Нетрадиционная форма проведения собрания в старшей группе. Презентация "нетрадиционные формы родительских собраний"

Цель : Познакомить родителей с особенностями развития детей 5-6 лет.

Задачи:

1. Формирование у родителей практических умений в области взаимодействия с детьми. 2. Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним.

3. Эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения.

Оборудование: Клубочек с нитками, цветик-семицветик на каждого родителя, фломастеры, листочки с вопросами, на каждого родителя.

Форма проведения : круглый стол.

Воспитатель : Здравствуйте, наши уважаемые родители! Собрались мы сегодня с вами в начале нашего учебного года. Я бы хотела еще сегодня поговорить конкретно наших детках, о достижениях, проблемах. Мы, коллектив нашей группы хотим, чтобы мы с вами были одна дружная, крепкая семья. И это мы сейчас с вами увидим.

Игра »Клубочек» Передаем клубочек друг другу разматываем его, и отвечаем на вопрос: «Что вас радует в вашем ребенке? » (Родители, называя положительные качества ребенка, постепенно разматывают клубок.)

Вывод: Из всего услышанного можно сделать вывод, что нашу группу посещают умные, жизнерадостные, любознательные и в меру подвижные дети.

Уважаемые родители, ответьте и на другой вопрос:

«Что огорчает вас в вашем ребенке? » (родители, называя негативные качества ребенка, постепенно сматывают клубок.) Вывод: проблемы наших детей заключаются в непонимании нас – взрослых, наших требований. Зачастую нам не хватает терпения и доверия. Для того чтобы заслужить доверие ребенка, надо иметь с ним общие интересы. Хорошо, если вас связывают общие увлечения. А как мы их любим! А какими мы их называем ласковыми, нежными, теплыми словами.!

Вот сейчас мы с вами поиграем в игру» Цветик - семицветик». (на столах родителей лежат цветы со стебельками) - Перед вами цветик – семицветик. представьте, что это ваш малыш, нежный, цветущий. Напишите на лепестках ласкательные производные от имени или семейные прозвища. На стебельке - имя, которым вы обращаетесь к ребенку, когда недовольны им, сердитесь на него. (Дается 2-3 минуты для заполнения цветка) Мы дарим цветок имени вашего малыша. Пусть он лежит в семейном альбоме, ведь это часть его жизни, а потом станет частью истории вашей семьи. 3 . Ну, а сейчас мы узнаем как вы знаете своих деток. (на столе лежат листочки с вопросами) родители по очереди отвечают.

3. На ваш взгляд ваш ребенок ориентируется в частях суток? 4. Знает ли ваш ребенок адрес проживания? 5. Может ли ваш ребенок назвать любимую сказку, прочесть стихотворение? 6. Может ли ваш ребенок сочинять сам сказку? 7. Ваш ребенок умеет беречь живые объекты окружающего мира? Как он относится к живым рыбкам, растениям? 8. Как вы думаете, может ли ваш ребенок рассказать о желании приобрести в будущем определенную профессию? 9. Как вы думаете ваш ребенок вежливый? 10. Как вы считаете, ваш ребенок может сравнить 2-3 предмета по величине? (больше - меньше, короче, одинаковые) 11. Как ведет себя ваш ребенок в гостях? 12. Может ли ваш ребенок правильно держать ножницы? Сможет вырезать из квадрата – круг, из прямоугольника – овал? 13. Что ваш ребенок больше всего любит рисовать и проявляет ли он интерес к этому виду деятельности? 14. У вашего ребенка есть интерес к лепке? На ваш взгляд? Что лепит дома? 15. Чем ваш ребенок информирует придя из детского сада ? 16. Интересуется ли ваш ребенок звуками речи? Слышит ли первый звук? Сможет придумать слово на заданный звук? 17. Сможет ли ваш ребенок сочувствовать обиженному и не соглашаться с действиями обидчика?

18. Может ли ваш ребенок определить положение предметов в пространстве по отношению к себе? (впереди – сзади, вверху – внизу).

Хочу напомнить Вам, что теперь мы старшая группа. У нас изменился режим дня, время проведения и количество занятий в день.

Чтобы образовательный процесс быль правильно организован мы в своей работе опираемся на основные нормативно-правовые документы, регламентирующими деятельность ДОУ:

На сегодняшний день мы работаем по программе дошкольного образования

« Детство»

Ваши детки стали старше, в связи с этим у них увеличиваются их обязанности. И мне бы очень хотелось, чтоб Вы - родители относились серьезно к образовательному процессу.

Согласно ст.18 Закона РФ об образовании,

п.1:«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте»

п. 2: «Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных учреждений»

Мы готовим детей к школе, вырабатываем усидчивость, любознательность, внимание, память.

И именно совместная работа нас педагогов и, Вас, родителей, могут дать положительный результат.

Дома не надо относиться к ним как к малышам, а наоборот привлекать к помощи по дому. Учитывать те рекомендации, которые дают Вам воспитатели в плане занятий. Закреплять навыки детей в лепке, рисовании, умении пользоваться ножницами. Развивать их моторику, вкус, интерес к творчеству.

Большое внимание прошу уделить Вас чтению художественной литературы. Это развивает слух, обогащает словарный запас, развивает речь, умение согласовывать прилагательные с существительными, умение правильно составить предложение. После прочтения произведения обязательно обсудите с ребенком прочитанное, чтоб ребенок учился слушать и слышать.

На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по рисованию, лепке, аппликации, математике мы следим за правильным звукопроизношением в течение всего дня.

Хочу обратить ваше внимание на то, что речь и интеллект тесно взаимосвязаны: Если мы будем совершенствовать речь - значит, повышается уровень развития мышления. Дефекты речи оказывают тормозящее действие и на развитие самой речи, и на развитие мышления ребенка, на его подготовку к овладению грамотой.

Неправильное произношение приносит детям немало огорчений и трудностей: они стесняются своей речи, чувствуют себя неуверенно, становятся застенчивыми, замыкаются, плохо идут на контакт с окружающими, мучительно переносят насмешки. Безусловно, это отразится на интересе ребенка к учебе, его характере, помешает усвоению школьной программы, послужит причиной плохой успеваемости.

Важно, чтобы Вы следили за правильной речью своих детей, необходимо постоянно напоминать ребенку: «Ты умеешь правильно говорить! »; поправлять его речь, чтобы исключить неправильный стереотип произнесения, ввести чистый звук в речь.

Сейчас мы поговорим о возрастных особенностях Ваших детей.

У пяти - шестилетнего ребенка навыки в самообслуживании, приобретенные ранее, совершенствуются. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно и опрятно одеваться, есть, пользоваться вилкой, ножом.
Таким образом, за старшими дошкольниками должны быть закреплены обязанности по самообслуживанию и родителям необходимо напоминать детям, проверять качество выполнения работы, ее результаты.
Приучая детей к самообслуживанию, взрослые должны быть требовательными. Недопустимо, если воспитатели приучают детей к самостоятельности, а родители не поддерживает ее. Подобные разногласия затрудняют процесс воспитания и подрывают авторитет воспитателей в глазах детей.
Чтобы поднять интерес детей к самообслуживанию, целесообразно использовать поощрения. Приучая ребенка к труду, необходимо постоянно его проверять, поощрять его успехи, сообщать о них другим членам семьи, всячески показывать, что труд по самообслуживанию полезен не только для него, но и для всех.

Одежда у детей должна быть удобная, чтоб процесс одевания не вызывал у ребенка затруднения и дискомфорт.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем, и существуют пока как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду, как принцесса» и т. д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы.

В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной гендерной идентично. Дошкольники оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью, прогнозируют возможные варианты разрешения различных ситуаций общения с детьми своего и противоположного пола. При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли.Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли для них являются более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникнуть конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Развивается изобразительная деятельность .Это возраст наиболее активного рисования В течении года дети способны создать до 2000 рисунков.Рисунки самые разнообразные по содержанию, это и жизненные впечатления, и воображаемые ситуации и иллюстрации к фильмам, мультфильмам.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия в которых протекает деятельность. Дети используют и называют различные детали.Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз, из природного материала. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объекта.

Развитие воображение в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающие истории.

Но хочу отметить, что воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активации.

Продолжает совершенствоваться речь , в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонетический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в повседневной жизни.

Развивается связанная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавать не только главное, но и детали.

Вот основные особенности детей 5-6 лет.

В конце нашего собрания предлагаю Вам послушать стихотворение И.Орловой «Дети».

На столах лежат картинки человечков, выходя из зала, выберите то лицо, с каким настроением вы уходите. (Предложить пектограммы)

Родительское собрание в старшей группе №4 «Золотой ключик»

на тему: «Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста».

Подготовили: Ольсевич Наталья Викторовна

Лыкова Ольга Анатольевна

Традиционно родительские собрания в ДОУ проходят в пассивной форме. Для встречи с родителями воспитатель готовит доклад на какую-либо тему, затем обсуждаются различные организационные вопросы. На этом взаимодействие родителей и воспитателей заканчивается. Более того, родители на подобных собраниях не проявляют практически никакой активности. Сама форма встречи не располагает к диалогу и активному участию обеих сторон. В такой ситуации нужно пересматривать форму проведения родительских собраний в ДОУ. В нетрадиционной форме встречи проводятся сегодня уже во многих дошкольных образовательных учреждениях.

Собрания в ДОУ в нетрадиционной форме

Влияние семьи на становление личности и развитие (физическое, нравственное, художественное, моральное и так далее) ребенка несомненно, но только к сегодняшнему времени формула «ученик (воспитанник) - учитель (воспитатель)» начала преображаться в формулу «ученик (воспитанник) - учитель (воспитатель) - родители». Современные педагоги уверены, что полноценную личность, которая будет в состоянии определять значимость своих поступков, иметь свою позицию по важным вопросам, уметь выбирать приоритеты и находить собственный смысл в жизни, невозможно воспитать без совместной работы родителей и ДОУ, а затем и школы.

Принцип взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников реализуется через родительские собрания. Такие встречи проводятся в разных форматах (индивидуальные встречи, совместное собрание с родителями и детьми, официальные встречи в форме круглого стола или тренинга, ограниченное собрание с родительским комитетом и так далее), как правило, 3-4 раза в год. Обычно первое собрание организуется в начале сентября, следующее - под Новый год, далее - в апреле-мае. Необходимость проведения четвертой встречи определяется воспитателем группы.

В последнее время чаще проводятся родительские собрания в ДОУ в нетрадиционной форме. Такой формат предполагает активное взаимодействие всех участников, а также оказание родителям необходимой методической и дидактической помощи по вопросам воспитания и обучения дошкольников.

Виды и темы родительских собраний в детском саду, которые имеется возможность проводить в нетрадиционной форме, могут быть, например, следующими:

  1. Конференции (круглый стол). Примерные темы: «Вопросы воспитания в семье», «Наш выбор - здоровый образ жизни», «Адаптация к детскому саду», «Что такое авторитет? Родительский авторитет - основа воспитания», «Физиология и психология дошкольника», «Готовность к школе», «Кризис трех лет», «Физическое воспитание в условиях семьи и детского сада» и так далее. В ходе конференции родители обмениваются опытом. На эти встречи могут приглашаться специалисты: психолог, медик (медицинский работник ДОУ или специалист из местной поликлиники), дефектолог, социальный педагоги и другие педагогические работники.
  2. Встречи семейного клуба на базе ДОУ. Семейные клубы - неформальные объединения, которые организуются группой педагогов и родителей на добровольных началах. В рамках таких встреч можно развивать следующие темы родительских собраний в детском саду: «Рецепты здоровья», «Традиции физического воспитания в семье», «Дорожная азбука», «Правила обучения иностранному языку в домашних условиях», «Детское упрямство», «Воспитать ребенка полноценным» (для неполных семей) и так далее.
  3. Игры по темам конфликтных ситуаций. Родительское собрание в игровой форме - это встреча, в ходе которой быстрее вырабатываются и закрепляются определенные умения и навыки, позволяющие предупредить сложные педагогические ситуации, конфликты.
  4. Встреча в формате «вопросы и ответы». Такие родительские собрания в ДОУ в нетрадиционной форме позволяют родителям получить концентрированную педагогическую информацию по самым разным вопросам. Некоторые из них, как правило, носят дискуссионный характер, ответы из сухой информации переходят в заинтересованные обсуждения.
  5. Родительские собрания на природе. В теплый период года можно провести на природе «День семьи» или «День здоровья», любое экологическое мероприятие. Совместить такое собрание можно и с пикником, и с субботником, и с образовательной беседой.
  6. Тренинги. В ходе таких встреч родители могут не только получить консультацию специалиста по определенной теме, расширить свои знания в вопросах воспитания и обучения (особенно это касается молодых родителей), но и на практике отработать полученные навыки. Так, в собрании-тренинге неким образом совмещается форма «вопросы и ответы», конференции и игры по темам конфликтных ситуаций. Темы могут быть разными: «Как понять ребенка 2-3 лет?», «Кризис 3 лет на практике», «Подготовка к школе», «Адаптация к детскому саду» и так далее.

Родительские конференции по обмену опытом

Встречи такого формата расширяют кругозор родителей в вопросах воспитания и обучения, располагают к эффективному взаимодействию семьи и воспитателя детского сада, позволяют тактично и ненавязчиво познакомить взрослых с требованиями ДОУ к воспитанникам (организационная функция). Тему для собрания в форме конференции, особенно первого, организационного, лучше выбрать какую-нибудь нейтральную. Например, можно провести родительское собрание в форме круглого стола на тему «Азы воспитания».

Задачи встречи «Азы воспитания» в форме круглого стола

Тема «Азы воспитания» нейтральная, актуальная для всех родителей, так что каждый специалист, раскрывая ее, может ненавязчиво рассказать о своих требованиях к воспитанникам, представить себя как специалиста. Задачами такого собрания является:

  1. Знакомство родителей друг с другом, с воспитателями, специалистами, которые работают с детьми в ДОУ, группой, администрацией дошкольного учреждения, детским садом.
  2. Помощь в подготовке к изменению статуса малыша в семье, понимание значимости перехода ребенка в новое психическое и физическое состояние.

На встречу можно пригласить логопеда, дефектолога, психолога, медицинского работника ДОУ, заведующего детским садом. Конечно, также должны присутствовать воспитатели группы.

Анкетирование родителей перед собранием

Предварительно стоит провести анкетирование родителей, чтобы на собрании ответить на все интересующие вопросы. Кроме того, анализ ответов родителей позволит выявить, на какую информацию необходимо обратить большее внимание взрослых. В анкету можно ввести следующие вопросы:

  1. Знает ли Ваш ребенок правила культурного поведения? Какие? Пожалуйста, приведите примеры.
  2. Знает ли Ваш ребенок правила безопасности в быту и на улице, на дороге? Какие?
  3. Что такое ЗОЖ? Какие методы укрепления здоровья ребенка вы используете?
  4. Как Вы проводите семейный досуг с ребенком?
  5. Что, по Вашему мнению, является главным в воспитании хороших манер и навыков культурного поведения?
  6. На какие вопросы Вы хотели бы получить ответы на собрании?

Результаты позволят понять, на какие вопросы обратить внимание специалистам (дефектологу, психологу, медицинскому работнику) при подготовке докладов.

Теоретическая часть родительского собрания в ДОУ

Сценарий родительского собрания в нетрадиционной форме «Азы воспитания» включает две части: теоретическую и организационную. В рамках теоретической части встречи с докладами выступают:

  1. Воспитатели группы. Нужно поприветствовать собравшихся, поблагодарить за то, что нашли время прийти. На первой встрече можно начать с разговора о тех простых вещах, которые и создают основу культурного поведения, здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности ребенка. Нужно донести до родителей перечень основных умений, которые должны быть сформированы у дошкольника (например, умение считаться с мнением других, соблюдение правил культурного поведения, поддержание в порядке собственной комнаты, регулярное участие в посильном труде), также стоит отметить, что главным в воспитании является личный пример.
  2. Логопед. Специалист может рассказать о речевом этикете. Стоит сделать акцент на том, что ребенка необходимо избавить от грубых обращений, а также исключить из семейного обихода нецензурные слова.
  3. Педагог-психолог. Этот специалист может дать родителям несколько профессиональных советов по воспитанию («Чтобы ребенок слушался…») гармоничной личности, выявлению индивидуальных способностей и особенностей дошкольника. Стоит дать понять родителям, что они всегда могут рассчитывать на помощь психолога в решении различных вопросов. Полезным также будет подготовить и раздать короткие памятки с советами по семейному воспитанию от выдающихся педагогов.
  4. Дефектолог. Тему воспитания хорошо бы продолжить разговором о похвале. Донести до родителей следует тот факт, что ребенка нужно обоснованно хвалить. Тут можно провести короткую игру. Нужно раздать родителям фишки, подготовить тезисы о правильном поведении (аккуратно складывает одежду; при встрече приветливо здоровается, говорит «до свидания» при расставании; не говорит нецензурных слов), предложить распределить фишки по тезисам по цветам: например, зеленый - ребенок выполняет правило; синий - выполняет не всегда или не совсем верно; красный - не выполняет совсем. Такое упражнение позволит определиться, над чем стоит поработать с детьми.
  5. Медицинский работник. Стоит провести беседу о закаливании, ознакомить родителей с теми методами, которые применяются в ДОУ (температурный режим, утренняя гимнастика, ежедневные прогулки, активные игры, хождение по ребристым дорожкам).
  6. Второй воспитатель. Второй педагогический работник, который работает с группой, может поднять тему безопасности в детском саду и в быту. Родителям стоит обозначить важность знакомства ребенка с правилами безопасности в быту, ПДД, правилами противопожарной безопасности, подсказать методы обучения навыкам безопасного поведения.

Организационные моменты на нетрадиционном родительском собрании

Первое родительское собрание, пусть и в нетрадиционной форме, в обязательном порядке предполагает наличие организационной части. Нужно ознакомить родителей с основными задачами на предстоящий учебный год, программой обучения, нормативно-правовым регулированием деятельности ДОУ, списком канцелярских товаров, необходимых для обеспечения полноценного учебно-воспитательного процесса в детском саду. Необходимо обсудить правила детского сада (по договору между родителями и ДОУ), провести выборы родительского комитета.

Протокол родительского собрания

Обязательно нужно сделать протокол родительского собрания в ДОУ. Этот документ должен включать такие вопросы, как:

  1. Общее число родителей, количество присутствующих и отсутствующих, причины отсутствия.
  2. Повестка дня.
  3. Выступления участников встречи, вопросы, комментарии, обсуждение.
  4. Результаты голосования, анкетирования, любых других активностей.
  5. Решения родительского собрания.

Под протоколом родительского собрания в ДОУ подписывается секретарь. Это может быть второй воспитатель или председатель родительского комитета.

Собрание «Игра как средство воспитания»

На родительское собрание в ДОУ в нетрадиционной форме можно пригласить психолога. Специалист расскажет родителям, какие игрушки нужны ребенку того или иного возраста, как организовать детский уголок для игр дома, даст краткую характеристику игровой деятельности, ее роли в воспитании. Можно привести примеры сюжетно-ролевых игр и рекомендации по руководству игрой в семье.

До беседы можно предложить родителям провести родительское собрание в форме тренинга. Вот несколько идей, которые можно использовать для проведения такой встречи:

  1. Проведение игры «Магазин игрушек». Нужно подготовить различные игрушки (кукла, пирамидка, кубики, пазлы, матрешка), предложить родителям выяснить полезность, бесполезность или вред, плюсы и минусы любой игрушки по выбору.
  2. Проведения игр на развитие внимания, творческие навыки (совместно с детьми). Можно предложить игру «Угадай, что исчезло», упражнение «Дорисуй картинку» (например, нужно дорисовать вторую половину елочки и ответить на тематические вопросы про Новый год), игру «Что лишнее?» и другие. Цель - познакомить родителей с развивающими играми, которыми можно заниматься дома с детьми.
  3. Можно подготовить для собрания и распечатать памятки по развитию мелкой моторики, наборы развивающих игр.

Родительское собрание «Что я знаю о своем ребенке?»

Развитию интереса к познанию дошкольника и эмоциональному сближению всех участников воспитательно-образовательного процесса способствует, например, родительское собрание в форме кафе. Нужно подготовить чай и кофе, сладости, включить спокойную музыку в качестве фона. Можно предложить родителям ознакомиться с меню:

  1. Первое блюда: мини-лекция «Что нужно знать о своем ребенке?» (роль родителей в воспитании, что нужно ребенку для полноценного развития).
  2. Гарнир: блиц-опрос «Насколько хорошо вы знаете своего ребенка?» (быстрые вопросы и ответы).
  3. Салат: конфликт, решение сложных педагогических ситуаций.
  4. Напиток: тест «Какой вы родитель?». Можно, например, привести список фраз, которые родители могут употреблять в общении с детьми (как положительных, например, «Посоветуй мне, пожалуйста…» или «Какой ты у меня сообразительный!», так и отрицательных: «О чем ты только думаешь!», «Сколько раз тебе повторять?»). Далее нужно предложить родителям присвоить каждой фразе число: 0 - вообще не употребляю эту фразу в общении; 1 - иногда употребляю; 2 - часто употребляю (для отрицательных высказываний; наоборот - для положительных). По ответам можно определить, насколько гармоничны отношения родителей и ребенка.
  5. Десерт: ознакомление с результатами тестирования, решение интересующих родителей вопросов, подведение итогов.

В ходе обсуждения воспитатель детского сада также отвечает на отдельные вопросы родителей. Кроме того, нужно определить тему следующего собрания, запланировать следующую встречу.

Тема: «Моя большая, дружная семья».

Цель: развитие взаимоотношения воспитанников и их родителей посредством включения в совместную творческую деятельность, обогащение отношений детей и родителей через эмоциональное общение.

Подготовительная работа:

Изготовление именных пригласительных билетов для каждой семьи,

Разучивание родителями и ребенком пословиц и поговорок о доме и о семье,

Оборудование:

Чистые листы бумаги,

Фломастеры, карандаши для изготовления визитных карточек семей.

— два набора строительного конструктора (крупный),

— заготовки из бумаги в виде сердца,

— ножницы,

Чайная посуда для эстафеты,

Диск с песнями

Оформление:

Плакаты «О семье, о доме»,

— высказывание великих людей о доме и о семье,

Воздушные шары

-«Дерево желаний»

— фотографии из семейного альбома

Ход собрания:

Звучит песня Ю. Антонова «Крыша дома твоего». В зал входят дети и родители.

Воспитатель: Добрый день! Мы рады, что все сегодня собрались на нашу встречу «Моя большая, дружная семья».

Ведь только в семье человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждения своей значимости и уникальности.

А, что такое семья? (высказывания родителей и детей)

Воспитатель: Семья — это дружный коллектив родственников, связанных кровными узами, единомышленники, друзья, готовые всегда прийти на помощь. А вы знаете, как появилась семья?

Воспитатель читает стихотворение А. Дмитриева «Семья»

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я»

«Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я»

«Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все также ответила: «Я»

Кто платье сошьет, постирает белье?

Меня приласкает, украсит жилье?

«Я, я – тихо молвит Ева – я, я.

Сказала она знаменитых семь «я» —

Вот так на Земле появилась семья.

Воспитатель: Чтобы начать наш вечер, нам надо представиться.

Вопросы родителям:

  • Представьтесь, пожалуйста. Расскажите о своей семье. Сколько детей в вашей семье?
  • Почему вы назвали вашего ребенка именно так?
  • Какие чувства вы испытываете, когда ваш ребенок впервые пошел в д./сад?
  • Какое любимое занятие вашей семьи и ваших детей?
  • Как вы воспитывали в ребенке бережливость, доброе отношение к людям?
  • Как вы проводите всей семьей выходные дни?

Вопросы детям:

  • Чем любит заниматься твоя мама?
  • В какие игры ты играешь дома?
  • Кем работает папа?

Воспитатель: Семья начинается с любви, доброты, заботы друг о друге, и конечно, с дома.

Родительский дом – всему начало. Ведь именно родители закладывают в своего ребенка, то, с чем он живет потом всю свою жизнь.

«Дом – жилое здание; свое жилье, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство; место, где живут люди, объединенные общими интересами, условиями существования».

Это житие – бытие под одной крышей, в кругу близких людей, их единодушие, дружба, поддержка, согласие, умение ладить друг с другом.

Однажды скульптор Роден сказал:

«Дом должен улыбаться улыбой человеческой души».

Давайте все вместе построим наш общий, большой, светлый, дружный, теплый дом.

Взрослые и дети строят дом.

Воспитатель: Наш дом получился уютный, гостеприимный, добрый, полезный для всех.

А вы знаете пословицы о доме, семье, дружбе?

  • В своем доме и стены помогают.
  • Мой дом – моя крепость.
  • В тесноте, да не в обиде.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Дом как полная чаша.
  • Куда мать, туда и дочь.
  • Не растет трава без корней.
  • Кто не осушит слез ребенка, будет плакать сам.
  • Сын за отца не отвечает.
  • Хоть дитя криво, а матери мило.
  • Сор из избы не выносят.
  • Как аукнется, так и откликнется.
  • В дороге и отец сыну товарищ.
  • Жена приласкает, а мать пожалеет.
  • Добрая семья прибавит разума-ума.
  • Всякому мужу своя жена мила.
  • Выбирай жену не в хороводе, а в огороде.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.

Вот так, воспитываясь на народной мудрости, мы учимся ценить свою семью, близких и друзей.

Воспитатель: В каждой семье много фотографий. А если у вас визитная карточка вашей семьи? Давайте попробуем нарисовать рисунок «Моя большая, дружная семья»?

Звучит песня «Маленькая страна» Н. Королевой. Дети рисуют свою семью.

Воспитатель: Все визитные карточки разные, каждая интересная по-своему и, конечно, их объединяет дружба, взаимопомощь. Мы организуем выставку визитных карточек.

Говоря о семьи, мы можем говорить о приоритетах в воспитании и развитии детей и семейных ценностях.

Усилия, направленные на работу с детьми, должны быть взаимно приемлемыми, дополняющие друг друга.

Викторина «Ценности вашей семьи»

Из предложенных качеств выберете три наиболее значимых для вас и вашей семьи:

  • совесть,
  • честь,
  • оптимизм,
  • здоровье,
  • материальный достаток,
  • воспитанность,
  • образованность,
  • интеллигентность,
  • верность,
  • целеустремлённость,
  • уметь находить выход из любой ситуации,
  • умение подчинятся,
  • ответственность,
  • жизнерадостность,
  • доброта,
  • послушание,
  • находчивость.

Пожалуйста, прочитайте и продолжите фразы:

  • В моей семье было важно…
  • Если дети в нашей семье капризничали, то родители…
  • В моей семье было запрещено…
  • Свободное время в моей семье посвящалось…

Спасибо за ответы.

Воспитатель: Мы знаем, что каждая семья – целый мир. Свая культура, традиция. Одна

из традиций каждая семьи – чайная церемония. А. теперь давайте поиграем.

Дети делятся на 2-ве команды и проводится игра «Кто быстрее накроет на стол».

Воспитатель: И снова семейный конкурс: «Великолепная семерка». (Каждая семья отвечает на один вопрос.)

На все вопросы нужно отвечать быстро и правильно. Все вопросы связаны с цифрой «семь».

  • Назовите седьмой месяц года, (июль)
  • Назовите седьмую букву алфавита, (Е)
  • Какой праздник мы отмечаем седьмого января? (Рождество Христово)
  • Название, каких дней недели состоят из семи букв? (вторник, четверг, пятница, суббота),
  • Сколько будет семью семь? 49
  • Какое действие нужно совершать семь раз, чтобы потом один раз отрезать? (отмерить)
  • В какой сказке принцессу оберегают семеро сказочных человечков? («Белоснежка и семь гномов)
  • Как правильно пожелать счастливого плаванья, используя цифру «семь»? (семь футов под килем)
  • Как называется ансамбль из семи исполнителей? (Септет)
  • Как можно охарактеризовать умного человека, используя цифру «семь»? (семь прядей во лбу)
  • Как в народе говорят об очень дальних родственниках с использованием цифры «семь»? (седьмая вода на киселе)

Воспитатель: Вы с честью прошли испытание, и вышли из него победителями.

Семья создается родителями. И от вашей любви и согласия семья становится крепкой. Мама в семье готова отдать все, что у нее есть, ради благополучия детей.

Дети читают стихи:

У маленькой мышки – большие заботы:

Зайти в магазин, возвращаясь с работы,

В авоськах мышатам еду принести.

Сварить, накормить и полы подмести.

И кошка спешит от субботы к субботе,

И кошка, как мышка весь день на работе.

И после работы у кошки дела:

Купить, приготовить, убрать со стола.

З кошек и мышек мне стало обидно:

Котята! Мышата! Вам разве не видно,

Что мамам на помощь должны вы прийти.

Согреть, не бросать и полы подмести.

Вам разве не стыдно, что мамы устали?

Совсем телевизор смотреть перестали.

Работают даже по выходным!

Ах, как тяжело без помощников им.

Мне жалко бедняжек – сказал я, заплакав.

А мама ответила: «Мир одинаков»

Я днем на работе, а после шести

Мне нужно готовить, кормить и мести,

Стирать, пылесосить. вязать. убирать.

Смеяться, шутить и с тобою играть.

А. Дмитриев

Воспитатель: Наше знакомство состоялось. Дом для большой и дружной семьи мы построили, а теперь давайте посадим дерево наших желаний.

(Звучит песня «Настоящий друг» музыка Б.Савельева,

слова М. Пляцковского, под музыку каждая семья вырезает сердечко и пишет пожелание себе и всем присутствующим, затем читают и вешают сердечко на дерево желаний.)

Воспитатель : Хочется закончить нашу встречу такими словами:

Берегите друг друга!

Добротой согревайте!

Берегите друг друга!

Обижать не давайте!

Берегите друг друга!

Суету позабудьте.

И в минуту досуга

Рядом вместе побудьте!

О. Высотская

Любви, здоровья, счастья, взаимопонимания в ваших семьях.

Звучит песня «Мы желаем счастья вам» музыка С. Намина,

слова С. Шаферана.

Приложение.

Памятка для хороших родителей.

«Сказать, ничего не говоря, — это высочайшее

искусство воспитания, которое

свидетельствует об истинном и глубоком

контакте между родителями и детьми»

  • Каждый вечер уделяйте ребенку время для бесед, игр,
  • Рассказывайте сказки на ночь, говорите о том, какой у меня добрый, умный, вежливый, храбрый сын (дочь).
  • Вместе с ребенком смотрите детские передачи, мультфильмы, обсуждайте их,
  • Перед сном совершайте прогулки перед сном,
  • Ребенок никогда не ложится спать непрощеннным,
  • Никогда не решайте конфликты взрослых при детях,
  • Укладывайте ребенка в одно и то же время, не позже 21часа,
  • Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.
  • Не говорите ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали

Дорогие, родители!

Пусть ваши тревоги, заботы окупятся радостью удач, взаимопониманием, любовью детей.

Удачи в воспитание ваших детей.

Литература.

Научно — практический журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» №6, 2008г. страница 99

Россия, Кемеровская область, г. Кемерово.

Кемерова Марина Анатольевна

Воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №9 «Детский сад компенсирующего вида»

  • Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желания стать хорошими родителями
  • Виды родительских собраний
  • 1.Организационное
  • 2. Информационное
  • 3. Тематическое
  • 4. Итоговое
  • 5. Консультативное
  • Нетрадиционные формы родительских собрания
  • Родители получают рекомендации по проблеме, которая их волнует. В каждом классе есть обучающиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают похожие затруднения. Эти проблемы носят порой конфиденциальный характер поэтому их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. Понимание проблемы друг друга будет направлено на совместное решение. Можно по просьбе родителей пригласить психолога, социального педагога, логопеда, сексолога, и т. д.
  • Родительские чтения
  • Дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Анализируя прочитанную книгу, родители излагают свое понимание вопроса и, может быть, изменение подходов к решению после прочтения книги.
  • Родители расстаются со своими традиционными ролями, что становится залогом сотворчества и взаимного интереса. Технология помогает включить в работу каждого родителя, создает условия для проявления творческих способностей обучающихся.
  • Мастерская
  • Имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а так же способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доверительных отношений между родителями и педагогами школы. Например, работа может проходить по группам: «дети», «администрация школы», «родители», «учителя». Участники выполняют определенную роль в игре. Каждая готовит свой анализ проблемы и способ ее решения. В конце игры должна произойти самооценка участников, где некоторым родителям необходимо продолжить фразу: «Работая с группой, я поняла, что…»
  • Не только знакомит родителей с каким-то понятием, но и обучает определенным упражнениям. Помогает применить полученную информацию на практике.
  • Это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком. В нем должны участвовать оба родителя. Тренинг даёт возможность родителям ощутить себя на время ребенком. Пережить эмоционально еще раз детские впечатления. Задания могут быть такими: «Детские гримасы», «Любимая игрушка», «Мой сказочный образ», «Воспоминания детства». На один вопрос отвечают несколько семей. Эксперты определяют, какая семья более близка к истине.
  • Родительский тренинг
  • «Мастерская общения с родителями»
  • Тема: «Давайте познакомимся».
  • Цель: дать возможность родителям познакомиться друг с другом, способствовать сплочению родительского коллектива, избрать родительский комитет группы.
  • Участники мастерской: классный руководитель, родители.
  • Оборудование и инвентарь: ножницы, фломастеры, цветная бумага, булавки.
  • Ход проведения. 1. Вводное слово педагога . Педагог поздравляет родителей обучающихся с началом учебного года и произносит следующие слова: «Сегодня мы все вместе «проживем» мастерскую общения «Давайте познакомимся!». Вам предлагается работать и общаться в группах, самостоятельно выбирать способ выполнения нескольких заданий. Я буду отвечать на ваши вопросы и вместе с вами буду выполнять задания. Итак, начинаем!» 2. Индукция. (все сидят обычно): обведите и вырежьте из листа любого цвета свою ладонь, напишите в центре вырезанной ладони любым шрифтом с помощью фломастеров свое имя. Как бы вы хотели, чтобы к вам с сегодняшнего дня обращались и вы при этой форме чувствовали себя комфортно (получается «визитка»каждого участника мастерской). 3. Социоконструкция:
  • Объединить в группы по цвету своих «визиток» (столы переставляются в соответствии с созданными группами);
  • Расскажите в своей группе о себе то, что заинтересует ваших товарищей; Придумайте совместно имя группы и подготовьте коллективную «визитку» - выступление в любом жанре (песня, танец, сценка, пантомима, сказка, рисунок).
  • 4. Социализация: выступление групп с представлением своих коллективных «визиток». 6. Рефлексия: «передавайте изготовленную «ладошку» с рассказом о своих впечатлениях и чувствах, возникших на мастерской, как вы себя чувствовали в начале, в процессе и на завершающем этапе работы в мастерской, постарайтесь проанализировать причину их возникновения.
  • Благодарю за внимание

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний

«Педагогическая лаборатория».

Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, чтобы педагог ближе узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Читательская конференция». За 2 недели родителям сообщается тема собрания, предлагается материал на данную тему. Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по заявленной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Педагог просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, с какого возраста следует обращаться за помощью к логопеду. Предлагается несколько высказываний, и родители комментируют, обсуждают эти высказывания, делятся своим мнением по данному вопросу.

«Семинар – практикум». На собрании могут выступать воспитатель, родители, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как педагог, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему «Роль игры в речевом развитии детей». Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителям предлагается посмотреть несколько игр, в которые дети играют в детском саду. Подумать, какие стороны речевого развития отрабатываются в данных играх. Вспомнить игры, в которые сами играли в детстве и которым они могут обучить своих детей, их ценность с точки зрения развития речи.

«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенности их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка: слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

«Ток – шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатели, специалисты. К примеру, возьмем кризис 3-х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса

3-х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

«Вечера вопросов и ответов». Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.

На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей.

«Мозговой штурм». Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсионная мозговая атака, или Разнос». Этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка решения, направленного на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений». Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Какой бы вы хотели видеть речь вашего ребенка на пороге школы?». Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно формулируются пути достижения цели.

«Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».

«Запись на листах». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

«Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: Кто?, Что?, Где?, Как?, Чем?, Когда? (Почему?). Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вариант. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешанные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.

Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так? Или: ваша трехлетняя дочь шалит в кафетерии, куда вы ненадолго зашли, - смеется, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации?

Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др.

Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными (вместо "Почему ты опять не убрал свои игрушки?" - "Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина"). Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: "Стыдно!", "Меня не устраивают твои "хочу", мало ли, что ты хочешь!", "Что бы ты без меня делал(а)?", "Как ты можешь поступать так со мной!" и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: "Хорошо учиться в школе - это значит..." или "Для меня диалог с ребенком - это..." Мать или отец должны закончить предложение.

Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.

Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: "Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?" Или: "Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста", или: "Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний" и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.

Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.

Предложенные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется.

Об эффективности проводимой работы с родителями свидетельствуют:

Проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

Возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

Ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;

Увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

Стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

Размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

Повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

Групповое родительское собрание в средней группе Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи по соблюдению логопедического режима ДОУ»

Введение

Родители – это очень важные люди в жизни каждого ребенка. От того, как родители строят общение с ребенком в своей семье, зависит очень многое в развитии ребенка, в частности – его речевое развитие. В наш детский сад приходят дети с тяжелыми нарушениями речи. Успех работы по компенсации тяжелых речевых нарушений напрямую зависит от слаженной работы специалистов детского сада и родителей детей. В нашем детском саду придается большое значение работе с родителями, так как от их поддержки и трудолюбия в выполнении заданий учителя-логопеда напрямую зависят успехи их детей по преодолению имеющихся речевых нарушений. Одной из форм работы с родителями по налаживанию взаимного сотрудничества является проведение родительских собраний в нетрадиционной форме.

Цель:

1. Налаживание связей между родителями группы

2. Создание единого образовательного пространства «детский сад – семья» через формирование активной родительской позиции в коррекционно-развивающей среде.

3. Актуализация и активизация роли родителей в жизни детского сада.

Задачи:

1. Углубить степень знакомства родителей друг с другом.

2. Повысить уровень мотивационной готовности родителей к совместному с ребенком выполнению домашних заданий учителя-логопеда.

3. Проверить знания родителей артикуляционной и пальчиковой гимнастик, разученных вместе с детьми.

Оборудование:бейджики по количеству родителей, бумага двух цветов по размерам бейджика, ручки, ватман, фломастеры (карандаши цветные), музыкальное сопровождение (песня «В коробке с карандашами»), мяч или клубок шерсти.

Ход родительского собрания

Ведущий: "Добрый день, дорогие друзья! Наша сегодняшняя встреча будет проходить в форме игры. Мы надеемся, что она даст вам возможность отдохнуть, проявить находчивость, вспомнить программу второй младшей группы, а также бабушкины сказки, прибаутки".

Iблок психологический:

(проводится в кругу до разделения родителей на команды)

Ведущий:"Давайте встанем в круг""

Задание №1 «Знакомство»

Цель задания:проложить ассоциативные связи между именами родителей и положительными психологическими качествами.

Участники собрания садятся в круг, по кругу пускается мяч. Участник называет своё имя и своё положительное качество на первую букву своего имени. Для закрепления бросаем мяч любому участнику, он называет своё положительное качество, бросивший мяч участник должен вспомнить имя того участника, которому он бросил мяч.

Задание №2 «Углубление знакомства»

Цель задания:упражнение позволяет снизить напряженность, поднимает настроение, активизирует внимание и мышление.

Участники садятся по кругу, ведущий стоит в центре круга.

Инструкция: «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого есть сестры», - и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге».

После игры ведущий может обратиться к группе с вопросом: «Как вы себя чувствуете?» или «Как ваше настроение сейчас?».

IIблок логопедический:

Ведущий:"А сейчас мы поделимся на две команды. На первый второй - рассчитайсь. Следующее задание это придумать название и девиз каждой команде и написать название на бейджиках."

Задание №3 «Пословицы и поговорки»

Ведущий:"А сейчас первое задание. Сейчас вы по цепочке будете называть пословицы и поговорки о семье, о школе, о быте. Сначала говорит участник из одной команды, потом из другой. Выигрывает та команда, участник которой последний назовет пословицу или поговорку".

Примеры пословиц и поговорок.

О семье

О школе

О быте

Без отца - полсирота, а без матери - круглая сирота.

Куда иголка, туда и нитка.

Муж и жена – одна сатана.

Без труда, не выловишь и рыбку из пруда.

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Ученье и труд всё перетрут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Работа не волк, в лес не убежит.

Задание №4 «Артикуляционная гимнастика»

Ведущий:"Для того, чтобы успешно справиться со следующим заданием, вы должны будете вспомнить домашние задания учителя-логопеда за прошедший год обучения. Также по цепочке, как и в предыдущем задании, вы будете называть, и демонстрировать упражнения по артикуляционной гимнастике. Выигрывает та команда, участник которой последний назовет упражнение".

Варианты:учитель-логопед называет или показывает артикуляционную гимнастику, а родители дают название гимнастике или демонстрируют её.

Задание №5 «Пальчиковая гимнастика»

Ведущий:"В следующем задании вы также должны будете обратиться к собственной памяти. Также по цепочке, как и в предыдущем задании, вы будете называть, и демонстрировать упражнения по пальчиковой гимнастике. Выигрывает та команда, участник которой последний назовет упражнение".

IIIблок психологический

Задание №6 «На внимательность»

Цель:способствует мобилизации внимания, дает возможность участникам осознавать их регулятивные ресурсы, создает условия для их тренировки.

Участники садятся по кругу.

Инструкция:«Сейчас мы будем с вами считать, просто считать: 1, 2, 3 и т.д. Кто-то из нас начнет счет, а рядом сидящий (по часовой стрелке) продолжит и так далее. Постараемся считать как можно быстрее. В процессе счета надо будет соблюдать одно условие: если вам предстоит назвать число, которое делится на 6 (например, 12,18), или число, в которое входит цифра 6 (например,16), то, произнося это число, вы должны будете встать (можно усложнить упражнение, заменив вставание на хлопок без произнесения числа).

Если кто-то из вас ошибается, то он выбывает из игры.

Это упражнение очень динамично, особенно в том случае, если условия упражнения модифицируются непосредственно в ходе его выполнения. Упражнению можно придать и более конкурентный характер, введя условие выхода за круг тех, кто сделал ошибки. В этом случае, ошибающимся дается инструкция внимательно наблюдать за продолжением упражнения и стараться понять причины и характер ошибок. Выигрывает та команда, чей участник останется последним в кругу.

IVблок: завершение

Ведущий:"Прежде чем жюри подведёт итоги, мы хотели бы поблагодарить всех за участие в нашей игре. Не важно, кто победил, важно, что вы пришли и мы провели это время вместе".

Завершается родительское собрание игрой, которая подытоживает смысловое содержание всего собрания. «Слово – эстафета»

Родитель встают в один большой круг. По кругу пускается мягкая игрушка. Родители должны продолжить предложение начатое ведущим:

«Мой ребенок будет успешно учиться, если я …»

Заканчивает предложение каждый родитель.

Ведущий:"Как вы себя чувствуете после нашего собрания? Как ваше настроение? А теперь совместными усилиями давайте создадим фотопортрет детей нашей группы".

Конспект родительского собрания в средней группе. Тема: «Путешествие в прошлое своей семьи».

Цель: Формирование семейных традиций.

Задачи: 1. Заинтересовать родителей и детей изучением истории

Происхождения своей семьи,

2.Прививать уважение к культурным традициям семьи,

Способствовать становлению личности детей с помощью изучения

Родословной и жизни своих предков.

Форма проведения: педагогическая гостиная.

Участники: родители, воспитатель.

Предварительная работа:

1. Оформление фотоальбома «Семейные фотографии»,

2. Выставка фотографий воспитанников и родителей группы в младенчестве и раннем детстве.

3. Подготовка презентаций старинной семейной фотографии.

Материал:

Семейные фотоальбомы разных видов, фотографии воспитанников группы в раннем возрасте,

Альбом с пословицами и поговорками о семье,

Наглядный материал, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «семья», настольно-печатные и дидактические игры,

Художественная литература для чтения детям по теме собрания,

На мольберте написаны мудрые мысли, пословицы и поговорки о семье.

Ход собрания:

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть Вас в педагогической гостиной.

И прежде чем начать наш разговор я предлагаю Вам сыграть в игру « Моя семья». Эта игра поможет нам узнать о вашей семье, о традициях, увлечениях в семьях.

(Приложение 1)

Воспитатель: У каждого человека есть дом. Это не просто крыша над головой, а место, где его понимают, любят и ждут.

Таким домом можно назвать наши семьи, детский сад, село, страну, в которой мы живем.

«Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем» (В.Степанов)

Сегодня мы с вами поговорим о самом главном для каждого из нас – это о семье и о том, как сохранить историю семейного рода.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слеза, и смех,

Взлет и падение, радость и печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

На стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

Семья – это маленькая вселенная. Создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие. Поскольку семья – Вселенная, пусть и маленькая, должны быть и загадки вселенной. И они действительно существуют. Но на каждую загадку есть своя отгадка.

Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет, и свой срок уходит из жизни. И никому ещё не удавалось разорвать круг. Человек уходит, а дети остаются. У детей рождаются свои дети, а у тех – свои. И если человек не совершал не каких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки.

Кем был твой прадед,

Кем – твой дед?

О чем они мечтали?

Каким был скромный их обед?

Что в будни надевали?

Каким был род занятий их?

К чему они стремились?

Что вызывало дружный смех

И как они женились?

Какие испытанья им

Достались на веку?

Как до Парижа дед пошел

В народном том полку?

И если все узнаешь ты,

Изучишь древний род, -

Полюбишь родину свою,

Полюбишь свой народ!

Воспитатель: Скажите, что может помочь нам сохранить историю семейного рода? (Семейный альбом)»

А есть ли в вашем доме семейный альбом?

Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогут фотографии из семейного альбома. Каждая фотография в нем – это кусочек жизни, это возможность вернуться назад, в прошлое.

Игра « Узнай кто это?»

Посмотрите внимательно на фотовыставку и попробуйте узнать кто это? (Фотографии родителей и детей в раннем и дошкольном возрасте)

Воспитатель: К 4-5 годам дети начинают понимать, что когда то они были другими – маленькими, а скоро снова изменятся, вырастут и станут – большими. Этот процесс называется осознанием личностного времени.

Малышам такие сложные абстракции, как понимание движение времени, рост и взросление, недоступны. Лишь развитие мышления и воображения дает четырехлеткам возможность осознать это.

Важно понять, что каждый возраст по своему ценен. Не нужно стремиться делать ребенка старше, чем он есть, или, наоборот относится к нему как крошке. Дети растут и это замечательно помочь ребенку правильно оценивать себя и оптимистично смотреть в будущее – задача взрослого.

В каждой семье раньше были большие альбомы с фотографиями. Там любой мог увидеть себя и своих близких маленькими, молодыми, пожилыми.

Семейный альбом – это огромное, пространство жизни с одной стороны, простое и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное. Детей всегда привлекают такие альбомы. Они искренне удивляются, что их бабушки, дедушки, мамы и папы, когда-то были детьми. С интересом рассматривают они себя в младенчестве.

Скажите, рассматриваете ли Вы вместе с ребенком семейный альбом?

Жаль, что во многом эта традиция утрачивается. Однако восстановить её не так-то трудно, тем более что помимо фотографий у нас аудио- видеокассеты.

Отбор фотографий, оформлений страниц фотоальбома – это именно то общение, которое необходимо дошкольнику, и его совместной деятельности с родителями.

Конкретный образ на фотографии сопровождается рассказами из жизни членов семьи, это вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его память.

Посмотрите фотографии и обсудите с ребенком, чем отличаются взрослые от детей, как изменится он сам внешне и внутренне, каким он будет. В заключении нарисуйте лесенку из трех ступенек символизирующих прошлое, настоящее и будущее ребенка, каким он ведет себя на каждой ступеньке.

Воспитатель: Давайте обратимся к словарю и определим значением слов «альбом», «семья», «фотография».

(Родители делятся на три группы. Каждой группе дается лист с одним из слов, нужно написать значение данного слова и передать лист на проверку, родительской группе справа. Таким образом, каждая группа знакомится со всеми понятиями.)

Примерные записи родителей

Альбом:

Тетрадь или книга с чистыми листами для стихов, рисунков, фотографий, открыток.

Объединенное по теме собрание иллюстраций и рисунков, фотографий.

Семья:

Группа людей, состоящая из мужа, жена, детей, и других близких родственников живущих вместе.

Фотография:

Способ получения видимого изображения предметов на светочувствительных материалах, с помощью специального аппарата.

Семейный альбом:

Тематическое собрание фотографий близких родственников.

Воспитатель: Каждый человек старается упорядочить свои фотографии и создать альбом. Альбомы могут быть различных видов. Скажите, какими могут быть альбомы? (Свадебные, армейские, отражающий детство)

Глядя на фотографию, можно много узнать о том времени, когда она была сделана.

Воспитатель: А сейчас мы переходим к практической части нашего собрания. (Представляют жюри)

Жюри будет оценивать конкурсы по следующим критериям: оформление фотографий, представление, содержание.

Конкурсы.

1. Презентация семейной стариной фотографии.

2. Презентация семейного альбома.

3. Презентация «Моя родословная»

4. Презентация « Мой ребенок»

А теперь, пока жюри подводит итоги, мы с вами немножко отдохнем.

Вам нужно изобразить пантомиму следующих ситуаций:

Семейный отдых на природе

ребенок играет

ребенок обедает

ребенок собирается в детский сад

первые шаги ребенка

день рождение ребенка

Жюри подводит итоги. Победители награждаются.

Воспитатель: Зачем же современному человеку знать историю своей семьи?

Вывод: Человек без этого знания, подобен листу, который несет ветер, ему легко внушать любые истины, моральные нормы, им очень легко управлять.

Воспитатель: Уважаемые родители! Дерево, у которого крепкие корни ветер не валит. Если мы будем знать историю своей страны, и своего города нам не страшны не какие невзгоды.

Вариант решения родительского собрания

Постепенно с взрослением детей рассказывать им о своих предках.

Поддерживать семейные традиции и создавать новые

Начать создавать семейный альбом, родословную своей семьи.

Принести в группу семейную фотографию для оформления фотоальбома «Семьи наших воспитанников»

Приложение:

Игра «Моя семья»

Играющие сидят по кругу. Стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким то общим признаком, и называет этот признак. В тот момент, когда родители пересаживаются, воспитатель занимает один стул. Оставшийся без стула родитель становится ведущим и продолжает игру.

Кто имеет в семье одного ребенка (более одного ребенка)?

Кто кого-то из детей назвал в честь бабушки(дедушки)?

Кто живет в отдельной квартире (с родственниками)?

У кого есть дети-школьники?

Кто всей семьей трудится в огороде?

Кто любит путешествовать?

Чей ребенок любит рисовать(петь, танцевать)?

У кого в семье есть мама домохозяйка?

Чья мама печет самые вкусные блинчики?

Кто с сыном любит ходить на рыбалку?

У кого в семье кто-либо имеет хобби?

Для кого физкультура, любимое занятие?

Кто самый умный, сильный и любимый папа?

Кто каждый день своему ребенку читает книги на ночь?