«Спортивные и подвижные игры как средство физического и духовного развития личности. Их место в рамках школьной программы физического воспитания. Влияние спорта на развитие личности

Эта статья для тех, кто хочет заняться спортом , но ленится. Спорт – один из важнейших факторов общего развития личности, который гармонично вписывается и сопровождает нас на протяжении всего жизненного пути. Под спортом здесь я имею в виду общее совершенствование тела с целью достижения физической гармонии. Помимо наращивания мускулатуры и занятий с тяжестями, сюда же можно отнести йогу, цигун, ушу, плавание, бег и др. дисциплины. Главное сделать свой выбор и действовать.

Мотивация

Как и в любом начинании в занятиях спортом решающее значение имеет мотивация . Мы должны четко помнить о причинах, которые побуждают нас заниматься спортом, тогда проблем с тем, чтобы начать не будет. Что мотивирует нас заниматься самосовершенствованием на физическом уровне? Какие причины у нас есть для этого?

Занятия спортом дают здоровье, силу, выносливость, гибкость, хорошую фигуру, уверенность в себе и развивает волю. Когда Вы чувствуете лень, необходимо просто вспомнить все эти стимулы. Держите эти мотивирующие факторы в голове. Можете вспомнить их по порядку и подумать, действительно ли Вы желаете быть здоровым, энергичным, сильным и уверенным в себе человеком? Действительно ли Вам нужна развитая сила воли ? Или Вас устраивает слабость, пассивность и безволие? Попробуем рассмотреть все мотивирующие факторы (причины) для регулярных занятий спортом подробней.

Здоровье

То, что занятия спортом поддерживают и укрепляют Ваше здоровье – бесспорный факт. Пассивный образ жизни приводит к повышению артериального давления, мышцы слабеют и теряются в жировых прослойках, кровообращение замедляется, кости становятся хрупкими, человек быстро утомляется и оказывается в состоянии депрессии .

Здесь действует «закономерность энтропийного динамического равновесия». Самоорганизующаяся система не может пребывать в точке абсолютного равновесия длительное время. Она либо развивается, либо деградирует. Для развития, система нуждается в постоянном влиянии извне. Когда, занимаясь спортом , мы влияем на наше физическое тело умеренными упражнениями, мы вносим легкий дисбаланс для того, чтобы получить развитие на новом уровне, что проявляется в развитии мускулатуры, выносливости, гибкости и др. Иначе – деградация. Однако если влияние на систему (нашего тела) было излишним, это может привести к переутомлению и разрушению. Поэтому занятия спортом должны быть умеренными. Не стоит доводить себя до истощения.

Занятия спортом дают физическую силу, выносливость и гибкость. Сложно переоценить влияние этих факторов на нашу жизнь. Физическая сила необходима, чтобы сделать любое движение. Если силы и выносливости недостаточно, движения будут даваться тяжело, а в иных случаях окажутся просто невозможными. Если человек ведет пассивный образ жизни , даже будучи молодым, ему, например, будет трудно подняться на пятый этаж пешком. А что ждет его в старости? Если мышцы туловища ослаблены, даже в сидячем положении человек может испытывать усталость. И напротив, человек, занимающийся спортом, даже в старости будет оставаться сильным и выносливым.

Уверенность и воля

Благодаря регулярным занятиям спортом наша уверенность в себе возрастает. Во-первых сильный и энергичный человек способен лучше противостоять любым невзгодам судьбы. Он держится уверенней, вызывает уважение окружающих, и отстраняет внимание хулиганов. Во-вторых, многих людей излишняя худоба, дряхлость, полнота и «расплывчатость» внешности заставляет комплексовать. Конечно, мы не ищем поводов для бахвальства, подпитки эго и чувства собственной важности . Но, учитывая реакцию внешней среды, занятия спортом способствуют эффективному взаимодействию с окружающими нас людьми. Красивые и здоровые люди добавляют привлекательности самой жизни.

Если Вы решили заняться спортом и чувствуете, как лень начинает все портить, необходимо вспомнить об еще одном чрезвычайно важном “параметре”, который мы развиваем, занимаясь спортом . Это – сила воли . Когда, не смотря на лень и сопротивления ума, мы под влиянием более сильных стимулов все-таки выбираем верный путь и приступаем к занятиям, наша сила воли развивается. Регулярные занятия, словно череда небольших побед над собой. Что может дать развитая сила воли? Она может проявиться и в других начинаниях нашей жизни, которые относятся к таким сферам как: работа, учеба, быт и др. Сила воли пригождается практически в любом деле. Когда речь доходит до действий, чтобы ни плел ум, просто выключайте внутренний диалог и молча приступайте к занятиям.

Советы любителя

Если ранее вы не занимались спортом, очень благоприятно начать с групповых занятий, или с посещения спортзала. Если вам тяжело заставить себя заниматься регулярно в домашних условиях, спортзал – отличный выход. Все, что нужно сделать – это прийти. Далее все пойдет само собою. Не заниматься в спортзале просто сложно, т.к. там все располагает для занятий. В спортзале множество разных тренажеров, каждым из которых проверить свои физические способности даже интересно. Когда Вы приходите в группу, или в спортзал, глядя на то, как люди занимаются, становятся сильней физически и морально, лениться просто невозможно. Помимо прочего для новичка часто необходим тренер, который подскажет, как правильно использовать свое тело, на чем делать упор, сколько выполнять подходов того, или иного упражнения и т.п.

Если Вы занимаетесь в спортзале интенсивно по часу и более, вам вполне хватит двух-трех посещений в неделю. Совершенно не обязательно раскачивать себя до уровня бодибилдера. Если ваша цель здоровое тело, вам не обязательно становиться фанатом спортклубов. Профессиональный спорт чреват сверхнагрузками и небезопасен для здоровья. Если вы занимаетесь самостоятельно, обычно двадцати минут в день для упражнений вполне достаточно, чтобы поддерживать себя в тонусе. Время и нагрузку вы будете определять сами, в зависимости от желаемого результата. Также, могу посоветовать чаще ходить на своих ногах. Если вы не опаздываете и до пункта назначения всего две-три остановки, лучше пройти их пешком.

Занимаясь спортом достаточно интересно наблюдать за развитием собственного тела, как оно постепенно меняется и преображается. Конечно, это происходит далеко не сразу, но здесь развитие куда более заметно, чем, например, в таких сферах, как развитии личности , или духовное развитие . Уже через месяц регулярных занятий, вы сможете почувствовать перемены. Если вы — на пути развития личности и самопознания, занятия спортом просто необходимы, чтобы тело не становилось “якорем”. В конце-концов, просто помните, что присматривать за “храмом вашей души” – ваша святая обязанность.

___________________________________________________________

Самое главное в занятии спортом, это иметь цель этих занятий, ведь без цели, это все равно что автоперевозки без груза и места назначения. Быть водителем это хорошо, но знать куда ехать не менее важно. Развивать свое тело это все равно, что тюнинг ваз 2106 — чем больше усилий, тем лучший результат, но и меру тоже нужно знать

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Веланская Елена Алексеевна. Формирование физической культуры личности школьников в спортивно-игровой деятельности: на примере баскетбола: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Веланская Елена Алексеевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2009.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 09-3/1493

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена необходимостью дальнейшего совершенствования физического воспитания подрастающего поколения. Это связано с тем, что происходят существенные изменения в социально-экономическом, политическом и духовном развитии нашего государства, порождающие диалектические противоречия в сфере физической культуры.

В связи с этим, возникает потребность разработки инновационной организационно-педагогической модели физического воспитания, направленной на формирование физической культуры личности, которая предоставит широкий простор для реализации не только индивидуальных потребностей физиологического, гигиенически-профилактического и лечебного характера, но и потребностей социальной активности, подготовки к труду, использования физических и общих творческих способностей в самодеятельности, удовлетворения эстетических запросов и культурного проведения свободного времени и приобщения индивидуума к коллективу.

Проблема развития и саморазвития личности широко представлена в современных научно-теоретических исследованиях. Ее разрабатывали ведущие отечественные и зарубежные ученые (А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов, Л.П.Буева, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Ш.А. Амонашвили, Ф. Барон, Дж. Гилфорд, ГЛозанов, В.С.Мухина, К.Роджерс, А.А.Ротенберг, К.В.Тейлор, Р.Торренс, В.Франкл, Л.И.Уманский и др.).

Значительный вклад в теоретическое решение проблемы личностно-деятельностного подхода к обучению внесли работы К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Р. Бернса, А.А. Бодалева, Ф.Н. Гоноболина, В.В.Давыдова, М.А. Данилова, Л.В. Занкова, Г. Здравомыслова, И.С. Кона, А.Н.Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского, К.К. Платонова, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, М.Н. Скаткина, Т.Н. Шамовой, Г.И. Щукиной и др.

Проведённый нами анализ специальной литературы показал, что методологические и методические изыскания в области формирования физической культуры личности представлены в работах М.Я. Виленского, Л.ИЛубышевой, В.И. Лях, Л.Б. Кофман, В.В. Приходько, Т.В. Скобликовой, на других ступенях - в работах В.К. Бальсевича, Е.Я. Бондаревского, В.А. Кабачкова, А.П. Матвеева, Н.Х. Хакунова, А.Г. Комкова и др.

Несмотря на достаточно глубокие исследования и разработку методологической базы (П.Ф. Лесгафт, В.У. Агеевец, В.К. Бальсевич, Н.Н.Визитей, М.Я. Виленский, В.М. Выдрин, Ю.А. Гагин, Г.Г. Дилигенский, СВ. Дмитриев, СП. Евсеев, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, Н.И. Пономарев, М.В. Прохорова, Е.В. Утишева и др.), проблема формирования физической культуры личности школьников на сегодняшний день остается острой и открытой.

Позиция нового видения сущности физического воспитания школьников получила развитие в работах В.И. Столярова, В.К.Бальсевича, В.П.Моченова, Л.И.Лубышевой и других.

\7 V

Спортивно-игровая деятельность является важным элементом системы физического воспитания и выступает как явление системное, средства и методы которого всесторонне воздействуют на организм и личность занимающихся (Ю.И. Портных, Е.М. Геллер, Ю.Г. Коджаспиров, В.П. Черемисин, Е.В.Конеева).

В физическом воспитании школьников подвижные и спортивные игры выполняют несколько функций: - компенсирующую: игра позволяет разрядить избыток нервной энергии, сил, накопленный, но не израсходованный в трудовой деятельности; т.е. «сбросить» эмоциональное и интеллектуальное напряжение, полученное ребенком на предыдущих уроках; восстанавливающую: при этом дети способны играть даже в состоянии усталости; в это время в игровой деятельности актуализируются силы и свойства, которые не были задействованы ранее, и тем самым восстанавливается жизненное равновесие. Таким образом, именно игра становится своеобразным допингом для накопления новых жизненных сил;

- антиципации (предвосхищения): в условной игровой ситуации моделируются различные типы поведенческих реакций, отрабатываются умения, навыки, качества, которые понадобятся школьнику в схожей реальной ситуации (ловкость, глазомер, настойчивость и т.д.)

Систематическое включение школьников в спортивно-игровую деятельность в группах продленного дня, на удлиненных переменах, секциях и кружках способствует оптимизации двигательного режима, улучшению здоровья, повышению умственной работоспособности. Важное значение игровые средства имеют также для формирования интереса школьников к физкультурно-спортивной деятельности и для іуманизации детско-юношеского спорта. Игровые методы используются на занятиях корригирующей гимнастикой с детьми младшего школьного возраста, для повышения уровня знания школьников об античных Олимпийских играх, формирования поведения детей в духе принципов «честной игры» и т.д.

Спортивно-игровая деятельность позволяет решить комплекс важных задач в физкультурно-спортивной работе со школьниками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические качества, но также умственные и творческие способности, нравственные качества и т.д.

В связи со сказанным становится очевидно использование спортивно-игровой деятельности в формировании физической культуры личности школьников.

В свете вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия формирования физической культуры личности школьников в спортивно-игровой деятельности?

Решение этой проблемы составляет цель исследования. Объект исследования. Физическое воспитание школьников. Предмет исследования. Формирование физической культуры личности школьников в спортивно-игровой деятельности.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность формирования физической культуры личности школьников может быть существенно повышена при следующих педагогических условиях:

в основу физического воспитания школьников положено новое содержание образования, ориентированное на развитие личности каждого ребенка; гуманистическая ориентация администрации и педагогического коллектива школы; программно-целевой подход и оптимальная организация занятий по баскетболу; педагогический мониторинг процесса и результатов формирования физической культуры личности;

включение в образовательный процесс специальных исследовательских и развивающих программ, обеспечивающих самопознание и саморазвитие личности в процессе занятий баскетболом;

разработана и реализована технология формирования физической культуры личности школьников в спортивно-игровой деятельности; использование ее соревновательного потенциала, ориентация на спортивное и личное самосовершенствование в процессе занятий баскетболом, здоровый образ жизни.

Задачи исследования:

    Выявить возможности спортивно-игровой деятельности в формировании физической культуры личности школьников.

    Определить содержание, структуру, критерии и уровни сформированности физической культуры личности школьников.

    Обосновать технологию формирования физической культуры личности школьников в спортивно-игровой деятельности (на примере баскетбола).

    Определить совокупность средств, форм и методов формирования физической культуры личности школьников в процессе занятий баскетболом.

    Выявить и экспериментально проверить педагогические условия формирования физической культуры личности школьников в спортивно-игровой деятельности (на примере баскетбола).

Методологическую основу исследования составляют общенаучное основополагающее положение о личности как саморазвивающейся системе, о деятельностнотворческой сущности личности, о единстве теории и практики, системный подход, актуализирующий требования к формированию физической культуры личности школьников в тесной связи с другими компонентами его подготовки.

Теоретической основой исследования явились фундаментальные положения отечественных и зарубежных педагогов и психологов: о сущности и психологических особенностях личности и ее развитии в деятельности (Г.А.Асмолов, А.А.Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, В.Я. Ляудис, К.К.Платонов и др.), личностно-деятельностный подход к изучению развития личности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, С.Л.Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.), о физическом воспитании детей школьного возраста (В.П.Филин, Н.А.Фомин, А.А. Гужаловский, В.И. Лях, В.К.Бальсевич, А.Г. Комков), о формировании физической культуры личности (М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, А.П. Матвеев, Н.В. Барышева, О.А. Борисова,

Т.В. Скобликова и др.), о спортивно-игровой деятельности (Ю.И. Портных, Ю.Н. Портнов, Ю.Д. Железняк, Б.Е. Лосин, Е.В. Конеева и др.)

Названные выше цели и задачи, а также характер диссертационной работы, сочетающий теоретические изыскания и описание практического воплощения предмета исследования, определили комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ и обобщение философской, психолого-педагогической и специальной литературы; опрос, педагогическое наблюдение, экспертная оценка, педагогический эксперимент, контрольные испытания, методы статистической обработки полученных результатов; изучение и обобщение педагогического опыта.

Базой исследования явилась МОУ лицей № 17 г.Калининграда, прогимназия № 73 г. Владимира. В общей сложности в исследовании было

пп плт".г-.т.г.т-.г...^. 11С..... .. - 1 t * ^ -

ju^CnwiDUDanu i^.~> шиилрппнив в uujpacic Ul 1 і ди 1U лет.

В лонгитюдном исследовании принимала участие экспериментальная группа школьников - 28 учащихся одного класса МОУ лицей № 17 г.Калининграда начиная с 5 класса и заканчивая 10 классом, в числе которых 16 девочек и 12 мальчиков в возрасте от 11 до 16 лет.

Организация исследования предусматривает три этапа в решении поставленных задач:

Первый этап продолжался с 2001 по 2004 гг. На этом этапе осуществлялся подбор и изучение материала по теме исследования в процессе работы учителем физической культуры. Изучалась эффективность занятий по физической культуре, проводился ретроспективный анализ собственного опыта работы. Подвергалась теоретическому анализу специальная литература, программы по физическому воспитанию школьников, планы проведения спортивно-массоных мероприятий в школах. Формулировались цель, задачи, предмет, объект и Гипотеза исследования. Подбирались методы исследования. Началось проведение педагогического эксперимента.

Второй этап - с 2004 по 2006 гг. Проводилось тестирование уровня сформированности физической культуры личности школьников экспериментальной группы. Продолжалось проведение экспериментальной работы и анализ литературы по проблеме исследования.

Третий этап - с 2006 по 2009 гг. На этом этапе осуществлялся анализ полученных в ходе исследования результатов, интерпретировались и подвергались математической обработке данные педагогического эксперимента по проверке педагогических условий формирования физической культуры личности школьников в спортивно-игровой деятельности. Осмысливались основные выводы по работе. Оформлялась рукопись диссертации.

Научная новизна исследования заключается в разработке нового подхода к формированию физической культуры личности школьников в спортивно-игровой деятельности (на примере баскетбола):

Разработана модель формирования физической культуры личности школьников в процессе занятий баскетболом, представленная операциональным, мотивационно-ценностным и практико-деятельностным компонентами;

Вскрыты и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие
формирование физической культуры личности школьника в спортивно-игровой
деятельности,

Разработана и научно обоснована технология формирования физической
культуры личности школьников в спортивно-игровой деятельности;

Разработана методика диагностики сформированное физической
культуры личности учащихся, с помощью которой получены данные уровнях
физического развития, физической, технической и тактической
подготовленности школьников за пять лет занятий баскетболом.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты настоящей работы расширяют и дополняют современные представления о теории и методике физического воспитания: выявлены

СОДСрЖаТелЬНЫС И ТехНОЛСГКЧССККС OCGuCKHGCTK Cn^»pTiiBnw~rii jjGIjOU

деятельности и ее возможности в формировании физической культуры личности школьников; в обосновании потенциала спортивно-игровой деятельности, обеспечивающего формирование основных компонентов физической культуры личности школьников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы:

создают предпосылки для формирования физической культуры личности школьников в спортивно-игровой деятельности;

могут быть внедрены в учебный процесс по физическому воспитанию учащихся в школах различной направленности и типа.

Практическая значимость диссертационной работы заключается также в

улуЧІІіСКИИ ЇСсІЧССТБсї ЗЗНЯТИИ ГТО ^/йЗйЧеСКОМу БОСПИТаНИхО уЧьИЦНХСл,

повышении уровня сформированное физической культуры личности по отдельным компонентам, что имеет для них личную значимость, подтверждается актами об их внедрении в практику работы учебных заведений различного типа.

Достоверность полученных результатов определяется адекватностью применения методик исследования, анализом полученных данных с применением методов математической статистики, обсуждением их с опорой на современную педагогическую методологию и с учетом сведений, полученных другими исследователями.

Основные положения, выносимые на защиту:

    Спортивно-игровая деятельность является эффективным средством приобщения школьников к занятиям физической культурой, привития интереса и потребности в этих занятиях; создает условия для формирования основных составляющих физической культуры личности (практико-деятельностного, операционального и мотивационно-ценностного компонентов).

    Баскетбол обладает прекрасными возможностями для формирования физической культуры личности школьников: большая динамика, разнообразие и естественность движений; коллективность действий; соревновательный характер; непрерывность и внезапность изменения условий игры; высокая эмоциональность; самостоятельность действий; этичность игры.

3. Модель формирования физической культуры личности школьников в
спортивно-игровой деятельности (на примере баскетбола) представлена
следующими компонентами:

Физическое совершенство личности, определяющее состояние ее здоровья,
психофизиологические и физические возможности как фундамент активно
преобразующей социально значимой деятельности, умения и навыки игры в
баскетбол, необходимые и достаточные для этого;

Деятельностный подход, проявляющийся в широком диапазоне
познавательной, пропагандистской, организаторской, инструкторской
судейской, по самосовершенствованию, саморазвитию, самовоспитанию и
других видах активности в процессе занятий баскетболом;

мотивационно-ценностные ориентации личности на активно-положительное отношение к баскетболу, сформированную жизненную потребность в нем, систему знаний и убеждений, организующих и направляющих познавательную и практическую активность личности.

4. Эффективность формирования физической культуры личности
школьников в спортивно-игровой деятельности (на примере баскетбола)
обеспечивается реализацией определенных педагогических условий, а именно:

Организационных - поддержка администрации и педагогического
коллектива школы; программно-целевой подход и оптимальная организация
урочных и внеурочных занятий баскетболом; педагогический мониторинг
процесса и результатов формирования физической культуры личности;

методических - разработка программы преподавания баскетбола в лицее; личностно-ориентированная парадигма обучения; наличие методических материалов и практических рекомендаций;

мотивационных - учет особенностей и традиций школы, потребностей и интересов учащихся; включение их в соревнования по баскетболу и использование их мотивационного и воспитательного потенциала, ориентация на спортивное и личное самосовершенствование в баскетболе.

5. Разработанная технология, представляющая собой описательный аналог
данного процесса, включает цель, содержание, поэтапную организацию
учебного процесса, средства и методы баскетбола, мотивацию, диагностику,
является эффективной для решения задач формирования физической культуры
личности школьников.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались, обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры спортивных игр факультета физической культуры Российского государственного университета им. И.Канта (г.Калининград), кафедры спортивных дисциплин и методики их преподавания факультета физической культуры Московского педагогического государственного университета, V международной научно-практической конференции «Организация физической культуры и спорта в условиях развития региона» (г. Калининград, 2003), III международной научно-практической заочной конференции «Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте» (г. Смоленск, 2004), III международной научно-практической

конференции «Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве» (г.Калининград - Варшава, 2005), международной научной конференции «Инновации в образовании и науке» (г. Калининград, 2005), VI международной научно-практической конференции «Теория и практика физической культуры и спорта в современных условиях образования» (г. Калининград, 2005), IV международной научно-практической конференции «Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте» (г. Смоленск, 2006), I международного конгресса «Термины и понятия в сфере физической культуры» (г.Санкт-Петербург, 2006), Всероссийской научно-практической конференции «Подготовка педагога по физической культуре в условиях модернизации Российского образования» (г. Москва 2007), отражены в десяти публикациях автора.

Диссертация представляет собой рукопись общим объемом 200 страниц, содержит 8 рисунков и 12 таблиц, состоит из введения, двух глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений.

Во введении обоснованы актуальность исследования, определены методологические характеристики научного аппарата исследования: проблема, объект, предмет, цель, задачи, методологические и теоретические основы, методы и логика исследования, его новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основы формирования физической культуры личности школьников» проанализирована философская, научно-методическая литература по проблеме исследования; определены содержание, структура, критерии и уровни сформированное физической культуры личности школьников; раскрыты сущность и содержание спортивно-игровой деятельности в физическом воспитании школьников; установлены возможности баскетбола в формировании личности; изложены концептуальные идеи, определяющие содержание и структуру исследования.

Во второй главе «Педагогические условия формирования физической культуры школьников в спортивно-игровой деятельности» раскрыты основные методы исследования, использование которых позволило получить объективные и достоверные результаты; показаны особенности организации исследования и его этапы; анализируются и обсуждаются результаты эмпирической части исследования.

В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы основные выводы, подтверждающие гипотезу, а также обоснованность защищаемых положений.

Список литературы включает 200 наименований, из них 3 иностранных авторов.

В приложении представлен дополнительный процессуальный материал исследования.

Спорт - очень сложен и порой противоречив. Поэтому влияние его на становление личности не однозначно. Поэтому сами спортсмены видят в спорте, ценят в нём то одну, то другую его сторону. Работа над собой, большие физические и волевые напряжения, борьба за лучший результат, за победу в соревновании воспринимают и осмысливаются спортсменами по-разному. Совершенно очевидно, что, занимаясь спортом, человек в первую очередь совершенствует и укрепляет свой организм, своё тело, свою способность управлять движениями и двигательными действиями. Спорт, вне всякого сомнения - одно из главных средств воспитания движений, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств. Но не только. В процессе занятий спортом закаляется его воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска.

Роль спорта в воспитании "нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство" велика и многозначительна, нелишне привести здесь высказывания тех, кто целиком посвятил себя этой деятельности и добился известных результатов, личных и общественных. Спорт наряду с живописью, ваянием, музыкой и балетом постепенно убеждает людей, что человеческое совершенство - одна из прекраснейших ценностей жизни. Так говорят даже философы, и их слова созвучны с суждениями спортивной общественности. Многие говорят, что высший смысл спорта в раскрытии способностей человека. И не только физических. Спорт делает человека естественнее, ближе к тому идеалу, когда сглаживается жестокое противоречие с мудростью природы, наделившей всё живое радостью жизни. Эта мысль близка к философскому обобщению человеческого бытия.

Социализация спортсмена. Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.

Ценностный потенциал спорта позволяет решать целый ряд воспитательных задач. Спорт - это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет юному спортсмену стойко переносить трудности, нередко возникающие у ребенка в школе, в семье, в других жизненных ситуациях.

Первичная социализация спортсмена - это сфера межличностных отношений (например, спортсмен - тренер). Вторичная социализация - сфера социальных отношений (например, спортсмен - федерация по виду спорта). Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (например, тренер - администратор, воспитатель, учитель), а вторичной - одну, две.

Социальная ответственность спортсмена. Современный спорт, выполняя многочисленные социальные функции, становится полифункциональным и многомерным. Многообразие социальных функций стало основанием для классификации и типологии разновидностей спорта, среди которых явно сформировались следующие направления:

массовый спорт (народный, ординарный, "спорт для всех");

спорт высших достижений (олимпийский спорт, большой спорт);

профессиональный (коммерческий) спорт.

Каждый, кто связывает свою жизнь со спортом, решает индивидуальные задачи в рамках тех возможностей, которые содержатся в той или иной разновидности спорта.

Целеустремлённость - проявление воли, характеризующееся ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на непреклонном движении к поставленной цели.

Настойчивость и упорство - проявление воли, характеризующееся длительным сохранением энергии и активности в борьбе за достижение цели и преодоление многих, в том числе неожиданно возникающих препятствий.

Решительность и смелость - проявление воли, характеризующееся своевременностью и обдуманностью их реализации в

практических действиях, отсутствием боязни принять ответственность за решение и его исполнение даже в условиях риска и опасности.

Инициативность и самостоятельность - проявление воли, характеризующееся личным почином, новаторством, творчеством и быстротой мышления в действиях, направленных на достижение цели, отсутствием ориентировки на помощь извне, устойчивостью по отношению к внушающим влиянием других людей и их действий.

Выдержка и самообладание - проявление воли, характеризующееся сохранением ясности ума, возможностью управлять мыслями, чувствами и действиями в условиях эмоционального возбуждения или подавленности, интенсивных напряжений, утомления, возникновения неожиданных препятствий, неудач и влияния других неблагоприятных факторов.

Таким образом, становиться ясно, что спорт влияет на формирование важной черты личности, в значительной степени, определяющей результативность, плодотворность, полезность человеческой деятельности, её вклад в общее дело. Спорт может формировать у человека столь необходимую ему в жизни уверенность в себе, в своих силах, преобладающий положительный и стенический эмоциональный фон, оптимизм. Как черту характера. Влияние спорта на развитие этих черт личности во многом связано с организацией всего процесса обучения, воспитания и тренировки спортсмена.

Год от года спорт становиться сложнее, умнее, интереснее, а активный интерес к спорту проявляет всё большее число людей. А значит - доля влияния физкультуры и спорта на становление личности человека постоянно возрастает.

«Формирование личности ребенка через игровые формы работы на уроках физкультуры»

В настоящее время жизнь предъявляет все новые требования к школе, к учителю, к учащимся.

Физическое воспитание учащихся является важной частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся к жизни.

Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику. Это связано с их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, и конечно с тем, что, ученики попадают в новые условия, к которым им нужно привыкнуть. Когда ребенок начинает учиться растет объем умственного труда, а двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе, наоборот, ограничиваются. Поэтому правильное физическое воспитание является необходимым условием всестороннего развития личности ученика, действенным фактором повышения его умственной работоспособности.

Существует множество форм, методов и технологий работы по физическому воспитанию. Они требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы.

Поподробнее я хочу остановиться на игровой технологии. Игровые технологии в школе являются важным средством, решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений.

Игра - один из древнейших, но все же, актуальных методов обучения. Она является важным способом передачи опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации и сосредоточивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений. Включение игры в учебный процесс повышает интерес к учебному предмету, создаёт ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. Она является основным видом деятельности в начальной школе на уроках физической культуры.

Игры используют в каждом разделе программного материала, а подвижные игры выделены в программе в отдельном разделе.

Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным. В игре ребенок получает удовлетворение физических и духовных потребности. В игре формируются ум ребенка, его волевые качества. Подвижные игры - это доступный и очень эффективный метод воздействия на ребенка. В игре все обычные становится привлекательным. Главная отличительная черта подвижных игр - это наличие двигательных действий, поэтому они являются средством и методом физического развития.

Практика показывает, что применение игровых технологий с учетом возрастных особенностей не теряет свою актуальность в средней, в старшей школе.

Принципы игровой технологии:

Принцип постепенности - от простого к сложному. Учитель показал, как учить технику приёма и передачи мяча в игре волейбол уже с начальных классов.

Принцип наглядности - суть этого принципа состоит в том, что учитель, использует показ и различные наглядные пособия, создает ясное представление об изучаемом материале, помогает более отчетливо понять его.

Принцип доступности - это подбор упражнений по сложности в соответствии с индивидуальными возрастными, половыми особенностями, также степенью подготовленности. Упражнения должны быть доступны и в то же время представлять определённую трудность для занимающихся.

Принцип прочности состоит в том, что изученный материал путём повторений доводится до прочного навыка. Игровые технологии используются для развития физических качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости);

Подвижные игры на уроках физической культуры используются для решения:

1) образовательных задач (закрепление и совершенствование изучаемых приёмов игры, развитие умения ориентироваться на площадке во время игры, увеличение моторной плотности уроков);

2) воспитательных задач (чувства солидарности, товарищества, честности, ответственности за действие друг друга);

3) оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы.

Также в процессе игры вырабатывается взаимопонимание партнёров в коллективе, которое так необходимо в командных и лично-командных соревнованиях.

Педагогические наблюдения показывают, что важный результат игры - это эмоциональный подъём детей. Благодаря этой особенности, игры больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у детей. Игровые виды и действия требуют всего комплекса скоростных способностей от учащегося в связи с тем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальной скоростью, а также учитывать функциональные возможности учащегося. Использование разнообразных игровых вариантов позволяет повторять знакомые ученику действия с повышенными требованиями, способствует сохранению у него интереса к игре.

Исходя из вышесказанного, можно разделить игры на три группы: некомандные игры - это игры в которых отсутствуют общие цели для играющих. В этих играх дети подчиняются определённым правилам, которые предусматривают личные интересы играющего, например: «Пустое место», «Удочка», «День и ночь», «Самый сильный медвежонок». игры переходные к командным - это игры, в которых отсутствует постоянная общая цель для играющих, нет необходимости действовать в интересах других. В этих играх дети начинают включаться в коллективную деятельность, например: «Жуки», «Светофор», «Два медведя». командные игры - это игры, которым характерна совместная деятельность, направленной на достижение общей цели, например: «Невод», «Воробьи и вороны», «Снайперы», «Перестрелка», «Огонь с четырёх сторон».

Для того, чтобы организовать интересный урок или весёлое мероприятие учителю нужно подробно ознакомиться с основными видами игровых технологий. Продумать весь ход игры. Интерес к этим урокам стимулирует у детей развитие волевых качеств, побуждает детей к творческому самовыражению.

Важной особенностью игровых технологий на уроках физкультуры является связь с другими предметами. Почти на каждом уроке дети работают с мячами, скакалками, обручами. Также дети используют на практике знания, которые получили на уроке физкультуры.

На каждом уроке физической культуры применяются элементы игровой технологии:

Для обучения двигательным действиям (подвижные игры, спортивные игры - баскетбол, волейбол, футбол)

Для развития разных физических качеств (различные эстафеты, подвижные игры) - для формирования понятий о нормах общественного поведения, воспитания культурных навыков поведения

Для увеличения положительных эмоций от занятий физической культурой, повышения интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Результатом использования игровой технологии является: активная двигательная деятельность игрового характера, положительные эмоции, которые усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем

В последнее время подвижные игры все чаще используются учителями физической культуры. Творчески работающие педагоги, я в том числе, стремятся широко и разносторонне вводить игру или ее элементы в повседневную жизнь учащихся.

Таким образом, значимость игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися в игровых условиях, облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами. А также, помимо выше сказанного, игровой метод позволяет отвлечь занимающихся от порой непрерывной монотонной работы на уроке, повысить эмоциональность занятий, внести в них разнообразие.

Список используемой литературы и источников:

    Ильин Е.Н. Рождение урока. М. 1986.

    // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 10-11.

    Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров, 1995,

    Педагогика физической культуры и спорта: учебник/ под.ред. С.Д. Неверковича.- М.: Физическая культура, 200

Футбол – это известная и массовая игра. Футбол – одно из самых легкодоступных, широко распространенных, популярных средств физического воспитания и укрепления здоровья всех слоев населения. В нашей стране футболом занимаются, увлекаются около 3 миллионов человек.

Коллегиальный характер футбольной деятельности воспитывает чувство дружбы, братства, взаимовыручки, развивает такие моральные качества, как чувство ответственности, почет к товарищам по команде и соперникам, приучение к дисциплине, инициативность. Также игре необходима подчинение личных стремлений интересам команды.

Во время игры нужно уметь овладеть сложной техникой и тактикой, совершенствовать физические способности, преодолевать усталость, боль, вырабатывать устойчивость к плохим условиям окружающей среды. Все это помогает воспитанию волевых черт характера: выдержки, смелости, стойкости, решительности.

Игра в футбол предъявляет строгие требования к личности игроков. Также футбол влияет на процесс становления личности спортсмена. Результатом спортивной деятельности являются не только физическая, техническая, тактическая подготовка и спортивный результат, но и психологические изменения, к которым относится сфера личности.

В исследованиях психологических особенностей спортивных игр неполно представлен материал, касающийся личности футболиста, особенно на этапе наиболее активного включения школьников в спортивную деятельность – в подростковом возрасте.

Помимо этого, подростковый возраст – ключевой этап в развитии личности. В этот период впервые формируется устойчивая система личностных качеств, закладываются механизмы психической регуляции деятельности: направленность личности, самооценка и др.

На этом возрастном этапе развития виден качественный сдвиг в развитии самосознания человека. Стремление к взрослости и самостоятельности, критическое отношение к окружающим, умение подчиняться нормам коллективной жизни определяют все другие особенности - поведение, направленность активности и т. п.

Подростковый возраст отличается от всех других этапов жизни человека темпами роста и развития организма, особенностями физиологических процессов, также половым развитием. Многие изменения, происходящие в этом возрасте, имеют отношение к двигательной деятельности подростка.

В подростковом возрасте появляется большой интерес к собственному «Я», желание познать себя, свои возможности, силы. Самосознание предполагает самооценку. Интенсивное развитие самосознания рождает потребность в самовоспитании. Подростки стремятся стать активными, сильными, смелыми. Настоящие возможности воспитать у себя такие качества появляются в занятиях спортом.

Ключевая особенность личности подростков - стремление к самоутверждению, стремление занять свое место в обществе. Поэтому огромное значение в жизни подростков имеет коллектив, в котором они учатся или занимаются спортом.

Среди проблем спортивной медицины главное место занимают исследования, которые посвящены изучению влияния занятий спортом на здоровье человека. Данная проблема имеет важное теоретическое и практическое значение для спортивной медицины.

Вопрос о влиянии спортивных занятий на здоровье получает большой интерес из-за особенностей настоящего этапа развития спорта. Известно, что уровень спортивных достижений и их высокий рост влекут изменения в системе подготовки спортсменов, а именно высокого класса. Ранняя спортивная специализация, интенсивные тренировочные нагрузки, большая психоэмоциональная напряженность- все это предъявляет высокие требования к организму. Из-за высоких запросов, предъявляемых к организму спортсмена современным спортом, появляется нужда улучшения методов врачебного контроля. Врачебный контроль - важный элемент общей системы подготовки спортсменов.

Привыкание организма к мышечной деятельности является сложным взаимодействий различных функций организма. Адаптация обеспечивается процессами регулирования, направленными на сохранение физиологических параметров или такое изменение, которое адекватно запросам, предъявляемым к организму.

Спортивная тренировка оказывает влияние на улучшение центральных механизмов регулирования, оптимизации межсистемных и внутрисистемных функций, высокому развитию процессов саморегуляции на всех уровнях жизнедеятельности организма - системном, органном, клеточном, субклеточном. Эти механизмы обеспечивают покрытие больших энергетических запросов и компенсацию дефицита в кислороде при напряженной мышечной работе, что является фактором предохранения организма от появления нарушений состояния здоровья спортсменов.

В настоящее время считается фактом, что психологический настрой спортсмена – это главный фактор победы в спорте. Поэтому в последнее десятилетие психологи спорта и специалисты смежных наук уделяют особое внимание разработке специальных технологий психологической подготовки спортсменов на основе соответствующих методов психодиагностики.

Свойства нервной системы и темперамент человека в спортивной деятельности – тот фактор, который определяет направление и степень влияния психического стресса на уровень достижения спортсменов, т.е. от них зависит терпимость к стрессу. Именно свойства нервной системы и темперамента определяют индивидуальные стрессовые нормы спортсменов в соревнованиях.

Но психологические факторы имеют значение не только во время соревнований. Достижение спортсменом высокой физической, тактико-технической подготовленности главным образом связано с развитием у него определенных особенностей физических функций и качеств его личности. Нельзя добиться совершенства в выполнении тех или иных технических приемов без высокого и специального развития двигательной чувствительности, двигательной памяти, внимания и т.д.

Физиологической основой психики является нервная система, которая функционирует подобно другим системам – мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и т.д., но гораздо чувствительнее к разным воздействиям. Поэтому игнорирование психологической готовности в спорте высоких достижений просто невозможно.

Хотелось бы также отметить, какую же пользу несет в себе игра в футбол.

· Исправляет состояние здоровья человека.

· Влияет на укрепление иммунитета.

· Частично убирает вероятность возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, снижает кровяное давление.

· Улучшает циркуляцию крови, и, следовательно, снабжение кислородом органов.

· Улучшает обмен веществ в организме.

· По словам специалистов, частая игра в футбол способствует укрепление костной ткани и хорошо влияет на опорно-двигательный аппарат.

· Во время игры в футбол движения очень разнообразны, что позволяет укрепить большинство мышц организма.

· Развивается ловкость и улучшается координация движений.

· Футбол – хороший помощник в борьбе с лишним весом.

· Футбол, как и другие виды физической активности, помогает бороться со стрессами и депрессиями, улучшает настроение и сон.

· Футбол важен для развития личностных качеств, таких как умение работать в команде, воля к победе, целеустремленность, ответственность, упорство, смелость и др.

Важно отметить, какой вред может нести игра в футбол.

Футбол считается очень опасным видом спорта и может принести серьезные травмы игрокам. Но если Вы делаете разминку перед игрой и играете в компании с людьми, которые ведут себя корректно по отношению к сопернику, то риск получить травму значительно снижается.

Список литературы

1. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании.- М: Физкультура и спорт, 1978.

2. Боген М. М. Обучение двигательным действиям.-М.: Физкультура и спорт, 1985.

3. Введение в теорию физической культуры. Под ред. Л. П. Матвеева.- М.: Физкультура и спорт, 1983.

4. Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию. Сост. В. П. Богословский.- М.: Просвещение, 1984.

5. Управление физической культурой и спортом. Сост. И. И. Переверзив, Н. Н. Бугров, Я. Р. Вилькин и др.- М.: Физкультура и спорт, 1987.

6. Физическое воспитание. Под ред. Б. А. Головина, В. А. Маслякова, Л. В. Коробкова и др.- М.: Высшая школа, 1983.