Что делать если ребенок не слушается 7 лет. Ребёнок мешает окружающим. Что делать, если ничего не помогает

В жизни каждого родителя может наступить определенный, довольно неприятный момент, когда ребенок не слушается. Отказ от послушания может быть вызван пустяковой причиной, например, ребенок не откликается, когда его зовут и не подходит, когда его просят подойти. Либо ребенок не слушается, когда его просят о чем-то более серьезном: убрать игрушки, сесть делать уроки или доесть суп. В любом случае, пускать ситуацию на самотек не стоит. С раннего детства ребенок должен ощущать авторитет родителя и понимать, что старших слушать просто необходимо. В противном случае, в более позднем и «проблемном» подростковом возрасте, совладать с любимым чадом будет практически невозможно.

Мы собрали для вас советы психологов, что делать родителям, если дети в возрасте 5-7 лет не слушаются. В таком возрасте дети особенно быстро развиваются, на них влияет школа и меняющееся окружение, поэтому и советы для каждого возраста будут разными.

Ребенок не слушается родителей в 5 лет

Ребенок в возрасте 5 лет очень редко капризничает или не слушается без причины. Задача родителя – выяснить причину, которая вызвала непослушание. Психологи выделяют 4 наиболее распространенные причины, почему ребенок в таком возрасте может не слушаться:

1. Недостаток внимания

Ребенок 5 лет начинает осознавать собственную ценность в глазах родителей. Непослушание может быть вызвано желанием утвердиться за счет повышенного внимания родителей. Либо, если малыш испытывает недостаток внимания, непослушание – попытка это исправить: если он не будет слушаться, на него точно обратят внимание. При этом ребенок готов пренебречь тем фактом, что внимание, которое он привлекает – негативное. Последствия такого непослушания могут быть достаточно серьезными: дети становятся все менее контролируемыми, делают все вопреки тому, что говорят взрослые. Особенно часто подобное случается, когда у родителей не хватает времени, им часто приходится попросить ребенка подождать немного. Малыш начинает понимать: чем хуже он будет себя вести и чем чаще делать что-то не так, тем больше мама или папа уделят ему внимания.

2. Попытка самоутвердиться

Если вы уделяете ребенку достаточно внимания, а он все равно не слушается, причина может крыться в подсознательном желании сопротивляться контролю со стороны взрослых. Как правило, от этой причины «страдают» очень благосостоятельные семьи.

3. Попытка отомстить или выместить обиду

Часто дети в 5 лет не слушаются, потому что затаили обиду и таким образом пытаются это показать. Вы могли несправедливо наказать его, например, не разобравшись толком, наказать за что-то, чего он не делал. Иногда ребенок 5 годов от роду может вымещать обиду за то, что родитель дал обещание, но не сдержал его.

4. Проблемы с верой в себя

Ребенок 5-7 годов прислушивается к окружающему миру, во многом формирует собственную личность, исходя из примера родственников и особенно родителей. Если мама или папа постоянно недовольны, говорят, что у малыша «кривые руки», он глупый, какой-то не такой, и уж точно не такой послушный/старательный/опрятный, как ребенок соседей – не стоит удивляться появлению комплексов. Ребенок теряет веру в себя, закомплексованность сказывается на поведении и в конце концов, он начинает не слушаться родителей.

Что делать, если дети 5 лет не слушаются?

Желание родителя как можно скорее исправить ситуацию понятно, однако не стоит кричать на ребенка, ругаться, наказывать и выстраивать дома более строгую дисциплину, это не поможет.

Если вы проанализировали ситуацию и поняли, что ребенок не получает достаточно внимания, нужно попытаться исправить именно это. Как только чадо снова почувствует себя нужным и любимым, желание капризничать и делать все наперекор пропадет. По выходным выделяйте минимум несколько часов на совместное времяпрепровождение, BrainApps расскажет, как весело и с пользой провести время с ребенком . Стоит понимать, что пары часов раз в неделю недостаточно. Если вы занятой человек, пообещайте ребенку проводить с ним хотя бы полчаса в день, например, перед сном – читать вместе книжки, разговаривать, найдите совместное хобби. Не забывайте о своем обещании, покажите, что вам также важно это время, которое вы проводите вместе.

Ребенок не слушается в 6 лет

Поведение ребенка 6-7 лет и младше напрямую зависит от того, в какой обстановке он растет, как с ним ведут себя родители и другие близкие родственники. Редкое непослушание – совершенно нормально, психологи указывают, что все дети время от времени не прочь показать характер. Если же ребенок всегда был более-менее послушным, а в какой-то момент будто с цепи сорвался, перестал слушаться, абсолютно все действия выполняет наперекор указаниям, это повод задуматься. Нет, не о том, что ребенка нужно больше ругать и контролировать. Скорее всего, изменилась обстановка в доме или ваше, родительское отношение.

Если ребенок не слушается, возможно стоит начать искать причину в себе. Психологи выделяют 4 распространенные причины, почему дети 6 лет могут не слушаться:

1. Непонимание

Возможно ребенок попросту не понимает, что от него хотят родители. Задача слишком сложная, ее плохо, непонятно объяснили. Не понимая, что нужно делать, дети теряются и часто расстраиваются. Представьте реакцию дошкольника, когда на него, за то, что он чего-то не понимает, еще и кричат. Это вызывает еще больше растерянности и непонимания, а вдобавок ко всему, обиду и нежелание слушаться.

2. Врожденный темперамент

Не забывайте о том, что личность ребенка начинает формироваться в раннем возрасте и уже в 6 лет он может проявлять свою индивидуальность. Спокойные, меланхоличные дети способны безропотно подчиняться родителям, молчать и быть «паиньками». Однако все дети разные, некоторые обладают взрывным темпераментом, более упрямым, норовистым характером. Может быть, вы разговариваете с ребенком слишком грубо? Часто кричите, своими указаниями пытаетесь подавить его характер. Непослушание в таком случае – всего лишь проявление индивидуальности. Это не значит, что если ребенок не слушается, с ситуацией можно ничего не делать. Нужно изменить подход, больше объяснять, разговаривать и находить компромиссы.

3. Нехватка внимания

В 6 лет дети все еще требуют к себе много внимания, даже если они уже ходят в школу и имеют возможность общаться со сверстниками. Родители, которым постоянно некогда, вызывают у ребенка гнев, раздражение и прочие негативные эмоции, которые выливаются в непослушание.

4. Попытка доминирования

В возрасте 6 лет дети находятся в своеобразном переходном возрасте, ведь это время, когда молочные зубы заменяются на коренные, а привычная обстановка дома и детского сада меняется на школу. Изменение поведения в этом возрасте естественно для некоторых детей. Если вашего ребенка будто подменили, возможно он просто проверяет вас на прочность, пытается доминировать и показать, кто же в семье главный. В таком случае, вам придется отстоять свое главенство в семье, но не криками и ссорами, а терпением, авторитетом и настойчивостью.

Что делать, если дети 6 лет не слушаются?

В 6 лет ребенок уже достаточно большой, чтобы понимать родителя и то, что ему объясняют. По этой причине психологи не советуют делать что-то особенное и изобретать велосипед, вам всего лишь нужно поладить с чадом, найти контакт. Нужно избегать ссор, криков, недопонимания. Налаженный контакт – прямой путь к гармонии в доме, послушанию ребенка.

Если ребенок не слушает и не отозвался на просьбу в первый раз, проявите терпение. Повторите второй раз, третий, если понадобится – четвертый и даже пятый. Разговаривайте твердым, уверенным тоном, не повышайте голос, приведите пример, доказывающий вашу правоту. Научитесь не требовать, а просить. Если ребенок не слушается и не реагирует на слова, добавьте в голос твердости, возможно вам даже понадобится подойти и посмотреть ребенку в глаза, то есть, добиться внимания. Важно при этом говорить спокойно, чтобы дошкольник не чувствовал угрозы.

Родители должны не забывать хвалить ребенка, когда он выполнил просьбу или сделал полезное дело. Лучше, чтобы любые бытовые мелочи, от выноса мусора до мытья посуды и уборки в комнате, сопровождались словесной похвалой. Так вы поспособствуете формированию здоровой, любящей обстановке в доме.

В 6 лет дети уже умеют слушать, поэтому, если вы чувствуете, что у вас плохое настроение, вы в любой момент можете сорваться на крики, расскажите об этом ребенку. Нет, конечно, вам не нужно предупреждать его о планируемых криках, однако вы можете объяснить, что устали на работе, не в настроении, а потому лучше с вами не спорить и не пререкаться. Если ребенок все равно не слушается, отложите разборки на несколько часов, но постарайтесь о них не забыть.

Ребенок не слушается в 7 лет

Жалобы на то, что ребенок 7 лет не слушается, довольно распространены, так как именно в этот период дети проходят свой третий по счету возрастной кризис, который относят к началу социализации в обществе сверстников. В 7 лет дети формируют свое социальное «я», психика и организм проходят через множество изменений. Ребенок в этот период может отличаться особенным непослушанием и агрессией, поэтому без советов психологов порой не обойтись.

Родителю стоит забеспокоиться, если ребенок чересчур часто:

  • гримасничает и передразнивает;
  • манерничает и излишне подражает взрослым;
  • игнорирует просьбы и указания;
  • без причины начинает злиться, психовать и устраивать истерики;
  • до последнего отстаивает свою правоту, даже если не прав.

Если ребенок не слушается, родитель должен позаботиться о том, чтобы наладить связь. Не ругаться и не кричать, вызывая ответную агрессию, а договариваться и убеждать логическими доводами.

Что делать, если дети в 7 лет не слушаются?

  • Поощряйте самостоятельность. 7 лет – тот возраст, когда родитель должен относиться к ребенку как к полноценному члену семьи. Пусть у него появятся обязанности по дому, за которые отвечает только он и никто больше. Так ребенок поймет, что вы относитесь к нему серьезно.
  • Проявите понимание. У ребенка, как и у любого взрослого человека, меняется настроение, случаются эмоциональные подъемы и спады, неудачные дни. Если ребенок не слушается, возможно, у него выдался тяжелый день в школе, может быть, кто-то обидел или обозвал. Сыну иди дочке нужна ваша поддержка, а не нотации или указания, что нужно сделать.
  • Договаривайтесь. В 7 лет дети уже достаточно развиты, чтобы осознавать ценность слов, поэтому не кричите, а приводите доводы, разговаривайте, убеждайте. Если даете обещания, обязательно выполняйте их, прививая ребенку мысли о том, что нужно всегда держать слово и выполнять обещания.
  • Иногда нужно надавить. Родитель должен понимать, что в 7 лет ребенок еще не осознает полноценно моральные нормы поведения. Так, если мальчик ударил девочку или пытается фамильярничать со взрослыми, это может быть банальное непонимание, а не непослушание. Если объяснить ребенку, почему совершать подобные поступки плохо, не получается, надавите родительским авторитетом. Главное – уверенный, спокойный тон, который убедит ребенка послушаться.
  • Откажитесь от наказаний. Ученые доказали, что ни физические наказания, ни психологическое давление, не несут педагогической ценности. Ребенок просто не воспринимает такие методы воздействия, так как взрослый по умолчанию сильнее и имеет большее влияние. Если ребенок не слушается, не нужно бить его или оскорблять. В противном случае, из него может вырасти человек, признающий лишь превосходство силы.

Таким образом, главный ключ к гармонии в семье и послушным детям – доверие, взаимовыручка и понимание между родителем и ребенком. От вас, как от родителя, потребуется недюжинное терпение, уверенность в своих силах и авторитете, однако результат вас приятно удивит, а ребенок, в конце концов, останется благодарен.

В 7 лет ребенок знает имя, отчество и фамилию, не только свое, но и родителей, а также, где они работают и кем. Знает, в какой стране живет, как называется столица, помнит свой подробный домашний адрес и телефон.

Отличает полевые цветы от садовых, называет несколько видов насекомых, птиц, диких и домашних животных. Знаком с природными явлениями, сезонными изменениями в погоде. Обладает хорошей памятью: запоминает около 10 услышанных им слов. Готов повторить близко к тексту предложения, которые состоят из 8-10 слов. На ходу запоминает несложные четверостишья.

Кисть семилетнего ребенка окрепла, он уверенно держит карандаш, проводя различные линии, делая штрихи, разукрашивая. Его рисунок, состоящих из нескольких предметов, объединяется единым сюжетом. Изображенные предметы передают точную форму, сохраняя пропорции. Он может нарисовать людей, животных, транспорт, деревья, цветы, птиц.

Ребенок без труда завязывает или развязывает шнурки, ленточки, узелки на веревке. Может застегнуть-расстегнуть пуговицы, кнопки, крючки, одеть-снять петельки. Раскручивает и закручивает крышки и пробки на банках или бутылках. Ему под силу вдеть нить в иголку и пришить пуговицу.

Ребенок уже может определить время по часам. К семи годам он должен знать счет до 10 и обратно. Некоторые дети считают больше. Он правильно соотносит цифры с нужным количеством предметов, составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание. Умеет ориентироваться — справа, слева, вверху, внизу, сзади, между, перед – как в пространстве, так и на листке бумаги. Сравнивает величину чисел. Для него не составит труда определить, какое из них больше, а какое меньше.

Ребенок решает довольно сложные логические задачки. Умеет из группы разных предметов или картинок выделить логический ряд, отсекая лишнее, не подходящее по смыслу или теме. Может объединять предметы по определенным признакам. А также составлять связный рассказ по картинкам, выстраивая их в последовательную цепочку. Не только знает стихи наизусть, но и умеет их рассказывать выразительно, с интонацией.

Питание ребенка в 7 лет

Правильная организация питания семилетнего ребенка подразумевает, в первую очередь, обеспечение рациона всеми полезными веществами и микроэлементами, а не только набором калорийных продуктов. Нередко, во время интенсивного роста, детский организм испытывает нехватку определенных веществ. Иногда у детей возникает желание погрызть кусочек мела. Так организм сигнализирует о том, что он испытывает дефицит кальция.

Поэтому, если родители заметили у дочки или сына странные вкусовые пристрастия, они должны скорректировать режим питания, увеличив те или иные продукты, чтобы полностью удовлетворить внутренние потребности. Необходимо проследить, чтобы в организм ребенка вместе с едой поступало достаточное количество минеральных солей, особенно кальция и фосфора. Именно в них организм в период интенсивного роста испытывает большой дефицит.

Физиологическая потребность в сутки для ребенка семи лет составляет: жиров – 70-80г (из них растительных – 10-15г, остальные животные жиры), углеводов – 320г (они содержатся в картофеле, бобовых, сахаре, меде, хлебе, крупах). Наиболее важной частью пищи являются белки, т.к. являются важным строительным материалом для всех органов и тканей. В рационе более половины всех жиров должны присутствовать жиры животного происхождения, потому что именно в них (молоке, куриных яйцах, сыре, твороге) содержатся все незаменимые аминокислоты.

Если ребенок обедает в школьной столовой, необходимо у него спросить, чем там кормят, чтобы разнообразить его питание. В ежедневное меню младшего школьника должны обязательно входить мясные, рыбные, молочные блюда, овощи и фрукты. У ребенка необходимо выработать привычку есть в определенные часы. Тогда, со временем, организм будет к этому периоду вырабатывать желудочный сок, вызывая аппетит.

Режим дня ребенка в 7 лет

Чтобы у школьника хватало времени и на развлечения, и на отдых, и на учебу, необходимо правильно организовать его день. Тогда ребенок будет отличаться хорошей работоспособностью, аппетитом, здоровьем, не будет переутомляться. Следует установить определенные часы для отбоя и подъема, приготовления домашнего задания, регулярного приема пищи. В распорядке дня нужно найти время и для помощи взрослым, и для посещения творческих или спортивных кружков.

Послеобеденное время необходимо распределить так, чтобы промежуток между занятиями в школе и приготовлением уроков составлял примерно около 3 часа. Чем меньше школьнику лет, тем больше его организм нуждается в отдыхе. Поэтому ученикам первых-вторых классов желательно в распорядке дня оставить дневной сон. А уже после него можно приступать к домашним заданиям. Для выполнения которого у школьника должно быть специально выделенное место. На рабочий стол свет должен падать слева, если ребенок правша, и справа – если левша.

Занятия с ребенком в 7 лет (как развивать)

Некоторые школьники испытывают трудности в обучении. Поэтому им можно помочь, преподнеся материал, который нужно усвоить, в игровой форме. Например, при помощи самодельного лото. Прямоугольный бумажный лист расчерчивают на 6 равных частей. В каждую клетку вписывают задание. Это может быть слово, часть речи, часть стихотворения, математическое задание. Например, в одну клетку написать 5*6, в другую 12:3, 24+9 и т.д. А на отдельных квадратах выписать правильные ответы (30, 4, 33 и т.д.). Детям нравится, что когда они закроют всю карточку, из маленьких квадратиков получается целая картинка, если их перевернуть. По картинке сразу буде видно, где ответ правильный, а где нет. Это получается, если какую-нибудь целую картинку, разрезают на квадраты нужных размеров. Когда учебный материал усвоен, задания меняют.

Если ребенок отстал от класса, у него проблемы со счетом, сложением, вычитанием, ему можно предложить поиграть в магазин. По ходу игры он будет вынужден считать «деньги», брать сдачу, спрашивать цены, т.е. в игровой форме школьник знакомится с цифрами и математическими действиями.

Некоторым детям очень сложно дается понятие, как из слова извлекаются звуки. Ребенок просто не слышит отдельные звуки в знакомых ему словах. Попробуйте поиграть с ним. А именно, делать в словах замены букв. Например, кит-кот, мак-лак-рак-бак и т.д. Так ребенок намного быстрее усвоит материал и научится слышать звуки, которыми и отличаются подобранные им слова.

Игры и игрушки для детей в 7 лет

Одним из наиболее любимых детских занятий остаются сюжетно-ролевые игры. Они помогают освоить ребенку социальные роли, определяя его в различные жизненные ситуации, учат навыкам общения. Чаще всего дети играют в школу, больницу, магазин, дочки-матери. Желательно присматривать за ними во время игры, чтобы при необходимости, направить в нужное русло. Например, если дети заиграются, и начнут примерять на себя роли отрицательных героев – грабителей, бандитов и т.п.

Семилетние дети, как и раньше, любят рисовать, лепить, вырезать, собирать конструктор, паззлы. В это время девочкам можно купить детскую швейную машинку, спицы или крючок и научить азам шитья и вязания. Мальчики вместе с папами могут отправиться на рыбалку или погонять со сверстниками мяч во дворе. Многие дети в этом возрасте посещают спортивные занятия.

Тридцать, даже двадцать лет назад не было столько разнообразных игрушек, как сейчас. Тем не менее, дети проводили время интересно. Пусть мамы вспомнят игры из своего детства. Например, «Города». Играть в нее легко и увлекательно. Кто-то первый начинает с названия любого города. Следующий игрок, должен назвать город, на который заканчивается слово. Например, Киев – Воронеж – Житомир – Рига — Анапа и т.д. Можно оговорить правила игры, и вместо городов называть любые другие слова, профессии, продукты или растения. Такая игра поможет не только увлечь ребенка, но и увеличить его словарный запас.

Воспитание ребенка в 7 лет

Воспитывая семилетнего ребенка, не стоит упускать развитие в маленькой личности таких качеств, как добросовестность, чувство долга, ответственность, которые очень пригодятся ему в дальней жизни. Пусть у вашей дочки или сына будут свои домашние обязанности – полить цветы, протереть пыль, пропылесосить комнату. Выделите ему отдельный участок работы. Если ребенок добросовестно трудился, его обязательно нужно похвалить. Если же он попытался схалтурить, не следует его ругать. Нужно спокойным голосом объяснить, что некачественную работу следует переделать.

Ребенка необходимо приучать к предвидению результатов своих поступков. Если он не хочет помогать, можно ему предложить выбор: или он убирает вместе с мамой, а потом идет гулять. Или ждет, когда мама одна наведет порядок, но тогда времени на прогулку останется значительно меньше.

Хорошо приучают к дисциплине установленные в семье правила, которые нарушать нельзя. Например, объяснить ребенку, что включать компьютер или телевизор можно только с разрешения взрослого. А чтобы поддерживать порядок в квартире, запрещается разбрасывать игрушки или вещи (взрослых это правило касается в том числе).

Многие семилетние школьники, попав в новую среду, чувствуют себя неуверенно. Особенно страдают стеснительные, тихие дети. Они не участвуют в общих играх, не могут дать отпор и постоять за себя. Часто у таких детей заниженная самооценка, они рассеянные, могут расплакаться. Как помочь ребенку в этом случае стать более смелым? В первую очередь ему должны попытаться вселить уверенность сами родители. Необходимо определить сильные стороны вашего сына или дочки, и ежедневно акцентировать на них внимание.

Чтобы подчеркнуть исключительность ребенка в семье, нужно постоянно повторять, что никто лучше его не может собрать конструктор, испечь блины, сшить одежду для куклы, рассказать интересную историю. Также следует зарекомендовать его и среди сверстников. Чтобы они обратили на него внимание, пусть у него в личном пользовании будет какая-либо интересная вещьнеобычная игрушка, телефон, кукла, машинка и т.п. Как мальчиков, так и девочек, можно отдать на спорт. Занятия спортом закаляют характер, делают его сильнее. Понаблюдайте за ребенком некоторое время. Если ситуация не исправится, тогда рекомендуется обратиться за консультацией к детскому психологу.

Иногда родители ребенка, который начал ходить в школу или еще только собирается к поступлению в первый класс, сталкиваются с проблемой приступов агрессии у малыша. Как вести себя в этот возрастной кризис и что делать, если он не слушается родителей и педагогов?


Причины

Агрессия у детей – это негативная реакция на разные действия или замечания окружающих . Если ребёнок воспитан неправильно, эта реакция из временной способна перерасти в постоянную и стать чертой его характера.

Источниками агрессивного поведения ребёнка могут быть соматические болезни или заболевания головного мозга, а также неправильное воспитание. Ещё одной причиной такого поведения может быть возрастной кризис.

В это время дети начинают себя осознавать в качестве учащихся, и это новая роль для них. Это способствует появлению у ребенка нового психологического качества - самоуважения.

Посмотрите видео о причинах кризиса у детей в семилетнем возрасте и методах его преодоления:

Почему не слушается?

Отныне это уже не маленький малыш, а настоящий взрослый человечек, который стремится стать самостоятельным. В 6-7 лет дети теряют свою естественную детскость, поэтому они специально начинают кривляться и вести себя неразумно. Причина происходящего в том, что дети начинают отделять внутреннее «Я» от внешнего поведения. Они сознают, что их поведение способно вызывать реакцию окружающих. Неестественное поведение показывает, что это всего лишь детский эксперимент, хотя из-за таких опытов малыша родители очень переживают и волнуются. Кроме того, ребёнка становится нелегко уложить спать или отправить умываться, появляется непривычная реакция:

  • пренебрежение просьбам;
  • размышления, для чего это делать;
  • отрицание;
  • противоречия и пререкания.

Дети в этот период показательно нарушают запреты родителей. Они критикуют любые правила, которые установили не сами, стремятся занять положение взрослых. Существующие принципы понимаются ребёнком как детский образ, который нужно преодолеть.


Дети в 7 лет могут проверять реакцию окружающих на их плохое поведение

Почему ребенок издает квакающие звуки?

Бывают случаи, когда дети начинают издавать различные звуки: кваканье, мычание, чириканье и тому подобное. Это может быть всего лишь продолжением их экспериментов, но на этот раз со звуками и словами. Если у вашего ребёнка нет проблем с речью, то повода для беспокойства нет. Если же имеются какие-либо дефекты или заикание , необходимо обратиться к врачу.

  • Высказывайте одобрение самостоятельным действиям своего чада, позвольте ему побыть автономным;
  • Попробуйте стать советчиком, а не запретителем. Поддерживайте в трудные моменты;
  • Разговаривайте с ребёнком на взрослые темы;
  • Узнайте его мысли по интересующему вопросу, послушайте его, это намного лучше критики;
  • Позвольте ребёнку высказать своё мнение, а если он не прав, то деликатно исправьте его;
  • Разрешите себе признать его взгляды и выразить согласие -в ашему авторитету ничего не грозит, а самоуважение вашего отпрыска укрепится;
  • Дайте понять ребёнку, что он ценим вами, уважаем и понимаем, что при его промахе вы всегда будите рядом и окажете помощь;
  • Продемонстрируйте чаду возможность достижения цели. Похвалите его за успех;
  • Старайтесь дать ответы на все вопросы ребёнка. Даже если вопросы повторяются, терпеливо повторите ответ.


Станьте для крохи лучшим другом!

Занятия для детей 6-7 лет

Уменьшить не стимулированную агрессию ребёнка помогут действия, которые покажут ему, что существуют другие возможности привлечь внимание и проявить силу. Чтобы выглядеть как взрослый, не нужно утверждаться за счёт тех, кто слабее, а при раздражении использовать нехорошие слова. Рекомендуются следующие методы для эмоциональной разрядки:

  1. Разрывайте на куски бумагу, которую постоянно нужно иметь при себе;
  2. Громко кричите в специальном месте;
  3. Занимайтесь спортом, бегайте и прыгайте;
  4. Полезным будет выбивание ковриков и подушек;
  5. Практикуйте удары по боксёрской груше;
  6. Очень помогают игры с водой (созерцание воды и её жителей в аквариумах, рыбалка, кидание камней в водоём и т.д.)


Вода прекрасно снимает агрессию и поднимает настроение всей семье

Как найти общий язык?

При приступах агрессии у ребенка родителям необходимо быть спокойными и сдержанными. Нужно попробовать понять, что чувствует ваш ребёнок. Самое важное – любить и понимать своего малыша, уделять ему побольше внимания и времени.

Безусловная любовьлучший способ борьбы с агрессивностью. Мамы и папы прекрасно знают своих детей и способны предупредить неожиданные порывы гнева. Обуздать физическую агрессию легче, чем словесное её проявление. В момент накатывания эмоций, когда ребёнок надувает губы, прищуривает глаза или как-то иначе демонстрирует своё недовольство, нужно постараться перенаправить его внимание на другой объект, занятие или просто придержать. Если агрессию не получилось остановить вовремя, необходимо убедить ребёнка, что так поступать не следует, это очень плохо.

Как бороться с застенчивостью?

Помимо всего прочего, в возрасте 7 лет дети начинают обращать внимание на свою внешность, одежду. Они стремятся выглядеть как взрослые. Ребёнок впервые критично оценивает своё поведение. В этот период очень легко может развиться стеснительность, ребёнок не всегда способен оценить адекватно мнение окружающих. Неверная оценка происходящего может напугать ребёнка, заставить бояться привлечения к себе внимания. Могут возникнуть трудности с установлением контактов. Но иногда дети просто от природы бывают стеснительными.


Как помочь?

Стеснительный ребёнок более восприимчивый, часто окружающие не способны его понять. Мамам и папам рекомендуется чаще подчёркивать хорошие качества своих детей. Таким образом, нужно воспитывать его самоуверенность. Ни при каких условиях не нужно злиться на своё чадо за его застенчивость. Он может почувствовать себя в чём-то ущербным, отличным от остальных. Это может плохо отразиться на становлении его характера. Будучи уже взрослым, человек будет вспоминать свою детскую обиду. От постоянных укоров ребёнок не станет смелым и решительным, но способен уйти в себя от этого.

особенно часто противоречия возникают на почве привычных бытовых действий и прежних договоренностей.

теперь у малыша обо всем есть свое мнение. так ребенок может посчитать мамино требование помыть руки перед обедом бессмысленной придиркой и наотрез отказаться идти в ванную, потому что он считает, что его руки чистые. ребенок будет долго упрямиться, сердиться и объяснять, что «не трогал ничего грязного».

или он может доказывать, что двадцати минут, положенных ему для игры на компьютере, несправедливо мало, или, что он «совсем не лохматый», и поэтому в причесывании нет никакой необходимости …

в подобных случаях родителям бывает очень трудно удержаться от раздражения или не впасть в уныние. иногда им может показаться, что всё, что они прививали своему ребенку в предыдущие годы, пошло насмарку, что он намеренно забыл все, чему его учили и специально ведет себя так, чтобы вывести их из себя. и не понятно, где взять столько терпения, чтобы выдержать все эти споры и пререкания.

как себя вести?

необходимо помнить, что возросшая строптивость вашего чада объясняется не его ленью, испортившимся характером или желанием испортить вам настроение. дело в том, что для того, чтобы стать взрослым, человек должен иметь собственную позицию по многим вопросам. все эти бесконечные споры являются «пробой пера», они помогают ребенку понять: то, что утверждают родители, это на самом деле так? или может быть по-другому? ребенок как бы заново взвешивает и заново примеряет на себя то, чему вы его учили до сих пор.

кроме того, вступая в споры и выражая своё мнение, ребенок как бы утверждает для себя и окружающих новый уровень автономии и суверенитета своей личности.

но суверенитет суверенитетом, но не стоит давать ребенку возможность долго разглагольствовать там, где это является излишним.

- не вступайте со своим «революционером» в долгие пререкания по бытовым вопросам. не давайте возникшим противоречиям перерасти в спор.

- настаивайте на своем требовании твердо, непререкаемым тоном, но без раздражения.

- не нужно объяснять то, что объяснялось уже не один раз. ребенок прекрасно помнит все, что вы ему говорили по тому или иному поводу, поэтому повторные объяснения он пропустит мимо ушей и начнет сердиться, что его «не понимают».

- приводите новые и неожиданные доводы, желательно такие, которые ему будет интересно услышать.

например, если ребенок отказывается мыть руки, можно рассказать ему про микроскоп. про его устройство и возможности.

а также про то, что если посмотреть через микроскоп даже на вымытую с мылом руку, то будет видно, что некоторое количество бактерий (в том числе опасных) все-таки осталось на коже (а уж что говорить о немытых руках?!). можно немного рассказать и про иммунитет организма. главное, чтобы содержащаяся в доводе информация была новой для ребенка и была на новом, более сложном, чем раньше, уровне.

рассказывайте все это тоном, отвлеченным от инцидента – «я как ученый ученому хочу вам сказать…». ребенок должен чувствовать, что вы рассказываете ему об объективной реальности, а не пытаетесь заговорить ему зубы или запугать, «как маленького».

- практика показывает, что накал страстей по бытовым и режимным вопросам сильно снижается или отсутствует тогда, когда у ребенка есть достаточный новый простор для проявления своей самостоятельности и адекватные его возрасту «взрослые» обязанности.

самостоятельность.

одно из положительных «приобретений» этого периода – самостоятельность. ребенок стремится к ней, и он уже действительно подрос для того, чтобы раздвинуть рамки его самостоятельности.

ребенок этого возраста часто придумывает себе какое-нибудь серьезное дело и выполняет его. (например, он может самостоятельно взяться за наведение порядка в папиных инструментах или на кухонных полках).

как бы усердно ребенок ни демонстрировал свою взрослость, он очень дорожит мнением родителей. обычно он готов обратиться к ним за советом или за помощью, и ему особенно важно услышать от них оценку его достижений.


как себя вести?

Обязательно проявляйте интерес к деятельности ребенка. не подрывайте оказанного вам доверия!

Старайтесь давать объективную оценку его действиям. за успехи – хвалите, за промахи – старайтесь не укорять. если что-то у ребенка получилось не слишком удачно, подскажите, в чем причина и, по возможности, помогите исправить ошибку.

Находите новые дела и новые возможности для проявления самостоятельности ребенка, чтобы он мог почувствовать себя взрослее. договоритесь о его новых домашних обязанностях. в этот период самостоятельность ребенка прямо пропорциональна его самооценке.

например, вы можете, сославшись на то, что у вас в руках тяжелая сумка, остаться у дверей магазина, а ребенок должен будет сделать необходимые покупки; можно оставлять ребенка немного погулять самостоятельно (договорившись о ненавязчивом присмотре с кем-нибудь из хорошо знакомых мам, которые гуляют в этот момент на площадке); просите его о посильной помощи по хозяйству: помыть посуду, убрать все со стола после обеда, подмести пол, полить цветы; учите готовить несложные блюда.

«мама, ты плохо сделала»


как уже упоминалось, ребенок 6-7 лет имеет ряд особенностей: начинает подмечать в поведении других людей то, на что он раньше не обращал внимания, его мышление становится более логичным, он стремится анализировать явления окружающей действительности, старается противопоставить себя родителям. помимо этого, у него уже хорошо развито чувство справедливости и есть достаточное понимание того, что хорошо, а что плохо.

вследствие этого, ребенок становится более критичным. справедливости ради нужно отметить, что пока эта критичность больше относится к другим людям, чем не к нему самому. ребенок внимательно наблюдает за поведением окружающих его людей, анализирует возникающие ситуации и может высказывать собственное суждение о происходящем.

иногда под стрелы его критики попадают близкие взрослые. если раньше в глазах ребенка родители были непогрешимы, то теперь они могут услышать нелестные замечания о своем поведении: «ты, мама, всегда так долго собираешься, когда меня в садик ведешь! я каждый раз боюсь, что опоздаю к завтраку», - или, - «папа, а ты говорил, что нужно за собой посуду убирать, а сам не убираешь!»


как себя вести?

Не очень-то приятно услышать из уст собственного чада что-то подобное. так и просится на язык что-нибудь вроде того, что мал еще матери или отцу указывать. и действительно, разве ребенок имеет право судить родителей, которые заботятся о нем? а если его замечание правильное? сложный вопрос.

наверное, самое разумное - разобраться, почему ребенок высказал свое замечание, верное ли оно, и какое чувство побудило его на это высказывание.

- если в интонации и в словах ребенка читается осуждение, то в первую очередь родители должны ему сказать, что человек не должен осуждать других людей, тем более ребенок не должен осуждать взрослых. потому что он даже не представляет себе весь груз проблем, которые приходится решать взрослому человеку, в том числе, и для того, чтобы обеспечить его – ребенка – благополучное существование.

но все это нужно проговорить спокойно и доброжелательно. не демонстрируйте ребенку свою обиду и оскорбленность, иначе он начнет отдаляться от вас и будет стараться избегать откровенных разговоров.

- если ребенок сделал замечание маме или папе, исходя из того, что он видит, но не по существу (так как в силу своего возраста попросту не владеет проблематикой), то лучше всего объяснить ему своё поведение. но так, чтобы, с одной стороны, это не выглядело, как будто вы оправдываетесь, а с другой стороны, чтобы не унизить его, ничего, мол, не понимаешь, а нос суешь.

например:

«мама, ты по телефону проболтала, а теперь на улице дождик начался, из-за тебя мы не погуляем!»

«во-первых, так маме нельзя говорить «проболтала». а во-вторых, это на самом деле не было пустой болтовней. мне очень хотелось, чтобы мы вышли гулять вовремя, но позвонила бабушка. она болеет, я должна была выяснить состояние ее здоровья и просто поговорить с ней. ты же понимаешь, что, когда человек нездоров, очень важно, чтобы у него было хорошее настроение».

- если же ваш ребенок сделал вам замечание по существу, тем более нет смысла оскорбляться. поблагодарите его. этим вы научите его достойно принимать критику и извлекать из нее пользу.

«я ужасно разозлился»

в 6 – 7 лет ребенок утрачивает былую непосредственность. раньше он открыто проявлял все
свои чувства: если малышу было обидно – он плакал и жаловался маме. теперь он может за внешним спокойствием скрывать море чувств, которое бушует внутри него.

ребенок начинает хорошо понимать свои чувства и чувства других людей. он может сказать про себя или про кого-то другого, что он «сердит», «обрадовался» и т.д.

семилетний ребенок теряет импульсивность.

этот период проходит на волне обучения ребенка саморегуляции и произвольности поведения. теперь он старается управлять своими чувствами и поведением, и задумывается о последствиях своих поступков. и, хотя ещё бывает и действует спонтанно, под влиянием своих эмоций, но уже старается скрыть следы своих «преступлений».

так, например, если малыш без спроса включил компьютер, то заслышав мамины шаги, он поспешит нажать на кнопку «оf».

как себя вести?

перечисленные изменения в личности и поведении ребенка весьма позитивны. воспользуйтесь его новыми умениями, чтобы научить его ладить с окружающими и избегать ненужных ссор и конфликтов.

- сейчас, например, он хорошо поймет, и сможет воспользоваться такой «инструкцией»: «не нужно сразу кидаться в драку или обвинять братишку, что он первым тебя стукнул. лучше сказать: «мне было больно и очень обидно, когда ты ударил меня».

- примерно таким же образом научите его разрешать конфликты и находить общий язык с ровесниками.

перечисленные в данном разделе возрастные изменения и особенности могут привести к тому, что ребенок в какой-то степени может отдалиться от родителей, станет менее откровенным.

чтобы избежать этого:

- делитесь с ребенком своими переживаниями и мыслями.

- интересуйтесь его переживаниями, делами, играми, отношениями с ровесниками. но старайтесь избегать назойливости. сочувствуйте всем радостям и горестям своего ребенка.

старайтесь не терять с ним контакт.

- обсуждайте прочитанные вместе книги, просмотренные фильмы, события вашей жизни. делитесь друг с другом чувствами и мыслями, которые они у вас вызвали.

- каждый день находите время, когда вы с ребенком сможете пообщаться наедине.

еще несколько слов об особенностях этого возраста

раньше ребенок быстро забывал о своих радостях и обидах.

теперь же столкнувшись, например, с отвержением сверстников, он припоминает и прошлые похожие ситуации, анализирует их, делает соответствующие выводы: я никому не нужен. именно из таких комплексных переживаний и складывается отношение к себе, к другим людям и миру в целом.

возрастает подвижность нервных процессов, но процессы возбуждения преобладают.

в связи с этим ребенок становится особенно восприимчив к критике и замечаниям со стороны взрослых, тяжело переживает конфликты со сверстниками. (в неблагоприятной ситуации в этот период у детей могут возникнуть различные нервные заболевания – тики, заикания, энурезы).

отношения со сверстниками постепенно приобретают для ребенка все большее значение.

поэтому в этом возрасте дети стремятся играть в общие, . то, насколько ты ловок, удачлив, сообразителен и честен в этих общих играх, часто определяет положение ребенка в детском коллективе.

- если вы обнаружили, что ребенок недостаточно ловок и подвижен, что он не умеет достойно проигрывать (начинает играть нечестно или дуется на весь мир), обязательно постарайтесь восполнить эти пробелы (запишите ребенка в спортивную секцию, сами примите участие в каких-то играх, если они происходят в вашем дворе или на даче).

- если ребенок слишком стеснителен и робеет в большом детском коллективе, помогите ему найти хотя бы небольшое количество товарищей (во дворе, на даче, в кружках).

- если вы обнаружили, что ваш ребенок столкнулся с неприятием сверстников, постарайтесь разобраться в причинах этой неприязни. возможно, вы сможете помочь и изменить ситуацию в пользу своего ребенка, ведь иногда дети строят своё отношение к кому-либо, основываясь на непредсказуемых мелочах.

в поведении ребенка появляется демонстративное манерничанье, которое часто раздражает взрослых, так как воспринимается как неискренность.

и еще несколько общих советов

в первую очередь следует понимать, что кризисные периоды, длятся относительно недолго – несколько месяцев, хотя могут тянуться и год, и два. но в таком затяжном случае кризисный период идет волнами: например, 2 месяца – пик кризиса, потом волна спадает и наступает затишье.

самое главное условие «безболезненного» прохождения кризисного периода –

сейчас ребенку очень нужно ваше уважительное отношение к нему! относитесь к нему, как к равному, давайте больше свободы и станьте более гибкими в воспитательных моментах. но продолжайте оставаться твёрдыми в важных воспитательных вопросах, обязательно объясняя, почему именно эти правила необходимо соблюдать.

соблюдайте гармонию в расширении прав и обязанностей ребенка. ведь взрослость - это не только умение «работать» за компьютером, но и умение развесить свою одежду или убраться в своей комнате.

родителям надо суметь вовремя приспособиться к взрослости своего ребенка, и не идти с ним на открытые конфликты. позволяйте ему ошибаться. ребенок вправе сделать «ошибку» и столкнуться с её последствиями.

ребенку становятся интересны именно взаимоотношения между людьми, а не предметная деятельность. поощряйте и поддерживайте интерес ребенка к познанию социального мира.

именно в кризисный период ребенок как никогда наиболее сильно сомневается в своих способностях. сохраняйте и оберегайте общее положительное отношение ребенка к самому себе. хвалите и поддерживайте ребенка.

кризис 7 лет, как и любой возрастной кризис, одинаково труден и для ребенка и для его родителей.

Истерики у ребенка в 7 лет случаются достаточно часто. Послушный и жизнерадостный ребенок в один миг может устроить скандал, начать плакать и кричать без весомого на то повода. Детские скандалы — это нормальное явление, здесь удивляться нечему. Дело в том, что ребенок в 7 лет уже иначе смотрит на мир, чем год назад. Он общается с другими детьми, наблюдает за поведением родителей. На фоне этого постепенно формируется как личность. Если вокруг малыша все время кричат, дерутся или спорят, то естественно, что ребенок тоже будет вести себя таким же образом. Подражать окружающим свойственно, особенно в детском возрасте.

Когда родители стараются всячески предотвратить различного рода конфликтные ситуации, а их маленькое 7-летнее чадо начинает устраивать истерики и стоять на своем, закрадывается мысль о том, что где-то была допущена ошибка в воспитании.

Одной из частых причин, почему малыш вдруг резко меняется в настроении и начинает истерить, является отсутствие согласованности в действиях мамы и папы. К примеру, если один из родителей разрешает смотреть мультфильм перед сном или прыгать на диване, а другой запрещает. Это приводит к возникновению слишком большого количества условностей для ребенка. Маленький человечек начинают всячески пытаться получить то, что ему хочется. Даже в таком возрасте на подсознательном уровне он начинает понимать, что если нет строго установленного правила, то его можно нарушить и что можно это сделать именно в данный момент.

Неуверенность в принятии решений и непоследовательность в действиях самих родителей тоже влияет на манеру поведения их чада. К примеру, если родители не разрешают сладости до еды, то менять свою позицию не нужно. Достаточно один раз позволить ребенку съесть конфету незадолго до обеда и он надолго запомнит данный факт. Даже такая мелочь влияет на формирование детского характера и упрямства. Каждое новое отклонение от привычной нормы будет приводить к тому, что ребенок захочет расширить границы дозволенногои, а единственный верный способ, который он считает действенным — истерика.

Есть группа родителей, которые , особенно если малыш закатывает истерику на улице в присутствии окружающих. При таких обстоятельствах взрослые готовы пойти на любые уступки, лишь бы их маленькая вредина перестала капризничать. Дети очень быстро начинают это понимать и в следующий раз уже целенаправленно закатывают истерики, чтобы получить желаемую вещь. Ребенок 7 лет уже может заранее спланировать, что он хочет получить и только отойдя недалеко от дома, сразу приступает к решительным действиям.

Когда 7-летний ребенок не имеет друзей, а родители не уделяют ему должного внимания, то он пытается всячески проявить себя. Привлечение внимания может выражаться в виде оказания какой-либо помощи родителям. Взамен он ожидает получить похвалу. Но есть и другая категория детей, которые пытаются привлечь к себе внимание родителей с помощью скандала. Таких детей большинство, потому что это более простой способ привлечь к себе внимание. Несмотря на то, что реакция близких на истерику будет отрицательной, она все равно частично заполнит недостаток родительского внимания.

Попытки исправить ситуацию

Крики, слезы, истерика и прочие эмоциональные проявления детей могут даже самого терпеливого человека вывести из себя. Но кричать на ребенка, который в очередной раз «устроил представление», не рекомендуется. Наказывать детей, не разобравшись в источнике проблемы, бессмысленно. Следует учитывать, что в таком юном возрасте дети проявляют свои эмоции в полную силу. Существует несколько рекомендаций, . Но следует учитывать, что каждый ребенок индивидуален. Нельзя забывать и о том, что проблемы ребенка в таком юном возрасте только для взрослых кажутся незначительными. Для 7-летнего человека даже испортившаяся любимая ручка может считаться проблемой глобального масштаба. По этой причине родители должны с пониманием относиться ко всему, что случается в жизни их чада.

В том случае, если у родителей ничего не будет получаться, то есть они не смогут достигнуть с ребенком компромисса, можно обратиться за помощью к специалисту. Не следует пренебрегать психологической помощью. Вполне возможно, что после беседы с врачом могут понадобиться дополнительные занятия ребенка с детским психологом. Визит к доктору в любом случае не пройдет напрасно. Врач уже после первого сеанса сможет дать объективную оценку произошедшему и рассказать, какие действия со стороны родителей были не совсем правильными. Дополнительно будет предложено несколько советов, которые помогут наладить связь со своим маленьким упрямцем.

Способы остановки детской истерики

Существует несколько распространенных ситуаций, которые встречаются практически в каждой семье, где есть дети 7-летнего возраста. Столкнувшись с одним из таких видов детских капризов, можно попытаться бороться с ними с помощью определенных приемов:

  • Перестать сразу же отказывать ребенку во всех просьбах. Многие родители, не успев услышать, что именно хочет сказать их чадо, сразу отказывают. Ребенок, который не может до конца закончить свою мысль и быть услышанным взрослыми, начинает злиться. В следующий раз, если малыш начнет подобную беседу, нужно дать возможность ему полностью выразить свою мысль. Вполне вероятно, что он не будет ничего требовать, а просто скажет, к примеру, что желал бы ту или иную вещь.
  • Компромисс. Найти альтернативный выход из ситуации с 7-летним ребенком значительно проще, чем с несмышленым малышом. К примеру, если есть необходимость идти в магазин и ранее были инциденты капризов, то следует заранее подготовиться. Можно поговорить с ребенком и объяснить ему, что интересующей чада покупки не будет, так как на данный момент нет такой возможности. Следует учесть, что капризы по данному поводу будут бессмысленными и если малыш пообещает вести себя прилично, но затем нарушит свое слово, его желание однозначно не сбудется.

Можно попробовать перенаправить гнев маленького человечка в другое русло. Рекомендация особенно подойдет чрезмерно эмоциональным детям. Нужно отдать ребенка на спортивную секцию или предложить заниматься другим интересным ему делом. Дополнительный выплеск эмоций будет происходить во время физической активности.