятивные УУД).

Формируется интерес к творческой деятельности. (Личностные УУД).

Нравственно-этическое оценивание.

( Личностные УУД).

Задачи:

    организация усвоения сформированного учениками способа действий с проговариванием во внешней речи.

Планируемые результаты УУД:

Умеют проговаривать последовательность действий на занятии (Регулятивные УУД ).

Коммуникативные УУД ).

Формируется интерес к познавательной деятельности.

(Личностные УУД).

Задачи:

    организация отработки навыка самостоятельной работы.

Планируемые результаты УУД:

Умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД ).

Задачи:

    организация рефлексии и самооценки первоклассниками собственной учебно-познавательной деятельности.

Планируемые результаты УУД:

Умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Формируется способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

ИСТОРИЯ О МУРАВЬЯХ

(вариант для прекрасно читающих детей – повышенный уровень)

Муравьиную кучу видел каждый. Но не все знают, что это лишь верхний этаж муравейника. Главная его часть уходит глубоко под землю. Перед дождём муравьи закрывают входы-выходы, а в хорошую погоду выносят иногда погреть белые муравьиные «яйца». Эо не яйца, а куколки, из них выходят взрослые муравьи. Из яиц, которые откладывает самка, или «царица», вылупляются белые личинки, они похожи на червячков. Рабочие муравьи кормят их питательной массой, а потом личинки превращаются в куколок. Куколка лежит в коконе и очень похожа на взрослого муравья, только она белая и неподвижная. В зависимости от пищи, которую получила личинка, из куколки вылупляется или рабочий муравей - недоразвитая самка, или крылатые самцы и самки. Век крылатых самцов недолог. Поднимутся они в воздух блестящим роем, а потом спустятся на землю - и погибнут. А самки сбрасывают крылья и до конца жизни поселяются в глубине муравейника, откладывают яички.

Рабочие муравьи делают всю работу в муравейнике: строят, запасают пищу, защищают. У некоторых видов муравьев есть «солдаты» -крупные муравьи с сильными челюстями. А есть муравейники, где живут муравьи, решительно друг на друга непохожие, например большие чёрные и маленькие рыжие. Оказывается, чёрные ограбили чужой муравейник, утащили к себе куколок, вывели рыжих муравьев и превратили их в своих «рабов».

У муравьев есть особенность. Например, встретятся сытый и голодный и «поговорят» усиками. И сытый отрыгнёт из желудка питательную каплю, а голодный её слизнёт. Так муравейник в целом всегда обеспечен пищей равномерно. Муравьи приспособились «доить» зелёных тлей. Они даже «пасут» этих тлей, а потом слизывают их сладкие выделения.

Человеку муравьи - друзья: они спасают лес. Подсчитали, что муравьи за 12 часов принесли в муравейник 33 тыс. гусениц пяденицы. Значит, за весь период размножения пядениц они уничтожат около миллиона этих вредителей! Вот почему там, где, как сторожевые башни, высятся муравьиные крепости, лес здоровый, чистый. Люди теперь начали даже «переселять» часть муравейника в «больные» леса. Если взять и аккуратно снять часть муравьиной кучи, положить в мешок и высыпать потом на сухом месте с южной стороны дерева, муравьи быстро наладят «хозяйство», а в старом муравейнике починят то, что осталось.

ИСТОРИЯ О МУРАВЬЯХ

(вариант для читающих неплохо – средний уровень)

Муравьиная куча – это верхний этаж муравейника. Главная часть- глубоко под землей. Перед дождём муравьи закрывают входы-выходы, а в хорошую погоду выносят погреть муравьиные «яйца», куколки, из которых выходят взрослые муравьи. Самка - царица вылупляет белые личинки из яиц. Куколка в коконе - белая и неподвижная. Из нее вылупляются или рабочий муравей - или крылатый. Крылатые самцы живут мало, после полета они гибнут.

Рабочие муравьи строят, запасают пищу, защищают. Есть «солдаты» - крупные муравьи с сильными челюстями. А есть большие чёрные и маленькие рыжие муравьи. Чёрные муравьи превращают рыжих муравьев в своих «рабов».

Когда сытый муравей встречает голодного, они «говорят» усиками. Сытый отрыгивает из желудка питательную каплю, а голодный её слизывает. Муравьи «доят» зелёных тлей, а потом слизывают их сладкие выделения.

Муравьи - друзья человека: они спасают лес, за 12 часов они могут принести в муравейник 33 тысячи гусениц. Вот почему лес здоровый там, где много муравейников. Если взять и аккуратно снять часть муравьиной кучи, положить в мешок и высыпать потом на сухом месте с южной стороны дерева, муравьи быстро наладят новый муравейник.

ИСТОРИЯ О МУРАВЬЯХ

(вариант для читающих по слогам – низкий уровень)

Главная часть муравейника - глубоко под землей. Взрослые муравьи. выходят из муравьиных «яиц»- куколок. Куколка в коконе - белая и неподвижная. Из нее вылупляется или рабочий муравей - или крылатые муравьи. Крылатые самцы живут мало, после полета они умирают.

Рабочие муравьи строят, запасают пищу, защищают. Есть «солдаты» -крупные муравьи с сильными челюстями. Есть муравейники, где живут большие чёрные и маленькие рыжие муравьи.

Когда сытый муравей встречает голодного, они «говорят» усиками. Сытый отрыгивает из желудка питательную каплю, а голодный её слизывает. Муравьи также слизывают сладкие выделения зелёных тлей.

Муравьи - друзья человека. Много муравейников – здоровый лес.

Конспект занятия в группе продленного дня для 1 класса.

«Калейдоскоп русских народных сказок».

Цель: Развить читательский интерес, расширить знания о богатстве устного народного творчества воспитывать нетерпимость к человеческим порокам -жадности, лжи, лени и т.д.;

способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей, формированию классного коллектива;

развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.

Оборудование: мультимедиа проектор; презентация; выставка рисунков; элементы костюмов для инсценировки сказки.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Добрый день, дорогие ребята! У нас сегодня с вами необычное занятие. Мы отправимся в гости к Русской народной сказке. Вы вспомните названия сказок, любимых героев, примете участие в веселых конкурсах.

А теперь давайте поздороваемся друг с другом и с тем, что нас окружает.

1.Приветствие.
Здравствуй, небо! (руки вверх)
Здравствуй, земля! (приседают)
Здравствуйте, мои друзья! (руки вперед)
Раз, два, три, четыре, пять! (загибают пальцы)
Вместе мы в кругу опять, (дети берутся за руки)
Будем дружно мы играть,
В сказку мы хотим попасть.
(Дети садятся на свои места)

Дети расаживаются под мелодию «В гостях у сказки».
2. Сообщение темы
Любят сказки все на свете,
Любят взрослые и дети.
Сказки тайну открывают,
Деток в гости приглашают.
Сказки – ложь, да в них намек.
Добрым молодцам урок.

Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей)

Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие в страну сказок!
Ребята, а вы любите сказки? (Ответы детей)
И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости. Сказки любят дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки - древнейший жанр устного народного творчества. Они к нам пришли из глубокой древности.

А почему сказки называют народными? (Ответ детей)
Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а в скором вы сами будете их читать. Читая сказки, вы проникните в чудесный, загадочный, полный тайн и приключений!

В сказках совершаются самые невероятные чудеса.
И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок. Я помогу вам вспомнить ваши любимые сказки, встретиться с любимыми героями и даже стать героями некоторых сказок!
Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать.
II .Основная часть.

Задание №1 «Смотри не зевай и загадку отгадай»
Героев сказок много,
Их всех не перечесть.
Ребята, угадайте,
О ком веду я речь?
1.По дороге в лес катился,
Убежать от всех стремился.
На свою беду в лесу
Встретил хитрую лису.
Не вернулся он домой
Был он съеден той лисой.(«Колобок»)
2. Помогла нам яблонька,
Помогла нам печка,
Помогла хорошая
Голубая речка.
Все нам помогали,
Все нас укрывали,
К матушке и батюшке
Мы домой попали.
Кто унес братишку?
Назовите книжку.(«Гуси – лебеди»)
3.Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов.(«Теремок»)

4. Всем известна на Руси,

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же эти

Маленькие дети?" (Семеро козлят)

5. Возле леса на опушке трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки

Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

6. Сидит в корзине девочка у мишки за спиной,

А он того не ведая несет ее домой.

Ну, отгадал загадку тогда скажи ответ,

Названье этой сказки ….(Маша и медведь.)

2. «Найди ошибки художника».

Воспитатель: - Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрации к сказкам и найдите ошибки, которые допустил художник.

Дети :

Лягушка Путешественница

Курочка Ряба

Лиса и волк

- Петушок и бобовое зернышко

3.Инсценировка сказки «Теремок».

4.Вопрос -ответ

Я буду вам задавать вопросы а вы будете отвечать на него.

1.Кто разрушил теремок? (медведь)

2.Какой герой в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (волк)

3.Кого первым встречает героиня сказки "Гуси-лебеди", отправившаяся на поиски брата? (печку)

4.Кто попил воды и стал козленочком? (Иванушка)

5.Кто первый нашёл теремок? (Мышка)

5.Инсценировка сказки «Бычок смоляной бочок»

А сейчас ребята подготовили для вас сказку.

6. Игра «Собери сказку».

Я предлагаю вам поиграть в игру собери сказку. На столах у вас лежат квадраты из них вы должны собрать сказку. И разукрасить её.

Подведение итогов:

Ребята, вот и подошло к окончанию наше путешествие. Сегодня мы с вами еще раз побывали в гостях у самых известных русских народных сказок. Ребята, а что самого замечательного в сказках? (В сказках добро всегда побеждает зло).

А в обыденной, повседневной жизни нужно ли относится к людям по – доброму? В жизни тоже добро всегда побеждает зло.

Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали. Мне было приятно и интересно с вами. А те рисунки, которые вы сегодня сделали, возьмите не память о нашей сегодняшней встрече. Спасибо всем.

В сказке можно покататься на луне,

И по радуге промчаться на коне.

Со слоненком подружиться,

И поймать перо жар – птицы……

Изменения, произошедшие в системе образования с внедрением Федеральных Государственных стандартов второго поколения, привели к переосмыслению методов и приёмов обучения в общеобразовательной школе. Перед учителями и преподавателями абсолютно всех учебных дисциплин ставятся непростые задачи, так как наша роль - помочь овладеть учащимся личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными навыками, которые им действительно пригодятся в жизни. Для того, чтобы полученные учениками знания, применялись не только в учебных ситуациях, важное значение имеет развитие творческого воображения и мышления.

В методике развития творческого мышления и творческих способностей учащихся существуют методы и приёмы активизации творческого воображения и фантазии, преодоления психологической инерции мышления и познавательно - психологических барьеров, а также приёмы генерирования творческих идей и повышения эффективности решения творческих задач.

Приёмы и методы первого класса в основном используются для развития компонентов творческого воображения и мышления: гибкости, оригинальности, переключаемости внимания, памяти и др.

Методы второго класса позволяют получать фантастические идеи путём целенаправленного преобразования исходной ситуации.

Идеал системы образования 21 века заключается в том, что в основе воспитания младших школьников будет лежать развитие мышления.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Г. С. Альтшулером, - это образование, которое является одной из моделей перспективного образования. Умелое использование приемов и методов теории решения изобретательских задач успешно помогает развить у младших школьников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

Каждое занятие с детьми - проблемы, поиски, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? Чем неудобен? Что делать? Где можно использовать? Как быть, если…? - все это и есть работа с элементами ТРИЗ. Начало мысли, начало интеллекта.

«Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать». Это высказывание Дж. Родари можно в полной мере отнести к ТРИЗ.

Очень важно продумать, с помощью какого метода мы будем применять приемы ТРИЗ-технологии в работе с младшими школьниками. Наиболее приемлемой и эффективной является метод игры, потому что для учащихся начальной школы именно игровой мотив является более действенным. В игре дети получаютсвободу инезависимость, добровольное принятие на себя определённых правил и законов. Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей. Также эффективное воздействие имеют и дидактические игры, использование которых в качестве учебного материала позволяет педагогу учить детей сравнивать предметы, сопоставлять их, многократно упражняясь в названии цвета, формы, величины, производя простейшую классификацию .

ТРИЗ для младших школьников в режиме работы группы продлённого дня - это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимальноувеличивать ее эффективность. Занятия проходят в легкой форме и непринужденной обстановке, на них не бывает скучно. Они способствуют преодолению инерции мышления, являются гимнастикой ума.

Дети на занятиях ТРИЗ и РТВ - первооткрыватели, изобретатели, личности, которые могут задавать взрослому любой вопрос, могут воображать, они не боятся вести поиск и ошибаться. На таких занятиях дети раскрепощены, снимается «психологическая перегрузка», повышается самооценка.

Научить ребенка размышлять, развиваться творчески, верить в свои силы - именно этих целей я пытаюсь достичь в своей работе с детьми.

Разработка внеклассного игрового занятия в группе продлённого дня

для 1-2 классов «Путешествие на остров Чунга-Чанга»

Цель : уточнить, активизировать словарь по теме:«Животные жарких стран», совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Задачи:

Образовательные: закрепление представлений о животных жарких стран и их особенностях.

Развивающие: развивать умение находить нестандартные подходы к решению проблемной ситуации, развивать зрительное и слуховое восприятие, моторику рук, речь, нетрадиционное мышление, память.

Воспитательные: воспитание интереса к живой природе, навыков сотрудничества.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация с заданиями, слайды экзотических животных, предметные картинки с изображением животных жарких стран, журналы «Мадагаскар», «Мир вокруг нас», «Я познаю мир».

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением животных жарких стран, чтение журналов «Мадагаскар», «Мир вокруг нас», «Я познаю мир».

Блок1. Мотивация (встреча с чудом, удивление, сюрприз)

«Мотивация» - это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся на сказочный остров, который называется «Чунга-Чанга».

В конце нашего путешествия я вручу вам посылку, которую я недавно получила от жителей сказочного острова. А что бы её получить, вам нужно выполнить все задания, которые нам будут встречаться на пути.

Итак, вы готовы? В путь! - маршрут .

Танец маленьких островитян

Сделай-ка

Разгадай-ка

Расскажи-ка

Да-нет-ка

Блок 2. Содержательная часть.

Выполнение задания «Сказка»

Игра «Теремок»

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

Реквизит: картинки животных жарких стран: жираф, леопард и т. д. На каждого ребенка - один рисунок.

Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.

Ход игры: каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог: - Тук, тук, кто в теремочке живет?

Я, (называет себя, например, жираф). А ты кто?

А я - (называет себя, например, леопард). Пустишь меня в теремок?

Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у жирафа и у леопарда пятнистый окрас. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры.

Я, жираф, я леопард. А ты кто?

А я- пантера. Пустите меня к себе жить?

Леопард и пантера-один и тот же зверь. Леопард-пятнистая пантера.

Тук-Тук, кто в теремочке живёт?

Это я: жираф, леопард, пантера. А ты кто?

А я - окапи. Пустите меня к себе жить?

Если скажешь, чем ты похож на одного из нас, то пустим.

У Окапи и жирафа одинаковые рожки.

Тук-тук, кто в теремочке живёт?

Это я: жираф, леопард, пантера, окапи. А ты кто?

А я - зебра. Пустите меня к себе жить?

Если скажешь, чем ты похож на одного из нас, то пустим.

У окапи ноги в чёрно-белую полоску как у зебры.

Тук-тук, кто в теремочке живёт?

Это я: жираф, леопард, пантера, окапи, зебра. А ты кто?

А я - тигр. Пустите меня к себе жить?

Если скажешь, чем ты похож на одного из нас, то пустим.

У зебры и тигра полосатый окрас.

Если кто-то не сможет ответить хозяевам, остальные дети могут помочь.

Блок 3. Психологическая разгрузка.

Блок психологической разгрузки заключается в проведении двигательной разминки «Танец маленьких островитян.

Блок 4. Головоломка.

Головоломки - это один из важнейших элементов системы НФТМ-ТРИЗ для развития нестандартного творческого мышления.

Выполнение задания «Сделай-ка».

Младшим школьникам предлагается из 5 спичек сложить жирафа.

Теперь переместите одну спичку так, чтобы форма жирафа осталась нетронутой, но была повёрнута или же отражена .

Блок 5. Интеллектуальная разминка.

Дети выполняют задание «Разгадай-ка».

Воспитатель загадывает загадки:

1. Его увидишь - сразу ясно.

Царь зверей - шутить опасно.

Грозный рык и грозный вид,

Даже гривы не подстриг (лев )

2. У него большие уши,

Длинный хобот носит он.

Хоть силен, но добродушен,

Потому что это … (слон )

3. Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он... (жираф ).

4. Любит он в грязи лежать,

Рот огромный открывать.

Неуклюжий, толстокожий,

На свинью чуть-чуть похожий (бегемот )

5. Кто имеет один рог? Отгадайте… (носорог )

6. С визгом прыгают по веткам

И резвятся, словно детки,

На качелях из лианы

Ввысь взлетают…(обезьяны ).

Блок 6. Содержательная часть

Выполнение задания «Расскажи-ка».

Работа в группах

Используется приём ТРИЗ «Системный оператор» - который позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. Применение данного метода формирует у детей «навыки системного анализа, системное мышление, или много экранное мышление» (Г. С. Альтшуллер)

Каждая группа выбирает любое животное, о котором они слышали на предыдущих этапах занятия. Командам предлагается рассказать об этом животном используя «Волшебный экран» (рис. 1). Можно пользоваться журналами «Мадагаскар», «Мир вокруг нас», «Я познаю мир».

Представленные в пособии различные формы учебно-воспитательных занятий в группе продленного дня направлены на организацию содержательной досуговой деятельности учащихся 1-4 классов.
Познавательные мероприятия, конкурсные программы, фольклорные праздники , общеразвивающие занятия, развлекательные и подвижные игры, беседы на нравственно-этические темы помогут развить интеллектуальные и творческие способности учащихся, сформировать познавательные, коммуникативные, личностные и регулятивные УУД в соответствии с ФГОС и сделают их досуг интересным, насыщенным
и разнообразным.
Пособие предназначено воспитателям и педагогам групп продленного дня, учителям начального образования, педагогам-организаторам внеклассной работы
в школе, вожатым, студентам педагогических вузов.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Группы продленного дня все больше становятся одной из ведущих форм организации жизнедеятельности младших школьников. Именно в них создаются условия для пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении, при которых комплексно решаются проблемы своевременной подготовки домашних заданий в сочетании с продуманной досуговой деятельностью, позволяющей ребенку преодолеть перегрузки, вызванные интенсивным образовательным процессом в течение дня.

Предложенные в пособии различные формы организации учебно-воспитательных мероприятий в группах продленного дня с учащимися 1–4 классов помогут воспитателю сделать жизнь детей в группе интересной и увлекательной.

Например, мероприятия познавательного характера («Математический КВН», «Путешествие в страну “Местоимению”», игра «Самый умный») в рамках работы интеллектуального клуба «Эрудит» помогут развить интерес ребенка к тому или иному предмету и сделать досуг практически направленным.

На занятиях кружка «Умелые ручки » учащиеся научатся создавать свои композиции и поделки из пластилина , бумаги, природных материалов, приобретут знания по культуре и организации труда, о способах обработки материалов , возможностях использования ручных инструментов. Каждое занятие включает в себя познавательный, справочный или игровой материал, который позволяет разнообразить практическую деятельность учащихся.

На занятиях фольклорного клуба «Солнышко» по мотивам русского фольклора и славянской мифологии учащиеся из группы продленного дня в игровой форме познакомятся с обычаями и обрядами русского народа, узнают множество пословиц, потешек, забав и песен, которые помогут им понять и полюбить историю и традиции Отечества. Предложенные в пособии познавательно-игровые фольклорные программы («День живой воды», «Русская печь», «Каравай», «Славянские древности» и др.) дадут детям представление об истоках народного творчества, о традициях, народных праздниках, русском земледельческом календаре, разовьют творческую и познавательную активность учащихся.

Здоровье ребенка и его самочувствие во многом зависят от рационального питания. Занятия в «Школе здорового питания» направлены на формирование у младших школьников сознательного отношения к питанию и соблюдению режима дня. Интересные беседы и игры на темы: «Хлеб – всему голова», «Овощи и фрукты – витаминные продукты», «Во саду ли, в огороде» – научат детей осмысленно относиться к еде, помогут привить им привычку правильно питаться и вести здоровый образ жизни.

Предложенные в пособии этические беседы с младшими школьниками («Добрым быть полезно», «Правда, ложь и фантазия», «Учусь держать себя в руках», «О неприятном») подскажут ребенку, как ориентироваться в общественных явлениях, осознать свое поведение и научат предвидеть нравственные результаты своих поступков.

Все предложенные материалы пособия могут быть использованы в воспитательной деятельности школ, внешкольных учреждений, летних лагерей, в семье, а также в качестве отдельных элементов уроков в начальной школе.

Пособие предназначено воспитателям и педагогам групп продленного дня, учителям начального образования, педагогам-организаторам внеклассной работы в школе , вожатым. Может быть полезно студентам педагогических вузов и ссузов.

Введение 3

I. Интеллектуальный клуб «Эрудит» 5

О. П. Нечаева

Тема : Самый умный (интеллектуальная игра) 5

Л. А. Терещенко

Тема : Да здравствует математика! (познавательная конкурсная программа) 28

И. Н. Кондакова

Тема : Путешествие в страну «Местоимению» (познавательное мероприятие) 38

Е. А. Павловец

Тема : Что? Где? Когда? (интеллектуальная игра) 44

В. В. Леденева

Тема : Фонетический утренник (познавательная игра) 47

Тема : КВН по русскому языку (игра-конкурс) 49

Тема : Математический КВН (конкурсная программа) 57

II. Кружок «Умелые ручки» 64

С. Н. Фролова, Н. Г. Полуэктова

Тема : Кошка – божество Египта (аппликация из осенних листьев) 65

Тема : Русская деревня (коллективное панно из бумаги) 67

Тема : Собачка (оригами) 71

Тема : Кукла-барыня (лепка из пластилина) 75

Тема : Сова (аппликация из бумаги) 78

Тема : Изготовление пасхального яйца (аппликация из бумаги) 83

Тема : Жаворонок (лепка из теста или пластилина) 87

Тема : Кукла-берегиня (аппликация из бумаги) 90

Тема: Цветочная фантазия (поделки из бумаги) 93

С. Н. Жиляева

Тема : Гирлянда из травяных шариков (поделка из сухой травы) 97

Тема: Ягодная полянка (поделка из природного материала) 98

Тема: Новогодняя гирлянда (поделка из сухой травы) 99

Тема: Новогодний венок (поделка из сухой травы) 101

Тема : Елочка из травяных шариков (поделка из сухой травы) 102

Тема : Шары из травы (поделка из сухой травы) 103

Е. А. Павловец

Тема : Матрешка (аппликация из крупы) 104

III. Фольклорный клуб «Солнышко» 108

В. М. Пашнина

Тема : В царстве лесовика (познавательная игровая программа по мотивам славянской мифологии) 109

Тема : День живой воды (познавательная игровая программа) 120

Тема : Каравай (фольклорно-игровая программа) 126

Тема : Каша-малаша (праздник по мотивам русского фольклора) 134

Тема : Пасхальный вечер (фольклорный праздник) 139

Тема : Мудрости начала (конкурсная программа по русским народным пословицам и поговоркам) 145

Тема : Знатоки русских сказок (конкурс знатоков) 151

Тема : Плавание на корабле «Русская загадка» (конкурсная программа) 160

Тема : Славянские древности (викторина в славянских картинках) 171

Тема : Блюди хлеб на обед – слово на ответ (конкурсная программа) 178

IV. Школа здорового питания 181

Т. В. Шепелева

Тема : Питание и здоровье 181

Тема : Что едят на завтрак и обед, полдник и ужин 185

Тема : Хлеб – всему голова 188

Тема : Каша – мать наша 193

Тема : Знаем мы наверняка: нет полезней молока 197

Тема : Овощи и фрукты – витаминные продукты 202

Тема: Во саду ли, в огороде 212

Тема : Кругосветное путешествие вокруг стола 217

Тема : Советы Доктора Неболита 220

V. Этические беседы с младшими школьниками 227

М. А. Фролова

Тема : Цветик-семицветик 229

Тема : Наша Родина – Россия, наш язык – русский 232

Тема : Добрым быть полезно 234

Тема : Забота взрослых о детях 236

Тема : Учусь держать себя в руках 237

Тема : Давайте говорить друг другу комплименты 238

Тема : Как научиться учиться 240

Тема : Правда, ложь и фантазия 242

Тема : Сочиним сказку 243

Тема : О неприятном 245

Литература 247